Главная - Ребенок
Религия в турции. Религия турции - ислам

98% населения Турции - мусульмане, т.е. исповедуют Ислам - религию, созданную пророком Мухаммедом. Ислам возник в Хиджазе, западной области Аравийского полуострова, в начале VII в. нашей эры. Проповедником ислама стал Мухаммед, живший в 570-632 гг. и объявивший себя посланником Аллаха. В Аравии социальным переменам (смене строя) сопутствовали этнические, складывалась арабская народность, и единобожие, провозглашенное Мухаммедом, соответствовало новым веяниям. Ислам, единая общеарабская религия, пришел на смену многочисленным религиозным культам, и этническое единство было закреплено религиозным. В завоеванных странах ислам вбирал в себя много местных религиозных представлений, что создало почву для различных расхождений и движений, ересей и появления новых пророков.

Основной догмат ислама - единобожие - выражен простой формулой исповедания веры (шехадет): "Нет иного божества, кроме Аллаха, и Мухаммед - его пророк". Само слово "ислам" означает "покорность" (Аллаху и судьбе, им предначертанной), а "мусульманин" (арабское "муслим") - "покорный". На этом основании некоторые мусульманские богословы в Турции даже осуждают страхование жизни и имущества от несчастных случаев, "ибо нельзя обмануть предопределение".

Коран, сборник проповедей и наставлений Мухаммеда - священная книга мусульман, "Библия ислама". Он считается "словом Аллаха", переданным пророку через архангела Джебраила на арабском языке. Коран написан особым стихотворным размером, без рифм. Коран и дополняющая его сунна составляют в исламе основу вероучения, права, этики и морали. В Коране изложены и правила культа. Ислам формирует повседневные навыки поведения, быта, привычки - омовение, регулярную молитву, месячный пост. Перед омовением, молитвой, перед началом поста мусульманин должен прочесть сакральную форму "ниет". Этим ритуальным действием мусульманин связывается с мыслью о Боге.

Всякое начинание тоже должно быть сопряжено с именем Аллаха. Перед работой, перед учебой, перед едой необходимо произнести слова другой формулы - "бесмеле": "Во имя Аллаха всемилостивейшего..." Обрядовой стороне мусульманство придает первостепенное значение: пятикратный намаз, пост и хадж входят в число основных принципов, "пяти столпов" ислама. К ним причисляют главный догмат веру в единого Аллаха и благотворительную милостыню - "зекят". У ислама много предписаний - запрет на изображение людей и животных, на употребление алкогольных напитков, запрет на азартные игры. Однако в настоящее время эти запреты практически не соблюдаются.

Строго соблюдаются теперь только два предписания - запрет на употребление в пищу свинины и обряд обрезания. Турки совершают обрезание мальчику чаще всего в возрасте 7-12 лет. Обычно это делают в августе или начале сентября. Обрезанию предшествует стрижка головы проверка знаний основных молитв. Мальчика наряжают в красивый костюм с лентой через плечо, на которой написано арабское изречение "машалла" - "Да хранит Бог!", сажают на коня, верблюда или повозку и везут торжественно к сюннетчи - специалисту, совершающему процедуру обрезания. Обрезание - большой семейный праздник.

Родители и гости дарят виновнику торжества подарки. У турок и у турецких курдов в обряде обрезания обязательно участвует воспреемник, взрослый мужчина, сходный с крестным отцом у христиан. Он называется "кивре". Его обязанность опекать до совершеннолетия молодого мусульманина, наставлять на путь истинный. Накануне обрезания мальчику внушают: ты уже мужчина, сильный и храбрый, должен быть мужественным. не бояться боли. Надолго запоминается и праздничность обряда.

Большой эмоциональный эффект имеют обрядовые богослужения, совершаемые по пятницам и праздникам в мечетях, где играет роль не только психический настрой масс, но и архитектура храма, и непонятный, а оттого таинственный язык Корана. Мусульманин должен регулярно, пять раз в сутки совершать молитву - намаз: на рассвете, в полдень, во второй половине дня, после захода солнца и в начале ночи. У мусульман в час молитвы раздается пение муэдзина. Выйдя на балкончик минарета, муэдзин читает нараспев арабские стихи эзана - призыва к молитве: "Аллах велик! Иного бога нет! И возвестил об этом Магомет. Вставайте на молитву, спешите же к спасенью. Намаз полезней сна". Стихи повторяются несколько раз и заканчиваются словами: "Нет иного божества, кроме Аллаха".

Перед намазом обязательно омовение. Во дворе большой мечети стоит ша-дырван - шатровое сооружение, к которому подведена вода. "Когда встаете на молитву, мойте лица, обмывайте руки до локтей и ноги до щиколоток, обтирайте голову",- сказано в Коране. Ислам ратует за чистоту. "Чистота - половина веры",- эти слова приписывают Мухаммеду. Омовение необходимо не только после физического загрязнения. Оно требуется и после прикосновения к гяуру - "неверному", после пребывания в стране неверных. Намаз предписывается совершать на особом молитвенном коврике. Носить с собой такой коврик обременительно, и около мечетей можно видеть мальчишек, продающих большие листы оберточной бумаги - коврики "одноразового пользования". В настоящее время в Турции, особенно в крупных городах, мало кто обращает внимание на призывы к молитве. Ритм городов внес свои исправления в распорядок намаза. Число их обычно сокращают до двух - утреннего и вечернего.

Раньше считалось, что каждый совершеннолетний мусульманин, если он здоров и обеспечен материально, обязан совершить хадж - паломничество в Мекку. Хадж совершают во время двенадцатого месяца мусульманского календаря - зильхидже. В Турции выделялись деньги для совершения паломничества. После реформ Кемаля, отделивших ислам от государства, выдача средств на эти цели была запрещена, но в 1948 г. этот запрет был снят. Тем не менее не все турки одобряют такой расход государственных денег.

Раз в год Мусульманин должен поститься. Мусульманский пост своеобразен: целый день нельзя ни есть, ни пить, ни курить. Требуется воздержаться от всего, что может доставить удовольствие. В темное время суток пост прерывается: снова можно есть, пить, курить, пока не рассветет. Сам пост по-турецки называется оруч, от согдийского слова "руч" (день), но иногда его называют рамазаном (рамадан). Вечером об окончании дневного воздержания оповещают по радио и телевидению: вечерний эзан транслируется по всем каналам. Иногда, по старой традиции, в провинциальных городках об этом возвещает выстрел пушки. Начинается вечернее разговение - ифтар. Все, кто постится, заняты в это время едой. Улицы пустеют. Общий стол устраивают группы родственников, соседей, знакомых. В городах вечера рамазана чем-то похожи на новогоднюю ночь. С наступлением темноты вспыхивает иллюминация. Она тянется между минаретами над куполами мечетей, образует световые надписи. Последние дни рамазана посвящены генеральной уборке в жилых домах, учреждениях, общественных зданиях. Всюду идет стирка белья, моют полы, красят стены домов, убирают мусор с улиц и площадей. Собственно, это уже начинается подготовка к трехдневному празднику разговения, которым завершается месячный пост. Все дни религиозного праздника признаны государством нерабочими. Характерная черта праздника - обмен подарками, покупка обновок и поедание всевозможных сладостей: конфет, засахаренных фруктов, сладких пирожков, пекмезома (виноградный сок, вываренный до густоты меда).

По-турецки праздник разговения зовется шекер-байрам (сахарный, т.е. сладкий праздник). В дни шекер-байрама идет обмен поздравлениями и визитами. Домашняя прислуга, лифтеры, официанты рано утром поздравляют своих хозяев, подчиненные наносят визиты своим начальникам и обязательно дарят подарки. В последний день праздника семьями посещают кладбище, возлагают венки и раздают милостыню нищим. А через два месяца и десять дней после начала рамазана наступает главный праздник мусульман - курбан-байрам (праздник жертвоприношения). Он длится четыре дня. Все эти дни также нерабочие. Накануне курбан-байрама города заполняют стада овец. Рога их покрыты позолотой и обвиты лентами. Шкуры размалеваны красками. Их продают в специально отведенных местах. Дюжие хамалы-носильщики, взвалив на спину баранов, тащат их через весь город к покупателю. Во время курбан-байрама по всей стране забивают около полумиллиона животных. В первый день праздника блестят острозаточенные ножи. Часть мяса полагается раздать беднякам или устроить обильное угощение для соседей и знакомых.

Как и другие мировые религии, ислам распался на несколько течений и около семидесяти сект при четвертом преемнике Мухаммеда - халифе Али, избрание которого не было единогласным. Против него выступил влиятельный наместник Сирии Муавия. Группировка Али потерпела поражение. Его последователи, получившие название "шиа" (сторонники), основали новое направление ислама - шиизм. Остальные мусульмане стали именоваться суннитами от слова "сунна", которым обозначают священные предания о Мухаммеде. Основополагающие принципы исламских догматов и культа в суннизме, шиизме и многочисленных сектах почти не подверглись изменениям. Различия коснулись второстепенных положений, выразились в нюансах их толкования, а главное, были добавлены новые элементы в догматику и культовую практику. Кроме общемусульманских, у шиитов есть свои праздники (например, дань, когда, согласно одному ахбару, Мухаммед признал Али своим преемником), свои памятные даты (дни траура по Али и его сыну Хюсейну), свои места паломничества.

В Турции подавляющее большинство мусульман составляют сунниты, шиизм исповедуют только 5-6 млн. человек, их в Турции называют "алеви", т.е. последователями Али - это отдельные группы турок на востоке страны, часть курдов некоторые племена юрюков и туркмен, еще не слившиеся с основной массой турецкого населения.

В Османской империи ислам играл решающую роль, поддерживая солидарность между различными мусульманскими элементами и определяя этическую и правовую структуру жизни ее подданных. Османское государство управлялось султаном, который стал "халифом", т. е. главой всего исламского мира, после турецкого завоевания Египта в XVI в. При Османах исламские ученые, известные под названием "улема", были обязаны соблюдать и распространять мусульманскую веру Они обеспечивали следование религиозным догмам, проводя в жизнь "шариат" - свод религиозных, бытовых правил и юридических норм, основанных на Коране. Они обучали религиозным дисциплинам, управляли мечетями и школами и контролировали суды. Исламское образование давалось в низших школах (мектебы) при мечетях, в медресе (духовное училище) и в высших институтах теологии. Главный вклад в ислам турки сделали в области суфизма, мистико-аскетического направления в исламе. Каждый суфийский "тарикат" (секта, или дервишский орден) пытался найти путь к мистическому единению человека с Богом. На ритуал этих их сект оказала влияние такая доисламская шаманская практика, как танцы и музыка, вызывавшие мощные вспышки экстаза у участников мистических церемоний айин. Ортодоксальные мусульмане такие обряды считали проявлениями ереси.

В османское время у суфийских сект были текке, или обители, соответствовавшие христианским монастырям. Каждый дервишский орден возглавлялся шейхом, религиозным наставником. Те, кто поступал в дервишские ордены, назывались мюридами и прикреплялись к полноправным дервишам.

Члены ордена были обязаны жить в набожности и бедности, воздерживаясь от материальных благ и существуя на зекат, милостыню, во время своих поисков достижения спасения. Главным центром поклонения была тюрбе - усыпальница основателя ордена, который считался эвлия - святым. Два важных суфийских ордена, которые появились на раннем этапе турецкой истории и до сих пор пользуются популярностью, - Мевлеви и Бекташи.

Орден крутящихся дервишей Мевлеви представляет собой мистическую группу, члены которой являются последователями великого персоязычного поэта Мевляны, или Джалаледдина Руми (1207- 73). Орден базировался в Центральной Турции, в городе Конья, в котором и погребен его основатель.

Последователи Мевлеви ежегодно в декабре проводят фестиваль, посвященный памяти основателя ордена, и это одно из главных туристических зрелищ. Во время религиозной церемонии крутящиеся дервиши одеты в развевающиеся белые платья и конические шляпы. Они вертятся под ровный ритм барабанов и звуки мистической музыки, представляя смерть и окончательное соединение Мевляны с Аллахом. Орден Мевлеви находит последователей среди городской интеллигенции и представителей правящих классов в отличие от сельского населения, которое предпочитает членство в других сектах.

Члены ордена Бекташи были последователями мусульманского мистика Хаджи Бекташи Вели (1209-71). Орден базировался в Центральной Турции, в вилайете Кыршехир, в городе Хаджибекташ, в котором похоронен его основатель. После того как тарикат объявил Али полноправным наследником Мухаммеда в качестве халифа, движение стало пользоваться большой Популярностью у турецких шиитов, или влавитов, считавших Хаджи Бекташи Вели одним из своих великих лидеров. Орден Векташи воспринял много немусульманских обрядов, включая крещение. Их дервиши были ответственны за обращение Христианского населения деревень Анатолии и Балкан в исламскую веру. Долгое Время орден был связан с корпусом янычар, элитной частью османской армии, воины которой ранее были христианами. Орден Прекратил существование на территории Турции в 1925 г., когда парламент принял закон о ликвидации дервишских орденов и закрытии дервишских обителей.

Ортодоксальные турецкие исламские богословы восприняли взгляды персидского богослова XI в. Мухаммеда аль-Газали, который писал преимущественно по-арабски и отвергал утверждения, будто научное знание не соответствует исламской доктрине. В результате этого многие турки обрели славу в науке, особенно в астрономии, медицине и математике.

Тypoк Кадизаде Муса-паша в XV в. основал обсерваторию в Самарканде и написал комментарии к Евклиду. Ученый-медик Ибн Сина, живший в Средней Азии и Иране (980-1037), открыл заразность туберкулеза и описал в своем медицинском трактате " Канон врачебной науки", переведенном на латинский язык, 670 лекарств. Турок аль-Фа-раби, живший в Багдаде, Алеппо, Дамаске, в своих сочинениях синтезировал идеи Аристотеля, Платона" и суфизма.

Следует отметить, что турки руководствуются при определении гражданства правом почвы и считают турками всех, кто жил на территориях, подвластных не только им, но и другим тюркоязычным народам, даже если завоевание произошло через много веков после смерти того или иного деятеля, как в случае с аль-Фараби.

Во время упадка империи улемов (мусульманские богословы) захватила широко распространившаяся коррупция. В то же время духовенство изолировалось от интеллектуальных и культурных перемен и оказалось полностью закрытым для прогресса. Научные и технологические достижения для мусульманскою духовенства стали нечистыми и чуждыми идеями. Иллюстрирует этот интеллектуальный застой закрытие в 1580 г. султаном Мурадом III обсерватории в Стамбуле, поскольку, по словам Шейх-уль ислама (высшее духовное лицо в Османской империи), астрономы "настолько дерзки, что пытались выведать секреты мироздания", и известные только Аллаху.

В то время, когда Европа пережила Реформацию и делала гигантские успехи в науках и промышленности, Османская империя погрязала в невежестве под предводительством косного духовенства, которое цеплялось за средневековые исламские идеи.

Когда Кемаль Ататюрк пришел к власти, он все это изменил. Он отменил султанат и халифат и заменил шариат гражданским, торговым и уголовным кодексами, скопированными со швейцарского, французского и итальянского.

В современной Турецкой республике, например, религиозные школы тщательно контролируются министерством образования. Религиозные лидеры, такие, как имамы, являются оплачиваемыми государственными служащими - мера, призванная ограничить их влияние.

А новые мечети все чаще строятся с минаретами без внутренней лесенки, по которой муэдзин поднимается на поясной балкончик, чтобы пропеть свой призыв. Прогресс берет свое, и муэдзина заменяет магнитофон с записью эзана. В былые времена строительство лесенки внутри минарета считалось особым искусством. В XVI в. турецкий зодчий Синан построил в стамбульской мечети Сулейманийе минарет с двумя внутренними лесенками, да так, что муэдзины, поднимаясь по ним, каждый на свой балкончик, никогда не встречались друг с другом.

Основная религия Турции - ислам. Мусульманами считают себя более 90% жителей страны. На территории государства находится около 80 тысяч мечетей, регулярное посещение которых благоверные турки считают своей святой обязанностью. На улицах нередко можно встретить людей, облаченных в одежду, по которой легко можно судить об их религиозной принадлежности.

Однако такого понятия, как «официальная религия Турции» с 1928 года не существует. С тех пор политика государства изолирована от влияния ислама, законодательство страны не опирается на религиозные постулаты и гарантирует свободу вероисповедания.

Кратко об истории ислама

Ислам зародился среди арабов, населявших Аравию, в 610 году. Считается, что именно тогда ангел Джабраил явился пророку Мухаммеду с вестью от Бога. С тех пор жизнь этого человека была всецело посвящена распространению откровений, полученных от Аллаха.

Хотя Мухаммед обладал даром убеждения, ряды его приверженцев выросли не сразу. Через какое-то время несколько десятков людей, поверивших в божественное происхождение изрекаемых им пророчеств, вместе с учителем покинули город Мекку. Причиной тому стало враждебное отношение тех, кто не принял ислам.

Переселившаяся в Медину группа приверженцев учений Мухаммеда превратилась в самую крупную в городе религиозную общину. Проживающих в нем язычников, христиан и иудеев новоиспеченные мусульмане ставили перед нелегким выбором: принятие ислама или смерть.

К концу жизни Мухаммеда новую религию приняла значительная часть государств Аравийского полуострова. Перед смертью пророк сообщил, что тех, кто не желает становиться мусульманами, следует заставить это сделать. В результате кровавых «агитаций» ислам стал главной религией всех а затем распространился далеко за его пределами.

Что необходимо знать об исламе?

О том, чем выделяется самая распространенная религия Турции, можно говорить много. Главное, что необходимо знать о ней, - это пять основных «столпов» веры. Именно строгое их соблюдение отличает истинных мусульман.

  1. Вера в единого Бога (Аллаха) и его ангелов и признание Мухаммеда последним из его пророков.
  2. Ежедневное соблюдение намаза - обряда, состоящего из произнесения заученных из Корана молитв в определенных позах, осуществляемого пять раз в день в строго определенное время.
  3. Налог, взимаемый на нужды бедных.
  4. Соблюдение поста в священном
  5. Паломничество в Мекку.

Негласным шестым столпом ислама считается принцип борьбы с неверными.

Запреты в исламе

Мусульманами богата не только Турция, религия ислам распространена в странах северной Африки и в Азии. Всех ее приверженцев объединяют одни законы, предписания и запреты. Однако, как и в любой другой религии, есть убежденные мусульмане и те, кто лишь называют себя таковыми.

Самая распространенная религия Турции ограничивает ее приверженцев в моральном, нравственном и духовном отношении. Например, мусульманам нельзя есть свинину, употреблять спиртное и играть в азартные игры. По законам Корана женщины обязаны ходить в парандже. Запрещается изображать Бога и людей.

Как Турция превратилась из мусульманского в светское государство

Лишение государственной религии Турции произошло в 1028 году. Заслуга в этом принадлежит первому президенту, возглавившему Турецкую республику, Кемалю Ататюрку. Принятая им реформа была направлена на внедрение в стране европейских ценностей.

Так Турция стала первой мусульманской страной, полностью изолировавшей власть от религии. Подобное изменение не могло не вызвать определенных волнений в обществе и не спровоцировать появление исламского движения. В последние годы заметно усиливается влияние религии на политику страны.

Последствия отмены государственной религии

В результате изменения, внесенного в конституцию страны Ататюрком, ее граждане постепенно стали не так серьезно относиться к своей религии и предписаниям Корана. Например, употребление слабоалкогольных напитков перестало осуждаться в обществе, многие турки курят. Вместо пяти намазов в день стало достаточным произнесение всего двух.

Турецкие женщины смело заменяют паранджу на платок в сочетании с типичным европейским нарядом, либо одеваются полностью по западным стандартам. Однако традиция проводить обрезание мальчикам занимает важное место в жизни мусульманской части до сих пор. Также строго соблюдается запрет есть свинину.

С момента провозглашения Турецкой республики получили полное право свободно развиваться религиозные меньшинства страны. Новая конституция государства не попирает их права на богослужение.

Как вести себя с мусульманами?

Всю полноту своего гостеприимства проявляет к приезжим туристам Турция. Религия в этом играет далеко не последнюю роль. Мусульмане всегда отличаются своей вежливостью и обходительностью. Конечно же, они рассчитывают на подобную реакцию от гостей своей приветливой страны.

Какая религия в Турции является основной и определяет устои и манеру поведения современного населения страны - это вопрос, который не должен оставить без внимания ни один человек, который намерен посетить государство в туристических целях. Будучи гостем, важно учитывать местные традиции и взгляды людей, чтобы ненароком кого-нибудь не обидеть.

Например, уважение взглядов турецкого населения может проявиться в ношении на их территории не слишком откровенной одежды. Чем ближе к центру страны, тем серьезнее следует относиться к этому нюансу. Посещение мечетей разрешено всем желающим, но для туристов существует специально отведенное место при входе в здание, за пределы которого лучше не заходить.

Заходя в культовое здание, женщине необходимо надеть на голову платок и позаботиться о том, чтобы ее руки и ноги были покрыты одеждой. В здание можно заходить только разутыми. Приезжим лучше не направляться в мечеть во время намаза, тем более не стоит пытаться сфотографировать происходящее событие. Ислам запрещает делать изображения людей. И хотя не все современные жители Турции придерживаются этого правила, прежде чем запечатлеть кого-то из них на снимке, нелишним будет спросить разрешения.

Главные религиозные праздники: Рамазан

Религия Турции, приверженцами которой является большинство жителей страны, включает соблюдение трех основных праздников. Рамазан, захватывающий часть января и февраля, считается месяцем появления священной книги Коран. В это время, по мнению большинства жителей Турции, закрывается вход в Ад и открывается - в Рай, люди избавляются от влияния зла.

Рамазан - время для покаяния и добрых дел. Мусульмане считают, что прошлые грехи в этом месяце прощаются легче, а нарушение норм Корана, совершенное в этот святой период, карается строже. Отмечается Рамазан соблюдением поста - есть, пить, курить и иметь интимную близость запрещается только в светлое время суток.

Главные религиозные праздники: Шекер Байрам и Курбан Байран

Еще один немаловажный Шекер Байрам, отмечают сразу после Рамазана, то есть с 9 февраля, в течение трех дней. Его название, состоящее из двух турецких слов, переводится как «праздник сахара». Эти дни сопровождаются посещением гостей и обильными угощениями.

Третьим важным праздником, отмечаемым в Турции, является Курбан Байран, который выпадает на апрель. Он длится два или три дня и часто сопровождает паломничество в Мекку. Хотя большинство верующих жителей Турции соблюдают необходимые не покидая родных мест.

Они приносят в жертву Аллаху специально откормленных животных, посещают мечети, слушают проповеди и восхваляют Бога в песнях. Курбан Байран также сопровождается посещением кладбища, с целью почтить память умерших близких.

Сунниты и шииты

Сунниты составляют 4/5 всех жителей Турции. Раскол ислама на две ветви произошел по политическим причинам. Мнения разделились, когда встал вопрос о выборе будущего правителя. С мнением, что им должен стать человек из рода Мухаммеда, соглашались все. Но в том, к какому именно роду должен принадлежать правитель, взгляды не сошлись.

Сунниты и шииты не сторонятся друг друга при осуществлении актов поклонения, к которым побуждает главная религия Турции. Они могут вместе молиться и совершать паломничество. И те и другие чтят Коран и соблюдают пять « столпов» веры. Конфликты между этими религиозными течениями происходят крайне редко, так как шииты, осознавая свою малочисленность, всячески стараются их избегать.

Другие религии Турции

Все религии Турции в процентах выразить непросто, так как имеющиеся данные весьма приблизительны. Христианство, иудаизм и йезидизм в сочетании объединяют не более 3% жителей страны.

Зарегистрировано более 300 христианских общин, членами которых является 0,6% населения государства. Среди них есть православные, католики и различные протестантские направления. В основном они не испытывают давления или притеснения своих прав.

Совсем небольшому в процентном соотношении количеству иудеев в Турции удалось построить около 40 синагог. Йезидизм, религия курдов Турции, является наименее многочисленной. Большинство представителей этой этнической группы, проживающей на севере страны, являются мусульманами суннитского направления.

Многовековое влияние учений Мухаммеда сильно отразилось на поведении и образе жизни населения страны под названием Турция. Религия после проведенных реформ уже не имеет столь сильного влияния на различные сферы жизни людей. Однако многие обычаи и взгляды, порожденные аятами Корана, прочно осели в их сознании. В стране мирно уживаются те, кто строго соблюдает все религиозные обычаи, и те, кто во многом их нарушает.

Путешествия по миру - отличный способ разнообразить серые будни, а также узнать о культуре и жизни другой страны. Существует множество прекрасных мест, посетив которые можно открыть для себя всю неповторимость окружающего мира. Важным аспектом ознакомления с другой страной являются не только достопримечательности, но и религия. На Востоке она имеет особое значение для местных жителей. Эта статья поможет вам узнать о религии Турции и ее месте в существовании государства.

Познавательный отдых

Туристы из России уже давно оценили всю прелесть и красоту курортов Турции. Как не влюбиться в теплую, солнечную погоду и живописные побережья? Тем, кто все же не желает ограничиваться прогулкой по отелю или ленивым отдыхом на берегу, хочется осмотреть все достопримечательности, а также собственными глазами увидеть, как местные жители проводят свои дни, общаются и трудятся.

Толерантное отношение

Во время путешествия всегда следует помнить, что мы лишь гости в чужой стране, где существуют традиции, обычаи и нормы поведения. К ним необходимо прислушиваться и уважать, чтобы не попасть в конфликтную ситуацию. Не все местные понимают, что посторонний человек может не оценить всю важность какого-либо обряда, и будут глубоко оскорблены таким поведением.

Строгие правила для женщин часто возмущают туристок, которые приехали из европейских стран. Там у прекрасной половины человечества больше прав и свобод, а потому подобные ограничения кажутся им посягательством на их личность. Стоит помнить, что закрытая одежда, сдержанные цвета, покрытая голова, практически полностью скрывающие все особенности фигуры мусульманок, не являются проявлением дремучего невежества и неразвитости государства. Религия в Турции имеет особую силу, которая росла и крепла на протяжении многих веков. Здесь, как и в других восточных странах, иной менталитет и культура. То, что для них является нормой, непонятно и дико для нас. Но ведь турист приезжает в чужую страну, поэтому он в первую очередь должен проявлять терпение к незнакомым традициям.

Религия Турции

Основным вероисповеданием этой страны является ислам. Его исповедуют 95 % населения. Он имеет свое разделение на два типа: суннитский и шиитский. Первый является доминирующим, поскольку его исповедует примерно 75 % населения страны.

Согласно истории ислама, его создал пророк Мухаммед. Название религии Турции переводится как «покорность», а мусульманин означает «покорный». Исходя из этого, некоторые богословы считают неприемлемым современную потребность в страховании жизни и имущества. По их мнению, это лишь обман самих себя, ведь нельзя избежать того, что предначертано свыше.

Особенности

Основная религия Турции предполагает совершение молитв 5 раз в день. Однако современная жизнь и ее ритм существенно усложнили этот процесс. Теперь мусульманин может совершать молитву дважды в день.

К числу самых значимых религиозных праздников относят Рамазан и Курбан-байрам. Во время первого все верующие обязаны соблюдать строжайший пост. Всемирно известной особенностью ислама является запрет на употребление в пищу свинины.

По всей территории Турции было построено более 78 000 мечетей.

Религия и повседневная жизнь

Официально религия не является обязательной, но в отличие от европейских стран, где люди уже привыкли отказываться от какого-либо вероисповедания, Восток тесно связан с ней. Ислам уважают и соблюдают нормы и правила. Многие сферы жизни в Турции сосуществуют в согласии с религией и ее предписаниями.

Большое количество туристов посещает эту страну. Некоторые из них не знают, какая религия в Турции, что она запрещает, а что разрешает. Поэтому курортные районы являются зоной, где строгие правила ислама утрачивают свою власть. В большинстве крупных городов таких, как Анкара, Стамбул, Измир практически отсутствуют запреты и ограничения, касающиеся одежды и внешнего вида.

Тем не менее это послабление действует только в центральных районах. Чем дальше вы проникаете вглубь города, где туристы встречаются очень редко, тем сильнее проявляются все нормы и правила ислама. Больше всего внимания своему внешнему виду должна уделять женщина, ведь страны Востока не приемлют откровенного декольте, обнаженных рук, ног или плеч. Достаточно лишь одеться немного скромнее, и экскурсия пройдет без каких-либо сложностей.

Другие религии

Пусть ислам и является лидирующим, но в государстве он далеко не единственный. Какую религию исповедуют в Турции помимо него? Здесь можно найти представителей христианства всех трех ветвей: протестантства, католичества и православия. Небольшое количество верующих составляют иудеи.

Каждая отдельно взятая страна по-своему уникальна. Ее традиции, культура поражают нас. Важным аспектом жизни является религия, разнообразие которой отражает индивидуальные особенности людей и того, во что они верят. Посещая чужую страну, важно помнить, что мы гости и от нас ждут созидания, а не разрушения и критики.

Политический конфликт между Москвой и Анкарой уже обрел общественное измерение.

В турецком сегменте интернета наблюдается антироссийская истерия и рост русофобских настроений. Российские блогеры отвечают туркам взаимностью.

При этом не стоит забывать и об исламском факторе, учитывая давние связи Турции с общественными организациями российских мусульман.

Ранее Владимир Путин уже назвал целенаправленную политику властей Турции по исламизации страны одной из составляющих текущего конфликта:

«Мы сами поддерживаем ислам и будем это делать, но речь идет о поддержке такого более радикального, что ли, направления. И это само по себе создает очень неблагоприятную среду, атмосферу, которую на первый взгляд и не видно», — пояснил российский президент.

Сможет ли Эрдоган привлечь российских мусульман на свою сторону и разыграть «исламскую карту»? Насколько оправданно мнение о нем как об исламисте? Как много в Турции сторонников радикального ислама? Об этом рассказал руководитель Центра исламоведческих исследований Академии наук Республики Татарстан Ринат Патеев.

— Ринат Фаикович, как вы считаете, насколько значимым может оказаться религиозный фактор в случае углубления конфликта между Россией и Турцией? Может ли Эрдоган разыграть «исламскую карту» для того, чтобы получить дополнительную поддержку своей позиции как в Турции, так и за ее пределами?

Ринат Патеев : Не думаю, что через исламский фактор Эрдогану удастся мобилизовать поддержку. Пространство для маневров у него сейчас ограничено, с одной стороны, внутриполитическими факторами — его рейтинг отнюдь не составляет 86%, а с другой стороны — отсутствием единства в исламском мире.

Отношения между мусульманскими странами очень непростые, каждый из значимых игроков в той или иной мере претендует на лидерство. Это на Западе Турция долгое время считалась некой моделью исламского общества, которая получит его, Запада, одобрение, но в исламском мире эта модель получила неоднозначное восприятие.

Например, Саудовская Аравия изначально заявляла, что светская модель исламского государства неприемлема, об этом же говорили и «Братья-мусульмане» в Египте. Поэтому вряд ли в данной истории исламский фактор даст Эрдогану какие-то очки в исламском мире.

— Какая линия мобилизации в таком случае будет для Эрдогана основной?

Р. П.: Более вероятна мобилизация общетюркского фактора, и об этом уже можно судить по турецкой блогосфере, в которой доминируют антироссийские настроения с общетюркским акцентом.

Тюркский фактор в российско-турецких отношениях проявлял себя уже не раз — фактически с момента развала СССР Турция позиционирует себя именно как лидер тюркского мира. Причем этот фактор значим даже на языковом уровне, поскольку тюркские языки не слишком сильно разошлись друг от друга.

В отличие от русского языка, где различаются слова «турок» и «тюрк», в турецком языке слово türk означает любого представителя тюркского мира в широком смысле, к которому принадлежат не только собственно турки, но и азербайджанцы, узбеки, казахи, татары, ряд народов Северного Кавказа и так далее. Для турок все они братья-тюрки, хотя, конечно, сами турки видят себя неким ядром тюркского мира.

— И все же еще никто не забыл о недавнем визите Эрдогана в Москву на открытие Соборной мечети. Как теперь воспринимать этот эпизод российским мусульманам в контексте неожиданного обострения отношений с Турцией?

Р. П.: На мой взгляд, приезд Эрдогана в Россию в большей степени следует рассматривать в контексте имевшихся на тот момент общеполитических отношений России и Турции, а не в религиозном отношении. Эрдоган всегда позиционировал себя как независимого макрорегионального лидера, и в Москве на открытии Соборной мечети он выступал прежде всего именно в этой роли, а уже затем в качестве руководителя одной из стран исламского мира.

— Откуда тогда взялся расхожий образ Эрдогана как исламиста? И насколько он, по вашему мнению, соответствует действительности?

Р. П.: Эрдоган, безусловно, активно пользовался исламским или исламистским дискурсом, неоднократно принимал участие в ключевых для исламского мира мероприятиях, но внутри исламского мира слишком много противоречий, у каждого государства свое представление о модели ислама.

Поэтому Эрдогана, конечно же, нельзя называть «классическим» исламистом, у него есть определенное представление о роли ислама в Турции, но это представление не является универсальным для всего исламского мира. И если говорить объективно, то Турция была и остается одной из самых секуляризованных стран исламского мира.

Но, несмотря на то, что в свое время Ататюрк преобразил Турцию самым радикальным образом, историческая память современных турок сильно османизирована, и то же самое можно сказать об их осознании ислама. Например, идея халифата у турок ассоциируется прежде всего с тем периодом, когда титул халифа принадлежал османскому султану, а не с арабским периодом халифата.

— Что могут потерять российские мусульмане в случае значительного сокращения контактов с Турцией? Насколько серьезным духовным авторитетом турецкие богословы являются для российских?

Р. П.: Наиболее плотные контакты между Россией и Турцией по исламской линии были в 1990-х годах, когда в России еще только выстраивалась, так сказать, исламская инфраструктура, в том числе такая ее важная часть, как образование. Тогда для российских мусульман Турция, конечно же, была неким образцом исламского государства, и образ турка как мусульманина был сильно идеализирован.

Однако затем отношение к Турции у российских мусульман стало менее эмоциональным. С одной стороны, в России появились собственные исламские кадры, с другой, все-таки Турция для россиян, и для мусульман в том числе — это прежде всего страна туризма и шопинга, а не духовный лидер, духовный ориентир или духовный центр.

К тому же в определенный момент религиозные контакты с Турцией стали, так сказать, активно фильтроваться, поскольку к ряду турецких богословов, работавших в России, возникли вопросы у правоохранительных органов.

Скажем, в начале девяностых в Россию прибыло много последователей известного турецкого богослова Саида Нурси, однако в 2007 году ряд его книг были признаны экстремистскими, а вскоре после этого организация последователей Нурси «Нурджулар» была запрещена в России.

С другой стороны, по линии российских духовных управлений мусульман контакты с турецкими коллегами были и остаются регулярными, и вряд ли они полностью прекратятся даже в случае серьезного обострения политических отношений, хотя и будут, скорее всего, в определенном виде пересмотрены. Конечно, в российском исламском сообществе есть определенные протурецки ориентированные группы, но они не составляют большинство.

Кроме того, следует учитывать, что российские мусульмане тоже в достаточной степени секуляризированы.

— Насколько актуальной для Турции в сравнении с Россией является тема противостояния между «официальным» исламом и сторонниками «чистого» ислама? Может ли эта тема выступать поводом для сохранения контактов вопреки политическим разногласиям?

Р. П.: Исламское пространство в Турции достаточно разнообразно, но ключевую роль здесь играет министерство по делам религии (Диянет), а наиболее влиятельными являются суфийские джамааты. Есть в Турции и фундаменталистско-салафитские группы, но они в явном меньшинстве. Однако все эти группы могут оказывать очень серьезное влияние на политическую ситуацию в стране.

Например, Фетхуллах Гюлен — лидер очень влиятельного религиозного движения «Хизмет», гражданин Турции, ныне живущий в США, некоторое время преследовался турецкими властями в судебном порядке. В начале правления Эрдогана, казалось, он даже вернется в Турцию, но между сторонниками эрдогановской Партии справедливости и развития и движением «Хизмет» произошел раскол, Эрдоган даже неоднократно проклинался Фатхуллой Гюленом.

Кстати, многие тогда указывали, что именно через движение «Хизмет» США инициировали обвинения Эрдогана в коррупции, после чего ему пришлось сменить ряд министров в правительстве. Так что, даже если вынести за скобки теории заговора, влияние некоторых религиозных кругов в Турции достаточно высоко.

— Какой отклик в российской части тюркского мира, по вашим наблюдениям, получили последние события?

Р. П.: Если говорить о Татарстане, то, конечно, присутствует немалая обеспокоенность, поскольку здесь в значительной мере присутствует турецкий бизнес, в Казани действует турецкое консульство, в целом уровень контактов достаточно высокий. Поэтому все надеются, что ситуация разрешится в лучшую сторону.

Отдельно хотелось бы отметить российских турков-месхетинцев, которые из всех тюркских народов России наиболее интегрированы в отношения с Турцией, в том числе потому, что многие из них в свое время уехали туда на постоянное место жительства. Среди них, насколько я могу судить, обеспокоенность ситуацией наиболее высока.

— А наши новые соотечественники, крымские татары?

Р. П.: В период, когда Крым принадлежал Украине, Турция очень сильно опекала крымских татар, но в момент присоединения Крыма к России турки и Эрдоган в частности, как известно, повели себя достаточно сдержанно, и это привело к тому, что часть крымских татар в Турции разочаровалась.

У радикального крыла крымско-татарского сообщества конфликт России с Турцией, безусловно, вызовет некое воодушевление, но это лишь небольшая часть всего народа. Все же у крымских тюрков идентичность в значительной степени ориентирована на татарскую составляющую, в отличие, к примеру, от турок-месхетинцев.

— В чем все же, на ваш взгляд, заключается ключевая причина нынешнего обострения российско-турецких отношений, если отвлечься от непосредственного повода со сбитым самолетом?

Р. П.: Подробный анализ этой ситуации приводит меня к предположению, что в Турции могли очень негативно воспринять выступление Владимира Путина на недавнем саммите G20 в Анталье, где президент России дал понять, что определенные участники «двадцатки» включены в контрабандные нефтяные потоки с территории ИГИЛ* и финансирование этой организации. За этим и могла последовать реакция с турецкой стороны.

Причем здесь не стоит отбрасывать и возможную спонтанность сложившейся ситуации. Турецкая газета «Джумхурият», журналисты которой сейчас обвиняются в разглашении сведений о турецких поставках оружия на территорию Сирию, опубликовала недавно информацию, что военное руководство Турции приказа об атаке на российский Су-24 не получало, летчик сам принимал решение.

Не знаю, как такое возможно с военной точки зрения, но дальнейшие противоречивые заявления турецких властей после инцидента отчасти подтверждают эту версию. Если бы это была продуманная провокация, то к ней были бы подготовлены «официальные версии». Однако некоторые заявления турецких властей звучали нелепо, к примеру, о неосведомленности о том, что это был российский самолет.

— Как вы оцениваете дальнейшие перспективы конфронтации?

Р. П.: Думаю, здесь нужно принимать во внимание внутренние факторы: экономическая, да и политическая ситуация в Турции не настолько блестяща, чтобы инцидент с самолетом дал Эрдогану некий карт-бланш и возможность мобилизовать турецкое общество. Эмоционально определенная часть турецкой элиты его позицию поддержит, но затем на первый план вновь выйдут экономические аспекты отношений с Россией, которые и будут играть решающую роль в дальнейшем развитии ситуации.

беседовал Николай Проценко

    Религия в Великом княжестве Литовском совокупность исповедуемых религий в Великом княжестве Литовском с середины XIII века по 1795 год на территории современных Белоруссии и Литвы, а также частично Украины, России и Польши. До Кревской унии … Википедия

    Координаты: 39°10′00″ с. ш. 35°40′00″ в. д. / 39.166667° с. ш. 35.666667° в. д. … Википедия

    Среди религий в Австрии, наиболее распространённой является католичество. Согласно переписи 2001 года, 73,6 % населения страны причисляли себя к католикам, 4,7 % к протестантам (лютеране). Число прихожан церквей составляло… … Википедия

    Среди религий в Австрии, наиболее распространённой является католичество. Согласно переписи 2001 года, 73,6 % населения страны причисляли себя к католикам, 4,7 % к протестантам (лютеране). Число прихожан церквей составляло около 11,5 %… … Википедия

    Религия и политика - (religion and politics), отношения между духовной и светской властью и распространение религ. принципов или убеждений на полит. жизнь. Эти отношения часто приводили к конфликтам. Вера признается осн. источником легитимности и полит, мобилизации… … Народы и культуры

    Мечеть Султанахмед, Стамбул Ислам в Турции первая по числу приверженцев и значению религия в Турции. Установление ислама … Википедия

    Содержание 1 Литература 2 Архитектура 3 Музыка 4 Театр … Википедия

    Несмотря на то, что сейчас христиане в Турции являются религиозным меньшинством (0,6% населения страны) христианство на территории Турции насчитывает долгую историю. Уроженцами территорий ныне занимаемых Турцией были такие почитаемые в… … Википедия



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Доступно в форматах: EPUB | PDF | FB2 Страниц: 352 Год издания: 2009 Дважды Герой Советского Союза В.С.Архипов прошел путь от красноармейца...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS