Разделы сайта
Выбор редакции:
- Гадание в новый год для привлечения денег Как правильно гадать на новый год
- К чему снится клещ впившийся в ногу
- Гадание на воске: значение фигур и толкование
- Тату мотыль. Татуировка мотылек. Общее значение татуировки
- Что подарить ребёнку на Новый год
- Как празднуют день святого Патрика: традиции и атрибуты День святого патрика что
- Как научиться мыслить лучше Я не умею быстро соображать
- Эти признаки помогут распознать маньяка Существует три способа достижения абсолютной власти
- Как спастись от жары в городской квартире
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?
Реклама
Презентация на тему живительные воды нравственности. Ф ормирование мировоззрения, нравственно - эстетической и гражданской культуры личности |
Урок 79-80 Обществознание 11, профильный уровень Мораль и нравственность Д.З: § 30, ?? (с.325), задания (с.325-326), источник (с.326-327) © А.И. Колмаков
Универсальные учебные действия
Изучение нового материала
Вспомните. Какое место занимает мораль в системе социальных норм и ценностей? Чем отличается моральное регулирование от правового? Можно ли считать личностью человека с низким уровнем нравственной культуры? Этика Специализированная философская наука, которая исследует целостное теоретическое рассмотрение нравственной жизни общества в системе её разнообразных проявлений. В Древней Индии, Древнем Китае философское измерение раскрывало общественно значимый смысл нравственных и безнравственных Поступков человека. Этика исследовала структуры и механизмы подготовки и принятия нравственных решений конкретными личностями, раскрыла влияние на уровень, характер и направленность этих решений самосознания личности. Основной предмет этики МОРАЛЬ . Два мира есть у человека - Один, который нас творил. Другой, который мы от века Творим по мере наших сил. Н.Заболоцкий. Появление надписи – автоматически после первого щелчка мыши (с задержкой для чтения строк). «Лишь две вещи на свете способны тревожить наше воображение: звёздное небо над нами и нравственный закон внутри нас». И. Кант Что хотели выразить в своих мыслях поэт ХХ века и философ Х VIII- нач.Х I Х в.? Притча: Создавая род человеческий, боги позаботились о нём с щедростью поистине божественной: дали разум, речь, огонь, способности к мастерству и искусству . Каждый был наделен каким-либо талантом. Появились строители, кузнецы, лекари и т. д. Человек стал добывать пищу, делать красивые вещи, строить жилища. Но научить людей жить в обществе боги не сумели . И когда люди собирались вместе для какого-нибудь большого дела - строить дорогу, канал, между ними вспыхивали ожесточенные споры, а нередко дело кончалось всеобщим развалом. Слишком эгоистичны, слишком нетерпимы и жестоки были люди, все решали только грубой силой... И над родом человеческим нависла угроза самоистребления. Тогда отец богов Зевс , чувствуя свою особую ответственность, повелел ввести в жизнь людей стыд и правду. Восхищены были боги мудростью отца. Только один вопрос они задали ему: как распределить стыд и правду среди людей? Ведь таланты боги даруют избирательно: одному пошлют способности строителя, другому – музыканта, третьему – лекаря и т. д. А как поступить со стыдом и правдой? Зевс ответил, что стыд и правду должны иметь все люди . Иначе не будет на Земле ни городов, ни государств, ни самих людей. . . Какие вечные универсальные ценности и зачем даровал человеку Бог? МОРАЛЬ Сформировалась вместе с возникновением человеческого общества Связана со всеми сферами общественной жизни Форма общественного сознания Явление культурно-историческое, классовое Предмет изучения этики МОРАЛЬ оценочный аспект Познавательный аспект регулятивный аспект Свобода человека, его способность выбирать между добром и злом называется моральным выбором. Мораль - это совокупность одобренных общественным мнением норм, определяющих отношения людей в социуме, их обязанности друг перед другом и перед обществом. Не лги Не укради Не убий Смысл жизни Свобода Счастье … Доброжелательность Справедливость Мудрость Нормы поведения Моральные качества Высшие моральные ценности Моральные требования и представления Нравственные принципы Морально- психологические механизмы Долг Совесть Коллективизм / индивидуализм Эгоизм / альтруизм РОЛЬ МОРАЛИ Один вариант Регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни Обеспечивает единство и согласованность взаимодействия людей при различных обстоятельствах Является жизненным ориентиром для человека, стремящегося к самосовершен-ствованию Формирует нравственный облик личности, нравственное сознание Моральные нормы и требования стимулируют развитие моральных взглядов, убеждений, чувств, которые в совокупности образуют нравственное сознание. Управляющая поступками человека Регулятивная Утверждение человеческого в человеке Другой вариант Ценностно- ориентационная Координационная Функции морали Единство и согласованность действий людей Мотивационная Конститутивная Формирование нравственного облика личности Безнравственность недопустима Функции морали
Приведите примеры реального проявления каждой функции морали! Позитивное закрепление моральных норм в индивидуальном сознании моральные убеждения как принятые личностью моральные принципы Примени к проявлениям своего поведения! Нравственность принципы реального практического поведения людей, специфическая сфера культуры , в которой концентрируются и обобщаются высокие идеалы и строгие нормы поведения , регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни степень усвоения личностью моральных ценностей общества и практическое следование им в повседневной жизни Мир сущего Мир должного Нравственность - степень усвоения личностью моральных ценностей общества и практическое следование им в повседневной жизни, т. е. выражение человеческого в человеке. Нравственность - это уровень реального морального поведения людей. Мораль - совокупность одобренных общественным мнением норм, определяющих отношения людей в социуме, их обязанности друг перед другом и перед обществом Этические (моральные) категории - это фундаментальные понятия морали, отражающие события жизни с точки зрения самых общих моральных оценок. долг достоинство совесть счастье честь моральный идеал Моральный выбор Долг
Совесть
Честь и достоинство
Счастье
Моральный идеал Представление о совершенной системе моральных норм, ценностей, воплощаемых в деятельности и поведении личности Нравственная культура личности: - степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества; - реализация человеком в своём поведении нравственных принципов, ценностей, норм. Факторы, определяющие уровень нравственной культуры: Учитель организует обсуждение, только после его завершения на слайд выводятся пункты плана.
Этапы формирования нравственной культуры личности Определите, на кокой стадии находитесь Вы! Трудности в осуществлении нравственного идеала (причины):
Духовно-нравственные заповеди академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва:
В. С. Высоцкий. «Баллада о времени» Время эти понятия не стёрло. Нужно только поднять верхний пласт. И дымящейся кровью у горла Чувства вечные хлынут из нас. Ныне присно, во веки веков, старина, И цена есть цена, и вина есть вина, И всегда хорошо, если честь спасена, Если духом надёжно прикрыта спина. Чистоту, простоту мы у древних берём, Саги, сказки из прошлого тащим Потому, что добро остаётся добром В прошлом, будущем и настоящем. Появление строк – автоматически после первого щелчка мыши (с задержкой для чтения строк). Контрольные вопросы
рефлексия
Источники 1. Обществознание: 11 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений: профил. уровень. / [Л. Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, А.Т. Кинкулькин и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]; Росс. акад. наук, Росс. акад. образования, изд-во «Просвещение» .- 8-е изд. - М.: Просвещение, 2014. – 432 с. – (Академический школьный учебник) ISBN 978-5-09-032479-3 2. Обществознание. Практикум. 11 класс: пособие для общеобразоват. учреждений: профильный уровень / Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др./: под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2008 3. Краюшкина С.В. Тесты по обществознанию: 11 класс: к учебнику «Обществознание. 11 класс» под ред. Л.Н. Боголюбова и др. / С.В. Краюшкина. – М.: Издательство «Экзамен», 2012 5. Сорокина Е.Н. Поурочные планы по обществознанию. Профильный уровень. 11 класс (к учебнику под ред. Л.Н. Боголюбова). – М.: ВАКО,2013 6. Зинина С.А., учитель истории и обществознания МОУ СОШ №43, г.Волгоград, http://prezentacii.com/obschestvoznanie/6077-moral-i-nravstvennost.html ; 7. Тимофеева Т.А., учитель истории и обществознания «МБОУ № 16», http://infourok.ru/user/timofeeva-tatyana-aleksandrovna/progress 8. Павлова А.В., учитель истории и обществознания, МОУ СОШ № 12, г. Вышний Волочок http://metodichka.ucoz.ru/load/istorija_i_obshhestvoznanie/prezentacii/prezentacija_k_uroku_obshhestvoznanija_quot_moral_i_nravstvennost_quot_dlja_11_klasa_profil/7-1-0-136 1 слайд Культура и мораль Рак Галина Владимировна учитель начальных классов МБОУ СОШ №151 г.Новосибирск
2 слайд Вы узнаете: Что означает слово «культура». Почему культуру называют второй природой. Как возникла мораль.
3 слайд Понятие культура появилось в Древней Греции и в переводе с латинского означало «возделывание земли». Предполагалось, что уход за полем – это не просто обработка земли, но и заботливое отношение к ней.
4 слайд В русский язык слово «культура» вошло в середине XIX века. Оно употреблялось в двух значениях: 1) хлебопашество, земледелие; 2) образованность.
5 слайд Культуру иногда называют второй природой. В отличие от естественной природы, которая может существовать без человека, культура создаётся трудом многих людей, которые продолжают её поддерживать, развивать, обогащать.
6 слайд Кроме того, в отличие от природы, культура не существует в единственном числе. Каждый народ в разное время создавал и сейчас создаёт собственную культуру.
7 слайд Эти культуры существуют вместе, обогащая друг друга. Поэтому очень важно изучать культуру не только своей страны, своего народа, но и других стран и народов.
8 слайд Культура разных народов Культура включает в себя предметы человеческого труда (материальная культура), а также представления, идеи, ценности и идеалы, традиции и обычаи, нормы и правила (духовная культура).
9 слайд Разновидность духовной культуры Существует много разных видов духовной культуры. Например, политическая культура – это идеалы и жизненные ценности людей в государстве, правовая культура – законы, по которым люди живут в обществе и которые являются обязательными для всех без исключения. Особый вид духовной культуры – мораль – система норм и ценностей, регулирующих поведение людей.
10 слайд
11 слайд Мораль возникла тогда, когда люди осознали, что одни поступки помогают жить, а другие мешают. Например, если помогать друг другу, то жизнь становится легче. А если лениться, ссориться, обманывать, то жизнь людей становится хуже.
12 слайд Постепенно стали складываться представления о хорошем и плохом, о добре и зле. В результате появилась потребность поддерживать (поощрять) хорошие (добрые) поступки и запрещать плохие (злые) поступки.
13 слайд Кроме того, стало необходимо передавать знания о добре и зле следующим поколениям. Эти знания постепенно перешли в нормы поведения.
14 слайд Моральные нормы связаны с понятными всем требованиями: Уважать родителей Выполнять обещания Помогать нуждающимся Не воровать Не убивать Не обманывать и т.д.
15 слайд И всегда, во все времена, осуждались: Трусость Предательство Жадность Жестокость Клевета Лицемерие
16 слайд Что означает слово «культура»? Понятие «культура» появилось в Древней Греции и в переводе с латинского означало «возделывание земли». Предполагалось, что уход за полем – это не просто обработка земли, но и заботливое отношение к ней. В русский язык слово «культура» вошло в середине XIX века. Оно употреблялось в двух значениях: 1) хлебопашество, земледелие; 2) образованность.
17 слайд Почему культуру называют второй природой? Культуру иногда называют второй природой. В отличие от естественной природы, которая может существовать без человека, культура создаётся трудом многих людей, которые продолжают её поддерживать, развивать, обогащать. Кроме того, в отличие от природы, культура не существует в единственном числе. Каждый народ в разное время создавал и сейчас создаёт собственную культуру. Вопросы и задания: Приведите примеры материальной и духовной культуры. Объясните, почему возникла мораль. Вместе с родителями составьте свод (перечень) моральных норм (правил), принятых в вашей семье.
20 слайд Использованные материалы: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений «Основы светской этики» 4 -5 классы Москва «Просвещение» 2010 http://images.yandex.ru/yandsearch?ed=1&text=%D0%B4%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%BC%D0%B8%D1%80&stype=simage&img_url=img1.liveinternet.ru/images/attach/b/3/11/612/11612943_1470229665.jpg&p=880 http://images.yandex.ru/yandsearch?text=добро%20и%20зло%20картинки&stype=simage&img_url=www.gigart.ru/uploads/posts/2009-04/1241104634_124 images.yandex.ru/yandsearch?text=настроение%20в%20картинках&stype=simage&img_url=i89.beon.ru/50/31/83150/16/2752316/tryt6ryt.jpeg&p=19 http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%8F&stype=image http://images.yandex.ru/yandsearch?rpt=simage&text=%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D1%8F%20%D0%BC%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D1%86%20%D0%BD%D0%B0%20%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D0%BA%D0%B5%20%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B3&img_url=www.hunter.cuny.edu/classics/russian/russianlinks/vasnetsov-warrior-compressed.jpg&p=8 Тема № 23. Нравственная культура Цель: познакомиться с понятиями «мораль», «нравственность», категориями добра и зла, морального и аморального, нравственного и безнравственного. Задачи: 1. познакомить с сущностью морали и нравственности, показать причины изменения содержания нравственных категорий в общественном развитии, проанализировать нравственную культуру. 2. Развивать умения анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами. 3. Воспитывать нравственные качества учащихся, формировать отношение к моральным и нравственным ориентирам в жизни человека. 1. Беседа по вопросам: Что включает в себя понятие культуры как достижения человека в преобразовании мира? Что представляет собой духовная сфера? Как связаны культура общества и культура отдельного человека? Какие особенности характеризуют духовную жизнь современной России? 2. Сообщение темы и цели урока. Тема нашего занятия – Нравственная культура. В процессе нашего занятия мы должны дать определение данному термину и изучить основные составляющие элементы нравственной культуры. II. Изложение программного материала.
Существует ещё одно слово, которое часто употребляют вместе со словом «мораль». Это слово «нравственность». Многие учёные считают, что различий между этими словами нет, что это слова-синонимы. Но почему же всё-таки зачастую употребляют оба эти слова вместе, причём в одной фразе? Спрашивают, например: «Как оценить этот поступок с точки зрения морали и нравственности?»
Есть учёные, которые считают, что нравственность бывает добрая и злая, как бывают нравы добрые и злые (раньше даже говорили «добронравный», «злонравный»). К злой нравственности относят все отрицательные, недобрые дела и поступки. Примером злой нравственности могут служить такие, например, суждения: «человек человеку – волк», «с волками жить – по-волчьи выть», «своя рубашка ближе к телу», «падающего – толкни» и др. А теперь давайте обратимся к научному определению нравственной культуры. Нравственная культура – это важная составляющая общества, в котором мы живем. Что же является составляющими нравственной культуры? Основными элементами нравственной культуры являются: Нравственное сознание. Действие. Поведение. Нравственное мышление. Ответственный выбор. Нравственная культура общества очень тесно связана с нравственной культурой личности. И я предлагаю обсудить вопрос: «Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать человек, желающий построить общество с высокой нравственной культурой. В жизни общества и каждого человека существуют моменты, когда необходимо сделать «моральный выбор». Подвиг жителей блокадного Ленинграда В осажденном Ленинграде - городе, где долгое время жил и работал Вавилов, шла первая блокадная зима. Нормы хлеба были сокращены до невозможного: рабочим - по 250 граммов в сутки, остальным - 125 граммов. Люди обезумевали от голода, падали на ходу, умирали от истощения. А в это время в темных холодных комнатах на Исаакиевской площади, в доме с забитыми досками окнами было полно еды. В коробках и мешках лежали десятки тонн семян, клубней картофеля. Но четырнадцать сотрудников. Всесоюзного института растениеводства (ВИР), которые работали и урывками спали рядом, были так же голодны и истощены, как и все ленинградцы. Они бредили едой, и все же никому из них даже не приходила в голову мысль съесть хотя бы горсточку зерен, чтобы спасти свою жизнь. ВОПРОС К ТЕКСТУ 1 Какие гражданские качества демонстрирует предложенная ситуация? Способствуют ли эти качества развитию нравственной культуры общества? 2 Можно ли назвать поведение этих людей гражданским подвигом? Обоснуйте свое мнение . 3 Как связаны в данной ситуации понятия гражданин и нравственность? Что значит действовать во благо других? Обоснуйте свое мнение. 4 В чем смысл и значимость подвига жителей блокадного Ленинграда сегодня? Обоснуйте свое мнение. Наше общество не идеально, но каждый из нас должен понимать, что от его нравственной культуры и гражданской позиции зависит общество, в котором мы живем. Как вы считаете, что поможет нашему обществу стать нравственно культурным? Добро – это только то, что приносит выгоду? (НЕТ) Каждый день человек оказывается перед выбором – сделать что-то как удобней или как должно? (ДА) «Человек… есть лишь то, что сам из себя делает?», - считал французский философ Ж.-П. Сартр. (ДА). Основные ценности и нормы морали За долгую историю человечества существовало много разных ценностей и идеалов. Но у людей было и есть много общего, что сохраняется тысячелетиями. Чтобы жить, нужны мир и порядок. Нужно трудиться, иметь семью, дом, детей. Нужны друзья. Нужна здоровая природная среда. Нужны образование, техника, наука. А вместе со всеми этими типичными условиями жизни людей из эпохи в эпоху передаются проверенные временем моральные нормы, ставшие общечеловеческими духовными ценностями . Вечно живут
главные моральные нормы
: не делай другому того, чего себе не желаешь («золотое правило морали»); почитай старших; не убивай, не развратничай, не воруй; не лги; не завидуй, не посягай на чужое.
Добро и зло Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории. Это вечные вопросы.
Там, где есть большое общественное зло (эксплуатация, захватнические войны, преследование инакомыслящих или людей другой национальности, другого цвета кожи, сословия или происхождения и т. п.), там обязательно проявляется и зло малое, повседневное, вошедшее в привычку, в нравы, в психологию людей, - хамство, грубость, эгоизм, равнодушие к страданию и горю других людей, тупость, жестокость, враньё, пьянство, хитрость, обман и т. д.
Ситуация
Подумайте, о чём говорит эта история, если на неё посмотреть широко, философски. Какие мысли у тебя она вызвала?
При таком обмане, когда зло запутывает следы, встаёт перед нами вопрос: как же различать добро и зло, по каким надёжным признакам, критериям (т. е. меркам) можно отличить моральное поведение от аморального? Такая мерка у морали есть, и вы её знаете: это главный принцип морали – гуманизм. Ни об одном человеке нельзя судить только по его собственным словам. Судить надо по делам. Надо выяснять, какие дела он творит. И оценивать их с точки зрения гуманизма. Итак, наличие или отсутствие гуманизма в реальных делах и поступках (а не словах) – вот основной критерий морали, по которому можно различать добро и зло, моральное и аморальное поведение. III. Итог урока.
Что такое мораль? Зачем она нужна людям? По какому признаку мы узнаём мораль? Почему её называют общечеловеческой ценностью? В каких поступках проявляется любовь к ближнему? Какой смысл вкладывается в понятие «добро»? Что означает понятие «зло»? Почему его называют многоликим и коварным? ДОМА У мудреца спросили: «Какая жизнь самая лучшая?» Он ответил: «Когда мы не делаем того, что осуждаем в других».
Один мудрый человек сказал: «Если я не за себя, то кто за меня? Но если я только для себя, то тогда зачем я?»
3. Академик Д. С. Лихачёв говорил, что о добрых людях очень легко, интересно говорить и писать. Потому что добрые люди очень разные и интересные. А плохие – все одинаковые и малоинтересные.
Ответьте «да» или «нет» на каждую позицию теста.
Говорят мудрые «Добро – то, что служит сохранению и развитию жизни, зло есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей».
А. Швейцер (1875-1965), немецко-французский философ, врач
Подготовили: Лазеева Т.Н., учитель истории МОУ «Гимназия №1 МО «Ахтубинский район» Сейдалиева Т.П., учитель русского языка МОУ «Успенская ООШ МО «Ахтубинский район» Золотое правило нравственности. Одной из важнейших задач духовно-нравственного развития и воспитания школьников является формирование морали как осознанной личностью необходимости определенного поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом. На уроке учащиеся познакомятся с золотым правилом нравственности, с историей его появления, формулировкой этого правила. Урок направлен на формирование умения осознанно применять золотое правило нравственности в жизни. Цель проекта: способствовать воспитанию доброты и милосердия, нравственных качеств, выявлению правильного представления о добре и добрых делах. Задачи: развивать самостоятельность и оригинальность мышления; формировать способность слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят; учить прогнозированию последствий своих поступков; развивать готовность к социальному взаимодействию. Оборудование урока: учебное пособие мультимедиа раздаточный материал Основные понятия урока: Социальные нормы Мораль Нравственность Добро и зло Справедливость Совесть Дружба Предварительная подготовка: подбор текстового материала, видеофрагментов театрализация сказки изготовление костюмов создание презентации План урока: 1.Организационный момент. – 2 минуты. 2. Создание проблемной ситуации, имеющей отношение к теме урока: представление сказки (или ее прочтение). – 5 минут. 3. Беседа по содержанию сказки. – 10 минут. 4.Работа в группах. - 5 минут. 5. Физкультминутка. 6. Постижение основных понятий и идей урока. - 15 минут. 7. Применение на практике приемов нравственного поведения. – 5 минут. 8. Итоги и рефлексия – 2 минуты. 9. Домашнее задание. – 1 минута. 1.Организационный момент «Жизнь дана на добрые дела». 2. Создание проблемной ситуации, имеющей отношение к теме урока: представление сказки (или ее прочтение) « На высокой колонне, над городом стояла статуя Счастливого Принца. Он был очень красив, весь покрыт листочками золота, а вместо глаз сияли драгоценные камни. Такой же камень был и на рукоятке шпаги. Однажды над городом пролетала Ласточка. Лететь ей нужно было далеко, в теплые края, и она решила переночевать у ног статуи. Неожиданно на нее упала капля, потом вторая, третья. Ласточка поняла, что это слезы Принца. - Почему ты плачешь? Ведь ты такой красивый! – спросила она. - Я жил во дворце, за огромными стенами, и считал, что кругом только счастье и красота. Придворные величали меня «Счастливый Принц». А после смерти меня поставили здесь, так высоко, что мне стали видны все скорби и нищета моей столицы. И хотя сердце мое теперь оловянное, я не могу сдержать слез. И вдруг попросил: - Ласточка, пожалуйста, выклюй драгоценный камень из моей шпаги и отнеси женщине с больным ребенком. - Мне надо скорее улетать, идет зима , - ответила Ласточка. - Останься хоть на одну ночь, помоги мне, - опять попросил Принц. Не смогла отказать ему Ласточка, выклевала драгоценность и отнесла больному ребенку. А когда вернулась, призналась Принцу, что ей совсем не холодно…» Счастливый принц 3. Беседа по содержанию сказки. Отчего Ласточке стало тепло, ведь приближалась зима ? А почему люди ценят добро? добро благодарность уважение дружелюбие Оказание помощи забота понимание 1. « К древнему китайскому мудрецу Конфуцию пришел ученик и спросил: «Есть ли правило, которым можно было бы руководствоваться всю жизнь?» Мудрец ответил: «Это взаимность. Чего сам не желаешь, того не делай другим». 2. «Молодой еврейский юноша просил умных людей изложить ему содержание священных книг так кратко, чтобы мудрость их можно было усвоить, стоя на одной ноге и не утомившись. И тогда ответил ему мудрей: «Не делай никому того, чего не хочешь, чтобы было сделано тебе». 3. « В начале нашей эры из уст проповедовавшего Иисуса Христа прозвучало: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Чему же учат эти правила, что их объединяет? Относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе. 4. Работа в группах: Высказывания мудрецов, живших в разные времена, в разных землях. Золотое правило нравственности Ребята, давайте жить дружно! 5. Физкультминутка. 6. Постижение основных понятий и идей урока. Следуйте трем основным правилам: Первое: делай добрые дела! Второе: накапливай опыт добрых дел! Третье: говори добрые слова и улыбайся! Закон доброго отношения к людям: Подумай о товарищах, потом о себе. Уважая себя, уважай других. Будь общителен, активно помогай другим. 8. Итоги и рефлексия: Тема урока Вызвало тревогу научился убедился новое вспомнил 9. Домашнее задание. Нарисуйте картину доброго дела и подберите или напишите сами к нему стихотворение. Использованная литература, интернет ресурсы. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 класс ы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.:Просвещение, 2010 . Обществознание: человек, природа , общение: учебник для 5 класс а. Под редакцией Л..Боголюбова. 2007. Пословицы и поговорки народов мира. Сказки народов мира. Толковый словарь русского языка: иллюстрированное издание. В.И.Даль. М:Эксмо, 2010. http://www.stihi.ru/2011/05/10/7816 http://www.proshkolu.ru/user/kanechka0504/file/1471359/ http://www.manwb.ru/articles/persons/great_europ/wild Елизавета Фёдоровна Романова История России знает немало примеров замечательных женщин, отличавшихся благородными качествами. Одной из них была великая княжна Елизавета Фёдоровна Романова, жена родного брата российского императора Александра III . Одним из главных её качеств была любовь к ближнему. Во время революции 1905-1907 гг. её муж трагически погиб от бомбы, брошенной террористом Иваном Каляевым. В день похорон Елизавета Фёдоровна попросила допустить её в камеру, где содержался Иван Каляев. Великая княгиня шла на это свидание, не имея ненависти к убийце, но испытывая лишь чувство безмерной печали. Сердце её наполняло жалостью и даже состраданием к этому человеку. Елизавета Федоровна шла в камеру, чтобы от имени своего мужа передать ему прощение. Уходя, она оставила ему Евангелие и икону. Через несколько лет после трагических событий великая княгиня продала свои драгоценности и на вырученные деньги купила усадьбу в Москве. В усадьбе разместилась Марфо-Мариинская обитель, при которой были открыты больница, бесплатная аптека, столовая, приют для детей. Прославившись в обители, Елизавета Фёдоровна вела подвижническую жизнь: ухаживала за больными, обходила беднейшие кварталы, вызволяя оттуда беспризорных детей. Просмотр содержимого презентации
|
Популярное:
Новое
- К чему снится клещ впившийся в ногу
- Гадание на воске: значение фигур и толкование
- Тату мотыль. Татуировка мотылек. Общее значение татуировки
- Что подарить ребёнку на Новый год
- Как празднуют день святого Патрика: традиции и атрибуты День святого патрика что
- Как научиться мыслить лучше Я не умею быстро соображать
- Эти признаки помогут распознать маньяка Существует три способа достижения абсолютной власти
- Как спастись от жары в городской квартире
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?