Главная - Режиссура
Творческая история создания капитанской дочки кратко. История создания “Капитанская дочка”

Исторический роман «Капитанская дочка» был закончен Пушкиным и появился в печати в 1836 г. Созданию романа предшествовала большая подготовительная работа. Первые свидетельства о замысле романа относятся к 1833 г. В этом же году у Пушкина, в связи с работой над романом, возникла мысль написать историческое исследование о восстании Пугачева. Получив разрешение ознакомиться со следственным делом о Пугачеве, Пушкин глубоко изучает архивные материалы, а затем едет в местности, где развернулось восстание (Поволжье, Оренбургский край), осматривает места событий, расспрашивает стариков, очевидцев восстания.

В результате этой работы в 1834 г. появилась «История Пугачева», а двумя годами позже — «Капитанская дочка». В небольшом романе, близком по объему к повести, Пушкин воскрешает перед нами одну из самых ярких страниц русской истории — полный бурных волнений период пугачевщины (1773-1774). Роман знакомит нас и с глухим брожением среди населения Поволжья, предвещавшим близость восстания, и с грозным обликом предводителя восстания — Пугачева, и с его первыми военными успехами. В то же время в романе рисуется жизнь различных слоев русского общества второй половины XVIIIB.: патриархальный быт дворянского гнезда Гриневых, скромная жизнь семьи коменданта Белогорской крепости капитана Миронова и т. п.

3амысел «Капитанской дочки» возник у Пушкина еще до начала работы над «Историей Пугачева», в то время, когда он писал «Дубровского». Вспомните конфликт, положенный в основу «Дубровского», и главных действующих лиц. В «Дубровском» тема борьбы крепостного крестьянства против феодально-помещичьего государства и его порядков затрагивается, но не развивается. Вождем взбунтовавшихся крестьян становится молодой дворянин Дубровский. В главе XIX романа, как мы помним, Дубровский распускает свою «шайку».

Он не может быть настоящим руководителем крестьян в их борьбе против господ, понять до конца мотивы «бунта» крепостных крестьян против помещиков ему не дано. Пушкин оставляет «Дубровского» незаконченным. На материале современности он не мог изобразить подлинного крестьянского восстания. Не закончив «разбойничий» роман, он обращается к грандиозному освободительному движению огромных масс крестьянства, казачества и малых угнетенных народов Поволжья и Урала, потрясшему самые основы империи Екатерины. В ходе борьбы народ выдвинул из своей среды яркую и самобытную фигуру настоящего крестьянского вождя, деятеля большого исторического масштаба. Работа над повестью продолжается несколько лет. Меняется план, сюжетное построение, имена действующих лиц.

Сначала героем был дворянин, пере шедший на сторону Пугачева. Пушкин изучил подлинные дела родовитого офицера Шванвича (или Швановича), добровольно перешедшего к Пугачеву, офицера Башарина, взятого Пугачевым в плен. Наконец определились два действующих лица — офицеры, так или иначе связанные с Пугачевым. Шванович в известной степени послужил для передачи истории Швабрина, а имя Гринева поэтом было взято из действительной истории офицера, арестованного по подозрению в связях с Пугачевым, но потом оправданного.

Многочисленные изменения плана повести говорят о том, насколько сложным и трудным было для Пушкина освещение острой политической темы о борьбе двух классов, злободневной и в 30-е годы XIX века. В 1836 г. «Капитанская дочка» была закончена и опубликована в IV томе «Современника». Многолетнее изучение Пушкиным движения Пугачева привело к созданию и исторического труда («История Пугачева»), и художественного произведения («Капитанская дочка»). Пушкин явился в них ученым-историком и художником, создавшим первый подлинно реалистический исторический роман.

«Капитанская дочка» была впервые напечатана в «Современнике» еще при жизни поэта. Осталась неопубликованной по цензурным причинам одна глава, которую Пушкин так и называл «Пропущенная глава». В «Капитанской дочке» Пушкин нарисовал яркую картину стихийного крестьянского восстания. Напоминая в начале повести о крестьянских волнениях, предшествовавших Пугачевскому восстанию, Пушкин стремился раскрыть ход народного движения на протяжении нескольких десятилетий, что и привело к массовому крестьянскому восстанию в 1774-1775 годах.

В образах белогорских казаков, изувеченного башкирца, татарина, чуваша, крестьянина с уральских заводов, поволжских крестьян Пушкин создает представление о широкой социальной базе движения. Пушкин показывает, что восстание Пугачева поддерживалось угнетенными царизмом народностями юга Урала. В повести раскрыт широкий размах движения, его народный и массовый характер. Народ, изображенный в «Капитанской дочке», не безличная масса. Пушкин стремился показать крепостное крестьянство, участников восстания, в различных проявлениях их сознания.

Заинтересованность историей родного государства. Александра Сергеевича Пушкина очень влекло прошлое России. Он написал огромное количество очерков, статей. Разрешение Николая I на доступ ко всевозможным документам, архивам, касающихся мятежа 1773-1774 годов, натолкнуло его на написание работы «История Пугачевского бунта». Сам царь определил название произведения, так как первоначальное его абсолютно не устраивало. История создания романа Пушкина «Капитанская дочка» очень тесно связана именно с этими трудами.

Поездка по городам, где оставлял свой кровавый след бунтарь и самозванец Емельян Пугачев

Кроме прочтения множества документов о Пугачевщине, у писателя возникло желание побывать в тех местах, где происходили важные бои. Он снова, заручившись поддержкой государя, получив его разрешение, собирается в путь. Пушкин побывает и в Симбирске, в Оренбурге, посетит Казань. Встретится с немногими постаревшими очевидцами прошлых событий, посетит поля сражений, увидит места, где казнили помещиков.

Активная писательская деятельность в Болдинском имении

Работу о донском казаке автор пишет в поместье Болдино, когда задержится там по причине эпидемии страшной болезни. Запрет на выезд из поселка продлится около месяца. Туда он поедет, чтобы уладить кое-какие дела перед предстоящим бракосочетанием. Плодотворная работа принесет свои плоды. Уже тогда появляется желание создать художественное произведение, где будет достаточно реально описана Пугачевщина, а литературные герои, их поступки обрисуют читателю все в более доступной форме.

Споры относительно жанра

Автор утверждал, что несмотря на небольшой объем, «Капитанская дочка » является именно романом. Он писал цензорам, что его творение отображает временные исторические рамки, что было приемлемо роману того времени. До сих пор многие литераторы придерживаются мнения, что сочинение Пушкина, посвященное событиям крестьянской войны XVIII столетия, все-таки является повестью.

Цензура и коррективы. Выбор в пользу Гринева

Александр Сергеевич работал над произведением около трех лет. Он часто вносил исправления, не был до конца уверен, правильно ли он преподнес читателю героев, их поведение, образ жизни. Да и в те времена нельзя было с особой правдивостью раскрывать многие факты восстания.

В архивах автор ознакомился с приказами, гласившими о том, что со многих людей снимались обвинения в пособничестве мятежнику Пугачеву. В списках присутствовала фамилия Гринев. На протяжении длительного периода писатель менял главного героя на Валуева, Башарина. В последней главе, которую редко когда публиковали, он изначально предстает с фамилией Буланин.

Прочтя в документах о подпоручике Шванвиче, ставшем на путь предательства и служения самозванцу, Пушкин решил использовать его личность как прототип Петру, смело сражающимся с врагом, провозгласившим себя царем.

Одобрение коллег. Публикация в журнале без подписи автора

Современники высоко оценили литературные старания. Создателю удалось очень гармонично изобразить события пугачевского восстания не только с помощью исторических фактов и особей, но и благодаря умело представленным образам главных героев. Некоторые утверждали, что он воспользовался методами Вальтера Скотта, который был мастером исторического романа.

В начале 30-х годов XIX века, после подавления кровавого бунта военных поселенцев в Старой Руссе, Пушкин опять обращается к "смутным" временам отечественной истории. Фигура мятежного Пугачева теперь все более и более его привлекает и завораживает. Тему эту Пушкин в конце концов решает в двух планах: в качестве профессионального историка в "Истории Пугачева" и в качестве писателя в "Капитанской дочке".

Сначала было создано произведение историческое. Пушкин скрупулезно собирал факты и свидетельства для этого труда. Он объездил несколько губерний, где еще помнили Пугачева, где и были живы люди, его знавшие, где гуляли из уст в уста предания о нем. Все это было записано поэтом-историком и передано потомству с самой строгой объективностью, пунктуальностью и деловитостью. И лишь затем Пушкин обратился к художественному воплощению темы.

Пушкина волновала участь его близких друзей-декабристов - Пущина, Кюхельбекера, Рылеева и других. Это были лучшие сыны России -- самые благородные, самые самоотверженные. Но почему же потерпели крушение и дворянские мятежи, и крестьянские бунты? Почему, несмотря на пролитые реки крови, жизненный порядок России не изменился к лучшему? И можно ли наметить иные, более верные пути к благоденствию России?

Работа над повестью продвигалась с трудом -- в пушкинских бумагах сохранилось шесть различных планов повести "Капитанская дочка". И даже последний из планов имеет много различий с тем произведением, которое мы знаем. Трижды берется Пушкин за сюжет, главным героем которого является Шванвич -- офицер, подпоручик 2-го гренадерского полка, перешедший на сторону Пугачева. И отказывается от мысли сделать положительным героем дворянина, перешедшего в лагерь восставших. Это вызвано глубокими причинами.

Пушкин не сочувствовал таким людям, как Шванвич, и не восторгался крестьянским мятежом. "Не приведи бог видеть русский бунт -- бессмысленный и беспощадный", -- говорит главный герой его романа. Так же думал и Пушкин. В 1831 году он был свидетелем одного из таких бунтов, о чем писал своему другу П. Л. Вяземскому: "Ты, верно, слышал о возмущениях новгородских и Старой Руси. Ужасы. Более ста человек генералов, полковников и офицеров перерезаны в Новгородских поселениях со всеми утончениями злобы... 15 лекарей убито... четверили одного генерала, зарывали живых и проч".1

Не смягчая красок, рисует Пушкин кровавые эпизоды пугачевщины и в своем историческом труде, и в художественном произведении. Можно ли сказать, что автор осуждает пугачевский бунт? Объявляет его отъявленным злодейством?

Прежде всего он выясняет причины пугачевщины. В своем историческом труде А. С. Пушкин показал, что жесткость восставших была спровоцирована несправедливостью местных и правительственных властей. И на страницах "Капитанской дочки" появляется башкир -- участник бунта 1741 года. Страницы, связанные с описанием этого человека, нельзя читать без содрогания.

И все же дворянин-офицер, перешедший на сторону восставших, не становится главным героем романа. Некоторые черты Шванвича переданы отрицательному герою Швабрину, близкому к типу романтического злодея. (На их связь указывает сходство фамилий.) Поиск героя продолжается. В черновиках писателя появляется Башарин, офицер, помилованный Пугачевым за доброе отношение к солдатам. Потом герой возвращается опять в правительственную армию и "отличается против Пугачева". Облик героя двоится: переход в другой стан и обратно в первый не слишком лестно его характеризует. Автор отказывается от перехода героя к восставшим. Далее временно. Появляется новый прототип- героя. Это живой современник Пушкина -- Валуев, девятнадцатилетний юноша, жених дочери П. А. Вяземского. Но и этот план был отвергнут. Наконец появляется герой, который останется главным в окончательном тексте романа -- Гринев. Эта фамилия взята из архивных материалов. Подпоручик А.М. Гринев числился среди тех офицеров, которые были подозреваемы в "сообщении с злодеями, но по следствию оказались невинными".

Гринев в повести А. С. Пушкина стал очевидцем, свидетелем и участником событий. Вместе с ним мы пройдем путем испытаний, ошибок и побед, открытий и трудностей, путем познания истины, познания мудрости, любви и милосердия.

А теперь обратимся к тому времени, о котором рассказал А. С. Пушкин в своей повести "Капитанская дочка".

Итак, XVII век, царствование Екатерины II, урожденной Софии Фредерики Августы, принцессы Ангальт-Цербстской (1729 - 1796). В августе 1745 г. она вышла замуж за наследника российского престола великого князя Петра Федоровича. В июне 1762 г. Екатерина II прим к власти, с помощью гвардии свергнув с престола Петра III, своего муж который был убит, а дворяне, служившие в гвардии и оказавшие сии мощь, были щедро вознаграждены. При Екатерине любимцы царицы фавориты - становились могущественными вельможами.

Екатерина II Великая вступила на русский престол 33 лет от роду и правила практически всю вторую половину XVIII столетия. Это время стали называть екатерининской эпохой. Такая характеристика во многом объясняется успехами России на мировой арене и решением многих внутриполитических задач.

При правлении Екатерины расширилась территория России, и особенно в южном и западном направлениях. Россия вела активную внешнюю торговлю через порты Прибалтики и Причерноморья.

Укрепление аппарата власти, расходы на войны, содержание двое развитие науки, просвещения и искусства требовали больших денег. Доходы казны выросли во вторую половину XVIII века в 4 раза, однако расходы увеличились еще больше -- в 5 раз.

Екатерина II обнаружила ум и способности крупного государственного деятеля, Она была весьма образованна. Она должна была выработать политику, отвечавшую задачам развития страны. Эта политикан лучила название "просвещенного абсолютизма".

В своей государственной деятельности императрица пользовала идеологию Просвещения, вела переписку с Вольтером и его единомышленниками, обсуждала с ними государственные дела. Она придавала большую роль законодательству, считая, что законы создаются "для воспитания граждан". По подсчетам историков, императрица за годы своего царствования издавала по 12 законов в месяц.

Уже в первом манифесте после вступления на престол Екатерина недвусмысленно заявила: "Намерены мы помещиков при их имениях

и владениях нерушимо сохранять, а крестьян в должном им повиновении содержать".

Тем не менее не все дворяне были сторонниками ее власти, и в повести "Капитанская дочка" Пушкин показывает представителей "старинного" дворянства, сыгравшего в свое время важную роль в русской истории, а в эпоху "циничного фаворитизма" потерявшего свое былое значение (представителями этого дворянства являются Л. П. Гринев, граф Миних, который остался верным Петру III).

В "Моей родословной" Пушкин писал:

Мой дед, когда мятеж поднялся

Средь петергофского двора,

Как Миних, верен оставался

Паденью третьего Петра.

Итак, в годы правления Екатерины II появилось два типа дворянства -- дворянство "старинное" и новое дворянство, а положение крепостных крестьян в это время еще более ухудшилось: крестьяне нищенствовали, их можно было продавать, как скот, как вещи. Газеты пестрели объявлениями о продаже крепостных. Помещики по указам императрицы получили право без суда наказывать провинившихся крестьян, ссылать их на каторгу, творить произвол. Бесправие, нищета толкали крестьян на бунты, которые жестоко подавлялись.

В такой обстановке, после внезапной и таинственной для народа смерти Петра III, разнеслись слухи, что император жив, что убит кто-то другой, а царь спасен и скрывается, но он появится перед народом, вернет свой законный престол, накажет и царицу, и помещиков, даст крестьянам свободу и землю. Вера в доброго царя всегда жила в народе. И в 1773 году на далеких берегах реки Яик (впоследствии по указу императрицы ее назвали Урал), в бескрайних оренбургских степях среди казачества пошли разговоры о том, что царь Петр III появился. Об этом говорили его воззвания, написанные на простом и понятном для народа языке. Этим человеком был Емельян Иванович Пугачев (материал о нем -- см. урок 4). За ним пошел народ, восстание охватило огромную территорию и длилось полтора года. Оно было жестоко подавлено, но мятеж еще долго полыхал.

В 1833 году А. С. Пушкин поехал в те места, где 60 лет тому назад бушевало восстание. Он побывал в Казани, Оренбурге, Уральске. Поездка потребовала несколько месяцев, Кроме этого шла постоянная напряженная работа с документами, проходили встречи со многими людьми, еще помнившими время Пугачева.

Труд Пушкина -- историка и автора "Капитанской дочки" -- был огромным. Своим творческим воображением великий художник слова восполнил то, что скупо изложено в документах, что недосказано в воспоминаниях. Он воспроизводит давно ушедшую жизнь, характеры людей, создает увлекательный сюжет, в котором каждая картина является необходимым звеном единого целого.

"Капитанская дочка" одновременно является и историческим произведением, и откликом на современную писателю действительность, и духовным завещанием для нас -- тех, кто будет жить после него.

С середины 1832 года А. С. Пушкин начинает работу над историей восстания под предводительством Емельяна Пугачева. Поэту царем была предоставлена возможность ознакомиться с секретными материалами о восстании и действиях властей по его подавлению. Пушкин обращается к неопубликованным документам из семейных архивов и частных коллекций. В его "Архивных тетрадях" сохранились копии именных указов и писем Пугачева, выписки из донесений о боевых действиях с отрядами Пугачева.

В 1833 году Пушкин решает поехать в те места Поволжья и Приуралья, где происходило восстание. Он рассчитывает на встречи с очевидцами этих событий. Получив разрешение императора Николая I, Пушкин выезжает в Казань. "Я в Казани с пятого Здесь я возился со стариками, современниками моего героя; объезжал окрестности города, осматривал места сражений, расспрашивал, записывал и очень доволен, что не напрасно посетил эту сторону", - пишет он жене Наталье Николаевне 8 сентября. Далее поэт направляется в Симбирск и Оренбург, где тоже посещает места боев, встречается с современниками событий.

Из материалов о бунте сложилась "История Пугачева", написанная в Болдине осенью 1833 года. Этот труд Пушкина вышел в 1834 под названием "История Пугачевского бунта", которое дал ему император. Но у Пушкина зрел замысел художественного произведения о пугачёвском восстании 1773-1775 годов. Он возник ещё во время работы над "Дубровским" в 1832 году. План романа о дворянине-отщепенце, оказавшемся в лагере Пугачёва, несколько раз менялся. Это объясняется и тем, что тема, к которой обращался Пушкин, в идейно-политическом плане была острой и сложной. Поэт не мог не думать о цензурных препятствиях, которые предстояло преодолеть. Архивными материалами, рассказами живых пугачёвцев, которые он слышал во время поездки по места восстания 1773-1774 годов, можно было пользоваться с большой осторожностью.

По первоначальному замыслу героем романа должен был стать дворянин, добровольно перешедший на сторону Пугачёва. Прототипом его был подпоручик 2-го гренадерского полка Михаил Шванович (в планах романа Шванвич), который "предпочел гнусную жизнь - честной смерти". Имя его упоминалось в документе "О наказании смертною казнию изменника, бунтовщика и самозванца Пугачёва и его сообщников". Позже Пушкин остановил свой выбор на судьбе другого реального участника пугачёвских событий - Башарине. Башарин был взят в плен Пугачевым, бежал из плена и поступил на службу к одному из усмирителей восстания генералу Михельсону. Несколько раз менялось имя главного героя, пока Пушкин не остановился на фамилии Гринёв. В правительственном сообщении о ликвидации пугачёвского восстания и наказании Пугачёва и его сообщников от 10 января 1775 года имя Гринёва числилось среди тех, кто вначале подозревались "в сообщении с злодеями", но "по следствию оказались невинными" и были освобождены из-под ареста. В итоге вместо одного героя-дворянина в романе оказалось два: Гринёву противопоставлен дворянин-изменник, "гнусный злодей" Швабрин, что могло облегчить проведение романа через цензурные преграды.

Пушкин продолжал работать над этим произведением в 1834 году. В 1836 году перерабатывал его. 19 октября 1836 года - дата окончания работы над "Капитанской дочкой". "Капитанская дочка" была напечатана в четвертом номере пушкинского "Современника" в конце декабря 1836 года, за месяц с небольшим до гибели поэта.

Каков жанр "Капитанской дочки"? Пушкин писал цензору, передавая ему рукопись: "Имя девицы Мироновой вымышленное. Роман мой основан на предании…". Что такое роман, Пушкин объяснял так: "В наше время под словом роман разумеем историческую эпоху, развитую в вымышленном повествовании". То есть Пушкин считал свое произведение историческим романом. И все же "Капитанскую дочку" - небольшое по величине произведение - в литературоведении чаще именуют повестью.

Первоначально Пушкин хотел написать роман, посвященный только пугачевскому движению, но цензура вряд ли пропустила бы его. Поэтому основной сюжетной линией повести становится служба молодого дворянина на благо отечества и любовь его к дочери капитана Белогородской крепости. Параллельно дается другая, так интересовавшая автора тема пугачевщины. А. С. Пушкин выбирает главным героем мелко поместного дворянина Петра Андреевича Гринёва т.к. по мнению автора он являлся типичным представителем дворянства того времени: воспитывался гувернёром, не очень преуспевал в науках, был единственным, окружённым заботою и любовью родителей, ребёнком. Гринёв так беззаботно рос, что даже его отец забыл, сколько его дитяте лет. В разговоре с матерью Петра Гринёва отец вдруг спрашивает: *"Авдотья Васильевна, а сколько лет Петрушке?"* и получив ответ, что сыну "пошёл семнадцатый годок" он принимает твёрдое решение отправить своего ребёнка на службу: "Добро- прервал батюшка, - пора его в службу. Полно ему бегать по девичьим да лазить по голубятни."

Не смотря на такое лёгкое детство в Гринёва изначально вложили такие замечательные качества как безошибочное нравственное чутьё, ярко проявившиеся в минуты испытаний и поворотов судьбы, благородство, он может попросить прощения даже у крепостного слуги, если понимает что был не прав и резок с человеком, который ему предан, который его любит и, который его воспитал, доброту, он может отдать заячий тулуп, первому встречному, только потому что он замёрз и вывел их к деревушке в жуткую непогоду, честь и верность себе в условиях жестокой и бесчеловечной междоусобной войны. Более того, оказавшись в критической ситуации, Гринёв стремительно вырастает духовно и нравственно. Он предпочитает смерть малейшему отступлению от велений долга и чести, отказывается от присяги Пугачёву и любых компромиссов с ним. С другой стороны, во время суда, снова рискуя жизнью, он не считает возможным назвать имя искренне любимой им Маши Мироновой, опасаясь, что она будет подвергнута унизительному допросу. Отстаивая своё право на счастье, Гринёв совершает безоглядно смелый, отчаянный поступок. Ведь предпринятая им самовольная поездка в "мятежную слободу" была опасна вдвойне: он не только рисковал быть схваченным пугачёвцами, но ставил на карту карьеру, благополучие, доброе имя, честь. капитанская дочка пушкин

Юному офицеру-дворянину еще чужд социальный стереотип мышления. Враждённое чутьё и внутреннее благородство подсказали Гриневу, что относиться к мятежникам и бунтовщикам нужно отрицательно, в реально возникших ситуациях он больше доверял личным впечатлениям.

Не случаен выбор автором Петра Гринева в качестве рассказчика. Пушкину был нужен свидетель, непосредственно участвовавший в событиях, который был лично знаком с Пугачевым и его окружением. Гринев не может не рассказать о Пугачеве и его соратниках, так как нередко от них зависят его жизнь и счастье. Вспомним сцену казни или сцену освобождения Маши.

Гринев - офицер, призванный присягой усмирять бунт, он верен долгу. И мы видим, что Петр Гринев, действительно, не уронил своей офицерской чести. Он добр, благороден. На предложение Пугачева служить ему верой и правдой, Гринев отвечает с твердостью отказом, так как присягал государыне-императрице. В качестве повествователя Пушкин намеренно выбрал дворянина. Через восприятие Гринёва А.С. Пушкин даёт положительную характеристику Пугачёву, как личности, хотя и осуждает бессмысленность и кровопролитность бунта. Петр Гринев последовательно повествует нам не только о кровавых и жестоких расправах, - подобных расправе в Бело-горской крепости, но и о справедливых поступках Пугачева, о его широкой душе, мужицкой смекалке, своеобразном благородстве..

три раза щадил и миловал его Пугачев. "Мысль о нем неразлучна была во мне с мыслию о пощаде, - говорит Гринев, - данной мне им в одну из ужасных минут его жизни, и об избавлении моей невесты..."

«Чудом совершенства» назвал критик В.Г. Белинский «Капитанскую дочку» - роман о Пугачёвском бунте. Обращаясь к истории, Пушкин не только осмыслял минувшее и день нынешний, но и чувствовал личную сопричастность к воссоздаваемым событиям.

Мысли об историческом труде, в центре которого будут Пугачёв и пугачёвщина, вызревали у Пушкина долго. Ещё в 1826 году он говорил М.Н. Волконской перед её отъездом в Сибирь к сосланному на каторгу мужу: «Я хочу написать сочинение о Пугачёве. Я отправлюсь на места, перееду через Урал, проеду дальше и приду просить у вас убежища в Нерчинских рудниках».

Замысел «Капитанской дочки», или, точнее, сюжет ещё не до конца сложившейся повести о дворянине-пугачёвце, родился в процессе работы Пушкина над «Дубровским». «Разбойничий» роман не позволял глубоко и точно осмыслить проблему крестьянского бунта и отношение к нему дворянства.

Пушкин-историк понимал значение подлинных документов и фактов, много работал в архивах. Помимо этого он хотел побывать на местах событий. В августе 1833 года он подаёт прошение «на увольнение в отпуск на четыре месяца в губернии Казанскую и Оренбургскую». Разрешение получено, и 5 сентября 1833 года Пушкин приезжает в Казань - первый пункт на его пути, где жива была память о Пугачёве.

Правда, ещё прежде, в Васильсурске, он записал со слов нищенки местное предание о Пугачёве, которое использовал в VII главе «Истории Пугачёва». Вблизи Чебоксар рассказали ему про двух барышень, спрятавшихся в копие сена, обнаруженных и казнённых пугачёвцами; под Казанью писатель осмотрел Арское поле - лагерь Пугачёва в нескольких верстах от города, потолковал с участниками событий. В бумагах Пушкина сохранился листок, который принято называть «казанские записи». В них, например, имеется свидетельство некого Бабина, мальчиком бывшего иод Казанью во времена Пугачёва: «Народ, пригнанный в лагерь Пугачёва, поставлен был па карачки перед пушками, бабы и дети подняли вой. Им объявили прощение государево. Все закричали ура! - и кинулись к его ставке. Потом спрашивали: кто хочет в службу к государю Петру Фёдоровичу?

Вид Казани. Неизвестный художник. 1820-е гг.

Охотников нашлось множество». Другой казанский старожил, купец Крупеников, которого Пушкин расспрашивал полтора часа, рассказал, как довелось ему быть в плену у Пугачёва. «Народ, - записал Пушкин, - возвратись из плена, нашёл всё вверх дном. Кто был богат, очутился нищим, кто был скуден, разбогател». Все эти заметки на листках и в дорожной записной книжке, равно как и «зарубки в памяти», пригодились при написании «Капитанской дочки».

В мемуарах сохранились некоторые дополнительные сведения об оренбургских днях и посеиеенйи Берды. Например, такой рассказ местной жительницы: «В каком году приезжал Пушкин, я не помню, знаю только, что день выдался тёплый и ясный. Двое каких-то господ, одетых в штатское платье, шли по улице... а у лома... сидела наша бердская казачка Бунтова. Я была тут же около старушки Бунтовой, которой было лет за шестьдесят и которая оставалась по дому нянчить детей. Штатские подошли к старушке, и, вероятно, увидав, что она очень древняя, один из них, курчавый, спросил Бунтову, не знает ли она что-нибудь про Пугачёва. Старушка ответила, что всё знает и даже песню, что про него сложена. Господа попросили её спеть. Бунтова спела им одну песню». В старинном казачьем селении Бердская слобода, которую Пушкин назвал «мятежной», он был 19 сентября. Сохранился в записи и рассказ самой Бунтовой об этом событии: «А бабы как было меня напугали. Много их набежало, когда тот барин меня расспрашивал, и песни я ему пела про Пугача. Показал он патрет: красавица такая написана, „вот, - говорит, - она станет твои песни петь". Только он со двора, бабы все так на меня и накинулись. Кто говорит, что его подослали, что меня в тюрьму засадят за мою болтовню; кто говорит: „Антихриста видела, когти-то у него какие. Да и в Писании сказано, что антихрист будет любить старух, заставлять их песни петь и деньгами станет дарить". Слегла я со страху, велела телегу заложить, везти меня в Оренбург к начальству. Там и говорю: „Смилуйтесь, защитите, коли я чего наплела на свою голову; захворала я с думы". Те смеются. „Не бойся, - говорят, - это ему сам государь позволил о Пугачёве везде расспрашивать"».

В самом факте, что были «под Пугачёвым», люди ощущали некую вину Недаром Бунтова, когда спросил её Пушкин: «Знала ли Пугачёва?» - ответила в испуге: «Знала, батюшка, бес попутал!» Боялись даже имя его произнести, а тут рассказывай заезжему барину! В конце IV главы «Истории Пугачёва» автор сам подчеркнул эту ситуацию: «Доныне престарелые свидетели тогдашнего смятения неохотно отвечают на вопросы любопытных». И всё же говорили, не чурались Пушкина. Значит, он умел завоевывать доверие.

Из Оренбурга Пушкин съездил ещё за 300 вёрст «большой Уральской дорогой» в Уральск, где продолжал свои расспросы, порой с удивлением убеждаясь, что не только память о Пугачёве сохранилась, но не угасла и любовь к народному вождю. «В Уральске жива ещё старая казачка, носившая черевики его работы», - пишет Пушкин. На вопрос приезжего: «Каков был Пугачёв?» - она ответила: «Грех сказать... на него мы не жалуемся; он нам зла не сделал».

Беседы с очевидцами, запись их рассказов помогли сделать Пушкину важнейший вывод: «Весь чёрный народ был за Пугачёва. Духовенство ему доброжелательствовало. <...> Одно дворянство было открытым образом на стороне правительства. Пугачёв и его сообщники хотели сперва и дворян склонить на свою сторону, но выгоды их были слишком противоположны...»

Труд «История Пугачёва» и художественное произведение - роман «Капитанская дочка» - создавались практически одновременно, и многие материалы, не вошедшие в «Историю...», возникали на страницах романа.

В.И. Даль, сопровождавший Пушкина, рассказывал об осмотре «золотого дворца» Пугачёва. В главе XI «Капитанской дочки» читаем: «Нас привели прямо к избе, стоявшей на углу перекрёстка. <...> Я вошёл в избу, или во дворец, как называли её мужики. Она освещена была двумя сальными свечами, а стены оклеены были золотою бумагою; впрочем, лавки, стол, рукомойник на верёвочке, полотенце на гвозде, ухват в углу и широкий шесток, уставленный горшками, - всё было как в обыкновенной избе». Это живое впечатление отразилось в романе, равно как и многое другое, включая название крепости Белогорской, которое придумано не «просто так», а восходит к меловым горам, виденным Пушкиным на берегу Урала.

Вводил Пушкин в текст и отдельные эпизоды, сведения, имеющиеся в «Истории Пугачёва». Так, в главе III «Истории Пугачёва» Пушкин сообщал: «Пугачёв не был самовластен. Яицкие казаки, зачинщики бунта, управляли действиями нрошлеца, не имевшего другого достоинства, кроме некоторых военных знаний и дерзости необыкновенной. Он ничего не предпринимал без их согласия; они же часто действовали без его ведома, а иногда и вопреки его воле. Они оказывали ему наружное почтение, при народе ходили за ним без шапок и били ему челом; но наедине обходились с ним, как с товарищем, и вместе пьянствовали, сидя при нём в шапках и в одних рубахах и распевая бурлацкие песни. Пугачёв скучал их опекою. Улица моя тесна, говорил он Денису Пьянову, пируя на свадьбе младшего его сына».

Этот материал переосмыслен в «Капитанской дочке» и дан в восприятии Гринёва в главе VIII: «За столом <...> Пугачёв и человек десять казацких старшин сидели, в шайках и цветных рубашках, разгорячённые вином, с красными рожами и блистающими глазами... Все обходились между собою как товарищи, не оказывали никакого особенного предпочтения своему предводителю... „Ну, братцы, - сказал Пугачёв, -затянем-ка на сон грядущий мою любимую песенку. Чумаков! начинай!" Сосед мой затянул тонким голоском заунывную бурлацкую песню, и все подхватили хором: „Не шуми, мати зелёная дубровушка..."» и пр.

Из «Истории Пугачёва» в этой сцене «Капитанской дочки» не использован только заключительный эпизод: слова Пугачёва, сказанные на пиру Денису Пьянову: «Улица моя тесна». Но и они не исчезают в романе и появляются в разговоре Пугачёва с Гринёвым в XI главе: „А ты полагаешь идти на Москву?" Самозванец несколько задумался и сказал вполголоса: „Бог весть. Улица моя тесна; воли мне мало. Ребята мои умничают. Они воры"».

Во время путешествия 1833 года была записана Пушкиным замечательная калмыцкая сказка об орле и вороне, замыкающая беседу Пугачёва с Гринёвым о походе на Москву, а но живым рассказам старухи Бунтовой восстановлены были красочные сцены присяги Пугачёву после взятия Белогорской крепости (глава VII), картина раздачи денег народу (глава IX) и другие ис-торико-бытовые сцены романа.

Но самым существенным является то, что работа над «Историей Пугачёва» помогла Пушкину окончательно определить художественный замысел «Капитанской дочки».

Урок литературы 8 класс.

Тема: История создания «Капитанской дочки».

Цель: Исследовать историческую эпоху, показанную Пушкиным в романе “Капитанская дочка”, представить исторический труд Пушкина, посвященный этой эпохе.

Задачи:

Обучающие:

1. Познать прошлое, увиденное глазами великого поэта;

2. Подготовить учащихся к пониманию замысла создания подлинно реалистического образа Пугачёва;

3. Способствовать формированию понятий "историческая повесть", "художественный образ;

Развивающие:

    Формирование умения акцентного вычитывания произведения, составления характеристики героя;

    Создать условия для развития у восьмиклассников умения работать с различными источниками информации, формирование умения устанавливать причинно-следственные связи при решении проблемных задач;

    Способствовать развитию мышления: анализа, суждения, умозаключения;

    Организовать исследовательскую деятельность и помочь учащимся выполнять фрагменты исследовательской деятельности;

Воспитательные:

1.Развивать и воспитывать умение работать в коллективе, коммуникативные умения;

2.Побуждать к активной положительной деятельности;

3.Способствовать формированию активной жизненной позиции, формированию гражданского мировоззрения, помочь ученикам определиться в нравственных ориентирах;

4.Способствовать пониманию учениками таких нравственных категорий, как "честь", "милость", "добро", "благородство";

5. Воспитать у детей интерес к истории и культуре России.

План урока:

1.Орг. Момент.

2.Слово учителя.

3. Презентация.

4.Сообшения учеников.

5.Итоги.

6.Д. з.

Ход урока:

Слово учителя

«У каждого из нас - свой Пушкин, остающийся в то же время одним для всех. Он входит в нашу жизнь в самом начале ее и уже не покидает нас до конца», - так сказал о Пушкине русский поэт XX столетия А.Т. Твардовский.

Другой замечательный русский поэт М.И. Цветаева, с ранних лет полюбившая Пушкина и пронесшая эту любовь и интерес к его творчеству через всю жизнь, написала эссе «Мой Пушкин». «Пуш­кин - наше все», как сказал критик Ап. А. Григорьев. Пушкин при­надлежит всей России, всему миру. «Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет», - сказал поэт Ф.И. Тютчев.

Беседа

Учитель. А какие стихотворения А.С. Пушкина запомнились вам? Есть ли у вас любимые стихи поэта?

Учитель. Вы знаете, что Пушкин не только поэт, но и прозаик. Какие произведения Пушкина в прозе вам известны?

Учитель. Многим из вас запомнился «Дубровский» - роман о «благородном разбойнике», его трагической судьбе, связавшей дворянина-помещика и его крепостных крестьян в борьбе за спра­ведливость, а главное - о его романтической любви к Маше Тро­екуровой. Дома вы читали и роман, над которым нам вместе предстоит поразмышлять, - «Капитанская дочка». В «Капитанской доч­ке» изображено крупнейшее восстание крестьян под предводитель­ством Пугачева, а в «Дубровском» - недовольство крестьян Дубровского, выступивших со своим барином против несправедли­вости со стороны Троекурова.

В от что интересно. Эти романы на­писаны один за другим. 6 февраля 1833 г. Пушкин дописал XIX гла­ву «Дубровского», на которой работа остановилась, (роман остался незаконченным), а 7 февраля обратился за разрешением ознако­миться с архивными документами по делу Пугачева. Что же заста­вило писателя изменить свои планы? Может быть, ответ в том, что возобладал интерес к историческим событиям, которыми насыще­на «Капитанская дочка» и которых нет в «Дубровском»? Ведь мы знаем, что Пушкин давно проявлял интерес к историческому про­шлому России.

Какие произведения Пушкина, связанные с исто­рией России, вы знаете?

«Борис Годунов», «Полтава», «Медный всадник».

Учитель.

Для того чтобы понять роман «Капитанская дочка», нужна знать об эпохе которая тогда существовала. Эпоха, которая нашла отражение в произведении. 28 июня 1762 г. в Петербурге произошёл дворцовый переворот. На престол была возведена жена Петра ІІІ, царя слабого, вздорного, неумного. Император был низложен, заточён в Ропшинский дворец (Ропша – пригород Петербурга) и там убит. Екатерина, в противоположность своему мужу, была хитра, дипломатична, властолюбива. Она хотела слыть монархиней гуманной и просвещённой, покровительницей наук и искусства, умела обвораживать нужных ей людей. Пушкин говорил об этом так: « Её великолепие ослепляло, приветливость привлекала, щедроты привязывали ». Но на протяжении своего царствования «просвещённая» императрица глушила свободное слово, бросала в тюрьмы людей, распространявших просвещение. Екатерина, получившая русский престол благодаря дворянам, служившим в гвардии, рассыпала им милости. Она раздаривала дворцы и земли с сотнями крепостных крестьян, делала ценнейшие подарки своим любимцам, фаворитам, награждала их орденами. Фавориты становились могущественными вельможами, от них зависели судьбы людей. Но не все дворяне были сторонниками возведения на российский престол Екатерины. Среди несогласных с её воцарением был старый фельдмаршал Миних. С его именем мы встретимся на страницах повести Пушкина. Вокруг Миниха группировались дворяне – сторонники Петра ІІІ, многие из них были скрытыми врагами екатерининских фаворитов.

Двор императрицы отличался невиданной роскошью, дворцы и парки в Петербурге и вокруг столицы, в Петергофе, Царском Селе, в Ораниенбауме потрясали великолепием. Вельможи подражали своей повелительнице. Их усадьбы отличались роскошью, изяществом архитектуры, великолепием убранства. Но за эими усадьбами простирались огромные пространства, где убого и сиротливо чернели деревнию Положение крепостных крестьян в царствование Екатерины Второй было ужасным. Во 2-й половине Χ V ІІІ века были увеличены барщина и денежный оброк. Рабочий день на барщине в летнее время крепостного крестьянина продолжался 14-16 часов. Земельные наделы были ничтожны. Крестьяне нищенствовали. Помещики имели право продавать крестьян, как скот, как вещи. Газеты пестрели объявлениями о продаже крепостных. Императрица дала огромные права помещикам. В первые же годы своего царствования она издала указы, предоставившие крепостникам право самолично, без суда, ссылать провинившихся крестьян на каторгу и лишавшие последних права подавать жалобы. В дворянских усадьбах царил произвол и беззаконие. Бесправие, нищета толкали крестьян на открытые выступления против помещиков. Иногда крестьянские бунты принимали широкий размах: горели усадьбы, вооставшие избивали и убивали помещиков, но эти стихийные вспышки жестоко подавлялись. Частые бунты происходили и на уральских заводах; волновались калмыки, башкиры, киргизы. В такой обстановке, после смерти Петра ІІІ, внезапной и таинственной для народа, разнеслись слухи, что император жив, что вместо него убит кто-то другой, а царь спасён верными людьми и скрывается до поры до времени, но он откроется народу и пойдёт отнимать свой законный престол, сгонит с трона незаконную царицу, отмстит помещикам, даст права на землю и землю крестьянам. Вера в доброго и справедливого царя была сильна в народе с давних пор, так же, как ненависть к помещикам. На далёких берегах реки Яик (Урал), в бескрайних оренбургских степях, среди казачества, на уральских заводах появилась легенда о том, что царь жив и и идёт спасать народ. В 1773 г. там появился человек, который назвал себя Петром ІІІ. Он был смел и дерзок. Умел повелевать, умел зажигать сердца. Обладал военным талантом. Его воззвания, написанные на понятном народу языке, вселяли надежду на освобождение от помещичьего гнёта. Этого человека звали Е. Иванович Пугачёв. За ним пошёл народ. Восстание охватило огромную территорию. Стр. 91 (учебник).

«История Пугачёва» - учебник, стр. 96 – 97.

Пушкин едет туда в 1833 г.60 лет назад там бушевало восстание. С 17 августа по конец ноября – длительное путешествие.. Поездка дала много интересного:

    В казани, Оренбкрге, Уральске

    Записал беседы со старниками, немногими оставшимися в живых очевидцами восстания

    А также с теми, кто слышал о Пугачёве рассказы «старшего поколения» «Грех сказать, говорила мне 80-летняя казачка, на него мы не жалуемся, он нам зла не сделал» , - записывает Пушкин.

ІІ. « История Пугачёва». Важные стороны исследования Пушкина :

1) Ист. анализ восстания как народного, в основе которого лежали непримиримые противоречия между угнетённым народом и господствующим классом.

2) Высокая оценка энергии, таланта, неутомимости руководителей восстания во главе с Емельяном Пугачёвым. Критика бездарности, вялости, нерешительности действий правительственного лагеря. Жалкое оснащение крепостей.

3) Жестокость и беспощадность классовой войны.

4) Неудовлетворённость Пушкина официальными документами о восстании, отрицательные характеристики Пугачёва как « прирождённого злодея и кровопийцы» ; живой интерес к другим источникам – свидетельствам людей из народа, воспоминаниям старожилов, слышавших рассказы о Пугачёве; поездка на места восстания.

Итак, у Пушкина рождается замысел создания подлинно реалистического образа, который рождается в борьбе с реалистической точкой зрения на вождя восстания, под воздействия народного отношения к нему. Но Пушкин не только писал произведения на истори­ческие темы, он фактически был историком в прямом смысле сло­ва. В 1830-е годы по поручению Николая I он работал над историей Петра Великого, а в 1834 г. закончил труд «История Пугачева», ко­торый по указанию Николая I вышел под названием «История пу­гачевского бунта». Работая над ним, Пушкин изучает архивные документы, едет туда, где развертывались события. Он посещает Казань, Оренбург, Берду и другие станицы яицкого (уральского) казачества. Послушаем, что известно о работе Пушкина над мате­риалами о пугачевском восстании.

Сообщение ученика о работе Пушкина над «Капитанской дочкой»

(В1833 г. Пушкин начинает изучать архивные материалы, обращается к разным лицам с просьбой сообщить ему все, что известно о Пугачеве. Вот что он сам говорит о своей работе: «Я прочел со вниманием все, что было напечатано о Пугачеве, и сверх того 18 толстых томов... разных рукописей, указов, донесе­ний и проч. Я посетил места, где произошли события эпохи, мною описанной, поверяя мертвые документы словами еще живых, но уже престарелых очевидцев и вновь поверяя их дряхлеющую па­мять историческою критикою... Вся эта эпоха была худо извест­на. Военная часть оной никем не была обработана: многое даже могло быть обнародовано только с высочайшего соизволения» (А.С. Пушкин «Об "Истории Пугачевского бунта"»). А вот фраг­мент из письма Пушкина жене, Наталье Николаевне, написанного во время его поездки по местам, где проходило восстание: «Я в Ка­зани с пятого... Здесь я возился со стариками, современниками мо­его героя; объезжал окрестности города, осматривал места сражений, расспрашивал, записывал и очень доволен, что не на­прасно посетил эту сторону» (8 сентября 1833 г.). В "Истории Пугачева", несмотря на строжайшую цензуру, Пушкин показал Пугачевское движение, как протест подневольных народов, населяющих Россию. Известно, что многие участники этого движения подверглись жестокой расправе: "Зачинщики бунта, подчеркивает Пушкин, наказаны кнутом; около ста сорока человек сослано в Сибирь". Пушкин не преминул подчеркнуть и размаха этого народного движения, простиравшегося "От Сибири до Москвы и от Кубани до Муромских лесов". Глубоким интересом проникся Пушкин к личности Пугачева, его военному таланту, его авторитету в широких народных массах. Свидетельство тому – роман "Капитанская дочка". Еще один примечательный факт. Участник Пугачевского восстания дворянин Шванвич отбывал ссылку в Туруханском уезде, в Туруханске. Шванвич там прожил с семьею четверть века. Кто такой Шванвич? Вот здесь-то и начинается интереснейшая история, связанная с именем Пушкина. История, достойная стать самостоятельной статьею.

Михаил Александрович Шванвич – явился прообразом героев романа “Капитанская дочка”. Это прообразы Гринева и Швабрина. Более того! Незаурядная личность заинтересовала А.С. Пушкина настолько, что поначалу он вообще замыслил роман о Шванвиче. В записных книжках писателя даже появились “ планы романа о Шванвиче”, которые, правда, впоследствии изменились, но факт остается фактом: роман “Капитанская дочка” первоначально был связан с подпоручиком Шванвичем.

После подавления Пугачевского восстания в обвинительном акте по поводу Шванвича было сказано следующее: “ Подпоручика Михайла Швановича за учиненное им преступление, что он, будучи в толпе злодейской, забыв долг присяги, слепо повиновался самозванцевым приказам, предпочитая гнусную жизнь честной смерти, лишив чинов и дворянства, ошельмовать, переломя над ними шпагу”.

В 1834 году Пушкин писал по поводу дворян, уличенных в близости к Пугачеву: “ Показание некоторых источников, утверждающих, что ни один дворянин не был замешан в пугачевском бунте, совершенно несправедливо. Множество офицеров (по чину своему сделавшихся дворянами) служили в рядах Пугачева, не считая тех, которые из робости пристали к нему. Из хороших фамилий был Шванвич; он был сын кронштадского коменданта, имел малодушие пристать к Пугачеву и глупость служить ему со всеусердием. Граф А. Орлов выпросил у государыни смягчение приговора”.

Краевед Т.И. Баженова исследовала документы красноярского архива, рассказывающие о судьбе М.А. Шванвича, волею судьбы примкнувшего к пугачевскому бунту и отправленного в далекий Туруханский уезд в ссылку, где он и умер в 1802 году.

Пушкин не только писал о суровой Сибири, но и старался хоть мысленно, но разделить участь тех, кто попал туда не по своей воле.

Пушкин пишет труд «История Пугачевского бунта»

Из книги:

С шайкой, умноженной новыми бунтовщиками, Пугачев пошел прямо к Илецкому городку и послал начальствовавшему в нем атаману Портнову повеление - выйти к нему навстречу и с ним соединиться. Он обещал казакам пожаловать их крестом и бородою (Илецкие, как и Яицкие, казаки были все староверцы), реками, лугами, деньгами и провиантом, свинцом и порохом, и вечною вольностью, угрожая местью в случае непослушания. Верный своему долгу, атаман думал сопротивляться; но казаки связали его, и приняли Пугачева с колокольным звоном и с хлебом-солью. Пугачев повесил атамана, три дня праздновал победу и, взяв с собою всех Илецких казаков и городские пушки, пошел на крепость Рассыпную. Крепости в том краю выстроенные были не что иное, как деревни, окруженные плетнем или деревянным забором. Несколько старых солдат и тамошних казаков, под защитою двух или трех пушек, были в них безопасны от стрел и копий диких племен, рассеянных по степям оренбургской губернии и около ее границ. 24 сентября Пугачев напал на Рассыпную. Казаки и тут изменили. Крепость была взята. Комендант, майор Веловский, несколько офицеров и один священник были повешены, а гарнизонная рота и полтораста казаков присоединены к мятежникам. Из Рассыпной Пугачев пошел на Нижне-Озерную. По дороге встретил он капитана Сурина, высланного на помощь Веловскому комендантом Нижне-Озерной, майором Харловым. Пугачев его повесил, а рота пристала к мятежникам. Узнав о приближении Пугачева, Харлов отправил в Татищеву молодую жену свою, дочь тамошнего коменданта Елагина, а сам приготовился к обороне. Казаки его изменили, и ушли к Пугачеву. Харлов остался с малым числом престарелых солдат. Ночью на 26 сентября вздумал он, для их ободрения, палить из двух своих пушек, и сии-то выстрелы испугали Билова и заставили его отступить. Утром Пугачев показался перед крепостью. Он ехал впереди своего войска. "Берегись, государь", сказал ему старый казак: "неравно из пушки убьют". - "Старый ты человек", отвечал самозванец: "разве пушки льются на царей?" - Харлов бегал от одного солдата к другому, и приказывал стрелять. Никто не слушался. Он схватил фитиль, выпалил из одной пушки и кинулся к другой. В сие время бунтовщики заняли крепость, бросились на единственного ее защитника, и изранили его. Полумертвый, он думал от них откупиться, и повел их к избе, где было спрятано его имущество. Между тем за крепостью уже ставили виселицу; перед нею сидел Пугачев, принимая присягу жителей и гарнизона. К нему привели Харлова, обезумленного от ран и истекающего кровью. Глаз вышибенный копьем, висел у него на щеке. Пугачев велел его казнить, и с ним прапорщиков Фигнера и Кабалерова, одного писаря и татарина Бикбая. Гарнизон стал просить за своего доброго коменданта; но Яицкие казаки, предводители мятежа, были неумолимы. Ни один из страдальцев не оказал малодушия. Магометанин Бикбай, взошед на лестницу, перекрестился и сам надел на себя петлю. На другой день Пугачев выступил, и пошел на Татищеву. В сей крепости начальствовал полковник Елагин. Гарнизон был умножен отрядом Билова, искавшего в ней своей безопасности. Утром 27 сентября Пугачев показался на высотах, ее окружающих. Все жители видели, как он расставил там свои пушки и сам направил их на крепость. Мятежники подъехали к стенам, уговаривая гарнизон - не слушаться бояр и сдаться добровольно. Им отвечали выстрелами. Они отступили. Бесполезная пальба продолжалась с полудня до вечера; в то время скирды сена, находившиеся близ крепости, загорелись, подожженные осаждающими. Пожар быстро достигнул деревянных укреплений. Солдаты бросились тушить огонь. Пугачев, пользуясь смятением, напал с другой стороны. Крепостные казаки ему передались. Раненый Елагин и сам Билов оборонялись отчаянно. Наконец мятежники ворвались в дымящиеся развалины. Начальники были захвачены. Билову отсекли голову. С Елагина, человека тучного, содрали кожу; злодеи вынули из него сало, и мазали им свои раны. Жену его изрубили. Дочь их, накануне овдовевшая Харлова, приведена была к победителю, распоряжавшему казнию ее родителей. Пугачев поражен был ее красотою, и взял несчастную к себе в наложницы, пощадив для нее семилетнего ее брата. Вдова майора Веловского, бежавшая из Рассыпной, также находилась в Татищевой: ее удавили. Все офицеры были повешены. Несколько солдат и башкирцев выведены в поле и расстреляны картечью. Прочие острижены по-казацки, и присоединены к мятежникам. Тринадцать пушек достались победителю.

Какой здесь Пугачев?

Учитель . Что же нам сейчас известно об этих исторических со­бытиях?

Сообщение о восстании крестьян под предводительством Емельяна Пугачева.

(Восстание крестьян под предводитель­ством Емельяна Пугачева произошло в 1773-1774 гг. в период цар­ствования Екатерины II . На Урале среди казачества, русских заводских рабочих, калмыков, татар и других народов. Возникла в то время легенда о том, что жив царь Петр III (супруг Екатерины II , убитый в 1762 г. во время дворцового переворота), что он идет спасать народ от голода и нищеты. В 1773 г. появился человек, ко­торый назвал себя Петром III (это и был Емельян Пугачев). Он при­звал народ к восстанию. Крестьянская война длилась почти полтора года, против восставших были брошены войска русской армии во главе с крупнейшими военачальниками. Борьба была очень жесто­кой и кровопролитной. Но в конце 1774 г. исход ее был решен. 8 сен­тября Пугачев был схвачен и 10 января 1775 г. казнен в Москве.)

Учитель. Для нас сейчас все это - давняя история. Но, как мы слышали, во времена Пушкина еще были живы очевидцы событий - из числа и дворян, и простого народа. Вроде бы события одни и те же, но как по-разному они воспринимались! Если для дворян Пу­гачев был «злодеем», «извергом», то в народном сознании, отражен­ном в песнях и сказаниях, эта личность постепенно приобрела легендарные черты, воплотила представление о сильном, строгом, но справедливом вожде, «заступнике». Знал ли все это многообра­зие мнений Пушкин? Из того, что мы слышали о его работе, оче­видно - да. Послушаем свидетельства пушкинских современников.

Сообщение о воспоминаниях современников

(Осенью 1833 г. приехал в Оренбург А.С. Пушкин для собирания сведений о пугачевском бунте и по­желал посетить Берду «... мы отправились с вечера, чтобы к утру собрать стариков и старух, помнящих Пугачева... Одна старуха... много ему рассказывала и спела или проговорила песню, сложен­ную про Пугачева, которую Пушкин просил повторить» (Кайдалов Н.А. Воспоминания).)

Гиллельсон М. И., Мушина И. Б: Повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Капитанская дочка» - вершинное произведение пушкинской художественной прозы - была написана сто сорок лет тому назад, в тридцатые годы прошлого столетия, в эпоху мрачного николаевского царствования, за четверть века до отмены крепостного права. Стоит лишь мысленно представить себе те всеобъемлющие перемены, которые произошли за эти минувшие полтора столетия, как становится ощутимой «дистанция огромного размера», отделяющая нас, современников космической эры, от пушкинской неторопливой эпохи. Чем стремительнее с каждым годом общественный и научный прогресс, тем труднее становится постигать в полной мере «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой» времен восстания Пугачева - ведь между грозной крестьянской войной 1773-1775 годов и нашей современностью пролегло два столетия бурных исторических событий. Пушкин застал еще в живых некоторых очевидцев пугачевского движения, да и вся социальная структура общества оставалась при нем по существу прежней.

Сумароков: ( Один из самых ярких писателей второй половины XVIII в. А.П. Сумароков называл Пугачева «варваром», «псом бешеным», «врагом Отечества», превзошедшим «тигра и ас­пида», «свирепым Атреем», т. е. сыноубийцей и клятвопреступни­ком. В «Стансе граду Синбирску на Пугачева» он писал:Убийца сей, разив, тираня благородных, Колико погубил отцов и матерей! В замужество дает за ратников негодных Почтенных дочерей.)

Учитель. Интересно, что эпиграф к главе XI «Капитанской доч­ки», сочиненный, по мнению исследователей, самим писателем, Пушкин приписал именно Сумарокову. Так какое же место в этих двух так непохожих трактовках - народной и дворянской - Пуга­чева занимает пушкинская точка зрения? Конечно, у Пушкина Пугачев больше похож на героя из народной песни.

Мы не зря вспомнили исторический труд Пушкина о Пугачеве и еще не раз обратимся к его страницам. На сей раз послушаем Пушкина-историка. «Имя страшного бунтовщика гремит еще в краях, где он свирепствовал. Народ живо еще помнит кровавою пору, которую - так выразительно - прозвал он пугачевщиною» («История Пугачева»).

«Уральские казаки (особливо старые люди) доныне привязаны к памяти Пугачева. "Грех сказать, - говорила мне 80-летняя ка­зачка, - на него мы не жалуемся; он нам зла не сделал". "Расска­жи мне, - говорил я Д. Пьянову, - как Пугачев был у тебя посаженым отцом?" - "Он для тебя Пугачев, - отвечал мне сер­дито старик, - а для меня он был великий государь Петр Федоро­вич"» («Замечания о бунте»). В историческом труде Пушкина, написанном на ос­нове фактов, Пугачев - злодей, способный на низкие и подлые поступки, предательство в любви и дружбе, а в романе - яркая и цельная личность, воплощающая лучшие черты русской натуры с ее щедростью и широтой души, высокими нравственными прин­ципами, силой и удалью. Марина Цветаева в эссе «Пушкин и Пуга­чев», написанной в 1937 г., размышляет об этом.

Сообщение М. Цветаева «Мой Пушкин»

(Из эссе М.И. Цветаевой: «...Наш первый изумленный вопрос: как Пушкин своего Пугачева написал - зная! Было бы наоборот, т. е. будь «Капитанская дочка» написана пер­вой, было бы естественно: Пушкин сначала своего Пугачева вооб­разил, а потом - узнал. ...Но здесь он сначала узнал, а потом вообразил. Тот же корень, но другое слово: преобразил». М. Цветаева: "Пугачев в "Истории Пугачевского бунта" встает моральным трусом, зверем, а не героем".

М. Цветаева "Пушкин и Пугачев"

"Пушкин вообще забыл Гринева". "Пушкин Пугачевым зачарован". "Пугачев получается какой-то зверский ребенок". "На самозванце Пушкин отвел душу от самодержавца-Николая". "Пушкин под чару Пугачева попал и до последней строки из-под нее не вышел". "Пугачев - это тайный жар", "лихой человек", "страх-человек", "дикий волк", "чернобородый, страшный мужик". "Добрый разбойник Пугачев", "огневой Пугачев". "Пугачев никому не обещал быть хорошим". "В Пугачеве, разбойнике, одолевает человек". "Весь Пугачев нам Пушкиным внушен". )

Учитель: Интересно, что первоначальный замысел этого романа был похож на замысел «Дубровского»: в центре его должна была быть судьба дворянина, перешедшего на сторону Пугачева. Но исторические факты, кото­рые узнал Пушкин, разрушили такой сюжет. Свои новые идеи он выразил так: «Весь черный народ был за Пугачева. ...Одно дворян­ство было открытым образом на стороне правительства. Пугачев и его сообщники хотели сперва и дворян склонить на свою сторону, но выгоды их были слишком противуположны», - писал он в «За­мечаниях о бунте», которые должен был передать Николаю I.

Вот каким образом в центре «Капитанской дочки» оказывается не дворянин, перешедший на сторону Пугачева (хотя такой персо­наж здесь остался в виде предателя Швабрина), а молодой офицер Петр Гринев, верный долгу и присяге, сумевший в «жестокий век» сохранить в себе доброту и человечность, честь и достоинство.

Рассказ о положении крепостных во времена Екатерины II.

( Рассматривая царствование Екатерины П как эпоху расцвета крепостного права, мы видим, что народный гнев, вылившийся в грандиозное восстание 1773 – 1774 годов, был ответом на чудовищное экономическое, правовое, моральное подавление народа.
Типичным явлением для ХVIII века были восстания крестьян. Как правило, они носили местный характер, но вспыхивали постоянно: за период с 1725 по 1762 годы помещичьи крестьяне бунтовали 37 раз, а монастырские – 57 раз. Для подавления волнений вызывались армейские полки, но регулярные части так и не смогли ликвидировать небольшие “партизанские отряды” беглых крестьян.
Окончательно утвердившиеся крепостные порядки только в 1762 –1769 годах вызвали 120 крестьянских выступлений. Все эти бунты, вспыхивая повсеместно, быстро гасли, но уже предвещали гигантский пожар Пугачевского восстания 1773 –1775 гг.

Обратимся к документу:

Положение крепостного крестьянства:

1. Указ о праве помещиков отдавать крепостных крестьян на каторгу (1765 г.)

Буде кто из помещиков людей своих… отдавать пожелает для лучшего воздержания в каторжную работу, таковых Адмиралтейской коллегии принимать и употреблять в тяжкую работу на толикое время, на сколько помещики их похотят…

2. Указ о запрещении крестьянам жаловаться на помещиков (1767 г.)

Когда кто не из дворян и неимеющих чинов осмелится высочайшую ее величества особу подачей в собственные руки челобитен утруждать: то за первое дерзновение отсылать таковых в работу на каторгу на месяц; за второе с наказанием публично,отсылать туда же на год, возвращая оных по прошествии срока на прежние жилища;а за третье преступление с наказанием публично плетьми ссылать вечно в Нерчинск, с зачетом крепостных помещикам их в рекруты.А для повсеместного о сем сведения и исполнения сей указ… целый месяц в каждом месте в праздничные и воскресные дни, а по прошествии месяца ежегодно по одному разу во время храмовых праздников читать по всем церквам…

Расправа помещика с провинившимися крестьянами “Журнал” (1763–1765 гг.)

410. Нашему человеку Ивану Владимирову нами приказано было, чтоб окорока свиные оба сделать на буженину с чесноком, другой с луком, а нами велено лопатку с луком сделать, и он приказу нашего не исполнил, за что вычесть у него в будущей 764 год из положенного жалованья рубль, а ежели посему исполнено и вычтено не будет, то у кого сей наш журнал, того сечь на дровнях, давая по сту ударов нещадно.

468. Впредь Фёклу Яковлеву именем и отчеством не звать никому, а звать ее всем трусихой и лживицей; а ежели кто именем и отчеством назовет, того сечь розгами, давая по пяти твсяч раз нещадно.

510. Впредь, ежели когда во время езды нашей в гости не положится в карман гребенка, да для чищенья платья невозьмется щетка, то того, кто нас будет одевать, да дневального лакея сечь розгами, давая по пяти тысяч нещадно.

Семевский В.И. “Крестьяне в царствование императрицы Екатерины II. СПб., 1881”

Помещики не имели по закону права над жизнью и смертью своих крестьян, но так как они могли наказывать их неограниченно, то тяжкие истязания нередко оканчивались смертью подвергнутого им крепостного. Истязания крепостных, кончавшиеся смертью несчастных жертв барского произвола, не всегда сходили с рук мучителям, как это видно из целого ряда дел, возбужденных правительственными властями. …Были приговорены исключительно к церковному покаянию 5 чел. (в том числе 4 женщины), на месяц в тюрьму – 2 женщины, на 6 недель на хлеб и воду и на один год в монастырь в работу – одна женщина, к пожизненному покаянию в монастыре – 1 мужчина, к “простой службе” в Нерчинске – один, 6на вечное поселение 2 (в том числе одна женщина), к вечной каторжной работе – 5.)



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Доступно в форматах: EPUB | PDF | FB2 Страниц: 352 Год издания: 2009 Дважды Герой Советского Союза В.С.Архипов прошел путь от красноармейца...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS