Главная - Язык тела
Как читать праздничный намаз по случаю окончания уразы? Праздничный намаз – это подарок Всевышнего верующим.

Всевышний Аллах предписал мусульманам отмечать два праздника: Иду-ль-фитр (Ураза байрам, праздник разговения) и Иду-ль-адха (Курбан Байрам, праздник жертвоприношения). Слово «’ид», происходит от слова «’ауд», что означает «возвращение», «возобновление». Одно из объяснений происхождения данного слова заключается в том, что мусульмане в дни праздников проявляют радость, которая возвращается к ним каждый год.

Аллах говорит в Коране (перевод смысла аятов): «Преуспел тот, кто очистился, поминал имя своего Господа и совершал намаз» (сура «Высочайший», аяты 14, 15). Аллах также говорит:«Посему совершай намаз ради своего Господа и закалывай жертву» (сура «Обильный», аят 2).

Некоторые учёные считают, что аяты суры «Высочайший» относятся к празднику Иду-ль-фитр. «Преуспел тот, кто очистился» – то есть выплатил закату-ль-фитр; «поминал имя своего Господа» – то есть возвеличил ночь перед праздником; «и совершал намаз» – то есть совершил праздничную молитву.

Аяты же суры «Обильный» учёные относят к празднику Иду-ль-адха. «Посему совершай намаз ради своего Господа» – то есть совершай праздничную молитву; «и закалывай жертву» – то есть совершай жертвоприношение.

Когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) переселился в Медину, у ансаров со времён джахилии осталось два праздника в году, в которые они веселились. Затем Аллах заменил их на Иду-ль-фитр и Иду-ль-адха, которые олицетворяют окончание двух великих видов поклонения, двух столпов ислама – поста и хаджа в месяц Рамадан.

Передаётся, что, когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) прибыл в Медину, у жителей города было два дня веселья и развлечений. Тогда он сказал:«Аллах даровал вам вместо них два более прекрасных дня: день жертвоприношения и день разговения» (Абу Дауд, Ан-Насаи).

Утром в день праздников мусульмане совершают праздничный намаз. По одному из мнений учёных, праздничный намаз является настоятельной сунной (желательным), по другому – коллективной обязанностью, по третьему мнению праздничный намаз является индивидуальной обязанностью мусульман.

Время совершения праздничного намаза

По времени совершение праздничного намаза совпадает с намазом духа – желательный намаз, время совершения которого начинается с момента поднятия солнца на высоту копья после восхода (примерно, через 10–15 минут) и заканчивается перед зенитом.

Передаётся, что однажды несколько всадников вернулись из поездки и засвидетельствовали, что видели молодой месяц, после чего Пророк (мир ему и благословение Аллаха) приказал всем разговляться и на утро собраться в месте всеобщего моления (Ахмад, Абу Дауд).

Место совершения праздничного намаза

Праздничный намаз желательно совершать в открытом месте, как это делал Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) в праздники разговения и жертвоприношения отправлялся к месту моления, где первым делом совершал намаз, а затем поворачивался, вставал лицом к людям, которые сидели рядами, и начинал читать проповедь и давать им советы и указания. Если он хотел в это время послать куда-нибудь военный отряд или отдать какое-нибудь распоряжение, то делал это, после чего возвращался в город (Аль-Бухари, Муслим).

Место, в котором Пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал праздничные намазы, находилось вне города. Он выходил вместе с людьми на открытое место за пределы города, что подчёркивало праздничность этих дней. На праздничные намазы отправлялись все мусульмане – мужчины и женщины, дети и старики, богатые и бедные. Совершение праздничного намаза всеми вместе на открытой местности более соответствует духу праздника, передаёт праздничную атмосферу и демонстрирует силу ислама и единства мусульман.

Точно так же поступали и праведные халифы – Абу Бакр , Умар , Усман и Али (да будет доволен ими Аллах) – после Пророка (мир ему и благословение Аллаха), которые выходили вместе с народом для совершения праздничных намазов.

Дозволено совершать праздничный намаз и в мечети (а по мнению некоторых учёных, даже предпочтительнее). Тем более нет никакой проблемы в том, чтобы совершить праздничный намаз в мечети, если для выхода на открытое место есть какие-либо препятствия, как, например, плохая погода или возможная фитна (как, например, плохое поведение). Так, передаётся, что жители Медины во времена халифа Усмана (да будет доволен им Аллах) совершили намаз в мечети по причине дождя, который помешал им выйти в привычную молельню.

Как уже было сказано, в праздничные дни, дни всеобщей радости, на намазы отправлялись все мусульмане. Умм ‘Атыйа (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: «Нам было велено выходить в день праздника. Мы выводили и незамужних девушек из их комнат и тех, у кого шли месячные кровотечения. Они становились позади людей, произносили вместе с ними такбир и обращались вместе с ними к Аллаху с мольбами, надеясь на благословение этого дня и его очищение». В одной из версий хадиса говорится: «Кто-то из женщин сказал: «О посланник Аллаха, у одной из нас нет джильбаба (покрывала)». На что он ответил: «Пусть её подруга даст ей свой джильбаб, чтобы она могла одеться» » (Аль-Бухари, Муслим).

Некоторые особенности праздничных намазов

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спешил с совершением праздничного намаза в день Иду-ль-адха (праздник жертвоприношения) и немного откладывал совершение праздничного намаза в день Иду-ль-фитр (праздник разговения). Как говорят учёные, причина этого заключалась в том, что жертвоприношение желательно совершать в начале дня, и Пророк (мир ему и благословение Аллаха) заботился о том, чтобы люди успели это сделать. Однако нельзя откладывать намаз в день Иду-ль-фитр так, чтобы это приносило неприятности людям, как на это указывали сподвижники.

Перед праздничным намазом в день Иду-ль-фитр желательно позавтракать. Перед же праздничным намазом в день Иду-ль-адха желательно не есть. Передаётся, что в день разговения Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не выходил из дома, не позавтракав, а в день жертвоприношения он завтракал только после совершения праздничного намаза (Ахмад, Ат-Тирмизи).

На праздничный намаз желательно отправляться пешком. Передаётся, что ‘Али (да будет доволен им Аллах) сказал: «В соответствии с Сунной, на праздничный намаз следует отправляться пешком» (Ат-Тирмизи). Молящимся желательно отправляться на праздничный намаз пораньше, после утреннего намаза, поскольку они должны стремиться попасть в первый ряд, и поскольку в ожидании намаза заключается благо. По пути желательно много произносить такбир (см. ниже) и другие зикры, повышая при этом голос. Также желательно искупаться, привести себя в порядок, надеть чистую красивую одежду и умаститься благовониями (мужчинам).

По пути на праздничный намаз следует проявлять смирение перед Всевышним Аллахом и отказаться от высокомерия. Женщинам следует вести себя скромно, не душиться и не одеваться так, чтобы привлекать внимание.

Имаму, напротив, желательно выходить на праздничный намаз позже. Так же как и на пятничный намаз, на который имаму желательно приходить или непосредственно к хутбе, или ближе к ней. Кроме случая, если он опасается, что что-то может задержать его. По мнению некоторых учёных, имаму следует отправляться на праздничный намаз позже, ближе к самому намазу, по причине того, что люди прекращают произносить такбир, когда увидят имама, как это делали некоторые сподвижники. Таким образом, имаму не следует идти вместе с людьми и сидеть с ними до наступления времени намаза, поскольку это более соответствует статусу имама. Также имаму следует надеть самую лучшую одежду, которая у него есть. Однако, как указали некоторые учёные, она не должна быть слишком хорошей, чтобы не отталкивать бедняков, и не должна быть слишком простой, чтобы не отталкивать состоятельных людей.

Желательно идти на праздничный намаз по одной дороге, а возвращаться – по другой. Передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) возвращался с праздничного намаза не той дорогой, по которой шёл на него (Аль-Бухари).

Порядок совершения праздничного намаза

Праздничный намаз совершается до праздничной хутбы (проповеди). Передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), Абу Бакр и ‘Умар совершали праздничные намазы до праздничной проповеди (Аль-Бухари, Муслим).

Праздничный намаз состоит из двух ракатов. В первом ракате после такбирату-ль-ихрам (первое произнесение «Аллаху Акбар», которым начинается намаз) и дуа аль-истифтах (дуа, которые желательно читать перед началом чтения «Аль-Фатиха») и до ат-та’авуза (произнесения «а’узу би-Лляхи мина щ-щайтани р-роджим») и чтения суры «Аль-Фатиха» произносится семь такбиров («Аллаху Акбар»), при каждом из которых поднимаются руки. От Ибн Масъуда (да будет доволен им Аллах) передаётся, что он говорил между такбирами: «Аллаху Акбар кабиран, ва-ль-хамду ли-Лляхи касиран, ва субханаЛлахи букратан ва асыля». По этой причине часть учёных посчитала это желательным.

Далее намаз совершается как обычно до начала второго раката. В нём совершается всё то же самое, что и в первом, за исключением того, что вместо семи такбировчитается пять. Сура «Аль-Фатиха» и идущие за ней читаются имамом вслух.

До и после праздничного намаза не совершаются другие. Также для праздничного намаза не читается азан и икама.

Передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Во время праздничного намаза в день разговения следует семь раз возвеличить Аллаха словами “Аллаху акбар!” в первом ракате и пять раз – во втором ракате, после чего в обоих ракатах следует прочесть Коран» (Абу Дауд).

Передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершил праздничный намаз из двух ракатов, причём он не молился ни до, ни после этого намаза (Аль-Бухари, Муслим).

Передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал праздничные намазы без азана и без икамы (Абу Дауд).

После праздничного намаза читаются две хутбы, таким же образом, как и перед пятничным намазом.Передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) в праздники разговения и жертвоприношения отправлялся к месту моления, где первым делом совершал намаз, а затем поворачивался, вставал лицом к людям, которые сидели рядами, и начинал читать проповедь и давать им советы и указания (Аль-Бухари, Муслим).

Тому, кто пропустил праздничный намаз, желательно восполнить его в той же форме, в которой он совершается. Тому, кто опоздал на один ракат , следует доделать намаз, произнеся во втором ракате пять такбиров , как об этом говорилось выше.

Произнесение такбира

В ночь на праздники желательно произносить побольше такбира. Аллах говорит в Коране: «Он желает, чтобы вы довели до конца определённое число дней (поста) и возвеличили Аллаха (произносили такбир) за то, что Он наставил вас на прямой путь. Быть может, вы будете благодарны» (сура «Корова», аят 185). Некоторые учёные даже сказали об обязательности произнесения такбира. Такбир громко произносится дома, по пути к месту совершения праздничного намаза и в самом месте. Произнесение такбиразаканчивается с началом имамом праздничного намаза. Такбир читается следующим образом: «Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, ля иляха илля-Ллаху, Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, ва ли-Лляхи-ль-хамд».

Нельзя специально договариваться произносить такбир вместе и тем более устанавливать «ведущего», который произносит такбир, и за ним его произносят остальные. Так не поступал Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и это близко к нововведению.

Использованные источники: «Шарху зади-ль-мустакни"», шейх Мухаммад Мухтар аш-Шанкити

, по степени приоритетности расценивается как «ваджиб» для совершеннолетних, разумных мужчин. Для женщин, детей, путников и физически немощных выполнение данной молитвы не является обязательным. А богословы-шафииты расценивали ее как «сунна-муаккяда» /2/ . В практическом плане это, в общем-то, одно и то же.

По мнению ученых ханафитского мазхаба, данный намаз совершается только коллективно /3/ . В одиночку, считала данная группа ученых, праздничный намаз не совершается, так как не относится к обязательным фард-молитвам /4/ . Однако теологи шафиитского мазхаба допускали восполнение (када’) праздничной молитвы для опоздавшего на нее. Это можно сделать в любое время, но лучше — в этот же день /5/ . Они считали, в отличие от богословов-ханафитов, что данная молитва может быть выполнена и одним человеком.

Порядок выполнения праздничной молитвы

Время ее совершения наступает через 20 — 40 минут после восхода солнца и завершается с приближением солнца к зениту (за 20 — 40 минут до наступления времени дневной молитвы Зухр).

Краткое описание праздничнго намаза /6/

Первый рака"ат

1) намерение;
2) ду‘а «ас-Сана»;
3) три такбира с поднятием рук и свободным их опусканием вдоль туловища;
4) чтение сур «аль-Фатиха» и «аль-А‘ля»;

Второй рака"ат

1) чтение суры «аль-Фатиха» и любой короткой суры;
2) три такбира с поднятием рук, а с четвертым такбиром молящиеся опускаются на поясной поклон /7/ . Последующие действия такие же, как в обычной двухрака"атной молитве.

Затем имам проводит праздничную проповедь (хутбу), состоящую из двух частей. Вслед за проповедью возможно традиционное завершающее чтение Священного Корана, после чего прихожане могут поздравить друг друга с отмечаемым праздником.

Подробное описание праздничного намаза

Первый рака"ат:

Ният (намерение): «Я намереваюсь выполнить два рака"ата праздничной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего» /8/ .

Затем мужчины, подняв руки на уровень ушей так, чтобы большие пальцы касались мочек, а женщины — на уровень плеч, вслед за имамом произносят такбир: «Аллаху акбар» («Господь превыше всего») /9/ . Мужчинам желательно при этом пальцы разъединить, а женщинам — сомкнуть. После этого мужчины опускают руки на живот прямо под пупком, кладя правую руку на левую, обхватывая мизинцем и большим пальцем правой руки запястье левой /10/ . Женщины опускают руки на грудь, кладя кисть правой на запястье левой.

Взгляд каждого молящегося должен быть направлен на место, куда он опустит свое лицо во время земного поклона (ас-саджда).

Сразу после этого всеми и про себя читается ду‘а «ас-Сана» («Восхваление Всевышнего»):

Приведенное ду‘а чаще употребляется представителями ханафитского мазхаба. Шафииты же используют следующую мольбу:

После прочтения «ас-Сана» имам, а вслед за ним и все молящиеся, проговаривают три такбира («Аллаху акбар») /11/ с поднятием кистей рук при каждом такбире, делая это так же, как и в начале молитвы-намаза. После каждого такбира руки свободно опускаются вдоль туловища/12/ . Между такбирами имам делает незначительные паузы /13/ .
По завершении третьего такбира руки принимают исходное положение.

Имам и все молящиеся продолжают намаз со словами «а‘уузу бил-ляяхи минаш-шайтоони рраджиим, бисмил-ляяхи ррахмаани ррахиим» (про себя) /14/ .

Перевод:
«Я удаляюсь от проклятого Сатаны, приближаясь к Всевышнему, и начинаю именем Милостивого Аллаха, милость Которого безгранична и вечна».

Затем имамом читается сура «аль-Фатиха» вслух:

После суры «аль-Фатиха» (как у ханафитов, так и у шафиитов) /16/ в первом рака"ате является желательным (только желательным) чтение суры «аль-А‘ля» (она также читается имамом вслух).

Затем имам вместе со стоящими за ним верующими со словами «Аллаху акбар» /18/ в обычном порядке делает поясной /19/ и земной поклоны.

Второй рака"ат:

Во втором рака"ате не читается «ас-Сана» и «а‘узу бил-ляхи минаш-шайтони рраджим»/20/ .

Имам проговаривает про себя «бисмил-ляхи ррахмани ррахим» /21/ , читает вслух суру «аль-Фатиха», а затем короткую суру, например «аль-Ихляс»:

После этого, прежде чем пойти на поясной поклон, имам, а вслед за ним и все молящиеся проговаривают три такбира («Аллаху акбар») с поднятием кистей рук при каждом такбире, подобно как в первом рака"ате. После каждого такбира руки свободно опускаются вдоль туловища /22/ . Между такбирами имам делает незначительные паузы.

По завершении третьего такбира имам проговаривает четвертый такбир и опускается вместе с молящимися на поясной поклон /23/ . Затем все делается так же, как при совершении первого рака"ата.

Когда имам, а за ним и молящиеся поднимутся со второго земного поклона второго рака"ата, они садятся на левую ступню /24/ и читают ташаххуд.

Ханафиты (кладя руки свободно на бедра, не смыкая пальцев):

Во время произнесения слов «ля иляхэ» указательный палец правой руки надо поднять вверх, а при словах «илля ллааху» — опустить.

Шафииты (располагая левую руку свободно, не разъединяя пальцев, а правую сжав в кулак и высвободив большой и указательный пальцы, при этом большой палец в согнутом положении примыкает к кисти) говорят:

Во время произнесения слов «илля ллааху» указательный палец правой руки поднимают вверх без дополнительных движений им /25/ (при этом взор молящегося обращается на этот палец) и опускают.

Прочитав ташаххуд, молящиеся, не меняя своего положения, произносят салават:

По прочтении салавата желательно обратиться к Господу с мольбой (ду‘а). Богословы ханафитского мазхаба утверждают, что в данном случае в качестве ду‘а может быть использована только та форма мольбы, которая упомянута в Священном Коране или в Сунне пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Другая часть исламских богословов допускает применение любых форм ду‘а. В то же время мнение ученых едино в том, что текст ду‘а, используемый в намазе, должен быть только на арабском языке.

После этого имам, а вслед за ним и остальные молящиеся со словами приветствия «ас-саляяму ‘аляйкум ва рахматул-лаах» («мир вам и благословение Всевышнего») поворачивают голову сначала в правую сторону, смотря на плечо, а затем, повторяя слова приветствия, — в левую /26/ . На этом два рака"ата праздничной молитвы завершаются.

2. Воздев руки на уровень груди, молящиеся говорят (про себя):

Затем опускают руки, проводя ладонями по лицу /27/ .

Необходимо заметить, что во время совершения двух рака"атов праздничной молитвы молящиеся, стоя за имамом, все произносят про себя, то есть неслышно, шепотом.

Первая проповедь

Имам поднимается на минбар /28/ и проговаривает девять такбиров один за другим /29/ .

Наиболее распространенной является следующая форма праздничного такбира:

Начинается проповедь словами восхваления Всевышнего и просьбой о благословении для пророка Мухаммада. В проповеди праздника Ураза-байрам имам акцентирует внимание верующих на важности обязательной милостыни окончания поста — закятуль-фитр, а также кратко на том, что актуально для верующих, цитируя аяты Священного Корана и хадисы.

Во время проповеди в праздник Курбан-байрам проповеднику желательно говорить о том, что важно при совершении жертвоприношения, а также о дополнительных такбирах, которые будут проговариваться верующими в последующие несколько дней.

По завершении первой проповеди имам-хатыб садится на минбар /30/ (если пожелает), и молящиеся могут обратиться с мольбой ко Всевышнему Творцу, читая молитву-ду‘а.

Вторая проповедь

Имам проговаривает семь такбиров один за другим. Вторая проповедь короче, чем первая, и носит назидательный характер.

На этом праздничная церемония завершается. Обычно читается Священный Коран, затем имам проговаривает общую мольбу-ду‘а, по завершении которой все встают, приветствуя и поздравляя друг друга.

Комментарии

/1/ Праздничный намаз совершается в мечетях дважды в год (по лунному календарю) — в праздник Ураза-байрам и в праздник Курбан-байрам.

/2/ См.: Аль-Кясани. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘ [Редкостные искусства в упорядочении законодательства]. В 7 т. Бейрут: аль-Фикр, 1996. Т. 1. С. 408; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж [Обогащающий нуждающегося]. В 6 т. Египет: аль-Мактаба ат-тавфикыйя, [б. г.]. Т. 1. С. 563.

/3/ Ханафиты говорят о необходимости для данной молитвы кворума подобно тому, как это требуется при пятничной молитве — трое совершеннолетних, разумных и соблюдающих религиозную практику мусульман-мужчин. Подробнее см.: Мусульманское право 1-2. М.: 2011. С. 280, 281.

/4/ См.: Аль-Кясани. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘. В 7 т. Т. 1. С. 414.

/5/ См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1391, 1392.

/6/ Праздничный намаз состоит лишь из двух рака"атов, совершаемых вместе с имамом.

/7/ Некоторые подробности, касающиеся требований шафиитского мазхаба, см. ниже.

/8/ Имам добавляет к сказанному, что выполняет молитву со стоящими за ним людьми. А прихожане должны оговорить, что совершают молитву с имамом.

/9/ Данная последовательность движений принята в ханафитском мазхабе. Согласно ритуалу шафиитского мазхаба, такбир произносится одновременно с поднятием рук (причем мужчины, так же как и женщины, поднимают руки на уровень плеч). См., например: Аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. В 8 т. Т. 2. С. 186, 187. Оба варианта возможны. См.: Аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. В 6 т. Т. 1. С. 300.

/10/ Согласно шафиитскому мазхабу, желательно опускать руки на верхнюю часть живота между грудью и пупком в области сердца так, чтобы ладонь правой руки лежала на локте или между локтем и запястьем левой руки. См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 873.

/11/ Если имам следует в религиозной практике Сунне Пророка с пояснениями ученых шафиитского мазхаба, то в первом рака"ате он проговаривает семь такбиров перед чтением суры «аль-Фатиха», а во втором — пять, также перед сурой «аль-Фатиха». См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1400; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. В 6 т. Т. 1. С. 564.

/12/ Богословы-шафииты считали, что в промежутках между данными такбирами необходимо опускать руки в исходное положение, то есть на верхнюю часть живота между грудью и пупком в области сердца. Также паузы между такбирами заполняются чтением про себя различных форм восхваления Всевышнего, однако наилучшей является следующая формула: «субхаанал-ла, валь-хамду лил-ля, ва ляя иляяхэ иллял-лаху вал-лаху акбар».

См.: Аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. В 6 т. Т. 1. С. 564.

/13/ Данные дополнительные такбиры, по мнению всех ученых, не относятся к основной части праздничной молитвы. Если они вдруг будут забыты имамом, то дополнительного земного поклона (садждатус-сахв) делать не нужно. См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1400.

Относительно количества такбиров у исламских богословов было несколько мнений, каждое из которых в определенной степени правильно и верно с точки зрения Сунны. См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1395.

/14/ Имам-шафиит, в отличие от имама-ханафита, произносит слова «бисмил-ляяхи ррахмаани ррахиим» перед сурой «аль-Фатиха» в обоих рака"атах вслух.

/15/ По мнению мусульманских комментаторов, слово «амин» означает «Боже, ответь на мою молитву» или «Да будет так».

При совершении праздничной молитвы (как и в трех из пяти обязательных, а также в пятничной), согласно ханафитскому мазхабу, когда имам завершает чтение суры «аль-Фатиха», «амин» произносится всеми про себя, а по шафиитскому мазхабу — вслух.

/16/ См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1396, 1401.

/17/ Перевод суры см. в разделе «Тафсир» на сайте umma.ru.

/18/ Все такбиры имам проговаривает вслух.

/19/ По шафиитскому мазхабу молящийся, говоря «Аллаху акбар», поднимает кисти рук на уровень плеч, а затем делает поясной поклон. Возвращаясь в прежнее положение, он также поднимает кисти рук на уровень плеч, проговаривая «сами‘а ллааху ли мэн хамидэхь».

/20/ У шафиитов желательно в начале каждого рака"ата читать про себя «а‘узу бил-ляхи минаш-шайтони рраджим».

/21/ Имам-шафиит, в отличие от имама-ханафита, слова «бисмил-ляяхи ррахмаани ррахиим» перед сурой «аль-Фатиха» произносит в обоих рака"атах вслух.

/22/ Богословы-шафииты считали, что в промежутках между данными такбирами необходимо опускать руки в исходное положение, то есть на верхнюю часть живота между грудью и пупком в области сердца.

/23/ Прихожане во всех движениях молитвы-намаза не опережают имама, а строго повторяют вслед за ним.

/24/ Шафииты перед заключительным приветствием обычно садятся, подбирая ступню левой ноги под правую. Оба положения являются правильными с точки зрения Сунны, и оба — лишь желательны.

/25/ Совершение ритмичных движений (дерганье) указательным пальцем при чтении ташаххуда или по завершении его не является правильным. По Сунне, с учетом комментариев ученых, более верно не делать лишних движений указательным пальцем. Подавляющее большинство исламских богословов придерживалось именно этого мнения. К тому же некоторые правоведы считали, что излишнее движение указательным пальцем может нарушить молитву, сделать ее недействительной. См.: Аль-Хатыб аш-Ширбиний. Мугни аль-мухтадж [Обогащающий нуждающегося]. В 6 т. Т. 1. С. 334. Подробныйбогословский материал по данному вопросу см. в моей книге «Как увидеть Рай?» или на сайте umma.ru в разделе «Фетвы».

/26/ Этим действием мусульманин приветствует двух ангелов, находящихся на его плечах и фиксирующих все благие деяния и прегрешения.

/27/ Предположительный смысл данного действия, оговариваемый мусульманскими учеными, состоит в следующем: видение доброго предзнаменования (тафауль) в том, что кисти, вознесенные к небу с мольбою, переполняются Божественной благодатью, благом. По завершении молитвы-ду‘а верующий протирает этой благодатью свое лицо. В мусульманских богословских трудах присутствует множество доводов в пользу того, что данное действие имеет основание в достоверной Сунне пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует). Подробнее об этом читайте в материале «Протирание лица после мольбы-ду‘а» на нашем сайте или в моей книге «Как увидеть Рай?».

/28/ В отличие от пятничной проповеди, во время праздничной проповеди имам-проповедник, поднявшись на минбар, не садится, а всегда стоит. Это подчеркивали богословы-ханафиты. Остальные исламские ученые допускали, что имам может присесть, дабы отдохнуть. См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1406.

/29/ Проговаривание имамом данных такбиров является сунной. Слушающим его прихожанам желательно говорить их про себя. Так утверждают богословы-ханафиты. Ученые шафиитского мазхаба считают, что присутствующие на праздничной проповеди не повторяют такбиры за имамом, а только слушают его.

/30/ См.: Аль-Кясани. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘. В 7 т. Т. 1. С. 410; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1419.

Статья подготовлена с использованием материалов Ш. Аляутдинова

Празднование торжества в той форме, которой доволен Аллах и его Посланник Мухаммад (мир ему и благословение)

Само слово «Ид» происходит от слова «Авд» («повторение», «возвращение») - возможно, из-за повторения праздника в каждом году, или из-за множества вознаграждений, уготованных Всевышним Аллахом Своим рабам в этот день, или из-за возвращения радости по его возвращению. Слово же «аль-фитр» означает «разговение».

Всевышний Аллах заменил для мусульман праздники, которые отмечали во время джахилия (время невежества до прихода Ислама), двумя большими праздниками Ислама:

1) праздником по окончанию священного месяца Рамазан,

2) праздником жертвоприношения.

Одним из значимых особенностей праздничного дня стало совершение коллективной праздничной молитвы.

Совершение праздничного намаза «Салатуль Ид» было установлено во втором году по Хиджре, и первый праздничный намаз, который совершил Пророк(мир ему и благословение), был намаз Ид-аль-фитр в втором году от переселения. Анас ибн Малик сказал, что когда Пророк(мир ему и благословение) пришёл в Медину, у ансаров было два дня, в которые они радовались и праздновали. Пророк(мир ему и благословение) спросил их: что это за два дня? Они ответили: это два дня, в которые мы радовались и праздновали во время джахилии. И сказал Пророк(мир ему и благословение): «Воистину Всевышний Аллах заменил вам эти два дня лучшими другими двумя днями: праздниками разговения и жертвоприношения».

Праздничный намаз по Шариату является сунатун муаккад (усиленно желательным намазом).

Также некоторые учёные сказали, что праздничный намаз является «фарзул кифаятом» из-за большего внимания и усердия Пророка(мир ему и благословение) над его выполнением. Пророк Мухаммад(мир ему и благословение) ни разу до смерти не оставил его, и сподвижники после смерти Пророка(мир ему и благословение) усердствовали над его совершением, из-за того что он считается одним из знамений Ислама.

Желательно совершить праздничный ид-намаз коллективно, как совершал его Пророк(мир ему и благословение), всем тем, которые обязаны совершать пятничный намаз. Также желательно совершить ид-намаз индивидуально тому, у которого не получилось присутствовать на коллективном намазе. Коллективный намаз считается лучше для всех, за исключением паломника, совершающего хадж. Для него же считается желательным совершение индивидуального ид-намаза.

Время совершения ид-намаза

Начало времени совершения ид-намаза наступает с восходом солнца первого числа месяца Шавваль, и длится оно до обеденного азана того же дня. Хадис Пророка(мир ему и благословение) передаёт Аль-Бара ибн Азыба: «Я слышал, как Пророк(мир ему и благословение) сказал: «Воистину первое, с чего мы начинаем сегодняшний день, это совершение намаза», а день начинается с восхода солнца».

Тот, кто упустил совершение ид-намаза коллективно с имамом, пусть совершает один, и его намаз будет считаться совершённым, если он успел совершить его до обеденного азана; если же он не успел, то упустил время его совершения. Но ему желательно совершить его как возмещающий намаз, так как желательно возместить ид-намаз, как другие желательные намазы.

В праздничный день желательно немного отложить совершение ид-намаза на время, пока солнце не поднимется в высоту на размер стоящего штыка. Так делал Пророк(мир ему и благословение).

В этом заключается мудрость того, что в праздничный день желательно раздать закат-сах (обязательную милостыню) до совершения праздничного намаза, а перенос намаза немного назад расширяет время для раздачи милостыни - закята.

Ид-намаз состоит из двух ракаатов. Сподвижник Умар сказал: «Праздничный намаз жертвоприношения состоит из двух ракаатов, праздничный намаз после месяца Рамазан тоже состоит из двух ракаатов».

Этика и желательные действия в день праздника

Купание и чистота.

Желательно купаться в оба праздника, подобно тому, как купаются в день пятничного намаза. Рассказывают, что Абдуллах ибн Умар «совершал купание в праздничный день Ураза-байрама до рассвета».

Желательно совершить купание человеку, который будет присутствовать на коллективном намазе, и тому, кто не может присутствовать на нём. Желательно подготовиться к праздничному дню: сбрить волосы с мест, где желательно брить волосы, постричь ногти, удалить неприятный запах с тела и одежды. Это праздничный день, и в нём желательно всё то, что желательно совершить в пятничный день.

Употребление пищи.

Желательно, что-то покушать до ид-намаза в праздничный день Ураза-байрама. Наилучшим является покушать то, что человек кушает в обычные дни, или финики, если человек не найдёт то, что упомянуто, желательно покушать по дороге или на месте совершения намаза, если будет возможность, чтобы отличить этот день от других дней.

В хадисе Пророка(мир ему и благословение), рассказанном от Бурайдата, говорится: «Пророк(мир ему и благословение) не выходил из дома в день Ураза-байрама, не покушав что-то…».

Одевание красивой одежды.

Желательно в праздничный день надеть лучшее из одежды. Лучшим из цветов одежды является белый. Праздничные дни, как и пятничный день, равны по желательности надевать красивую одежду, по соблюдению чистоты, по благовонию, бритью волос, удалению неприятного запаха.

Также желательно участвовать на праздничном намазе маленьким детям вместе с родителями.

Желательно тому, кто идёт на праздничный намаз, пойти в мечеть пешком, кроме как если есть причина не делать этого: например, болезнь или дальность места совершения праздничного намаза или др.

Также желательно тому, кто идёт на праздничный намаз, идти в мечеть или в место, где совершают праздничный намаз, одной дорогой, а возвратиться другой дорогой. Желательно идти туда длинной дорогой, а возвращаться домой коротким путём.

Присутствие женщин на праздничном намазе.

Желательно присутствовать на праздничном намазе и женщинам, кроме тех женщин, которые являются обладательницами красоты. Тем же женщинам, которые являются красивыми и которые притягивают взоры мужчин из-за их красоты, одежды или благовония, то им нежелательно посещать праздничный намаз.

В хадисе Пророка(мир ему и благословение) сказано: «Вы не удерживайте рабынь Всевышнего Аллаха от домов Всевышнего Аллаха, пусть они выйдут не надушившиеся благовониями».

Пребывание в богослужении в праздничную ночь.

Желательно оживить обе праздничные ночи богослужением: совершением намаза, чтением Корана, поминанием Всевышнего Аллаха (зикр), обращением к нему с мольбой о прощении грехов или о чём-то другом, восхвалением Пророка(мир ему и благословение) посредством чтения салавата. Вот как об этом сказано в хадисе Пророка(мир ему и благословение), рассказанном от Абу Умамата: «У того, кто оживит обе праздничные ночи, не умрёт сердце в тот день, когда умрут сердца».

Рассказывает имам аш-Шафии (да смилуется над ним Всевышний Аллах): «До меня дошло, что говорят: воистину на мольбу отвечают в пять ночей:

1) в пятничную ночь

2) в ночь Курбан-байрама

Все мы должны стремиться следовать пути, установленному Исламом, и отдаляться от всех запретов, чтобы Аллах принял наши посты и другие богослужения. Да примет Аллах наши посты и благие деяния, озарит наше сердце светом имана и сделает нас из числа Его праведных рабов. Аминь!

Вопрос:

Саляму алейкум, хазрат! Желаю Вам всего самого лучшего и выздоровления. Надеюсь, все у Вас будет хорошо, и Вы в ближайшее время выздоровите и начнете дальнейшую Вашу работу на пользу умме. Скоро наступает праздничный намаз по случаю окончания месяца Рамазан, который, я уверен, и мы, и Вы очень все ждали. Я думаю, и Вам, и мне, и вообще всем мусульманам будет полезно повторить, как читается праздничный намаз по случаю окончания поста уразы. Спасибо. Дай Аллах вам блага. (Рифат)

Ответ:

С именем Аллаха, Милостивого ко всем в этом мире, а в ином мире Милостивого только к верующим.

Ас-Саламу алейкум ва рахматулЛахи ва баракатух!

Хотелось бы в качестве ответа привести вам выдержку из книги известного татарского ученого Ахмада Хади Максуди "Гыйбадат Исламия":

  • Тем, для кого обязательны пятничные намазы, нужно совершать и праздничные. Тем, кому пятничные намазы не обязательны, как, например, женщинам и детям, не обязательно совершать и праздничные намазы.
  • Для совершения праздничных намазов есть 5 условий: мыср (наличие города или большого села), изну "ам (общедоступность места), имам, коллектив, время .
  • Время праздничных намазов отсчитывается от момента, когда солнце после восхода поднимется на высоту три аршина до полуденного намаза.
  • Если по уважительной причине намаз "Ид аль-фитр не был прочитан в первый день месяца Шауваль, его можно совершить на второй день, но не на третий.
  • Если намаз в праздник Курбан-байрам не был прочитан на 10-й день месяца Зульхиджа, его можно совершить до 12-го числа указанного месяца.
  • Оба праздничных намаза состоят из 2 ракаатов, но в отличие от пятничного, читаются без азана и икамата и всегда коллективно. О наступлении времени молитвы возвещает муэдзин, который несколько раз кричит с минарета: «Ас-Салят».
  • На намаз "Ид аль-фитр намерение совершается следующим образом: «Я намерился прочесть 2 ракаата намаза "Ид аль-фитр, следую за этим имамом. Ради Всевышнего Аллаха. Аллаху акбар».
  • Намерение на намаз Курбан-байрама звучит так: «Я намерился прочесть 2 ракаата намаза Курбан-байрам, следую за этим имамом. Ради Всевышнего Аллаха. Аллаху акбар».
  • Оба праздничных намаза читаются следующим образом: после намерения произносится такбир, затем и имам, и стоящие за ним читают сана (восхваление), после 3 раза подряд, поднимая руки к мочкам ушей, говорят такбир. Руки между такбирами опускаются, друг на друга не кладутся. Затем имам, как и в других намазах, читает вслух суры, совершает поясной и земной поклоны и вновь встает на кыям второго ракаата и громко читает суры. После этого, закончив чтение, как в первом ракаате, он трижды поднимает руки и произносит такбир, а на четвертый такбир опускается в поясной поклон. После совершения поясного и земных поклонов заканчивает намаз как обычно.
  • Человек, задержавшийся, но успевший на намаз до того, как имам произнес приветствия, дочитывает свой намаз самостоятельно. Если опоздавший не успел присоединиться к имаму до приветствий, то читать затем намаз самому не следует, поскольку у праздничного намаза нет восполнения.
  • После совершения намаза имам дважды прочитывает людям проповедь и наставления, в которых рассказывается об обязанностях мусульманина в дни праздников "Ид аль-фитр и Курбан байрам, а также сунне Пророка, связанной с этими днями.

В пятничном намазе одним из условий была проповедь, в праздничном намазе проповедь является сунной. Если в пятничном намазе проповедь читается перед обязательным намазом, то в праздничном намазе проповедь читается после совершения намазов.

А Аллах знает лучше.

Муфтий Илдус Файзов

Праздничный намаз является самым предпочтительным из желательных намазов, следовательно его не следует пропускать, не имея веской причины.

По мазхабу имама Абу­Ханифы , праздничный намаз является ваджибом. Из обоих праздничных намазов, совершаемый в день жертвоприношения, является более предпочтительным, ибо он упоминается в Коране. Более предпочтительно совершать этот намаз коллективно в мечети, но можно его совершить и самостоятельно.

Праздничный намаз имеет два ракаата. Время его совершения наступает с восхода солнца и продолжается до того времени, когда оно будет в зените.

Суннаты праздничного намаза

1. Отсрочить его совершение до того времени, когда солнце поднимется на высоту копья. Намаз же праздника разговения желательно отсрочить до времени, когда солнце поднимется на высоту двух копий.

2. Совершение его в мечети, если все в ней помещаются, а если нет, то на открытой местности. По мазхабу имама Абу-Ханифы желательно его совершать на открытой местности . И если намаз совершается в мечети, то женщинам желательно стоять у дверей и слушать проповедь.

3. Провести предыдущую ночь в бдении. Если человек совершал поклонение в большую часть ночи или же совершил вечерний, ночной и утренний намазы в джамаате, то это засчитывается ему как всенощное бдение.

4. Совершить полное омовение. Время его совершения наступает с полуночи.

5. Надушиться благовониями и надеть красивую одежду. Это желательно детям и взрослым мужского пола. Женщины же, если в возрасте, то придут на намаз в обычной одежде. А молодым или красивым женщинам нежелательно ходить на намаз в мечеть, а предпочтительней этот намаз совершать дома.

6. Идти пораньше на намаз (кроме как имаму).

8. Разадавать по пути милостыню.

9. Немного поесть перед намазом разговения и не есть до намаза жертвоприношения.

Метод совершения

Праздничный намаз имеет два ракаата, и намерение на его совершение делается следущим образом: «Я намереваюсь совершить желательный праздничный намаз разговения в два ракаата во имя Аллаха (следуя за имамом)» .

После произнесения «Аллаху акбар» вступления в намаз, желательно прочитать молитву «ваджжахту», затем желательно семь раз поднять руки как при вступлении в намаз и произнести «Аллаху акбар» , и после шести прочесть молитву . А после седьмого «Аллаху акбар» следует прочесть суру «аль­Фатиха». (Если намаз коллективный сперва имам прочтет вслух, а мамумы прочтут потом). После суры «аль­Фатиха» желательно прочесть суру «аль­Къаф» или суру «аль­А‘ла».

Во втором ракаате после произнесения «Аллаху акбар» вставания на второй ракаат желательно произнести вышеупомянутым способом «Аллаху акбар» и прочесть молитву «Субхана ллахи валхамду лиллахи ва ла илаха иллаллаху валлаху акбар» после четырех, а после пятого прочесть суру «аль­Фатиха». После суры «аль­Фатиха» желательно прочесть суру «аль­Къамар», или «ал­Гъашия».

Если намаз был коллективным, после него следует прочесть две хутбы с теми же условиями, которые следует соблюдать при хутбах пятничного намаза.

Если человек не может совершить намаз вышеназванным способом, он делает намерение на праздничный намаз и делает обычный желательный намаз в два ракаата.

И так как праздничный намаз бывает раз в году, мусульманину не следует пренебрегать им, и если он пропустил его по уважительной причине, ему желательно возместить его.

Праздничный намаз по мазхабу имама аш-Шафии

Салат-уль-‘Ид – это праздничный двухракаатный суннат-намаз, совершаемый в день Ураза-байрам (и Курбан-байрам) примерно через час после восхода солнца. Время его совершения следует уточнить у имама мечети накануне.

‘Ид-намаз можно совершать и дома, но мужчинам следует его совершать в мечети вместе с другими верующими. Желательно отправиться в мечеть по одной дороге, а вернуться по другой, ибо так поступал посланник Аллаха (мир ему и благословение).

Перед совершением ‘ид-намаза произносят ният: «Я намереваюсь совершить двухракаатный праздничный суннат-намаз по случаю ‘Ид-уль-Фитра (Ураза-байрам (суннат-‘ид-намаз)) во имя Всевышнего Аллаха». Если намаз совершается с другими мусульманами, то к нияту еще добавляют «вместе с джамаатом» или «за имамом».

Вслед за ниятом сразу произносят «Аллаху акбар» и, поднимая руки до уровня ушей, приступают к намазу. Кто знает, в начале намаза, как обычно, читает молитву «Ваджахту». По окончании этой молитвы, опять поднимая руки, произносят «Аллаху акбар», затем, опустив руки и положив их на живот (как при чтении суры «Фатиха»), читают:

«СубхIаналлагьи валь хIамду лиллагьи ва ла илагьа илла ллагьу валлагьу акбар».

После чтения этой молитвы опять поднимают руки и произносят «Аллаху акбар», затем, как и в первый раз, читают ту же молитву. И так семь раз произносится «Аллаху акбар» и шесть раз читают молитву. Затем после седьмого «Аллаху акбар» читают «А ‘узу...» и суру «Фатиха». Далее все делают как в обычном намазе. Во втором ракаате перед чтением суры «Фатиха» опять произносят «Аллаху акбар» и читают ту же молитву точно так же, как и в первом ракаате, но только пять раз (молитву - четыре раза).

В обоих ракаатах после суры «Фатиха» желательно также читать что-нибудь из Корана. Лучше всего в первом ракаате «Къаф», во втором – «Икътараба», а кто не знает, в первом – «Къул я аийугьал кафирун», во втором – «Къулгьу» («Ихлас»).

Кто совершает ‘Ид-намаз дома, лучше совершить его джамаатом (колллективно) вместе с остальными членами семьи (женой, детьми, матерью, сестрами и т. д.).

‘Ид-намаз желательно совершить и тем: кто находится в пути.

Кто не знает указанной выше молитвы, может совершить обычный двухракаатный суннат-намаз, имея ният совершить ‘Ид-намаз.



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Доступно в форматах: EPUB | PDF | FB2 Страниц: 352 Год издания: 2009 Дважды Герой Советского Союза В.С.Архипов прошел путь от красноармейца...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS