Главная - Ребенок
Познание. Чичиков: подлец, приобретатель или…? (по поэме Н.В

Цель урока : Проанализировать образ Коробочки, опираясь на текст главы 3; определить её место и роль в произведении; найти ответ на вопрос: «Зачем Гоголь рассказал о Коробочке?».

Задачи : развивать умение учащихся читать, воспринимать текст произведения, умение детального и выборочного анализа текста; развивать умение работать со справочным материалом; способствовать развитию познавательного интереса и художественного вкуса учащихся; способствовать обогащению словарного запаса и развитию монологической речи учащихся.

Тип урока : урок - исследование с использованием ИКТ, с использованием технологии метода проекта. (Мини - проект «В старину едали деды»).

Средства обучения : текст произведения, словари.

Ход урока

I. Подготовка к основному этапу урока. Постановка проблемы и цели. (3 минуты)

Дидактические задачи: обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно - познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.

Слово учителя: Сегодня вместе с главным героем поэмы Чичиковым мы отправимся в гости к Коробочке. Интересная, необычная фамилия, правда, ребята? А может, это не фамилия, а прозвище? Кто она такая? Хочется поскорее разобраться? Давайте, разберёмся.

«Чем более я обдумывал мое сочинение, — писал Гоголь по поводу «Мертвых душ», — тем более видел, что не случайно следует мне взять характеры, какие попадутся, но избрать одни те, на которых заметней и глубже отпечатывались истинно русские, коренные свойства наши».

Учитель. В ряду помещиков, рисуемых Гоголем, Коробочка — единственная женщина. Нам ничего не известно о ее прошлом, семье. Доживает свой век в «порядочной глуши» одинокая вдова коллежского секретаря, хлопочет по хозяйству, «голову держит несколько набок», столкнувшись с непонятным ее недалекому уму предложением Чичикова. Боясь продешевить, запуганная сердитым и деловым гостем, соглашается Настасья Петровна продать небывалый товар за живые деньги. Бережливая Коробочка деньги сложит в мешочек, спрячет в угол комода, а затем по ее завещанию перейдут они «племяннице внучатой сестры».

Что же «истинно русского, коренного» в этом персонаже?

Давайте вместе с Чичиковым побываем в гостях у Настасьи Петровны Коробочки.

II . Беседа с опорой на текст произведения Н. В.Гоголя «Мёртвые души», глава 3. (17 минут)

Усадьба, дом, застолье многое расскажут о хозяйке, ее характере, образе жизни, привязанностях и вкусах.

— Какой прием был оказан случайному гостю Чичикову, заблудившемуся ночью близ деревеньки Настасьи Петровны Коробочки? (П. Боклевский. Чичиков.)

(Предполагаемый ответ учащихся: В гостеприимстве ей не откажешь: платье Чичикова было высушено и вычищено, перины взбиты так, что взобраться на них можно было, лишь подставив стул, последовало даже предложение почесать ему на ночь пятки, от которого, впрочем, Чичиков отказался.)

— Проснувшись утром, Чичиков огляделся. Давайте вместе с ним увидим значимые предметно-бытовые детали текста.

Работа в группах .

Учащиеся класса делятся на три группы. Каждая группа получает задание Исследовать Текст и сделать вывод о:

1) комнате Коробочки и двух ее портретах;

2) хозяйстве Коробочки (вид из окна);

3) деревне Коробочки.

Чтение и анализ отрывков, дающих портрет хозяйки.

1) два портрета Коробочки: «Вошла хозяйка, женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее, одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки» (портрет сливается с характером).

«Она была одета лучше, нежели вчера, — в темном платье и уже не в спальном чепце, но на шее все также было что-то навязано».

Вывод первой группы : Коробочка бережлива, хранит распоротый салоп, обои в комнате старенькие, зеркала старинные. Неожиданный гость застал Настасью Петровну врасплох, утром она предстала в более приличном виде. Фланель на шее говорит о ее возрасте, замкнутом домашнем образе жизни в глуши.

(Показ иллюстрации к поэме. П. Боклевский. Коробочка. )

2) Хозяйство Коробочки (вид из окна): «…узенький дворик весь был наполнен птицами и всякой домашней тварью. Индейкам и курам не было числа, свинья с семейством очутилась тут же… тянулись пространные огороды с капустой, луком, картофелем, свеклой и прочим хозяйственным овощем. По огороду были разбросаны кое-где яблони и другие фруктовые деревья, накрытые сетями для защиты от сорок и воробьев… на одном из чучел был чепец самой хозяйки».

Вывод второй группы : сеть на фруктовых деревьях, чепец на чучеле — самые значимые детали, они говорят о том, что у Коробочки до всего доходят руки, ничто не пропадает в ее хлопотливом хозяйстве.

3) Деревня Коробочки: «За огородами следовали крестьянские избы, которые… показывали довольство обитателей, ибо были поддерживаемы как следует: изветшавший тес на крышах везде был заменен новым, ворота нигде не покосились… Чичиков заметил где запасную почти новую телегу, а где и две».

Вывод третьей группы : описание деревни Коробочки говорит само за себя: она всех приучила к порядку, хорошая, бережливая хозяйка.

Учитель. Предметом нашего исследования является речь Коробочки.

Чтение по ролям сцены торга (Заранее подготовленные ученики).

Учитель. Не желая упускать своей выгоды, Чичиков приступает к торгу. После беседы с Коробочкой он «был весь в поту, как в реке: все, что ни было на нем, начиная от рубашки до чулок, все было мокро».

В чем же дело? (Коробочка уморила Чичикова своей «дубинноголовостью», бестолковостью, скупостью, желанием повременить с продажей небывалого товара. «Авось понаедут купцы, да и применюсь к ценам», — говорит она Чичикову.)

Учитель. Каков тон разговора Чичикова с Коробочкой и почему?

(Чичиков решил вовсе не церемониться с Коробочкой, так как она небогата. Коробочка представляется Чичикову как «коллежская секретарша», то есть вдова коллежского секретаря, что соответствовало десятому классу табели о рангах.)

Учитель. Сделка наконец совершена. Коробочка решила задобрить сердитого Чичикова и пригласила его закусить: «Чичиков оглянулся и увидел, что на столе стояли уже грибки, пирожки, скородумки, шанишки, пряглы, блины, лепешки со всякими припёками: припёкой с лучком, припёкой с маком, припёкой с творогом, припёкой со сняточками, и невесть чего не было».

Ребята! Кому понятны слова скородумки, лепешки с припеком, пряглы, сняточки? В чем разница между ватрушкой и шанишками? Можно разрешить все загадки хлебосольной Коробочки. Наши девочки Лысова Анастасия и Лыгина Алёна поработали с «Толковым словарём живого великорусского языка» В. Даля и с «Кулинарным словарём» В. В. Похлёбкина, Провели большую исследовательскую работу. После их рассказа, я надеюсь, станет всё понятным в том вкусном ряду.

III. Выступление подготовленных учащихся, которые работали над мини - проектом «В старину едали деды» (7 минут)

Толкований этих слов нет ни в словаре С. И.Ожегова, ни в других толковых словарях. А между тем в современном русском литературном языке эти архаизмы имеют вполне употребимые синонимы.

Скородумка — вовсе не выпечка на скорую руку, а яичница выпускная или глазунья. Шаньга — ватрушка с кашей, мятым картофелем, творогом, сдобренная сверху сметаной. Знаток русской кухни В. В.Похлебкин в своем «Кулинарном словаре» уточняет, что шаньги — это круглые пирожки, имеющие внешний вид ватрушки, но не наполненные, а лишь смазанные в середине сметаной, творожно-яичной массой, творожно-гречневой смесью и так далее. С чем же были шанишки Коробочки, Гоголь не уточнил.

Похлебкин продолжает: «Шаньги едят горячими, свежевыпеченными с молоком, с простоквашей, с соленой рыбой, со щами, с чаем — они подходят ко всем этим разнообразным пищевым сопровождениям». А перед Чичиковым на столе еще какие-то загадочные пряглы. И этого слова нет даже у Даля. Хорошо, что недалеко оказалось слово «пряжить» — жарить в масле, и в этом же словарном гнезде находится слово «прягла» — оладья, толстый блинок, лепешка в масле, пышка. Далее автор словаря поясняет: «Спряжить, спрягти — изжарить. Один пирожок недопряжен, другой перепряжен, попряжила б еще». Внимательный читатель заметил у Гоголя подсказку: «…перед завтраком Чичиков услышал завлекательный запах чего-то горячего в масле». Лепешка — утолщенный блин разного диаметра, она может быть пресной, дрожжевой, сдобной, печеной, жареной. У Коробочки подавали лепешки с припеком. Словарь Даля объясняет: припек — посыпка на лепешки, блины (например, мак, лук, яйца). Какова же технология приготовления припека? Похлебкин пишет: существует разновидность блинов с припеком, когда на поверхность блина тонким слоем наносится пастообразный пищевой продукт (творог, фарш) и быстро припекается к блину на разогретой сковородке.

Чудесная книга «О жизни, быте и нравах русского народа» Н. И.Костомарова и И. Е. Забелина сообщает: «…русские пироги имели продолговатую форму и различную величину, большие назывались пирогами, малые — пирожками. На масленице пекли пряженые (читай — изжаренные в масле) пироги с творогом и яйцами… в постные дни пеклись пироги со всевозможными родами рыб, особенно с сигами, снятками…» Значит, сняточки — это рыба? У Даля сняток (снеток) — рыбка вандыш, ловимая в Белозере, в продаже сушеная. Загадочный вандыш — это корюшка, а точнее, озерная форма корюшки — снеток. Как же получался припек к лепешке, если эта мелкая рыбка еще и сушеная? И Похлебкин, и Костомаров в своих книгах поясняют: «Сушеную рыбу — сущик — отварить, выбрать кости, мелко изрубить, смешать с мелкорубленым луком, гречневой или рисовой кашей (треть объема) и поджарить на подсолнечном масле. Эту рыбную кашу можно было класть и в пироги».

Пресный пирог с яйцом также понравился Чичикову: «съел с небольшим половину». Почему «пресный»? Потому что приготовлен он из бездрожжевого теста, которое, вымешав, раскатывают и тотчас же разделывают на пироги.

Блины в представлении не нуждаются, тем более что Чичиков «свернул три блина вместе и, обмакнувши их в растопленное масло, отправил в рот, а губы и руки вытер салфеткой. Повторивши это раза три, он попросил хозяйку приказать заложить его бричку.

— У вас, матушка, блинцы очень вкусны, — сказал Чичиков, — принимаясь за принесенные горячие.

— Спасибо, девочки. Ребята, какой вывод можно сделать о Коробочке как о хозяйке?

Вывод: не можем не отметить гостеприимство и хлебосольство Коробочки, замечая ее бережливость, упрямую подозрительность, желание продать с выгодой продукты своего натурального хозяйства, тупость и «дубинноголовость», которая, как отмечает Гоголь, «свойственна порой иному и почтенному и государственному даже человеку». Но впереди у Чичикова дорога, и он спешит к своей бричке.

I V . Контроль и самопроверка знаний. (8 минут)

Задача: Выявление качества и уровня овладения знаниями.

— Гоголь, прощаясь с Коробочкой, восклицает: «Коробочка ли, Манилова ли, хозяйственная ли жизнь или не хозяйственная — мимо них!»

Как вы понимаете эти слова Гоголя?

(Коробочка суетится и хлопочет по хозяйству, копит денежки, живет в глуши, в ее жизни нет никаких событий, она обыденна, скучна, помещица ничем не интересуется, кроме повседневного, много лет назад заведенного порядка вещей, в конечном итоге она духовно мертва, примитивна, поэтому беседа с ней так утомительна для Чичикова.)

— Что роднит Коробочку и Манилова? (духовная смерть …см. выше)

— Что нового открылось вам в Чичикове, что Коробочка помогла нам в нем увидеть? (Чичиков разный. Слащаво — обходительный с Маниловым, грубый с бестолковой Коробочкой, легко может обмануть, пообещав заехать еще раз.)

Конспект урока литературы в 9 классе

Образ Чичикова в поэме Гоголя «Мёртвые души»

Хорошева Ольга Александровна

Цель: обобщить и систематизировать материал по образу Чичикова.

Задачи: - формировать умение обобщать материал и делать выводы;

Развивать навыки устной речи;

Воспитывать правильные нравственные ориентиры.

Тип урока: изучение нового материала.

Ведущая технология: проблемное обучение.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку, раздаточный материал для работы в группах, маршрутный лист для индивидуальной работы обучающихся, текст произведения.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний. (слайд 1)

В книгах, как и в жизни, мы встречаемся с «хорошими» и «плохими» людьми. Прочитав художественное произведение, посмотрев фильм, мы примерно так же оцениваем героев, деля их, как правило, на два разряда - положительные и отрицательные.

Подумайте, какими качествами должны обладать положительные герои и какими - отрицательные? Свои ответы занесите в маршрутный лист. Прокомментируйте.

3. Формулирование темы и цели урока.

На уроке сегодня мы поговорим об одном из героев поэмы Гоголя «Мёртвые души».

Мнения критиков по отношению к нему очень неоднозначны. К примеру, современные литературоведы Пётр Вайль и Александр Генис считают, что Чичиков - это «заурядный, серый «господин средней руки». Маленький человек с маленькими страстями, который слишком мелок для России». (слайд 2)

А вот В. Кожинов называет этого героя «по-настоящему сильной личностью». (слайд 3)

Русский писатель В.Набоков называл Чичикова «колоссальным шарообразным пошляком» и считал, что «дурак в нём виден потому, что он с самого начала совершает промах за промахом». (слайд 4)

А вот исследователь И. Золотусский хоть и считает Чичикова подлецом, но говорит, что «он всё же подлец какой-то странный…» (слайд 5)

Такие прямо противоположные мнения лишь подтверждают замечание молодого Чернышевского о том, что у Гоголя «это характер самый трудный». (слайд 6)

Так о ком же идёт речь? И какова, по-вашему, тема нашего урока?

Итак, кто же такой Чичиков: яркая, сильная личность или заурядный «маленький человек»? Самый «мёртвый» из всех гоголевских персонажей или новый герой эпохи?

Попытаться ответить на все эти вопросы - цель нашего урока.

Запишите тему и цель урока в маршрутный лист. (слайд 7)

4. Работа с текстом в группах.

А скажите, что необходимо знать, чтобы составить мнение о человеке?

(нужно знать, какой он, как он воспитывался, какие поступки он совершает, нужно выяснить качества его личности) (слайд 8)

Верно. И сейчас я предлагаю вам в группах поработать над вопросом: «Чичиков: какой он?»

Ваша задача проанализировать определённый этап жизни героя, его взаимоотношения с другими персонажами и сформулировать самые яркие качества его личности, те качества, которые помогли ему стать таким, каким мы видим его в конце I тома гоголевской поэмы.

Результаты этой работы каждый из вас должен будет записать в таблицу в маршрутном листе.

Оставшееся место в таблице вы заполните, слушая ответы других групп.

В группе я предлагаю вам разделить обязанности. (слайд 9)

Прокомментируйте свою работу в группе.

5. Работа над проблемной ситуацией.

Итак, перед нами развёрнутая характеристика Чичикова.

Ответьте теперь на вопрос, поставленный в теме урока: кто же он такой? Яркая, сильная личность или заурядный «маленький человек»?

Кажется, всё ясно, но почему-то ответить на вопрос однозначно не получается. Назвать Чичикова заурядным, особенно на фоне остальных персонажей поэмы, я думаю, нельзя, но и согласиться с тем, что он яркая, сильная личность тоже почему-то не представляется возможным. А почему?

Для начала подумайте и ответьте на вопрос: а что такое «личность» и какими качествами должна обладать яркая, незаурядная личность? (индивидуальное задание)

Обладает ли этими качествами Чичиков? Что мешает ему стать положительным героем?

6. Работа с заполненной таблицей.

Обратитесь ещё раз к уже заполненной вами таблице и подчеркните те качества героя, которые встречаются наиболее часто. Есть ли среди них любовь, сострадание, сочувствие, желание помочь?

В «лестнице типов» Чичиков стоит на последней ступени.

Главное, что мешает Чичикову стать положительным героем, - совершенное отсутствие в нём живых человеческих чувств, нравственных идеалов и ориентиров, отсутствие совести, души, нравственных исканий, метаний и, прежде всего, - любви, как самого светлого и сильного человеческого чувства. Душа Чичикова практически умерщвлена, раздавлена его воспитанием и, прежде всего, им самим. И даже когда робкие ростки живого чувства пытаются пробиться наружу (вспомним встречи с блондинкой), они тут же погибают под воздействием его небывалого практицизма и страсти к приобретательству.

Безнравственность героя, его сознательное подавление и систематическое истребление в себе всех человеческих чувств - главная причина, по которой Гоголь ставит его на самый низ своей «лестницы типов». И эта же причина позволяет считать Чичикова самым «мёртвым».

7. Беседа.

Гоголь постоянно иронизирует над Чичиковым, а в ХI главе открыто называет его подлецом («подлец» - негодяй; подлый, низкий, безнравственный, бесчестный человек).

Ну вот, кажется, и найдено слово для определения сущности нашего героя. Но… поэма ещё не закончена. На последних страницах I тома Гоголь рисует величественный образ Руси-тройки, бег которой устремлён в будущее…

Каким же образом в тройке, олицетворяющей вдохновлённую Богом Русь, может находиться подлец, человек бесчестный и безнравственный? Почему в будущее, куда несётся эта Русь-тройка, Гоголь отправляет самого «мёртвого» из всех своих персонажей? Неужели писатель видел грядущее России столь ужасным?

Чтобы ответить на все эти вопросы, обратим внимание на то, какое имя Гоголь даёт своему герою и почему? (Павел Иванович)

Индивидуальное сообщение ученика, подготовленное заранее, об апостоле Павле. (слайд 10)

а). Слушая сообщение, в своих маршрутных листах сформулируйте три вопроса к данному материалу.

б). Теперь снова попробуем ответить на поставленные ранее вопросы.

Таким образом, мы видим, что Чичиков - это человек новой, буржуазной формации - «приобретатель», хищник, хозяин. Это герой новой исторической эпохи.

Можно сказать, что это переходный тип, сочетающий в себе и свойства «старого», и признаки нарождающегося «нового».

Чичиков является «собирателем» основных черт практически всех персонажей поэмы, он обладает такими качествами, которых нет у помещиков и чиновников, а именно: энергией, волей, целеустремлённостью, цепкостью, выживаемостью в любых условиях и в любые времена, терпеливостью, настойчивостью. (слайд 11)

Если посмотреть на эти качества отстранённо, взять их отдельно от личности Чичикова, какими они будут: отрицательными или положительными? Разве плохо быть энергичным, целеустремлённым, терпеливым?

С уверенностью можно сказать, что это человек, положительные задатки которого приобрели подлую направленность.

Это, безусловно, нисколько не оправдывает героя, но показывает, что он способен меняться. Поэтому именно Чичиков, по замыслу Гоголя, должен был пройти через горнило испытаний и страданий, осознать неправедность своего пути и возродиться к новой жизни.

И поэтому именно Чичикова везёт «вдохновенная Богом» Русь-тройка. (слайд 12,13)

8. Рефлексия.

Я думаю, что за время урока у вас уже сформировалось определённое мнение о герое.

Работая в паре , я предлагаю отразить его в виде синквейна или кластера по выбору.

9. Подведение итогов.

А) Комметирование работы в паре. (синквейны и кластеры)

Исследование характера Чичикова в I томе заканчивается словами, обращёнными к читателям: «А нет ли и во мне какой-нибудь части Чичикова? - Да, как бы не так!» - Гоголь видел, что чичиковщина, проникая в общество, несёт истребление человечности. Поэтому миром чичиковщины, самым низким кругом, завершается I том поэмы, охватывающий все те явления, которые заслуживают сатирического отрицания писателя.

Многогранный и противоречивый образ Павла Ивановича Чичикова, созданный великим Гоголем, заставляет задуматься о многом. Но самое главное, что, как мне кажется, хотел показать писатель в образе Чичикова, - это то, что человек - это арена постоянной, непрекращающейся борьбы светлых и тёмных сил за живую человеческую душу.

9А. Письменная работа: мини-сочинение * (если есть время)

А сейчас предлагаю вам, обобщая всё сказанное на уроке, письменно ответить на вопрос: Так кто же такой Павел Иванович Чичиков: беда или надежда России? Высказанное мнение прошу обосновать. Объём работы - 5 - 8 предложений. Время работы - 5 минут.

Б) Самоооценка по итогам урока (участие в работе группы, знание текста, активность во время урока, работа в паре)

В) Впечатления от урока.

10. Домашнее задание. (слайд 14,15)

Дома предлагаю вам поразмышлять над вопросом: «Актуален ли образ Чичикова сегодня?»


Задачи урока: Составить характеристику П.И.Чичикова, героя поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души», на основе авторской позиции и выработки собственных взглядов на героя. Дать нравственную оценку герою. Учиться видеть художественное своеобразие произведения. Продолжить выработку разнообразных универсальных учебных действий: умение работать в коллективе, умений планировать, прогнозировать, осуществлять самоконтроль и самооценку.


Наказ отца «Мне завещал отец: Во-первых, угождать всем людям без изъятья; Хозяину, где доведется жить, Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платья, Швейцару, дворнику, для избежанья зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была.» «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». «Всего же больше бедных и больных не забывайте, но как только можете кормите их; подайте сироте и вдове. Чтите старых людей, как отцов, а юных – как братьев. Бойтесь всякой лжи и пьянства, ибо в том душа погибает и тело. Будьте всегда в делах: на войне и на охоте, ночь и день, в зной и в холод, не давая себе покоя. Смерти, дети, не бойтесь – ни в бою, ни от зверя. Леность – мать пороков: берегитесь ее. Да не застанет вас солнце на постели». «Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не успеешь и таланту бог не дал, всё пойдёшь в ход и всех опередишь. С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку, эта вещь надёжнее всего на свете. Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Всё сделаешь и всё прошибёшь на свете копейкой».


Работа в группе. Распределяем роли ведущий – организует всю работу, следит за временем; внимательный – может просто внимательно слушать, что говорят другие, и по желанию помочь любому участнику группы; выступающий – знакомит с результатом работы весь класс; знаток – хорошо знаком с текстом «Мёртвых душ»; секретарь – делает записи; помощник – помогает любому в группе по его просьбе. секретарь знаток выступающий ведущий


Анализируем эпизод Детство Чичикова. Читаем отрывок из главы XI со слов «Павлуша с другого же дни принялся ходить в классы» до слов « …надул, сильно надул» Начало службы Чичикова. Читаем отрывок из главы XI со слов «Но при всём том трудна была его дорога» до слов «Надул, надул, чёртов сын!» Чичиков читает списки умерших мужиков. Читаем отрывок из главы VII со слов «В два часа готово было всё» до слов «..полез на твоё место» Чичиков и губернаторская дочка. Читаем отрывок из главы VIII со слов «Но всё это никак не произвело предполагаемого действия на Чичикова» до слов «….он почувствовал себя совершенно чем-то вроде молодого человека, чуть-чуть не гусаром» 12 34




Содержание шкатулки Чичикова. Комментарии русского писателя В.Набокова мыльница квадратные закоулки для песочницы и чернильницы с выдолбленною между ними лодочкой для перьев, сургучей и всего, что подлиннее всякие перегородки с крышечками и без крышечек для того, что покороче, наполненные билетами визитными, похоронными, театральными и другими маленький потаенный ящик для денег, выдвигавшийся незаметно сбоку шкатулки (Чичиков мыльный пузырь) (писчие принадлежности для собирания мертвых душ) (светские похождения Чичикова) (сердце Чичикова)

Урок-исследование

по литературе

Проблема:

«Живая» душа Чичиков или «мёртвая»?

Тема:

Учитель русского языка

и литературы I категории

МОУ СОШ №22

Никишова Ирина Владимировна

2009-2010 г.

Урок-исследование в 10 классе

Образ Чичикова в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»

Цели урока :

    выявить отношение Гоголя к современной ему действительности;

    раскрыть сущность предпринимателя, показать его типичность;

    в ходе исследовательской деятельности прийти к решению проблемного вопроса.

Задачи:

    продолжить формирование мыслительной деятельности, читательских умений, способствующих проявлению интеллектуально-творческого и эмоционально-образного мышления;

    продолжить развитие исследовательской и коммуникативной компетентности учащихся, навыков анализа текста.

    продолжить воспитание социально-адаптированной личности.

Организационные формы: самостоятельная групповая работа, беседа по тексту с элементами исследовательской работы, сообщение учащегося, презентация учащихся.

Оборудование: компьютер, проектор, проекционный экран; текст поэмы, критические статьи, мультимедийная презентация урока

Опережающее задание: подготовка учащимися презентации “Средства раскрытия образа Чичикова”, сообщение учащегося “Смысл названия поэмы. Тайна имени главного героя”.

Ход урока

Работа осуществляется с применением презентации учителя.

    Вступительное слово учителя о главном деле жизни писателя – поэме “Мёртвые души”; учитель напоминает о результатах работы на прошлых уроках, ставит проблемный вопрос для предстоящего исследования, знакомит с эпиграфом (одновременно демонстрируются слайды 1 — 3 презентации).

У каждого художника есть творение, которое он считает главным делом своей жизни, в которое он вложил самые заветные, сокровенные думы, всё своё сердце. Для Н.В. Гоголя таким делом жизни стала поэма “Мёртвые души”. Его писательская биография продолжалась 23 года, 17 лет из них были отданы работе над этой поэмой.

На предыдущих уроках мы с вами увидели, что, показывая похождения Чичикова, автор создал незабываемые образы помещиков и чиновников.

А кто же такой Чичиков? Подлец и мошенник? Может быть, но не более, чем любой чиновник города N, “знающий дело”. Подлость Чичикова – выражение той морали, которая в правящих кругах России считалась добродетельной и почтенной. Приобретение в 40-е годы XIX века – своего рода знамение времени: наступала эра буржуа, и ловкие приобретатели лезли из всех щелей, исповедуя только одну веру, которую внушал Павлуше его отец: “всё сделаешь и прошибёшь на свете копейкой”.

Мы с вами пришли к выводу, что, действительно, “…не ревизские – мёртвые души”, а помещики и чиновники города N. А как же аферист Чичиков? “Мёртвая” душа Чичиков или “живая”? Это центральный, проблемный вопрос нашего урока.

Эпиграф нашего урока-исследования – слова И. Золотусского: “…Он всё же подлец какой-то странный…”.

    Исследовательская деятельность.

Исследование 1 — “Замысел писателя”

Учитель представляет вопросы для 1 исследования, схему замысла поэмы (работа со слайдами 4 – 6)

    В чём особенность замысла Гоголя при создании поэмы? Перечитайте высказывание Гоголя, чтобы ответить на этот вопрос.

“…Если совершу это творение так, как нужно его совершить, то… какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нём!” (из письма к В.А.Жуковскому от 12 ноября 1836 года). (писатель хотел показать “всю Русь”).

    Почему замысел писателя не был полностью осуществлён? (работа со схемой на слайде 6)

Комментарий к слайду: “Мёртвые души” задумывались по аналогии с “Божественной комедией” Данте — в трёх частях.

(Гоголю удалась лишь первая часть, где показаны тёмные стороны жизни. Второй том не удовлетворил писателя и был им лично сожжён. Во 2 и 3 томах Гоголь хотел предложить “рецепт” преображения каждому. Разговор шёл не о политической, а о духовной революции, о внутреннем перерождении человека, спасении его души.)

Исследование 2 – “Чичиков и помещики”

Исследовательская работа в группах. (работа со слайдами 7 – 10)

    Так можно ли было “спасти” главного героя – Чичикова – может, он – “мёртвая” душа, и спасение его невозможно? Чтобы ответить на этот непростой вопрос, посмотрим, что роднит Чичикова с помещиками и в чём его отличие от них. У вас на столах есть схемы-тезисы по теме “Помещики в поэме Н.В. Гоголя” (Приложение 1). Вам предстоит поработать в 5 группах. Каждая группа должна выявить то качество, которое роднит того или иного помещика с Чичиковым.

Ребята работают в группах. Затем выдвигаемые версии обсуждаем вместе, в конце работы заполняем схему (слайд 9).

    Посмотрите на эпиграф урока. И. Золотусский назвал Чичикова “странным подлецом”. Так есть ли отличительные черты в характере героя, что делает его первым лицом в галерее подлости?

Учащиеся обсуждают вопрос в группах, затем представители от групп высказывают мнения “за” и “против”. На слайд выводятся те черты, которые являются отличительными в характере Чичикова (слайд 10):

    Гибкость

    Выживаемость

    Приспособляемость

    Угодливость

    Энергичность

    Воля

    Наблюдательность

Исследование 3 – “Средства раскрытия образа Чичикова”

(работа со слайдами 11 – 13)

    Для раскрытия образов персонажей Гоголь использует различные средства. Просмотрите заранее подготовленную учащимися презентацию по теме 3 исследования.

    Найдите то средство, которое используется в большей степени только для характеристики Чичикова (биография героя).

Учащиеся в группах знакомятся с презентацией по данной теме, находят то средство, которое используется для характеристики только Чичикова, оценивают содержательность представленной работы. Отвечают на вопросы, аргументируя ответ.

    Так почему же Гоголю так важно было посвятить целую 11 главу биографии Чичикова? (Она важна для мотивировки его поступков и черт характера.)

    Биография Чичикова – это история “падения души”, но если душа “пала”, значит, была когда-то чистой. Так возможно ли возрождение души Чичикова? (Да, через покаяние.)

    А что необходимо для покаяния, очищения души? (Внутреннее “я”, внутренний голос, а он как раз есть у Чичикова. Гоголь постоянно фиксирует чувства и раздумья своего героя. А иногда внутренний голос Чичикова переходит в авторский голос и сливается с ним в поэтических отступлениях.)

    Как вы полагаете, случайно ли Гоголь дал своему герою имя Павел?

Ребята выдвигают свои предположения, затем слушаем сообщение подготовленного ученика “Смысл названия поэмы. Тайна имени главного героя” (Приложение 2).

(Ученик расскажет, что Апостол Павел был одним из гонителей Христа, а потом стал распространителем христианства по всему миру. В мировоззренческих представлениях Гоголя послания Святого апостола Павла, который “всех наставляет и выводит на прямую дорогу”, занимают исключительно важное место.)

Исследование 4 – “Необычное превращение: тройка Чичикова – Русь-тройка

(работа со слайдами 14 – 19)

    Смысл финала – лирического отступления о Руси-тройке – загадочен. Гоголь знал, что книгу допишет время. Давайте попробуем приоткрыть эту завесу тайны, загадки.

Прослушайте отрывок, заключающий I том, в исполнении Качалова (слайд 16).

    Какой мотив лежит в основе этого лирического отступления и всей поэмы в целом? (мотив дороги)

    Выявите контраст, лежащий в основе данного отрывка, на основании схемы (работа со слайдом 18).

Учащиеся делают вывод по этому исследованию. Говорим о том, что Чичиков постоянно в дороге, он “движется”, в отличие от других персонажей. Его тройка вырывается из замкнутого, неподвижного круга, она лихо, с ветерком уносится в запредельное.

Обобщение по теме, ответ на проблемный вопрос, выводы

(слайды 20, 21)

    Возвратимся к теме нашего урока и проблемному вопросу одновременно. “Живая” душа Чичиков или “мёртвая”?

(Можно предположить, что в представлении Гоголя этот персонаж – “живая” душа. Сам автор сочувствует герою и дивится его настойчивости. Цель Чичикова – довольство и счастье семейной жизни – вполне достойная цель. Другое дело, что он избирает сомнительные средства для её достижения – средства, которыми живут “мёртвые” души Гоголя.)

    Проговорим ещё раз те выводы, к которым мы пришли в результате исследования.

Учащиеся проговаривают те положения, которые помогли ответить на проблемный вопрос, записывают их в тетрадях. Все положения выводятся на слайд.

Вывод: Чичиков – “живая” душа в большей степени, чем “мёртвая”. Поэтому автор хотел привести своего героя к нравственному очищению, обновлению одним из первых. С этими мечтами связано изображение летящей, необгонимой Руси – тройки.

    Скажите, а только ли Чичикову даёт Гоголь надежду на спасение? (Нет, всему человечеству. Духовное возрождение – одна из высших способностей, дарованных человеку, и, по Гоголю, этот путь открыт всем, у кого душа ещё совсем не “омертвела”. В этом и заключалась одна из “сверхзадач” поэмы “Мёртвые души”.)

III. Заключительное слово учителя

(слайд 22)

    А в ваших душах, ребята, как напутствие, пусть звучат замечательные гоголевские слова: “Забирайте же с собою в путь… все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!”. Мне бы хотелось, чтобы всё доброе, хорошее, светлое вы не растеряли на пути, а пронесли через всю жизнь.

IV. Домашнее задание

(Слайд 23)

Напишите небольшое рассуждение на тему: “Есть ли Чичиковы в наши дни? Какое положение занимают подобные люди в современном обществе?”

Приложение 2

(сообщение учащегося)

Смысл названия поэмы.

Тайна имени главного героя

Апостол Павел был одним из гонителей Христа, а потом стал распространителем христианства по всему миру. В мировоззренческих представлениях Гоголя послания Святого апостола Павла, который «всех наставляет и выводит на прямую дорогу», занимают исключительно важное место.

В предсмертной записи Гоголь писал: «Будьте не мёртвые, а живые души. Нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом, и всяк, прелазай иначе, есть тать и разбойник». По Гоголю, души его героев не вовсе умерли. В них, как и в каждом человеке, таится жизнь – образ Божий, а вместе с тем и надежда на возрождение.

В Толковом словаре В.Даля одно из значений слова «мёртвый» — «человек невозрождённый, недуховный». Это значение близко к тому, в котором его употребляет Гоголь.

Итак, писатель шёл от евангельской традиции, к которой восходит понимание «мёртвой» души как духовно умершей. Гоголевский замысел созвучен христианскому нравственному закону, сформулированному святым апостолом Павлом: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все живут». С этим связана и главная идея «Мёртвых душ» — идея духовного воскресения падшего человека. И её должен был воплотить в первую очередь главный герой поэмы с символическим именем Павел.

«И, может быть, в сем же Чичикове… заключено то, что потом повергнет в прах и на колени человека пред мудростью небес», — предсказывает автор грядущее возрождение своего героя, то есть оживление его души.

Урок литературы разработан для 9 класса по произведению Н.В.Гоголя "Мертвые души". Тема урока "Образ Чичикова" позволяет в технологии "обучение в сотрудничестве" рассмотреть и проанализировать главного героя произведения. Учащиеся должны прийти к выводу: образ Чичикова - положителен или отрицателен.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы в 9 класс

Тема: «Образ Чичикова»

Учитель: Ерюшева Н.А.

Цель урока : обобщить и систематизировать материал по образу Чичикова;

Задачи:

Раскрыть истинную сущность героя;

Формировать умение обобщать материал и делать выводы;

Развивать умения выделять главное, существенное;

Развивать речи учащихся;

Формировать коммуникативные умения в процессе работы в группе;

Совершенствовать умение объективной само- и взаимооценки.

Воспитывать интерес к литературе как виду искусства и учебному предмету;

Воспитание внимательного отношения к слову;

Воспитывать правильные нравственные ориентиры.

Тип урока : урок обобщения и систематизации знаний.

Методы и приемы : работа с рабочими листами, чтение, анализ, комментирование, дискуссия

Педагогическая технология: «обучение в сотрудничестве»

Средства обучения : презентация, художественный текст, рабочая карточка

Ход урока:

I. Начало урока.

В книгах, как и в жизни, мы встречаемся с «хорошими» и «плохими» людьми. Прочитав художественное произведение, посмотрев фильм, мы примерно так же оцениваем героев, деля их, как правило, на два разряда – положительные и отрицательные.

ІІ. Основная часть.

1.Постановка цели и задач.

Сегодня в конце нашего урока мы вынесем такое решение по отношению к главному герою произведения Н.В.Гоголя «Мертвые души» господину Чичикову.

2. Предварительная работа в группах.

Разделите, пожалуйста, ваши листы для индивидуальной работы на 2 части и запишите, какими качествами, по вашему мнению, должен обладать положительный герой, а какими отрицательный (время работы – 3 минуты).

* Возможные варианты ответов:

Положительный герой

Отрицательный герой

Добрый, сильный, честный, благородный, отзывчивый, мудрый, решительный, великодушный, неподкупный, справедливый, смелый, романтичный, милосердный, красивый, жизнерадостный, с чувством юмора, вежливый, аккуратный, заботливый, волевой, целеустремлённый, скромный, самоотверженный, уравновешенный, умеющий любить, способный сострадать, бескорыстный, мыслящий, ответственный, с чувством долга, порядочный, чистый душой.

Эгоистичный, завистливый, заносчивый, узко мыслящий, коварный, жадный, самолюбивый, бесчестный, трусливый, хитрый, подлый, наглый, злой, малодушный, корыстный, грубый, жестокий, вредящий обществу, язвительный, бескультурный, пустой, не уважающий других, продажный, неискренний, способный к предательству, низкий, лживый, чересчур гордый.

Давайте послушаем, что же у нас получилось?

Спасибо! Ваши размышления и выводы очень интересны. Они помогут вам ответить на вопрос, поставленный в теме нашего урока, а именно:

3. Работа по осмыслению образа.

«Чичиков: кто же он такой?»

Однако я бы не советовала спешить с выводами, потому что ответ на этот вопрос далеко не однозначен, а споры о гоголевском персонаже не утихают до сих пор.

Так современные литературоведы Пётр Вайль и Александр Генис считают, что… (вывешивается плакат с цитатой) Чичиков – это «заурядный, серый «господин средней руки» (…) Маленький человек с маленькими страстями, который слишком мелок для России».

А вот В. Кожинов называет этого героя «по-настоящему сильной личностью» (вывешивается плакат на другую сторону доски).

Известный русский писатель Вл. Набоков называл Чичикова «колоссальным шарообразным пошляком» и считал, что… (плакат) «дурак в нём виден потому, что он с самого начала совершает промах за промахом».

А вот исследователь И. Золотусский хоть и считает Чичикова подлецом, но говорит, что «он всё же подлец какой-то странный…» (плакат).

Такие прямо противоположные мнения лишь подтверждают замечание молодого Чернышевского о том, что у Гоголя «это характер самый трудный» (плакат).

Итак, кто же такой Чичиков: яркая, сильная личность или заурядный «маленький человек»? Самый «мёртвый» из всех гоголевских персонажей или новый герой эпохи?

Попытаться ответить на все эти вопросы – цель нашего урока.

А скажите, что необходимо знать, чтобы составить мнение о человеке?

(нужно знать, какой он, как он воспитывался, какие поступки он совершает, нужно выяснить качества его личности)

Верно. И сейчас я предлагаю вам в группах поработать над вопросом: «Чичиков: какой он?»

Ваша задача: проанализировать определённый этап жизни героя, его взаимоотношения с другими персонажами и сформулировать самые яркие качества его личности, те качества, которые помогли ему стать таким, каким мы видим его в конце I тома гоголевской поэмы.

Результаты этой работы каждый из вас должен будет записать в такую таблицу (таблица чертится на доске и в тетради; можно заранее начертить на боковой доске!)

I. Детство героя, учёба в городском училище.

II. Государственная служба.

III. Взаимоотношения с помещиками и чиновниками.

Стремление выбиться в люди,

Замкнутость,

Эгоизм, индивидуализм,

Упорство,

Экономность,

Бережливость;

Практицизм,

Приспособляемость;

Ум,

Льстивость,

Лицемерие,

Безнравственность,

Способность добиться желаемого любой ценой, переступая через любые преграды,

Хитрость,

Целеустремлённость,

Расчетливость,

Умение найтись везде и во всём.

Исключительная целеустремлённость,

Воля, энергия,

Настойчивость,

Упорство,

Практическая сметка,

Постоянная активность,

Угодливость,

Вежливость,

Умение вести себя в обществе,

Цепкость ума,

Живучесть,

Изумительная изворотливость,

Приспособляемость,

Предприимчивость,

Ловкость,

Оборотистость,

Угодливость,

Прозорливость,

Умение возрождаться,

Экономность,

Расчётливость,

Стремление к обогащению.

Великолепное знание людей,

Поразительное умение приспосабливаться к любым условиям (хамелеонство),

Наблюдательность,

Дипломатичность,

Терпеливость,

Настойчивость,

Угодливость,

Умение убеждать,

Деятельность, энергичность.

Льстивость,

- «великая тайна нравиться»,

Наблюдательность

Работая в группе, вы заполняете одну колонку, а затем, слушая выступления других, делаете остальные записи.

(Класс разделен на 4 групп по 5-6 человек (группа № 4 работает по теме «Отношение Гоголя к своему герою»).

*Обобщающие выводы:

(записываются по ходу рассуждений после выступления групп)

1) Почему Чичиков стоит в самом низу «лестницы типов»? Почему он самый

«мёртвый» среди героев поэмы?

Чичиков сознательно безнравственен.

2) Почему «подлец» = «хозяин», «приобретатель»?

Чичиков – человек новой исторической эпохи; точнее сказать, переходный тип, вобравший в себя все основные качества «старого» и уже имеющий целый ряд «новых» достоинств. Чичикова сформировала социальная среда, в которой все его положительные задатки приобрели подлую направленность.

4. Групповая работа

(каждая группа получает карточку с вопросами для анализа эпизода – см. приложение к уроку;

учитель во время работы групп подходит к каждой, следит за ходом рассуждений, помогает при затруднениях, отвечает на возникающие вопросы).

5. Оглашение результатов работы групп № 1, 2, 3

(один человек оглашает результаты, другой записывает их в таблицу на доске, все заполняют таблицы в своих тетрадях).

6. Проблемный вопрос:

Итак, перед нами развёрнутая характеристика Чичикова.

7. Дискуссия.

Ответьте теперь на вопрос, поставленный в теме урока: кто же он такой? Яркая, сильная личность или заурядный «маленький человек»?

* Ответ должен вызвать затруднения учащихся.

Кажется, всё ясно, но почему-то ответить на вопрос однозначно не получается. Назвать Чичикова заурядным, особенно на фоне остальных персонажей поэмы, я думаю, нельзя, но и согласиться с тем, что он яркая, сильная личность тоже почему-то не представляется возможным. А почему?

* Ответы учащихся.

Давайте подумаем, что такое «личность», какого человека можно назвать яркой, сильной «личностью»? Какими качествами он должен обладать?

* Ответы учащихся.

(примерное содержание ответов: это должен быть человек незаурядный, думающий, размышляющий о жизни и о своём месте в ней, человек ищущий, стремящийся к чему-то возвышенному, идеальному, человек неудовлетворённый, неспокойный, сильный духовно, понимающий, осознающий свои недостатки и пороки, умеющий сострадать, любить, признавать свои ошибки, самокритичный, честный, правдивый, не боящийся говорить правду всегда, везде и всем, это, безусловно, положительный герой)

Что же мешает Чичикову стать положительным героем?

8. Проблемное задание.

Проследите по таблице, какие качества личности Чичикова являются ведущими, повторяются чаще других? (подчеркните их)

Есть ли среди этих качеств любовь, сострадание, сочувствие, желание помочь?

Вспомните «лестницу типов». Где стоит Чичиков? Почему?

9. Осмысление образа.

Главное, что мешает Чичикову стать положительным героем, – совершенное отсутствие в нём живых человеческих чувств, нравственных идеалов и ориентиров, отсутствие совести, души, нравственных исканий, метаний и, прежде всего, – любви, как самого светлого и сильного человеческого чувства. Душа Чичикова практически умерщвлена, раздавлена его воспитанием и, прежде всего, им самим. И даже когда робкие ростки живого чувства пытаются пробиться наружу (вспомним встречи с блондинкой), они тут же погибают под воздействием его небывалого практицизма и страсти к приобретательству.

Безнравственность героя, его сознательное подавление и систематическое истребление в себе всех человеческих чувств – главная причина, по которой Гоголь ставит его на самый низ своей «лестницы типов». И эта же причина позволяет считать Чичикова самым «мёртвым» (в нравственном отношении, конечно) среди всех героев поэмы (схема «Лестница типов»).

* Записывается вывод № 1 (обобщающие выводы

Закономерно возникает вопрос: а как же сам автор относится к своему герою? Что думает Гоголь о Чичикове?

Попросим представителей группы № 4 ответить на этот вопрос.

* Выступает представитель группы № 4, который должен сказать, что на протяжении всей поэмы автор постоянно иронизирует над Чичиковым, а в ХI главе открыто называет его подлецом («подлец» - негодяй; подлый, низкий, безнравственный, бесчестный человек).

Спасибо. Ну вот, кажется, и найдено слово для определения сущности нашего героя. Но… поэма ещё не закончена. На последних страницах I тома Гоголь рисует величественный образ Руси-тройки, бег которой устремлён в будущее…

Каким же образом в тройке, олицетворяющей вдохновлённую Богом Русь, может находиться подлец, человек бесчестный и безнравственный? Почему в будущее, куда несётся эта Русь-тройка, Гоголь отправляет самого «мёртвого» из всех своих персонажей? Неужели писатель видел грядущее России столь ужасным?

Позицию гоголя в этих вопросах постараются нам разъяснить представители группы № 4.

Выступают учащиеся из группы № 4.

Примерное содержание ответов.

1) В первый раз Гоголь называет своего героя подлецом перед тем, как собирается познакомить читателя с его биографией.

После подробного рассказа о жизни Чичикова писатель вновь возвращается к этому определению, но теперь он уже не столь категоричен в своих оценках: вместо слова «подлец» он употребляет такие существительные, как «хозяин» и «приобретатель».

Почему же такая замена оказывается возможной?

Таким образом, мы видим, что Чичиков – это человек новой, буржуазной формации – «приобретатель», хищник, хозяин. Это герой новой исторической эпохи.

Можно сказать, что это переходный тип, сочетающий в себе и свойства «старого», и признаки нарождающегося «нового».

Как это проявляется в его личности?

Хотя Чичиков является «собирателем» основных черт практически всех персонажей поэмы, он обладает такими качествами, которых нет у помещиков и чиновников, а именно: энергией, волей, целеустремлённостью, цепкостью, выживаемостью в любых условиях и в любые времена, терпеливостью, настойчивостью.

Учитель:

Если посмотреть на эти качества отстранённо, взять их отдельно от личности Чичикова, какими они будут: отрицательными или положительными?

(Разве плохо быть энергичным, целеустремлённым, терпеливым?)

Ответ:

Взятые отдельно от личности Чичикова, эти качества вовсе не отрицательные, а очень даже положительные. Другое дело, на достижение каких целей они направлены. Здесь вполне можно согласиться с мнением И.Золотусского о том (высказывание на доске), что Чичиков не простой «подлец». С уверенностью можно сказать, что это человек, положительные задатки которого приобрели подлую направленность.

А почему это произошло?

Гоголь подробно воспроизводит «формирование души» своего героя и целенаправленно подводит читателя к выводу, что в тех условиях, в которых он рос, усваивал отцовскую философию, служил, ничего другого не могло и получиться. И получилась не душа, а ларчик с бумагами, деньгами и прочим добром.

Это, безусловно, нисколько не оправдывает героя, но показывает, что он способен меняться. Поэтому именно Чичиков, по замыслу Гоголя должен был пройти через горнило испытаний и страданий, осознать неправедность своего пути и возродиться к новой жизни.

И поэтому именно Чичикова везёт «вдохновенная Богом» Русь-тройка.

** Записывается вывод № 2 (обобщающие выводы).

11. Письменная работа: мини-сочинение

А сейчас предлагаю вам, обобщая всё, сказанное на уроке, письменно ответить на вопрос: Так кто же такой Павел Иванович Чичиков: беда или надежда России? Высказанное мнение прошу обосновать. Объём работы – 5 - 8 предложений. Время работы - 5 минут.

(если остаётся много времени, объём работы можно не ограничивать).

ІІІ. Итоги урока.

НО… Но грандиозный замысел Гоголя остался незавершённым, читатель не видит ни страданий, ни тем более перерождения главного героя.

Исследование характера Чичикова в I томе заканчивается словами, обращёнными к читателям: «А нет ли и во мне какой-нибудь части Чичикова? – Да, как бы не так!» - Гоголь видел, что чичиковщина, проникая в общество, несёт истребление человечности. Поэтому миром чичиковщины, самым низким кругом, завершается I том поэмы, охватывающий все те явления, которые заслуживают сатирического отрицания писателя.

Всё верно. Многогранный и противоречивый образ Павла Ивановича Чичикова, созданный великим Гоголем, заставляет задуматься о многом. Но самое главное, что, как мне кажется, хотел показать писатель в образе Чичикова, – это то, что человек – это арена постоянной, непрекращающейся борьбы светлых и тёмных сил за живую человеческую душу:

VI. Домашнее задание.

Дома предлагаю вам поразмышлять над вопросом: «Актуален ли образ Чичикова сегодня?»

VIII. Рефлексия.

Поднимите руки те, кому сегодняшний урок помог лучше понять поэму Гоголя.

Стала ли личность писателя вам ближе, понятнее или нет?

Над какими нравственными, морально-этическими вопросами заставляет задуматься образ Чичикова?

Зачем нужна человеку «живая» душа?

Что важнее: материальное или духовное?

К чему приводит отсутствие высоких моральных принципов и ориентиров?

Группа № 1

Тема: «Детство Чичикова. Учёба в городском училище». (глава ХI)

Проанализируйте картину раннего детства Павлуши Чичикова. Есть ли упоминание о матери? Почему? Какие черты характера должны сформироваться в ребёнке, у которого было такое детство?

Внимательно прочитайте наказ, который даёт отец Чичикову перед тем, как оставить его одного в городе. Чему учит мальчика-подростка отец? Какие качества в нём формируют слова родителя?

* Вспомните другие произведения русской литературы, где отцы дают наказы своим сыновьям. – «Капитанская дочка» А.С.Пушкина, «Горе от ума» А.С.Грибоедова. Сравните эти наказы.

Подумайте, какое значение имеет детство и позиция родителей в формировании личности человека? Мог ли Павлуша Чичиков вырасти другим (иным)? (не забывайте, что речь идёт о первой трети 19 века).

Исполняет ли Павлуша отцовский наказ? Отвечая на этот вопрос, проанализируйте следующие эпизоды из жизни Чичикова в городском училище:

Отношения с товарищами,

Отношение к полтине (50 копеек), данной отцом,

Отношение к учителю.

какие качества личности были сформированы у Чичикова в детстве и ранней юности?

Группа № 2

Тема: «Государственная служба Чичикова». (глава ХI)

Проанализируйте материал ХI главы, рассказывающий о государственной службе Чичикова, по следующему плану:

Служба Чичикова в казённой палате:

а) отношение Чичикова к службе и чем оно определяется;

б) путь, которым Чичиков добыл себе место повытчика;

в) порядок брать взятки, заведённый Чичиковым.

2. Чичиков – член строительной комиссии:

а) почему строительство казённого здания так и не состоялось;

б) катастрофа, которую пережил Чичиков, и его отношение к жизни после неё.

3. Служба Чичикова в таможне:

а) цель поступления на службу;

б) Чичиков – гроза контрабандистов;

в) путь, которым шёл Чичиков к повышению по службе;

г) Чичиков вступает в соглашение с обществом контрабандистов;

д) новая катастрофа.

Сделайте обобщающий вывод по теме своего исследования:

какие качества личности проявил Чичиков во время государственной службы?

* Подтвердите свои выводы короткими цитатами из текста.

Группа № 3

Тема: «Взаимоотношения Чичикова с помещиками».

Проанализируйте взаимоотношения Чичикова с каждым помещиком (главы II–VI) и ответьте на следующие вопросы:

а) Как меняется поведение Чичикова в зависимости о характера его собеседника?

б) В чём причины изменчивости героя? Что позволяет Чичикову так быстро и удачно приспособиться к каждому из помещиков?

(*Чтобы верно ответить на этот вопрос, присмотритесь к Чичикову в те моменты, когда он остаётся наедине с самим собой, когда ему нет нужды маскироваться и изменять себя ради приспособления).

в) Чем хитроумный путешественник похож на тех, с кем он обделывает свои дела?

2. Сделайте вывод:- какие качества личности помогают Чичикову найти общий язык с помещиками и добиться от каждого из них того, что ему нужно?

Какое свойство характера позволяет главному герою поэмы легко оказаться зеркалом своего собеседника?Ччто отличает Чичикова от «небокоптителей»?

* Подтвердите свои выводы короткими цитатами из текста.

Тема: «Взаимоотношения Чичикова с чиновниками».

Проанализируйте взаимоотношения Чичикова с чиновниками губернского города NN (глава I) и ответьте на следующие вопросы:

а) какое мнение сложилось у чиновников о Чичикове?

б) в чём его «великая тайна нравиться»?

2. Сделайте вывод:

какие качества личности помогают Чичикову войти в полное доверие к чиновникам губернского города N?

* Подтвердите свои выводы короткими цитатами из текста.

Группа № 4

Тема: «Отношение Гоголя к своему герою». (глава ХI)

Как называет Гоголь своего героя перед тем, как собирается познакомить читателя с его биографией?

Какими определениями Гоголь заменяет слово «подлец»? Почему такая замена оказывается возможной?Чтобы верно ответить на этот вопрос, вспомните, какое время изображено в поэме, что было характерно для данного исторического периода?

Чтобы верно ответить на этот вопрос, нужно вспомнить, что время, в которое создавалась поэма (I т. – 1835 - 1841 гг., а время, изображённое в нём, это примерно 1830 - 1832), – это время, когда в России и Европе начиналась эра коммерции и спекуляции, когда в гору пошли напористые Чичиковы, способные делать деньги из чего угодно и готовые пойти на что угодно ради этих же денег.

Что роднит Чичикова с другими персонажами поэмы (помещиками, чиновниками)? А что отличает «подлеца - приобретателя» от простых «накопителей»?

Сделайте обобщающий вывод по теме своего исследования:

Почему Гоголь сделал подлеца Чичикова героем своей поэмы?

* Подтвердите свои выводы короткими цитатами из текста.

Оценочная карта ученика

Ф.И.О._____________________________________________________________

Вид работы

Самооценка

Оценка группы

Оценка учителя

Итоговая оценка



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Доступно в форматах: EPUB | PDF | FB2 Страниц: 352 Год издания: 2009 Дважды Герой Советского Союза В.С.Архипов прошел путь от красноармейца...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...