В первой половины
XIX
в. французская школа живописи упрочила
своё первенство в искусстве Западной
Европы. Два первооткрывателя новой
живописной культуры - англичанин
Джон Констебл и испанец Франсиско Гойя,
- не получив признания на родине,
нашли учеников и последователей именно
во Франции. Теодор Жерико и Эжен
Делакруа творчески восприняли их
свободную манеру и колорит, подготовив
рождение импрессионизма и тем самым
всей современной живописи.
Франция опередила
другие европейские страны и в
демократизации художественной жизни.
С 1791 г. право участия в выставках
луврского Салона получили любые
авторы независимо от их членства в
академиях. С 1793 г. открылись для
широкой публики залы Луврского музея.
Постепенно государственное академическое
образование вытеснилось подготовкой
в частных мастерских. Власти прибегали
к более гибким методам художественной
политики: распределение крупных заказов
на украшение общественных зданий
приобрело особенный размах в правление
Наполеона I
и Луи Филиппа (1830-1848).
ЖАК ЛУИ ДАВИД
(1748-1825)
К началу XIX
в. общепризнанным лидером среди
французских художников был Жак Луи
Давид - самый последовательный
представитель неоклассицизма в
живописи и чуткий летописец своего
бурного времени.
Давид родился в
Париже в зажиточной буржуазной семье.
В 1766 г. он поступил в Королевскую академию
живописи и скульптуры. Характерной
чертой французской культуры тех лет
было всеобщее увлечение античностью.
Живописец Жозеф Мари Вьен (1716-1809),
учитель Давида, создавал композиции на
античные темы, сохранявшие игривую
прелесть рококо. Молодёжь находила
в Древнем мире другие идеалы: не
изысканную красивость, а примеры суровой
гражданской доблести, бескорыстного
служения общему делу.
В такой атмосфере
проходили ученические годы Давида. Он
тяготился консервативным укладом
академии, мечтал посетить Италию.
Наконец его мечта сбылась: в Италии
художник провёл 1775-1779 гг.
В 1781 г. Давид был
принят в число членов Королевской
академии и получил право участвовать
в её выставках - луврских Салонах.
Для работы над
картиной «Клятва Горациев» (1784 г.)
Давид уехал в Рим. Когда полотно было
закончено и художник выставил его
для публики, началось настоящее
паломничество римлян и иностранцев
в его мастерскую. Действие картины
разворачивается во внутреннем дворике
древнеримского дома: сверху на героев
картины льётся поток света, вокруг них
оливково-серые сумерки. На втором плане
- трёхпролётная аркада; в каждую из
арок вписана одна или несколько фигур.
В середине стоит отец семейства, слева
от него - готовые к сражению сыновья,
справа - оцепеневшие от горя и страха
женщины с детьми. Плавные очертания
женской группы противопоставлены
чеканным линиям фигур воинов. В основе
всей композиции число три: три арки, три
группы персонажей, три меча, три руки,
с готовностью протянутые к оружию.
Эти троекратные повторения наполняют
всю сцену настроением бодрой собранности:
любое движение сразу обретает
утроенную силу.
Отныне все знали
его как живописца, «чей гений предвосхитил
революцию». В сентябре 1792 г. Давид
был избран депутатом в Конвент, высший
законодательный и исполнительный
орган Первой республики, а после
переворота 31 мая - 2 июня 1793 г., когда к
власти пришли якобинцы, фактически
стал проводником правительственной
политики в области искусства. Давид
руководил также организацией национальных
празднеств; в его задачи входило и
прославление погибших революционеров,
официально объявленных «мучениками
свободы».
После нового
переворота в июле 1794 г. Давид, как видный
якобинец, был арестован и предстал перед
следствием. Однако он сумел доказать
свою непричастность к массовым казням
1793-1794 гг. и был освобождён в августе
1795 г.
В 1795-1799 гг. Давид
вместе с учениками работал над картиной
«Сабинянки, останавливающие битву
между римлянами и сабинянами». По его
словам, он хотел «изобразить античные
нравы с такой точностью, чтобы греки и
римляне, доведись им увидеть мою работу,
не сочли бы меня чуждым своим обычаям».
Тем не менее художник вновь избрал
сюжет, созвучный современности:
сказание о женщинах, прекративших
войну между римлянами (их мужьями) и
сабинянами (их отцами и братьями), звучало
в тогдашней Франции как призыв к
гражданскому миру. Однако огромная,
перегруженная фигурами картина
вызвала у зрителей лишь насмешки.
В 1799 г. в результате
очередного государственного переворота
к власти пришёл Наполеон Бонапарт.
Давид, как и многие бывшие революционеры,
радостно приветствовал это событие.
В картине «Переход Бонапарта через
перевал Сен-Бернар» (1800 г.) художник
изобразил своего нового героя
возвращающимся из победоносного
похода в Италию. Неподвижная, как
монумент, фигура полководца на вздыбленном
коне возвышается на фоне безжизненных
линий горных хребтов: кажется, что весь
мир замер, послушный властному жесту
победителя. Камни под ногами коня -
своеобразный пьедестал: на них выбиты
имена трёх великих завоевателей,
прошедших этой дорогой, - Ганнибала,
Карла Великого и самого Наполеона.
Провозглашённый в 1804 г. императором
Наполеон назначил Давида «первым
живописцем». Он безошибочно выбрал
талантливейшего мастера своего времени
и одного из лучших в истории
художников-пропагандистов.
После поражения
Наполеона Давид, который в своё время
проголосовал в Конвенте за смертный
приговор Людовику XVI,
был вынужден покинуть Францию. Художник
уехал в Брюссель (принадлежавший тогда
Нидерландскому королевству), где жил
до самой смерти. Он продолжал работать:
прилежно, но уже без подъёма писал
портреты таких же, как он, изгнанников
и произведения на античные сюжеты.
Жак Луи Давид. Клятва Горациев. 1784 г. Лувр, Париж.
*В 1667 г. французская
Королевская академия живописи и
скульптуры учредила ежегодные официальные
художественные выставки. Первоначально
они проходили в Квадратном салоне
Дувра, поэтому стали называться Салонами,
Это название сохранилось до конца XIX
столетия.
«СМЕРТЬ
МАРАТА» ЖАКА ЛУИ ДАВИДА
13 июля
1793 г., спустя полтора месяца после
якобинского переворота, один из его
вдохновителей и вождей Жан Поль Марат
(1743-1793) был заколот в своей квартире
дворянкой по имени Шарлотта Корде.
Картина «Смерть Марата» (1793 г.) была
закончена художником меньше чем за
три месяца и повешена в зале заседаний
Конвента. Давид, посетивший Марата
накануне его смерти, а затем назначенный
распорядителем похорон, хорошо знал
обстоятельства убийства. В момент
гибели Марат сидел в ванне: из-за кожной
болезни он был вынужден так работать и
принимать посетителей. Не являются
вымыслом художника и залатанные
простыни, и простой деревянный ящик,
заменявший стол. Однако сам Марат, тело
которого было обезображено болезнью,
под кистью Давида превратился в
благородного атлета, подобного античному
герою. Простота обстановки придаёт
зрелищу особую трагическую
торжественность. Ванна напоминает
саркофаг; ящик, на котором, как на
пьедестале, начертано посвящение:
«Марату - Давид», - выразительный
рубеж, разделяющий погибшего и зрителей;
пустое сумеречное пространство фона -
образ вечности, где пребывает павший
герой.
Первый
план картины залит идущим сверху светом;
тело Марата и предметы вокруг, написанные
плотными мазками неярких, но предельно
насыщенных красок, почти осязаемы.
Нейтральный фон исполнен в более
лёгкой и зыбкой манере, в его тёмной
глубине тускло светятся искорки
мазков. Все детали несут определённый
смысл: нож на полу - орудие мученичества
Марата; зажатое в руке окровавленное
письмо Корде - её притворная просьба
о помощи; лежащая рядом с чернильницей
ассигнация - видимо, последние деньги,
которые Марат собирался отдать
просительнице. Это «документальное»
воспроизведение его милосердия,
которым коварно воспользовалась убийца,
не соответствует историческим фактам:
на самом деле Корде проникла к нему под
предлогом доноса. Картина «Смерть
Марата» - политический миф, созданный
Давидом, но миф красивый и возвышенный,
в котором реальность сплетается с
вымыслом.
Жак Луи Давид. Смерть Марата. 1793 г. Музей современного искусства, Брюссель.
Жак Луи Давид.
Сабинянки,
останавливающие
битву между римлянами и сабинянами.
1795-1799 гг. Лувр,
Париж.
*Сабины (сабиняне)
- древние племена, населявшие
Центральную Италию; сыграли важную роль
в становлении римского народа.
**Ганнибал (247 или
246- 183 до н. э.) - карфагенский полководец
в одной из войн Карфагена (древнего
города-государства в Северной Африке,
на территории современного Туниса)
с Древним Римом.
***Карл Великий
(742- 814) - король германского племени
франков с 768 г, император с 800 г.; создал
первую крупную средневековую державу
в Западной Европе.
Жак Луи Давид.
Переход Бонапарта
через перевал Сен-Бернар. 1800 г.
Национальный
музей, Версаль.
Жак
Луи Давид.
Портрет
Наполеона. 1812 г.
Национальная
галерея, Вашингтон.
В 1812
г. Давид писал императора в последний
раз. Портрет Наполеона в рабочем
кабинете замечателен неожиданной
трактовкой образа. Император предстает
здесь как рачительный и заботливый
хозяин Европы: он проработал всю ночь
- свеча над его бумагами догорает, а
часы уже напоминают о следующем
пункте расписания - пора ехать на
военный смотр. Прежде чем пристегнуть
шпагу, Наполеон бросает на зрителя
значительный взгляд - жизнь вашего
императора нелегка...
ЖАН ОГЮСТ ДОМИНИК
ЭНГР
(1780-1867)
Жан Огюст Доминик
Энгр был приверженцем классических
идеалов - и при этом художником глубоко
самобытным, чуждым всякой фальши,
скуки и рутины.
Энгр родился в
городке Монтобан на юге Франции. Его
отец был скульптором-декоратором и
живописцем. В 1796 г. Энгр перебрался
в Париж, поступил в мастерскую Жака Луи
Давида, но около 1800 г. навсегда рассорился
со своим учителем. В 1802 г. Энгр был
награждён Римской премией и получил
право поехать в Италию за счёт французского
правительства, однако поездку отложили
на неопределённый срок из-за скудности
бюджета. Художник остался в Париже,
зарабатывая на жизнь портретами.
Энгр всегда брался за них неохотно,
считая портрет слишком мелкой для
себя задачей, хотя именно в этом жанре
он достиг наивысшего мастерства.
В 1806 г. Энгр наконец
смог отправиться в Италию. Когда
истёк четырёхлетний срок стажировки,
он остался за границей на свой страх и
риск. Молодой живописец с головой
погрузился в изучение художественного
наследия античности и эпохи Возрождения.
Энгр пытался передать в живописи
декоративные возможности различных
видов старого искусства: выразительность
силуэтов древнегреческой вазописи
- в полотнах «Эдип и Сфинкс» (1808 г.) и
«Юпитер и Фетида» (1811 г.); пластику
скульптурного рельефа - в работах
«Сон Оссиана» (1813 г.), «Вергилий, читающий
„Энеиду" семье императора Августа»
(1819 г.); насыщенные краски готической
миниатюры - в картине «Паоло и Франческа»
(1819 г.).
В 1824 г. Энгр вернулся
во Францию. В монументальном полотне,
заказанном министром внутренних дел
Франции - «Обет Людовика XIII,
просящего покровительства Богоматери
для Французского королевства» (1824
г.), он подражал живописному стилю
кумира тогдашней публики, итальянского
мастера эпохи Возрождения Рафаэля.
Картина, выставленная в парижском Салоне
1824 г. вместе с «Хиосской резнёй» Эжена
Делакруа, принесла Энгру первый крупный
успех. Отныне французские живописцы -
противники романтизма - видели в
нём своего вождя.
Тогда же Энгру
было заказано живописное произведение
для собора французского города Отен,
Художнику надлежало изобразить
покровителя города Святого Симфориона.
Этого знатного жителя римской колонии,
положившей начало Отену, в конце II
в. казнили за то, что он исповедовал
христианство. Над картиной «Мучение
Святого Симфориона» (1834 г.) Энгр проработал
десять лет, сделав более ста эскизов.
Возможно, Энгр поставил перед собой
слишком сложную задачу: хотел
изобразить большую массу людей, притом
в движении. Толпа, ведущая святого на
казнь за городские ворота, кажется
хаотическим нагромождением фигур.
Однако на этом фоне выделяется мать
Святого Симфориона,
которая провожает мученика на подвиг,
стоя на крепостной стене. Выставляя
картину в Салоне, Энгр рассчитывал
на успех, однако публика отнеслась к
его работе равнодушно.
Разочарованный
Энгр поспешил покинуть Париж; в 1834 г. он
был назначен директором Французской
академии в Риме и в течение шести лет
возглавлял этот центр заграничной
стажировки молодых французских
художников.
В картине «Одалиска
и рабыня» (1839 г.) Энгр явно соревновался
с Делакруа: выбрал композицию, близкую
к «Алжирским женщинам в своих покоях»,
и решил её по-своему. Пёстрый,
многокрасочный колорит полотна
возник вследствие увлечения художника
восточной миниатюрой.
В 1841 г. живописец
вернулся в Париж. Теперь он избегал
участия в выставках, но много работал
для частных лиц. К нему постоянно
обращался с заказами сын короля Луи
Филиппа Фердинанд Филипп, герцог
Орлеанский. Герцог был личностью
бесцветной - так считало большинство
современников, но не Энгр, написавший
в 1842 г. его портрет. Нельзя сказать, что
художник приукрасил внешность
герцога, он просто ловко подобрал
освещение, фон, позу, костюм, чтобы
благородная осанка и обаяние заказчика
не остались незамеченными.
И принесла небывалый успех художнику. «Клятва Горациев» стала образцом формировавшейся в то время школы французского неоклассицизма .
Картина является частью собрания Людовика XVI и в настоящее время находится в 75-м зале на 1-м этаже галереи Денон в Лувре. Код: INV. 3692.
Энциклопедичный YouTube
1
/
5
В основе картины лежит рассказ римского историка Тита Ливия , согласно которому трое братьев из рода Горациев были выбраны, чтобы сразиться с тремя лучшими воинами враждебного Риму города Альба-Лонга - братьями Куриациями. Давид запечатлел момент, когда трое братьев, подняв руки в римском приветствии , клянутся победить или умереть, а их отец протягивает им боевые мечи. Справа изображена группа скорбящих женщин: вдали мать Горациев склонилась над двумя внуками, ближе сестра Камилла, невеста одного из Куриациев, и Сабина, сестра Куриациев и жена одного из Горациев. На заднем плане видны три арки , каждая из которых соответствует группе фигур: правая - группе женщин, левая - братьям, центральная отцу с мечами. Давид тщательно продумал композицию картины, «хореографию» персонажей и игру света, что концентрирует внимание зрителя в центре картины, раскрывая моральную атмосферу такой необычайной силы, что страдание отступает перед ней.
Таким образом, Давид в этой картине противопоставляет идеалы патриотизма, гражданственности и самопожертвования во имя родины мужчин страданиям и сентиментальной слабости женщин.
Предыстория
Рим был основан выходцами из государства Альба-Лонга - главного города Латинского союза и соперничал с ним. Однако за 100 лет, к концу VII века до н. э., Рим возвысился, в то время как Альба-Лонга начало постепенно терять своё значение. Это и явилось причиной того, что ни один из латинских городов не пришёл на помощь Альба-Лонга во время войны с Римом. Поводом к войне послужили обоюдные пограничные набеги и грабежи. Как раз к тому времени умер Гай Клюилий - царь Альба-Лонга, и его жители облекли диктаторской властью Мета Фуфетия. После некоторого выжидания армии Рима и Альба-Лонга сошлись в открытом поле. Однако Мет Фуфетий вызвал Тулла Гостилия на переговоры и предостерёг его о том, что междоусобица ослабит оба города, и распря между Римом и Альба-Лонга может привести к тому, что оба эти города поработят этруски . Поэтому решено было выявить победителя единоборством нескольких избранных солдат. Так состоялось легендарное сражение между тремя братьями Горациями и Куриациями со стороны Рима и Альба-Лонга соответственно. В начале схватки все альбанцы были ранены, а двое римлян погибли. Последний из Горациев преднамеренно обратился в бегство. Когда преследователи, в силу полученных ран разъединились, Гораций сразился с каждым по отдельности и быстро победил их. Таким образом Горации победили, и Альба-Лонга был вынужден вступить в наступательный союз с Римом против этрусков. Гробницы Горациев и Куриациев по словам Ливия, можно было видеть ещё в его время; две римские вместе, а три альбанские порознь - в соответствии с тем в каком месте поля братья были убиты.
История картины
В 1784 году Давид вместе с женой и тремя учениками приезжает в Рим , так как, по его словам, только в Риме он мог писать римлян. С сентября 1784 по 1786 год римская Академия Святого Луки сдала Давиду мастерскую Плачидо Констанци (итал. Placido Constanzi
), где он смог работать в относительной изоляции, так как предпочитал не показывать никому свои картины до полного завершения.
Моделью внуков, над которыми склонилась мать Горациев, вероятно, послужили младшие сыновья Давида. Исследовательница творчества Давида Арлетт Серулла (фр. Arlette Serullaz
), которая изучила дневники Давида с изображениями голов в шлемах и фригийских колпаках , называла одну из ватиканских фресок с группой прелатов в качестве предполагаемой модели для голов братьев в шлемах.
Давид полностью закончил работу над картиной только в июле 1785 года. Один из его учеников,
Полотно было отправлено в Парижский салон , а Давид очень беспокоился, что его расположат в невыгодном месте из-за интриг его недоброжелателей. Однако опасения оказались напрасными. «Клятву Горациев» повесили над портретом Марии-Антуанетты с сыновьями работы Елизаветы Виже-Лебрун , что оказалось очень выгодным местом. Картина была специально доставлена в Салон уже после открытия, так как на открытии было множество новых работ, которые могли сгладить эффект. «Клятва Горациев» была принята публикой с восторгом, не уступавшим тому, что был в Риме.
«Клятва Горациев» стала поворотной точкой не только в творчестве Давида, но и во всей европейской живописи. Если в искусстве XVIII века доминировала «женская вселенная» с её изогнутыми линиями, то теперь она начала уступать место вертикалям «мужского мира», подчёркивающим главенствующую роль мужества, героизма, военного долга. Этим полотном Давид снискал славу во всей Европе.
Классическая экскурсия по архитектуре и экспонатам великого музея. Представлен один из наиболее популярных маршрутов, предлагаемых самим музеем.
Экскурсия состоит из 41 эпизода.
Общая продолжительность звучания около 118 минут
Продолжительность экскурсии с учетом перемещений около 4 часов
Прародителем Лувра стала крепость, заложенная в 12 веке. Став жилищем Франсуа Первого, позже Лувр превратился в блестящую резиденцию Короля-Солнце, Людовика Четырнадцатого.
В 1793 году Французская Республика официально утвердила открытие музея Лувр. Таким образом, Лувр является одним из старейших музеев мира.
В 1981 году Франсуа Миттеран объявил о начале программы "Большой Лувр". В рамках проекта бывший дворец был отреставрирован и преобразован в современный музей.
Дата основания музея: 1793 год
Количество посетителей (2008): 8,5 млн
Коллекции разделены на 8 тематических разделов
Коллекция живописи включает более 6000 экспонатов
Коллекция Египетского отдела (50 000 экспонатов) – одна из крупнейших в мире
Длина коридоров Лувра составляет 42 км – марафонскую дистанцию.
МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ И КАК ДОБРАТЬСЯ
Метро:
Станция Palais-Royal-Musée du Louvre
Автобус (остановка прямо напротив пирамиды Лувра):
21, 24 ,27, 39, 48, 69, 72, 81, 95 и Парижский экскурсионный автобус
Батобус до остановки Лувр, quai Francois Mitterrand
РЕЖИМ РАБОТЫ
Музей закрыт во ВТОРНИК
По средам и пятницам: 9-00 – 22-00
В остальные дни: 9-00 – 18-00
СТОИМОСТЬ ПОСЕЩЕНИЯ
Постоянные коллекции:
Полный билет: 9,00 EUR
Вечерний билет (по средам и пятницам 18-00 – 21-45): 6,00 EUR
Временные выставке в холле Наполеона:
Полный билет: 9,50 EUR
Комбинированный билет (постоянные коллекции и временные выставки в холле Наполеона):
Полный билет: 13,00 EUR
Вечерний билет (по средам и пятницам 18-00 – 21-45): 11,00 EUR
Каждое первое воскресенье месяца вход БЕСПЛАТНЫЙ (не включает посещение временных выставок в холле Наполеона)
ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ
ДРЕСС-КОД
ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Имеется возможность покупки билетов через интернет. Очереди в самом музее за билетами небольшие в силу множества автоматов и живых кассиров.
НАЛИЧИЕ "РОДНЫХ АУДИОГИДОВ"
Предлагаются аудиогиды на французском, английском, немецком, итальянском языках.
Гид информативно очень полон, прекрасно структурирован; замечательная оригинальная подача информации. В силу большого объема и сложной структуры интерфейс гида не очень интуитивен, придется потратить некоторое время, чтобы разобраться со сложной системой окон.
Стоимость: 6,00 EUR
Наша оценка – 5 за информацию и подачу, 4 – за интерфейс
Очень рекомендуем выбрать для знакомства с музеем один из маршрутов, предлагаемых на официальном сайте. Темы некоторых маршрутов: Шедевры Лувра; Охота на Львов – французская скульптура; Натюрморты в живописи Северной Европы; Каллиграфия в исламском искусстве; Код да Винчи: выдумка и факты.
Приводится также примерная длительность каждого маршрута.
Наш аудиогид объединяет 2 базовых маршрута, идеальных для первого посещения музея: Шедевры Лувра и от Дворца к Музею (история Лувра).
Эту картину я выбрала потому,что очень интересная легенда легла в её основу. Да и художник нам знаком.Мы обсуждали две его работы:"Коронация Наполеона"и "Похищение сабинянок".
«Клятва Горациев»
— картина французского художника
Жака Луи Давида
, написанная им в
1784 году
в
Риме
. В следующем году картина была выставлена в
Париже
и принесла небывалый успех художнику. «Клятва Горациев» стала образцом формировавшейся в то время школы французского
неоклассицизма
.
ИСТОРИЯ:
Изначально Рим являлся колонией Альба-Лонги — главного города Италийского союза. Однако за 100 лет Рим возвысился, в то время как Альба-Лонга начал постепенно терять своё значение. Поводом к войне послужили обоюдные пограничные набеги. После некоторого выжидания армии Рима и Альба-Лонги сошлись в открытом поле. Однако Мет Фуфетий вызвал Тулла Гостилия на переговоры и предостерёг его о том, что междоусобица ослабит оба города, и распря между Римом и Альба-Лонгой может привести к тому, что оба эти города поработят Этруски.
Поэтому решено было выявить победителя единоборством нескольких избранных солдат. Так состоялось легендарное сражение между тремя братьями Горациями и Куриациями, со стороны Рима и Альба-Лонги соответственно. Горации победили, и Альба-Лонга была вынуждена вступить в наступательный союз с Римом против этрусков.
Эскиз.Братья Горации.
ОПИСАНИЕ:
Давид запечатлел момент, когда трое братьев, подняв руки в
римском приветствии, клянутся победить или умереть, а их отец протягивает им боевые мечи.
Противники Горациев — друзья их детства. Один из них помолвлен с сестрой Горациев. Отправляясь на смертельный бой, братья дают клятву отцу защитить отечество. Непоколебимы и решительны они в своем благородном порыве, подчеркнутом единством широких энергичных жестов. Отец благословляет их на подвиг. Герои Давида свободны от противоречий и сомнений. Их страсти подчинены воле и разуму. Они идут на бой, веря в торжество справедливости.
Справа изображена группа скорбящих женщин: вдали мать Горациев склонилась над двумя внуками, ближе сестра Камилла, невеста одного из Куриациев, и Сабина, сестра Куриациев и жена одного из Горациев. На заднем плане видны три
арки, каждая из которых соответствует группе фигур: правая — группе женщин, левая — братьям, центральная отцу с мечами.
Камилла.Сестра Горациев-невеста одного из Курациев.
Сабина-сестра Курациев-жена одного из Горациев.
В начале схватки все альбанцы были ранены, а двое римлян погибли. Последний из Горациев преднамеренно обратился в бегство. Когда преследователи, в силу полученных ран разъединились, Гораций сразился с каждым по отдельности и быстро победил их. Таким образом Горации победили, и Альба-Лонга был вынужден вступить в наступательный союз с Римом против этрусков.
Гробницы
Горациев и Куриациев
по словам Ливия, можно было видеть ещё в его время; две римские вместе, а три альбанские порознь - в соответствии с тем в каком месте поля братья были убиты.
Старый Гораций.
«Клятва Горациев» — картина странная и замечательная: странная из-за некоей неопределенности того, о чем она все-таки нам повествует. Ее место в истории огромно — она предугадала поднимавшиеся в обществе настроения, ясно сформулировав их суть. Давид говорил, что взял сюжет у Корнеля, а форму у Пуссена. Побывав на представлении трагедии Пьера Корнеля «Гораций», рассказывавшей о конфликте между любовью и долгом, Давид сначала выбрал эпизод, где Горация, осужденного за убийство сестры Камиллы (проклявшей его за смерть своего жениха, убитого им в бою), защищают отец и римский народ.
Друзья отговаривали Давида от этого сюжета, не отражавшего, по их мнению, никакого особенного настроения времени. Давид заявил, что выберет момент, предшествующий битве, когда старый Гораций принимает у сына клятву победить или умереть — момент, который художник мог только предполагать, поскольку описаний его не было
В
1784 году
Давид вместе с женой и тремя учениками приезжает в
Рим
, так как, по его словам, только в Риме он мог писать римлян.
Моделью внуков, над которыми склонилась мать Горациев, вероятно, послужили младшие сыновья Давида.
Давид полностью закончил работу над картиной только в июле 1785 года. Один из его учеников, Друэ
, писал: «Невозможно описать её красоту». Когда мастерская стала открыта для посещения публики, реакция превзошла все ожидания художника. «Весь Рим» собрался посмотреть «Клятву Горациев», которую посчитали величайшей данью уважения Вечному Городу. Мастерская превратилась в объект паломничества. Картине посвящались хвалебные речи, даже
папа римский пришёл на неё посмотреть.
ТЕХНИКА:
Клятва Горациев» исполнена в стиле французского неоклассицизма, и Давид использовал в ней множество приёмов, характерных для этого стиля.
Фон картины оттенён, в то время как фигуры на переднем плане выделены, чтобы показать их значимость
Тусклые цвета используются, чтобы показать, что изображаемая история важнее самой картины
Ясная и чёткая композиция указывает на символизм числа «три» и треугольника
Предпочтение отдаётся чётким деталям взамен лёгких мазков, характерных для рококо
Яркие эмоции проявляют только женщины, тогда как мужчины выполняют свой долг
Героическая тематика всего сюжета картины
«Клятва Горациев» стала поворотной точкой не только в творчестве Давида, но и во всей европейской живописи. Если в искусстве XVIII века доминировала «женская вселенная» с её изогнутыми линиями, то теперь она начала уступать место вертикалям «мужского мира», подчёркивающим главенствующую роль мужества, героизма, военного долга. Этим полотном Давид снискал славу во всей Европе.
КАРТИНА вызвала противоречивые чувства.С одной стороны-храбрость,мужество братьев.А с другой-обездоленные дети,несчастные женщины.Один брат выжил,да и тот из мести убил свою сестру.Обидно,что в таких ситуациях всегда решают мужчины.А вы как думаете?
Живопись эпохи классицизма
Картина французского живописца Жака Луи Давида «Клятва Горациев». Размер картины 330 x 425 см, холст, масло.
Картина «Клятва Горациев» ярче всего воплощает принципы революционного классицизма. Она раскрывает непримиримые и
трагические противоречия между гражданским долгом и личными чувствами людей. Сюжет картины заимствован из древнеримской легенды. В период
борьбы Рима с Альба-Лонгою трем римлянам, братьям из рода Горациев, предстояло пойти на смертельный поединок, чтобы решить исход распри между
враждовавшими городами. Противники Горациев – друзья их детства. Один из них помолвлен с сестрой Горациев. Отправляясь на смертельный бой,
братья дают клятву отцу защитить отечество. Непоколебимы и решительны они в своем благородном порыве, подчеркнутом единством широких энергичных жестов.
Отец благословляет их на подвиг.
Герои Давида свободны от противоречий и сомнений. Их страсти подчинены воле и разуму. Они идут на бой, веря в торжество справедливости.
На втором плане справа – группа плачущих женщин; они лишь оттеняют и дополняют лейтмотив – все личное должно быть принесено в жертву гражданскому
долгу. Идея произведения выражена с предельной наглядностью и лаконизмом. Трехчастное деление архитектурного фона с тосканскими колоннами
подчеркивает смысловое разделение композиции. Сжатое пространство, барельефное построение, спокойно-размеренный ритм способствуют выявлению
сурового героического характера. Главные средства художественной выразительности при создании образов: ясный и лаконичный жест, строгий
подчеркнуто-энергичный рисунок, четкая светотеневая моделировка, цвет, дополняющий характеристики, сообщают удивительную цельность общему решению.
«Клятва Горациев» – картина странная и замечательная: странная из-за некоей неопределенности того, о чем она все-таки нам повествует. Ее место в
истории огромно – она предугадала поднимавшиеся в обществе настроения, ясно сформулировав их суть. Давид говорил, что взял сюжет у Корнеля, а
форму у Пуссена. Побывав на представлении трагедии Пьера Корнеля «Гораций», рассказывавшей о конфликте между любовью и долгом, Давид сначала
выбрал эпизод, где Горация, осужденного за убийство сестры Камиллы (проклявшей его за смерть своего жениха, убитого им в бою), защищают отец и
римский народ. Друзья отговаривали Давида от этого сюжета, не отражавшего, по их мнению, никакого особенного настроения времени.
Давид заявил, что выберет момент, предшествующий битве, когда старый Гораций принимает у сына клятву победить или умереть – момент, который
художник мог только предполагать, поскольку описаний его не было.
Для героической сцены принесения клятвы необходима была соответствующая
композиция, и подходящий исторический пример был найден – Брут, приносящий клятву мести над обесчещенным телом своей сестры Лукреции. Автором
композиции был родоначальник шотландского неоклассицизма Гейвин Хамильтон. Позже появится еще одно
французское заимствование данной темы, которая питала патриотические настроения. Размышляя над своей картиной, Давид увидел пуссеновское
полотно «Похищение сабинянок», и его поразил один из образов – крайняя фигура слева, которая станет основой его новой композиции. Три
дополнительные фигуры – один из братьев с копьем, старая женщина и страдающая Камилла – были взяты Давидом из других работ.
Давид усилил воздействие сюжета, объединив фигуры в их стройном и мощном троезвучии. В эмоциональном плане эта тема значила для него очень
много, но он привнес в нее иные нюансы по сравнению с трактовкой конфликта долга и любви у Корнеля. Смысловые аспекты созданной Давидом картины «Клятва Горациев»
были сложнее, чем в сцене с Брутом, изгнавшим порочного правителя Тарквиния. По меньшей мере, напрашивающаяся аналогия с другим, более
известным Брутом, поклявшимся убить Цезаря и создать республику, тоже прочитывается у Давида.
Благодаря емким ассоциациям и убедительной передаче царящего в картине настроения Давиду, с его огромным (не меньшим, чем его талант)
честолюбием, удалось создать образ-символ – олицетворение безграничного гражданского мужества. Клятва Горациев – история-миф о клятве, которую
никогда не приносили или о которой мы ничего не знаем. Это образ идеальный и, в сущности, абстрактный – образ решимости и, в конечном счете,
образ революции, единственный пример того, как работа художественного воображения становится в один ряд с факторами, определявшими ход истории.