Главная - Эмоции
Фриденсрайх хундертвассер и его сказочные дома. Фриденсрайх Хундертвассер — биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация Австрийский художник хундертвассер картины

Фриденсрайх Хундертвассер – архитектор сказки, переплетение яркости, сказочности, романтичности и самобытности натуры архитектора. Хундертвассер – это не просто проектировщик памятных зданий, а ещё художник-фантаст, философ, космополит в жизни и мировом творчестве, одним словом, это архитектор настоящей сказки.

Практически все работы великого венского творца сравнивают с домами улитки, неизвестно уж чем так очаровало архитектурного гения это простое существо: единством жильца и его дома, либо бесконечной спиралью, которая всегда присутствует в творчестве Хундертвассера.

Однако сложно отрицать, что улитка не повлияла на его архитектурные принципы. Таким образом, Фриденсрайх Хундертвассер оставил после себя многогранную память, не только в виде необычайных строений, но и марки, плакаты, флаги, монеты, эмблемы, даже игровые жетоны казино.
Родился гений архитектуры в декабре 1928 года и, проучившись всего пару месяцев в Академии изящных искусств города Вены, он смог создать собственный оригинальный, виртуозный и одновременно радужный стиль в архитектуре.

Он чётко обрисовал доминанту окон, которая рисует индивидуально каждое окно с правом на свою собственную жизнь, где переливается праздник с радостью, воплощая в жизнь волшебные фантазии художника. У Хундертвассера получались поистине поющие дома, свободные, они олицетворяли то, что будет вечно – радость, сказку и дух странствования.

В 1949 году, после непродолжительной учёбы в Вене, будущий художник-архитектор отправляется в мировое путешествие. Он посещает Италию, заезжает в Париж, где тщетно пытался продолжить учёбу в искусствоведении, однако это был всего лишь однодневный урок. Далее Фриденсрайх едет в арабские страны – Тунис, Марокко, а потом и в Японию…

В своих путешествиях молодой Хундертвассер сформировал непоколебимую архитектурную точку зрения, которая и стала главным принципом в работах мастера. Первое, что всегда проповедовал архитектор – это то, что дом не являет собой какую-либо искусственную, враждебную среду, состоящую из многократно повторяющихся и одинаково печальных ячеек. Дом – это весёлая и полностью безопасная обитель, которая обустроена «по размеру» и «по вкусу» её владельца. В домах Хундертвассера царит асимметрия, природная гармоничность, и, самое главное, окна. Симметричность и правильность линий архитектор всегда приравнивал к концлагерям, уносящим жизни людей, в том числе и его родных (по линии матери Фриденсрайх Хундертвассер был евреем). Каждое окно в его зданиях живёт собственной жизнью, главенствуя над общим абрисом постройки. Как считал мастер, правильный дом должен состоять именно из окон, но никак не из стен.

Самой известной постройкой Хундертвассера является дом в Вене в честь его имени, который строился два года (1983-85). Это здание стало самым «цитируемым» и растиражированным на обложках журналов по архитектуре. Это дом мечты, который слил и воплотил почти все идеи великого художника.

Дом, где есть пристанище не только человеку, но всей растительности – от мала, до велика: траве, кустарникам, пышным деревьям. Сегодня, жить в доме Хундертвассера хоть и крайне дорого, но с момента постройки, ни одна квартира в этом здании никогда не была пустой.

В общей сложности с 1980 по 2000 год архитектором было создано около 36 значимых проектов, некоторые из них реализованы уже после его смерти. Помимо архитектуры он оформлял плакаты, фасады и автомобильные номера, писал картины, разрабатывал образы государственных монет и флагов, а также преподавал в школах и академиях искусств.

Знаменитые творения Хундертвассера
Оформление фасада зернохранилища Mierka – 1982-83, Австрия. Казалось бы, простое амбарное здание, но его художник сумел преподнести в оригинальном виде.
Редизайн фасада Церкви Св. Варвары – 1987-88, Австрия. Хундертвассер самолично принимал участие в строительных работах.
Редизайн придорожного ресторана – 1989-90, Австрия.
Детский центр во Франкфурте-Хеддернхайме - 1988–95, Германия.
Редизайн общественного туалета в Кавакаве – 1999, Новая Зеландия. Это здание 60-х годов архитектор реконструировал до неузнаваемости и предложил свой дизайн, который и был утверждён.

Церковь св. Варвары

Также его работы есть и в Швейцарии, США, Японии и Израиле. Хундертвассер не останавливался только на архитектуре, рисовании и преподавательской деятельности. В 1967 году Фриденсрайх сочиняет знаменитый манифест «Права на третью кожу» и лично зачитывает его в центре буржуазного и отчасти консервативного города Мюнхена полностью голым.
Когда Фриденсрайх Хундертвассер получил мировое признание архитектора, Венского профессора и стал лауреатом различных премий, он ежедневно стал дарить миру экстравагантность, выходя из дома в носках разного цвета, формы и длины.
В 2000 году, 19 февраля, неординарный архитектор, художник и дизайнер умирает. Его душу забирают нескончаемые просторы самой зелёной страны – Новой Зеландии.

Философия Хундертвассера — свобода человека и творчества. В жизни он не признавал ограничений и особенно в архитектуре, был уверен, что человек страдает среди одинаковых зданий-коробок. Единение с природой — вот первоочередная задача человека. Стены домов Хундертвассер называл «третьей кожей», а окна – «глазами» дома, «мостами» из внутреннего пространства во внешнее.

Фриденсрайха Хундертвассера (Friedensreich Hundertwasser) в Вене знает каждый житель. Жители города гордятся знаменитым соотечественником и называют его гением. Некоторые критики негодуют и твердят: «Хундертвассер — это кич!» Но ни один человек не остаётся равнодушным созерцателем его творений.

Архитектор Фриденсрайх Хундертвассер

Настоящее имя архитектора, дизайнера и художника Хундертвассера — Фридрих Стовассер. Фридрих был коренным венцем – он родился в столице Австрии в 1928 г. В возрасте двадцати лет Фридрих отправился путешествовать по Италии. В это время он и решил сменить своё имя на звучный псевдоним «подходящий творцу».

В Венской Академии изящных искусств юный Фридрих учился только три месяца. Ему это быстро наскучило, и он начал путешествовать. В Париже Фридрих тоже поступал в школу искусств, но там он пробыл только один день.

Хундертвассер основал собственную академию творческих сфер — «Пинторариум». Он всегда позволял себе эпатажные выходки, например, принципиально надевал разные носки и недоумевал: почему полагается носить одинаковые? В 1967 году художник прочёл посреди Мюнхена манифест собственного сочинения — о «Праве на третью кожу». Читал он этот текст обнажённым.

Браки Фридриха длились недолго. Женщины быстро покидали чудаковатого гения, и он оставался одиноким. После семидесяти лет художник демонстративно выходил в свет в обществе юных девушек.

Своей философией Хундертвассер считал свободу человека и творчества. В жизни он не слишком признавал ограничения, особенно не терпел он их в архитектуре. Он называл преступлением использование линейки архитекторами и хотел избавить общество от «хаоса прямых линий». Единение с природой, по мнению Хундертвассера, должно было оставаться первоочередной задачей человека. Стены домов он называл «третьей кожей», а окна – «глазами» дома, «мостами» из внутреннего пространства во внешнее.

Творения гения

Дом Хундервассера

Дом Хундервассера (Hundertwasserhaus) (1983-86 гг.) сегодня есть во всех венских путеводителях. Это потрясающее зрелище, настоящее чудо. Прямых линий вы здесь не увидите, как не найдёте и двух одинаковых окон. Фасад дома расчерчен неравными криволинейными четырёхугольниками. Он напоминает детский рисунок – такой же наивный и яркий. Стены «пряничного домика» отделаны разноцветной плиткой и в разных местах украшены буйной живой зеленью. Деревья и трава растут даже в комнатах. Сказочный дом был построен в 1986 году. Сразу же после его сдачи нашлось множество желающих в нём поселиться, хотя квартиры в уникальном здании стоили дорого.

Хундертвассер был уверен, что человек страдает среди одинаковых зданий-коробок. Он называл их «отвратительными, больными строениями», считая, что есть только один способ их «вылечить» — вовсе не строить.

Архитектор занимался реставрацией нескольких бывших промышленных предприятий – их он тоже превращал в сказочные дома. Унылую серую поверхность стен он украшал мозаикой из битой керамической плитки, создавал на фасадах и крышах ниши для кустов и деревьев. Ровные скучные кровли он преображал с помощью голубых и золотых куполов.

Хундертвассер создавал картины, монеты, марки. Главным мотивом его художественных произведений была спираль – он постоянно изображал яркие вьющиеся линии. Даже своим любимым животным он называл улитку с домиком-спиралькой на спинке.

Церковь Святой Барбары

В числе самых известных работ мастера – редизайн церкви Святой Барбары (Barbarakirche) (1987-88 гг.). Священник Фридрих Цек пригласил Хундертвассера для перестройки приходской церкви в Бернбахе (Bärnbach). Обновлённое здание стало цветным, ярким и радостным. Художник считал, что в церкви человек должен обязательно чувствовать себя защищённым и находить там мост к Природе и Богу.

Мусоросжигательный завод Шпиттелау

Один из «промышленных» проектов архитектора – мусоросжигательный завод Шпиттелау (Müllverbrennungsanlage Spittelau) (1988-1992 гг.). Далеко не сразу взялся Хундертвассер за эту работу. Сжигание мусора противоречило его философии — он считал, что все отходы человеческой деятельности нужно перерабатывать вторично. Только после того, как власти города пообещали, что мусорный дым будет очищен самыми совершенными фильтрами, а тепло от сгорания пойдет на отопление – архитектор согласился работать над проектом.

Завод, созданный Хундертвассером, ничуть не похож на унылое промышленное здание. Художник спроектировал новый дворец с пёстрыми красочными стенами, мозаичной лазурной трубой, зеркальными куполами-фильтрами и обилием зелени на фасаде и крышах.

Станция отдыха возле автострады Бад Фишау

Станция отдыха возле автострады Бад Фишау (Autobahnraststätte Bad Fischau) была оформлена Хундертвассером в 1990 году. Вместе с павильоном станции был обновлён и придорожный ресторан Bad Fischau. Замечательная стоянка, похожая на детский игровой комплекс, и ресторан в 45 км от столицы Австрии сегодня привлекают туристов необычным дизайном.

Винодельческий завод «Quixote Winery»

Один из типичных проектов венского архитектора-оригинала – винодельческий завод «Quixote Winery» в долине Напа (США). Работа заняла почти 10 лет (1989-1990 гг.). После сдачи производственных корпусов ещё несколько лет продолжались отделочные работы.

«Кихот» называют «классическим» образцом творчества Хундертвассера. На предприятии практически нет ровных участков полов; крыши засыпаны 80-сантиметровым слоем грунта и покрыты пышными газонами. Вдоль фасада строения расставлены яркие колонны из изразцов, они похожи на цветные бусы. Во всём здании нельзя найти пары одинаковых окон или дверей; нет в нём и прямых линий. Прямо в помещениях растут деревья. Они проходят сквозь крышу, проникают наружу через окна. Кровля отмечена «фирменным» знаком Хундертвассера – золотистой граненой луковицей.

Лесная спираль

Уникальный двенадцатиэтажный жилой комплекс под названием Waldspirale («Лесная спираль») в городе Дармштадте (Darmstadt) (Германия) был построен в 2000 году. Он стал достопримечательностью города, вошёл в десятку домов мирового рейтинга самых необычных зданий.

Любимая форма Хундертвассера в этом здании воплощена в виде спирали, обёрнутой вокруг внутреннего дворика. Концепция «экологического дома» реализована полностью. «Спираль» плавно поднимается к зелёной верхушке кровли, где цветут цветы и растут деревья. На крыше разместились ресторан и кафе. Каждое из окон здания уникально, на фасаде нет выраженных углов и прямолинейных конструкций. Между стенами дома-спирали обустроена удобная инфраструктура, в которой всё предусмотрено для комфорта жильцов. Здесь есть парковки и аптеки, магазины и красочная детская площадка. Интерьер каждой квартиры разработан индивидуально. Уникально в этом жилье абсолютно всё — вплоть до маленькой дверной ручки.

Ещё много работ и проектов было создано Фриденсрайхом Хундертвассером. Нести радость людям и обогащать их жизни было его желанием и главной миссией на этом свете. До последних дней Хундертвассер работал над международными архитектурными и другими творческими проектами. Он разрабатывал дизайн собственного Каталога-резоне, писал для него комментарии.

Умер Хундертвассер 19.02.2000 года на борту океанского лайнера по пути в Европу из Новой Зеландии. Сад Счастливых Мертвецов в Новой Зеландии стал его последним «проектом». Это была воля творца – быть похороненным «на родине Маори», под деревом тюльпана. Фридрих Стовассер покоится в собственном поместье, согласно завещанию — в полной гармонии с природой.

Как я экономлю на отелях до 20%?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Вы наверняка слышали про один из самых необычных архитектурных стилей — биоморфный, он же естественный или экологичный. Строения в подобной стилистике — большая редкость, хотя бы потому, что среди архитекторов ничтожно мало истинных любителей природы. Но история запомнила несколько более чем ярких личностей, исповедовавших подобные взгляды при аналогичной профессии и Фриденсрайх Хундертвассер — один из них.

Хотя сказать, что Фриденсрайх профессиональный архитектор — было бы неправильно, ведь архитектором он был не по профессии, а по призванию. И кроме архитектуры, он был также художником, дизайнером, писателем. Если разобраться, то он был мечтателем, с удивительным мастерством выполнявшим совершенно разнообразную работу.

Фридрих Штовассер — это настоящее имя Хундертвассера. Псевдоним себе художник выбрал сам: для создания фамилии перевел на немецкий язык первую часть родной фамилии, которая похожа на славянское слово «cто» — hundert, а выдуманное имя — творческая доработка родного имени — Фриденсрайх, в дословном переводе на современный немецкий, переводится как «богатый миром».

Родился будущий адепт непрямых линий в 1928 году в Вене. Свое основное и единственное образование получал в знаменитой своим необычным подходом к обучению школе Монтессори — преподавание в ней происходит при помощи игры, что не только способствует нормальному усвоению детьми всех необходимых знаний, но также развитию фантазии и формированию необычного взгляда на мир. Венская академия изящных искусств сумела удержать Фридриха в своих стенах целых два дня — протестующий против всего квадратно-прямоугольного, в том числе и образования, он отправился в путешествие по Европе, которое, со временем, превратиться в путешествие по всему миру.

Работы для художника хватало. Он, если разобраться, стал одним стал из первых дизайнеров-фрилансеров — не работая ни в какой фирме, Хундертвассер оформлял внешний вид почтовых марок, эмблем, логотипов, плакатов, монет, гербов, знамен и многого другого. Он рисовал удивительные картины, которые, на первый взгляд, могут показаться странным пестрым набором непонятных мазков, но на самом деле, за внешней абстракцией всегда была скрыта определенная концепция. Можно заметить, что работоспособность Фридриха была просто феноменальна — лишь при жизни было издано 1008 каталогов с его рисунками. А ведь он еще и проводил художественные акции, создавал инсталляции и, конечно же, трудился как архитектор.

Иронично, что в качестве главного символа для своего творчества Хундертвассер выбрал улитку, медленно ползущую по виноградному листу вместе со своим спиралевидным домиком. Концепция Фриденсрайха заключалась именно в единстве обители и обитателя, так что улитка идеально вписывалась в данный контекст и олицетворяла взгляды художника: его любовь к кривым линиям, природе и неповторимости. Спираль вообще стала наиболее популярным сюжетом в творчестве Фридриха, а прямые линии и углы он считал главными виновниками отсутствия гармонии.

Хундертвассер стремился помочь обществу избавиться от недуга линейного мышления. Одна из самых ярких его попыток — устроенное в 1959 году в Гамбурге «представление»: художник собрал в относительно небольшом помещении достаточно много людей, и, пока все они в нетерпении ожидали старта его представления, начал рисовать кистью непрерывную линию, слой за слоем покрывавшую стену черно-красной краской, что продолжалось в течении двух суток и завершилось бы в точке на потолке, где линия-спираль должна была встретить саму себя, но акцию прервали городские власти. В этот момент было закрашено уже 2,5 метра стен. Расстроенный художник в знак протеста отказался занять должность доцента в Высшей школе искусств и покинул Гамбург.

Но, не смотря на свою прочую деятельность, в первую очередь Фриденсрайх Хундертвассер известен как архитектор. Его творения, не имеющие одинаковых окон, с деревьями посреди комнат, «живыми» крышами и неровными линиями — легко узнаваемы. Свои взгляды на зодчество он впервые изрек под сводами бенедиктинского монастыря в пламенном манифесте против рационализма. Более того, в будущем он разработал, а точнее просто выдумал свою собственную художественную философию, которую подробно изложил в книге «Манифест замшелости против рационализма в архитектуре» и сборнике эссе «Прекрасные пути. Мысли об искусстве и жизни». Не только словом, но и делом подтверждал Фридрих собственные мечты — им реализовано достаточно большое количество архитектурных проектов, каждый из которых, без исключения, является носителем той самой удивительной философии.

Можно заметить, что дом Бильбо Бэггинса из Властелина Колец, воплощенный Питером Джексоном в известной экранизации — является идеальным домом Хундертвассера, взгляды и работы которого, скорее всего, вдохновили режиссера. К слову, доживать свои годы Фридрих предпочел именно в Новой Зеландии, где и создал себе дом, крышей которого выступал естественный холм.

Но в то в время, когда до старости Хундертвассеру было еще далеко, работы смелого архитектора, не смотря на всю свою абсурдность и непохожесть на существующий канон, стали вызывать не только интерес, но и определенное доверие в среде австрийских градоначальников. Так, Фридриху поручили несколько проектов реабилитации жилых массивов, с которыми он стравился на все 100: ранее однотипные и серые, они превратились в настоящий сказочный уголок. Яркие цвета, из которых он более всего любил небесно-голубой, мозаика из битой керамической плитки, к которой Фридрих питал не меньшую страсть, нежели Антонио Гауди, золотые или голубые купола-маковки, нарушающие монотонность прямой крыши, оборудованные в стенах ниши для деревьев — после работы, проделанной архитектором, типичные спальные районы преобразились из депрессивно-унылых в радужно-волшебные, являясь теперь настоящими городскими достопримечательностями.

Отдельное место в творчестве Хундертвассера занимает окно. По его мнению, дома состоят вовсе не из стен, а из окон, которые «должны танцевать», а не «идти в ряд, строем». Обычные окна он называл «грустными».

«Повторение неизменно одинаковых окон, как в модульной сетке, есть признак концентрационного лагеря » — писал Фридрих в одной из своих работ.

Стандартизированные окна расстраивали его, равно как и линейное мышление. Человек, по мнению Хундертвассера, должен иметь право хотя бы разукрасить по собственному усмотрению стены вокруг своих окон, выразить себя. Окна он сравнивал с порами кожи или с глазами, «выражение» которых демонстрирует «настроение» всего дома и живущих в нем людей.

Одно из уникальных явлений в современной Вене — Дом Хундертвассера. Его «настроение» — веселей некуда. Ни одного одинакового окна вы на его фасаде не найдете. Более того, прямые линии — не про это место: стены, полы и даже тротуарная брусчатка вокруг дома — волны и неровности повсюду. Интерьер комнат тоже удивляет — прямо из пола может расти дерево. Крыша Дома также покрыта зелеными насаждениями.

Существует мнение, что Hundertwasserhaus — воплощение истинной обители художника, который отказался от своего гонорара за реализацию этого проекта, будучи безмерно счастлив от самой возможности его реализации. К слову — квартиры в этом доме являются одними из самых дорогих в Вене, а от желающих приобрести тут недвижимость не было отбоя. Возможность стать сопричастным к настоящему волшебству обходится простым маглам достаточно дорого, что поделать.

Но не смотря на всю сказочность своих проектов, Хундертвассер никогда не забывал про практичность. Фасад Hundertwasserhaus он подготовил таким образом, что ни дождь, ни снег, ни ветер практически не в силах оказать на него свое пагубное воздействие. Специально для этого была изготовлена специальная цветная штукатурка, производство и нанесение которой осуществлялось вручную под личным контролем архитектора.

Сам Фридрих обитал в основном в пентхаусе на крыше Музея современного искусства в Вене, где жизнь всегда кипела. Его виллы, построенные по авторским проектам, разбросаны по всему миру, равно как и рабочие проекты Хундертвассера, реализованные в Мехико, Мэриленде, Монреале, Будапеште, Ганновере, Торонто, Брюсселе, Бруклине и еще много где. В Токио, например, можно найти инсталляцию «Памятник часам XXI века», а на вокзале Лиссабона ваш взор гарантированно будет привлечен грандиозным панно из изразцов «Погружение Атлантиды».

Хундертвассера пытались уличить в недостатке образования и отсутствии стремления к перфекционизму, но его это мало волновало. Он хотел, чтобы его звали волшебником.

Один из проектов, реализованных этим волшебником от архитектуры — расположенный, опять же, в Вене дворец, волнистые стены которого скрывают мусороперерабатывающий завод, чего не скажешь, глядя на его трубу, напоминающую по форме нарядную елочную игрушку. Стоит заметить, что это абсолютно безопасное производство с точки зрения экологии. Энергия же, полученная от переработки мусора, превращается в электричество, благодаря которому вечерняя Вена освещена тысячами фонарей.

Другой проект Хундертвассера, связанный с природой чуть более плотно, нежели все остальные — дизайн рекреационного центра в Бад Блюмау, находящегося в юго-восточной части Австрии. Там, лет тридцать назад, были открыты несколько минеральных источников и местное руководство приняло решение о создании туристической базы. Ну а дабы она была максимально близка как к природе, так и к туристам — пригласили Фридриха. И он вновь справляется краше некуда: все та же сказочная манера, те же необычные фасады, «танцующие» окна, максимальное озеленение и вписывание всех корпусов в природный ландшафт. Так вновь оказался воплощен проповедуемый Хундертвассером на словах и реализуемый на деле принцип гармоничного союза человека и природы.

Принцип этот, согласно воззрениям Хундертвассера, достаточно прост: каждый должен иметь возможность проектировать и нести ответственность за те четыре стены, в которых он обитает, иметь возможность строить. Пока этой свободы не существует, современную архитектуру нельзя считать искусством.

«Сегодня мы живем в хаосе прямых линий , — пишет художник в одном из своих эссе. — Если не верите — сосчитайте все прямые линии, что вас окружают. Прямые линии связывают нас, как пленников в тюрьме, и от этих пут необходимо избавляться. Прямая линия безбожна и безнравственна. Прямая линия — это не линия творчества, это — линия подражания ».

4) Фриденсрайх Хундертвассер. (Продолжение)

Для многих людей далеких от увлечения архитектурой и свободно путающих признанного мэтра архитектуры Ле Корбюзье ( Le Corbusier, 1887-1965) и великолепный коньяк корвуазье (Courvoisier) испанский город Барселона ассоциируется, прежде всего, с великим Гауди и его причудливым В то же время далеко не все венцы, не говоря уже о туристах, связывают имя художника и архитектора Хундертвассера с Веной, хотя обоих сближает очень многое, и, в первую очередь, невероятные, невозможные решения привычных форм изобразительного искусства.

Должен признаться, что впервые трудно выговариваемое имя Хундертвассер я услышал в связи с… общественным туалетом в далекой Новой Зеландии. Да и то, после возвращения оттуда. Собирая материалы для заметок о нашей поездке в эту , я наткнулся на описание всемирно известной уборной в крохотном городке Кавакава (1400 жителей), реконструированной Хундертвассером в 1999г. Это была его последняя работа. В 2000 году гениальный разрушитель классических форм скончался и был похоронен в дорогой его сердцу Новой Зеландии.



Общественный туалет в г. Кавакава, Новая Зеландия.
Честно говоря, картинки (в натуре я этого не видел) не произвели на меня большого впечатления. Эксцентрично, экстравагантно, причудливо. В интернете я не стал искать другие работы этого новозеландца. И вот, во время подготовки к поездке в Австрию, я узнал, что никакой он не новозеландец. Родился (1928г) и вырос в Вене. Отец – вероятно чех, служащий в армии недавно образованной Австрийской республики. Умер в 1929г, когда мальчику было один год. Многочисленная еврейская родня со стороны матери практически полностью погибла в концлагерях (69 человек из 74) после печально знаменитого аншлюса с Германией, а мать, желая спасти сына от преследований нацистов, крестила его, и он был даже членом молодежной нацистской организации Гитлерюгенд (1941–1944гг).

Родился Фриденсрайх Хундертвассер с более удобоваримыми именем и фамилией – Фридрих Штовассер (Friedrich Stowasser), которые переделал, начав жизнь свободного художника. В первой части своей фамилии он "разглядел" славянское числительное "сто", которое по-немецки – Хундерт, а прозаическое Фридрих, разукрасил до роскошного Фриденсрайх, что дословно означает "богатый миром".

И вот мы, после обязательных венских достопримечательностей, описанных в предыдущих постах, после классического Музея истории искусств и модерного Музея Леопольда, после Альбертины и Бельведера, после представления в Испанской школе верховой езды и знаменитого хора мальчиков в Капелле императорского дворца, после посещения нескольких церквей, замков и кафе-кондитерских, на описание которых потребовалось бы ещё много-много страниц, в последний день пребывания в Вене поехали смотреть "Дом Хундертвассера" и небольшой торгово-выставочный центр (с общественным туалетом!), построенные художником Ф. Хундертвассером совместно с архитекторами Йосефом Кравина и Петером Пеликаном в 1986г.

Чуть в стороне от Ринга на углу улиц Лёвенгассе и Кегельгассе, среди обычной городской застройки вдруг появляется многоэтажный зелёный остров. Это "Дом Хундертвассера".

Непонятно на что это похоже? Тогда - вот другой ракурс того же дома.

Дом Хундертвассер-Кравина со стороны ул. Кегельгассе.
Ну, и чтобы совсем уже усложнить жизнь, добавлю немного информации из Википедии,
Дом Хундертвассера-Кравина :

В доме имеется 52 квартиры, 4 офиса, 16 частных и 3 общие террасы, а также в общей сложности 250 деревьев и кустарников.

Вот, такой волнистый многоквартирный жилой дом. Это необычно. Это красиво. Насколько это функционально – трудно сказать. Может, для лучшего понимания, стОит поближе познакомиться со взглядами автора, Фриденсрайха Хундертвассера. А взгляды его были, мягко говоря, весьма не тривиальными.

Ф. Хундертвассер. Автопортрет.
Вена, август 1948.

Венскую художественную Академию он посещал в 1948 году на протяжении 3-х месяцев, на чем и закончил своё профессиональное образование. На его художественные способности обратили внимание ещё в школе, где преподавание велось по системе Монтессори , в основе которой был заложен индивидуальный подход педагога к каждому ребёнку. Особый акцент делалось на свободное воспитание. Это, очевидно, повлияло на его решение оставить рутину формального обучения, и он отправился в путешествие: Северная Италия, Тоскана, Рим, Неаполь, Сицилия. В 1952г в венском арт-клубе он устроил свою первую художественную выставку, а в 1958 году в бенедиктинском монастыре в Зеккау (Seckau) провозгласил свой первый манифест, направленный против рационализма в архитектуре, "Манифест заплесневелости против рационализма в архитектуре", или как его ещё называли - "Право окон".

Каждый жилец должен иметь право высунуться из своего окна и менять фасад дома насколько позволит ему длина вытянутой руки так, чтобы издалека было видно, что здесь живет человек.

Шутники прозвали этот манифест "правилом вытянутой руки".

Окна и террасы дома Хундертвассер-Кравина.
Затем последовали другие манифесты. Большинство из них носили эпатажный характер. В 1967г в Мюнхене он произносит "Речь в обнаженном виде за право на третью кожу" .

Мне все равно – выгляжу я смешно или нет. Я полностью это осознаю.
…когда я смотрю на улицу, я вижу, что всё наполнено прямыми линиями и все заключены в тюрьму, а это так страшно, это отравляет мне жизнь. Лично мне нездоровится, когда я гуляю по улицам, которые все одинаковы и на которых все окна похожи друг на друга. Я не могу это видеть, и я удивлен, что люди ходят каждый день по этим улицам, которые прямые как линейки, и никто не протестует.

Тротуары вокруг дома Хундертвассер-Кравина.
Его жизнь была тесно связана с философским взглядом на среду обитания и архитектуру как основного элемента этой среды. Он не придавал большого значения каркасу и стенам здания, считая основным его элементом окно:

"Многие считают, что дома состоят из стен. Я говорю – они состоят из окон. Когда на улице разные дома стоят один за другим, и в них разные окна-расы, к примеру, современное здание с равнодушными квадратными окнами и здание в стиле барокко с барочными окнами, это никого не волнует. Но три разных вида окон в одном доме кажутся людям недопустимыми, как нарушение закона расовой сегрегации. Почему? Разве любое окно не имеет право на собственную жизнь? Надо прекратить этот оконно-расовый апартеид. Бесконечное повторение одинаковых окон друг за другом и одного над другим – это признак тюрьмы.

…Когда строишь дом, начинай с окон, ибо они есть мост между внутренним и наружным пространством. Как первая кожа пронизана порами, так и третья - окнами ".


Понятие “третья кожа” было частью философской системы Хундертвассера. Всего он насчитывал пять кож человека: первая кожа – собственная, эпидермис, вторая – одежда, третья – дом, четвертая – социальная среда, пятая – весь мир.

"Дом Хундертвассера" надо смотреть вместе с небольшим торгово-выставочным центром напротив, в котором кроме весёлого балагана киосков и магазинчиков, бугристых полов, кривых перил, косых стен и пузатых колон, важное место занимает модерный общественный туалет -

Торгово-выставочный центр и вход в общественный туалет.
Оценить творчество Хундертвассера не просто. Можно, конечно, отмахнуться от художника-самоучки, можно пренебрежительно назвать всё это китчем, "пряничными домиками", но, чтобы не говорили критики и почитатели классического искусства, стОит вспомнить, что жизнь не стоит на месте. То, что вчера было непонятно и потому неприемлемо для большинства, со временем становится образцом для подражания. Многие и сегодня восхищаются им, задумываются над его манифестами, а некоторые по-настоящему гордятся, что посещали его прижизненные выставки, участвовали в его проектах, живут в его домах. В любом случае, его произведения, а построил он немало и в разных странах, украшают и очень разнообразят унылый городской пейзаж и легко узнаваемы даже среди ярких красок живой природы.

Вот фонтан, построенный Хундертвассером в курортном городке Цель-ам-Зее на берегу озера Целлер Зее. Мы гуляли в парке над озером и безошибочно "вычислили" творение Хундертвассера.

Фонтан выделяется на фоне зелёных гор, окружающих деревьев и шикарной гостиницы. Но, в то же время, не выглядит здесь чуждым элементом. Основной идеей Хундертвассера был человек, как порождение земли. Поэтому человек, в его понимании, должен жить в гармонии с природой, а не пытаться переделать её. У природы нет прямых линий и углов. "Прямая линия – безбожна и безнравственна", - считал художник, и признанных мэтров архитектуры Ле Корбюзье, Гропиуса, ван дер Роэ, поклонников прямых линий и чистых геометрических форм называл врагами гуманизма. Он устраивал в стенах домов ниши для деревьев и видел в этом минимальную компенсацию за урон, который наносит индустриальное общество природе. Его архитектурный стиль вошел в историю как "естественный", "экологичный", "биоморфный".

Кроме абстрактной живописи и архитектуры Хундертвассер оставил свой след и в других областях изобразительного искусства и общественной жизни. Он рисовал почтовые марки, плакаты, флаги, одежду, участвовал в работе ООН по экологическим проблемам, устраивал выставки своих работ во многих странах мира. В 1976г состоялась его выставка в Тель Авиве, а в середине 90-х около Арабо-Израильского общинного центра в яффском районе Аджами поставил фонтан-поилку в виде открытой ладони и излюбленного символа, с которым он не расставался всю жизнь, – спирали, "символа жизни и смерти". [ 1974, Die Spirale ].


Несмотря на обряд крещения, который он прошел в 10-летнем возрасте, Хундертвассер, похоже не забывал о своей связи с Израилем. В 1978г, почти через год после исторического визита в Израиль египетского президента Анвара Садата и незадолго до Кемп-Девидских соглашений, он предлагает дизайн "Флага мира".

К флагу прилагался очередной манифест, в котором он писал:

Этот флаг – символ примирения и согласия между еврейским и арабским народами.
Долгая вражда окончена.
Оба народа увидели себя в этом флаге.
Флаг представляет одну страну.

Флаг белого цвета – символ мира и прекращения войны.
Синяя шестиконечная звезда Давида представляет еврейский мир.
Голубой – цвет неба, воды, источник жизни в исламе и бесконечной неисследованной глубины.
Это цвет провидческого гения человека.
Зеленый полумесяц это символ ислама.
Зеленый – цвет растительности и царства деревьев.
Это стремление к бесконечной плодородной земле, густым лесам и пастбищам, в которых будет течь молоко и мед.
Зеленый – цвет надежды.
Зеленый – цвет Мухаммеда.

Зеленый арабский полумесяц бесконечен как горизонт.
Как чашку в ладонях он держит синюю еврейскую звезду, как драгоценность.
Арабская луна защищает еврейскую звезду, которая не может избежать своей судьбы…


В 1978 году “Флаг мира” и “Манифест мира” были направлены от имени Федерального канцлера Австрии Бруно Крейски главам государств Ближнего Востока. Говорят, что даже неисправный оптимист Шимон Перес сказал по этому поводу, что Хундертвассер "привязывает телегу впереди лошадей".

Следующий дизайн "Флага мира" для Ближнего Востока (1990) выглядел уже иначе. Конкретные символы исчезли. Остался голубой цвет неба и воды, и зелёный – его любимый цвет растительности, царства деревьев и надежды.

© Арк.Таль

Основные использованные источники:
1) http://www.hundertwasser.ru/index.htm
2) http://arx.novosibdom.ru/node/1788
3) http://www.eleven.co.il/article/14575
4) http://en.wikipedia.org/wiki/Friedensreich_Hundertwasser
5) Фото-альбом "HUNDERTWASSER-KRAWINA HOUSE, VIENNA", 2007

(см. Продолжение )

Фриденсра́йх Хундертва́ссер (нем. Friedensreich Hundertwasser, настоящее имя - Фридрих Штовассер (Friedrich Stowasser); 15 декабря 1928(19281215), Вена, Австрия - 19 февраля 2000, Новая Зеландия) - австрийский архитектор и живописец.

Фридрих Хундертвассер родился 15 декабря 1928 года в Вене. Отец - австриец, мать - еврейка. С 1936 года посещал венскую школу в системе Монтессори. Матери пришлось одной воспитывать своего единственного ребёнка, так как отец внезапно умер, когда малышу не было и одного месяца.
Позже, в 1937 году, желая спасти сына от преследований нацистов, мать-еврейка настояла на крещении Фридриха в католическую веру. Свой псевдоним художник образовал, переведя на немецкий первую часть своей фамилии, которая похожа на славянское слово (Сто - Hundert). Придуманное им для себя имя - переделка его первого имени Фридрих (в переводе на современный немецкий язык Фриденсрайх дословно означает богатый миром).

В 1948 году Хундертвассер недолгое время посещал Венскую академию изящных искусств. Тогда же он начал активно заниматься творчеством. Сильное влияние на него оказал Эгон Шиле .

Свою архитектурную концепцию он изложил в нескольких манифестах и воплотил во множестве проектов. Его Идеальный Дом - это безопасная уютная нора, которую сверху покрывает трава, но нора со множеством окон-глаз. В Новой Зеландии он построил такой дом, где крыша переходит по бокам в холм. На ней растёт трава, которую иногда приходят пощипать бараны.

Хундертвассер считал, что нельзя жить в одинаковых домах-коробках: людям от этого плохо. Каждый жилец имеет право высунуться из своего окна и раскрасить или как-то иначе изменить стену вокруг него, куда рук и кисти хватит (не говоря уже о внутренности дома). Он возглавил несколько проектов по реабилитации бывших мануфактур - унылых коробок, которые он превращал в сказочные терема. Как и Гауди, Хундертвассер широко использовал битую керамическую плитку: делал из неё мозаику, расцвечивающую до этого ровную и тоскливую поверхность. Он также насаживал на дома золотые или голубые купола-маковки, нарушающие монотонность прямой крыши, и оборудовал в стенах ниши для деревьев.
Самый известный такой проект - KunstHausWien - выставочный зал в Вене. Идея с «деревьями-квартиросъёмщиками» не случайна: Хундертвассера занимала экология, и он считал, что предоставить деревьям и траве место в доме и на нём - хоть какая-то компенсация за урон, который индустриальное общество наносит природе. Из занимательных фактов, стоит заметить что Хундертвассер всегда носил разные носки. И когда люди спрашивали его: «Почему вы носите разные носки?», он всегда отвечал: «А почему, собственно, вы носите одинаковые?!»
Графика и живопись Хундертвассера многоцветна, геометрична, изобилует вариациями спиральных структур. На первый взгляд может показаться, что она абстрактна, но это не так: за каждой картиной стоит объяснение, целая концепция. Чаще всего он изображает дома и окна.

В 1959 году Хундертвассер устроил в Гамбурге перформанс с непрерывной линией. Пока зрители толпились в помещении, ожидая представления, Хундертвассер, ползая буквально под ногами у них, начал вести свою линию, выбрав точку внизу стены. В течение двух дней и двух ночей он и два его друга, Базон Брох (Bazon Brock) и Харальд Шульт (нем. Herbert Schuldt), непрерывно рисовали линию на стенах - сначала чёрным, потом красным, при свете свечей, когда власти отключили электричество. Перформанс прервали, когда линия достигла высоты 2,5 м. Хундертвассер сетовал, что ему не дали завершить задуманное и добраться до точки в центре потолка, где бы линия-спираль нашла своё завершение. В знак протеста художник отказался от должности доцента в Высшей школе искусства на Lerchenfeld и покинул Гамбург.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Доступно в форматах: EPUB | PDF | FB2 Страниц: 352 Год издания: 2009 Дважды Герой Советского Союза В.С.Архипов прошел путь от красноармейца...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS