Главная - Кастинги
Рамки из бересты. Методическое пособие "Береста

, корка банана , мох , построение композиции , миниатюра

Цель методического пособия: познакомить детей с интересным древним природным материалом – берестой. Доказать его значимость в изготовлении как старинных предметов быта, так и в создании современных картин, панно и других изделий, применяемых в жизни и в быту. Научить работать с этим материалом.

Задачи:

Развивающие:

  • Расширить представление ребенка о многообразии природных материалов, не требующих больших затрат при их заготовке, и при изготовлении работ с использованием этих материалов
  • Развить фантазию и воображение, чувство меры и вкуса при работе с данным материалом
  • Развить чувство прекрасного при выполнении картин, пейзажей и чувство ответственности за сохранение окружающей среды (парки, сады, скверы, лес и т.д.)

Образовательные:

  • Научить детей работать с берестой и другими природными материалами
  • Доказать, что из отдельных кусочков бересты, листьев, лепестков, можно создать целую картину, натюрморт, пейзаж и т.д.
  • Научить детей наблюдать за природой, видеть красивое, собрать нужный материал в природе, создать свой замысел в картине.

Воспитывающие:

  • Сформировать вкус, чувство меры, соизмерение цвета, формы, отдельных частей (элементов картины).
  • Сформировать у обучающегося оценку собственной деятельности и деятельности товарища.
  • Воспитать чувство взаимопомощи, сопереживания и ответственности за работу.
  • Привить культуру труда – аккуратность в работе и любовь к своему делу.

Заготовка бересты.

Подготовка ее к работе и применение в создании картин

Писатель В.И. Белов в своей книги “Лад” пишет: “ Береста, вероятно, самое древнее и самое распространенное северное сырье, использовавшееся всевозможными мастерами”.

И действительно из бересты можно сделать цветы для панно или в композицию, пейзаж, рамку, паспарту и т.д. Этот материал легко расслаивается на очень тонкие, но прочные слои самой разной окраски: от белой до темно-коричневой (до 40 оттенков). Это позволяет создавать композиции только из одной бересты, а возможно добавить и другие природные материалы, такие как засушенные листья, мох, цветы, лепестки и т.д. Из более грубой коры, покрытой темными пятнами, можно сделать такие элементы пейзажа, как горы, заснеженную землю с проталинами и т.д. Из более тонких кусочков выкладывают небо, землю, воду и т.д.

Бересту собирают в лесусо спиленных берез полосами шириной не менее 20 см или снимают цилиндром со стволов берез, пролежавших долгое время в валежнике (рисунки снятия бересты). Рис. 1 – полосками (применяют этот способ для снятия бересты в плетении корзин, туесков, обуви для изготовления ремней и т.д.). Рис. 2 – для картин и панно.

Дома кору следует проварить в эмалированной кастрюле 10 минут, чтобы уничтожить личинки короедов. Потом распрямить, расслоить по возможности на тонкие пластинки и положить по отдельным цветовым оттенкам в конверты под пресс, предварительно высушив пластинки. Далее держать в книге или коробки в горизонтальном положении под прессом. Расслоить можно и после просушивания. Не страшно, если кусочки будут маленькими. Главное – найти нужные оттенки: желтые, оранжевые, белые и т.д. (в зависимости от сюжетного замысла).

Основой для картины может служить не только картон, но и части стволов деревьев, доски, шпон. На основу приклеивают бересту и др. материал как описано далее. Работу начинаем с верхнего левого угла (края), двигаясь направо, перекрывая кусочком бересты или листа последующий кусочек бересты или листа на 1/3. Намазываем клеем только серединку пластика бересты или листа.

Особенности техники аппликации из бересты

Цвет бересты может “играть” в зависимости от вашего художественного вкуса, замысла работы, настроения автора. Однако есть неизменное: для дальнего плана работы применяются мягкие, приглушенные тона. Ближний план предполагает использование насыщенных, интенсивных красок. Конечный переход от первых ко вторым должен быть плавным, постепенным.

В непосредственной зависимости находятся цвет и толщина пластин бересты. Приглушенный, мягкий окрас чаще всего бывает у тонких полупрозрачных пластин. Именно их удобнее всего применять в тех фрагментах, которые изображают “глубину”, перспективу пейзажа. Аппликация из бересты не может быть охарактеризована только набором правил - есть исключения.

Что же касается колорита, то ограничимся только одним из основных замечаний: цвета картины должны быть объединены, связаны. Упрощая идею связи цветов, Ренуар заметил: “Если у вас на кисти краска, то ею надо пройтись по всей “картине”, включая и небо, если это даже черная краска...”. Мы советуем принять, естественно, лишь идею цветового единства (в том числе в аппликации из бересты). Что же касается приемов реализации этой идеи, то можно полагаться исключительно на уровень художественного вкуса автора работы.

В работах из бересты следует избегать применения толстых пластин (за исключением переднего плана пейзажа) и подкрашивания материала. Что касается подкрашивания материала, то здесь интересно заметить: береста для картины прекрасна не только своей структурой и мягкими пастельными красками, но и удивительным свойством излучать свечение. Оно оказывает благотворное влияние на человека, удивляет и радует его. Если на пластину бересты нанести краску, свечение пропадает. Работы становятся яркими, выразительными, но в то же время в них пропадает главное - их теплота, мягкость, дыхание.

Для колорита в картинах из природного материала помимо бересты применяется дополнительный природный материал (мох, крошево из засушенных листьев и цветов, корка банана, травы, солома).

Заготовка листьев и цветов для картин. Корка банана. Чешуя лука, чеснока

Собирают материал в сухую погоду. Сушат в старых книгах или газетах, ежедневно меняя листы-вкладыши. Цветы, плоды перекладываем ватой или бумагой для впитывания лишней влаги. Сушим под прессом. Сохраняем в коробках в темноте.

Корки банана – снимают мякоть ножом до просвечивания, сушат в книге под прессом или в газетах, меняя вкладыши ежедневно. В засушенном виде корка банана имеет коричневый цвет, похожа на замш и вырезается с калькой по контуру предмета (ваза, скульптура, дома, стволы деревьев, заборы и т.д.)

Корки дыни, тыквы, арбуза – тонкие слои засушиваются в книге (для вазочек, плодов, натюрмортов). Кожура яблок срезается с яблока. Мякоть убирается сушится в книге.

Стебли чеснока, чешуйки чеснока, лука - для вазочек, для водных бликов (водоем, пруды, речки и т.д.).

Материалы, необходимые для выполнения картины – миниатюры из бересты и засушенных листьев и цветов и методики их подготовки к работе

Эскиз работы.

Из книги, с репродукции, с фотографии, в черно-белом или цветном изображении; возможно перевести сюжет на кальку или пергаментную бумагу по размеру основы. Эскиз (сюжет) может быть задуман и автором.

Картон толщиной 1 мм. Стандартные размеры (под рамку со стеклом) для миниатюры: 6х9 см, 10х10 см, 10х15 см, 15х15 см, 9х12 см (для работ из бересты); для работ из засушенных листьев и цветов: 15х21 см, 18х24 см, 24х30 см, 21х30 см, 30х30 см.

Калька или пергамент для сюжета (по формату основы и для деталей).

Тонкие разноцветные пластинки подбираются по цвету: от 9 до 15 оттенков (белый, розовый, оранжевый, желтый, коричневый, серый и т.д.) в зависимости от сюжета. Бересту лучше снимать весной со спиленных берез и проварить в кастрюле на маленьком огне 10 мин., затем остудить, расслоить в мокром состоянии и каждый пластик (слой) положить в конверт под пресс, предварительно разложив по цветовым оттенкам.

Корочка от банана.

Снять мякоть банана острым ножом до просвечивания. Засушить в газете, в книге под прессом. Засушенная корка должна быть коричневого цвета (от светло - коричневых оттенков до черного). Лучше иметь для отдельных деталей (скульптура, здания и т.д.) пластик, корки, увлажненный, чтобы вырезать с калькой было удобнее.

Засушивается под прессом, 2-3 вида: ярко-зеленый – для хвои, деревьев - ели, сосны и т.д., голубовато – серый, лишайниковый и т.д. в зависимости от сюжета.

Листья деревьев

Зеленый и оттенки зеленого цвета (для деревьев весной, летом и травы); желтый – для осенних деревьев, коричневые – поздняя осень, зима.

Лепестки цветов

засушить под прессом (ярко- красные, малиновые и т.д. – в зависимости от сюжета). Крошево – готовится с помощью грубой резиновой губки и шила (прием прокалывания) или крошатся лепестки цветов руками.

Крошево используется для создания в картине цветников, бордюров, газонов, травы и т.д. Для цветочной картины цветы засушиваются в книге или в газетных листках под прессом, ежедневно меняя газетные листы. Махровые цветы прокладываются ватой (головки разбираем на отдельные части – середина, лепестки, цветоножка) и также засушиваются под прессом.

Фрукты, овощи

Для картин с букетами и натюрмортами. Вырезаются с калькой из кожуры яблок, апельсина, грейпфрута, корки арбуза, дыни, тыквы.

Инструменты для работы

  • Металлический пинцет (лучше иметь 2 штуки: 1 – большой, другой – маленький) с острыми длинными кончиками без зубцов и шипов.
  • Ножницы (2 шт.) с прямыми кончиками. Одни большие, другие маленькие – маникюрные, с прямыми лезвиями, острые.
  • Шило для прокалывания листьев или крупную иглу.
  • Губка резиновая пористая для прокалывания листьев и лепестков (для деревьев, кустарников).
  • Клей ПВА (“Силакра – Люкс” 0, 5 кг банка) или прибалтийский (в тубах – 300 г.)
  • Клеенка (для стола).
  • Рамка подбирается в конце выполнения работы. Не должна быть главной, должна дополнять работу, а не отвлекать. Подбирается по цвету, ширине, толщине багета, по фактуре.

Последовательность выполнения работы и технология выполнения

Вырезать картонную основу в зависимости от формата эскиза.

Положить эскиз (копию) сюжета перед собой. Нанести линию горизонта (линия, разделяющая небо и землю). При этом берется узкая полоска бересты, соломы или полоска от корки банана и приклеивается на основу (под прессом сушится 2 минуты).

Выкладывается небо. Из пластиков бересты или листьев белого тополя, малины, мать – и – мачехи (серых оттенков). Начинаем работу с верхнего левого угла и двигаемся вправо, перекрывая последующим листиком на 1/3 предыдущий с учетом света и тени (свет солнца, луны, состояния погоды и временного состояния дня, суток). Листья можно отрывать и приклеивать кусочками до линии горизонта. Кладем работу под пресс, вкладывая основу в бумажную папку или под картонный лист (2-3 мин.)

Выкладываем землю (воду, поляну т.д.) Можно использовать ровный однотонный пласт бересты или шпона, а затем по отдельным деталям воссоздавать сюжет. А возможно сделать фон отдельным выкладыванием пластиков бересты (в зависимости от сюжетного рисунка), по мере удаления или приближения предметов, учитывая объем картины, ярусность или план. Небо должно быть светлее, чем земля, вода. Кладем основу под пресс (5-10 мин.).

Отдельные детали картины (скульптуры, здания, мосты, соборы, ограждения, деревья, люди, животные, вазы цветов и т.д.) переводятся на кальку с эскиза, аккуратно вырезаются вместе с калькой и приклеиваются к картине (техника аппликации). Также выполняются дороги, плиточные покрытия и т.д. с учетом света и тени.

Каждый приклеенный предмет (если дом, то по деталям) кладется под пресс или хорошо приклеиваются руками, пальцами.

По окончанию работы четко изображаются на переднем плане – цветники, газоны, камни, разделительные линии плиток и покрытий, ступеньки и другие строительные конструкции (можно использовать хлопчатобумажные нити по цвету, соответствующему изображению).

По окончанию выполнения всех работ кладем основу под легкий пресс – книгу или под утюг не более чем на 15-20 мин.

Моем стекло в рамке. Вставляем в рамку.

Петли для рамки делаем в зависимости от размера картины. Миниатюрные работы – картины имеют 1 петлю (скрепка вшивается между двумя картонками по центру верхнего края рамки). С подклеенной и пришитой петлей работа остается под прессом на ночь (или на 6-8 часов) для того, чтобы покрывающий ее картон плотно приклеился к деревянной рамке.

Литература.

  1. Бунич О.Н., Зиновьев И.В., Поддубный В.Ф., Хохлов Н.П. “Флористика”. - М.: изд-во “Эллис – Лак”, 1996.
  2. Волков Н.Д. Художественная студия в школе. – М.: “Просвещение”, 1993.
  3. Аксенов В.С. Рисунки и живопись. – М.: Изд-во “Изобразительное искусство”, 1993.
  4. Стецюк В. Г. Картины из цветов. – М.:. Изд-во “Культура и традиции”, 1999.

Работы учащихся-победителей международных и городских выставок

“Пискарёвский мемориал”
Панно под стеклом. Материалы: береста, корка банана, засушенные листья малины, крошка из листьев и лепестков цветов розы, шпон, мох (венки), нить.
Краснощёкова Дарья, 9 лет

“Дорога жизни. Памятник Цветок жизни”
Панно под стеклом. Материалы: береста, листья белого тополя, шпон, засушенные листья (крошка), мелкие цветы, лента (галстука).
Галицкий Дмитрий, 8 лет

“Дорога жизни. Памятник Разорванное кольцо”
Панно под стеклом. Материалы: береста, шпон, корка банана, засушенные листья петрушки, кора берёзы, мох, нитки (венки).
Каргапольцева Дарья, 10 лет

“Хорошее настроение”
Панно под стеклом. Материалы: засушенные листья малины, цветы, листья рогоза, чешуи лука, солидаго.
Разумнов Артемий, 7 лет

“В Летнем саду цветёт сирень”
Панно под стеклом. Материалы: береста, корка банана, засушенные листья, мелкие цветы,лепестки цветов.
Никитина Алла, 9 лет

“Утро в сосновом бору”
Панно под стеклом. Материалы: береста, корка банана, засушенные листья, мох, войлок, мелкие цветы,лепестки цветов.
Краснощекова Дарья, 10 лет

“Стыковка космических кораблей”
Панно под стеклом. Материалы: черная бумага, береста, нить х/б, манная крупа.
Абдуганиев Умед, 11 лет

“В космическом пространстве”
Панно под стеклом. Материалы: черная бумага, береста, нить х/б, манная крупа, мох, лишайник.
Солодовникова Елена, 11 лет

“Цветочный ветер”
Панно под стеклом. Материалы:, засушенные листья, травы, мелкие цветы,лепестки цветов, кофе.
Каргапольцева Дарья, 11 лет

Профессионально выполненные атмосферные кадры нуждаются в достойном обрамлении. Минималистичные или классические рамки не всегда могут передать всю естественность словленного момента. В данном случае, удачный кадр был подчеркнут не менее оригинальной рамкой из березовой коры. Сделать такую на деле несложно, затрат она требует минимальных. Ее можно использовать не только в рамках, которые были задуманы автором, но и в качестве оформления интерьера.

Материалы

Чтобы сделать фоторамку из коры березы своими руками, подготовьте:

  • простую рамку для фото нужного вам размера;
  • кусочки березовой коры;
  • острые ножницы или нож;
  • палочки горячего клея;
  • термопистолет.

Шаг 1 . Разберите имеющуюся у вас рамку для фото. Для работы вам понадобится лишь внешнее обрамление. Стекло и картон, держащий фото, уберите. Если их оставить, в процессе работы вы их можете испортить.

Шаг 2 . Кусочки березовой коры разрежьте на подходящие по размерам части. Всю пыль с них смахните.

Шаг 3 . Используя горячий клей, начните приклеивать кусочки березовой коры по периметру рамки. Компонуйте кусочки так, как нравится вам. Накладывайте их внахлест, чтобы не было видно основы рамки. Приклеив кусочки, вы можете придавить их для надежности прессом. Роль последнего вполне способны сыграть несколько книг. Такой прием поможет вам выровнять загибающиеся кусочки, если таковые есть.

После высыхания клея рамка готова, вы можете вставлять обратно стекло, фото, и закрепить их картонкой.

Если возможности собрать кору березы у вас, нет, можете использовать другой прием. Купите самоклеющуюся бумагу с печатью березовой коры, оклейте ею картон и уже картон, разрезанный на кусочки, приклеивайте к раме-основе.

Мастер-класс

«Рисование на бересте»

Здравствуйте! Меня зовут Юлия Викторовна. Вы любите русскую природу?

Россия - необъятная страна, которая способна впечатлить не только обширными территориями, но и разнообразной природой. Путешествуя по ней, можешь подумать, что уже объездил полмира. Завораживающие пейзажи, прозрачные озера, необычные животные и атмосферный этнос. Все это оставляет глубокий отпечаток в сердце каждого путешественника, которому хотя бы раз посчастливилось побывать на её территории, увидеть то, что является неофициальными символами России.

Одним из таких символов является береза. Это действительно излюбленное дерево исконно русского народа. Почему береза - неофициальный символ России?

Долгое время о ней слагали стихи, песни и различные пословицы. Береза очень часто фигурирует в русских сказках, поэтому такая неофициальная символика Русской земли понятна даже маленьким детям дошкольного возраста.

А какое значимое место это дерево занимает в изобразительном искусстве?

Все, про что дальше пойдет рассказ, связано будет с берестой. Из этого нежного, очень красивого, бархатистого, мягкого материала, который легко поддается обработке, сделаны удивительные изделия. Береста - древний материал, многие столетия сопровождавший жизнь наших предков. Из него делали посуду и звонкие музыкальные инструменты, им покрывали жилище и из него шили легкие золотистые лодки, на березовой коре писали важные письма взрослые и рисовали рисунки дети. (показ изделий из бересты). Знаете ли вы, что из бересты можно делать не только различного рода поделки, но и использовать ее в качестве холста для картины.

Картина из бересты неповторима и индивидуальна!

Основными сюжетами таких картин являются пейзажи, церкви, деревья, дома, ручьи и поля. А времена года, которые изображают на таких картинах чаще всего, - зима либо ранняя весна, когда снег еще не сошел. Почему? Да потому, что не гармонируют с белизной бересты краски лета и осени.

На мастер-классе вы узнаете об удивительных свойствах бересты, познакомитесь с техникой рисования на бересте.

Рисование картины на бересты будем производить с помощью гуаши. Для изготовления картины нам понадобятся: береста, гуашь, кисть, рамка.

Для начала открываем салфетку под номером 1.

Что вы видите?

Да, это не обработанная кора березы.

Открываем салфетку № 2.

Что вы видите? Это уже готовая для рисования обработанная береста.

А теперь скажите, какая она? Чем отличается обработанная береста от необработанной?

Я заранее заготовила для Вас бересту.

Этап 1. Маленьким ножом почисти бересту в тех местах, где будет рисунок.

Аккуратно подденьте слой бересты с уголка и уберите его со всей плоскости. Главное - не перестараться, очищая бересту. Приложите к бересте рамку, отодвинь от себя бересту и внимательно рассмотри ее поверхность. Подумай, может быть, они что-то тебе напоминают. Приглядитесь, и вы увидите в них стволы деревьев, облака, снежные сугробы…

Этап 2. Береста выбирается по размерам рамки или наоборот - рамка подгоняется под размер бересты. Клеем ПВА наклеиваем бересту на чёрный картон, размер которого такой же, что и у рамки. Наклеенную бересту под мягкий пресс на 24 часа.

Этап 3. Когда вы выбрали сюжет рисунка, придумали композицию и подобрали цвета, можно начинать рисовать. Только надо помнить, что рисование на бересте ведется постепенно и, соблюдая все правила, ты можешь получить чудесную картину.

Сначала голубой краской (неяркой, полупрозрачной) наносится общий фон изображений, затем коричневым и жёлтым. Должно получиться нечто похожее на однотонные пятна с формой изображаемых предметов.

У вас на столах лежат заготовки, на которые вы будете наносить рисунок. Мы заранее с детьми своей группы нанесли фон на бересту, так как она сохнет долго.

Этап 4. Этот этап самый трудный, и от него зависит качество всей работы.

Возьми самую тонкую кисть и черной краской прорисуйте контур берёзы. Все маленькие детали вырисовывайте тонкими линиями.

Этап 5. Разной насыщенностью нарисуй снег на деревьях.

Этап 6. Благодаря этому снег не смотрится белилами, а органично вписываются в орнамент бересты.

Завершающий этап работы.

Когда работа закончена, вставьте готовую картину в рамку.

Ну, а в завершении к теме по картинам на бересте. Я хочу сказать: если кто захочет сам написать такую картину, тогда эти советы, думаю, будут очень кстати...

Спасибо за сотрудничество!!!

Нам понадобится:

  • рамка для фотографии - простая, с ровными сторонами
  • кусочки бересты
  • красивое фото
  • горячий клей, можно взять просто клей момент
  • ножницы

Все предельно просто: вырезаем необходимого размера кусочки бересты. И аккуратно приклеиваем к рамочке. Вставляем фото. И вуаля - наш кусочек природы, в виде фоторамки из бересты, готов.

2 вариант:

Нам понадобится:

  • фоторамка - любого размера, но обязательно деревянная
  • большой кусок бересты
  • шпагат джутовый
  • дрель
  • линейка, карандаш

Второй вариант подойдет тем, у кого есть большой кусок бересты, можно из него вырезать цельный кусок по размерам чуть больше самой фоторамки.

Далее берем не клей,как в предыдущем случае, а дрель, которой просверливаем в каждом уголке деревянной фоторамки по 4 отверстия. На готовом кусочке бересты в тех же местах что и на фоторамке делаем отверстия шилом.

И теперь просто через эти отверстия привязываем бересту к рамке шпагатом. Вставляем фото или картинку.

Здесь главное идея. Поэтому размеры рамочки не указываю - выбирайте на ваше усмотрение, собственно и фото или картинку тоже. Можно и вообще сделать несколько рамочек разных размеров и повесить их рядом, получится здорово.

В общем экспериментируйте!

Список инструментов и материалов для изготовления рамки из прутьев и бересты:

  • ножницы
  • канцелярское шило
  • секатор
  • электрическая плитка с кастрюлей и водой
  • береста средней толщины размером 20см*30см
  • тонкая проволока
  • ивовые прутья
  • шаблоны из картона круглой формы трёх размеров диаметром 4 см, 6 см, 8 см
  • линейка

Работа с берестой – очень увлекательное занятие. Во-первых, материал полезный для здоровья, – успокаивает, чистит воздух. Во-вторых, береста – очень пластичный, легко обрабатываемый материал. В- третьих, материал настолько разный по фактуре поверхности, свойствам и оттенкам, что одинаковых работ не бывает. А ведь очень важно, чтобы работа была неповторима.

Для выполнения цветка нам понадобятся ножницы, канцелярское шило, электрическая плитка с кастрюлей и водой, береста средней толщины размером 20 см * 30 см, тонкая проволока, шаблоны из картона круглой формы трёх размеров диаметром 4 см (шаблон №1 на фото), 6 см (шаблон №2 на фото), 8 см (шаблон №3 на фото).

Для выполнения рамки нам понадобятся секатор, ивовые прутья, линейка. Можно заранее подготовить ивовые прутья по размеру будущей рамки. В нашем случае подготовлены прутья длиной 34 см и 24 см.

Особое внимание уделяем технике безопасности при работе с режущими и колющими инструментами (ножницы, шило, секатор), электрической плиткой и горячей водой.

Успехов в постижении секретов обработки бересты!

Пошаговая инструкция по изготовлению рамки из прутьев и бересты

Прикладываем шаблон на бересту, обводим по краю шаблона с помощью шила. Шило используем вместо карандаша, чтобы не было видно линий. Чертим аккуратно. Для одного цветка необходимо начертить 9 кружочков: по 3 штуки одного размера. Кружочки необходимо аккуратно вырезать с помощью ножниц. Лепестки готовы.

В нашей работе не используется клей. Соединяются элементы с помощью проволоки или берестяной полоски. Лепестки цветка закрепляются на проволоку, в конце которой выполняется сердцевина цветка. Для этого из тонкой расслоённой бересты вырезаем полоску длиной 20 см, шириной 0,5 см.

На середину полоски накручиваем проволоку.

Держась за проволоку, берестяную полоску опускаем в кастрюлю с горячей водой.

Полоска должна закрутиться таким образом. Если закрутится не очень крепко, можно закрутить пальчиками. Середина цветка готова.

Начинаем собирать лепестки. Сначала на всех 9 лепестках с помощью ножниц делаем надрезы: от края окружности до центра круга. Участки со стороны надрезов совмещаем так, чтобы получился небольшой конус. Место соединения прокалываем шилом.

В полученное отверстие пропускаем проволоку с сердцевиной цветка.

Внимание: работу по фото 11-13 повторяем 9 раз, начинаем с маленьких кругов (шаблон №1 на фото), затем работаем со средними, в последнюю очередь – с большими лепестками.

Вот так выглядит цветок с собранными лепестками.

Готовый цветок опускаем в кастрюлю с горячей водой для того, чтобы лепестки раскрылись. Держим цветок за проволоку, чтобы не обжечься.



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Доступно в форматах: EPUB | PDF | FB2 Страниц: 352 Год издания: 2009 Дважды Герой Советского Союза В.С.Архипов прошел путь от красноармейца...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS