Главная - Язык тела
Джон стейнбек о глубоком различии между русскими и американцами. Биография Стейнбек нобелевская премия

Джон Стейнбек родился 27 февраля 1902 г. в Калифорнии, в семье мельника. Он рано узнал, что такое лишения. Ему пришлось зарабатывать на жизнь самому. Однако юноша стремился получить образование. После школы, в 1920 г., он стал изучать морскую биологию в исследовательском институте Пэсифик Гроув и литературоведение в Стэнфорде. Однако окончить университет Стейнбеку не удалось по недостатку денег. За обучение юноша платил благодаря случайным заработкам, ему было неимоверно тяжело. Он писал тогда: «Я беден, чертовски беден. Сначала мне нужно накормить других, а уж потом поесть самому. Я должен жить среди грязной посуды и засаленных фартуков, чтобы получить право изучать психологию и логику».

Джон Стейнбек. Фото 1962 г.

Будущий литератор сменил множество профессий: он работал на ранчо, на строительстве, был продавцом, репортером.

В 1929 г. вышло первое крупное произведение Стейнбека – роман «Чаша Господня».

В 1930 г. Стейнбек женился на Кэрол Хеннинг. Во второй раз он женился в 1943 г. – на Гвендолен Конгер, в третий раз – в 1950 г., на Элейн Скотт.

В начале 1930-х гг. были опубликованы романы Стейнбека «Неведомому богу» и «Небесные пастбища». Однако эти произведения не принесли автору успеха. Известным он стал только после публикации романа «Квартал Тортилья Флэт» (1935 г). После выхода этого произведения автор получил премию и золотую медаль.

Великие писатели. Джон Стейнбек

В середине 1930-х гг. было опубликовано несколько социально-критических романов. После этого писатель стал по-настоящему известен. В 1939 г. увидел свет роман «Гроздья гнева», оказавшийся бестселлером. За это произведение Стейнбек в 1940 г. получил Пулитцеровскую премию. Роман рассказывает о судьбе семьи Джоуд. Картины жизни одной семьи тесно переплетены с панорамой разорения американских фермеров в эпоху Великой депрессии . В этой книге автор резко подчеркивает социальные проблемы общества.

В дальнейшем Стейнбек создал произведения «Луна» (1942 г.), «Консервный ряд» (1945 г.), «Жемчужина» (1947 г.), К востоку от рая» (1952 г.), «Светло горящий» (1950 г.), «Благостный четверг» (1954 г.), «Однажды была война» (1958 г.), «Зима тревоги нашей» (1961 г.), «Путешествие с Чарли в поисках Америки» (1962 г.).

В 1962 г. писатель получил Нобелевскую премию по литературе. В 1964 г. по инициативе президента Джонсона Стейнбек был награжден медалью Свободы.

После начала Вьетнамской войны писатель поддерживал политику США, считая, что американское вмешательство оправданно и необходимо. Но эта его позиция начала быстро меняться. Стейнбек пришёл к выводу, что даже ведение войны не позволяет «удержать события под контролем».

Современности. Его творчество, входящее в так называемый великий триптих американских прозаиков 20 столетия, ставят в один ряд с Хемингуэем и Фолкнером. Разнообразные литературные творения Джона Стейнбека включают в себя 28 романов и около 45 книг, состоящих из эссе, пьес, новелл, дневников, публицистики и киносценариев.

Джон Стейнбек. Годы жизни

Предки писателя имели еврейские и немецкие корни, а сама фамилия является американским вариантом оригинальной фамилии на немецком языке - Гросстейнбек. Родился Джон Стейнбек 27 февраля в 1902 году, в небольшом провинциальном городишке Салинас, штата Калифорния в США. Умер в 66 лет в 1968 году 20 декабря.

Семья

Будущий американский прозаик Джон Стейнбек и его семья жили в среднем достатке и имели двухэтажный дом с земельным участком в своей собственности, на котором дети приучались трудиться. Джон Эрнст Стейнбек-старший, его отец, служил на государственной службе казначеем, а мать, Оливия Гамильтон, была в прошлом школьной учительницей. У Джона были три сестры.

Джон Стейнбек. Биография: краткое изложение

Еще в раннем детстве у него сформировался довольно-таки непростой характер - независимый и своенравный. С юного возраста будущий писатель Джон Стейнбек был сильно увлечен литературой, несмотря на свою достаточно посредственную успеваемость в школе. А к моменту ее окончания, в 1919 году, уже окончательно принял решение посвятить свою жизнь и судьбу писательской деятельности. В этом он получал полную поддержку матери, которая поддерживала и разделяла увлечение сына чтением и письмом.

С некоторыми перерывами, в период с 1919 по 1925 годы, Джон Стейнбек получил образование в Стэндфордском университете.

Начало творческого пути

Джон Стейнбек, биография которого как писателя началась в середине 20-х годов минувшего столетия, успел испробовать множество профессий и работал и моряком, и шофером, и плотником, и даже уборщиком и сторожем. Здесь ему помогла родительская школа труда, пройденная им в детстве, которая во многом оказала влияние на его мировоззрение.

Поначалу он трудился на ниве журналистики и уже скоро его первые рассказы начали попадать в печать. Первый дебют Стейнбека как писателя состоялся в 1929 году, после переезда в Сан-Франциско, где был напечатан его первое серьезное произведение - роман «Золотая чаша».

А чуть позже произведение «Квартал Тортилья-Флэт» - юмористическое описание жизни обыкновенных фермеров, живущих на холмах округа Монтерей, выпущенное в 1935 году, принесло ему первый успех. За столь натуралистическое повествование оно было одобрено литературными критиками.

Все следующие годы Джон Стейнбек плодотворно и практически беспрерывно был занят созданием новых произведений. Уже в 1937 увидела свет его новая повесть «О людях и мышах», после выхода которой критики и литературное сообщество заговорили о нем как крупном писателе.

Его заглавное и выдающееся произведение - «Гроздья гнева» - роман, который повествует об эпохе, изменившей судьбу страны в 30-х годах. Он вызвал огромный резонанс в общественных кругах, выйдя далеко за пределы литературного мира. Мировая критика не осталась равнодушной и захлебывалась положительными отзывами о романе, который стоял первым номером в списке бестселлеров в течение двух лет. Джон Стейнбек получал письма со всего мира, в которых горячо обсуждались «Гроздья гнева». Голливуд также обратил внимание на столь нашумевшее произведение, и режиссер Джон Форд сделал его экранизацию в 1940 году. Фильм, вышедший по роману Джона Стейнбека, имел бешенную популярность, был по достоинству оценен кинокритиками и завоевал «Оскара» в двух номинациях. Стоит отметить, это был не последнее подобное достижение. Фильмы, поставленные по книгам автора, и в дальнейшем имели оглушительный успех.

Нахлынувшая слава совершенно не мешала дальнейшей плодотворной работе американского писателя. Уже в 1947 году весь мир читал книгу «Русский дневник», состоящую из и повествующую о поездке Стейнбека в СССР вместе с фотокорреспондентом Робертом Капой. Несмотря на то что произведение появилось в между США и СССР и нарастающей конфронтации между странами, на протяжение всей книги чувствуется неприкрытое уважение к Советскому Союзу, но также присутствуют в ней острые и проницательные комментарии по поводу процессов, которые проистекали тогда в тоталитарном государстве.

Джон Стейнбек, биография (кратко) которого описывается в данной статье, помимо работы на поприще литературы активно занимался еще и деятельностью социального характера. Поддерживал он своего друга демократа Эдлая Стивенсона, который придерживался антиконсервативных настроений, принимая участие в президентских выборах 1952 и 1956 годов.

За его плечами и непосредственное участие в событиях во Вьетнаме, где он отправился в джунгли на полтора месяца в роли

Подорвали его здоровье последствия, которые повлекла за собой серьезная и сложная операция, проведенная писателю в 1967 году. Впоследствии, после нескольких инфарктов, Джон Стейнбек умер 66-летнем возрасте в 1968 году.

Его имя включено в Зал славы Калифорнии в 2007 году стараниями губернатора штата Арнольда Шварценеггера.

В путешествие по Советскому Союзу прозаик Джон Стейнбек отправился в 1947 году, сопровождал его Роберт Капа - известный фотограф и мастер фоторепортажей. Время для поездки было выбрано неспокойное, но при этом манящее писателя из-за противоречивых новостей о СССР и из СССР.

Всего 2 года прошло с того момента, как закончилась Вторая мировая война и уже год длилась холодная война со Штатами - союзники вчера были готовы стать заклятыми врагами сегодня.

Страны потихоньку приходили в себя, военные ресурсы вновь набирали мощь, постоянно шли разговоры о разработках ядерных программ и развитии сверхдержав, а великий Сталин и вовсе представлялся бессмертным. Прогнозов о том, чем же закончатся эти «игры», не делал никто.

Желанию посетить Советский Союз способствовала идея будущей книги, которая пришла к литератору и его другу-фотографу Роберту Капе в Нью-Йорке за обсуждением нового проекта совместной работы в баре гостиницы «Бедфорд» в 1947 году.

Стейнбек говорил Капе о том, что о Советском Союзе постоянно пишут десятки газет, посвящая ему чуть ли не по несколько статей ежедневно. Вопросы, поднимаемые в статьях, звучали примерно так: "Какие мысли у Сталина? Какие планы у Генштаба России и где расположены их войска? На каком этапе экспериментальные разработки атомной бомбы и радиоуправляемых ракет?". Во всем этом Стейнбека задевало то, что все эти материалы пишут люди, которые никогда не были в СССР и вряд ли когда-либо там окажутся. А уж об их источниках информации речи вообще не шло.

И у друзей появилась мысль, что в Союзе наверняка есть много того, о чем вообще никто не пишет и даже не интересуется. И здесь они уже заинтересовались не на шутку, появились вопросы: "Что носят люди в России? Что они едят и как готовят? Есть ли у них вечеринки, танцуют ли они, играют? Как любят и умирают русские? О чем они разговаривают друг с другом? Ходят ли русские дети в школу?".

Они решили, что было бы неплохо все это выяснить и написать об этом. Издатели живо откликнулись на новый замысел друзей, и летом в 1947 году состоялась поездка в СССР, маршрут которой выглядел так: Москва, затем Сталинград, Украина и Грузия.

Целью поездки было написать и рассказать американцам о настоящих советских людях и о том, какие же они на самом деле.

В те годы попасть в Советский Союз считалось чудом, но Стейнбека и Капу не только впустили в Россию, но ими даже было получено разрешение посетить Украину и Грузию. При выезде отснятый материал практически не тронули, что было также удивительно для того времени. Изъяли только стратегически важные, с точки зрения работников спецслужб, пейзажи, отснятые из самолета, но не тронули самое главное для писателя - фотографии людей.

Между друзьями существовала договоренность, что они не будут в незнакомой и суровой стране, постараются быть объективными - не нахваливать, но в то же время и не заниматься критикой русских, а также не обращать внимание на советскую бюрократическую машину и не реагировать разного рода препоны. Они хотели написать честный материал, в котором не будет ни комментариев, ни выводов и были готовы к тому, что они столкнутся с чем-то им непонятным или неприятным и может возникнуть множество неудобств. С подобным можно встретиться и в любой другой стране мира.

Итогом поездки по СССР оказалась вышедшая в 1948 году книга очерков «Русский дневник», повествующая о наблюдениях автора за жизнью людей Советского Союза тех времен: как работали, как жили, как отдыхали и почему в Союзе так почитаемы музеи.

Тогда книга не пришлась по душе ни в Америке, ни в России. Американцы считали ее слишком позитивной, а русским не нравилось слишком негативное описание жизни их страны и ее граждан. Но для тех, кто хотел бы узнать о Советском Союзе и жизни в нем, книга окажется приятным чтивом и с литературной, и с этнографической точки зрения.

Библиография

Перу Джона Стейнбека принадлежит множество замечательных произведений, ставших литературной классикой и признанных мировыми бестселлерами в самых разных жанрах.

Самыми известными являются:

    «Золотая чаша»;

    «Квартал Тортилья-Флэт»;

    «Заблудившийся автобус»;

    «К востоку от рая»;

    «Гроздья гнева»;

    «Консервный ряд»;

  • «Зима тревоги нашей».

    «О мышах и людях»;

    «Жемчужина».

Документальная проза:

    «Путешествие с Чарли в поисках Америки»;

    «Русский дневник».

Сборники рассказов:

    «Долгая долина»;

    «Райские пастбища»;

    «Хризантемы».

Помимо литературных произведений, Джоном Стейнбеком написано 2 киносценария:

    «Вива Сапата»;

    «Заброшенная деревня».

Самые знаменитые цитаты

Поскольку произведения Стейнбека весьма популярны во всем мире, неудивительно, что некоторые фразы из его книг стали знаменитыми цитатами, самые известные из которых приведены ниже и наверняка покажутся знакомыми.

Из романа «К востоку от рая»:

    «Любящая женщина почти несокрушима».

    «Когда человек говорит, что не хочет о чем-то вспоминать, это обычно значит, что он только о том одном и думает».

    «Мы всегда должны помнить о смерти и стараться жить так, чтобы наша смерть никому не доставила радости».

    «Чистая правда иногда причиняет острую боль, однако боль проходит, тогда как рана, нанесенная ложью, гноится и не заживает».

Из романа «Зима тревоги нашей»:

    «Я просыпаюсь с томительным чувством, что у меня язва души».

    «И чего ты расстраиваешься, что, мол, люди думают о тебе плохо? Да они вообще о тебе не думают».

    «Лучший способ скрыть свои настоящие побуждения - это говорить правду».

    «Жить - это значит покрываться шрамами».

Из романа «Гроздья гнева»:

    «Если у тебя беда, если ты в нужде, если тебя обидели - иди к беднякам. Только они и помогут, больше никто».

Из романа «Заблудившийся автобус»:

    «Не странно ли, что женщины соперничают из-за мужчин, которые им даже не нужны?».

Из романа «Квартал Тортилья-Флэт»:

    «Душа, способная на величайшее добро, способна и на величайшее зло».

    « Вечер приближается так же незаметно, как приближается старость к счастливому человеку».

Экранизация книг

Несколько литературных творений Стейнбека имели столь оглушительный успех, что привлекли внимание киноиндустрии и были экранизированы Голливудом. Часть фильмов была экранизирована повторно и переработана для театра.

    «О мышах и людях» - первая экранизация в 1939 году и повторно в 1992-м;

    «Гроздья гнева» - в 1940-м;

    «Квартал Тортилья-Флэт» - в 1942-м;

    «Жемчужина» - в 1947-м;

    «К востоку от рая» - в 1955-м;

    «Заблудившийся автобус» - в 1957 году;

    «Консервный ряд» - экранизация в 1982-м, театральная постановка - в 1995-м.

Премии

Стейнбек за свою литературную карьеру был номинирован несколько раз на самые видные премии в области писательского мастерства.

В 1940 году за свой самый известный роман «Гроздья гнева», повествующий о жизни рабочих, занятых на сезонных работах, автор получил

В 1962-м он был отмечен Нобелевским комитетом и стал лауреатом одноименной премии со следующим комментарием: «За реалистический и поэтический дар, за удачное сочетание юмора и с серьезным социальным взглядом на мир».

Личная жизнь и дети

Джон Стейнбек, личная жизнь которого протекала достаточно активно, за свою жизнь был женат несколько раз.

Уже начав понемногу публиковаться, он в первый раз женился в возрасте 28 лет на Кэрол Хэннинг, знакомство с которой пришлось на период его работы сторожем на рыбном заводе. Брак продлился 11 лет, и несмотря на то что Кэрол всегда поддерживала и сопровождала мужа в его путешествиях, их отношения понемногу начинали портиться и они развелись в 1941 году. Ходили слухи, что причиной распада их брака послужило отсутствие детей.

Второй женой Стейнбека стала певица и актриса Гвендолин Конгер, которой он сделал предложение на 5-й день знакомства в 1943 году. Брак этот продержался совсем недолго, всего 5 лет, но от этого союза у них родилось двое сыновей - Томас Майлс, появившийся на свет в 1944 году, и Джон в 1946 году.

Встреча с актрисой и театральным режиссером Элейн Скотт в середине 1949 года закончилась третьим браком Стейнбека в декабре 1950 года. Несмотря на то, что в браке у них не появилось общих детей, Элейн оставалась женой литератора до самой его смерти в 1968 году. Сама она умерла в 2003 году. Элейн и Джон Стейнбек (семья, фото которой представлено ниже) похоронены вместе на родине писателя, в Салинасе.

Сын Томас Майлс Стейнбек пошел по стопам знаменитого отца и стал журналистом, киносценаристом и писателем. ДО 2008 года он и его дочь Блейк Смайл, внучка Джона Стейнбека, были лишены законных прав на произведения отца и деда. Живет в настоящее время в Калифорнии со своей женой.

О сыне Джоне IV (Четвертом) известно немногое. Джон Стейнбек служил в рядах американской армии во Вьетнаме. Скончался в 1991 году.

Джон Эрнст Стейнбек (1902-1968) — американский прозаик, автор многих известных всему миру романов и повестей: «Гроздья гнева» (1939), «К востоку от рая» (1952), «О мышах и людях» (1937), «Зима тревоги нашей» (1961) и других; лауреат Нобелевской премии по литературе (1962). В 1947 году Стейнбек совершил поездку в СССР вместе с известным фотографом Робертом Капа. Они посетили Москву, Киев, Тбилиси, Батуми и Сталинград, став одними из первых американцев, побывавшими во многих уголках СССР со времён социалистической революции. Книга Стейнбека об их путешествии «Русский дневник» была проиллюстрирована фотографиями Капы. В 1948 году, когда книга была издана, Стейнбек был принят в Американскую академию искусств и литературы. Ниже размещен фрагмент из книги "Русский дневник" (перевод с английского Е.Р. Рождественской).

Казалось, он несколько удивился, узнав, что писатели в Америке не собираются вместе и почти не общаются друг с другом. В Советском Союзе писатели — очень важные люди. Сталин сказал, что писатели — это инженеры человеческих душ. Мы объяснили ему, что в Америке у писателей совершенно иное положение — чуть ниже акробатов и чуть выше тюленей. И с нашей точки зрения, это очень хорошо. Мы считаем, что писатель, в особенности молодой, которого очень расхваливают, так же быстро может быть опьянен успехом, как и киноактриса, о которой печатают хорошие рецензии в специальных журналах. А если критика будет как следует колошматить писателя, в конечном счете это обернется для него только пользой.

Нам кажется, что одним из самых глубоких различий между русскими и американцами является отношение к своим правительствам. Русских учат, воспитывают и поощряют в том, чтобы они верили, что их правительство хорошее, что оно во всем безупречно, что их обязанность - помогать ему двигаться вперед и поддерживать во всех отношениях. С другой стороны, американцы и англичане остро чувствуют, что любое правительство в какой-то мере опасно, что правительство должно играть в обществе как можно меньшую роль и что любое усиление власти правительства - плохо, что за существующим правительством надо постоянно следить, следить и критиковать, чтобы оно всегда было деятельным и решительным.

Позже, когда мы сидели за столом с крестьянами, они спросили нас, как действует правительство, и мы постарались объяснить, что мы очень боимся, если власть будет сосредоточена в руках одного человека или одной группы людей, что наше правительство живет компромиссами, предназначенными для того, чтобы власть не перешла в руки одного человека. Мы старались объяснить, что люди, стоящие во главе нашего правительства, и те, кто в это правительство входит, так боятся чьей-то власти, что охотнее скинут хорошего лидера, чем допустят прецедент единовластия. Я не думаю, что нас достаточно хорошо поняли, поскольку людей в Советском Союзе воспитывают на мысли, что сам лидер хорош и лидерство — вещь хорошая. И никакого контраргумента привести нельзя, это камень преткновения, на котором обе системы теряют возможность понять друг друга.

В средней школе Салинаса Джон хорошо учился по таким предметам, как английский язык, литература и биология, издавал школьную газету. Закончив школу в 1919 г., он поступил в Станфордский университет на отделение журналистики, но по профилирующим дисциплинам учился плохо и через год вынужден был уйти из университета. За последующие два года молодой человек переменил много специальностей, изучал биологию на Морской научно-исследовательской станции в Пасифик-Гров и, накопив денег на обратную дорогу, вернулся в Станфорд, где проучился недолго, печатая стихи и рассказы в университетском журнале «Спектейтор» («Spectator»). Университетского диплома начинающий писатель так и не получил.

Нанявшись рабочим на грузовое судно, С. морем добирается до Нью-Йорка, где непродолжительное время работает в газете «Нью-Йорк америкен» («New York American»), безуспешно пытаясь «пристроить» куда-нибудь свои новеллы, после чего вновь возвращается в Калифорнию, где работает строителем, журналистом, матросом и сборщиком фруктов и одновременно пишет свой первый роман «Золотая чаша» («Cup of Gold», 1929) – романтическое повествование об английском пирате XVII в. Генри Моргане, алчность которого мешает ему обрести счастье. Позже автор назвал свою первую книгу «незрелой вещью». «Я вырос из нее, – писал С., – и она меня разражает».

В следующем году С. женится на Кэрол Хеннинг и поселяется в Пасифик-Гров в коттедже, ренту за который оплачивает ему отец. В Пасифик-Гров С. встретился с биологом Эдвардом Ф. Риккетсом, чьи воззрения на взаимосвязь всего живого предвосхитили появившиеся впоследствии экологические теории и глубоко повлияли на формирование взглядов писателя. В романе «Неведомому богу» («То a God Unknown», 1933) ощущаются идеи Риккетса, теория архетипов Юнга, позаимствованная С. у Ивлина Рейнолдса Отта, бывшего ученика Юнга, а также у мифолога Джозефа Кэмпбелла. Несмотря на важность романа «Неведомому богу» для становления С. как прозаика, он оказался непонятным и трудночитаемым и успеха ни у критиков, ни у широкого читателя не имел.

Следующий роман С. «Квартал Тортилья-Флэт» («Tortilla Flat», 1935) становится бестселлером. Это первое произведение писателя, имеющее точный географический адрес – побережье Калифорнии; в романе изображена группа колоритных персонажей – бессребреников, пьяниц и философов, проживающих на холмах, над заливом Монтерей. Состоящий из отдельных эпизодов, роман, по замыслу автора, должен был ассоциироваться с легендами о короле Артуре, которые писатель любил с детства, и, подобно роману «Золотая чаша», показать антигуманное влияние материализма. Обратившись к насущным социальным проблемам, С. в 1936 г. пишет роман «И проиграли бой» («In Dubious Battle»), заглавие которого представляет собой скрытую цитату из мильтоновского «Потерянного рая» («Paradise Lost») и в котором рассказывается о двух организаторах забастовки сборщиков фруктов. В 1937 г. выходит повесть С. «О мышах и людях» («Of Mice and Men») – трагическая история о двух простых тружениках, Джордже и его слабоумном друге Ленни, которые лелеют несбыточную мечту о собственном доме и клочке земли. «Здесь больше чувства и естественности, чем в его ранних книгах, – напишет в 1980 г. биограф писателя Пол Маккарти. – Эта повесть более реалистичная и точная». Американский исследователь Ричард Астро назвал «О мышах и людях» «пасторалью, в которой писатель отстаивает простые человеческие ценности, противопоставляя им стяжательство и власть». По этой чрезвычайно популярной повести, благодаря которой С. становится заметной фигурой в американской литературе, Джордж С. Кауфман написал пьесу, которая в 1937 г. с успехом шла на Бродвее.

Вслед за сборником рассказов «Долгая долина» («Long Valley», 1938) и повестью «Рыжий пони» («The Red Pony»), вышедшей отдельным изданием в 1953 г., С. пишет свой наиболее известный и значительный роман – «Гроздья гнева» («The Grapes of Wrath», 1939), одиссею семейства Джоудсов, которое во время Великой депрессии пускается в изнурительный путь из Оклахомы в Калифорнию. Природа, социальные невзгоды и грабительская алчность крупных фермеров угрожают семейству Джоудсов, однако в конце концов герои романа побеждают обстоятельства (хотя бы в философском смысле), убедившись, что их место в «одной большой душе», которой принадлежит вся человеческая семья. «Гроздья гнева» быстро становятся одним из самых популярных бестселлеров, удостаиваются восторженных рецензий и Пулитцеровской премии 1940 г. Одновременно роман вызвал бурю споров, нашлись и такие критики, которые обвинили автора в коммунистической пропаганде, осудили за искажение истины.

Чтобы избежать участия в полемике, С. отправляется со своим другом Риккетсом в зоологическую экспедицию по Калифорнийскому заливу, описанную затем в книге «Море Кортеса. Досужий отчет о путешествии и проведенных исследованиях» («Sea of Cortez: A Leisurely Lournal of Travel and Research», 1941), в которой рассказывается не только о результатах экспедиции, но и о беседах С. и Риккетса на самые различные темы – биологические, исторические, философские. В том же, 1941 г. С. развелся с первой женой и уехал в Нью-Йорк с Гвиндолин Конджер, певицей, на которой он женился через два года и от брака с которой у него было два сына.

В годы второй мировой войны С. служит в органах информации, а также консультантом в отделе пропаганды. Его вклад в победу выразился в таких книгах, как «Бомбы вниз» («Bombs Away», 1942), своего рода справочнике для летчиков, а также романе «Луна зашла» («The Moon Is Down», 1942), где рассказывается об оккупации маленького городка войсками тоталитарного режима (подразумевается вторжение нацистов в Норвегию), и в одноименной пьесе на ту же тему. В 1943 г. писатель становится военным корреспондентом газеты «Нью-Йорк гералд трибюн» («New York Herald Tribune») – впоследствии репортажи из Лондона, Северной Африки, Италии вышли отдельной книгой «Когда-то была война» («Once There Was a War», 1958).

В первом своем послевоенном романе «Консервный Ряд» («Cannery Row». 1945) С. изобразил группу бродяг, проживающих в районе монтерейских рыбоконсервных заводов, которые устраивают вечеринку своему другу Доку, прообразом которого послужил Риккетс. Поскольку этот роман знаменовал собой отход от прежних политических, социальных и философских взглядов автора, некоторые критики поспешили обвинить «Консервный Ряд» в тривиальности и сентиментальности. Аллегорический роман «Заблудившийся автобус» («The Wayward Bus») и повесть-притча «Жемчужина» («The Pearl») появились в 1947 г. и также вызвали противоречивые отклики. «В этих книгах, – писал Ричард Астро, – вера С., что люди могут работать сообща с целью сделать мир лучше... кажется менее применимой к тому миру, который он видит вокруг». В поисках вдохновения С. и фоторепортер Роберт Капа по заданию «Гералд трибюн» совершают поездку в СССР, в результате чего появляется «Русский дневник» («Russian Journal», 1948) с фотографиями Капа. В том же году в автомобильной катастрофе погибает Риккетс, а С. разводится со своей второй женой. В следующем году он знакомится с Элейн Скотт, на которой женится в 1950 г.

Лучшие дня

Пьеса С. «Светло горящий» («Burning Bright») была снята с постановки в 1950 г., уже после 13 представлений, зато сценарий фильма «Вива, Сапата!» («Viva Zapata»), поставленного в 1952 г. американским режиссером Элиа Казаном, как писал Астро, «напомнил лучшие книги С. 30-х гг. ». В эти годы писатель трудится над «большим романом», как он называл «К востоку от Эдема» («East of Eden», 1954), семейную сагу Гамильтонов, навеянную историей предков писателя по материнской линии, своего рода современную аллегорию по мотивам библейской легенды о Каине и Авеле. Американский критик Марк Скорер писал, что роман отличается «широтой, игрой воображения», однако другие критики его мнения не разделяли.

Выпущенный на экраны в год издания «К востоку от Эдема» одноименный фильм стал шестой по счету экранизацией произведений С. Кроме этого, были экранизированы «О мышах и людях», «Гроздья гнева» и «Квартал Тортилья-Флэт».

Последним романом писателя стала «Зима тревоги нашей» («The Winter of Our Discontent», 1961). После этого С. в основном пишет публицистику и путевые очерки. Возможно, наиболее удачным произведением 60-х гг. стало «Путешествие с Чарли в поисках Америки» («Travels With Charley in Search of America», 1962) – рассказ о поездке по стране со своим пуделем Чарли, в котором С. превозносит естественную красоту нации, сетуя на безудержный рост синтетической культуры.

В 1962 г. С. был удостоен Нобелевской премии по литературе «за реалистический и поэтический дар, сочетающийся с мягким юмором и острым социальным видением». Назвав С. «одним из мастеров современной американской литературы», Андерс Эстерлинг, член Шведской академии, отметил, что «писатель всегда симпатизирует угнетенным, неудачникам и страдальцам; противопоставляет простые радости жизни жестокой и циничной страсти к деньгам».

В своей краткой ответной речи С. говорил о высоком долге литератора», того, кому «надлежит указывать на просчеты и ошибки людей и... превозносить их величие духа».

Почитатель президента Линдона Б. Джонсона, для которого он даже писал речи, С. выступал сторонником войны США во Вьетнаме, однако, побывав там в качестве журналиста, изменил свои взгляды. Его последняя книга – переложение на современный язык средневекового романа Томаса Мэлори «Смерть Артура» («Morte d"Arthur»), – работу над которой С. начал еще в 1957 г., вышла в свет уже после смерти писателя в 1976 г. под названием «Деяния короля Артура и его благородных рыцарей» («Acts of King Arthur and His Noble Knights»).

С. перенес два инсульта, в 1961 и 1965 гг., умер он в 1968 г. в своей нью-йоркской квартире от обширного инфаркта.

После смерти С. популярность его падает, критики обвиняют писателя в сентиментальности, наивности, неумеренной склонности к аллегориям. «Невозможно предугадать окончательную судьбу репутации С., – писал Ричард Астро, – но похоже, что в литературе он останется главным образом как автор больших романов о Великой депрессии». По мнению биографа С., Поля Маккарти, «С. верит прежде всего в человека, в его долготерпение и творческую силу». С ним соглашается американский литературовед Джеймс Грей: «Романы, пьесы и короткие рассказы этого честного художника проникнуты стремлением отдать долг человечеству. Различные по настроению, задачам, темам, все эти жанры прославляют человека... Как никакой другой американский писатель, С. последовательно стремится по достоинству оценить жизнь человека, воздать ему должное».

Джон Эрнст Стейнбек (John Ernst Steinbeck) родился 27 февраля 1902 года в калифорнийском Салинасе (США) в семье чиновника-бухгалтера, трудившегося в окружной администрации, и учительницы.

У Джона были ирландские и немецкие корни. Его дед по отцовской линии, Иоганн Адольф Гросстейнбек , переехав в США, сократил свою фамилию в США. Отец будущего писателя, Джон Эрнст Стейнбек , и его мать Оливия Гамильтон , разделявшая пристрастие сына к чтению и письму, жили вместе с детьми (у Джона были еще три сестры) в маленьком сельском городке. Он был по существу границей поселения и располагался среди плодородных земель.

Стейнбек-младший летом трудился на ранчо вместе с мигрантами. Отсюда ему стало известно о жестких аспектах жизни наемных рабочих и тёмной стороне человеческой природы. Это выразилось в последствии в его произведении «О мышах и людях». Джон изучал также округу, местные леса, фермы и поля.

В 1919-м он, окончив среднюю школу, поступил в Стэнфордский университет, где учился с перерывами до 1925 года. В итоге Стейнбек бросил этот вуз, так и не доучившись. П реследуя свою мечту стать писателем, о н ездил в Нью-Йорк, перебивался случайными заработками. Однако его творения не публиковались. Стейнбек вернулся в Калифорнию, где какое-то время работал гидом и сторожем на рыбоводном заводе в Тахо-Сити.

Там он встретил свою первую жену, и они поселились в коттедже его отца в Пасифик Гроу (Калифорния), на полуострове Монтерей. Стейнбек-старший обеспечил сына бесплатным проживанием и бумагой для рукописей. Это позволило писателю отказаться от работы и сосредоточиться на любимом ремесле.

Джон Стейнбек / John Steinbeck. Творческий путь

В 1935-м была опубликована повесть «Квартал Тортилья-Флэт », ставшая первым писательским успехом Джона. Стейнбеки , улучшив свое благосостояние, вышли из бедности и построили дом в Лос-Гатосе. В 1940м Джон отправился в путешествие вокруг Калифорнийского залива со своими влиятельными друзьями. Этот круиз описывается им в «Море Кортеса ».

В путешествии писателя сопровождала его супруга Кэрол . Их брак начал страдать в то время и завершился в 1941 году, когда прозаик начал работу над новой рукописью. Весной 1943-го Стейнбек женится во второй раз.

В том же году он в качестве военного корреспондента участвует во Второй Мировой. В 1944-м получает ранение в Северной Африке. После Джон, уставший от войны, подает в отставку и возвращается домой.

В 1947-м вместе с известным фотографом Робертом Капа Стейнбек едет в СССР и посещает Москву, Сталинград, Киев, Тбилиси, Батуми. Калифорнийский писатель таким образом становится одним из первых американцев, побывавших во многих уголках Союза со времен коммунистической революции.

Произведение Джона Стейнбека о путешествии «Русский дневник » было проиллюстрировано снимками Капы . А в 1948-м, когда книгу издали, автора приняли в Американскую академию искусств и литературы.

Стейнбек - лауреат Пулитцеровской премии (1940), лауреат Нобелевской премии по литературе (1962). Обладатель Президентской медали Свободы . Эту награду - одну из самых высших американских регалий для гражданских лиц писателю лично вручил в сентябре 1964 года тогдашний глава США Линдон Джонсон.

Весной 1948 года вторая супруга объявила Джону, что жаждит развода с ним по разным причинам, связанным с отчуждением. В августе их брак перестал существовать. А Стейнбек целый год находился в глубокой депрессии из-за смерти его близкого друга Эда Рикеттса, получившего роковое ранение в автокатастрофе. Зимой 1950-го писатель, преодолев хандру, женится в третий раз.

Осенью 1962 года Джону Стейнбеку присуждают Нобелевскую премию в области литературы.

Соответствующий комитет подчеркнул в своем решении, что автор награждается «за реалистические и преисполненные художественности произведения, отличающиеся пронизанным добротой юмором и социальным пониманием… Его симпатии всегда на стороне угнетенных, обиженных и бедствующих. Он любит противопоставлять простыв радости жизни грубому и циничному стремлению к наживе». Наряду с «Гроздьями гнева » в числе достижений писателя отмечались роман «Зима тревоги нашей » и повесть «О мышах и людях ».

Джон Стейнбек / John Steinbeck. Киноиндустрия

Джон Стейнбек , великий калифорнийский прозаик, широко известен миру и в качестве сценариста. На основе его романов и повестей были сняты культовые картины. Некоторые произведения автора имеют по несколько киноверсий.

Это мини-сериал 1981 года «К востоку от рая » с участием Джейн Сеймур , Брюса Бокслайтнера , Карен Аллен , Тимоти Боттомса и др., экранизация новеллы «О мышах и людях » (1992) с Джоном Малковичем («Поля смерти », «Империя Солнца », «На линии огня », «Человек в железной маске », др.) и Гэри Синизом (« C.S.I.: Место преступления Нью-Йорк» , « Зеленая миля », « Форрест Гамп », др. ) в главных ролях.

Фильм стал второй киноверсией одного из известнейших произведений классика американской литературы Джона Стейнбека . Первая экранизация повести «О мышах и людях », поставленная Льюисом Майлстоуном и отмеченная четырьмя номинациями на «Оскар », увидела свет в 1939-м, спустя пару лет после выхода одноименной книги из печати.

Военный триллер «Спасательная шлюпка » (lifeboat) от именитого режиссера Альфреда Хичкока тоже снят по сюжету одноименного рассказа Стейнбека и считается признанной классикой кинематографа.

Успешными картинами, снятыми по мотивам произведений писателя, стали оскароносная драма «Гроздья гнева » (1940) с Генри Фонда , вестерн «Вива, Сапата! » (1952) с Марлоном Брандо и Энтони Куинном , лента «Рыжий пони » режиссера Льюиса Майлстоуна , трагикомедия «Консервный ряд », где снялись Ник Нолти , Дебра Уингер , Фрэнк МакРей , и другие фильмы.

«Оскар»: номинации: 1953-й - лучший сценарий «Вива, Сапата! »; 1946-й - лучший сюжет «Медаль за Бенни »; 1945-й - лучший сюжет «Спасательная шлюпка ».

Произведения Джона Стейнбека и ныне перечитываются во многих странах мира, по-прежнему привлекая людей своей незамысловатой простотой, реалистическим изображением действительности, добрым юмором, неизменной симпатией к обездоленным и угнетенным, принципиальной преданностью демократическим идеалам.

Джон Стейнбек / John Steinbeck. Личная жизнь

В январе 1930 года Джон Стейнбек женился на Кэрол Хеннинг , но их отношения спустя время закончились разводом. Это было в 1941-м. В марте 1943 года писатель вступил в брак с Гвиндолин, «Гвин» Конгер . У пары родились двое детей - Томас Майлс Стейнбек (1944) и Джон Стейнбек IV (1946 - 1991). В мае 1948-го Гвиндолин сообщила романисту, что хочет с ним расстаться.

Спустя немногим более года Стейнбек встретился с режиссером Элейн Скотт в ресторане в Кармель (Калифорния), и у них завязался роман, переросший в супружескую жизнь. Они поженились в декабре 1950 года. Третий брак писателя продолжался до самой его смерти.

Осенью 1967 года писатель перенес тяжелую операцию, после чего один за другим последовали два тяжелых сердечных приступа. 20 декабря 1968 года Джон Стейнбек скончался в Нью-Йорке. Его похоронили на калифорнийской земле. Статьи по поводу смерти прозаика в американских газетах и журналах были сдержанными, авторы старались придерживаться фактов и избегать эмоций и оценок. Обращала на себя внимание публикация в газете «Нью-Йорк таймс» . Если шестью годами ранее издание сетовало, что Нобелевскую премию присудили Стейнбеку , то теперь его тон был совершенно иным. «Стейнбеку не нужна была Нобелевская премия. Нобелевский комитет нуждался в нем, - писала теперь газета. - Он занимает в нашей литературе прочное место. Его влияние живет в многочисленных трудах писателей, которые научились у него, как сделать забытого всеми человека незабываемым».

Джон Стейнбек / John Steinbeck. Библиография

Романы:
«Золотая чаша» Cup of Gold, 1929
«Неведомому Богу» To a God Unknown, 1933
«Квартал Тортилья-Флэт» Tortilla Flat, 1935
«И проиграли бой» In dubious Battle, 1936
«Гроздья гнева» The Grapes of Wrath, 1939
«Консервный ряд» Cannery Row, 1945
«Заблудившийся автобус» The Wayward Bus, 1947
«К востоку от Эдема» East of Edem, 1952
«Благостный четверг» Sweet Thursday, 1954
«Короткое правление Пипина IV» The Short Reign of Pippin IV, 1957
«Деяния короля Артура и его благородных рыцарей» The Acts of King Arthur and His Noble Knights, 1959
«Зима тревоги нашей» The Winter of Our Discontent, 1961

Повести:
«Рыжий пони» The Red Pony, 1933
«О мышах и людях» Of Mice and Men, 1937
«Луна зашла» The Moon Is Down, 1942
«Жемчужина» The Pearl, 1947
«Светло горящий» Burning Bright, 1950

Сборники рассказов:
«Райские пастбища» The Pastures of Heaven, 1932 (12 рассказов, объединённых общим местом действия (фермами в плодородной долине Райские пастбища) и некоторыми персонажами. Семья Мэнро, переселившись туда, прямо или косвенно приносит героям почти всех новелл несчастья)
«Долгая долина» The Long Valley, 1938 (12 рассказов)
«Змея» The Snake (рассказ)
«Хризантемы» Chrysanthemums (рассказ)

Документальная проза:
«Море Кортеса» Sea of Cortez, 1942
«Бомбы вниз» Bombs Away, 1942
«Русский дневник» A Russian Journal, 1948
«Путешествие с Чарли в поисках Америки» Travels with Charley in Search of America, 1962

Разное:
The Harvest Gypsies: On the Road to the Grapes of Wrath, 1936
«Они из крепкой породы» Their Blood Is Strong, 1938
«Когда-то была война» Once There Was a War, 1958
«Америка и американцы» America and Americans, 1966
Journal of a Novel: The East of Eden Letters, 1969

Джон Стейнбек / John Steinbeck. Фильмография

Сценарист:
К востоку от рая East of Eden
John Steinbeck"s Flight (2016)
И проиграли бой (2016) In Dubious Battle
О мышах и людях (2014) Of Mice and Men
Жемчужина (2001) The Pearl
О мышах и людях (1992) Of Mice and Men
Гроздья гнева (ТВ, 1991) The Grapes of Wrath
Зима тревоги нашей (ТВ, 1983) The Winter of Our Discontent
Консервный ряд (1982) Cannery Row
Американский театр (сериал, 1981 – 1994) American Playhouse
О мышах и людях (ТВ, 1981) Of Mice and Men
К востоку от рая (мини-сериал, 1981) East of Eden
Möss och människor (ТВ, 1977)
Fareler ve insanlar (ТВ, 1975)
Рыжий пони (ТВ, 1973) The Red Pony
Topoli (1972)
Des souris et des hommes (ТВ, 1971)
The Harness (ТВ, 1971)
Of Mice and Men (ТВ, 1968)
Ikimize bir dünya (1962)
Пьеса недели (сериал, 1959 – 1961) Play of the Week
Заблудившийся автобус (1957) The Wayward Bus
Утренний театр (сериал, 1955 – 1958) Matinee Theatre
К востоку от рая (1955) East of Eden
Сборник (сериал, 1952 – 1961) Omnibus
Вива, Сапата! (1952) Viva Zapata!
Люкс-видео театр (сериал, 1950 – 1959) Lux Video Theatre
Рыжий пони (1949) The Red Pony
Первая студия (сериал, 1948 – 1958) Studio One
Жемчужина (1947) La perla
Медаль за Бенни (1945) A Medal for Benny
Спасательная шлюпка (1944) lifeboat
Луна зашла (1943) The Moon Is Down
Квартал Тортилья-Флэт (1942) Tortilla Flat
The Forgotten Village (1941)
Гроздья гнева (1940) The Grapes of Wrath
О мышах и людях (1939) Of Mice and Men

Актер:
Вождь краснокожих и другие (1952) Full House

Играет самого себя:
Биография (сериал, 1987) Biography



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Доступно в форматах: EPUB | PDF | FB2 Страниц: 352 Год издания: 2009 Дважды Герой Советского Союза В.С.Архипов прошел путь от красноармейца...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS