Разделы сайта
Выбор редакции:
- Гадание в новый год для привлечения денег Как правильно гадать на новый год
- К чему снится клещ впившийся в ногу
- Гадание на воске: значение фигур и толкование
- Тату мотыль. Татуировка мотылек. Общее значение татуировки
- Что подарить ребёнку на Новый год
- Как празднуют день святого Патрика: традиции и атрибуты День святого патрика что
- Как научиться мыслить лучше Я не умею быстро соображать
- Эти признаки помогут распознать маньяка Существует три способа достижения абсолютной власти
- Как спастись от жары в городской квартире
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?
Реклама
Музыкальная живопись мусоргского конспект. История создания "Картинок с выставки" М |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную нижеСтуденты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны. Размещено на http://allbest.ru ВведениеПервым большим законченным произведением после оперы «Борис Годунов» были «Картинки с выставки». Это стало новой страницей в творчестве не только самого Мусоргского, но и в фортепианной программной музыке его времени. В трудной жизни Мусоргского редким островком чистой радости и полного упоения творчеством стал июнь 1874 года. В это время композитор создал произведение поистине уникальное в мировой музыкальной литературе - фортепианную сюиту «Картинки с выставки». Название точно соответствует содержанию «Картинки» написаны Мусоргским под впечатлением посмертной выставки художника и архитектора В.К.Гартмана. Гартман был человеком живым, легким в общении, увлекающимся. Богатство фантазии и воображения, изобретательность во всяких выдумках и розыгрышах делали художника незаменимым в дружеской компании. С Мусоргским Гартмана связывали теплая дружба и взаимное уважение. Поэтому страшная весть о скоропостижной смерти друга в 1873 году потрясла Модеста Петровича. Свое произведение, рожденное под впечатлением выставки в память о друге, Мусоргский первоначально озаглавил «Гартман». Устроители на выставке собрали картины, акварели, архитектурные проекты, эскизы театральных декораций и костюмов, рисунков с натуры, а также художественные изделия - например, каменные часы в русском стиле в виде избушки на курьих ножках, щипцы для раскалывания орехов. Здесь представлены были жанровые сцены и типы, нарисованные Гартманом в годы его путешествий по Италии, Франции и Польше, а также заимствованные из русской национальной поэзии и жизни. Из них 10 произведений Мусоргский переложил на язык музыки, которые составили преоригинальную сюиту - чередование картинных зарисовок. «Картинки с выставки» были созданы им на взлете вдохновения и в необычайно короткий срок - за 3 недели июня 1874 года. Во время работы он сообщает Стасову: «Мой дорогой generallissime, Гартман кипит как кипел «Борис, - звуки и мысль в воздухе повисли, глотаю и объедаюсь, едва успеваю царапать на бумаге. Хочу скорее и надёжнее сделать... До сих пор считаю удачным». М. П. Мусоргский в воспоминаниях современников. Москва, 2009 Это признание удачи особенно ценно, потому что автор всегда был до придирчивости строг к себе. Он очень вольно подошёл к истолкованию отдельных произведений Гартмана. Взяв за основу отдельного номера сюиты сюжет того или иного рисунка, эскиза или макета, он предоставлял затем полную свободу своей фантазии. Так выросла целая серия музыкальных зарисовок. Сюда вошли картинки быта и природы, портреты, комические и даже сказочные сценки. 1.Структура произведенияЕдинство, придаваемое «Картинкам с выставки» развитием рефрена, далеко не исчерпывает средств объединения, примененных в этом произведении. «Прогулка» -- рефрен совсем особого рода. Это не обычная главная мысль в рондо, а скорее род фона, на котором разворачиваются пьесы-картины, своего рода воплощение авторского «угла зрения» при восприятии всех картин. Поэтому рефрен связан с воплощением субъекта переживаний (напомним стасовское его толкование), пьесы-картины -- с объектами переживаний. Рефрен, таким образом, играет в данном случае, с одной стороны, роль большую, чем конструктивное скрепление всей сюиты, а с другой стороны -- меньшую, чем в обычном рондо. Представим на некоторое время, что в сюите вообще рефрен отсутствует и она состоит из ряда пьес. Однако и в этом случае можно найти факторы, способствующие объединению их в одно целое. Все пьесы-картины сюиты ясно делятся на две группы -- быстрые и медленные. Первые из них (быстрые) охватывают все нечетные номера: № 1 -- «Гном», № 3 -- «Тюльерийский сад», № 5 -- «Балет невылупившихся птенцов», № 7 -- «Лимож. Рынок», № 9 -- «Баба-Яга». Все пьесы этой группы (кроме «Гнома») отличают яркая характеристичность образов, общие черты, свойственные жанру скерцо, и (за исключением «Гнома») преобладание мажорного лада. В самом же расположении пьес обнаруживается симметрия. Крайние и центральный номера (1-й, 5-й, 9-й) содержат в себе значительные контрастные формы с очень четкими и определенными гранями разделов. При этом центральная пьеса -- «Балет невылупившихся птенцов» -- написана в самой четкой форме с классическим трио. По характеру своему это чистая шутка -- воплощение жанра скерцо в его первоначальном понимании и единственная пьеса в сюите, отмеченная композитором: scherzino. Крайние же пьесы сближает сказочность, фантастичность воплощенных в них персонажей и связанная с этим угловатость мелодических очертаний, острота ритмики; 3-й и 7-й номера не заключают в себе существенных внутренних контрастов. Сюжеты их сходны. Это своеобразные зарисовки французских бытовых сцен Берченко Р. Э. Композиторская режиссура Мусоргского. Москва: УРСС, 2003. . Вторая группа -- пьесы, написанные в медленном темпе и в минорном ладу: № 2 -- «Старый замок», № 4 -- «Быдло», № 6 -- «Два еврея», № 8 -- «Катакомбы», № 8а -- «С мертвыми на мертвом языке» (вариант рефрена). № 10 -- «Богатырские ворота» --завершающий синтетический финал сюиты. Для второй группы характерно развитие от чистой лирики («Старый замок») через характерно-драматические пьесы («Быдло» и «Два еврея») к драматизму («Катакомбы»). Примыкающий к последней пьесе вариант рефрена «С мертвыми на мертвом языке» возвращает нас к лирике, хотя и совершенно иного характера, чем в «Старом замке». В результате также образуется симметрия. Крайние пьесы -- тихие, как бы далекие от действительности. С одной стороны, это картина прошлого («Старый замок»), с другой -- «музыкальный некролог» об ушедшем друге («С мертвыми на мертвом языке»). Три средние пьесы -- громкие, рисующие картины драматического содержания: «Быдло», польская телега, запряженная волами,-- символ крестьянской бедности, «Два еврея» -- воплощение социального контраста между богатством и нищетой, «Катакомбы» -- трагический образ прошлого. Эти пьесы-картины кратки, но значительны по идее. Из пяти медленных пьес только одна -- и именно центральная по положению» (№ 6, «Два еврея») -- основана на тематическом контрасте, остальные четыре однотемны. В быстрых пьесах из пяти только две были однотемны. Последовательно проводимый контраст нечетных и четных номеров -- обычное периодическое противопоставление быстрых и медленных произведений. Но их соотношение представляет особый интерес. Наконец, общий распорядок пьес по типу содержания создает многочастную симметрию. Быстрые пьесы типа скерцо (до «Бабы-Яги» включительно) преобладают, и на их фоне проходят медленные пьесы. Поэтому первые -- своего рода жанровый рефрен: «Картинки с выставки» Мусоргского -- достойнейший и неисчерпаемый объект для многочисленных исследований. Это произведение может быть рассмотрено с самых разных точек зрения. В настоящей статье анализируются лишь общие композиционные принципы, обеспечивающие полное единство этой уникальной сюиты. Ведь, в отличие от многих других сочинений этого жанра, «Картинки с выставки» воспринимаются как целостное нециклическое произведение, хотя каждая из пьес цикла законченна и самостоятельна. Единство любого циклического произведения (назовем его циклическим единством) зиждется в основном на идейно-образной основе и в гораздо меньшей степени на структурно-тематической. Поэтому закономерности циклической формы, а особенно сюиты, подвижны, многообразны и проявляются во многих случаях в неповторимо-индивидуализированной форме. Но вместе с тем можно отметить общую тенденцию: сила циклического единства зависит от единства и особых свойств идейного содержания. Множественность частей циклической формы возникает при этом как следствие того, что самая идея произведения требует расчленения музыкального целого на ряд отдельных самостоятельных пьес. Этим условиям полностью отвечает сюита «Картинки с выставки». Сравнение музыки Мусоргского с художественными прообразами Гартмана (некоторые дошли до нас в репродукциях, некоторые известны по описаниям) говорит о том, что сюжеты художника значительно преобразованы творческой фантазией композитора. Так, например, макет игрушки -- гнома -- вызывает у Мусоргского глубоко трагический образ обиженного судьбой человека. Такому же творческому переосмыслению подвергаются и другие объекты музыкального воплощения. Мусоргский передавал звуками не столько то, что непосредственно можно было увидеть в картинах и эскизах Гартмана, сколько то, что он сам видел за ними Холопов Ю. Н. Мусоргский как композитор XX века // Мусоргский и музыка XX века. Москва, 2009. . Единство сюиты отражено в первую очередь в особой роли пьесы «Прогулка». Значение «Прогулки» общеизвестно -- она совмещает функции одной из частей сюиты с функцией рефрена. Совмещение функций -- один из факторов циклического единства «Картинок с выставки». Поэтому анализ последнего и следует начать с «продвижения» рефрена по форме сюиты. Для простоты в дальнейшем все ее номера делятся на ряд проведений рефрена и пьес-картин (подобно эпизодам рондо). 2.Анализ формы и музыкального материалаВ качестве примера для анализа рассмотрим только медленные пьесы: 1. «В старом замке» . Ладовая природа пьесы -- натуральный минор (gis-moll) с некоторым усложнением в процессе развития в направлении фригийского лада (II пониженная ступень). Отклонение в сферу субдоминанты создает также фригийскую разновидность минора и приводит к близкому соприкосновению аккордов на расстоянии тритона. Интонационная основа пьесы -- напевная мелодика не без участия трихордных попевок с большой ролью начальной «призывной» восходящей кварты и последующими «плотными» секундовыми ходами. Спокойный ритм дополняет картину, образуя художественно оправданную статику. 2. «Быдло» . Ладовая природа пьесы сходна с предыдущим примером, тот же gis-moll с фригийским оттенком и тритоновыми сопоставлениями. Интонационная основа при сходстве с предыдущим примером во многом нова. К тому же тяжелая аккордовая фактура, создавая ясные изобразительные ассоциации, заключает в себе определенные драматические выразительные возможности, полностью реализуемые в совместном действии всех компонентов музыкального языка. В дополнение отметим симметрию abc c1b1a1 первого цельного мелодического оборота этой пьесы: При этом «а1» представляет собой развитие «b». 3. Два еврея» Драматизм пьесы тесно связан с ее ладовым строем, основанным на натуральном и гармоническом миноре с IV повышенной ступенью при фригийском ладе в среднем разделе. Уже это одно сближает данную пьесу с «Гномом». Кроме того, начальный мелодический оборот заключает в себе тот же упор в терцию тоники, который знаком нам по «Гному». Далее обратим внимание на нисходящий хроматизм в коде пьесы. Важна и симметрия начального периода пьесы. Ритм пьесы ярко индивидуален и образует контраст двух разделов, связанный с социальной характеристикой персонажей. Особенно большую выразительную роль играет форшлаг и дробление сильной доли в трио пьесы. 4. «Катакомбы». Лад пьесы -- в основном хроматически усложненный минор с фригийским элементом. Следует отметить выразительное значение нисходящего хроматизма в басу, вызывающего ассоциации со старинными жанрами. Далее появляется d-moll, то есть минорная тональность на расстоянии малой терции, выявленная через отклонение в ее субдоминанту (g-moll), звучащую на доминантовом басу. Таким образом, в «Катакомбах» содержится наиболее сильное нарушение диатоники в ряду медленных пьес. 5. «С мертвыми на мертвом языке» К тому, что было сказано по поводу этой пьесы как варианта рефрена, следует добавить следующее. Большое значение имеет нисходящий хроматизм верхнего голоса, «подтачивающий» и без того нарушенную диатонику нижнего слоя. Мельком звучащее «хроматическое опевание» усиливает этот процесс. Существенно важную роль в общей «атмосфере» пьесы играет тремоло верхнего голоса. Вспомним авторскую ремарку на рукописи: «черепа тихо засветились...». По всей вероятности, тремоло непосредственно и отражает «свечение» -- ведь это излюбленный прием Мусоргского, как, например, в соответствующей строфе песни Марфы в «Хованщине» Васильева А. Русский лабиринт. Биография М. П. Мусоргского. Псков: Псковская областная типография, 2008. . Картина здесь близка той, что мы наблюдали в быстрых пьесах. Сходство заключается в заметном нарушении диатоники в «Катакомбах», аналогичном такому же явлению в «Бабе-Яге». Но есть и отличия: во-первых, начальные медленные пьесы соответственно их лирическому и лирико-драматическому характеру («В старом замке» и «Быдло») в большей степени диатоничны, чем быстрые пьесы. Поэтому сквозное развитие в пьесах изучаемой группы более стремительно, более интенсивно. Во-вторых, после максимального отхода от диатоники («Катакомбы») происходит некоторое уменьшение роли хроматизма (возвращение к позиции пьесы «Два еврея»), что в результате создает подобие незамкнутой волны. Интонационные «арки» внутри медленных пьес просты. Самые типичные из «арочных» связей можно отметить в пьесах «В старом замке» и «Быдло» (вспомним, какую роль в них играет II пониженная ступень и отклонение в субдоминанту). Большую роль играет также соотношение концентрического типа, образующееся между крайними пьесами -- «В старом замке» и «С мертвыми на мертвом языке»,-- в них преобладает звучание pianissimo, общая мягкость, отмеченная при анализе статика. Весь цикл «Картинок с выставки» можно разбить на ряд крупных разделов. Граница первых двух проходит между пьесой «Быдло» и четвертым проведением рефрена. Здесь образуется, как было сказано выше, резкий тональный скачок (gis-moll -- d-moll), начало второго раздела образует заполнение этого скачка. В этом месте находится грань между субдоминантовой и доминантовой тональными сферами. После четвертого проведения рефрена начинает действовать тенденция к большей слитности. Четвертое проведение рефрена в гармоническом миноре -- начало «возмущений» -- первое проявление влияния хроматических нарушений диатоники и минора пьес-картин на чистую диатонику и мажор рефрена. Грань между вторым и третьим разделами -- пятое проведение рефрена в его начальной тональности B-dur с идущей вслед за ним пьесой-картиной «Лимож» в основной тональности цикла Es-dur, играющей роль тональной репризы. Необходимо также отметить межгрупповые интонационные и структурные связи. Рефрен соотносится в основном с медленными пьесами. Пьесы «В старом замке» и «Быдло» объединяет большая роль в них трихордности. Обращают на себя внимание и структурные аналогии -- симметричная структура «собственно тематического зерна» (первого двутакта) «Прогулки» отражена в симметричности начальных построений пьес «Быдло» и «Два еврея». Однако и здесь наблюдаются значительные отличия. Если в «Прогулке» симметрия распространяется на лаконичную двутактовую ячейку, то в двух других пьесах она охватывает более развернутые построения, что объясняется краткостью рефрена и большей масштабностью пьес. Связи между рефреном и быстрыми пьесами слабы и носят случайный характер, что, естественно, проистекает из резкого образно-жанрового контраста этих двух групп пьес. Аналогии между двумя видами пьес-картин более определенны и основаны прежде всего на ладовой общности всех пьес драматического характера. Это пьесы -- «Гном», «Два еврея», «Катакомбы», «С мертвыми на мертвом языке». Их объединяет (как это отчасти указывалось выше) следующий комплекс интонационных и ладовых явлений: минор с повышенной IV ступенью, фригийский минор, нисходящий хроматизм, хроматическое опевание. К этому надо добавить сходные регистровые противопоставления внутри этих двух пьес, близкие бемольные тональности. Основной контраст, определяющий единство ладово-интонационного развития,-- это контраст чистой в основном диатоники натурального мажора рефрена и разных видов хроматических нарушений натуральных мажора и минора в пьесах-картинах; контраст трихордной структуры рефрена и хроматизма пьес-картин. Борьба двух сфер приводит к усилению натиска хроматизма, к «штурму» изначальной чистой диатоники и трихордности рефрена. «Штурм» достигает наибольшей силы в пьесах «Катакомбы», «С мертвыми» и «Баба-Яга». В последней на длительном протяжении, на звучании fortissimo при оживленном ритмическом движении бушуют силы, пытающиеся «взорвать» диатонику рефрена, диатонику основного интонационного фона «Картинок с выставки». Этот бушующий поток с огромной силой вторгается (цезура между пьесами отсутствует) в финал цикла и тут же превращается в свою противоположность -- в динамизированную и окончательную репризу изначальной чистой диатоники и трихордности. Так борьба диатонической основы цикла с «враждебными» силами превращает последние в творческое начало, способствующее воссозданию исходного тезиса на более крепкой основе. В этом и заключается сущность и логика ладово-интонационного сквозного развития Федякин С. Р. Мусоргский // Жизнь замечательных людей. Москва: Молодая гвардия, 2009. . В «Картинках с выставки» фактура -- также важнейший формо-образующий фактор. Большую роль в сквозном развитии сюиты играет контраст регистров смежных пьес, сила которого возрастает к концу цикла. Особенно ясно его воздействие в тех случаях, когда две соседние пьесы-картины соединяются без перерыва с помощью attacca. Отметим противопоставление высокого регистра «Балета невылупившихся птенцов» и низкого регистра непосредственно следующей далее пьесы «Два еврея». К этому присоединяется контраст собственно фактуры. Резко отличны между собой и три идущие подряд пьесы: «Лимож», «Катакомбы» и «С мертвыми на мертвом языке». Принцип перехода от первой из отмеченных выше пьес («Лимож») ко второй повторяется при переходе от «Бабы-Яги» к финалу -- тот же тип фортепианного изложения -- перемежающиеся удары правой и левой руки, образующие пышный каскад звучаний. ЗаключениеВ результате анализа можно сформулировать следующие факторы «циклического единства» сюиты «Картинки с выставки»: 1. Сквозное развитие в структурном плане -- от расчлененности к большей слитности. 2. Сквозное развитие в плане ладово-интонационном на основе контраста диатоники и трихордности рефрена с разными формами их хроматического усложнения. "Штурм» диатоники к концу цикла. 3. Обобщающий синтезирующий и суммирующий финал. 4. Наличие общей динамической кульминации цикла. 5. Концентричность в расположении пьес-картин. 6. Организация цикла аналогично нециклической двойной трехчастной форме. 7. Внедрение рефренности в сюиту, наличие «арок», интонационных связей. В двух последних, чисто композиционных факторах проявляются закономерности, влияние которых можно проследить во многих циклических произведениях XIX века, выходящих за пределы норм строго регламентированной симфонии или сонаты. Речь идет не только о проникновении рефренности или образовании двойной трехчастности. Единое непрерывное сквозное развитие, наличие общей кульминации в сюите Мусоргского -- также факторы, в первую очередь присущие нециклическим формам. Два противоположно направленных сдвига играют решающую роль в композиции «Картинок с выставки». Это -- особая, новая форма претворения драматургического приема на основе принципа предварительного отведения действия в сторону, противоположную той, где лежит истинная цель. Этот прием -- проявление существенного принципа художественного воздействия не только в музыке, но и в других искусствах. Другой -- «принцип множественного и концентрированного действия», означающий, что «существенный художественный результат, важный выразительный эффект... обычно достигается с помощью не какого-либо одного средства, а нескольких средств, направленных к той же цели» - воплотился в композиции «Картинок с выставки» особенно наглядно. Внедрение принципа нециклической формы в циклическую, рондовости и рондообразности (двойная трехчастность) в сюиту -- первое звено в цепи этих средств. Дальнейшие звенья -- превращение рефрена в переходящий рефрен и связанная с этим композиционная модуляция от сюиты к контрастно-составной форме. Это первое последствие внедрения принципа нециклической формы в циклическую -- ведь контрастно-составная форма занимает промежуточное положение между ними, давая возможность ярче, чем в цикле, проявиться принципам сквозного развития и одновременно не лишая композицию контрастов циклического типа. Возникающее сквозное развитие, в свою очередь, сливает отдельные этапы формы, так как две предфинальные кульминации-каденции (в пределах возникшей контрастно-составной формы) образуют зону композиционной подготовки последней высшей финальной кульминации. Так возникает единая волнообразная линия восходящего композиционного и связанного с ним ладово-интонационного развития от «Прогулки» к «Богатырским воротам». Вся эта цепь объединенных друг с другом факторов и образует ту особую индивидуальную форму циклического единства, которая была найдена Мусоргским именно в данном произведении. Творческая фантазия композитора преобразовала отдельные разрозненные впечатления от картин Гартмана. Список использованной литературысюита музыкальный композиционный1. Берченко Р. Э. Композиторская режиссура Мусоргского. Москва: УРСС, 2003. - 400 с. 2. Васильева А. Русский лабиринт. Биография М. П. Мусоргского. Псков: Псковская областная типография, 2008. - 255 с. 3. М. П. Мусоргский в воспоминаниях современников. Москва, 2009. - 279 с. 4. Федякин С. Р. Мусоргский // Жизнь замечательных людей. Москва: Молодая гвардия, 2009. - 378 с. 5. Холопов Ю. Н. Мусоргский как композитор XX века // Мусоргский и музыка XX века. Москва, 2009. - 320 с. Размещено на Allbest.ru Подобные документыТеоретический анализ проблемы восприятия музыкального произведения в трудах отечественных исследователей. Аксеосфера музыкального искусства и ее влияние на развитие личности. Сущность и особенности восприятия музыкального произведения. дипломная работа , добавлен 21.04.2005 Знакомство с краткой биографией В.А. Моцарта, анализ творческой деятельности. Общая характеристика произведения "Ave verum corpus". Мотет как вокальное многоголосное произведение полифонического склада, жанр профессионального музыкального искусства. курсовая работа , добавлен 11.10.2016 Освещение истории создания, выборочный анализ средств выразительности и структурная оценка музыкальной формы Второй симфонии одного из величайших композиторов XX века Яна Сибелиуса. Основные сочинения: симфонические поэмы, сюиты, концертные произведения. реферат , добавлен 02.04.2014 Детство и юность Римского-Корсакова, знакомство с Балакиревым, служба на "Алмазе". Произведения композитора: музыкальная картина "Садко", симфонические сюиты "Антар" и "Шехеразада". Увертюры, симфонические сюиты из опер и транскрипции оперных сцен. курсовая работа , добавлен 08.05.2012 Понятие и структура симфонии как музыкального произведения в сонатной циклической форме, предназначенного для исполнения симфоническим оркестром. Инструменты и структура симфонического оркестра, анализ выдающихся произведений, написанных в данном стиле. презентация , добавлен 18.02.2015 Творческая биография композитора Р.К. Щедрина. Основные черты стиля написания музыки. Музыкально-теоретический анализ произведения "Я убит подо Ржевом". Вокально–хоровой анализ и характеристика сочинения с точки зрения художественного воплощения. контрольная работа , добавлен 01.03.2016 Историко-стилистический анализ произведений хорового дирижера П. Чеснокова. Анализ поэтического текста "За рекою, за быстрой" А. Островского. Музыкально-выразительные средства хорового произведения, диапазоны партий. Анализ дирижерских средств и приемов. контрольная работа , добавлен 18.01.2011 Трактовка произведения Баха "Сицилиана". Статистический, семантический, синтаксический и прагматический анализ музыкального текста. Моделирование и изучение строения музыкальной речи. Интерпретации музыкального строя с помощью компьютерных технологий. курсовая работа , добавлен 31.03.2018 Характеристика цикла "Детская музыка" - первого сочинения Прокофьева, написанного в жанре фортепианных миниатюр. Особенности музыкального стиля композитора. Исполнительский и методический разбор пьесы "Тарантелла". Анализ характера и формы произведения. реферат , добавлен 09.01.2015 Изучение особенностей хорового произведения С. Аренского на стихи А. Пушкина "Анчар". Анализ литературного текста и музыкального языка. Анализ дирижерских исполнительских средств и приемов. Диапазоны хоровых партий. Разработка плана репетиционной работы. Портреты Мусоргского делались не часто. Это не Рембрандт, который ежегодно всматривался в себя и следил, как он меняется. Портреты Мусоргского, как правило, отражают только внешнее, нам же интересен его внутренний мир, который позволил создать ему великие музыкальные произведения. Ранние годыМодест Петрович Мусоргский был сыном не богатого, но родовитого помещика. Он родился в северных Псковских краях в 1839 году. Два старших брата рано умерли, и матушка Юлия Ивановна всю свою нежность и любовь отдала младшему сыну. Близость с ней Модест Петрович сохранял всю жизнь, и позже ее смерть была для него тяжелым ударом. Маман первая учила его играть на фортепиано. От этого времени портреты Мусоргского не сохранились. Но его будущее была решена давно: мальчик будет военным. ПетербургЗакончив школу гвардейских подпрапорщиков, Модест Мусоргский начал службу в Преображенском гвардейском полку. На фотографии слева - офицер лейб-гвардии. Это 1856 год. Ему 17 лет. Молодцеватый и с прекрасной осанкой, скромный, почти ребенок, молодой человек, который еще не определил свою жизнь. В нем чувствуется готовность служить, следовать долгу, самоконтроль и сила воли. Рядом справа его фотография с братом в 1858 году. Внутренняя свобода, строгий взгляд, как будто будущий композитор что-то решает для себя. Рассудочность, самоуглубленность присутствует в каждой его черте. К этому времени Модест Мусоргский -одаренный музыкант. Он еще и очень образованный человек: свободно разговаривает и пишет на французском и немецком языках, читает по-гречески и на латыни. Он уже знаком с А.С. Даргомыжским и М.А. Балакиревым и написал два скерцо. Одно из них музыканту, не учившемуся в консерватории, удалось успешно оркестровать. Под руководством Балакирева Мусоргский работал над оркестровыми партитурами, тщательно изучая их, а также производил анализ гармонии, контрапункта и формы сочинений известных композиторов, учился критически, очень углубленно их оценивать. К этому времени он оставляет службу в армии, но предъявляет к себе самые жесткие требования, не допускающие никакой распущенности. Светский человекМодест Петрович заботился о своем внешнем облике. Музыкант старался, чтобы у людей складывалось впечатление о нем как о благополучном человеке. Действительно, с аккуратно причесанной волосок к волоску головы до кончиков начищенных изящных ботинок, сквозь нас смотрит ухоженный элегантный мужчина с полной невозмутимостью на лице. В жизни это был человек с такими манерами, элегантностью, великолепной речью, остроумием и образованностью, что все женщины таяли под его обаянием. У него же была тайная любовь к женщине, чье имя он не открывал никому. Предположительно - это Н.П. Опочинина, которую он поставил на самый высокий пьедестал и посвятил ей самые лирические сочинения. ЗрелостьЭто начало самого мрачного периода в жизни композитора. Портрет, представленный ниже, показывает, что Модест Мусоргский держится несмотря на удары, которые наносит ему судьба: распалась «Могучая кучка», пресса злобно нападала на его сочинения, спектакль «Борис Годунов» почти перестали ставить. Умерла любимая женщина, и композитор безмерно страдал. После ее смерти он написал горький романс «Надгробное письмо». Он жил только творчеством, создавая романсы на стихи нового друга, графа А.А. Голенищева-Кутузова. Но тот женился и нанес дружбе и сотрудничеству непоправимый для Мусоргского удар. Творческий взлетЕще в военном училище пробудилась тяга к возлияниям. Под тяжелыми душевными переживаниями она вновь пробудилась. Развитое воображение позволяло вкупе с вином избегать горестной реальности и творить. Импульсивность, которая была ему свойственна, заставляла его начинать новые произведения, не доводя их до конца. Сублимируя внутреннюю силу, индивидуалист Модест Петрович с головой уходил в музыку. Именно в это время были написаны «Картинки с выставки», фортепьянная сюита на память друга-художника Гартмана. Он сам сочинил сюжет «Хованщины» и начал писать ее, а также «Сорочинскую ярмарку» по мотивам Гоголя. Он уже задумывался об опере на тему о Пугачевском восстании. Вопреки всему, ему хотелось творить и радоваться жизни. Илья Репин «Портрет Мусоргского»Модест Петрович больше не служил. Друзья сложились и выплачивали ему небольшую пенсию. В 1881 году у него случился приступ белой горячки. Его поместили в больницу. За четыре сеанса с 14 по 17 марта И. Репин создал портрет М.П. Мусоргского. А 28 марта композитор скончался. Это придает портрету особую глубину и драматичность. Больничный халат, растрепанные волосы и борода не отвлекают нас от лица совершенно больного человека. В его глазах горит блеск и светится живой ум и мысль о будущих работах, которые ему не удастся сочинить. Ведь он не думал о смерти. Репин нисколько не приукрасил композитора, а потому он получился живым и настоящим человеком. Припухлости и морщины художник сгладил, сделал сложнейшие световые нюансы на лице и оставил нам образ, полный творческих сил и внутреннего благородства. Колорит - легкий и прозрачный. На светлом фоне лицо и фигура смотрятся особенно значимо. Все портреты Мусоргского показывают его изменение от безукоризненного офицера и светского человека до личности, которая пришла к упадку сил. Предварительный просмотр:План-конспект урока Тема: «Музыкальная живопись Модеста Петровича Мусоргского» Форма урока: урок - исследование Цель: познакомить учащихся с образами музыки М. Мусоргского Задачи: Развитие эмоционально-осознанного отношения к произведениям разных видов искусства, понимание их жизненного и духовно-нравственного содержания Освоение более сложного музыкального жанра – фортепианной сюиты М.П.Мусоргского «Картинки с выставки»; - формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (восприятие, исполнение), а также – творческих способностей детей. Оборудование: компьютер, медиапроектор, презентация Power Point «Музыкальная живопись Модеста Петровича Мусоргского». Ожидаемый результат Учащиеся должны уметь соотнести разные виды искусства и найти их общие изобразительные свойства. При разработке урока используется технология развивающего обучения, использование элементов здоровьесберегающих технологий, методы: «мозговой штурм», метод «погружения» в историческую эпоху, метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки , творческое задание по написанию синквейна. Каждый ученик даёт оценку по эффективности урока, которая является своеобразным индикатором для учителя: понял ли ученик материал урока или нет, на что нужно обратить внимание на последующих уроках. Список литературы, используемой при подготовке, в том числе ресурсов сети Интернет: Л.А. Исаева «Учитель музыки: пути профессионального становления»: -Саратов, 2007 Примечание. В период подготовки учителем были определены помощники - «искусствоведы», которые самостоятельно выполняли исследовательскую работу: биография М. Мусоргского, история создания фортепианной сюиты М. Мусоргского «Картинки с выставки», создание симфонических произведений М. Равеля. Ход занятия I . Орг. момент. Приветствие. II. Введение в тему урока Учитель. (Поёт на песню Г. Струве «Музыка»): Я хочу увидеть музыку, Я хочу услышать музыку. Что такое эта музыка, Расскажите мне скорей. Школьники (по знаку учителя) продолжают: Птичьи трели – это музыка, И капели – это музыка, Есть особенная музыка В тихом шелесте ветвей. Учитель. Какую тему полугодия мы сегодня будем продолжать на нашем уроке? (Связь музыки с изобразительным искусством). Сегодня нас ждёт встреча с творчеством великого русского композитора Модестом Петровичем Мусоргским. Хочу сказать, что мне особенно дорог этот композитор – когда – то я училась в музыкальной школе имени М.П. Мусоргского; возле этой школы в г. Великие Луки установлен памятник великому русскому композитору. Сегодня мы должны исследовать музыкальные произведения великого русского композитора Мусоргского и дать ответ на вопрос: может ли музыка «рисовать» картины? (может, но нужно доказать) Учитель. Мои помощники - «искусствоведы» представят проделанную работу. Самые значимые сведения урока вы, ребята, должны отразить в «Дневнике урока». Давайте рассмотрим этот дневник и определим этапы нашего урока. Учитель комментирует предстоящую работу - заполнение таблицы (см. Приложение к уроку), составление синквейна, и в конце урока учащимся предстоит отразить своё отношение к проделанной работе на уроке. III. Основная часть урока. Ребята, вы уже знакомы с именем Мусоргского. Что вы можете о нём рассказать? (Композитор XIX века, входил в содружество «Могучая кучка» Давайте узнаем интересные факты биографии этого композитора Выступление «искусствоведов»: Биография М.П. Мусоргского: 1) Модест Петрович родился в деревне Карево Торопецкого уезда Псковской губернии, но большую часть времени он проводил в Наумове (в 3 километрах от Карева), в имении Чириковых, родственников матери. Первой учительницей музыки будущего композитора была его мать Ю.И.Мусоргская (Чирикова). "Мусоргский в Кареве провел первые свои 10 лет и на всю жизнь остался по глубоким впечатлением той народной жизни, тех сцен и типов, которые окружали его", - писал музыкальный критик В.В.Стасов в конце 19 века. М.П.Мусоргский неоднократно приезжал в родные места. Здесь он работал над оперой "Борис Годунов", написал многие романсы. В деревне Наумово сохранились остатки усадьбы Чириковых: барский дом, каменное здание оранжереи, часть старого парка, полузаросший пруд, обсаженный елями. В доме-музее Мусоргского проходят традиционные музыкальные праздники, посвященные композитору, на которые приезжают знаменитые оперные певцы. 2). М. П. Мусоргский закончил Школу гвардейских подпрапорщиков . Затем недолго служил в лейб-гвардейском Преображенском полку , потом в главном инженерном управлении, в министерстве государственных имуществ и в государственном контроле. Музыкальный кружок Балакирева оказал большое влияние на творческое развитие Мусоргского. Балакирев заставил Мусоргского обратить серьёзное внимание на музыкальные занятия. Под его руководством Мусоргский читал оркестровые партитуры, знакомился с анализом музыкальных произведений и критической их оценкой. Композитор прожил очень короткую, яркую жизнь, но в ней было много страданий и одиночества. Не было семьи, детей. Умер Мусоргский в 42 года в Николаевском военном госпитале, похоронен в Санкт-Петербурге в Александро-Невской лавре. 2). М.П. Мусоргский создал произведение, поистине уникальное в мировой музыке фортепианная сюита «Картинки с выставки». Узнаем историю создания этого произведения. Выступление искусствоведов.
Мусоргский посетил выставку, и 10 картин ему особенно понравились. Они вдохновили его на создание сюиты. В июне 1874 года 35-летний Модест Петрович Мусоргский в исключительно короткий срок – около 3-х недель – создаёт «Картинки с выставки». «Звуки и мысль в воздухе повисли…едва успеваю царапать на бумаге»,- писал композитор Стасову. «Хочу скорее и надёжнее сделать… До сих пор считаю удачным». Это признание удачи особенно ценно, потому что автор всегда был до придирчивости строг к себе. 2 ученик.
Музыкальные образы «Картинок…» ярки и живописны:
В финале сюиты, названном «Богатырские ворота», воспевается могучая сила народа. Создается яркая, живописная картина. Гудят колокола. С пением проходят странники, пришедшие из дальних краёв в стольный град Киев. Постепенно нарастает ощущение праздничности. Все пьесы объединены общей темой, которую композитор назвал «Прогулка». Эта тема звучит в сюите 4 раза, изменяется и развивается. Тему «Прогулки» композитор назвал «интермедами» (интермедиями, что в переводе с латинского означает промежуточный). По словам композитора, он изобразил этой темой самого себя прохаживающимся по выставке работ Гартмана. Вывод: что же такое сюита? СЮИТА (с фр. Suite - «ряд», «последовательность») - музыкальное произведение из нескольких разнохарактерных пьес, объединенных единством замысла
Работа в Дневниках. 3) Работа в группах. Написание синквейна к произведениям (1, 2, 3 группа соответственно создают синквейны «Прогулка», «Баба Яга», «Птенцы») Выступление учащихся, зачитывание синквейнов. Слушание. Музыка М. Мусоргского «Старый замок» Анализ музыкального произведения. Работа в Дневниках. 3). Мусоргский сюиту написал для фортепиано. Как вы думаете, м ожет ли музыка обогащаться? Выступление искусствоведов. Произведение Мусоргского «Картинки с выставки» не знает аналогий ни в европейском, ни в русском музыкальном искусстве. Композиторов-симфонистов постоянно привлекало в них богатство красок. Одно из оркестровых переложений цикла блестяще осуществил французский композитор - импрессионист Морис Равель в 1922 году. Что мы знаем о симфоническом оркестре? Слушание. Музыка М. Мусоргского «Богатырские ворота» Анализ. Вывод: образ Родины раскрывает прозвучавшая музыка. III. Подведение итогов урока. Учитель. Сегодня мы исследовали произведения Мусоргского Сделаем вывод, какие образы были раскрыты в сюите «Картинки с выставки»?
Теперь вы готовы дать ответ на вопрос: может ли музыка «рисовать» картины? (Музыка может «нарисовать» природу звуками, слушая музыку, мы представляем картины и образы) О каком композиторе мы сегодня говорили? Какие музыкальные произведения прозвучали на уроке? Учащиеся отмечают и оценивают урок в «Дневнике» и сдают свои работы на проверку. Домашнее задание: нарисовать рисунок к любому из прозвучавших произведений Мусоргского из сюиты «Картинки с выставки». ДНЕВНИК УРОКА «Музыкальная живопись Модеста Петровича Мусоргского» Фамилия, имя ____________________________________________
Слово синквейн происходит от французского слова, которое означает «пять». Таким образом, синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк. ПАМЯТКА ПО СОСТАВЛЕНИЮ СИНКВЕЙНА 1 строка - существительное, которое, собственно, и нужно осмыслить. 2 строка - два прилагательных, определяющих это существительное и описывающих ваше представление о нём. 3 строка - три глагола: действия, которые производит существительное. 4строка - фраза из четырёх слов, передающая ваше отношение к существительному. 5 строка – одно слово – существительное - ваши ассоциации, вывод, резюме. ПРИДУМЫВАЕМ СИНКВЕЙН! 1___________________________________________________________________ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Популярное:
Новое
- К чему снится клещ впившийся в ногу
- Гадание на воске: значение фигур и толкование
- Тату мотыль. Татуировка мотылек. Общее значение татуировки
- Что подарить ребёнку на Новый год
- Как празднуют день святого Патрика: традиции и атрибуты День святого патрика что
- Как научиться мыслить лучше Я не умею быстро соображать
- Эти признаки помогут распознать маньяка Существует три способа достижения абсолютной власти
- Как спастись от жары в городской квартире
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?