Главная - Дыхание
Музыкальные инструменты чукчей Экзаменационная работа по культуре Чукотки учащейся У класса Билибинской детской школы искусств Курмановой Натальи с. Кепервеем

Варган (от лат. organum музыкальный инструмент) волшебный и таинственный музыкальный инструмент, который северные народы наделяли способностью перемещать играющего по трем мирам. Варган существует по всему миру в различных разновидностях, под разными названиями, и неизменно околдовывает слушателя своим уникальным звуком.

Чтобы играть на этой небольшой штучке, ее прижимают к губам или зубам. Играют на варгане, задействуя язык, гортань, руки и даже дыхание.

В древности Варган почитался в качестве священного инструмента и использовался во многих обрядах и ритуалах северных народов. В шаманских практиках северных народов варган – это женский аналог бубна.

Про народы северные и не очень

У разных народов с древних времен варган и разные его вариации были любимыми инструментами.

В Средней Азии (Таджикистан и Узбекистан) были распространены инструменты под названиями чанг-кобуз, темир-чанг-кобуз (разновидность с железным язычком). В Киргизии металлический варган был распространен под названием темир-комуз. Суяк-чанг-кобуз (делался из кости), копуз (из дерева) и другие – две среднеазиатских разновидности с натянутой веревкой вместо язычка, которая и издавала звук.

Во Вьетнаме существовал пластинчатый варган – дан мои. Он делался из дерева, бамбука, кости или металла. В Китае варган известен под именем коусян, в Японии – как муккури.

Западные страны тоже не отставали от северных народов. Известны разновидности этого инструмента, распространенные в Венгрии (доромб), Норвегии (мунхарпа), Австрии и Германии (маультроммель), и даже в Англии и США – под именем «еврейская арфа».

На территории современного СНГ своими варганами могут похвастать Украина (дримба), Белоруссия (дрымба или вурган), ну и конечно же Россия, где он был распространен в основном в восточной части и среди народов севера. На Алтае – комус, в Башкирии – кубыз. В Якутии, Туве и Хакасии названия этих инструментов были схожими – хомус. О металлической природе инструмента говорили соответствующие приставки у разных народов – демир (Тува) или тимир (Хакасия). Есть и чукотский варган, и называется он ванны яяр. В европейской части России также встречались такие инструменты, и называли их зубанка – конечно же, по способу извлечения звука.

Варган в Югре

У северных народов ханты и манси варганы называются тумраны и известны в деревянном или костяном исполнении. Ханты и манси верят, что тумран излечивает больных и отгоняет злых духов.

Многие современные музыкальные группы, в поисках уникального и специфичного звучания, использовали в своем творчестве варган. Примеров можно найти немало. В частности, среди песен групп Калинов Мост, Пилот, Вопли Видоплясова – можно услышать этот замечательный инструмент. Отваживались записать песню с варганом даже такие мэтры как ДДТ и Наутилус Помпилиус.

Варган смело можно назвать не только инструментом северных народов, но поистине всемирным музыкальным инструментом. Практически любой человек, вне зависимости от национальности и музыкальной подготовки, может выразить свои эмоции в его звуках.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО КУЛЬТУРЕ И КИНЕМАТОГРАФИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ХАБАРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ»

Музыкальная культура аборигенов Чукотки

По дисциплине «История музыки Дальнего востока»

Исполнитель:

Студент 514 гр.

Васильева М.Ю.

Хабаровск

Введение

Эскимосы

Культура и искусство эскимосов

Быт эскимосов

Праздники, фольклор

Музыка (айнгананга)

Эскимосская миниатюра

Музыкальные инструменты

Чукчи

Быт и занятия

Верования и обряды

Горловое пение

Заключение

Введение

Музыкальная культура аборигенов Чукотки основывается на быте, роде занятий, верованиях и обрядах, зависит от прародины и расселении, территориальной принадлежности народностей. У чукчей развито музыкальное творчество, основанное на мелодиях, которые в свою очередь опираются на звуки природы. Основой же эскимосского музыкального фольклора составляют миниатюры, аналогов которых в мировой культуре нет.

Эскимосы

Из энциклопедии:

Эскимосы, народ, расселённый от вост. оконечности Чукотки до Гренландии. Общая численность- около 90 тыс. чел. (1975, оценка). Говорят на эскимосском языке. Антропологически относятся к арктическому типу монголоидов. Э. сформировались около 5-4 тыс. лет назад в р-не Берингова м. и расселились на В.- до Гренландии, достигнув её задолго до н. э. Э. замечательно приспособились к жизни в Арктике, создав поворотный гарпун для охоты на мор. зверя, лодку каяк, снежное жилище иглу, глухую меховую одежду и пр. Для самобытной культуры Э. в 18-19 вв. были характерны сочетание охоты на мор. зверя и на оленя карибу, значительные пережитки первобытно-коллективистичных норм в распределении добычи, жизнь терр. общинами. Религия - культы духов, некоторых животных. В 19 в. Э. не имели (кроме, возможно, берингоморских) родовой и развитой племенной организации. В результате контактов с пришлым населением в жизни зарубежных Э. произошли большие изменения.

Значительная их часть перешла от мор. промысла к охоте на песцов, а в Гренландии - к товарному рыболовству. Часть Э., особенно в Гренландии, стала наёмными рабочими. Здесь же появилась мелкая местная буржуазия. Э. Зап. Гренландии сформировались в отд. народ - гренландцев, не считающих себя Э. На Лабрадоре Э. в значительной мере смешались со старожильческим нас. европейского происхождения. Повсюду остатки традиционной культуры Э. быстро исчезают.

В СССР Эскимосы - малочисл. этнич. группа (1308 чел., перепись 1970), живущая смешанно или в близком соседстве с чукчами в ряде насел, пунктов вост. побережья Чукотки и на о. Врангеля. Их традиц. занятие - мор. зверобойный промысел. За годы Сов. власти в х-ве и быту Э. произошли коренные изменения. Из яранг Э. переселяются в благоустроенные дома. В колхозах, в к-рых обычно объединяются Э. и чукчи, развивается механизир. многоотраслевое х-во (мор. зверобойный промысел, оленеводство, охота и др.). Среди Э. ликвидирована неграмотность, сложилась интеллигенция.

Культура и искусство эскимосов

Эскимосы создали самобытное музыкальное, танцевальное, а также декоративно-прикладное и изобразит, иск-во. Раскопками открыты относящиеся к кон. 1-го тыс. до н. э. - 1-му тыс. н. э. костяные наконечники гарпунов и стрел, т. н. крылатые предметы (предположительно, украшения носовых частей лодок), стилизованные фигурки людей и животных, модели лодок-каяков, украшенные изображениями людей и животных, а также сложным резным орнаментом. Среди характерных видов эскимосского иск-ва 18-20 вв.- изготовление статуэток из моржового клыка (реже - мыльного камня), резьба по дереву, художеств, аппликация и вышивка (узоры из оленьего меха и кожи, украшающие одежду и бытовые предметы).

Быт эскимосов

Основным видом хозяйственной деятельности был морской зверобойный промысел. До середины XIX в. главными орудиями охоты были копье с наконечником стреловидной обоюдоострой формы (пана), поворотный гарпун (унг`ак`) с отделявшимся наконечником из кости. Для передвижения по воде пользовались лодками-байдарами и каяками. Байдара (анъяпик) - легкая, быстроходная и устойчивая на воде. Деревянный каркас ее обтягивали моржовой шкурой. Байдары были разных типов - от одноместных до огромных 25-местных парусников.

По суше передвигались на дугокопыльных нартах. Собак запрягали "веером". С середины XIX в. нарты тянули собаки, запряженные цугом (упряжка восточносибирского типа). Использовались также короткие бескопыльные сани с полозьями из моржовых клыков (канрак). По снегу ходили на лыжах - "ракетках" (в виде рамы из двух планок со скрепленными концами и поперечными распорками, переплетенными ремнями из нерпичьей кожи и подбитой снизу костяными пластинами), по льду - с помощью специальных шипов из кости, укрепленных на обуви.

Способ охоты на морских животных зависел от их сезонных миграций. Два сезона охоты на китов соответствовали времени прохождения их через Берингов пролив: весной на север, осенью - на юг. Китов отстреливали гарпунами с нескольких байдар, а позднее - гарпунными пушками.

Важнейшим объектом промысла был морж. С конца XIX в. появилось новое промысловое оружие и снаряжение. Распространилась охота на пушных зверьков. Добыча моржей и тюленей сменила пришедший в упадок китобойный промысел. Когда не хватало мяса морских животных, отстреливали из лука диких оленей и горных баранов, птиц, ловили рыбу.

Одежда азиатских эскимосов - глухая, из оленьих и тюленьих шкур. Еще в XIX в. делали одежду также из птичьих шкурок. На ноги надевали меховые чулки и нерпичьи торбаса (камгык). Непромокаемую обувь изготавливали из выделанных тюленьих шкур без шерсти. Меховые шапки и рукавицы надевали только при переездах (кочевках). Одежду украшали вышивкой или мозаикой из меха. До XVIII в. эскимосы, протыкая перегородку носа или нижнюю губу, подвешивали моржовые зубы, костяные кольца и стеклянные бусины.

Мужская татуировка - кружки в уголках рта, женская - прямые или вогнутые параллельные линии на лбу, носу и подбородке. На щеки наносили более сложный геометрический орнамент. Покрывали татуировкой руки, кисти, предплечья.

Традиционная пища - мясо и жир тюленей, моржей и китов. Мясо ели сырым, сушеным, вяленым, замороженным, вареным, заготавливали на зиму: квасили в ямах и ели с жиром, иногда в полувареном виде. Лакомством считали сырое китовое сало со слоем хрящевидной кожи (мантак). Рыбу вялили и сушили, зимой ели свежезамороженной. Высоко ценилась оленина, которую обменивали у чукчей на шкуры морских животных.

Праздники, фольклор

Эскимосы практически не подверглись христианизации. Они верили в духов, хозяев всех одушевленных и неодушевленных предметов, явлений природы, местностей, направлений ветра, различных состояний человека, в родственную связь человека с каким-либо животным или предметом. Существовали представления о создателе мира, называли его Силъа. Он был творцом и хозяином вселенной, следил за соблюдением обычаев предков. Главным морским божеством, хозяйкой морских животных была Седна, которая посылала людям добычу. Злые духи представлялись в виде великанов или карликов, либо других фантастических существ, которые насылали на людей болезни и несчастья.

В каждом селении жил шаман (обычно это был мужчина, но известны и шаманки-женщины), который являлся посредником между злыми духами и людьми. Шаманом мог стать только тот, кто услышал голос духа-помощника. После этого будущий шаман должен был наедине встретиться с духами и заключить с ними союз о посредничестве.

Добыче крупного зверя посвящали промысловые праздники. Особенно известны праздники по случаю добычи кита, которые проводили либо осенью, по окончании сезона охоты - "проводы кита", либо весной - "встреча кита". Существовали также праздники начала морской охоты, или "спуск байдары на воду" и праздник "моржовых голов", посвященный итогам весенне-летнего промысла.

Эскимосский фольклор богат и разнообразен.

Все виды устного творчества подразделяют на унипак - "весть", "новость" и на унипамсюк - рассказы о событиях в прошлом, героические предания, сказки или мифы. Среди сказок особое место занимает цикл о вороне Кутхе, демиурге и трикстере, создающем и развивающем мироздание.

К самым ранним стадиям развития эскимосской арктической культуры относится резьба по кости:

скульптурная миниатюра, и художественная гравировка кости. Орнаментом покрывали охотничье снаряжение, предметы домашнего обихода; изображения зверей и фантастических существ служили амулетами и украшениями.

Музыка (айнгананга) - преимущественно вокальная. Песни подразделяются на "большие" общественные - песни-гимны, которые поют ансамбли и "малые" интимные - "песни души". Их исполняют сольно, иногда в сопровождении бубна. Применить к эскимосской музыке какие-либо устоявшиеся известные шаблоны практически не возможно. Ритмы не укладываются в размеры и основываются на чистом запоминании. Основным музыкальным «изобретением» эскимосов считается миниатюра.

Эскимосская миниатюра

Эскимосская миниатюра сама по себе представляет песенно-танцевальную композицию 2-х частной формы, где вторая повторяет первую в ускоренном темпе с усиленной динамикой. В миниатюрах раскрывается быт, промысел, природа, повадки зверей, в общем, все что окружало их в повседневной жизни. Каждое движение несет собой определенную смысловую нагрузку.

Музыкальные инструменты

Бубен - личная и семейная святыня (иногда используется и шаманами). Он занимает центральное место в музыке. Изготавливался бубен из моржового пузыря, натянутого на деревянное кольцо (обечайка).

Также нередко в эскимосской музыкальной культуре встречается инструмент «хомус», или «ванныярар» . Исполнителей история насчитывает не много. И, поскольку сам инструмент у чукчей изготавливался преимущественно из китового уса, звук был тихий, что было применимо в основном только в помещениях и широкого применения не находил.

Чукчи

Чукчи, (самоназвание, "настоящие люди").

Численность в Российской Федерации 15,1 тыс. человек, коренное население Чукотского авт. округа (11,9 тыс. человек). Живут также на севере Корякского авт. округа (1,5 тыс. человек) и в Нижне-Колымском р-не Якутии (1,3 тыс. человек), говорят на чукотском языке.

Первые упоминания о чукчах,

В русских документах - с 40-х гг.17 в., подразделяют их на "оленных" и "пеших". Оленеводы кочевали в тундре и на побережье Ледовитого океана между Алазеей и Колымой, у мыса Шелагский и далее к востоку до Берингова пролива. Поселения "пеших" чукчей, оседлых морских охотников, располагались вместе с эскимосскими между мысом Дежнева и заливом Креста и далее на юг в низовьях Анадыря и реки Канчалан. Численность чукчей в кон.17 в. составляла около 8-9 тыс. чел.

Контакты с русскими первоначально сохранились в основном на нижней Колыме. Попытки обложить нижнеколымских чукчей ясаком, военные походы против них в середине 17 века не принесли результатов. Из-за военных конфликтов и эпидемии оспы численность нижнеколымских чукчей резко сократилась, оставшиеся откочевали на восток.

С конца 18 века активизировались торговые контакты Чукчей с русскими. Согласно "Уставу об управлении инородцев" 1822 года, чукчи не несли повинностей, ясак вносили добровольно, получая за это подарки. Установившиеся мирные отношения с русскими, коряками и юкагирами, развитие пастушеского оленеводства, способствовали дальнейшему расширению территории чукчей на запад. К 1830-м годам, они проникли на р. Большая Бараниха, к 1850-м - на нижнюю Колыму, к середине 1860-х - в междуречье Колымы и Индигирки; на юг - территорию коряков, между Пенжиной и бухтой Корфа, где были частично ассимилированы коряками. На востоке усилилась ассимиляция чукчами - эскимосов. В 1850-х гг. в торговлю с приморскими чукчами включились американские китобои. Расширение территории обитания чукчей, сопровождалось окончательным выделением территориальных групп: колымской, анюйской, или малоанюйской, чаун-ской, омолонской, амгуэмской, или амгуэмо-вонкаремской, колючино-мечигменской, онмыленской (внутренние чукчи), туманской, или вилюнейской, олюторской, берингоморской (морские чукчи) и других. В 1897 численность чукчей составляла 11751 человек. С конца 19 века, вследствие истребления морского зверя, численность береговых чукчей резко упала, к 1926 она составила 30% всех чукчей. Современные потомки береговых чукчей живут в посёлке Сиреньки, Ново Чаплино, Провидение, Нунлигран, Энмелен, Янракыннот, Инчоун, Лорино, Лаврентия, Нешкан, Уэлен, Энурмино на восточное побережье Чукотки.

В 1930 был образован Чукотский национальный округ (с 1977 - авт. округ). Для этнического развития чукчей в 20 веке, особенно в период укрупнения колхозов и образования совхозов со 2-й половины 50-х гг., характерны консолидация и преодоление обособленности отдельных групп

Прародина и расселение чукчей

Чукчи подразделялись на оленных - тундровых кочевых оленеводов (самоназвание чаучу - "оленный человек")

и приморских - оседлых охотников на морского зверя (самоназвание анкалын - "береговой"), живущих совместно с эскимосами.

Эти группы были связаны родственными отношениями и натуральным обменом. Распространены самоназвание по месту жительства или кочевок: увелельыт - "уэленцы", "чаальыт" - "Чукчи, кочующие по р. Чаун". Эти самоназвания сохраняются, даже у жителей современных укрупнённых посёлков. Названия более мелких групп внутри поселений: тапкаральыт - "живущие на косе", гынонральыт - "живущие в центре" и т.п. Среди западных Чукчей распространено самоназвание чугчит (вероятно, от чаучу).

Первоначально прародиной Чукчей считалось побережье Охотского моря, откуда они продвинулись на север, ассимилируя часть юкагиров и эскимосов. Согласно, современными исследованиям, предки Чукчей и родственных им коряков обитали во внутренних р-нах Чукотки.

Занимая область обитания эскимосов, Чукчи частично ассимилировали их и заимствовали многие черты их культуры (жировые лампы, пологи, конструкцию и форму бубнов, промысловые обряды и праздники, пляски-пантомимы и др.). Длительное взаимодействие с эскимосами отразилось также на язык и мировоззрение коренных Чукчей. В результате контактов сухопутной и морской охотничьей культуры у Чукчей произошло экономическое разделение труда. В этногенезе Чукчей также приняли участие юкагирские элементы. Контакты с юкагирами, стали относительно, стабильными на рубеже 13-14 вв., когда юкагиры под влиянием эвенов продвинулись на восток, в бассейн реки Анадырь. Оленеводство сложилось у тундровых Чукчей, по-видимому, под влиянием коряков незадолго до появления русских.

Быт и занятия

Основные занятия тундровых чукчей - кочевое оленеводство,

имевшее ярко выраженный мясо-шкурный характер. Использовали также ездовых оленей в упряжке.

Стада, отличались сравнительно, крупными размерами, олени были слабо приучены, выпасались без помощи собак. Зимой стада держали в укрытых от ветра местах, перекочевывая по несколько раз за зиму, летом мужчины уходили со стадом в тундру, женщины, старики и дети

жили в стойбищах по берегам рек или моря. Оленей не доили, иногда пастухи высасывали молоко. Для приманивания оленя пользовались мочой. Кастрировались олени путем перекусывания семенных каналов.

Основные занятия береговых чукчей - охота на морского зверя: зимой и весной - на нерпу и тюленя, летом и осенью - на моржа и кита. На тюленей охотились в одиночку, подползая к ним, маскировались и подражали движениям животного. На моржа охотились группами, по несколько байдар. Традиционное охотничье оружие - гарпун с поплавком, копье, ременная сеть, со 2-й пол. 19 в. распространилось огнестрельное оружие, методы охоты упростились. Иногда стреляли тюленей на большой скорости с нарт.

Рыболовство кроме бассейнов Анадыря, Колымы и Сауна было слабо развито. Промыслом рыбы занимались мужчины. Рыбу ловили сачком, удой, сетями. Летом - с байдар, зимой - в проруби. Лосося заготавливали впрок.

До появления огнестрельного оружия охотились на дикого оленя и горного барана, которые впоследствии были почти полностью истреблены. Под влиянием торговли с русскими распространился пушной промысел. До настоящего времени сохранилась охота на птиц с помощью "бола" - метательные орудия из несколько веревок с грузами, которые опутывали летящую птицу. Раньше при охоте на птиц пользовались также дротиками с метательной дощечкой, петлями-ловушками; гаг били в воде палками. Женщины и дети занимались также сбором съедобных растений. Для выкапывания корней пользовались орудием с наконечником из рога, позднее - железа.

Традиционные ремесла - выделка меха, плетение сумок из волокон кипрея и дикой ржи у женщин, обработка кости у мужчин. Развиты художественная резьба, и гравировка по кости и моржовому клыку, аппликация из меха и тюленьей кожи, вышивка оленьим волосом. Для чукотского орнамента характерен мелкий геометрический узор. В 19 веке на восточном побережье возникли кустарные объединения по производству резных предметов из моржовой кости на продажу. В 20 в. развилась сюжетная гравировка по кости и моржовому клыку (работы Вуквола, Вуквутагина, Гемауге, Хальмо, Ичеля, Еттуги и др.). Центром костерезного искусства стала мастерская в селении Уэлен (создана в 1931).

Во 2-й пол. 19 в. многие чукчи стали наниматься на китобойные шхуны и золотые прииски.

Для общественного строя чукчей, к началу контактов с русскими, было характерно перерастание патриархальной общины в соседскую, развитие имуществ, дифференциации. Олени, собаки, жилища и байдары были в частной собственности, пастбища и промысловые угодья - в общинной. Основной социальной единицей тундровых Ч. было стойбище из 3-4 родственных семей; у бедняков стойбища могли объединять семьи, не связанные родством, в стойбищах крупных оленеводов жили их работники с семьями. Группы по 15-20 стойбищ были связаны взаимопомощью. Приморские Ч. объединялись по несколько семей в байдарную общину, возглавлявшуюся хозяином байдары. У оленных Ч. существовали патрилинейные родственные группы (варат), связанные общими обычаями (кровная месть, передача ритуального огня, общие знаки на лице во время жертвоприношений и др.). До 18 в. было известно патриархальное рабство. Семья в прошлом большая патриархальная, к кон. 19 в. - малая патрилокальная. По традиционному свадебному обряду, невеста в сопровождении родственников приезжала на своих оленях к жениху. У яранги забивали оленя и его кровью невесте, жениху и их родственникам наносили на лицо родовые знаки жениха. Имя ребенку давали обычно через 2-3 недели после рождения. Существовали элементы группового брака ("переменный брак"), отработки за невесту, у богатых - многоженство. Много проблем у оленных Ч. возникало с диспропорцией в половой структуре (женщин было меньше, чем мужчин).

Основное жилище чукчей - разборный цилиндроконический шатер-яранга из оленьих шкур у тундровых, и моржовых - у приморских. Свод опирался на три шеста в центре. Внутри яранга разгораживалась пологами в виде больших глухих меховых мешков, растянутых на шестах, освещалась и отапливалась каменной, глиняной или деревянной жировой лампой, на которой также готовили пищу. Сидели на шкурах, древесных корнях или оленьих рогах. В ярангах содержались также собаки. Яранга приморских чукчей отличалась от жилища оленеводов отсутствием дымового отверстия. До конца 19 века у приморских чукчей сохранялась полуземлянка, заимствованная у эскимосов (валкаран - "дом из челюстей кита") - на каркасе из китовых костей, покрытых дёрном и землей. Летом в неё входили через отверстие в кровле, зимой - чрез длинный коридор. Стойбища кочевых чукчей состояли из 2-10 яранг, были вытянуты с востока на запад, первой с запада ставилась яранга главы общины. Поселения приморских чукчей насчитывали до 20 и более яранг, беспорядочно разбросанных.

Тундровые чукчи передвигались на нартах на оленях, приморские - на собаках. В середине 19 века у приморских чукчей, под влиянием русских, распространилась восточносибирская нарта и упряжка цугом, до этого собак запрягали веером. Пользовались также ступательными лыжами-ракетками, на Колыме - заимствованными у эвенков скользящими лыжами. По воде передвигались в байдарах - лодках, вмещающих от одного до 20-30 человек, из моржовых шкур, с вёслами и косым парусом.

Традиционная одежда - глухая, из шкур оленей и нерп. Мужчины носили двойную рубаху-кухлянку длиной до колен, подпоясанную ремнем, к которому привешивали нож, кисет и др., узкие двойные штаны, короткую обувь с меховыми чулками. У приморских чукчей была распространена одежда из кишок моржа. Головные уборы носили редко, в основном - в дороге. Женская одежда - меховой комбинезон (керкер), зимой двойной, летом - одинарный, меховая обувь длиной до колен. Носили браслеты и ожерелья, была распространена татуировка лица: кружочки по краям рта у мужчин и две полосы по носу и лбу у женщин. Мужчины стригли волосы кружком, выбривая темя, женщины заплетали в две косы.

Основная пища "оленных" чукчей - оленина, береговых - мясо морского зверя. Мясо употребляли в сыром, варёном и вяленом виде.

Во время массового забоя оленей заготавливали впрок содержимое оленьих желудков (рилькэиль), варя его с добавлением крови и жира. Приморские чукчи заготавливали мясо крупных животных - кита, моржа, белухи - впрок, заквашивая его в ямах (копаль-гын), зашивая в шкуры. Рыбу ели сырой, на Анадыре и Колыме делали юколу из лосося.

Листья карликовой ивы, щавель, корни заготавливали впрок - замораживали, квасили, смешивали с жиром, кровью, рилькэилем. Из толченых корней с мясом и моржовым жиром делали колобки. Из привозной муки варили кашу, жарили на тюленьем жире лепешки. Употреблялись также морские водоросли и моллюски.

Верования и обряды

Христианизация практически не затронула чукчей. В начале двадцатого века православными числились около 1,5 тыс. чукчей. Была распространена вера в духов. Болезни и бедствия приписывали действию злых духов (келет), охотящихся за человеческими душами и телами и пожирающих их. Среди животных особенно почитались белый медведь, кит, морж. Каждая семья имела набор священных предметов: связку амулетов, бубен, прибор для добывания огня в виде доски грубой антропоморфной формы с углублениями, в которых вращалось лучковое сверло; огонь, добытый таким способом, считался священным, мог передаваться только среди родственников по мужской линии. Умерших сжигали на костре или оставляли в тундре, перед этим одевали в погребальную одежду, обычно из белых шкур. Стариками, а также в случаях тяжёлой болезни, горя, обиды и т.д. часто предпочиталась добровольная смерть от руки родственника; считалось, что она обеспечивает лучшую посмертную участь. Был развит шаманизм. Шаманы имитировали голоса животных, сопровождали свои действия игрой на бубнах, пением или речитативом, плясками. Особенно почитались шаманы-мужчины, уподоблявшиеся женщинам, и наоборот. Особого костюма шаманы не имели.

Традиционные праздники были связаны с хозяйств, циклами: у "оленных" чукчей - с осенним и зимним забоем оленей, отелом, откочевкой стада на летовку и возвращением оттуда. Праздники приморских чукчей близки к эскимосским. Весной праздник байдары по случаю первого выхода в море. Летом - праздник голов по случаю окончания охоты на тюленей. Осенью - жертвоприношение морю, поздней осенью - праздник Кэрэткуна, хозяина морских зверей, изображаемого в виде деревянной фигуры, по окончании праздника сжигаемой. Праздники сопровождались танцами с бубном, пантомимой, жертвоприношениями. У "оленных" чукчей в жертву приносили оленей, мясо, фигурки из жира, снега, дерева и др., У приморских - собак.

Фольклор чукчей включает космогонические мифы, мифологические и исторические предания, сказки о духах, животных, похождениях шаманов, былички и др. Мифология имеет общие черты с мифами коряков, ительменов, эскимосов и североамериканских индейцев: сюжет о Вороне - трикстере и демиурге и др.

Традиционные музыкальные инструменты - варган (хомус), бубен (ярар) и др. - делались из дерева, кости, китового уса. Кроме ритуальных танцев, были распространены также импровизированные развлекательные танцы-пантомимы. Характерен танец пичьэйнен (букв. "горлом петь"), сопровождавшийся горловым пением и выкриками

танцующих.

Горловое пение

Широкое распространение среди чукотских обрядов и праздников издревле считалось горловое пение. Настоящие умельцы повергали в шок тех кто это слышал впервые. Звуки получались поистине «нечеловеческими», мощными и вызывали «мороз по коже». Часто на праздниках устраивали конкурсы-состязания по горловому пению.

Заключение

Различия в культуре чукчей и эскимосов постепенно стираются. Но древнее музыкальное творчество по прежнему остается раздельным и легко отличимым.

С 1990-х гг. проблемами возрождения традиционной культуры чукчей и эскимосов занимается Ассоциация народов Чукотки. Национальные ансамбли сохраняют музыкальную и танцевальную культуру аборигенов Севера Дальнего Востока.

Документ

Москва: Информационное общество, культура , образование» Комиссия ЕС, Федеральное агентство по культуре и кинематографии , РГБ, ВГБИЛ им... науки, МОНМС Украины, Гос. агенство Украины по вопросам науки, инноваций и информатизации, Госкомитет...

  • Л. Н. Гумилёв писал: Западноевропейская культура с момента своего возникновения стремилась к расширению. Потомки баронов Карла Великого покорили западных славян, англосаксов, кельтов, вытеснили с Пиренейского пол

    Документ

    Ряд поручений по развитию кинематографии . В частности... ФЕДЕРАЛЬНУЮ СЛУЖБУ ПО ФИНАНСОВЫМ РЫНКАМ. Владимир Путин упразднил Федеральную службу по ... президенте по культуре и искусству. Слово культура (... результаты исследования агенства Bloomberg. Американскую...

  • «Къбр-м и печатым и тхыдэр» (8)

    Документ

    ... ] п. тр. 008 Цивилизация. Культура . Прогресс Культура и этнология народов КБР /М-во... услуг /М-во образования и науки РФ, Федеральное агенство по образованию, КБГУ. – Нальчик, 2004. ... Гравюра 138 77 Фотография. Кинематография и подобные процессы 142 78 ...

  • Варга́н (этимология неясна: либо от орган (ср. чеш. varhan ), либо от древнеславянского варга - рот, уста ), русское название народного музыкального инструмента. Относится к самозвучащим язычковым музыкальным инструментам . По поверию алтайские шаманы играя на варгане могли перемещаться по трём мирам изменяя тембр и тип вибраций. При игре варган прижимают к зубам или к губам, ротовая полость служит резонатором . Изменение артикуляции рта и дыхания даёт возможность менять тембр инструмента. Кроме того, новые оттенки в звучание вносят изменения положения диафрагмы, многочисленные глоточные, гортанные, языковые, губные и другие способы звукоизвлечения.

    На территории России культура варганной музыки особенно развита на Алтае , в Башкирии (см. кубыз), в Туве и в Якутии .

    На территории бывшего СССР варганы наиболее широко распространены в Казахстане , Киргизии .

    Типы варганов

    Выделяют два основных типов варганов - пластинчатый и дугообразный. На территории России наиболее распространены дугообразные варганы.

    • Пластинчатый варган представляет собой тонкую, узкую деревянную или бамбуковую, костяную или металлическую пластину. Его язычок вырезается в середине пластинки (например, вьетнамский дан мои).
    • Дугообразный (дуговой) варган выковывается из железного прута, в центре которого прикрепляется тонкий стальной язычок с крючком на конце.

    Существуют варганы с несколькими язычками (китайские коусяны).

    Варганы разных народов

    Алтайский комус

    В XX веке алтайский варган сохранился только в отдалённых районах Горного Алтая, но благодаря мастерам он был восстановлен.

    Башкирский кубыз

    Известен башкирский варган - кубыз

    Белорусский варган

    Якутский хомус

    Является одним из основных музыкальных и духовных инструментов. Мастера по производству хомусов занимали высокое социальное положение. Первый и самый крупный в мире музей хомусов находится в Якутске .

    Гуцульская дрымба

    Чаще всего используется в гуцульском музыкальном быту.

    Балийский варган

    Примечания

    Литература

    • А. Плюшар . Энциклопедический лексикон , том 8. - Типография А. Плюшара ; С.-П., 1837 - с. 284 (Варганъ).

    Ссылки

    • varganist.ru - Рассказы о варганах, мастерах изготовителях и исполнителях. Техника игры на варгане по нотам. Инструкции по изготовлению варганов.

    Категории:

    • Музыкальные инструменты по алфавиту
    • Язычковые самозвучащие музыкальные инструменты
    • Русские народные музыкальные инструменты
    • Казахские музыкальные инструменты

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Синонимы :

    ЯРАР -ЧУКОТСКИЙ БУБЕН, СТАРИННЫЙ И САМЫЙ РАСПРОСТРАНЁННЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ЖИТЕЛЕЙ ЧУКОТКИ. НА ДЕРЕВЯННЫЙ ОБОД НАТЯГИВАЮТ КОЖУ ОЛЕНЯ, ДЛЯ ОБОДА ИСПОЛЬЗОВАЛИ ОЛЬХУ, ЛИСТВЕННИЦУ, БЕРЁЗУ. КОЛОТУШКУ ИЗГОТАВЛИВАЛИ ИЗ КИТОВОГО УСА ИЛИ ДЕРЕВЯННОЙ ПАЛОЧКИ. ярар - бубен


    ВАННЫЯРАР – «ЗУБНОЙ БУБЕН». ВАННЫЯРАР ИЗГОТАВЛИВАЕТСЯ ИЗ БЕРЕЗОВОЙ, БАМБУКОВОЙ (ПЛАВУН), КИТОВОГО УСА, КОСТЯНОЙ ИЛИ МЕТАЛЛИЧЕСКОЙ ПЛАСТИНКИ. ПОЗДНЕЕ ПОЯВИЛСЯ ДВУЯЗЫЧКОВЫЙ ВАРГАН. ВНУТРИ ПЛАСТИНЫ ВЫРЕЗАЕТСЯ ЯЗЫЧОК, ПОСТЕПЕННО СУЖИВАЮЩИЙСЯ К КОНЦУ. У ОСНОВАНИЯ ЯЗЫЧКА ИМЕЕТСЯ ДЫРОЧКА С ПРОДЁРНУТОЙ В НЕЙ НИТКОЙ. ИЗМЕНЯЯ ОБЪЁМ ПОЛОСТИ РТА, ПОЛУЧАЮТ НУЖНУЮ ВЫСОТУ И ИСПОЛНЯЮТ ТРАДИЦИОННЫЕ НАИГРЫШИ. ванныярар – ротовой бубен


    ВАРГАН – ДУХОВОЙ ВАРГАН. ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ МЕТАЛЛИЧЕСКУЮ ВИЛКУ С КРУГЛОЙ ПЕТЛЁЙ И ВЫТЯНУТЫМИ КОНЦАМИ. В СЕРЕДИНЕ ПЕТЛИ УКРЕПЛЁН СТАЛЬНОЙ ЯЗЫЧОК С КРЮЧКООБРАЗНО ЗАГНУТЫМ СВОБОДНЫМ КОНЦОМ. ВСТРЕЧАЮТСЯ ВАРГАНЫ С ДВУМЯ ИЛИ ТРЕМЯ ЯЗЫЧКАМИ. ВАРГАНЫ ПРИМЕНЯЮТСЯ ПРИ ГОРЛОВОМ ПЕНИИ, ПОДРАЖАНИИ ГОЛОСАМ ПТИЦ И ЗВЕРЕЙ. варган


    ТЭЛИТЭЛ – ЭТО ДВУХЛОПАСТНАЯ ВЕРТУШКА – ВИХРЕВОЙ СВОБОДНЫЙ АЭРОФОН. ВРАЩЕНИЕМ ОБЕИХ РУК ШНУРКИ ЗАКРУЧИВАЮТСЯ. ПОПЕРЕМЕННЫМ УСИЛИВАНИЕМ И ОСЛАБЛЕНИЕМ НАТЯЖЕНИЯ ШНУРКОВ ТЭЛИТЭЛ БЫСТРО ВРАЩАЕТСЯ ТО В ОДНУ, ТО В ДРУГУЮ СТОРОНУ, ИЗДАВАЯ ЖУЖЖАЩИЙ ЗВУК. В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ ЧУКЧЕЙ ТЭЛИТЭЛ ИМЕЛ ОБРЯДОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ, ТОГДА КАК СЕЙЧАС ОН ИСПОЛЬЗУЕТСЯ В КАЧЕСТВЕ ДЕТСКОЙ ИГРУШКИ. тэлитэл




    ВЫЁПЧАНАН ИМЕЕТ ВОСЕМЬ РАЗНОВИДНОСТЕЙ. ИЗГОТАВЛИВАЕТСЯ ИЗ КОРЫ ДЕРЕВА, БОРЩЕВИКА ИЛИ КОСТИ, МОРЖОВОГО ПУЗЫРЯ, ИЗ КОСТИ ЛЕБЕДЯ, МОРЖОВОГО КЛЫКА ИЛИ МЕДВЕЖЬЕГО ЗУБА, ИЗ КУСОЧКОВ БЕРЕСТЫ, КУСТАРНИКА. ПРИ СВИСТКЕ ИЗДАЁТ ПРОНЗИТЕЛЬНЫЙ ЗВУК. ИЗДАВНА ЕГО ПРИМЕНЯЛИ ПРИ СГОНЕ ОЛЕНЕЙ И ВО ВРЕМЯ ОХОТЫ НА ПТИЦ В КАЧЕСТВЕ МАНКА. выёпчанан




    МЕМБРАМОФОН – ПОГРЕМУШКА ИЗГОТАВЛИВАЛАСЬ ИЗ ВЫСУШЕННОГО ЖЕЛУДКА КУРОПАТКИ. ВЫЧИЩЕННЫЙ ЖЕЛУДОК НАДУВАЮТ И СУШАТ, ЗАТЕМ НАСЫПАЮТ В НЕГО МЕЛКИЕ РЕЧНЫЕ ИЛИ МОРСКИЕ КАМЕШКИ (ОКАТЫШИ). СОВРЕМЕННЫЙ ИНСТРУМЕНТ. БЕРЕТСЯ ПОРОЖНЯЯ ЖЕСТЯНАЯ БАНКА. В НЕЕ НАСЫПАЮТ РЕЧНЫЕ КАМЫШКИ И ПЛОТНО ЗАКРЫВАЮТ КРЫШКОЙ. НА БАНКУ НАДЕВАЮТ ЧЕХОЛ ИЗ МАТЕРИИ ИЛИ КОЖИ, УКРАШЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫМ ОРНАМЕНТОМ И ЦВЕТНЫМИ ПОДВЕСКАМИ. мембранофон




    РЕЗОНАТОРОМ ЯВЛЯЕТСЯ ЖЕСТЯНАЯ БАНКА. ЧЕРЕЗ ВСЮ ДЛИНУ ПРОХОДИТ ДЕРЕВЯННАЯ ШЕЙКА. НАТЯГИВАЮТ ДВЕ ТУГО НАТЯНУТЫЕ НИТИ. СМЫЧОК ИЗГОТАВЛИВАЛСЯ ИЗ КИТОВОГО УСА ИЛИ БАМБУКА. ДЛЯ ИЗВЛЕЧЕНИЯ ЗВУКА ПАЛОЧКУ СЛЕГКА СМАЧИВАЮТ В ВОДЕ И ВОДЯТ ЕЮ ПО СТРУНЕ. Эйн эн – смычковая пиколютня

    Якутский хомус отличается характерным звуком, изготовляется из стали и считается классическим шаманским инструментом.

    Хомус - древний музыкальный варган, известен в мире около 5 тыс. лет. Представляет собой дуговой металлический инструмент с большой круглой петелькой. Имеет несколько разновидностей: деревянный хомус, выполненный из лиственницы; костяной хомус, у которого язычок выполнен из кости; хомус с кольцевой держалкой на корпусе; хомус с двумя язычками.

    

    Видео Хомус

    Как правило, изготавливают его из дерева или кости, современные образцы делают кроме того из железа. Отличаются якутские хомусы между собой не только по материалу изготовления, но и по своему строению.

    Формы инструмента могут быть различные, можно встретить миниатюрные хомусы, а так же и несколько увеличенные в размерах. Размеры влияют на уровень и чистоту звука на его глубину и тональность. С помощью этого удивительного музыкального инструмента, можно даже передавать человеческую речь. Шаманы в Якутии часто пользовались им как ритуальным инструментом. Своё сакральное значение якутские хомусы сохраняют и сегодня.

    Вибрация язычка и управление звуком происходит за счет артикуляции и дыхания, а задаваемый ритм – дело техники и индивидуальные навыки каждого человека. В якутском хомусе существует полочка для зубов, а на деках есть внутреннее сечение, управлять таким инструментом очень легко причём, на любой скорости, можно быстро и свободно меняется его громкость, тональность.

    По своему строению они могут быть:

    пластинчатыми;

    дугообразными;

    Кроме того их различают по количеству язычков:

    С одним язычком;

    С двумя язычками;

    Тремя язычками;

    Четырьмя язычками;

    Со слов тех, кто освоил этот древний инструмент, мы часто слышим, что в их жизни произошли изменения, причём в лучшую сторону. Странная особенность игры на якутском хомусе - это полное сосредоточение. Только тогда звуки извлекаемые инструментом будут гармоничные и призывающие к самосозерцанию самого человека играющего на инструменте. Звуковая вибрация данного инструмента очень не похожа на традиционное звучание, мы часто не воспринимаем эти звуки, но мы их ощущаем всем телом.

    В Якутии проходят международные мероприятия, посвященные ворганной музыки и якутскому хомусу в частности. Удивительно, но якутские хомусы и до сих пор еще изготавливаются дедовским методом, вручную. Любой звук - это вибрация воздуха. Органы человека, каждая клеточка нашего организма, тоже вибрируют, причём на определенной частоте. Когда частота музыкальных вибраций инструмента совпадает с частотой вибрации нашего организма, наступает абсолютная гармония. У якутского хомуса это получается очень хорошо.

    Ещё с глубокой древности, у якутского народа, сохранился хомус, музыкальный инструмент который вмещается в ладони, но при этом обладает уникальной способностью издавать звуки живой природы. Именно поэтому единственный в мире музей Хомуса расположен в Якутии и это несмотря на то, что этот инструмент используется более чем у двух сотен народов. Было время, когда этот национальный инструмент Якутии забывали, но сегодня хомус опять востребован. Среди молодежи региона стало престижно и модно играть на инструменте далеких предков.

    Прототипом древних – деревянных варганов было разбитое молнией дерево, звучащее от ветра. По традиционным представлениям сибирских народов оно считалось магически «чисты» от злых духов, щепочки его бережно хранились. Ведь молнии посылались добрыми небожителями для уничтожения зла на земле.

    С развитием музыкального инструментария варган был обречен на забвение во многих культурах. Однако у якутов хомус сохранил господствующее положение среди всех музыкальных инструментов. Высокохудожественное искусство якутских хомусистов призвано дать стимул дальнейшему развитию древнейшего инструмента.

    Похожие статьи:

    Сегодня я расскажу про единственный музей и центр хомуса народов мира. Что такое хомус? Это якутский варган, а варган, свою очередь, это музыкальный инструмент, относящийся к самозвучащим язычковым музыкальным инструментам. При игре варган прижимают к зубам или к губам, ротовая полость служит резонатором. Благодарим Википедию за предоставленную информацию и идём дальше....

    Коренные якуты издревле верят в Айыы, в духов Огня, Воды, Земли, Охоты, Дома. Во время моей поездки мы не раз спрашивали о религии, встречаясь с разными людьми, многие рассказывали очень интересные и новые вещи, что стало стимулом прозондировать вопрос чуть глубже по возвращении домой. Конечно мы интересовались, кто же такие настоящие якутские шаманы, существуют ли они на самом деле и какими способностями обладают.Также мы побывали в этно-усадьбе семьи Атласовых, где хозяйка Валентина Иннокентьевна показала нам несколько традиционных...


     


    Читайте:



    Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

    Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

    Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

    Почвенный покров южной америки

    Почвенный покров южной америки

    Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

    Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

    Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

    Доступно в форматах: EPUB | PDF | FB2 Страниц: 352 Год издания: 2009 Дважды Герой Советского Союза В.С.Архипов прошел путь от красноармейца...

    Cобытия Второй мировой войны

    Cобытия Второй мировой войны

    Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...