Главная - Режиссура
Тема урока. И

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Разработка урока по литературе

Отражение эпохи в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети"

Преподаватель

Боронина Ирина Арменовна

Цель урока: проследить, как эпоха отражается в романе, раскрыть идейно-художественное своеобразие романа, развивать навыки работы с текстом.

Ход урока:

Слово учителя:

Когда мы начинаем работу над каким-нибудь произведением, то пытаемся осмыслить эпоху, современную автору или его творению.

Как вы думаете, насколько важен такой историко-культурологический комментарий?

Во второй половине XIX века происходят бурные изменения в структуре общества, появляются новые слои (пролетариат, разночинцы), российская общественность делится на несколько противоположных лагерей, ведущих непрерывную борьбу друг с другом, постоянно меняющих и состав, и программу действий. Появляются понятия консерваторов, либералов и радикалов, славянофилов и западников. Идеи социализма и нигилизма будоражат лучшие умы, вызывают жаркие споры.

Литература становится “трибуной” для проповедования социальных и политических идей авторов. И среди этого “брожения умов” особенно отчётливо слышится голос И.С. Тургенева.

Революционно-демократическая критика очень ценным качеством Тургенева считала "Живое отношение к современности". Добролюбов подчеркивал, что современность, актуальность романов Тургенева поразительна. Если он уже затронул какую-либо проблему, то это верный признак того, что скоро она станет важной для всех.

Писарев в статье «Базаров» отмечал: «Сквозь ткань рассказа сквозит личное, глубоко прочувствованное отношение автора к выведенным явлениям жизни. А явления эти очень близки к нам, так близки, что все наше молодое поколение со своими стремлениями и идеями может узнать себя в действующих лицах этого романа».

тургенев социальный предреформенный разночинец

Умение уловить движение жизни, показать новое, развивающееся. Это качество Тургенева - художника проступает и в романе "Отцы и дети", написанном в 1861г.

Как же роман связан с эпохой?

Прежде чем ответить на вопрос нашего сегодняшнего урока, давайте обратимся к тем политическим и социальным проблемам, которые имели место в современном писателю обществе?

Индивидуальное задание уч-ся.

Вопрос классу:

Что еще вы знаете об этой эпохе?

Примерный материал ответов:

Время действия романа - 1855-1861 гг. - период, сложный для России. В 1855 году закончилась проигранная Россией война с Турцией, поражение это для нашей страны было позорно. Произошло и важнейшее событие во внутренней политике: смена царствования.

Умер Николай I, его смерть закончила эпоху репрессий, эпоху подавления общественной либеральной мысли.

В правление Александра II в России процветает образованность различных слоев населения. Разночинцы становятся реальной общественной силой, аристократия же свою передовую роль утрачивает. Разумеется, образование, которое получали разночинцы, принципиально отличалось от дворянского. Аристократическая молодежь училась «для себя», то есть это было образование во имя самой образованности.

Разночинцы же на такую роскошь, как расширение кругозора, ни средств, ни времени не имели. Им необходимо было получить профессию, которая их будет кормить и приносить реальную пользу людям.

Эта настроенность и определила круг специальностей, которые преимущественно выбирали разночинцы. В основном это были естественные науки, духовный мир они начисто отрицали.

В это время также в России начали развиваться капиталистические отношения, их развитие тормозил прогнивший крепостнический строй. На повестку дня стал вопрос о крестьянской революции. По этому вопросу произошел раскол между либералами, стоявшими за реформистский путь, и революционерами-демократами, которые считали его недейственным.

В начале марта 1861 года был обнародован царский манифест от 19 февраля об освобождении крестьян. С многовековым рабством было покончено. Крестьяне, наконец, получили долгожданную свободу. Однако, как и предполагали революционеры-демократы, реформа была проведена отнюдь не в интересах народа. Земля по-прежнему оставалась в руках помещиков, а за те небольшие наделы, которые крестьяне получили, они были обязаны либо платить оброк, либо отрабатывать барщину. По стране прокатилась волна крестьянских волнений и бунтов, которые подавлялись правительством с невероятной жестокостью.

В России сложилась революционная ситуация. Революционные демократы стали готовить восстание: возникло тайное общество «Земля и воля», идейным вдохновителем которого был Чернышевский, распространялись прокламации, призывавшие к решительной схватке с самодержавием.

На первых порах Тургенев восторженно приветствовал освобождение крестьян. Но к концу 1861 года его энтузиазм заметно остыл, он не мог не видеть, что реформа так и не решила крестьянского вопроса. Правда, он все еще надеялся, что «дело пойдет хорошо», но все чаще и чаще в его письмах этого периода начинают звучать ноты разочарования. «Мы живем в темное и тяжелое время, -- писал он в декабре 1861 года своему другу Н. П. Борисову, -- так-таки не выберемся из него».

Таким образом, роман «Отцы и дети» писался в годы революционной ситуации, когда крепостническая система трещала по швам.

Какие основные проблемы эпохи вы для себя выделили?

Расслоение общества на противоборствующие группировки.

Проблема крепостного права.

Проблема изменения приоритетов в образовании и взглядах нового поколения.

Сегодня мы постараемся с вами определить, как эти проблемы отражены в романе, т.е. каким образом роман И.С. Тургенева связан с эпохой? Для этого поработаем над материалом 1-4 глав романа. Работа будет проходить в группах.

Задание группам:

1 группа.

Зачем И.С. Тургенев дает четкую датировку происходящих событий?

Какое время года совпадает с началом романа?

Как это отражается в теме, звучащей в 1 главе романа?

Примерный ответ:

В романе Тургенев применяет точную датировку, желая вызвать у читателя конкретное представление об исторической обстановке. Действие в "Отцах и детях" начинается 20 мая 1859 г. и завершается зимой 1860 года.

Это были годы, когда обнажился кризис крепостнической системы, когда обострилась борьба между лагерями революционеров-демократов и либералов.

В эту эпоху формируется новый тип передового деятеля - разночинца-демократа, человека дела, а не фразы.

Не случайно, на наш взгляд, и время года - весна. Природа ждет обновления, изменения, возрождения и эта тема находит свое продолжение и в дальнейшем развитии событий - отец ожидает своего сына.

Выводы записать.

Группа 2.

Выделите ключевые слова, фразы.

Какие средства художественной выразительности помогают писатель создать образ предреформенной деревни?

Примерный ответ:

Глазами приятеля Базарова -- Аркадия Кирсанова, вернувшегося из Петербурга в имение своего отца, мы видим картину, заставляющую невольно сжиматься наше сердце: «Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными…»

Посмотрим, как изображается пейзаж в 2 главе романа.

Мы видим "деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами" ("деревеньки", "избенки" - сама форма этих слов говорит о скудной, нищенской жизни). Можно предположить, что голодную скотину приходится кормить соломой с крыш. О многом говорит и такое сравнение: "как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты с ободранною корой и обломанными ветвями. Крестьянские коровенки, "исхудалые, шершавые, словно обглоданные, жадно щиплют первую траву. А вот и сами мужички - "обтеханные на плохих клячонках". Хозяйство крестьян скудное, нищенское: "покривившиеся молотильные сарайчики", "опустелые гумна"...

Тургенев больше не станет изображать нищету народа, но картина предреформенной деревни, представшая в экспозиции, производит такое сильное впечатление, что к ней нечего добавить.

Выводы записать.

Группа 3.

Какие внешние изменения в отношениях господ и крестьян говорят о внутренних противоречиях эпохи?

Примерный ответ:

Немногими скупыми деталями переданы изменения, произошедшие в отношении крестьян и их господ.

Дворовые не встречают старого и молодого барина (вспомните сцены прощания с уезжающим Петром Гриневым, Александром Одуевым, Андреем Ивановичем Штольцем - везде толпа дворовых, крепостных)

Слуга, котором всё: и бирюзовая сережка в ухе и напомаженные разноцветные волосы, и учтивые телодвижения, словом, всё изобличало человека новейшего, усовершенствованного поколения, посмотрел снисходительно вдоль дороги и ответствовал: «Никак нет-с, не видать».

Важен разговор о лесе, свезенном Николаем Петровичем, ему были нужны деньги, а земля, увы, всё равно должна отойти мужикам.

Не случайно упоминание о том, что какому-то приказчику из мещан приходится платить 250 рублей в год, камердинер Петр тоже вольный. Былых верных слуг (Савельичей, Захаров) теперь мало.

Крестьяне надеются на реформу, ждут от нее многого. А пока даже в имении доброго Николая Петровича травят лошадьми барские посевы, «ненароком» поджигают скотный двор.

Выводы записать:

И сразу же возникает центральный вопрос эпохи: «Нет... небогатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием; нельзя, нельзя ему так остаться, преобразования необходимы...но как их исполнить, как приступить?...»

Группа 4.

Какое значение имеют размышления Аркадия по поводу увиденной им жизни русской деревни («Нет... небогатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием; нельзя, нельзя ему так остаться, преобразования необходимы...но как их исполнить, как приступить…») для развития основного конфликта романа?

Как уже в экспозиции намечаются характеры главных героев? Какие детали позволяют это увидеть?

Какие взаимоотношения складываются по дороге между героями?

Примерный ответ:

Отношение к этому вопросу, к коренным проблемам русской жизни 60-х годов определяет идейные разногласия между Базаровым и остальными героями романа. И разногласия между ними проступает на первых же страницах, в экспозиции.

Мы уже говорили, что разночинцев не устраивало реформистское решение вопроса. Они хотели революционных изменений, хотели приносить реальную пользу людям.

Тонко подмеченные детали позволяют писателю открыть самое главное и в общественных взглядах, и в душевном складе его героев.

Николай Петрович ждет сына, готов просидеть 5 часов, любящий, внимательный, но несмотря на письмо Аркадия забыл, что тот приезжает с другом (места в коляске для Базарова нет), поэтому глаголы в эпизоде «отъезда коляски» передают и социальное положение героев, и их состояние. Отец с сыном «поместились» в коляске, Базаров же «вскочил» в тарантас, «уткнулся» головой….

Аркадий явно находится под влиянием Базарова. Он развязен, фамильярен, снисходителен в разговоре с отцом, ощущает тайное превосходство и наслаждается «сознанием собственной развитости и свободы».

Базаров прерывает чтение Николаем Петровичем Пушкина. Он разрушает лирическое настроение отца, а сына заставляет вспомнить, как надо себя вести по новым понятиям. Он глух к прекрасному, вносит отчуждение в отношения отца и сына.

У Николая Петровича «что-то кольнуло в сердце», защемило: как-то сложатся отношения с сыном?

В первых главах уже намечается основной конфликт романа, который в дальнейшем получит свое развитие.

Выводы записать.

Итог урока:

Обсудить в группах, записанные выводы (сравнить с тем, что записали вы сами)

Учитель:

Как известно, понять и оценить образы героев невозможно, не поняв и не оценив ту обстановку в стране, в которой складывались и формировались взгляды персонажей. И потому Тургенев рисует перед читателем широкую панораму современной ему России, передавая детально быт, нравы и описания природы. В экспозиции романа начальный пейзаж, изображающий бедность, нищету, предопределяет тему всего произведения, приводит к мысли о необходимости изменения тех порядков, которые породили такое запустение.

Роман «Отцы и дети» произведение остро полемическое. В нем писатель отразил не только вечную проблему «отцов и детей» и связанные с ней важнейшие вопросы человеческого бытия, но и столкновение «века нынешнего и века минувшего», т.е. социальный конфликт, борьбу не только двух поколений, но и представителей двух лагерей: либералов и революционеров-демократов.

Зачем так последовательно знакомит нас писатель с тремя биографиями своих героев? К чему анкетная точность в художественном произведении?

Какое впечатление произвели Базаров и П.П. Кирсанов друг на друга?

Сравните портреты героев.

Индивидуально:

Краткий пересказ основных моментов биографий героев

Биографию Базарова составить на основе текста.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Рассмотрение классификации методов (чтение произведения, анализ, комментирование, творчество по мотивам прочитанного) и приемов обучения литературе. Характеристика исследовательской деятельности учащихся на примере изучения повести Ивана Тургенева "Ася".

    курсовая работа , добавлен 18.03.2010

    Жизнь и деятельность В. да Фельтре, традиция ренессансного воспитания в "Доме радости". Формирование концепции человека в трудах М. Монтеня. Формирование личности и педагогической процесс по Эразму Роттердамскому, образ государя как модель человека.

    дипломная работа , добавлен 20.07.2014

    Гиперактивность, основные проявления, критерии ее оценки. Понятие тревожности, портрет тревожного ребенка. Коррекционно-развивающая работа с гиперактивными, тревожными детьми, детьми "Индиго". Сопровождение адаптации первоклассников, рекомендации учителю.

    курсовая работа , добавлен 17.01.2016

    Семья как колыбель духовного рождения человека, ее значение в формировании личности. Оценка важности правильного поведения родителей в семье, его значение в воспитании маленького человека. Взаимоотношения семьи и школы. Истоки подростковой преступности.

    контрольная работа , добавлен 07.06.2011

    Диалектизм - значимая единица языка в романе М.А. Шолохова "Поднятая целина". Отражение живой диалектики в произведении. Общее понятие диалектической лексики. Глаголы, характеризующие коллективизацию в романе. Народная мудрость на страницах романа.

    курсовая работа , добавлен 05.01.2009

    Понятие одаренности. Типология одаренности. Кризисы детской одаренности. Кризис креативности, интеллектуальности, мотива достижений. Детская одаренность и школьное обучение. Концепции к конструированию содержания образования. Выявление одаренных детей.

    курсовая работа , добавлен 24.02.2005

    Проблемы существующей практики дошкольного образования. Компоненты новой модели образовательного процесса. Организация познавательно-исследовательской, продуктивной и игровой деятельности с детьми. Тематическое сочетание видов детской активности.

    доклад , добавлен 03.03.2012

    Причины появления и виды нарушений зрения, их влияние на восприятие ребенком окружающего мира. Особенности воспитания малышей с данными проблемами. Физическая деятельность как важная составляющая лечения. Обучение детей в специализированных учреждениях.

    презентация , добавлен 03.05.2016

    Модели университета, сформированные в индустриальном обществе. Болонский процесс и проблемы высшей школы. Рейтинги как инструмент определения миссии университета. Текущие проблемы системы высшего образования. Модели университета постиндустриального типа.

    дипломная работа , добавлен 11.12.2017

    Умственная одаренность, ее психологические проявления. Сложности психического развития. Методы диагностики умственной одаренности: тестовые, неформализованные. Воспитание и обучение одаренных детей. Подготовка педагога к взаимодействию с детьми.

В чем же состоит художественное мастерство писателя, который сумел раскрыть идейные противоречия эпохи в романе. Для произведения характерны лаконичность, сжатость. Тургенев отбирает небольшое количество эпизодов, но все они необходимы для характеристики главных и второстепенных героев. Например, используя вставной эпизод (рассказ Аркадия о жизни своего дяди), Тургенев сразу решает три задачи: характеризует пустую, бесцельную жизнь Павла Петровича, подмечает непрочность увлечения Аркадия нигилизмом, восхищается прямотой, силой убеждения Базарова.
Меня пленяет в этом произведении все: и стройность композиции, и мастерски обрисованные портреты героев, их язык... А пейзаж!.. Ведь общепризнанно, что Тургенев - непревзойденный мастер пейзажа. Основным приемом в раскрытии портретов, характеров и убеждений героев у Тургенева является антитеза. Кажется, что этот прием Иван Сергеевич доводит до совершенства.
Как можно забыть высокого Базарова, его “огромный лоб”, “просторный череп”, длинные волосы (признак демократизма в то время), его “красную руку”, не знавшую перчаток! Сразу видно, что это человек большого ума, небогатый, знакомый с трудом. А его противник Павел Петрович, генеральский сын, изнежен, избалован жизнью. Чего стоят его руки, белые, как у женщины, с розовыми ногтями, его тугие воротнички, его породистое лицо. Кирсанов, как и Базаров, умен, но это не отражается в его портрете. Евгений, человек дела, поборник естествознания, мало обращает внимания на свою “одежонку”. Павел Петрович же много времени проводит за своим туалетом. И нас сегодня немного смешат его “фесочка”, “лаковые полусапожки” и прочее, как в свое время они смешили Базарова.
Вообще же писатель тонко пользуется таким приемом, как ирония. Контрастность героев в сочетании с ней проявляется и в манере их речи.
Внутренний мир героев раскрывается больше всего в спорах-диалогах, хотя встречаются и внутренние монологи, в которых автор выступает замечательным психологом (этот прием более характерен для поздней литературы, особенно для Достоевского и Толстого). 10-я глава романа посвящена такому спору. Павел Петрович вышел к вечернему чаю, уже готовый к бою с “господином нигилистом”, весь “горел от нетерпения”, хотя и обещал брату “не позабыться”. Базаров же отвечал ему “ленивым голосом”. Этих деталей достаточно, чтобы понять отношение друг к другу “отцов и детей”. Писатель только отмечает, что победа осталась на стороне более сильного противника, поэтому Павел Петрович не сдержался.
Но, конечно, яснее всего выражаются идейные противоречия эпохи в самих спорах. Лаконично, как это вообще свойственно ему, Тургенев сумел выразить в спорах между Базаровым и другими героями разные точки зрения на волнующее общество вопросы: о русском народе и его судьбе, о путях развития страны, об отношении к существующим порядкам, о семье, о браке, об искусстве. Эти вопросы разделяли тогдашнее мыслящее общество на революционеров-демократов, либералов и консерваторов.

    Проблему отцов и детей можно назвать вечной. Но особенно она обостряется в переломные моменты развития общества, когда старшее и младшее поколения становятся выразителями идей двух разных эпох. Именно такое время в истории России - 60-е годы XIX века...

    Молодость - время для усвоения мудрости, старость - время для её применения. Ж.-Ж. Руссо Аркадий Кирсанов, погостив день в имении Базаровых, спрашивает своего старшего друга-учителя, любит ли тот родителей, и получает прямой ответ: «Люблю, Аркадий»...

    Стесненность интриги коллизиями, в свою очередь, отразилась на размещении отдельных ее частей, способствовала сближению завязки с кульминацией и кульминации с развязкой. Строго говоря, в романе «Отцы и дети» кульминация интриги почти совпадает с развязкой...

    В романе “Отцы и дети” речь идет об остром, непримиримом конфликте между аристократами и демократами, между либералами и революционерами-разночинцами. Хотя И.С. Тургенев не верил в перспективность дела Базарова, он прекрасно понимал превосходство...

Действие романа “Отцы и дети” датировано Тургеневым с чрезвычайной точностью: Базаров и Кирсанов приезжают в Марьино 20 мая 1859 г. Мы знаем при этом, что сам роман писался Тургеневым в 1861 г. (закончен 30 июля 1861 г.), а печатался в “Русском вестнике” за 1862 г. При сопоставлении этих дат сразу угадывается замысел Тургенева показать момент становления общественных сил, вышедших на политическую арену России уже после реформы, показать начало того спора, который уже через два года привел к расколу общественных сил страны на два лагеря - либералов-дворян и демократов-разночинцев. После реформы 1861 г. этот конфликт перешел в иную, более острую стадию, когда диалог на равных за одним столом сторонников двух враждебных партий был уже невозможен. Поэтому Тургенев для объяснения конфликта возвращается к его началу. Как раз в 1859 г. впервые зародилась вражда между демократическим “Современником” Чернышевского и Добролюбова и заграничным “Колоколом” Герцена, сохранившим либеральные позиции. При “Современнике” создается сатирический отдел “Свисток”, где осмеиваются в том числе и половинчатые “обличения” либералов. Герцен ответил на это статьей “Очень опасно”, и отношения между журналами напряглись. В июне 1859 г. (когда Базаров должен был дискутировать с Павлом Кирсановым) Чернышевский едет в Лондон на свидание с Герценом, которое закончилось неудачей: “отцы” и “дети” русского демократического движения оказались на непримиримо разных позициях и еще сильнее отмежевались друг от друга. В это же самое время рвет свои старые связи с “Современником” и Тургенев.

В эти годы еще не было до конца понятно, что за явление представляет собой новое поколение - шестидесятников, и потому в романе оказалась совсем не выраженной позитивная программа Базарова, вышедшего в романе чистым отрицателем, какими шестидесятники никогда не были. “Я чувствовал, что народилось что-то новое; я видел новых людей, но представить, как они будут действовать, что из них выйдет, я не мог. Мне оставалось или совсем молчать, или написать только то, что я знаю”.

В “Отцах и детях” широко обрисовано кризисное состояние общества, охваченного горячкой преобразований. В романе стараются показаться “передовыми” герои из всех сословий, каждый на свой лад. Восторженно объявляют себя нигилистами и новыми людьми Аркадий Кирсанов и Ситников (не замечая, что одному эта роль совершенно чужда, а другого просто превращает в никчемного шута), старательно следит за новыми веяниями Николай Петрович Кирсанов, который общается в Петербурге исключительно с молодыми - друзьями сына и заводит всевозможные хозяйственные новшества у себя в усадьбе (и все-таки слышит от Базарова, что “он человек отставной” и “его песенка спета”), пытаются казаться “прогрессистами” тайный советник “из молодых” Колязин, равно как и ревизуемый им губернатор, даже лакей Петр держит себя как слуга “новейшего, усовершенствованного поколения” и коверкает русские слова на французский манер: тюпюрь, обюспючюн. Нет ничего обиднее и страшнее для всех героев, чем обвинение в отсталости, в узости мысли и кругозора. Только аристократы, как Павел Петрович и Одинцова, остаются сторонниками старых “принсипов”, уверенные в их неизменности. Но по-настоящему новое слово и новый дух мы ощущаем только в Базарове, у остальных же стремление казаться “передовыми” остается чисто внешним или временным, комическим следованием моде, бесплодной попыткой изменить свою уже сложившуюся личность. Тургенев хочет указать на опасность такой бездумной погони за новизной и в то же время указать, что обновление действительно необходимо.

Еще самые первые картины России, видимые Аркадием при возвращении домой из Петербурга, носят социальный характер, свидетельствуют о нищете, разрухе и хозяйственном кризисе, царящих в стране:

...деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами, и покривившиеся молотильные сарайчики с плетеными из хвороста стенами и зевающими воротищами возле опустелых гумен... Как нарочно, мужички встречались все обтерханные, на плохих клячонках; как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты с ободранною корой и обломанными ветвями; исхудалые, шершавые, словно обглоданные, коровы жадно щипали траву по канавам... Казалось, они только что вырвались из чьих-то грозных, смертоносных когтей... “Нет, - подумал Аркадий, - небогатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием; нельзя, нельзя ему так остаться, преобразования необходимы... но как их исполнить, как приступить?”

В последующих главах мы узнаем о бесконечных хозяйственных неудачах Кирсановых (“Недавно заведенное на новый лад хозяйство скрипело, как немазаное колесо, трещало, как домоделанная мебель из сырого дерева”), о полной неспособности губернатора-прогрессиста управлять губернией, о произволе чиновников.

Какие же общественные силы и какими средствами могут вывести страну из кризиса? Вместо ответа Тургенев указывает на лучших представителей двух сословий (“Если таковы сливки, то каково же молоко?”), предоставляя им выдвинуть и обосновать свои позиции, избегая при этом открытой демонстрации собственных политических взглядов. Показательно, что в первой редакции роман открывался эпиграфом, из которого четко выводилась авторская позиция:

Молодой человек (человеку средних лет): В вас было содержание, но не было силы.

Человек средних лет: А в вас - сила без содержания.

Под “человеком средних лет” понимался дворянин, а под “молодым” - разночинец. Таким образом, при осуждении недостатков обеих спорящих сторон последнее слово оставалось все-таки за дворянином. Но в конце концов Тургенев снимает этот эпиграф, чувствуя, что он ведет к несколько упрошенной трактовке романных образов. При своей несомненной принадлежности к лагерю дворян автор искренне считает, что их историческая роль уже сыграна (“Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса”, - писал Тургенев К.К. Случевскому в апреле 1862 г.). Но Тургенев не находил ничего позитивного и в нигилистах (какими он их себе представлял), боялся их бессодержательной “грубой монгольской силы”, не видел за ними дальнейшей исторической перспективы и потому несколько искусственно устранил Базарова из романа.

Разработка урока по литературе Преподаватель: Боронина Ирина Арменовна Урок №2. Тема урока. И.С. Тургенев «Отцы и дети». Отражение эпохи в романе. Цель урока: проследить, как эпоха отражается в романе, раскрыть идейно-художественное своеобразие романа, развивать навыки работы с тек-стом. Ход урока: Слово учителя:

    Когда мы начинаем работу над каким-нибудь произведением, то пытаемся осмыслить эпоху, современную автору или его творению. Как вы думаете, насколько важен такой историко-культурологический комментарий?
Во второй половине XIX века происходят бурные изменения в структуре общества, появляются новые слои (пролетариат, разночинцы), российская общественность делится на несколько противоположных лагерей, ведущих непрерывную борьбу друг с другом, постоянно меняющих и состав, и программу действий. Появляются понятия консерваторов, либералов и радикалов, славянофилов и западников. Идеи социализма и нигилизма будоражат лучшие умы, вызывают жаркие споры. Литература становится “трибуной” для проповедования социальных и политических идей авторов. И среди этого “брожения умов” особенно отчётливо слышится голос И.С.Тургенева. Революционно-демократическая критика очень ценным качеством Тур-генева считала "Живое отношение к современности". Добролюбов подчеркивал, что современность, актуальность романов Тургенева поразительна. Если он уже затронул какую-либо проблему, то это верный признак того, что скоро она станет важной для всех.

Писарев в статье «Базаров» отмечал: «Сквозь ткань рассказа сквозит личное, глубоко прочувствованное отношение автора к выведенным явлениям жизни. А явления эти очень близки к нам, так близки, что все наше молодое поколение со своими стремлениями и идеями может узнать себя в действую-щих лицах этого романа».

Умение уловить движение жизни, показать новое, развивающееся. Это качество Тур-генева - художника проступает и в романе "Отцы и дети", написанном в 1861г.

Как же роман связан с эпохой?

    Прежде чем ответить на вопрос нашего сегодняшнего урока, давайте обратимся к тем политическим и социальным проблемам, которые имели место в современном писателю обществе?

– Индивидуальное задание уч – ся. Вопрос классу:
    Что еще вы знаете об этой эпохе?
Примерный материал ответов: – Время действия романа - 1855-1861 гг. - период, сложный для России. В 1855 году закончилась проигранная Россией война с Турцией, поражение это для нашей страны было позорно. Произошло и важ-нейшее событие во внутренней политике: смена царствования. Умер Николай I, его смерть закончила эпоху репрессий, эпоху подавления общественной либеральной мысли. В правление Александра II в России процветает образо-ванность различных слоев населения. Разночинцы становятся реальной обще-ственной силой, аристократия же свою передовую роль утрачивает. Разумеет-ся, образование, которое получали разночинцы, принципиально отличалось от дворянского. Аристократическая молодежь училась «для себя», то есть это было образование во имя самой образованности. Разночинцы же на такую роскошь, как расширение кругозора, ни средств, ни времени не имели. Им необходимо было получить профессию, которая их будет кормить и прино-сить реальную пользу людям. Эта настроенность и определила круг специ-альностей, которые преимущественно выбирали разночинцы. В основном это были естественные науки, духовный мир они начисто отрицали.
    В это время также в России начали развиваться капиталистические от-ношения, их развитие тормозил прогнивший крепостнический строй. На по-вестку дня стал вопрос о крестьянской революции. По этому вопросу произо-шел раскол между либералами, стоявшими за реформистский путь, и революционерами-демократами, которые считали его недейственным.
– В начале марта 1861 года был обнародован царский мани-фест от 19 февраля об освобождении крестьян. С многовековым рабством было покончено. Крестьяне наконец получили долго-жданную свободу. Однако, как и предполагали революционеры-демократы, реформа была проведена отнюдь не в интересах наро-да. Земля по-прежнему оставалась в руках помещиков, а за те небольшие наделы, которые крестьяне получили, они были обяза-ны либо платить оброк, либо отрабатывать барщину. По стране прокатилась волна крестьянских волнений и бунтов, которые по-давлялись правительством с невероятной жестокостью. В России сложилась революционная ситуация. Революцион-ные демократы стали готовить восстание: возникло тайное обще-ство «Земля и воля», идейным вдохновителем которого был Чер-нышевский, распространялись прокламации, призывавшие к решительной схватке с самодержавием. На первых порах Тургенев восторженно приветствовал осво-бождение крестьян. Но к концу 1861 года его энтузиазм заметно остыл, он не мог не видеть, что реформа так и не решила крестьян-ского вопроса. Правда, он все еще надеялся, что «дело пойдет хоро-шо», но все чаще и чаще в его письмах этого периода начинают зву-чать ноты разочарования. «Мы живем в темное и тяжелое время, - писал он в декабре 1861 года своему другу Н. П. Борисову, - так-таки не выберемся из него». Таким образом, роман «Отцы и дети» писался в годы революционной ситуации, когда крепостническая система трещала по швам. Какие основные проблемы эпохи вы для себя выделили?
    Расслоение общества на противоборствующие группировки. Проблема крепостного права. Проблема изменения приоритетов в образовании и взглядах нового поколения.

Сегодня мы постараемся с вами определить, как эти проблемы отражены в романе, т.е. каким образом роман И.С.Тургенева связан с эпохой? Для этого поработаем над материалом 1-4 глав романа. Работа будет проходить в группах.

Задание группам:

1 группа.

    Зачем И.С.Тургенев дает четкую датировку происходящих событий?

    Какое время года совпадает с началом романа?

    Как это отражается в теме, звучащей в 1 главе романа?

Примерный ответ:

В романе Тургенев применяет точную датировку, желая вызвать у чита-теля конкретное представление об исторической обстановке. Действие в "От-цах и детях" начинается 20 мая 1859 г. и завершается зимой 1860 года. Это были годы, когда обнажился кризис крепостнической системы, ко-гда обострилась борьба между лагерями революционеров-демократов и либе-ралов.

В эту эпоху формируется новый тип передового деятеля - разночинца-демократа, человека дела, а не фразы.

Не случайно, на наш взгляд, и время года – весна. Природа ждет обновления, изменения, возрождения и эта тема находит свое продолжение и в дальнейшем развитии событий – отец ожидает своего сына.

Выводы записать.

Группа 2.

    Выделите ключевые слова, фразы.

    Какие средства художественной выразительности помогают писатель создать образ предреформенной деревни?

Примерный ответ:

Глазами приятеля Базарова - Аркадия Кирсанова, вернувшегося из Петербурга в имение своего отца, мы видим картину, заставляющую невольно сжиматься наше сердце:«Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными…»

Посмотрим, как изображается пейзаж в 2 главе романа.

Мы видим "де-ревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанны-ми крышами" ("деревеньки", "избенки" - сама форма этих слов говорит о скудной, нищенской жизни). Можно предположить, что голодную скотину приходится кормить соломой с крыш. О многом говорит и такое сравнение: "как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты с ободранною корой и обломанными ветвями. Крестьянские коровенки, "исхудалые, шершавые, словно обглоданные, жадно щиплют первую траву. А вот и сами мужички -"обтеханные на плохих клячонках". Хозяйство крестьян скудное, нищенское: "покривившиеся молотильные сарайчики", "опустелые гумна"...

Тургенев больше не станет изображать нищету народа, но картина предреформенной деревни, представшая в экспозиции, производит такое сильное впечатление, что к ней нечего добавить.

Выводы записать.

Группа 3.
    Какие внешние изменения в отношениях господ и крестьян говорят о внутренних противоречиях эпохи?

Примерный ответ:

Немногими скупыми деталями переданы изменения, произошедшие в отношении крестьян и их господ.

    Дворовые не встречают старого и молодого барина (вспомните сцены прощания с уезжающим Петром Гриневым, Александром Одуевым, Андреем Ивановичем Штольцем- везде толпа дворовых, крепостных) Слуга, котором всё: и бирюзовая сережка в ухе и напома-женные разноцветные волосы, и учтивые телодвижения, словом, всё изобличало человека новейшего, усовершенствованного поко-ления, посмотрел снисходительно вдоль дороги и ответствовал: «Никак не т-с, не видать». Важен разговор о лесе, свезенном Николаем Петровичем, ему были нужны деньги, а земля, увы, всё равно должна отойти мужикам. Не случайно упоминание о том, что какому-то приказчику из мещан приходится платить 250 рублей в год, камердинер Петр тоже вольный. Былых верных слуг(Савельичей, Захаров) теперь мало. Крестьяне надеются на реформу, ждут от нее многого. А пока даже в имении доброго Николая Петровича травят лошадьми барские посевы, «ненароком» поджигают скотный двор.

Выводы записать:

И сразу же возникает центральный вопрос эпохи: «Нет... небогатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюби-ем; нельзя, нельзя ему так остаться, преобразования необходимы...но как их исполнить, как приступить?...» Группа 4.

    Какое значение имеют размышления Аркадия по поводу увиденной им жизни русской деревни («Нет... небогатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюби-ем; нельзя, нельзя ему так остаться, преобразования необходимы...но как их исполнить, как приступить…») для развития основного конфликта романа? Как уже в экспозиции намечаются характеры главных героев? Какие детали позволяют это увидеть? Какие взаимоотношения складываются по дороге между героями?

Примерный ответ:

Отношение к этому вопросу, к коренным проблемам русской жизни 60-х годов определяет идейные разногласия между Базаровым и остальными ге-роями романа. И разногласия между ними проступает на первых же страни-цах, в экспозиции. Мы уже говорили, что разночинцев не устраивало реформистское решение вопроса. Они хотели революционных изменений, хотели прино-сить реальную пользу людям.

Тонко подмеченные детали позволяют писателю открыть самое главное и в общественных взглядах, и в душенном складе его героев.

Николай Петрович ждет сына, готов просидеть 5 часов, любящий, внимательный, но несмотря на письмо Аркадия забыл, что тот приезжает с другом (места в коляске для Базарова нет), поэтому глаголы в эпизоде «отъезда коляски» передают и социальное положение героев, и их состояние. Отец с сыном «поместились» в коляске, Базаров же «вскочил» в тарантас, «уткнулся» головой….

Аркадий явно находится под влиянием Базарова. Он развязен, фамильярен, снисходителен в разговоре с отцом, ощущает тайное превосходство и наслаждается «сознанием собственной развитости и свободы».

Базаров прерывает чтение Николаем Петровичем Пушкина. Он разрушает лирическое настроение отца, а сына заставляет вспомнить, как надо себя вести по новым понятиям. Он глух к прекрасному, вносит отчуждение в отношения отца и сына.

У Николая Петровича «что-то кольнуло в сердце», защемило: как-то сложатся отношения с сыном?

В первых главах уже намечается основной конфликт романа, который в дальнейшем получит свое развитие.

Выводы записать.

Итог урока:

Обсудить в группах, записанные выводы (сравнить с тем, что записали вы сами)

Учитель:

Как известно, понять и оценить образы героев невозможно, не поняв и не оценив ту обстановку в стране, в которой складывались и формировались взгляды персонажей. И потому Тургенев рисует перед читателем широкую панораму современной ему России, передавая детально быт, нравы и описания природы. В экспозиции романа начальный пейзаж, изображающий бедность, нищету, предопределяет тему всего произведения, приводит к мысли о необходимости изменения тех порядков, которые породили такое запустение. Роман «Отцы и дети» произведение остро полемическое. В нем писатель отразил не только вечную проблему «отцов и детей» и связанные с ней важнейшие вопросы человеческого бытия, но и столкновение «века нынешнего и века минувшего», т.е. социальный конфликт, борьбу не только двух поколений, но и представителей двух лагерей: либералов и революционеров-демократов. Д/З: Перечитать 5-9 главы,

    Зачем так последовательно знакомит нас писатель с тремя биографиями своих героев? К чему анкетная точность в художественном произведении? Какое впечатление произвели Базаров и П.П. Кирсанов друг на друга? Сравните портреты героев. Индивидуально:
Краткий пересказ основных моментов биографий героев Биографию Базарова составить на основе текста. 7

19 февраля 1861 года был подписан царем манифест об освобождении
крестьян, обнародованный 5 марта того же года. С этого момента Россия
вступила в новый – послереформенный – период своего исторического развития.
Начало его было отмечено новой волной крестьянских восстаний. Истинно
грабительская сущность царских реформ вскоре стала ясна и многим
представителям прогрессивной русской интеллигенции. Стала она ясна и
Тургеневу. Однако прошло немало времени, прежде чем он окончательно
освободился от иллюзий, связанных с его прежними надеждами на Александра
II. Очень сложным и противоречивым был этот период эволюции его мировоззрения.
Все чаще покидает Тургенева уверенность в том, что его надежды
сбудутся. Сколько боли было в его письмах этого периода, сколько
беспокойства за судьбу родной страны.

Именно в это темное и тяжелое время Тургенев приходит к еще более
полному пониманию того огромного значения, какое имела для будущего России
деятельность революционеров. Тогда же все более критическим становится его
отношение к либералам.
В феврале 1862 года был опубликован четвертый роман Тургенева “Отцы и
дети”, в котором наиболее полно отразились общественно-политические взгляды
писателя того времени, отразилось его отношение ко всему происходящему в
России.
Тема двух поколений, предопределившая сюжет романа “Отцы и дети”, была
подсказана Тургеневу ожесточенной идеологической борьбой между либералами и
демократами, которая развернулась в период подготовки крестьянской реформы.
Работая над романом, Тургенев учел и отразил не только нашумевший спор
о двух поколениях – в романе получили свое отражение многие другие
важнейшие события общественно-политической жизни того времени: полемика по
вопросам искусства и литературы, споры по вопросам философии, истории и др.
Название романа “Отцы и дети” часто понимается весьма упрощенно: смена
общественной идеологии поколений, конфликт аристократов и разночинцев. Но
роман Тургенева не исчерпывается одной лишь социальной сферой, он имеет и
психологическое звучание. И сводить весь смысл произведения исключительно к
идеологии - значит понимать его “по-базаровски”. Ведь и сам Базаров
считает, что суть нового времени в необходимости смести с лица земли все,
сделанное “отцами”, дискредитировать их, с их “принципами” и моралью, во
имя туманного “светлого будущего”. Такое вульгарное упрощение смысла эпохи
и романа, эту эпоху воссоздающего и исследующего, непростительно.
Проблема отцовства - одна из важнейших, это проблема единства развития
всего человечества. Только осознание человеком своих корней, своей глубокой
духовной связи с прошлым дает ему будущее. Смена поколений - процесс всегда
непростой и не безболезненный. “Дети” принимают в наследство от “отцов” весь
духовный опыт человечества. Разумеется, они не должны рабски копировать
“отцов”, необходимо творческое переосмысление их жизненного credo - но
переосмысление на основе уважения к принципам предков. В эпоху социальных
потрясений такая переоценка ценностей новым поколением происходит гораздо
более жестко и жестоко, чем это необходимо. И результаты всегда бывают
трагичны: слишком многое в спешке утрачивается, слишком сложно эти пробелы
восполнять.


В России ХIХ века сильнейшим социальным потрясением оказалось
восстание декабристов. Поколение, для которого период становления прошел в
эпоху николаевской реакции, не смогло воспринять высокий кодекс чести своих
отцов, “Потерянным поколением” станет оно в русской истории. “Толпой
угрюмою и скоро позабытой” назовет его один из лучших сынов этого поколения
М.Ю. Лермонтов, постигший всю трагичность для духовной жизни общества
событий 14 декабря.
Введенное Лермонтовым понятие “герой времени” означает человека,
наиболее типичного для данной эпохи, характер и судьба которого
сформированы этой эпохой, отражают ее боли и беды, взлеты и падения.
Разумеется, поколение не может состоять из одних “героев времени”.
Основную массу людей эпоха как бы “задевает краем”, они к любой эпохе умеют
приспособиться. И это замечательно - представьте себе поколение из одних
Печориных или Базаровых! Невозможно: жизнь бы остановилась.

"Воздух эпохи"













Композиция

Композиция романа «Отцы и дети» – моноцентрическая: в центре находится главный герой, а все «формальные» элементы произведения направлены на раскрытие его характера.
Во время своих «странствий» Базаров дважды посещает одни и те же места: Марьино, Никольское, Базарову. Таким образом, мы сначала знакомимся с героем, а затем становимся свидетелем того, как под влиянием обстоятельств (дуэль с Павлом Петровичем Кирсановым, ссора с Аркадием, любовь к Анне Сергеевне Одинцовой и т.д.) меняются его взгляды и убеждения.


Своеобразие пейзажа в романе "Отцы и Дети"

По сравнению с другими романами И.С.Тургенева, «Отцы и дети» значительно беднее пейзажами. Исключение составляет описание местности вблизи Марьино в З главе (пейзаж служит доказательством мысли Аркадия: «преобразования необходимы»). Вечерний пейзаж в 11 главе (показывает односторонность взглядов Базарова, который считает, что «природа не храм, а мастерская», и Н.П.Кирсанова, который, восхищаясь природой, не обращает внимания на нищету крестьян). Картина заброшенного сельского кладбища в 28 главе(настраивает читателя на философские размышления).


Особенности Тургеневского пейзажа


1. Пейзаж у Тургенева никогда не сливается с анализом переживаний героев, да и сам этот анализ практически отсутствует – психологизм писателя «тайный», завуалированный. В этом плане природа в произведениях Тургенева не связана с внутренней жизнью персонажей . Вместе с тем исследователи неоднократно отмечали, что картины природы у Тургенева зачастую даны в восприятии героев, окрашены их эмоциональностью, субъективным мировосприятием. И в этом писатель сближается с Толстым и Гончаровым.
2 . Особенность тургеневского пейзажа – его живописность, «акварельность», легкость. Исследователи творчества писателя неоднократно отмечали, что Тургенев – художник полутонов, тончайших оттенков, переливов цвета, разнообразных световых эффектов. Он не использует резких, определенных красок, четких, грубых линий ни в пейзажах, ни в портретах. Однако, несмотря на особую воздушность, легкость тургеневских картин природы, все они очень живы и реалистичны, ощутимо конкретны. Это создается благодаря звуковой, осязательной и обонятельной насыщенности этих картин. Пейзажи Тургенева полны природных звуков, запахов, он мастерски передает ощущения летнего утреннего зноя и ночной свежести, весеннего ветра и зимнего морозного воздуха. И этими чертами тургеневские пейзажи напоминают нам пейзажи Лермонтова и Фета.
3. Особое созерцательное отношение к природе, признание и утверждение в творчестве эстетического значения ее, ее красоты и тайны. В изображении природы Тургенев воспринимает точность и верность в описаниях явлений природы…Тургеневский пейзаж психологичен. Природа у Тургенева сама живет, дышит, изменяется в каждом своем мгновении или гармонируя с чувствами и переживаниями человека, или оттеняя их, становясь участником данной нравственно-психологической ситуации.

4. Тургенев часто изображает картины природы, увиденной путником, героем, который находится в дороге.

Функции пейзажа в романе различны. Это передача психологического состояния героев, особенностей их характеров. Пейзаж создает настроение, оттеняет комическое или трагическое в положениях и ситуациях. Картины природы, созданные Тургеневым, насыщены философскими мотивами и связаны с идейным смыслом произведения.


Жанр

«Отцы и дети» – роман в жанровом отношении многоплановый. Наличие семейно-битовой темы позволяет назвать его семейным, использование в качестве замысла общественно-исторического конфликта – социальным, глубокое исследование человеческих характеров – психологическим, а освещение философских проблем – философским. Чаще всего, учитывая степень разработанности указанных аспектов, жанр «Отцы и дети» определяют как роман социально-психологический.

Эпоха и характеры в романе "Отцы и дети"

Тургеневым создано огромное число характеров. Проза его отличается
большой “населенностью”.В его художественном мире оказались
представленными практически все основные типы русской жизни, хотя и не в
том соотношении, какое они имели в действительности.
Какою видел Тургенев дореформенную русскую действительность и какою
она предстала в его художественном мире? Персонажи Тургенева представляют
главным образом дворянство и крестьянство – два основных сословия, на
которых держалось самодержавно-крепостническое государство. Другие
воссозданы в художественном мире Тургенева весьма избирательно.
В русском народе Тургенев прежде всего нашел бескорыстных, душевно
чистых, не умеющих “промышлять” романтиков и рационалистов-практиков,
думающих во всероссийском масштабе, иронически настроенных.
Полон интересных образов и роман “Отцы и дети”.
Как известно, работу над новым произведением Тургенев обычно начинал с
так называемых подготовительных материалов, и прежде всего – с составления
“Формулярного списка действующих лиц”, где указывались реальные прототипы
будущих героев, детально прорабатывались их характеры и биографии.

БАЗАРОВ

Для Тургенева Базаров – еще один отрицатель, отрицатель, названный в
романе нигилистом, то есть человеком, который, как разъяснил Тургенев, “ко
всему относится с критической точки зрения, который не склоняется ни перед
какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким
бы уважением ни был окружен этот принцип”.
Задумав воплотить в образе мыслей Базарова типичные черты
мировоззрения “новых людей” 60-х годов, Тургенев в основу его высказываний
по философии и общественно-политическим вопросам положил мысли,
развивавшиеся в ряде статей Добролюбова и Чернышевского, а по вопросам
научно-естественным – в статьях Писарева.
Базаров, нигилист, представляет “новых людей”. Базаров - внук дьячка,
сын уездного лекаря. Материалист, нигилист. Говорит он “ленивым, но
мужественным голосом”, походка “твердая и стремительно смелая”. Говорит
ясно и просто. Важными чертами мировоззрения Базарова являются его атеизм и
материализм. Он “владел особенным умением возбуждать к себе доверие в людях
низших, хотя он никогда не потакал им и обходился с ними небрежно”.
Базаров отрицает не во имя одного отрицания, он отрицает во имя
торжества положительного идеала. Базаров жаждет полезного дела и способен
отдаться ему без остатка. А так как сейчас строить новое мешает старое, он
уверен в необходимости его разрушения.
Многие из черт Базаров унаследовал от Инсарова, только на этот раз
черты эти выписаны Тургеневым ярче.
Любопытно, что писатель внес в Базарова черты духовной раздвоенности,
которая возникла, по мысли Тургенева, вследствие неизбежного в условиях
того времени даже для революционеров колебания между верой и неверием в
активность народных масс.
Очень сложным и противоречивым было отношение Базарова к крестьянам.
Он искал, но не находил общего с ними языка. В то же время Базаров даже не
скрывал, что презирает мужика, “коли он заслуживает презрения” “в
теперешнем своем положении”.
Отметим, что последние слова Базарова писатель, очевидно, по цензурным
соображениям, не оставил в окончательном тексте романа, но в нем все же
сохранилось достаточно намеков на то, что именно крепостное право настолько
подавило русского крестьянина, что он теперь “сам себя не понимает” и
крайне пассивен. А как раз за эту непонятливость и пассивность и осуждал
его Базаров.
При этом взгляды самого Базарова, его жизненная позиция были
предопределены, как это подчеркнуто в романе, также современным положением
крепостных крестьян в России. В споре с П.П. Кирсановым Базаров говорит
ему: “Вы порицаете мое направление, а кто вам сказал, что оно во мне
случайно, что оно не вызвано тем самым народным духом, во имя которого вы
так ратуете?”.
Столь же сложными изобразил Тургенев и отношения крестьян к Базарову.
Он для них не был барином и поэтому быстро заслуживал их расположение и
доверие. И все же крестьяне часто чуждались Базарова, сойтись с ним по-
настоящему не могли — они не понимали его, а порой он казался им и смешным,
даже “чем-то вроде шута горохового”.
И вот это-то последнее обстоятельство, быть может, и должно было, по
мысли Тургенева, еще более сближая Базарова с Дон-Кихотом, помогать верить
в то, что и для “нигилистов” настанет момент, когда “масса людей <...>
беззаветно веруя”, пойдет за ними.
Базаров изображен в романе человеком одиноким, не имеющим достойных
единомышленников. Трагедия его в том, что он “рано родился”. Сам он готов к
драке, но, понимая, что народ к драке еще не готов, говорит Аркадию о
будущем поколении: “Умницы они будут уже потому, что вовремя они родятся,
не то что мы с тобой”.
Базаров наделен не только волей, но и умом, не только энтузиазмом, но
и знанием. А поэтому он близок не только Дон-Кихоту, но и Гамлету.

В чём причины жестокости Базарова?

Герой переживает острый трагический внутренний конфликт: несовместимость требований живой человеческой натуры с нигилизмом; невозможность для сильной личности отрешиться от своих убеждений и невозможность отвернуться от требований натуры.

Базаров пытается сопротивляться происходящему с ним, подогнать своё внутреннее «Я» под рамки нигилизма, следование которому он считает смыслом своей жизни. Это заставляет его совершать циничные, жестокие поступки, проявлять равнодушие к чувствам окружающих его людей.

Любовная тоска Базарова

Уехав из Никольского с мыслью, что ему никогда не добиться любви Одинцовой, Евгений Васильевич отправился в Марьино с целью отвлечься и заняться любимым делом – проведением химических опытов. Но ему не удаётся отключиться от мысли об Анне Сергеевне, тогда Базаров решает пофлиртовать с доверчивой Фенечкой, но в неподходящий момент его застаёт Павел Петрович и вызывает на дуэль. Евгений Базаров принимает вызов.


- Каково отношение Базарова к дуэли?
- Почему он принимает вызов Павла Петровича?

Отношение Базарова к дуэли:
- Вот мое мнение, - сказал он. –
С теоретической точки зрения дуэль -нелепость; ну, а с практической точки зрения - это дело другое.
- То есть вы хотите сказать, если я только вас понял, что какое бы ни было ваше теоретическое воззрение на дуэль, на практике вы бы не позволили оскорбить себя, не потребовав удовлетворения?
- Вы вполне отгадали мою мысль.
- Очень хорошо-с. Мне очень приятно это слышать от вас. Ваши слова выводят меня из неизвестности...
- Из нерешимости, хотите вы сказать.
Базаров принимает вызов Павла Петровича только потому, что тот собрался в случае отказа ударить его палкой.

Каково поведение противников во время поединка?

«Базаров тихонько двинулся вперед, и Павел Петрович пошел на него, заложив левую руку в карман и постепенно поднимая дуло пистолета... "Он мне прямо в нос целит, - подумал Базаров, - и как щурится старательно, разбойник! Однако это неприятное ощущение. Стану смотреть на цепочку его часов..." Что-то резко зыкнуло около самого уха Базарова, и в то же мгновенье раздался выстрел. "Слышал, стало быть ничего", - успело мелькнуть в его голове. Он ступил еще раз и, не целясь, подавил пружинку. Павел Петрович дрогнул слегка и хватился рукою за ляжку. Струйка крови потекла по его белым панталонам.»
Базаров ведёт себя спокойно и мужественно. После ранения Павла Петровича он мгновенно из дуэлянта превращается в доктора,
оказывающего помощь раненому.
Павел Петрович выглядит неуместно напыщенным и смешным,
пока не получает рану, которую База ров и лечит.

Базаров и общественная деятельность

И.С. Тургенев писал о своём герое: «Если он называется нигилистом, то надо читать: революционером». На самом деле политическая программа Базарова, который утверждает, что его дело «место расчистить», а строить будут другие, очень неопределённа и странна. Отвергая старые теории, он не намерен доверяться новым: не обернутся ли они догмами, которые потребуют повиновения?
В отличие от народников (реальных революционеров того времени), Евгений Васильевич не думает привлекать на свою сторону народ. Таким образом, он мало походит на революционера, но автор романа запечатлел в нём сам дух революционного народничества тех лет, с его ненавистью к существующему порядку вещей и отречением от всех общественных и гражданских благ.

Взаимоотношения с народом

С одной стороны, близость к простым людям, симпатия слуг к Базарову, верный просветительский взгляд на народ.
С другой – неумение найти общий язык с мужиками: в имении родителей выясняется, что народ, интересы которого он отстаивает, непонятен ему.
А сам Евгений в глазах крестьян – «что-то вроде шута горохового».

Символичность гибели Базарова

Глубоко символична смерть героя. Он гибнет бессмысленно: даже не исполняя свой врачебный долг, а лишь практикуясь, заражается, заболевает и умирает.
Зачем потребовалась автору такая смерть героя?
Чтобы выявить в нём всю силу и мощь личности. Не сумевший реализовать себя в жизни, Базаров перед лицом смерти показывает своё благородство, высоту духа, стойкость. Умирающий Базаров прост и человечен: отпала надобность скрывать свой «романтизм». Нелепая смерть не озлобляет героя. Он искренне пытается утешить родителей, не показать своих страданий, не помешать им искать утешения в религии. Простые и вечные слова находит он, прощаясь и со своей единственной любовью, Анной Сергеевной Одинцовой.

ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ КИРСАНОВ

Павел Петрович - сын боевого генерала 1812 года. Окончил пажеский

корпус. Имел приятное красивое лицо, юношескую стройность. Аристократ,

англоман, был смешлив, самоуверен, сам себя баловал. Живя в деревне у
брата, сохранил аристократические привычки.
По мнению Павла Петровича, нигилисты попросту ничего не признают и
ничего не уважают. Вопрос, что признавать, на чем, на каких основаниях
строить свои убеждения, - чрезвычайно важен для Павла Петровича. Вот что
представляют собой принципы Павла Петровича Кирсанова: право на ведущее
положение в обществе аристократы завоевали не происхождением, а
нравственными достоинствами и делами (“Аристократия дала свободу Англии и
поддерживает ее”), т.е. нравственные нормы, выработанные аристократами, -
опора человеческой личности. Без принципов могут жить лишь безнравственные
люди. “Принсипы” Павла Петровича никак не соотносятся с его деятельностью
на благо общества.
Отрицание Евгением Базаровым государственного строя приводит Павла
Петровича в замешательство (он “побледнел”).
Павел Петрович, несомненно, образованный и интересный человек.
Тургенев именно его противопоставил “машине” отрицания Базарова, он призван
уравновесить нигилиста, его образ помогает читателю разобраться во всех
тонкостях ситуации, сделать свои собственные выводы о положительных
сторонах нигилизма и старого порядка.

Портретная характеристика


НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ
Кирсанов Николай Петрович – дворянин, отец Аркадия Кирсанова, вдовец. Н.К. – человек слабый, но добрый, чуткий, деликатный и благородный. Этот герой стремиться осуществить в жизни свой романтический идеал – трудиться и искать счастье в любви и искусстве. Н.К. пытается не отстать от времени. Он, в меру своих сил, преобразовывает имение, устанавливает новые отношения с крестьянством. У него есть жена – молодая девушка Фенечка и маленький ребенок.
Н.К. доброжелательно и с симпатией относится к молодежи, которая пытается жить и мыслить по-другому. Но Базаров воспринимает Н.К. как «человека отставного» («его песенка спета»). Даже собственный сын, которого герой очень любит и видит как своего наследника, пытается перевоспитать отца и часто обижает его. Но любящее терпение отца и взросление сына позволяют им в конце романа сблизиться. Оба Кирсановых объединяются в общих жизненных ценностях и общем деле (ведение хозяйства).

ОДИНЦОВА

Одинцова Анна Сергеевна – аристократка, которую полюбил Базаров. В О. проявляются черты, свойственные новому поколению дворян: отсутствие снобизма и высокомерия, свобода суждений и демократизм. О. умна и горда. Ее умерший старик-муж оставил О. огромное наследство. Это позволяет героине жить независимо и делать то, что ей вздумается. Только О. давно уже ничего не хочется. Она говорит Базарову: «Я очень устала, я стара, мне кажется, я очень давно живу…Воспоминаний много, а вспомнить нечего, и впереди, передо мной – длинная, длинная дорога, а цели нет…Мне и не хочется идти». За безмятежным спокойствием и размеренным существованием героини скрывается ее душевная холодность, неспособность к увлечениям, равнодушие, эгоизм. Сам Базаров говорит О. о том, что она хочет полюбить, но не способна на это. И в этой душевной холодности заключается ее несчастье. Но О. сама выбрала для себя путь «без эмоций». Это спокойный и удобный путь, не приносящий радостей, но и не заставляющий страдать. В конце романа героиня выходит замуж «не по любви, а по убеждению», чтобы обеспечить себе благополучную жизнь до старости.

СИТНИКОВ, КУКШИНА

Ситников – псевдонигилист, считающий себя учеником Базарова. Он пытается, так же, как и его кумир, быть свободным и дерзким. Однако его подражание выглядит комичным. «Нигилизм» С. понимает как преодоление своих комплексов. Он стыдится, например, своего отца-откупщика, который наживается на спаивании народа, страдает от незначительности и никчемности своей личности. А «нигилизм» позволяет герою почувствовать свою значительность, причастность к «великому» делу. С. свойственно «тревожное и тупое напряжение» и собачья преданность вождю-Базарову, несмотря на то, что тот его откровенно презирает. Базаров считает, что ситниковы нужны для грязной работы: «Не богам же, в самом деле, горшки обжигать!» Кукшина Авдотья Никитишна – эмансипированная помещица и псевдонигилистка. К. очень резка в своих оценках и непримирима во взглядах. Она интересуется положением женщин во всем мире («женским вопросом»), увлекается естественными науками. Эта героиня развязна, вульгарна, глупа. Кроме того, неряшлива и неопрятна. У К. несчастная женская судьба: она некрасива, не пользуется успехом у мужчин, брошена мужем. В «нигилизме» она находит отдохновение, ощущение занятости «важным делом». В романе этот образ дан в сатирических тонах.

Общественная атмосфера


Мир так устроен, что «молодость» и «старость» в нем взаимно уравновешивают друг друга: старость сдерживает порывы неопытной юности, молодость преодолевает чрезмерную осторожность и консерватизм стариков, подталкивая жизнь вперед. Такова идеальная гармония бытия и в представлении Тургенева.


Экранизации романа

1915 — Отцы и дети (реж. Вячеслав Висковский)
1958 — Отцы и дети (реж. Адольф Бергункер, Наталья Рашевская)
1974 — Отцы и дети (реж. Алина Казьмина, Евгений Симонов)
1983 — Отцы и дети (реж. Вячеслав Никифоров)
2008 — Отцы и дети (реж. Авдотья Смирнова)

Заключение

«Отцы и дети» не только лучший роман Тургенева, но одно из самых блистательных произведений XIX века. В романе нашли отражение не только социальные, но и общечеловеческие проблемы. Именно в «Отцах и детях» И.С.Тургеневу удалось впервые создать положительный тип деятеля. Роман был закончен 1861г.

 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Доступно в форматах: EPUB | PDF | FB2 Страниц: 352 Год издания: 2009 Дважды Герой Советского Союза В.С.Архипов прошел путь от красноармейца...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS