Главная - Ребенок
Как религия влияет на поведение и моральные качества людей. Быстрое чтение: как религия влияет на поведение и моральные качества людей

При решении возникающих проблем в жизни многие люди обращаются за помощью к религии. Считается, что вера - это сильная вещь, которая помогает добиться некоторых целей при большом желании. Однако, это не означает, что любой человек, имея веру, имеет и безграничные возможности.

Религия оказывает влияние на жизнь людей

Религия не касается всех людей, есть люди, отвергающие ее. Однако религия оказывает свое влияние на жизнь и деятельность людей.

Религиозные учения учат людей быть терпимее друг к другу и прощать друг друга. Многие верующие люди при возникновении жизненных трудностей обращаются за помощью к религии, к ее обычаям. Религия помогает им легче переносить тягости жизни и решать жизненные проблемы.

Очень сильна вера людей

Очень сильна религиозная вера людей. Веря в положительный исход, человек с помощью религии в какой-то степени добивается поставленных целей.

Религия дает многим людям надежду на хорошее, утешение, удовлетворение.

Сильная религиозная вера человека способствует укреплению здоровья, избавления от многих проблем со здоровьем, помогает излечивать серьезные заболевания.

Здоровье людей во многом зависит и от образа жизни, и от их деятельности, и от настроя. Конечно, своим здоровьем необходимо заниматься постоянно, чтобы вовремя диагностировать начинающиеся проблемы и принять соответствующие меры по их устранению.

Многие медицинские учреждения готовы предоставить полный комплекс медицинских услуг по любому направлению заболевания.

В последнее время многие люди предпочитают лечиться в клиниках Израиля по причине получения высококвалифицированной и качественной помощи в отличие от других медицинских учреждений других стран. Возможность получения консультаций у ведущих мировых специалистов в области медицины по серьезным проблемам здоровья выводит медицину Израиля на первый план по известности и популярности среди населения всего мира.

Врачи клиник Израиля оказывают действительно высококвалифицированную помощь своим пациентам, предпринимают все необходимые действия по их выздоровлению. Положительные отзывы и стремление людей ежегодно посетить клиники в Израиле говорит и высоком качестве предоставляемой медицинской помощи.

Медицинское лечение в израильских клиниках по стоимости является доступным по сравнению с лечением в ведущих медицинских центрах. В зависимости от степени заболевания специалисты израильских клиник предложат вам индивидуальный пакет услуг, включая транспортные услуги и услуги по проживанию и лечению.

Врачи Израиля применяют новейшие технологии в лечении заболеваний человека, проводят все современные диагностические осмотры и на основе результатов обследования ставят точные диагнозы.

С помощью религии человек осознает свое место в жизни, находит ответы на многие жизненные вопросы.

Религия влияет на поведение людей

Религия оказывает влияние на поведение людей, имея свою систему ценностей, запретов и идеалов.

Однако религия не должна становиться идеалом жизни человека и быть единственной ценностью. Человек должен жить в гармонии с религией, ценить основные идеалы и придерживаться принятым канонам.

(Сокращенный вариант главы из учебного пособия для вузов "Вероучения религий мира", СПб, Химиздат, 2001)

Под ролью религии понимается ее влияние на людей и их окружение, те "следы", которые она оставляет в жизни отдельных людей и общества. Проблема роли религии заслуживает многих томов исследований. Остановимся только на некоторых аспектах этой проблемы.

Специфика религиоведения в освещении роли религии.

Как известно, главная заповедь врача гласит: "Не навреди!". Этой же нравственной нормой обязаны руководствоваться и мы, преподаватели религиоведения. Учитывая, что религиоведы выступают перед людьми с разными, порой противоположными мировоззренческими взглядами, они не имеют права осуждать какую-либо религию как ложную и, соответственно, одобрять какую-либо религию как истинную. Вопрос о том, какое мировоззрение или какие конфессии являются истинными или ложными, должен быть вынесен за пределы уроков, лекций, учебных пособий и оставлен для личного решения каждому учащемуся школы, студенту вуза, читателю учебных пособий. Другими словами, оценочные суждения по критерию "истина или заблуждение" должны удаляться из религиоведческой информации.

Но если такие оценки должны безусловно изгоняться из преподавания, то к оценкам религиозных конфессий по шкале "нравственно или безнравственно" мы должны относиться иначе. Интересы человечества требуют солидарности в осуждении всех преступлений, в какой бы стране и кем бы они ни совершались. Существуют и такие поступки, которые мировое сообщество признало морально неприемлемыми, хотя и юридически не наказуемыми (развратное поведение, отказ от всякого участия в общественной жизни своей страны, нетерпимость к инакомыслящим без применения насилия и т.п.). Это означает, что антигуманное поведение, если оно имело проявление в деятельности религиозных организаций и религиозных лидеров, должно осуждаться также и в выступлениях религиоведов. Данный вид осуждения не направлен только на религию: это осуждение безнравственного в жизни вообще и в некоторых религиях в частности.

Одновременно мы обязаны знакомить слушателей и читателей с теми точками зрения на роль религии, которые существуют в обществе. Естественно, мы тоже имеем свой взгляд на проблему и можем и должны изложить его, но только как одну из существующих точек зрения, а не как абсолютный и единственно возможный ответ на вопрос о роли религии. Конечный вывод о роли религии (как и конечный вывод об истинности или ложности тех или других религиозных взглядов) каждый учащийся, каждый студент, каждый читатель религиоведческой литературы должен делать для себя сам.

Как можно оценить влияние религии на жизнь людей.

В принципе (т.е. безотносительно к религии) влияние какого-либо явления на жизнь людей может быть или положительным (помогающим им в деле их сохранения и развития), или отрицательным (мешающим им в деле их сохранения и развития), или противоречивым (несущим в себе как положительные, так и отрицательные последствия). Как можно оценить в обобщенном виде (в целом) влияние религии на жизнь людей? Как положительное? Как отрицательное? Или как противоречивое?

Служители культа и богословы, которые делят религии на истинные, частично истинные и ложные, считают, что истинные религии играют безусловно положительную роль, ложные - безусловно отрицательную, а частично истинные - противоречивую роль.

Среди атеистов есть и такие (мы называем их "крайними атеистами"), которые считают, что любая религия играет только отрицательную роль. Они, как правило, руководствуются высказыванием В.И.Ленина, назвавшего религию (религию вообще, всякую религию) "врагом культуры и прогресса".

В проблеме "роль религии" существует и точка зрения так называемой "золотой середины", которой и придерживаются авторы книги. Согласно этой точке зрения религия в целом играет противоречивую роль: в ней есть тенденция, враждебная культуре и прогрессу, но есть и тенденция противоположного характера.

Тенденция, враждебная культуре и прогрессу, особенно наглядно проявляется в так называемой религиозной патологии.

Религиозная патология.

Греческое слово "патос" означает "болезнь". Под патологией понимается и учение о болезненных процессах, и сами эти болезненные процессы внутри живых организмов и общественных явлений. Религиозная патология - это болезненные процессы внутри религиозных конфессий. Понимание роли религии включает себя и понимание характера влияния религиозной патологии на самих верующих и на окружение, в котором они живут. Религиозная патология находит свое проявление в религиозном фанатизме, религиозном экстремизме и религиозной преступности. А эти три явления взаимно связаны и взаимно переходят друг в друга.

Религиозный экстремизм, как мы уже отмечали, есть крайняя форма религиозного фанатизма. Суть любого экстремизма, в том числе и религиозного, - в применении насилия к инакомыслящим. Факты фанатизма (в том числе и экстремизма) имеют место во многих религиях. Вот, например, что рассказал в повести "Тахана маркизит" писатель Сергей Каледин о фактах религиозного фанатизма в Иерусалиме. Один из персонажей повести, юноша по имени Михаил, знакомит гостя из России с некоторыми субботними порядками в Иерусалиме. В данном случае (а в повести отражены факты, имеющие место в действительности) фанатизм состоит не в том, что сами верующие в субботу не работают, не водят машину и не звонят по телефону. Это не фанатизм, а поведение, соответствующее их религиозным убеждениям. Фанатизм начинается там, когда к такому же поведению стараются принудить инакомыслящих.

Степень насилия тоже может быть различной: от перегораживания проезжей части улицы в субботу до нанесения побоев инакомыслящим и даже до их физического уничтожения. И здесь религиозный экстремизм перерастает в религиозную преступность. Религиозная преступность может проявляться и в относительно слабой мере, и в очень сильной степени. Религиозные преступления могут совершать отдельные лица, отдельные религиозные организации (вину за такие преступления несут руководители религиозных организаций и конкретные исполнители преступных "руководящих указаний", но, конечно, не рядовые верующие) и даже целые государства (опять-таки вина в данном случае возлагается не на рядовых граждан этих государств, а на их правителей и на исполнителей преступных приказов).

В прошлом одним из ярких проявлений религиозной преступности была так называемая "Варфоломеевская ночь" в Париже (ночь на 24 августа 1572 года). О ней весьма ярко рассказал французский писатель Проспера Мериме в романе "Хроника времен Карла IX".

Но и в конце ХХ века религиозная преступность иногда выражает себя в очень жестокой форме. Наиболее трагичные последствия принесла в жизнь Японии преступная деятельность религиозных фанатиков из конфессии "АУМ Сенрике".

Проявлением религиозной патологии, безусловно, является и фанатизм внутри некоторых конфессий. Например, имели место случаи, когда в общинах пятидесятников процедура "изгнания бесов" превращалась в мучительные истязания несчастных людей. В ряде общин обряды превращались в истерические припадки, и отдельные верующие, находясь в сумеречном состоянии сознания, совершали уголовные преступления.

Но, может быть, то, что здесь названо религиозной патологией, не имеет никакого отношения к религии? Ведь религия, по определению, это синтез веры в сверхъестественное и обрядов, адресованных к сверхъестественному. А где здесь вера или обряды? Но, во-первых, вера здесь присутствует: ибо во всех случаях фанатиков (в том числе экстремистов и преступников) на нецивилизованное, антигуманное поведение подталкивало своеобразное понимание веры в сверхъестественное. А во-вторых, религия по другому определению есть деятельность, через которую выражается и реализуется вера в сверхъестественное. И, как показывают факты, вера в сверхъестественное может выражаться не только через цивилизованную, но и через нецивилизованную, патологическую деятельность.

Религиозная патология - это правило или исключение? Религиозная патология всегда имела место в истории религии. Периодов развития, свободных от проявлений религиозной патологии, история не знает. И в этом смысле религиозная патология - правило.

Но с другой стороны, патологические явления (даже в самом слабом их проявлении: как фанатизм без насилия) никогда не характеризовали все религии и все в религиях. Цивилизованная форма существования религиозных идей всегда имела место в религиозных движениях. Ее масштабы со временем все более и более расширялись. И в наше время религиозная цивилизованность в огромной мере преобладает над религиозной патологией. И в этом смысле религиозная патология стала исключением.

Религиозная патология есть не что иное как религиозный фанатизм в разных формах и разной степени его проявления. Как показало историческое прошлое религии и как показывает ее настоящее, религиозный фанатизм есть отрицательное явление в жизни общества. Все цивилизованные люди - и верующие, и неверующие - во имя счастья человечества, во имя собственного счастья, во имя счастья своих детей и внуков, должны бороться за преодоление религиозного фанатизма. Но как?

Проблема требует изучения. Как говорят умные люди, надо сесть за стол, взять голову в руки и подумать. Но об одном первоначальном и обязательном шаге следует сказать уже сейчас. По нашему убеждению, этим обязательным шагом является личный пример. При этом следует иметь в виду, что религиозный фанатизм - не изолированное социальное явление, а часть фанатизма вообще. Фанатизм бывает не только религиозный, но и атеистический (например, неуважительное отношение неверующих к верующим), и политический (нетерпимость к людям с иными политическими взглядами), и бытовой (например, когда муж и жена не могут без раздражения спорить друг с другом, когда дети не хотят понять своих родителей, а родители детей). А это значит, что сначала ограничить, а потом и преодолеть религиозный фанатизм люди смогут только тогда, когда они будут успешно бороться с фанатизмом вообще, со всеми и всякими видами и проявлениями фанатизма. А личный пример состоит, на наш взгляд, прежде всего в строгом, последовательном соблюдении двух основных правил цивилизованного отношения к инакомыслящим. Первое правило: надо выслушивать инакомыслящих, давать им выговориться. И второе правило: нельзя обижать инакомыслящих ни своим поведением, ни своими словами, ни раздраженным или ироническим тоном разговора.

Функции религии.

Функциями религии называют способы влияния религии на жизнь людей. Сколько у религии функций и как они называются - это пока еще предмет дискуссии между историками. Мы представляем точку зрения, согласно которой существуют четыре основные функции религии. Они основные в том смысле, что их можно делить на функции второго порядка. Функции религии отличаются друг от друга ответом на вопрос, через что (или - как) они влияют на жизнь людей.

Мировоззренческая функция религии - это способ влияния религии на жизнь людей через мировоззренческие идеи, которые входят в содержание религии.

Политическая функция религии - это способ влияния религии на жизнь людей через политические идеи и политические поступки религиозных организаций.

Культуротранслирующая функция религии - это способ влияния религии на жизнь людей через отношение религиозных организаций к культуре.

Нравственная функция религии - это способ влияния религии на жизнь людей через пропаганду нравственных норм.

Во всех случаях, с нашей точки зрения, функции религии вносят в жизнь людей как положительные, так и отрицательные результаты. Или образно говоря, они порождают как плюсы, так и минусы.

Религия и мировоззрение.

Мировоззрение - это совокупность идей, о наиболее общих закономерностях и о наиболее общих проблемах жизни. Эту совокупность идей можно называть также мировоззренческой информацией. Мировоззренческая информация отвечает на вопросы, существует ли Бог, каковы Его свойства, существуют ли чудеса, могут ли нарушаться законы природы, в чем смысл жизни, существует ли загробная жизнь и другие. Если специальная информация интересует только людей определенной профессии, то мировоззренческая информация интересует сразу всех. Мировоззренческая информация в огромной мере влияет на поведение людей. Это своеобразный командный пункт личности.

Один из плюсов религиозной мировоззренческой информации в том, что религия помогает верующим людям преодолеть отрицательные эмоции. Или другими словами можно сказать так: плюс в том, что религия дает людям утешение. Люди нуждаются в преодолении отрицательных эмоций. Если отрицательные эмоции (страх, горе, отчаяние, переживание одиночества и др.) продолжаются слишком долго и переживаются слишком глубоко, то человеческий организм "ломается". От переизбытка отрицательных эмоций люди или умирают, или сходят с ума. А это тоже не перспектива. Религиозное утешение - это великий плюс. Это своеобразная форма психотерапии. Причем эта форма психотерапии является массовой, дешевой и эффективной. Благодаря религиозному утешению человечество выжило в историческом прошлом. Благодаря этому утешению многие люди продолжают жить сейчас.

Другой плюс данной функции религии состоит в том, что она порождает и поддерживает общение у людей с общим для них мировоззрением. Общение - это важная потребность и высокая ценность в жизни людей. Отсутствие общения или его ограниченность заставляют страдать людей. Особенно сильно испытывают недостаток общения многие пенсионеры. Но страдают от одиночества и люди среднего возраста, и определенная часть молодежи. При помощи религии эта отрицательная сторона жизни преодолевается.

Ну, а каковы минусы мировоззренческой функции? Напомним, что о минусах говорят только историки. С точки зрения богословов, у религии (по крайней мере, у так называемой "истинной религии") никаких минусов не было, нет и быть не может.

Историки говорят о наличии двух минусов у этой функции. Первый минус - отчуждение людей друг от друга по мировоззренческому признаку. Имеется в виду, что люди, принадлежащие к разным религиозным конфессиям, часто относятся друг к другу, как минимум, безразлично, как максимум недружелюбно, а в отдельных случаях даже враждебно. Чем более сильно пропагандируется в той или иной религии идея избранности, тем более сильным является отчуждение между верующими разных конфессий.

Однако этот минус не является абсолютным. Существует религия (бахаизм), моральный кодекс которой не только не практикует отчуждение по отношению к инакомыслящим, но, напротив, осуждает такое поведение, как нравственный порок. Руководство ряда религиозных организаций учит своих последователей по-братски, по-товарищески относиться к людям с иной мировоззренческой ориентацией. Во многих религиях (в православии, католицизме, исламе и др.) наличие или отсутствие такого отчуждения или, по крайней мере, его степень зависят от уровня культуры и уровня нравственного развития верующих. Наиболее цивилизованные верующие, вопреки догматике, подталкивающей к отчуждению, и в соответствии с нравственными нормами, призывающими к сближению, ведут себя по отношению к инакомыслящим дружелюбно.

Второй минус мировоззренческой функции (по мнению историков) - понижение уровня социальной активности верующих людей. Под социальной активностью понимается нерелигиозная деятельность, направленная на служение другим людям или обществу в целом. Это и общественно-полезный труд и общественно-политическая деятельность, и научно-культурная деятельность, и помощь нуждающимся. Религии через свою мировоззренческую функцию в основном мешают участию верующих в общественно-политической деятельности (участие в выборах, митингах и демонстрациях, в разработке и обсуждении политических документов, в деятельности профсоюзов, политических партий и т.п.). Каким образом? Иногда через прямые запреты на участие в общественно-политической деятельности (так, например, обстоит дело в конфессии Свидетелей Иеговы), но чаще всего через выросшую на почве мировоззрения атмосферу морального одобрения людей, которые в структуре своего личного времени "львиную долю" отдают собственно религиозной деятельности (молитвам, другим обрядам, изучению религиозной литературы, ее распространению и т.п.). В этой ситуации для деятельности на благо "других" или совсем не остается времени, или его остается очень мало.

Но ведь многие религии призывают к благотворительности? Разве это не призыв к социальной активности? Да, конечно, это призыв к социальной активности, который заслуживает одобрения со стороны общества. Но этот призыв порожден другой функцией религии: нравственной. Одновременно сила этого призыва в какой-то мере гасится ее мировоззренческой функцией. С точки зрения историков, здесь существует реальное противоречие, в котором в зависимости от традиций конфессии и уровня цивилизованности верующих доминирует или социально-пассивная или социально-активная сторона. Есть остроумное высказывание мужчин о женщинах: женщины вдохновляют нас на великие дела, но не дают времени на их осуществление. То же самое можно сказать о некоторых религиозных конфессиях. Можно соглашаться с историками, можно не соглашаться с ними, но во всяком случае надо знать, что же именно они говорят о влиянии религии на социальную активность людей. А они говорят, что религия является "тормозом" в развитии этой формы активности.

Сказанное не означает, что верующие люди по уровню социальной активности уступают неверующим. Почему? Потому что в жизни неверующих имеют место другие "тормоза", и часто более сильные, чем религиозное мировоззрение. К ним относятся: низкий уровень культуры, пьянство, наркомания, преступный образ жизни и др. Например, когда пьяница-атеист становится трезвенником-верующим, от этой перемены выигрывают и личность, и общество. По сравнению с кем же по уровню социальной активности проигрывают верующие? По сравнению с самими собою, с теми, какими бы они могли стать. Иначе говоря, по сравнению с идеалом.

Религия и политика.

Политика - это, во- первых, отношения между партиями, классами, национальностями, народами, государствами, и это, во-вторых, отношение отдельных людей к партиям, классам, национальностям, народам, государствам. Политические идеи отражают эти отношения, а политические поступки выражают их. Политика бывает прогрессивной (эта та политика, которая содействует общественному прогрессу) и реакционной (это та политика, которая противодействует общественному прогрессу). Политическая идеология и политическая деятельность возникли вместе с возникновением классов. С этого времени участие религиозных организаций в политике стало неизбежным. Вопрос был только в том, какую политику они выбирали. И если религиозная организация устами своих руководителей заявляет, что она в политической деятельности не участвует (как это делают, например, руководители Международного общества Свидетелей Иеговы), то это означает только одно: она не участвует в тех формах политической деятельности, которые предлагают государство и существующие в стране политические силы (партии, профсоюзы и др.). В то же время само неучастие в предлагаемых формах политической деятельности есть своеобразная политическая деятельность, суть которой - в политическом бойкоте общепринятых форм политики. Иначе говоря, это политика социальной пассивности.

"Плюс" политической функции религии состоит в содействии религиозных организаций общественному прогрессу. "Минус" этой функции соответственно состоит в противодействии религиозных организаций общественному прогрессу. Так, в XVI веке лютеранская церковь вносила политический "плюс" в жизнь верующих и общества тем, что содействовала развитию буржуазных отношений в Европе. В этот же период времени католическая церковь, защищая отжившие свое время феодальные отношения, вносила в жизнь верующих и общества "политический минус".

Религия и культура.

Культура делится на материальную и духовную. Культуротранслирующая функция религии раскрывает отношение религии к духовной культуре. А под духовной культурой понимается совокупность позитивных достижений человечества в интеллектуальной и эмоциональных сферах его деятельности. В духовную культуру включаются такие структурные элементы как деятельность музеев, библиотек, образование, наука, философия, искусство, нравственность... Особо важным, принципиальным является взаимодействие религии с нравственностью. И поэтому, хотя нравственность и является элементом духовной культуры, взаимодействие с ней раскрывается через особую, нравственную функцию религии.

На каждом этапе исторического развития в конкретных религиях сосуществуют две противоположные тенденции: тенденция содействия развитию духовной культуры (тенденция, порождающая "плюсы") и тенденция противодействия развитию духовной культуры (тенденция, порождающая "минусы"). "Плюсы" и "минусы" в отношении религии к культуре особенно наглядно видны на примере отношения религии к искусству.

Первым "плюсом" является забота религиозных организаций о сохранении религиозного искусства. Религиозное искусство - это такая художественная деятельность и такие ее результаты, которые способны поддерживать у верующих веру в сверхъестественное. В частности к религиозному искусству относятся: архитектура храмов, иконы, религиозная музыка, религиозная художественная литература. Религиозное искусство, как и всякое искусство, несет в себе положительное эстетическое и гуманистическое содержание. Наличие внутри этих произведений религиозного материала делает для верующих данные художественные произведения продуктами повышенного спроса. Таким образом, через религиозное искусство религия развивает и укрепляет у верующих художественное восприятие, приобщает их к миру искусства. Положительный гуманистический и эстетический заряд религиозное искусство дает в первую очередь верующим людям. В первую очередь, но не только. В принципе потребителями этого вида искусства, как и искусства в целом, являются все представители цивилизованной части человечества.

Религия оказывает в определенном отношении благотворное влияние и на светское искусство (светским искусством называют такую художественную деятельность и такие ее результаты, которые не поддерживают веру в сверхъестественное). Религия как бы "дарит" художникам многие образы, сюжеты, метафоры и другой художественный материал. Без использования этого материала светское искусство было бы во много раз беднее по своей художественной выразительности.

С другой стороны, многие конкретные религии выдвигают определенные препятствия для участия верующих в светской художественной деятельности. Одним из таких препятствий являются прямые религиозные запреты на определенные стороны художественного творчества и художественного восприятия. Эти запреты есть и сейчас, но особенно много их было в прошлом. Так, Русская православная церковь со времени своего возникновения (конец Х в.) преследовала народное искусство скоморохов и в XVII веке добилась его запрещения и уничтожения. А ислам в прошлом повсеместно запрещал мусульманам изображать живые существа. Запреты на некоторые виды искусства в отдельных странах сохранились и сейчас. Так, например, в главной стране мусульманского мира - Саудовской Аравии - запрещены театр и кинематограф.

Другим препятствием для участия верующих в светской художественной деятельности является созданная во многих общинах атмосфера морального осуждения тех верующих, которые увлекаются светской культурой: художественной литературой, театром, кино, танцами и др.

Религия и нравственность.

Положительное значение нравственной функции религии состоит в пропаганде позитивных нравственных норм. "Минус" этой функции состоит в одновременной пропаганде некоторых негативных нравственных норм. Однако следует еще раз подчеркнуть, что нравственную функцию религии считают противоречивой по своим результатам только историки. Что касается богословов, то, по их мнению, все нравственные нормы, которые пропагандирует религия, являются только позитивными (т.е. полезными для общества и личности). Свою точку зрения историки чаще всего иллюстрируют на примере христианства. Вот как выглядят их рассуждения.

Основным способом утверждения христианских нравственных норм явилось включение их в текст Библии. Нормы, включенные в Библию, обладают высочайшей значимостью для верующих, ибо их источником является, по мнению христиан, воля Божия. С точки зрения историков, в этих нормах есть нечто негативное. В частности, к негативным нормам они относят требования, изложенные в Евангелии от Матфея: подставлять другую щеку, любить своих врагов, не давать клятв, не заботиться о завтрашнем дне, никого не осуждать, прощать "до седмижды семидесяти раз", не разводиться).

Отрицательно оценивают историки и те места в Евангелиях, которые, на их взгляд, ориентируют верующих на отказ от общения с инакомыслящими. Если в Евангелии от Матфея призыв к отказу от общения с инакомыслящими следует как вывод из толкования определенных мест текста, то в Псалмах Давида этот призыв звучит прямо и непосредственно: "Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых..." (Пс., 1:1).

Однако, по мнению историков в Библии ведущее, доминирующее место занимает позитивная мораль. Главная позитивная норма - это требование гуманного отношения к людям. В Евангелиях содержатся две разные формулировки этой нормы. Первая звучит так: "Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними" (Матфей, 7:12). С небольшой перестановкой слов эта же нравственная норма повторяется в седьмой главе Евангелия от Луки. Данную формулировку деятели культуры назвали впоследствии "золотым правилом" нравственности. Она является одновременно и требованием делать добро, и критерием нравственности, способом узнать, какой поступок является хорошим, а какой - плохим. Золотое правило нравственности сформулировано в некоторых более древних, чем Евангелия, документах прошлого. Однако миллионы людей узнали об этом правиле только из Евангелий. Вторая формулировка требования гуманизма звучит так: "Люби ближнего твоего, как самого себя" (Мф., 19:19 и др.).

Но важны не только формулировки норм, но и их разъяснения. В данном случае важно понять, что значит любить ближнего и кто именно является ближним. Евангелия на эти вопросы отвечают в гуманном духе: любить ближних значит помогать им, а ближними являются все люди, нуждающиеся в помощи.

В Евангелиях и других книгах Библии много и других позитивных нравственных норм: не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лги (точнее, не лжесвидетельствуй), почитай отца и мать, накорми голодных, не оскорбляй людей, не гневайся на людей напрасно, мирись с теми, с кем поссорился, твори милостыню и не подчеркивай этого, замечай свои недостатки, оценивай людей не по их словам, а по их делам, не упивайся вином и др. Особо отметим знаменитое требование: "Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь" (3: 10).

Между негативными и позитивными нормами Библии нередко возникает состояние логического противоречия, ибо в ее текстах встречаются поучения, своим содержанием исключающие друг друга. Например, Библия одновременно учит верующих любить всех людей и не иметь общения с инакомыслящими. Но одно исключает другое. По нашим наблюдениям, в таких случаях верующие выбирают только одну сторону противоречия, а о наличии другого, прямо противоположного указания временно "забывают".

Что касается негативных норм Библии, то их "правильность" признается большинством христиан только на словах. Существует противоречие между негативными нормами морали и практическим поведением верующих. Это противоречие "хорошее", полезное для жизни верующих. Оценивая положительно все нормы, записанные в Библии, на практике и верующие, и даже служители культа нередко поступают не просто иначе, а прямо противоположным образом, чем было сказано в библейском поучении. Так, в пятой главе Евангелия от Матфея от имени Иисуса Христа верующим дается следующая рекомендация: "Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую". Однако сами служители культа зачастую, например, дают отпор грабителям.

Или другой пример. В пятой главе Евангелия от Матфея мужчинам запрещается смотреть на женщин "с вожделением". На практике "вожделение" выливается в эстетическое переживание - любование красотой женщины. В Евангелии говорится, что мужчина, который не выполнил это требование, должен или вырвать свой глаз, или отрубить свою руку. А как верующие мужчины смотрят на красивых женщин? Они смотрят нормально, как и полагается смотреть мужчинам, - любуются. Но много ли среди верующих одноглазых и одноруких мужчин? Встречаются, но далеко не все.

Одним из важных средств сохранения и укрепления позитивной морали являются нравственные идеалы. Нравственный идеал - это образ исторической личности или литературного героя, моральные качества и поступки которого являются примером для подражания. В религиях в роли нравственных идеалов выступают религиозные персонажи, жизнь и поступки которых описываются в религиозной литературе. Из них наиболее общеизвестен Иисус Христос. Остановимся на характеристике его нравственных качеств, с которыми мы встречаемся на страницах Евангелий.

Христиане дают личности Христа абсолютную нравственную оценку. По их мнению, это был совершенный человек, который не дал ни одной плохой рекомендации и не совершил ни одного дурного поступка. С точки зрения религиозной доктрины Христос не подлежит критике. Христианин, который усматривает в его словах или поступках какие-либо, пусть ничтожно малые, ошибки, тем самым немедленно перестает быть христианином.

Историки, как и верующие, образ евангельского Христа считают воплощением нравственного идеала, правда, делая при этом одну существенную оговорку. Они исходят из того, что в жизни нравственный идеал - не тот, кто безупречен во всех отношениях (таких людей просто не бывает), а тот, кто, несмотря на отдельные ошибки и недостатки, больше других способствует утверждению добра в жизни общества. Выразителем именно такого жизненного нравственного идеала и является Христос. Он давал отдельные неправильные советы, совершал отдельные неправильные поступки. Но историки считают, что и людей, и литературных героев надо оценивать не по отдельным их промахам, а по их жизни, взятой в целом.

В поступках и учении Христа преобладало хорошее. Он учил поступать так, чтобы всем людям было хорошо, т.е. учил гуманизму. Он осуждал жестокость, насилие, несправедливость, убийство, воровство, разврат, обман; призывал людей любить ближних, уважать родителей, быть правдивым, миролюбивым, уживчивым, великодушным. И в его поступках тоже доминирует доброе начало. Почти все чудеса, которые он совершил - добрые чудеса. Он исцеляет больных, кормит голодных, укрощает бурю, воскрешает мертвых. Все это делается для людей, все во имя улучшения их жизни. Но самый главный поступок в его жизни - подвиг самопожертвования. Он пошел на крестные муки и смерть во имя блага людей, зная, что только его страдания и смерть могут открыть людям дорогу к лучшему будущему. В двадцатых годах в нашей стране проходили публичные диспуты о религии, на которых с позиций религии выступал митрополит Введенский, а с позиций атеизма - народный комиссар просвещения А.В.Луначарский. На одном из таких диспутов митрополит сказал, что всем хотелось бы иметь Христа в своем лагере. Луначарский ответил: "А нам нет. Мы в Христе не нуждаемся". Жизнь показала, что неверующие тоже нуждаются в Христе, но нуждаются не в Христе-Боге, а в Христе - литературном герое, который стал в мировом общественном мнении и в мировом искусстве символом высокого добра.

Предрассудки по отношению к встречаются у людей по всему миру. К такому выводу в ходе исследования пришел психолог Уилл Джервейс. Жители всех континентов предполагают, что аморальные поступки (включая даже серийные убийства) чаще совершаются неверующими. По данным опросов, американцы доверяют атеистам меньше, чем представителям любой другой социальной группы. Поэтому для большинства политиков поход в церковь - это отличный способ обеспечить себе народную поддержку на выборах, а заявление о том, что ты неверующий, может разрушить карьеру. И, конечно, неслучайно в Конгрессе США нет ни одного открытого атеиста.

Несомненно, в основных мировых религиях значительное внимание уделяется нравственности. Отсюда многие делают вывод о том, что религиозные убеждения - это признак добродетели. Другие вообще утверждают, что без религии не существует и морали. Однако оба эти утверждения можно поставить под вопрос.

Во-первых, этические убеждения одного течения могут быть неприемлемыми с точки зрения другого. Так, в XIX веке мормоны считали полигамию своим моральным долгом, в то время как для католиков она была смертным грехом. Более того, нравственное поведение членов определенной группы часто включает агрессию по отношению к другим. Скажем, в 1543 году один из основателей протестантизма Мартин Лютер опубликовал трактат «О евреях и их лжи», в котором излагались антисемитские идеи, популярные среди представителей различных течений на протяжении столетий. Эти примеры также доказывают, что религиозная мораль должна меняться с течением времени. И она действительно меняется: например, относительно недавно Англиканская церковь разрешила контрацепцию и венчание однополых пар, появились женщины-епископы.

В любом случае, религиозность лишь отдаленно соотносится с теологией. То есть убеждения и поведение верующих людей не всегда полностью соответствуют официальной религиозной доктрине. Например, официально буддизм - это религия без Бога, но большинство исповедующих его относятся к Будде как к божеству. Католическая церковь активно выступает против контрацепции, но большинство католиков все равно предохраняются. И подобные отклонения от доктрины скорее норма, чем исключение.

Ученые провели исследование, в ходе которого участникам предложили оценить собственный характер и поведение. Результаты опроса показали, что религиозные респонденты считают себя более самоотверженными, участливыми, честными, милосердными, чем атеисты. Такая динамика сохранялась даже в случае близнецов, один из которых более религиозен, чем другой. Но если посмотреть на реальное поведение, оказывается, что никаких различий не существует.

Об этом свидетельствует, например, классический эксперимент «Добрый самаритянин», в ходе которого исследователи отслеживали, кто из прохожих остановится, чтобы помочь раненому человеку на улице. Ученые пришли к выводу, что религиозность не играла никакой роли в поведении участников. Интересно, что некоторые из них как раз шли на выступление на тему этой притчи, но это также никак не повлияло на их действия.

С другой стороны, на поведение человека могут влиять различные традиции и сигналы, связанные с религией. Например, исследования американских христиан показали, что по воскресеньям они жертвуют больше денег на благотворительность и смотрят меньше порно. Однако в остальные дни недели они компенсируют ситуацию по обоим пунктам, так что в усредненных результатах религиозных людей и атеистов никакой разницы нет.

К тому же разные религии по-разному воздействуют на тех, кто их придерживается. Например, если люди считают, что их Бог дает какие-то моральные установки и карает за несоблюдение правил, то они стараются быть более справедливыми и даже реже мошенничают при заключении сделок. Это результаты международного исследования. То есть если человек верит в то, что все его помыслы известны Богу, который наказывает грешников, то он пытается лучше себя вести.

Но нужно отметить, что к более нравственному поведению может привести не только религия, но и вера в силу закона, честный суд и надежную полицию. И, как правило, если законы строго соблюдаются, то религия уже не так влияет на людей и недоверие по отношению к атеистам тоже снижается.

Многим людям сложно понять, для чего сегодня необходима религия. И это не удивительно, ведь за окном XXI век, когда кажется, что все явления природы давно объяснены с точки зрения науки, а сами догмы христианства, ислама и других религий потеряли всякий смысл.

Но это лишь на первый взгляд. Если же разобраться глубже в данном вопросе, то окажется, что функции религии в обществе сегодня актуальны не меньше, чем в Средние века. Давайте разберемся во всем по порядку.

Как зародились первые религии?

С полной уверенностью сказать, какая религия была первой, невозможно, скорее всего, это было одно из языческих верований. Человечество на заре своего становления не могло объяснить кажущиеся сейчас простыми явления природы, будь то гром, молния или ветер. Вот люди и начали обожествлять природу вокруг себя.

Это делалось с несколькими целями — так было проще понимать природу и контролировать страх перед неизведанным. У людей были свои боги-покровители, что придавало им уверенности в быту, на войне, в походах и плаваниях. Это хорошо прослеживается на примере Древней Греции, где у каждой профессии был свой верховный покровитель.

Позднее возникла необходимость в новых верованиях, старые религии уже не соответствовали развитию социума — у многих из них отсутствовала мораль, что приводило к разложению общества. Частично по этой причине раннее христианство и получило столь стремительное распространение, так как в нем функции религии были четно прописаны в форме заповедей.

Религия как сдерживающий фактор животных инстинктов

Основой в любой религии является нравственное учение, то есть пропагандирование положительных качеств присущих человеку, и сдерживание отрицательных. К положительным характеристикам относят доброту (возлюби ближнего своего как самого себя), честность, искренность, и т. д. А к отрицательным - зависть, алчность, похоть и другие пороки, присущие человеку.

В своем учении Иисус подчеркивал важность любви к ближнему, самопожертвование. Символично и его распятие на кресте, которое означает не столь искупление грехов всего человечества, сколько самопожертвование: он отдал самое ценное, что у него было - свою жизнь - ради людей. Таким образом людям был подан пример бескорыстия.

Социальные функции религии в обществе состоят в поддержании равновесия между животными инстинктами и человеческими качествами. И одна из ключевых задач религии состоит в регулировании поведения человека, чтобы он не поддался своим слабостям и не сделал что-либо плохое.

Мировоззренческая функция религии

Человеческое сознание устроено таким образом, что требует понятного объяснения окружающего мира. С момента рождения и до самой смерти человек стремится узнавать новое и находить объяснение всему, что видит. Но не все, что вокруг нас, можно было объяснить логически до недавнего времени, да и сегодня есть необъяснимые вещи. Эту мировоззренческую задачу и взяла на себя религия, прививая на примере библейских персонажей нормы поведения и показывая, что может произойти, если эти нормы будут нарушаться.

До ХХ века ни у кого не вызывала сомнения воспитательная функция религии, и лишь с падением нравственности на веру начали навешивать множество отрицательных ярлыков. Не станем отрицать, что сегодня христианство уже само нарушает свои же заповеди, но нельзя не признать, что в первоначальном виде оно несло порядок и организацию в общество, давая устойчивую опору для его развития.

Также не стоит забывать, что человеку важно жить осмысленной жизнью, и для многих такой смысл давала и дает вера в высшие силы.

Объединяющая роль веры

Одной из функций религии является объединение людей, их сплочение в рамках социума. Именно по этой причине в кризисные моменты истории люди обращаются к вере. Наиболее простой пример: во время войны, когда требуется не просто сплоченность людей, но и поднятие их воинского духа. Даже во время Великой Отечественной войны об этом помнили, хотя сама идеология коммунизма отрицает существование Бога как такового!

Но есть в истории и отрицательные примеры — крестовые походы или джихад (в переводе "священная война"). Под благими намерениями развязывались страшные военные конфликты, приводившие к множеству жертв и разрушений. И нельзя сказать, что все это осталось в прошлом и никогда не повторится.

Компенсаторная функция религии

Испокон веков в храмы люди приходили в поисках утешения, стремясь заглушить внутреннюю боль. В этом и заключается функция религии в обществе как отдушины для человека, где он может спокойно выговориться и найти успокоение. Священник в этом случае выполняет в какой-то степени роль психолога, а в какой-то - посредника между Богом и человеком. Ведь именно от его имени он отпускает грехи и дает советы кающемуся, тем самым даря тому облегчение.

Конечно, сегодня уже не столь много людей приходит в церковь за поиском утешения, правда, нельзя сказать, что функция религии как компенсатора душевных страданий утрачена. Она сохранилась, хоть и не столь очевидна для многих сегодня. Частично ее роль выполняют психологи, предоставляя необходимую психологическую помощь тем, кто в этом нуждается.

Религия и брак

По статистике, до 80 % заключаемых браков сегодня распадаются. Причем большинство в первые несколько лет совместной жизни, молодые люди просто не выносят совместного быта.

Почему так происходит сейчас, но не происходило в дореволюционной России или при СССР? Ведь казалось бы, жизнь стала значительно легче, чем столетие назад, но число разводов продолжает расти, а рождаемость падает. И заметим, что происходит это в основном в традиционно христианских странах, а не в мусульманских, где функции религии в жизни человека не утратили свою актуальность, а заповеди строго соблюдаются и сегодня.

Ответ напрашивается сам собой: вступающие в брак молодые люди не относятся с должной серьезностью к этому шагу. Для многих слова "И в горе, и в радости" не несут должного смысла, а остаются всего лишь словами. При первых трудностях они подают на развод, и чаще это делают женщины, которые по логике должны быть заинтересованы в сохранении семьи.

Раньше было не так: вступая в брак, люди понимали, что им придется прожить вместе всю жизнь. И главенствующая роль мужа в семье подтверждалось не только самим фактом того, что основную роль добытчика в семье выполнял именно он, но и религией. Недаром существовало выражение "Муж от Бога", то есть данный женщине в мужья один раз и навечно.

Управление жизнью через религию

Вера давала не только ориентиры правильного поведения и логическую осмысленность жизни, но и выполняла управленческую функцию в обществе. Она регулировала взаимоотношения в обществе в различных социальных группах и между ними. Старалась примирить богатых и бедных, тем самым не допуская развития социальных конфликтов.

Подведем итоги

Разобрав, какие функции выполняет религия в обществе, можно понять, почему религии не просто возникали, но и активно поддерживались государством. Благодаря вере в жизни простого человека появлялся смысл и поддерживался порядок в самом обществе, а это давало возможность для его полноценного развития, по крайней мере до какого-то исторического периода.

В наше время религия выполняет те же самые функции, что и столетия назад. И надо признать, что даже с развитием технологий человечество не в состоянии обойтись без нее.

Введение

В современной России наблюдается оживление феномена стихийной, нетрадиционной, неканонической религиозности. Большинству населения незнакомы, а то и просто чужды традиционные формы религиозной жизни. Возвращение к религии происходит не в результате церковной проповеди, а вследствие саморазвития светской культуры и идеологии. Средства массовой информации, деятели культуры, представляющие определенные политические и национальные интересы, играют в процессе религиозного обновления едва ли не большую роль, чем духовенство.

Современную религиозность отличает легкость принятия нового религиозного опыта, новых религиозных понятий, но в то же время и сложность полного разрыва с русско-советской культурной традицией и потому предопределенность различных форм взаимодействия с православием. А оно практикой религиозной организации и деятельностью своих руководителей часто дает поводы к справедливой критике.

Эти причины побуждают человека к поискам смысла жизни, системы ценностей в сфере антидуховности, уводящей его от реализации объективных интересов, а в критических ситуациях - подвергающей риску его душевное здоровье и саму жизнь. Духовная анемия общества, порожденная кризисными явлениями в экономике, политике и социальной сфере, подрывает культурную почву, лишает человека способности адаптации к жизненным обстоятельствам и поворотам индивидуальной судьбы.

Противостоять такому разрушению основ общественной и индивидуальной жизни может только стремление к добру, правде и справедливости. В этом своем душевном порыве человек встречается со многими препятствиями, испытывает боль утрат и унижений, тяжелый гнет страха и отчаяния. Поэтому он нуждается в утешении, поддержке, помощи. Он ждет любви и прощения от других людей, ищет их в религии, на это он вправе рассчитывать со стороны социальной политики государства.

Поэтому в своём реферате, я попытаюсь выяснить, как православная религия влияет на общество в нравственном значении и какую она играет роль выполняя ряд функций в обществе.

Социальные функции религии

Религия выполняет ряд функций и играет определенную роль в обществе. Понятия "функция" и "роль" связаны, но не тождественны. Функция - это способы действия религии в обществе, роль - суммарный результат, последствия выполнения ею функций.

Выделяется несколько функций религии: мировоззренческая, компенсаторная, коммуникативная, регулятивная, интегрирующе-дезинтегрирующая, культурнотранслирующая, легитимирующе-разлегитимирующая.

Мировоззренческую функцию религия реализует благодаря наличию в ней определенного типа взглядов на человека, общество, природу. Нет такой отрасли знания, которая бы ответила полностью на все вопросы человеческого бытия; у каждой науки, даже предельно широкой, есть свои рамки исследования. В религии же, даже архаичной, выстраивается система ответов на все вопросы. Проблема не в том, насколько истинны эти ответы, а в том, что они, в отличие от науки, есть.

Религия выполняет компенсаторную функцию, восполняя ограниченность, зависимость, бессилие людей - как в плане сознания, так и в плане изменения условий существования. Реальное угнетение преодолевается свободой в духе; социальное неравенство превращается в равенство во грехах, в страдании; разобщенность и изоляция сменяются братством в общине; безличное и безразличное общение индивидов заменяется общением с божеством и другими верующими. Психологическим последствием такой компенсации является снятие стресса, переживаемое как утешение, очищение, наслаждение, даже если это происходит иллюзорным путем.

Религия, обеспечивая реальное общение, выполняет коммуникативную функцию. Общение складывается как в религиозной, так и во внерелигиозной деятельности. В процессе обмена информацией, взаимодействия верующий человек получает возможность контактировать с людьми по установленным правилам, которые облегчают процесс общения и вхождения в определенную среду. Требования к общению между верующими, принятые практически во всех существующих религиях, помогают наполнить атмосферу взаимодействия гуманистическим содержанием, духом дружелюбия и уважения.

Регулятивная функция религии осуществляется с помощью определенных идей, ценностей, установок, стереотипов, мнений, традиций, обычаев, институтов, которые управляют деятельностью, сознанием и поведением индивидов, групп, общин. Особенно большое значение имеет система религиозной морали и права. Наиболее яркие примеры воздействия религиозного права можно обнаружить в обществах, характеризующихся национальной и религиозной однородностью. В каждой религии есть собственная система контроля за выполнением моральных заповедей. В христианстве это - исповедь, на которую верующий должен приходить с определенной регулярностью. По результатам исповеди, а также поступков, которые совершались явно, назначается мера наказания или поощрения. При этом такое "воздаяние" может быть действительным или отложенным на неопределенный срок.

Интегрирующе-дезинтвгрирующая функция религии проявляется в том, что религия, в одном отношении, соединяет, сплачивает религиозные группы, а в другом - разъединяет их. Интеграция осуществляется в тех пределах, в которых признается более или менее единое вероисповедание. Если же в обществе имеются различные, к тому же противостоящие конфессии, тогда религия выполняет дезинтегрирующую функцию. Иногда это может произойти даже против желания действующих религиозных руководителей, поскольку предыдущий опыт противостояния религиозных конфессий всегда может быть использован в целях текущей политики.

Религия, являясь составной частью культуры, выполняет культурнотранслирующую функцию. Особенно на ранних этапах развития человеческого общества, сопровождавшихся разрушительными войнами, религия способствовала развитию и сохранению некоторых слоев культуры - письменности, книгопечатания, искусства живописи, музыки, архитектуры. Но при этом религиозные организации накапливали, охраняли и развивали только те ценности, которые имели отношение к религиозной культуре. Хорошо известны факты уничтожения церковниками книг и произведений искусства, которые отражали взгляды, противоположные официально провозглашаемым религией.

Легитимирующе-разлегитимирующая функция означает узаконение некоторых общественных порядков, институтов (государственных, политических, правовых и др.), отношений, норм, образцов как должных или, наоборот, утверждение неправомерности некоторых из них. Долгоевремя непременным атрибутом законности государственной власти считалось освящение церковью вхождения на престол того или иного государя. До настоящего времени при вступлении в должность президентов некоторых стран приносится присяга на священной книге, почитаемой ведущей для этой страны религией. Сохраняется и обычай приносить присягу, подтверждающую правдивость слов на судебном заседании, также на священной книге. Религия может и лишить власть её законности, и подтолкнуть общество к свержению этой власти тем или иным путём.

Роль религиозного представления о мире в обществе

Результат, последствия выполнения религией ее функций, значимость ее действий, то есть ее роль, бывали и бывают разными. Существуют некоторые принципы, которые помогают проанализировать роль религии объективно, конкретно-исторически, при определенных характеристиках места и времени.

В современных условиях роль религии нельзя считать исходной и определяющей, хотя религия оказывает большое влияние на экономические отношения и другие сферыжизни общества. Религиозный фактор влияет на экономику, политику, межнациональные отношения, семью, культуру через деятельность верующих индивидов, групп, организаций, санкционируя определенные взгляды. Но и взгляды, и деятельность верующих во всех областях общественной жизни подвергаются обратному влиянию объективныхфакторов развития экономики, политики, культуры. Происходит "наложение" религиозных отношений на другие общественные отношения.

Религия влияет на общество сообразно своим специфическим чертам, отраженным в вероучении, культе, организации, этике, правилах отношения к миру. Она такжепредставляет собой системное образование, включающее ряд элементов и связей: сознание со своимичертами и уровнями, внекультовые и культовые отношения и деятельность, учреждения для ориентации в религиозной и внерелигиозной областях.

В настоящее время широко распространено мнение о том, что общечеловеческие ирелигиозные идеалы и моральные нормы совпадают. Этомнение не учитывает ряда факторов.

Во-первых, в религии отражаются такие отношения, которые универсальны для всех обществ независимо от их типа; во-вторых, в религии отражаются отношения, свойственные данному типу общества (здесь тождество уже исчезает); в-третьих, религия отражает отношения, складывающиеся в синкретических обществах; в-четвертых, религия отражает условия бытия разных сословий, групп, классов, представляет различные культуры. Даже мировых религий - три, не говоря уже о множестве национальных, региональных, родоплеменных.

Нравственное значение религиозного мировоззрения на общество

Всякая система мировоззрения вырабатывает свои принципы понимания природы, общества и человека. Религиозная система также содержит эти принципы, но если точные, естественные и общественные науки предлагают для описания и решения проблем различные методы, то у религии, при всей разносторонности способов воздействия на человека, метод один - моральное воздействие. При этом каждая религиозная организация стремится к положению единственного общественного арбитра, присваивая себе роль высшего судьи в делах морали. Это происходит на основании того, что моральные нормы светского общества чаще поддаются модификации в процессе исторического развития, чем "незыблемые" заповеди религии. С традиционной религиозной точки зрения, мораль дарована человеку свыше, ее основные нормы и понятия сформулированы непосредственно божеством, зафиксированы в священных книгах, и люди должны неукоснительно следовать им. При таком понимании без и вне религии мораль появиться не может, и подлинная нравственность без религии не существует.

На самом деле, нравственные отношения коренятся в обществе, имеют собственный источник возникновения, развития и совершенствования, произрастают из гущи человеческих взаимоотношений, отражают реальную практику человеческого общежития. На заре человечества система запретов формировалась методом проб и ошибок в условиях постоянной борьбы за выживание. Тогда еще не было разделения сфер духовной жизни, господствовал религиозный способ мышления. Закрепить выработанные моральные нормы можно было только в религиозной форме.

К сильным сторонам религиозной морали можно отнести внешнюю простоту ответов на самые сложные нравственные проблемы, твердое обеспечение критериев нравственных ценностей, идеалов и требований, их своеобразную целостность и упорядоченность. Готовые ответы, которые имеются в системе религиозной морали, способны вызвать определенную эмоционально-психологическую умиротворенность этического сознания людей. К сильной стороне религиозной морали можно отнести и постановку проблемы ответственности человека за совершенные деяния.

При разнице взглядов религиозных и нерелигиозных людей на источник моральных ценностей на практике они могут вести сходный нравственный образ жизни, разделять одни и те же принципы, одинаково понимать, что есть добро и зло. Опасна не безрелигиозная позиция, а позиция, в которой нет твердых духовно-нравственных оснований, объективных ценностей, независимо от того, религиозные они или безрелигиозные. Безрелигиозный выбор заставляет человека задуматься о таких проблемах, которые не возникают у верующего, ведь безрелигиозному человеку не приходится рассчитывать на помощь Бога, остается надеяться только на собственные силы. Это требует огромного мужества, интеллектуально-волевых ресурсов, духовной зрелости и нравственного здоровья.

Отношение религиии общества

Религия существует в обществе не как чужеродное тело, а как одно из проявлений жизни социального организма. Религия не может быть изолирована от социальной жизни, не может находиться вне связи с обществом, но характер и степень этой связи на разных этапах исторического развития неодинаков. С усилением социальной дифференциации возрастает самостоятельность различных сфер общественной жизни. Общество эволюционирует от целостности, в которой все слагаемые слиты воедино, к целостности, которая представляет единство многообразия.

Говорить о религии как о специфическом социальном феномене можно лишь применительно к довольно поздним эпохам истории. А в эти эпохи наряду с религией уже существуют другие социальные системы, обладающие своими функциями. Деятельность религии и других социальных систем тесно переплетена, вычленить особые функции религии в обществе можно только при определенном подходе. Этот подход предполагает, что всякое социальное действие есть субъективно осмысленное действие, ориентированное на определенные ценности. Вопрос о соотношении религии и общества - это вопрос о роли религии в мотивации социального поведения.

Влияя на мотивацию человеческого поведения, религия порождает определенные результаты жизнедеятельности, и сама, в свою очередь, является порождением жизнедеятельности общества (т.е. социальным феноменом). Оказывать воздействие на общество религия может только в том случае, если ее внутренняя организация соответствует организации всего общества (внутренняя структура элемента системы должна быть аналогична структуре всей системы) подчинена тем же задачам, что и общественная структура в целом.

Влияние религиозной морали на развитие общества

Церковь активно пытается воздействовать не только на верующих, но на все общество, пропагандируя ценности, признаваемые ею как базовые. Необходимо отметить, что при оценке социального развития российского общества православная церковь, например, придерживается гуманистических взглядов на проблемы экологии, демографии, социальных конфликтов, взаимоотношений различных религиозных организаций. Но при этом подчеркивается, что именно православная церковь всегда была хранительницей лучших традиций народа и его объединительницей в трудные времена.

Именно поэтому церковь претендует на роль главного арбитра и в моральных вопросах. Такая ситуация обусловлена еще и тем, что стремительное техническое и социальное развитие в настоящее время не подкреплено общепризнанными и обязательными моральными нормами. Нравственные оценки происходящего основаны на зыбких критериях сиюминутной пользы, выгоды, индивидуальной свободы. Человеческая жизнь теряет ценность. В связи с этим католическая церковь, например, устами своего папы Иоанна Павла II осудила все виды убийства. К ним отнесены смертная казнь преступников, аборты и эвтаназия . В энциклике упоминаются действительно серьезные аргументы: судебные и врачебные ошибки и злоупотребления, отказ человека от ответственности за свою и чуткую жизнь. Но главным доводом все же является тезис о том, что страдание "принадлежит трансцендентному в человеке: это одна из тех точек, в которых человек выходит на пределы самого себя и приближается к Богу". Лишение человека страдания, ограждение его от излишних мук, таким образом, является препятствием для его соединениямножеством, не дает ему познать настоящей радости на "том" свете. Как видим, церковь поднимает действительно важные моральные проблемы, которые общество не готово однозначно решить, но ответы на эти сложные вопросы готовятся по старому рецепту.

Совершенно другой отклик получают призывы церкви, когда они сопровождаются деятельностью по реальному воплощению в жизнь моральных образцов. Благотворительная работа священнослужителей и монахов в тюрьмах, больницах, домах престарелых и детских домах, в отличие от деятельности многочисленных благотворительных фондов, "отмывающих" деньги, наполнена настоящим теплом и сочувственным отношением к людям. Помощь, которую члены религиозных организаций оказывают нуждающимся, не является специализированной - юридической, психологической или педагогической. Но действенность ее гораздо выше - она основана на принципах человеколюбия. При этом никогда не забывается пропаганда религиозного вероучения, и ряды верующих постоянно пополняются.

Заключение

Проблема нашего общества состоит не в том, какую систему мировоззрения предпочитает человек, а в том, как он реализует свои убеждения в существующей социальной действительности. И верующие, и атеисты могут эффективно сотрудничать в деле построения справедливого общества.

Надежное функционирование и выживание общества предполагает непрерывность и устойчивость его жизнедеятельности, и социально целесообразное поведение его членов. Это достигается системой запретов, табу, норм, ценностей, которые способны придать совершенный вид социальным процессам, "восполнить" разрывы в социальной ткани, в общей ориентации людей, обеспечивая тем самым условия для предельной интенсификации "внутреннего мира человека: целеустремленности, уверенности, последовательности. В обстановке, когда такие механизмы не могут быть сконструированы из реальных элементов жизни, из наличных, очевидных фактов и доводов, предельно надежные регуляторы и ценности предполагают соотнесенность со сверхъестественными силами. Именно в этом случае религия усиливает стабильность и выживаемость общественного организма. В нашем обществе люди испытывают потребность в решении фундаментальных смысловых проблем, которые являются вечными. Поиск идет в разных направлениях, в том числе и в русле религии. Поэтому будущее религии в нашем обществе зависит от того, насколько скоро будут созданы условия для решения подобных проблем светским путем, не требующим обращения к идее Бога, к религиозной мотивации нравственных ценностей и норм.

Литература

1. Лобазова О.Ф. «Религиоведение» 2005г.

2. http://5ka.com.ua/41/34302/1.html

3. Арх. Августин. Церковь и будущее России 1996. № 6.

4. Макин С. Спасительница веры и Отечества 1996. № 11-12.



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Доступно в форматах: EPUB | PDF | FB2 Страниц: 352 Год издания: 2009 Дважды Герой Советского Союза В.С.Архипов прошел путь от красноармейца...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS