Главная - Дикция
Ночь в библиотеке сценарий мастер и маргарита. Сценарий известной игры «Умники и умницы» по произведению М
Главная > Сценарий

Сценарий фильма «По следам героев Булгакова»

Михаил Булгаков абсолютно справедливо называл себя "писателем мистическим", наследником Гоголя в русской прозе. И самое известное его произведение принято считать фантастическим. Но вот что интересно и весьма важно: самые удивительные происшествия в романе зачастую основываются на реальных событиях. Большинство героев фантастического романа имеет прототипы из числа абсолютно реальных людей - современников писателя. Так же как и действие "московской" части "Мастера и Маргариты" происходит в совершенно конкретных местах.Итак, вперёд - следом за героями самой известной книги 20-го века, которую многие по праву считают также и самым мистическим произведением, которую называют то Книгой о Дьяволе, то Евангелие от Сатаны, иногда Евангелие от Воланда, но имя ему - Роман «Мастер и Маргарита»Патриаршие пруды Н
ет, Булгаков не зря начал повествование с Патриарших прудов. Это место издавна считалось местом обитания Сатаны. И не зря - эти окрестности Издревле считались местом средоточия нечистой силы . Когда-то, около 5000 лет назад, через эти места проходили пути миграции ариев с севера на юг. Потом в этих местах волховали жрецы древних племён. В 17 веке пастухи, пасшие здесь живность, заметили, что время от времени среди стада появляется чёрный козёл, иногда он заходил в чей-либо двор, и тогда в этом доме умирал человек. А у коз, если он попадал в стадо, пропадало молоко. Одни считали, что под шкурой козла скрывается дьявол, другие считали, что это не рождённый сын Сатаны. Вот окрестные жители и попросили патриарха освятить эти места. Патриарх же, живя в эпоху смутного времени, решил и действовать по-военному - мало того что освятил эти места, так ещё и основал здесь церковную фортецию, дабы прикрыть дорогу всем, кто приходит от Мессира. Но это не помогло, все, кто хорошо знаком с окрестностями микрорайона Патриаршие пруды, утверждают, что это место - владение Сатаны. Патриаршество отменено Петром Первым, оплот, построенный патриархом Гермогеном, - Ермолаевская церковь, - разрушена большевиками, сам Гермоген был уморён поляками голодом, а Мессир со своей свитой появляется здесь тогда когда ему это нужно.
Некоторые, утверждают, что задолго до Булгакова здесь видели огромного чёрного кота, проходившего сквозь стены.Ну, это преувеличение, потому, что в романе «Мастер и Маргарита» ничего не говориться о коте, проходившем сквозь стены. Абадона - да, появлялся из стены, Азазело появлялся из зеркала. А вот кот - нет. А призрак чёрного кота действительно существует, не очень далеко, на Тверской улице, появляется он два раза в месяц по нечётным числам, но народная молва перенесла его сюда, скорее всего не без влияния произведения Булгакова. Кстати, в старину, сюда, к Патриаршим прудам, боялись ездить даже лихие извозчики - их лошади хрипели, норовили вздыбиться и повернуть обратно. Да и сейчас на Малой Бронной машины часто глохнут совершенно без причин, но, согласно справке ГИБДД, только стоит вызвать эвакуатор - и машина сама заводится. Вот и начнёшь задумываться, откуда родом гремлины.
А ещё, говорят, бродят иногда по аллеям вокруг пруда два странных человека: толстяк с преогромной бородавкой и мужчина в длинном кожаном плаще, с козлиной бородкой и в огромной шляпе. Многие их видят и снимают, а ни на плёнке, ни на кассетах, ни даже на цифровых камерах их изображение не сохраняется. Вот мы тут одного сняли – и где результат?Один раз эта парочка даже сорвала ночную съёмку режиссёра Юрия Лошака. Говорят, это призраки двух человек из банды гипнотизёров, действовавшей, примерно, между 1925 и 1935 годом. А может, это бродит тень Коровьева и Бегемота?Вот такая вот чертовщина происходит на Патриарших Прудах.

Липовая аллея А вот и знаменитая аллея под липами . Справа вход на Патриаршие с угла Малой Бронной улицы и Малого Козихинского переулка. Справа от входа должна быть будка с прохладительными напитками, к которой бросились Бездомный и Берлиоз, когда вошли в сквер у Патриаршего пруда. Однако липовая аллея уже совсем не та, что была при М.А. Булгакове и его героях. В 2003 году Патриарший пруд был реставрирован, деревья были заменены, а дорожки замощены плиткой. Так что увидеть то, как это выглядело в 1929 году, можно разве что хорошенько порывшись в архивах ну или включив свою фантазию. Поэтому, сглотнув горькую слезу иронии, можно утверждать, что выражение липовая аллея вполне можно трактовать по её переносному смыслу - липовая, то есть поддельная.Скамейка Воланда Рядом с фонарём находиться скамейка Воланда . На скамейке сидит человек, читающий газету. Когда я проходил мимо него, то увидел название «Литературная газета», в газете был портрет молодого человека. Чуть ниже был напечатан отрывок из антирелигиозной поэмы, а под ними стояла подпись - Иван Бездомный (И.Н. Понырев) .
Вообще, как правило, все персонажи самой мистической книги, которую мы знаем как роман Мастер и Маргарита, имеют своих реальных прототипов, так вот, - нетрудно догадаться, что псевдоним Иван Бездомый, которым Булгаков награждает Ивана Николаевича Понырева - это аллюзия на псевдоним Демьян Бедный . Многие считают, что именно Демьян Бедный и стал его прототипом. Нет, это не так, хотя возможно, М.А. Булгаков и наложил на своего персонажа некоторые из его черт. Прототипом Бездомного стал комсомольский поэт Александр Ильич Безыменский . Правда, ведь он больше похож на мятежного Иванушку, чем приглаженный Бедный? Кстати, можно подметить интересный факт, - в 30-х годах 20-го века популярность Александра Безыменского снизилась, что как раз совпадает со временем действия романа. Здесь, так же как и в реальности, популярность Иванушки не просто снижается после раскритикованной Берлиозом антирелигиозной поэмы, а ещё больше - Иванушка попадает в сумасшедший дом. Ну а сам Безыменский (кстати, это реальная фамилия, а не псевдоним) был достаточно неплохим поэтом, но, по оценке немецкого слависта Вольфганга Казака, Безыменский «писал тенденциозные стихи на злобу дня, всегда отвечавшие партийной линии и наполненные радостным оптимизмом. В результате это - не более чем рифмованная журналистика ».Вертушка, Аннушка, трамвай На месте этого выхода, по мысли Булгакова, находилась вертушка, об которую Аннушка и разбила бутылку с подсолнечным маслом. Именно отсюда выбегал Берлиоз. Согласно роману «Мастер и Маргарита», трамвай сворачивал с Малой Бронной в Ермолаевский переулок . Но это только виденье Булгакова. Трамваи по Малой Бронной и по Ермолаевскому переулку никогда не ходили (там и одной машине тесно).

Иногда встречаются утверждения, что здесь, дескать, раньше ходил грузовой трамвай , даже сейчас, дескать, можно разглядеть вмятины от рельсов, а далее развиваются соответствующие гипотезы, подкреплённые абсолютно абсурдными аргументами. Повторюсь, никогда и никакие трамваи здесь не ходили, просто здесь Булгаков применил один из своих излюбленных литературных приёмов, мысленно перенеся трамвай с Садовой. Как вы увидите, далее этот приём он будет использовать в своей книге очень активно. Зачем это надо было? Неужто он не мог спокойно довести Берлиоза до Садовой и убить его там? Нет. Во-первых, до Садовой достаточно далеко, а здесь события должны развиваться достаточно быстро, а во-вторых, погибнуть Берлиоз должен был именно у Патриарших прудов, - ведь они альфа и омега, - отсюда Иван Бездомный погнался за таинственным незнакомцем, и именно сюда он будет приходить каждый год, влекомый начинающимся каждую весну наводнением лунного света. Apropos: Вертушки здесь никогда не было, но должен же был Берлиоз схватиться за что-то крутящееся, Погоня Попробуем проследить путь, которым Иванушка Бездомный преследовал неуловимую троицу. Доходим по Садовой до Малой Бронной и сворачиваем в Ермолаевский переулок. Пройдя по аллее троица вышла в Малый Патриарший переулок. С Малого Патриаршего переулка погоня свернула в Большой Патриарший переулок. Свернув с Большого Патриаршего переулка на тихую Спиридоновку, Бездомный попытался догнать таинственного специалиста по чёрной магии здесь. Но сколько он ни убыстрял шаг, приблизится к загадочной троице он не мог. И не успел поэт опомниться, как после тихой Cпиридоновки очутился у Никитских ворот, где положение его ухудшилось. Злодейская шайка здесь решила применить излюбленный бандитский прием -- уходить врассыпную.
Регент с великой ловкостью на ходу ввинтился в автобус, летящий к Арбатской площади, и ускользнул. Потеряв одного из преследуемых, Иван сосредоточил свое внимание на коте и видел, как этот странный кот подошел к подножке моторного вагона "А", стоящего на остановке, нагло отсадил взвизгнувшую женщину, уцепился за поручень и даже сделал попытку всучить кондукторше гривенник через открытое по случаю духоты окно.
Поведение кота настолько поразило Ивана, что он в неподвижности застыл у бакалейного магазина на углу и тут вторично, но гораздо сильнее, был поражен поведением кондукторши. Та, лишь только увидела кота, лезущего в трамвай, со злобой, от которой даже тряслась, закричала:
-- Котам нельзя! С котами нельзя! Брысь! Слезай, а то милицию позову!
Ни кондукторшу, ни пассажиров не поразила самая суть дела: не то, что кот лезет в трамвай, в чем было бы еще полбеды, а то, что он собирается платить!
Занявшись паскудным котом, Иван едва не потерял самого главного из трех -- профессора. Но, по счастью, тот не успел улизнуть. Иван увидел серый берет в гуще в начале Большой Никитской, или Герцена. Поэт и шагу прибавлял, и рысцой начинал бежать, толкая прохожих, и ни на сантиметр не приблизился к профессору.
И двадцати секунд не прошло, как после Никитских ворот Иван Николаевич был уже ослеплен огнями на Арбатской площади. Еще несколько секунд, и вот какой-то темный переулок с покосившимися тротуарами. Опять освещенная магистраль -- улица Кропоткина, потом переулок, потом Остоженка и еще переулок, унылый, гадкий и скупо освещенный. И вот здесь-то Иван Николаевич окончательно потерял того, кто был ему так нужен. Профессор исчез.
Пожарский переулок, 12
А вот он, Пожарский переулок, «унылый, гадкий и скупо освещённый». Здесь жили друзья Булгакова супруги Лямины, правда, не в доме №13,где, по мнению Ивана, в квартире 47 непременно должен был оказаться профессор, а в доме №12. Дом этот, с большими и дорогими квартирами, был построен в 1908 году архитектором А. В. Ивановым для богатого Варваринского общества. По свидетельству тех, кто сравнительно недавно побывал в квартире Ляминых, там сохранился и «окованный железом ларь», и ванная, и крохотный коридорчик, ведущий на узкую лестницу чёрного хода. В большой бывшей гостиной можно увидеть и камин с высоким зеркалом, и старинную люстру под потолком – эти детали убранства ляминской квартиры писатель использовал при описании боя кота Бегемота с работниками угрозыска в гостиной ювелирши, то есть в «нехорошей квартире». У Москвы-реки Дальнейшие события происходят на Кропоткинской набережной у спуска к Москве-реке. Именно здесь Иван, сняв с себя одежду, «помахав руками, чтобы остыть, ласточкой кинулся в воду, а потом с круглыми от ужаса глазами плавал в пахнущей нефтью чёрной воде мимо изломанных зигзагом береговых фонарей». Памятник Пушкину Отравленный взрывом неврастении, поэт покачнулся, пол под ним перестал трястись. Рюхин поднял голову и увидел, что они уже в Москве и, более того, что над Москвой рассвет, что облако подсвечено золотом, что грузовик его стоит, застрявши в колонне других машин у поворота на бульвар, и что близёхонько от него стоит на постаменте металлический человек, чуть наклонив голову, и безразлично смотрит на бульвар.
Какие-то странные мысли хлынули в голову заболевшему поэту.
«Вот пример настоящей удачливости…какой бы шаг он ни сделал в жизни, что бы ни случилось с ним, все шло ему на пользу, все обращалось к его славе! Но что он сделал? Я не понимаю… Что-нибудь особенное есть в этих словах: «Буря мглою…»? Не понимаю!.. Повезло, повезло! … стрелял, стрелял в него этот белогвардеец и раздробил бедро и обеспечил бессмертие…». Вот он этот «никого не трогающий чугунный человек », - это знаменитый памятник Пушкину на Тверском бульваре. А «нападающий» на него Рюхин и его мысли - это не что иное, как реминисценция на стихотворение В. Маяковского На Тверском бульваре
Очень к вам привыкли.
Ну, давайте,
подсажу на пьедестал.

Мне бы
памятник при жизни
полагается по чину.
Заложил бы
Динамиту
- ну-ка,
дрызнь!
В метаниях Рюхина есть и ещё одна реминисценция на Маяковского, которого Булгаков не особенно жаловал. Сукин сын Дантес!
Великосветский шкода.
Мы б его спросили:
- А ваши кто родители?
Чем вы занимались
до 17-го года?
Только этого Дантеса бы и видели
Остаётся добавить, что это немного не то место, на котором его видел поэт Рюхин. Дело в том, что в 1950 году памятник передвинули на противоположную сторону Тверской улицы. Раньше он находился примерно на том месте, где мы сейчас находимся. Нехорошая квартира Э
тот адрес известен всем почитателям творчества Михаила Афанасиевича Булгакова - тут находится знаменитая “Нехорошая квартира”, где жил писатель. Эта же “квартирка” вошла во многие произведения писателя. Теперь здесь открыт Государственный музей Михаила Булгакова. Подворотня, ведущая во двор дома 302-бис по Большой Садовой улице. Именно там находилась нехорошая квартира под номером 50. Вообще-то в Москве такого адреса не существовало и не существует. Булгаков его выдумал, описав две свои квартиры в доме №50 всё на той же улице Большая Садовая . Вот они, четыре окна булгаковской квартиры . Квартиры №41, Большая Садовая улица, дом 10. Но расположены они, заметьте, на втором, а не на четвёртом этаже (если вообще не на первом, учитывая, что под ней находится цокольный полуподвал). Это часть музея - нехорошая квартира находится в соседнем подъезде. Здесь Булгаков жил чуть позже. До этого он жил в соседнем подъезде, в квартире под №50, вот комбинация или компиляция из этих двух квартир и стала прообразом Нехороший Квартиры . Квартира №50 запечатлена также в ряде рассказов и фельетонов: “№13. Дом Эльпит - Рабкоммуна”, “Псалом”, “Самогонное озеро”, “Воспоминание...” и др. Первая жена Булгакова Татьяна Николаевна Лаппа вспоминала квартиру №50 и прототип погубившей Берлиоза Аннушки Чумы: “Это бывшее общежитие. По-моему, комнат семь было и кухня. Ванной, конечно, никакой не было, и черного хода тоже. Хорошая у нас комната была, светлая, два окна. В основном, в квартире рабочие жили. А на той стороне коридора, напротив, жила такая Горячева Аннушка. У нее был сын, и она все время его била, а он орал. И вообще, там невообразимо что творилось. Купят самогону, напьются, обязательно начинают драться, женщины орут: “Спасите! Помогите!”. Булгаков, конечно, выскакивает, бежит вызывать милицию. А милиция приходит - они закрываются на ключ и сидят тихо. Его даже оштрафовать хотели”. В

отличие от коридорной системы №50, в квартире №34 было пять комнат, в двух из которых жил финансист Артур Борисович Манасевич с женой, еще в одной - их прислуга, в четвертой - Александра Николаевна Кибель с сыном Вовкой, которые послужили прототипами героев рассказа “Псалом”, а в пятой поселились Булгаков с женой.

Вообще, пребывание в этом доме нехорошей квартиры, в частности, и проживание в нём М.А. Булгакова, в целом, делает его местом мистическим и знаменитым. Но этот дом и сам по себе был местом известным и знаменитым. Этот дом, в стиле русский модерн был построен в 1908 году по проекту архитекторов А.И. Милкова и Э.С. Юдицкого по заказу промышленника Ильи Давыдовича Пигита. Этот дом, достаточно быстро, стал местом обитания московской богемы. Так, в квартире №24 жил художник Пётр Петрович Кончаловский, а рядом с булгаковской квартирой в квартире №40 была его мастерская (кстати, в ней часто работал и жил другой известный русский художник В.И. Суриков).
Этажом ниже в квартире №38 располагалась мастерская художника Георгия Богдановича Якулова. Интересная параллель - в этой квартире, в мастерской Якулова, познакомились и Сергей Есенин и Айседора Дункан. Ну, а после революции 1917 года, примерно в 20-х годов 20-го века его мастерская становится местом сбора рабочей интеллигенции, здесь часто бывали Всеволод Мейерхольд, Василий Качалов, Андрей Белый, Александр Таиров, Фёдор Сологуб, Алиса Коонен. Так что, как видите, если Патриаршие пруды являются альфой и омегой романа Мастер и Маргарита, то этот дом, безусловно, является центром булгаковской вселенной. Первое, что бросается в глаза, когда заходишь в подъезд, в котором находится квартира №50, - свежеокрашенные стены. А ведь на них была богатейшая роспись, оставленная за долгие годы поклонниками Булгакова. Но жильцы это творчество решили “перечеркнуть”, то бишь закрасить. Однако легкое разочарование улетучивается, когда переступаешь порог “той самой” квартиры. Поначалу даже непонятно, куда же идти - столько дверей! В Музее-квартире представлены предметы интерьера, скульптуры, вещи, так или иначе связанные с бытом писателя. На стенах рисунки, портреты, фотографии. Очень интересен уголок зала, посвященный созданию знаменитого романа “Мастер и Маргарита”: пишущая машинка, патефон, книги, пианино. Булгаков был весьма неплохим музыкантом.

“Надо сказать, что квартира эта - №50 - давно уже пользовалась если не плохой, то, во всяком случае, странной репутацией. Еще два года тому назад владелицей ее была вдова ювелира де Фужере. Анна Францевна де Фужере, пятидесятилетняя почтенная и очень деловая дама, три комнаты из пяти сдавала жильцам: одному, фамилия которого была, кажется, Беломут, и другому - с утраченной фамилией. И вот два года тому назад начались в квартире необъяснимые происшествия: из этой квартиры люди начали бесследно исчезать”.
Во втором зале - памятник писателю работы Александра Рукавишникова.
У памятника, как и у героев Булгакова, интересная история. Его должны были установить на Патриарших прудах… Но там не нашлось места. Предложили воздвигнуть на Воробьевых горах, откуда улетели из Москвы Воланд и его свита. Эта свита и на памятнике рядом с Булгаковым. Но эти персонажи вызвали такой гнев верующих, что и на Воробьевых горах монумент не решились устанавливать. Так что пока они в музее: Воланд, Азазелло, Коровьев, Гелла, Маргарита, Мастер и, конечно, кот Бегемот.

“Об исчезнувших и о проклятой квартире долго в доме рассказывали всякие легенды, вроде того, например, что эта сухая и набожная Анфиса будто бы носила на своей иссохшей груди в замшевом мешочке двадцать пять крупных бриллиантов, принадлежащих Анне Францевне. Что будто бы в дровяном сарае на той самой даче, куда спешно ездила Анна Францевна, обнаружились сами собой какие-то несметные сокровища в виде тех же бриллиантов, а также золотых денег царской чеканки… И прочее в этом же роде. Ну, чего не знаем, за то не ручаемся. Как бы то ни было, квартира простояла пустой и запечатанной только неделю, а затем в нее вселились - покойный Берлиоз с супругой и этот самый Степа тоже с супругой. Совершенно естественно, что, как только они попали в окаянную квартиру, и у них началось черт знает что”. В этом подъезде можно увидеть квартиру №48, где жила Аннушка-Чума, лестничное окно, в которое вылетали посетители Воланда, подобие дворницкой каморки на первом этаже под лестницей, где отсиживался дядя Берлиоза Поплавский. Никанор Босой жил в квартире 35, а Тимофей Квасцов, «чересчур любопытный гражданин», - в квартире 11. Контора жилтоварищества размещалась слева у выходной двери. Жёлтые цветы
«Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы. Черт их знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве. И эти цветы очень отчетливо выделялись на черном ее весеннем пальто. Она несла желтые цветы! Нехороший цвет. Она повернула с Тверской в переулок и тут обернулась. Ну, Тверскую вы знаете? По Тверской шли тысячи людей, но я вам ручаюсь, что увидела она меня одного и поглядела не то что тревожно, а даже как будто болезненно. И меня поразила не столько ее красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах!
Повинуясь этому желтому знаку, я тоже свернул в переулок и пошел по ее следам. Мы шли по кривому, скучному переулку безмолвно, я по одной стороне, а она по другой. И не было, вообразите, в переулке ни души. Я мучился, потому что мне показалось, что с нею необходимо говорить, и тревожился, что я не вымолвлю ни одного слова, а она уйдет, и я никогда ее более не увижу...»
Повернула Маргарита в Большой Гнездниковский переулок. Именно здесь, в доме Нирнезее, в феврале 1929 года М. Булгаков впервые увидел Елену Сергеевну Шиловскую, ставшую впоследствии его женой и прообразом героини романа. Д
ом №10 по Большому Гнездниковскому переулку, выстроенный в 1913-1914 годах по проекту его владельца инженера Нирнзее, считался первым московским небоскрёбом. На самом верху была устроена смотровая площадка и небольшое кафе «Крыша». Здесь разворачивалось действие булгаковского очерка «Сорок Сороков». В 1920-е годы в этом доме помещалась редакция газет и журналов, в частности газеты «Накануне», где часто бывал начинающий писатель. В подвале находился маленький театральный зал, который занимали труппы «Летучей мыши», «Кривого Джимми» и другие. Теперь этот дом интересен и тем, что здесь находится театр ГИТИСа. Д
ом Мастера
Дом Мастера - это дом, принадлежавший купеческой семье Топлениновых, и здесь стоит задуматься, кто такая Маргарита и кто такой Мастер. Большинство литературоведов вам скажут, что Булгаков описал в виде Маргариты Николаевны свою вторую жену Любовь Евгеньевну Белозерскую. Не совсем это так, хотя определённые черты своей возлюбленной он спроецировал на Маргариту. Но прототипы булгаковского романа – это вопрос отдельный. Вернёмся к истории Мастера и Маргариты. Она началась ещё до революции - старший сын купца Топленинова - Сергей (он был актёром) жил гражданским браком с дочерью архитектора Льва Кекушева, Марией, которая, несмотря на протесты родных, ушла из роскошного особняка на Остоженке, 21 к любимому в Мансуровский дом №9. Правда, через несколько лет, когда страсти поутихли, Мария и Сергей поженились и переехали на Остоженку.
Братья Топлениновы были хорошими знакомыми М.А. Булгакова, а снимавший в их доме квартиру С.А. Ермолинский был другом Булгакова
Теперь вам понятно происхождение истории любви двух героев - Мастера и Маргариты? Хотя, некоторые «исследователи», с пеной у рта вам будут доказывать, что прообразом Мастера был А.М. Горький. Не верьте им, а просто скажите: «Поздравляю вас господин соврамши». Оставим, на миг дом Мастера и дойдём до Остоженки, вот он дом номер 21. Из этого особняка Маргари… то есть я хотел сказать Мария, ушла в маленький деревянный, даже по тем временам уже очень старый домик Масте…, то есть я хотел сказать Сергея Топленинова.
Кстати, это предполагаемый особняк, в котором жила Маргарита. Правда, расположен он не в арбатских переулочках, а на довольно широкой улице, да и не готический он, а в стиле русский модерн. Крайнее левое окно полуподвала, из которого выходит антенный провод. Вот перед ним и работал Мастер, наблюдая за ногами прохожих. Часть дома братья сдавали драматургу Сергею Александровичу Ермолинскому и его жене Марии Артемьевне Чемишкиан. К ним в гости часто приходил их друг М.А. Булгаков. Зачастую он оставался у них ночевать, а иногда, когда он находился в подавленном состоянии, он оставался у них на несколько дней. Для него в этом доме была выделена отдельная комната, которую он описал как рабочее место Мастера. Вообще, процесс написания книги о Понтии Пилате Михаил Афанасьевич, практически полностью, срисовал с себя.
Ещё раз окинем взором двор домика Мастера. Обратите внимание: он очень маленький, тут просто физически не могут поместиться три коня, на которых Мастер, Маргарита и Азазелло улетали к покою. Так было и во времена Булгакова - дворик этот не изменился, время в нём заморожено.
Но это не фантазия - это очередной литературный приём Булгакова. Он описал двор соседнего дома - Мансуровский, дом №11.
Дом Маргариты Где же дом Маргариты? Как три города спорили о том, кто из них является родиной Гомера, так и не то что три – пять домов спорят, кто из них Дом Маргариты. Елена Сергеевна Шиловская, третья жена Булгакова, в своих воспоминаниях указывала в качестве особняка Маргариты этот дом - Малый Власьевский переулок, д. 9А. Незадолго до своей кончины Елена Сергеевна Булгакова рассказывала о географических прообразах адресов романа и называла этот дом как адрес Маргариты. В пользу такого предположения свидетельствует маршрут полёта героини, которая, «пролетев по своему переулку, попала в другой, пересекавший первый под прямым углом, кривой и длинный переулок с покосившейся дверью нефтелавки. Третий переулок вёл прямо к Арбату». «Кривой и длинный переулок», видимо, Сивцев Вражек. Но это указание явно неточно, во-первых, здесь нет никаких намёков на готику, во-вторых, этот дом очень велик пусть даже и для крупного специалиста, которым был муж Маргариты.

Малый Власьевский 9А

Малый Власьевский 12 В

Малый Ржевский переулок

От другое место - Малый Власьевский переулок, дом 12. Но куда делся готический особняк? Отойдём чуть подальше - отдельный сад есть, а готического особняка - нет! Типичная русская усадьба в духе классицизма. Это дом № 12 - особняк купца И.М. Коровина, владельца многих доходных домов в Москве, построенный для него по проекту архитектора И.Г. Кондратенко в 1903 году.
Вам понятно происхождение фамилии «наглого, клетчатого гаера »? А где же особняк Маргариты? Да это он и есть! Точнее, это то место, на которое Булгаков перенёс готический особняк. Какой? Вот это вопрос. Лично я склоняюсь к гипотезе, что сюда его воображение перенесло с Остоженки особняк Льва Кекушева, он был мастер на такие шутки, так и хочется воскликнуть: «Коровьевские штуки».
Во-первых, особняк Кекушева наиболее подходит под описание дома, во-вторых, в пользу этой гипотезы говорит история любви Марии Кекушевой и Сергея Топленинова.

А вот и четвёртый дом в Малом Ржевском переулке. Теперь это посольство дружественной нам Грузии. Почему его считают домом Маргариты? По архитектуре подходит: окна готические, с чем бы я поспорил.

Сивцев Вражек

Десь Маргарита совершенно освоилась с управлением щеткой, поняла, что та слушается малейшего прикосновения рук или ног и что, летя над городом, нужно быть очень внимательной и не очень буйствовать. Кроме того, совершенно ясно стало уже в переулке, что прохожие летунью не видят. Никто не задирал головы, не кричал «Гляди, гляди!», не шарахался в сторону, не визжал и не падал в обморок, диким смехом не хохотал. Это, без сомнения, Калошин переулок. Иногда указывают, что это Плотников переулок, но это ошибочно, слишком далеко он расположен, да и маршрут сильно отклоняется от маршрута. Калошин переулок начинается от переулка Сивцев Вражек приблизительно напротив Малого Власьевского переулка и проходит на север до улицы Арбат. Выходит на Арбат напротив здания Театра им. Е. Вахтангова.Д
ом Драмлита
По идее, это и есть дом Драмлита (Большой Николопесковский переулок, д 6). Именно на него указывают практически все путеводители по булгаковским местам. Но где же тогда 8-этажная громада вновь отстроенного дома? Её здесь нет, этой «громады». И быть не может. Булгаков описал дом №17 по Лаврушинскому переулку и переместил его в арбатский переулочек. Любил он эти места, и, как говорил другой его герой - инженер Тимофеев: «Я могу пронзить пространство и время ». Булгаков использовал здесь один из своих любимых приёмов - он перенёс нужное здание с одного места в нужное ему другое место.
Зачем? По моему мнению, это очень просто - должна же была Маргарита, влетевшая с Арбата, разгромить квартиру в этом доме? Не на метро же ей садиться и ехать до Третьяковки? Ну что же, Лаврушинский переулок дом 17 - вот именно это здание и явилось прообразом дома Драмлита. В этом доме жил драматург и театральный критик Осаф Семёнович Литовский, стараниями которого были запрещены многие произведения М.А. Булгакова. Именно он назвал пьесу Дни Турбиных - «Вишнёвым садом белого движения», а также именно он придумал и ввёл в употребление термин булгаковщина . Вам ничего не напоминает эта фамилия? Всё правильно О.С. Литовский выведен в романе Мастер и Маргарита под псевдонимом критик Латунский . Литовский, как и Латунский, проживал в квартире номер 84, тоже на седьмом этаже, а описание квартиры полностью соответствует обстановке реальной квартиры. Литовский занимал должность главы Главреперткома, или Главного репертуарного комитета, с 1930 по 1937 год. Стоит заметить, что Литовского ненавидел не только Булгаков, но весь литературный мир того времени. Но вот какая странность, в Мастере и Маргарите указано, что это восьмиэтажный дом: в конце Тверского бульвара её внимание привлекла роскошная громада восьмиэтажного, видимо, только что построенного дома. Маргарита пошла вниз и, приземлившись, увидела, что фасад дома выложен чёрным мрамором, что двери широкие, что за стеклом их виднеется фуражка с золотым галуном и пуговицы швейцара и что над дверьми золотом выведена надпись: «Дом Драмлита», но в доме-то всего семь этажей, а если считать вместе с башнеобразным объёмом, то девять - ошибка писателя или очередное зашифрованное послание? Ни то, ни другое. Всё очень просто. Дело в том, во многих странах отсчёт этажности начинается не с первого этажа - первый этаж - это цокольный этаж, в котором, обычно размещаются магазины, служебные помещения и прочая, и прочая, и прочая, то же было и на Руси. Вспомните слово подклеть - нежилой нижний этаж каменного или деревянного дома, над которым размещался жилой этаж. Ну, а с началом многоэтажного строительства в цокольном этаже также размещались, магазины, швейцарские, мастерские и другие служебные помещения. А теперь посмотрите - коричневый цокольный этаж, фактически, состоит из двух этажей, считаем доверху и насчитываем… всё правильно - восемь этажей. Официальное название этого здания - Дом московских писателей, а вот неофициальное… - писательский дом . Не правда ли, знакомое название? - очередное совмещение, но на этот раз Булгаков совмещает не местоположения домов, а их названия: - Ба! Да ведь это писательский дом. Знаешь, Бегемот, я очень много хорошего и лестного слышал про этот дом. Обрати внимание, мой друг, на этот дом! Приятно думать о том, что под этой крышей скрывается и вызревает целая бездна талантов.
- Как ананасы в оранжереях, - сказал Бегемот и, чтобы получше полюбоваться на кремовый дом с колоннами, влез на бетонное основание чугунной решетки.
В этом диалоге Булгаков называет писательским домом дом Грибоедова - здание МАССОЛИТа, прообраз которого находится на Тверском бульваре.

Дом Грибоедова
Ну, раз уж мы решили знакомиться с писательскими домами, то не заглянуть ли нам в Грибоедова? Вот он - Тверской бульвар, дом №25. Его название - это аллюзия на его неофициальное наименование - «Дом Герцена» (Герцен родился в этом доме в 1812 году). Сейчас в нём находится Литературный институт, а раньше размещалась масса писательских организаций, которые и стали прообразом МАССОЛИТа. Помнится даже, что, кажется, никакой тетки домовладелицы у Грибоедова не было... Однако дом так называли. Более того, один московский врун рассказывал, что якобы вот во втором этаже, в круглом зале с колоннами, знаменитый писатель читал отрывки из «Горя от ума» этой самой тётке, раскинувшейся на софе. А впрочем, чёрт его знает, может быть и читал, не важно это! Вот и окна того самого зала с колоннами…Театр Варьете Театр Сатиры, в романе - театр Варьете. Раньше здесь размещался цирк братьев Никитиных (если внимательно приглядеться, то можно разглядеть остатки купола - наследия циркового прошлого), затем - московский мюзик-холл - в нём выступали советские и иностранные артисты, например, циркачи велофигуристы Польди (это псевдоним, настоящая фамилия - Подрезовы, в романе - велосипедная семья Джулли) или никому неизвестный фокусник Эмиль Кио. Филиал зрелищной комиссии
Городской зрелищный филиал помещался «в облупленном от времени особняке в глубине двора и знаменит был своими порфировыми колоннами в вестибюле». Это дом №17 в Ваганьковском переулке за чугунной решёткой, упомянутой в романе. В начале 19 века эти зданием владела княгиня Голицына, мать декабриста, члена Северного общества, тоже жившего здесь. С 1880-х годов в нём находилась редакция газеты «Московский листок», первого в Москве бульварного издания, а позже в редакции журналов «Всемирная иллюстрация» и «Развлечение». Газета «Московский листок» была закрыта в январе 1918 года, и здесь обосновалась сначала редакция «Красной газеты», а потом газеты «Беднота». Каменные палаты второй половины 18 века и два небольших флигеля были в 1876 году соединены архитектором Зыковым, флигели надстроены. «Но не колонны поражали в этот день посетителей филиала, а то, что происходило под ними.
Несколько посетителей стояли в оцепенении и глядели на плачущую барышню, сидевшую за столиком, на котором лежала специальная зрелищная литература, продаваемая барышней. В данный момент барышня никому ничего не предлагала из этой литературы и на участливые вопросы только отмахивалась, а в это время и сверху, и снизу, и с боков, из всех отделов филиала сыпался телефонный звон, по крайней мере, двадцати надрывавшихся аппаратов.
Поплакав, барышня вдруг вздрогнула, истерически крикнула:
-- Вот опять! -- и неожиданно запела дрожащим сопрано:

Славное море священный Байкал...

Курьер, показавшийся на лестнице, погрозил кому-то кулаком и запел вместе с барышней незвучным, тусклым баритоном:

Славен корабль, омулевая бочка!..

К голосу курьера присоединились дальние голоса, хор начал разрастаться, и, наконец, песня загремела во всех углах филиала. В ближайшей комнате N 6, где помещался счетно-проверочный отдел, особенно выделялась чья-то мощная с хрипотцой октава. Аккомпанировал хору усиливающийся треск телефонных аппаратов.

Гей, Баргузин... пошевеливай вал!.. --
орал курьер на лестнице.

Слезы текли по лицу девицы, она пыталась стиснуть зубы, но рот ее раскрывался сам собою, и она пела на октаву выше курьера:

Молодцу быть недалечко!

Поражало безмолвных посетителей филиала то, что хористы, рассеянные в разных местах, пели очень складно, как будто весь хор стоял, не спуская глаз с невидимого дирижера.
Прохожие в Ваганьковском останавливались у решетки двора, удивляясь веселью, царящему в филиале». Дом Пашкова Об этом удивительном доме можно рассказывать часами, и не удивительно, что именно здесь Мессир прощается с Москвой, сюда к нему приходит с просьбой Левий Матвей. Говоря об этом доме, можно написать несколько томов, и это понятно: здесь тебе и Пётр Егорович Пашков - его первый владелец, увлекающийся колдовством и магией. Тут тебе и знаменитый масон Баженов, построивший его по заказу всё того же Пашкова. Тут тебе и обнаруженный недавно колодец глубиной больше 20 метров, который ведёт к подземной реке, текущей то ли к Неглинной, то ли прямиком к Кремлю, другие говорят, что это не колодец, а подземный ход. Тут тебе и ночные шабаши молодых ведьм столетием позже. Тут тебе и библиотека Ивана Грозного, скрытая в глубинах Ваганьковского холма, на котором и построен Дом Пашкова. А давайте отойдём чуть подальше от него, по Моховой, через Боровицкую площадь, пересечём Знаменку и дойдём по Волхонке до Пречистенских ворот. Туда, где под острым углом сходятся Остоженка и Пречистенка. Это одно из сосредоточения силы - когда здесь было святилище древних племён. После насильственного введения христианства это место стали называть Чертополье (Чертолье, Черторый, Черторой или Чёртов ручей) - так и говорили «На Чертополье - чертям раздолье ». За спиной у нас будет то место, где некогда располагался Алексеевский женский монастырь, настоятельница которого прокляла это место, когда монастырь сносили, чтобы на его месте построить ХХС.Ну, а в самом доме Пашкова, в его правом флигеле расположен отдел рукописей, где хранятся, в том числе, и рукописи Михаила Афанасьевича Булгакова. Вот так вот - видать предвидел Булгаков будущее своих творений. Не зря он избрал для одной из прощальных сцен террасу на крыше этого дома. Заключение Призрак В такое трудно поверить, мы это глазами не видели. Вечером, первого мая, мы пошли на Патриаршие пруды, я фотографировал, - очень хотелось сфотографировать - вечернюю аллею именно первого мая, в день, когда Воланд прибыл в Москву. И когда уже зажглись фонари… ,но в метро, когда мы ехали назад, мы разглядели на экране аппарата… долговязого призрака. Народ в аллее был, но немного. Позже, когда я пришёл домой и просмотрел отснятый материал на полноценном мониторе, то на экране я увидел одну странную вещь, эта тень не отбрасывала тени… Единственное, что могу добавить, что мимо нас никто не проходил. Единственное, что мы почувствовали, - это лёгкое дуновение воздуха, после которого начало резко холодать по ногам.

Источники
    «Евангелие о Воланда» /forum/17-1323-1 Шапиро Н. «Какой интересный город, не правда ли?» (Уроки-экскурсии по булгаковской Москве)/ «Литература» №8/2006, стр. 26 Соколов Б. В. Булгаковская энциклопедия. – М.: Локид; Миф, 1998 М. Булгаков. Белая гвардия. Мастер и Маргарита. Романы. – Минск, 1988 Художественный фильм «Мастер и Маргарита». Режиссёр Ю. Кара. 1994 Документальный фильм «Загадки «Мастера и Маргариты». Режиссёр А. Олейников. 2005
  1. По следам героев Булгакова

    Документ

    Я, Перова И. Н., подтверждаю, что - все цитирования, приведенные в работе имеют ссылки на библиографические источники; - иллюстрации, фото-, видео- и графические материалы содержат указание первоисточника; - материалы, не имеющие ссылок

  2. Перова Инесса Николаевна Содержание Аннотация Цели проекта Задачи проекта Этапы работы Практическая ценность проекта Информационная часть проекта сценарий

    Сценарий

    Данный проект на тему «По следам героев М. А. Булгакова» рассматривает вопрос «Топонимы и прототипы романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Работу выполняли учащиеся 10-го класса под руководством учителя литературы.

  3. Ассоциация гимназий санкт-петербурга воспитательные подходы и системы в современном гимназическом образовании Материалы Третьей Всероссийской конференции по проблемам современного гимназического образования в России, проходившей в Санкт-Петербурге по инициативе Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга

    Документ

    Материалы Третьей Всероссийской конференции по проблемам современного гимназического образования в России, проходившей в Санкт-Петербурге по инициативе Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга

  4. По направлению к Рихтеру Юрий Борисов

    Документ

    Рассказывал папа, что когда первый раз слушал Рихтера, в аудитории Школы-Студии МХАТ стояли на подоконниках. Места оста вались только на сцене. Он опоздал минут на двадцать и виновато развел руками: «Что-то с часами » Попросил помочь

  5. Название цбс (точно по Уставу) (1)

    Документ

    Структура библиотек и отделов была определена еще в 2006 году, когда произошла реорганизация и была определена специализация каждой библиотеки и отделов.

Игра для учащихся 11 класса "М.А. Булгаков: время и его герои"

Подольская Ирина Александровна, учитель русского языка и литературы КГУ СОШ №4 г.Семей ВКО
Краткое описание.
Игра посвящена творчеству М.Булгакова и может быть использована после изучения творчества писателя в 11 классе. Правила игры повторяют игру «Кто хочет стать миллионером».
Актуальность работы определяется тем, что перед учителями-словесниками возникают сложные задачи повышения эффективности преподавания литературы, активизации творческих, интеллектуальных способностей учащихся, расширения и обогащения знаний, формирования эстетических чувств, нравственных ориентиров, развития у них умений и навыков, необходимых для жизни в информационном обществе.
Вопросы игры взяты из методических пособий, учебников, критических статей. Перед созданием игры была поставлена задача:повторяя всем известные теоретические понятия, практические вопросы, вопросы, которые уже звучали во время изучения произведения, сделать игру яркой, неповторимой, полезной для выпускников, пробудить желание к дальнейшему изучению творчества М.Булгакова.

Цель: способствовать закреплению и расширению знаний учащихся о творчестве М.А. Булгакова, анализу романа «Мастер и Маргарита».
Задачи игры:
оценить результаты усвоения темы учащимися: знание текста;
развивать умение работать с текстом;
воспитывать у учащихся умение работать в коллективе и микрогруппе через развитие коммуникативных свойств: умение доказать свою точку зрения;
учить понятно, грамотно, аргументировано излагать свои мысли;
развивать познавательный интерес к изучению литературы;
подготовить учащихся к письменной работе по теме.

Тип урока: повторительно-обобщающий.
Форма урока: урок-игра

Слово учителя.
«Мастер и Маргарита» – бесспорно, лучшее произведение Булгакова. Это к тому же - итоговое его произведение по отношению ко всему, что он написал, как бы резюмирующее представления писателя о смысле жизни, о человеке, о его смерти и бессмертии, о борьбе доброго и злого начала в истории и в нравственном мире человека… Г. Лесскис. Из статьи «Последний роман Булгакова».
Внимание, правила игры.
- Команды выбирают категорию и количество баллов за ответ.
- Если ответ дан полный, то жюри засчитывает данную сумму баллов команде.
- Время на подготовку ответа 40 секунд. По истечению времени часовой таймер остановится, зазвучит сигнал завершения обсуждения вопроса.
- Команда может давать ответ без подготовки.
- Ведущий игры или учитель задает вопросы.
- Если есть возможность, то ответы проецируются на экран, что исключает спорные моменты.
- Члены жюри фиксируют в табло количество полученных баллов командами. По окончании раунда оглашает результат.
- Если группы не смогли дать ответ, то болельщики могут принимать участие в игре, ответив на поставленный вопрос.
- Жюри фиксирует количество балов, данных болельщиками/зрителями.
- По окончании игры жюри оглашает результаты, подводит итоги, вручает грамоты и призы, благодарственные письма зрителям и болельщикам, которые принимали активное участие в ходе игры.

I РАУНД

КАТЕГОРИИ
литература ХХ века 100 200 300 400 500 600
М.А. Булгаков 100 200 300 400 500 600
Роман «Мастер и Маргарита» 100 200 300 400 500 600
крылатые выражения 100 200 300 400 500 600
магия чисел 100 200 300 400 500 600

Литература ХХ века

100 Сатира явилась мощным оружием в литературе 20-30-х годов. Найдите определение сатиры.
1. Один из видов комического, злая, едкая, издевательская насмешка.
2. Одним из видов комического, изображение в литературном произведении каких-либо недостатков, пороков человека или общества. (2)
3. Один из видов комического, не отвергающий комического в жизни и утверждающий его как неизбежную и необходимую сторону бытия.

200 Как и Н.В. Гоголь М.А. Булгаков ставил человека перед лицом вечности, задавал ему вопрос о нравственнной цели бытия. Какие произведения писателя утверждают, что отказ от нравственности может привести человека к концу света:
1. «Мастер и Маргарита»
2. «Собачье сердце»
3. «Белая гвардия».
4. «Зойкина квартира»
5. Все ответы верны. (5)

300 Идея М. Булгакова, что Новое Царство начинается со Страшного Суда, выражена в произведении:
1. «Белая гвардия»
2. «Жизнь господина де Мольера»
3. «Собачье сердце»
4. «Мастер и Маргарита» (4)

400 С начала 30-х годов универсальным методом советской литературы становится метод:
Варианты ответов
1. Критического реализма.
2. Романтизма.
3.Социалистического реализма. (3)
4.Просветительского реализма.

500 Писатели, используя различный исторический материал и разные средства его художественного осмысления, нередко обращались к историческим героям с целью:
1. Показать стихийность и необузданность русского характера во все переломные моменты истории.
2. Продемонстрировать и доказать идею самоотверженного служения первому социалистическому государству, опираясь на понимание исторических процессов. (2)
3. Показать величие русского народа.

600 Какое утверждение лучше отражает понимание А. Толстым роли личности в истории:
1. «История на каждой странице показывает нам одно и то же, только под разными формами» (А. Шопенгауэр).
2. «Личность является функцией истории, она вырастает, как дерево, на плодородной почве… и начинает дышать событиями эпохи». (2)
3. «Единственным творцом истории является личность, ее создающая и двигающая» (Т. Карлейль).
Ответ

М.А. Булгаков

100 Кто был по профессии отец писателя?
Ответ. Профессор Киевской духовной академии.

200 Какое учебное заведение закончил писатель в 1916 году?
Ответ. Медицинский факультет Киевского университета.

300 Кому было адресовано это произведение: «Прошу… принять во внимание, что я не политический деятель, а литератор. И что всю мою продукцию я отдал советской сцене…?
Ответ.Советскому Правительству. 1930г.

400 Кого М.А. Булгаков считал учителем в русской литературе и продолжил его традиции?
Ответ: М.Е. Салтыкова-Щедрина


500 Перечислите экранизированные произведения М.А. Булгакова.
Ответ.
«Иван Васильевич меняет профессию», «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце», «Белая гвардия», «Роковые яйца».

600 Перечислите основных персонажей и их двойников в произведении «Мастер и Маргарита».
Образец слайда-ответа

Роман «Мастер и Маргарита»

100 В чем состоит тройственная структура романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»?
Образец слайда-ответа

200. Какова история создания романа «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова?
Образец слайда-ответа


300. Назовите время и пространство, которое можно выделить в романе.
Ответ.
Реальное время: Москва 20-30 годы ХХ века
Библейское (мифологическое) Ершлаим – 1 год н.э.
Фантастическое. Перемещение во времени и пространстве (Воланд и его свита)

400. В чем уникальность композиции романа М.Булгакова?
Роман М. Булгакова – современность Булгакова, 30-е годы ХХ века.
Ответ.
Роман Мастера – Библейское время, 1 век н.э.
Современность – мифология-фантастика.
Принцип зеркального отражения: «роман в романе».
Система внутренних соответствий: события библейские соответствуют современным: географические места, погодные условия, система исторических прототипов, временные рамки событий.
Система сюжетных двойников.
Образы – символы (пейзаж).

500. В чем уникальность системы персонажей романа М.Булгакова?
Ответ. Триада – диада – монада

600. Назовите признаки тоталитаризма в романе «Мастер и Маргарита» М. Булгакова.
Ответ.
1. Государственные органы управляют всеми сферами общественной жизни. Запрет на публикацию романа о Понтии Пилате.
2. Полный контроль над личностью: ограничение свободы мастера, помещение его в психиатрическую лечебницу.
3. Общество бесправно и лишено возможности оказывать воздействие и деятельность органов государственной власти.

Крылатые выражения

100 «Никогда не разговаривайте с незнакомыми…»
Варианты ответов:
1. М. Булгаков.
2. Воланд.
3. Мастер.
4. Понтий Пилат.
5. Фагот.
Ответ № 1. Название 1-й главы романа, следовательно, Булгакову.

200 Кому из героев романа принадлежит следующее выражение:«Трусость самый тяжелый порок»
Варианты ответов
1. Воланд. (1)
2. Понтий Пилат.
3. Мастер.
4. Иешуа Га-Ноцри.
5. Маргарита.
Ответ №1. Воланд Мастеру, глава. 32.

300 Кому из героев романа принадлежит следующее выражение:
«Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут »
1. М.Булгаков.
2. Воланд.
3. Мастер.
4. Варенуха.
5. Фагот.
Ответ №2. Совет Воланда Маргарите, глава 24.

400 Кому из героев романа принадлежит следующее выражение:«Нет документа, нет и человека»
Варианты ответов:
1. Воланд.
2. Понтий Пилат.
3. Мастер.
4. Коровьев.
5. Азазелло.
Ответ №4. Так Коровьев ответил Маргарите, глава 24.

500 Кому из героев романа принадлежит следующее выражение:
«Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла?»
1. Воланд.
2. Понтий Пилат.
3. Мастер.
4. Коровьев-Фагот.
5. Левий Матвей.
Ответ №5. Воланд задает этот вопрос Левию Матвею, глава 29.

600 Кому из героев романа принадлежит следующее выражение:
«Он не заслужил света, он заслужил покой»
1. Воланд.
2. Понтий Пилат.
3. Мастер.
4. Левий Матвей.
5. Маргарита.
Ответ №4. Ответ Левия Матвея Воланду, глава 29.

Магия чисел

100 За сколько монет продал Иуда из Кариафа Иешуа Га-Ноцри.
Ответ. За 30 тетрадрахм, глава 26. Погребение.
Тетрадрахма – греческая серебряная монета достоинством в четыре драхмы. Согласно новозаветным преданиям, Иуда получил за предательство «тридцать сребреников»

200 Иван Николаевич смутился, но ненадолго, потому что вдруг сообразил, что профессор непременно должен оказаться в доме ___ и обязательно в квартире ___. Восстановите пробелы.
Ответ. В доме 13 и квартире 47. Глава 4. Погоня.
Образец слайда-ответа


300 В половине одиннадцатого часа того вечера, когда Берлиоз погиб на Патриарших, в Грибоедове наверху была освещена только одна комната, и в ней томились ____ литераторов, собравшихся на заседание и ожидавших Михаила Александровича. Сколько томилось литераторов. Можно ли провести параллели с этим числом, какие?
Ответ. 12 литераторов, глава 5. Было дело в Грибоедове.

400 Сколько тысяч приберег буфетчик на черный день? Известна ли его дата смерти?
Ответ. 249 тысяч в пяти сберкассах. Умрет он через 9 месяцев, в феврале будущего года, от рака печени в клинике Первого МГУ, в 4 палате. Глава 18. Неудачные визитеры.

500 Сколько лет Фриде кладут на ночной столик носовой платок.
Ответ. 30 лет, глава 18.

600 Назовите номер палаты в клинике профессора Стравинского, в которую доставляют всех поющих?
Ответ. Палата № 6. Параллели.
Вручается буклет для всех участников игры.


Жюри объявляет результаты.
Перерыв.
Все участники игры обмениваются мнениями, настраиваются на 2-й тур игры.
Титульный лист программы игры

Сценарий Мастер и Маргарита
Прелюдия
(выходят он и она)
Он: Слушайте и смотрите!
Она: Как вселенная беспредельная
и необъяснима,
Так у каждого стезя судьбы
неповторима.
Он: Кто-то вспыхнет звездой
И осветит полнеба…
Она: А другому подайте
Только зрелищ и хлеба
Он: Песня первой, последней и вечной
Любви.
Она: Мотылька вдохновенья,
Зритель наш, не спугни!
(Уходят)
Муз.Реквием(фон выход маленького греха)
I-часть 1 сцена
Мал.Грех: Я грех, очень маленький грех.
Я слава, триумф, эйфория,успех
Брожу по земле с начала веков
И сколько в свой адрес я слышал слов:
« Гордыню смири, будь скромнее, молчи!»
Стеною завистники –как воры в ночи.
А я просто жизнь эту дерзко люблю.
Грешу по чуть-чуть,
Маюсь, каюсь, молю:
«О Всеблагий Господь,
Я же маленький грех,
Без меня на Земле умрут радость и смех!»
У меня очень много имён…
Слышишь нежный, певучий, серебряный звон?
Это встретились двое влюблённых.
И это судьба. Им покорно служу, как раба.
Моё имя-Любовь.
Я безгрешна, как дети.
Я самый чистый грех
На этой маленькой планете.
Муз. «Реквием»
II-сцена(Выход Волонд и Бегемот)
Воланд: Ну что ж, они люди, как люди.
Любят деньги-так это было всегда.
Легкомысленны, несмотря на года,
И иногда способны на жалкость,
Но милосердны самую малость.
Вы помните казнь Христа?!
Бегемот:
Когда кричал народ: «Распни его, распни!»
И вместо Сына Бога выбрал вора.
Тягчайшего предательства, позора
Не знали никогда земные дни.
Воланд:
Случилось тогда страшная гроза
И небо раскололось над Голгофой,
И эти любопытные глаза…
Ни мысли, что весь мир стал катастрофой.
(Пауза)
И плакать Левий, моля у Бога смерти Иешуа.
Бегемот:
Но эти слёзы - это ведь начало,
Добра и милосердия пора.
О да, куда уж милосерден род людской
Кто превратил цветущий шар земной
В кромешный ад?
Не мы ж, заблудших душ ловцы?!
Муз: «Шторм» (Ванесса Мэй) (выход Маргариты)
III-сцена
Маргарита:
Дни проходят, я не вижу его где мой Мастер, губы его и руки?
Без него – в мире пусто, темно.
Не спасают ни деньги, ни замки, ни слуги.
Всё имею, молода, хороша и богата,
Но настойчиво снится подвальчик,
Где сумрак-отрада.
Не забыть аромата дождя,
Стука капель в подвальном окошке,
На котором так мягко устроилась кошка,
И дымится картошка, и тлеет свеча;
И безлунная ночь колдовски горяча.
Где мой Мастер?
Все-пигмеи по сравнению с ним.
Никогда, никогда я не буду с другим.
(Выход Бигимота)
Бегемот:
Не надо чёрной тоски и терзаний.
Не люблю, когда женщины плачут.
В нашем мире довольно страданий.
Но гордые их от завистников прячут.
Как ты могла, как ты забылась?!
Маргарита:
Унылые дни,как тюремная стража, стоят.
(Вставка выход Мастера)
Муз. «Шторм» (фон лирика, выход мастера)
При встречи подымает кружит, обнимает.
Садится за стол пишет роман
Она наливает из чайника воду в кружку.
Подходит к нему берёт рукопись, читает, прижимает листы к груди, облокотившись на стол.
Марго:
Ты мой мастер,
(ложит голову на плечо.)
Берут бокал вина делают глоток.
Она садится на мягкий диванчик вышивает шапку слово «Мастер»
Мастер садится за стол пишет книгу,
Они изредка поглядывают друг на друга.
Марго:
Я предсказываю слово Мастер, только работай быстрее, я жду эти последние
волшебные слова, пятый прокуратор Иудей,
всадник Понтий Пилат (вздыхает), в этом романе вся моя жизнь…
(Выход Волонд)
Мир многомерен.
Смертным не понять
Его законов, смысла и историков.
Но веру даже мне у смертных не отнять.
Как даже Бог их не избавит от пороков.
Пусть получит по вере каждый
Где моя чаша?
(Волонд Подаёт чашу)
Пей, Маргарита.
(Марго с ужасом отклоняется)
Пей! (Марго пьёт)
Марго:
Это кровь Земли.
Как терпишь всё, страдалица ты наша?
Взрывают и казнят,
И льется кровь потоком.
Ни жалости в них, ни любви.
Когда ж ты, человек,
Вернёшься к истине истокам?
Мастер:
Оставь меня, со мной ты пропадёшь.
Не выжить в этом мире
Нам с тобою, Маргарита,
В бесчестном мире, где обман и ложь.
И истина от глаз людских сокрыта.
Марго:
Любимый мой!
В твоих глазах пустыня.
Больна душа твоя.
Но твой роман о Иешуа-святыня.
И только ты- моя семья.
Мастер:
Я понял всё. Я мёртв и жив.
Весь этот дикий мир-подвал,
Где гибнет, вянет всё живое.
Пусть лучше дьявольский финал,
Чем угасание пустое.
Марго:
Гори страданье!
(зажигает огонь)
Гори, фальшивый мир,
Продажность, суета, бесчестье скука…
О, как я благодарна вам, мессир,
Что с Мастером моим
Мне грозит разлука?
II-часть
(Немая сцена. Все персонажи застыли в характерном для них движении, в это время Бегемот играет на скрипке.)Муз. «Дориме»(выход греха)
Страшный грех:
Я самый страшный грех.
Я - трусость.
Числа четырнадцатого месяца нисана
В Ершалаиме я торжествовал.
В семье пороков, где правит был жесткость,
Где нет дыханья без обмана,
Пою победный я хорал.
Спасителя распяли на столбе, как вора.
Слепцы и подлецы!
Не спрятаться от этого позора.
Я – грех, но корчусь от стыда.
Я ваше порождение, о люди!
Не избежать вам Страшного Суда!
Проклятие на голову тому,
Кто это позабудет!
Муз. «Дориме»
I-cцена
(Понтий Пилат. Вводят Иешуа.)Понтий Пилат:
Предстань передо мною, арестант,
И отвечай, кто позволенье дал народу
Небесную награду обещать?
Какой ты выдумал в себе талант?
Что можешь в оправдание сказать?
И что такое истина, ты знаешь?
Как близок к Богу своему, ты помнишь?
(хватает за голову, стонет)
Ты всех считаешь добрым?
И даже Крысобоя Марка?
А для него нет лучшего подарка
Тебя до смерти исхлестать плетьми.
Ты всех считаешь добрыми людбми?
А что ты в этом понимаешь?
Наивен ты, и многого не знаешь.
Законом ли ты с Иудой, правду говори!
Га-Ноцри:
Я никогда не лгал,
Ведь правду говорить как воду пить,
Прозрачной и хрустальной чистоты.
Понтий Пилат:
Он не в себе, он не в своем уме.
Га-Ноцри:
Хотел он знать, что думаю о власти.
Понтий Пилат:
И что же ты сказал (шепотом).
Молчи, молчи.
Га-Ноцри:
Я просто вслух мечтал, что будет время и исчезнет старость,
И будет царство истины на свете.
Тогда не нужной станет власть.
И будут все невинными, как дети.
Зачем тогда цари?
Понтий Пилат:
Презренный раб, не ври!
Не будет царства истины,
Ты,Богу помолись.
Тебя он не осудит
А я тебя сужу, настал твой смертный час
И ты умрёшь?
С тобой на столб свою ты правду не возьмешь
А там могли Всевышнего за нас.
Понтий Пилат: (страже)
Увести!
Я, видит Бог,
Хотел его спасти.
Га-Ноцри:
Мне жаль тебя, о добрый человек!Ты не меня казнишь – себя обрёк навек!
Что муки на кресте –
В веках я слышу плач о преданном Христе
Вся ваша суета, держащие Закон, холодный зимний сон
Для бесконечности,
Как эхо в мертвых скалах он!
(стража уводит Га-Ноцри)Волонд:
Оказывается, как истина проста.
Варраву выбрали, а не Христа!
И что же будет с тобою, человек?
И с кем пребудешь ты вовек?!
(Муз. «Реквием» Моцарт) (танец)

Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» - культовое произведение. В полной мере окунуться в атмосферу книги и пообщаться с ее героями мечтают многие.

Некоторым томичам это сделать удалось - вечером 22 ноября в Научной библиотеке ТГУ прошел литературный квест по знаменитому мистическому роману.

Это уже третий литературный квест, который проводится в «Научке». Первые два были посвящены сказкам «Тысяча и одна ночь» и произведениям Николая Гоголя. Проект мгновенно завоевал популярность - билеты на «Мастера и Маргариту» были раскуплены буквально за час (при том, что продажа началась за неделю до мероприятия).

Главным организатором необычного мероприятия была Алена Лыкова, член учебной комиссии Профсоюза студентов ТГУ. Она сама писала сценарий, подбирала актеров для квеста, вела переговоры с руководством Научной библиотеки.

Подготовка мероприятия началась еще в сентябре. Самым сложным в проекте была документальная часть - договориться с дирекцией библиотеки, проректором по безопасности. - рассказывает Алена, - Но и творческая часть тоже была нелегкой. Создать сценарий по этому произведению было трудно. До этого я уже участвовала в подобных проектах, писала сценарий литературного квеста по сказкам «Тысяча и одна ночь», и это было несравнимо легче. Восточные сказки не несут такой смысловой нагрузки, как роман Булгакова. А мне очень важно было передать основную мысль «Мастера и Маргариты» - пройдя через испытания, человек преображается и получает за это награду.

22 ноября в девять часов вечера в холле Научной библиотеки толпится народ. Сорок счастливчиков, обладающих заветными билетами, разделили на четыре группы. Участникам были вручены разноцветные бумажные цветы, которые обозначали принадлежность к определенной команде. Игроки должны была пройти несколько испытаний и получить награду - приглашение на бал великого Воланда.

Атмосфера в библиотеке вполне соответствовала той, что царствовала в романе: огромные залы, в которых царит полумрак, свечи, лестничные перила обвиты лентами, звучит скрипичная фуга Баха. Игроков встречали герои романа Булгакова: Воланд, кот Бегемот, Азазелло и Мастер. Они же и раздавали участникам квеста различные задания: интеллектуальные, на быстроту реакции, на умение слушать окружающих и работать в команде. Например, каждый участник команды должен был с завязанными глазами пройти по лабиринту, прислушиваясь к рекомендациям и советам своих соратников. Не обошлось и без «библиотечных» заданий: чтобы перейти на следующий уровень, игрокам было необходимо как можно быстрее найти книги по библиотечным шифрам.

Проверяли «гостей» бала и на знание сюжета романа. Игроки должны были продолжить цитаты, сопоставить имена героев с их определениями, разгадать загадки. К сожалению, выяснилось, что участники квеста знают роман (как и в целом советскую литературу 30-х годов прошлого века) не очень хорошо. Когда потребовалось выбрать из списка, настоящую фамилию поэта Ивана Бездомного, игроки растерялись и прозвучал вариант… «Бендер».

Больше всего мне понравилось искать книги, - признается участница квеста, студентка Исторического факультета ТГУ Екатерина. - Это так увлекательно: переходить от полки к полке, перебирать книги, осматривать их, понимать, что ты ошибся и искать новое издание.

Несмотря ни на что, в финал прошли все игроки. Участникам квеста были вручены золотые карточки, являющиеся пригласительными на бал Воланда.

Бал проходил в самой красивой части библиотеки - в восточном корпусе с его высоченными потолками, широкой лестницей и роскошным интерьером начала ХХ века. Участникам бала пообещали преображение и несколько раз предупредили: «Никогда не разговаривайте с котами! Особенно - с черными». Как и в романе Булгакова на лестнице гостей встречала хозяйка бала Маргарита. Правда, в отличие от героини книги девушка на библиотечном балу была одета в длинное вечернее платье.

Гостей бала угощали чаем, сладостями, фруктами и даже пиццей. Организаторы квеста подготовили также несколько концертных номеров: старинные танцы, выступление скрипача, а также разыграли сцену из романа.

Все гости бала получили подарки - сертификаты на бесплатное пользование интернетом, билеты в кино и проч.

Участники литературного квеста остались довольны - и наградами, и всей игрой.

Побывать в библиотеке ночью - вот это авантюра! - заявляли довольные студенты. А организатора мероприятия выразили надежду, что в следующий раз участниками захватывающего литературного квеста смогут стать все желающие, а не строго ограниченное количество людей, как получились в этом году.

Текст: Наталья Бабенко

Этот квест закрыт

Возрастное ограничение: До 16 с родителями или с разрешением родителей

Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, у метро Маяковская, появились четыре гражданина. Четверка были не кем иными, как экспертами Гильдии квестов, отправившихся на разгадку тайны нехорошей квартирки, расположенной по соседству с музеем М.А. Булгакова на Большой Садовой, 10. Попав во двор известного многим дома, эксперты первым делом бросились к пестро раскрашенному трамвайчику (да и к другим достопримечательностям дворика), а затем и в соседний от входа в музей Булгакова подъезд. Несколько ступеней наверх по очень колоритной лестнице и четверка оказалась в гостях у талантливой команды квестов Шредингера, организовавших игру по мотивам, наверное, самого известного произведения писателя - "Мастер и Маргарита". Стоит ли говорить, что тесное соседство с "настоящей" нехорошей квартирой добавляет дополнительной атмосферности квесту? Впрочем, и без этого декорации, ряд креативных решений команды создателей и реквизит, буквально пропитанный стариной и той эпохой, порадуют каждого игрока.

В квесте "Мастер и Маргарита" есть и интересные переходы и дополнительные эффекты, которые с успехом создают таинственную обстановку. В целом от игры, созданной командой Квеста Шредингера остается приятное впечатление старого доброго "олдскульного" квеста в реальности, такого, как помнят опытные игроки в начале эры эскейпрумов.

Естественно, в игре не обошлось без отсылки к первоисточнику, однако для прохождения знание романа не обязательно и будет являться лишь дополнительным бонусом читателям.

Загадки интересны, разнообразны и вписаны в сюжет. Несмотря на кажущуюся старину части реквизита, многие задачи весьма техничны, что всегда интересно. Игрокам понадобятся не только внимательность и наблюдательного, но и предстоит решение логических задач. Уровень сложности заданий не самый простой, что понравится и опытным игрокам и смелым новичкам. В квесте также присутствуют командные задания, так что выбраться из нехорошей квартиры в одиночку не получится.

Особой ловкости и чудес эквилибристики проявлять так же не потребуется. На бал к сатане можно явится в любой, даже парадной одежде, не боясь ее испачкать или повредить. Дамы могут выбрать платье и каблуки.

Несмотря на то, что выбраться из нехорошей квартиры будет не просто, в ней вполне безопасно для игроков любых возрастов. Самостоятельное прохождение: 16+, младше 16 лет в сопровождении взрослых.

Хотелось бы отметить, что сюжетно в игре предусмотрено несколько финалов для команд, однако на практике осознанный выбор, стоящий перед командой сделать в полной мере не удается.

Подвести итог можно было бы цитатой из знаменитого романа:

"- Я в восхищении, - монотонно пел Коровьев, - мы в восхищении, королева в восхищении.

Королева в восхищении, - гнусил за спиною Азазелло.

- Я восхищен, - вскрикивал кот."

Заявление, пожалуй, несколько громкое, однако квест "Мастер и Маргарита" оставляет приятные воспоминания, которыми хочется делится с друзьями по команде, а уровень задач и атмосфера делают его одинаково интересным для игроков с любым опытом в мире квестов. Так что, все на бал к Воланду!

Точную цену игры уточняйте при бронировании на сайте компании.

Если вам понравился обзор квеста, забронируйте его на сайте компании Квест Шрёдингера .

Если вы нашли опечатку, выделите текст и нажмите клавиши Ctrl + Enter



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Доступно в форматах: EPUB | PDF | FB2 Страниц: 352 Год издания: 2009 Дважды Герой Советского Союза В.С.Архипов прошел путь от красноармейца...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS