Разделы сайта
Выбор редакции:
- Гадание в новый год для привлечения денег Как правильно гадать на новый год
- К чему снится клещ впившийся в ногу
- Гадание на воске: значение фигур и толкование
- Тату мотыль. Татуировка мотылек. Общее значение татуировки
- Что подарить ребёнку на Новый год
- Как празднуют день святого Патрика: традиции и атрибуты День святого патрика что
- Как научиться мыслить лучше Я не умею быстро соображать
- Эти признаки помогут распознать маньяка Существует три способа достижения абсолютной власти
- Как спастись от жары в городской квартире
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?
Реклама
Разработка урока образование наречий от кратких прилагательных. Открытый урок по русскому языку на тему "образование наречий от имен существительных и прилагательных" |
Цели урока меть подбирать синонимы к наречиям, работать над лексическим значением слова; Скачать:Предварительный просмотр:Способы образования наречий. Цели урока : познакомить со способами образования наречий; проверить знания о смысловых группах наречий, полученные на предыдущем уроке; провести работу со словарными словами; у меть подбирать синонимы к наречиям, работать над лексическим значением слова; уметь образовывать наречия от прилагательных. ХОД УРОКА 1 . Организационный момент 2. Проверка знаний. Тестирование 1 Найдите наречие образа действия: А) свободно; б) всегда; В) недавно; г) утром.
а) слегка; б) туда; в) вечером; г) едва.
а) сколько; б) высоко; в) зачем; г) слегка.
а) много; б) удивительно; в) со зла; г) врукопашную.
а) там; б) чуть-чуть; в) вмиг; г) зря.
а) много; б) невзначай; в) кое-как; г) долго.
а) по-турецки; б) сейчас; в) туда; г) совершенно.
а) где-нибудь; б) никуда; в) там; г) зачем.
а) негде; б) куда; в) где-то; г) тогда.
а) нестерпимо; б) никуда; в) никто; г) никакой.
(Обозначает к себе домой. Наречие возникло в результате сращения в одно слово словосочетания во своя в ъси в свои деревни домой.)
На доске записаны слова, учащиеся переписывают их в тетрадь. Горячо, по-старому, по-моему, взаймы, где-то, что-либо, во-первых, по- русски, попросту, сначала, медленно, вверх.
Запись на доске и в тетрадях Наречия образуются от самостоятельных частей речи приставочным, суффиксальным и приставочно-суффиксальным способом. От существительных рысца рысцой (Лошадь бежала рысцой) прилагательных приятельский по-приятельски числительных два, третий дважды, в-третьих деепричастий ш ут я шутя (Шутя и смеясь. Мама говорила это шутя) местоимений твой по-твоему 5.Закрепление Задание 1. Запишите словосочетания под диктовку учителя. Выполните морфемный разбор одинаково пишущихся слов. Девушка прекрасна; прекрасно рассказывал. Поступок обдуман; поступил обдуманно. Девочка откровенна; отвечал очень откровенно. Море безмятежно; безмятежно спал. Решение бесполезно; участвовать бесполезно. Платье красиво; одеваться красиво. Задание 2. Карточки с упражнением перед глазами учащихся. Спишите словосочетания, определите, от каких частей речи и с помощью чего образованы данные наречия. Начать сначала; облегчённо вздохнуть; отвечать ясно; по-осеннему холодно; говорит чудесно; подниматься опасно; сделал по-своему; сказал Трижды; вытер дочиста; пришли вдвоём; впервые встретились; поглядывать искоса; прочитал недавно; по-медвежьи завыл; живёт близко, работает по-прежнему. Задание 3. Подберите синонимы к данным наречиям. Укажите, как образованы подобранные вами слова. Смело (бесстрашно), неплохо (хорошо), напрасно (бесполезно), покорно (безропотно), недалеко, (близко), вдруг (неожиданно), быстро (мгновенно), отрывочно (бессвязно), иногда (изредка), навсегда (навеки). 3 а д а н и е 4. Запишите слова под диктовку. Объясните значение данных прилагательных и образуйте от них наречия. Какое из записан- | ных вами слов не является прилагательным? Почему? Предварительный (предшествующий чему-либо), предполагаемый (допускающий возможность чего-либо), предприимчивый (энергичный, находчивый), представительный (видный, производящий впечатление), предупредительный (заранее принятыми мерами не допускающий чего-либо), пренебрежительный (исполненный высокомерно - презрительного отношения), привлекательный (располагающий к себе), привилегированный (обладающий преимущественным правом). - Объясните значение фразы находиться в привилегированном по- | ложении. 6.Подведение итогов урока Какими способами и от каких частей речи образуются наречия? 7. Домашнее задание Написать небольшое сочинение (10 предложений) о первом выпавшем снеге, используя в тексте как можно больше наречий. Урок русского языка в 4-м классе по теме «Образование наречий" Тип урока: изучение нового материала Цель: знакомство с образованием наречий с опорой на языковой опыт учащихся. Задачи: актуализировать знания учащихся, приобретенные при изучении русского языка; познакомить с образованием наречий от имени прилагательного и имени существительного помочь учащимся увидеть свои успехи и осознать необходимость новых знаний. Ход урока. I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока Здравствуйте, ребята! Сегодня вы принимаете много гостей, поэтому я предлагаю вам поприветствовать всех присутствующих. Каждый новый день нужно начинать с хорошего настроения. Я думаю, искренняя улыбка – отличное средство, чтобы поднять себе настроение. Желаю вам успехов и творческих удач! Улыбнулись партнеру по лицу, поклонились партнеру по плесу. Присаживайтесь. Сели правильно, спинки ровно. II. Повторение. Актуализация субъектного опыта учащихся. Давайте поиграем в игру «Доскажи пару». Ваша задача продолжить предложение, подобрав по смыслу противоположное слово. При ответе детей учитель на доске закрепляет таблички с ответами. Скажу я слово «высоко», а ты ответишь – « низко ». Скажу я слово «далеко», а ты ответишь – « близко ». Скажу я слово «медленно», а ты ответишь – « быстро». Скажу я слово «громко», а ты ответишь – « тихо ». Какой частью речи являются слова, которые вы назвали? (наречие ) Я предлагаю вам вспомнить, что мы уже знаем о наречии . Для этого поиграем в игру «Да-нет-ка». Если вы согласны с утверждением – встаете, если нет – остаетесь на месте. Готовы? Наречие – это самостоятельная часть речи. (да) Наречие – служебная часть речи. (нет) Наречие не имеет окончания. (да) Наречие – изменяемая часть речи. (нет) Наречие чаще всего поясняет глагол. (да) В предложении наречие выполняет роль обстоятельства. (да) Наречие может отвечать на вопрос на сколько ? (да) Наречие можно изменить по падежам? (нет) Наречия по значению делятся на группы. (да) Наречие образуется от других слов? (Да) III. Работа по теме урока: Какой вопрос вызвал у вас затруднение? Как вы думаете от каких частей речи мы модем образовать наречие? Сформулируйте тему урока. «Образование наречий от имени прилагательного и существительного» Слайд 1) – Прочитайте слова и скажите, к какой части речи они относятся? Запишите эти слова в тетрадь. Выделите окончание, основу слова. Попробуйте образовать наречия от этих слов. Давайте проверим, какие слова у вас получились. Слайд 2 Хороший –хорошо Быстрый –быстро Лёгкий- легко Высокий-высоко (основа) Что отбрасывается? (окончание) Что присоединяется? (- о - суффикс) Слайд 3 Какой можно сделать вывод? (Наречия образуются от прилагательных с помощью суффикса – о). 2) Образуйте и запишите наречия от данных имен прилагательных. Выполняя задание, можете общаться друг с другом. Слайд 4 Певучий- Жгучий- Излишний- Тягучий- – Что можете добавить к предыдущему выводу? – От какой части речи образовывали наречия? – Сделайте вывод. (Многие наречия образованы от имен прилагательных с помощью суффиксов -о, -е). ( У наречий не бывает окончаний .) А вот прилагательное НОВЫЙ Слайд 5 Попробуем образовать наречие с помощью суффикса -о-, -е Не получается. А вот с разными приставками и суффиксами сколько угодно. новый заново снова вновь по-новому Вывод наречия образуются от прилагательных при помощи суффиксов О,Е, а так же может помогать приставка. Если суффиксы находятся после шипящих, то под ударением пишется –о, без ударения –е. IV. Физкультминутка Влево наклонись , вправо наклонись, Вниз опустись – вверх поднимись, А теперь чуть-чуть попрыгай: Влево, вправо повернись И тихонечко садись. Продолжаем нашу работу. Слайд 6 Запишите предложения в тетрадь. Лето собирает, а зима поедает. Летом нагуляешься, зимой наголодаешься. Что можно сказать об этих предложениях? Задайте вопрос к словам первого и второго предложения. Кто согласен с моим высказыванием поднимите руку. «В первом предложении у нас существительные, а во втором наречия». От какой части речи образовано эти наречие? (от имени существительного) Какой можно сделать вывод? (Наречия могут образовываться от им. сущ. при помощи суффиксов -ом, -ой, -ю). Понаблюдаем, как еще могут образовываться наречия. Слайд 7 (что?) низ – (где?) снизу (что?) даль- (откуда?) издалека Толк Ум Начало Можно ли образовать от этих слов наречия только при помощи суффиксов? Образовать наречия. Затем «Микс», ищем пару, называем получившиеся наречия. Если вы такое не придумали – записываем в тетрадь наречие партнера. Вывожу на доску слайд 8. Скажите, а у кого получились другие слова. Спрашиваю 2-3 учеников. Какой можно сделать вывод? (Окончание убираем, приставки и предлоги помогают в образовании наречий). V. Закрепление изученного материала . Упр. 476. Проверка. При наличии времени. Упр. 478. Проверка в группах. Зачитываем по одному слову, начиная со второго партнера. VI. Итог урока. Рефлексия. Мы хорошо с вами поработали сегодня. Оцените свои успехи сегодня. Давайте поиграем в игру «Крестики-нолики». Если вы знаете ответ на вопрос - ставите крестик, если нет – нолик. 1. Блиц – опрос. Какая часть слова сохраняется при образовании наречий? Что отбрасывается? Что присоединяется? Поднимите руки у кого 4,3,2 крестика? Молодцы ребята! Кто поставил все 4 крестика, смело можете оценить свою работу сегодня на уроке на 5. Кто поставил 3 и 2 крестика, надеюсь что выполнение домашней работы в удобном для вас темпе поможет закрепить знания, полученные на уроке VI. Домашнее задание Упр. 473 Спасибо за урок. Мне было приятно с вами работать! Ход урока. I.Ориентировочно – мотивационный этап. 1. Самоорганизация. 2. Актуализация знаний и постановка учебной задачи. Послушайте, пожалуйста, стихотворение Эли Куклиной, и подумайте, какие слова привлекли внимание поэтессы. Правильный ответ на этот вопрос поможет раскрыть тему нашего урока. Слайд № 1. Наш язык и скромен, и богат. В каждом слове скрыт чудесный клад. Слово «высоко» произнеси – И представишь сразу неба синь… Ты скажи: «Кругом белым – бело!» - И увидишь зимнее село, С белых крыш свисает белый снег, Не видать под белым снегом рек. Если скажешь слово ты «темно», Сразу вечер поглядит в окно. Если скажешь «ароматно» ты - Сразу вспомнишь ландыша цветы. Ну, а если скажешь ты «красиво» - Пред тобою сразу вся Россия! Почему поэтесса, сказав слово «красиво» представляет всю Россию? На какие слова обратила внимание поэтесса? (После ответов учащихся проецируются на экран. Слайд № 2. Высоко, кругом, бело, темно, ароматно, красиво. ) А каким нужно быть человеком, чтобы в самом простом видеть что – то необычное, интересное? Скажите, что это за слова? Что общего у этих слов? (Они вызывают различные чувства. Отвечают на вопрос КАК? – темно, ароматно, красиво, бело; ГДЕ? – высоко, кругом.) На уроках русского языка мы уже встречались с этими словами, как они назывались? (Наречие.) Составьте рассказ «Что я знаю о наречии» по плану. Слайд № 3. План ответа: 1.Часть речи. 2.Вопросы. 3.Что обозначает? 4.Член предложения. 5.От каких частей речи могут быть образованы. Выслушиваются ответы 2 – 3 учеников. Сегодня мы поработаем над выявлением основных способов образования наречий. Запишите сегодняшнее число и классная работа. 3. Минутка чистописания. На экране пословицы. Слайд № 4. Кто служит Родине верно, тот долг исполняет примерно. Объясните смысл пословицы. Какое задание можно выполнить в этой пословице? (Найти наречия.) Найдите наречия.(Проецируется на экран. Слайд № 5. Верно, примерно.) От какой части образовано наречие? Выделите суффикс. Это и будет минуткой чистописания. Оо… II.Операционально – исполнительский этап. Работа по теме урока. Коллективно – индивидуальная работа по учебнику. Упр.207,с.8. (Задания: составить словосочетания из глаголов и наречий и написать их; указать в наречиях, образованных от выделенных прилагательных, корень и суффикс.) Прочитайте словосочетания, которые у вас получились. Назовите корень и суффикс у наречий. Физминутка с музыкальным сопровождением . Если наречие выполняем приседание, если имя существительное – наклон вперёд, имя прилагательное – наклон влево, глагол – наклон вправо. (Показ карточек со словами.) Прекрасно, поёт, высокий, часто, снег, вверх, горький, пишет, слева, река. III.Рефлексивно – оценочный этап. 1. Блиц – опрос. От каких частей речи могут быть образованы наречия? Какая часть слова сохраняется при образовании наречий? Что отбрасывается? Что присоединяется? 2. Дифференцированное задание. Карточки красного цвета. Подберите наречия с противоположным значением. Выделите приставку и суффикс. Рано - ________________________, внизу - ______________________, грустно - ______________________, слева - ______________________, громко - _______________________, темно - _____________________, трудно - _______________________, вдали -_______________________, медленно - _____________________, слабо - _______________________. Карточки зелёного цвета .(I вариант.) Написать наречия, образованные от имени существительного.(5 слов.) Карточки синего цвета. (II вариант.) Написать наречия, образованные от имени прилагательного.(5 слов.) IV. Домашнее задание. Составить 6 – 7 предложений с наречиями. V.Итог урока. Самооценка. Какую тему мы сегодня закрепили? Чем для вас был полезен урок? Сюда относятся: 1. , состоящие из предлога и формы родительного падежа единственного числа существительного. а). из предлога без и в форме Р. п. ед. ч.: без толку , без умолку , без удержу , без ума , без устали , без просыпу , без спросу ; б). из предлога из и формы Р. п. ед. ч.: издали , изнутри , исполу ; устарелые: искони , исстари ; в). из предлога с и формы Р. п. ед. ч.: сразу , снизу , с размаху , сбоку , сверху , сроду , сряду , сзади , спереди , снаружи , со зла , с ветру , сначала , сплеча ; г). из предлога до и формы Р. п. ед. ч.: доверху , донизу , до зарезу , до отказа , до упаду , до отвала ; д). из предлога от и формы Р. п. ед. ч.: отчасти , отроду . 2. Наречия, состоящие из предлога и формы дательного падежа единственного числа существительного. а). из предлога к и формы Д. п. ед. ч.: кверху , книзу , кстати , к спеху ; б). из предлога по и формы Д. п. ед. ч.: посредине , понаслышке , по случаю , (не ) по нутру , поверху , позади , посреди . 3. Наречия, состоящие из предлога и формы винительного падежа единственного числа существительного. а). из предлога на и формы В. п. ед. ч.: набекрень , навыворот , наспех , на смех , на диво , наотрез , напрямик , наугад , наповал , наперекор , напоказ , напролёт , нарасхват , наперебой , наутёк , навзрыд , насмерть , напрокат , нараспашку , наудачу , наизнанку , наискосок , назло , назад , наперёд , набок , наверх , навстречу , навек , насилу , наудачу , наружу , наотмашь , настежь ; б). из предлога в и формы В. п. ед. ч.: вверх , вниз , вряд , вбок , вмиг , ввек , влёт , вслух , вразброд , вровень , въявь , всласть , встарь , вновь , вдаль , ввысь , вширь , вглубь , вволю , впору , вдогонку , вприкуску , всмятку , втихомолку , врасплох , вдрызг , вровень , впросак , впрямь , впредь , внутрь , вкривь , вплавь , вскачь ; в). из предлога за и формы В. п. ед. ч.: зараз , за границу ; г). из предлога про и формы В. п. ед. ч.: про запас ; д). из предлога под и формы В. п. ед. ч.: подчас , под стать , подряд . + чересчур , оземь , обок . 4. Наречия, состоящие из предлога с и формы творительного падежа существительного: с оглядкой , с ленцой , с прохладцей , с развальцем . 5. Наречия, соотносительные с формой предложного падежа. а). из предлога в и формы П. п.: вверху , внизу , вдали , вблизи , впереди , взаперти , вначале , втайне , впоследствии , вкупе ; б). из предлога на и формы П. п.: наверху , на весу , на лету , наяву , на ходу , начеку , на боку , настороже , накануне . Здесь же можно выделить наречия, образованные из предлога и формы множественного числа существительного. а). из предлога на и формы В. п. мн. ч.: наперегонки , на корточки , на четвереньки , на кулачки , навеки ; б). из предлога в и формы В. п. мн. ч.: вдребезги , взапуски , взаймы ; в). из предлога с и формы Р. п. мн. ч.: спросонок ; г). из предлога по и формы Д. п. мн. ч.: пополам ; д). из предлога в и формы П. п. мн. ч.: впотьмах , второпях , впопыхах , в бегах , в сердцах , в летах ; е). из предлога на и формы П. п. мн. ч.: на днях , на побегушках , на четвереньках , на цыпочках , на радостях .
Тип урока : комбинированный Оборудование Ход урока: Приветствие; Психологический настрой; Что обозначает наречие?
Необходимо Отвечать только да или нет. 1.Наречие - это самостоятельная часть речи.(да) 2.Наречие - это служебная часть речи.(нет) Кто? что? какой? что делать? (нет) Где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как? (да) (коллективная проверка)
Задания:
(Утром - когда? - наречие времени; повсюду - где? - наречие места) .
(коллективная проверка) (Ответы учащихся) Разноуровневые задания: ______ (когда где как ?) и слепит глаза. _____ (где ?) виднеется лес. _____ (когда ?) природа отдыхает. Слова для справок: 2 уровень: дополнить словосочетания подходящими по смыслу наречиями, составить и записать с ними предложения. Солнце светит (как ?), снежинки падают (как ?), (когда ?) кататься на лыжах, (где ?) в небе проплывают, (откуда ?) видны следы. 3 уровень:
Игра «Четвертый лишний» (самопроверка по ключу)
влево, вправо, вверх, вниз.
(приставка, суффикс) а) приставки (приставочный ); б) суффикса (суффиксальный ); приставочно-суффиксальный );
Образование наречий ОТ ЧЕГО: СПОСОБЫ образования:
Трусливо (наречие образовано от прилагательного трусливый суффиксальным способом ) Сгоряча (наречие образовано от прилагательного горячий ).
Просмотр содержимого документа
|
В | С | Ю | Д | У | Е | Д | З | Е | В |
П | О | С | Т | О | Я | Н | Н | О | В |
Р | М | И | Р | Н | О | Е | Л | Е | Ы |
Я | З | С | П | Р | А | В | А | Ч | С |
Д | И | О | В | Е | Л | А | Н | У | О |
О | Н | И | З | Д | А | Л | И | Т | К |
М | В | О | Ш | О | Р | О | Х | Ь |
4 класс. Система Л.В. Занкова. Урок русского языка. Учебник: Полякова А.В. Тема урока: «Образование наречий». Цели урока: 1.Совершенствовать умение образовывать наречия от других частей речи; различать наречия, образованные от имен существительных и прилагательных; 2. Развивать орфографическую зоркость; совершенствовать и пополнять словарный запас; 3. Развивать речь, память, логическое и творческое мышление; 4.Воспитывать любознательность, пытливость при получении знаний; формировать интерес к изучению родного языка; воспитывать чувство взаимоуважения, взаимовыручки. Тип урока: обобщающий урок. Оборудование урока: 1.Мультимедийный проектор. 2.Карточки с заданием. Ход урока. I .Мобилизующее начало урока. Запись числа, классной работы. II .Чистописание. Письмо букв о, е. -Назовите буквы, которые написаны на доске, назовите звуки, которые обозначаются этими буквами. Запись на доске: Берись дружно, не будет грузно. (Слайд 4) -Что записано на доске? (Предложение) -Какое это предложение? (Повествовательное, невосклицательное) -Обычное ли это предложение? (Пословица) -Объясните смысл этой пословицы . Запишите пословицу, подчеркните орфограммы. III . Словарная работа. (Отгадать загадки, загадки появляются на экране) слайд 5 – 7. Днем спит, Ночью летает И прохожих пугает. (Сова) Посреди двора Стоит копна: Спереди – вилы, Сзади метла. (Корова) Трав копытами касаясь, Ходит по лесу красавец, Ходит смело и легко -Выпишите наречия. От каких частей речи они образовались? Докажите. IV .Работа над обобщением знаний об образовании наречий. 1.Сообщение темы урока. -Как вы думаете, какие задачи можно поставить на урок? Определение задач урока. (Участвуют дети) 2.Теоретическая беседа. Какие морфологические признаки имеют наречия? Какие части речи поясняют наречия? На какие вопросы отвечают наречия? 3.- Посмотрите на экран, какая часть речи записана? Выделите основу. (Слайд 8). Морозный – морозн. ê ô Чудесный – чудесн. Искренний – искренн. Певучий – певуч. А что за буквы с условным знаком? Какая часть слова так обозначается? Припишите данную часть слова к основе прилагательного. - Какую часть речи мы образовали? Докажите. - Какая часть прилагательного сохраняется при образовании наречий? Что добавили к основе? Основа прилагательного + о е =наречие.(Слайд 9) V .Физкультминутка. Мы немножко отдохнем, Встанем, глубоко вздохнем, Руки в сторону, вперед, На опушке зайчик ждет. Зайка прыгал под кустом, Приглашая нас в свой дом. Руки вниз, на пояс, вверх, Убегаем мы от всех. Сели тихо – тихо в класс, Там послушаем рассказ. VI .Продолжение работы по теме урока. 1.-Образуйте наречия от имен существительных: (Слайд 10) день (когда?) … круг (как?)… ночь (когда?)… 2.Учитель читает словосочетания прилагательное+существительное. -Преобразуйте эти словосочетания в наречия +глагол. (Слайд 11) Быстрый бег – (бежать быстро), Спокойный сон – (спать спокойно), Яркий свет – (светить ярко), Медленный танец – (танцевать медленно), Громкая песня – (петь громко). Разбор по составу образованных наречий. VII . Игра «Четвертый лишний». (Слайд 12) -Найдите в каждой строке лишнее слово, объясните почему оно лишнее. Едва – едва, чуть – чуть, бок о бок, еле – еле. Бедно, убого, богато, скудно. Позади, впереди, вверху, морозно. Вправо, снова, справа, сначала. VIII .Повторение материала. (Слайд 13) Составьте и запишите предложения. Сделайте синтаксический разбор составленного предложения. (Работа по карточкам в парах). 1-й ряд. первый, ноги, под, снег, похрустывает, мягко. 2-й ряд. мы, по, знакомой, быстро, к, реке, побежали, тропинке I Х.Рефлексия . ( На экране пословицы, выберите пословицу, характеризующую ваше настроение на уроке и вашу работу). (Слайд 14) Собирай по ягодке – наберешь кузовок. Дело мастера боится. Старая песня на новый лад. У страха глаза велики. Через тернии к звездам. Грамоте учиться – всегда пригодится. Ах, как я устал от этой суеты. Терпение и труд все перетрут. Где хотенье – там уменье. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Х. Итог урока . Что вам понравилось на уроке? Что бы вы изменили? Какой вид работы вызвал затруднения? Литература 1.Волина В. Веселая грамматика. - М.: Знание,1998. 2.Занковские чтения на Белгородчине. Сост.Воронова А.И.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом « Федоров»,2007. Цель: привлечь внимание детей к новым сведениям, учить находить нужную информацию и пользоваться ею для решения новой задачи. Вернёмся к нашим однокоренным словам. Запишите их в тетрадь. (дети записывают). - Раз тема нашего урока «Образование наречий от имён прилагательных», давайте разберем эти слова по составу; сначала разберем слово – весёлый - (дети разбираю в тетради, учитель на доске, один из учеников комментирует ), а потом – весело - . Какую часть слова от прилагательного мы взяли при образовании наречия? (основу) - А какая часть слова нам не потребовалась от прилагательного? (окончание). - Тогда какой вывод можно сделать об образовании наречия? (Наречие можно образовать от имени прилагательного с помощью суффикса – о- . - Отлично. Как называется такой способ образования? (суффиксальный). - Правильно. Поупражняемся в образовании наречий от прилагательных. Предлагаю вам несколько прилагательных: 1) прочитайте их. 2) Запишите их в тетрадь так же, как у меня (друг под другом). Образуйте от этих прилагательных наречия (первую группу вместе, с комментированием). Чтобы образовать наречие, какую часть слова мы должны взять от имени прилагательного? (основу) - Что добавляем? (суффикс – о-). То же самое выполняем в остальных наречиях. Молодцы. А теперь запишите антонимы к образованным наречиям, самостоятельно. (дети записывают) - Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга. (взаимопроверка ) Прочитайте, что у вас получилось? Как написали слово «медленно», какая орфограмма вам еще встретилась? (удвоенная согласная –н-). Почему? (наречие -медленно- образовано от имени прилагательного –медленный-, в котором пишется удвоенная согласная –н-, т.к. при образовании наречий от прилагательных мы берем основу, значит удвоенные согласные сохраняются). Правильно, молодцы. Поднимите руку, чей сосед правильно выполнил работу? Хорошо. А давайте посмотрим еще одно прилагательное: Что оно обозначает, как вы думаете? (ответы детей) Как мы проверим наше предположение? (посмотрим в словаре) - Давайте найдем это слово в словаре и прочитаем. (попросить одного из ребят найти и прочитать объяснение слова «излишний»). - Наше мнение оказалось верным? (да) - Образуйте от этого прилагательного наречие. - Посмотрите, работает ли наш способ, который мы открыли, действительно ли наречие образуется от имени прилагательного с помощью суффикса –о-? Что у вас получилось? (Суффикс – о- не подошел, так как так не говорят «излишно». Какой суффикс подойдет? (суффикс – е-) - Какое слово получилось? («излишне ») Значит с помощью какого суффикса образовалось данное слово? (суффикса – е-) Тогда какой вывод мы можем сделать? (Наречия могут образовываться от имен прилагательных с помощью суффиксов –о- и –е-). - Какую задачу нам нужно решить? (ответы детей). - Отлично, теперь нам нужно понять, в каких случаях при образовании наречий от имен прилагательных пишется суффикс – о, а в каких –е-? Прочитайте еще раз наречия с суффиксом –о- и наречия с суффиксом –е-. Как вы думаете, на что нужно обратить внимание в этих наречиях? (ответы детей ) Предлагаю вам обратить внимание на согласный, стоящий перед суффиксом, что заметили? (если согласный, стоящий пред суффиксом твёрдый, то в наречии пишется суффикс –о-, а если согласный, стоящий перед суффиксом мягкий, то в наречии пишем – е-.) Правильно, вы очень внимательные, составим схему-подсказку: Подчеркнем твердый и мягкий согласный в наших наречиях. (дети выполняют) А сейчас рассмотрим следующую группу имен прилагательных: Попробуйте образовать наречия от этих прилагательных нашим способом. От имени прилагательного «СВЕЖИЙ» берем основу «СВЕЖ» и добавляем суффикс –о-, т.к. перед ним согласный твердый, получилось слово «СВЕЖО». От прилагательного «НЕУКЛЮЖИЙ» берем основе «НЕУКЛЮЖ», согласный перед суффиксом твердый, значит нужно писать суффикс «О», но слова «НЕУКЛЮЖО» нет, значит нам нужен другой суффикс «Е». Почему после твердого согласного не пишется суффикс «О» в данном слове? Давайте посмотрим следующие слова. От прилагательного «Жгучий» берем основу «жгуч» и добавляем суффикс «Е», т.к. перед ним стоит мягкий согласный «Ч», получилось наречие «ЖГУЧЕ». Берем от слова «ГОРЯЧИЙ» основу «ГОРЯЧ» и т.к. перед суффиксом мягкий согл., нужно писать суффикс «Е», но слова «ГОРЯЧЕ», нет в русском языке, значит нужен другой суффикс «О». Почему так происходит? Почему в нашем случае после твердого согласного мы писали суффикс «е», а после мягкого согласного суффикс «о»? (потому что перед суффиксом стоит буква, обозначающая шипящий звук). - Таким образом, мы увидели, что способ образования по твердости-мягкости согласного, стоящего перед суффиксами «О», «Е» не подходит. Давайте подумаем, а отчего зависит выбор буквы «О» и «Е» после шипящих в суффиксах наречий? Давайте вспомним и обратимся к учебнику на стр. 123 упр. 464. (устно выполняется работа по учебнику: что за слова записаны в первой группе, второй, третьей? Расставьте ударение в словах первой (второй, третьей) группы, сделайте вывод. - Значит, что нужно сделать в наших наречиях, чтобы правильно выбрать букву «О» или «Е» для написания суффикса? (поставить ударение). - П оставим ударение, подчеркнем орфограмму в суффиксе. Какой вывод теперь мы можем сделать? (Под ударением после шипящего согласного пишется суффикс «О», без ударения «Е»). - Где мы можем проверить наш вывод? (в учебнике ) На какой странице, кто нашел? (стр. 124 ) Прочитаем вывод. (один ученик читает ). Подтвердился наш вывод? (да ) Устали? Отдохнем. Вышли все из-за парт. |
Популярное:
Новое
- К чему снится клещ впившийся в ногу
- Гадание на воске: значение фигур и толкование
- Тату мотыль. Татуировка мотылек. Общее значение татуировки
- Что подарить ребёнку на Новый год
- Как празднуют день святого Патрика: традиции и атрибуты День святого патрика что
- Как научиться мыслить лучше Я не умею быстро соображать
- Эти признаки помогут распознать маньяка Существует три способа достижения абсолютной власти
- Как спастись от жары в городской квартире
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?