Главная - Язык тела
Священный месяц мухаррам. Месяц мухаррам и день "ашура"

10:59 2018

С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного.

Хвала Всевышнему Аллаху! Завершается последний, двенадцатый, месяц лунного мусульманского календаря Зуль-Хиджа 1439 года по хиджре, начинается первый месяц 1440 года, называемый «аль-Мухаррам».

Мусульманское летоисчисление начинает свой отсчёт с великого события – переселения пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) со своими сподвижниками из Мекки в Медину, что по-арабски называется «хиджра». С этого момента началось стремительное распространение Ислама не только в пределах Аравийского полуострова, но и по всему миру. Решение о введении нового календаря принял халиф Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах), посоветовавшись с другими сподвижниками. Поэтому мусульманский календарь называется «Хиджри». Как было сказано выше, мусульманский календарь является лунным, поэтому в одни годы он бывает короче солнечного на десять, в другие – на одиннадцать дней, постепенно смещаясь по отношению к солнечному летоисчислению. Количество месяцев так же, как и в солнечном календаре, двенадцать. Вот их названия по порядку:

1.Аль-Мухаррам - араб. المحرم

2.Сафар - صفـر

3.Рабии’у ль-авваль - ربـيع الأول

4.Рабии’у с-саании -ربـيع الـثاني

5.Джумаада ль-ууля - جمادى الأولى

6.Джумаада ль-аахыра - جمادى الآخرة

7.Раджаб - رجـب

8.Шаабан - شعـبا ن

9.Рамадан - رمضا ن

10.Шавваль - شوّ ال

11.Зуль-Ка’да - ذو الـقـعـدة

12.Зуль-Хиджа - ذو الحجة

Почему этот месяц назван аль-Мухаррам?

По поводу причины названия месяца аль-Мухаррам (что в переводе с арабского означает «запретный») существует ряд мнений:

1. Месяц назван «аль-Мухаррам» по той причине, что считалось запретным вести вооруженные военные действия в его дни, за исключением обороны от нападения врагов. Это наиболее предпочтительное и правильное мнение.

2. По причине того, что в этот месяц рай стал запретным для Иблиса (сатаны).

3. По причине того, что запрет на совершение грехов в этот месяц становится строже, подобно другим запретным месяцам.

Таким образом, кроме того, что аль-Мухаррам – это первый месяц в году, он также является одним из запретных месяцев, имеющих ряд достоинств, на которые указывают аяты Священного Корана и Пречистая Сунна.

Особая значимость этого месяца:

Всевышний Аллах сказал: «Воистину, число месяцев у Аллаха двенадцать. Так было записано в Писании в тот день, когда Аллах сотворил небеса и землю. Четыре месяца из них запретные. Такова правая религия, и посему не поступайте в них несправедливо по отношению к себе» (Коран, сура 9 «ат-Тауба», 36).

Автор комментариев к Корану имам Аль-Куртуби (да одарит его Аллах своей милостью) по поводу этих аятов сказал: «Всевышний Аллах особо выделил четыре заповедных месяца, запретив проявлять в них несправедливость (хотя несправедливость запрещена в любое время), что указывает на их особую значимость».

Сообщается от Абу Бакры (да будет доволен им Аллах), что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Год состоит из двенадцати месяцев, из них четыре являются запретными. Три из них следуют друг за другом: Зуль-Ка’да, Зуль-Хиджа и аль-Мухаррам, а также месяц Раджаб (Мудар), который следует после Джумада и до Шаабана» (аль-Бухари, 4662; Муслим, 1679).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Лучший пост после Рамадана – это пост в месяце Аллаха аль-Мухаррам» (Муслим, 1163). В этом хадисе аль-Мухаррам назван «месяцем Аллаха», и это указывает на его достоинство.

Также упоминается, что аль-Мухаррам называется «месяцем Аллаха», дабы указать на то, что запрет установлен самим Всевышним, и никто не может и не имеет права изменить это. Во времена джахилии (доисламского периода невежества) язычники самовольно объявили запретным месяц Сафар, а аль-Мухаррам сделали разрешённым. Назвав аль-Мухаррам «месяцем Аллаха», Всевышний указал на то, что только Он один обладает исключительным правом запрещать или разрешать.

По поводу предыдущего хадиса Ибн Касим (да одарит его Аллах своей милостью) сказал: «В этом хадисе указывается, что после Рамадана наилучшим месяцем, предназначенным для соблюдения добровольного поста, следует считать месяц аль-Мухаррам . Действительно, добровольные посты в некоторые дни года могут быть лучше отдельных дней месяца аль-Мухаррам , как, например, день Арафат, первые десять дней месяца Зуль-Хиджа. Но добровольный пост в течение всего или большей части месяца аль-Мухаррам является лучшим после Рамадана…».

Имам ан-Навави (да одарит его Аллах своей милостью) сказал: «Если кто-нибудь задаст вопрос: «Если в хадисе указывается на то, что лучшим постом после Рамадана является пост в месяц аль-Мухаррам , как же тогда объяснить, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) больше всего постился в месяц Шаабан, а не в месяц аль-Мухаррам ?» Ответ таков: «Возможно, о достоинстве поста валь-Мухаррам посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) было открыто поздно (в последние годы его жизни), и поэтому он не успел много поститься в этот месяц. Или же в жизни пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) возникали различные обстоятельства (поездки, болезнь и т.д.), препятствовавшие ему много поститься в аль-Мухаррам ».

Ибн Раджаб (да одарит его Аллах своей милостью) сказал: «Существует разногласие среди богословов по поводу того, какой из запретных месяцев является наилучшим. Аль-Хасан аль-Басри и другие ранние ученые сказали, что лучшим из запретных месяцев является аль-Мухаррам . Ряд учёных, живших позднее, также предпочли это мнение. Приводится, что аль-Хасан сказал: «Поистине, Аллах начал год с запретного месяца (аль-Мухаррам) и завершил его также запретным месяцем (Зуль-Хиджа). И после Рамадана нет такого великого месяца в году, как аль-Мухаррам».

Из-за строгой запретности этого месяца раньше он назывался месяцем Аллаха аль-Асамм (в переводе с арабского языка – «глухой» или «закупоренный»). Имам ан-Насаи привел хадис от Абу Зарра (да будет доволен им Аллах), который сказал: «Я спросил пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Какая часть ночи является наилучшей? И какой месяц является наилучшим?» Посланник Аллаха ответил: «Наилучшей частью ночи является её середина, а наилучшим месяцем – месяц Аллаха, который вы называете аль-Мухаррам».

Из особенностей месяца аль-Мухаррам – то, что в нем присутствует день Ашура, а в соответствии с Сунной этот день рекомендуется проводить в посте. Ашура является десятым днем этого месяца.

Приведём некоторые хадисы, указывающие на достоинство этого дня:

1. Ар-Рубайа бинт Муаввиза (да будет доволен ею Аллах) сказала: «В середине дня Ашура Пророк (мир ему и благословение Аллаха) отправил человека к селениям ансаров со словами: «Кто сегодня не постится, пусть воздерживается от еды и питья до конца дня, а кто постится с утра, пусть продолжает пост» . После этого мы постились и велели поститься нашим детям. Мы делали им игрушки из крашеной шерсти, и если кто-то начинал плакать, желая покушать, мы давали ему эту игрушку до тех пор, пока не наступит время разговения» (Аль-Бухари, 1960).

2. Сообщается, что Ибн Аббас сказал:«Пророк прибыл в Медину, и увидел, что иудеи постятся в день Ашура. Он спросил их: «Что это?» Они ответили: «Это великий день! Именно в нем Аллах спас сынов Исраиля от их врага, и Муса стал поститься в этот день». Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Я более близок к Мусе, чем вы!» Затем он постился и велел соблюдать этот пост» (Аль-Бухари, 2004).

3. Сообщается, что Ибн Аббаса спросили о посте в день Ашура, на что он ответил:«Мне неизвестно, чтобы посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) постился в какой-либо день из-за его превосходства над другими днями, кроме этого дня, или в какой-либо месяц из-за его превосходства над другими месяцами, кроме Рамадана» (Муслим, 2718).

4. Сообщается, что Абу Катада (да будет доволен им Аллах) сказал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:«Кто постится три дня в каждом месяце и в течение Рамадана, тот словно постоянно бывает в посте. За пост в день Арафата я надеюсь, что Аллах сотрёт грехи предыдущего года и будущего, а за пост в день Ашура я надеюсь, что Аллах сотрёт грехи предыдущего года» (Муслим, 2803).

Просим Аллаха простить наши грехи, совершённые в прошлом, и просим у Него помощи и содействия в совершении благих дел в будущем.

Подготовлено редакцией сайта «Почему Ислам? »

  • - Нуфаи ибн аль-Харис. Абу Бакра-это его кунья. Уважаемый читатель! Не путайте его с самым известным и лучшим сподвижником Пророка, صلى الله عليه وسلم, Абу Бакром.

Хвала Аллаху, Господу миров. Он сказал в свой Книге:

إِنَّا لَنَنصُرُ رُسُلَنَا وَالَّذِينَ آمَنُوا فِي الْحَيَاةِ الدُّنْيَا وَيَوْمَ يَقُومُ الْأَشْهَادُ

«Воистину, Мы окажем помощь Нашим посланникам и верующим в мирской жизни и в тот день, когда предстанут свидетели» (Коран, 40: 51).

Свидетельствуем, что нет никого, достойного поклонения, кроме Аллаха, нет у Него сотоварищей, а также свидетельствуем, что Мухаммад – раб Аллаха и Его посланник, которого Он отправил, чтобы он стал милостью для народов и доводом истины для всего человечества. Мир ему и благословение Аллаха, а также его семье и всем его сподвижникам.

Дорогие братья и сёстры, будьте богобоязненны и размышляйте над историями, о которых Аллах поведал в своей ясной Книге, о пророках и их сподвижниках, о том, как Он даровал им победу и утвердил их на земле, а врагов их поверг, ниспослав им суровое возмездие.

لَقَدْ كَانَ فِي قَصَصِهِمْ عِبْرَةٌ لِّأُوْلِي الأَلْبَابِ مَا كَانَ حَدِيثًا يُفْتَرَى وَلَكِن تَصْدِيقَ الَّذِي بَيْنَ يَدَيْهِ وَتَفْصِيلَ كُلَّ شَيْءٍ وَهُدًى وَرَحْمَةً لِّقَوْمٍ يُؤْمِنُونَ

«В повествовании о них содержится назидание для обладающих разумом. Это – не вымышленный рассказ, а подтверждение тому, что было до него, разъяснение всякой вещи, верное руководство и милость для верующих людей» (Коран, 12: 111).

Одна из историй, повествование которой мы видим в Книге Аллаха, это история о пророке Мусе (мир ему) и фараоне. Эта история рассказывает нам о том, как истина победила ложь, она затрагивает сердце верующего, побуждая его быть стойким перед лицом врага, каким бы сильным он ни казался, ведь силы лжи никогда не смогут конкурировать с силой истины, ибо истина стоит на прочном фундаменте, а ложь – на зыбкой основе.

أَفَمَنْ أَسَّسَ بُنْيَانَهُ عَلَى تَقْوَى مِنَ اللّهِ وَرِضْوَانٍ خَيْرٌ أَم مَّنْ أَسَّسَ بُنْيَانَهُ عَلَىَ شَفَا جُرُفٍ هَارٍ فَانْهَارَ بِهِ فِي نَارِ جَهَنَّمَ وَاللّهُ لاَ يَهْدِي الْقَوْمَ الظَّالِمِينَ

«Тот ли, кто заложил основание своего строения на страхе перед Аллахом и стремлении к Его довольству, лучше или же тот, кто заложил основание своего строения на самом краю обрыва, готового обвалиться, так что он обвалится вместе с ним в адскую бездну? Воистину, Аллах не ведет прямым путем несправедливых людей» (Коран, 9: 109).

Несмотря на огромную власть и могущество, которым обладал фараон, он опасался, что истина проявит себя через его оппонентов, коими являлись для него сыны Исраиля. Он делал всё возможное, чтобы ослабить их, убивал мальчиков, оставляя в живых только девочек, боясь рождения Мусы (мир ему), о котором фараон узнал от своих оракулов. Но желание Аллаха остановить невозможно, Его сила непобедима, и Он захотел, чтобы Муса родился в среде сынов Исраиля, спасся от смерти и вырос во дворце самого фараона. Аллах хранил Мусу, окружив его Своей чуткой заботой и божественной силой, пока тот не вырос. Когда Муса возмужал, случилось так, что он убил человека из народа фараона, и, опасаясь мести, бежал в город Мадиан. Там он провёл много лет, там же и женился. Затем Муса вернулся в Египет, и когда он находился в пути, Аллах заговорил с ним, ниспослал ему своё Откровение и поручил ему отправиться к фараону с пророческой миссией. Аллах (Велик Он и Славен) дал Мусе ясные знамения, подтверждающие его правдивость, но фараон проявил упрямство и высокомерно отказался внять призыву пророка. «Он (Муса) показал ему (фараону) величайшее знамение, но тот счел его ложью и ослушался, а потом отвернулся и принялся усердствовать. Он собрал толпу и громко воззвал, и сказал: «Я – ваш Всевышний Господь!»

Фараон утверждал, что Муса волшебник и все его знамения это обыкновенное колдовство, которое он сможет развеять и, тем самым доказать свою правоту. Он созвал всех колдунов своего царства, и в назначенный день колдуны показали своё колдовство, а Муса явил знамения данные ему Аллахом. «Истина подтвердилась, и тщетным оказалось то, что они совершали. Они были повержены там, и вернулись бесславными. И тогда колдуны пали на землю, склонившись. Они сказали: «Мы уверовали в Господа миров, Господа Мусы (Моисея) и Харуна (Аарона)» (Коран, 9: 118-122).

После этого фараон решил действовать путём силы и устрашения, он начал запугивать верующих жестокой расправой. Аллах велел Мусе вместе с верующими покинуть землю Египта и повести их в другую землю. Узнав об этом, фараон собрал свою армию и бросился в погоню за сынами Исраиля, желая уничтожить их всех до единого. Пока фараон был в пути, Муса со своим народом успел подойти к морю. Когда сыны Исраиля стояли на берегу, армия египетского деспота уже приблизилась к ним совсем близко. В тот момент страх обуял последователями Мусы, что же им было делать? Перед их глазами расстилалась морская бездна, а уже совсем рядом подступала армия, встреча с которыми не предвещала ничего хорошего. «Когда две группы людей увидели друг друга, сподвижники Мусы (Моисея) сказали: «Нас непременно настигнут». Он сказал: «О нет! Со мной – мой Господь, и Он укажет мне прямой путь» (Коран, 26: 61-62).

Аллах велел Мусе ударить посохом по воде волнующегося моря, и когда он сделал это, морская пучина разверзлась, образовав сухие проходы, достаточные для того, чтобы весь народ смог без затруднений идти по ним. Муса со своим народом пошли по дну моря без страха и опасений, а вслед за ними в морские проходы вошли воины фараона во главе с ним самим. На тот момент, когда последний из беглецов вышел на сушу, все воины фараона вошли на морское дно, и по велению Аллаха морская бездна сомкнулась над ними, и все они утонули. Так истина одержала победу над ложью. Аллах выполнил своё обещание, оказав помощь своим сторонникам, так сбылось предсказание пророка Мусы (мир ему), которое он открыл своему народу в Египте. «Он сказал: «Быть может, ваш Господь погубит вашего врага и сделает вас их преемниками на земле, а затем посмотрит, как вы будете поступать» (Коран, 7: 129). Так свершилась воля Аллаха:«Мы пожелали оказать милость тем, кто был унижен на земле, сделать их предводителями и наследниками, даровать им власть на земле и показать Фараону, Хаману и их воинам то, чего они остерегались» (Коран, 28: 5-6).

Это великое событие произошло 10-го числа месяца Мухаррам, этот день получил название Ашура . Это особый день, он с древних времён окружён почётом и славой, в этот день пророк Муса (мир ему) соблюдал пост, вознося благодарность Аллаху (Велик Он и Славен) за чудесное избавление. В этот день постился наш Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) и велел соблюдать пост в день Ашура своим сподвижникам, а также велел поститься ещё один день до или после Ашуры. В сборниках аль-Бухари и Муслима приводится хадис, который передаётся со слов Абдуллы ибн Аббаса (да будет им доволен Аллах), что, прибыв в Медину, Пророк увидел, что иудеи постятся в день Ашура. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил: «Почему вы поститесь в этот день? » Они сказали: «Это знаменательный день. В этот день Аллах спас Мусу и его народ и потопил фараона вместе с его народом, поэтому Муса постился в этот день, выражая свою благодарность». Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Мы более достойны и ближе к Мусе ». Он стал поститься в этот день и велел своим сподвижникам следовать его примеру.

В сборнике хадисов имама Муслима сообщается со слов Абу Катады, что один человек спросил Пророка (мир ему и благословение Аллаха) про пост в день Ашура, на что он сказал: «Я надеюсь, что Аллах простит [человеку за это] грехи всего прошлого года ». В начале Пророк (мир ему и благословение Аллаха) соблюдал пост только один день, но в последнем году своей жизни намеревался прибавить к Ашуре ещё один день поста, дабы не уподобляться обладателям Писания. Сообщается, что Абдулла ибн Аббас сказал: «Когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) стал поститься в день Ашура и побуждать людей к соблюдению этого поста, сподвижники сказали: «Посланник Аллаха, этот день отмечают иудеи и христиане!» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если настанет следующий год, то, если пожелает Аллах, будем поститься и девятый день (месяца Мухаррам)» . Ибн Аббас сказал: «Но Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) умер до наступления следующего года».

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) также говорил: «Поститесь в день Ашура и поступайте наперекор иудеям; поститесь также один день до или после Ашуры» .

Поэтому является желательным для мусульманина соблюдать пост в день Ашуры и добавить к нему один день поста до или после него, следуя примеру пророков Аллаха, и стремясь получить награду от Него.

Хвала Аллаху, Господу миров. Мир и благословение Посланнику Аллаха, а также его семье и всем его сподвижникам.

Месяц Мухаррам является первым месяцем года по мусульманскому календарю. Это один из четырёх запретных для войн, кровной мести и тому подобному месяцев. О высокочтимости месяца Мухаррам говорится в Коране и Сунне. Поэтому каждый мусульманин должен стараться провести этот месяц в служении Всевышнему. Как мы проведём этот первый месяц года, так и пройдёт весь год. Имам Газали в книге «Ихйа» пишет, что если провести месяц Мухаррам в ибадате, то можно надеяться, что его баракат достанется и остальным месяцам года.

Достоверный хадис, переданный Муслимом, гласит: «После месяца Рамазан самым лучшим для соблюдения поста является Мухаррам ».

В другом хадисе, переданном Табарани, говорится: «Тому, кто постился один день месяца Мухаррам, воздастся как за 30 постов ». Согласно ещё одному хадису, высоко награждаемы посты в четверг, пятницу и в воскресенье месяца Мухаррам.

Имам Навави (да будет доволен им Аллах!) в книге «Заваиду рравза » пишет: «Изо всех высокочтимых месяцев, Мухаррам является лучшим для поста ».

Месяц Мухаррам содержит и священный день Ашура.

Мухаррам – месяц покаяния и поклонения Аллаху, так что не упускайте шанс получить прощение грехов и многократное воздаяние за добродеяния!

День Ашура

10-й день месяца Мухаррам называют днем Ашура (от слова «ашара», что означает «десять»). Месяц Мухаррам, как было сказано выше, является одним из высокочтимых, священных для мусульман месяцев. А самым ценным днём месяца Мухаррам является Ашура.

В день Ашура, а также в предыдущий (9 Мухаррам) или в следующий (11 Мухаррам) дни желательно (суннат) соблюдать пост. Согласно одному из хадисов, пост в день Ашура очищает мусульманина от грехов за предыдущий и последующий годы, а за крупицу подаяний (садака) в день Ашура Всевышний даст вознаграждение величиной с гору Ухуд.

В день Ашура раздают садака, радуют детей и близких, читают Коран, совершают другие богоугодные дела.

На этот день приходится сотворение Всевышним Небес, Земли, Арша, Курса, ангелов, первого человека – Адама, и благословение ему. (Утверждение, что в этот день созданы Небеса и Земля, может показаться логически бессмысленным, если исходить из того, что небесные тела первичны, а периоды их движения вторичны. На самом деле всё обстоит наоборот – периоды первичны, а небесные тела вторичны ).

Светопреставление (конец света) также наступит в день Ашура.

На день Ашура приходятся также переселение Адама, благословение ему в Раю и принятие от него покаяния после грехопадения. На день Ашура приходится множество счастливых случаев, связанных с пророками.

В этот день корабль Нуха (Ноя), благословение ему, причалил к горе Джуди после Потопа; родился пророк Ибрахим , благословение ему; вознеслись на небо пророки Иса и Идрис, благословение им; спаслись пророки Ибрахим, благословение ему, от огня язычников, Муса , благословение ему, и его последователи - от преследования, и утонул фараон; Юнус , благословение ему, вышел из чрева рыбы; произошло исцеление от болезней Аюба, благословение ему; встретился с сыном Якуб, благословение ему; Сулейман, благословение ему, стал царём; Юсуф, благословение ему, вышел из тюрьмы.

Молитва, читаемая в день Ашура:

Сначала 70 раз читают следующую молитву:

حَسْبُنَا الله وَنِعْمَ الْوَكِيلُ نِعْمَ الْمَوْلىَ وَنِعْمَ الْنَّصِـيرٌ

Хасбуналлаху ва ни‘маль вакилю ни‘маль мавля ва ни‘ма ннасиру ” (70 раз).

Затем 7 раз читают эту молитву:

بِسْـمِ اللهِ الرَّحْـمَنِ الرَّحِـيمِ

حَسْبُنَا الله وَنِعْمَ الْوَكِيلُ نِعْمَ الْمَوْلىَ وَنِعْمَ النَّصِيرٌ

سُبْحَانَ اللهِ مِلْءَ الْـمِيزَانِ وَمُنْتَهىَ الْعِلْمِ وَمَبْلَغَ الرِّضَى وَزِنَةَ الْعَرْشِ لاَ مَلْجَاءَ وَلاَ مَنْجَأَ مِنَ اللهِ إِلاَ إِلَيْهِ سُبْحَانَ الله عَدَدَ الشَّفْعِ وَالْوَتْرِ وَعَدَدَ كَلِمَـاتِ اللهِ التَّامـَّاتِ كُـلِّهَا، أَسْئَلُكَ (نَسْئَلُكَ) السَّلاَمَةَ بِرَحْمَتِكَ يـآ اَرْحَمَ الرَّاحِمِينَ وَلاَ حَوْلَ وَلاَ قُوَّةَ إِلاَّ باِللهِ العَليِّ الْعَظِيمِ وَهُوَ حَسْبِى (حَسْبُنَا) وَنِعْمَ الْوَكِيلُ نِعْمَ الْمَوْلىَ وَنِعْمَ النَّصِـيرُ وَصَلَّى الله عَلىَ سَيِّدِناَ مُحَمَّدٍ خَيْرِ خَلْقِهِ وَعَلىَ آلِهِ وَصَحْبِهِ أَجْمَعِينَ

Бисмилляхи ррахмани ррахим.

Хасбуналлаху ва ни‘маль вакилю ни‘маль мавля ва ни‘ма ннасыру.

Субханаллахи мильаль мизани ва мунтахаль ильми ва маблага рриза ва зинаталь ‘арши ля мальджаа валя манджаа миналлахи илля иляйхи субханаллахи адада шшафи валь ватри ва ‘адада калимати лляхи ттаммати куллиха асъалюка (насъалюка) ссалямата бирахматика я архама ррахимина. Валя хавля валя куввата илля билляхиль алиййиль ‘азыми ва хува хасби (хасбуна) ва ни‘маль вакилю ни‘маль мавля ва ни‘ма ннасыру ва салля ллаху ‘аля саййидина Мухаммадин хайри халкихи ва ‘аля алигьи ва сахбихи аджма‘ина.

Перевод:

С именем Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и на том свете – лишь к уверовавшим!

Нам достаточен Аллах, Он – наилучший, на Кого полагаются, лучший Господь, и лучший, Кто дарует победу (помощь).

Субханаллах (Пречист Аллах от всего того, что Ему не подобает!) настолько, пока не заполнятся Весы, и по количеству Его знаний, пока не достигнет Его довольства, и сколько весит Арш. Нам не к кому прибегать, не к кому обращаться, кроме как к Нему же. Субханаллах (Пречист Аллах от всего того, что Ему не подобает!) по количеству чётных и нечётных цифр, и по количеству совершенных слов Аллаха. Я (мы) прошу (просим) у Тебя спасения по Милости Твоей, О Милостивейший из милостивых! Нет мощи, чтобы отказаться от плохого и нет силы, чтобы творить добро (ибадат), кроме как от Всевышнего и Великого Аллаха. Он мне (нам) достаточен, Он – наилучший, на кого полагаются, лучший Господь, и лучший, Кто дарует победу (помощь) .

Благословение Аллаха нашему господину Мухаммаду – лучшему из творений, его семье (общине) и всем его сподвижникам!

Сегодня с наступлением первого дня Священного месяца Мухаррам, начался новый 1439 год по Хиджре. Хиджра - это переселение Пророка Мухаммада (мир ему) из Мекки в Медину. Произошла она в 622 году. Эта важная дата в истории ислама, это событие стало отправной точкой исламской истории, и именно поэтому мусульманское летоисчисление начинается с этой даты.

Священный Мухаррамнаряду с месяцами Раджаб, Зуль Каада и Зуль Хиджа является запретным для конфликтов и войн. В Коране сказано: «Воистину, число месяцев у Аллаха - двенадцать. Так было записано в Писании в тот день, когда Аллах сотворил небеса и землю. Четыре месяца из них - запретные» (сура «ат-Тауба», аят 36).

В хадисе сказано: «Год состоит из 12 месяцев, из них четыре запретные, три приходят поочерёдно: Зуль-када, Зуль-хиджа и Мухаррам, а (четвертый месяц) Раджаб находится между Джумаада и Шаабаном» (аль-Бухари).

Особого поклонения в данный месяц не предусмотрено. Также как и всегда, нужно стремится к совершении благих удел, усердствовать в поклонении, восполнять намазы, давать садака, читать Коран, улучшать свой нрав и отдалиться от совершения грехов. Также сунной является соблюдение поста в любой из дней в любом количестве: «Лучший пост после Рамадана – это пост в месяце Аллаха, Мухарраме» (Муслим).

Самым значимым днем месяца Мухаррам является День Ашура – 10-й день месяца Мухаррам или 30-го сентября. Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказывал: «Когда пророк (мир ему), прибывший в Медину, увидел, что иудеи постятся в день Ашура, он спросил их: «Что это?» Они ответили: «Это - благой день, тот день, когда Аллах спас сынов Исраиля от их врага, и поэтому Муса стал соблюдать пост в этот день». На это пророк (мир ему) сказал: «Я имею на Мусу больше прав, чем вы!», после чего стал соблюдать пост в этот день сам и велел делать это всем остальным».

Аиша рассказывала: «Во времена джахилийи Курайшиты постились в день Ашура и посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), также постился в этот день. Когда он прибыл в Медину, то не перестал поститься в этот день и велел другим соблюдать этот пост. Когда же в обязанность был вменен пост в месяце Рамадан, он перестал поститься в день Ашура. И с тех пор кто хотел, соблюдал этот пост, а кто не хотел, не делал этого».

Пост в День Ашура является сунной Посланника Аллаха (мир ему). Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я никогда не видел Посланника Аллаха ﷺ столь стремящимся поститься, как в день Ашура, и в месяц Рамадан» (Аль-Бухари). Более предпочтительным является держать пост 9-го и 10-го дня Мухаррама или 10-го и 11-го дня месяца.

Священный месяц Мухаррам является благословенным и важным месяцем. Это первый месяц календаря Хиджры и является одним из четырех священных месяцев. Аллах в Коране говорит: «Поистине, число месяцев у Аллаха – двенадцать месяцев в писании Аллаха в тот день, как Он сотворил небеса и землю. Из них – четыре запретных, это – стойкая религия: не причиняйте же в них зла самим себе и сражайтесь все с многобожниками, как они все сражаются с вами. И знайте, что Аллах – с богобоязненными!» (ат-Тауба 9: 36 )

Абу Бакр (да будет Аллах доволен им) сообщил, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Время вернулось к своему первоначальному положению, как тогда, когда Аллах сотворил небеса и землю; год состоит из двенадцати месяцев, из которых четыре являются священными. Три из них находятся в последовательности: Зулькада, Зульхиджжа и аль-Мухаррам, а четвертый Раджаб Мудар, названный в честь племени Мудар, так как они уважали этот месяц." Мухаррам назван так, потому что это священный (Мухаррам) месяц для подчеркивания его святости. Всевышний Аллах говорит «не причиняйте же в них зла самим себе» , что означает не вредить себе в эти священные месяцы, потому что грех, совершенный в эти месяцы, хуже греха в другие месяцы.

Сообщалось, что Ибн Аббас сказал касательно вышеупомянутого аята, что эти четыре месяца сделаны священными. Грехи в эти месяцы более серьезны, а благодеяния приносят большую награду. Катада сказал в отношении фразы «не причиняйте себе зла» , что совершение греха во время священных месяцев более серьезно и более греховно, чем согрешение в любое другое время. Всевышний отметил некоторые свои творения, Он сделал особенными Посланников и ангелов, Он выделил зикр, Он сделал преимущественными мечети на земле, Рамадан и священные месяцы среди всех месяцев, пятницу среди всех дней и Лейлат аль-Кадр среди всех ночей, так почитайте то, что Аллах велел нам почитать.

Достоинство держания поста во время месяца Мухаррам: Абу Хурайра (да будет Аллах доволен им Аллах) сказал: Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Наилучшим постом после поста в месяце Рамадан, является пост в месяце Аллаха – аль-Мухаррам» (Муслим).

Имам ас-Суюты писал: “Меня спросили: «Почему месяц аль-Мухаррам называют «месяцем Аллаха» из прочих месяцев, несмотря на то, что есть месяца, которые по своему достоинству подобны ему, и даже превосходят его, как месяц Рамадан?» И я нашел то, что дает ответ на этот вопрос: Суть этого именования в том, что название этого месяца является исламским, в отличии от остальных названий лунных месяцев в джахилии. В джахилии аль-мухаррам именовали как «сафруль-ауаль», а который следовал за ним «сафру-ссани». Когда же пришел Ислам, то Аллах назвал этот месяц «аль-Мухаррам», и по этой причине этот месяц приписывается к Аллаху!”

Аль-Кари сказал: Значение вышеупомянутого хадиса заключается в держании поста в течение всего месяца Мухаррам. Но было доказано, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) никогда не постился весь месяц, кроме Рамадана, так что этот хадис, вероятно, предназначен для поощрения поста во время Мухаррама, не означает, что нужно поститься в течение всего месяца. Также этот великий месяц выделяется тем, в нем день ‘Ашура, который приходится на 10 число этого месяца. День ‘Ашура – это тот день, в который Аллах спас пророка Мусу (мир ему) и погубил фараона и его войско. Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказывал: «Когда пророк (мир ему и благословение Аллаха) прибывший в Медину, увидел, что иудеи постятся в день ‘Ашура, он спросил их: «Что это?» Они ответили: “Это - благой день, тот день, когда Аллах спас сынов Исраиля от их врага, и поэтому Муса стал соблюдать пост в этот день”. На это пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Я имею на Мусу больше прав, чем вы!» , после чего стал соблюдать пост в этот день сам и велел делать это всем остальным”. аль-Бухари Таким образом, истинный мусульманин должен воспользоваться возможностью в эти благословенные дни и стараться изо всех сил, чтобы получить как можно больше наград и довольства Аллаха.

Число месяцев у Аллаха – двенадцать. Так было в Божьей Книге с того дня, когда Он сотворил небеса и землю. Четыре месяца из них – заповедные.

Этими четырьмя месяцами, согласно достоверным хадисам, являются зулькада, зульхиджа, мухаррам и раджаб. Все корановеды придерживаются данного мнения, поскольку пророк (мир ему и благословение Аллаха) во время своего последнего хаджа сказал:

Год состоит из двенадцати месяцев, четыре из которых являются заповедными. Три из них – зулькада, зульхиджа и мухаррам – следуют друг за другом, а четвертым является раджаб.

Это не означает, что иные месяцы не имеют священного статуса. Например, рамадан, не входящий в эти четыре месяца, – самый священный месяц в году. Указанные четыре месяца отличаются тем, что их святость признавалась даже мекканскими язычниками.

По своей природе каждый из двенадцати месяцев равен другому, ни один из не обладает некоей врожденной святостью, отличающей его от других. Священный статус дается лишь Аллахом, избирающим определенные промежутки времени для ниспослания Своих благ.

Святость указанных четырех месяцев признавалась еще со времен пророка Ибрахима (мир ему). Поскольку мекканские язычники почитали Ибрахима (мир ему), они соблюдали заповедный статус данных месяцев и, несмотря на частые междоусобицы, считали, что воевать в эти месяцы нельзя.

В религиозном кодексе, который был дан Аллахом пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха), священный статус этих месяцев тоже была признан, о чем свидетельствует Коран.

Кроме того, месяц Мухаррам располагает также некоторыми другими особенностями:

1. Пост в мухаррам
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) говорил:
После рамадана лучшим месяцем для поста является мухаррам.

Хотя пост в данный месяц является не обязательным, а добровольным, за него полагается щедрая награда от Аллаха. Приведенный выше хадис показывает, что пост в данный месяц приносит наибольшую награду по сравнению с другими добровольными постами.

При этом хадис не говорит, что обещанную награду за пост в мухаррам можно получить, только если держать пост весь месяц. Каждый день поста этого месяца приносит награду. Поэтому нужно по максимуму использовать данную возможность.

2. День Ашура
Хотя весь мухаррам является заповедным, 10-й день данного месяца – самый священный из всех его дней. Этот день называют Ашура. Господин Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказывал, как пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) при переселении в Медину увидел, что мединские иудеи постились 10-го мухаррама. Иудеи говорили, что в этот день Муса (Моисей, мир ему) и его последователи пересекли чудесным образом Красное море, а фараон был потоплен в его водах. Услышав это от иудеев, пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
– Мы больше связаны с Мусой, чем вы.
После этого он предписал мусульманам постится в день Ашура. (Абу Дауд. Сунан)

В ряде достоверных хадисов передается, что поначалу пост в день Ашура был обязательным для мусульман. Но впоследствии обязательным стал пост рамадана, а пост в день Ашура перешел в разряд добровольных. Госпожа Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала:

Когда пророк (мир ему и благословение Аллаха) переехал в Медину, он сам постился в день Ашура и предписывал людям поститься в этот день. Но когда стал обязательным пост рамадана, обязанность поста стала ограничена рамаданом, а обязательность поста дня Ашура была отменена. Кто хочет, тот постится в этот день, а кто не хочет, тот пост в этот день не держит. (Абу Дауд. Сунан)

Однако сам пророк (мир ему и благословение Аллаха) постился в день Ашура даже после того, как пост рамадана стал обязательным. Абдулла ибн Муса (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) предпочитал пост в день Ашура постам в другие дни и предпочитал пост рамадана посту в день Ашура. (Бухари. Сахих; Муслим Сахих)

То есть пост в день Ашура – это сунна пророка (мир ему и благословение Аллаха), и за его соблюдение полагается немалая награда.

Согласно одному из хадисов, лучше, чтобы пост в день Ашура дополнялся постом в предыдущий или следующий за ним день. То есть нужно поститься два дня:
– либо 9-го и 10-го мухаррама,
– либо 10-го и 11-го мухаррама.

Причиной этому, как говорил пророк (мир ему и благословение Аллаха), является то, что иудеи постились только в день Ашура, а пророк (мир ему и благословение Аллаха) хотел отделить мусульманский способ поста от иудейского. Поэтому он посоветовал мусульманам добавить еще один день поста к посту в день Ашура.

Некоторые хадисы указывают на еще одну особенность дня Ашура. Согласно данным хадисам, в этот день следует быть щедрее к своей семье, предоставляя им больше еды, чем в другие дни. Данные хадисы, согласно принципам хадисоведения, не отличаются высокой степенью достоверности, но некоторые теологи – такие, как Байхаки и Ибн Хиббан – считали их заслуживающими доверия.

Приведенная выше информация о дне Ашура основана на достоверных источниках. Теперь перейдем к рассмотрению заблуждений.

3. Заблуждения и безосновательные обычаи
О дне Ашура имеются различные поверья. Не основанные на достоверных исламских источниках, они, тем не менее, осели в умах некоторых невежд. Среди таких поверий встречаются, например, следующие:
– в этот день был создан пророк Адам (мир ему);
– в этот день родился пророк Ибрахим (мир ему);
– в этот день Аллах принял раскаяние Адама (мир ему);
– в этот день состоится воскрешение людей;
– кто искупается в день Ашура, никогда не заболеет.

Эти и другие подобные выдумки ни на чем не основаны. Хадисы, на которые при этом ссылаются, не заслуживают никакого доверия.

Некоторые считают сунной приготовить особое блюдо в день Ашура. Этот ритуал тоже никак не основан на достоверных исламских источниках.

Есть люди, связывающие священность дня Ашура со смертью Хусейна (да будет доволен им Аллах), внука пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), во время сражения с сирийской армией. Конечно, гибель господина Хусейна (да будет доволен им Аллах) – один из самых трагичных эпизодов нашей истории. Но священный статус Ашура никак с нею не связан, поскольку данный статус был установлен еще при жизни пророка (мир ему и благословение Аллаха), задолго до рождения Хусейна (да будет доволен им Аллах). Поэтому не день Ашура получил высокий статус из-за гибели Хусейна (да будет доволен им Аллах), а наоборот: это достоинство Хусейна (да будет доволен им Аллах), что его мученическая смерть произошла в день Ашура.

Еще одно заблуждение гласит, будто мухаррам – это дурной или несчастливый месяц, поскольку во время него был убит господин Хусейн (да будет доволен им Аллах). Из-за этого поверья люди не играют свадьбы в месяц мухаррам. Но и это лишь беспочвенное представление, противоречащее ясным учениям Корана и Сунны. Такие суеверия категорически отвергались пророком (мир ему и благословение Аллаха). Если смерть выдающегося человека в конкретный день делала бы этот день несчастливым на все последующие годы, сложно было бы найти в году день, не являющийся несчастливым, ведь каждый день связан с уходом из жизни той или иной выдающейся личности. Коран и Сунна избавили нас от таких суеверий.

4. Стенания и рыдания
Другой ложной практикой, связанной с этим месяцем, являются ритуалы стенаний и рыданий в память мученической смерти господина Хусейна (да будет доволен им Аллах). Как мы уже говорили, случившееся в Кербеле – один из самых трагичных эпизодов нашей истории, но пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил проводить обряды стенаний по смерти кого бы то ни было. В докоранические времена язычники оплакивали усопших громкими рыданиями, разрывая свою одежду и ударяя себя по щекам и груди. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил все это и предписал мусульманам соблюдать терпение и говорить:
– Инна́ лилля́хи ва инна́ иляйхи ра́джи-у́н. («Мы принадлежим Аллаху, и к Нему в конечном счете вернемся»)

На этот счет имеется ряд достоверных хадисов. Здесь мы ограничимся тем, что приведем один из них:

Не относится к нам тот, кто бьет себя ладонями по щекам, разрывает на себе одежду и говорит то, что говорили во времена язычества! (Бухари. Сахих)

Все авторитетные правоведы единогласны в том, что рыдания такого рода абсолютно недопустимы. Причем сам господин Хусейн (да будет доволен им Аллах) незадолго до своей кончины говорил своей любимой сестре Зейнаб (да будет доволен ею Аллах), чтобы та не оплакивала его смерть подобным образом:

Сестра, заклинаю тебя, в случае моей смерти не разрывай одежду, не царапай лицо, никого не проклинай из-за меня и не моли о своей смерти.(Ибн Асир. Полная история. – Том 4, стр. 24)

Из наставления Хусейна (да будет доволен им Аллах) следует, что любой вид стенаний осуждается даже тем благословенным человеком, в честь которого эти церемонии проводятся. Каждый мусульманин должен сторониться этих действий и оставаться верным учениям пророка (мир ему и благословение Аллаха) и его горячо любимого внука Хусейна (да будет доволен им Аллах).

Муфтий Мухаммад Таки Усмани



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Доступно в форматах: EPUB | PDF | FB2 Страниц: 352 Год издания: 2009 Дважды Герой Советского Союза В.С.Архипов прошел путь от красноармейца...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS