Главная - Эмоции
Использование опорные схемы на уроках в начальных классах.docx - семинар на тему: «использование опорных схем на уроках в начальных классах. Новый подход к изучению истории России через технологию «Опорных схем

Власова Наталия Ильинична,учитель истории МБОУ «СОШ № 12» Энгельсского Муниципального района, Саратовской области,заслуженный учитель РФ[email protected]

Дворжецкая Олеся Юрьевна,учитель истории МБОУ «СОШ № 12» Энгельсского Муниципального района, Саратовской области[email protected]

Новый подход к изучению истории России через технологию «Опорных схем»

Аннотация. Одним из средств развития личности ученика, а также активизации познавательной мотивации обучающегося на уроках истории, являются опорные конспекты и схемы, которые подходят для уроков любого типа, так как являются основой в изучении исторического материала. Использование схем на уроках может служить методической помощью учителям истории, обучающимся 69х классов общеобразовательных школ, а также выпускникам 9х и 11х классов, проходящих государственную итоговую аттестацию по истории России за курс основной и средней школы. Схемы отличаются лаконичностью, структурностью. В них используются связки, логические блоки, объединенные стрелками, линиями и пр. обозначениями. Наиболее важные элементы выделены в схемах рамками, оригинальным расположением символов, удобно читаемых аббревиатур. В схемах просматривается системный подход, причинноследственные связи, выводы и заключения. По форме схемы различаются на «схемырисунки», «схемыцепочки», «схемыступеньки» и т.д., что в свою очередь делает их запоминающимися и понятными.Ключевые слова: опорный сигнал, схема, опорный конспект.

Современная система образованияимеет личностноориентированную направленность. При этом одной из ключевых ценностей становится формирование творческого и критического мышления, ориентация не столько на знание, сколько на приобретение учащимися опыта самостоятельной работы, умение кодировать большой объём информации, выстраивать логические цепочки для рассуждения, а значит, осваивать новые способы деятельности, чего так не хватает в современном, изобилующем большим объёмом информации образовании.Одним из средств развития личности ученика, а также активизации познавательной мотивации обучающегося на уроках истории,являются опорные конспекты и схемы.Опорные схемы, или сигналы это средство, отличающее педагогический метод, открытый еще В.Ф.Шаталовым. Мы применили опорные схемы в своей работе, ипервый опыт оказался удачным. Изучение пятиклассниками истории древнего мира с опорой на тематический опорный конспект не только облегчило запоминание фактического материала, но и способствовало пониманию и усвоению причинноследственных связей между событиями в рамках всего курса, что, в свою очередь, повысило успеваемость по предмету. Данный метод позволил усвоить основное правило технологии, что опорный сигнал(схема)‬это набор ассоциативных ключевых слов, знаков и других опор для мысли, расположенных особым образом, заменяющий некое смысловое значение, способный мгновенно восстанавливать впамяти известную ранее и понятую информацию.А опорный конспект‬система опорных сигналов, имеющих структурную связь и представляющих собой наглядную конструкцию, замещающую систему зна чений, понятий, идей как взаимосвязанных элементов.Т.е. если нарисовать графический знак и объяснить, почему он должен ассоциативно связываться с определённым материалом,то автоматически запомнится как знак, так и сам материал.Таким образом, увязанные и обозначенные на рисунке причинноследственными связями, они образуют единую систему объяснения теоретического материала.Наша работа посвящена новому подходу в изучении истории России в курсе школьной программы через технологию«опорных схем», созданных нами в процессе многолетней педагогической деятельности.К такому опыту обращались многие педагогиноваторы, учителяпрактики. Однако, данные исследования имеют в основном, законченный теоретический вклад, или узкую специализацию, или, наоборот, общий характер, не всегда соответствующий курсу истории России, изучаемому в общеобразовательной школе.Предлагаемая нами технология «опорных схем» отличается,прежде всего, системным подходом, иным использованием символов, четким следованием историческому материалу в соответствии со школьной программой, новым подходом к методике их использования. Наши схемы запоминаются и своей необычной формой ‬схемарисунок, схемацепочка,схемалестница, схемаломаная линия и т.д.Особенностьпредмета «история»таковы, что простое воспроизведение схемы не должно являться самоцелью. Схема, действительно, должна стать только сигналом к раскрытию глубоких, взаимосвязанных проблемисторического развития общества.Преподавателям истории известно, что усвоение фактического материала ‬одна из бесспорных задач изучения истории, без этого нельзя говорить нио формировании навыков анализа документов, ниоб умении объяснять события и видеть их взаимосвязь, ни о понимании исторического процесса. Трудности, с которыми сталкиваются преподаватели и ученики при изучении истории, весьма разнообразны и определяются как особенностями самого процесса усвоения исторического материала, таки спецификой восприятия каждым школьником. Одни хорошо пересказывают то, что слышали на уроке от учителя, другие же, наоборот, опираются на учебник и с трудом вспоминают рассказ учителя. Часто у учащихся возникают проблемы с запоминанием дат, фамилий исторических деятелей.Знание фактического материала и умение видетьлогическую последовательность событий ‬непременное условие успешной подготовки к государственной итоговой аттестации для многих учеников.Наши «опорные схемы» должныпомочьсделать сложный материал доступным и понятным для всех учащихся без исключения. Технология позволяет выделить главное, привлечь внимание школьников к основным фактам, научить видеть причинноследственные связи.Работая по созданию опорных схем в курсе изучения истории, нам удалось найти оптимальный вариант, который может быть использован:‬учителями истории, независимо от стажа педагогической деятельности;‬учителями, работающими с детьмиинвалидами в дистанционном режиме. Использование схем позволит концентрированно изучить материал в полном объёме;‬учащимися 6‬9х классов, для лучшего усвоения фактического исторического материала, а также для самостоятельной организации повторения;‬учащимися9х,11х классовприподготовкек государственной итоговой аттестации(ГИА, ЕГЭ);‬абитуриентами, которым необходимозакороткое время повторить историческийматериал за курс средней школы;обучающимся, занимающимся в силу определенных причин, по форме «экстернат».

В настоящее время идея опоры на условные обозначения нам видится перспективной, а потому довольно часто используемой на уроках. Эффективность их использования определяется следующими обстоятельствами.

1. Использование опорного конспекта помогает школьникам составить более четкое представление о наиболее характерных чертах изучаемых событий. Ученик, от которого редко можно получить вразумительный ответ, вполне удовлетворительно рассказывает о событиях, глядя на схему. 2. Процесс составления схем способствует концентрации внимания школьников, вынуждает даже не слишком успешныхучеников следить за объяснением материала. 3. Работа с «опорными схемами» и конспектами способствует развитию логического мышления, облегчает понимание причинноследственных связей. Благодаря им облегчается контроль знаний. 4. Регулярно используя схемы,учащиеся приобретают навыки, полезные для будущей учебы, умениесамостоятельно работать с текстом любой сложностии объема, выделяя главное.Как часто мы сетуем на то, что у учеников кратковременная память, и они очень быстро забывают то, о чем мы так подробно и страстно говорили на уроке.И здесь помощником будет выступать также «опорная схема». Особо следует сказать о значении таких схем для «слабых» учащихся. Порой им непросто запомнить даже отдельный исторический факт.Исходя из опыта работы, можно совсей определенностью утверждать, что избежать этого можно, выстроив материал темы в логическую цепочку, воспринимаемую зрительно и поэтому легко понимаемую и усваиваемую учениками. В этом суть тематического опорного конспекта(несколько опорных схем), с помощью которого ученики без труда запоминают материал целой темы.Составление схемы происходит походуизложения учителем нового материала. Школьникамнесложно делать записи в тетрадях, используя предлагаемые символы. Учитель, привлекая учащихся, раскрывает содержаниекаждого элемента схемы, последовательно продвигаясь от одного пункта к другому. В ходе педагогическойдеятельностимысоздавалиразличные опорные схемы, которые со временем совершенствовались, менялись, упрощались или усложнялись. На сегодня ‬это уже стройная система схем, и у нас появилась уверенность в правильном выборе методики. В настоящее время созданы опорные схемы по курсу истории России для учащихся 6‬9 классов (их также можно использовать и в 10‬11 классах). Схемыотличаются:

Лаконичностью;

структурностью (используются связки, логические блоки, объединённые стрелками, линиями, границами и пр.);

Наличием смысловых акцентов (выделение наиболее важных элементов опорного сигнала рамками, цветом, оригинальным расположением символов и пр.);

доступностью воспроизведения от руки; использование удобночитаемых аббревиатур.Опорные сигналы(схемы)способны пробудить в памяти ученика именно то, что требуется. Нередко случаются ситуации, когда отвечающий ребенок попадает «в ступор», забыв в самый неподходящий момент то, что спрашивается. Либо какаято часть материала, изложенного на прошлом уроке, не заучивалась им и не запоминалась специально, а просто затаилась в его голове. И сам того не подозревая, ребенок, увидев опорный сигнал, вспоминаетнеобходимое.В методической литературемного примеров, представляющих историю в схемах и таблицах,но это не заменяетпредлагаемые нами, опорные схемы, которые отличает прежде всего,системный подход, иное использование символов, четкое следование историческому материалу в соответствии сошкольной программой, новый подход к методике их использования.Опорные схемы совершенствовались на протяжении десятилетий работыиапробированыне на одном поколении учеников. Можно также с уверенностью говорить о дальнейшем их совершенствовании, а значит, о творческом подходе каждого учителя к использованию данной технологии в своей работе.Приведем примеры некоторых опорных схеми раскроем методику работы с ними.Тема «Первая русская революция 1905‬1907гг.». Основа схемы ‬«ломаная линия» с условными обозначениями (рис. 1). Уже начало работы показывает, что без единой записи, такая линия несет сжатую информацию: у революцииестьначало, она развиваетсяпо восходящей линии, имеет некую кульминацию, затем идет на спад и завершается на уровне, более высоком, чем начало. Учитель вместе с классом в конце урока выведет обоснование данного схематичного изображения, а возможно, предложит учащимся самостоятельно сделать необходимые выводы. Важно, чтобы работа с данной схемой шла по ходу изложения материала,и ребята совместно с учителем наносили на «линию революции» записи, концентрирующие необходимую информацию по данной теме.Проблемных же моментов, дающих основание для дискуссии, умозаключений, такая работа даетдостаточно.

Здесь важно дать понять, что каждый штрих, каждое слово несет смысловую нагрузку и работает на усвоение материала. В конце урока у ребят в тетрадях появится вот такая схема (рис. 2).

1917осеньзимавесналето

Опорные сигналы(схемы)ориентированы на такой надежный и мощный механизм как зрительная память, ведь необычный вид рисунка или изображения прочно усвоитсяучеником и затем при вспоминании вызовет цепь информационных посылок, которая в нем спрятана.

Новый подход к изучению истории России через технологию «опорных схем» проявляется и в том, какую форму приобретают данные схемы. Эти различия не случайны: «схемарисунок», что подходит только для наглядного изображения сражения, «схемацепочка», когда небольшому периоду соответствует большое количество дат, необходимых для запоминания, или «схемаступеньки», раскрывающая социальную структуру общества, или этапы какоголибо явления, «схемаломаная линия»,удачно подходящая для изучения революции 19051907гг…

Еще один пример, под названием «яйцо Фаберже» (рис. 3). Не секрет, что одним из самых сложных для запоминания является период революций в истории XXвека. Ученикам удержать в памяти череду событий только 1917 года бывает непросто. Можно заинтересовать ребят «творением»: сначала представить календарный год в виде овала, напоминающего яйцо, поделить его на времена года условно. А далее уже не составит труда расположить на этом «яйце» основные события, такие как: февральская революция, 2 марта ‬отречение Николая II, Апрельский кризис, Июльский кризис, Корниловский мятеж, а затем ‬24‬25 октября ‬Октябрьская революция. Эти события, отмеченные точками и короткими записями,будут четко создавать последовательность событий. Если эта работа будет сопровождаться ярким, эмоциональным рассказом учителя, работой с документами, то и через много лет «яйцо Фаберже» останется в памяти каждого ребенка.Важно, чтобы схемы не повторялись, а носили особенный характер для определенной темы. Тогда процесс запоминания будет более эффективным. Так, учащиеся смогут зрительно представить важные исторические событияили целые периоды с помощью несложной опорной схемы.

Вот еще пример такой работы: «Этапы закрепощения крестьян». Можно, конечно долго и пространно говорить о достаточно протяженном периоде, а можно «строить лестницу», постепенно показывая долгое, но поступательное движение государства по пути закрепощения крестьян. Причем, хорошо для этого выделить отдельную страницу в тетради и обращаться к ней тогда, когда изучается определенная «ступень», выстраивая,в конечном счете,полную картину закрепощения. Так будет выглядеть схема (рис. 4) в конечном итоге.

1597«Соборное Уложение»

1581«Урочныелета»

Бессрочный сыск беглых крестьян.Юридическое оформление крепостного права

1550«Заповедные лета»Сроки сыскабеглых5, 10 лет

1497СудебникИвана IV

СудебникИвана III

ЗапретЮрьева дня

Юрьев день(«пожилое»)Увеличение«пожилого»

При подготовке к экзамену такую схему легко можно повесить над кроватью, положить под стекло письменного стола, чтобы процесс запоминания шел автоматически. При этом такая методика запоминания с периодической заменой схем тоже дает свои положительные результаты.Насколько метод опорных схем эффективен ‬свидетельствует высокое качество знаний, отношение обучающихся к предмету и опыт коллег, успешно работающих с данной методикой в школах города и области. Умение работать со схемами, составлять их самостоятельно,помогает и студентам, сталкивающимся с огромным теоретическим материалом, который необходимо переработать, осмыслить, выделить главное и запомнить.

Вот только некоторые отзывы:«Для меня схемы ‬как подарок вкрасивой упаковке с изюминкой.Я с интересом его открываю, удивляюсь простоте, но изысканности, а главное, пользуюсь им с удовольствием. Вот что значат для меня схемы по истории» Юлия Макарова 11а класс.«Мне стало легче учиться, потому что я по натуре очень стеснительный и неразговорчивый человек. Мне всегда трудно на устных предметах. А с помощью схем ‬сигналов, я стала раскрепощенной, потому что это для меня хорошая, умная «шпаргалка», воспользовавшись которой хотя бы раз, запоминаешь на всю жизнь…» Белоглазова Ксения, 11а класс.«Я никогда не думал, что мне схемы по истории так помогут в университете. Но не тем, что по ним пришлось отвечать, хотя такое тоже было. Они меня научили работать с толстенными книгами и составлять главные схемы ‬опоры при подготовке к экзаменам. Скоро окончание ВУЗа, но свои тетради по истории яберегу, чтобы ими еще в жизни ктонибудь мог воспользоваться» Кречин Василий, выпускник, студент юридической академии.«Мне схемы помогли при подготовке к ЕГЭ. Помню я завешивал свою комнату ими по определенным периодам и смотрел в течение недели на нихутром, вечером, перед сном. Здоровский эффект. Теперь советую всем.» Бугаенко Игорь, выпускник, студент СГУ.«Несколько лет работаю преподавателем истории в различных учебных заведениях. Повезло, что по этим схемам училась еще в школе и сохранила тетради по истории, именно ради схем. Пользуюсь ими при объяснении материала на своих занятиях, как для учеников школы, так и для студентов колледжа и ВУЗа. Определенно можно сказать, что «двоечников» точно никогда не будет, потому что это уникальная форма усвоения материала даже для самого слабого ученика. Это было хорошей помощью мне на начальном этапе работы, а также, думаю, будет полезно всем молодым педагогам.» Дворжецкая О.Ю., учитель истории МБОУ СОШ №12.«Я этими схемами пользуюсь давно. В последнее время стала создавать свои, поэтому считаю эту систему очень динамичной, творческой и интересной. Она заставляет думать прежде всего учителя, искать интересные формы и делать сложный материал доступным для каждого ученика» Климина Н.О., учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №12.«Я однажды сумел по схемам за 1 час повторить на «отлично» весь XIXвек по истории. Вот так.» Антонов Владимир, ученик 11б класса.

Кроме того, с помощью таких схем можно за 60 минут вспомнить и повторить практически весь период истории с древности до настоящего времени. Данные схемы удобно использовать и в преподавании детяминвалидам, обучающимся в дистанционном режиме. Не секрет, что количество часов для них ограничено. Такая система позволяет выдавать весь материал в полном объеме, так как он сконцентрирован и нагляден.«Опорные схемы» хорошо дополняют материал авторского дистанционного курса истории 78 классов, разработанный нами в рамках программы дистанционного обучения.Уже много лет, с 2009 года преподавание историис использованием «опорных схем», применяетсяв муниципальном дистанционном центре по обучению детейинвалидов в МБОУ СОШ №12г.Энгельса.Анализируя новый подход к изучению истории России через технологию «опорных схем», приходим к выводу, что разработанные нами «опорные схемы», являются эффективным методом изучения истории, способствующим быстрому усвоению изучаемого исторического материала. Традиционные образовательные модели, а также образование в рамках массовой школы зачастую не позволяют полноценно раскрыть способности каждого ученика и максимально заслуженно и справедливо их оценить. Рассматриваемая технология, напротив, одной из своих направленностей видит именно работу с каждым учеником, делает доступным для всех даже самый сложный материал.Эффективность заключается еще и в том, что такие опорные схемы развивают у детей привычку и закономерность готовиться к каждому уроку, причем эта подготовка нисколько не становится для них тягостью или обузой. Скорей наоборот, своей оригинальностью, простотой инаглядностью технология позволяет быть успешными всем без исключения ученикам.Применяя данную технологию, педагог имеет возможность выявлять знания наибольшего количества ребят, а те в свою очередь получают возможность интенсивного обучения в условиях массовой школы. Здесь идет работа с памятью ученика и с такой ее функцией как способность к ассоциациям. Всем известно, что необычное и оригинальное гораздо лучше запоминается, это свойство человеческой психики и мышления, поэтомусоставляемый опорный сигналдолжен нести в себе некую необычность.Таким образом, данная модель образовательного процесса обладает логичностью и связностью всех содержащихся компонентов. Главное, чтобы каждый учитель нашел свой стиль, свою методику использования данной технологии, которая способна постоянно совершенствоваться. Новизна ее по сравнению с известными приемами и методами, основанными на использовании схем, заключается в том, что опорные схемы выступают и как опорный конспект для ученика, кроме того, позволяют в системе организовать преподавание истории России с древнейших времен до XXвека (включительно), дать базовый уровень знаний обучающимся массовой школы, а также, в соответствии с новыми требованиями ФГОС, учить детей самостоятельной, творческой деятельности в работе с историческим материалом любой сложности и объема.Данная технология охватывает практически всю структуру обычного урока, который теперь из скучного и однообразного превращается в интересный и насыщенный процесс,понятный и доступный всем без исключения.

Ссылки на источники1. Шаталов В.Ф. Соцветие талантов. Часть 1. М.: ГУП ЦРП «Москва ‬СанктПетербург», 2001 г., с. 4849. 2. Шаталов В.Ф. Опорные сигналы по физике для VII класса. Киев, 1979. С 34.3. Шаталов В.Ф. и др. Опорные конспекты по кинематике и динамике. М.: Просвещение, 1989.4. Андюсев Б.Е. Опорные конспекты по истории средних веков. ‬История: Приложение к газете «Первое сентября». 1994, №78.;5. Кириллов В.В. Отечественная история в схемах и таблицах. (Подготовка к ЕГЭ) М.: Издательство Эксмо, 2007;.6. Коваль Т.В. Конспекты уроков по истории России XX в.: 9 класс: Методическое пособие. М.: Издательство ВЛАДОС‬ПРЕСС, 2002.7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998;8. Студеникин М.Т., «Методика преподавания истории в школе» Москва «Владос», 2000.9. Кочетов Н.С. История России. 10, 11 класс: Методическое обеспечение уроков (лекции, опорные конспекты, тесты, схемы). ‬Волгоград: Учитель, 2003;10. http://school.saripkro.ru/course/view.php?id=1961

Nataliya Vlasova,a teacher of history at the municipal comprehensive school secondary school № 12, the city of Engels, Saratov regionOlesya Dvorzhetskaya,a teacher of history at the municipal comprehensive school secondary school № 12, the city of Engels, Saratov regionA new approach to the study of Russian history through the technology of the "basic diagrams".Abstract.One of the tools for the development of student‱s personality and for activation of the student‱s cognitive motivation at the history lessons are basic summaries and diagrams, which are suitable for any type of lessons, as they are the basis of the historical material study. Using of the diagrams at the lessons can serve as a methodical help for the history teachers, for students of the 69thclasses of secondary schools and for the schoolleavers, taking State Final Assessmenton the history of Russia in the course of primary and secondary schools. Diagrams are notable for laconism and structural properties. They use associations and logical blocks, integrated by means of arrows, lines, and other designations. The most important elements are highlighted in diagrams with the use of frames, original arrangement of symbols and easytointerpret abbreviations. In diagrams we can see a systematic approach, causeandeffect relations, the findings and conclusion. By their form diagrams are divided into the "diagramsdrawings", "diagramschains", "diagramssteps" and so on. This fact in turn makes them memorable and understandable.Keywords:diagrams, "diagramsdrawings", "diagramschains", "diagramssteps".

Опорная схема - это наглядное отображение когнитивной схемы, формирование которой является целью определенного этапа обучения. Поэтому опорная схема должна создаваться с учетом принципов, обеспечивающих эффективность когнитивного компонента обучения. Это означает, что опорная схема должна привлекать и удерживать внимание, быть удобной для восприятия и запоминания, способствовать пониманию того, что в ней отображено.

Опорная схема является ядром когнитивного компонента обучения, и основные средства обучения, используемые тренером, - мини-лекция, предъявление моделей, организация работы участников тренинга и обучающие материалы - опираются именно на опорную схему (рис. 4.3).

Опорная схема - это в подавляющем большинстве случаев блок-схема, т.е. схема, состоящая из блоков и связей между ними. Блоки нужно выделять на основе ключевых составляющих когнитивной схемы, способа действия, алгоритма. Опыт и талант тренера во многом определяют качественность опорных схем.

Возможности современных офисных компьютерных программ облегчают создание удобных для восприятия опорных схем. Поэтому профессиональный тренер должен в совершенстве владеть этими программами, быть в курсе наиболее свежих разработок в этой области.

Опорную схему можно и нужно пояснять дополнительными иллюстративными материалами, конкретными примерами, иногда - рисунками и/или фотографиями, чтобы она стала более интересной и запоминающейся. К восприятию и пониманию схемы можно и нужно подводить, последовательно объясняя ключевые факторы, создающие проблемы и позволяющие ее решать, двигаясь от простого к сложному и от знакомого к новому. При этом можно использовать упрощенные аналоги, которые помогут подвести участников тренинга к пониманию основной опорной схемы.

[ Работа |

I участников J

Обучающие

материалы

Рис. 4.3

Создавать опорную схему можно в следующем порядке:

  • выделение ключевых фрагментов из вербального описания (литературного источника - статьи, монографии): смысловых блоков и связей между ними;
  • выбор двух-трех словесных обозначений для каждого фрагмента, при этом сокращение должно быть конструктивным;
  • составление списка этих словесных обозначений, который поможет яснее увидеть связи между блоками и создать эскиз опорной схемы;
  • создание черновика схемы на большом листе или в специальной компьютерной программе (например, MS Visio). Важно, чтобы схема могла допускать ее редактирование с целью ее симметричности, единообразия, удобства для восприятия и понимания. Целью является не быстрое, а качественное создание схемы;
  • перенос готовой опорной схемы на носители, которые планируется использовать на тренинге.

В процессе создания опорной схемы нужно помнить, что каждый шаг ее создания вносит свои коррективы и может заставить вернуться к предыдущим шагам.

Опорная схема должна вызывать эстетическое, интеллектуальное удовольствие, предвкушение приятных чувств от ее применения, ощущение полученного эффективного орудия , хитроумного инструмента ; в идеале опорная схема должна быть средством утверждения собственного «Я» каждого, кто пользовался ею.

Рассмотрим факторы, делающие опорную схему качественной или некачественной.

Прежде всего исследуем фактор формы схемы, для чего давайте рассмотрим пример некачественной опорной схемы (см. рис. 2.12). Данная схема неудачна, поскольку:

  • наблюдается избыточное количество вариантов положения стрелок;
  • стрелки пересекаются;
  • стрелки слишком длинные;
  • блоки расположены беспорядочно, несимметрично;
  • при такой форме схемы и стрелок, и блоков слишком много;
  • схема в целом асимметрична, имеет «плохую» форму.

Пример исправления и улучшения некачественной опорной схемы представлен на рис. 4.4.

В улучшенном варианте схемы мы сознательно не изменили количество, размер и форму блоков - это можно было бы сделать, если

ЭЛЕМЕНТ т

  • --,---

1 Элемент і 3.1

Рис. 4.4.

бы мы знали не только форму первоначальной схемы, но и ее содержание. Изменению подверглись:

  • пространственные отношения между блоками (мы расположили их симметрично друг относительно друга, подчеркнули иерархические отношения между ними);
  • длина и положение стрелок (все стрелки стали значительно короче, перестали пересекаться, а эти два момента сильно упростили восприятие связей между элементами; вариантов положений стрелок стало всего два: вертикальное и горизонтальное).

Кроме того, в схеме за счет взаимного расположения блоков и за

счет оформления стрелок и блоков выделилось три надблока.

Таким образом, данный вариант опорной схемы является улучшенным, поскольку:

  • стрелки стали располагаться строго вертикально или строго горизонтально;
  • стрелки не пересекаются;
  • сократилась длина большинства стрелок;
  • блоки расположены упорядоченно, симметрично;
  • упростилась структура схемы: теперь стрелок и блоков немного;
  • схема приобрела «хорошую» форму, законченный, симметричный вид;
  • стала гораздо заметнее иерархическая структура связи элементов. Все эти изменения, безусловно, облегчили восприятие, понимание и запоминание схемы.

Можно было сделать другой улучшенный вариант, например расположить схему преимущественно по горизонтальной оси, выделить надблоки специальными рамками и т.д.

Второй фактор, определяющий качество опорной схемы, - это фактор содержания схемы, т.е. знаки и символы, с помощью которых создается опорная схема. Здесь необходимо следовать следующим принципам.

Во-первых, все элементы опорной схемы должны быть обозначены знаками и символами одного и того же уровня, одной и той же знаковой системы. Например, должны использоваться только слова, только математические знаки, только аббревиатуры.

Во-вторых, знаки, используемые в опорной схеме, должны быть однозначно поняты участниками тренинга. В частности, если вы используете символические изображения, т.е. изображения, ассоциативно связанные с содержанием того или иного блока, то вы должны быть уверены в том, что каждым участником тренинга связь между символом и тем, что он обозначает, будет понята легко и воспринята адекватно. Еще осторожнее следует обращаться с комическими символами.

При этом необходимо иметь в виду, что схема, состоящая из одних только символов, да еще и не связанных с обозначаемыми ими элементами простыми и однозначными связями, не является приемлемой. Символы могут только дополнять слова, математические знаки или аббревиатуры.

При использовании в опорной схеме аббревиатур и математических знаков вы должны быть уверены в том, что каждый участник тренинга одинаково и правильно понимает каждую аббревиатуру и каждый математический знак. При этом сами по себе аббревиатуры могут быть использованы для структурирования опорной схемы, что будет рассмотрено в дальнейшем.

В-третьих, опорные схемы в любом случае, особенно, если их носителем является слайд, не должны быть текстуально избыточными. Пример текстуально избыточной опорной схемы приведен на рис. 4.5.


Рис. 4.5.

В-четвртых, и форма, и содержание опорной схемы должны быть адекватны носителю информации. Каждый носитель информации предъявляет свои требования к форме и содержанию опорной схемы. Например, слайд существенно отличается по своим обучающим свойствам и по тому, каким образом человек воспринимает размещенную на нем информацию, от раздаточного материала, книги или брошюры. Слайд не читают, а воспринимают слитно, симультанно, поэтому опорная схема должна поместиться только на одном слайде.

Если одна схема размещена на двух слайдах и более, то участник тренинга не сможет читать все эти слайды одновременно, а значит, положительного эффекта от симультанной подачи информации не будет; то же произойдет, если текста в блоках схемы, размещенной на слайде, слишком много.

Акронимы. Хорошим способом создания опорной схемы, который способствует ее восприятию, пониманию и особенно запоминанию, является ее создание на основе акронима - слова, которое состоит из первых букв других слов, связанных между собой тем или иным образом (например, представляя собой девиз, ключевые признаки определенного объекта, или явления, или названия шагов алгоритма и др.).

Традиция создания акронимов берет начало из средних веков. Так, уже около 1350 г. был создан акроним, описывающий качества настоящего рыцаря, - M.I.L.E.S (рис. 4.6).

Удачность этого акронима заключается в том, что латинское слово «miles» означает «всадник», а именно этим словом обозначали рыцарей в Европе.

Другой удачный акроним создан недавно (рис. 4.7). Данный акроним описывает не простой набор качеств, а последовательность шагов. DMAIC - это обобщенный алгоритм улучшения бизнес-процессов, используемый в подходе под названием «шесть сигм» (six sigmas).

Сегодня акронимы широко применяются в качестве удобных способов обозначения тех или иных бизнес-решений. В качестве примеров приведем лишь несколько акронимов:

  • SMART - список правил формулирования цели;
  • GROW- обобщенный алгоритм коучинг-сессии: вопросы клиенту;
  • STAR - обобщенный алгоритм проведения интервью с кандидатом на замещение вакантной должности;
  • IRAC - описание структуры текста, который готовится юрисконсультом по заказу клиента .

Помимо акронимов используют последовательности слов, которые начинаются на одну и ту же букву, например ЗУ, 5Р, ЗА/.

В заключение еще раз подчеркнем, что создание качественной опорной схемы - один из ключевых факторов эффективности тренинга.


Рис. 4.В. Качества настоящего рыцаря


Рис. 4.7. Акроним DMAIC

  • Обобщенный алгоритм - это описание последовательности шагов в общем виде без конкретизации конкретной операции. При этом сами шаги описаны общими словами и абстрактными понятиями. Например, слово «усовершенствуй» является весьма абстрактным, существует масса конкретных способов усовершенствования. Опорная схема решения - это и есть обобщенный алгоритм. - Прим. авт.
  • Читатели данного пособия могут прислать интересный акроним на электронный почтовый ящик автора Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script

Современная система обучения предполагает самостоятельную обработку большого количества материала. В связи с этим студентам, да и школьникам, приходится составлять конспекты не только лекций, но и учебников, монографий и статей. Правильный подход к составлению конспекта помогает не только усвоить знания, но существенно сэкономить время на его написание. Наиболее эффективным в настоящее время считается опорный конспект.

Определение

Конспект - это краткая запись или изложение той или иной информации. Наиболее часто встречаются конспекты лекций, книг или статей. Изложение информации в такой форме представляет собой систематическую, логически связную запись исходного материала.

Опорный конспект был разработан в 1980-е годы В. Ф. Шаталовым, учителем физики и математики. С тех пор данный метод получил широкое распространение и используется при изучении не только точных, но и гуманитарных наук.

Основное определение гласит: опорный конспект представляет собой определенную систему опорных сигналов, которые включают в себя такие элементы, как рисунки, чертежи, криптограммы, и содержат основную, необходимую для запоминания информацию.

Основные требования к составлению

Составляя опорный конспект, необходимо соблюдать следующие требования:

  1. Соблюдать полноту изложения информации. Не следует выбрасывать из материала важные, ключевые слова.
  2. Излагать данные лаконично и последовательно.
  3. Структурировать записи. Легкость восприятия информации зависит от того, насколько проста и понятна структура.
  4. Расставлять акценты с помощью различных способов оформления - рамок, шрифтов, цветов, графиков и схем.
  5. Применять сокращения и условные обозначения при записи. Необходимо использовать и обозначения, наиболее сложные выносить на поля с расшифровкой.

План составления

Предлагаем наиболее простую инструкцию. Ее также можно применять для составления конспектов любого вида и типа, исключая карты памяти:

  1. Напишите название темы, по которой составляется конспект.
  2. Ознакомьтесь с материалом и выберите основное.
  3. Определите ключевые слова и понятия, которые отражают суть темы. Выберите подтемы.
  4. Выберите основные условные обозначения, применяемые при написании данного конспекта.
  5. Набросайте черновой вариант конспекта. Иногда достаточно просто зарисовать схему, обозначив на ней структуру будущего плана.
  6. Подумайте, в каком виде легче всего будет организовать данные - в виде блок-схем, плана, диаграмм.
  7. Разделите материал на блоки и оформите в соответствии с выбранными вами способами.
  8. Оформите полученный конспект с помощью цветных маркеров и ручек, подчеркните главное, поставьте знаки вопроса или восклицания возле спорных или важных моментов.
  9. Вынесите на поля основные сокращения и их расшифровку. При необходимости обозначьте вопросы, которые требуют дальнейшей проработки.

Преимущества

Этот метод исключает механическую запись материала, без ее предварительной обработки. Если при обычном конспектировании студент может просто переписывать статью или параграф, по ходу определяя, какую часть законспектировать, а какую пропустить, то составление опорного конспекта предполагает предварительную обработку материала.

Освобождается часть времени, которую ранее студент потратил бы на запись конспекта. Особенно актуально это в том случае, если составление конспектов ведется непосредственно на лекции. Преподаватель может потратить оставшееся после конспектирования время на подробное объяснение материала.

Быстрота в повторной обработке конспекта. В среднем один опорный конспект может быть прочитан за пять минут. Что уж говорить в ситуации, когда нужно подготовиться к экзамену, который охватывает от 10 до 15 тем. В таком случае студенту понадобится всего час-полтора для повторения всех тем, а не пара ночей.

Студенты учатся анализировать полученные знания, выделять главное и сжимать текст. Подготовка опорных конспектов может пригодиться и в дальнейшем, при написании курсовых, дипломных и магистерских, научно-исследовательских работ.

Использования педагогами

Не только студенты, но и учителя, преподаватели могут использовать конспекты на занятиях. Различные виды опорных конспектов могут существенно упростить подачу материала. К примеру, учитель или лектор может принести на урок составленный заранее конспект по изучаемой теме и раздать по одному экземпляру ученику.

Далее, по ходу рассмотрения темы, учащиеся следят за изложением материала по конспекту и на уже готовом плане делают свои пометки. К примеру, отмечают важные моменты, ставят знаки вопроса в тех местах, которые лектор, возможно, оставит на самообучение.

По окончании занятия обработанный конспект остается у учащегося и может применяться в дальнейшем при подготовке к практическим и контрольным, экзаменам.

Выводы

Использование опорного конспекта помогает намного быстрее освоить учебный материал, подготовиться к экзамену или контрольной. Составление опорных конспектов также существенно упрощают обработку материала, учит студентов структурировать материал, проявлять творческий подход к обучению.

Использовать их могут и педагоги для обучения. Это поможет сократить время, необходимое для записи лекции, углубить знания учеников по той или иной теме.

В конце каникул лента фб пестрела горьким юморм... например, как сделать домашку и остаться психически полноценным родителем...)))
и правда, с этой школой не знаешь, что и делать - то ли смеяться, то ли плакать...
когда испробованы оба варианта, появляются конкретные идеи...

систему опорных конспектов использовала моя мама, которая преподавала физику и астрономию в ПТУ. Внедрять свет знаний ей помогали разработки Виктора Шаталова - он спец по старшим классам, где алгебра, тригонометрия, физика и остальные прелести точных наук... - еще со времен древних мамонтов СССР. Помню, как мама ползала вечерами по ватману и рисовала тушью и огромной метровой линейкой большие схемы...
мы с Миланой делали схемы и конспекты с 1-го класса, по гуманитарным предметам (познание мира, казахский, английский), а вот как дело дошло до математики, все случилось, как в той самой картинке:


придумать схему по точным предметам я не могу. Могу хорошо работать по готовой. И вот - ура! Оказалось, их уже давно изобрели! в те самые древние советские времена, аккурат после похабной реформы образования 70-х...
Софья Николаевна Лысенкова придумала собственный метод опережающего обучения и нашла подход, который позволяет с учиться всем! и слабым, и сильным... “Дети любят учиться, но важно уточнить: дети любят учиться хо-ро-шо” - это ее слова. Слова учителя, прожившего 88 лет, до последнего работавшего с детьми... может быть, потому, что, как говорил Соловейчик, она "изобрела время"?..

книг она написала немного, с некоторыми можно ознакомиться в интернете. Для педагога - бесценный опыт, а для родителей важны ее опорные конспекты.

"ученики избавлены от механического зазубривания правил и формулировок. Они усваивают их осмысленно: составляют правило по данной им схеме-опоре, выполняя практическое задание (решение задачи, примера, уравнения). Таких схем-опор не так уж много. Все хорошо в меру!
Схемы-опоры обеспечивают и более высокую работоспособность, а также энергичный темп урока. Необходимые для выполнения заданий правила детям не нужно вспоминать, тратя на это драгоценное время урока: они читают их по схемам. Читают сегодня, завтра. Через неделю уже не читают – усвоили, обрели сознательный навык работы в соответствии с правилом. А еще через две недели и схема снимается, она больше не нужна."

2 секрета легкого обучения (из книги " ")

Скрытый текст

"Первоклассники – вчерашние малыши детского сада. Они мыслят конкретно, образами.
И вот от ярких картинок – игрушек, иллюстрирующих решения математических заданий, переходим к опорной схеме, в которой обобщаем только что проведенный анализ задачи: “Какие же части, элементы задачи мы выделили?” (Условие, вопрос, решение, ответ.) Схема дополняется этими словами.
На следующем уроке схема перед глазами детей. Задание учителя: “Назовите части задачи”. Лес рук. Ни один ученик не чувствует себя беспомощным. “Условие, вопрос, решение, ответ”, – читают дети на схеме хором и индивидуально.
И, наконец, вводятся опорные схемы – наборные полотна простых задач. Они удобны для анализа, восприятия главной мысли задачи, выработки математической терминологии, доказательства выбора действий вначале в простых, далее и в составных задачах. Работа по решению задач проходит интересно (дети с удовольствием, принимая такую работу за игру, отзываются на предложение учителя из всех схем выбрать нужную: “На какую схему будем набирать данную задачу? Какая схема будет сейчас работать?”), четко (учитель у доски по схемам задает вопросы, ученик либо отвечает с места, либо подходит к схемам, выбирает нужную, поднимает и уверенно говорит: “Искомое число на... больше – выполняю сложение”; безусловно, бывают и ошибочные ответы, и в таком случае активная реакция – помощь товарищу), разнообразно (на одной из схем задача набирается при анализе, другая, с готовым числовым подбором, часто с рисунками предметов, используется для составления задачи детьми, но вот учитель этот набор вынимает и вставляет в следующую схему – преобразование, снова составляется задача, по четвертой схеме предлагается просто доказать выбор действия), оперативно (не тратится время на записи на доске).
Активный ответ – первостепенное условие высокой обратной связи, доброго делового контакта на уроке. Этому и помогают схемы-опоры.
Когда ученик отвечает на вопрос учителя, пользуясь схемой (читает ее), снимаются скованность, страх ошибки. Схема становится алгоритмом рассуждения и доказательства, а все внимание направлено не на запоминание или воспроизведение заученного, а на суть, размышление, осознание причинно-следственных зависимостей и связей. Дети дома не учат у нас правила и формулировки. Обычная наглядность ожила, заговорила. Ни один даже самый слабый ученик не чувствует себя беспомощным. Если я раньше ощущала недостаток обратной связи, когда на мой вопрос следовало молчание большинства класса (не выучил дома правила или учил, да забыл, чего-то недопонял), то теперь резко возросла учебная активность ребят, интерес к уроку.
Правила и алгоритмы действий, помещенные на таблицах, учить не задаю. Сколько бед связано с подобными заданиями!
Опоры на наших уроках стали постоянными помощниками моим ученикам, условием бесконфликтного, делового, дружеского общения, основой уверенности детей в своих способностях преодолеть трудности учения, импульсом к активному, заинтересованному труду.
Опоры – это первая движущая сила моей методики.
Есть и вторая. И о ней расскажу подробнее.

О КОММЕНТИРОВАННОМ УПРАВЛЕНИИ
Признаю на уроке только одну дисциплину – дисциплину труда, всеобщей увлеченности работой. Конечно, можно добиться тишины и порядка, стращая ребенка плохой оценкой, наказанием родителей, осуждением окружающих. Но какова цена такой дисциплины! Мысль и подлинная активность учеников парализуется страхом, они начинают ловчить, приспосабливаться. И все это не может не привести к искривлению личности, пагубно влияя на всю дальнейшую жизнь, и не только школьную. Дети, познавшие радость напряженного, организованного, ведущего к успеху учебного труда, накапливают огромный запас оптимизма, созидательной энергии, деятельной активности. Вот почему так важно правильно организовать труд школьника на уроке, не допускать пассивного отбывания времени. Мне удается активизировать учение ребят, включить каждого в работу с помощью комментированного управления (так я называю этот прием). Деятельностью класса на уроке руководит не только учитель, но и ученики. Сначала сильный ученик (а потом и другие учащиеся) говорит все, что он делает по заданию учителя от начала до конца и ведет за собой остальных. Очень важно, чтобы комментированное управление начиналось с первого дня обучения в школе, с первых шагов (письмо элементов букв, цифр, проговаривание слов, решение простейших примеров, задач). Вот как это происходит на уроке математики.
– Веди, Павлик! (На доске пример.)
– Пишу 5, пишу “плюс”, пишу 2, считаю: ставлю указочку на цифру 5, прибавляю 2 (раз, два), получается 7, пишу 7.
– Веди, Юля!
– Пишу 10, пишу “минус”, пишу 8, пишу “получится”. 10 – это 8 и 2, 8 отнимаем, остается 2, пишу 2.
– А теперь пишите за мной. Пишу 6, пишу “минус”, пишу 3, пишу “получится”, считаем (пауза), пишем результат (пауза), поднимаем руку.
А вот урок чтения.
Кира моет раму (предложение набирается в кассе).
Маша комментирует – руководи:
– Первое слово в предложении с заглавной буквы. Ставлю Ки – гласный и, ставлю ра – гласный а. Слова в предложении ставлю отдельно. Ставлю мо – гласный о, ставлю ет – гласный е, замочек т. Слова в предложении ставлю отдельно. Ставлю ра – гласный а, ставлю му – гласный у. В конце предложения ставлю точку.
Тут же вопрос учителя:
– Кто успел вместе с Машей?
“Веди, Петя!”, “Веди, Миша!”. Термин “веди” вошел в наши уроки вместо традиционного и так пугающего маленьких: “Отвечай!”
Ученик ведет решение примера, задачи, разбор предложения, а это есть не что иное, как опрос. При этом ребенок чувствует не то, что его спрашивают, оценивают, а то, что он ведет весь класс и от него зависит работа товарищей. Значит, надо говорить громко, четко, ясно, чтобы всем все было понятно. В результате у всех хорошая дикция, развитая выразительная речь. А воспитание и в таких условиях идет как бы само собой. “Ставлю”, “пишу” – на первых порах это очень существенные сигналы: “Не отставай, иди за мной”. И действует это гораздо сильнее, чем строгий голос учителя.
Алеша отвлекся, смотрит в окно. А учитель уже дал задание. Дважды слышится сигнал ведущего: “Пишу... пишу...” Спохватившись, Алеша быстро берет ручку и спешит догнать класс. Ведь отстать нельзя – стыдно! Никаких резких напоминаний со стороны учителя, как это часто бывает (“Куда смотришь”? Почему не пишешь?”) и на что тоже уходят дорогие минуты урока. Весь класс подчиняется управлению учителя, управлению своего товарища ученика. Повышается авторитет ответа, внимание к ответу товарища, ведь он отвечает не только учителю, а учит всех, кто сидит за партами. Не будешь слушать – не напишешь: учитель не всегда пишет на доске за ведущим, только на первом этапе после объяснения нового материала. А далее пиши за ведущим, слушай внимательно его объяснение. Учитель тоже слушает ведущего и, если надо, одним словом направит или просто похвалит, и опять звучит голос ученика. Но если вдруг случилось – ошибка! – лес рук: Таня, Лена, Витя, Андрюша... готовы продолжить начатую работу или поправить “неответ”. Все всегда в курсе дела в классе. Дети раскованны, свободны, нет страха, что не ответишь, нет никакого напряжения в работе учителя с ними.
По мере продвижения от 1 класса к 3-му комментированное управление переходит в доказательное комментирование – рассуждение при решении задач, уравнений, при выполнении сложных грамматических заданий.
Комментированное управление, таким образом, позволяет решить не только учебные, но и воспитательные, развивающие задачи. У ребят вырабатывается гармонический, комплексный учебный навык (мыслю, говорю, записываю), воспитывается чувство локтя, товарищества, а учитель может видеть продвижение в учении каждого благодаря постоянно действующей обратной связи “ученик – учитель”. В результате такой организации труда в классе создается общий деловой настрой, единый темп учебной работы, задаваемый самими учениками, причем каждый подчиняет свои действия указаниям ведущего и в то же время становится организатором труда товарищей, т.е. учится и управлять, и исполнять, и руководить, и подчиняться.



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Доступно в форматах: EPUB | PDF | FB2 Страниц: 352 Год издания: 2009 Дважды Герой Советского Союза В.С.Архипов прошел путь от красноармейца...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS