Главная - Дикция
Парк победы памятник трагедия народов. Олег давыдов


4 января скульптору Зурабу Церетели исполняется 82 года. Свой день рождения мастер встречает на строительной площадке. На берегу Атлантического океана в Пуэрто-Рико, где начинается завершающий этап сооружения самого высокого памятника человеку на Земле. Об этом памятнике ещё предстоит услышать миру, а мы решили вспомнить 10 самых известных работ Зураба Константиновича.

1. Монумент «Дружба народов»



В 1983 году в честь 200-летия воссоединения Грузии с Россией в Москве был установлен «парный» памятник - монумент «Дружба народов».. Это одна из самых известных ранних работ Церетели.

2. Монумент «Добро побеждает Зло»


Скульптура установлена перед зданием ООН в Нью-Йорке в 1990 году и символизирует окончание холодной войны.

3. Монумент Победы



Эта стела была возведена в рамках мемориального комплекса на Поклонной горе в Москве, открытого в 1995 году. Высота обелиска составляет 141,8 метра – по 1 дециметру за каждый день войны.

4. Статуя Георгия Победоносца на Поклонной горе



У подножия Монумента Победы установлена ещё одна работа Зураба Церетели – статуя Георгия Победоносца, одного из важных символов в творчестве скульптора.



В городе Севилья в 1995 году была установлена одна из самых известных в мире работ Церетели – монумент «Рождение нового человека», достигающий в высоту 45 метров. Уменьшенная копия этой скульптуры находится в Париже.

6. Памятник Петру I


Воздвигнут в 1997 году по заказу Правительства Москвы на искусственном острове в развилке Москвы-реки и Водоотводного канала. Общая высота монумента составляет 98 метров.

7. «Святой Георгий Победоносец»



Эта скульптура установлена на 30-метровой колонне на площади Свободы в Тбилиси – Святой Георгий является покровителем Грузии. Монумент был открыт в апреле 2006 года.

8. «Слеза скорби»



11 сентября 2006 года в США был открыт памятник «Слеза скорби» - подарок американскому народу в знак памяти жертв 11 сентября. На церемонии открытия присутствовали президент США Билл Клинтон и президент России Владимир Путин.



В 2010 году на пересечении улиц Солянка и Подколокольного переулка был установлен монумент в честь погибших во время захвата школы в Беслане в 2004 году.



Установлен вблизи Тбилисского моря. Композиция состоит из трёх рядов 35-метровых колонн, на которых в виде барельефов изображены грузинские цари и поэты. Работа над ним продолжается.


Арх. М. Посохин, В. Богданов, скульпторы Ю. Александров, В. Клыков, О. Комов;
1979

Интересные сведения об истории проектирования Памятника Победы на Полконной горе излагает в своих воспоминаниях В.В. Гришин, бывший в 1967-85 гг. Первым секретарем московского городского комитета партии. Приведу отрывок из его книги, снабдив повествование собранными мной из разных источников проектами.


"Решение о сооружении монумента в честь Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов и музея было принято Правительством СССР в сентябре 1952 года. Тогда был проведен открытый конкурс на разработку проекта. Лучшим был признан проект, предложенный архитектором Л. Рудневым. Внутреннюю часть музея Отечественной войны доработал архитектор Я. Черняховский. Однако их предложение принято не было. В 1957 году Министерство культуры СССР, Госстрой СССР и Мосгорисполком объявили новый конкурс на лучший проект памятника Победы. В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР 23 февраля 1958 года в торжественной обстановке состоялась закладка памятника на Поклонной горе (точнее вблизи этой горы), в которой вместе с представителями партийных и общественных организаций, трудящихся Москвы приняли участие и воины Московского гарнизона, а также прославленные военачальники - маршалы Советского Союза Р.Я. Малиновский, И.С. Конев, В.Д. Соколовский, СМ. Буденный, маршал авиации К.А. Вершинин, адмирал флота СССР С.Г. Горшков и другие. Москвичами были выполнены работы по посадке деревьев и кустарников в будущем парке Победы.



То же

На второй Всесоюзный конкурс проектов Памятника Победы было представлено 153 предложения с рисунками и чертежами, которые были выставлены для всенародного обозрения и обсуждения в Выставочном зале павильона Центрального парка культуры и отдыха им. Горького. Жюри конкурса, в которое входили видные художники, скульпторы, архитекторы, общественные и военные деятели (Е.В. Вучетич, И.С. Конев и др.) определило, что ни один из представленных проектов принят быть не может. В последующие годы было проведено много (около 20) всесоюзных и московских открытых, заказных, закрытых и других конкурсов на лучший памятник Победы. Но все они не дали результата.

В 1980 году в Выставочном зале Манежа была развернута очередная выставка конкурсных проектов памятники. Ее осмотрело много людей, представителей трудовых коллективов Москвы. Поддержку получили проекты, выполненные архитекторами, скульпторами и художниками М. Посохиным, Б. Богдановым, Ю. Александровым, Н. Томским, Л. Голубовским, Е. Русаковым, В. Клыковым и другие. По итогам рассмотрения проектов жюри Министерством культуры СССР, Госстроем СССР, Мосгорисполкомом было поручено доработать отобранный проект двум группам архитекторов и скульпторов, возглавляемым М. Посохиным и Н. Томским. Доработанный проект был одобрен жюри, Министерством культуры СССР, Госстроем СССР, Мосгорисполкомом. Он был согласован с Союзами художников, архитекторов, другими компетентными организациями, просмотрен и одобрен представителями коллективов трудящихся и представлен на утверждение в ЦК КПСС и Совет Министров СССР.


Проект памятника Победы на Поклонной горе;
Скульптор Н. Томский, арх. Л. Голубовский, А. Корабельников, художник Ю. Королев, скульптор В. Едунов;
1979

11 февраля 1983 года после ознакомления с проектом членов Политбюро ЦК, членов Президиума Совмина Политбюро ЦК КПСС одобрило проектное предложение по памятнику Победы скульптора Н. Томского, архитектора М. Посохина. В состав комплекса памятника входили: главный монумент Победы (тема «Советский народ под Красным знаменем В.И. Ленина, под руководством Коммунистической партии одержал Великую Победу в Отечественной войне против германского фашизма»). Далее - музей Отечественной войны с залом Славы и, наконец, парк Победы. Место строительства - рядом с Поклонной горой.

Затем были приняты два постановления Совета Министров СССР от 21 апреля 1983 года № 349 и от 14 сентября 1984 года № 972. (А перед ними вышло два решения ЦК КПСС от 11 февраля 1983 года и 14 апреля 1983 года). Этими постановлениями утверждался проект памятника Победы. Поручалось Министерству культуры СССР и Мосгорисполкому осуществить сооружение памятника. Устанавливались сроки окончания строительства - 1989 год. Проект памятника Победы неоднократно рассматривался на совместных заседаниях градостроительного совета Москвы, художественно-экспертного совета Министерства культуры СССР, Союза художников СССР, Союза архитекторов СССР, в Министерстве обороны и другими. Он был одобрен и утвержден этими организациями. Проект монумента выставлялся в Манеже, в Выставочном комплексе на Крымской набережной, публиковался в газетах, показывался по телевидению, подвергался широкому обсуждению жителями Москвы и других регионов страны.



То же

В обсуждении и утверждении проекта памятника участвовали около 150 руководителей и представителей творческих организаций, в том числе председатель правления Союза архитекторов А.Г. Рочегов, председатель Госгражданстроя И.Н. Пономарев, президент Академии художеств Б.С. Угаров, первый секретарь правления Союза художников СССР Н.А. Пономарев, секретари правления Союза художников СССР Тт. Салахов, А.Е. Ковалев, И.П. Абросов, В.В. Горяинов, председатель правления Союза художников РСФСР С.П. Ткачев, секретари Союза художников В.М. Сидоров, O.K. Комов, М.Н. Смирнов, народные художники СССР Л.Е. Кербель, Ю.К. Королев, директор Института Военной истории МО СССР П.А. Жилин и многие другие.

В начале 1984 года начались строительные работы по сооружению памятника Победы на средства, заработанные трудящимися Москвы на коммунистических субботниках, и добровольные взносы граждан (всего около 200 млн. рублей).

В 1986 году на съезде писателей СССР поэт Вознесенский выступил с разносной речью по поводу строящегося памятника («Я буду ехать ночью по Минскому шоссе и буду видеть черный топор на Поклонной горе...») Потом была организована широкая критика проекта памятника на страницах газет и журналов («Советская Россия», «Московская правда», «Огонек»). В выставочном зале на Крымской набережной снова были выставлены проектные материалы, макет основного монумента. Радио, телевидение, печать усиленно призывали посетить выставку и высказать свое отрицательное отношение к проекту. В ходе выставки собирались все отрицательные отзывы о проекте. Критика открыто подогревалась группой заинтересованных лиц, представителями средств массовой информации. Этими усилиями проект памятника был завален. Центральные и московские руководящие органы приняли решение приостановить строительство комплекса.



То же. Макет

Осенью 1986 года был объявлен открытый Всесоюзный конкурс на монумент памятника Победы. Потом проектные предложения были выставлены для ознакомления в Манеже. В ходе просмотра и обсуждения предложений, вследствие неправильной и тенденциозной информации, вносились предложения «восстановить» Поклонную гору, якобы срытую в ходе строительства памятника Победы, восстановить Парк Победы как будто бы уничтоженный строителями, демонтировать все, что уже было сооружено, и тому подобное - экстремистские и провокационные требования. Особую активность в этом деле проявляли члены так называемого объединения «Память», журналисты и писатели - Вознесенский, Коротич, Рой Медведев и им подобные, а также газета «Московские новости», журнал «Огонек» и другие. Безответственность этих выступлений очевидна. Строительство памятника Победы началось на одной из высоток (с отметкой 170,5), расположенной в километре от Поклонной горы. Земля, на которой началось строительство, не срывалась (наоборот - была проведена подсыпка грунта). Парка Победы как такового не было. Там был организован чахлый лесопитомник по выращиванию посадочного материала.

В итоге конкурса 1986-1987 годов ни одно предложение по монументу принято не было. Был объявлен новый конкурс. Мосгорисполком под давлением экстремистов-«ниспровергателей» принял решение о прекращении строительных работ на памятнике.



Памятник Победы на Поклонной горе;
Скульпторы Н. Томский, О. Кирюхин, Ю. Чернов; арх. Я. Белопольский, Л. Голубовский, А. Полянский, Б. Рубаненко; художник-монументалист Ю. Королев;
Проектное предложение, 1983-86


То же. Макет

К этому времени в строительство памятника было вложено 32 млн. рублей. Кроме того, 13 млн. рублей из средств Моссовета было израсходовано на расширение Минского шоссе и устройство разъездов в разных уровнях на Фили. Здание музея было смонтировано на 86%. В стадии завершения находились работы по строительству ряда сооружений административно-хозяйственной зоны. Выполнен большой объем работ по мощению главной и других аллей парка, прокладке коллекторов для теплового и электрического снабжения объекта. Велись работы по посадке ценных пород деревьев. Осуществлявшийся проект памятника Победы у многих людей, особенно ветеранов войны, возражений не вызывал. За время обсуждения проекта и строительства комплекса в городские организации поступило много писем, было много публикаций с одобрением спроектированного и сооружаемого памятника и просьбами об ускорении его строительства.



Главный монумент памятнка Победы в Москве. Конкурсный проект;
Арх. Е. Розанов, В, Шестопалов, Е. Шумов, скульптор Л. Кербель;
1986

Большое возмущение, особенно у ветеранов войны, вызвало прекращение строительства памятника. По этому поводу поступило много писем в адрес центральных и московских партийных и советских органов. Так, например, большая группа ветеранов войны, представляющих 4,5 тысячи человек, обратилась в ЦК партии и МГК КПСС с письмом, где говорилось: «Прекращение строительства памятника, которого требуют отдельные личности, это удар в первую очередь по ветеранам, инвалидам войны и труда...» Они просили завершить строительство памятника к 45-летию Победы в Великой Отечественной войне. 183 ветерана 1-й Гвардейской танковой армии в письме просили МГК КПСС не дать заморозить строительство памятника Победы и тем дать возможность ветеранам увидеть мемориал, пока они живы. 28 ветеранов войны, участников военных парадов на Красной площади Москвы в 1941 и 1945 годах, писали: «Надо ускорить строительство (а не прекращать) мемориального комплекса Победы...» Большая группа ветеранов Отечественной войны писала в газете «Советская Россия» 1 апреля 1987 года: «Потеряно 30 лет. Но это не только время. Ведь победу завоевали своею кровью советские люди... Неужели никому из тех, кто защищал свою Родину и весь мир от коричневой чумы, так и не удастся увидеть общенародный монумент в честь нашей Победы?.. Считаем, что партийные органы Москвы, творческие союзы должны приложить все силы к тому, чтобы исправить положение и открыть мемориал к сорокапятилетию Победы». Эти и многие другие письма находятся в музее Великой Отечественной войны.

Итак, музейный комплекс Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов в Москве, который намечалось построить и открыть к 45-летию Победы, в результате злонамеренных усилий ряда лиц, стремления их и других опорочить все, что было сделано в 70-е и 80-е годы, не был сооружен вовремя..."

Из книги: Виктор Гришин. Катастрофа. От Хрущева до Горбачева". М.: Алгоритм: Эксмо, 2010. - 272 с. (

РОДИНА-МАТЬ (ЧЬЯ?) ОДЕРЖАЛА ПОБЕДУ (НАД КЕМ?)

Как-то весной на Поклонной горе появился очередной монумент Зураба Церетели - «Трагедия народов», представлявший собой очередь мертвяков, вышедших из могилы и направлявшихся к Кутузовскому проспекту около Триумфальной арки.

Олег Давыдов тогда работал в «Независимой газете» и вовсе еще не думал писать свои , но на Поклонную гору поехал. Достал компас, определил, как сориентированы по странам света произведения Церетели, расставленные по Поклонной горе. Сравнил это все с другими советскими военными мемориалами и сделал столь интересные выводы, что вскоре после того, как его статья была напечатана в «Независимой газете», в редакцию пришло письмо из Московской мэрии с обещанием убрать мертвецов. И их действительно убрали, но - не очень далеко. Еще и сегодня случайный прохожий может вдруг поседеть, а то совсем окочуриться, набредя ночью на огромных вурдалаков, повылезавших из земли в одном из закоулков Поклонной горы. Вот эта статья , актуальная и сегодня .

Начну издалека. Едва ли не самое знаменитое произведение в мемориальном роде — Памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы в Волгограде на Мамаевом кургане. Автор Вучетич. Наиболее заметная скульптура — Родина-мать. Когда ходишь под ней, какое-то неприятное, тяжелое чувство охватывает. Что-то не то. Некоторые говорят, что это связано со страхом — что вот возьмет эта махина и рухнет на тебя. И придавит (между прочим, когда я недавно бродил среди народа на Поклонной горе, там тоже слышались постоянные разговоры о “придавит”). Но это недоверие к технологии скорей всего лишь рационализация более фундаментального ужаса, — ужаса, который дремлет у нас всех в крови и который как бы пробуждается, когда мы козявками ползаем у ног чудовищных изваяний. Причем дело не только (и даже не столько) в масштабах, а в чем-то другом. В чем же? А вот разберемся.

Вспомните: в Волгограде Родина с мечом стоит на берегу Волги. Фасадом к реке. И слегка оборачивается назад. Зовет своих сынов. Все вроде нормально. Мы настолько привыкли к этому монументу, что уже и не замечаем его вопиющей нелепости. Но если посмотреть беспристрастным взглядом, неизбежно полезут в голову крамольные мысли: чья это мать и вообще — кому и чему это памятник? Героизму солдат, выстоявших в Сталинграде? Но тогда фигура женщины должна была бы сдерживать натиск врага, рвущегося к Волге, а не изображать неудержимый порыв к Волге же. Поскольку ни по каким признакам нельзя определить национальной принадлежности вучетичевой Матери-родины, остается предположить, что она изображает собой мощь Германии, дошедшей до Волги, вышедшей (как и было в реальности) к самому берегу великой русской реки. А как же иначе, если символическая женщина вся в порыве на восток и как бы зовет за собой своих верных сынов.

Впрочем, впереди женщины с мечом (валькирии?) есть еще мужчина, вооруженный автоматом и гранатой. Он тоже стоит лицом к Волге и изображает собой как бы передового бойца. Какой армии? Это не очень понятно, поскольку он голый, а антропологический тип на уровне тоталитарной скульптуры у русских и немцев не отличается (среднеевропейский с элементами нордического). Если бы на нем была хотя бы русская военная форма, можно бы было рассуждать о том, почему это русский солдат замахнулся гранатой на Волгу? А так получается, что Фриц отнял у Ивана автомат (наш ППШ с дисковидным магазином — оружие все же более мощное, чем немецкий “шмайсер”) и вышел к Волге. Солдат этот, кстати, стоит как раз в воде, в некоем специальном водоемчике, изображающем, видимо, Волгу, громоздится на глыбе, исписанной граффити, типа “Стоять насмерть”, но — фигура солдата все же располагается выше всех этих обычных наших героических граффити...

То есть можно сказать, что солдат попирает это святое для русского сердца “выстоим” ногами. Но самое поразительное, что слева и справа по ходу движения голого солдата и его матери к Волге располагаются действительно русские солдаты, одетые в русскую форму, но — какие-то в большинстве своем коленопреклоненные и согбенные. Они как бы расступаются перед мощным движением на восток беззаветного берсеркера, сопровождаемого чудовищной валькирией, образуют коридор для свободного движения супостата к реке. Но ведь это уже, так сказать, монументальная клевета. Всем известно: советская армия выстояла в Сталинградской битве, хотя в некоторых местах противник и добрался до самой Волги, вымыл, так сказать, в ней сапоги.

В общем, какой-то двусмысленный мемориал создал скульптор Вучетич. Но кстати, в этой связи замечательно то, что несколько лет назад Волгоград потрясали протесты против установки маленького памятника австрийским солдатам, погибшим в Сталинграде. И никому тогда не пришло в голову, что огромный памятник немцам и их союзникам давным-давно установлен в городе русской воинской славы.

Впрочем, можно истолковать символику мемориала на Мамаевом кургане немного иначе. Женщина с мечом — это символ отступающей Советской Армии (или шире — России), аллегория излюбленной нашей “скифской войны” (вперед, вглубь России), когда противник заманивается в недра страны и там успешно уничтожается. Тогда это памятник русскому мазохизму, который (мазохизм) достоин, конечно, увековечивания в грубом железобетоне, но — ведь такие вещи надо отчетливо понимать и соответствующим образом к ним относиться: тут уже не о героизме должна идти речь, а о некотором болезненном отклонении от нормы. Между тем, несомненно то, что и оборона Сталинграда, и в целом победа в Великой войне — деяния именно героические. Но их злостно переосмысляют советские скульпторы.

Волгоградская Родина-мать не одинока. Например, женщина, олицетворяющая Родину-мать и Победу в городе Киеве (тоже вышедшая из мастерской Вучетича), располагается на правом берегу Днепра и, соответственно, смотрит на восток. То есть — практически все, что сказано о Родине на Мамаевом кургане, здесь можно повторить. Ну разве что добавить, что, возможно, это какая-нибудь специфически хохлятская Родина, божественная покровительница вояк, скажем, дивизии СС “Галичина”, укомплектованной в основном западными украинцами, или, быть может, бандеровских бандформирований. Кстати, вздетые вверх руки этой киевской матери (в одной - щит, в другой - меч) вместе с головой образуют “трызуб”, ставший ныне гербом Украины.

Однако вернемся в Москву, на Поклонную гору, к церетелевскому мемориалу. Тут тоже, конечно, есть женщина. Называется она Нике (по-русски — Победа). Располагается она высоко, на чем-то вроде иглы. Лицом обращена — не совсем на восток. Скорее, на северо-восток, точно — на Триумфальную арку, но, во всяком случае, — отнюдь не на запад. Как видим, тенденция сохраняется. Оно конечно, женщина на игле в данном случае не называется Родиной-Матерью и держит в правой руке не меч, но венок, то есть — как бы увенчивает кого-то этим венком. Очевидная разница.

Но если присмотреться внимательней, на первый план выйдет типологическое сходство московского монумента с мемориалом на Мамаевом кургане. Общее тут и там — женщина на большой высоте, а под нею, чуть впереди, некий воин. На Поклонной горе он все-таки одет — в какие-то доспехи, которые вполне можно принять и за древнерусские. Сидит на вставшем на дыбы коне, в правой руке держит не гранату, а копье, упирающееся в шею дракона. Дракон преогромный, он служит постаментом для относительно маленького всадника, весь исчерчен фашистской символикой и уже расчленен на куски (когда успел всадник проделать эту мясницкую работу, остается только гадать).

Если провести сопоставление двух монументальных композиций, то станет очевидно, что московский Дракон — это (семантически) та самая исписанная героическими лозунгами глыба, на которой зиждется голый солдат в Волгограде. А Георгий с Поклонной в таком случае соответствует голому солдату с нордическим ликом, установленному на Мамаевом кургане. За каждой из этих двух воинственных фигур располагается гигантская женщина: в одном случае — просто головокружительной высоты, а в другом — на головокружительной высоте. Эти разноименные женщины, вдохновляющие (подгоняющие, поощряющие, зовущие) монументальных воителей на бой, — не просто аллегории Родины или Победы, это скульптурные изображения некоего женственного божества, выходящего из бессознательных глубин души скульптора, когда он берется за свое ваяние, — разные воплощения одного архетипа...

Собственно, архетипичен треугольник: Женщина — Змей (Дракон) — Змееборец. В основе здесь - индоевропейский миф о поединке небесного громовника и поражаемого им рептильного хтонического божества. Женщина, из-за которой происходит схватка, увенчивает победителя (достается или предается ему). Это — в самых общих чертах, детали могут быть очень разные. Некоторые из них подробно разобраны в моих статьях “Голгофа змея” и “Насмешка неба над землей” (см. книгу «Демон сочинительства», издательство «Лимбус пресс», Санкт-Петербург-Москва, 2005 ). Не стоит здесь останавливаться на деталях, но стоит сказать, что в русской мифологии (от Нестора до ) Всадник-змееборец всегда ассоциируется с каким-нибудь пришельцем, а Дракон — с туземным божеством (об этом как раз много говорится в Олега Давыдова. — Ред . )

Конечно, Дракона можно изрисовать свастиками от головы до хвоста (так дети рисуют и пишут всякие глупости на заборах), но сущность-то мифа от этого не изменится: Дракон — это местное божество, которому суждено быть протыкаемым пришельцем, а уж женщина, которая влечет (а тем самым — толкает) пришельца, кем бы она ни была, увенчает победителя. Это, так сказать, общая подоснова змееборческого мифа, но, рассказывая его словами или посредством скульптуры, человек обычно привносит в него кое-что новое и интересное. Церетели привнес в миф расчлененку. Это оригинальный мотив, и хоть, конечно, можно найти изображения, на которых у Змея что-нибудь отрублено, но чтоб так — прямо нарезанная колбаса (конечности тоже, естественно отделены) на праздничном столе... такого я не припомню, тут автор знаменитого памятника единству советских народов (помните, такая фаллическая фиговина возле Даниловского рынка?) сумел сказать новое слово.

Не сомневаюсь, читатель уже догадался, символом чего является расчлененный Дракон. Конечно — символом расчлененного Советского Союза. А то, что Дракон изрисован свастиками, так это обычная метафорика перестроечных лет, когда коммунистическая идеология «совка» отождествлялась с фашизмом и был изобретен термин “красно-коричневые”. То есть памятник на Поклонной горе посвящен отнюдь не победе над фашистской Германией (как это нам рассказывают), а ровно наоборот — победе над коммунистическим Советским Союзом. И соответственно — никакого отношения эта женщина с иностранным именем Нике к Победе над фашистской Германией не имеет, но имеет прямое отношение к победе над коммунизмом и Советским Союзом. Кто его победил? Ну, скажем, некий агент западного влияния в средневековых доспехах и на коне. Всадник вот-вот соскочит с расчлененного Дракона и двинется к триумфальной арке (на нее и нацелен), вот только пока еще ждет ключей от Москвы, как Наполеон когда-то на той же Поклонной горе.

Сейчас меня вовсе не интересует вопрос — хорошо это все или плохо. Для кого-то, может быть, хорошо, для кого-то — плохо. Но вещи все-таки надо называть своими именами: Церетели построил памятник расчленению Советского Союза (как Вучетич построил памятник выходу фашистской Германии к Волге). И иного памятника этот певец дружной семьи народов построить не мог (кстати, его памятник дружбе напоминает фонтан Дружбы на ВДНХ). Не мог потому, что его волновали вовсе не победа в Великой Отечественной войне, а свершающееся на его глазах разрушение Советского Союза.

Вообще говоря, ваяние монументов — дело далеко не безобидное. Хотя бы уже потому, что они очень дорого стоят, видны всем, а делаются, как всякое произведение искусства, в некоем горячечном полубреду. Точно так же, как пишутся стихи или романы — нечто прет из души человека и превращается в текст. А уж что там из тебя выперло — чернуха или божественное песнопение — видно будет потом и другим. И может быть — очень нескоро. Но, во всяком случае, стихи или рисунки — это вещи, не требующие таких материальных затрат, как монументы, и — не так мозолят глаза. Написал плохой стих — ну, неудача: посмеялись и забыли. А монумент остается. И что же с ним делать? Демонтировать, как памятник Дзержинскому? Или оставлять как памятник безумию времени, которое настолько потеряло элементарный здравый смысл, что неспособно отличать правую руку от левой и коричневое от красного.
Короче, каковы времена, таковы и мемориалы. В конце концов, это даже похвально, что столь оперативно появился памятник разрушению Империи зла. Плохо лишь то, что произошла досадная путаница, нечаянная подмена (я не допускаю даже мысли, будто Церетели понимает, что он, собственно, наваял). А в результате несчастных ветеранов лишний раз обманули — предложили им поклоняться не своей победе, а победе над собой (поскольку они воевали за Советсий Союз и в дальнейшем против него как государства по большей части ничего не имели).

И тут пришло время понять, что это за изможденные голые люди сдвигают могильные плиты и выходят из могил... Что хотел сказать этим автор — более или менее понятно: никто не забыт, мертвые восстанут из могил и так далее. Быть может, в духе новой политической конъюнктуры и моды на религию он даже хотел изобразить Воскресение мертвых. Но не удосужился узнать, что это значит и как это должно произойти. Не слыхал о том, что “Есть тело душевное, есть тело и духовное”. Не читал у Апостола Павла о том, что “не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою”.

Согласитесь, есть в этом тексте какое-то сходство с бредовыми фантазиями Церетели, но одновременно — как непохоже, даже полная противоположность... Церетелевские мертвецы встают из могил не преображенными, в полном тлении. Это именно не воскресшие из мертвых, а призраки, мертвяки, даже, может быть, вурдалаки, питающиеся живой человеческой кровью. Это сам ад выходит на землю, чтобы здесь воцариться, а вовсе не воскресшие из мертвых. Что за больная фантазия? И какой смысл она имеет?

В контексте всего, что мы уже знаем о церетелевском мемориале, все очень логично. Смотрите: мертвяки направляются в сторону Кутузовского проспекта и должны пересечь его перед Триумфальной аркой. Зачем? Неужели лишь для того, чтобы снова спуститься под землю там, где строится станция метро “Парк Победы”? Да нет, уж скорей они встанут стеной на пути у готового въехать через триумфальную арку в Москву конного Победоносца, расчленившего Дракона. Эти люди здесь уже однажды полегли и теперь снова встают на защиту столицы. Так что совсем не апостолом Павлом вдохновляется Церетели, а Галичем: “Если зовет своих мертвых Россия, значит — беда”.

Но впрочем, это все малоконкретные аллюзии. Реализм же действительной жизни состоит в том, что на пути победного шествия западнических реформ встают конкретные люди — вот эти вот самые обманутые ветераны и пенсионеры, которых многие радикально настроенные товарищи склонны считать мертвецами, хватающими живых. И именно эту коллизию столкновения старого с новым невольно воплотил мемориалозиждитель в своем замечательном творении. Ведь мысль о том, что пока не перемрут старики, реформы невозможны, была весьма популярна в определенных кругах, когда памятник еще только создавался. Теперь уже она популярна меньше, а все же в памятнике оказалась увековечена. Но заметьте: монументалист еще не знает, кто победит, мертвые у него пока еще только выдвигаются на оборонительную позицию, всадник, изничтоживший Дракона, еще не сдвинулся с места (возможно, кстати, что он из Дракона и вырос), стоит на трупе и ждет “Москвы коленопреклоненной”. Надеется: а вдруг эти голые бедолаги сейчас вручат ему ключи от города? Не дождется. Композиция мемориала не позволяет. Так и останется в нашей коллективной душе эта коренная неопределенность, недоговоренность...

Или кто-нибудь думает, что можно поставить перед Триумфальной аркой еще и бронзовых людей на коленях, лицом к западу?

Другие публикации Олега Давыдова на Переменах можно найти .

Парк Победы расположен на западе Москвы, между Кутузовским проспектом и веткой Московской железной дороги Киевского направления.
В ходе прогулки мы увидим Триумфальные ворота, Поклонную гору с цветочными часами, Храм Георгия Победоносца, а также многометровую стеллу Монумент Победы.

А если мы обернемся назад, то увидим арку Триумфальных ворот , расположенную на Кутузовском проспекте.

К ней мы обязательно вернемся, но сначала отправимся к Парку Победы.

Сейчас уже сложно представить столицу без мемориального комплекса на Поклонной горе, однако появился он сравнительно недавно, в 1995-м году, в честь 50-летия Победы. До этого Парк Победы, заложенный в 1958-м году, представлял собой одну из многочисленных садово-парковых зон города.

Поклонная гора - часть Татаровской возвышенности, в состав которой также входят Крылатские холмы и высоты Филевского лесопарка. Ранее Поклонная гора была значительно выше и больше по площади, с нее открывалась панорама на город и окрестности. Здесь останавливались путешественники, чтобы взглянуть на город и поклониться его церквям, отчего и появилось название горы. Здесь же торжественно встречали гостей города. Зная об этом факте, именно на Поклонной горе ждал в 1812-м году ключи от Москвы Наполеон Бонапарт.

В 1966-м году большая часть Поклонной горы была срыта. От нее остался лишь небольшой холм, расположенный в восточной части Парка Победы, непосредственно у выхода из метро.

Холм украшают цветочные часы - единственные в Москве. Они сооружены в 2001-м году и были занесены в Книгу рекордов Гинесса как самые большие в мире. Но из-за того, что технические элементы часовой системы постоянно находятся в условиях повышенной влажности и загрязненности, работают они не всегда, временами представляют собой просто большой цветник.

На вершине холма можно разглядеть небольшой деревянный крест. Он был установлен в 1991-м году во славу всех православных воинов - участников Великой Отечественной войны, предваряя строительство Храма Георгия Победоносца, возведенного к 1995-му году.

На сам холм подниматься необязательно, так как ни ступенек, ни каких либо других приспособлений не предусмотрено, придется подниматься прямо по траве, а если зимой, то и по снегу. Но если Вы уверены в своих силах, то можно и подняться. С вершины горы открывается неплохой вид на город.

Аллею «Годы войны» украшает одноименный комплекс фонтанов. Он состоит из 15-ти чаш, из каждой бьет по 15 струй, образуя, таким образом, число 255 - столько недель продолжалась война. В темное время суток фонтаны освещаются, подсветка выполнена в красных тонах, за нее фонтаны иногда даже называют «кровавыми фонтанами».

По левую сторону от фонтанов располагается скульптурный ансамбль, состоящий из 15-ти колонн , посвященных фронтам и другим подразделениям Советской армии.

Издалека скульптуры выглядят одинаково: колонна, установленная на гранитном постаменте, вершину украшают пятиконечная звезда и военные знамена.

А у основания каждой из колонн располагается барельеф, посвященный одному из подразделений.

Это поочередно: Труженики тыла; Партизаны и подпольщики; Черноморский, Балтийский и Северный флоты; 3-й, 2-й, 4-й и 1-й Украинские фронты; 1-й, 2-й и 3-й Белорусские фронты; 1-Прибалтийский фронт; Ленинградский фронт.

С аллеи «Годы войны» повернем налево, к Храму Георгия Победоносца. Он, как и большинство памятников, входящий в мемориальный комплекс, возведен в 1995-м году, в честь 50-летия Победы.

Фасад Храма украшают барельефы с ликами Спасителя, Богородицы и Святого Георгия.

Рядом со входом в Храм, мы увидим скульптуру, изображающую раненного солдата. Это Памятник пропавшим без вести солдатам без могил . Он был принесен в дар Москве республикой Украина.

От Храма можно вернуться на главную аллею парка или же, если там мы уже все осмотрели, подняться сразу к Монументу Победы. Лестница начинается сразу от памятника пропавшим без вести.

Архитектурный комплекс, включающий Монумент Победы и величественное здание Музея Великой Отечественной войны производит неизгладимое впечатление. Стела - один из самых высоких памятников Москвы, его высота составляет 142 метра. Вершину венчает скульптура богини победы Ники.

А у ее основания расположен памятник Георгию Победоносцу, поражающему дракона - символу победы добра над злом, взятого из православия.

Если немного отвлечься от военной тематики и оглядеться по сторонам, то мы увидим, что с возвышенности, на которой расположен монумент, открывается великолепный вид на город. Слева - высотки Делового центра «Москва Сити» .

Справа - одна из знаменитых сталинских высоток - Главное здание МГУ на Воробьевых горах.

Между Монументом и входом в музей горит Вечный огонь .

Он появился в Парке Победы сравнительно недавно, значительно позже возведения скульптурного ансамбля Поклонной горы. В декабре 2009-го года сюда был перенесен Вечный огонь от Могилы Неизвестного солдата . В Александровском саду проводился ремонт инженерно-технических коммуникаций, а поскольку Вечный огонь не должен затухать ни на минуту, его было решено временно перенести. А в апреле 2010-го года, в канун празднования 65-летия Победы, указом Президента РФ Вечный огонь вошел в мемориал Парка Победы на постоянной основе, став третьим в столице после огней в Александровском саду и на Преображенском кладбище.

Миновав Вечный огонь, мы подходим к Музею Великой Отечественной войны. Осмотр экспозиций музея может занять целый день, поэтому внутрь мы сегодня заходить не будем, оставив посещение музея на другой день. Разглядев артиллерийские орудия времен Великой Отечественной, расположенные у входа, мы направимся в проход между колоннами здания.

Пройдем к правому крылу здания. Здесь расположен Памятник фронтовой собаке , установленный в память о четвероногих бойцах, помогавших солдатам в годы войны. Собаки служили в медицинских войсках (разносили медикаменты, а иногда и вытаскивая раненных с полей сражений), карауле, находили взрывчатку, помагали разведчикам. Собаки-подрывники, увешанные взрывчаткой, бросались под вражеские танки. Таким способом было уничтожено около 350 единиц боевой техники.

За деревьями мы увидим еще один памятник. Даже издалека он производит гнетущее впечатление.

Подойдя ближе, мы убедимся в правильности своих эмоций. Эта скульптурная композиция называется «Трагедия народов» , она посвящена всем жертвам нацистских концлагерей.

В центре - скульптуры исхудавших людей без одежды, а справа и слева - книги, детские игрушки, одежда, обувь и другие предметы быта, разбросанные в хаотичном порядке.

В правой части композиции установлена гранитная плита, на которой выбита надпись «Да будет память о них священна, да сохранится она в веках».

А если мы подойдем ближе и пройдем через узкий проход между фрагментами памятника, то увидим, что таких плит много. На них написаны эти же слова на разных языках - украинском, татарском, армянском, иврите и т.д., символизируя многонациональность жертв фашизма.

Рядом с «Трагедией народов» установлен еще один памятный знак, небольшая доска из гранита с бронзовым барельефом расположенная прямо на земле, носит название «Дух Эльбы» . Она посвящена встрече советских и американских войск на реке Эльба в апреле 1945 года.

Проходя мимо заднего фасада, вдалеке мы увидим еще один памятник, расположенный к нам спиной.

К нему мы обязательно подойдем, но позже. Если мы отправимся туда сейчас, то можем сбиться с маршрута и пропустить другие, не менее важные достопримечательности.

Вход на территорию платный, однако, цена чисто символическая (70 рублей). Можно также пройти вдоль ограды экспозиции, она выполнена из металлических прутьев, через которые большинство экспонатов можно рассмотреть и не заходя на территорию музея, а двигаясь вдоль ограждения.

В первой части экспозиции, расположенной у главного входа, представлена реконструкция боя времен начала войны, когда Советская армия держала оборону собственных территорий. По одну сторону условной линии фронта располагаются танки, артиллерийские установки гитлеровской армии,

по другую - советская техника.

Линию фронта олицетворяют траншеи, противотанковые ежи и другие оборонительные сооружения. В траншею можно спуститься, чтобы посмотреть на экспозицию снизу вверх, как это приходилось делать солдатам, сидящим в окопах.

Артиллерийские орудия:

Железнодорожная техника:

И даже авиация.

В коллекции представлены не только небольшие истребители, но и более мощные крылатые машины.

Огороженная от посторонних территория издалека похожа на свалку металлолома, но подойдя поближе, мы увидим, что это детали военной техники, найденные на полях сражений, из которых собираются экспонаты. Ведь в экспозиции нет ни одного муляжа, вся представленная техника действительно участвовала в боях Великой Отечественной.

Пройдя основную часть экспозиции, мы окажемся в небольшом перелеске. Здесь обустроена модель партизанского лагеря: землянки, сторожевая вышка и другие деревянные сооружения.

Следующая часть выставки посвящена военно-морскому флоту: здесь присутствуют корабельные моторы, орудия, рубка подводной лодки:

И даже целые части кораблей:

У выхода с территории экспозиции располагается коллекция военной техники одного из главных немецких союзников - Японии.

С территории выставки хорошо видно здание в восточном стиле с полумесяцами на куполах. Это мемориальная мечеть в честь воинов-мусульман погибших в Великой Отечественной войне.

Выйдя за ворота выставки, мы окажемся на перекрестке, от которого в разные стороны расходятся четыре дороги. В центре расположен небольшой памятник, выполненный в стиле католической часовни.

Объединение, созданное в годы Второй мировой войны для противостояния с фашистской Германией и ее сателлитами (в первую очередь, Италией и Японией), к 1945-му году насчитывало 53 государства. Кто-то реально участвовал в боевых действиях, кто-то помогал продовольствием и вооружением. Наибольший вклад в победу внес, разумеется, СССР, а из остальных стран принято выделять армии США, Великобритании и Франции. Поэтому, на фоне гранитной стелы увенчанной позолоченным символом ООН, расположены четыре фигуры солдат в форме армий именно этих стран.

Вернемся от памятника обратно к перекрестку. Стоя спиной к Музею ВОВ, а лицом к экспозиции военной техники, повернем налево, вглубь парка. Пройдя несколько десятков метров, мы увидим еще одну скульптурную композицию .

В центре ее располагается скульптура советских солдат Егорова и Кантарии, водружающих знамя Победы над Рейхстагом. В духе стен разрушенного Рейхстага выполнен и постамент под скульптурой, он расписан названиями различных городов Советского Союза: Ереван, Душанбе, Тбилиси, Ташкент и т.д. По бокам пьедестала установлены два бронзовых барельефа. На одним изображено торжество советских воинов на фоне все того же Рейхстага:

На другом - Парад Победы на Красной площади 1945-го года с сжиганием фашистских регалий.

А на гранитной плите за памятником выбиты слова: «В борьбе против фашизма мы были вместе!»

Эта скульптурная композиция появилась в Парке Победы в 2010-м году. Толчком к ее созданию послужили печально известные события в Грузии годом раньше, когда в городе Кутаиси был разрушен похожий монумент.

Памятник призван символизировать, что только благодаря единству и сплоченности людей различных национальностей и концессий наша страна одержала эту Великую Победу. Его создание - призыв к тому, что и сегодня братские народы должны жить в мире.

От памятника мы можем увидеть за деревьями строительный объект, обнесенный забором. Здесь пока нет ничего интересного, но это явление временное. Здесь полным ходом идет строительство часовни Армянской Апостольской церкви в честь воинов-армян, участвовавших в Великой Отечественной войне.

Снова вернемся к перекрестку и проследуем по оставшейся из четырех дорог, которая ведет к Кутузовскому проспекту (он уже виднеется вдалеке). Пройдя по ней, мы подойдем к необычному зданию с треугольным куполом, украшенным шестиконечной звездой Давида. Это еврейская мемориальная синагога , также установленная в память о Великой Отечественной войне.

Если мы вспомним все религиозные объекты, которые мы видели на своем пути, то сможем констатировать, что в Парке Победы представлены почти все основные религии народов - участников Великой Отечественной войны: православный Храм Георгия Победоносца, исламская мечеть, католическая часовня и еврейская синагога.

У выхода из парка установлена скульптура, изображающая советского солдата. Если приглядеться, то даже издалека видно, что форма на нем гораздо более современная, нежели та. Что носили в годы Великой Отечественной. Памятник посвящен воинам - интернационалистам, погибшим в Афганистане.

Памятник возведен в 2004-м году, а спустя пять лет рядом с ним появился еще один: прямо на аллее парка установлена самоходная установка БМД-1 (Боевая машина десанта).

Памятная табличка на броне гласит, что в 2009-м году состоялось сразу два юбилея: 20-летие вывода советских войск из Афганистана, а также 100 лет со дня рождения В.Ф. Маргелова, советского военачальника, который считается отцом-основателем современных десантных войск. Среди самих десантников даже распространена шутка, что аббревиатура «ВДВ» означает не «Воздушно-десантные войска», а «Войска дяди Васи» - в честь Василия Маргелова.

Выйдя с территории Парка Победы, мы окажемся на Кутузовском проспекте. Однако повернем сначала не направо, в сторону метро, а налево. Пройдя пару десятков метров, мы увидим еще один памятник, расположенный на небольшом холме. Композицию составляют три фигуры воинов разных эпох: древнерусский богатырь, гренадер Отечественной войны 1812-го года и солдат Советской армии.

Памятник носит название «Богатырям земли российской» и символизирует связь времен и неизбежность победы в войне, если эта война носит освободительный характер.

На этом наша прогулка почти закончена, однако мы оказались достаточно далеко от метро. Если Вы не устали и погода позволяет, можно вернуться обратно в парк и просто прогуляться по одной из аллей, идущих параллельно Кутузовскому проспекту. А можно сесть на любой любой общественный транспорт, курсирующий по проспекту и доехать до станции метро «Парк Победы», от которой мы начали свою прогулку.

Здесь стоит обратить внимание на памятник, который в начале пути мы видели только издалека - Триумфальные ворота. Арка, расположенная прямо над Кутузовским проспектом (машины проезжают между ее колоннами) установлена в честь победы в Отечественной войне 1812 года.

Традиция установки триумфальных ворот существует издревле. В 1814 году такие ворота, тогда еще деревянные, были установлены у Тверской заставы. Именно по Тверской дороге въезжали в город русские войска, возвращаясь из Европы после победы над Наполеоном. ВК 1834 году они были заменены каменными.

В 1936-м году, в ходе исполнения Генплана по реконструкции центра Москвы, Триумфальные ворота были демонтированы, его составные части помещены в Музей архитектуры, располагавшийся на территории Донского монастыря. Согласно плану, по окончании реконструкции площади Тверской заставы, ворота планировалось вернуть на прежнее место. Однако по ряду причин сделано это не было, и памятник целых полвека так и пролежал в хранилищах. Лишь в 1966 году было решено установить его на Кутузовском проспекте, неподалеку от Музея-панорамы «Бородинская битва». Так, к 1968-му году Триумфальные ворота появились на Кутузовском проспекте.

В 2012-м году, в ходе юбилейных торжеств 200-летия Победы в Отечественной войне 1812-го года, ворота прошли капитальную реконструкцию, поэтому сегодня выглядят прекрасно.

На этом наша прогулка завершена.

Добавить рассказ

1 /

1 /

Все памятные места

аллея Молодоженов

Памятник "Трагедия народов"

«Трагедия народов»
Памятник «Трагедия народов» расположен на Поклонной горе. Он был установлен в 1997 году в память о жертвах фашистского истребления людей. Автор памятника – академик Российской академии художеств З. К. Церетели. Скульптурная композиция высотою около 8 м.
Серая, бесконечная, непрерывная и обреченная очередь обнаженных мужчин, женщин, стариков и молодых, детей, которые идут на смерть. Настал их черед: женщина прикрыла рукой глаза ребенку, чтобы он не видел ужаса гибели, мужчина огромной ладонью защитил его грудь, это отчаянная и безнадежная попытка уберечь ребенка от смерти. Памятник «Трагедия народов» – это горестное воспоминание о бесчисленных казнях и расстрелах, совершенных фашистами. На земле лежит снятая палачами одежда, вещи – осиротевшие свидетели
предвоенной жизни, а обнаженные люди, тонкие и хрупкие, темными силуэтами возвышаются к небу. Фигуры переходят в камни, обломки камней; сливаются с гранитными стелами, на которых вырублена одна и та же памятная надпись на языках народов СССР: «Да будет память о них священна, да сохранится она на века». Запечатленное в камне и бронзе, навсегда остановленное мгновение перехода из жизни в смерть.
Памятник «Трагедия народов» призван напомнить людям о том, какой ценой была достигнута Победа.

Алина Беляева
Студентка 1-го курса Политехнического колледжа № 39. Обучаюсь по специальности "Рациональное использование природохозяйственных комплексов". Принимаю участие в различных проектах и олимпиадах. Любимые предметы химия, физика, история, экология и литература. Помимо учебы люблю активный отдых.

Еще в этой местности

Добавить рассказ

Как принять участие в проекте:

  • 1 Заполните информацию о памятном месте, которое находится недалеко от Вас или имеет для Вас особенное значение.
  • 2 Как найти на карте расположение памятного места? Воспользуйтесь строкой поиска на самом верху страницы: наберите приблизительный адрес, например: «Усть-Илимск, улица Карла Маркса », далее выберите один из вариантов. Для удобства поиска, можно переключить типа карты на «Спутниковые снимки » и всегда можно вернуться к обычному типу карты. Максимально увеличьте масштаб карты и кликните на выбранное место, появится красная метка (метку можно перемещать), это место и будет отображаться при переходе к Вашему рассказу.
  • 3 Для проверки текста можно воспользоваться бесплатными сервисами: ОРФО Online / «Орфограммка» .
  • 4 При необходимости, внесите изменения по ссылке, которую мы пришлем на указанный Вами e-mail.
  • 5 Разместите ссылку на проект в социальных сетях.


 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Доступно в форматах: EPUB | PDF | FB2 Страниц: 352 Год издания: 2009 Дважды Герой Советского Союза В.С.Архипов прошел путь от красноармейца...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS