Разделы сайта
Выбор редакции:
- Гадание в новый год для привлечения денег Как правильно гадать на новый год
- К чему снится клещ впившийся в ногу
- Гадание на воске: значение фигур и толкование
- Тату мотыль. Татуировка мотылек. Общее значение татуировки
- Что подарить ребёнку на Новый год
- Как празднуют день святого Патрика: традиции и атрибуты День святого патрика что
- Как научиться мыслить лучше Я не умею быстро соображать
- Эти признаки помогут распознать маньяка Существует три способа достижения абсолютной власти
- Как спастись от жары в городской квартире
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?
Реклама
Морфологические разборы всех частей речи. Морфологический разбор всех частей речи |
Введите слово без ошибок: Введите любое слово, затем нажмите «разобрать». После этого вы получите разбор, в котором будет написана часть речи, падеж, род, время и всё остальное. Т.к. разбор производится вне контекста, то может быть предложено несколько вариантов разбора, среди которых вам нужно будет выбрать правильный. Разбор выполняется компьютером автоматически, поэтому иногда могут быть ошибки. Будьте внимательны, онлайн разбор предназначен для помощи, а не для бездумного переписывания. Замечание про букву Ё : не заменяйте её на Е. Нажмите Ctrl+D, чтобы добавить сервис в закладки и пользоваться им в будущем. Для того, чтобы не испытывать трудности в схеме морфологического разбора слова или в порядке разбора, не следует автоматически запоминать последовательность и принцип разбора. Эффективнее всего ориентироваться на выделение общих признаков частей речи, а затем перейти на частные признаки этой формы. При этом общая логика разбора должна быть сохранена. Также вам помогут Части речи . Следующие примеры морфологического разбора позволят понять схему разбора слов предложения в русском языке. Однако следует помнить, что наличие текста – обязательное условие правильного разбора частей речи, ведь морфологический разбор – это характеристика слова (как части речи), учитывающая специфику его использования. Рассмотрим примеры морфологического разбора. Морфологический разбор существительного
Существительное
(образец разбора): План разбора прилагательного
Прилагательное
(образец разбора): Числительное (порядок разбора):
Числительное (образец разбора): Местоимение (порядок разбора):
Местоимение (образец разбора): Морфологический разбор глагола
Глагол (образец разбора): Причастие (порядок разбора):
Причастие (образец разбора): Деепричастие (порядок разбора):
Деепричастие (образец разбора): Текст: Уезжая за границу, ты грустишь о доме. Наречие (порядок разбора):
Наречие (образец разбора): ВидеоЧто-то непонятно? Есть хорошее видео по теме для прилагательных:
Порядок разбора в вашем классе может отличаться от предложенного, поэтому советуем уточнить у вашего учителя требования к разбору. Всё для учебы » Русский язык » Морфологический разбор слова с примерами и онлайн Чтобы добавить страницу в закладки, нажмите Ctrl+D. Ссылка: https://сайт/russkij-yazyk/morfologicheskij-razbor-slova Инструкция Детали морфологического разбора варьируются в зависимости от того, с какой частью речи мы имеем дело. Но общая всегда остается неизменной. На первом этапе необходимо определить, к какой части речи принадлежит разбираемое слово и на каких основаниях ( , какой вопрос к нему можно задать). Затем слово ставится в начальную форму и определяются его неизменные морфологические признаки – те, которые свойственны ему во всех формах. Охарактеризовав «слово в целом», можно переходить к контексту, определив те признаки, которые присущи ему именно в этом предложении (например, падеж для существительных, род и число для прилагательных и так далее). Последний этап – синтаксической роли слова в предложении (каким членом предложения оно является). Синтаксическая роль определяется только для знаменательных частей речи – служебные слова не считаются членами предложения. Рассмотрим схему морфологического разбора на нескольких примерах для разных частей речи. Разбор существительных Схема разбора: Для примера разберем слово «коты» в предложении «В марте коты поют песни на крышах». Разбор имени прилагательного Схема разбора: Например, рассмотрим прилагательное «березовый» в предложении «Окна квартиры выходили на березовую рощу». Морфологический разбор глагола Разбор глаголов строится по такой же схеме, начальной формой считается инфинитив. Если разбору подвергается составной глагол (такой, к примеру, как «буду обедать» или «сходить бы») – для разбора он выписывается из предложения целиком даже в том случае, если части разделены между собой другими словами. В качестве постоянных морфологических признаков у этой части речи указывается вид (совершенным или несовершенным он является), переходность или непереходность, возвратность и тип спряжения. Наибольшую сложность при разборе глаголов вызывает перечисление непостоянных признаков – их набор сильно зависит от конкретной формы. Непостоянные признаки могут быть следующими: Разбор имен числительных При разборе числительных в качестве начальной формы указывается именительный падеж для количественных числительных, для порядковых – тот же падеж в единственном числе мужского рода. Перечисляя постоянные признаки, надо указать, простым, сложным или составным является числительное и определить, является оно количественным или порядковым. В непостоянных признаках указывается падеж (всегда), род и число – в тех случаях, когда их можно определить. Морфологический разбор служебных частей речи Служебные части речи не изменяются, не являются членами предложения, поэтому их проводится по упрощенной схеме. Первым пунктом указывается, к какой части речи они принадлежат (предлог, союз или частица) и называется ее общее значение. В качестве морфологических признаков перечисляются следующие: При характеристике синтаксической роли служебных слов иногда особо указывается, что они не являются членами предложения. Морфемный разбор слова – разбор по составу, определение и выделение значимых словообразовательных частей слова. Морфемный разбор предшествует словообразовательному – определяющему, каким способом появилось слово. Инструкция Обратите внимание Всегда помните, что у наречий, инфинитивов, деепричастий, служебных частей речи и несклоняемых существительных нет окончаний, а значит основой будет являться все слово. Морфологический разбор подразумевает разбор слова как части речи и определения его роли в составе предложения – синтаксической роли. Каждая часть речи имеет свои особенности и, соответственно, способы морфологического разбора. Инструкция Прежде чем приступить к разбору постоянных и непостоянных морфологических признаков, определите, к какой части речи относится рассматриваемое слово. Для этого необходимо определить, что данное слово обозначает и на какие . Затем поставьте рассматриваемое слово в и установите постоянные (неизменные) морфологические признаки этой формы. Следующим действием определяйте непостоянные, присущие слову в данном контексте признаки. На завершающем третьем этапе определяйте синтаксическую роль разбираемого слова в предложении, то есть: каким членом предложения или, если это служебная часть речи, не является. Рассмотрим в качестве примера предложение: «Делаем морфологический разбор». II. Морфологические признаки. 1. Начальная форма (неопределённая форма): делать. 2. Постоянные признаки: 1) вид: несовершенный. 2) возвратность: невозвратный. 3) переходность-непереходность: переходный. 4) спряжение: 1-е спряжение. 3. Непостоянные признаки: 1) наклонение: изъявительное. 2) время (если есть): настоящее. 3) лицо (если есть): 1 лицо. 4) число: множественное. 5) род (если есть): – III. Синтаксическая функция: в предложении является простым глагольным сказуемым. I. Часть речи: морфологический – имя , обозначает признак предмета: (какой?). II. Морфологические признаки: 1.Начальная форма: морфологический 2.Постоянные признаки: 1) разряд по значению: относительное. 2) Степень сравнения (для качественных ): – 3.Непостоянные признаки: 1)род: мужской. Делаем (кого? что?) разбор. Морфологический разбор представляет собой характеристику слова как части речи с учетом специфики его использования в конкретном предложении. Такой разбор позволяет выявить постоянные и переменные свойства слова. Инструкция Признаки, по которым производится , отличаются для разных частей речи, т.е. нельзя анализировать так же, как и или . Это невозможно потому, что каждая часть речи обладает своими свойствами, отличающими ее от других. Именно на выявление этих свойств и направлен морфологический разбор. Однако основные его принципы одинаковы для всех частей речи. Сначала обозначается общее грамматическое . На этом этапе нужно определить, с какой частью речи вы имеете дело, и какова его роль. Например, при разборе существительного ролью будет являться обозначение предмета. Здесь же выделите начальную форму изменяемых частей речи. Выделите постоянные, неизменяющиеся свойства анализируемой единицы. На этом этапе определяется морфологическое значение слова. Для каждой части речи набор постоянных признаков свой. Например, для существительного постоянными являются: собственное/нарицательное, одушевленность/ , род и . Следующим этапом морфологического является обозначение синтаксической роли в предложении. Эта характеристика в полной мере зависит от контекста. Если требуется провести морфологический разбор существительного, данного вне предложения, то этот момент следует опустить. Чаще всего существительное в предложении является подлежащим или дополнением, однако бывают такие случаи, когда оно выступает в роли сказуемого. Совет 6: Как делать морфологический разбор прилагательныхМорфологический разбор рассматривает слово как часть речи и особенности его использования в заданном предложении. Имя прилагательное является одним из перечня самостоятельных частей речи. Инструкция Непостоянных признаков у прилагательного намного больше, чем постоянных. Если прилагательное качественное, то у него дальше определяется степень сравнения и форма (полная или краткая). Бывает так, что качественное прилагательное не имеет краткой формы или же степени сравнения. Тогда его форма относится к постоянным признакам. Стоит помнить, что при выполнении морфологического разбора имени прилагательного его необходимо выписывать из предложения в неизменном виде. Если его синтаксическая роль – для с предлогом (например, «в красивом месте»), тогда не нужно трогать, поскольку он не относится к прилагательному. Также необходимо помнить, что данная часть речи может иметь составную форму (например, «наиболее близкий»). Тогда прилагательное нужно выписывать из предложения полностью. И не нужно забывать, что непостоянный признак падежа бывает у прилагательных только полной формы. При разборе необходимо указывать лишь постоянные признаки. Самой большой проблемой для учащихся является морфологический анализ (разбор) слова. Это можно объяснить тем, что части речи изучаются на протяжении нескольких лет, и их признаки вылетают из головы. Морфологический разбор зачастую вызывает у школьников затруднения, которые связаны с тем, что некоторые части речи (например, наречие, предлог, союз) изучаются недостаточное количество времени, а после их изучения задания на определение различных грамматических признаков встречаются редко. Это приводит к тому, что учащиеся не удерживают в памяти все морфологические характеристики этих частей речи, поэтому соответствующий разбор и вызывает затруднения. Я предлагаю выдавать опорные схемы - планы анализа частей речи, причем такой план могут составлять и сами учащиеся, внося в них сложный (по их усмотрению) материал. Например, для кого-то сложность представляет то, по каким критериям существительные распределяются по склонениям, для кого-то сложным является понятие наклонения глагола. Через многократное обращение к данным заготовкам не только приобретаются более крепкие знания, но и вырабатывается навык выполнения данного вида разбора. Своим ученикам я рекомендую заводить специальные папки с подобного рода материалами и один экземпляр (целый, неразрезанный) хранить там, а другой экземпляр носить всегда с собой (например, в учебнике) в разрезанном на карточки виде. Учитель может моделировать план разбора по своему усмотрению, добавляя или убирая какой-либо опорный материал. Я предлагаю более полный вариант таких карточек, который включает и такие части речи, как слово категории состояния и звукоподражательные слова, выделяемые не всеми лингвистами в самостоятельные части речи. Учащимся не нужно обращаться к разным учебникам, чтобы вспомнить многие правила. Эта памятка пригодится не только в 5-7 классах, но и при подготовке к экзаменам, итоговом повторении. Ганус Антонина Валентиновна, 30.03.2018 3498 289 Содержимое разработки1. Морфологический разбор СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО . I. Часть речи – сущ., т.к. отвечает на вопрос “ЧТО? ” (падежный вопрос) и обозн. ПРЕДМЕТ . Н. ф. – … (И. п., ед. ч. ) II. Постоянные признаки: собственное или нарицательное, одушевленное (В.п. мн.ч. = Р.п. мн.ч. ) или неодушевленное (В.п. мн.ч. = И.п. мн.ч. ), род (мужской, женский, средний, общий (отн-ся одновременно и к м., и к ж. полу: плакса ), вне категории рода (сущ., не имеющее формы ед.ч.: ножницы )), склонение (1-ое (м., ж. –а, -я); 2-ое (м, ср. – , -о, -е); 3-е (ж. –); разносклоняемое (на –мя, путь); несклоняемые (неизменяются по падежам и числам) , Непостоянные признаки: в … числе (ед., мн. ), в … падеже (И, Р, Д, В, Т, П ). И. Кто? Что? В. Кого? Что? Р. Кого? Чего? Т. Кем? Чем? Д. Кому? Чему? П. О ком? О чем? III. Синтаксическая роль (задать смысловой вопрос и подчеркнуть как член предложения). 2. Морфологический разбор ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО . I. Часть речи – прил., т.к. отвечает на вопрос “КАКОЙ? ” и обозначает ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА. Н.ф. – … (И.п., ед. ч., м. р .) II. Постоянные признаки: Качественное (может быть в большей или меньшей степени)/относительное (не может быть в большей или меньшей степени) /притяжательное (обозначает принадлежность кому-либо). Непостоянные признаки: в степени сравнения (для качественных); в полной (какой? ) или краткой (каков? ) форме, в … падеже (для полной формы), в …числе (ед., мн.), в … роде (для единственного числа). III. Синтаксическая роль 3. Морфологический разбор ГЛАГОЛА . I. Часть речи – гл., т.к. отвечает на вопрос “ЧТО ДЕЛАТЬ? ” и обозначает ДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТА . Н.Ф. – … (инфинитив: что делать ? что сделать ?) II. Постоянные признаки: вид (совершенный (что с делать?) или несовершенный (что делать?)), спряжение (I (ешь, ет, ем, ете, ут/ют), II (ишь, ит, им, ите, ат/ят), разноспрягаемое (хотеть, бежать)), возвратный (есть -ся, -сь.)/ невозвратный (нет -ся, -сь), переходный (употребляется с сущ. в В. п. без предлога )/ непереходный (не употребляется с существительным в В. п. без предлога ). Непостоянные признаки: (!!! У глаголов в неопределенной форме (инфинитиве) непостоянных признаков нет, так как ИНФИНИТИВ – неизменяемая форма слова) в … наклонении (изъявительное : что делал? что делает? что сделает? , повелительное: что делай?, условное: что делал бы ? что сделал бы ?), в … времени (для изъявительного наклонения: прошедшее (что делал?), настоящее (что делает?), будущее (что сделает? что будет делать?)), в … числе (ед., мн.), в … лице (для наст., буд. вр.: 1л. (я, мы), 2 л. (ты, вы), 3 л. (он, они)); в … роде (для прош.вр. ед.ч.). III. Синтаксическая роль (задать вопрос и подчеркнуть как член предложения). 4. Морфологический разбор ЧИСЛИТЕЛЬНОГО . I. Часть речи – числ., т.к.отвечает на вопрос “СКОЛЬКО? ” (или “КОТОРЫЙ? ”) и обозначает КОЛИЧЕСТВО предметов (или ПОРЯДОК предметов ПРИ СЧЕТЕ ). Н .Ф. – … (И.п. или И.п., ед.ч., м.р.). II. Постоянные признаки: разряд по структуре (простое/сложное/составное), разряд по значению (количественное + подразряд (целое/дробное/собирательное)/ порядковое ), особенности склонения: – 1,2,3,4, собирательные и порядковые числ. скл-ся, как прил . – 5–20, 30 скл-ся, как сущ.3 скл . – 40, 90, 100,полтора, полтораста при склонении имеют 2 формы . – тысяча скл., как сущ.1 скл. – миллион, миллиард скл., как сущ. 2 скл . – сложные и составные количественные скл-ся с изменением каждой части слова. – сложные и составные порядковые числительные скл-ся с изменением только последнего слова. Непостоянные признаки :
III. Синтаксическая роль (вместе с сущ., к которому относится) с указанием главного слова. 5. Морфологический разбор МЕСТОИМЕНИЯ . I. Часть речи – мест., т.к. отвечает на вопрос “КТО? ЧТО?” (КАКОЙ? ЧЕЙ? СКОЛЬКО? КОТОРЫЙ?) и не обозначает, а указывает на ПРЕДМЕТ (ПРИЗНАК или КОЛИЧЕСТВО). Н.Ф. – …(И.п. (если есть) или И.п., ед.ч., м.р.) II. Постоянные признаки: разряд по соотношению с другими частями речи (мест. -сущ., мест.-прил., мест. -числ .) разряд по значению с доказательством: – личное , т.к. указ. на лицо; – возвратное , т.к. указ.на возвращение действия на самого себя; – притяжательное , т.к. указ. на принадлежность; – вопросительное , т.к. указ. на вопрос; – относительное , т.к. указ. на отношения простых предл. в составе сложного; – неопределенные , т.к. указ. на неопределенные предм., призн., кол-во, – отрицательные , т.к.указ. на отсутствие предм., призн., кол-ва; – определительные , т.к. указ. на обобщенный признак предмета. лицо (для личных). Непостоянные признаки:
III. Синтаксическая роль (задать вопрос от главного слова и подчеркнуть как член предложения). 6. Морфологический разбор НАРЕЧИЯ . I. Часть речи – нар., т.к. отв.на вопрос “КАК?” (КОГДА? КУДА? ПОЧЕМУ? и др.)и обозначает ПРИЗНАК ПРИЗНАКА. Н.ф. – указывать только если наречие в степени сравнения. II. Постоянные признаки: Неизменяемая часть речи. Разряд по значению: образ действия (каким образом?) – меры и степени (насколько? в какой мере?), места (где? куда? откуда?) – времени (когда? как долго?), причины (почему?) – цели (зачем? для чего?) ) Непостоянные признаки: III. Синтаксическая роль. 7. Морфологический разбор СЛОВА КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ . I. Часть речи – СКС, т.к. обозначает СОСТОЯНИЕ человека, природы, ОЦЕНКУ ДЕЙСТВИЯ и отвечает сразу на два вопроса: “КАК?” и “КАКОВО?” II. Постоянные признаки: Неизменяемая часть речи. Разряд по значению: образ действия (каким образом?) – меры и степени (насколько? в какой мере?), места (где? куда? откуда?) – времени (когда? как долго?), причины (почему?) – цели (зачем? для чего?) (Указать, если наречие местоименного типа, его вид: определительное, личное, указательное, вопросительное, относительное, неопределенное, отрицательное. ) Непостоянные признаки: в … форме … степени сравнения (если есть). III. Синтаксическая роль. 8. Морфологический разбор ПРИЧАСТИЯ . I. Часть речи – прич., т.к. отв. на вопр. “КАКОЙ?” и “ЧТО ДЕЛАЮЩИЙ? ЧТО СДЕЛАВШИЙ?” и обозн. ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА ПО ДЕЙСТВИЮ. Н.ф. – … (И., ед., м.). II. Постоянные признаки: действительное (-ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-; -вш-, -ш-) или страдательное (-ем-, -ом-, -им-; -енн-, -нн-, -т-). вид (совершенный – что с делавший? несовершенный – что делавший?). возвратность (возвратное – есть -ся , невозвратное – нет -ся ). время (настоящее: -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-, -ем-, -ом-, -им-; прошедшее: -вш-, -ш-, -енн-, -нн-, -т-). Непостоянные признаки: полная (какой?) или краткая форма (каков?) (только для страдательных). падеж (только для причастий в полной форме). число (ед., мн). род (только для прич в ед.ч.). III. Синтаксическая роль (обычно бывают определением или сказуемым). 9. Морфологический разбор ДЕЕПРИЧАСТИЯ . I. Часть речи – дееприч., т.к.отв.на вопр. “КАК?” и “ЧТО ДЕЛАЯ? ЧТО СДЕЛАВ?” и обозн.добавочное действие. II. Постоянные признаки: Неизменяемая часть речи. Вид (совершенный – что с делав?/несовершенный – что делая?). Возвратность (возвр. – есть -ся , невозвр. – нет -ся ). III. Синтаксическая роль (чаще бывает обстоятельством). 10. Морфологический разбор СОЮЗА . I, Часть речи – союз, т.к. служит для соединения однородных членов предложения или простых частей в составе сложного предложения. II. Признаки: Простой (из одного слова: и, а, но… потому что… ). Сочинительный (связывают ОЧП или ПП в составе ССП: и, тоже, либо, однако… ) + группа по значению (соединительные: и ; противительные: но ; разделительные: или ). Подчинительный (связывают ПП в составе СПП: потому что, так как, чтобы, словно… ) + группа по значению (изъяснительные : что, временные : когда, условные : если, причинные : потому что, целевые : чтобы, следственные : так что; уступительные : несмотря на то что, хотя; сравнительные : как будто) Неизменяемая часть речи. 11. Морфологический разбор ПРЕДЛОГА . I. Часть речи – предлог, т.к. служит для связи главного слова … с зависимым … II. Признаки: Простой (из одного слова: из, в ) / составной (из нескольких слов: в течение, в связи с ). Производный (перешел из другой части речи: вокруг ) / непроизводный (из, к, об …). Неизменяемая часть речи. 12. Морфологический разбор ЧАСТИЦЫ . I. Часть речи – частица, т.к. придает доп.оттенки (какие именно:вопросительные, восклицательные, указательные, усилительные, отрицательные) словам или предложениям или служит для образования форм слов (каких именно:наклонения, степени сравнения). II. Признаки: Разряд по значению: (формообразующие: более, пусть, бы… /смысловые: неужели, вот, именно… ). Неизменяемая часть речи. III. Не является членом предложения, но может входить в его состав. 13. Морфологический разбор МЕЖДОМЕТИЯ . I. Часть речи – межд, т.к. выражает различные чувства или побуждение к действию. II. Признаки: III. Не является членом предложения. 14. Морфологический разбор ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНОГО СЛОВА . I. Часть речи – зв/п.слово, т.к. передаёт звуки живой или неживой природы. II. Признаки: неизменяемая часть речи; производное/непроизводное. III. Не является членом предложения. Учащиеся средней школы должны овладеть не только глубокими теоретическими познаниями, но и прочными практическими навыками. С этой целью немаловажная роль в учебном процессе отведена грамматическому разбору, который помогает практически усвоить изучаемые в курсе современного русского языка грамматические категории, осмыслить правила орфографии и пунктуации, систематизировать и закрепить полученные знания. Этот вид упражнений служит эффективным приёмом организации самостоятельных занятий по русскому языку, приёмом самоконтроля и проверки знаний. Грамматический разбор широко используется при изучении всех разделов грамматики. Предмет данной серии статей – грамматический разбор на уроках русского языка в школе. Грамматический разбор – это анализ в данном тексте определённых грамматических явлений (целые предложения или их части, члены предложения, отдельные морфемы и т.д.), отнесение их к тому или иному грамматическому разряду и грамматическую характеристики разбиваемого предложения или отдельного слова. На уроках русского языка любой вид разбора предполагает мотивировку ответа: от ученика требуется развёрнутый, логически обоснованный, связный ответ, в котором даётся описание языкового явления и обосновывается отнесение его к той или иной грамматической категории. Таким образом, грамматический разбор содействует повышению общей языковой культуры детей, развивает их речь, помогает осмыслить логическую связь явлений языка. Актуальность статей заключается в осмыслении важности разграничения понятий и видов грамматического разбора. В данной серии статей рассматриваются образцы фонетического, различных видов морфологического и синтаксического, а также орфографического и пунктуационного разбора. Новизна работы заключается в широте привлеченного материала для анализа различных видов грамматического разбора. В первой статье рассматривается порядок и образцы фонетического разбора, морфемный, словообразовательный и этимологический анализ. Фонетика – немаловажна и трудная часть курса русского языка в школе. Предлагаемые схемы помогут учащимся организовать самостоятельное изучение данной темы и систематизировать полученные знания. Во второй статье рассмотрены порядок и примеры морфологического разбора. Орфографическому и пунктуационному разбору отведено важное место в школьном курсе, следовательно, учащиеся должны хорошо владеть этими видами разбора. Так как орфография, пунктуация тесно связаны с грамматикой, в данную статью включены схемы орфографического и пунктуационного разбора. В третьей статье дан подробный анализ орфографического разбора, синтакчического разбора словосочетания, простого предложения: всех его типов (назывного, определенно-личного, неопределенно-личного, обобщенно-личного и бессоюзного предложения), дан порядок их анализа и образцы разбора односоставных предложений. В четвертой статье рассмотрен анализ осложненных предложений, дан порядок и образец разбора по членам предложения, анализ сложносочиненного и сложноподчиненного предложения и предложения сложноподчиненного усложненного типа. И, наконец, в пятой статье рассматриваются вопросы, связанные с бессоюзным сложным предложением (многочленные бессоюзные сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи) Цель данной серии статей – помочь учащимся в подготовке к ЕГЭ и к урокам русского языка. Одна из задач подготовки учащихся к экзаменам – научить их применять на практике теоретические знания, полученные при изучении школьного курса русского языка. Определить круг вопросов по каждой теме и основное направление в работе учителям русского языка и учащимся помогут содержащиеся в каждом разделе статьи краткие методические указания. Рекомендации даны к наиболее трудным темам. Целесообразно приступать к полному грамматическому разбору после изучения всего материала данной темы или раздела. При упражнениях в грамматическом разборе по предлагаемым схемам учителю необходимо добиваться исчерпывающих ответов на вопросы. Это позволит сознательно усвоить и закрепить почти весь теоретический материал курса. Выполняя предложенные упражнения, учащийся должен осмыслить и запомнить порядок разбора и его объём и научиться излагать свои наблюдения литературным языком в виде связного рассуждения. Методологическую основу работы составили методы и способы грамматического разбора в вузе и в школе. В статью включен анализ многочисленных предложений с разными видами связи (союзной – сочинительной и подчинительной; союзной и бессоюзной), а также анализ бессоюзных предложений. Опорными стали труды акад. В.В. Виноградова, Д.Э Розенталя, Н.С. Валгиной, Т.Ф.Ивановой, Н.М.Шанского и др. Морфологический разборВ современном русском языке десять частей речи: 1. Имя существительное; В научной литературе вслед за академиком В.В. Виноградовым выделяются как особые разряды категории состояния и модальные слова. Это приводит к некоторым разночтениям в анализе данных частей речи. Очень важно разобраться в порядке разбора частей речи. Последовательность перечисления грамматических признаков слова не должна быть случайной. Среди множества признаков каждой части речи прежде всего выделяют постоянные признаки, характерные для слова в целом, каждой из его форм. Например, для имени существительного такими являются признаки, определяющие его принадлежность к тому или иному лексико-грамматическому разряду: к собственным или нарицательным, одушевлённым или неодушевлённым. В любой из своих форм нарицательное существительное остаётся нарицательным, а собственное – собственным и т. д. Постоянным признаком существительного является и его род, так как существительные по родам не изменяются. Не изменяется у существительного и его принадлежность к определённому типу склонения. Все эти признаки свойственны слову в целом, составляют его общую характеристику. Другую группу признаков слова составляют признаки словоизменения, т. е. такие грамматические признаки, по которым слова данной части речи изменяются, образуя систему словоформ. Так, имя существительное изменяется по числам и падежам, образуя формы различных падежей в единственном и множественном числе. Глагол может измениться по наклонениям, временам, лицам, числам, иногда по родам, образуя соответствующие формы, т. е. парадигму данного слова (Парадигма (от греч. paradeigma - пример, образец), система форм одного слова, отражающая видоизменения слова по присущим ему грамматическим категориям, например по роду, числу и падежу для существительных, лицу, времени, виду и прочее для глаголов; схема изменения слова по грамматическим категориям; образец типа склонения или спряжения). В русском языке, например, полная парадигма прилагательных включает три парадигмы единственного числа, одну - множественного числа, одну парадигму кратких форм и формы степеней сравнения.) Научить учащихся различать свойства слова в целом и свойства его отдельных форм очень важно. Выработать и закрепить это умение поможет правильно построенный грамматический разбор. При грамматическом разборе сначала указывают начальную форму слова и дают его общую характеристику, т.е. перечисляют его постоянные признаки. Затем определяют, в какой форме употреблено это слово, т. е.анализируют признаки данной формы. И если это слово дано в контексте, рассматривают его синтаксические связи и функции: с каким словом оно связано, каким членом предложения является. Таков общий порядок разбора всех знаменательных частей речи. Разбор служебных слов, конечно же, идет по другому плану. Разграничение признаков слова и признаков формы должно находить своё выражение в самих формулировках грамматического разбора. Например, существительное нарицательное, одушевлённое, женского рода, третьего склонения; употреблено в форме единственного числа, творительного падежа и т. д. Порядок морфологического разбора Имя существительное 1. Часть речи. Имя прилагательное 1. Часть речи. Имя числительное 1. Часть речи. Местоимение 1. Часть речи. Глагол 1. Часть речи. Причастие
Деепричастие 1. Часть речи(особая форма глагола) Наречие 1. Часть речи Предлог 1. Часть речи. Союз 1. Часть речи Частица 1. Часть речи Образцы морфологического разбора Низко над землей стояли тучи комаров, и в пустырях жалобно плакали чибисы. Всё предвещало дождь, но не было ни одного облачка. Петр Михайлович переехал свою межу и поскакал по ровному, гладкому полю. (А. П. Чехов «Соседи») Теперь он шел по-звериному, осторожно. Встревоженный слух ловил каждый шорох, глаза рыскали по сторонам . (Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке» Пристроившись за спиной какого-нибудь игрока, он изучал его карты, ничего в них не понимая, потому что не знал ни одной игры . (Оноре де Бальзак «Утраченные иллюзии») Низко – наречие, неизменяемая часть речи. Отвечает на вопрос как?, определительной группы, качественное. соотносительно с прилагательным, образовано от его основы с помощью суффикса -о , в предложении примыкает к глаголу-сказуемому стояли, является обстоятельством образа действия. Над – предлог, простой, непроизводный, служит для выражения пространстве нянях отношений. Употреблён с творительным падежом существительного (над землёй), с другими падежами не употребляется. Землёй – имя существительное, начальная форма – земля. Существительное нарицательное, неодушевлённое, женского рода, 1-го склонения. Употреблено в творительном падеже с предлогом (над землёй). Единственного числа, во множественном числе не употребляется. В предложении является обстоятельством места. Стояли – глагол, начальная форма – стоять , несовершенного вида, невозвратный, непереходный, 2-го спряжения, употреблён в изъявительном наклонении, во множественном числе, в прошедшем времени, в предложении является сказуемым. Жалобно – наречие, определительной группы, качественное. Соотносительно с прилагательным, образовано от его основы при помощи суффикса -о . В предложении примыкает к глаголу-сказуемому и служит обстоятельством образа действия. Но – союз, простой, сочинительный, противительный, одиночный. Соединяются части сложного предложения. Не – частица, отрицательная, относится к глаголу (не было). Одного – числительное, начальная форма – один. Простое по структуре, количественное. Склоняется как местоимение сам. В предложении употреблено с существительным (ни одного облачка ), согласуется с ним в ед. ч., ср. р., Р. п., является определением. Свою – местоимение, начальная форма – свой, притяжательное, склоняется как притяжательное прилагательное типа лисий. Употреблено в форме винительного падежа, женского рода, единственного числа; смогласуется с существительным межу и является определением. Поскакал – глагол, начальна форма – поскакать . Глагол совершенного вида, невозвратный, непереходный, 1-го спряжения. Употреблён в форме изъявительного наклонения, прошедшего времени, единственного числа, мужского рода. Эта форма образована от формы инфинитива поскака- при помощи формообразующего суффикса -л- . В предложении является простым глагольным сказуемым. Встревоженный – особая форма глагола – причастие.Начальная форма – встревожить . Глагол совершенного вида, невозвратный, переходный, 2-го спряжения. Глагол употреблён в форме страдательного причасти, прошедшего времени. Причастие образовано от основы инфинитива встревож(и)- с помощью формообразующего суффикса -енн- . Имеет полную форму, склоняется как прилагательное, стоит в именительном падеже, единственном числе, мужском роде. Зависит от слова слух, является определением. Понимая – особая форма глагола – деепричастие, начальная форма – понимать . Глагол несовершенного вида, невозвратный, переходный, 1-го спряжения. Глагол употреблён в форме деепричастия; оно образовано от основы настоящего времени понимай – при помощи суффикса -а (графически -я ), выполняет функцию обстоятельства. Ровному – имя прилагательное, начальная форма ровный. Качественное, полная форма, употреблено с предлогом в форме дательного падежа единственного числа среднего рода, относится к слову полю. В предложении является определением.
Морфологический разбор самостоятельных частей речиИмя существительноеПлан разбора
Образец разбора
Тихо льется тихий Дон." Устный разбор:
Дон-существительное,обозначает предмет,отвечает на вопрос что? Начальная форма-Дон;собственое,неодушевленное;муж.р.;2-е скл.употреблено в форме им.п.ед.ч.(мн.ч. не имеет) в предложении выполняет роль подлежащего. Имя прилагательноеПлан разбора
Образец разбора
Коля рисовал хлеба, которые были убраны в большие 3 копны.
Устный разбор
Большие – имя прилагательное. Письменный разбор:
Большие – имя прилагательное. Имя числительноеПлан разбора
I. Часть речи. Общее значение. Образец разбора
Школьный участок занимает десять 3 гектаров.
Устный разбор
Десять - имя числительное. Письменный разбор
Десять - числит. МестоимениеПлан разбора
I. Часть речи. Общее значение. Образец разбора
Мой 3 оптимизм родился из занятий наукою, и мне 3 желательно было бы внушить его каждому 3 ... (Д. Менделеев)
Устный разбор Мой - местоимение. Мне - местоимение. Каждому - местоимение. Письменный разбор Мой (оптимизм) - мест. Мне - мест. Каждому - мест. ГлаголПлан разбора
I. Часть речи. Общее значение. Образец разбора
Будущее принадлежит 3 людям честного труда (М. Горький).
Устный разбор
Принадлежит - глагол. Письменный разбор
Принадлежит - глагол. НаречиеПлан разбора
I. Часть речи. Общее значение. Образец разбора
Ветер порывисто 3 дул.
Устный разбор
Порывисто - наречие. Письменный разбор
Порывисто - наречие; Морфологический разбор особых форм глаголаПричастиеПлан разбора
Образец разбора
Первая комната была оклеена 3 по брёвнам старыми газетами (К. Симонов).
Устный разбор
Оклеена (комната) - это причастие. Письменный разбор
Оклеена - причастие. ДеепричастиеПлан разбора
I. Часть речи (особая форма глагола). Общее значение. Образец разбора
Я несколько минут смотрел ему пристально в лицо, стараясь 3 заметить хоть лёгкий след раскаяния (М. Лермонтов).
Устный разбор
Стараясь - деепричастие. Письменный разбор
I. (Что делая?) стараясь - деепричастие. Морфологический разбор служебных частей речиПредлогПлан разбора
I. Часть речи. Общее значение. Образец разбора
По 3 небу метались встревоженные галки.
Устный разбор
По - предлог. Письменный разбор
По - предлог. СоюзПлан разбора
I. Часть речи. Образец разбора
Я слыхал о тамошних метелях и 3 знал, что целые обозы бывали ими занесены (А. Пушкин).
Устный разбор
И - союз. Письменный разбор
И - союз. ЧастицаПлан разбора
I. Часть речи. Общее значение. Образец разбора
А тут бы 3 влево лишь принять (И. Крылов). Устный разбор
Бы - частица, так как: Письменный разбор
Бы - частица. МеждометиеПлан разбора
I. Часть речи. Образец разбора
Устный разбор
Эй - междометие, так как, Письменный разбор
I. Эй - междометие. СсылкиЛитература1. Русский язык: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / М. Т. Баранов, Л. Т. Григорян, Т. А. Ладыженская и др. - 20-е изд. - М.: Просвещение, 1999. - 191 с.: ил. - ISBN 5-09-008918-3 . |
Популярное:
Новое
- К чему снится клещ впившийся в ногу
- Гадание на воске: значение фигур и толкование
- Тату мотыль. Татуировка мотылек. Общее значение татуировки
- Что подарить ребёнку на Новый год
- Как празднуют день святого Патрика: традиции и атрибуты День святого патрика что
- Как научиться мыслить лучше Я не умею быстро соображать
- Эти признаки помогут распознать маньяка Существует три способа достижения абсолютной власти
- Как спастись от жары в городской квартире
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?