Главная - Дикция
Вероубеждение четырех имамов: Имам Абу Ханифа.

С самого возникновения ислама обсуждение проблем, которые не нашли своего отражения в священных источниках, вызывало большой интерес со стороны верующих. Потребность в рассмотрении подобных вопросов увеличивалась по мере разрастания Самые разные сферы общественной жизни требовали урегулирования в условиях, когда население новых территорий только знакомилось с новым для себя вероисповеданием.

В исламе постулируется принцип, согласно которому все общественно важные и личные вопросы находят решение в главных источниках религии – Священном Коране и Благородной сунне. В этой связи мусульманские правоведы сталкивались с необходимостью выуживать необходимые ответы на проблемные ситуации из этих источников. Это способствовало развитию методов определения правовых норм, касающихся разнообразных аспектов жизни человека. Впоследствии богословско-правовые школы получили название мазхабов («путь» – в переводе с арабского).

В современном суннитском исламе выделяется четыре такие школы, хотя изначально их было больше: ханафитский, шафиитский, маликитский и ханбалитский мазхабы. Они появлялись и развивались не во взаимной изоляции друг от друга, а в тесном переплетении. Это было обусловлено самим характером отношений между основателями мазхабов – по сути, они, так или иначе, приходились друг другу учителями либо учениками. Так, ученик Абу Ханифы аш-Шайбани был учителем Малика, который, в свою очередь, преподавал аш-Шафии. У последнего брал уроки имам Ахмад ибн Ханбал.

Биография факиха ханафитов

Основателем самого распространённого в мире мазхаба является Абу Ханифа ан-Нугман ибн Сабит аль-Куфи, который получил почётное прозвище «Имам Агзам», переводимое как «величайший из имамов». Он родился в 80 году по Хиджре (699 год по Милади) в Куфе, расположенной на территории современного Ирака. Общее и богословское образование получал в родном городе. При этом всю последующую жизнь он проводил в постоянной работе над своим интеллектуальным багажом. В 16-летнем возрасте вместе с отцом Абу Ханифа совершил паломничество в Мекку, где встретился со сподвижниками Заключительного посланника Всевышнего (с.г.в.) Абдуллой ибн Харисом и Анасом ибн Маликом. Общение с этими людьми возвело его в ранг табиина – представителя поколения, следующего вслед за Пророком Мухаммадом (с.г.в.) и его современниками.

Величайший из имамов достиг успеха не только в науках, но и в сфере торговли, которая помогала ему содержать себя самостоятельно и не зависеть от кого-либо. Вместе с тем жизнь Абу Ханифы состояла из водоворота событий, в которых большую роль сыграла и политика. Он не хотел выступать в качестве судьи по приказу халифа и отказался от этой должности, что разгневало правителя аль-Мансура, который приказал заточить богослова в тюрьму. Там Абу Ханифа и скончался в 150 году по Хиджре (767 год по Милади).

Особенности ханафитского мазхаба

Его самыми известными трудами являются «Аль-Фикх аль-Акбар», «Муснад Абу Ханифы» (сборник хадисов), «Китаб аль-алим валь-мутаалим».

Источниками, на основе которых Имам Агзам выводил свои богословские суждения, можно свести к шести видам.

1) Священный Коран;

2) Благородная сунна Милости миров Мухаммада (с.г.в.);

3) иджма – единая позиция мусульманских учёных по какому-либо вопросу, которое не противоречит общим положения Корана и сунны;

4) кияс – практика вынесения решений на базе уже имеющихся аналогов;

5) истихсан – исправление муджтахидом (высокопоставленным факихом, т.е. богословом) решения, выведенного посредством кияса, если оно создаёт большие неудобства в новых условиях;

6) урф – традиции и обычаи, не противоречащие Священной Книге мусульман и сунне.

В развитии мазхаба сыграли роль и ученики его основателя – Абу Юсуф, Мухаммад аш-Шайбани и Зуфар ибн аль-Хузейл. Это также свидетельствует о таланте Имама Агзама как выдающегося педагога.

Основанная Абу Ханифой религиозно-правовая школа, подвергшись влиянию его учеников, к настоящему времени разрослась до самой крупной в масштабах всего мира. Приверженцы этого мазхаба живут в России, Турции, Индии, Афганистане, Сирии, Пакистане, Индонезии и на Балканском полуострове. Правоверные, проживающие в республиках бывшего Советского Союза, кроме чеченцев, ингушей и аварцев, также основываются на положения этой школы. Для неё характерен особый акцент на логике и суждениях, основанных на разуме.

Учение Абу Ханифы исследователи считают едва ли не самым толерантным в рамках исламской правовой мысли. Показателен в этой связи следующий момент. Так, имам Ахмад ибн Ханбал считал человека, не исполняющего молитву, неверующим. Имам аш-Шафии не обвинял его в куфре, однако говорил о необходимости принуждать человека к под угрозой смерти. Только Абу Ханифа говорил о том, что такого человека ни в коем случае нельзя убивать. Его необходимо мягко наставлять, а не угрожать расправой и применять насилие.

Имам Абу Ханифа был учителем старших мухаддисов, в том числе и Абдуллах ибн Мубарак, который был учителем всемирно известного имама-мухаддиса аль-Бухари.

Простота имама Абу Ханифы

Один человек вошёл на рынок Куффы и стал расспрашивать человека, которого он встретил, о том, где находится лавка имама Абу Ханифы, где торгует имам фикха. А этот человек сам оказался имамом Абу Ханифой. Имам ответил ему: «Он не учёный фикха, он сам себя поставил муфтием».

Как имам Абу Ханифа решил проблему Амаша

Имам Амаш из числа табиинов и известный мухаддис. Родился в 61-м году по хиджре и покинул этот мир в 147-м году по хиджре. Он знал наизусть 4000 хадисов и не носил с собой книги. Внешне он не был красивым, но ему Аллах даровал красивую жену, которая каждый раз ругалась с имамом Амашом, прося у него развода. Однажды после ночного намаза по какой-то причине между мужем и женой произошла очередная ссора. В конце концов, жена перестала разговаривать с имамом. Как бы имам Амаш ни старался, но его жена не хотела разговаривать с ним. Тогда он очень рассердился и поклялся: «Если ты не будешь разговаривать со мной этой ночью, я даю тебе развод».

После того как Амаш произнёс эти слова, он увидел вокруг себя своих маленьких детей, задумался и сильно пожалел о сказанном. Он пошёл к одному человеку, к другому, чтобы они помогли ему решить его проблему. Но никто не смог помочь ему в этом. В конце концов, он пошёл к имаму Абу Ханифе и рассказал о случившемся. Имам сказал ему: «Не нужно беспокоиться, успокойся. Сегодня ночью азан в вашем селе прокричат до наступления истинного рассвета. Я скажу, чтобы в вашем селе этой ночью азан прокричали раньше положенного времени».

Имам сам пошёл в село Амаша и попросил муэдзина, чтобы тот до истинного рассвета прокричал азан. Муэдзин так и сделал. Жена Амаша, которая только и ждала утренний азан и уже собрала все свои вещи, чтобы уйти к родителям, как только услышала азан, на радостях воскликнула: «Хвала Аллаху за то, что избавил меня от такого человека!» А имам Амаш сказал на это: «Хвала Аллаху за то, что из-за уважения к имаму Абу Ханифе муэдзин прокричал азан раньше времени и этим сохранил нас от развода!»

Знания Абу Ханифы взяты у Хизри, мир ему

Азхар сын Кияса рассказал: «Я увидел во сне Пророка (мир ему и благословение), а позади него были двое, а в эту ночь я долго читал книги имама Абу Ханифы. Во сне мне сказали, что впереди – Пророк (мир ему и благословение), а те двое, что позади него, это Абу Бакр и Умар. И я сказал, что хочу задать несколько вопросов Пророку (мир ему и благословение). И мне сказали: «Спрашивай негромким голосом». Я спросил у Пророка (мир ему и благословение) об имаме Абу Ханифе, и мне был дан ответ, что знания Абу Ханифы взяты у Хизри (мир ему)».

Я стесняюсь имама Абу Ханифы

Имам аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, пришёл к могиле имама Абу Ханифы, и в это время наступило время утренней молитвы. Имам аш-Шафии не прочитал дуа-кунут в намазе и не прочитал вслух бисмиллах.

И у имама кто-то спросил: «Почему вы не прочитали дуа-кунут в намазе и не прочитали вслух бисмиллах?» Имам ответил: «Я стесняюсь хозяина этой могилы». То есть имама Абу Ханифы. Проявляя уважение и адаб, имам аш-Шафии оставил свой мазхаб и последовал мазхабу имама Абу Ханифы.

Сон Абу Ханифы и его толкование Ибну Сирином

Ибн Хилликан от Абдуллы, сына Мубарака, передал этот случай. Как-то раз имам Абу Ханифа увидел во сне, что он открыл могилу Посланника Аллаха (мир ему и благословение) и собирал его кости. Проснувшись утром, он очень удивился и забеспокоился. Имам сразу же пошёл к толкователю снов Ибну Сирину. Не представляясь, имам начал рассказывать свой сон. Имам Ибну Сирин растолковал этот сон так: «Увидевший этот сон распространит и поможет этой религии так, как никто другой. И возвысится так, что никто его степени не достигнет ». («Тарих аль-Багдад», 14 том, стр. 445).

После этого толкования Ибну Сирин сказал: «Возможно, этот сон увидел Абу Ханифа». Имам Абу Ханифа сказал: «Уважаемый, я сам Абу Ханифа». Ибну Сирин сказал: «Покажи правое плечо». Когда Ибну Сирин увидел маленькие чёрные родинки, он сказал: «Да, на самом деле, ты Абу Ханифа».

Не получился развод, когда поймали вора

Имам Мухаммад рассказывает: «В один дом забрался вор. Когда он уже собрал все вещи, что были в доме, и собирался уходить, как вдруг в дом вошёл хозяин. Вор схватил хозяина и силой принудил, чтобы тот сказал: «Если я скажу, что приходил вор или же кому-то скажу о том, кто был вором, то моя жена в талаке (разводе)». Вор взял все вещи и унёс их. На следующий день хозяин дома пошёл на рынок и увидел, как вор продаёт его вещи, но из-за данной клятвы он ничего не смог сказать тому наглецу, равно как и рассказать другим о случившемся. Он просто стоял на рынке, смотря на свои вещи и не зная, что делать. Но принял для себя решение, что посоветуется с Абу Ханифой. Он пошёл к Абу Ханифе и рассказал о том, что произошло. Имам сказал: «Иди и приведи ко мне муэдзина и старейшин села». Тот пошёл и сделал так, как сказал имам. Когда они пришли, имам спросил: «Вы хотите, чтобы этому человеку вернули украденные у него вещи?» Они ответили: «Да». Тогда имам сказал: «Всех воров соберите в одном доме или в одной мечети и по одному выпускайте, а этот человек пусть стоит за дверью. И всякий раз, когда будете выпускать очередного вора, то у этого человека спрашивайте: «Этот твой вор?» Если он не будет его вором, то пусть скажет, что это не он, а если это будет его вор, то пусть молчит и ничего не говорит, и вы задержите этого вора, и так у нас талак (развод) не получится».

Люди сделали, как сказал имам, и поймали вора, талак не получился. Аллах вернул имущество хозяину, сделав причиной имама Абу Ханифу.

Знания Абу Ханифы и нужда людей

Кардари передаёт от Фазла сына Халида, что он увидел во сне Пророка (мир ему и благословение) и спросил его о знаниях имама Абу Ханифы. Пророк (мир ему и благословение) ответил: «У него есть знания, в которых будут нуждаться люди».

Материал: Мухаммад-Фарук Азимов,

преподаватель медресе имени имама Абу Ханифы

, там же

Абу́ Хани́фа ан-Ну‘ма́н ибн Са́бит аль-Ку́фи́ - правовед, эпоним ханафитской юридической школы.

Биография

О его жизни очень мало что известно, кроме того, что он жил в Куфе, производил и торговал шёлковым материалом (хазз ). Сообщается, что его дед Зута был обращён в рабство в Кабуле и освобождён в Куфе членом арабского племени Тайм-Аллах ибн Са‘ляба. Он и его потомки, таким образом, стали клиентами (мавля ) этого племени, а Абу Ханифу иногда называют ат-Тайми .

Он присутствовал на занятиях Хаммада ибн Абу Сулеймана (ум. 738 ), который преподавал религиозное право в Куфе. После смерти Хаммада Абу Ханифа стал самым авторитетным в вопросах религиозного права в Куфе и главным представителем куфийской юридической школы. Абу Ханифа имел большое количество учеников, которым он преподавал своё учение. Абу Ханифа никогда не был судьёй (кади ). Он умер в тюрьме в Багдаде. Квартал вокруг мавзолея, сооружённого над его могилой по-прежнему называется аль-А‘замиййа, аль-Имам аль-А‘зам - это обычный эпитет Абу Ханифы .

Сообщается, что он за свою жизнь пятьдесят пять раз совершил паломничество в Мекку. Мог во время молитвы прочитать полностью Коран в одном рака‘ате . В месяце рамадан полностью прочитывал Коран два раза .

В биографических рассказах сообщается, что ‘аббасидский халиф аль-Мансур позвал его в новую столицу, где хотел также назначить его на должность судьи. Сообщается также, что омейядский наместник Йазид ибн ‘Умар ибн Хубайра хотел, чтобы Абу Ханифа стал распорядителем казны, но он отказался и был подвергнут наказанию двадцатью ударами кнутом. Причиной его ареста, вероятно было то, что он скомпрометировал себя неосторожными высказываниями во время восстания ‘Алидов Мухаммада (ан-Нафса аз-Закиййи) и его брата Ибрахима в 762 году. Он был доставлен в Багдад и заключен в тюрьму .

Богословская деятельность

Абу Ханифа сам не писал никаких работ по религиозному праву, но у него были ученики, которым он диктовал своё учение. Главными источниками доктрины Абу Ханифа являются труды его учеников: Ихтилядж Аби Ханифа вабн Аби Ляйля и ар-Радд ‘аля Сияр аль-Авза‘и , написанные Абу Йусуфом; аль-Худжадж и версия Муватта имама Малика написанная Мухаммадом аш-Шайбани. Основными источниками доктрины, которую сам Абу Ханифа получил от Хаммада, являются: аль-Асар Абу Йусуфа и аль-Асар аш-Шайбани. Правовая мысль Абу Ханифы в целом намного превосходит право его современника Ибн Абу Ляйли (ум. 765 ), который в свое время был судьёй Куфы. Заслуга Абу Ханифы состоит в том, что он систематизировал своё учение. Его доктрина, как правило, систематически последовательна. У него так много новых мыслей, что их значительная часть была признана несостоятельной и была отвергнута его же учениками. Для его юридической мысли характерна высокая степень рассуждений и техническая развитость. Абу Ханифа использовал свое личное суждение (ра’й ) и выводы по аналогии (кийас ) в меру общепринятого в школах религиозного права того времени. Он считал деяния мединцев более надёжным источником информации, чем одиночные хадисы. Методы Абу Ханифы были официально признаны спустя два поколения благодаря, главным образом, работе Мухаммада аш-Шафи‘и .

Вероучение Абу Ханифы отражено в работах его учеников и их последователей: аль-‘Алим ва-ль-Мута‘алим и аль-Фикх аль-акбар , приписываемые Абу Ханифе, однако написанные в кругу его учеников; труды ханафитских богословов ат-Тахави (ум. 933 ), аль-Матуриди (ум. 944 ), Абу аль-Ляйса ас-Самарканди (ум. 993 ) и др. Единственным аутентичным документом принадлежащим Абу Ханифе, который сохранился, является, по сути, его письмо к ‘Усману аль-Батти. Текст письма состоит из десяти вопросов вероубеждения, в которых позиция ортодоксальных суннитов противоречит позициям хариджитов, кадаритов, ши‘итов и джахмитов .

Поздние враги Абу Ханифы, для его дискредитации приписывали ему экстравагантные взгляды, основанные не только на принципах мурджи‘итов, но и других еретических учений, которые он, возможно, не имел. Например, они приписывали ему слова о том, что Ад не был вечным; джахмитские взгляды, против которых Абу Ханифа явно выступал в аль-Фикх аль-Акбар ; мнение о законности восставать против правителя, что прямо противоречило его принципам, отражённых в аль-‘Алим ва-ль-Мута‘алим ; его даже называли мурджи‘итом, который верил в силу оружия, что противоречило понятию мурджи‘изма. Последнее, вероятно, выведено из его отношения к восстанию ‘Алидов . Несмотря на то, что имам Абу Ханифа не включал деяния в иман, он считал, что оставления обязанностей (ваджиб ) вредит иману и влечет для человека наказание. Передаются следующие слова Абу Ханифы: «Мы не говорим, что не повредят грехи верующему и не говорим, что он не может попасть в Ад! И мы также не говорим, что наши благодеяния принимаются однозначно, а грехи прощаются однозначно, как это говоря мурджи‘иты!» .

Абу Ханифу относят к категории мурджи‘итов-фукаха, ирджа которых, в отличие от «крайних» мурджи‘итов, относится к вопросам исламского права (фикх ), а не к вопросам вероубеждений (акида ) . Абу аль-Фатх аш-Шахрастани писал по этому поводу: «Абу Ханифу и его приверженцев обычно называли суннитскими мурджиитами, а многие ересиографы считали его мурджиитом. Может быть, причина в том, что в его словах: „Вера есть признание истинности (Аллаха) сердцем, и она не увеличивается и не уменьшается“ - они усмотрели, будто он ставил действие после веры. Но как этот [ученый] муж, составив сборник преданий о деянии, мог высказываться за пренебрежение деянием? Имелась другая причина для этого, а именно: он был противником кадаритов и му‘тазилитов, которые появились в первоначальный период ислама. Му‘тазилиты же всякого, кто выступал против них в [вопросе о] свободе воли, обычно прозывали мурджи‘итом. Так же [поступали] ваидиты из числа хариджитов. Вполне вероятно, что этим прозвищем он обязан именно обеим партиям - му‘тазилитам и хариджитам. А Аллах - лучше знает!» .

Абу Ханифе приписывается убеждение в том, что он верил в сотворённость Корана. Однако, в книге аль-Фикх аль-акбар имеется противоположное мнение. По словам Абу Ханифы: «Коран является Речью Аллаха, записанной в свитках, сохраненной в сердцах, читаемой устами, и ниспосланной Пророку ﷺ » . Его ученик Абу Йусуф сообщил, что в течение шести месяцев спорил с Абу Ханифой, после чего их мнения совпали в том, что сказавший: «Коран сотворён», является неверующим (кафир ) . Аль-Байхаки (994 -1066 ) передал в своей книге аль-Асмау ва сифат слова Мухаммада ибн Сабика, который сказал: «Спросил я Абу Йусуфа: „Исповедовал ли Абу Ханифа, что Коран сотворён?“, Абу Йусуф ответил: „Упаси Аллах! и я не исповедую этого …“» .

Из его потомков известными правоведами стали его сын Хаммад и внук Исма‘иль (ум. 827 ), который был судьёй в Басре и Ракке. Среди его учеников были такие известные учёные-богословы как: Зуфар ибн аль-Худхайль (ум. 775 ), Давуд ат-Та’и (ум. 781 ); Абу Йусуф; Абу Мути‘ аль-Балхи; Мухаммад аш-Шайбани; Асад ибн ‘Амр (ум. 806 ), Хасан ибн Зийад аль-Лю’лю’и (ум. 819 ) и др. Из хадисоведов наиболее известен ‘Абдуллах ибн аль-Мубарак (ум. 797 ). Начиная с Йусуфа, сына Абу Йусуфа, его последователи стали собирать хадисы, которые Абу Ханифа использовал при вынесении юридических решений. Абу аль-Му‘аййад Мухаммад ибн Махмуд аль-Хваризми (ум. 1257 ) собрал 15 различных версий сборников хадисов и объединил их в одной книге - Джами‘ Масанид Аби Ханифа .

В настоящее время ханафитский мазхаб является одним из четырёх суннитских мазхабов. Ханафитский мазхаб является самым распространённым среди всех правовых школ. Ханафиты живут в Средней и Центральной Азии, Казахстане, Турции, Ближнем Востоке, на Балканах и в других странах.

Одним из первых мазхабов, сло­жившихся в мусульманском мире, было религиозно-правовое учение имама Абу Ханифы ан-Ну‘ мана бин Сабита . Он родился в иракском городе Куфа в 699 г. Его дед был родом из Афганиста­на и принял Ислам, а его отец встречался с праведным халифом Али бин Абу Талибом, и тот помолился за него и его потомков.

Абу Ханифа вырос в родном городе и в детстве был свиде­телем приезда туда Анаса бин Малика. В тот период в Куфе жил другой славный сподвижник Абдуллах бин Абу Авфа.

Абу Ханифа обучался у величайших богословов своего вре­мени и прославился не толь­ко своими глубокими познаниями, но и прекрасным нравом. О его милосердии, терпении и благочестии рассказывали мно­гие его современники. Он не любил говорить понапрасну и час­то предавался размышлениям, но вместе с тем был приветли­вым и дружелюбным человеком.

Несмотря на большую известность, он сам обеспечивал свою семью, занимаясь торговлей, и не искал возможности приблизиться к правителям. Своим аскетизмом Абу Ханифа подал прекрас­ный пример многим поколениям учёных и праведников. Когда наместник Куфы предложил ему должность судьи, он отказал­ся заниматься государственными делами, опасаясь ответствен­ности и искушения земными благами, и даже наказание плетью не заставило его изменить своё решение.

Прекрасное знание Корана, арабского языка и решений, кото­рые выносили его предшественники, позволили Абу Ханифе до­стичь больших высот в богословии. Опираясь на аяты Корана и хадисы Пророка, он успешно разрешал спорные проблемы. Отсутствие всеобъемлющих сборников хадисов в тот период побу­дило его совершенствовать метод суждения по аналогии (кыяс). Он же впервые ввёл в практику метод исправления решений, получивший название истихсан.

Абу Ханифа был выдающимся представителем школы сто­ронников умозаключений (асхаб ар-рай). Разработанные им ре­лигиозно-правовые принципы были развиты в трудах его учени­ков, среди которых наибольшую известность получили имамы Абу Юсуф (731-798) и Мухаммад аш-Шейбани (749-804). Абу Ханифа скончался в Багдаде в 767 г., оставив после себя ряд важных теологических трактатов, сборник хадисов «Муснад» и известный труд «Аль-Фикх аль-акбар». Множество мусульман посещают его могилу и получают баракат.

Абу Ханифа, да смилуется над ним Аллах, был очень набожным, отрешенным от мирского (захид) , познавшим Бога (‘ариф) , богобоязненным и желающим знанием своим служить Аллаху.

О его набожности можно узнать из того, что передано от Ибн аль-Мубарака, который рассказывал: «Абу Ханифа, да смилуется над ним Аллах, обладал благочестием и мужской доблестью и совершал много молитв (салат) ». Хаммад ибн Абу Сулайман поведал, что Абу Ханифа проводил всю ночь в молитвах. В другом рассказе говорится, что он в молитвах проводил половину ночи и что однажды, когда он шел по дороге, на него указал какой-то проходивший человек, сказав при этом кому-то другому: «Это тот самый, который всю ночь проводит в молитвах». И после этого Абу Ханифа всегда проводил всю ночь в молитвах. Он говорил: «Мне будет стыдно перед Аллахом оттого, что мне могут приписывать из поклонения Ему то, чего у меня нет».

Что касается его отрешения от мирского, то передают со слов ар-Раби‘а ибн ‘Асима, который рассказал: «Язид ибн ‘Умар ибн Хубайра отправил меня с поручением, и я пришел с Абу Ханифой. Язид хотел, чтобы Абу Ханифа стал распорядителем казны, но он отказался и был подвергнут наказанию двадцатью ударами кнутом. Посмотри же, как он избегал брать в руки власть и перенес наказание!» Аль-Хакам ибн Хишам ас-Сакафи поведал: «В Сирии мне рассказали об Абу Ханифе, что он был одним из самых честных людей и что султан пожелал, чтобы тот или взялся быть распорядителем его казны, или получил кнутом по спине, и Абу Ханифа предпочел для себя земное наказание, чем наказание от Всевышнего Аллаха». Передают, что об Абу Ханифе отозвались нелестно при Ибн аль-Мубараке, и тот сказал: «Вы поносите человека, которому предлагали весь земной мир без остатка, а он бежал от него».

И передают со слов Мухаммада ибн Шуджа‘ в передаче через некоторых сподвижников Абу Ханифы, что Абу Ханифе сказали: «Повелитель правоверных халиф Абу Джа‘фар аль-Мансур повелел дать тебе в награду десять тысяч дирхемов». Но Абу Ханифа не согласился принять это. Мухаммад ибн Шуджа‘ продолжил: «В день, когда ожидалось, что будут ему присланы деньги, он помолился утром, потом окутал себя с головы до ног накидкой и перестал разговаривать. Пришел посланник от халифа аль-Хасан ибн Кахтаба с деньгами, вошел к нему, а тот не разговаривал с ним. Один из присутствующих сказал аль-Хасану: “Он и с нами говорит только отдельными словами”, то есть таков его обычай. И аль-Хасан велел: “Положите деньги в этот мешочек в углу дома”. После этого Абу Ханифа сделал завещание относительно своего имущества и сказал своему сыну: “Если я умру, то после того, как вы похороните меня, возьми этот кошель и ступай с ним к аль-Хасану ибн Кахтабе и скажи ему: «Возьми свой вклад, что оставил на хранение Абу Ханифе»”. Его сын в последствии говорил: “Я сделал так. И аль-Хасан сказал: «Да смилуется Аллах над твоим отцом, он был скрупулезен в своей религии”».

Рассказывают, что Абу Ханифе предложили должность верховного судьи Багдада, а он сказал: «Я не гожусь для этого». Его спросили: «Почему?» Он ответил: «Если я правдив в своем утверждении о своей непригодности, то не пригожусь для этой должности, а если лжив в этом утверждении, то лжец не вправе отправлять судейство».

Что касается его знаний о пути к будущей жизни и способах исполнения религиозных предписаний, его познания Аллаха, то на это указывает его сильная богобоязненность, его набожность и отрешение от мирского в земном мире. Ибн Джурайдж сказал: «Мне рассказали об этом вашем куфийце, Абу Ханифе ан-Ну‘мане ибн Сабите, что он очень боится Всевышнего». А Шурайк ан-Наха‘и говорил: «Абу Ханифа был очень молчаливым, всегда погруженным в размышления о величии Аллаха и немногословным с людьми». И это – самые очевидные признаки, указующие на обладание тайным, сокровенным знанием и на занятие самыми важными и необходимыми делами религии, ведь тот, кому даровано молчание и отрешение от мирского, тому и даровано все знание.

На сегодняшний день последователи этого мазхаба составляют около половины всего мусульманского населения земли. Он распространён в Тур­ции и Ираке, Сирии и Ливане, Афганистане и Пакистане, Индии и Китае, Албании и Боснии. Большинство мусульман России, за исключением дагестанских, чеченских и ингушских, также придерживаются этого мазхаба.

Настоящее имя Абу Ханифы, Нугман бин Сабит бин Зута. «Абу Ханифа» является его куньей, т.е. прозвищем. Он был муджтахидом, ученым фикха, основателем ханафитского мазхаба. Среди тюркоязычных мусульман он больше известен под прозвищем «Имам Аꞌзам», что в переводе значит «величайший имам».

Абу Ханифа (رحمه الله) родился в Куфе, в 80 году хиджры. Живя в исламской среде, Нугман бин Сабит (رحمه الله) уже в детстве выучил наизусть Коран. С юношества Нугман (رحمه الله) занимался торговлей, но при этом осваивал мудрость исламских наук под руководством имама Хаммада ибн Абу Сулеймана (رحمه الله) - муфтия Куфы. Помимо религиозных знаний, будущий ученый также интересовался арабской литературой, поэзией и грамматикой. На тот момент Куфа, как и весь Ирак, была центром слияния множества религиозных наук. Именно в Куфе зародилась наука, известная как «калам». Сторонники данной науки наряду с Кораном и сунной, использовали логику и аналитику в толковании религиозно-правовых вопросов. На центральных площадях Куфы разгорались бурные дискуссии между сторонниками калама и людьми, называвшими себя «ахлюльхадис». «Ахлюльхадис» призывали мусульман руководствоваться только Кораном и сунной пророка Мухаммада (صلى الله عليه و سلم) в решении религиозно-правовых вопросов. Абу Ханифа (رحمه الله), воспитывавшийся в религиозной семье, временами принимал участие в данных дебатах.

Во времена Абу Ханифы (رحمه الله), количество религиозных сект на территории Ирака становилось все больше. Среди этих сект возникали идеологические группы с особо крайними учениями. В тоже время со стороны правящей династии омейадов, не прекращались политические репрессии против потомков пророка Мухаммада (صلى الله عليه و سلم). Нугман бин Сабит (رحمه الله), обладавший сильным логическим мышлением, предпочитал не вступать ни в одну из действовавших на тот момент в Ираке групп или сект, вместо этого, он выбрал путь получения знаний, а методом получения знаний он выбрал калам.

Посвятивший наукам свои молодые годы, будущий великий имам прилежно учился у своего наставника и после смерти имама Хаммада (رحمه الله), он возглавил его школу и продолжил его дело. Абу Ханифа (رحمه الله) начал преподавать исламские науки. Обучая молодежь, имам Аꞌзам (رحمه الله) не прерывал своих связей с миром торговли. Занимаясь торговлей, он имел определенный доход, дозволенный с точки зрения шариата. Имея источник дохода, у него была возможность вести свою независимую просветительскую деятельность. Часть прибыли от торговли, Абу Ханифа (رحمه الله) тратил на нужды тех своих учеников, которые попадали в затруднительное финансовое положение. Как известно из источников, имам Аꞌзам (رحمه الله) оказывал финансовую поддержку ученикам, не имевшим возможность жениться (Захаби, стр.39).

В делах торговли он походил на Абу Бакра (да будет доволен им Аллах), потому что и тот, и другой, будучи умелыми торговцами, не нарушали порядка, установленного шариатом относительно торговли: менее хороший товар они клали сверху, а более качественный снизу, таким образом, не вводя в заблуждение покупателя.

Однажды, одна женщина принесла Абу Ханифе (رحمه الله) шелковое платье, с целью его продажи. Он спросил о стоимости этого платья. Женщина запросила за него сто дирхамов. В ответ она услышала, что это платье стоит больше ста дирхамов и имам попросил ее назвать истинную цену этого платья. Тогда женщина добавила к названной цене еще сотню, получилось двести дирхамов, но и с этой ценой Абу Ханифа (رحمه الله) не согласился. Когда цена достигла трехсот дирхамов, праведный торговец отказался покупать платье, ссылаясь на то, что эта цена слишком мала. Когда же необычный торг возвысил цену товара до четырехсот, и когда Абу Ханифа (رحمه الله) отказавшись покупать платье за такую цену, попросил женщину назвать истинную стоимость товара, женщина, возмутившись, сказала: «Неужто ты издеваешься надо мной?!». Имам Аꞌзам (رحمه الله) сказал: «Приведи, кого-нибудь, и мы попросим постороннего человека определить цену этого платья». Пришел человек, который определил стоимость платья в пятьсот дирхамов. Так, платье было куплено за пятьсот дирхамов, хотя изначально запрашиваемая цена была лишь сто дирхамов. Этот случай до сих пор широко известен в мусульманских странах, и он является назидательным примером для людей, занимающихся торговлей.

Абу Ханифа (رحمه الله) обладал высокой нравственностью. Он был очень мудрым ученым. Он много размышлял, мало говорил, сторонился грехов и людей, преданных мирским развлечениям, он не любил праздные речи, на задаваемые вопросы отвечал очень точно и объемно.

Он первым систематизировал основы исламского права, рассматривая различные правовые вопросы, возникавшие среди мусульман. Помимо этого, он также разработал доктрину исламского вероучения. Его уроки в разное время посещали тысячи учеников, из них сорок достигли степени ученых (муджтахидов) (Аль-Кардари, Мунакибуль имам Абу Ханифа, стр. 212).

Самыми известными из учеников великого имама, ставшими учеными являются, Абу Юсуф и Мухаммад бин Хасан аш-Шайбани. Правовая школа Абу Ханифы (رحمه الله) образовалась от двух источников: уроков, которые имам давал своим ученикам и фетв (религиозных решений по какому-либо вопросу), которые он выносил, давая ответ на задаваемые вопросы граждан. Метод преподавания был схож с методом древних философов, использовавших при преподавании диалектический метод. На суд собравшихся выносился какой-либо вопрос, или проблема, ученики начинали дискуссию касаемо данного вопроса или проблемы, каждый из них высказывал свое мнение по данной теме, и только в конце, выслушав мнения учеников, ученый основываясь на канонические тексты Корана и сунны, выводил решение по обсуждаемой проблеме. Все подобные решения вместе с каноническими доказательствами фиксировались в письменном виде. Позже, слова имама, записанные на уроках, были возведены в ранг правовых правил ханафитского мазхаба. Данная работа была проведена самыми близкими учениками имама, достигших степени ученых. Собрания, которые имам Абу Ханифа (رحمه الله) проводил, обучая людей, были своего рода центром для диалога. Отсутствие диктаторства со стороны имама и возможность свободно высказывать свои мысли участниками этих собраний, сделали школу Абу Ханифы (رحمه الله) и его самого, очень известными среди населения Куфы и в целом Ирака.

Простой народ Ирака очень сильно любил Нугмана бин Сабита

(رحمه الله) за его фетвы, которые помогали людям решить многие вопросы, за то, что имам был противником всех бунтов и смут, которые, как и сейчас сотрясали землю Ирака. Люди любили его за его богобоязненность, что является важным качеством для каждого мусульманина. Одними из важных пунктов его наставлений, данных им своим ученикам, было то, что имам советовал своим единомышленникам всегда стремиться к получению знаний и сторониться невежд и фанатиков.

Абу Ханифа (رحمه الله) никогда никому не говорил, что лишь его мнение является самым правильным. Если кто-то мог привести более правильное мнение, основанное на достоверных доводах, тогда ученый оставлял свое мнение и брал мнение своего оппонента. Часто он советовал своим ученикам не записывать все его слова говоря: «Не пишите каждое произнесенное мною слово, ведь может оказаться так, что завтра я поменяю свое мнение». Абу Ханифа (رحمه الله) никогда не призывал своих последователей к фанатизму.

Абу Ханифа (رحمه الله), будучи сторонником калама, часто участвовал в дискуссиях с противниками этого научного подхода, но отстаивая свою точку зрения, он не навязывал свое мнение оппонентам. Занимаясь научными изысканиями, он говорил: «Это то к чему, мы пришли своим разумом. Никто не обязан принимать наше мнение, мы никому не навязываем свою точку зрения. Наших сил хватило на то, чтобы вывести те фетвы, которые мы смогли разработать, по нашему мнению, это самое лучшее из всего имеющегося. Если кто-либо найдет, что-либо лучше этого, пусть предоставит, мы примем то, что лучше» (Захаби).

Несмотря на то, что Абу Ханифа (رحمه الله) полностью предавался преподаванию, он активно отстаивал свою гражданскую позицию, в отношении политических процессов, происходивших на тот момент в стране. Часть его жизни прошла во время правления династии омейадов, другая часть жизни прошла, когда страной правили аббасиды. Политику обоих правящих домов имам подвергал критике. Он обладал безграничной любовью к семейству пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и да приветствует). Он всегда был на их стороне. Изначально Нугман бин Сабит (رحمه الله) поддерживал приход к власти аббасидов, так как они объявили о полной амнистии членов семьи пророка, а также о том, что они будут всячески способствовать восстановлению их прав, но спустя некоторое время после обретения власти, они также, как и их предшественники продолжили вести гонения на святое семейство. Видя это, Абу Ханифа (رحمه الله) выступил против такой политики, ведущейся кланом аббасидов. Антиправительственная агитация проводилась и на его уроках. «Как во время омейадов, так и во время аббасидов, личность Абу Ханифы (رحمه الله) была крайне неудобной для правителей мусульманского халифата. И омейады, а потом и аббасиды пытались укрепить свой авторитет среди населения своей страны. С этой целью, зная какое влияние на людей имеет великий имам, они пытались привлечь его на свою сторону предлагая должность верховного судьи. Во всех случаях Абу Ханифа (رحمه الله) отказывался от их предложений. В итоге из-за своей непокорности он был арестован и помещен в тюрьму» (Ибнуль Асир, аль-Камиль фиттарих, стр. 559).

Люди уважали его за смелость и бескорыстие. Он не принимал никаких наград и подарков, даруемых аббасидскими правителями. Он жил на то, что зарабатывал своим трудом. Потеряв терпение от творимого аббасидами нечестия, он дал присягу верности Зайду бин Али – правнуку четвертого халифа Али бин Абу Талиба. Зайд бин Али возглавил антиомейадское восстание в Куфе в 739 году.

Над потомками пророка Мухаммада (صلى الله عليه و سلم) все больше сгущались темные тучи политических репрессий, данное обстоятельство вынудило Мухаммада ан-Нафсу аз-Заки потомка Али бин Абу Талиба по линии Хасана выступить против правительства. Восстание было жестоко подавлено, руководитель восстания был уничтожен. Абу Ханифа (رحمه الله) в Ираке, имам Малик (رحمه الله) в Медине, резко осудили действия властей в отношении восставших. Из-за этих акций оба были арестованы. За призыв Абу Ханифы (رحمه الله) оказать поддержку притесняемому роду пророка, с которым он обращался к народу, тюремная стража ежедневно подвергала его зверским пыткам. Находясь в тюрьме, он принял мученическую смерть в возрасте 70 лет. Есть версия, что он был отравлен (ан-Намари, аль-интика, стр.170). Имам был похоронен на кладбище Хайрузан в Багдаде. Проститься с имамом пришли тысячи горожан.

Великий имам Нугман бин Сабит Абу Ханифа (رحمه الله) оставил своим последователям такое наставление: «Ни для кого не является дозволенным выводить фетвы от нашего имени, не зная на какое доказательство оно основано». Абу Ханифа (رحمه الله) понимал, что ислам не может быть ограничен мнением лишь одного человека, или учением одного мазхаба. Ни Абу Ханифа (رحمه الله), ни другие имамы, не стремились к достижению идеологической монополии в исламском мире. Они призывали своих учеников и последователей принимать за основу сунну пророка Мухаммада (صلى الله عليه و سلم), и следовать его путем.



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Доступно в форматах: EPUB | PDF | FB2 Страниц: 352 Год издания: 2009 Дважды Герой Советского Союза В.С.Архипов прошел путь от красноармейца...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS