Главная - Ребенок
Татьяна черниговская. Татьяна черниговская Что делать с реинкарнацией
Нейролингвист и профессор СПбГУ Татьяна Черниговская на сессии Lakhta View аргументировала, почему мужчины умнее женщин и провела по-настоящему петербургскую аналогию о количестве связей в мозге. Диана Смольякова записала для интернет-издания "Собака" главные тезисы ее лекции.

Мозг, который запомнит все

Регулировать потоки входящей информации невозможно — или по крайней мере очень трудно. Что делать человечеству с этим — не знаю, но мы явно перегружены. И это не вопрос памяти, в мозгу хватит места на все, что хочешь. Даже пытались считать — последний счет, который я выудила, вызывает у меня скепсис и сводится к следующему: если смотреть «Дом 2» триста лет без перерыва, все равно память не заполнится, такие большие объемы! Не волнуйтесь, что туда не поместится. Все может схлопнуться не за счет объема, а за счет перегрузки сети. Короткое замыкание произойдет. Но это если грубо шутить. Я регулирую информационный поток большими усилиями: не включаю телевизор, не сижу в интернете. Люди говорят, что в сети очень много пишут про меня: но сразу отмечу, я не только там ничего не публикую, но даже не читаю.

Мужчины умнее женщин

Как я услышала, в сети меня обвиняют в сексизме. И сообщаю — сексизм в чистом виде — мужчины умнее женщин. Умные мужчины. Женщины гораздо более средние. Я специалист, я знаю. И говорю без единого огорчения: что-то я не видела женщин Моцартов, Эйнштейнов, Леонардо, даже шеф-повара женщины приличной нет! Зато если мужчина дурак, то не встретишь дурее. Но если умен — то так, как женщина не бывает. Это серьезная вещь — крайности. Женщина должна хранить семью и потомство, а не в эти игрушки играть.

Это не я, это мой мозг

Каждому из нас кажется, что он имеет свободную волю. Это сложный разговор, но предлагаю задуматься. Мы надеемся, что у нас есть ум, сознание, воля и мы являемся авторами свои поступков. Профессор психологии Гарвардского университета Даниэл Вегнер в своей книге «Лучшая шутка мозга» говорит жуткую вещь: о том, что мозг сам принимает решения и посылает нам психотерапевтический сигнал — мол, ты не волнуйся, все в порядке, ты сам все решил. Не дай бог он прав! Уже были судебные процессы в США, когда обвиняемый говорил: «Это не я, это мой мозг!». Ничего себе, приехали! Это значит, переносится ответственность за поступки даже не на mind, сознание, а на brain — на ткань мозговую. А чем я виновата, что преступницей родилась? Если вдуматься, я могу сказать: «У меня гены плохие, мне не повезло с предками». Это серьезный вопрос — и он отнюдь не художественный.
Я однажды задала вопрос коллегам: «Вы можете назвать реальное количество связей в мозге?». Они спросили: «Где ты находишься? В районе Юсуповского сада? Ряд нулей у этого числа продлится до Невы».

На этой планете все родственники

ДНК вызывает подозрения — ведь это значит, что жизнь каждого существа представляет собой книгу, написанную всего четырьмя буквами. Только у инфузории она крошечная, а у человека — размером с Библиотеку Конгресса. При том на этой планете все родственники. У человека 50% общих генов с дрожжами! Поэтому когда за круассан беретесь, бабушкино лицо вспоминайте. Не говоря уже о котах и шимпанзе.

Гены как рояль

Может повезти в жизни и от бабушки с дедушкой достанется дорогой и хороший рояль Steinway. Но неприятность заключается в том, что на нем надо научиться играть, одного инструмента недостаточно. Если плохие гены достались — это совсем беда, а если хорошие — это не финал. Мы пришли в этот мир со своей нейронной сетью, а дальше всю жизнь пишем на ней текст: что мы ели, с кем общались, что слушали, что читали, какие платья носили, губную помаду какой марки. И когда каждый из нас предстанет перед создателем, он свой текст и предъявит.

Здесь должен быть создатель

Научная деятельность скорее приблизила меня к религии. Большое количество очень крупных ученых оказались религиозными людьми. Когда условный Хокинг, светлая ему память, видит сложность этого мира — пробирает так, что другое просто в голову не приходит. Здесь должен быть создатель. Я не утверждаю, а говорю, откуда такая мысль берется. Наука не отталкивает от религии, это параллельные вещи, не конкуренты.

Что делать с реинкарнацией

Умирает ли сознание? Мы не знаем, каждый узнает (или не узнает) в свое время. Если считать что сознание — продукт мозга, тогда умер мозг — умерло сознание. Но так считают не все. В прошлом году мы ездили к Далай Ламе, и я задала вопрос: «С реинкарнацией что будем делать?». Ведь нет физического носителя, через который личность может перейти — это же не атомы, с ними понятно — помер, разложился, выросло дерево груша. Но здесь же речь идет о личности — через что она переходит? Буддийские монахи нам ответили: «Это вы ученые, это ваша проблема. Вы ищите, мы то знаем точно». При том вы говорите не с недоучками, а с людьми, за которыми три тысячи лет мощнейшей традиции изучения сознания. Я там расшумелась и задала совсем уж запредельный вопрос. Он был таким: «Did you have Big bang?», «У вас был Большой взрыв?». Только идиот может задать такой вопрос, потому что он либо был везде, либо был нигде. Но последовал ответ: «У нас не было. Потому что мир был всегда, это бесконечная река, нет ни прошлого, ни будущего, и времени вообще-то нет. Какой Большой взрыв?». Для буддистов сознание — часть Вселенной. Умирает ли сознание? Зависит от того, на какой позиции вы стоите.

Нечеловекомерный мир

Вокруг нас текучий, прозрачный, нестабильный, сверхбыстрый, гибридный мир. Мы находимся на цивилизационном сломе — это не алармизм, а факт. Мы перешагнули в другой тип цивилизации — и это имеет глобальное значение. Поэтому нам придется выбирать между свободой и безопасностью. Я согласен, чтобы меня прослушивали? Нет. А чтобы обыскивали с ног до головы на входе в аэропорт? Конечно, готова на все, лишь бы ничего не взрывалось. Философ и писатель Станислав Лем написал невероятную вещь — ужасно жалею, что не я это слово придумала — мир стал нечеловекомерен. Не только люди, но и вообще живые существа не могут жить в размерности наносекунд и нанометров. Меж тем системы искусственного интеллекта уже принимают решения, а дальше больше. Они будут делать это с такой скоростью, что мы даже не сможем заметить. Мы пришли в мир, в котором нам стоит остановиться, зажечь камин, взять в руку напиток и подумать, куда мы попали и как мы будем в нем жить? Книги, которые мы прочли, умные разговоры, думание начинают играть существенную, если не определяющую роль. Когда искусственный интеллект увидит фотографию отражения воды в небе, которую я сделала над Финским заливом, он поймет, что это очень красиво? Личность он или нет? Ровня ли человеку? Пока что нет. Но дело-то двигается.

Заведующая кафедрой проблем конвергенции естественных и гуманитарных наук, заведующая Лабораторией когнитивных исследований, доктор биологических наук, профессор кафедры общего языкознания; член Совета программы «Свободные искусства и науки» СПбГУ

Родилась в Санкт-Петербурге. Окончила отделение английской филологии Филологического факультета СПбГУ. Специализировалась в области экспериментальной фонетики. До 1998 года работала в Институте эволюционной физиологии и биохимии РАН имени И.М.Сеченова – в лабораториях биоакустики, функциональной асимметрии мозга человека и сравнительной физиологии сенсорных систем (ведущий научный сотрудник). В 1977 году защитила кандидатскую диссертацию «Особенности восприятия человеком низкочастотной амплитудной модуляции звука и амплитудно-модуляционных характеристик речи» по специальности «Физиология», а в 1993 году – докторскую диссертацию «Эволюция языковых и когнитивных функций: физиологические и нейролингвистические аспекты» по двум специальностям: «Теория языкознания» и «Физиология».

В соответствии с постановлением Президиума РАН №129 от 25 июня 2019 года вошла в состав Бюро Научного совета по методологии искусственного интеллекта и когнитивных исследований при Президиуме РАН; c 22 мая 2019 года включена в состав Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки России.

  • Член-корреспондент Российской академии образования (РАО)
  • Заслуженный работник высшей школы
  • Заслуженный деятель науки РФ
  • Член Совета при Президенте РФ по науке и образованию
  • Член межведомственной рабочей группы «Приоритетные и междисциплинарные научные исследования» Совета при Президенте РФ по науке и образованию
  • Член Президиума Российской ассоциации содействия науке (РАСН)
  • Член федерального реестра экспертов научно-технической сферы при Министерстве Образования и науки (ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ)
  • Член Объединенного научного Совета по общественным и гуманитарным наукам Санкт-Петербургского научного центра РАН
  • Член экспертной группы НИУ ВШЭ (Москва)
  • Член Академии наук Норвегии
  • Почетный член Семиотического общества Финляндии
  • Президент Межрегиональной ассоциации когнитивных исследований (2008-2010)
  • Представитель России в COST (European Cooperation in Science and Technology) – Management Committee of the European Network Project on Aphasia
  • Член многочисленных российских и международных обществ – International Biographical Center регулярно публикует о ней биографические статьи, в частности в издании 2000 Outstanding Intellectuals of the 21st Century
  • Член Экспертного совета Школьной лиги «Роснано»
  • Член редколлегий журналов РАН: «Вопросы философии», «Вопросы искусственного интеллекта», «Социо- и психолингвистические исследования», «Нейрофилософия», «Человек», а также журнала «ШАГИ / STEPS» (Школа актуальных гуманитарных исследований, РАНХиГС), «Язык и речевая деятельность», The International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education (IJCRSEE), The International Journal of Engineering, Management and Information Sciences (IJEMIS), «Слово.ру: балтийский акцент» (реферируемое издание Балтийского федерального университета имени И.Канта).

Популяризатор науки в печатных и электронных СМИ (почетный дипломом Президиума РАН, 2008). Участник и ведущая многочисленных научно-популярных телепередач и фильмов. Лауреат III ежегодной премии «За верность науке» (2016). Лауреат Золотой медали РАН за выдающиеся достижения в области пропаганды научных знаний в номинации «Науки о жизни» за 2017 год.

Ведущий специалист в области когнитивных наук – психолингвистики, нейропсихологии и нейрофизиологии – в России и за рубежом. Обладает редкими организаторскими качествами, инициируя развитие новых направлений – сотрудничает со многими отечественными и зарубежными научно-исследовательскими центрами, руководит большим количеством проектов, будучи профессором кафедры общего языкознания, заведующей кафедрой проблем конвергенции естественных и гуманитарных наук и Лабораторией когнитивных исследований СПбГУ. По ее инициативе в СПбГУ были открыты первые в России магистратуры по психолингвистике и по когнитивным исследованиям; ею были разработаны системы модификации программ обучения на основе современных научных данных; под ее руководством успешно функционируют международные программы совместной подготовки аспирантов по психо- и нейролингвистике с Голландией, Норвегией и США. Многократно входила в оргкомитеты национальных научных форумов и была основным организатором десятков международных конференций, проходивших в Санкт-Петербурге и за его пределами, в том числе в Европе, в совокупности является организатором более 50 научных мероприятий (конференций, круглых столов, симпозиумов), автором более 360 научных работ; постоянно выступает с лекциями и докладами в России и за рубежом

Область научных интересов: психо- и нейролингвистика, когнитивная психология, нейронауки, происхождение языка, теория эволюции, искусственный интеллект, аналитическая философия, развитие и патология языка.

Магистерские диссертации, защищенные под руководством Т.В.Черниговской

  • С.Ю.Мочалова (2007) «Психолингвистическое исследование местоименной референции в венгерском языке»
  • Т.Ю.Грачева (2008) «Ключевые единицы при восприятии речи в синхронном переводе (на материале русско-английского синхронного перевода)»
  • Д.О.Корнишова (2009) «Процессы референции в ходе коммуникативного взаимодействия» (совместно с И.В.Утехиным)
  • А.С.Романова (2010) «Дистрибуция референциальных средств выражения подлежащего в речи русскоговорящих пациентов с диагнозом афазия»
  • Г.Н.Скопин (2010) «Способы выражения пространственных отношений в ситуации затрудненной коммуникации (на материале совместной деятельности с участием больных шизофренией)» (совместно с И.В.Утехиным)
  • О.А.Теплова (2011) «Психолингвистическое исследование лексического поля запахов на материале русского языка»
  • Н.В.Череповская (2011) «Восприятие конвенциональных и стертых метафор: исследование методом регулировки скорости чтения на материале русского языка» (совместно с Н.А.Слюсарь)
  • Е.А.Губарева (2012) «Вербальный и невербальный модули рабочей памяти у младших школьников с дислексией»
  • Л.Ф.Патрухина (2012) «Переключение кодов у детей-билингвов дошкольного возраста: русско-немецкий материал» (совместно с М.Д.Воейковой)
  • Д.А.Чернова (2012) «Особенности семантической интеграции лексического и грамматического значений при переносном употреблении глагольных форм прошедшего времени (экспериментальное исследование на материале русского языка)»
  • Ю.Ю.Вакуленко (2013) «Согласование по числу в ментальной грамматике (экспериментальное исследование на материале русского языка)»
  • А.А.Малько (2013) «Согласование по роду в ментальной грамматике (экспериментальное исследование на материале русского языка)» (совместно с Н.А.Слюсарь)
  • Ю.С.Фокина (2013) «Роль рабочей памяти в восприятии релевантной информации во время чтения (экспериментальное исследование на материале русского языка)»
  • М.В.Самойлова (2014) «Репрезентация существительных морфологически сложной структуры в ментальном лексиконе носителя русского языка (экспериментальное исследование)» (совместно с Н.А.Слюсарь)
  • А.М.Фролова (2014) «Особенности сегментации устной речи: экспериментальное исследование на материале русского языка»
  • К.Е.Кротова (2015) «Влияние типа текста на стратегии его анализа при чтении (на материале русского языка)» (совместно с Т.Е.Петровой)
  • А.А.Таланина (2015) «Влияние структуры предложения на разрешение референциальной неоднозначности: экспериментальное исследование на материале русского языка» (совместно с В.К.Прокопеней)
  • А.А.Конина (2015) «Сопоставление объективных и субъективных методов оценивания качества письменных переводов (экспериментальное исследование)»
  • В.А.Стельмах (2016) «Автоматическое реферирование на основе данных поисковых запросов»

Кандидатские диссертации, защищенные под руководством Т.В.Черниговской

  • Н.Ю.Лях (1996) «Особенности восприятия слов в шуме и функциональная асимметрия мозга: роль лингвистических факторов»; специальность «Структурная, прикладная и математическая лингвистика » (10.02.21 )
  • Т.Е.Петрова (2000) «Особенности построения текста в аспекте функциональной асимметрии мозга»; специальность «Общее языкознание, социолингвистика, психолингвистика» (1 0.02.19)
  • Т.О.Гаврилова (2002) «Регистр общения с детьми: структурный и социолингвистический аспекты (на материале русского языка)»; специальность « Теория языка» (1 0.02.19)
  • Т.И.Токарева (2002) «Участие полушарий мозга в восприятии человеком речевых сигналов разной сложности»; специальность «Физиология » (03.00.13 )
  • К.Н.Стрельников (2003) «Функциональная асимметрия мозга при восприятии интонационных характеристик речи в норме и при шизофрении»; специальность «Физиология » (03.00.13 )
  • И.В.Королева (2006) «Роль лингвистических факторов в развитии процессов чтения (экспериментальное исследование на материале русского языка)»; специальность « Теория языка » (1 0.02.19)
  • О.Ю.Клонова (2007) «Упрощенные языковые системы и формирование пиджина (на материале русско-норвежских языковых контактов)»; специальность « Теория языка » (1 0.02.19)
  • Татьяна Игоревна Свистунова (2008) «Организация ментального лексикона: формирование в онтогенезе и распад при нарушениях языковой системы глагольной словоизменительной морфологии (экспериментальное исследование)»; специальность « Теория языка » (1 0.02.19)
  • Н.А.Слюсарь (Университет Утрехта, 2007 – СПбГУ, 2008) «Грамматика и актуальное членение предложения: исследование на материале русского и ряда других языков» (Grammar and Information Structure: A Study with Reference to Russian, Utrecht University); специальность « Теория языка » (1 0.02.19)
  • О.Г.Хомицевич (Ph.D., Университет Утрехта, 2008) Dependencies Across Phases: From Sequence of Tense to Restrictions on Movement
  • Д.А.Чернова (2016) «Процесс обработки синтаксически неоднозначных предложений: психолингвистическое исследование»; специальность « Теория языка » (1 0.02.19)
  • В.К.Прокопеня (2017) «Механизмы анафоры при речепорождении и речепонимании: экспериментальное исследование на материале русского языка» (10.02.19)
  • С.В.Алексеева (2018) «Распознавание слов на ранних этапах процесса чтения: экспериментальное исследование на материале русского языка» (10.02.19)

(избранный список)

2018

  • Экспериментальные исследования грамматики: установление анафорических отношений в процессе речепонимания // Вопросы языкознания. 2018. №1. С.76-90 (в соавторстве с Н.А.Слюсарь, Т.Е.Петровой, В.К.Прокопеней, Д.А.Черновой).

2017

  • Grammatical Parallelism Effect in Anaphora Resolution: Using Data from Russian to Choose between Theoretical Approaches. In: International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education. 2017. Vol.5. No.1. P.85-95 (co-authored with V.Prokopenya).
  • Вегетативные проявления острого стресса при экспериментальном моделировании процесса синхронного перевода // Нелинейная динамика в когнитивных исследованиях: Тр. V Всероссийской конференции. Нижний Новгород, 2017. С.167-169 (в соавторстве с С.Б.Париным, С.А.Полевой, И.С.Париной, А.А.Кониной, М.А.Кнабенгоф).
  • Динамика ритма сердца при взаимодействии информационных образов в процессе синхронного перевода и в тесте Струпа // XIX международная научно-техническая конференция «Нейроинформатика-2017». Ч.2. М., 2017. С.30-39 (в соавторстве с С.А.Полевой, И.С.Париной, А.А.Кониной, С.А.Алексеевой, В.А.Демаревой, М.А.Кнабенгоф, С.Б.Париным).
  • Когнитивная нагрузка при быстром кодовом переключении (синхронный перевод): помогает ли стресс? // Стресс: физиологические эффекты, патологические последствия и способы их предотвращения. Всероссийский симпозиум с международным участием, посвященный памяти профессора А.А.Филаретова, 10-13 октября 2017 года. СПб., 2017. С.216-218 (в соавторстве с С.Б.Париным).
  • Экспериментальные исследования лексикона: словосочетания с буквальным и небуквальным значением // Вопросы языкознания, 2017. №3. С.83-98 (в соавторстве с Н.А.Слюсарь, Т.Е.Петровой, Е.В.Михайловской, Н.В.Череповской, В.К.Прокопеней, Д.А.Черновой).

2016

  • What are Little Girls and Boys Made of? Acquisition of Russian Verb Morphology in Monolingual and Bilingual Children. In: Festschrift in Honor of Hanne Simonsen. 2016. P.255-274 (co-authored with E.Tkachenko, K.Gor).
  • Конь и трепетная лань: ученый на стыке наук // Актуальные вопросы нейрофилософии: Научные труды международного междисциплинарного семинара «Нейрофилософия». М., 2016. С.54-64.
  • Фуэте, фонема, формула, фотон: языки мозга и культуры // Труды отделения историко-филологических наук. М.: Наука, 2016. С.179-189.
  • Экспериментальные исследования грамматики: синтаксический анализ неоднозначных предложений // Вопросы языкознания. 2016. №6. С.36-50 (в соавторстве с Д.А.Чернововой, Н.А.Слюсарь, В.К.Прокопеней, Т.Е.Петровой).
  • Языки мозга, языки человека, языки культуры // Материалы Третьего международного симпозиума «Ментальные ресурсы личности: теоретические и прикладные исследования». М., 2016. С.33-38.

2015

  • Changes in Functional Connectivity Within the Fronto-Temporal Brain Network Induced by Regular and Irregular Russian Verb Production. In: Frontiers in Human Neuroscience, 2015. Vol.9. No.36. P.1-10 (co-authored with M.Kireev, N.Slioussar, A.Korotkov, S.Medvedev).
  • Syntactic Ambiguity Resolution in Sentence Processing: New Evidence from a Morphologically Rich Language. In: Proceedings of the Euro Asian Pacific Joint Conference on Cognitive Science. 2015. P.129-133 (co-authored with D.Chernova).
  • What Genes and Brain Can Tell Us of How Symbolic Cognition Appeared in the Human Mind. In: Euro Asian Pacific Joint Conference on Cognitive Science. 2015. P.335-340 (co-authored with O.Vasileva).
  • Интерпретация контекста как характеристика нелинейности структуры ментальной грамматики: экспериментальное исследование референции // Труды IV Всероссийской конференции «Нелинейная динамика в когнитивных исследованиях». Нижний Новгород, 2015. С.266-268 (в соавторстве с ).
  • Свобода воли и нейроэтика // Почему наш мир таков, каков он есть. Природа. Человек. Общество. М., 2015. С.41-59.
  • Творчество как предназначение мозга // Философия творчества: Материалы Всероссийской научной конференции 8-9 апреля 2015 г., М., 2015. C.54-63.
  • Экспериментальное исследование языка и мышления в XXI веке: традиции и возможности // Перспективные направления развития науки в Петербурге . СПб., 2015. С.489-494.

2014

  • An ER-fMRI Study of Russian Inflectional Morphology. In: Brain and Language. 2014. Vol.130. P.33-41 (co-authored with N.Slioussar, M.Kireev, G.Kataeva, A.Korotkov, S.Medvedev).
  • Changes in Functional Connectivity Within the Fronto-Temporal Brain Network Induced by Regular and Irregular Russian Verb Production. In: The Second St.Petersburg Winter Workshop on Experimental Studies of Speech and Language. Abstracts. 28 February–1 March 2014. St.Petersburg, 2014. P.14 (co-authored with M.Kireev, N.Slioussar, G.Kataeva, Korotkov, S.Medvedev).
  • Event-Related Brain Potentials when Conjugating Russian Verbs: The Modularity of Language Procedures. In: Human Physiology. 2014. Vol.40. No.3. P.237-243 (co-authored with S.Danko, J.Boytsova, M.Solovjeva, S.Medvedev).
  • Время как qualia // Материалы XII Всероссийской научной конференции «Нейрокомпьютеры и их применение». М., 2014. С.126-128.
  • До опыта приобрели черты… (мозг человека и породивший его язык) // Логос. 2014. №1 (97). С.79-96.
  • Исследование методом вызванных потенциалов мозговых механизмов обеспечения регулярных и нерегулярных явлений в русском языке // Научные труды IV съезда физиологов СНГ (Сочи – Дагомыс, 8-12 октября 2014). Сочи, 2014. С.42 (в соавторстве с С.Г.Данько, Ю.А.Бойцовой, М.Л.Соловьевой, С.В.Медведевым).
  • На стыке наук: язык и мозг // Материалы международной конференции к юбилею Ю.С.Маслова. СПб., 2014.
  • …пирожное его окликнуло: семиотика запахов и память // Мультимодальная коммуникация: теоретические и эмпирические исследования. М., 2014.
  • Связанные с событиями потенциалы мозга при спряжении русских глаголов: к вопросу о модулярности языковых процедур // Физиология человека. 2014. T.40. №3. С.5-12 (в соавторстве с С.Г.Данько, Ю.А.Бойцовой, М.Л.Соловьевой, С.В.Медведевым).
  • Функциональная асимметрия мозга и язык: что изменилось в наших знаниях за 30 лет? // Научные труды IV съезда физиологов СНГ (Сочи – Дагомыс, 8-12 октября 2014). Сочи, 2014. С.21-22.

2013

  • An ER-fMRI Study of Russian Verb Morphology. In: 8th International Morphological Processing Conference in Cambridge, 20-22 June, 2013. Cambridge, 2013. P.10-11 (co-authored with N.Slioussar, M.Kireev, G.Kataeva, A.Korotkov, S.Medvedev).
  • Neuroimaging Study of Inflectional Verbal Morphology: Russian Data. In: 11th Symposium of Psycholinguistics. Tenerife , 2013 (co-authored with M.Kireev, N.Slioussar, A.Korotkov, G.Kataeva, S.Medvedev).
  • Reference Assignment by Russian Aphatic Speakers with Agrammatism. In: 11th Symposium of Psycholinguistics. Tenerife, 2013 (co-authored with V.Prokopenya, M.Khrakovskaya).
  • Библиотека и чтение как когнитивный ресурс // Журнал РШБА «Школьная библиотека». 2013. №9-10. С.82-91.
  • Наука и псевдонаука: ответы на вопросы редколлегии // Антропологический форум. 2013. №18. С.112-113.
  • Проблема преодоления неоднозначности: нужны ли язык и тело роботу? (К 60-й годовщине смерти Алана Тьюринга) // Материалы Третьей всероссийской конференции «Нелинейная динамика в когнитивных исследованиях» (24-27 сентября 2013 года). Нижний Новгород, 2013. С.198-199.
  • Чеширская улыбка кота Шредингера: язык и сознание. М.: Языки славянской культуры, 2013. 448 с.
  • Экспериментальная лингвистика как часть когнитивной науки // Международная конференция, посвященная 150-летию кафедры общего языкознания. СПб., 2013. С.104-108.
  • Это не я – это мой мозг… (опасные времена для человеческого в человеке) // Отечественные записки. 2013. №1. С.116-128.

2012

  • Eye-Movements as an Indicator of Contextual Integration Process While Reading: Evidence from Russian. In: Experimental Psycholinguistics Conference (ERP), Madrid 7-9 November 2012. Madrid, 2012 (co-authored with D.Chernova).
  • Processing of Ambiguity: Eye-Tracking Evidence of Lexical Access. In: Experimental Psycholinguistics Conference (ERP), Madrid, 7-9 November 2012. Madrid, 2012.
  • Все сделано до того, как сознание включилось // Диалог искусств. 2012. №5. С.52-56.
  • Киборги во вселенной струн – наш завтрашний день? // Наука и жизнь. 2012. №11. С.1-7.
  • Когнитивные исследования. Вып.5. М.: Институт психологии РАН, 2012. 294 с. [ред.].
  • Лексическая неоднозначность и организация ментального лексикона // Пятая международная конференция по когнитивной науке: Тез. докл. Калининград, 18-24 июня 2012 года. Калининград, 2012: В 2 т. T.2. С.698-700 (в соавторстве с А.В.Дубасовой, Е.И.Риехакайнен).
  • Мозг и сознание: свобода воли и вопросы нейроэтики // Ценностные миры современного человечества: дни философии в Санкт-Петербурге. СПб., 2012. С.28-34.
  • Нить Ариадны или пирожные Мадлен: нейронная сеть и сознание // В мире науки. 2012. №4. С.40-47.
  • Чтение как эволюционное достижение. Мозг и культура // Доклады научного совета по проблемам чтения. М., 2012. С.78-85.
  • Язык как интерфейс между сознанием и мозгом // Проблема сознания в междисциплинарной перспективе. М., 2012. С.51-65.
  • Языки сознания: кто читает тексты нейронной сети? // Человек в мире знания: в честь 80-летия академика В.А.Лекторского. М., 2012. С.403-415.

2011

  • Linguistic and Neurophysiological Aspects of Social Interaction in Processing Cognitive Tasks. In: Proceedings of ISCA Tutorial and Research Workshop on Experimental Linguistics ExLing. Paris, 2011. P.147-150 (co-authored with I.Utekhin).
  • Metacommunicative Devices in Spoken Discourse as Part of Processing Distributed Cognitive Tasks. In: Proceedings of ISCA Tutorial and Research Workshop on Experimental Linguistics ExLing 2011, 25-27 May 2011, Paris, France. Athens, 2011 (co-authored with I.Utekhin).
  • Past Tense Debate: Brain-Imaging Study of the Russian Verbal Inflectio. In: Conference of Slavic Cognitive Association. Washington D.C., 2011. P.9-10 (co-authored with K.Gor, S.Medvedev).
  • Processing Inflectional Verbal Morphology: PET Study of Russian Data. In: Proceedings of the Fourth ISCA Tutorial and Research Workshop on Experimental Linguistics. Paris, 2011. P.59-62 (co-authored with K.Gor, G.Kataeva, A.Korotkov, K.Memetova, Sv.Medvedev).
  • Social Mind or Linguistic Brain? In: Conference on Embodied Language. Oxford, 2011. P.8.
  • Актуальные проблемы и достижения нейрофизиологии в контексте образования. Электронное учебное пособие (в соавторстве с М.И.Гриневой).
  • Время – дом, где мы живем, или оно создается нашим мозгом? // Prasens. М., 2012. С.10-19.
  • Где течет время: взгляд из когнитивной науки // Труды конференции «Нелинейная динамика в когнитивных исследованиях». Нижний Новгород, 2011. С.232-237.
  • Два мозга работают в паре. Но как? // Санкт-Петербургский университет. 2011. №7 (3832). С.15-20.
  • Интерпретатор – главное лицо // Диалог искусств. 2011. №6. С.70-73.
  • Картезианство и бэконианство в лингвистике // От значения к форме, от формы к значению: Сб. ст. в честь 80-летия члена-корреспондента РАН А.В.Бондарко. М., 2011. С.591-597.
  • Материалы XL Международной филологической конференции 14-19 марта 2011 года. Психолингвистика. СПб.: Издательский дом СПбГУ, 2011. 56 с. [ред.]
  • Человек – это зеркало для природы // The Prime Russian Magazinе. 2011. №5 (8). С.20-25.

2010

  • Input Frequencies in Processing of Verbal Morphology in l1 and l2: Evidence from Russian. In: Oslo Studies in Language. 2010. Vol.2. No.2. P.281-318 (co-authored with E.Tkachenko).
  • Hold a Mirror Up to Nature. In: 4th International Congress of Cognitive Science. Tomsk, 2010. P.11-12.
  • The Brain and Language: Innate Modules or a Learning Network? In: Herald of the Russian Academy of Sciences, 2010. Vol.80. No.3. P.243-247.
  • В поисках «грамматического» гена // Наука и жизнь. 2010. №6. С.14-15.
  • Если зеркало будет смотреться в зеркало, что оно там увидит? (к вопросу об эволюции языка и сознания) // Когнитивные исследования. 2010. Вып.4. С.67-89.
  • Материалы XXXIX международной филологической конференции 15-20 марта 2010 года. Психолингвистика. СПб.: Издательский дом СПбГУ, 2010. 81 с. [ред.]
  • Мозг «женский» – и мозг «мужской» // Санкт-Петербургский университет. 2010. №3 (3810).
  • Мозг и язык: врожденные модули или обучающаяся сеть? // Мозг. Фундаментальные и прикладные проблемы. По материалам сессии Общего собрания Российской академии наук 15-16 декабря 2009. М., 2010. С.117-127 (Вестник РАН. 2010. Т.80. №5-6. С.461-465).
  • Способы выражения пространственных отношений в ситуации затрудненной коммуникации (на материале совместной деятельности с участием больных шизофренией) // Четвертая международная конференция по когнитивной науке. 22-26 июня 2010. Томск, 2010. T.2. С.520-521 (в соавторстве с Г.Скопиным, И.Утехиным)
  • Философские аспекты языка и мышления // Сборник трудов РГПУ имени А.И.Герцена. СПб., 2010. С.44-54.
  • Чтение в контексте когнитивного знания // Сборник материалов Первой всероссийской научно-практической конференции «Открытое образование. Педагогика текста». СПб., 2010. С.99-103.
  • Усі живі організми один одному рідня // Країна. 2010. №48 (51) С.28-30.
  • Язык – вычислительная машина, подаренная нам Богом // Экономические стратегии. 2010. №7-8. С.2-5.

2009

  • From Communication Signals to Human Language and Thought: Evolution or Revolution? In: Neuroscience and Behavioral Physiology. 2009. Vol.39. No.8. P.785- 792.
  • Key Words Structure and Theory of Mind in Communicative Interaction. In: Proceedings of the 31st Annual Conference of the Cognitive Science Society. Amsterdam, 2009. P.2012-2013 (co-authored with T.Petrova, Е.Erofeeva).
  • Nature vs. nurture в усвоении языка // Теория развития: дифференционно-интеграционная парадигма. М., 2009. С.206-222.
  • Semiotics of Free Will in Humans and Other Intellectual Beings. In: 10th World Congress of Semiotics. Coruna, 2009. Р.89-90.
  • Материалы XXXVIII международной филологической конференции 11-13 марта 2009 года. Психолингвистика. СПб.: Издательский дом СПбГУ, 2009. 53 с. [ред.]
  • Ментальный лексикон при распаде языковой системы у больных с афазией: экспериментальное исследование глагольной морфологии // Вопросы языкознания. 2009. №5. С.3-17 (в соавторстве с К.Гор, Т.И.Свистуновой, Т.Е.Петровой, М.Г.Храковской).
  • Обаяние ума // В мире науки. 2009. №10. С.32-37.
  • Роль характеристик инпута в развитии языковой системы у детей и у взрослых, изучающих русский язык как иностранный // Когнитивные исследования. М., 2009. Вып.3. С.255-283 (в соавторстве с Е.С.Ткаченко).

2008

  • Language and Reasoning in Humans and Other Animals. In: Text Processing and Cognitive Technologies: Cognitive Modeling in Linguistics (Proceedings of the Xth International Conference). Kazan, 2008. Vol.3. P.86-116.
  • Linguistic Brain vs. Social Mind: Recursive Rules as Human Specific Inborn Capacity or Cultural Development? In: The Third International Conference on Cognitive Science. June 20-25, 2008. Abstracts. Vol.1, 2. Moscow, 2008. P.290-292. (co-authored with Y.I.Alexandrov, B.M.Velichkovsky, A.A.Kibrik, A.A.Kotov, E.V.Pechenkova, O.E.Svarnik).
  • Гении знают... (субъективные заметки по поводу достижений «научной десятки») // В мире науки. 2008. №2. С.4.
  • К вопросу о сетевой и модулярной моделях в морфологии: экспериментальное исследование усвоения русских глагольных словоизменительных классов детьми // Вестник СПбГУ. 2008. Вып.1. Ч.2, сер.9. С.75-86 (в соавторстве с Т.И.Свистуновой, К.Гор).
  • Когнитивные исследования. T.2. М., 2008. 320 с. [ред.]
  • Кто на свете всех умнее, или Почему непременно рекурсивные правила? Взгляд лингвиста и биолога // Разумное поведение и язык. Вып.1: Коммуникативные системы животных и язык человека. Проблема происхождения языка . М., 2008. С.78-98.
  • Ментальная грамматика и картезианская лингвистика (читая С.Д.Кацнельсона в ХХI веке) // К 100-летию С.Д.Каценельсона. СПб., 2008. С.33-35.
  • Мозг и есть Вселенная // Человек. 2008. №2. С.89-93.
  • Некоторые факты взаимосвязи процессов усвоения и утраты языка. Экспериментальное исследование анафорических отношений местоимений в русском языке // Вестник СПбГУ. 2008. Вып.4. Ч.1, сер.9. С.82-97 (в соавторстве с , М.Г.Храковской).
  • От коммуникационных сигналов к языку и мышлению человека: эволюция или революция? // Российский физиологический журнал имени И.М.Сеченова. 2008. №9. С.1017-1028.
  • Формирование глагольной парадигмы в русском языке: правила, вероятности, аналогии как основа организации ментального лексикона (экспериментальное исследование) // Когнитивные исследования. Вып.2. М., 2008. С.165-181.
  • Человеческое в человеке: сознание и нейронная сеть // Проблема сознания в философии и науке. М., 2008. С.143-163.
  • Экспериментальное исследование эффекта морфологического прайминга на материале русского глагольного словоизменения // Материалы конференции Cognitive Modeling in Linguistics. T.2. Бечичи, 2008. С.269-281.

2007

  • Language Origins and Theory of Mind. In: Fighting for the World’s Languages. Paris, 2007. P.105-114.
  • Olfactory and Visual Processing and Verbalization: Cross-Cultural and Neurosemiotic Dimensions. In: Speaking of Colors and Odors. Amsterdam; Philadelphia, 2007. Vol.8. P.227-239.
  • The Mirror Brain, Concepts and Language: The Price for Anthropogenesis. In: Neuroscience and Behavioral Physiology. 2007. Vol.37. No.3. P.293-302.

2006

  • Prosodic Clues to Syntactic Processing – a PET and ERP Study. In: NeuroImage. 2006. No.29. P.1127-1134.
  • Вступительное слово // Психология: журнал Высшей школы экономики. 2006. №2. С.52-55 (в соавторстве с Б.М.Величковским).
  • Зеркальный мозг, концепты и язык: цена антропогенеза // Российский физиологический журнал имени И.М.Сеченова. 2006. №1. С.84-99.
  • Предварительные результаты мониторинга современной русской устной спонтанной речи // Современная русская речь: состояние и функционирование. Ч.II. T.2. СПб., 2006. С.7-30 (в соавторстве с Е.В.Горбовой, Е.П.Комовкиной, Т.В.Матвеевой, Е.И.Риехакайнен, А.С.Романовой, Н.А.Слепокуровой).
  • Экспериментальная лингвистика наступившего века и когнитивная наука как синтез гуманитарного и естественнонаучного знания // Филология. Русский язык. Образование: Сб. ст., посвященный юбилею профессора Л.А.Вербицкой. СПб., 2006. С.214-230.

2005

  • Sensorimotor and Cognitive Laterality Profiles. In: Human Physiology, 2005. No.2. P.142-149 (co-authored with T.Gavrilova, A.Voinov, K.Strel’nikov).
  • Неотвратимое настоящее // Психология: журнал Высшей школы экономики. 2005. Т.2. №1. С.116-118.
  • Сенсомоторный и когнитивный латеральный профиль // Физиология человека, 2005. №2. С.24-33 (в соавторстве с Т.А.Гавриловой, А.В.Воиновым, К.Н.Стрельниковым).

2004

  • Homo Loquens: Evolution of Cerebral Functions and Language. In: Journal of Evolutionary Biochemistry and Physiology. 2004. Vol.40. No.5. P.495-503.
  • Hemispheric Asymmetry in Prosody Perception by Healthy Subjects and Schizophrenic Patients. In: Human Physiology. 2004. Vol.30. No.4. P.403-409 (co-authored with S.Davtian, N.Petrova, K.Strelnikov).

2003

  • Psychiatry in Free Fall: In Pursuit of a New Foothold. In: Sign Systems Studies. 2003. Vol.31. No.2. P.533-546 (co-authored with S.Davtjan).

2001

  • Rules in the Processing of Russian Verbal Morphology. In: Current Issues in Formal Slavic Linguistics. Frankfurt аm Main, 2001. P.528-536.

1999

  • Evolutionary Perspective for Cognitive Function: Cerebral Basis of Heterogeneous Consciousness. In: Journal of the International Association for Semiotic Studies – Semiotica. 1999. Vol.127. No.1-4. P.227-237.
  • Neurosemiotic Approach to Cognitive Functions. In: Journal of the International Association for Semiotic Studies – Semiotica. 1999. Vol.127. P.227-237.

1997

  • Evolutionary Physiology: History, Principles. In: Comparative Biochemistry & Physiology. 1997. Vol.118A. No.1. P.63-79 (co-authored with Y.Natochin).

1996

  • Cerebral asymmetry – a Neuropsychological Parallel to Semiogenesis. In: Acta Coloquii. Bochum Publications in Evolutionary Cultural Semiotics, Language in the Wurm Glaciation. 1996. Vol.27. P.53-64.

1994

  • Cerebral Lateralization for Cognitive and Linguistic Abilities: Neuropsychological and Cultural Aspects. In: Studies in Language Origins. 1994. Vol.3. P.55-76.

1983

  • Bilingualism and Brain Functional Asymmetry. In: Brain and Language. 1983. Vol.20. P.195-216 (co-authored with L.Balonov, V.Deglin).
  • Brain Functional Asymmetry and Neural Organization of Linguistic Competence. In: Brain and Language. 1986. Vol.29. No.1. P.41-155 (co-authored with V.Deglin).

(избранный список)

  • Психологические, лингвистические и нейрофизиологические закономерности обработки информации в ситуации многозначности. 2019-2020. Грант РФФИ (руководитель).
  • Динамика функционального состояния человека при реализации синхронного перевода. 2016-2018. Грант РФФИ (руководитель).
  • Психофизиологические и нейролингвистические аспекты распознавания вербальных и невербальных паттернов. 2014-2016. Грант РНФ (руководитель).
  • Экспериментальное изучение контекстуальных факторов, влияющих на процесс речевосприятия. 2014-2016. Грант РГНФ (руководитель).
  • Когнитивные механизмы преодоления информационной многозначности. 2013-2015. Грант из средств СПбГУ (руководитель).
  • Экспериментальное исследование ментальной грамматики на материале русского языка. 2012-2014. Грант РФФИ (руководитель).
  • Исследование лексического компонента языка с помощью методики регистрации движения глаз. 2010-2012. Грант РГНФ (руководитель).
  • Структура ментального лексикона: экспериментальное исследование на материале русского языка. 2010-2012. Грант из средств ФЦП (руководитель).
  • Дискурсивные средства и интеракциональные механизмы управления социально-распределенным вниманием. 2009-2011. Грант РФФИ (руководитель).
  • Нейрофизиологические, психологические и лингвистические аспекты социального взаимодействия в процессе решения когнитивных задач. 2009-2011. Грант РФФИ (руководитель).
  • Применение формальных лингвистических моделей к русскому языку: экспериментальное исследование порядка слов, согласования времен, референции и формообразования. 2007-2009. Грант РГНФ (руководитель).
  • Метарепрезентация и формирование внутренней модели сознания «другого» (Theory of Mind) в норме и при шизофрении: психолингвистическое и нейропсихологическое исследование организации коммуникативного взаимодействия. 2006-2008. Грант РФФИ (руководитель).

«Для того чтобы понять, как устроен мир, надо узнать, как устроен мозг». В этом уверена Татьяна Владимировна Черниговская, всемирно знаменитый ученый и профессор кафедры языкознания филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета.

Татьяна Черниговская родилась в феврале 1947 года в Санкт-Петербурге в интеллигентной семье, где оба родителя – ученые. Постоянный пример служения науке, который демонстрировали папа и мама, а также учеба в единственной в СССР школе, где преподавание шло на английском языке, определили будущее дочери.

По окончании школы Татьяна Черниговская поступила в местный университет (СПГУ), выбрав факультет английской филологии. Здесь студентка обучалась на кафедре «Экспериментальная фонетика». Как утверждает Татьяна Владимировна, женщина никогда не планировала и не прогнозировала собственное будущее. Часто поступала импульсивно, что называется – по зову души. Поэтому, получив гуманитарное образование, Черниговская ушла в биологию. До конца 90-ых трудилась в Институте эволюционной физиологии и биохимии.

Наука

В 1977 году Татьяна Черниговская защитила кандидатскую диссертацию, а в 1993 году докторскую. Тема диссертации звучит так: «Эволюция языковых и когнитивных функций: физиологические и нейролингвистические аспекты». Татьяна Владимировна является доктором двух наук – биологических и филологических. У нее имеется звание профессора.


Предмет изучения профессора Черниговской чрезвычайно тонок и сложен. Если коротко – то это человеческий мозг. А если немного шире, то это психо- и нейролингвистика. Татьяна Владимировна уверена, что этот предмет невозможно качественно и глубоко изучить без взаимообогащения разных областей науки. Если мозг исследовать только в медицинском плане, то от понимания предмета изучения уйдет множество интереснейших аспектов. Поэтому для того, чтобы глубоко исследовать, по утверждению героя из «Формулы любви», такой «темный» предмет, как голова, нужны не только биология, но и лингвистика, психология, биология, медицина, химия и нейронауки.

В 2000 году по инициативе и настоянию Татьяны Черниговской на кафедре общего языкознания СПГУ была открыта первая в стране специализация под названием «Психолингвистика». По этой программе начали готовить первых российских магистров.


Сегодня Татьяна Черниговская читает курсы «Психолингвистика», «Нейролингвистика» и «Когнитивные процессы и мозг» для студентов и аспирантов филологического и медицинского факультетов СПбГУ, Факультета свободных искусств и наук, а также для аспирантов Европейского университета в Санкт-Петербурге.

Научная биография Татьяны Черниговской – это тесное и плодотворное сотрудничество с рядом институтов Российской Академии Наук, а также с вузами Европы и Америки. Татьяна Владимировна – государственный стипендиат Президента России и Фулбрайта (программа международных обменов). А еще она является руководителем «Петербургской школы психолингвистики».

Предметы, исследуемые профессором Татьяной Черниговской, чрезвычайно сложные. Это происхождение языка, его развитие и патология, теория эволюции и искусственный интеллект. На эту любопытную тему ею написано больше 250 научных трудов. Они печатаются как в российских, так и в зарубежных изданиях.


Неоднократно Татьяну Владимировну приглашали и продолжают приглашать в качестве лектора в крупнейшие университеты США и Европы.

Лекции Татьяны Владимировны доступны не только студентам профильных специальностей. Татьяна Черниговская также читает публичные лекции в лектории «Прямая речь».

Увидеть и услышать знаменитого ученого зрители смогли после выхода на канале «Культура» цикла передач. Татьяна Черниговская вела цикл научно-популярных передач на канале «Культура»: «Звёздное небо мышления», «Покажем зеркало природе…», «Встреча на вершине», «Наблюдатель», «Правила жизни» и другие. Особенно рейтинговыми оказались циклы под названием «Звездное небо мышления» и «Покажем зеркало природе».

Также особой популярностью пользовалась лекция «Как научить мозг учиться?». С этим материалом Татьяна Черниговская появилась в эфире программы «Правила жизни», в лектории «Прямая речь», а также участвовала с ней в ряде научно-просветительских фестивалей.

Также Татьяна Черниговская появилась на телеканале «Петербург - Пятый канал», где в передаче «Ночь» вела рубрику «Интеллект». Впоследствии рубрика трансформировалась в цикл авторских передач «Ночь. Интеллект. Черниговская».

Полный список телепередач, лекториев и интервью размещен на официальном сайте Татьяны Черниговской. К списку прикреплены ссылки на видео тех выступлений ученой, запись которых производилась и была выложена в Интернет.

В январе 2010 года вышел указ Президента РФ, которым профессору Татьяне Черниговской присвоено звание «Заслуженный деятель науки РФ».

Личная жизнь

Татьяна Черниговская посвятила ряд научных работ воспитанию детей-билингвов, развитию когнитивных навыков детей и реабилитации детей с речевыми расстройствами, но о собственных детях Татьяны Владимировны прессе ничего неизвестно. Журналисты не знают даже, есть ли вообще у профессора дети и муж.

Татьяна Владимировна Черниговская обожает отдыхать в лесу или на побережье океана. Здесь Татьяна Владимировна попадает в ту среду, где женщине наиболее комфортно. А еще Татьяна Черниговская любит наблюдать за поведением собственного домашнего питомца – кота породы «Британец». Как утверждает хозяйка, это существо понимает женщину без слов. У них телепатическая связь.


Татьяна Черниговская с улыбкой признает себя в некоторой мере снобом и эстетом. Женщина читает книги только в бумажном, а не электронном варианте. Татьяне Владимировне нравится держать в руках, ощущать под пальцами текстуру страниц и «вдыхать» неповторимый «книжный» аромат.

Личная жизнь Татьяны Черниговской – это, ко всему вышеперечисленному, слушание классической музыки и посещение театра. Источником удовольствия профессор считает простые человеческие радости, такие как вкусная еда и хорошее вино. А еще женщина уверена, что родная эпоха ученой – это ушедший XIX век.

Татьяна Черниговская сейчас

В апреле 2016 года телезрители получили возможность услышать любопытнейшие рассуждения Татьяны Владимировны в популярной программе . Предмет разговора – устройство нашего мозга. В беседе с телеведущим Татьяна Черниговская затронула ряд волнующих телезрителей вопросов: как функционирует человеческий мозг, сможет ли это когда-нибудь досконально объяснить наука, как взаимодействуют мозг и личность, в чем состоит превосходство мозга над компьютером.

В 2017 году Татьяна Черниговская получила очередное признание собственной научной деятельности. Российская академия наук номинировала Татьяну Владимировну на Золотую медаль за выдающиеся достижения в области пропаганды научных знаний. В этом же году Татьяна Черниговская стала лауреатом Золотой медали в номинации «Наука о жизни».

Награды и достижения

  • 1977 год – защитила кандидатскую диссертацию
  • 1993 год – защитила докторскую диссертацию «Эволюция языковых и когнитивных функций: физиологические и нейролингвистические аспекты»
  • 2000 - по инициативе и настоянию Татьяны Черниговской на кафедре общего языкознания СПГУ была открыта первая в стране специализация под названием «Психолингвистика»
  • 2006 год - избрана иностранным членом группы философии и филологии секции гуманитарных и социальных наук Норвежской академии наук
  • 2010 - указом Президента РФ Татьяне Владимировне Черниговской было присвоено почётное звание «Заслуженный деятель науки РФ»
  • 2017 – лауреат Золотой медали РАН за выдающиеся достижения в области пропаганды научных знаний в номинации "Науки о жизни"


 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Доступно в форматах: EPUB | PDF | FB2 Страниц: 352 Год издания: 2009 Дважды Герой Советского Союза В.С.Архипов прошел путь от красноармейца...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS