Главная - Внимание
Жанна д арк краткая биография. Предательство и сожжение

Э тот пост о мученнице святой Жанне, как о ней не вспомнить, да еще в день ее казни...
Впрочем, казни возможно и не было вовсе... но 30 мая официальная история считает днем сожжения Жанны д’Арк (Jeanne d"Arc), простой крестьянки, которая до сих пор известна во всем и особо почитаема во Франции, как национальная героиня.

Жанна была одной из командующих французскими войсками в Столетней войне. Попав в плен к бургундцам, была передана англичанам, осуждена как еретичка и сожжена на костре по обвинению в ереси и колдовстве. Спустя почти пятьсот лет (в 1920 году) причислена Католической церковью к лику святых...

Господь дал народу 4 обещания через Жанну: что будет снята осада с Орлеана, что дофин будет посвящен и коронован в Реймсе, что захваченный англичанами Париж будет возвращен законному королю Франции и что герцог Орлеанский, бывший тогда в плену у англичан, вернется на родину. Всё это казалось невероятным, но исполнилось в точности.

Ее образ был воспет в различных художественных и литературных произведениях — в том числе Вольтером и Шиллером. О ней написано множество научных исследований, и несмотря на это — а может, именно благодаря этому, споры вокруг ее судьбы не только не утихают, но, напротив, разгораются со все большей силой.

Официальная история жизни Орлеанской Девственницы существует со времен Великой французской революции и подробно изложена в школьных учебниках.

Жанна д’Арк родилась в деревушке Домреми, в Лотарингии, в семье землепашца Жака д’Арка (Jacques или Jacquot d’Arc, около 1375-1431) и его супруги Изабеллы (Isabelle d’Arc, урожденная Isabelle Romee de Vouthon, 1377-1458) около 1412 года.

Это было тяжелое для Франции время. Уже более семидесяти лет шла Столетняя война (1337-1453), и французы за это время успели потерять большую часть территории королевства.

В 1415 году англичане высадились в Нормандии с войском под командованием талантливого полководца — молодого короля Генриха V.

Осенью 1415 состоялась знаменитая битва при Азенкуре, в результате которой весь цвет французской аристократии попал в плен. В стране началась гражданская война между бургундцами и арманьяками, а англичане тем временем захватывали одну территорию за другой.

В возрасте 13 лет у Жанны начинались «видения» — она слышала «голоса», разговаривала со святыми, которые призывали ее идти спасать Францию. Девушка всем сердцем уверовала в свое необычное предназначение. Святые, что ей являлись, намекали на известное пророчество, согласно которому одна женщина погубила Францию, и другая женщина, причем девственница, спасет страну.

Дом Жанны д’Арк в Домреми. Ныне — музей.

Бедная дочь пахаря в 17 лет уходит из отчего дома, добирается до Шинона, где в то время находился молодой король Карл VII (Charles VII, 1403-1461), рассказывает ему о своем предназначении. Тот, поверив ей, дает ей в подчинение отряд рыцарей. Вот так начинается карьера Жанны. В ней будут сражения, победы, освобождение Орлеана, после чего она получит прозвище Орлеанская Дева. Затем — плен, обвинения, допросы и смерть на костре в 1431 году... вроде бы все просто и ясно.

Однако на протяжении уже нескольких десятилетий официальную версию систематически оспаривают некоторые историки, преимущественно французские, указывая на определенные непонятные моменты в биографии Жанны.

Хронисты колеблются в названии даты казни девы. Президент Эно, суперинтендант в штате королевы Марии Лещинской называет датой казни 14 июня 1431 года. Английские летописцы Уильям Кэкстон (William Caxton, 1422-1491) и Полидор Вергилий (Polydore Vergil, 1470-1555) уверяют, что казнь состоялась в феврале 1432 года. Разница большая.

Много сомнений вызывает и сама странная и головокружительная карьера Жанны. Средневековое общество было строго сословным и иерархичным. Для каждого в нем было определено свое место среди Oratores — тех, кто молится; Bellatores — тех, кто воюет, или Aratores — тех, кто пашет.


Башня в Руане, где допрашивали Жанну и памятник у места ее сожжения.

Дворянские мальчики с семи лет готовились к тому, чтобы стать рыцарями, а к крестьянам относились, как к животным. Как же могло такое случиться, что простолюдинке дали под начало отряд рыцарей? Как могли согласиться рыцари, от рождения воспитанные воинами, чтобы ими командовала крестьянка? Что должны были ответить бедной крестьянской девушке, которая стоит у ворот королевской резиденции и требует свидания с королем, чтобы рассказать ему о своих «голосах»? Мало ли в то время было хитропопых блаженных с голосами? Да полно!

Жанну же в Шиноне принимали теща короля Иоланда Анжуйская (Yolande d’Aragon, duchess d’Anjou, 1379-1442), супруга Карла VII Мария Анжуйская (Marie d’Anjou, 1404-1463) и сам король. Ко двору ее доставили за счет казны, в сопровождении вооруженного эскорта, который составляли рыцари, оруженосцы, королевский гонец. Многим дворянам приходилось не по одному дню ждать аудиенции у короля, а «крестьянку» пустили к нему практически сразу.

Бюллетень общества археологии и Лотарингского музея истории» сообщает, что «в январе 1429 года на площади замка в Нанси Жанна верхом на лошади приняла участие в турнире с копьем в присутствии знати и народа Лотарингии». Если учесть, что сражение в турнирах было возможно только для дворянства, что вокруг ристалища выставлялись щиты с гербами сражающихся, то появление на нем крестьянки не укладывается ни в какие рамки того общества. К тому же длина копья достигала нескольких метров, и владеть им могли только специально обученные этому дворяне. На том же турнире она поразила всех своим умением ездить верхом, а также знанием игр, принятых среди знати — кентен, игра в кольцо. Поразила настолько, что герцог Лотарингский подарил ей великолепного скакуна.

Во время коронации Карла в Реймсе только штандарт Жанны (белый, усыпанный золотыми лилиями) был развернут на хорах собора. У Жанны был свой придворный штат, включающий фрейлину, дворецкого, пажа, капеллана, секретарей, и конюшня из двенадцати лошадей.

Как вам такая Жанна, ню... да еще с нацистким приветствием? Это от французского художника Gaston Bussiere (1862-1929).

Некоторые исследователи считают, что отцом Жанны был герцог Луи Орлеанский, о чем знали и представители династии (сторонники этой версии утверждают, что в таком случае Жанна д"Арк родилась в 1407 году). Богатый гардероб Жанны был оплачен герцогом Карлом Орлеанским (Charles d"Orleans, 1394-1465).

Но кто в таком случае мать Жанны? Вслед за Амбеленом, Этьен Вейль-Рейналь (Etienne Weil-Reynal) и Жерар Пем (Gerard Pesme) считают, что, скорее всего, это Изабелла Баварская (Isabeau de Baviere, 1371-1435), жена Карла VI, мать Карла VII. Она долгие годы была любовницей Луи Орлеанского.

Карл VI по прозвищу Безумный (Charles VI le Fou, 1368-1422) не выносил и вида своей супруги. Она жила отдельно, во дворце Барбет, где Луи был частым гостем. Его называли отцом, по крайней мере, двоих детей Изабеллы — Жана (род. в 1398) и Карла (род. в 1402). Рождение Жанны произошло в этом самом дворце, и сразу ее отправили к кормилице Изабелле де Вутон. Понятно и то обстоятельство, почему пришлось спрятать ребенка. Необходимо было защитить девочку, поскольку ее отец, Луи Орлеанский, был убит наемными убийцами всего через несколько дней после рождения Жанны.

Здесь опять же можно выделить факт, опровергающий бытующее мнение, что Жанна была просто крестьянкой. Некоторыми исследователями считается, что дочь мужчины по имени Жак д’Арк и женщины по имени Изабелла де Вутон просто обязана быть дворянкой — приставка «де» в фамилии выдает дворянское происхождение. Но подобная традиция возникла во франции лишь в XVII веке. В описываемый период данная буква означали приставку «из». То есть Жанна из Арка, так что не все так однозначно...


«Жанна д"Арк». Картина Рубенса.

Представители семейства д’Арк находились на королевской службе еще до появления Жанны на свет. Именно поэтому эта семья была выбрана для воспитания Жанны.

Герб Жанны д"Арк. Иллюстрация (Creative Commons license): Darkbob/Projet Blasons

Как еще можно обосновать утверждение о ее дворянском происхождении? Герб, которым наделил ее Карл VII. В королевской грамоте говорится: «Во второй день июня 1429 года … господин король, прознав про подвиги Жанны Девственницы и победы, одержанные во славу Господа, наделил … гербом названную Жанну …». Золотые лилии считались цветком Франции, иначе говоря, символом «принцев и принцесс крови», что также подтверждает открытая золотая корона на гербе Жанны.

Король даже не заикается о присвоении Жанне дворянского звания, значит, оно у нее уже есть. Своим гербом он ясно дает понять, что считает Жанну принцессой королевских кровей.

Если считать все сказанное верным, то Жанну придется признать сводной сестрой короля Франции Карла VII, сводной сестрой герцогов Орлеанской династии — Карла и Жана Дюнуа, сводной сестрой королевы Англии Екатерины де Валуа (Catherine de Valois, 1401-1437), сестры Карла VII, теткой короля Англии Генриха VI (Henry VI, 1421-1471). В этих обстоятельствах кажется немыслимой казнь Жанны на костре в Руане в 1431 году.

Нельзя было сжечь по обвинению в колдовстве девушку такого высокого происхождения. Вопрос о том, зачем понадобился этот спектакль, слишком сложен, и является темой отдельной статьи.

Сейчас речь о другом, о жизни Жанны после... ее официальной казни. Чтобы понять, как Жанна смогла избежать казни, стоит обратиться к описанию этого печального действа: «На площади Старого рынка (в Руане) 800 английских солдат заставили народ потесниться... наконец, появился отряд из 120 человек… Они окружали женщину, прикрытую… капюшоном до самого подбородка…». Это только на картинах художников она с открытым лицом и в нарядных одеждах.

По сведениям историографов, рост Жанны составлял около 160 см. Учитывая двойное кольцо солдат вокруг нее, колпак на лице, сказать с уверенностью, что это была за женщина, не представляется возможным.

Мнение, что вместо Жанны была сожжена другая женщина, разделяло множество хроникеров и известных лиц, как современников Жанны, так и живших позже. В одной из хроник, хранящихся в Британском музее, сказано буквально следующее: «В конце концов, велели сжечь ее при всем народе. Или какую-нибудь другую женщину, похожую на нее».

А настоятель Собора св. Тибо в Меце пишет спустя пять лет после казни: «В городе Руане … она была возведена на костер и сожжена. Так говорят, но с тех пор было доказано обратное».

Еще больше убеждают в том, что Орлеанская дева не была сожжена, материалы судебного процесса. Генеральный адвокат Шарль дю Ли еще в XVI веке обратил внимание на то, что в документах и протоколах допросов девы отсутствуют смертный приговор и официальный акт, удостоверяющий исполнение приговора. Но если Орлеанскую деву не сожгли на костре, то какова ее дальнейшая судьба?

В 1436 году, через пять лет после костра в Руане, в документах знатного семейства дез Армуаз появляется запись: «Благородный Робер дез Армуаз (Robert des Armoises) сочетался браком с Жанной дю Лис, девственницей Франции… 7 ноября 1436 года». Фамилию дю Лис носили сыновья официального отца Жанны.

А летом 1439 года Орлеанская дева сама пожаловала в освобожденный ею город. Носила она теперь фамилию своего мужа — дез Армуаз. Ее встретила восторженная толпа горожан, в которой было немало людей, видевших ее ранее.

В счетной книге города появилась еще одна примечательная запись о выплате Жанне дез Армуаз крупной суммы денег — 210 ливров «за добрую службу, оказанную городу во время осады». Героиню признали те, кто хорошо знал ее четыре года назад — ее сестра и братья, маршал Франции Жиль де Рэ (Gilles de Rais, 1404-1440), Жан Дюнуа и многие другие.

Умерла Жанна в конце лета — начале осени 1449 года — именно этим периодом датируются документы, свидетельствующие о ее смерти. Только после этого ее «братьев» (имеются в виду сыновья Жака д’Арка) и официальную мать (Изабеллу де Вутон) стали называть «братьями покойной Жанны Девственницы» и «Изабеллой, матерью покойной Девственницы».

Вот так выглядит одна из самых распространенных на сегодня альтернативных версий происхождения героини Столетней войны.

Официальная наука не признает доводов сторонников альтернативных версий. Но так или иначе, вопрос о происхождении Жанны д’Арк остается открытым: от фактов, говорящих о ее благородном происхождении, отмахнуться совсем непросто. Основа инфы: исследование Елены Анкудиновой.

Существует более 20 фильмов, снятых по мотивам истории Жанны Д’Арк. Первый из них был снят на заре кинематографа, в 1898 году. Кстати, вы смотрели фильм «Посланница: история Жанны д"Арк»? Картина 1999 года, но рекомендую, там Жанну играет Милла Йовович.

А французы Жанну и помнят и любят... и уже не важно согжгли ее или нет, веру народа в ее мученическую смерть уже невозможно опровергнуть. Это уже личность - легенда...


Памятник Жанне в Париже.

Картинки и фото (С) разные места инета.

С 1337 по 1453 год во Франции «бушевала» Столетняя война между Францией и Англией. Это, конечно, не означает, что все 116 лет люди беспрестанно воевали и убивали друг друга. Какое-то время велись активные действия, затем они сходили на нет, и жители воюющих стран получали передышку на пару десятков лет.

Собственно говоря, в то время весь мир жил подобным образом. Мирная жизнь прерывалась военными столкновениями, которые постепенно переходили в тихие и спокойные времена. В наши дни ситуация практически аналогичная. Военные конфликты вспыхивают то в одном месте, то в другом. При этом гибнут и военнослужащие, и мирное население.

Так что не стоит сильно драматизировать то далёкое время, тем более, что это была династическая война, где за престол боролись различные политические силы. Но крайним, как всегда, оказался народ. За годы Столетней войны население Франции уменьшилось на две трети. Но люди в основном погибали не от рук врагов, а от эпидемий. Чего стоила только эпидемия чумы 1346-1351 годов. Она уничтожила половину французов, превратив страну в полупустыню.

В XV веке притязания англичан на французский престол так надоели жителям Франции, что война приобрела национальные черты борьбы за независимость. Люди устали от постоянных распрей и претензий на корону.

В начале второго десятилетия по стране прокатился слух, что Францию спасёт Девственница . Когда она появится, откуда - этого никто сказать не мог. Но многие служители церкви вещали пастве, что пришествие Девственницы не за горами.

Именно она положит конец распрям, убийствам и провозгласит королём Франции человека, которому трон будет принадлежать по праву. Она также разобьёт полчища англичан, и народ наконец-то получит долгожданный и вечный мир.

Тем временем жизнь шла своим чередом. Люди жили, умирали, рождались. В 1412 году в деревне Домреми, что на границе Шампани и Лотарингии, в богатой крестьянской семье родилась девочка. Назвали её Жанной. Полное же имя ребёнка звучало: , так как отцом малютки являлся Жак д’Арк (1380-1431). Матерью была Изабелла де Вутон (1385-1458), родившая кроме Жанны ещё девочку Катрин и трёх мальчиков: Пьера, Жана и Жакло.

Некоторых дотошных людей может смутить буква «д» в имени простой крестьянской девушки. Мы все привыкли считать, что такая буква (апостроф) прилагалась лишь к дворянским именам. Вспомним д’Артаньяна из «Трёх мушкетёров». Но всё дело в том, что подобная традиция возникла лишь в XVII веке. В описываемый период данная буква означали приставку «из». То есть Жанна из Арка. Такой городок существовал в XV веке. Он находился всего в нескольких километрах от города Шомон как раз в регионе Шампань. Сама же Шампань, как все мы знаем, располагается на северо-востоке Франции.

Дом, в котором прошло детство Жанны д’Арк

Жизнь в богатой крестьянской семье вовсе не предусматривала праздное времяпровождение. Жанна с самых юных лет познала тяжёлый труд. Она пасла коров, кормила свиней и кур. Девочка рано научилась ездить на лошади, как и любая другая француженка, жившая в то далёкое время. Она умело обращалась с холодным оружием. Это было необходимо для самообороны. Ведь война породила очень много разношерстной публики, болтающейся без дела по Франции.

Как гласит официальная версия, с 13 лет нашей героине стали являться видения. Она созерцала архангела Михаила, а также великомученицу Екатерину Александрийскую. Приходила к ней и святая Маргарита Антиохийская. Якобы все они указывали на то, что именно Жанна является той Девственницей, которая должна спасти Францию от захватчиков и установить на земле вечный мир и согласие. Но такое возможно совершить только силой оружия. А потому девушку наделили необходимым провидением, способным разгромить врага.

Уверовав в своё предназначение, юное создание поделилась информацией с родителями и братьями. Отец пытался отговорить дочь от святой миссии, а братья выразили готовность следовать за Жанной туда, куда она их поведёт.

Когда девушке исполнилось 17 лет, она села на коня и в сопровождении братьев Пьера и Жана поехала в город Вокулёр (Лотарингия). Прибыв на место, наша героиня явилась к командующему войсками, дислоцированными на востоке Франции, герцогу Бодрикуру. Она рассказала ему о своём даре и попросила рекомендации к дофину (наследнику престола) Карлу.

Естественно, герцог недоверчиво отнёсся к утверждению, что перед ним стоит та самая Девственница, которая должна спасти Францию. Тогда Жанна сказала: «Сегодня 10 февраля. Через два дня возле Орлеана англичане малыми силами разобьют большой французский отряд. Вы узнаете об этом утром 13 февраля, а после обеда я приду к вам». С этими словами девушка покинула удивлённого герцога.

И действительно, 12 февраля 1429 года произошла битва при Руврэ. С одной стороны в нём участвовал небольшой английский отряд, который вёз продовольствие и боеприпасы войскам, осаждающим Орлеан. С другой стороны выступало довольно сильное французское воинское подразделение. Оно напало на англичан, рассчитывая на лёгкую победу, но всё получилось наоборот. Именно французский отряд потерпел полное поражение, потеряв при этом треть личного состава.

Когда в назначенное время Жанна появилась перед герцогом, тот уже не сомневался в её миссии. Он дал нашей героине рекомендательное письмо и приставил к ней небольшой вооружённый отряд, так как дорога к дофину была трудной и опасной.

Претендент на французский престол находился в Шиноне. Это земли на северо-западе Франции. В них располагается город с одноимённым названием и крепость, также носящая название Шинон. Именно в ней и находилась резиденция дофина Карла, вступившего в противоборство с английским королём Генрихом V.

Чтобы добраться до цели своего путешествия, спасительнице Франции необходимо было большую часть пути проехать по вражеской территории. Поэтому вооружённый отряд был как нельзя кстати.

Путешествие прошло благополучно, и 7 марта девушка предстала перед дофином. Тут существует легенда. Она гласит, что Карл, прочитав рекомендательное письмо герцога Бодрикура, решил проверить сверхъестественные способности нашей героини.

Когда её пригласили в залу, где стоял трон, дофин смешался с толпой придворных, а на венценосное место уселся совсем другой человек. Но Жанна тут же распознала хитрость. Она нашла среди множества людей Карла, хотя ни разу не видела его в лицо. После этого все сомнения в её необычных способностях отпали.

Дофин уверовал, что к нему явилась та самая Девственница, которая должна спасти Францию. Он поставил её военачальником над всеми своими войсками. Люди, узнав, кто теперь будет ими руководить, преобразились. Если раньше солдаты и их командиры вели себя в боевой обстановке вяло и нерешительно, то теперь они горели желанием сразиться с врагом.

Служители церкви разрешили Жанне носить мужскую одежду. Ей изготовили специальные доспехи, так как девушка по своей комплекции, естественно, была мельче мужчин.

В конце апреля возглавляемое Жанной д’Арк войско выступило на помощь осаждённому Орлеану. При этом боевой дух солдат был невероятно высок. В английской же армии стали преобладать подавленные и панические настроения. Англичан пугала сама мысль, что они теперь будут сражаться с посланницей Бога. Этим и объясняются невероятные успехи французов, которые до этого терпели одно поражение за другим.

Жанна д’Арк въезжает в освобождённый Орлеан

Девственнице понадобилось всего 4 дня, чтобы разгромить полностью деморализованные вражеские войска, осаждающие Орлеан. После этой блестящей победы наша героиня получила прозвище - Орлеанская дева . Оно вошло в историю как символ самоотверженности и преданности своему народу.

В июне месяце Жанна д’Арк провела блестящую Луарскую операцию. Рыцарские замки, расположенные в среднем течении реки Луары, были захвачены англичанами. Французы их освобождали один за другим. Заключительным аккордом операции стали битва при Пате 18 июня 1429 года. В этом сражении английское войско потерпело сокрушительное поражение.

Авторитет Орлеанской девы достиг небывалых высот, а англичане окончательно пали духом. Такой благоприятной ситуацией грех было не воспользоваться. Наша героиня отправилась к дофину с предложением немедленно выехать в Реймс.

В этом городе, расположенном на северо-восточной оконечности Франции, короновались все монархи государства, начиная с Людовика I Благочестивого. Это историческое событие произошло в 816 году, и традиция сохранялась вплоть до 1825 года, когда на французский престол взошёл Карл X - последний представитель старшей ветви Бурбонов.

29 июня 1420 года процессия двинулась к Реймсу. Она превратилась в победный поход по израненной и уставшей от многолетней войны французской земле. При этом англичане нигде не оказывали сопротивление, а города открывали ворота один за другим и безоговорочно признавали власть Карла.

Торжественная коронация состоялась 17 июля в Реймском соборе. Дофин превратился в короля Карла VII. На этой церемонии присутствовало множество знатных вельмож, а сама Орлеанская дева находилась возле короля.

По окончанию торжественных мероприятий Жанна д’Арк предложила Карлу VII начать наступление на Париж. Но тот проявил нерешительность. Поэтому до весны 1430 года никаких военных действий практически не велось. Всё ограничивалось мелкими боевыми столкновениями с англичанами.

Пленение Жанны д’Арк

В мае наша героиня с небольшим отрядом отправилась на помощь городу Компьеню, находящемуся на севере Франции. Он был осаждён бургундцами. Бургундия - это герцогство на востоке Франции, а его жители являлись союзниками англичан. Они то и взяли город в осаду.

В результате военной стычки Жанна попала в плен. Королевские войска не пришли ей на помощь, и девушку за 10 тысяч ливров бургундцы продали англичанам. Пленницу перевезли в Руан (столицу Нормандии), а 21 февраля 1431 года над ней начался судебный процесс.

Суд над Жанной д’Арк и её казнь

Инквизиционный процесс на Орлеанской девой возглавлял епископ Пьер Кошон (1371-1442). Это был ярый приверженец англичан. И хотя процесс пытались сделать чисто церковным, но и ребёнку было понятно, что Жанну судили не за преступления перед церковью, а как врага Англии .

Какие же обвинения предъявили девушке? Самые страшные: сношение с Дьяволом и ересь. Всего состоялось 6 заседаний церковного трибунала: 21, 22, 24, 27 февраля и 1, 3 марта.

Подсудимая держалась мужественно и с негодованием отвергала все обвинения. Она напрочь отказалась признать то, что вменял ей суд. С неукротимой убеждённостью Жанна утверждал, что является посланницей Бога.

Инквизиционный трибунал поинтересовался, целовали ли ей люди одежду и руки, тем самым, подтверждая, что верят в её необычную миссию. На это девушка ответила, что многие приходили и целовали её одежду, так как она не вызывала у них чувство отторжения, а, наоборот, старалась во всём их поддерживать.

Искренность и глубокая убеждённость нашей героини в своей правоте способствовали тому, что обвинения в сношении с Дьяволом и ереси, так и не были доказаны. Но инквизиторы обвинили её в том, что она пренебрегала авторитетом Церкви и посмела надеть на себя мужскую одежду. Судьи также сошлись во мнении, что видения, посещавшие девушку, исходили не от Бога, а от Дьявола.

В то же время вызывает удивление тот факт, что инквизиторы не пытали Жанну. Для того времени это было несвойственно. Любого человека, обвинённого в церковных преступлениях, подвергали страшным истязаниям. В казематах мучили и мужчин, и стариков, и женщин, и детей. Однако ни один садист не прикоснулся к Орлеанской деве. Как такое можно объяснить?

Всё дело в том, что данный процесс носил чисто политический характер. Главный обвинитель Пьер Кошон стремился в первую очередь выставить в неприглядном свете нового короля Франции Карла VII. Если бы удалось доказать, что он получил корону при содействии посланницы Дьявола, то можно было бы объявить коронацию недействительной.

Но признание Жанны должно было быть добровольным. При этом пытки полностью исключались, чтобы у людей не возникло и доли сомнения в искренности её показаний. Однако молодая женщина твёрдо стояла на своих позициях и ни разу не дала повод инквизиторам усомниться в её искренности и убеждённой вере в Бога.

Трибуналу не удалось сломить волю гордой девушки, не удалось обвинить её в страшных грехах и злодеяниях. Единственное, что смогла сделать инквизиция, это заявить, что обвиняемая не уважает Церковь, игнорирует её нормы и правила, а также вводит людей в грех, заставляя их верить в то, что она является посланницей Бога.

Пьер Кошон посчитал, что этого вполне достаточно для вынесения смертного приговора. Жанна д’Арк была приговорена к сожжению на костре заживо . Ей отказали в апелляции к папе римскому, хотя осуждённая имела на это полное право.

30 мая 1431 года Орлеанскую деву вывели на центральную площадь в Руане. Там уже всё было готово для страшной казни. На глазах у огромной толпы осуждённую завели на помост и привязали к столбу. При этом люди прекрасно видели лицо Девственницы, которое казалось абсолютно спокойным.

Сожжение Орлеанской девы на костре

Палач надел на голову девушки колпак. На нём крупными буквами было написано на латыни: «Еретичка». Наша героиня повернула голову в ту сторону, где находился Пьер Кошон, и крикнула ему: «Епископ, я умираю по вашей воле. Мы обязательно встретимся на божьем суде!»

Как утверждали очевидцы, при этих словах епископ сильно побледнел. Он поспешно махнул рукой палачу и тот поджёг хворост. Огонь неохотно начал разгораться. Когда он охватил ноги девушки, та чистым и сильным голосом крикнула: «Иисус, я иду к тебе!»

Толпа, запрудившая площадь, услышав эту фразу, содрогнулась. Многие люди заплакали. Иные крестились и читали молитву. Костёр же тем временем ярко заполыхал, и Орлеанская дева исчезла в языках пламени. Так закончилась жизнь великой Жанны д’Арк. Но история любит иногда делать сюрпризы. Трагическая судьба Девственницы, спасшей Францию, получила своё продолжение через 5 лет после казни.

Самозванка или воскресшая из мёртвых

20 мая 1436 года в окрестностях города Меца, что в Лотарингии, появилась молодая женщина. Одета она была в потрепанную и изношенную одежду, вела под уздцы старую лошадь, а голова была непокрытая. Для той эпохи это считалось вольностью, граничащей с неприличием. К тому же дама имела короткую стрижку, что уподобляло её мужчинам. А это праведными церковниками рассматривалось как преступление.

Глядя на незнакомку, каждый встречный понимал, что по ней плачет темница. Но та не обращала никакого внимания на прохожих, а медленно шла по просёлочной дороге. Когда же вдалеке замаячили городские крепостные стены, свернула в сторону ближайшей деревни. Создавалось впечатление, что путешественница хорошо знает дорогу.

И действительно, войдя в деревню, она направилась к самому добротному дому, стоящему на пригорке. Принадлежал он Николя Луву, почтенному во всех отношениях гражданину, получившему лет 5 назад рыцарское звание.

Дальнейший ход развития событий для многих покажется невероятным. Дело же в том, что Николя Лув признал в незнакомке Жанну д’Арк. Он снабдил её деньгами, дал хорошего коня, и женщина отправилась к своим братьям. Те тоже узнали, казнённую 5 лет назад Девственницу.

После этого они все вместе посетили город Мец и произвели в нём настоящий фурор. Жители сбегались со всех концов, чтобы посмотреть на «воскресшую» Орлеанскую деву. Жанне подарили боевые доспехи и великолепного коня. Женщина уверенно оседлала его и сделала круг почёта, чем вызвала восторг горожан.

После этого Девственница отправилась в город Арлон, где её в своём замке приняла герцогиня Елизавета Люксембургская (1390-1451). Она оказала удивительным образом спасшейся девушке всяческое содействие, в том числе и финансовое. В её окружении наша героиня нашла себе жениха. Им оказался дворянин Роберт дез Армуаз. В октябре 1436 года сыграли свадьбу, и непонятным образом воскресшая героиня Франции стала именоваться Жанной дез Армуаз .

Поразительным является то, что герцогиня видела настоящую Девственницу, когда та находилась в плену. Неизвестно только, насколько хорошо она была с ней знакома. Не исключено, что великосветская особа наблюдала за арестованной издалека, что вполне можно допустить, так как разговаривать им было не о чем.

Устроив свою личную жизнь и получив большую сумму денег от герцогини, «воскресшая из мёртвых» Орлеанская дева отправилась в город Кёльн, где некоторое время гостила у графа Ульриха Вюртембергского. При этом ей оказывали поистине царские почести.

Дальнейшие 3 года своей жизни Жанна дез Армуаз жила с мужем и родила ему 2 сыновей. Но всё это время она мечтала посетить Орлеан и вела переписку с городскими властями.

Долгожданная поездка состоялась в конце июля 1439 года. Прошло 10 лет после освобождения города, но жители Орлеана хорошо помнили свою спасительницу. В честь её приезда была устроена пышная встреча, на которую собрались все граждане. Городские власти выделили Жанне огромную денежную сумму, которую та с достоинством приняла.

23 августа в Орлеан прибыл король Франции Карл VII в сопровождении Иоланды Арагонской (1379-1443) - тёщи короля. По сути, именно эта женщина и держала в руках всю государственную власть. Иоланда прекрасно знала Девственницу, так как решала с ней все материальные вопросы, касающиеся боевых действий.

Но история умалчивает, встретилась ли «воскресшая» Жанна со своей покровительницей. Если бы такая аудиенция состоялась, и искушённая в жизненных перипетиях королева признала в новоиспечённой дез Армуаз когда-то знаменитую Девственницу, то в этом щепетильном вопросе можно было бы смело ставить точку.

Однако здесь всё покрыто мраком. Известно лишь то, что наша героиня покинула Орлеан 4 сентября и прямиком направилась в Тур, а после него посетила Пуатье. В этом городе она встретилась с маршалом Жилем де Рэ (1404-1440). Это был ближайший сподвижник Орлеанской девы. Он её великолепно знал, что, впрочем, не спасло маршала от позорной казни в конце 1440 года.

Жиль де Рэ признал в женщине подлинную Девственницу. Он даже выделил в её распоряжение воинское подразделение. Столетняя война ещё не закончилась, и Жанна дез Армуаз какое-то время принимала участие в боевых действиях. Но вот как успешно она командовала - тут никакой информации не сохранилось.

В 1440 году наша героиня отправилась в Париж. Но до столицы Франции не добралась. По приказу короля она была арестована и предстала перед судом парламента. Её признали самозванкой и приговорили к «позорному столбу».

«Позорный столб» считался мягким наказанием в то далёкое время. Преступника выводили на площадь, а его голову и руки помещали в деревянные колодки. В таком состоянии он и пребывал на глазах у всех, подвергаясь насмешкам и оскорблениям. Через это прошла и Жанна дез Армуаз после того, как призналась, что являлась самозванкой. Развенчанная и опозоренная она вернулась к мужу. Тот отправил её в сумасшедший дом, где самозванка и умерла в 1446 году.

Вопросы и загадки

Однако ставить в этом деле точку рано, так как ряд критически настроенных историков считает парламентский суд не объективным. Он умышленно исказил факты. На это указывает хотя бы то, что Жанну узнали её сподвижники и близкие родственники. Но тогда возникает множество вопросов. Самый первый - как удалось Девственнице избежать смерти, если её сожгли на глазах у множества людей?

Здесь существует версия, что на костре сожгли другую женщину, а нашу героиню вывели через подземный ход из тюрьмы. Но кто её вывел и зачем? Вначале судили, а потом спасали. Логики никакой нет. К тому же лицо подлинной Жанны, стоящей на возвышении во время казни, видели тысячи людей.

Второй вопрос . Где в течении 5 лет находилась Девственница? Об этом самозванка никогда никому не рассказывала. Она ведь могла сразу после спасения появиться в лагере французов, но этого не произошло.

Третий вопрос . Как так получилось, что родные братья и все те, кто близко знал Жанну, безоговорочно опознали самозванку и признали её. Неужели люди стали жертвой массового психоза. Это маловероятно. Такое могло быть возможным лишь в том случае, если самозванка имела абсолютное сходство с нашей героиней. На этот вопрос, как ни странно, находится объяснение.

Существует мнение, что за Жанну д’Арк выдавала себя её младшая сестра Катрин . Судьба девушки неизвестна. Считается, что она умерла в раннем возрасте. Также нет никаких данных, что Катрин была похожа на свою старшую сестру.

В принципе можно допустить, что ближайшие родственники вступили в преступный сговор друг с другом и разыграли спектакль с неожиданным появлением из ниоткуда Орлеанской девы. Но, конечно, при условии, что Катрин обладала идеальным сходством с сестрой. Но одной внешности мало. Голос, походка, привычки. Всё это чисто индивидуально, и обмануть людей очень сложно. Тем более, что прошло всего 5 лет. Срок ничтожный, а человеческая память довольно совершенный механизм. Так что на 3 вопрос тоже нет чёткого и ясного ответа.

Вопрос четвёртый . Могла Жанна воскреснуть, так как являлась посланницей Бога на земле? Её видения, поразительные военные способности. Всё это указывает на необычный дар, данный свыше. Так может быть отбросим материалистические догмы и допустим невероятное: Девственница, поправ все законы мироздания, вновь появилась в мире живых.

Но тогда почему она признала себя самозванкой на парламентском суде. Перед трибуналом инквизиции стояла с гордо поднятой головой, а тут спасовала и пошла на попятную. Скорее всего, она была простой смертной, а не второй птицей Феникс, восставшей из пепла.

Вопрос пятый . Могла подлинная Жанна родить двух сыновей? В наши дни всем хорошо известен такой термин как «синдром Мориса», иначе его ещё называют тестикулярной феминизацией. Это когда у женщины мужской набор хромосом XY.

Данное заболевание характеризуется маленьким влагалищем, отсутствием матки и мужскими семенниками. При этом нет менструального цикла, а способность к деторождению отсутствует.

К больным синдромом Мориса специалисты от генетики относят королеву Англии Елизавету I, получившую прозвище «Девственница», шведскую королеву Кристину, теософа Блаватскую и нашу героиню. На это указывает множество признаков: физическая и умственная активность, эмоциональная устойчивость, воля, целеустремлённость. Обеспечивается это всё очень активной работой надпочечников. Они выделяют огромное количество гормонов, являющихся мощнейшим допингом для организма.

Стало быть, наша Жанна дез Армуаз действительно являлась самозванкой, так как родила двух сыновей, что для настоящей Девственницы было невозможно осуществить в силу её генетических особенностей.

Такой Орлеанскую деву представляют в Голливуде

Итак, как это не печально звучит, но загадка Жанны д’Арк в наши дни так и не разгадана . Впрочем, существует и множество других загадок. Есть мнение, что наша героиня имела королевское происхождение, а вся история с Девственницей была срежиссирована Иоландой Арагонской. Сделала она это для блага Франции, чтобы разбудить в людях пассионарность и вдохновить их на борьбу с англичанами.

Вначале по приказу королевы пустили слух о скором пришествии Девственницы, а затем появилась и она сама, чем вызвала необычный патриотический подъём у французов. На такую миссию искушённая в политических интригах женщина определила дочь Карла VI Безумного и его фаворитки Одетты де Шамдивер - женщины низкого происхождения. Её отцом был королевский конюший.

Девочку от этого брака звали Маргаритой. Родилась она в 1407 году. Военные навыки приобрела при дворе. Затем её поселили в семье крестьян, выждали несколько лет, и затем она под видом Девственницы явилась народу.

Всё это версии и предположения. Истина же являет собой одну из загадок истории, которых за всю историю человечества накопилось великое множество.

Жанна Д’Арк стала народной героиней, ее называли Орлеанской девой. Под знамена Жанны становились ремесленники, крестьяне, обедневшие рыцари. А Король и придворные использовали ее имя в своих целях. Жанна умоляла Карла отвоевать Реймс и короноваться, но Карл колебался. Этим временем Жанна одержала еще несколько побед.

В июне 1429 года Карл все же отправился в поход на Реймс, а 17 июня торжественно короновался. Жанна все еще рвалась в бой, чтобы полностью изгнать англичан и из Парижа. Но теперь король был полностью равнодушен к дальнейшему исходу сражений. Придворные решили избавиться от Жанны. Жанна в сентябре 1429 года пыталась взять Париж, но была тяжело ранена. В мае девушка попадает на полгода в плен к бургундцам, которые были подкуплены французским двором. Король ничего не сделал, чтобы помочь и освободить Жанну. А он мог ее выкупить или обменять на знатного пленника.

Бургундцы продали Жанна Д’Арк англичанам за огромную сумму. Англичане не без оснований считали Жанну причиной многочисленных успехов французов и решили, что единственным способом повернуть колесо фортуны и добиться собственного успеха можно лишь уничтожив Жанну. Самым простым способом было обвинить ее в колдовстве и ереси. Но Жанна обладала завидным мужеством и логическим складом ума. Она без труда опровергала обвинения в связи с потусторонними силами и разгадывала хитроумные ловушки суда. Тем не менее, суд вынес свой приговор, основываясь, и по своему толкуя такие факты как ношение мужской одежды, голоса и видения, помогавшие Жанне предвидеть события, и судьба ее была решена. Через полгода допросов Жанну обвинили в ереси и в колдовстве. В нарушение всех известных законов ей было отказано в подаче апелляции Папе. В мае 1431 года 19-летняя Жанна была сожжена на костре, на центральной площади в Руане.

Французский народ завершил дело, начатое Жанной. Освободительное движение разгоралось сильнее, и Столетняя война закончилась полным поражением и изгнанием англичан из Франции. В 1920 году Орлеанская дева была причислена к лику святых.

ЖАННА Д"АРК (Jeanne d"Arc) (ок. 1412–1431), святая, национальная героиня Франции, прозванная Орлеанской девой, родилась, возможно, 6 января 1412 в деревне Домреми на реке Мёзе, в северо-восточной Франции. Жанна была дочерью зажиточного крестьянина Жака д"Арк и его жены Изабеллы. Она была наделена острым умом и способностью убеждения, она обладала здравым смыслом, но книжного образования не получила. Жанна гордилась теми домашними навыками, которые получила от своей матери, выучившей ее прясть, шить и молиться. С самого детства она привыкла к схваткам и боям, поскольку действовавшие заодно английские и бургундские войска то и дело разоряли местность вокруг Домреми, оставшуюся верной королевскому дому Валуа. Бургундцы ответили на предательское убийство 10 сентября 1419 арманьяками их предводителя, герцога Бургундского Иоанна Бесстрашного (в причастности к этому преступлению подозревали дофина Карла), устройством в 1420 мирного договора в Труа, который был заключен между душевнобольным французским королем Карлом VI и королем Англии Генрихом V. Два года спустя оба короля умерли, и, в соответствии с договором, младенец Генрих VI, сын Генриха V, стал королем обеих государств. Умелый воин и политик герцог Бедфорд, дядя короля и регент, руководил продвижением английских и бургундских войск на Луару. В 1428 они дошли до Орлеана и начали его осаду. Дофина Карла, находившегося под влиянием арманьяков, признали в качестве короля на юге и юго-западе страны, однако он ничего не делал ни для утверждения своих королевских полномочий, ни для поддержки зарождавшегося национального движения против англичан.

Деревня Домреми и весь этот район Шампани оставались верны Карлу благодаря тому, что поблизости в Вокулёре размещался отряд королевских войск. С 13 лет Жанна слышала «голоса» и имела видения, в которых ей являлись ее любимые святые и множество ангелов, побуждавшие ее спасать Францию. Она говорила, что с началом осады Орлеана голоса сделались громче и повелели ей отправиться к Орлеану и снять осаду, а затем отвести дофина в Реймс, чтобы короноваться там в соответствии с традицией французских королей. В феврале 1429 Жанна явилась к Роберу де Бодрикуру, капитану королевского отряда в Вокулёре. Поверив наконец в священную миссию Жанны (то было уже третье ее посещение, первые два были в мае 1428 и в январе 1429), Бодрикур дал ей несколько людей в сопровождающие, и Жанна в мужской одежде, заимствованной у одного из них, Жана Нуйонпона (Жана из Меца), направилась в ставку Карла, в замок Шинон, находящийся примерно в 150 км к юго-западу от Орлеана. 6 марта состоялась первая встреча Жанны с королем, которого она узнала несмотря на то, что он намеренно замешался в большой толпе придворных. Сначала к ней отнеслись с подозрением, но затем Карл и многие из близких ему людей поверили, что она послана ему на помощь Богом. Вначале в Шиноне, а затем в Пуатье Жанне были устроены испытания и допросы. После этого она почти весь апрель прождала в Туре, пока наконец не были собраны достаточные по численности войска. Во главе этого отряда Жанна, облаченная теперь в белые доспехи, изготовленные специально для нее, отправилась к Орлеану. Она ничего не знала о стратегии и тактике, но обнаружила здравый смысл, атаковав осаждавших с севера, где они не имели укреплений. Французы яростно сражались, и англичане уступили, сочтя, что Жанна находится в сговоре с дьяволом. Осада с Орлеана была снята 8 мая 1429, после чего французы одержали еще ряд побед, а в конце июня, встречая слабое сопротивление, двинулись на север. В сопровождении Жанны и войска Карл вступил в Реймс 16 июля 1429. На следующий день Жанна стояла близ Карла VII во время его помазания на королевство.

После этого Карл приложил мало усилий для того, чтобы помочь Деве в деле изгнания врагов из северной Франции. 8 сентября 1429, возглавляя неудачную атаку на Париж, Жанна была ранена, и тогда король повел свою армию обратно на Луару. Престиж Жанны начал падать, но ее желание продолжать сражаться за Францию не ослабевало. После того как основные силы французов отказались от попытки прийти на помощь Компьеню, Жанна с небольшим верным ей отрядом вошла в город. 23 мая 1430 бургундцы взяли ее в плен во время смелой вылазки за пределы городских стен. Карл VII не предложил выкупа, и бургундцы продали Жанну англичанам за 10 тыс. ливров. Переговоры об этом вел епископ Бове Пьер Кошон, изгнанный из своей епархии войсками Карла. Именно он встал весной 1431 во главе специального суда французского духовенства в Руане, который судил Жанну как ведьму и еретичку. Результат разбирательства был предрешен, мужественная и умелая защита Жанны ей не помогла. В мае, главным образом по причине отказа Жанны покориться церкви, поскольку она заявляла, что ответственна только перед Богом, она была признана виновной в ереси и отлучена. Подписав под давлением признание своей вины, Жанна возвратилась в церковь, но была осуждена на пожизненное заключение. В дальнейшем Жанна отказалась от своего признания, снова надела мужское платье и настаивала на том, что направляющие ее голоса исходят от Бога. Тогда церковный суд осудил ее как вторично впавшую в ересь и передал светским властям для совершения казни. 30 мая 1431 Жанна д"Арк была заживо сожжена на костре на площади Старого рынка в Руане.

Карлу VII удалось уговорить бургундцев пойти на заключение с ним сепаратного мира в Аррасе в 1435, а смерть герцога Бедфорда в следующем году лишила Англию мудрого правителя. Карл заключил с англичанами ряд перемирий, провел реорганизацию армии и государственных финансов, после чего возобновил войну. С падением Бордо в 1453 англичане лишились всех своих владений во Франции, за исключением Кале. Теперь Карл попытался очистить свою запятнанную репутацию, реабилитировав Жанну. Дело было вновь рассмотрено в церковном суде, состоявшемся в Руане в 1455, и приговор отменили. В 1909 Дева была признана блаженной, а 16 мая 1920 состоялась ее канонизация папой Бенедиктом XV.

Жанна д’Арк , Орлеанская Дева, национальная героиня Франции, сегодня известна всему миру. Этой юной девушке всего за несколько месяцев удалось развернуть историю собственной страны, стоявшей на краю гибели.

Жанна д’Арк при осаде Орлеана. Ш. Ленепвё. Фото: Commons.wikimedia.org

В 1428 году английские войска стояли у стен Орлеана, падение которого позволило бы им соединить оккупированную северную Францию с давно контролируемыми ими Гиенью и Аквитанией на юге. Исход сражения казался предрешенным, когда в резиденцию французского дофина Карла явилась 17-летняя девушка, объявившая ему, что «послана Небом для освобождения страны от английского господства» и попросила войска для снятия осады Орлеана. Девушка, которую звали Жанна д`Арк, уверяла, что действует по велению голосов свыше.

На стороне «Жанны Девственницы», как она сама себя называла, были лишь безупречная репутация и безоговорочная уверенность в своей миссии. А также бродившая по Франции легенда, что страну может спасти появление непорочной девушки, посланной Богом.

Она получила от дофина Карла право возглавить войско. 8 мая 1429 года ведомые Жанной войска сняли осаду Орлеана. После серии побед она провела Карла в Реймс, где традиционно короновались французские монархи, и Франция обрела законного короля.

Осознанное предательство

Максимализм Жанны, требовавшей дальнейшего освобождения французских земель, вступил в противоречие с намерениями окружения Карла, предпочитавшего действовать путем переговоров и уступок. Орлеанская Дева, сделав свое дело, стала мешать. В свою очередь, англичане и их союзники во Франции стремились поквитаться с той, которая сломала все их планы.

Жанна д`Арк попала в плен и была сожжена на костре. Многие считают, что казнили ее как вражеского полководца, за военные успехи, но на самом деле это не совсем так.

Жанна д’Арк на коронации Карла VII. Жан Огюст Доминик Энгр, 1854. Фото: Commons.wikimedia.org

Противникам Орлеанской Девы была нужна не столько ее жизнь, сколько уничтожение ее как «посланницы Бога». Поэтому она была обвинена в ереси.

Жанна попала в плен 23 мая 1430 года, когда с отрядом направилась к Компьеню, осажденному союзными англичанам бургундцами. Здесь Орлеанскую Деву банально предали, подняв мост в город, что отрезало ей путь к отступлению.

Король Карл помогать Жанне не стал, после чего бургундцы продали девушку англичанам за 10 000 франков.

23 декабря 1430 года Жанну привезли в Руан. Грамота английского короля Генриха VI от 3 января 1431 года передавала её под юрисдикцию епископа Бове, который должен был провести процесс над ней.

Инквизиционный процесс епископа Кошона

Для англичан было принципиально важно, чтобы Орлеанскую Деву признали виновной в ереси именно французские священнослужители, что должно было разрушить образ «посланницы Бога» в глазах французского народа.

Инквизиционный процесс в Руане возглавил Пьер Кошон, епископ Бове , доверенное лицо герцога Бургундии.

На заседаниях в королевской часовне Руанского замка присутствовали 15 докторов священной теологии, 4 доктора канонического права, 1 доктор обоих прав, 7 бакалавров теологии, 11 лиценциатов канонического права, 4 лиценциата гражданского права.

Жанна д"Арк. Миниатюра второй половины XV в. Фото: Commons.wikimedia.org

Епископ расставлял перед Жанной множество ловушек, которые должны были уличить ее в ереси.

Кошон попросил её прилюдно прочесть «Отче Наш» — при том, что по инквизиционным правилам любая ошибка или даже случайная запинка во время чтения молитвы могла быть истолкована как признание в «ереси». Жанна с честью сумела выйти из положения, предложив Кошону сделать это во время исповеди — как духовное лицо, епископ не мог ей отказать, и в то же время по церковным же законам был бы вынужден хранить в тайне все услышанное им.

На каждом из заседаний суда, как открытых, так и закрытых, ей задавались десятки вопросов, и любой неосторожный ответ мог послужить «разоблачением». Несмотря на то, что ей противостояли образованные и профессионально подготовленные люди, смутить Жанну им не удалось, и она держалась на удивление уверенно.

12 пунктов «заблуждений»

На заседании 28 марта ей были зачитаны 70 статей обвинения, основанных на показаниях самой Жанны. «Она является смутьянкой, мятежницей, возмущающей и нарушающей мир, подстрекательницей к войнам, злобно алчущей крови людской и понуждающей к её пролитию, полностью и бесстыдно отринувшей приличия и сдержанность своего пола, принявшей без стеснения позорное одеяние и обличье воинское. Посему, и по многим иным причинам, мерзким Богу и людям, она является нарушительницей божественных и естественных законов и церковного благочиния, искусительницей государей и простонародья; она позволяла и допускала, в оскорбление и отвержение Бога, чтобы её почитали и преклонялись ей, давая целовать свои руки и одежды, пользуясь чужой преданностью и людским благочестием; она является еретичкой или, по меньшей мере, сильно подозреваемой в ереси», — говорилось в преамбуле обвинения.

Допрос Жанны кардиналом Винчестера (Поль Деларош, 1824 год). Фото: Commons.wikimedia.org

Суду требовалось признание в ереси, исходящее от самой Жанны, и поначалу казалось, что опытные богословы заставят ее признаться в том, что «голоса», которые ею руководили, имели не божественное, а дьявольское происхождение. Но Орлеанская Дева стойко отвергала подобные обвинения.

В итоге судьи решили сосредоточиться на статьях, где признание не требовалось. В первую очередь, речь шла о пренебрежении к авторитету церкви и о ношении мужской одежды.

Вот 12 основных пунктов «заблуждений» Жанны, утверждённых Факультетом теологии Парижского университета:

1) Слова Жанны о явлениях ей ангелов и святых — либо выдумки, либо исходят от дьявольских духов.

2) Явление ангела, принесшего корону королю Карлу — вымысел и посягательство на ангельский чин.

3) Жанна легковерна, если считает, что по благому совету можно распознать святых.

4) Жанна суеверна и самонадеянна, считая, что может предсказывать будущее и узнавать людей, которых раньше не видела.

5) Жанна нарушает божественный закон, нося мужскую одежду.

6) Она побуждает перебить врагов, причём утверждает, что делает это по воле Божьей.

7) Покинув родной дом, она нарушила завет о почитании родителей.

8) Её попытка бежать, спрыгнув с башни Боревуар, была проявлением отчаяния, ведущим к самоубийству.

10) Утверждение, что святые говорят по-французски, ибо они не на стороне англичан, кощунственно по отношению к святым и нарушает заповедь любви к ближнему.

11) Она — идолопоклонница, вызывающая демонов.

12) Она не желает положиться на суд Церкви, особенно в вопросах об откровениях.

Памятник у места казни Жанны (1928). Фото: Commons.wikimedia.org

«Повторная ересь»

24 мая 1431 года Жанна д`Арк подписала бумагу об отречении от ересей. Это было сделано прямым обманом — Пьер Кошон продемонстрировал ей уже подготовленный костер, после чего пообещал не только не казнить ее, но перевести в тюрьму с лучшими условиями. За это Жанна должна была подписать бумагу, в которой она обещала подчиниться церкви и не носить более мужское платье. Девушка не умела читать, поэтому текст зачитывал священник. В результате Орлеанская Дева услышала одно, а подписала (вернее, поставила крестик) на бумаге, в которой говорилось о «полном отречении от ереси».

Нюанс заключается в том, что отречение Жанны позволяло ей избежать смертного приговора. Официально было объявлено, что она приговаривается к покаянию в вечном заточении «на хлебе страдания и воде скорби». Жанна переоделась в женское платье, и ее вернули в тюрьму.

Оставлять ее в живых никто не собирался. Чтобы отправить ее на смерть, проделали простой трюк — охрана отобрала у нее женскую одежду, оставив мужскую. 28 мая 1430 года священники, пришедшие к ней в камеру, зафиксировали «повторную ересь». Такая вина уже неизбежно каралась смертью.

«Исполнить приговор без пролития крови»

Судопроизводство того времени было построено своеобразно. Церковный суд, установив, что Жанна «впала в прежние заблуждения» , передал преступницу светским властям, сопровождая эту процедуру просьбой «исполнить приговор без пролития крови». Звучит гуманно, но на деле это означало аутодафе — сожжение живьем.

Сожжение Жанны д’Арк. Открытка XIX века. Фото: Commons.wikimedia.org

30 мая 1431 года приговор об отлучении Жанны д`Арк от церкви как вероотступницы и еретички и предании светскому правосудию был оглашён на плошади Старого Рынка в Руане.

В тот же день Жанну казнили. Процедуру казни описывают так: на голову Жанны надели бумажную митру с надписью «Еретичка, вероотступница, идолопоклонница» и повели на костёр. «Епископ, я умираю из-за вас. Я вызываю вас на Божий суд!», — крикнула Жанна и попросила дать ей крест. Палач протянул ей две скрещённые хворостины. Когда огонь добрался до нее, она несколько раз крикнула «Иисус!».

На жителей Руана казнь произвела гнетущее впечатление. Большинство простолюдинов сочувствовало девушке.

Реабилитированная посмертно

В начале 1450-х, когда король Карл VII , возведенный Жанной на престол, восстановил контроль над большей частью страны, проблема Орлеанской Девы снова вышла на первый план. Получалось, что монарх получил свою корону от закоренелой еретички. Прочности власти это не способствовало, и Карл отдал приказ собирать документы для повторного процесса.

Привлечены в качестве свидетелей были и участники первого процесса. Один из них, Гильом Коль, письмоводитель и нотариус инквизиции , заявил, что люди, судившие Жанну «умерли злой смертью». Действительно, ряд участников процесса либо исчезли, либо погибли при странных обстоятельствах. Например, Жан Эстиве, близкий соратник Кошона , не скрывавший ненависти к Жанне, вскоре утонул в болоте.

Надгробный камень Пьера Кошона. Капелла Св. Марии, Лизьё. Фото: Commons.wikimedia.org

Разбирательство, проведенное по приказу Карла, пришло к выводу, что процесс прошел с грубейшими нарушениями закона. В 1455 году новое рассмотрение дела назначил папа Каликст III , отправив наблюдать за процессом трех своих представителей.

Разбирательство было масштабным: суд заседал в Париже, Руане и Орлеане, были допрошены более 100 свидетелей.

7 июля 1456 года был оглашен вердикт, который гласил, что каждый пункт обвинения против Жанны опровергается показаниями свидетелей. Орлеанская Дева была полностью оправдана, в знак чего публично разорвали один экземпляр обвинительного заключения.

Святая и «свинья»

Спустя почти 500 лет церковь посчитала, что национальная героиня Франции достойна большего. В 1909 папа Пий X провозгласил Жанну блаженной, а 16 мая 1920 года папа Бенедикт XV канонизировал её. Сегодня статуя святой Жанны есть в большинстве католических церквей Франции.

Что же касается ее судьи, епископа Пьера Кошона, то каждый француз, который начинает рассказ об истории суда над Жанной, не преминет уточнить, что этот человек полностью соответствовал своей фамилии. Кошон в переводе с французского означает «свинья».



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Доступно в форматах: EPUB | PDF | FB2 Страниц: 352 Год издания: 2009 Дважды Герой Советского Союза В.С.Архипов прошел путь от красноармейца...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS