Главная - Кастинги
Существительные среднего рода на мя. Существительные на мя

На вопрос слова окончивающиеся на мя заданный автором Невропатолог лучший ответ это бремя
время
вымя
знамя
пламя
племя
семя
стремя
темя
имя
это 10 существительных, которые в школе учат в 5 классе - исключения при склонении.
Кроме этого есть сложно-составные слова - производные от этих 10:
льносемя
макроимя
полуимя
пространство-время
псевдоимя
событие-время
телевремя
эхо-время
Как правило, в школе в 5 классе не говорят об этих сложно-составных словах.
есть еще два существительных на -мя, которые, вероятно, изучают и проходят в институтах:
11. Малоизвестное слово БЕРЕМЯ, которое, тем не менее, есть в орфографических современных словарях.
Это слов значит:
11.1. Современный толковый словарь русского языка Т. Ф. Ефремовой - "БЕРЕМЯ"
беремя [беремя] ср. устар. 1) Большая охапка, вязанка. 2) То же, что: множество.
11.2. Толковый словарь живого великорусского языка В. Даля - "БЕРЕМЯ"
ж. бремя, тяжесть, ноша; охапка, сколько можно обнять руками; вязанка чего, в подъем человеку. Беремя детей, беремя дел, много, едва по силам. Своя ноша не тянет, свой дом не беремя. Иное время - иное бремя. Беремечко - тяжелое времечко. Этот человек - пустяков беремя. Было времечко - осталось одно беремечко. Дело вовремя не бремя. Бремя, беремя, более в об. знач. ноша, вьюк; тягость, тяжесть, *тягота; груз, все что гнетет, давит, тяготит. Беремя на поджог, все сожжет. Бремена не удобь носимые, непосильные. Семейное бремя его удручает. Бременный, бременистый, тяжкий, тяжелый; обременительный, отягчающий. Бременить кого, чем, налагать груз, тягость, бремя; обременять, отягчать, удручать, утруждать; гнести, пригнетать; бремениться, тяготиться; быть отягчаему. Бременеть на чем, над чем, налегать бременем. Непосильная ноша бременит. Не бременишься ли этим поручением Рука судьбы бременеет на мне, отягчает меня. Бременосный, отягченный, носящий на себе бремя; бременосeц м. бременосица ж. на ком лежит бремя, тяжесть или труд. Беременная, церк. бременатая, в народе иногда бременастая, непраздная, непорожняя, с ношею, с прибылью, самадруга, брюхатая, чреватая. О животных говорят: кобыла, ослица, верблюдица, лань: бережа, жереба, сужереба; корова, буйволица, лань, моржиха, слониха: стельна; овца, коза, сайга: суягня; свинья, медведица, барсучка, ежиха: супоросна; сука, лиса, волчиха, тюленья самка: щенна; кошка, рысь, львица, зайчиха: сукотна; противное этому: яловая, гулящая, праздная. Беременная не идет в кумы, крестник умрет. Причудлив, как беременная барыня. Захотелось, словно беременной. Беременность ж. состояние беременной; пора, время это. Беременеть, становиться беременною. Забеременеть, зачать, понести.
11.3. Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова - "БЕРЕМЯ"
беремени, мн. нет, ср. (обл.) . Охапка. Беремя дров.
12. Малоупотребительное слово ПОЛЫМЯ, которое, тем не менее, есть в орфографических современных словарях.
Это слово значит:
12.1. Современный толковый словарь русского языка Т. Ф. Ефремовой - "ПОЛЫМЯ"
полымя [полымя] ср. нар. -поэт. То же, что: пламя.
12.2. Толковый словарь живого великорусского языка В. Даля - "ПОЛЫМЯ"
ж. вост. поломя, пламя. Из огня да в полымя. Костер полымясто разгорелся. Полымя из ноздрей, пар (дым) из ушей. От дождя не в воду, от огня не в полымя.
Кроме существительных - есть другие части речи на -мя:
- наречия:
ревмя
ливмя
ругмя
сидмя
вовремя
лежмя
дрожмя
стоймя
кричмя
торчмя
плашмя
кишмя
- количественные числительные:
два, три, четыре и другие, в конце которых они стоят (двадцать два, сорок три) в творительном падеже
двумя́, тремя́, четырьмя́, двадцатью двумя́, сорока тремя́ и т. д. и т. п. - этих количественных числительных бесконечное множество 🙂

Цели урока:

  • повторить склонение имен существительных; окончание существительных в 1, 2, 3 склонениях;
  • дать понятие о разносклоняемых именах существительных;
  • научить учащихся склонять разносклоняемые существительные и правильно употреблять их в речи.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение.

На доске записано предложение:

Дед Мороз с метелью ходит в поле чистом, обросли все ели инеем пушистым.

1) Спишите предложение.
2) Подчеркните имена существительные, определите у них склонение.
3) Существительных, какого склонения нет в предложении.
4) Назовите имена существительные 1 склонения на тему: “Зима”.
5) К слову метель подберите синонимы. Запишите их. Определите склонение записанных слов.
6) Какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонениям?
7) Какое значение для правильного написания падежных окончаний существительных имеет склонение?

Учитель записывает на доске:

8) У всех ли существительных можно определить склонение?

III. Новый материал.

1) Оказывается, склонение есть не у всех существительных. И тема нашего урока: “Разносклоняемые имена существительные”. Разносклоняемые имена существительные, т.е. склоняются по-разному. На уроке мы должны ответить на два вопроса:

а) Какие это существительные?
б) В чем особенность их склонения?

Есть 10 существительных среднего рода, оканчивающихся на -мя и существительное мужского рода путь.

Запишите их в тетрадь:

Бремя
Время
Вымя
Знамя
Имя
Пламя
Племя
Семя
Стремя
Темя
Путь

Объяснение лексического значения слов бремя, вымя, племя, семя, стремя, темя сначала учащимися, а потом сравнить по толковому словарю Ожегова.

2) Давайте выясним, в чем же особенность их склонения и просклоняем существительные 2 склонения, 3 склонения, существительные на -мя и существительное путь.

Степи

Знамени

Пути

Степи

Знамени

По пути

Конем

Знаменем

Путём

О степи .

О знамени.

О пути

Выделим окончания у существительных 2 склонения в творительном падеже и у существительных знамя, путь в творительном падеже.

– Почему эти существительные называются разносклоняемые?

Вывод: Разносклоняемые существительные имеют окончание -и в родительном, дательном, предложном падежах, как существительные 3 склонения, и окончание -ем (ём) в Творительном падеже единственного числа, как существительные 2 склонения.

У существительных на -мя при склонении к корню ещё прибавляется суффикс -ен (-ён) в родительном, дательном, творительном, предложном падежах. Выделите его.

IV
. Употребление существительного “время” в речи.

На доске записаны предложения:

Время было в обрез.
У тебя нет время потолковать со мной?
Сколько время?

В данных предложениях допущена ошибка при образовании формы Р.п. существительного время. В чем состоит эта ошибка? Запишите предложения в исправленном виде, выделите изученную орфограмму.

V

. Разносклоняемые имена существительные входят иногда в состав фразеологических оборотов, т.е. являются фразеологизмами.

Например:

Время от времени (не часто);
до поры до времени (до определенного момента);
со временем (в течение определенного момента).

Придумайте предложение с одним из фразеологизмов. Запись лучших предложений.

VI
. Очень часто разносклоняемые имена существительные встречаются в русских народных пословицах.

Запишите некоторые из них:

“Делу время, потехе час”.

Лен две недели цветет, четыре спеет, на седьмую семя летит.

VII
. Итог .

– Что сегодня изучали на уроке?

– Сколько разносклоняемых существительных вы узнали? Перечислите их.

– Почему эти существительные называются разносклоняемыми?

– В каких падежах у разносклоняемых существительных добавляется суффикс -ен?

§ 1 Понятие о разносклоняемых существительных

В этом уроке рассмотрим разносклоняемые имена существительные, узнаем, почему они так называются, и выявим характерные особенности склонения существительных.

Наверняка Вам знакома «Сказка о потерянном времен…»?

А какую букву мы должны написать на конце слова?

Поможет ли нам в этом знание склонений?

Вспомним, что все существительные в русском языке можно разделить на 3 группы в соответствии с их типом склонения.

К 1 склонению относятся существительные мужского женского рода с окончаниями -А или -Я (мама, дядя, весна).

Ко 2 склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода, оканчивающиеся на -О или -Е (ветер, поле, село).

К 3 склонению относятся существительные только женского рода с Ь на конце. (степь, дочь, ночь).

Следовательно, все существительные одного склонения будут иметь одинаковые окончания.

Но есть такие слова, которые при изменении по падежам берут окончания из разных склонений. Отсюда и название «разносклоняемые».

Таких слов всего 11:

Это 10 существительных среднего рода на -МЯ (бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя) и одно существительное мужского рода - путь.

1.Существительные на -МЯ во всех падежах, кроме именительного и винительного, в единственном числе имеют на конце основы -мен, например: времени, именем.

2.В родительном, дательном, предложном падежах единственного числа эти существительные оканчиваются на -И (как и существительные третьего склонения). Например: пламени

3.Существительные бремя, вымя, пламя, темя - не имеют множественного числа.

Остальные шесть слов склоняются во множественном числе по второму склонению, лишь слова семя, стремя в родительном падеже множественного числа имеют форму на -ЯН. Например: семян, стремян.

Существительное ПУТЬ имеет окончание 3-го склонения (как в слове НОЧЬ), кроме формы Т.п. ед.ч. (как в слове КОНЁМ).

Р.п. ПУТИ окончание 3 склонения

Д.п. ПУТИ окончание 3 склонения

Т.п. ПУТЕМ окончание 2 склонения

П.п. ПУТИ окончание 3 склонения

§ 2 Краткие выводы по теме урока

Вернёмся к нашей сказке. Какую же букву нужно писать на конце существительного в названии известной «Сказки о потерянном времен…»?

Теперь Вы без труда определите, что это буква И, так как разносклоняемые существительных в П.п имеют такие же окончания, как и существительные 3 склонения.

Итак, на этом уроке Вы познакомились с разносклоняемыми существительными. К ним относятся 10 слов среднего рода на -МЯ и слово мужского рода ПУТЬ.

Называются они так потому, что при склонении приобретают окончания 3 и 2 склонений.

Ну а чтобы легче усвоить эти слова, запомните стихотворение:

Есть история про племя.

Лишь весной наступит время,

Племя мирно сеет семя,

Хоть пахать и сеять - бремя. Но вожак их - ногу в стремя,

Прилепив перо на темя,

Над собою поднял знамя,

Раздувает распри пламя:

У коровы полно вымя.

Папуаске нужно имя

Для сынишки сочинить

И корову подоить. Призывает всех опять

Не работать - воевать.

Но не хочет племя вновь

Проливать напрасно кровь.

Всем милее мирный путь…

Сказку нашу не забудь!

Список использованной литературы:

  1. Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов. Русский язык. 6 класс. 2012 г.
  2. Н.Г. Гольцова. Русский язык 10-11 классы. 2012г.
  3. В.В. Бабайцева. Русский язык. Теория.5-9 класс. 2012г.
  4. Г.А. Богданова. Уроки русского языка в 6 классе. 2012г.

Использованные изображения:

В статье рассмотрим и на понятных примерах покажем особенности их склонения .
Прежде чем говорить о разносклоняемых существительных разберемся с понятиями.
Существуют 3 склонения существительных.
Первое склонение – это все существительные мужского и женского рода, оканчивающиеся на -а или -я.
Второе - все оставшиеся существительные мужского рода, а также существительные среднего рода.
Третье склонение включает все существительные женского рода НЕ оканчивающиеся ни на , ни на –я .
В зависимости от склонения, существительные получают разные окончания при изменении по падежам (склонении по падежам), также как глаголы разного спряжения имеют разные окончания при спряжении по лицам.

Для примера проспрягаем по одному существительному из каждого склонения.

Мама (1 склонение)
Падеж. Вопросы. В скобах указаны удобные глаголы для сочетания.
Именительный падеж. (есть) Кто? Что? - Мама
Родительный. (нет) Кого? Чего? - Мамы
Дательный. (дам) Кому? Чему? - Маме
Винительный. (винить) Кого? Что?- Маму
Творительный. (доволен) Кем? Чем? - Мамой .
Предложный. (думаю) О ком? О чем? – Маме .

Отец (2 склонение)
Именительный падеж. (есть) Кто? Что? - Отец
Родительный. (нет) Кого? Чего? - Отца
Дательный. (дам) Кому? Чему? - Отцу
Винительный. (винить) Кого? Что?- Отца
Творительный. (доволен) Кем? Чем? - Отцом
Предложный. (думаю) О ком? О чем? – Отце .

Дочь (3 склонение)
Именительный падеж. (есть) Кто? Что? - Дочь
Родительный. (нет) Кого? Чего? - Дочери
Дательный. (дам) Кому? Чему? - Дочери
Винительный. (винить) Кого? Что?- Дочь
Творительный. (доволен) Кем? Чем? - Дочерью
Предложный. (думаю) О ком? О чем? – Дочери

Разносклоняемые существительные – это существительные, которые при изменении по падежам имеют окончания разных склонений. Также как разноспрягаемые глаголы хотеть и бежать имеют окончания разных склонений при изменении по лицам.
Чтобы стало понятней перечислим разносклоняемые существительные и просклоняем их по падежам.
К разносклоняемым существительным относятся 10 существительных на -мя (бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя и темя ), все они среднего рода, а также одно существительное мужского рода – путь .
Всего 11 разносклоняемых существительных. В родительном, дательном и предложном падежах в единственном числе они имеют окончания 3-го склонения, НО в творительном падеже принимают окончания существительных 2-го!
Просклоняем пару существительных, чтобы всё стало понятно.

Время (разносклоняемое)
Именительный падеж. (есть) Кто? Что? - Время
Родительный. (нет) Кого? Чего? - Времени (окончание 3-го склонения)
Дательный. (дам) Кому? Чему? – Времени (окончание 3-го склонения)
Винительный. (винить) Кого? Что?- Время
Творительный. (доволен) Кем? Чем? – Временем (окончание 2-го склонения)
Предложный. (думаю) О ком? О чем? – Времени (окончание 3-го склонения)

Путь (разносклоняемое)
Именительный падеж. (есть) Кто? Что? - Путь
Родительный. (нет) Кого? Чего? - Пути (окончание 3-го склонения)
Дательный. (дам) Кому? Чему? – Пути (окончание 3-го склонения)
Винительный. (винить) Кого? Что?- Путь
Творительный. (доволен) Кем? Чем? – Путём (окончание 2-го склонения)
Предложный. (думаю) О ком? О чем? – Пути (окончание 3-го склонения)

Кстати, www.gor-c.ru предлагает вам пройти курсы бухгалтеров в Москве.

Собственно на этом у нас всё. Если у вас появились вопросы, дополнения, пожелания по теме разносклоняемые существительные обязательно пишите их в комментариях.

Вы уже знаете типы склонений имен существительных, знаете, что существуют несклоняемые имена существительные. А еще есть группа имен существительных, которые «умудряются» изменяться по разным типам склонения. Об этих «капризных» существительных и особенностях их склонения пойдет речь на уроке.

Тема: Имя существительное

Урок: Разносклоняемые имена существительные. Склонение существительных на -МЯ. Буква Е в суффиксе -ЕН- существительных на -МЯ.

1. Понятие о разносклоняемых именах существительных.

Особенность разносклоняемых имен существительных понятна из названия: они склоняются по-разному, т. е. их нельзя отнести к какому-то одному типу склонения.

К разносклоняемым существительным относятся:

Десять существительных на -мя: бремя, время, стремя, семя, вымя, имя, знамя, темя, пламя, племя;

Существительное мужского рода путь ;

Существительное среднего рода дитя.

2. Особенности склонения разносклоняемых существительных.

Разносклоняемым существительным присущи следующие особенности:

1. В родительном, дательном и предложном падежах единственного числа они имеют окончание -и , как и существительные 3-го склонения.

Таблица 1. Окончание И в разносклоняемых существительных

2. В творительном падеже единственного числа имеют окончание -ем , как во 2-м склонении.

Таблица 2. Окончание ЕМ в разносклоняемых существительных

3. У существительных на -мя во всех формах, кроме именительного и винительного падежей единственного числа, появляется суффикс ен или ён.

Таблица 3. Суффикс ЕН в разносклоняемых существительных

Таблица 4. Склонение разносклоняемых существительных во множественном числе

У существительного мужского рода путь наблюдаются падежные формы 3-го склонения, за исключением творительного падежа единственного числа, которому свойственна форма 2-го склонения.

Таблица 5. Склонение существительного путь

Существительное дитя :

В единственном числе сохраняет архаическую форму склонения:

В творительном падеже множественного числа имеет окончание -ми :

Таблица 6. Склонение существительного дитя

Список литературы

  1. Русский язык. 6 класс: Баранов М.Т. и др. - М.: Просвещение, 2008.
  2. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова - М.: Дрофа, 2008.
  3. Русский язык. 6 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта - М.: Дрофа, 2010.
  1. О разносклоняемых именах существительных ().
  2. Hi-edu.ru ().

Домашнее задание

1. Упражнение №1.

Составьте словосочетания, использовав в качестве зависимых слов разносклоняемые существительные на -мя. Не повторяйтесь!

Законы

Цвет

Происхождение

Потеря

2. Упражнение №2.

Исправьте ошибки в следующих предложениях:

Время было в обрез.

У тебя нет время поговорить?

Сколько время прошло?



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Доступно в форматах: EPUB | PDF | FB2 Страниц: 352 Год издания: 2009 Дважды Герой Советского Союза В.С.Архипов прошел путь от красноармейца...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS