Главная - Внимание
Квест по произведению мастер и маргарита сценарий. Мастер и его великий роман: вечер-размышление

Сценарий спектакля по произведениям М. Булгакова «Эксперимент»

Звонок в дверь. На пороге два молодых человека:

1 студент - Профессор Борменталь?

Борменталь – Да-с…А Вы?..

2 студент А мы студенты 5 курса Того самого Киевского медицинского института, где учился хорошо известный вам Михаил Афанасьевич Булгаков.

Борменталь -Проходите. Чем могу быть полезен?

1 студент - Дело вот в чём: совсем скоро юбилей М. А., О враче –Булгакове нам известно буквально всё, а вот Булгаков- писатель – ещё загадка.

2 студент Уже много лет его произведения читаемы и любимы, в чём причина? Мы и подумали, а что если нам поможет в этом эксперимент пр. Преображенского. Если уж в то время возможно было превратить собаку в человека, то сейчас…

1 студент - Можно в любого героя превратиться и посмотреть их глазами на всё как бы изнутри.

Борменталь Понимаю. Что вас конкретно итересует? Кем бы вы хотели стать?

2 студент – Дни Турбиных – прототип Алексея- сам Булгаков. Хочется нам узнать о жизни интеллигенции после революции,в годы гражданской войны.

Борменталь - Значит, вам интересен Алексей Турбин, похвально. Ну, что ж, кто мне будет ассистировать?

Пройдемте, готовьтесь к операции. А вы (обращаясь ко 2 студенту ) достаньте колбу крайнюю слева с гипофизом Турбина.(Показывает на верхнюю полку шкафа. Ассистент тянется и неожиданно всё роняет)

ГРОХОТ. Всё упало, перепуталось.

2 студент - Что делать, профессор?

Борменталь - Пока мы не вживим железу, ничего не узнаем. Давайте, начнем с этой.

Операция

(На шее у человека был повязан ядовито - небесного цвета галстук с фальшивой рубиновой булавкой. Цвет этого галстука был настолько бросок)

Борменталь Опять вы!?

Шариков - Борменталь!

Отозвался Борменталь, (меняясь в лице). - Нет, уж вы меня по имени и отчеству, пожалуйста, называйте!

Шариков Совершенно основательно ответил - Ну и меня называйте по имени и отчеству! -

Борменталь - Нет! - - по такому имени и отчеству как Полиграф Полиграфович

в моей квартире я вас не разрешу называть. Если вам угодно, чтобы вас перестали

именовать фамильярно "Шариков", мы будем называть вас "господин Шариков".

Шариков . (Отлаял) - Я не господин, господа все в Париже!

Борменталь - Позвольте вас спросить - почему от вас так отвратительно пахнет?

Шариков понюхал куртку озабоченно.

Ну, что ж, пахнет... Известно: по специальности. Вчера котов душили,

душили... папаша

Борменталь - Кто это тут вам папаша? Что это за фамильярности? Чтобы я больше не

слышал этого слова! Называть меня по имени и отчеству!

Дерзкое выражение загорелось в человеке.

Шариков - Да что вы все... То не плевать. То не кури. Туда не ходи. Этого не говори… Что уж это на самом деле? Чисто как в трамвае. Что вы мне жить не даете?!

Разве я просил мне операцию делать? - Человек возмущенно лаял

Хорошенькое дело! Я, может, своего разрешения на операцию не давал. А равно (человек завел глаза к потолку как бы вспоминая некую формулу), а равно как и мои родные. Я иск, может, имею право предьявить...

В настоящее время каждый имеет свое право...

Ассистент - Гм... Вот черт! Глупее ничего себе и представить нельзя.... Ну, одним словом...

Шариков - Сволочь!

Борменталь - Это вы про кого?

Про кота я говорю. Такая сволочь, - ответил Шариков , бегая глазами.

БОрменталь - переводя дух , - Знаете, Шариков, я положительно не видал более наглого существа, чем вы.

Шариков - Папаша, дай папиросочку, - у тебя брюки в полосочку".

Борменталь - Шариков, скажите мне, пожалуйста, - сколько времени вы еще будете гоняться за котами? Стыдитесь! Ведь это же безобразие! Дикарь!

Какой я дикарь? - Хмуро отозвался Шариков , - ничего я не дикарь. Его

терпеть в квартире невозможно. Только и ищет - как бы что своровать… (трогает вещи)

-Ассистент - Не трогайте, пожалуйста!

Шариков - Вот все у вас как на параде, - заговорил он, - салфетку - туда, галстук

Сюда, да "извините", да "пожалуйста-мерси", а так, чтобы по-настоящему, - это нет. Мучаете сами себя, как при царском режиме.

-Ассистент - Театр какой-то!

Шариков -Нет, цирк лучше

-Ассистент -... Почему, собственно, вам не нравится театр?

Шариков, подумал и оттопырил губы .

Да дурака валяние... Разговаривают, разговаривают... Контрреволюция

одна.

Вы стоите на самой низшей ступени развития, - закричал Борменталь , - вы еще только формирующееся, слабое в умственном отношении существо, все ваши поступки чисто звериные, и вы в присутствии двух людей с университетским образованием позволяете себе с развязностью совершенно невыносимой говорить космические глупости…

Мне белый билет полагается, - ответил Шариков .

-Ассистент - я ему не позволю ничего сделать. . Финита, клим!

Он повернулся и поглядел на Шарикова так, что тот попятился и

стукнулся затылком о шкаф.

Шариков сам пригласил свою смерть. Он поднял левую руку и показал Ассистенту

обкусанный с нестерпимым кошачьим запахом - шиш. А затем правой

рукой по адресу опасного Борменталя из кармана вынул револьвер

Борменталь - Нам же он совершенно не нужен, ну его ко всем свиньям

ОПЕРАЦИЯ –(За кадром ) Ассистент - Это кошмар, честное слово. Вы видите? Клянусь вам, дорогой доктор, я измучился за это время больше, чем за последние 14 лет! Вот - тип, я вам доложу...

Иоанн. О боже мой, господи, вседержитель!

Борменталь . Тсс... тише, тише! Только не кричите, умоляю! Мы наживем

страшную беду и, во всяком случае, скандал. Я и сам уже схожу с ума, но я

стараюсь держать себя в руках.

Иоанн . Ох, тяжко мне! Молви еще раз, ты не демон?

. Борменталь Ах, помилуйте, я же вам объяснил, что я не демон.

Иоанн . Ой, не лги! Царю лжешь! Не человечьим хотением, но божиим

соизволением царь есмь!

Борменталь . Очень хорошо. Я понимаю, что вы царь, но на время прошу вас

забыть об этом. Мы вас будем называть не царем, а просто Иваном Васильевичем.

Ассистент - Поверьте, для вашей же пользы.

Иоанн . Увы мне, Ивану Васильевичу, увы, увы!..

Борменталь . Что же делать, я понимаю ваше отчаяние. Действительно,

происшествие удручающее. Но кто же мог ожидать такой катастрофы

Я не могу вас отправить обратно сейчас же - надо всё приготовить…

Иоанн. Как твое имя, кудесник?

Борменталь . Меня зовут Борменталь.

Иоанн . Князь?

Борменталь -. Какой там князь! У нас один князь на всю Москву, и тот

утверждает, что он сын кучера.

Иоанн. Ах, сволочь!....

Ты, стало быть, тут живешь?

Хоромы-то тесные.

Борменталь - Да уж, хоромы неважные.

Ассистент -А мы не знали как точно сыграть роль Иоанна Грозного!

И когда мы проходили то место, где Бориса объявляют царем, Косой, уж на что твердый человек, заплакал, как ребенок!..

Иоанн .-. Какого Бориса-царя? Бориску?!

Бориса на царство?.. Так он, лукавый, презлым заплатил царю за

предобрейшее!.. Сам хотел царствовати и всем владети!.. Повинен смерти!

-Ассистент Ах нет! Боже мой, я поняла! Это настоящий царь!

Какой царь типичный, а как на нашего Буншу похож. Только у того лицо глупее.

Борменталь -Да перестаньте вы нервничать! Ну, Иоанн, ну, Грозный!.. Ну что тут особенного?..Мы сейчас всё приготовим. Сидите тихо! Никому не открывайте!

. Иоанн один, рассматривает вещи в комнате. На улице послышался шум автомобиля. Иоанн осторожно выглядывает в окно, отскакивает. Иоанн (тихо напевает).

Сделал я великие прегрешения... пособи мне,

господи... пособите, чудотворцы московские...

В дверь стучат. Иоанн вздрагивает, крестит дверь, стук прекращается.

Ульяна (за дверью). Товарищ Борменталь, простите что опять осмелилась

беспокоить... Что, Бунша Ивана Васильевича не было у вас? Его по всему дому ищут. вы не имеете права отмалчиваться! Вы, товарищ Борменталь, некультурный человек!

Иоанн. Что крест животворящий делает! Пауза.

Звонок в дверь. И. В. Открывает

Ульяна Здрасте пожалуйста! Его весь дом ищет, водопроводчики приходили, ушли... жена, как проклятая, в магазине за селедками, а он сидит в чужой комнате и пьянствует!.. Да ты что это, одурел? Шпака ограбили. Шпак по двору мечется, тебя ищет, а он тут! Ты что же молчишь? Батюшки, во что же это ты одет?

Голубчики милые!.. На кого же ты похож? Да ты же окосел от пьянства!

Да тебя же узнать нельзя!

Иоанн. Ты бы ушла отсюда. А?

Ульяна . Как это - ушла? Ты на себя в зеркало-то погляди!.. В зеркало-то погляди!

Иоанн. Оставь меня, старушка, я в печали...

Ульяна. Старушка?! Как же у тебя язык повернулся, нахал? Я на пять лет

тебя моложе!

Иоанн . Ну это ты врешь... Погадай мне, старая, погадай насчет шведов.

Ульяна. Да что же это такое?.

Ульяна . Нет, вы полюбуйтесь на голубчика!.. Он же пьян, он же на ногах

не стоит!. Очнись, разбойник! Попрут тебя с должности!

Иоанн . Э, да ты ведьма! (Берет у Ульяны селедки и выбрасывает их в переднюю.)

Ульяна . Хулиган!

Иоанн (вооружается посохом ). Ох, поучу я тебя сейчас!

Ульяна . Помогите!.. Муж интеллигентную женщину бьет!.. (Убегает через

парадный ход.)

Ассистент Зачем же вы открыли двери?

Иоанн .- Ты добрый человек... Ах ты, боже! Ведь это я тут...

а шведы, ведь они Кемь взяли! Боярин! Отправляй меня назад!

ОПЕРАЦИЯ

Ассистент - А вы кто?

Я Мольер , прибыл сюда согласно распоряжению Вашего высочества!

Борменталь - Ошибка, снова ошибка! Г-н Мольер, произошло прискорбное недоразумение…Нам нужен другой герой Булгакова.

Мольер - Меня же пригласили, я прекратил спектакли!

И вообще, знаете ли вы, что это в спектакле «Мольер» Михаил Афанасьевич Булгаков ярко показал судьбу писателя, идеология которого идёт вразрез с политическим строем. Против меня «Кабала святош», гвардия мушкетёров, лишь король однажды заступился…

Ассистент - Уважаемый г. Мольер, до следующей встречи…

ОПЕРАЦИЯ За кадром:

Ассистент Я читала, Сталину не понравилось, что в «Мольере» зрители могут увидеть намек на его взаимоотношения с Булгаковым. Пьесу запретили. Это был страшный удар для автора

Борменталь - Да, в 30-е годы прошлого века и не такое могло произойти

Ассистент – МАРГАРИТА! Вы знаете, я читала, что реальным прототипом Маргариты послужила жена писателя Елена Сергеевна Булгакова.

Борменталь - Здесь я могу с вами поспорить, т. к хорошо видна связь Маргариты с французскими королевами, носившими это имя, Маргарита Наварская и Маргарита Валуа

Я верую! -- шептала Маргарита торжественно, -- я верую! Что-то произойдет! Не может не произойти, потому что за что же, в самом деле, мне послана пожизненная мука? Сознаюсь в том, что я лгала и обманывала и жила тайной жизнью, скрытой от людей, но все же нельзя за это наказывать так жестоко. Что-то случится непременно, потому что не бывает так, чтобы что-нибудь тянулось вечно. А кроме того, сон мой был вещий, за это я ручаюсь.

Ты знаешь, -- говорит Маргарита (разговаривает с портретом), -- как раз когда ты заснул вчера ночью, я читала про тьму, которая пришла со средиземного моря... И эти

идолы, ах, золотые идолы. Они почему-то мне все время не дают покоя. Мне кажется, что сейчас будет дождь. Вы чувствуете, как свежеет?

Борменталь - Фу ты черт, ведь это, подумать только, -- он сжал голову руками, -- нет,

послушай, вы же умный человек и сумасшедшей не была. вы серьезно уверены в

том, что вчера были у сатаны?

Совершенно серьезно, -- ответила Маргарит а. черт знает, что такое, и черт, поверь мне, все устроит! -- глаза ее вдруг загорелись, она вскочила, затанцевала на месте и стала вскрикивать: -- Как я счастлива, как я счастлива, как я счастлива, что вступила с ним в сделку! О, дьявол, дьявол!

Ассистент -Но как такое могло произойти с вами, замужней добропорядочной женщиной? Не укладывается в голове!

Ах, -- качая растрепанной головой, шептала Маргарита , -- ах, ты, маловерный, несчастный человек. Я из-за него (подходит к портрету Б. и гладит его) всю ночь вчера тряслась нагая, я потеряла свою природу и заменила ее новой, несколько месяцев я сидела в темной каморке и думала только про одно - про грозу над Ершалаимом

Маргарита приблизила губы к уху мастера и прошептала:

Клянусь тебе своею жизнью, клянусь угаданным тобою сыном звездочета,

все будет хорошо.

Конечно, когда люди совершенно ограблены, они ищут спасения

у потусторонней силы! Да уж, конечно, чего тут интересного, Маргарита Николаевна!

Маргарита удивилась :

Вы меня знаете?

Вместо ответа доктор снял шапочку и взял его на отлет.

Я вас не знаю, -- сухо сказала Маргарита .

Борменталь - Тьма, пришедшая со средиземного моря, накрыла ненавидимый

прокуратором город.

Я ничего не понимаю, -- тихо заговорила Маргарита Николаевна-- Скажите мне, кто вы такой? Из какого вы учреждения?

Борменталь -- Простите, ведь я не сказал вам, что ни из какого я не из учреждения! Сядьте, пожалуйста.

Маргарита беспрекословно повиновалась, но все-таки, садясь, спросила

еще раз: - - Кто вы такой?

Ну хорошо, зовут меня Борменталь , но ведь все равно вам это ничего не

говорит.

Маргарита -- А вы мне не скажете, откуда вы узнали про листки?

Борментал ь -- Не скажу,

Но вы что-нибудь знаете о нем? -- моляще шепнула Маргарита.

Борменталь -- Ну, скажем, знаю.

Маргарита -- Молю: скажите только одно, он жив? Не мучьте.

Пока жив, -- неохотно отозвался Ассистент, - но вам надо срочно к нему.

Маргарита -- Боже!

Операция (За кадром) Ассистент – Маргарита вдохновляла его, помогала творить и в итоге сделала его Мастером.. Кто сказал, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык.

Любовь выскочила перед ними, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!”

Борменталь- Показав такую любовь, автор допускает, что она невозможна на земле. Поэтому Булгаков поселяет героев в Вечном доме, где красота и покой, мелочи не опутают быт, мелкие страстишки не отравят душу, а пошлость не убьет любовь.

После операции Турбин ходит,разглядывая комнату.

Борменталь (обращаясь к ассистенту) - Алексей Турбин собственной персоной! Знакомьтесь!

Алексей - А вы откуда?

Борменталь - А мы, батенька, из другой пьесы. Располагайтесь. (указывает на диван)

А л е к с е й. Вот, господа, сижу я сейчас среди вас, и все у меня одна неотвязная мысль. Ах! Если бы мы все это могли предвидеть раньше! (Встаёт и взволнованно ходит по комнате)Вы гляньте в окно, посмотрите, что там. Там метель, какие-то тени... В России, господа, две силы: большевики и мы. Вижу я более грозные времена. Вижу я. Вот из-за этого я и иду! На рожон, но пойду! Потому что, когда мы встретимся с ними, дело пойдет веселее. Или мы их закопаем, или, вернее, они нас. Как мы, белогвардейцы, уживемся с большевиками, не представляю себе! (Берёт гитару, пытается играть)

Ничего не получается – пальцы не слушаются!

Ассистент . – Я знаю романс, разрешите я исполню?

(звучит романс «Белой акации гроздья душистые»)

Алексей.- Господа, я виноват. Не слушайте того, что я сказал. Просто у меня расстроены нервы.

Борменталь -. О нет,. Поверьте, что мы понимаем и что мы разделяем все, что вы сказали. Империю Российскую мы будем защищать всегда!

Ассистент . Да здравствует Россия!

Турбин - Кого вы желаете защищать? Ответьте мне. Молчание.

Отвечать, когда спрашивает командир! Кого?

Совершенно правильно. Они вас заставят драться с собственным народом. А когда он вам расколет головы, они убегут за границу... Слушайте меня, друзья мои! Мне, боевому офицеру, поручили вас толкнуть в драку. Было бы за что! Но не за что. Я публично заявляю, что я вас не поведу и не пущу! Народ не с нами. Он против нас. Значит, кончено! Гроб! Крышка! И вот я, кадровый офицер Алексей Турбин, вынесший войну с германцами, чему свидетелями капитаны Студзинский и Мышлаевский, я на свою совесть и ответственность принимаю все, все принимаю, предупреждаю и, любя вас, посылаю домой. Я кончил. Совесть моя чиста и спокойна!

Борменталь -Я против ужасов войны. В сущности, зачем проливать кровь?

Теперь начинается новая жизнь.

Турбин -. Была у нас Россия - великая держава!..

Ассистент . И будет!.. Будет!

Турбин . Прежней не будет, новая будет. Новая!

Песня И. Талькова «Россия» (В проигрыше все артисты выходят, второй ассистент говорит)

Студент 1 -Я поняла, то что с нами произошло сегодня – провидение судьбы… Нельзя узнать писателя, прочитав лишь одно его произведение. Теперь я с уверенностью могу сказать, что Булгаков самый читаемый писатель 20-30 гг прошлого века. Потому что пишет так, как видит, потому что только у Булгакова любовь и творчество находятся под защитой не только Бога, но и дьявола! А переживания за Россию, судьбу народа проглядывают сквозь каждое его слово! Он сумел просто сказать о вещах сложных, будь то история, нравственность или открытия науки, облекая свои фантазии в формы, понятные всем! (Звучит первый куплет песни. Под звон колоколов все кланяются и уходят)


Предварительный просмотр:

«Пятница 13-го»

Сценарий

Действующие лица:

Воланд

Коровьев

Бенгальский

Гела

Бегемот

На заднем плане сцены из фильма Мастер и Маргарита

Фонограмма 1.

(занавес, перед ним выходит Бенгальский)

Бенгальский:

Итак, граждане, сейчас перед вами выступит…

(перебивает сам себя)

Я вижу, что количество публики к третьему отделению еще увеличилось. У нас сегодня половина города! Как-то на днях встречаю я приятеля и говорю ему: "Отчего не заходишь к нам? Вчера у нас была половина города". А он мне отвечает: "А я живу в другой половине!»

(улыбается, но видит, что никто не обращает на него внимания, продолжает)

…Итак, выступает знаменитый иностранный артист мосье Воланд с сеансом черной магии!

Фонограмма 2. Гимн Воланда

(занавес открывается, на сцене Воланд, сидящий в кресле, рядом Бегемот и Короьев)

Воланд:

Драгоценная ночь вступила в свои права, нельзя терять ни минуты. Вот-вот начнут прибывать гости, а бал еще не открыт.

Гелла:

Мессир, приготовления давно закончены. Бокалы наполнены, свечи зажжены. Скоро начнут прибывать гости.

Воланд:

Стар я уже, Гелла, но даже я помню, что для такого великого бала нужна хозяйка.

Коровьев:

(держа в руках блокнотик со списком )

Сто двадцать одну Маргариту обнаружили мы здесь, и, верите ли, ни одна не подходит.

Гелла:

А можно я? Можно мне?

Воланд:

Ни в коем случае. Необходимо соблюдать древние заветы.

Бегемот:

Предлагаю устроить конкурс Маргарит. Пусть каждая из них покажет себя. А мы выберем достойную хозяйку нашего сегодняшнего бала!

Воланд:

Мудрый совет. Фагот, сделай объявление!

(Коровьев выходит вперед со скрученным свитком )

Коровьев:

Ежегодно мессир дает один бал. Он называется весенним балом полнолуния, или балом ста королей. В связи с этим, проходит набор девушек на должность хозяйка бала. Главные критерии: необходимо, чтобы конкурсантка носила имя Маргарита, была местной уроженкой и в ее крови текла царская кровь! Приглашаем всех претенденток пройти кастинг.

Бегемот: Стой, стой Фагот! Уже пришли! Стоят за кулисами, дут соей очереди. Стооолько желающих на роль Маргариты я еще не видел!

(выходят девушки)

Коровьев:

Уважаемая публика и вы, мессир! Приглядитесь повнимательней: какая из претенденток больше всего похожа на будущую королеву ночи?

Бегемот:

(подбегая от одной девушки к другой, каждой представляясь):

Бегемот! (целует ручку) Рад вас приветствовать, алмазная донья! Я в восхищении, темная королева!

Воланд: Бегемот прав! Все девушки достойны. Но по древним законам стать хозяйками моего бала сможет только одна из них. А чтобы выбрать лучшую, предлагаю провести небольшие конкурсы

(Девушки уходят со сцены)

Гелла: Да, мессир, мудрое решение

Коровьев: А чтобы нам было легче решить, предлагаю назначить судей

Бегемот: Меня! Меня! Назначьте меня!

Гелла: Так будет нечестно! Пусть это будут люди. Самые настоящие человеческие люди!

Воланд: Решено! В жюри я выбрал (состав жюри)

Бегемот: Самое время познакомимся с нашими конкурсантками. Итак, на сцену приглашается первая Маргарита!

Смотр визитных карточек

Коровьев: Браво! Браво! Я в восхищении, мы в восхищении!

Воланд: Скоро полночь. А хозяйка все еще не определена. Тяжело выбрать королеву из числа таких обворожительных красавиц?

Бегемот: А можно я проведу конкурс? Мы сразу увидим, кто из девушек обладает ловкостью и скоростью, что немаловажно на балу

(Воланд кивает головой, разрешая)

Конкурс «Собери кости»

Гелла: Позвольте же мессир и мне проверить девушек

Конкурс с метлой

Коровьев: Остался я. Что ж. предлагаю провести конкурс на смекалку.

Конкурс «Собери пазл»

Воланд: Мы проверили всех девушек. Теперь решение за судьями.

Однако мы заговорились, дорогой Фагот, а публика начинает скучать. Поэтому, пока жюри обсуждает результаты, проведи для начала что-нибудь простенькое, какой-нибудь интересный конкурс

Конкурс со зрителями

Коровьев: Прошу всех Маргарит на сцену!

(выходят девушки)

Бегемот: Слово предоставляется нашему жюри.

Воланд: Итоги подведены, хозяйка выбрана, теперь можно начинать наш Великий бал полнолуния. Приглашаем всех гостей!

Фонограмма 2. Штраус, Вальс


Интеллектуальная игра «Умники и умницы» по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Розыгрыш дорожек

Агон I. Докажите, что деньги — это одна из сюжетообразующих деталей произведения.

Агон II. О каких героях произведения можно сказать словами Воланда: “Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит”?

(По тексту эти слова относятся к Понтию Пилату и его собаке.)

Агон III. Как вы понимаете фразу о Мастере: “Он не заслужил света, он заслужил покой”?

Финал. Докажите, что Воланд у Булгакова — это не “новое имя для того же характера” (В.Я. Лакшин), что и Мефистофель у Гёте.

Агон I

1. Узнай себя

Зелёная дорожка

...Росту был <...> просто высокого. Что касается зубов, то с левой стороны у него были платиновые коронки, а с правой — золотые <...> Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз чёрный, левый почему-то зелёный. Брови чёрные, но одна выше другой”. (Воланд.)

Жёлтая дорожка

...Плечистый, рыжеватый, вихрастый молодой человек в заломленной на затылок клетчатой кепке <...> в ковбойке, жёваных белых брюках и в чёрных тапочках”. (Бездомный.)

Красная дорожка

...Маленького роста, упитан, лыс, свою приличную шляпу пирожком нёс в руке, а на хорошо выбритом лице его помещались сверхъестественных размеров очки в чёрной роговой оправе”. (Берлиоз.)

2. Спор на Патриарших прудах

Зелёная дорожка

Продолжите фразу: “Да, человек смертен, но это было бы ещё полбеды. Плохо то, что он...” (“иногда внезапно смертен”) .

Жёлтая дорожка

Какого учёного вы предлагали отправить “года на три в Соловки”? (И.Канта.)

Красная дорожка

Что не устраивало вас в поэме Ивана Николаевича об Иисусе? (“...Главное не в том, каков был Иисус, плох ли, хорош ли, а в том, что Иисуса-то этого, как личности, вовсе не существовало на свете и что все рассказы о нём — простые выдумки, самый обыкновенный миф”.)

3. Вещи

Зелёная дорожка

Назовите вещи, которые не принадлежат вам: “громадных размеров, червонного золота” портсигар, “половая щётка”, “трость с чёрным набалдашником в виде головы пуделя”, “пенсне, в котором одного стекла вовсе не было, а другое треснуло”, “золотые часы с цепочкой”, “отточенный, как бритва, длинный хлебный нож”. (Пенсне принадлежит Фаготу, половая щётка — Маргарите, часы — Римскому, нож украл Левий Матвей.)

Жёлтая дорожка

Какая важная вещь исчезла у вас после купания в реке? (Удостоверение МАССОЛИТа.)

Зелёная дорожка

С какой целью вы давали представление в Варьете? (Узнать, “изменились ли... горожане внутренне”.)

Агон II

1. Узнай себя

Зелёная дорожка

...Был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова <...> была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной. Под левым глазом у человека был большой синяк, в углу рта — ссадина с запёкшейся кровью”. (Иешуа.)

Жёлтая дорожка

Вас отличают “шаркающая кавалерийская походка”, “желтоватое бритое лицо”, “тусклый, больной голос”, “мученические глаза”. (Понтий Пилат.)

Красная дорожка

...Человек, лет под сорок, был чёрен, оборван, покрыт засохшей грязью, смотрел по-волчьи, исподлобья. Словом <...> был очень непригляден и скорее всего походил на городского нищего...” (Левий Матвей.)

2. Казнь

Зелёная дорожка

Верно ли, что ты явился в Ершалаим через Сузские ворота верхом на осле, сопровождаемый толпою черни, кричавшей тебе приветствия как бы некоему пророку?” — задал вам вопрос прокуратор. Что вы ему ответили? (“Пришёл я в Ершалаим точно через Сузские ворота, но пешком, в сопровождении одного Левия Матвея, и никто мне ничего не кричал, так как никто меня тогда в Ершалаиме не знал”.)

Жёлтая дорожка

Почему надо отпустить Иешуа Га-Ноцри, а не Вар-раввана в честь Пасхи? (“...Преступления Вар-раввана и Га-Ноцри совершенно не сравнимы по тяжести. Если второй, явно сумасшедший человек, повинен в произнесении нелепых речей, смущавших народ в Ершалаиме <...> то первый отягощён гораздо значительнее <...> он позволил себе прямые призывы к мятежу <...> убил стража при попытках брать его”.)

Красная дорожка

В чём вас опередил Понтий Пилат? (Убил (то есть приказал убить) Иуду.)

3. Болезни

Зелёная дорожка

В споре с Берлиозом Воланд приводит пример с человеком, который внезапно заболел, — у него саркома лёгкого. Что хотел доказать Воланд этим примером? (Существование Бога.)

Жёлтая дорожка

Как называлась ваша болезнь, “при которой болит полголовы”? Выберите из списка (все перечисленные болезни упоминаются на страницах романа): базедова болезнь, белая горячка, гемикрания, шизофрения, скарлатина. (Гемикрания.)

Зелёная дорожка

Что обозначает ваше имя? (Бог-помощь, спасение; Иешуа — это еврейское имя, Иисус — это греческая передача.)

Агон III

1. Узнай себя

Зелёная дорожка

...Громадный, как боров, чёрный, как сажа или грач, и с отчаянными кавалерийскими усами”. (Кот Бегемот.)

Жёлтая дорожка

...Маленький, но необыкновенно широкоплечий, в котелке на голове и с торчащим изо рта клыком, безобразящим и без того невиданно мерзкую физиономию. И при этом ещё огненно-рыжий”. (Азазелло.)

Красная дорожка

...Прозрачный гражданин престранного вида. На маленькой головке жокейский картузик, клетчатый кургузый воздушный же пиджачок... Гражданин ростом в сажень, но в плечах узок, худ неимоверно, и физиономия... глумливая”. (Фагот-Коровьев.)

2. Цитаты

Зелёная дорожка

Что вы ответили на фразу: “Достоевский умер”? (“Протестую! Достоевский бессмертен!”)

Жёлтая дорожка

По какому поводу вы произнесли слова: “Оскорбление является обычной наградой за хорошую работу”? (После того, как услышал обвинения в свой адрес об отравлении фалернским вином сначала от Маргариты, затем — от Мастера.)

Красная дорожка

В разговоре с Маргаритой вы упомянули о “причудливо тасуемой колоде карт”. Что за сообщение скрывалось за этим образным выражением? (Сообщение, что Маргарита королевской крови.)

3. Вещи

Зелёная дорожка

Знаменитая вещь, с которой вы были замечены в квартире № 50, в Торгсине и Грибоедове? (Примус.)

Жёлтая дорожка

Вы владеете секретом молодости. Какая вещь может в этом помочь? (Крем Азазелло.)

Зелёная дорожка

Есть поговорка: “Живут как кошка с собакой”. О каких собаках идёт речь на страницах романа? (Собака Понтия Пилата Банга, милицейский пёс Тузбубен.)

Финал

1. Узнай себя по вещам и назови лишнее

Зелёная дорожка

Распластанные между листками папиросной бумаги лепестки засохшей розы, чёрное пальто, глобус, жёлтые цветы, туфли с чёрными замшевыми накладками — бантами, стянутыми стальными пряжками. (Маргарита; лишнее — глобус, принадлежащий Воланду.)

Жёлтая дорожка

Больничное белье, с синей каёмочкой платок, засаленная чёрная шапочка с вышитой на ней жёлтым шёлком буквой “М”, плащ, ботфорты. (Мастер; платок — лишнее, принадлежит Фриде.)

Красная дорожка

Серый берет, чёрная перчатка с раструбом, тупоносые ботинки, трость с чёрным набалдашником в виде головы пуделя, золотые часы с алмазным треугольником на крышке. (Воланд; лишнее — ботинки, принадлежат посетителю Алоизия Могарыча, которого вспугнула Маргарита.)

2. «Воспоминания о М.Булгакове»

Зелёная дорожка

Мне хочется отметить ещё одну особенность в творчестве Булгакова: его тяготение к именам прославленных музыкантов”, — пишет Л.Е. Белозёрская. Докажите этот тезис относительно романа «Мастер и Маргарита». (Литератор Берлиоз, врач Стравинский.)

Жёлтая дорожка

По мнению друга Булгакова и первого его биографа П.С. Попова, “идеология романа — жуткая, и её не скроешь. Слишком велико мастерство, сквозь него всё ещё ярче проступает, кое-где не только не завуалировал, а поставил точку над «i». В этом отношении я бы сравнил с...”. С каким произведением XIX века сравнивает роман «Мастер и Маргарита» П.С. Попов? («Бесы» Достоевского.)

Красная дорожка

В статье М.Чудаковой говорится: “Для того чтобы описать современность, Булгаков возвращался к истокам новой истории, в ней искал ключ к объяснению и язык описания. В рождении замысла сыграло свою роль стихотворное богоборчество [здесь упоминается имя одного из поэтов начала ХХ в.]. Всё это довольно близко к диалогу Берлиоза и Ивана Бездомного в первой сцене романа...” О творчестве какого поэта идёт речь? (Демьяна Бедного.)

3. Глаза

Зелёная дорожка

Выберите героя, чьи глаза описаны ниже (Бездомный, Понтий Пилат, мастер, Иуда, Коровьев): “карие и очень беспокойные глаза”. (Мастер.)

Жёлтая дорожка

Выберите из предложенных вариантов описание глаз вашей возлюбленной: “зелёные распутные глаза”; “необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах”; “беспокойные и назойливые глаза”. (Второе описание — глаза Маргариты, первое — Гелла, третье — Фрида.)

Зелёная дорожка

Кроме Фриды, на балу вам запомнился ещё один исторический персонаж, вернее, его “лицо, окаймлённое действительно огненной бородой”. Кто он? (Малюта Скуратов.)

Литература

Кроме знания текста романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита», желательно знание сюжета и основных действующих лиц трагедии И.-Ф. Гёте «Фауст».

Также поможет в игре знакомство со следующими книгами:

Воспоминания о Булгакове. Сборник. М.: Советский писатель, 1988.

Зубарова К.А., Сухачевский В.В. Мифы и предания. Античность и библейский мир // Популярный энциклопедический словарь. М.: ТЕРРА, 1993.

Лакшин В.Я. Вторая встреча. Воспоминания, портреты, статьи. М.: Советский писатель, 1984.

Оформление и подготовка к празднику:
1. Подготовить и заранее вывесить красочное объявление о дате и месте проведения праздника.
2. В классах обсудить вопрос о костюмах.
3. Каждому классу приготовить тыквы как один из главных атрибутов праздника.
4. В актовом зале - столы от каждого класса, оформленные соответственно празднику. Сцена украшена черными и оранжевыми шарами.

Ход праздника:
1. Утром в фойе школы учеников встречают «страшилки» и требуют «trick or treat» - гостинец или шутку. Фойе украшено паучками, паутиной, привидениями.


2. 6 часов вечера 31 ноября актовый зал. Звучит музыка Бетховена «К Элизе». На экране слайды с изображениями:



Первый ведущий читает:

Белые свечи горят, Книга в начале открыта. Слова на обложке класят: «Мастер и Маргарита».

История вечной любви И ныне никем не забыта; Возвышенны чувством своим Мастер и Маргарита.

Помнят друг друга в разлуке, Обманом сердца не разбиты – Сплетаются снова их рук, Мастера и Маргариты.

Отравлены ядом злословья, И ядом в вине убиты, Связаны в смерти любовью Мастер и Маргарита.

Свечи тлеют уже едва, Книга кем-то уже закрыта. Как и прежде, чернеют слова: «Мастер и Маргарита».

Забудут про них все спустя много лет, Истлевших страниц не ищите, Но будет по-прежнему жить сюжет О Мастере и Маргарите.

На экране отрывок из фильма «Мастер и Маргарита» эпизод вальса на балу у сатаны. В более динамичном темпе второй ведущий:

Вечер умирал, наступала ночь, Необычный бал грянул во всю мощь … Воланд-господин, все темнейший князь, Приказал играть свой безумный вальс, Черной свиты хор подхватить готов Громкую хвалу сумеркам богов. Правит бал мессир – по делам воздаст Всем, кто из могил прилетел на вальс. Бал у Князя Тьмы Полночь без пяти, Пять минут, И душу не спасти … Вальс гремит на бис, вальсу вторит гром Шабашем ночным воздух заражен. И глядит мессир, молчалив и горд, Каждому воздаст по делам его, Слишком много зла здесь на одного! Здесь на одного!

Бал у Князя Тьмы Полночь без пяти, Пять минут, И душу не спасти … Тень … свет… темп убыстряется, Жизнь, смерть… перекликаются, Жар, бред, пытка надеждой и злость. Вот вам казнь и прощенье. Все, все в восхищении! Тень… свет… сердце вдруг оборвалось.

Бал у Князя Тьмы Полночь без пяти, Пять минут, И душу не спасти …

Маргарита: Я бессмертную душу свою во имя любви отдала князю тьмы, я ведьмою стала, чтобы надежду обрести увидеть того, кого больше жизни люблю. И Воланд сделал то, что захотел: мои страдания знаком темных сил он в вечную любовь преобразил.

Мастер: бедная, бедная моя Марго, сколько ты страдала, сколько пережила.

Воланд: Маргарита Николаевна, Мастер, сегодня нет места для печали. Сегодняшняя ночь 31 октября стирает грань между светом и тьмой, между жизнью и смертью. В честь этого события мною объявлен праздник, и я приглашаю вас в качестве почетных гостей вместе с моей свитой занять места судей (будут судить украшение стола, фонарь из тыквы, танцевально-вокальный номер и лучший костюм на дефиле). Коровьев, Гелла, Азазелло, Бегемот! Проводите королеву и Мастера.

Коровьев: Пройдемте, алмазная донна, пройдемте Мастер.

Бегемот: Сколько гостей! Королева в восхищении! Мы в восхищении!


Воланд: Праздник объявляется открытым!

Пусть все огни погаснут ночью. Для нас же это знак судьбы. Мы веселиться будем точно, Сегодня бал у Князя Тьмы. Звучанье шпор, шуршанье платьев, Но не обычны гости здесь. Тут нет чинов и нету званьев, В наличии только нечисть есть. Вампиры, оборотни, ведьмы. Всю нечисть сразу не назвать. В старинном замке зал есть, где мы Все вместе можем танцевать.

Звучит музыка. Исполняется танец.


Воланд: Сегодняшним вечером, накануне Дня всех Святых, ненадолго открывается граница между двумя мирами: миром Живых и темным миром Мертвых и мы ждем удивительных гостей и событий.

Ведущий: А сейчас главный магистр черной магии из Оксфорда (может быть учитель английского языка) проведет конкурс-аукцион с гостями на знание слов о Хэллоуине на английском языке. (Зрители из зала называют слова. Последний, назвавший слово, связанное с праздником, получает приз.)

Ведущий: Еще этот праздник называют – День всех святых. Хотя, достаточно лишь взглянуть на маскарадные костюмы, становится ясно, что ничего святого в этом нет. Историки могут подтвердить, что кельты, еще задолго до появления христианства, праздновали праздник Самайн, который похож на современный Хэллоуин. Кельты жили на территории современной Англии и Ирландии. Жизнь у них протекала по лунному календарю. Год они делили на темное и светлое полугодие. Темное полугодие начиналось 1 ноября. В честь этого и устраивался Самайн, что в переводе означает «конец лета».

Исполняется кельтский танец.

Ведущий: Кельты считали, что звериные шкуры, рога и чучела способны отпугнуть незваных гостей с того света от посевов и деревень. В связи с этим в те времена обязательным считалось "запугивание" духов страшными костюмами и масками, сооружение высоких костров для жертвоприношений богам-покровителям. Черная кошка всегда была верным спутником злых ведьм. Давайте попробуем изгнать это темное существо из нашего школьного дома.

Проводится конкурс «Изгнание кошки». На столах лежат черные кошки, вырезанные из картона. Рядом со столами – веники. Необходимо девочке с помощью веника и мальчику, дуя на кошку, вымести кошку из зала.

Ведущий: Праздник Хэллоуин отмечается до сих пор по традициям Самхайна. Этой ночью люди надевают различные костюмы. Устраивают маскарады и конкурсы. Главным символом праздника является устрашающего вида тыквенная голова с горящей свечой. Этой ночью дети стучатся в дома и кричат: «Угощай или пожалеешь!» Для того, чтобы защититься от этих маленьких «злых демонов» следует угостить их какими-нибудь сладостями, что является своего рода жертвой. Иначе их настоящие собратья по «легиону нечистых» вполне могут жестоко пошутить над вами.

Песня на английском языке « Halloween » в исполнении 9 класса.

Беседуют два вампира:

Коллега, как вам нравится вон та блондинка?

Мне больше нравится толстяк, что рядом с ней. В нём литра на полтора крови больше.

Воланд: Ежегодно устроители праздника Хэллоуин на престижных курортах и в дорогих отелях тратят огромные суммы на проведение праздника и на вручение призов. Например. Самый большой денежный приз в 25 тысяч долларов все в той же америке дается тому, кто вырежет самый оригинальный Джек-фонарь из тыквы. А знаете ли вы откуда появился Джек-фонарь? Первые Джек-фонари в древности вырезали не из тыквы, а из репы, они были небольших размеров и их выставляли по нескольку штук на каждое окно, а также подвешивали к воротам и крыше. Эта история, как считали наши предки, является истинным источником традиции - вырезать на Хэллоуин фонарь из тыквы. Она сама по себе может стать своеобразной страшилкой.

Ведущий : Жил-был славный парень по имени Джек. Однажды Джек повстречался с самим дьяволом. Джек был не из пугливых и пригласил сатану выпить с ним по кружечке пива. В пабе он уговорил дьявола превратиться в монету, чтобы было чем заплатить за пиво. Сатана, недолго думая, обернулся монетой. А Джек взял да и положил на монету серебряный крест. А крест, как известно, лишает дьявола сверхъестественных сил. И стал дьявол уговаривать Джека освободить его. А Джек и говорит: "Освобожу я тебя, но с одним условием - мою душу ты оставишь в покое, а когда я умру, быть мне не в аду, а в раю". И вот Джек состарился и умер, а в рай его не пускают. Джек пошел к дьяволу, а тот сказал, что условие сделки нарушить не может и в ад его не заберет. А на улице темно, ничего не видно, и куда теперь идти Джеку, он не знает. Выпросил он у сатаны горящий уголек, вырезал из тыквы фонарь, положил в нее уголек и с тех пор ходит по свету, угольком светит.

А сейчас мы предлагаем представить нам ваши тыквы.



В немецком лесу встречаются два вервольфа, один другому:

Как дела, как житуха? - Плохо, совсем фермеры достали. Курицу утащишь, так потом полдня тебя по полям на снегоходах гоняют. - Вот и я про тоже, давай, двигаем в Россию. Там нашего брата – оборотня уважают, в органы работать берут, погоны выдают …

Оборотни показывают «Магические чудеса»:
1. «Жуть» из воды.
Заранее на большом белом листе раствором фенолфталеина пишется слово «жуть», все высыхает. Готовится раствор щелочи. При демонстрации опыта на лист чистой бумаги «маг» брызгает «водой» - щелочью - своей «волшебной» метелкой, и на листе проявляется слово «жуть». Смотрится эффектно!
2. «Кровь» на руке.
Предварительно готовятся растворы родонида калия и хлорида железа (III), ватка и тупой нож. Оборотень просит самого смелого подойти к нему. Берет его руку, «дезинфицирует» ваткой, смоченной в коричневом (FeC13), говоря, что это йод, а затем опускает нож в раствор (NaOH), говоря, что это спирт. Артистичным жестом «режет» руку смельчака - на ней появляются следы «крови». Зрители в восторге! Тянут руки для опыта, который можно повторить еще два раза.
3. «Несгораемый» платок.
Оборотень показывает чудеса с «несгораемым» платком. Платок заранее смочен водой. Перед зрителями его смачивают в чистом спирте. Маг берет его за кончик щипцами и просит «страшилку» поджечь платок. Платок вспыхивает ярким пламенем, а через несколько мгновений пламя исчезает, но платок совершенно не «пострадал». Оборотень демонстрирует целый платок зрителям со всех сторон.

Ведущий: Теперь мы предлагаем вам погадать на яблоках. Хотите узнать свою судьбу? На каждом яблоке написано имя вашего будущего избранника. Попробуйте достать яблочко из воды без помощи рук.


Ведущий: Почему даже в 21- м веке ведьмы по – прежнему используют метлы? Просто пылесосы слишком тяжелы для полета. Исполняется танец ведьм. Вокальная группа исполняет песню на английском языке.
Игра с залом. Ведущий: Придумайте оригинальный ответ.

    Почему вампиры периодически обращаются к стоматологам ? Для улучшения прикуса. Почему вампиры не любят скелетов ?. С голодухи тяпнешь такого за шею, потом зубов не соберешь. Почему скелеты ничего не боятся? Им нечего терять кроме своих костей. Почему не все призраки выходят «в люди» на Хэллоуин? Просто некоторым из них нечего надеть. Нет подходящего тела. Как узнать вампира или человека вы видите в темном подземелье заброшенного замка? Выстрелите в него обычной пулей . Если он умрет, значит, это был человек, а если нет, то скоро умрете вы.
Ведущий: Для того, чтобы не стать жертвами духов и привидений, кельты гасили в своих домах огонь и надевали на себя звериные шкуры, чтобы отпугивать незваных пришельцев. На улице возледомов оставляли угощенье для духов, а сам народ собирался у костров, разводимых жрецами друидами, и приносил в жертву животных. Мы тоже нарядились в костюмы к нашему празднику. Давайте посмотрим, чей костюм самый оригинальный. (Парад костюмов под музыку).

Диалог ведущего и Воланда. Воланд: К сожалению, рано или поздно всему приходит конец. Вот и наш праздник приблизился к завершению. Ведущий: Подождите, стойте! Мы же не подвели еще итоги. - Какие итоги? Ты о чем? - А костюмы? А лампы? А все старания наших гостей? - Зачем все это надо? Ну сделали, ну и что? Разойдемся по тихому и всё. -Не вредничай, Воланд. Надо. - Ну ладно. Давай, начинай. Вручение грамот за лучший номер, костюм и лампу гостям вечера свитой Воланда. Воланд: А теперь вся нечисть выходит на улицу на шабаш. За мной, ребята! Вас ждет сюрприз! Все участники вечера выходят под музыку «Охотники за привидениями» во двор школы, где запускается фейерверк. Фото на память авторов сценария и организаторов праздника - учащихся 11 класса и их учителей.

22 февраля во Дворце культуры прошёл литературный квест «Булгаковская ночь». В увлекательный булгаковский мир, полный загадок и приключений, окунулись участники квеста. К окончанию игры команды должны были собрать рукопись Мастера. Игроки побывали на балу у Воланда, на представлении в театре, в «дамском магазине», в особняке Маргариты, в кабинете председателя зрелищной комиссии, в подвале Мастера и в доме № 302-бис. Только разгадав загадки и головоломки можно было получить части рукописи. Адрес очередного этапа необходимо было угадать. На каждом этапе квеста игроков встречали персонажи романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Победителями игры становились команды, которые собрали рукопись, пришли к финишу первыми и заработали меньшее количество штрафных баллов. Их ожидали дипломы и памятные подарки - аудиокниги «Мастер и Маргарита».

Всего в квесте приняли участие 9 команд.

Игра в 19-00: «Десятка», «Пациенты Стравинского», «СГАФКСТ» (г. Смоленск).

Игра в 21-00: «завод ГМП» (г. Сафоново), «Кесария», «Везунчики».

Игра в 23-00: «Либретто» (ГУП г. Москвы «ЛПЗ»), «Бестии», «Музей Нахимова» (г. Смоленск).

Победителями квеста стали команды: «Пациенты Стравинского», «завод ГМП» (г. Сафоново), «Либретто» (ГУП г. Москвы «ЛПЗ»).

Поздравляем!!!

Накануне квеста, 21 февраля, прошла пробная игра, в которой приняли участие все желающие. Участники пробной игры тоже не были разочарованы.

Комитет по культуре Администрации муниципального образования «Ярцевский район» Смоленской области выражает благодарность МБУК «Ярцевский районный центр культуры и искусства», МБУК «Ярцевская районная центральная библиотека», МКУК «Ярцевский историко-краеведческий музей», МБУДО «Детская художественная школа» г. Ярцево, лично директору МБУК «ЯРЦКИ» Пастуховой Т.П, директору МБУК «ЯРЦБ» Сныткиной С.В. за подготовку и организацию литературного квеста.

Комитет по культуре выражает благодарность за подготовку сценария квеста и режиссуру: Шпилёвой Т.С., Орлу А.М., Афанасьевой Н.Е.; за активное участие в театрализации и проведении этапов квеста: Кузнецовой С.С., Кузнецовой К.И., Кузнецову В.Ю., Захаровой О., Белоусову А.В., Белоусову В.Г., Родченковой Т.А., Курлянец А.А., Орёл В.С., Масюговой Е.А., Лещёвой О.А., Ершову Е.П., Ершову П.Н., Кузнецовой К.И., Петрову И.А., Солдатенковой Ю.Ю., Солдатенкову Н., Чугуновой А.С.



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Доступно в форматах: EPUB | PDF | FB2 Страниц: 352 Год издания: 2009 Дважды Герой Советского Союза В.С.Архипов прошел путь от красноармейца...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS