Главная - Режиссура
Париж под мухой. Выставка Многие работы итальянская публика увидит впервые

С 16 января по 14 апреля 2013 года в Саратовском государственном художественном музее имени А.Н.Радищева (ул. Радищева, 39) в рамках цикла "Графический альбом" работает выставка редких произведений "Альфонс Муха. Декоративные панно, афиши, плакаты".

Альфонс Муха (1860-1939) - выдающийся чешский художник, мастер театральной и рекламной афиши. Его имя стало символом искусства рубежа веков. Выставка из собрания Радищевского музея приурочена к 150-летию со дня рождения мастера. Четырнадцать работ художника, выполненных в технике литографии, были приобретены Боголюбовским рисовальным училищем и переданы музею в 1898 году.

Художник оказал большое влияние на целое поколение графиков, дизайнеров; для многих его работы ассоциируются со стилем "ар нуво".

Новый стиль возник почти одновременно во многих европейских странах и получил разные названия. Чаще всего употреблялись термины "модерн" - современный, "ар нуво" / "арт-нуво" - новое искусство (фр.). Особенностью этого стиля стал отказ от прямых линий и углов в пользу более естественного плавного движения изогнутых линий. Они напоминают танцующие, волнистые арабески, проникнутые энергией и жизненной силой растений.

Работы Мухи в живописи, архитектуре, малых декоративных формах запоминаются изысканными элементами, каллиграфически прорисованными линиями, сформировавшими стиль "образцовый модерн".

Альфонс Муха родился 24 июля 1860 года в моравском городе Иванчице. Его отец служил судебным приставом, в семье был скромный достаток. Будущий художник рос в атмосфере строгого католицизма. Первоначальное художественное образование он получил в Брно.

В 1880 году работал в Вене сотрудником фирмы театральных декораций, позже придворным художником графа П. Куэна (1881-1885). Затем учился в Академии художеств в Мюнхене (1885-1887) и академии Р. Жюльена в Париже.

С 1887 по 1922 год Муха жил в основном в Париже. Здесь достиг первого успеха. В 1894 году он выполнил афишу для спектакля "Жисмонда" по пьесе французского драматурга Викторьена Сарду (1831-1908), в котором играла знаменитая актриса Сара Бернар. Этот плакат для Театра "Ренессанс" был подчеркнуто вертикального формата, а также отличался необычной многоцветностью и детализацией. Раньше преобладали афиши с большим количеством текста и несколькими мелкими иллюстрациями, обычно в 1-2 цвета.

Абсолютно неизвестный художник Муха совершил прорыв в искусстве. Его афиши покрыли стены Парижа в новогоднюю ночь 1895 года. Сара Бернар была под таким сильным впечатлением от работы художника, что тут же предложила ему шестилетний эксклюзивный контракт. Для нее были выполнены плакаты: "Дама с камелиями" (1896), "Лорензаччо" (1896), "Самаритянка" (1897), "Медея" (1898), "Гамлет" (1899) и "Тоска" (1899). Муха также занимался сценографией, проектировал декорации и костюмы для Театра "Ренессанс".

Коллекции Радищевского музея принадлежат три афиши, выполненные Мухой в парижский период. Самая ранняя - "Жисмонда", "Лорензаччо" - для спектакля по пьесе Альфреда де Мюссе, "Самаритянка" - к постановке драмы Ростана, где главные роли исполняла Сара Бернар.

Муха - автор несколько серий декоративных панно: "Сезоны" (1896), "Цветы" (1898), "Искусства" (1898), "Месяцы" (1899), "Драгоценные камни" (1900) и "Звезды" (1901). Декоративные панно большого размера были выпущены ограниченным тиражом, их печатали на шелковой или плотной бумаге, пышно обрамляли и вешали на стенах или они оформляли ширмы.

На выставке представлены четыре работы из первой серии "Сезоны" - "Весна", "Лето", "Осень" и "Зима". Полностью экспонируется цикл "Цветы" - "Роза", "Ирис", "Гвоздика" и "Лилия". Центр каждой композиции - женщина в ниспадающей одежде, с роскошной короной волос, утопающая в море цветов. Пленительная и загадочная, иногда неприступно-роковая. Её прекрасная и грациозная фигура, вписанная в орнаментальную систему из цветов и листьев, символов и арабесок, стала фирменным знаком художника.

В это же время Муха создает эскизы для календарей и меню, разнообразные рекламные плакаты. На выставке представлены реклама сигаретной бумаги "JOB", пива "Bieresde la Meuse" ("Масс") и лист из календаря "Calendrier L`Evocation" ("Воскрешение в памяти").

В 1897 открылась первая персональная выставка художника в галерее "La Bodiniere". На следующий год - вторая, более крупная, - в Salon des Cent (Салоне Ста), а затем она объехала всю Европу. С 1898 года художник преподавал в Академии "Кармен". В это же время Муха сотрудничал с известным парижским ювелиром Жоржем Фуке. Вместе они создали коллекцию в "стиле Мухи". Художник оформил фасад и интерьер его магазина.

На рубеже веков Альфонс Муха стал настоящим мэтром, к которому внимательно прислушивались в кругах художественной общественности. В 1901 году вышла его книга "Декоративная документация". Это наглядное руководство для художников, на страницах которого воспроизведены разнообразные орнаментальные узоры, шрифты, рисунки мебели, различной утвари, столовых наборов, ювелирных изделий, часов, гребней, брошей. Многое впоследствии было выполнено в металле и дереве, например золотые броши и ожерелье с портретами Сары Бернар, предназначенные для самой актрисы.

Во время своего путешествия по родной Моравии и Чехии (1902) Муха увлекся созданием эпических патриотических картин, изображая историю славянского народа в неоклассическом стиле. Однако они не были столь успешными, как его ранние работы в стиле "ар нуво". С 1903 года Муха совершил несколько поездок в США, где работал как живописец и педагог.

После образования Чехословацкой республики (1918) её правительство поручило Альфонсу Мухе разработать дизайн национальной валюты, первую серию почтовых марок, один из вариантов государственного герба, правительственные бланки и конверты. В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги - Муниципального дома, отелей "Европа" и "Империал", создает эскиз витража достраиваемого собора Святого Вита в Пражском Граде.

В 1928 году Муха подарил Праге и чешскому народу большой цикл из 20 гигантских картин "Славянская Эпопея", посвященный истории славянства (чехов, поляков, болгар, русских и других славянских народов). С целью создания «русских» работ Муха предпринял поездку в Россию в год празднования 300-летия дома Романовых (1913). Художник познакомился с Санкт-Петербургом и Москвой.

В 1936 году он опубликовал свои мемуары. После вторжения немцев в Чехословакию (1939) гестапо арестовало Альфонса Муху одним из первых. Последней его работой стала «Клятва об объединении славян» (1939). Художник умер 14 июля 1939 года, похоронен на пражском Вышеградском кладбище. В 1998 году в чешской столице был открыт музей Альфонса Мухи. Интересно, что сам Альфонс Муха всячески отрицал свою близость к модерну. Для него принадлежность к какому-либо стилю в искусстве - означает потерять собственную индивидуальность. Он не хотел, чтобы его запомнили только мастером "красивых вещей". "Славянский эпос" он называл главным делом своей жизни. И тем не менее, в истории искусства Альфонс Муха остался как художник эпохи модерна.


Альфонс Муха и его жена Марушка, позади — Complesso del Vittoriano (фото со страницы выставки на сайте Фонда Альфонса Мухи)
Многие работы итальянская публика увидит впервые.
Альфонс Муха. Любовники
Альфонс Муха
Любовники
1895, 106.5×137 см.
Альфонс Муха. Автопортрет

Почти через 100 лет после того, как Альфонс Муха с женой побывал в Риме, столица Италии принимает крупнейшую в истории страны ретроспективу чешского художника — «иконы ар-нуво». Выставка «Альфонс Муха» в Витториано (Complesso del Vittoriano) представляет более 200 работ, от картин и рисунков до роскошной реконструкции интерьера для бутика Фуке в Париже.

В экспозиции — легендарная афиша для спектакля «Жисмонда» с Сарой Бернар, «Мадонна лилий», «Лето» из серии «Времена года», этюды к «Славянской эпопее», плакаты, рисунки, картины, ювелирные изделия, книги и фотографии.


Альфонс Муха и его жена Марушка, позади — Complesso del Vittoriano (фото со страницы выставки на сайте Фонда Альфонса Мухи)

Многие работы итальянская публика увидит впервые.

Альфонс Муха. Любовники. 1895, 106.5×137 см.

Альфонс Муха (1860 — 1939) был одним из самых известных художников в Европе конца XIX — начала XX веков. Сочетая портреты соблазнительных женщин с новейшими достижениями в области печати, он создал весьма оригинальные плакаты и породил новый жанр изобразительного искусства, который расцвёл в Париже Прекрасной эпохи. Во время визита в США в 1904 году местная пресса провозгласила Муху «величайшим художником-декоратором в мире».

Слева: Альфонс Муха, «Автопортрет» (1899)

Альфонс Муха. Мадонна лилий. 1905, 247×182 см.

Альфонс Муха считается одним из «отцов» художественного движения ар-нуво, для которого характерно преобладание мягких линий, цветочных форм и растительных мотивов. Но в действительности это был многогранный и разносторонний мастер, который экспериментировал с различными стилями и подходами. Муха был твёрдо убеждён, что ценность искусства — в отражении жизни, и это не относится исключительно к эстетической сфере, а, скорее, находит завершение в ней.

Альфонс Муха. Лето. Из серии "Времена года"

Альфонс Муха, «Лето. Из серии "Времена года"» (1896) 1 Альфонс Муха, «Живопись. Из серии "Искусства"» (1898)

Кроме того, Муха, родившийся в южной Моравии на территории тогдашней Австро-Венгрии, был пылким патриотом. Он глубоко верил в политическую свободу своей родины и духовное единство славянских народов, а потому значительную часть своего таланта, энергии и времени посвятил прославлению свободы и братства. Художник мечтал о мире, где этнические меньшинства живут в гармонии, не находясь под давлением более мощных государств. Эти утопические идеалы проявляются в его шедевре «Славянская эпопея» (1911 — 1928). На выставке в Риме представлен эскиз к полотну № 14 из этой серии — «Николай Зринский защищает Сигет от турок».

Альфонс Муха. Эскиз к картине «Николай Зринский защищает Сигет от турок» 1913, 31×44 см.

Экспозиция в Витториано разделена на шесть секций: «Богемец в Париже», «Создатель образов для широкой публики», «Космополит», «Мистик», «Патриот» и «Художник-философ».
Альфонс Муха. Афиша к пьесе "Жисмонда" с Сарой Бернар
В первом разделе представлены афиши к спектаклям с участием Сары Бернар. Главный плакат — «Жисмонда», с которого началось восхождение Альфонса Мухи к вершинам славы. В конце 1894 года знаменитая актриса искала художника для оформления афиши к предстоящей новой постановке, но ни одни её не удовлетворил. В конце концов, остался лишь Муха, который создал эскиз в большой спешке. Печатник был сбит с толку: он никогда не видел ничего подобного. Постер, на котором византийские мотивы сочетались с приёмами в стиле ар-деко, выглядел ультрасовременно. Все были уверены, что примадонна отклонит его. Однако Бернар пригласила Альфонса Муху на встречу и заявила, что он сделал её бессмертной. С тех пор актриса не позволяла никому другому изображать себя.

Альфонс Муха, афиша к спектаклю «Жисмонда» по пьесе Викторьена Сарду с Сарой Бернар в заглавной роли (1895)

Эта работа сделала чешского художника самым знаменитым дизайнером плакатов своего времени и породила термины «стиль Мухи» и «женщины Мухи».

Альфонс Муха. Портрет Яри (Ярославы) 1935, 73×60 см.

Отсюда логически вытекает контент второго раздела выставки — «Создатель образов для широкой публики». Это плакаты и декоративные панели, созданные для коммерческих целей. Помимо прочего тут представлены «Декоративные материалы» (1902) — практическое руководство по дизайну для мастеров, предназначенное «помочь прививать эстетические ценности в декоративно-прикладном искусстве».

Альфонс Муха. Шоколад "Идеал". 1897, 117×78 см.
Альфонс Муха. Декоративные материалы: наброски лилии

Альфонс Муха. Декоративные материалы: наброски аксессуаров

Альфонс Муха, «Декоративные материалы: наброски лилии» (1901 - 1902) 1 Альфонс Муха, «Декоративные материалы: наброски аксессуаров» (1901 - 1902)

Кольцо, созданное ювелиром Жоржем Фуке по эскизу Альфонса Мухи

Центральные элементы третьей секции «Космополит» демонстрируют Альфонса Муху на пике славы — от Всемирной выставки в Париже в 1900 году до работ, созданных в сотрудничестве с известным французским ювелиром Жоржем Фуке. Сюда же вошли и произведения «американского периода»: декорации для «Немецкого театра» в Нью-Йорке и афиши для актрис Лесли Картер и Мод Адамс.

Альфонс Муха, реконструкция интерьера ювелирного магазина Жоржа Фуке в стиле ар-нуво в Париже (1900)

Четвёртый раздел ретроспективы в Риме посвящён влиянию спиритизма и масонской философии в творчестве Мухи. Они ярко проявились в Le Pater («Отче наш») — иллюстрированной книге, которая была опубликована в 1899 году.

Альфонс Муха. Обложка иллюстрированной книги "Отче наш". 1899, 41×31 см.

В разделе пятом представлен патриотический аспект карьеры Мухи после его возвращения на родину в 1910 году. Особое внимание сосредоточено на создании «Славянской эпопеи»: тут можно увидеть подготовительные этюды, наброски, документы и фотографии, связанные с этой серией монументальных работ.

Альфонс Муха. «Силой к свободе, с любовью к единству!»: эскиз для росписи «Своими силами II» в Общественном доме Праги. 1911, 79×98 см.

Альфонс Муха. Свет надежды. 1933, 96.2×90.7 см.

В заключение кураторы представляют Альфонса Муху как философа, и в шестой секции расположены работы, которые иллюстрируют его гуманитарные идеалы и реакцию на угрозу войны в быстро меняющемся мире.

Альфонс Муха, «Век Разума» (1936 - 1938)

Альфонс Муха, «Век Любви» (1936 - 1938)

Экспозиция завершается последним проектом художника — триптихом «Век Разума», «Век Мудрости» и «Век Любви», задуманного как памятник человечеству в целом. И хотя начатое в 1936 году произведение не было окончено, эскизов к нему достаточно, чтобы почувствовать послание, которое мастер хотел передать всем живущим.

Альфонс Муха. Век мудрости. 1938, 55×32 см.

По материалам официального сайта Фонда Альфонса Мухи, официального сайта Complesso del Vittoriano и artdaily.com
Автор: Vlad Maslov
Источник -

Картина «Лето» из серии «Времена года» Альфонса Мухи, на выставке в музее в Люксембургском саду Ксения Гулиа/RFI

В музее в Люксембургском саду в сентябре открылась ретроспектива одного из наиболее прославленных представителей ар-нуво Альфонса Мухи. Это первая с 1980 года парижская выставка, посвященная выдающемуся чешскому художнику - автору театральных афиш, иллюстраций, ювелирных украшений и монументальной «Славянской эпопеи», переданной в дар Праге. Организаторы выставки поставили себе целью показать все разнообразие творчества Мухи.

Первое, что бросается в глаза в биографии Альфонса Мухи, - это, конечно, череда намеков судьбы и случайностей - как трагических, так и счастливых.

Муха родился в 1860 году в городке Иванчице в Моравии, которая тогда была частью Австро-Венгерской империи. С детства он увлекался живописью, но провалил вступительные экзамены в пражскую Академию. Эта неудача не поколебала его решимость стать художников. Муха вернулся в родной Иванчице и начал изготавливать декорации и афиши для местного любительского театра.

Молодого художника скоро заметили и пригласили в Вену в качестве театрального декоратора. В 1881 году венская карьера Мухи резко прервалась - после трагического пожара в «Рингтеатре», унесшего жизни около 400 человек. Этот театр был одним из основных заказчиков мастерской, где работал Муха. Фирма понесла огромные финансовые убытки, из нее уволили Муху и еще несколько сотрудников.

Это трагическое происшествие потрясло Муху. Художник покинул Вену и отправился в моравский городок Микулов. Здесь он получил свои первые крупные заказы от графа Карла Куэна-Беласи, в том числе на роспись его дворца. Граф, восхищенный талантом художника-любителя, оплатил ему учебу в Мюнхене, а затем и в Париже, где Муха обосновался в 1887 году. В столице Франции Муха поступил сначала в художественную Академию Жюлиана, затем - в Академию Коларосси.

Однако совсем скоро, в 1889-м, из-за финансовых трудностей граф Куэн-Беласи прекратил денежные переводы своему протеже. Чешский художник остался в Париже фактически без средств к существованию. Это заставило его прервать учебу и начать зарабатывать изготовлением всевозможных иллюстраций для парижских и пражских изданий. Его мастерская находилась над кафе мадам Шарлотты на улице Гранд-Шомьер. Одно время Муха делил ее с Полем Гогеном, оказавшимся фактически без копейки после возвращения из Таити.

Настоящий прорыв в судьбе Альфонса Мухи произошел 1 января 1985 года, когда по всему Парижу появились его афиши премьеры спектакля «Жисмонда» с великой Сарой Бернар. Эту афишу театр «Ренессанс» заказал Мухе в последний момент, 26 декабря. Эта работа мгновенно прославила Муху. По воспоминаниям современников, Сара Бернар, увидев афишу, сказала: «Как красиво! Теперь вы будете работать для меня, со мной. Я вас уже люблю». Чешский художник подписал шестилетний контракт с «божественной Сарой» и делал афиши и для других спектаклей с ее участием («Медея», «Дама с камелиями», «Гамлет» и другие).


Афиши к спектаклям «Дама с камелиями» и «Жисмонда» Альфонса Мухи Siegfried Forster / RFI

Эти знаменитые плакаты с Сарой Бернар и другие иллюстрации Альфонса Мухи можно увидеть на выставке в Люксембургском саду. Всего здесь выставлено около двухсот его работ - от упаковки печенья и рекламы шампанского до больших полотен его позднего периода, когда Муха обратился к истории славянских народов. В центре творчества Мухи неизменно - женские фигуры.


«Муха понимал, что женские образы всегда привлекают внимание, - говорит в интервью RFI куратор выставки, хранительница пражского Фонда Мухи Томоко Сато. - Возможно, именно поэтому в центре его творчества женщины, которых он окружал цветами и другими природными мотивами. Именно это и стало узнаваемым декоративным „стилем Мухи“. Он часто использовал разнообразные круги, изогнутые линии, экспериментировал с этими формами, чтобы передать свой месседж. Как иллюстратор и рекламщик, он использовал эти приемы, чтобы заинтересовать широкую публику. Но эту технику он перенес и в более поздние свои работы».

Альфонс Муха прославился в первую очередь как иллюстратор и декоратор. Организаторы выставки подчеркивают, что его поздние исторические полотна пока малоизвестны, особенно во Франции. Именно им они хотели уделить особое внимание. Один из залов выставки называется «Муха, патриот». В нем, например, работа Мухи под названием «Франция целует Богемию» 1918 года, посвященная образованию Чехословакии и освобождению от Австро-Венгрии. Но самое известное позднее произведение Мухи - это серия «Славянская эпопея» - двадцать монументальных полотен, которым он отдал почти двадцать лет своей жизни. Они посвящены разным эпизодам истории и мифологии и проникнуты идеями панславизма.

«Муха родился в 1860 году, когда националистическое движение на его родине переживало подъем. Как и все представители своего поколения, Муха был националистом, - рассказывает Томоко Сато. - Независимость своей страны он считал высшей целью, и он хотел способствовать этому движению как художник. Это было сначала. Муха рос как человек, приобретал новый опыт, работал во многих местах, в Париже он познакомился с новыми идеями. Его националистические взгляды трансформировались в более гуманитарные и пацифистские идеи. Это и стало отправной точкой для создания „Славянской эпопеи“ и других его поздних работ».

Выставка работ Альфонса Мухи проходит в Люксембургском саду в Париже до 27 января 2019 года. Музей открыт каждый день, без выходных. Стоимость входного билета 13 евро. Предусмотрены скидки.



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Доступно в форматах: EPUB | PDF | FB2 Страниц: 352 Год издания: 2009 Дважды Герой Советского Союза В.С.Архипов прошел путь от красноармейца...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS