Разделы сайта
Выбор редакции:
- Гадание в новый год для привлечения денег Как правильно гадать на новый год
- К чему снится клещ впившийся в ногу
- Гадание на воске: значение фигур и толкование
- Тату мотыль. Татуировка мотылек. Общее значение татуировки
- Что подарить ребёнку на Новый год
- Как празднуют день святого Патрика: традиции и атрибуты День святого патрика что
- Как научиться мыслить лучше Я не умею быстро соображать
- Эти признаки помогут распознать маньяка Существует три способа достижения абсолютной власти
- Как спастись от жары в городской квартире
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?
Реклама
Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста. Формы организации музыкальной « о трех китах» |
О. П. Радынова, Л. Н. Комиссарова ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ФРАГМЕНТ (вариант для печати в PDF-формате (296 кб)) Часть третья Глава IX. § 1. Общая характеристика 1 2 3 4 Вопрос и задания
Разделы: Музыка , Работа с дошкольниками Цель: Приобщение детей к творческому наследию композитора С.М. Майкапара. Задачи:
Оформление зала : Портрет С.М. Майкапара, музыкальная шкатулка, детские маленькие игрушки, книга сказок, фотографии Петербургской консерватории. Ход мероприятия Негромко звучит «Вальс» С. Майкапара. Дети входят в зал, садятся. Музыкальный руководитель: Здравствуйте, дорогие слушатели! Сегодня мы собрались с вами в музыкальной гостиной, чтобы услышать музыку, посвящённую вам – детям. Написал её композитор Самуил Моисеевич Майкапар. (Показ портрета. Рисунок 1.) Рисунок 1 Самуил Майкапар родился более ста сорока лет назад. В семье дети – Самуил и его четыре сестры, с детства занимались музыкой. Его мама очень хорошо играла на рояле. Занятия музыкой у мальчика начались с шести лет, а с девяти лет Майкапар принимал участие в концертах. Когда он подрос, то поступил учиться в Петербургскую консерваторию. (Рисунок 2. Рисунок 3.) Стал писать, сочинять музыку, в том числе и для детей. Очень известен его детский фортепианный цикл «Бирюльки». Вслушайтесь в само звучание этого слова – оно ласковое, нежное, музыкальное. Давным-давно «Бирюльки» - была любимая игра детворы. На стол высыпались кучкой очень маленькие вещички: чашечки, кувшинчики, половнички и другие предметы домашней утвари. Бирюльки из кучки нужно было достать маленьким крючком, одну за другой, не пошевелив остальные. Рисунок 2 Рисунок 3 Игра «Бирюльки» в современном варианте Музыкальный руководитель: Маленькие пьески Майкапара напоминают те самые бирюльки из старинной игры. Послушайте одну из них «Пастушок» (Исполнение.) Пастушок – маленький мальчик, который ярким, солнечным днём вышел на летний, цветущий луг возле речки. Чтобы не скучно было пасти своё стадо, он срезал себе камышинку и сделал из неё маленькую свирель. Светлый, радостный наигрыш свирели звенит над лугами. В середине миниатюры мелодия звучит взволнованно, тревожно, а затем вновь солнечно и радостно. Давайте мы эту пьесу оркеструем: когда музыка будет звучать светло, радостно – сопровождать её будут звонкие треугольники. А если вы услышите тревожные, взволнованные нотки – сопровождать их будет тремоло тамбуринов, маракасов и бубнов. Оркестровка пьесы «Пастушок» Также Самуил Майкапар писал музыку, посвящённую природе, временам года. Что такое «пейзаж», вы все отлично знаете.(Ответы детей) Сейчас для вас прозвучит пьеса «Весною». В ней можно услышать голоса пробуждающейся после зимней спячки природы. Это и звон ручейков, оживлённые птичьи трели. Музыка светлая, нежная, прозрачная, совсем как свежий весенний воздух. Слушание пьесы «Весною» А может кто-нибудь из вас знает стихотворение о весне и нам его прочтёт? Чтение стихотворения о весне. Музыкальный руководитель: Ребята, вы любите загадки? (Ответы детей.) Попробуйте отгадать эту загадку:
У Самуила Майкапара есть пьеса с таким названием «Росинки». Давайте мы попробуем передать в движении лёгкость, прозрачность этих маленьких капелек-бусинок. Музыкально-ритмическое упражнение «Лёгкий бег» на музыку С.Майкапара «Росинки» Теперь нам предстоит увлекательное путешествие в мир сказок. Но для того, чтобы туда попасть, необходимо произнести какое-нибудь заклинание или открыть маленькую волшебную музыкальную шкатулочку. Она то и приведет нас в мир сказок. Звучит пьеса «Музыкальная шкатулочка» Что вы можете сказать об этой музыке? (Ответы детей.) Она как будто игрушечная. Звуки её очень высокие, лёгкие, звенящие. Напоминают игру крошечных колокольчиков, приглашающих нас в сказку. А в сказках много разных чудес и волшебства. Вот, например, «Семимильные сапоги». Как же композитор изображает их? Это большие скачки отдельных акцентированных звуков, размеренных и тяжёлых, будто гигантские шаги великана, преодолевающего огромные расстояния. Слушание пьесы «Семимильные сапоги» Следующую пьесу композитор назвал «Сказочка». У вас есть свои любимые сказки? (Ответы детей.) Да, сказки бывают разными. Послушайте «Сказочку». Какими словами можно описать прозвучавшую музыку? (Ответы детей.) Напевная мелодия звучит мягко, немного грустно. Сегодня, ребята, в нашей музыкальной гостиной мы прикоснулись к музыкальному наследию композитора С.М. Майкапара. Для вас звучали пьесы из детского фортепианного цикла «Бирюльки». Это и озорной «Пастушок» (Рисунок 4. Рисунок 5.), и «Семимильные сапоги» (Рисунок 9. Рисунок 10.), и «Музыкальная шкатулочка», и пьеса «Весною» (Рисунок 6. Рисунок 7.), и маленькая «Сказочка» (Рисунок 11.), и «Росинки» (Рисунок 8.). И я предлагаю вам пройти в нашу художественную студию «Радуга», и то, что вам больше всего запомнилось, понравилось выразите в своих рисунках. Желаю вам творческого подъёма и вдохновения! Рисунок 4 Рисунок 5 Рисунок 6 Рисунок 7 Рисунок 8 Рисунок 9 Рисунок 10
льной деятельности детей. Каковы особенности педагогического руководства в каждой организационной форме? Опишите особенности различных видов музыка льной деятельности в зависимости от организационных форм. Приведите примеры тематических бесед-концертов. Музыка льные занятия как основная форма организации музыка льной деятельности дошкольников. Виды музыка льных занятий: индивидуальные, по подгруппам, фронтальные. Методика организации и принципы проведения музыка льных занятий различных по содержанию: типового, доминантного, тематического, музыка льно-тематического, комплексного. Условия эффективности обучения детей на музыка льных занятиях Подготовка воспитателей к музыка льному занятию с использованием пособий, атрибутов и методических приемов. Роль музыка льного руководителя и воспитателя на музыка льном занятии. Вопросы по теме: «Формы музыка льного воспитания» Занятия - основная форма организации, в которой осуществляется обучение детей, развитие их способностей, воспитание качеств личности, формирование основ музыка льной и общей культуры. Главная задача, стоящая перед педагогом на занятии, - вызвать у ребят интерес к музыке и музыка льной деятельности, обогатить их чувства. Эффективности обучения способствуют все виды творческих заданий На занятиях решается одна из важнейших задач музыка льного воспитания - развитие музыка льных способностей. Формирование умений и навыков не является целью музыка льного воспитания, а лишь средством развития музыка льных способностей Музыка льные занятия могут быть вариативными в зависимости от структуры, содержания, участия всех детей, подгрупп, включения всех или отдельных видов музыка льной деятельности и т. д. Они проводятся индивидуально, по подгруппам и фронтально. В зависимости от содержания занятия бывают различных видов: типовые, доминантные, тематические и комплексные. Музыка в повседневной жизни детского сада Она включает в себя использование музыки в быту (слушание аудиозаписей, самостоятельное музицирование детей, упражнения, игры, утренняя гимнастика под музыку и т. д.), различные виды развлечений (тематические музыка льные вечера, беседы-концерты, театральные постановки и спектакли, игры, хороводы, аттракционы и т. д.), праздничные утренники. Использование музыки в быту входит в обязанности воспитателя. Музыка льный руководитель консуль-тирует его: рекомендует музыка льный репертуар, музыка льно-дидактические игры; подбирает задания и упражнения для обучения детей игре на музыка льных инструментах и т. д. Развлечения и праздничные утренники готовит музыка льный руководитель с помощью воспитателей. Педагог может сосредоточить внимание детей на какой-либо важной музыка льной теме, например, рассказать о старинных музыка льных стилях, жанрах, сопровождая беседу показом репродукций картин, дающих представление о жизни, обычаях людей той эпохи, в которой было создано произведение, об искусстве тех времен. За многие годы сложилось мнение, что именно праздник - показатель работы музыка льного руководителя, его творческий отчет перед коллективом дошкольного учреждения, родителями. Праздник должен приносить детям радость творчества, способствовать формированию эстетических чувств, основ художественной культуры. Проведение праздничных утренников тесно связано с еще одной формой организации музыка льной деятельности детей - музыка льным воспитанием в семье, ведь родители всегда приходят на детские праздники, хотят видеть успехи своих детей. все формы организации музыка льной деятель-ности детей (занятия, музыка в повседневной жизни детского сада и семьи) взаимодополняют друг друга. Занятия делятся на: индивидуальные, по подгруппам и фронтальные в зависимости от числа участвующих в них детей Содержание занятий включает: обучение пению, слушанию музыки, ритмике, игре на детских инструментах. В содержание занятий входит новый и повторный материал. Новой может быть песня, игра или пляска, произведение для слушания и анализа, упражнение-композиция. Повторный материал - это их разучивание, совершенствование в ходе различных вокальных и двигательных упражнений. ПРИРОДА И МУЗЫКА Осень. Тематическая беседа-концерт Пётр Ильич Чайковский. Октябрь - Осенняя песнь Программное содержание . Различать вокальную и инструментальную музыку. Уметь соотнести инструментальное произведение «Осенняя песнь» П. И. Чайковского из цикла «Времена года» (фрагмент) по характеру с одной из знакомых песен об осени. Узнавать песню по мелодии, различать народно-песенные интонации, закреплять понятие жанра. Ход занятия: П е д а г о г. Дети, какое сейчас время года? Д е т и. Осень. П е д а г о г. Послушайте отрывок из знакомого вам произведения и назовите его (исполняет одну мелодию). Д е т и. Это песня Т. Попатенко «Листопад». П е д а г о г. Мелодия плавная, напевная, песенная. Теперь послушайте ее еще раз и скажите, похожа ли она на русскую народную песню (исполняет фрагмент повторно). Д е т и. Похожа, особенно в конце. П е д а г о г. Да, мелодия очень похожа на народную песню, особенно ее окончание, когда она поднимается вверх (исполняет 15, 16, 17-й такты). В фортепианном сопровождении слышится трехголосое пение (исполняет сопровождение песни без пения). Два верхних голоса звучат рядом, а нижний, более самостоятельный, - как подголосок. Теперь я дам вам интересное и трудное задание. Вы слушали на занятиях две разные песни об осени. Это вокальные произведения (те, которые исполняются голосом). Но есть произведения без пения. Это инструментальная музыка. В сборнике П. И. Чайковского «Времена года» столько пьес, сколько месяцев в году - 12. И каждая имеет название определенного месяца и подзаголовок, например «Апрель. Подснежник», «Ноябрь. На тройке». Послушайте отрывок из пьесы «Октябрь. Осенняя песнь». Скажите, какой из двух прослушанных вами песен об осени - «Листопад» Т. Попатенко или «Падают листья» М. Красева- ближе по настроению это произведение (напоминает детям фрагменты песен и исполняет отрывок из «Осенней песни» П. Чайковского). Д е т и. Ближе песне Т. Попатенко: грустная, унылая, печальная, жалобная. П е д а г о г. Правильно, пьеса жалобная, задумчивая, тоскливая. А в середине немного взволнованная, беспокойная (исполняет 5-й и 6-й такты пьесы). Но потом опять печальная, поникшая, слышны как бы вздохи в мелодии. Какая картина осени изображена в музыке? Д е т и. Поздняя, хмурая осень, осыпаются листья, дует ветер, наступают холода. П е д а г о г. Да, в музыке можно услышать и порывы ветра (исполняет повторно 5-й и 6-й такты), и как падают листья (исполняет 7 -й и 8-й такты). Мелодия звучит неторопливо, с остановками, печально, медленно, уныло. Каждую пьесу П. Чайковский предваряет стихотворением. Перед «Осенней песней» отрывок из стихотворения русского поэта Алексея Константиновича Толстого: Осень, обсыпается весь наш бедный сад, Как и музыка П. И. Чайковского, стихотворение печальное, грустное. Какое стихотворение об осени вы еще знаете? Д е т и. «Осень наступила» А. Плещеева. Осень наступила, высохли цветы, П е д а г о г. Какое настроение в этом стихотворении? Д е т и. Грустное, печальное, унылое. П е д а г о г. О какой осени рассказывается в нем? Д е т и. О поздней. П е д а г о г. А какое музыкальное произведение из трех прослушанных ближе по настроению стихотворению А. Плещеева? Д е т и. «Осенняя песнь» П. Чайковского, «Листопад» Т. Попатенко. П е д а г о г. Правильно. Эти произведения, хотя и совсем разные, одно - инструментальное, другое - вокальное (песня), оба передают картину поздней, увядающей осени. Нарисуйте дома разные картины осени, а сейчас послушайте все три произведения еще раз (исполняет их). Презентация В комплекте:
МБДОУ Д/С «Колокольчик» « О ТРЕХ КИТАХ» Тематическая беседа – концерт Старший дошкольный возраст Паплевина Валентина Васильевна, Музыкальный руководитель МБДОУ Тацинский д/с «Колокольчик» Тема: Д.Б. Кабалевский « Про трех китов» Цель: Познакомить детей с творчеством композитора Д.Б. Кабалевского. Учить различать жанры в музыке. Развивать эмоциональное отношение к различному характеру музыки. Оборудование: 1. Аудиозапись «Вальс» П. Чайковский « Полька» П. Чайковский «Вальс» Г. Свиридов. 2. Иллюстрации: Песня – танец- марш. 3. Музыкальные инструменты: Дудочка, бубен, барабан. 4. Музыкально – дидактическая игра «Три кита» Х О Д З А Н Я Т И Я 1 Организация детей. 2 О музыке можно говорить очень много. Можно рассказывать о великом русском композиторе Чайковском; а можно рассказать о том, как учатся и работают музыканты; о музыкальных инструментах и оркестрах, о певцах - солистах и хоровых коллективах, о песне, о симфонии, об опере и балете. Но сегодня наш разговор будет «про трех китов» В давние – давние времена люди долго не могли понять, как устроена земля, на которой они живут. Вот и придумали, будто земля выглядит в виде тарелки окруженной со всех сторон океаном, и как будто держится земля на спинах трех могучих китов и люди верили в это. В музыке существуют свои «три кита». На этих « трех китах» можно сказать держится вся музыка. Что же это за «киты» и почему их три, а не два или пять? «Три кита» - это три основных жанра в музыке. Знакомство с ними не отнимет у нас много времени, так как все вы с ними знакомы. Вот послушайте маленький отрывок музыки, а вы скажете мне – что это за музыка. (звучит отрывок «Военного марша» Г. Свиридова) Теперь ответьте, какая это музыка? (ответ детей) Верно, это марш, первый наш « кит» Давайте так же послушаем еще два отрывка. (звучит «Вальс» и «Полька» П. Чайковского) Спросить у детей как называется эта музыка? (Ответ детей) Правильно, первым прозвучал вальс, а второе произведение – полька. И вы верно ответили – это танцы. Дети, а танец – это есть второй «кит» Послушайте еще один музыкальный отрывок и определите, к какому жанру музыки он относится? (звучит «Колыбельная песня» А. Гречанинова) Теперь назовите третьего «кита» в музыке - это (ответ детей) Правильно – песня! Вот видите, как хорошо вы знакомы с тремя «китами» музыки. Давайте еще раз вспомним и назовем их вместе (ответ детей) Но почему все – таки мы можем назвать песню танец и марш «китами» и сказать, что на них держится вся музыка? А вот почему? Вы, дети, согласитесь со мной, что не было, нет и никогда не будет на земле человека, не спевшего за свою жизнь хотя бы одну песню, не станцевавшего хотя бы один танец, не участвовавшего хотя бы однажды в каком -нибудь шествии, марше. И вы, дети, поете, танцуете и ходите маршем. Вот видите – выходит что без «трех китов» не могут обойтись ни взрослые, ни дети, ведь музыка идет с нами по жизни. (Предложить детям исполнить знакомый танец, спеть любимую песню, пройтись маршем) Вы сейчас убедились в том, что хорошо знакомы с «тремя китами» то есть основными жанрами музыки. Чтобы помочь вам понять жанры музыки Д.Б. Кабалевский написал книгу « про трех китов» и очень много интересного о музыке. Мы с вами на следующих занятиях обязательно познакомимся. А сейчас я расскажу о композиторе Д.Б. Кабалевском. Это один из самых любимых детьми композиторов. С детворой его соединяют узы давней дружбы. Кабалевский знакомил ребят со своими новыми сочинениями, рассказывал о музыке, учил понимать ее. Ведь музыка передает столько чувств, переживаний, которые испытывает человек в жизни. Он сочинил для детей очень много песен, маршей, музыкальных картинок, пьес. Послушайте его произведение и определите, что это. (исполняется «Походный марш» Д.Б. Кабалевский) Ответ детей. Послушайте «Вальс» Д.Б. Кабалевского. (исполнение произведения «Вальс»). Дети, расскажите о характере этого произведения и каким должен быть танец? (Ответ детей) Д.Б.Кабалевский передает в своих произведениях самые различные чувства, настроения, образы, знакомые и близкие детям. Сейчас вы услышите рассказ о цирковых артистах. (Исполняется произведение Д.Б.Кабалевского «Клоуны») Проводится игра «Три кита» (узнавание произведений) 3. Итог занятия: Музыка сопровождает нас повсюду. Она так прочно вошла в нашу жизнь, что мы принимаем ее как должное, как воздух, которым мы дышим, не замечая. Если вы хотите полюбить и понять музыку, слушайте ее внимательно. Скачать:Предварительный просмотр:МБДОУ Д/С «Колокольчик» « О ТРЕХ КИТАХ» Тематическая беседа – концерт Старший дошкольный возраст Паплевина Валентина Васильевна, Музыкальный руководитель МБДОУ Тацинский д/с «Колокольчик» 2016 год Тема: Д.Б. Кабалевский « Про трех китов» Цель: Познакомить детей с творчеством композитора Д.Б. Кабалевского. Учить различать жанры в музыке. Развивать эмоциональное отношение к различному характеру музыки. Оборудование:
«Вальс» П. Чайковский « Полька» П. Чайковский «Вальс» Г. Свиридов.
Песня – танец- марш.
Дудочка, бубен, барабан.
Х О Д З А Н Я Т И Я
Но сегодня наш разговор будет «про трех китов» В давние – давние времена люди долго не могли понять, как устроена земля, на которой они живут. Вот и придумали, будто земля выглядит в виде тарелки окруженной со всех сторон океаном, и как будто держится земля на спинах трех могучих китов и люди верили в это. В музыке существуют свои «три кита». На этих « трех китах» можно сказать держится вся музыка. Что же это за «киты» и почему их три, а не два или пять? «Три кита» - это три основных жанра в музыке. Знакомство с ними не отнимет у нас много времени, так как все вы с ними знакомы. Вот послушайте маленький отрывок музыки, а вы скажете мне – что это за музыка. (звучит отрывок «Военного марша» Г. Свиридова) Теперь ответьте, какая это музыка? (ответ детей) Верно, это марш, первый наш « кит» Давайте так же послушаем еще два отрывка. (звучит «Вальс» и «Полька» П. Чайковского) Спросить у детей как называется эта музыка? (Ответ детей) Правильно, первым прозвучал вальс, а второе произведение – полька. И вы верно ответили – это танцы. Дети, а танец – это есть второй «кит» Послушайте еще один музыкальный отрывок и определите, к какому жанру музыки он относится? (звучит «Колыбельная песня» А. Гречанинова) Теперь назовите третьего «кита» в музыке - это (ответ детей) Правильно – песня! Вот видите, как хорошо вы знакомы с тремя «китами» музыки. Давайте еще раз вспомним и назовем их вместе (ответ детей) Но почему все – таки мы можем назвать песню танец и марш «китами» и сказать, что на них держится вся музыка? А вот почему? Вы, дети, согласитесь со мной, что не было, нет и никогда не будет на земле человека, не спевшего за свою жизнь хотя бы одну песню, не станцевавшего хотя бы один танец, не участвовавшего хотя бы однажды в каком -нибудь шествии, марше. И вы, дети, поете, танцуете и ходите маршем. Вот видите – выходит что без «трех китов» не могут обойтись ни взрослые, ни дети, ведь музыка идет с нами по жизни. (Предложить детям исполнить знакомый танец, спеть любимую песню, пройтись маршем) Вы сейчас убедились в том, что хорошо знакомы с «тремя китами» то есть основными жанрами музыки. Чтобы помочь вам понять жанры музыки Д.Б. Кабалевский написал книгу « про трех китов» и очень много интересного о музыке. Мы с вами на следующих занятиях обязательно познакомимся. А сейчас я расскажу о композиторе Д.Б. Кабалевском. Это один из самых любимых детьми композиторов. С детворой его соединяют узы давней дружбы. Кабалевский знакомил ребят со своими новыми сочинениями, рассказывал о музыке, учил понимать ее. Ведь музыка передает столько чувств, переживаний, которые испытывает человек в жизни. Он сочинил для детей очень много песен, маршей, музыкальных картинок, пьес. Послушайте его произведение и определите, что это. (исполняется «Походный марш» Д.Б. Кабалевский) Ответ детей. Послушайте «Вальс» Д.Б. Кабалевского. (исполнение произведения «Вальс»). Дети, расскажите о характере этого произведения и каким должен быть танец? (Ответ детей) Д.Б.Кабалевский передает в своих произведениях самые различные чувства, настроения, образы, знакомые и близкие детям. Сейчас вы услышите рассказ о цирковых артистах. (Исполняется произведение Д.Б.Кабалевского «Клоуны») Проводится игра «Три кита» (узнавание произведений) 3. Итог занятия: Музыка сопровождает нас повсюду. Она так прочно вошла в нашу жизнь, что мы принимаем ее как должное, как воздух, которым мы дышим, не замечая. Если вы хотите полюбить и понять музыку, слушайте ее внимательно. |
Популярное:
Новое
- К чему снится клещ впившийся в ногу
- Гадание на воске: значение фигур и толкование
- Тату мотыль. Татуировка мотылек. Общее значение татуировки
- Что подарить ребёнку на Новый год
- Как празднуют день святого Патрика: традиции и атрибуты День святого патрика что
- Как научиться мыслить лучше Я не умею быстро соображать
- Эти признаки помогут распознать маньяка Существует три способа достижения абсолютной власти
- Как спастись от жары в городской квартире
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?