Главная - Эмоции
Что нужно для похорон мусульманина список. Как организовать мусульманские похороны

Подписаться на блог

Похороны и поминки у мусульман

Кто живет по Шариату, тому эта информация не нужна. Есть несколько разночтений традиций поминовения мусульман в разных регионах страны. Не нам судить и определять, что является более верным. Главное понять, как себя правильно вести на похоронах и поминках мусульман, если это предстоит впервые.

Нередко сравнивают традиции христианства с Исламом. Не сказать, что это в корне неверно. Обе религии стремятся призвать народ к обращению к Всевышнему. Но что позволено христианину, не всегда дозволено делать у мусульман.

Отношение к смерти в Исламе.

Прежде, чем станем разбирать, как себя вести на похоронах и поминках мусульман, необходимо понять основные тезисы. Любая религия не считает смерть концом всего. Наоборот, жизнь только начинается. Не в привычном существовании на Земле, со всеми горестями и печалями. Предстоит жизнь вечная, которой не избежать никому.

Шариат-это Путь, указанный для мусульман, Божественный Закон. Коран-Священная Книга, наряду с сунной (примеры из жизни) пророка Мухаммеда определяют жизнь и традиции в Исламе. Зная первооснову не так сложно определиться с манерой поведения на похоронах и поминках не зависимо от региональных отличий.

Мирская жизнь создана для человека, а человек создан для жизни вечной. Ислам не ценит человеческое стремление возвеличить себя путем накопления богатства. Всевышний создал Землю и больше ни разу не оглянулся в эту сторону . Все, что мы ценим в этом мире не будет оценено в следующем.

Единственно верное и правильное в жизни - это только следовать верному Пути, Законам Шариата. Это значит поклонение Аллаху. Последний нищий, который живет по Шариату, будет править в мире ином. Жизнь, полная лишений дается только для того, чтобы в следующей наградить его благами, которые не могут даже приснится власть имущем.

После Страшного Суда, лишенные всего при жизни первые войдут во врата Рая. Остальным останется только дожидаться своей участи. Делая из своей жизни Бога, становитесь ее рабом . Нищий имеет право за руку ввести во врата Рая человека, который был к нему благосклонен в мирской жизни.

Как итог можно смело утверждать, что смерть в Исламе является благословением.

И сказал Пророк: «Земная жизнь — тюрьма для верующего и Рай для неверующего» (Передал Муслим)

Как уже становится ясно из написанного ранее, похороны у мусульман не являются трагедией. Это шок для близких умершего в любом случае. Мусульмане воспринимают смерть не столь болезненно и относятся к ней, как к неизбежному факту, без особого почтения.

Смерти нет по сути. Есть краткий этап избавления от временной оболочки, чтобы достичь жизни вечной. Поэтому не придется на похоронах слушать рыданья безутешной родни. Это только усугубит положение покойного в ином мире. Слезы никем не запрещены. В любом случае для близких тяжело осознавать, что они лишились близкого человека рядом. Женщин не допускают к похоронам.

Хоронят в день смерти и в той земле, где это случилось. Умершего омывают и заворачивают в несколько слоев белой ткани, саван (кафан). После над телом покойного читают похоронный намаз аль-джаназа. В этом намазе нет поклонов. В этот момент все стоят и повторяют слова молитвы про себя.

Потом тело на носилках (тобут) несут на кладбище и хоронят в специально подкопанной нише (ляхад) в могиле на правом боку, лицом в направление к Кибле. Это обязательные этапы в похоронах. На кладбище запрещается вести разговоры на мирские темы. Надлежит думать о вечном и Судном дне. Могила-это дверь в Рай для одних и бездна Ада для других

В различных регионах могут существовать дополнительные традиции, возникшие еще со времен дедов и прадедов. Соблюдение данных правил не запрещено, но и не обязательно. Возможно молитвы над покойным будут прочитаны еще не раз; до внесения тела во врата кладбища, над могилой после того, как тело закончат просыпать землей.

Шариат не запрещает выражать соболезнование семье умершего. Главное, чтобы не было лишних слез и не пришлось причинить боль родне умершего неосторожным словом. Вы можете ознакомиться с тем, как правильно выражать соболезнования . Все, кто принимал участие в похоронах обязаны молится в этот день за покойного.

Ислам зародился в жарких местах. Этим обусловлена необходимость похорон в день смерти. Если же смерть наступила после захода солнца, то похороны переносятся на следующий день. Так же хоронят именно до заката. На надгробном камне обычно пишут эти слова:

"Инна лилляхи ва инна иляйхи раджиун"

(Поистине мы принадлежим Аллаху и к Нему будем возвращены.)

Поминки мусульман.

Вот здесь все далеко неоднозначно. Нередко ведутся споры о том, можно ли вообще проводить поминки у мусульман. Даже в день похорон не принято устраивать поминки. Причина одна. Родне и близким покойного надлежит помогать в этот день, а не объедать их.

Пиршество на поминках и вовсе запрещено. Поминки у мусульман в определенные дни : на три дня, семь, сорок и другие больше похожи на христианские дни поминовения. Это слияние традиций двух религий произошло видимо в то время, когда ощущалось гонение верующих людей.

В Коране нет строк об обязательном поминовении в определенные дни. Но также и запрета нет, как такового. Запрещено только предаваться чрезмерному горю, с рыданиями и лезть в долги, чтобы собрать пышный стол. Категорически запрещается для этого использовать деньги несовершеннолетних наследников.

Сторонники отказа от поминок в целом указывают на то, что садака (благодеяние, не только в материальном плане), которое раздают близкие покойного своим родственникам на поминках не учитывается. Они же не нуждаются в этом. Поэтому не за чем собирать поминки. Богоугодным делом будет, если родственники покойного дадут садака нуждающимся . Помощь бедным, является основным критерием оценки полезности поминок.

Казахский поэт Абай Кунанбаев не стал делать поминок после смерти своего отца, который был истинным мусульманином. Сразу же получил оценку от народа прижимистого малого, который не мог достойно почтить память своего отца. Он же раздал имущество и скот нуждающимся. Богоугодный поступок, в лучшем своем проявлении.

В хадисе имама Ахмада и Абу Давуда есть слова о том, что Посланник Аллаха и люди его поели еду, которую принесла жена покойного, после того, как они вернулись с похорон. Следовательно, в этом нет ничего предосудительного.

Если собирается родня и близкие умершего на поминки, то обычно приглашают имама или лица его замещающего. Человек веры способен призвать всех присутствующих чтить Аллаха и прочитать молитвы за душу покойного. Если все будет проходить соответствующим образом, то польза несомненно в этом есть.

Как уже была написано, что Пророк Мухаммад после похорон не отказал жене покойного и поел со своими сподвижниками. Может все же еда для тех, кто участвовал в похоронах не является поминками в прямом понимании этого слова? Люди пришли добровольно помочь в похоронах, трудились, устали пока несли тело и копали могилу. Накормить тех, кто помог тебе не может быть грехом.

Кормить людей, пришедших с похорон, желательно не в доме покойного. Ничто не должно привести к тому, что близкие покойного не смогут сдержать свои эмоции и начнут рыдать, при виде тех, кто участвовал в похоронах. Вот это уже будет грех. Можете создать запрос на услугу проведения поминальных обедов на нашем сайте и вопрос будет с помещением и проведением решен.

Женщины и мужчины за одним столом сидеть не должны. Для женщин выделяется отдельное помещение или в крайнем случае ставится отдельный стол. Опять же и эта традиция не считается обязательной и нередко сидят за общим столом, как принято у христиан.

Еда на столе не должна быть изысканной и отвлекать от размышления о бренности существования и мыслях о Страшном Суде. В отличии от обязательных в этом случае слов поминовения у православных христиан, за столом мусульман сохраняется молчание.

Теперь уже можно с уверенностью сказать, что традиции поминовения у христиан и мусульман далеко не похожи. Слова имама на поминках мусульман могут лечь в благодатную почву. Ведь только после смерти, кого-то из близких, начинаешь задумываться о вечном.

После смерти придут два ангела: Мункар и Накир. И спросят они, кто Господь твой, религия и кто твой пророк.

Правоверный мусульманин ответит, не задумываясь: Господь мой-Всевышний Аллах, религия-Ислам, пророк — Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует.

Материал для написания статьи был собран с сайтов:

Ислам. Вечность Рая http://islamvera.ru

Почему Ислам http://www.whyislam.to

http://www.religia.kz/

Электронный минбар https://e-minbar.com/

Вам может быть интересно:

Размещен: 4 месяца назад

Размещен: 8 месяцев назад

Размещен: 1 год назад

Размещен: 1 год назад

Каждый человек хотя бы раз в жизни сталкивался с необходимостью проведения похорон. Вполне объяснимо желание родственников соблюсти все обрядовые традиции, чтобы отдать дань памяти усопшего. После церемонии на кладбище поминальная трапеза является обязательным обычаем. На ней собираются все близкие, друзья и коллеги покойного, чтобы помянуть его добрым словом. Организация поминок в кафе - это рациональный вариант поминального обеда, который пользуется большой популярностью у людей разной платежеспособности.

Суть и значение обряда

Поминки - это особый обряд, который выполняется не только после похорон, но и на 9 и 40 день после кончины (у православных). Цель этой традиции собрать воедино всех, кого покойный любил и уважал при жизни. Также поминальный стол организуется на годовщину смерти. В православной культуре этот обычай свято соблюдают особо набожные и верующие люди, считая, что душе новопреставленного приятно лицезреть и слышать о себе хорошие слова, а главное - знать, что, несмотря на физическую смерть, память о нем вечна. Смысл поминок гораздо глубже, чем просто трапеза. Собравшиеся должны молиться об успении (вознесении души в Царство Божье) и вспоминать о нем все самое светлое и доброе.

Особенности проведения

Чтобы облегчить и без того тяжелые хлопоты, можно заказать поминки в кафе . Поминальный обед, проведенный таким образом, соответствует всем необходимым требованиям. По старой русской традиции поминки организовывались при помощи соседей и знакомых. К сожалению, в современном мире этот обычай канул в лету. И все заботы о накрывании столов ложатся на плечи близких. Кроме того, габариты современных квартир не всегда способны разместить большое количество людей. Плюс посуда, оставшаяся после ухода прощающихся, опять же становится заботой родственников. Традиционные поминки требуют особого меню на поминальном столе. Не допускается присутствие мясных и рыбных блюд, содержащих кости, а также острых столовых приборов. Кушанья на столе должны быть простыми и незатейливыми. Помимо специальных ритуальных блюд, меню можно разнообразить дополнительными. Сервировка стола должна соответствовать дню поминовения. В домашних условиях многим людям сложно соблюсти все эти прописанные нормы. Поэтому многие люди, потерявшие близких, начинают подыскивать заведения общепита, соответствующие всем вышеперечисленным нормам. Для людей с ограниченными финансовыми возможностями удобно будет заказать поминки в столовой . Однако здесь есть один существенный минус - отсутствие отдельного зала. Поэтому люди, пришедшие помянуть усопших, будут отвлекаться на посторонних посетителей и привлекать к себе внимание в этот траурный день. Создать спокойную атмосферу в такой обстановке будет непросто.

Особенности и порядок подбора

Подбирая заведение для проведения поминального обеда, обратите свое внимание на:

1. Местоположение кафе (до него должно быть удобно добираться после кладбища);

2. Наличие обособленных залов;

3. Опыт в организации подобных мероприятий;

4. Меню кафе;

5. Цены на поминки .

Наличие опыта в накрывании таких обедов является основополагающим, так как персонал должен быть максимально тактичен по отношению к чувствам скорбящих. Стоимость поминок в кафе будет зависеть от выбранного меню и количества посадочных мест. Примерно можете ориентироваться на цену поминок от 800 до 1000 рублей за одного человека . Заранее обговорите все детали мероприятия с администрацией заведения. Попросите их подготовить зал для траурного обеда к определенному времени. Взвешивая все за и против, большинство людей все-таки приходит к выводу, что такой вариант поминовения покойного является наиболее разумным.

Мы предлагаем

Ритуальная платформа «Мортем» соболезнует вашему горю. У нас вы можете найти список организаций , которые возьмут все заботы по проведению ритуального поминовения на себя. Также на сайте вы найдете всю необходимую информацию о проведении всех необходимых ритуалов и сможете воспользоваться помощью компетентных специалистов, благодаря статьям блога и форуму . Помните, что человеческая жизнь вечна, главное никогда не забывать своих ушедших родных и близких.

С уходом близких в иной мир мы болезненно ощущаем утрату. Все, что напоминает нам о них - место захоронения. Туда можно прийти и поговорить с умершим, выразить скорбь и отдать дань памяти. Конечно, каждый день посещать кладбище не стоит. Каждая религия регламентирует определенные дни памяти, в которые необходимо навещать ушедших. Помимо таких дней, необходимо навещать место захоронения, чтобы навести порядок: скосить траву, покрасить оградку, помыть памятник, убрать ветки. Но бывает, нет возможности это сделать. Тогда целесообразно обратиться за помощью к ритуальным специализированным бюро, где агенты готовы предложить свои услуги и знают план работ по уходу за могилами на кладбище . Сервис «Мортем» - это быстрый способ найти лучшего исполнителя по выгодной цене.

Когда следует посещать могилу

Для каждого вероисповедания существуют свои правила, когда можно посещать кладбище . Считается, что в эти дни образуется лучший контакт между живыми и мертвыми. Православные каноны трактуют необходимость посещения места захоронения на поминки после смерти на 3-й, 9-й, 40-й дни, а также в день смерти каждый год (годовщину). Также желательно совершать визит на могилу умерших на Родительскую неделю (после Пасхи) и Радоницу (9 день после Пасхи). В сам Светлый праздник Пасха, а также на Рождество, Троицу, Благовещение навещать могилу и совершать панихиду нельзя! В мусульманском мире определенных правил посещения кладбища нет. Для представителей этого вероисповедания важно приходить на место захоронения в дни поминок умерших : на 3-й, 7-й, 40-й дни и на годовщину, а также в любой день. А если человек хочет посетить могилу в пятницу, то советуют это сделать после совершения пятничного намаза. В остальные дни можно посещать усопших в любое время, даже ночью. У иудеев к местам памяти умерших принято приходить только на годовщину - в йорцайт, которая отмечается только по еврейскому календарю.

Посещения, не связанные с поминками и болью утраты

Посещение любого кладбища не должно ограничивать только годовщиной смерти и тяжелым состоянием после ухода близких. Важно, следить за состоянием места памяти. Исходя из климатических условий, времени года, материалов, из которых изготовлены ограды, памятники, кресты, нужно определить количество посещений для ухода за могилами. Обычно, выполняются следующие работы:

1. Очистка участка захоронения от мусора;

2. Покраска ограды;

3. Посадка цветов и деревьев;

4. Мойка памятника и проверка его состояния;

5. Очистка ритуальной таблички;

6. Уборка старых венков;

7. При необходимости скос травы и ее уборка.

Необходимо как минимум 2 раза в год посещать кладбище для того, чтобы навести порядок. Часто, люди делают это весной (в период роста травы и растений), осенью (перед зимним периодом).

Помощь сервиса «Мортем»

Одним из способов проявления уважения, любви, скорби является постоянный контроль за состоянием участка на кладбище. Многие ввиду своей занятости или нахождения в другом регионе относительно места захоронения, не могут часто навещать могилы для выражения скорби и поддержания порядка. В таких ситуациях выгодно заказать услуги по уходу за могилой у профессионалов ритуальных агентств. А чтобы не тратить время на поиск подходящего исполнителя, заходите на ритуальный сервис «Мортем», где сможете ознакомиться с имеющимися агентствами в нужном городе, спектре их услуг, стоимости работ. Для удобства получения выгодных предложений, вы можете оформить необходимый запрос . Ознакомиться с популярными ритуальными темами для организации похорон или поминок, поиске могилы сможете на специальном форуме . Здесь каждый найдет ответы на самые сложные и болезненные вопросы.

В России во все времена отмечались важные, значительные даты. При жизни мы празднуем дату рождения, а после ухода в мир иной — поминаем душу умершего. Проведение поминок на 1 год особенно для христиан, характерна вера в воскресенье и дальнейшую жизнь души вблизи Бога. Для верующих людей душа никогда не перестает существовать.

Как поминать усопшего дома

Устроить поминальный обед в память усопшего на первую годовщину можно дома или в кафе. Трапеза начинается после посещения церкви и кладбища. Обычно приглашают близких людей, которых рад видеть сам покойный.

Перед тем как сесть за трапезу:

  1. нужно помолиться;
  2. прочесть 17 кафизму или чин панихиды;
  3. зажечь свечи.

Сам заупокойный обед проходит достойно и размеренно. Разговоры ведутся в полголоса и должны быть приличными. Смеяться и шутить запрещено. Организация поминок - дело специфичное. Если хочется сделать все на должном уровне, можно заказать эту услугу. В этом непростом деле вам поможет наш сервис Mortem, на котором вы сможете выбрать агентство-организатора и сопутствующие товары и услуги .

Что подается к трапезе

На поминальную трапезу готовятся особенные блюда. Они могут быть разными, но обязательной является кутья. По сути - это пшеничная или рисовая каша, которая:

  1. необходима сладкая;
  2. заправляется медом;
  3. содержит в себе изюм, орехи и другие сухофрукты.

Кутья символизирует собой кушанье, которое едят праведники на небесах. Желательно перед подачей на стол освятить еду в храме.

Сама сервировка делается несложно. Если заказать поминки в агентстве, то профессионалы сделают все правильно, по-христиански. Столешницу можно украсить следующим образом:

  1. обшить края скатерти черным или темно-синим кружевом;
  2. на стол или тумбу рядом с ним поставить свежесрезанные хвойные ветви.

Поминание в церкви

Накануне или в день самой траурной даты близким людям нужно посетить церковь. Заказывает частная молитва о покоении души усопшего. На годовщину можно также заказать:

  1. Панихиду. Обычно проводят субботним утром, но договариваются с церковнослужителями и на другой день.
  2. Поминание при Литургии. Утренняя служба, при которой из святого хлеба достают частички упокоенных душ.
  3. Сорокоуст. Поминать человека будут в течение 40-ка служб.

На любом церковном богослужении должны молиться не только церковнослужители, но и близкие люди. Конечно, молитва батюшки имеет огромную силу, но нельзя полностью перекладывать проведение поминок на других людей.

Как все организовать

Поминки имеют вековые традиции, это неформальное мероприятие в честь памяти усопшего. Для его организации требуется немало сил, ведь количество приглашенных людей может быть очень большим.

Но, есть разумное решение - можно доверить организацию профессионалам. Обратившись на наш сервис ритуальных услуг, вы получите четко организованное мероприятие. Вы сможете подобрать исполнителей из списка агентств, которые знают все тонкости своего дела:

  1. обязательные блюда с четким их чередованием;
  2. соблюдение тишины и всех правил;
  3. отдельное помещение, украшенное соответствующим образом;
  4. встреча приглашенных.

Еще одним немаловажным вопросом является цена мероприятия. Мы помогаем заключить договор на проведение поминок с исполнителем, в котором будут оговорены все расходы. Меню будет составлено не только с учетом христианских традиций, но и бюджета, предложенного заказчиком.

Всегда приятно доверить земные хлопоты профессионалам, а самим в это время отправиться в храм и помолиться. Специалисты подберут необходимое помещение, закажут транспорт для развоза гостей. При выборе места проведения поминок, учитываются мельчайшие детали, включая близость к дому, наличие парковки или станции метро. Сотрудники ритуальных бюро возьмут все хлопоты поминального обеда на себя.

Существует стойкое мнение, что якобы в Исламе существуют определенные дни поминок мусульман . Шариат не приветствует проведение поминок, но и нет строго запрета. Необходимо учесть то, что мусульмане различных регионов России частично перенимали субкультуру того региона, в котором находятся.

Происходила ассимиляция с другими национальностями. Культуры народов объединялись и менялись со временем. Естественно так же это не могло не сказаться на религии в целом и отношению разных народов к поминкам, в частности.

С начала 80х годов и до нашего времени происходит постепенное реформирование в религиозном мире. На смену традициям предков приходят истинные каноны Ислама. По Шариату для траура дается три дня . На 3й день поминальный обед вполне можно заменить садака.

В отличии от православной религии «садака» не только милостыня для нищих. Это может быть любое богоугодное дело. Общественное деяние, которое принесет пользу многим людям тоже считается садака.

Если все деньги мусульмане будут вкладывать в помощь нуждающимся, строительство дорог, школ, больниц и т.д., а не в проведение роскошных поминальных обедов, то это будет истинным садака.

Дни поминок мусульман в 7, 40 и 1 год скоро потеряют свою актуальность. Они не являются сунной (деянием, рекомендованным религией), ни фарзом (обязательным требованием религии) . Поэтому по значению не должны отличаться от дней других.

Неужели об умерших нужно вспоминать только в эти дни? Поминальный обед разве сможет заменить искренние молитвы и облегчит участь душе в Судный день? Ценить людей нужно при жизни. После смерти за них можно только молиться.

В день похорон для близких усопшего нужна помощь если не материальная, то хотя бы моральная. Многие народности в Исламе в этот день приходят помочь с погребением. Не грешно их накормить, если не считать это именно поминками в прямом понимании.

Но и сами люди должны осознавать, что в этот день не стоит своим присутствием создавать дополнительные проблемы с поминками. Если искренне решили помочь, то участие в погребение и молитвы за покойного будет достаточно. После похорон у многих народов в Исламе сразу расходятся по своим домам.

Соседям или родственникам желательно на 3 дня пригласить близких покойного к себе. В дни траура нужно, чтобы с ними кто-то был рядом. Бытовые проблемы в любом случае для скорбящих отойдут на второй план. А вот нахождение в доме, в котором совсем недавно умер близкий человек, способно увеличить скорбь и ухудшить без того нелегкие душевные муки.

До сих пор традиции, которые достались от предков еще с советских времен, главенствуют в проведении похоронных обрядов и поминок. Дни поминок мусульман в 3,7,40 и год, а также в 52 дня еще принято отмечать у народностей на территории бывшего советского союза.

Этот атавизм прежнего периода порицается религиозными деятелями Ислама. Можно рассматривать поминальные обряды разных народов мусульманского мира только, как культурное наследие. Истоки этих обрядов следует искать в далеком прошлом.

Похоронные и поминальные традиции могут различаться у одного народа, проживающих в разных регионах. Поэтому не стоит удивляться, если от приезжей родни услышите про обязательную традицию при поминовении, про которую не приходилось слышать до этого . Также это касается и проведения похорон.

Небольшое отступление. К примеру, у астраханских татар в начале IX века существовало несколько похоронных обычаев, которые могли несколько удивить поволжских татар. Единый народ, единая вера, но разное отношение к похоронам. После того, как могила покойного засыпана, все участники похорон расходятся по домам. Поминки в этот день не проводятся.

На могиле остается только один из близких умершего и могильщики, с которыми он должен рассчитаться за копку могилы. С ними он рассчитывается отрезом куска ситца. Учитывая то, что данная традиция имело место быть в начале прошлого века, кусок ткани может и имел какую-то ценность. Могильщики же ссорились при дележе ткани вплоть до драки.

Согласно поверью астраханских татар после того, как могила засыпана, к покойному приходит сатана. Если он видит ссору, то стремиться разжечь еще большую вражду между спорящими и сразу летит к ним. В этот момент душа покойного сможет ответить правильно на вопрос двух ангелов о том, кто его Бог. Сатана же не успевает его запутать в тот момент. С этой целью могильщики и заводят ссору.

Поверья и обычаи играют в поминках немаловажную роль. Родня и близкие покойного, естественно, опираются на те традиции, которые велись испокон веков. Нередко такие обычаи превалируют над основами религии.

Одно из правил Шариата- поминки делаются не для того, чтобы объедать близких покойного, а помочь им в трудную минуту . В свою очередь близкие выражают свою скорбь и почтение к умершему, давая садака нуждающимся и неимущим. Казалось можно этим и ограничиться. Опять же необходимо учитывать обычаи того народа, где проводятся поминки.

В Азербайджане будет считаться позором для семьи, если покойного не проводить достойно . Поэтому только скудное угощение и садака нищим - не для азербайджанцев. Исстари повелось так, что их поминальные обеды подразумевало наличие обильных угощений. Количество народа не ограничивалось приглашенными. Там не принято приглашать. Каждый имеет право прийти на поминки, если считает своим долгом проститься с умершим.

Поэтому на поминки в отдаленных населенных пунктах приходили со всех соседних поселков, а в городе целые кварталы. Количество народа набирается великое множество. Гостеприимство азербайджанцев не позволяет уйти гостям голодными. Затраты на поминальные обеды нередко превышает свадебные.

Обычно частные поминки у мусульман проводят на 3-й, 7-ой и 40-ой день и годовщину. Так же на 52 день принято считать, что тело полностью разлагается. Поминальным днем принято считать каждый четверг до 40-го дня. Сложно подсчитать, сколько за это время приходится родне умершего встречать различных гостей и каких все это стоит финансовых затрат.

Киргизы тоже не сторонники аскетических поминальных обедов. Обычаи их предков настоятельно рекомендуют разнообразить меню с угощениями и накормить большое количество народа. Это должно умилостивить дух умершего . Обязательно режут скот для угощения. Является своего рода жертвоприношением.

Не каждый содержит свою скотину, приходится покупать. Гостей много. Меню в соответствии с поминальными обрядами предков требует так же не малых затрат. Совсем неудивительно, что родственникам умершего приходятся занимать немалые деньги, чтобы соответствовать традициям.

Чечня и Ингушетия . Не придерживаются столь расточительных обычаев, как в Азербайджане. Но также поминки проводятся с массой народа, которые явились помочь в похоронах. Все вопросы, связанные с похоронами; омовением тела, подготовкой к погребению, копкой могилы - они берут на себя.

Следовательно, необходимо их всех накормить, разместить приезжих, найти дополнительные столы и стулья. Все эти житейские хлопоты могут на некоторое время отвлечь близких умершего. Уважить гостя-это основное правило для этих народов. Свои горести уходят на второй план . Может в этом то и заключен скрытый смысл поминок у чеченцев и ингушей?

Поволжские татары и башкиры . Традиции не отличаются столь разительно от всех других мусульман России. Дни поминовения те же: 3, 7, 40 и год. 52 дня не является обязательным днем для поминок, но рекомендуется в этот день читать молитвы. Считается, что мясо отделяется от кости и покойный мучается от этого.

Поминки у татар проходят скромно, с молитвами и обязательной раздачей подарков и садака «хаер». На поминальном столе поволжских татар не увидите экзотических блюд. Обычно это повседневная еда: суп из баранины, лапша с картошкой и мясом, много фруктов выпечки и сладостей. Женщины и мужчины обычно едят раздельно, за отдельными столами или в разное время.

Поминки у татар и башкир-это в первую очередь возможность собравшимся почитать молитву за упокой. При этом можно почитать не только за одного, а за всех умерших родственников. Раздавая хаер собравшимся-это скорее не садака, а традиция от предков. Каждому обычно дают небольшую сумму, в 2017 году это не более 50-100 руб.

В обязательном порядке деньги дают деньги и маленьким детям. Хаер раздаю не только деньгами, но и носовыми платками и т.д. Уходящим гостям собирают с собой угощение, нередко собирая в пакет дополнительно пакеты с чаем и другими гостинцами. Чуть побогаче собирают пакет для того, кто читал молитву или рассчитываются с ним деньгами.

Как видно из вышесказанного, что поминки у татар не отличаются излишними затратами. Если каждый из собравшихся мусульман прочитает молитву за душу покойного, то тем самым увеличит шансы его душе попасть в Рай . Так же, придя домой и кушая подарки с поминок он будет поминать покойного добрым словом и молитвами. В этом цель у поминок среди мусульман татар и башкир.

Традиции пришедшие из глубины веков со временем теряют свой первоначальный статус. Похоронные обряды и поминальные обеды обретают новые формы. Ранее упоминали, что детали в проведении обрядов поминовения могут сильно отличаться даже в соседних городах.

Что говорят на поминках.

Не все знают, как себя вести и что говорить на поминках. Стоит помнить о том, что не каждую фразу можно высказать вслух, ожидая, что поймут и воспримут это правильно. В первую очередь необходимо осознать, что неосторожное высказывание может причинить боль близким и родне умершего. Прежде чем вы начнете обдумывать свои слова для соболезнования, было бы далеко не лишним узнать о том, о чем говорить на поминках не следует. Что нельзя говорить при выражении соболезнования?

Экспромтом обойтись не удастся. Речь нужно подготовить еще до поминок. Обдумать каждую фразу. На нашем сайте можете узнать, как Помните, что говорить на поминках о покойном следует только хорошее. Траурную речь следует произносить с деликатностью и лаконично.

В отличие от личного выражения соболезнования застольная речь не лишена пафоса. Парой фразой ограничиться не удастся. Сперва представьтесь и объясните, кем вы приходитесь покойному. Ваше обращение направлено к кругу лиц, сидящих за столом. Это поминальная речь не только для родственников усопшего. На поминках собираются помянуть усопшего и услышать хорошие слова о нем от всех присутствующих.

Речь может служить дополнением к словам, прежде сказанным до вас. Вполне достаточно вспомнить один яркий случай, когда проявлялись одни из лучших качеств умершего. Черты характера, которые могут послужить примером для собравшихся. Комплементарные синонимы могут сгладить негативные моменты

К примеру;

  • если человек был при жизни ворчливым пессимистом, то можно сказать, что он был думающим оптимистом, который научил трезво оценивать взгляды на жизнь.
  • расточительный: «Его уверенность в завтрашнем дне вселяла надежду каждому»
  • прижимистый: «Многим не достает умения ценить, что имеем так, как это мог делать покойный»
  • слабохарактерный: «Всегда искал компромиссы и не стремился к конфликтам»
  • подозрительный: «Как никто другой знал о свойствах человеческой натуры...»
  • наивный: «Была непоколебимая вера в людей»
  • высокомерный: «Не каждому удавалось достичь его положения, и он ценил тех, кто мог войти в круг его знакомств» и т.д.

На поминках устанавливаются определенные правила проведения. Вам предоставят возможность высказать свои слова. Речь должна быть мысленно подготовлена. Если сложно подобрать необходимые слова, то воспользуйтесь нашей таблицей с примерами скорбной речи.

Пример траурной речи на поминках

Единого образца для поминальной речи не существует. В приведенной таблице указаны структурированные примеры для траурной речи. Выбрав с каждого этапа по одной подходящей строке можно составить полноценную речь на поминках. Старайтесь быть более кратким. Во-первых, длинные речи плохо воспринимаются. Во-вторых, и другим еще необходимо высказаться в ограниченное время.

18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30

1) Обращение к присутствующим

Уважаемые гости

Братья и сестры

Дорогие друзья и родственники (Имя покойного)

Дорогие родные и друзья нашего любимого (Имя покойного)

2) Кем вы приходитесь покойному(ой)

Я (дядя, племянник, брат, и т.д.) нашего почитаемого - Имя.

Мы с (Имя) долгое время (последние годы) вместе работали (служили)

3) Известие о смерти

Дедушка долго болел. Все уже понимали неизбежность. Когда же это произошло ….

Извести о смерти (Имя) надолго выбило меня из колеи. В тот день я вообще не мог думать о чем-то другом…

Сообщение о смерти (Имя) поразило меня…

Сегодня 9 (40) дней, как не стало (Имя)...

Год назад мы простились с достойным и уважаемым человеком...

4) Упоминание лучших качеств покойного

Бабушка была добрейшим человеком, гостеприимной и хлебосольной хозяйкой.

Она была опорой и надежным тылом вот уже пять лет назад почившему супругу.

Его знали как шутника и оптимиста, с ним было легко и беззаботно.

Он дарил уверенность в будущем и был опорой для окружающих.

Не лишним будет рассказ о каком-нибудь примечательном моменте из жизни усопшего. Постарайтесь вкратце рассказать историю, если в ней проявляются положительные свойства его личности. Выражение соболезнований лично в стихотворной форме неприемлемо. Чувствуется фарс и неискренность. На поминках, за общим столом, небольшой цитатой или озвучив короткий стих позволительно завершить свою траурную речь. Повторимся, что вся речь должна быть краткой и лаконичной. Следовательно, стих должен быть, как можно более коротким.

Поминальную речь на поминках завершают выводом о том, что человек при жизни принес немало пользы и прожил не зря. Обычно заканчивают фразой: «вечная память» или же для верующих: «пусть земля будет пухом». Подборка эпитафий на нашем сайте позволит подобрать правильные слова, которые подведут черту под траурной речью...

Мы будем рады ответить на ваши вопросы в комментариях.

Берегите себя и Ваших близких!

У моего сына есть друг Рамиш, он по национальности азербайджанец. Мальчишки учатся в одном классе, вместе ходят в шахматную школу и на секцию дзюдо. Мы с родителями Рамиша по очереди забираем их по вечерам и из Дома детского творчества, и из спортивной школы. Поэтому, можно сказать, тоже уже дружим.

Месяц с небольшим назад погиб в аварии член их семьи, младший брат Мурада – отца Рамиша. Он был еще очень молодой, не женатый и жил в их доме. Поэтому похороны, а потом и поминки устраивали именно Мурад и его жена Севда. Так я первый раз в жизни побывала на мусульманских поминках (в самих похоронах не участвовала, потому что по исламским канонам женщинам, а тем более иной веры, это запрещено) .

Горе у Векиловых случилось неожиданно, но я все-таки успела найти некоторую информацию о том, как обычно проводятся мусульманские поминки . Очень уж не хотелось попасть впросак из-за собственного неправильного поведения. Все-таки культуры у нас достаточно разные. И я не пожалела, что это сделала, иначе обязательно где-нибудь бы опростоволосилась. Например, могла бы заговорить за столом во время трапезы или еще что-нибудь не то совершить. А к сороковинам я уже прочитала достаточно много литературы о мусульманах и их отношении к смерти, о том, как проводят в последний путь и вспоминают покойных согласно Шариату.

Как мусульмане поминают своих умерших

Прежде всего я поняла, что мусульманские поминальные мероприятия во многом походят на наши, христианские. Ведь причина в обоих случаях одна и та же: смерть близкого. И чувство она вызывает и в мусульманине , и в том же христианине тоже одно – горе. К тому же обе религии одинаково трактуют уход человека. Обе утверждают, что жизнь души вечна, что после смерти душа отвечает перед Всевышним за земные деяния человека и т.д. Поэтому то, что делают живые во имя ушедших (в том числе и поминки ), у представителей ислама и христианства отличается не в принципе, а лишь по ряду обычаев.

И действительно, не могу сказать, что исламский вариант поминовения показался мне очень экзотичным. Многое было таким же, как у нас. Вначале также читались молитвы (только мусульманские, конечно). В конце так же раздавали пришедшим поминальные дары (это были платочки и чай). Новым для меня было то, что женщины сидели отдельно от мужчин, а во время ритуальной еды все молчали. Заговорили о бедном погибшем Назире только после того, как встали из-за стола . Однако в общем и целом, мусульманские поминальные традиции имеют массу нюансов. Одни объясняются требованиями Шариата, другие вытекают из национальных обычаев. Из своих разговоров с Севдой и из разных книг я поняла, что в разных местах канон видоизменяют по-своему. Остаются лишь некоторые незыблемые правила , которые никто из мусульман не смеет нарушать.

Все мусульмане обязательно поминают своих умерших

на 3-й, 7-й, 40-й дни после кончины и через год. После этого посещать кладбище и вспоминать ушедшего молитвой и милостыней положено каждый год в день смерти и в некоторые исламские праздники (Рамазан-Байрам, Ураза-Байрам, Курбан-Байрам и Навруз). При этом, как я поняла, ни Священный Коран, ни какие-либо хадисы не объясняют, почему поминают умерших именно в эти дни. Пророк Мухаммед, наоборот, говорил о том, что вспоминать своих мертвых, посещать их могилы хорошо буквально в любое время. Это сунна (путь, традиция). Видимо, конкретные сроки поминок были установлены согласно каким-то давним обычаям, а после Шариат их просто не стал объявлять грехом – харамом.


При этом часто мусульмане даже увеличивают количество поминальных мероприятий. Например, во многих семьях принято после кончины близкого держать двери дома открытыми каждый четверг до 40-го дня. В этот день всех пришедших угощают чаем со сладостями. У некоторых народов есть правило «жечь четверговую свечу» в течение всего первого посмертного года. В начале 2000-х я бывала в Абхазии у знакомых и сама была участницей таких еженедельных четверговых встреч в соседском доме. Там зажигали свечу для души умершей тетушки хозяина семейства и накрывали для нее же стол . Этот обычай кормления покойного для абхазов очень важен. Огонь должен был гореть с заката до 12-ти часов ночи. За это время на чай и синий инжир (тетушка при жизни его сильно любила) успевали заглянуть практически все ближние соседки, а иногда и мужчины приходили.

У некоторых правоверных (преимущественно у шиитов) особые поминки организуют и на 52-й день после смерти. Считается, что это – срок полного разложения тела, когда кости освобождаются от плоти. Этот процесс описывают как очень трудный и болезненный для покойника, поэтому умершего надо поддержать совместными молитвой и трапезой. Азербайджанцы тоже придерживаются подобного обычая. У них на 52-й день (как и на 1-й и 3-й) принято подавать на стол халву и другие сладости. И соседям, знакомым разносят ту же халву, завернутую в тонкий лаваш.

Каковы же правила поминок по Шариату?

  1. Прежде всего, надо помнить, что по канону 3 дня в доме умершего вообще нельзя вкушать какую-либо пищу. Эта установка, вероятно, была связана с призывом как можно больше молиться об усопшем и думать о нем. Ведь именно благочестивыми воспоминаниями и молениями можно облегчить посмертную судьбу близкому. А заботы о том, как кого-то накормить, только отвлекают от духовного.
  2. В дом, где произошла смерть, семья должна позвать всех родственников . Те, в свою очередь, могут отказаться от участия в похоронах и поминках только в крайнем случае.
  3. Важным правилом считается выражение соболезнования членам семьи усопшего, этого требует Коран. Но дважды соболезновать по поводу одной и той же смерти нельзя.
  4. Обязательно в дом на поминки нужно постараться пригласить имама. Он скажет проповедь, даст нужные наставления.
  5. Не менее важным считается чтение Корана. Это может делать имам, а при его отсутствии – старший в семье мужчина. Вначале обычно читается сура «Ясин», которую иногда называют сердцем Корана. Она помогает при любых тяжелых обстоятельствах, облегчает сердца и преобразует трудности.
  6. Поминальная трапеза должна быть скромная. Блюда предпочтительны обычные, из тех, которые характерны для повседневного стола . Роскошные яства считаются харамом (грехом).
  7. Мужчины и женщины должны поминать покойного не только за разными столами , но и вообще в разных помещениях.
  8. За поминальной едой нельзя разговаривать.
  9. После поминок требуется вознести молитвы Всевышнему о душе умершего, вспомнить ушедшего человека добрыми словами.
  10. Помимо воздаяния словом и пищей, по канону следует во имя усопшего раздавать садаку (иди хаер) – милостыню. Раньше ей одаривали нищих и убогих, а часть средств и вещей полагались имаму и мечети. Теперь садакой наделяют по кругу всех, сидящих за столом , а также передают ее отсутствующим родственникам и соседям.
  11. Нельзя организовывать поминки на средства покойного или на заемные деньги.
  12. На поминках нельзя плакать , а тем более причитать или как-то еще сильно выражать горе. Ведь смерть для мусульманина – это проявление воли Аллаха и даже своего рода радость. Она позволяет правоверному вознестись ко Всевышнему.

Как я уже говорила, Шариат Шариатом, однако везде существуют и национальные тонкости и обычаи организации поминок . Особенно сильно они проявляются у народов, в культуре которых ислам тесно переплелся с древними языческими верованиями. Это можно сказать, например, о некоторых этносах нашего Кавказа. Но даже в исконно мусульманских странах можно встретить всякие собственные особенности проводов души в Сады Аллаха.


Вот в Турции,
например, поминки пищей проводят только спустя 40 дней после смерти и еще в годины. В некоторых районах страны вместо годовщины отмечают полгода. Поминальная пища обычно бывает крайне скудной. Обязательным блюдом считается ореховая халва , и иногда кроме нее вообще ничего не подают. Но в турецких деревнях до сих пор правильным считается приготовить еще и плов. А вот в том же Азербайджане на поминки готовят столько всего, что недоеденные яства после приходится раздавать всем желающим. А сами поминальные дни изрядно разоряют семьи умерших, так что даже власти страны хотят законодательно запретить многолюдные и изобильные поминки .

Поминальный стол

в разных мусульманских странах (и даже в районах этих стран) редко бывает одинаковым. Но есть и блюда, считающиеся обязательными практически везде. Например, почти всегда на исламские поминки готовят различного рода сладости. Как говорят, для того, чтобы умершему было сладко жить у Всевышнего. Обычно с такого десерта и чая помины всегда и начинаются. В большинстве случаев подают горячее, в основном бульон с домашней лапшой (без картошки). Считается, что пар от такого супа помогает душе вознестись в Небеса.

Все мясное, конечно, должно быть халяль , то есть разрешенным по канону. Оно делается из курицы, говядины, баранины, но ни в коем случае не из свинины. Мясные блюда обычно в разных местах варьируются. Это может быть долма, гуляш, жареные цыплята и так далее. Во многих местах на поминки готовится плов из мяса или с сухофруктами, сладкий. Не возбраняются и разные каши, блюда из рыбы и всяческих морепродуктов. Все это запивается водой с медом, соками, минеральной водой. Но, конечно, ни в коем случае не спиртным! Оно Шариатом категорически запрещено.

Кстати, я узнала и о том, что нынче многие кафе и рестораны предлагают клиентам организацию мусульманских поминок со строгим следованием всем должным канонам. На такие мероприятия закупаются только те продукты, халяльность которых подтверждается специальными сертификатами. И готовят из них, как правило, повара мусульмане .

Национальные обычаи


организации поминок тоже неодинаковые. Например, в той же Турции женщины и мужчины собираются и все время остаются в разных помещениях. В Азербайджане они просто находятся за своими столами – мужским и женским. А в странах Средней Азии и женщины, и мужчины, и дети часто поминают все вместе. Для таких массовых мероприятиях даже во дворах многоквартирных домов предусмотрены особые строения в виде каменных периметров, над которыми легко натягивается тент. Там и собираются люди. Плов и тандырные лепешки для поминок можно приготовить здесь же в казанах и печи. Пока все это поспевает, из дома выносятся чай и халва, с которых и начинается трапеза. После угощения и молитвы все идут на кладбище.

В Азербайджане всем участникам поминок необходимо омыть свои руки розовой водой. Считается, что эта процедура поможет душе покойного попасть в Рай. Еще этому способствует особое поминальное кушанье, которое подается в некоторых районах страны – сэмэни. Это пророщенные зерна пшеницы, символизирующие возрождение, бессмертие.

Самые необычные для себя поминки я видела в Абхазии. Правда, только со стороны, сама на них не была. Я как раз гостила у своих знакомых, когда у их ближайших соседей умер сын. Так что все происходящее наблюдала непосредственно из беседки во дворе своих хозяев.

Эти поминки , которые проводили на 3-й день после похорон, считаются у абхазов не слишком многолюдными. Вот на сороковины и годовщину собираются обычно от 250 до 500 человек. В тот раз я очень приблизительно насчитала порядка 95-ти. Говорили, что могло бы быть и больше, но там ситуация сложилась щекотливая. Тело парня привезли из российской зоны для уголовников, куда он попал из-за наркоты. А до того, как туда загреметь, он в Гудаутах (дело именно там происходило) со многими перессорился. Отсюда и так мало было людей, в основном близкие родственники и соседи (члены общины), немного друзей.


Для поминальных столов мужчины сделали большой навес, который закрыли брезентом, сбили из досок сами столешницы и лавки. Мужчины же в огромных котлах варили мамалыгу на костре. Другие кострища разложили женщины – для приготовления вареной фасоли и харчо из курятины. А девушек приставили к изготовлению особой абхазской закуски из перетертого фундука. Кур для горячего приносили члены общества. С каждой семьи полагалось не менее 2-х тушек, а лучше больше. Еще полагалось брать с собой аджику, помидоры, фрукты, лаваши, зелень и домашний сыр. Так что стол собирался всем коллективом. Мне потом сказали, что на сороковины принято приводить жертвенных животных. Если умерла женщина, то овец и телок, а для мужчин баранов и бычков. Их закалывают и разделывают с особыми заклинаниями, а мясо готовят в общинных котлах.

Я узнала, что в комнате, где стоял гроб с телом, накрыли отдельный стол для покойного, в основном всякими сладостями. Потом их в начале трапезы вынесли пришедшим. После этого можно было начинать поминать усопшего всей другой пищей. К моему удивлению, делали все это достаточно оживленно, даже весело. Если бы я не знала, что народ собрался по скорбному поводу, то решила бы, что это какой-то праздник. Вокруг навеса бегали и играли нарядные дети, явно флиртовали друг с другом юноши и девушки, судачили женщины и степенно беседовали мужчины. Люди общались вовсю и на разные темы. Поминки явно стали для них хорошим коллективным отдыхом.

Возможно, это всеобщее оживление отчасти объяснялось и тем, что на абхазских поминках не возбраняется выпивка. Их мусульмане не слишком зацикливаются на запрете ислама употреблять спиртное. На столах стояло и сухое вино, и чача, хотя семья была именно правоверной. И за столами никто не молчал, и тосты тоже, насколько я могла видеть, говорились. Кстати, женщины также принимали участие в общей трапезе, правда не все. Большинство из них подавали еду, чистые бокалы и тарелки, уносили грязную и пустую посуду. После окончания мероприятия они дружно убрали все со столов и сели пить кофе, а мужчины разбрелись по округе, навещали знакомых.


Молодежь же собралась на большом пустыре неподалеку и организовала национальные танцы. Между прочим, как я после выяснила, во всех этих развлекательных моментах на абхазских поминках не было ничего неуважительного по отношению к покойному или его семье. Просто у абхазов состязания в танцах, скачках, джигитовке и прочем в честь ушедших – это древний обычай. На славянских тризнах ведь тоже не плакали, а провожали душу умершего с достойным весельем.

Все увиденное, услышанное, прочитанное и обдуманное говорит мне об одном: мы не так уж и отличаемся друг от друга. Наши обычаи и верования доказывают скорее то, что люди очень похожи, какую бы религию они не исповедовали. Особенно заметным это общее становится в их трагические моменты. Вот и поминки правоверных (даже если иметь в виду правила Шариата) практически ничем, кроме незначительных разночтений, не отличаются от христианских, организованных по церковным канонам. Кстати, и уход от строгой религиозной нормы и у тех, и у других ведет к одинаковым излишествам и неприятным моментам.

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Старайтесь быстро похоронить покойного [не задерживайте процедуру предания тела земле]! Если он был хорошим человеком, то это - благо, к которому вы его ведете (приближаете). А если он был каким-либо иным, то это - зло, которое вам следует поскорее скинуть с плеч» .

Погребальная процессия должна иметь умеренный ход: идти ни слишком быстро, ни слишком медленно.

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Когда мертвое тело [приготовленное к захоронению и завернутое в саван] положат [на носилки] и мужчины понесут его на своих шеях [на своих плечах], он [человек, а точнее - душа человека, находящаяся до захоронения где-то рядом], если был [при жизни] благонравным, скажет: «Поторопитесь со мною!». Ну а если [человек] был плохим [при жизни, совершал грехи, преступления и не раскаялся, не исправился], то закричит [душа, витающая рядом]: «О горе! Куда это вы (родные и близкие) [меня] несете?!» Все [творения] будут слышать этот [душераздирающий] голос, кроме человека [людей]. Если человек услышал бы это, то сразу упал бы в обморок» .

Желательно, чтобы носилки несли не менее четырех человек, держа их с четырех сторон.

Когда покойного приносят к могиле, лучше, чтобы никто не присаживался, пока тело не опустят на землю.

При подготовке места погребения и копании могилы должно учитываться, что тело будет направлено в сторону Каабы, лежа на правом боку. В правой стороне могилы делают нишу (ляхд), которая закрывается необожженными кирпичами или досками после того, как покойного поместят туда . Когда в могилу опускают тело покойной женщины, ее дополнительно чем-нибудь накрывают, ограждая от взоров и взглядов. Тело женщины опускают муж и ее родственники.

Опускать (заводить в могилу) покойного следует головой вперед с той стороны, где окажутся в итоге его ноги . Можно опускать его со стороны киблы .

После того как тело поместили в нишу и закрыли досками, могилу засыпают землей так, чтобы образовался пригорок. Сначала присутствующие бросают по три горсти земли в область головы , затем могилу закапывают лопатами.

Женщины в могилу не спускаются.

Топтать могилу, сидеть на ней, спать или молиться (совершать молитву-намаз) запрещено .

Табличка с надписью имени и фамилии покойного, а также годами его жизни устанавливается в области головы покойного.

‘Усман ибн ‘Аффан передает: «Пророк (да благословит его Творец и приветствует), когда завершался обряд погребения, сразу не уходил, а говорил: «Просите у Аллаха (Бога, Господа) для этого человека прощения грехов. Молите Бога, чтобы укрепил его [предоставил возможность правильно ответить на вопросы ангелов Мункира и Накира]. Поистине, сейчас он будет спрошен » .

Сподвижник пророка Мухаммада ‘Амр ибн аль-‘Ас сказал своему сыну и ближайшему окружению незадолго до смерти: «Когда похороните меня [опустите в могилу], то постепенно закопайте ее, а после встаньте вокруг могилы и постойте такое время, за какое обычно происходит заклание верблюда и разделывается его туша, чтобы я чувствовал радость [от вашего присутствия и молитв за меня]. Это поможет мне, когда я стану держать ответ посланцам Божьим [ангелам Мункиру и Накиру] » .

Вопросы по теме

Во время погребения женщины может ли опускать ее в могилу мужчина, не являющийся ее родственником?

Тело покойной женщины опускают в могилу муж и ее родственники. В случае отсутствия таковых необходимо поступать по ситуации. Неродственник может в этом участвовать .

У меня на родине, когда хоронят человека, сверху на его могилу поливают какую-то святую воду. Не противоречит ли это Исламу?

Интересно, какой смысл вкладывается в данную процедуру?

Внешне данное действие безобидно и не заслуживает внимания, а тем более не должно быть причиной споров и конфронтации.

Допустимо ли хоронить мусульманина в гробу?

Захоронение умерших в гробах является христианским обычаем. У мусульман данный способ захоронения используется в исключительных случаях. Ни в Священном Коране, ни в Сунне нет запрета на такого рода погребение. Исходя из этого, мусульманские богословы на основе иджтихада выработали следующие мнения.

Ханафитские ученые считают, что допустимо использование гроба, даже если он будет сделан из камня или железа. Данный метод применим в случае рыхлости или повышенной влажности почвы, захоронения в море и т. д. Желательно (сунна) посыпать дно гроба землей, так как при Пророке покойник клался непосредственно на землю.

Богословы шафиитского мазхаба говорят о нежелательности захоронения покойника в гробу, но также допускают подобное в особых случаях.

Маликитские богословы считают, что более правильно не хоронить в гробу. Желательно укреплять нишу, в которую кладется умерший, кирпичом, деревом или иным материалом.

Ханбалиты считают нежелательным захоронение умершего в гробу, так как применение данного метода не было передано нам Пророком и его сподвижниками.

Таким образом, мусульманские ученые едины в том, что лучше хоронить в саване, помещая покойника в укрепленную нишу. Однако в исключительном случае погребение в гробу не является грешным и запрещенным .

Можно ли целовать покойного?

Это допустимо. Когда заключительный Божий посланник пророк Мухаммад покинул этот мир, к его накрытому телу подошел Абу Бакр. Подойдя, он приоткрыл лицо и, нагнувшись, поцеловал его в лоб .

Можно ли (или нужно) открывать покойнику лицо, когда он уже положен в могилу?

После того как покойника положат в могилу, можно открывать ему лицо? Как правильно сделать по ханафитскому мазхабу?

Нужно ли вставать, когда проходит погребальная процессия?

«Когда пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) встал перед проходящей мимо похоронной процессией, сподвижники, поднявшись вместе с ним, сказали: «О посланник Божий, это хоронят иудея». Пророк ответил им: ‘Если видите похоронную процессию, вставайте [и неважно, кого хоронят]» . В другом риваяте (варианте хадиса) Пророк воскликнул: «А разве он не человек?!» .

Лицезрение смерти со столь близкого расстояния должно пробуждать в верующем особое чувство трепета пред Богом и побуждать его вставать из уважения, почтения к происходящему на его глазах .

Долго ли нужно стоять? В достоверном хадисе сказано: «Стойте, пока покойного не пронесут мимо вас либо пока не опустят на землю» .

В какое время суток запрещено хоронить покойника?

Укба ибн ‘Амир сказал: «Пророк запретил совершение молитв-намазов и погребение умерших в следующих трех временных периодах:

Во время восхода солнца и до того, пока оно не поднимется (на высоту одного копья или двух) ;

В то время, когда солнце находится в зените;

Во время заката солнца» .

Разрешается ли присутствовать на похоронах немусульманина?

Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, Абу Дауда, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 391, хадис № 1315; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 4. С. 235, хадис № 1315 и пояснение к нему; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 366, хадис № 50–(944); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 67, хадис № 1019, «сахих»; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 622, хадис № 1/941 и пояснение к нему.

В самом хадисе говорится о теле, мертвом теле. Ученые предполагали, что может радоваться или негодовать (1) и само тело, если Господь пожелает того, (2) и душа, находящаяся до захоронения где-то рядом. Однозначно никто не может утверждать. Но в любом случае это будет та форма речи, которая не слышна людям, не воспринимаема их слухом. См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 4. С. 238, 239, пояснение к хадису № 1316.

Кстати, современная наука уже доказала, что есть множество звуков в окружающем нас мире, которые человек не в состоянии слышать, хотя они могут быть очень и очень громкими.

Хадис от Абу Са‘ида; св. х. аль-Бухари. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 392, хадис № 1316; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 622, хадис № 2/942.

Глубина могилы определяется в соответствии с природными особенностями почвы данной местности. Главное - чтобы тело покойного было защищено от хищников.

То есть с той стороны, которая находится в направлении Каабы, ближе к ней.

В случае сыпучести, рыхлости почвы и опасения обвала допустимо не делать ниши (ляхд). Раскапывают дополнительное углубление, которое также закрывается необожженными кирпичами или досками после того, как покойного поместят в это углубление. См.: аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни альмух тадж. Т. 2. С. 40; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 522.

См.: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 88; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 2. С. 40.

В опускании покойного в могилу могут участвовать трое и более человек.

См.: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 87, хадис № 1464 и пояснение к нему.

См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 525; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 375, хадис № 97–(972).

Пророк Мухаммад сказал: «Когда человека опустят в могилу и люди, провожавшие его [в «последний путь», хотя в действительности путь будет иметь еще долгое продолжение], уйдут - а он будет слышать их шаги - к нему приблизятся два ангела [Мункир и Накир] и, посадив, спросят: «Что ты говорил [знал] относительно этого человека (то есть относительно последнего Божьего пророка Мухаммада)». Верующий ответит: «Свидетельствую, что он - раб Божий и посланник». Последует ответ: «[Мы знали, что ты скажешь именно так.] Посмотри на свое место в Аду [где ты мог бы пребывать временно или вечно, окажись грешником или безбожником], Всевышний заменил тебе его на обитель в Раю». Покойный увидит оба пристанища. [После чего станет просторной его обитель в загробном мире, осветится, и заснет он сладким сном жениха (или невесты), которых будят желанные и любимые. И продлится этот блаженный сон до Дня Воскрешения].

Что же касается лицемеров и безбожников, то у них спросят: «Что ты можешь сказать об этом человеке [подразумевая пророка Мухаммада]?» И каждый из них будет отвечать [в растерянности]: «Не знаю [не помню, не придавал этому особого значения]. Я был того же мнения, что и все». - «[В действительности] ты [ничего о нем] не знаешь и не хотел знать (не следовал за теми, кто знал)». Он получит сильнейший удар металлическим молотом и закричит так, что услышат все [ангелы; звери, птицы, насекомые…], кроме людей и джиннов. [Его обитель станет невероятно тесной, состояние - мучительным, и так до Дня Воскрешения]».

Хадис от Анаса ибн Малика; св. х. аль-Бухари и др. См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 4. С. 298, хадис № 1374; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 7. С. 386, хадис № 3117, а также С. 390, хадис № 3120; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 332, хадис № 1072; Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 517, хадис № 4751, «сахих».

После этого частичного воссоединения (для общения с ангелами вслед за погребением) душа до Дня Воскрешения из мертвых покидает свое тело, перемещается в мир душ, где испытывает или частички райского блаженства, или адские мучения.

Хадис от ‘Усмана ибн ‘Аффана; св. х. Абу Дауда. См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 363, хадис № 3221, «сахих»; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 625, хадис № 1/946.

Имам аш-Шафи‘и говорил: «Желательно [не спешить, а] прочитать хотя бы что-нибудь из Корана возле могилы [например, суру «Ясин»]. Если они [провожающие в последний путь] прочитают весь Коран, то это хорошо [то есть это еще лучше]». См.: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 625.

Хадис от ‘Амра ибн аль-‘Аса; св. х. Муслима. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 74, хадис № 192–(121); Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 625, хадис № 2/947.

Хадис от Анаса ибн Малика; св. х. аль-Бухари. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 383, 384, хадис № 1285; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 4. С. 194, 204, хадис № 1285 и пояснение к нему.

См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 158.

Хадис от ‘Аиши; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 3. С. 1344, хадис № 4455; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 10. С. 185, хадис № 4455 и пояснение к нему.

Хадис от Джабира; св. х. аль-Бухари. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 391, хадис № 1311; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 4. С. 231, хадис № 1311 и пояснение к нему.

См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 391, хадис № 1312; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 4. С. 231, хадис № 1312 и пояснение к нему.

См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 4. С. 232, 233.

Св. х. аль-Бухари. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 390, хадисы № 1307–1309; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 4. С. 228, 229, хадисы № 1307–1309 и пояснение к ним.

Это составляет примерно 2,5 метра или, когда не видно самого солнца, приблизительно 20–40 минут после начала восхода. См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 1. С. 519.

Св. х. Муслима, Ибн Маджа и др. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 322, хадис № 293–(831); Ибн Маджа М. Сунан. С. 166, хадис № 1519, «сахих».

Подробнее см.: ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа). Т. 1. С. 258, 259.

См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 510.

Предпогребальные и погребальные обряды, связанные с обмыванием, обряжением покойного, рытьем могилы и требования к поведению живых в данной ситуации детально расписаны в Шариате. Здесь также изложены правила поведения, религиозной жизни и поступков мусульманина, соблюдение которых означает ведение праведной, угодной Аллаху жизни, приводящей мусульманина в рай. Поэтому эти обряды едины. Они проводятся под руководством знающих людей, которые по своему желанию (убеждению) получали эти знания, а главное — навыки от людей старшего поколения.

Действия, совершаемые после смерти
Из под умершего убирается мягкая постель. Его укладывают головой в сторону Мекки (юга-запад), руки укладывают вдоль тела. Чтобы не открывался рот, подбородок подвязывают платком, тело покрывают простыней, а голову, чаще всего, — полотенцем. На живот кладут что-нибудь из металла, например, ножницы (во избежание вздутия). Возле покойника не принято причитать, громко разговаривать.
Похороны стараются провести как можно быстрее, как правило, на следующий день после смерти, если нет уважительных причин для откладывания похорон. В последнем случае они могут состояться и через два-три дня после смерти. Это не осуждается (хотя и не желательно).
Покойного одного не оставляют. Около тела постоянно находятся люди. Те, кто постарше, приходят с четками и сидят возле усопшего, произнося молитву. В наши дни на ночное бдение собираются пожилые, причем не обязательно родные люди.
Совершается обряд омовения, в котором участвуют не менее четырех человек. Обряд производится с соблюдением правил, предписанных Шариатом. Мужчин обмывают мужчины, женщин — женщины. Это специально приглашенные, знающие порядок обмывания, люди. Во время обмывания в комнате остаются только те, кто занят, их функции четко распределены: один обмывает, другой помогает поворачивать тело, третий готовит кумганы с водой, четвертый поливает. В последний кумган, водой которого проводится общее омовение, добавляют настой душицы.
Родные и близкие прощаются с телом усопшего до обряда омовения. После обряда омовения тело усопшего соответствующим образом облачают в погребальные одежды (кэфенлек). Тело укладывают в табут (мусульманский ящик для захоронения).

Погребальные обряды мусульман
Захоронение умерших мусульман осуществляется на мусульманских участках кладбищ. При кладбище существует смотритель участка, который показывает, где копать могилу, оконтуривает ее. Это — кабер башлаучы — начинающий могилу, т.к. строго придерживаются ориентации могилы на юго-запад. Он же показывает, как сделать боковую нишу — лэхет. Могила копается по размеру покойника, глубиной в его рост, лэхет — с правой стороны
Выкопанную могилу пустой не оставляют, либо возле нее находится человек, либо в нее опускают что-нибудь железное — лом, топор, лопату.
Выносят покойного ногами вперед, во дворе разворачивают — несут усопшего на кладбище головой вперед на специальных носилках. Перед тем как внести на кладбище, носилки ставят на специальное возвышение. Все присутствующие мужчины совершают особый памаз — погребальную молитву (женаза). Хоронят усопшего без гроба. Если хоронят в гробу (в городах) то, как правило, крышку гроба не забивают гвоздями, либо она вообще отсутствует.
Для того чтобы покойного положить в нишу, в могилу спускается три самых близких родственника. Опускают усопшего на трех полотенцах, которые затем передаются тем, кто находится в могиле — лэхеткэ салучылар. Они выходят из могилы, опоясанные этими полотенцами (как правило сейчас это вафельное полотенце длиной в 2.5 м.). Отверстие ниши раньше закладывали камышом и необожженным кирпичом. Сейчас обкладывают обыкновенным кирпичом. После того ка могила засыпана, мулла читает суру из Корана. Родственники покойного раздают садака. Кстати, для раздачи садака готовят заранее деньги, вещи. Один из родственников несет с собой эти вещи на кладбище, ему объясняют, кому и что должно быть передано. Большую сумму и более значимые вещи получает показывающий могилу, а также опускающие в могилу и читающий Коран.
При захоронении мусульман нельзя использовать искусственные венки и цветы и прочую ритуальную атрибутику (покрывало, подушки, гирлянды, траурные ленты и т.п.).
Поминальные обряды включают в себя проведение многократных поминок. Они подразделяются на поминки, проводимые по определенному покойнику, и общие поминки. Первые включают в себя поминки в третий день после похорон, на седьмой, сороковой дни и через один год. Следует отметить, что особых поминальных блюд нет, то есть в качестве угощения подаются те же блюда, что и во время любого другого обеда.

Погребальные обряды сложны, осуществляются под руководством духовных лиц и сопровождаются особыми погребальными молитвами. Строгое соблюдение погребальных обрядов — долг каждого мусульманина.



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Доступно в форматах: EPUB | PDF | FB2 Страниц: 352 Год издания: 2009 Дважды Герой Советского Союза В.С.Архипов прошел путь от красноармейца...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS