Главная - Логопедия
Презентация к уроку на тему: Анатомо-физиологические механизмы речи. Речь: механизмы речи. Анатомо-физиологические механизмы речи

Для того, чтобы правильно представлять сложный механизм речевой деятельности в норме, дифференцированно подходить к анализу речевых нарушений и грамотно определять пути и направления коррекционной работы, необходимо знание анатомо-физиологических механизмов речи.
Речь – одна из сложных высших психических функций человека, которая обеспечивается деятельностью головного мозга.
Исследованиями П.К. Анохина, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия и др. установлено, что основой всякой высшей психической функции являются сложные функциональные системы, в формировании которых принимают участие различные участки мозга, объединенные механизмом рефлекса.
Речевой аппарат состоит из центрального и периферического отделов.


Рис. 1. Строение речевого аппарата

1 – головной мозг; 2- носовая полость; 3 – твердое небо; 4 – ротовая полость; 5 – губы; 6 – резцы; 7 – кончик языка; 8 – спинка языка; 9 – корень языка; 10 – надгортанник; 11 – глотка; 12 – гортань; 13 – трахея; 14 – правый бронх; 15 – правое легкое; 16 – диафрагма; 17 – пищевод; 18 – позвоночник; 19 – спинной мозг; 20 – мягкое небо.

К центральному отделу речевого аппарата относится головной мозг – его кора, подкорковые узлы, проводящие пути и ядра соответствующих нервов.
Главенствующее значение в образовании речи имеет лобная, височная, теменная и затылочная доли преимущественно левого полушария мозга (у левшей правого). Лобные извилины являются речедвигательной областью и участвуют в образовании устной речи (центр Брока). Височные извилины , будучи речеслуховой областью (центр Вернике), отвечают за восприятие чужой речи. Теменная доля коры мозга обеспечивает понимание речи, а затылочная , являясь зрительной областью, имеет значение для усвоения письменной речи.
Подкорковые ядра отвечают за ритм, темп и выразительность речи.
Проводящие пути связывают кору головного мозга с периферическими органами речи. От центра к периферии идут центробежные пути, а от периферии к центру – центростремительные нервные пути.
В иннервации мышц речевого аппарата принимают участие следующие черепно-мозговые нервы:

  1. Тройничный нерв иннервирует мышцы, приводящие в движение нижнюю челюсть;
  2. Лицевой нерв – мимическую мускулатуру, в том числе мышцы, которые осуществляют движение губ, щёк;
  3. Языкоглоточный и блуждающий нервы – мышцы гортани и голосовых складок, глотки и мягкого нёба. Языкоглоточный нерв также является чувствительным нервом языка, а блуждающий иннервирует мышцы органов дыхания и сердца;
  4. Добавочный нерв иннервирует мышцы шеи;
  5. Подъязычный нерв дает возможность совершать языку разнообразные движения.

Периферический речевой аппарат состоит из дыхательного, голосового и артикуляционного отделов.
Дыхательный отдел периферического речевого аппарата служит для подачи воздуха, голосовой – для образования голоса, артикуляционный – образует характерные звуки нашей речи в результате деятельности органов артикуляционного аппарата.
Дыхательный отдел включает в себя грудную клетку с лёгкими, бронхами и трахеей. Речь образуется в фазе выдоха, поэтому во время речи выдох намного длиннее вдоха (1:20 или даже 1:30). Длительный выдох нуждается в большем запасе воздуха. Поэтому в момент речи объём вдыхаемого и выдыхаемого воздуха увеличивается почти в 3 раза.
У ребенка речевое дыхание вырабатывается постепенно, в процессе речевого развития. Вначале ребенок пользуется в речи навыками жизненного дыхания. Такое дыхание остается в случаях рано возникающей речевой патологии.
Голосовой отдел состоит из гортани с находящимися в ней голосовыми складками. Гортань представляет собой трубку конусообразной формы, состоящую из нескольких хрящей. Вверху гортань граничит с глоткой, а внизу – с трахеей.
Голосовые складки своей массой почти полностью закрывают просвет гортани, оставляя узкую голосовую щель. При обычном дыхании голосовая щель расширяется (вдох), принимая вид равнобедренного треугольника, и сужается (выдох).
В основе механизма голосообразования лежит колебание голосовых складок гортани, на которые воздействует воздух, поступающий под определенным давлением из бронхов и лёгких. Колебания передаются в окружающую среду, и мы воспринимаем их как звуки голоса.
Основными органами артикуляционного отдела являются: язык, губы, верхняя и нижняя челюсти, твердое и мягкое нёбо, зубы, альвеолы, язык, губы, мягкое нёбо и нижняя челюсть – это подвижные органы артикуляции; зубы, альвеолы и твердое нёбо – неподвижные, которые не изменяют своего положения, но также участвуют в образовании звуков.

Рис. 2. Профиль органов артикуляции

1 - губы, 2 – резцы; 3 – альвеолы; 4 – твердое небо;
5 – мягкое небо; 6 – голосовые складки, 7 – корень языка; 8 – спинка языка; 9 – кончик языка.

Язык – самый активный и подвижный орган артикуляции, система мышц языка даёт возможность менять его форму, положение и степень напряжения. Язык участвует в образовании всех гласных и почти всех согласных звуков (кроме губных). Передняя часть языка подвижна и в ней различают кончик , передний края , боковые края и спинку. Задняя часть языка фиксирована и называется корнем языка.
От середины нижней поверхности языка ко дну ротовой полости спускается складка слизистой оболочки (так называется уздечка), которая ограничивает крайние движения языка. У некоторых детей эта уздечка укороченная от рождения. В грудном возрасте это затрудняет сосание, а позднее мешает правильно произносить звуки. В раннем возрасте уздечку подрезают. В более позднем возрасте необходима помощь логопеда и специальные упражнения для языка, помогающие растянуть уздечку.
Важная роль в образовании звуков речи помимо языка принадлежит также и другим органам артикуляции: твердому и мягкому нёбу. Совершая различные движения и принимая самые разнообразные положения, они видоизменяют форму ротовой полости, образуют в ней смычки, щели и т.п. Мягкое нёбо, поднимаясь и прижимаясь к задней стенке глотки, закрывает проход в нос, опускаясь, открывает его.
Движения активных органов артикуляции называют речевой моторикой , т.е. возможностью совершать движения и удерживать орган в заданном положении.
Образовавшийся в гортани голос усиливается и приобретает индивидуальный тембр благодаря резонансу в так называемой надставной трубе (глотка, ротовая и носовая полость). Надставная труба может менять форму и объем, что имеет большое значение для образования звуков речи. Именно эти изменения и создают явление резонанса.
При правильном произношении носовой резонатор участвует только в произнесении звуков м и и и их мягких вариантов. При произнесении других звуков нёбная занавеска, образуемая мягким нёбом и маленьким язычком, закрывает вход в полость носа.
При образовании звуков речи надставная труба кроме функции резонатора выполняет функцию шумового вибратора (функция звукового вибратора принадлежит голосовым складкам). Шумовым вибратором являются щели между губами, между зубами и губами, зубами и языком, языком и твердым нёбом, языком и альвеолами. При помощи шумового вибратора образуются глухие согласные, а одновременное колебание голосовых складок и шумового вибратора – звонкие согласные.
Важными факторами для развития речи ребенка являются его полноценный слух и зрение.
Для развития речи ребенка решающее значение имеет полноценный слух . Ребенок слышит речь взрослых, подражает ей и самостоятельно учится говорить. Глухие дети не овладевают речью без специального обучения. У детей с остатками слуха (слабослышащие дети) речь оказывается грубо нарушенной.
Слух человека в процессе своего развития приобрел особое свойство: точно различать звуки человеческой речи. Совсем маленький ребенок воспринимает слова еще нечетко, поэтому часто смешивает одну фонему с другой, произносит слова неправильно. Необходимо постоянно поправлять ребенка, чтобы неправильное произношение не стало привычкой, которую впоследствии будет трудно преодолеть.
Существенное значение в развитии речи детей имеет также зрение . Зрячий ребенок внимательно наблюдает за движениями губ и языка говорящих, повторяет их, стараясь подражать артикуляционным движениям.
В процессе развития ребенка между анализаторами, принимающих участие в речевой деятельности, возникает система условных связей, которая постоянно развивается и укрепляется повторными связями.

На доске написать слова: периферический, иннервация, проприорецепторы, барорецепторы, резонаторы, альвеолы

План:

  1. Понятие анатомо-физиологических механизмов речи.
  2. Строение периферического речевого аппарата
  3. Соотношение деятельности центрально и периферического речевого аппарата.

1. Понятие анатомо-физиологических механизмов речи.

Анатомо-физиологические механизмы речи – это изучение строения и функционирования организации речевой деятельности.

Необходимость их изучения определяется:

  1. позволяет представить сложный механизм речи в норме
  2. дифференцированно подходить к анализу речевой патологии
  3. правильно определять пути коррекционного воздействия.

Речевой акт осуществляется сложной системой органов, в которой главная, ведущая роль принадлежит (чему?) деятельности головного мозга.

В начале 20 в была распространена точка зрения по которой функцию речи связывали с существованием в мозгу особых «изолированных речевых центров». И.П. Павлов дал новое направление этому взгляду, доказав, что локализация речевых функций коры головного мозга не только очень сложна, но и изменчива, почему и назвал ее «динамической локализацией».

В настоящее время исследования П.К. Анохина, А.Р. Лурии установили, что основой всякой ВПФ являются не отдельные центры, а сложные функциональные системы, которые расположены в разных областях ЦНС и объединены между собой единством действия. Для того, чтобы речь человека была членораздельной и понятной, движения речевых органов должны быть закономерными и точными. Вместе с тем они д/б автоматическими, т.е. осуществлялись без специальных усилий.

Речевой аппарат состоит из 2 тесно взаимосвязанных между собой частей: центрального (или регулирующего) и периферического (исполнительного).

2. Строение центрального речевого аппарата

Центральный речевой аппарат находится в левом полушарии головного мозга. Он состоит из:

  1. Коры г.м
  2. Подкорковых узлов
  3. Проводящих путей
  4. Ядер ствола (продолговатого мозга)
  5. Нервов, идущих к дыхательным, голосовым, артикуляционным мышцам.

1. Некоторые отделы коры головного мозга имеют главенствующее значение в образовании речи. Это лобная, височная, теменная и затылочная доли левого полушария (у левшей правого).

Лобные извилины (нижние) – являются двигательной областью и участвуют в образовании устной речи (центр Брока )

Височные извилины (верхние) – являются речеслуховой областью, куда поступают слуховые раздражения (центр Ве рнике). Обеспечивают восприятие чужой речи.

Теменная доля коры – понимание речи

Затылочная доля – зрительная область, которая обеспечивает усвоение письменной речи (восприятие букв при чтении и письме). Зрительное восприятие артикуляции взрослых обеспечивает ребенку развитие собственной артикуляции.

2. Подкорковые узлы или ядра отвечают за темп, ритм и выразительность речи.

3. Проводящие пути.

Кора головного мозга связана с органами речи (периферическими) двумя видами нервных путей: центробежными и центростремительными.

Центробежные Центростремительные
Противоположны по функции
(двигательные) нервные пути. Начинаются в коре головного мозга в центре Брока и соединяют кору с мышцами, регулирующими Д периферического реч. аппарата. Являются общими регуляторами деятельности речевых органов. Начинаются в проприорецепторах и в барорецепторах. Проприорецепторы –находятся внутри мышц, сухожилий и на суставных поверхностях движущихся органов. Функция: контроль мышечной деятельности Барорецепторы – возбуждаются при изменениях давления и находятся в глотке.
Идут от коры к периферии и дают сигнал к осуществлению действия. Идут от периферии к центру, т.е от речевых органов к коре гол. мозга и дают сигнал о выполнении действия.

4. В ядрах ствола продолговатого мозга берут начало черепно-мозговые нервы. Все органы периферического речевого аппарата иннервируются (обеспечиваются нервными волокнами) черепно-мозговыми нервами.

5. Черепно-мозговые нервы:

1. Тройничный – иннервирует мышцы, приводящие в движение нижнюю челюсть.

2. Лицевой нерв – мимическую мускулатуру, в том числе мышцы, осуществляющие движения губ, надувание и вытягивание щек.

3. Языкоглоточный и блуждающий нервы – мышцы гортани и голосовых складок, глотки и мягкого неба. Он является чувствительным нервом зыка, а блуждающий иннервирует мышцы органов дыхания и сердца.

4. Добавочный нерв – иннервирует мышцы шеи

5. Подъязычный нерв – снабжает мышцы языка двигательными нервами

3. Строение периферического речевого аппарата

Периферический речевой аппарат состоит из трех отделов:

  1. Дыхательный
  2. Голосовой
  3. Артикуляционный или звукопроизводящий.



Дыхательный отдел

состоит: грудная клетка, легкие, трахея, бронхи.

Произнесение речи тесно связано с дыханием. Речь образуется в фазе выдоха. В процессе выдоха воздушная струя осуществляет одновременно голосообразующую и артикуляционную функции (помимо газообмена). Особенности дыхания в момент речи:

  1. выдох длиннее вдоха
  2. число дыхательных движений меньше
  3. объем вдыхаемого и выдыхаемого воздуха в 3 раза увеличивается.
  4. выдох осуществляется при активном участии выдыхательных мышц (брюшной стенки и внутренних межреберных мышц).

Гортань – широкая, короткая труба, состоящая из хрящ0ей и мягких тканей. Сверху гортань переходит в глотку. Снизу она переходит в дыхательное горло (трахею). Между гортанью и глоткой находится надгортанник, который имеет форму языка или лепестка. Передняя его поверхность обращена к языку, задняя к гортани. Функция: предохраняет при глотании гортань от попадания пищи и слюны.

Механизм голосообразования: При фонации голосовые складки находятся в сомкнутом состоянии. Струя выдыхаемог7о воздуха, прорываясь через сомкнутые голосовые складки, несколько раздвигает их в стороны. В силу своей упругости, а так же под действием гортанных мышц, суживающих голосовую щель, голосовые складки возвращаются в исходное, срединное положение, с тем, чтобы в результате продолжающего давления воздушной струи снова раздвинуться. Смыкания и размыкания продолжаются до тех пор, пока не прекратиться давление голосообразующей дыхательной струи. Таким образом, при фонации происходят колебания голосовых складок. Эти колебания осуществляются в поперечном, а не продольном направлении, т.е голосовые складки перемещаются квнутри – кнаружи, а не кверху – книзу.

Артикуляционный отдел

Состоит: язык, губы, челюсти, твердое и мягкое небо, альвеолы.

Язык, губы, мягкое небо, нижняя челюсть подвижны, остальные нет.

Язык – главный орган артикуляции. Это мышечный орган. При сомкнутых челюстях он заполняет всю ротовую полость. Передняя часть языка подвижна, задняя – фиксирована и носит название корень языка. Передняя часть состоит из: кончика, переднего края (лезвие), боковые края, спинка. Язык участвует в образовании всех гласных и почти всех согласных (кроме губных.

Важную роль в образовании звуков речи принадлежит нижней челюсти, губам, зубам, небу. Альвеолам. Перечисленные органы образуют щели. Смычки, возникающие при приближении и прикосновении языка к небу, альвеолам, зубам, а так же при сжатии губ или прижатии их к зубам.

Громкость и отчетливость звуков создается благодаря резонаторам, которые расположены во всей надставной трубе.

Надставная труба – это все то, что расположено выше гортани: глотка, ротовая полость, носовая полость. Надставная труба может меняться по объему и по форме. (м/б вытянутой и сжатой и наоборот растянутой). Изменение формы и объема создают явление резонанса. В результате резонанса одни звуки усиливаются, другие заглушаются, таким образом создается тембр звуков. (при звуке и ротовая полость сжимается, а глотка расширяется, при звуке а . наоборот). Речевой звук образуется не только в гортани, но и в резонаторах (глоточном, ротовом и носовом).

Надставная труба при образовании звуков играет двоякую функцию: резонатора и шумового вибратора (ф. звукового вибратора выполняют голосовые складки в гортани). Шумовым вибратором являются щели между щели между губами, языком и зубами, языком и твердым небом, языком и альвеолами, губами и зубами, а так же прорываемые струей воздуха смычки между этими органами. С помощью шумового вибратора образуются глухие согласные.

  • Анатомо-физиологические особенности органов мочеобразования и мочеотделения у детей. Критерии воспалительного процесса. Семиотика заболеваний.
  • Анатомо-физиологические особенности органов пищеварения. Методика исследования
  • Анатомо-физиологические особенности полости носа и придаточных пазух
  • Анатомо-физиологические особенности сердечно-сосудистой системы у детей и методы исследования их. Семиотика основных заболеваний.
  • Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    хорошую работу на сайт">

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Анатомо -физиологические механизмы речи

    Знание анатомо-физиологических механизмов речи, то есть строения и функциональной организации речевой деятельности, позволяет, представлять сложный механизм речи в норме, дифференцированно подходить к анализу речевой патологии и правильно определять пути коррекционного воздействия.

    Речь представляет собой одну из сложных высших психических функций человека. Речевой акт осуществляется сложной системой органов, в которой главная, ведущая роль принадлежит деятельности головного мозга.

    Еще в начале ХХ века была распространена точка зрения, по которой функцию речи связывали с существованием в мозгу особых «изолированных речевых центров». И.П. Павлов дал новое направление этому взгляду, доказав, что локализация речевых функций коры головного мозга не только очень сложна, но и изменчива, почему и назвал ее «динамической локализацией».

    В настоящее время благодаря исследованиям П.К. Анохина, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии и других ученых установлено, что основой всякой высшей психической функции являются не отдельные «центры», а сложные функциональные системы, которые расположены в различных областях центральной нервной системы, на различных ее уровнях и объединены между собой единством рабочего действия.

    Речь - это особая и наиболее совершенная форма общения, присущая только человеку. В процессе речевого общения (коммуникаций) люди обмениваются мыслями и воздействуют друг на друга. Осуществляется речевое общение посредством языка. Язык - это система фонетических, лексических и грамматических средств общения. Говорящий отбирает необходимые для выражения мысли слова, связывает их по правилам грамматики языка и произносит путем артикуляции речевых органов.

    Для того чтобы речь человека была членораздельной и понятной, движения речевых органов должны быть закономерными и точными. Вместе с тем эти движения должны быть автоматическими, то есть такими, которые осуществлялись бы без специальных усилий. Так и происходит на самом деле. Обычно говорящий следит только за течением мысли, не задумываясь над тем, какое положение должен занять его язык во рту, когда надо вдохнуть и так далее. Это происходит в результате действия механизма произнесения речи. Для понимания действия механизма произнесения речи необходимо хорошо знать строение речевого аппарата.

    Речевой аппарат состоит из двух тесно связанных между собой частей: центрального (или регулирующего) речевого аппарата и периферического (или исполнительного).

    Центральный речевой аппарат

    Центральный речевой аппарат находится в головном мозге. Он состоит из коры головного мозга (преимущественно левого полушария), подкорковых узлов, проводящих путей, ядер ствола (прежде всего продолговатого мозга) и нервов, идущих к дыхательным, голосовым и артикуляционным мышцам.

    Какова же функция центрального речевого аппарата и его отделов?

    Речь, как и другие проявления высшей нервной деятельности, развивается на основе рефлексов. Речевые рефлексы связаны с деятельностью различных участков мозга. Однако некоторые отделы коры головного мозга имеют главенствующее значение в образовании речи. Это лобная, височная, теменная и затылочная доли преимущественно левого полушария (у левшей правого). Лобные извилины (нижние) являются двигательной областью и участвуют в образовании собственной устной речи (центр Брокка). Височные извилины (верхние) являются речеслуховой областью, куда поступают звуковые раздражения (центр Вернике). Благодаря этому осуществляется процесс восприятия чужой речи. Для понимания речи имеет значение теменная доля коры мозга. Затылочная доля является зрительной областью и обеспечивает усвоение письменной речи (восприятие буквенных изображений при чтении и письме). Кроме того, у ребенка речь начинает развиваться благодаря зрительному восприятию им артикуляции взрослых.

    Подкорковые ядра ведают ритмом, темпом и выразительностью речи. Проводящие пути. Кора головного мозга связана с органами речи двумя видами нервных путей: центробежными и центростремительными.

    Центробежные (двигательные) нервные пути соединяют кору головного мозга с мышцами, регулирующими деятельность периферического речевого аппарата. Центробежный путь начинается в коре головного мозга в центре Брокка. От периферии к центру, то есть от области речевых органов к коре головного мозга, идут центростремительные пути.

    Центростремительный путь начинается в проприорецепторах и в барорецепторах. Проприорецепторы находятся внутри мышц, сухожилий и на суставных поверхностях двигающихся органов. Барорецепторы возбуждаются при изменениях давления на них и находятся в глотке.

    В ядрах ствола берут начало черепно-мозговые нервы. Главные из них: тройничный, лицевой, языкоглоточный, блуждающий, добавочный и подъязычный. Они иннервируют мышцы, приводящие в движение нижнюю челюсть, мимическую мускулатуру, мышцы гортани и голосовых складок, глотки и мягкого неба, а также мышцы шеи, мышцы языка.

    Через эту систему черепно-мозговых нервов передаются нервные импульсы от центрального речевого аппарата к периферическому.

    Периферический речевой аппарат

    Периферический речевой аппарат состоит из трех отделов: дыхательного, голосового и артикуляционного. В дыхательный отдел входит грудная клетка с легкими, бронхами и трахеей. Произнесение речи тесно связано с дыханием. Речь образуется в фазе выдоха. В процессе выдоха воздушная струя осуществляет одновременно голосообразующую и артикуляционную функции. Дыхание в момент речи существенно отличается от обычного. Выдох намного длиннее вдоха. Кроме того, в момент речи число дыхательных движений вдвое меньше, чем при обычном дыхании.

    Артикуляционный аппарат

    Артикуляция - это деятельность речевых органов, связанных с произнесением звуков речи и различных их компонентов составляющих слоги, слова.

    Органы речевой артикуляции - органы, которые обеспечивают движение ротовой полости.

    Уклад (артикуляционный) - положение, которое органы занимают (принимают) при движении.

    Рис. 1. Профиль органов артикуляции: 1 - губы, 2 - резцы; 3 - альвеолы; 4 - твердое небо; 5 - мягкое небо; 6 - голосовые складки, 7 - корень языка; 8 - спинка языка; 9 - кончик языка

    Особое значение для артикуляции имеют органы ротовой полости и сама ротовая полость. Именно в ней голос многократно усиливается и дифференцируется на определенные звуки, то есть обеспечивается возникновение фонем. Здесь же, в ротовой полости, образуются звуки нового качества - шумы, из которых впоследствии формируется членораздельная речь. Способность дифференцировать голос в определенные фонемы происходит потому, что органы ротовой полости и образующие ротовую полость структуры находятся в движении. Это приводит к изменению размера и формы ротовой полости, к образованию определенных затворов, которые либо замыкают, либо суживают ротовую полость:

    При замыкании поток воздуха задерживается, чтобы потом с шумом прорваться через этот затвор и это способствует возникновению одних определенных звуков речи;

    При суживании возникает достаточно длительный шум, который происходит в результате трения воздушного потока о стенки суженной полости и это вызывает возникновение другого рода речевых звуков.

    Основными органами артикуляции являются язык, губы, челюсти (верхняя и нижняя), твердое и мягкое небо, альвеолы. В основном это органы, которые располагаются в ротовой полости.

    В анатомическом соотношении рот делится на две части: преддверие рта и собственно полость рта.

    Преддверие рта представляет собой щелевидное пространство, ограниченное снаружи губами и щеками, изнутри - зубами и альвеолярными отростками челюстей. В толще губ и щек заложены мимические мышцы; снаружи они покрыты кожей, а со стороны преддверия полости рта - слизистой оболочкой. Слизистая оболочка губ и щек переходит на альвеолярные отростки челюстей, при этом на серединной линии образуются складки - уздечки верхней и нижней губы. На альвеолярных отростках челюстей слизистая оболочка плотно сращена с надкостницей и называется десной.

    Собственно полость рта ограничена сверху твердым и мягким небом, снизу - диафрагмой рта, спереди и с боков - зубами и альвеолярными отростками, я сзади через зев сообщается с глоткой.

    Губы

    Губы представляют собой очень подвижное образование. Губы, в основном, образованы круговой мышцей рта, которая обеспечивает:

    Определенное состояние ротовой полости (открытое, закрытое);

    Обеспечивает способность удовлетворить потребность в пище (сосание).

    Круговая мышца имеет расположение волокон вокруг отверстия (нет начала, конца), таким образом, образуется очень хороший сфинктер. Мышца прикрепляется к ротовому отверстию сзади.

    Губы в своем составе имеют еще несколько мышц - это квадратная мышца нижней губы, подбородочная мышца, резцовая мышца, треугольная, квадратная мышца верхней губы, скуловая мышца (собачья), мышцы, поднимающие верхнюю губу и угол рта (рис. 2 - мышцы губ и щек).

    Рис. 2. Мышцы губ и щек

    Эти мышцы обеспечивают подвижность круговой мышцы - они одним концом прикрепляются к кости лица черепа, а другим концом они вплетаются в определенном месте в круговую мышцу рта. Не образуя основу губ, они обеспечивают подвижность губ в разном направлении.

    Губы покрыты слизистой оболочкой с внутренней поверхности, а снаружи еще покрыты эпидермисом. Круговая мышца рта обильно кровоснабжена и поэтому имеет более яркий цвет.

    Роль губ в звукопроизношении. Губы являются специальным затвором определенной группы звуков, губы активно участвуют в артикуляции других звуков, которым соответствуют тот или иной уклад языка. Но и очертания губ тоже обеспечивают артикуляцию. Губы способствуют изменению размера и формы преддверия рта и тем самым оказывает влияние на резонирование всей ротовой полости.

    Большое значение в речевой деятельности имеет шейная мышца (мышца трубачей). Она, являясь достаточно мощным образованием, замыкающим ротовую полость по бокам, имеет достаточно видную роль и в артикуляции звуков:

    Она образует определенный уклад совместно с круговой мышцей рта для произнесения некоторых звуков;

    Она изменяет величину и форму ротовой полости, обеспечивая изменение резонанса при артикуляции.

    Щеки

    Щеки, как и губы, являются мышечным образованием. Щечная мышца покрыта снаружи кожей, а изнутри - слизистой оболочкой, являющейся продолжением слизистой оболочки губ. Слизистая оболочка покрывает изнутри всю полость рта, за исключением зубов.

    К системе мышц, изменяющих форму ротового отверстия, следует отнести также группу жевательных мышц. К ним относятся собственно жевательная мышца, височная мышца, внутренняя и наружная крыловидные мышцы. Жевательная и височная мышцы поднимают опущенную нижнюю челюсть. Крыловидные мышцы, сокращаясь одновременно с обеих сторон, выдвигают челюсть вперед; при сокращении этих мышц на одной стороне челюсть движется в противоположную сторону. Опускание нижней челюсти при открывании рта происходит главным образом в силу ее собственной тяжести (жевательные мышцы при этом расслаблены) и отчасти вследствие сокращения шейных мышц.

    Мышцы губ и щек иннервируются лицевым нервом. Жевательные мышцы получают иннервацию от двигательного корешка тройничного нерва.

    Твердое небо

    К органам артикуляции относится также и твердое небо. Твердое небо - это костная стенка, отделяющая полость рта от носовой полости, является одновременно крышей полости рта и дном носовой полости. В передней (большой) своей части твердое небо образуется небными отростками верхнечелюстных костей, а в заднем отделе - горизонтальными пластинками небных костей. Слизистая оболочка, покрывающая твердое небо, плотно сращена с надкостницей. По средней линии твердого неба виден костный шов.

    По своей форме твердое небо представляет собой выпуклый кверху свод. Конфигурация небного свода у разных людей значительно варьирует. В поперечном сечении он может быть более высоким и узким или более плоским и широким; в продольном направлении небный свод может быть куполообразным, пологим или крутым.

    Твердое небо является пассивным компонентом язычно-небного затвора, оно различно по конфигурации и форме и от его конфигурации в значительной степени зависит то напряжение, которое требуется от мускулатуры языка для продуцирования того или иного уклада. Конфигурация твердого неба отмечается многообразием. Существует определенная классификация твердого неба:

    1. По величине ширины, длины и высоты небного свода (большой, средний и малый размеры свода).

    2. По взаимоотношениям показателей длины, высоты, ширины.

    3. По профилю десневой дуги (линии), то есть эта часть верхней челюсти, которая содержит ячейки для зубов. В горизонтальном сечении различают три формы неба: овальная, притупленный овал и заостренный овал яйцевидной формы.

    Для речевой артикуляции особенно существенна кривизна небного свода в сагиттальном направлении. При различных формах свода существуют определенные методики формирования различных укладов.

    Мягкое небо

    Мягкое небо - это образование, которое служит продолжением твердого неба, образованного костями.

    Мягкое небо представляет собой мышечное образование, покрытое слизистой оболочкой. Задняя часть мягкого неба называется небной занавеской. При расслаблении небных мышц небная занавеска свободно свисает вниз, а при их сокращении поднимается кверху и кзади. В середине небной занавески имеется удлиненный отросток - язычок.

    Мягкое небо находится на границе ротовой полости и глотки и служит вторым язычковым затвором. По своей структуре мягкое небо представляет собой эластичную мышечную пластинку, которая очень подвижна и при определенных условиях может закрывать вход в носоглотку, поднимаясь кверху и кзади и открывая ее. Эти движения регулируют величину и направление воздушного потока из гортани, направляя этот поток либо через носовую полость, либо через ротовую полость, при этом голос звучит по разному.

    Когда мягкое небо опущено - воздух попадает в носовую полость, и тогда голос звучит приглушенно. Когда же мягкое небо поднято - оно соприкасается со стенками глотки и это обеспечивает отключение звукообразования из носовой полости и резонируют только ротовая полость, полость глотки и верхняя часть гортани.

    Язык

    Язык - это массивный мышечный орган. При сомкнутых челюстях он заполняет почти всю ротовую полость. Передняя часть языка подвижна, задняя часть фиксирована и носит название корня языка. Различают кончик и передний край языка, боковые края языка и спинку языка. Спинка языка условно делится на три части: переднюю, среднюю и заднюю. Это деление носит чисто функциональный характер, и никаких анатомических границ между указанными тремя частями не имеется.

    Большинство мышц, составляющих массу языка, имеет продольное направление - от корня языка к его кончику. Вдоль всего языка по средней линии проходит волокнистая перегородка языка. Она сращена с внутренней поверхностью слизистой оболочки спинки языка.

    При сокращении мышц языка на месте сращения образуется заметная канавка.

    речь аппарат артикуляция звукопроизношение

    Рис. 3. Мышцы языка

    Мышцы языка делят на две группы. Мышцы одной группы начинаются от костного скелета и заканчиваются в том или ином месте внутренней поверхности слизистой оболочки языка. Мышцы другой группы обоими своими концами прикрепляются к различным участкам слизистой оболочки. Сокращение мышц первой группы обеспечивает движение языка как целого; при сокращении мышц второй группы изменяются форма и положение отдельных частей языка. Все мышцы языка парные.

    К первой группе мышц языка относятся:

    Подбородочно-язычная мышца: начинается на внутренней поверхности нижней челюсти; волокна ее, расходясь веерообразно, идут вверх и назад и прикрепляются к спинке языка в области его корня; назначение этой мышцы - выдвигать язык вперед;

    Подъязычно-язычная мышца: начинается от подъязычной кости, расположенной ниже языка и кзади от него; волокна этой мышцы идут в виде веера вверх и вперед, прикрепляясь к слизистой оболочке спинки языка; назначение - осаживать язык книзу;

    Шило-язычная мышца: начинается в виде тонкого пучка от шиловидного отростка, находящегося на основании черепа, идет вперед, входит в край языка и направляется к средней линии навстречу одноименной мышце противоположной стороны; эта мышца является антагонистом первой: она втягивает язык в полость рта.

    Во вторую группу мышц языка входят:

    Верхняя продольная мышца языка, расположенная под слизистой оболочкой спинки языка; волокна ее заканчиваются в слизистой оболочке спинки и кончика языка; при сокращении эта мышца укорачивает язык и загибает кончик его кверху;

    Нижняя продольная мышца языка, представляющая собой длинный узкий пучок, располагающийся под слизистой оболочкой нижней поверхности языка; сокращаясь, сгорбливает язык и загибает кончик его книзу;

    Поперечная мышца языка, состоящая из нескольких пучков, которые, начавшись на перегородке языка, проходят через массу продольных волокон и прикрепляются к внутренней поверхности слизистой оболочки бокового края языка; назначение мышцы - уменьшать поперечный размер языка.

    Сложно переплетенная система мышц языка и разнообразие точек их прикрепления обеспечивают возможность в больших пределах изменять форму, положение и напряжение языка, что играет большую роль в процессе произношения звуков речи, я также в процессах жевания и глотания.

    Дно полости рта образуется мышечно-перепончатой стенкой, которая идет от края нижней челюсти к подъязычной кости. Слизистая оболочка нижней поверхности языка, переходя на дно полости рта, образует на средней линии складку - уздечку языка.

    Двигательную иннервацию язык получает от подъязычного нерва, чувствительную - от тройничного, вкусовые волокна - от языкоглоточного.

    Подъязычная кость

    Подъязычная кость выполняет активную роль а процессе моторики языка, так как подъязычная кость является одним из опорных пунктов языка. Она располагается на средней линии шеи, чуть ниже и кзади от подбородка. Эта кость служит местом прикрепления не только скелетных мышц языка, но и мышц, которые образуют диафрагму или нижнюю стенку ротовой полости.

    Подъязычная кость вместе с мышечными образованиями обеспечивают изменение ротовой полости по ее форме и величине, а значит, принимают участие в резонаторной функции.

    Зубная система

    Зубная система является непосредственным продолжением небного свода - это система коронок зубов. Зубы располагаются в виде двух дуг (верхней и нижней) и укреплены в альвеолах (ячейках) верхней и нижней челюстей (рис. 4).

    Рис. 4. Зубы

    В каждом зубе различают коронку, выступающую из челюстной ячейки, и корень, сидящий в ячейке; между коронкой и корнем имеется слегка суженное место - шейка зуба. По форме коронки зубы делятся на резцы, клыки, малые коренные и большие коренные. Резцы и клыки относятся к передним, или фронтальным, зубам, коренные - к задним. Передние зубы - однокоренные, задние - двух или трехкоренные.

    Зубы впервые появляются на 6-8 месяце после рождения. Это так называемые временные, или молочные, зубы. Прорезывание молочных зубов заканчивается к 2,5-3 годам. К этому времени их оказывается 20: по 10 в каждой челюстной дуге (4 резца, 2 клыка, 4 малых коренных зуба). Смена молочных зубов на постоянные начинается на 7-м году и заканчивается к 13-14 годам, за исключением последних коренных зубов, так называемых зубов мудрости, которые прорезываются на 18-20 году, а иногда и позже.

    Постоянных зубов - 32 (по 16 зубов в каждой челюстной дуге, в том числе 4 резца, 2 клыка, 4 малых коренных и 6 больших коренных).

    Процесс формирования зубов оказывает влияние на конфигурацию небного свода. Так, при преждевременном выпадении молочного зуба и задержке прорезывания постоянного приводит к нарушению развития зубной дуги и зубного отростка. При задержке выпадения молочных зубов, при своевременном прорезывании постоянного идет искривление десневой дуги, что приводит к выступлению отдельных зубов из верхнего ряда. Нередко нарушается и прикус (это взаиморасположение верхнего и нижнего зубных рядов при сомкнутых челюстях) (рис. 5).

    Ортогнатия.

    Прогнатия.

    Прогения.

    Открытый прикус. Прямой прикус. Глубокий прикус

    Виды прикуса.

    Ортогнатия. Наблюдается, когда передние зубы выдвигаются над задними. При этом ряды верхней и нижней челюсти контактируют между собой. Это наиболее благоприятный вид прикуса для речевой деятельности.

    Прогнатия. Наблюдается, когда верхние передние зубы выступают вперед, а нижние четь отодвинуты назад. При этом зубы не контактируют между собой, а между ними при смыкании образуется пространство с выходом вниз.

    Прогения. Наблюдается, когда нижняя челюсть выдвинута вперед, а верхняя в своей передней части отодвинута назад. Верхние передние зубы не доходят до нижних и при смыкании между ними образуется щель.

    Открытый прикус - возникает пространство между передними верхними и нижними зубами. При этом боковые зубы своими поверхностями не контактируют между собой.

    Прямой прикус - зубы находятся абсолютно симметрично и контактируют между собой по всей длине зубного ряда.

    Открытый боковой прикус - боковые зубы имеют определенные щелевидные пространства, при этом передние зубы могут иметь нормальное соотношение.

    Глубокий прикус - опускание верхней челюсти вниз, при этом наблюдается контакт внутренней поверхности зубов верхней челюсти и наружными поверхностями зубов наружной челюсти.

    Надставная труба

    Громкость и отчетливость речевых звуков создаются благодаря резонаторам. Резонаторы расположены во всей надставной трубе.

    Надставная труба - это все то, что расположено выше гортани: глотка, ротовая полость и носовая полость.

    У человека рот и глотка имеют одну полость. Это создает возможность произнесения разнообразных звуков. У животных полости глотки и рта связанны очень узкой щелью. У человека же глотка и рот образуют общую трубку - надставную трубу. Она выполняет важную функцию речевого резонатора.

    Надставная труба благодаря своему строению может меняться по объему и форме. Например, глотка может быть вытянутой и сжатой и, наоборот, очень растянутой. Изменения формы и объема надставной трубы имеют большое значение для образования звуков речи. Эти изменения надставной трубы и создают явление резонанса. В результате резонанса одни обертоны речевых звуков усиливаются, другие - заглушаются. Таким образом, возникает специфический речевой тембр звуков. Например, при произнесении звука ротовая полость расширяется, а глотка сужается и вытягивается. А при произнесении звука и, наоборот, ротовая полость сжимается, а глотка расширяется.

    Одна гортань не создает специфического речевого звука, он образуется не только в гортани, но и в резонаторах (глоточном, ротовом, носовом).

    Надставная труба при образовании звуков речи выполняет двоякую функцию: резонатора и шумового вибратора (функцию звукового вибратора выполняют голосовые складки, которые находятся в гортани).

    Шумовым вибратором являются щели между губами, между языком и альвеолами, между губами и зубами, а также прорываемые струей воздуха смычки между этими органами.

    При помощи шумового вибратора образуются глухие согласные. При одновременном включении тонового вибратора (колебании голосовых складок) образуются звонкие и сонорные согласные.

    Ротовая полость и глотка принимают участие в произношении всех звуков русского языка.

    Заключение

    Приведенные в данной работе краткие сведения об анатомическом строении и функциональной организации речевой деятельности должны способствовать пониманию речевой патологии и выбору адекватной методики логопедического воздействия.

    Таким образом, первый отдел периферического речевого аппарата служит для подачи воздуха, второй - для образования голоса, третий является резонатором, который дает звуку силу и окраску и таким образом образует характерные звуки нашей речи, возникающие в результате деятельности отдельных активных органов артикуляционного аппарата.

    Для того чтобы было осуществлено произношение слов в соответствии с задуманной информацией, в коре головного мозга производится отбор команд для организации речевых движений. Эти команды носят название артикуляторной программы. Артикуляторная программа реализуются в исполнительной части речедвигательного анализатора - в дыхательной, фонаторной и резонаторной системах.

    Речевые движения осуществляются настолько точно, что в результате возникают определенные звуки речи и формируются устная (или экспрессивная) речь.

    Список литературы

    1. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание . Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности « Логопедия » - М.: В. Секачев , 1998. - 2 с.

    4. Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина, М.: Просвещение, 1989. - 223 с.

    Размещено на Allbest.ru

    ...

    Подобные документы

      Речь как средство общения и форма речевого мышления. Проблема нарушений речи детей и их профилактика. Нарушение голосовой функции. Анатомо-физиологические механизмы голосообразования. Периоды становления голоса. Виды нарушений голоса и их коррекция.

      курсовая работа , добавлен 15.12.2009

      Эмбриогенез органов дыхания. Варианты пороков развития. Анатомо-физиологические особенности респираторной системы у детей, их значение. Клиническое исследование органов дыхания. Симптомы, выявляемые при осмотре, пальпации, перкуссии, и аускультации.

      презентация , добавлен 20.11.2015

      Периферический речевой аппарат. Анатомия органов речи: нос, рот, глотка, гортань, трахея, бронхи, легкие, грудная клетка и диафрагма. Заболевание наружного носа и носовой полости. Образование звуков речи (артикуляция). Частота колебаний голосовых связок.

      реферат , добавлен 07.07.2009

      Понятия о календарном (паспортном) и биологическом возрасте. Классификация функций речи. Акселерация и ретардация. Функциональный процесс становления речи. Общение и накопление словарного запаса. Основные функции речи. Охрана и развитие голоса и речи.

      контрольная работа , добавлен 25.05.2012

      Строение, функции и значение эндокринной системы. Общие анатомо-физиологические свойства желез внутренней и внешней секреции; нейрогуморальная регуляция. Классификация эндокринных органов. Влияние гормонов на обмен веществ, рост и развитие организма.

      презентация , добавлен 19.04.2015

      Новорожденный ребенок. Особенности строения и функций нервной системы у детей. Анатомо-физиологические особенности костной ткани. Особенности мышечной системы. Анатомо-физиологические особенности органов дыхания, сердечно-сосудистой системы.

      реферат , добавлен 23.09.2007

      Условия нормального становления речи. Строение органа слуха и его взаимосвязь с мозговыми анализаторами. Степени нарушений функции слуха. Механизм зрительного восприятия. Роль болезней мозга и аномалий развития верхних дыхательных путей в развитии речи.

      презентация , добавлен 22.10.2013

      Анатомо-физиологические особенности лимбической системы и базальных ядер. Общий план строения и функции органов пищеварительной системы. Механизмы функционирования гиппокампа. Возрастные морфофизиологические особенности органов системы пищеварения.

      реферат , добавлен 04.07.2015

      Афазия как нарушение речи органического центрального происхождения. Классификация ее различных форм. История изучения проблемы расстройства речи. Современные взгляды на особенности влияния болезни. Наиболее эффективные направления коррекционной работы.

      курсовая работа , добавлен 10.03.2011

      Понятие и значение нервной системы в приспособлении организма к условиям окружающей среды, регуляции жизненно важных функции внутренних органов и обеспечении их согласованной деятельности. Главные антенатальные факторы риска. Этапы развития мозга.

    Знание анатомо-физиологических механизмов речи, т. е. строения и функциональной организации речевой деятельности, позволяет, во-первых, представлять сложный механизм речи в норме, во-вторых, дифференцированно подходить к анализу речевой патологии и, в-третьих, правильно определять пути коррекционного воздействия.

    Речевой акт осуществляется сложной системой органов, в которой главная, ведущая роль принадлежит деятельности головного мозга.

    В настоящее время благодаря исследованиям П. К- Анохина, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии и других ученых установлено, что основой всякой высшей психической функции являются не отдельные «центры», а сложные функциональные системы, которые расположены в различных областях центральной нервной системы, на различных ее уровнях и объединены между собой единством рабочего действия.

    Для того чтобы речь человека была членораздельной и понятной, движения речевых органов должны быть закономерными и точными. Для понимания действия механизма произнесения речи необходимо хорошо знать строение речевого аппарата.

    Строение речевого аппарата:

    Центральный речевой аппарат (регулирующий):

    Кора головного мозга:

    * подкорковые узлы

    * проводящие пути

    * ядра ствола

    Периферический речевой аппарат (исполнительный):

    Дыхательный отдел:

    * грудная клетка

    Артикуляционный отдел (звукопроводящий):

    * носовая полость

    * ротовая полость * глотка

    Речевой аппарат состоит из двух тесно связанных между собой частей: центрального (или регулирующего) речевого аппарата и периферического (или исполнительного) (рис. 1).

    Центральный речевой аппарат находится в головном мозге. Он состоит из коры головного мозга (преимущественно левого полушария), подкорковых узлов, проводящих путей, ядер ствола (прежде всего продолговатого мозга) и нервов, идущих к дыхательным, голосовым и артикуляторным мышцам.

    1-головной мозг; 2-носовая полость, 3-твердое небо; 4-мягкое нёбо, 5-губы; 6-резцы, 7 - кончик языка, 8-спинка языка; 9 - корень языка, 10-глотка, 11-надгортанник, 12-гортань, 13-трахея, 14-правый бронх; 15-правое легкое, 16-диафрагма, 17-пищевод, 18 - позвоночник, 19 - спинной мозг

    Через систему черепно-мозговых нервов передаются нервные импульсы от центрального речевого аппарата к периферическому. Нервные импульсы приводят в движение речевые органы.

    Но этот путь от центрального речевого аппарата к периферическому составляет только одну часть речевого механизма. Другая его часть заключается в обратной связи - от периферии к центру.

    Теперь обратимся к строению периферического речевого аппарата (исполнительного).

    Периферический речевой аппарат состоит из трех отделов: 1) дыхательного; 2) голосового; 3) артикуляционного (или звуко-производящего).

    В дыхательный отдел входит грудная клетка с легкими, бронхами и трахеей.

    Произнесение речи тесно связано с дыханием. Речь образуется в фазе выдоха. В процессе выдоха воздушная струя осуществляет одновременно голосообразующую и артикуляционную функции (помимо еще одной, основной - газообмена). Дыхание в момент речи существенно отличается от обычного, когда человек молчит.

    Голосовой отдел состоит из гортани с находящимися в ней голосовыми складками. Гортань представляет собой широкую короткую трубку, состоящую из хрящей и мягких тканей. Она расположена в переднем отделе шеи и может быть спереди и с боков прощупана через кожу, особенно у худых людей.

    Сверху гортань переходит в глотку. Снизу она переходит в дыхательное горло (трахею).

    Высота голоса зависит от частоты колебаний голосовых складок, а она в свою очередь зависит от их длины, толщины и степени напряжения. Чем длиннее голосовые складки, чем они толще и чем меньше напряжены, тем ниже звук голоса.

    Рис. 3. Профиль органов артикуляции: 1 - губы. 2 - резцы, 3 - альвеолы, 4 - твердое нёбо, 5 - мягкое нёбо, 6 - голосовые складки, 7 - корень языка. 8 - спинка языка, 9 - кончик языка

    Артикуляционный отдел. Основными органами артикуляции являются язык, губы, челюсти (верхняя и нижняя), твердое и мягкое нёбо, альвеолы. Из них язык, губы, мягкое нёбо и нижняя челюсть являются подвижными, остальные - неподвижными (рис. 3).

    Главным органом артикуляции является язык. Язык - массивный мышечный орган. При сомкнутых челюстях он заполняет почти всю ротовую полость. Передняя часть языка подвижна, задняя фиксированна и носит название корня языка. В подвижной части языка различают кончик, передний край (лезвие), боковые края и спинку. Язык участвует в образовании всех гласных и почти всех согласных звуков (кроме губных). Важная роль в образовании звуков речи принадлежит также нижней челюсти, губам, зубам, твердому и мягкому нёбу, альвеолам. Артикуляция и состоит в том, что перечисленные органы образуют щели, или смычки, возникающие при приближении или прикосновении языка к нёбу, альвеолам, зубам, а также при сжатии губ или прижатии их к зубам.

    Громкость и отчетливость речевых звуков создаются благодаря резонаторам. Резонаторы расположены во всей надставной трубе. глотка, ротовая полость и носовая полость.

    У человека рот и глотка имеют одну полость. Это создает возможность произнесения разнообразных звуков.

    Итак, первый отдел периферического речевого аппарата служит для подачи воздуха, второй - для образования голоса, третий является резонатором, который дает звуку силу и окраску и таким образом образует характерные звуки нашей речи, возникающие в результате деятельности отдельных активных органов артикуляционного аппарата.

    Для того чтобы было осуществлено произношение слов в соответствии с задуманной информацией, в коре головного мозга производится отбор команд для организации речевых движений. Эти команды носят название артикуляторной программы. Артикуляторная программа реализуется в исполнительной части речедвигательного анализатора - в дыхательной, фонаторной и резонаторной системах.

    Знание анатомо-физиологических механизмов речи, т.е. строения и функциональной организации речевой деятельности, позволяет представить сложный механизм речи.
    Речевой акт осуществляется сложной системой органов, в которой главная, ведущая роль принадлежит деятельности головного мозга.

    Строение речевого аппарата.

    Речевой аппарат состоит из двух тесно связанных между собой частей: центрального (регулирующего) речевого аппарата и периферического (исполняющего) речевого аппарата.

    1. Центральный речевой аппарат находится в головном мозге. Он состоит из:
    — коры головного мозга (преимущественно левого полушария)
    — подкорковых узлов
    — проводящих путей
    — ядер ствола (прежде всего продолговатого мозга)
    — нервов, идущих к дыхательным, голосовым и артикуляторным мышцам.

    Какова же функция центрального речевого аппарата и его отделов ?

    Речь, как и другие проявления высшей нервной деятельности, развивается в основе рефлексов. Речевые рефлексы связаны с деятельностью различных участков мозга. Однако некоторые отделы коры головного мозга имеют главенствующее значение в образовании речи. Это лобная, височная, теменная и затылочная доли преимущественно левого полушария мозга (у левшей правого).

    Лобные извилины (нижние) являются двигательной областью и участвуют в образовании собственной устной речи (центр Брока).

    Височные извилины (верхние) являются речеслуховой областью, куда поступают звуковые раздражители (центр Вернике). Благодаря этому осуществляется процесс восприятия чужой речи.

    — Для понимания речи имеет значение теменная доля коры мозга .

    Затылочная доля является зрительной областью и обеспечивает усвоение письменной речи (восприятие буквенных изображений при чтении и письме).

    Подкорковые ядра ведают ритмом, темпом и выразительностью речи.

    Проводящие пути соединяют кору головного мозга с мышцами, регулирующими деятельность речевого аппарата – центробежные (двигательные) нервные пути . Центробежный путь начинается в коре головного мозга в центре Брока.

    От периферии к центру, т.е. от области речевых органов к коре головного мозга, идут центростремительные пути . Центростремительный путь начинается в проприорецепторах и в барорецепторах.

    Проприорецепторы находятся внутри мышц, сухожилий и на суставныхповерхностях двигающихся органов. Проприорецепторы возбуждаются под действием мышечных сокращений. Благодаря проприорецепторам контролируется вся наша мышечная деятельность.

    Барорецепторы возбуждаются при изменениях давления на них и находятся в глотке. Когда мы говорим происходит раздражение проприо- и барорецепторов, которое идет по центростремительному пути к коре головного мозга.

    Центростремительный путь играет роль общего регулятора всей деятельности речевых органов.

    В ядрах ствола берут начало черепно-мозговые нервы. Все органы периферического речевого аппарата иннервируются (иннервация – обеспеченность какого-либо органа или ткани нервными волокнами, клетками) черепно-мозговыми нервами . Главными из них: тройничный, лицевой, языкоглоточный, блуждающий, добавочный и подъязычный.

    Тройничный нерв иннервирует мышцы, приводящие в движение нижнюю челюсть;

    Лицевой нерв – мимическую мускулатуру, в том числе мышцы, осуществляющие движение губ, надувание и втягивание щек;

    Языкоглоточный и блуждающий нервы – мышцы гортани и голосовых складок, глотки и мягкого неба. Кроме того, языкоглоточный нерв является чувствительным нервом языка, а блуждающий иннервирует мышцы органов дыхания и сердца.

    Добавочный нерв иннервирует мышцы шеи, а подъязычный нерв снабжает мышцы языка двигательными нервами и сообщает ему возможность разнообразных движений.

    Через эту систему черепно-мозговых нервов передаются нервные импульсы от центрального речевого аппарата к периферическому. Нервные импульсы приводят в движение речевые органы.

    Но этот путь от центрального речевого аппарата к периферическому составляет только одну часть речевого механизма. Другая его часть заключается в обратной связи – от периферии к центру.

    2. Периферический речевой аппарат состоит из трех отделов:
    1. Дыхательного
    2. Голосового
    3. Артикуляционного (звукопроизводящего)

    В дыхательный отдел входит грудная клетка с легкими, бронхами и трахеей .

    Произнесение речи тесно связано с дыханием. Речь образуется в фазе выдоха. В процессе выдоха воздушная струя осуществляет одновременно голособразующую и артикуляционную функции (помимо еще одной, основной – газообмена). Дыхание в момент речи существенно отличается от обычного, когда человек молчит. Выдох намного длиннее вдоха (в то время как вне речи продолжительность вдоха примерно одинакова). Кроме того, в момент речи число дыхательных движений вдвое меньше, чем при обычном (без речи) дыхании.

    Понятно, что для более длительного выдоха необходим ибольший запас воздуха. Поэтому в момент речи значительно увеличивается объем вдыхаемого и выдыхаемого воздуха (примерно в 3 раза). Вдох при речи становится более коротким и более глубоким. Еще одной особенностью речевого дыхания является то, что выдох в момент речи осуществляется при активном участии выдыхаемых мышц (брюшной стенки и внутренних межреберных мышц). Это обеспечивает его наибольшую длительность и глубину, и кроме того, увеличивает давление воздушной струи, без чего невозможно звучная речь.

    Голосовой отдел состоит из гортани с находящимися в ней голосовыми складками. Гортань представляет собой широкую короткую трубку, состоящую из хрящей и мягких тканей. Она расположена в переднем отделе шеи и может быть спереди и с боков прощупана через кожу, особенно у худых людей.

    Сверху гортань переходит в глотку . Снизу она переходит в трахею .
    На границе гортани и глотки находится надгортанник . Он состоит из хрящевой ткани, имеющей форму язычка или лепестка. Передняя поверхность его обращена к языку, а задняя к гортани. Надгортанник служит как бы клапаном: опускаясь при глотательном движении, он закрывает вход в гортань и предохраняет её полость от попадания пищи и слюны.



    Механизм голосообразования таков. При фонации голосовые складки находятся в сомкнутом состоянии (рис 2). Струя выдыхаемого воздуха, прорываясь через сомкнутые голосовые складки, несколько раздвигает их в стороны. В силу своей упругости, а так же под действием гортанных мышц, суживающих голосовую щель, голосовые складки возвращаются в исходное, т.е. среднее положение, с тем, чтобы в результате продолжающегося давления выдыхаемой воздушной струи снова раздвинуться в стороны и т.д. Смыкания и размыкания продолжаются до тех пор, пока не прекратится давление голосообразующей выдыхательной струи. Таким образом, при фонации происходят колебания голосовых складок. Эти колебания совершаются в поперечном, а не в продольном направлении, т.е. голосовые складки перемещаются кнутри и кнаружи, а не кверху и книзу.
    В результате колебаний голосовых складок движение струи выдыхаемого воздуха превращается над голосовыми складками в колебание частиц воздуха. Эти колебания передаются в окружающую среду и воспринимаются нами как звуки голоса.
    При шепоте голосовые складки смыкаются не на всем своем протяжении: в задней части между ними остается щель в форме маленького равностороннего треугольника, через которую проходит выдыхаемая струя воздуха. Голосовые складки при этом не колеблются, но трение струи воздуха о края маленькой треугольной щели вызывает шум, который и воспринимается нами в виде шепота.
    Голос обладает силой, высотой, тембром.
    Сила голоса зависит в основном от амплитуды (размаха) колебаний голосовых складок, которая определяется величиной воздушного давления, т.е. силой выдоха. Значительное влияние на силу голоса оказывают такие резонаторные полости надставной трубы (глотка, полость рта, носовая полость), которые являются усилителями звука.
    Величина и форма резонаторных полостей, а также особенности строения гортани влияют на индивидуальную «окраску» голоса, или тембр . Именно благодаря тембру мы различаем людей по голосу.
    Высота голоса зависит от частоты колебаний голосовых складок, а она в свою очередь зависит от длины, толщины и степени напряжения. Чем длиннее голосовые складки, тем они толще и чем меньше напряжены, тем ниже звук голоса.
    Кроме того, высота голоса зависит от давления воздушной струи на голосовые складки, от степени их напряжения.

    Артикуляционный отдел . Основными органами артикуляции являются:
    — язык
    — губы
    — челюсти (верхняя и нижняя)
    — твердое небо
    — мягкое небо
    — альвеолы
    Из них язык, губы, мягкое небо и нижняя челюсть являются подвижными, остальные – неподвижными (рис. 3).

    Главным органом артикуляции является язык.

    Язык — массивный мышечный орган. При сомкнутых челюстях он заполняет почти всю ротовую полость. Передняя часть языка подвижна, задняя фиксирована и носит название корня языка . В подвижной части языка различают: кончик, передний край (лезвие), боковые края и спинку.
    Сложное сплетение мышц языка, разнообразие точек их прикрепления обеспечивают возможность в больших пределах изменять форму, положение и степень положения языка. Это имеет очень большое значение, т.к. язык участвует в образовании гласных и почти всех согласных звуков (кроме губных).

    Важная роль в образовании звуков речи принадлежит также нижней челюсти, губам, зубам, твердому и мягкому небу, альвеолам. Артикуляция и состоит в том, что перечисленные органы образуют щели, или смычки, возникающие при приближении или прикосновении языка к небу, альвеолам, зубам, а также при сжатии губ или прижатии их к зубам.
    Громкость и отчетливость речевых звуков создаются благодаря резонаторам . Резонаторы расположены во всей надставной трубе.

    Надставная труба – это всё то, что расположено выше гортани: глотка, ротовая полость и носовая полость.

    У человека рот и глотка имеют одну полость. Это создает возможность произнесения разнообразных звуков. У животных (например, у обезьяны) полости глотки и рта связаны очень узкой щелью. У человека же глотка и рот образуют общую трубку – надставную трубу. Она и выполняет важную функцию речевого резонатора. Надставная труба у человека сформировалась в результате эволюции.

    Надставная труба благодаря своему строению может меняться по форме и объему. Например, глотка может быть вытянутой и сжатой и, наоборот, очень растянутой. Изменения формы и объема надставной трубы имеют большое значение для образования звуков речи. Эти изменения формы и объема надставной трубы и создают явление резонанса . В результате резонанса одни обертоны речевых звуков усиливаются, другие — заглушаются. Таким образом, возникает специфический речевой тембр звуков. Например, при возникновении звука а ротовая полость расширяется, а глотка сужается и вытягивается. А при произнесении звука и , наоборот, ротовая полость сжимается, а глотка расширяется.

    Одна гортань не создает специфического речевого звука, он образуется не только в гортани, но и в резонаторах (глоточном, ротовом и носовом).
    Надставная труба при образовании звуков речи выполняет двоякую функцию: резонатора и шумового вибратора (функцию звукового вибратора выполняют голосовые складки, которые находятся в гортани).
    Шумовым вибратором являются щели между губами, между языком и зубами, между языком и твердым небом, между языком и альвеолами, между губами и зубами, а также прорываемые струей воздуха смычки между этими органами.

    При помощи шумового вибратора образуются глухие согласные. При одновременном включении тонового вибратора (колебании голосовых складок) образуются звонкие и сонорные согласные.

    Ротовая полость и глотка принимают участие в произнесении всех звуков русского языка. Если у человека правильное произношение, то носовой резонатор участвует только в произнесении звуков м и н и мягких вариантов. При произнесении остальных звуков небная занавеска, образуемая мягким небом и маленьким язычком, закрывает вход в полость носа.

    Итак, первый отдел периферического речевого аппарата служит для подачи воздуха, второй – для образования голоса, третий – является резонатором, который дает звуку силу и окраску и таким образом, характерные звуки нашей речи, возникающие в результате деятельности отдельных активных органов артикуляционного аппарата.

    Для того, чтобы было осуществлено произношение слов в соответствии с задуманной информацией, в коре головного мозга производится отбор команд для организации речевых движений. Эти команды носят название артикуляционной программы . Артикуляционная программа реализуется в исполнительной части речедвигательного анализатора — в дыхательной, фонационной и резонаторной системах.

    Речевые движения осуществляются настолько точно, что в результате возникают определенные звуки речи и формируется устная (или экспрессивная) речь.

    П о н я т и е о б о б р а т н о й с в я з и . Выше мы говорили о том, что нервные импульсы, поступающие от центрального речевого аппарата, приводят в движение органы периферического речевого аппарата. Но имеется и обратная связь.

    Как же она осуществляется?

    Эта связь функционирует по двум направлениям: кинестетическому пути и слуховому.

    Для правильного осуществления речевого акта необходим контроль:
    1. с помощью слуха;
    2. через кинестетические ощущения.

    При этом особо важная роль принадлежит кинестетическим ощущениям, идущим в кору головного мозга от речевых органов. Именно кинестетический контроль позволяет предупредить ошибку и внести поправку до того, как звук произнесен.

    Слуховой же контроль действует лишь в момент произнесения звука. Благодаря звуковому контролю человек замечает ошибку. Чтобы устранить ошибку, нужно исправить артикуляцию и проконтролировать её.

    Обратные импульсы идут от речевых органов к центру, где контролируются, при каком положении органов речи произошла ошибка. Затем от центра посылается импульс, который вызывает точную артикуляцию. И снова возникает обратный импульс – о достигнутом результате. Так происходит до тех пор, пока не будут согласованы артикуляция и слуховой контроль. Можно сказать, что обратные связи функционируют как бы по кольцу – импульсы идут от центра к периферии и далее – от периферии к центру.

    Так осуществляется обратная связь и формируется вторая сигнальная система . Важная роль при этом принадлежит системам временных нервных связей – динамическим стереотипам, которые возникают благодаря многократному восприятию элементов языка (фонетических, лексических и грамматических) и произнесению. Система обратных связей обеспечивает автоматическое регулирование работы органов речи.



     


    Читайте:



    Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

    Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

    Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

    Почвенный покров южной америки

    Почвенный покров южной америки

    Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

    Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

    Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

    Ситуация на фронте весной 1942 года, планы сторон, немецкое наступление летом 1942 года, начало Сталинградской битвы, немецкий оккупационный режим,...

    Cобытия Второй мировой войны

    Cобытия Второй мировой войны

    Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

    feed-image RSS