Главная - Внимание
Выставка в музее современной истории. Музей современной истории россии

Музей современной истории России (Москва, Россия) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Туры на Новый год в Россию
  • Горящие туры в Россию

Государственный центральный музей современной истории России - самый крупный и, пожалуй, самый важный центр изучения новейшей российской истории. Его постоянно пополняемые фонды и экспозиции словно зеркало отражают ключевые события, определившие развитие общества и страны со второй половины 19 века по наши дни.

Среди экспонатов музея - личные вещи знаменитых людей, рассказывающие о эволюционных и революционных трансформациях, войнах и буднях, борьбе идей и культуре Российской империи, СССР и Российской Федерации.

История

Музей находится в сердце столицы, в здании-памятнике архитектуры 18 века. С 1831 по 1917 годы в его стенах проходили встречи Московского Английского клуба.

Английский клуб - один из центров российской политической и общественной жизни. Он был известен своими обедами и карточными играми. Члены клуба, представители элиты, во многом определяли общественное мнение да и вообще политическую жизнь страны.

С 1917 г. в этом здании на Тверской открылся Музей революции. Главными направлениями его работы стали сбор, изучение и хранение материалов о русском освободительном движении.

В 1968 г. учреждение было преобразовано в Центральный музей революции СССР. А спустя год он стал первым музеем Советского Союза с научно-исследовательскими функциями. В 80-х годах на волне гласности музей решил отказаться от активной коммунистической пропаганды и рассекретил свои фонды. В 1998 г. он был переименован в Музей современной истории России. Естественно, это повлекло масштабное преобразование экспозиции.

Время не стоит на месте, а это значит, что меняется и коллекция экспонатов музея.

Что посмотреть

Посетителей встречает экспозиция, повествующая о самодержавии и крепостном праве. В представленных документах времен Александра III описывается известная крестьянская реформа, изменения в судебной и военной системах, а также в органах местного управления.

Отдельная экспозиция посвящена подвигу крейсера «Варяг» и защитников Порт-Артура в ходе русско-японской войны. В музейном дворике находится знаменитый троллейбус, державший оборону во время августовского путча 1991 г. Здесь же можно увидеть и броневик, с которого Ленин обращался к толпе, и множество интересных свидетелей ключевых событий истории России.

Особое место в музее уделено личности и ее роли в истории. Помыслы и реальные дела выдающихся людей освещены в их дневниках, переписке и протоколах. Их вещи и презенты от посещавших страну иностранных делегаций также хранятся в фондах.

Традиционно много зрителей собирается у коллекции советских плакатов. Этот жанр сопровождал жителя СССР со времен Гражданской войны вплоть до самой перестройки, выполняя уникальную функцию эмоциональной рекламы. Некоторые из выставляемых в музее плакатов сохранились в единственном экземпляре.

Особенно интересно изучать экспонаты, которые освещают события военной истории. В музее представлены настоящие знамена, значки, награды и табельное оружие. Под каждой вещью размещена табличка с описанием.

Практическая информация

Адрес: Москва, ул. Тверская, 21. Веб-сайт .

Ближайшая станция метро: «Пушкинская».

Время работы: вторник, среда, пятница, суббота, воскресенье: 11:00-19:00, четверг: 12:00-21:00. Выходной: понедельник.

Вход: 250 RUB, студентам и пенсионерам: 100 RUB, лицам до 15 лет: бесплатно. Цены на странице указаны на сентябрь 2018 г.

Открывший свои двери в марте 1917 года, Государственный центральный музей современной истории изначально планировался как Музей Революции. Совещание деятелей мира искусства и науки, созванное директором музея Всероссийского Союза городов, определило основные направления работы современного музея: сбор исторических источников и подробный анализ истории нашего государства.

Музей быстро обрел популярность не только среди жителей Москвы, но и среди зарубежных историков и ученых. В 30-ые годы музей активно посещали делегации заграничных исследователей, писателей и деятелей революционного движения. Известные художники со всего мира дарили музею свои работы. Например, И.Е. Репин, приславший в дар Государственному центральному музею 4 свои работы.

До 1927 года основные выставки музея были исключительно посвящены описанию и истории революционного движения. Начиная с 1927 года, Государственный центральный музей расширил сферу своей исследовательской деятельности. К 1941 году основной фонд музея составлял 1 миллион предметов. К сожалению, Великая Отечественная война втрое сократила коллекцию музея. С 1950 года музей отказался от концепции изучения революционных движений и передал большую часть собранной коллекции в Государственный исторический музей.

Современный музей представляет собой многофункциональный музейный комплекс, включающий в себя выставочные залы и площадки, оборудованные по последнему слову техники. На территории здания проводятся различные выставки и концерты, а также работает свободный лекторий.


В 2016 году открыта экспозиция, посвященная современному периоду нашей истории. Это первый опыт музейной презентации новейшего периода российской истории с 1985 по настоящее время. Главная идея проекта — дать всестороннее, объективное и аргументированное представление о важнейших событиях новейшей истории России.

Экспозиция приглашает посетителя к размышлению о месте и роли нашей страны в динамично меняющемся мире и задачах, стоящих перед ней в XXI веке. Особенностью проекта является сочетание подлинных музейных предметов и современных мультимедийных технологий.

Интегрированные в экспозиционное пространство многоуровневые интерактивные образовательные программы, составленные на основе документальной хроники, фрагментов интервью, наглядных графиков и диаграмм, помогают «оживить» историю. Благодаря этому экспозиция не только передает атмосферу времени, но и позволяет почувствовать, что история создается буквально на наших глазах.

Режим работы:

  • вторник, среда, пятница-воскресенье — с 11.00 до 19.00;
  • четверг — с 12.00 до 21.00;
  • понедельник — выходной.

Стоимость билетов:

  • полный — 250 рублей;
  • льготный — 100 рублей.

Старинный особняк XVIII века, в котором находится сегодня Государственный центральный музей современной истории России, был построен по проекту известного архитектора Адама Адамовича Менеласа. Ранее в здании размещался модный английский клуб. Сообщество прекратило существовать к 1917 году, и в особняке открылась выставка, получившая название «Красная Москва».

Влияние Второй мировой войны

Основной профиль музея определили на совещании деятелей мира науки и искусства. К 1941 году элементы истории исчислялись миллионом. В современной истории России музей среди аналогичных учреждений занимал почетную строчку в списке лидирующих мест.

Однако в годы войны большая часть экспонатов была уничтожена, и в 1950 году собранная коллекция дореволюционного движения была передана в Государственный исторический музей. Сократился в несколько раз коллектив. В 1941 году была открыта выставка, посвященная Великой Отечественной войне. И уже спустя год через двери музея прошло более 420 тысяч посетителей. Во дворе располагалось трофейное оружие, которое осматривали каждый день больше 1500 человек:

  • минометы;
  • пушки;
  • пулеметы;
  • аэроплан;
  • танк.

Экспозицию начали восстанавливать с 1944 года, хотя профиль учреждения изменился.

Современный музей

Собравшаяся к 1998 году уникальная коллекция экспонатов, рассказывавшая про историю современной России, определила новое наименование: Государственный центральный музей современной истории России. Это была важная веха в истории.

Наряду с разработанной новой концепцией была создана современная экспозиция, которая объективно и глубоко анализировала прошлое страны. Использовались яркие художественные решения, современное техническое оснащение, компьютерные технологии.

Современной истории России музей - это многофункциональный исторический комплекс, имеющий выставочные площадки и залы, оборудованные самым современным техническим оснащением.

Материалы, представленные здесь, имеют особую историческую ценность, так как воссоздают истинную картину жизни советских людей, имена и образы участников важных событий. Сегодня это около полумиллиона памятников культуры и истории.

Тематические мероприятия

Здесь проводятся разные концертные мероприятия, экскурсии и тематические выставки, в том числе лекции для студентов и занятия для детей, а также функционирует свободный лекторий. Эти мероприятия позволяют более детально ознакомиться с событиями, проходившими в России, начиная с XIX века: революционных и политических переворотах, и просто с трудовыми буднями.

По уникальным, постоянно обновляющимся экспозициям можно смело изучать историческое прошлое России. Сегодня современной истории России музей - важный крупный центр изучения отечественной цивилизации.

В музее собраны документирующие источники, рассказывающие историю:

  • политическую;
  • социальную;
  • духовного развития;
  • экономическую.

Музей современной истории России сразу после своего открытия стал привлекать внимание общественных деятелей зарубежных и отечественных.

Великолепная идея, один из красивейших особняков того времени, изумительные интерьеры и увлекательная история - все это вызывало и вызывает невероятный интерес. Свои работы дарили музею известные мировые художники.

Режим работы ГЦМСИР и стоимость билетов

Любой желающий может посетить музей и увидеть огромную коллекцию культурных ценностей.

График работы

Двери музея открыты шесть дней в неделю, выходной в понедельник, со вторника по воскресенье работает с 11:00 до 19:00. Каждую последнюю пятницу месяца здесь проводится санитарный день, соответственно, учреждение закрыто.

Цены на билет

Стоимость билета для взрослого - 250 рублей. Стоимость льготного и детского билета - 100 рублей.

Комплекс состоит из основного здания, 4 экспозиционно-мемориальных отделов, выставочного отдела и двух филиалов. За год весь комплекс ГЦМСИР принимает более 500 000 посетителей.

Коллекция музея

В 30-е годы XIX века был период становления нового общества, один из самых сложных в истории России. Не обошлось и без экспозиций на тему достижений в освоении космоса, авиационной техники и атомной промышленности - все это является ярчайшим олицетворением научного и технического прогресса.

Государственный музей современной истории России хранит экспозицию, посвященную Гражданской войне в России 1918-1922 года, что отразила раскол российского общества, тогда появились «белые» и «красные». Собрано много информации о времени правления Л.И. Брежнева.

Среди документации и вещественных памятников есть уникальный комплекс, восстанавливающий события 1939 года на Халкин-Голе, монгольских и советских воинов, принимавших участие в битке против захватчиков из Японии. Фотографии, документы и награды, отражающие жизнь и военную деятельность командиров:

  • Хорлогийна Чойбалсана.
  • Маршала
  • Штерна Григория Михайловича.
  • Смушкевича Якова Владимировича.

Экспонаты начала XX века

  • пулеметная тачанка;
  • макет атомного ледокола;
  • костюм японских воинов;
  • форма хоккеиста Владислава Третьякова;
  • гитара и личные вещи Владимира Высоцкого и многое другое.

Осенью 2017 года исполняется 100 лет Великой Октябрьской социалистической революции, в ходе которой большевики свергли последнего российского самодержца Николая II. Изменился ход развития России и всего мира. Появился принципиально новый строй, отрицающий капиталистические устои. В Москве есть учреждение культуры, название и содержание которого возвращает зрителя к тем бурным временам. Это Музей революции на Тверской-Ямской, 21. С 1998 года - Государственный центральный (далее, для краткости, Музей революции).

Броневик и Козявка

В октябрьской поэме «Хорошо» поэт Владимир Маяковский писал: «Которые тут временные! Слазь! Кончилось ваше время!» Непосвященные думают: "Музей Октябрьской революции, расположенный в старинном особняке, рассказывает исключительно о штурме Зимнего дворца, залпе «Авроры», ленинском броневике". Это не совсем так. Поражает богатство разноплановых экспозиций, повествующих об экономическом и социально политическом развитии России конца XIX - начала XX вв., приоритетах современной России, преемственности поколений. Посетители отмечают доброжелательность и профессионализм гидов. Экскурсоводы не тяготеют к приукрашиванию идей социализма. Просто рассказывают, как все происходило.

Оружие, одежда, интерьер ресторана, куда, случалось, захаживали бабушки и дедушки, чучело собаки Козявки, которая летала в космос, - тридцать залов нереально увлекательного путешествия в прошлое. Есть мнение: канувший в лету период современной истории страны выглядит весомо, зримо, но не грубо. Детям нравится смотреть диафильмы, а родителям - ностальгировать. Пользуются популярностью кафе-музей с продуктами, о которых теперь говорят «натуральные, не то что…», конфеты, изготовленные по рецепту сорокалетней давности.

Примечательное здание

Большинство посетителей уходят с намерением рекомендовать друзьям посетить Музей революции. В Москве на Тверской им было хорошо: познавательно, никакой суеты и пошлости. Кстати, есть зал, где рассказывается о судьбе самого здания. Оно построено в XVIII веке. Довольно хорошо сохранилось снаружи и изнутри. Видывало разных владельцев и посетителей. Хозяином старой усадьбы был поэт, драматург Михаил Херасков (сохранились и более ранние сведения), который продал ее графу, генерал-майору Льву Разумовскому.

Основное строение (главный дом) возвели при Екатерине Великой (1777-1780 гг.). Позже известный среди архитекторов того времени Адам Менелас добавил дополнительные крылья. Вышла усадьба в стиле, характерном для зрелого классицизма. Вторжение армии Наполеона не пощадило красоту. Перестройку поручили архитектору Доменико Жилярди. К слову, есть еще один музей. На он распахивает двери всем, кому интересно узнать об Отечественной войне 1812 года. Но вернемся к теме. Когда Разумовский умер, вдова передала архитектурное наследие своему брату Николаю Вяземскому. Николай Григорьевич переуступил постройки Московскому Английскому клубу (1831). Вплоть до 1917 года там проводили светские тусовки мужчины дворянского происхождения. Одно время беспорядочно разросшиеся торговые постройки закрывали красивый фасад (приходилось блуждать в поисках входа).

Новая дворцовая жизнь

История Музея революции началась вскоре после пламенных событий Октября. Было решено формировать фонды материалов по русскому освободительному движению, всесторонне изучать накопленные сведения. В остаточном виде (на небольших площадях) клуб действовал еще в начале 1918 года. Но прошлое уступило место будущему. Новые указы, решения шли потоком. Самое первое распоряжением, которое выпустила Комиссия по охране памятников искусства и старины при Наркомпросе касалось сохранения архитектурного облика усадьбы, отданной под культурное заведение. Торговые точки, некогда вероломно выросшие перед дворцом, снесли. Фасад вновь блеснул величием.

По-иному «зазвучали» и залы Английского клуба: здесь теперь работал Первая выставка в учреждении имени революции открылась в ноябре 1922-го и называлась «Красная Москва». Бытописатель столицы Владимир Гиляровский рассказывал, что открытие состоялось в шесть вечера. Зажгли электричество. В залах, несколько лет стоявших без отопления, будто потеплело. Посетители нового образца были совершенно не похожи на прежних обитателей: в военных шинелях, кожаных куртках, пальто они деловито расхаживали по недавнему «царству праздности».

Иного нет у нас пути, в коммуне остановка

Народ с гордостью любовался красными флагами и грозным оружием восстания, развешанным по старинным мраморным стенам. Старую портретную украсили картинные изображения и фотографии героев «десяти дней, которые потрясли мир» (так охарактеризовал события американский журналист Джон Рид). Среди гостей были женщины (чего не могло быть в бытность Английского клуба).

Все радовались, что появился новый музей. Революции в выставочных витринах и тематических уголках было очень много: солдаты, матросы, рождение нового мира! Многие узнавали друг друга на боевых снимках. Собранные единицы хранения стали основой экспозиции Историко-революционного музея Москвы. В 1924 году учреждение стало Государственным музеем революции. Первый руководитель Сергей Мицкевич - известная личность. Русский революционер, мастер публицистического жанра, историк, профессор Московского университета. Организатор Московского рабочего союза.

Чем дальше в социализм

Музей революции в Москве широко освещал тематику массовых выступлений крестьян против дворянско-помещичьего государства (примечательно: их предводители Степан Разин и родились в станице Зимовейской-на-Дону с разницей в сто лет). Можно было расширить личные познания о декабристском движении, народовольцах, разобраться в «дебрях» событий русских революций, гражданской войны. Это были самые старые экспозиции, которыми располагал Музей революции.

В Москве понимали: постепенно накапливающийся опыт строительства социализма нужно систематизировать, активно популяризировать. С 1927 года тематические рамки расширили. Десятки лет подряд мир развивающегося (а затем и привлекал не только граждан Советского Союза, но и зарубежных гостей.

Подарок Репина

Отдельные государственные деятели, большие делегации из капиталистических, социалистических, развивающихся стран, писатели, художники, скульпторы, театральные деятели, «пролетарии всех стран» считали своим долгом посетить Музей революции. Некоторые гости приходили не с пустыми руками. Так экспозиция пополнилась пропитанными бунтарским духом картинами «9 января», «Красные похороны» и другие. Их подарил знаменитый живописец Илья Репин.

Любящие граждане СССР и дружественных стран несли дары вождю государства Иосифу Сталину. Многие из них отличались налетом идейности: телефон в виде Земного шара, телефонная трубка-молот, часы, украшенные маленьким золотым танком Т-34. Выставка подарков действовала с 39-го про 55-й годы XX века. Необычный ассортимент пользуется популярностью у зрителей и в наши дни. В 1941 году музей уже значился в безусловных лидерах среди подобных учреждений. Фонды насчитывали один миллион предметов. Открылись филиалы.

Поделились наработками

Великая Отечественная война (1941-1945) внесла крутые коррективы в научно-просветительскую деятельность, которую вел музей. Революции не произошло, просто львиная доля фондов уехала глубоко в тыл. Число сотрудников сократили почти в три раза. Но работа не останавливалась. В июле 41-го вниманию посетителей предлагалась выставка, повествующая о борьбе советского народа против немецко-фашистских захватчиков. И головной центр, и филиалы встречали и провожали экскурсантов в течение всех военных лет.

Враг рвался к Москве. Музейщики противостояли ему доступным им способом: рассказывая людям о героизме советских воинов. Статистика посещений гласит: число посетителей за 1942 год - 423, 5 тыс. человек.

Функционировала экспозиция под открытым небом (пушки, минометы и другая техника Красной армии и вражеские трофеи). К обычному ритму работы вернулись в 1944-м. Произошло частичное перепрофилирование: материалы, отображающие особенности революционно-освободительного движения рассредоточили. Одни «ушли» в ГАУ (Главное архивное управление), другие - в Государственный исторический музей, известный в народе как Музей революции на Красной Площади, третьи - благодарно приняты Библиотекой иностранной литературы. Сам отправитель сосредоточился на изучении идейного течения, известного под названием русского социал-демократического. Еще нужно было разобраться в тонкостях развития, свойственных обществу справедливости, свободы и равенства.

Приблизились к объективности

Известно, что некогда часть достойных памяти имен находилась в опале: процветало преувеличение значения вклада Иосифа Джугашвили (Сталина) в достижения страны. В 1959 году, после знаменитого XX съезда Коммунистической партии Советского Союза, венценосную личность развенчали. Экскурсионные тексты стали смелее, объективнее. Кто посещал учреждение в самом начале 1960-х, помнит: выставлялось огромное количество экспонатуры, рассказывающей о развитии здравоохранения, образования. Посетители узнавали, как в условиях роста промышленности охраняют окружающую среду, что происходит в отрасли «культура», во сколько раз увеличилось благосостояние советских граждан.

В 1968 году произошло еще одно переименование: на вывеске появилась надпись «Центральный музей революции СССР». В следующем году ему предоставили право проведения научных исследований. Высокий статус НИИ учреждению-хранителю наследия веков присвоили впервые. Солидный уровень деятельности оценивался наградами государственного уровня. Была открыта лаборатория музееведения (1984), приступившая к исследованиям истории музейного дела в Советском Союзе.

Есть ли жизнь вне идеологии?

Общественно-политические процессы страны образца середины 1980-х прервали «преемственность поколений». Новая трактовка прошлого, отступление от намеченного пути к коммунизму и другие современные веяния подтолкнули к отказу от идеологизации и пропаганды. Специальные хранилища были открыты для всеобщего обозрения.

В 1998 году Музей Революции кардинально перестроил экспозиции. ГЦМСИР стал крупным научно-методическим центром, принимающим делегатов тематических совещаний, проводящим научно-практические занятия. За расширением опыта сюда приезжают музейные работники из самых разных уголков страны. Все заинтересованные физические и юридические лица могут рассчитывать на получение методических рекомендаций, прохождение профессионального тренинга.

16 лет в Москве и хождения туда-сюда, туда-сюда, как у Жени Лукашина, мимо бывшего Английского клуба, чтобы, наконец, войти внутрь и вот, знаменитый двор, красно-белый полукруг особняка, стоишь, переминаешься, думаешь, ну, как так, просто взять и войти? Куда и Гиляровского не то, что бы пускали, а, скорее, допускали, где Александр Сергеич сижывал, где тов Толстой раз проигрался так, что пришлось выручать, а не то серьёзно. О чем здесь шептались масоны и, видимо, не без хозяина дома Хераскова, неизвестно, но дело кончилось арестом, а в доме до сих пор шепоток. Много здесь было крикнуто, сплакано, говорено, пробормотано, спето, сказано, подслушано, да что там, и съедено было прилично, а уж выпито. И это невозможно не чувствовать, хоть и кипит совсем современная история, куда уж современней. Ну где ещё в одном месте можно повидать и Путина, и Ельцина, и Старовойтову, Листьева, Холодова, Горбачёва, главмуфтия, буддиста, раввина, пикник «Афиши», Гагарина, гитару Скляра, кривляния Пелевина, монеты с Чайковским, Цветаевой, Вахтанговым, Улановой, перестроечные плакаты, пропуск для передвижения по Москве августа 1991, предвыборный фарфор и даже робота-экскурсовода, который радостно соглашается на предложение обниматься, а на вопрос «можно ли хулиганить» аккуратно уходит от ответа «не сегодня». Николаю II и тем временам предусмотрительно отвели пару залов в отдалении, где винегрет из всего и сразу - фотографии императорской четы, Чернышевский и что делать, речи нижегородских рабочих на суде, порка крепостных, социалдемокрабпартия, русско-турецкая война, нарастание напряжения с Японией, Кругобайкальская железная дорога, абхазские алфавиты, сабли, лапти, серпы, старые карты, плакаты и даже расписание проезда его императорского величества с подробными указаниями встречающим. Можно сказать, что экспозиция музея довольно сумбурная, галопом по верхам, а местами где-то даже странная до неприятия - плакат с вооружённым солдатом с надписью «Вежливость города берёт» (?), всё сразу и в кучу - эпохи, режимы, съёзды, революции, войны, свержения, коронации, культура, политика, история, патриотизм. Педантам здесь, наверное, не понравится, этакий суп буйабес. Но именно контрастами музей и интересен, можно вдохновиться какой-то темой и уже дома спокойно её покопать, углубиться, порыть источники. И, мне кажется, это прекрасный музей для первого знакомства подросших детей с историей в занимательном и сжатом формате, которых наверняка заинтересуют яркие стенды, динамичные стойки с фотоколлажами, прозрачный пол, под которым ураганные события перестройки с камнями, пулями и обрывками газет, саркастические плакаты, какие-то граффити на полу, вояки, космонавты, яркие костюмы, и, конечно, много интерактива, экраны, на которые можно нажимать, наушники, кричащие трибуны аудиофоном. Кому-то музей может показаться поверхностным и пустым, и где-то излишне жмущим на патриотическую струну, но людям 70-90х гг. выпуска будет занятно провести черту между прошлым и нынешним. Это не музей-хрестоматия, но музей-настроение. Наверное, дух былых времён и сейчас пузырится и не даёт серьёзнеть и поучать. Место такое, весёлое.



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Доступно в форматах: EPUB | PDF | FB2 Страниц: 352 Год издания: 2009 Дважды Герой Советского Союза В.С.Архипов прошел путь от красноармейца...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS