Главная - Память
Игра в начальной школе. Творчество Евгения Шварца

Сценарий урока – литературной гостиной с использованием компьютера.

Преподаватели - , учитель русского языка и литературы,

Учитель информатики

Предмет – литература

Тема – Евгений Львович Шварц. Жизнь и творчество. Литературная гостиная «Жил-был сказочник».

Продолжительность занятия – 90 минут

Образовательное учреждение – Томская область , ЗАТО Северск, Муниципальное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 000»

В массовой практике обучения неповторимость творчества и жизненного пути писателя осваивается в стандартной форме традиционного урока, что снижает эффективность учебного процесса.

В январе 2008 г. исполнится 50 лет со дня смерти. О творчестве Евгения Львовича Шварца в школьной программе говорится лишь вскользь при изучении обзорной темы «Литературный процесс 30-50-х гг.». А его пьесы до сих пор не утратили актуальности, фильмы, снятые по его сценариям, стали классикой. Поэтому решила посвятить урок изучению жизни и творчестве этого замечательного драматурга и провести его в нетрадиционной форме, в форме литературной гостиной. Это способствовало повышению познавательного интереса учащихся к теме и их активности, помогло пробудить способность учащихся к личностному восприятию литературных произведений, развитию их артистических способностей.

Компьютерная презентация позволила эффективно и эстетично представить богатый наглядный материал, познакомить учащихся с людьми из ближайшего окружения драматурга, продемонстрировать фотографии из спектаклей и фильмов.

Поскольку традиционный урок, предполагающий ведущую роль учителя, мало приспособлен для свободного творческого общения школьников, заинтересованного обсуждения изучаемой темы, а также не предоставляет возможностей всем учащимся для самораскрытия, форма данного занятия эти проблемы во многом позволила решить.

Подготовка к проведению мероприятия требовала от учащихся усвоения большого объёма материала, а также интеграции усилий разных групп участников: ведущих, чтецов, актёров, танцоров, исполнителей песен, оформителей. Подобная дифференциация занятия позволила осуществить разноуровневый подход к ученикам при подготовке к уроку, установить живую и свободную взаимосвязь между учителем и учащимися, создать возможность выражения собственного «Я» каждому школьнику.

Части - блоки урока (краткое содержание деятельности учителя и учащихся)

Временная реализация

Организационный момент: приветствие, объявление темы занятия под сопровождение мелодии из кинофильма «Обыкновенное чудо»

Рассказ ведущих о жизни.

Задача - эмоционально воздействовать на учащихся, подготовить к восприятию фрагмента из сказки.

Сценка №1. Отрывок из пьесы «Тень»

Сценка №2. Отрывок из пьесы «Дракон»

Задача - эмоционально воздействовать на учащихся, познакомить с отрывком из пьесы, показать особенности сатирических образов Шварца.

Продолжение рассказа о жизни Шварца.

Образовательная задача – дать представление о фактах биографии драматурга.

Исполнение песни «Песня волшебника».

Задача – эмоционально воздействовать на учащихся и подготовить к восприятию фрагмента.

Сценка №3. Отрывок из пьесы «Обыкновенное чудо»

Задача - эмоционально воздействовать на учащихся, познакомить с отрывком из пьесы.

Заключительное слово ведущих. Исполнение стихотворения.

Задача - эмоционально воздействовать на учащихся, показать особенности философской лирики.

Исполнение песни из кинофильма «Давайте негромко, давайте вполголоса».

Задача - эмоционально воздействовать на учащихся.

Литературная гостиная, посвящённая Е. Шварцу,

«Жил – был сказочник».

Ведущий 1.

…В самые темные годы от сказочника-поэта мы столько вдохнули свободы, столько видали света…

Эти стихи поэтесса Ольга Берггольц посвятила удивительному сказочнику, писателю и драматургу. Пьесы - сказки Шварца: «Голый король», «Снежная королева», «Тень», «Дракон», «Обыкновенное чудо» - знает каждый; фильмы, поставленные по его сценариям, «Золушка», «Дон Кихот», с детства любимы и вызывают только восторг.

Ведущий 2.

«Н а свете есть вещи, которые производятся только для детей: пищалки, скакалки, лошадки... Другие вещи фабрикуются только для взрослых: танки, бомбы, спиртные напитки и папиросы. Однако трудно определить, для кого существуют солнце, море, цветущая сирень, ягоды, фрукты..? Вероятно - для всех! …Так и с драматургией. У пьес Евгения Шварца …такая же судьба, как у цветов, морского прибоя и других даров природы: их любят все, независимо от возраста», - писал о произведениях Евгения Шварца режиссёр Николай Павлович Акимов. И это есть обыкновенное чудо.

Ведущий 3.

Обращение к жанру сказки у Е. Шварца не было случайностью. В 30-е годы XX века строгая иерархия установилась не только в обществе, но и в литературе. «Главными жанрами считались эпопея, роман. Сказка же располагалась в самом низу иерархической пирамиды, что и определяло меньшую бдительность цензуры. «Правдоподобием не связан, а правды больше», - так сам Шварц объяснял свою приверженность к этому жанру. Рассказывая о волшебниках, принцессах, говорящих котах, Шварц выражал свои мысли о справедливости, о счастье, о любви, о добре и зле.

Ведущий 4.

Итак, в некотором царстве, в некотором государстве, а точнее сказать, в городе Казани, давным–давно, в 1896 году, появился на свет ребёнок. И никто не догадывался, что именно в этот день, 21 октября , родился сказочник – волшебник, который жил среди людей под именем Евгений Львович Шварц. Ещё при жизни сказочника назвали одним из лучших драматургов века, а после смерти имя его стало символом детства, добра и любви. Итак, наша сказка – быль о добром Волшебнике продолжается. Отец Жени – Лев Борисович, из старых земских врачей. Он был одаренным человеком: прекрасно пел, хорошо играл на скрипке, выступал в театре. Мать Жени - Мария Фёдоровна, тоже была прекрасной актрисой. Не случайно любовь к театру жила в сердце мальчика. Но быстро сказка сказывается, да не быстро дело делается.

Ведущий 1.

Поступив в Ростовский университет, Евгений Шварц увлёкся театром и стал серьёзным артистом. В октябре 1921 года вместе с актёрами ростовской Театральной мастерской Евгений Шварц со своей молодой женой, актрисой Гаянэ Холодовой, приехал в Петроград на гастроли. Театральная общественность Петрограда и пресса приветливо приняли молодой театр. Но театр сборов не делал и скоро прогорел. Шварцы остались в Петрограде, работали в театре на Бородинке.

Ведущий 2.

Вскоре Шварц расстался с профессией актера и потянулся к литературе. Он как-то сразу стал своим во всех петроградских литературных кружках, из «серапионов» он особенно подружился с Зощенко. Шварц стал часто бывать у Николая Чуковского, и Корней Чуковский взял его к себе в секретари.

Ведущий 3.

Весной 1923 года Шварц решил побывать у родителей на Донбассе и предложил своему другу М. Слонимскому ехать с ним… Слонимского пригласили на работу в редакцию первого литературного журнала, и он привел Шварца. Шварц начал печататься, подписываясь псевдонимом «Щур». Когда выход нового журнала наладился и состав сотрудников определился, Шварц вернулся в Петроград.

Ведущий 4.

В 1925 году вышла первая книжка Шварца. Евгений Шварц стал писателем. Одна за другой печатались его детские книжки в стихах и прозе. С 1925 г. Шварц – секретарь журнала «Ленинград», чуть позже – детского отдела Госиздата. Вот как вспоминает свою первую встречу с руководителями отдела Л. Пантелеев (отрывок из кн. «Мы знали Евгения Шварца», стр.42)

Ведущий 1.

Вскоре детский писатель стал детским драматургом. И в личной жизни у Шварца в этот период происходят изменения. Он был тогда влюблён в Катю Зильбер, которая стала его женой и музой до конца его жизни. Но для того, чтобы соединиться, обоим пришлось сломать то, что у них сложилось до встречи. Евгению Львовичу это было особенно трудно, так как он оставил жену и дочку.

Ведущий 2.

Первой пьесой, принесшей Шварцу, всемирную известность, стал «Голый король», произведение, которое стала известно зрителям лишь через 30 лет после написания. В то время пьесу запретили. Но созданная в 1940 году пьеса «Тень» всё же была поставлена на сцене и имела большой успех.

Волшебник . В тот день, когда началась эта сказка, в страну, где жили наши герои, приехал учёный. Его зовут Христиан – Теодор. Он добр, легковерен и близорук . Может быть, поэтому он и не заметил, как любит его самоотверженная Аннунциата, и влюбился в неизвестную белокурую красавицу, живущую в доме напротив.

Исполняется вальс.

Хозяйка.

По чисто сказочной случайности красавица эта оказалась принцессой. С этого начинается пьеса, с этого начинаются все злоключения Христиана Теодора.

Отрывок из пьесы «Тень»

Ведущий 3.

В сказке, как будто списанной с действительности 30 – 40-х годов, от ученого отворачиваются друзья, его предает невеста, но не желает унижаться перед своей тенью, и за это его казнят. По счастью, ученого воскресили, и он вместе с преданной Аннунциатой покинул эту страну. Ведь это уже не сказочная страна. Сказка когда-то жила здесь, но её выгнали.

Ведущий 4.

Когда началась война, Шварц попытался записаться в народное ополчение, но его забраковали на медосмотре. Осенние и зимние месяцы 1941 года он оставался в блокадном Ленинграде, пока ему не стало совсем плохо, и тогда, наконец, Шварц эвакуировался. Вскоре Театр комедии Н. Акимова тоже был эвакуирован и осел в столице Таджикистана. Через некоторое время удалось вызвать и Евгения Львовича. В Душанбе Шварц написал сказку «Дракон». Шварц писал об отвратительном Драконе, о городе, подавленном его владычеством . Когда в 1944 году Театр комедии переехал в Москву и показал там премьеру «Дракона», Акимову сообщили, что спектакль этот играть нельзя. Акимов, Шварц и их друзья спасали пьесу как могли. Но в пьесе усмотрели сатиру на советскую действительность, и она оставалась под запретом до 1962 года.

Сценка из пьесы «Дракон».

Ведущий 1.

В последнее время Шварца всё чаще называют Ланцелотом. Но ни характером, ни поступками своими Шварц не походил на своего героя. Настоящий Шварц знал и неуверенность в собственных силах и страх. Это сейчас пьеса «Дракон» воспринимается как сатира на Сталина. На самом же деле смеяться над Сталиным Шварц никогда не решился бы. Это обстоятельство, возможно, и позволило ему создать гениальную пьесу не про Сталина, а про человеческую натуру, в которой заложено нечто такое, что делает возможным существование тоталитаризма. В сказке Ланцелот в открытом бою спасает и свою возлюбленную, и весь город. А что мог сделать Евгений Шварц? Сжав зубы, он молчал, когда в пасти Дракона исчезли один за другим его ближайшие друзья – Николай Олейников, Николай Заболоцкий, Даниил Хармс. Кошмар 30-х годов воспринимался им как нечто мистическое, похожее на козни Дракона. Но он никогда не называл зло добром, не учил ни классовой, ни какой–нибудь другой ненависти. Не случайно вскоре после ареста Заболоцкого ночью и в квартире Шварца раздался страшный звонок в дверь. Некто постарался напомнить драматургу, что может прийти и его черёд.

Ведущий 2.

В 1944 году Евгений Львович Шварц начинает работу над самым личным произведением, сочинение которого заняло десять лет. Пьеса «Обыкновенное чудо» была поставлена в 1956 году. Итак, один волшебник женился, остепенился и занялся хозяйством. Но как ты волшебника ни корми, - его всё тянет к чудесам, превращениям, приключениям. Исполняется «Песня Волшебника».

Сценка из пьесы «Обыкновенное чудо».

Ведущий 3. В сказке Шварца случается чудо, даже вопреки воле самого Волшебника. Мораль проста и прекрасна: великие, сильные и чистые чувства творят чудеса. «Обыкновенное чудо» - самая личная из всех сказок Евгения Шварца. И неудивительно - ведь повествовала она о Любви. Мало того - в этой сказке под масками Волшебника и его жены впервые неприкрыто проглянули автобиографические черты, что подтверждалось и характером Волшебника, и посвящением пьесы Екатерине Ивановне Шварц. Согласитесь: ведь они похожи – Шварц и Хозяин? Жаль только, что это была последняя сказка Волшебника.

Волшебник. Стихотворение « Меня Господь благословил идти…»

Ведущий 4.

Земная жизнь сказочника окончилась 15 января 1958 года. Но сказка его жизни продолжается. Его сказки смотрят и дети, и взрослые. Они по-прежнему актуальны. И при этом по-настоящему чело-ВЕЧНЫ. По-моему, каламбур удался… А вы как считаете? «Божье повеленье» Евгений Шварц выполнил.

Песня «Давайте негромко, давайте вполголоса…» (Выходят все актёры)

Час хорошей литературы

(сценарий мероприятия к юбилею Е.Шварца)

Оформление, оборудование: выставка одного автора « Готовый портрет. Евгений Шварц», компьютер, телевизор, видеоролик: «Жил-был сказочник»


Сценарий

Ведущий 1: Вы знаете, что 2016 год в России посвящен кинематографу. Но кинематограф невозможно представить без прекрасных экранизаций сказок Евгения Шварца! К тому же в октябре мы отмечали 120-летний юбилей писателя.

(видеоролик-презентация: «Жил-был сказочник»)

Имя Евгения Львовича Шварца окружено легендой. Легенда не врет, но и не говорит всей правды. Легенда проста – жизнь сложна, и в ней "все замечательно и великолепно перепутано". Вошел Шварц в литературу как детский писатель, в 20-е годы он работал в журнале "Еж и Чиж", а потом стал драматургом и инсценировал многие сказки. Поэтому знакомство с творчеством этого писателя для нас подчас начинается не с книг, а с фильмов. Увидев, в детстве старый добрый фильм "Золушка" (он снят по сценарию Шварца), мы на всю жизнь запоминаем удивительные слова маленького пажа: "Я не волшебник, я только учусь". А в юности, как молитву, повторяем: “Всего только раз в жизни выпадает влюбленным день, когда им все удается". Это слова из другой удивительной сказки Шварца "Обыкновенное чудо". Поистине, Евгения Львовича можно назвать владыкой Сказочного королевства. Какое разнообразие сказок: "Снежная королева", "Голый король", "Два клена", "Сказка о потерянном времени", "Золушка" и многие другие.

Ведущий 2:

«Меня Господь благословил идти,

Брести велел, не думая о цели.

Он петь меня благословил в пути.

Чтоб спутники мои повеселели...», -

так говорил о себе писатель.

Ведущий 1: Шварц Евгений Львович (1896 — 1958), писатель-драматург.

Родился 21 октября 1896 г. в Казани в семье врача. Из воспоминаний Шварца: “ Читать я научился рано. Как и когда, вспомнить не могу. Первую книгу помню – это сказки в издании Ступина”. Я вспоминаю, как мама прочла книгу “Принц и нищий”. А потом она была прочитана мною, сначала по кусочкам, затем вся целиком много раз подряд”. Мама очень хотела, чтобы я стал инженером. “Кем ты будешь?” - как-то спросила она. Я ответил полушёпотом: “Романистом”. В смятении своём я просто забыл, что существует более простое слово “писатель”.

Отроческие годы Шварц провёл в Майкопе. Учился на юридическом факультете Московского университета (1914— 1916 гг.).

В печати впервые выступил в 1923 г.; сотрудничал в детских юмористических журналах «Ёж» и «Чиж». С 1926 г. вёл дневники. В конце 20-х — 30-х гг. работал в Ленинграде заведующим детской редакцией Госиздата и издательства «Радуга», готовил радиопередачи. Некоторое время был секретарём у К. И. Чуковского. Тонким пониманием детской психологии, юмором, живым ощущением поэзии ранней поры жизни отмечены повести Шварца «Приключения Шуры и Маруси», «Чужая девочка» (обе 1937 г.), «Первоклассница» (1948 г.).

Ведущий 2: Эксцентрический вымысел, остроумная игра со словом проявились в первых пьесах Шварца («Ундервуд», - пишущая машинка поставлена в 1929 г., издана в 1930 г.; «Клад», поставлена в 1933 г., издана в 1934 г.; сатирическая комедия «Приключения Гогенштауфена», 1934 г.). Писатель использовал сюжеты народных сказок, а также сказок X. К. Андерсена для создания собственного художественного мира (пьесы «Голый король», «Красная шапочка», «Снежная королева», «Тень»). В годы Великой Отечественной войны Шварц создал антифашистскую пьесу-памфлет «Дракон» (1944 г., поставлена в 1962 г. режиссёром М Н. П. Акимовым в Ленинградском театре комедии). В послевоенные годы в его драматургии усилилось внимание к психологическим и бытовым подробностям жизни современного человека (пьесы «Обыкновенное чудо», 1956 г.; «Повесть о молодых супругах», 1958 г.). По сценариям Шварца сняты фильмы «Золушка» (1947 г.), «Дон Кихот» (1957 г.; по роману М. де Сервантеса) и др.

Ведущий 1: А теперь, после просмотра слайдов и знакомства с биографией и творчеством писателя, я предлагаю вам из предложенных названий сказок, пьес и сценариев к фильмам угадать какие принадлежат перу сказочника:

· Два клена

· Приключения Незнайки

· Сказка о потерянном времени

· Хитрый охотник

· Лягушка-путешественница

· Новые приключения Кота в сапогах

· Сказка о ведьме

· Голый король

· Хаврошечка

· Снежная королева

· Два брата

· Царь-девица

· Золушка

· Доктор Айболит

· Шабарша

· Обыкновенное чудо

· Марья-искусница

Ведущий 2: А сейчас вспомните фильм, снятый по сценарию Евгения Шварца: «Золушка». Я буду читать фразы из киносказки, а вы должны сказать, кто из персонажей их произнес.

Задания:

1. А еще корону надел (мачеха)

2. Жалко королевство маловато, разгуляться мне негде. Ничего, я поссорюсь с соседями, - это я умею (мачеха)

3. Добрые люди, где же вы? Добрые люди, а добрые люди? (золушка)

4. Ухожу! К черту, к дьяволу, в монастырь! Живите сами как знаете (король)

5. Я не волшебник, я только учусь, но дружба помогает нам делать настоящие чудеса (мальчик-паж)

6. Крошки мои, за мной! (мачеха)

7. Связи связями, но надо ей, в конце концов, совесть иметь (король)

8. Ужасно вредно не ездить на балы, когда ты этого заслужила (фея)

Ведущий 1: Следующее задание по сказке: «Два брата»

1. Как звали братьев в сказке? (Старший и Младший)

2. Кем работал отец мальчиков? (лесничим)

3. Какую фразу произнес Старший, когда вытолкнул Младшего во двор и запер за ним дверь? («Оставь меня в покое»)

4. В каком номере зала был заперт Младший брат у Прадедушки Мороза? (49)

5. Кто помог мальчикам убежать из дома Прадедушки Мороза (белки и птицы)

«Сказка о потерянном времени»

Сейчас я покажу вам картинки еще из одной замечательной сказки, а вы скажете, как она называется. Есть знаменитый фильм Александра Птушко, снятый в 1964 году по одноименной пьесе Е.Шварца. Кто смотрел фильм или мультфильм, или читал? Тот из вас легко ответит на наши вопросы:

Викторина по книге Е. Шварца "Сказка о потерянном времени"

1. «Какой я одинокий, несчастный старик. Ни мамы, ни детей, ни внуков, ни друзей…. И главное, ничему не успел научиться. Настоящие старики – те или доктора, или мастера, или академики, или учителя. А кому я нужен, когда я всего только ученик 3-го класса?»

Как странно, что Евгений Шварц жил в XX веке. Казалось, он мог приятельствовать с Андерсеном или братьями Гримм. А он выбрал для себя время, когда особенно боялись сказок…

Евгений Львович Шварц - русский советский прозаик, драматург, поэт, журналист, сценарист. Знаменитый и всеми любимый сказочник, покоривший в том числе и взрослых читателей. Автор более двадцати пьес, а также сценариев к кинофильмам. Мыслитель, сумевший в своих пьесах передать трагичность переживаемого времени и одновременно веривший в неизбежность торжества добра.

Читать в библиотеке ЛитРес*

Биография Евгения Шварца

В начале жизни

Родился будущий писатель 9 (21) октября 1896 г. в Казани в семье православного еврея-врача Льва Шварца и Марии Шелковой, которая работала акушеркой. Оба родителя происходили из зажиточных и интеллигентных семей. Жизни в Казани маленький Женя не запомнил, в раннем детстве он часто вместе с родителями переезжал из одного города в другой, окончательно обосновавшись в Майкопе. Там и прошло детство будущего сказочника. Эти переезды можно смело считать своеобразными ссылками его отца, который часто обвинялся в революционной деятельности и подвергался гонениям.

Молодость Евгения Шварца

После окончания майкопского реального училища в 1914 г. Евгений Шварц уехал в Москву, где стал студентом юридического факультета Московского университета. Впрочем, диплом юриста Шварц не получил - уже через пару лет учебы он понял, что выбрал не тот путь. Постепенно он пришел к осознанию иного своего призвания. Его заворожил театр.

В 1917 г. Евгений Шварц был призван в армию. После Октябрьского переворота он поступил в Добровольческую армию Л. Корнилова. Во время одного из штурмов прапорщик Шварц получил контузию, от которой страдал всю последующую жизнь.

После травмы Евгений был демобилизован. Он поступил в университет в Ростове-на-Дону и твердо решил связать свое будущее с творчеством. Начал играть в театрах-студиях - сначала в Ростове-на-Дону, а с 1921 г. в Петрограде, в «Театральной мастерской». Критики весьма благосклонно отзывались об актерской игре молодого Евгения Шварца и пророчили ему блестящее будущее в театре. Однако после двух лет актерства Евгений оставил сцену, не увидев в своих попытках особенного успеха.

Литературное творчество
Первые шаги в литературе

Начав с должности секретаря у Корнея Чуковского, Шварц влился в литературную среду Петрограда, начал сотрудничество с детскими журналами, подружился с членами литературной группы «Серапионовы братья», привлеченный их экспериментаторством, часто бывал на их заседаниях, участвовал в дискуссиях, но в «братство» так и не вступил. Как и многие обэриуты, писал детские рассказы и стихи для журналов «Чиж» и «Еж», издавал детские книги. Возможно, именно это общение и подвигло Шварца на активную писательскую деятельность. Сначала это были сатирические стихи и фельетоны в газете «Кочегарка», потом в тандеме с М. Слонимским - собственный журнал «Забой». В 1925 г. вышел в свет первый сборник стихотворений Шварца «Рассказ старой балалайки», имевший определенный успех у читателей и критики. Затем были написаны детская сказка для театра «Ундервуд» и пьеса «Клад». Вспоминая общественную обстановку тех лет, Шварц писал: «Противники антропоморфизма сказки утверждали, что и без сказок ребенок с трудом постигает мир. Им удалось захватить ключевые позиции в педагогике. Вся детская литература была взята под подозрение…». В такой атмосфере рождалась драматургия Шварца.

В 1934 г. режиссер Н. Акимов уговорил драматурга попробовать свои силы в комедийной драматургии для взрослых. В результате появилась пьеса «Похождения Гогенштауфена» - сатирическое произведение со сказочными элементами, в котором борьба добрых и злых сил происходила в реалистически описанном советском учреждении.

По сюжетам знаменитых сказок

Свое истинное и неповторимое лицо драматурга-сказочника Шварц обрел, когда начал писать пьесы по известным сюжетам сказок Ганса Христиана Андерсена и Шарля Перро: «Снежная королева», «Принцесса и свинопас», «Красная шапочка», «Золушка» и другие. Герои его обновленных сказок, живые, непосредственные, смешные, запросто вписываются в детские представления о жизни, согласуются с их небогатым опытом человеческих взаимоотношений. Незаметно он изменил сказочные штампы, сделав быт, поступки и слова героев близкими, понятными, будто и не сказочными вовсе. Кроме всего прочего, все это выглядело очень забавно, остроумно, с едва уловимым подтекстом. Актриса Елена Проклова: «В это тяжелое время он в сердце хранил добро и передавал его другим людям. Для меня Герда была далекой, когда ее читала у Андерсена, и стала близкой, когда я ее играла у Шварца». Дети хохочут над смешными проблемами его сказок, а взрослые могут уловить в них и более глубокий смысл. Знаменитая трилогия «Голый король», «Тень» и «Дракон» написана тоже по мотивам сказок Андерсена. Многие усматривают в ней реакцию на появление фашизма, хотя, возможно, это было очередное переложение сюжетов известных сказок. Одно не вызывает сомнения: эти пьесы стали своевременным антидиктаторским откликом на мировую проблему. Пьеса «Тень» была снята с репертуара сразу после премьеры, так как в ней сказка слишком очевидно приближалась к политической сатире.

Великая Отечественная война

В начале Великой Отечественной войны Шварц в соавторстве с Зощенко написал гротескную антифашистскую пьесу «Под липами Берлина», поставленную в 1941 г. в ленинградском театре комедии. Евгений Шварц пережил наиболее тяжелые месяцы ленинградской блокады. За годы войны он создал несколько лирических пьес, в том числе «Одна ночь» - о защитниках блокадного Ленинграда; «Далекий край» - об эвакуированных детях. Из блокадного Ленинграда Шварц был эвакуирован в Киров (Вятку) и Сталинабад (Душанбе). Работал над пьесой «Дракон», которая была поставлена уже после войны. Спектакль был снят с репертуара сразу после премьеры в Ленинградском театре комедии. Пьеса оставалась под запретом до 1962 г. Ознакомившись с режиссерской экспозицией «Дракона», сделанной Акимовым, Шварц высказал в письме постановщику один из главных принципов своей драматургии: «Чудеса придуманы прекрасно. Но в самом обилии их есть оттенок недоверия к пьесе... Если чудо вытекает из того, что сказано в пьесе, - оно работает на пьесу. Если же чудо хоть на миг вызывает недоумение, требует дополнительного объяснения, - зритель будет отвлечен от весьма важных событий. Развлечен, но отвлечен».

Послевоенные годы

После войны общественное положение драматурга было нелегким. Об этом свидетельствует его Автобиография, написанная в 1949 г., изданная только в 1982 г. в Париже. При жизни Сталина пьесы Шварца не ставились. За возвращение их на сцену выступила в 1954 г. Ольга Берггольц, назвав Шварца на съезде писателей самобытным, своеобразным и гуманным талантом. В 1956 г. был издан первый сборник его пьес, по ним снова начали ставить спектакли - и в СССР, и за рубежом.

В этот период его драматургия обогатилась новыми мотивами, в ней усилились лирический элемент, внимание к психологическим и бытовым подробностям жизни современного человека. Эти тенденции нашли воплощение в его новых пьесах, в том числе в пьесе «Обыкновенное чудо» (1956), которая стала, по мнению критиков, самым сильным, самым блистательным произведением Шварца. Он писал пьесу долго и мучительно, изменял названия, переделывал диалоги, добиваясь их глубины и афористичности. Театры на этом спектакле имели аншлаги и неизменный успех. Потому что пьеса - о вечных человеческих ценностях, о справедливых законах, согласно которым добро торжествует, а зло уничтожается.

В 1955-1956 гг. Шварц вел дневниковые записи, ставшие основой его «Телефонной книжки» - уникальной формы мемуаров, изобретенной им самим. Телефонная книжка (впервые полностью опубликована в 1997 г.) - это миниатюрные портреты современников, с которыми сводила Шварца творческая судьба, а также меткие характеристики всевозможных советских учреждений - творческих союзов, издательств, театров, вокзалов и прочего... Цель ведения «Телефонной книжки» Шварц определил в ней же самой: «Я пишу о живых людях, которых рассматриваю по мере сил подробно и точно, словно явление природы. Мне страшно с недавних пор, что люди сложнейшего времени, под его давлением принимавшие или не принимавшие сложнейшие формы, менявшиеся незаметно для себя или упорно не замечавшие перемен вокруг - исчезнут...»

Главной его работой в последние годы жизни стал сценарий «Дон Кихот». По этому сценарию был поставлен отличный фильм, снимавшийся в окрестностях Коктебеля. Он получил всемирное признание…

Евгений Львович Шварц был награжден орденом Трудового Красного Знамени (1956), а также медалями «За оборону Ленинграда» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

О творчестве писателя

Представить себе полное собрание сочинений писателя невозможно. Пьесы-сказки Шварца, конечно, знают все. Но они - разве что сотая часть, созданного им. «Пишу все, кроме стихов и доносов», - говорил Чехов, любимый писатель Шварца. Шварц сделал исключение только для доносов.

Евгений Шварц был писатель, очень поздно «себя нашедший». Первые десять лет его жизни в литературе заполнены пробами, попытками, мечтами, домашними стишками, редакционной работой. Это была еще не литературная, а прилитературная жизнь - время поисков себя, поисков своего пути в литературу. О том, что путь этот лежит через театр, он долго не догадывался. Он шел ощупью, он искал, почти не пытаясь печататься. После продолжительных поисков нашел свое место в театре, в драматургии. Работу драматурга Шварц начал со сказок для детского театра. Потом он стал писать пьесы для взрослых, но его пьесы для взрослых - тоже сказки. Он выражал условным языком сказок свои мысли о действительности. Шварц тяготел к сказке потому, что чувствовал сказочность реальности, и чувство это не покидало его на протяжении всей жизни.

К собственным пьесам Шварц относился без всякого придыхания. В пятьдесят лет уверял друзей, что только еще созревает для настоящей литературы. В ответ на похвалы его юмору и стилю признавался, что писать пока учится. А лучшим своим сочинением Шварц считал не «Тень» или «Дракона», хотя и любил их, а драму «Одна ночь» - о том, как переживали блокаду самые обычные, простые ленинградцы. При жизни Шварца она так и не была поставлена: не хватало «героического начала», поэтому не понравилась театральным цензорам, и Шварц - никому не показывавший, как тяжел ему запрет любимой пьесы, - легкомысленно шутил с другом-завлитом: «Надо, наверное, пьесу про Ивана Грозного написать. Назову ее «Дядя Ваня»...

Легкомыслие спасало его всегда. Чего ему стоило это легкомыслие - он не рассказывал никогда, а возможно, не признавался и себе. У него была отличная защита своей внутренней жизни от посторонних взглядов - юмор.

Личная жизнь Евгения Шварца .

По воспоминаниям современников, лучшим доказательством того, что Шварц был хорошим человеком, было то, что его обожали женщины, дети и домашние животные. Как вспоминает один из его друзей, с животными он умел разговаривать.

А с детьми он умел играть, не давя и не унижая их, просто был с ними равным...

Что касается женщин, то они, и правда, обожали Шварца. Никто не умел, как он, говорить комплименты и поднимать настроение. Сочинять дурашливые серенады и радовать неожиданными подарками…

Первой любовью Евгения Львовича была миниатюрная красавица-армянка Гаянэ Халайджиева, актриса того же театра в Ростове-на-Дону, в котором играл и Шварц. Он был безумно влюблен в красавицу, однако та не спешила давать ему согласие на брак. Шварц долго добивался его и добился благодаря своему экстравагантному поступку - в ноябре прыгнул в ледяной Дон на глазах у возлюбленной. Евгений и Гаянэ поженились, и в скором времени у них родилась дочь Наталья.

В 1927 г. в жизни Евгения случилась вторая любовь. На одном из литературных собраний Шварц познакомился с братом своего друга Вениамина Каверина Александром. Тот был с красавицей-женой Екатериной, которая с первого взгляда покорила сердце сказочника. Поначалу их роман был тайной, однако со временем Евгений и Екатерина нашли в себе силы признаться во всем своим половинкам, освободились от прежних браков и соединились. Они прожили душа в душу 30 лет - вплоть до самого последнего вздоха Шварца. Катерина Ивановна любила его всю жизнь и любила не за пьесы - и это Шварц, как ни странно, ценил особенно.

Последние годы жизни и кончина писателя

В 1956 г. в Ленинграде, в Доме Маяковского отпраздновали шестидесятилетие писателя. Актеры и литераторы говорили ему всякие приятности - как всегда на всех юбилеях. И как вспоминают присутствующие, Шварц был весел, оживлен, подвижен, очень приветлив со всеми, скромен и, кажется, доволен. Но вскоре после этого вечера ему стало плохо, и потом становилось все хуже и хуже.

Умер Евгений Шварц 15 января 1958 г. в Ленинграде от инфаркта на 62-м году жизни. Похоронен на Богословском кладбище в Санкт-Петербурге. Земная жизнь сказочника окончилась, но сказка его жизни продолжается. Его сказки читают и смотрят и дети, и взрослые. Они по-прежнему актуальны, и при этом по-настоящему человечны.

«Слава храбрецам, которые осмеливаются любить, зная, что всему этому придет конец. Слава безумцам, которые живут, как будто они бессмертны, - смерть иной раз отступает от них», - написал Евгений Шварц в «Обыкновенном чуде». И действительно -воплощенная в его сказках любовь оказалась бесконечной!

Цитаты и афоризмы от Евгения Шварца

Давайте принимать жизнь такой, как она есть.

В каждом человеке есть что-то живое. Надо его за живое задеть - и все тут.

Умоляю вас, молчите. Вы так невинны, что можете сказать совершенно страшные вещи.

Человека легче всего съесть, когда он болен или уехал отдыхать.

Единственный способ избавиться от драконов - это иметь своего собственного.

Детей надо баловать - тогда из них вырастают настоящие разбойники.

Когда душили его жену, он стоял рядом и все время повторял: «Ну, потерпи, может, обойдется!»

Такая уж должность королевская, что характер от нее портится.

Лучшее украшение девушки - скромность и прозрачное платьице.

Когда теряешь одного из друзей, то остальным на время прощаешь все…

Ничему и никому не верить - это смерть. Все понимать - это тоже смерть. А безразличие - хуже смерти.

Каждая собака прыгает как безумная, когда ее спустишь с цепи, а потом сама бежит в конуру.

Люди не знают теневой стороны вещей, а именно в тени, в полумраке, в глубине и таится то, что придает остроту нашим чувствам.

Высказывания современников о Е. Шварце

Женя Шварц был задумчивый художник, с сердцем поэта, он слышал и видел больше, добрее, чем многие из нас. Он в те годы еще не был волшебником, он еще только «учился», но уже тогда мы видели и понимали, как красиво раскроется его талант.

Живое и тонкое остроумие, насмешливый ум сочетались в нем с добротой, мягкостью, человечностью и завоевывали всеобщую симпатию… Мы любили Женю не просто так, как обычно любят веселых, легких людей. Он хотел «поднять на художественную высоту культуру шутки», как говорил он сам, делая при этом важное, значительное лицо.

Ольга Форш, писатель

На первый взгляд это может показаться удивительным: ведь то, что делал Шварц, было так не похоже, так далеко от чеховских традиций. И, тем не менее, Чехов был его любимым писателем. По многу раз читал он и рассказы Чехова, и пьесы, и письма, и записные книжки… Чехов был для него, как, впрочем, и для многих из нас, образцом не только как художник, но и как человек.

Леонид Пантелеев, писатель

У пьес Евгения Шварца, в каком бы театре они ни ставились, такая же судьба, как у цветов, морского прибоя и других даров природы: их любят все, независимо от возраста. Когда Шварц написал свою сказку для детей «Два клена», оказалось, что взрослые тоже желают ее смотреть. Когда он сочинил для взрослых «Обыкновенное чудо» - выяснилось, что эту пьесу, имеющую большой успех на вечерних спектаклях, надо ставить и утром, потому что дети непременно хотят на нее попасть. Я думаю, что секрет успеха сказок Шварца заключен в том, что, рассказывая о волшебниках, принцессах, говорящих котах, о юноше, превращенном в медведя, он выражает наши мысли о справедливости, наше представление о счастье, наши взгляды на добро и зло. В том, что его сказки - настоящие современные актуальные пьесы.

Николай Акимов, театральный режиссер

В перестройку решил вернуться к «Дракону», которого когда-то, еще в конце оттепели, поставил в студенческом театре МГУ. Это великая пьеса. Шварц своим памфлетом так глубоко вклинился в нацистское сознание, что оказался на сопредельной территории - большевистской, коммунистической… Он в своей пьесе прикоснулся, чуть ли не ко всем нашим (и не только нашим) болячкам и химерам. Когда долго живешь под драконом, меняется химия мозга, люди зомбированы на много лет вперед. А если посмотреть шире, то дракон - это не только тоталитаризм. У каждого общества есть свои драконы.

Марк Захаров, театральный режиссер

Чудесный писатель, нежный к человеку и злой ко всему, что мешает ему жить.

Илья Эренбург, писатель

Личность исключительная по иронии, уму, доброте и благородству.

Вениамин Каверин, писатель

Список пьес и киносценариев Евгения Шварца

1928 - Ундервуд, пьеса в 3 д.
1932 - Пустяки, пьеса для кукольного театра
1934 - Клад, пьеса в 3 д.
1934 - Голый король, сказка в 2 д.
1934 - Похождения Гогенштауфена, пьеса
1934 - Разбудите Леночку, киносценарий, в соавт. с Н. Олейниковым
1934 - Леночка и виноград, киносценарий, в соавт. с Н. Олейниковым
1936 - Красная шапочка, сказка в 3 д.
1938 - Доктор Айболит, киносценарий
1939 - Снежная королева, сказка в 4 д.
1939 - Кукольный город, пьеса для кукольного театра
1940 - Тень, сказка в 3 д.
1940 - Сказка о потерянном времени, сказка в 3 д.
1940 - Брат и сестра, пьеса
1941 - Наше гостеприимство, пьеса
1941 - Под липами Берлина, пьеса, в соавт. с М. Зощенко
1942 - Далекий край, пьеса
1943 - Одна ночь, пьеса в 3 д.
1944 - Дракон, пьеса в 3 д.
1945 - Золушка, киносценарий
1945 - Зимняя сказка, киносценарий
1946 - Сказка о храбром солдате, пьеса для кукольного театра
1947 - Первоклассница, киносценарий
1947 - Каин XVIII, киносценарий
1948 - Сто друзей, пьеса для кукольного театра
1953 - Два клена, пьеса в 3 д.
1953 - Марья искусница, киносценарий
1954 - Обыкновенное чудо, пьеса в 3 д.
1957 - Поветь о молодых супругах, она же - Первый год, пьеса в 3 д.
1957 - Дон-Кихот, киносценарий

Читайте в Публичке!

Шварц, Е. Л. Пьесы. Сказки. Киносценарии / Е. Л. Шварц; сост. Р. В. Грищенков. - Санкт-Петербург: Кристалл, 2001. - 575 с. : портр. - (Библиотека мировой литературы. Мастера прозы ХХ века). Место хр. КХ; Инв. К-529058

Экранизация произведений Евгения Шварца

Дон Кихот. Сцен. Е. Шварца. Реж. Г. Козинцев. Комп. К. Караев. СССР, 1957. В ролях: Н. Черкасов, Ю. Толубеев, С. Бирман, Г. Вицин, Б. Фрейндлих, Л. Вертинская, Г. Волчек и др.

Золушка. Сцен. Е. Шварца. Реж. Н. Кошеверова, М. Шапиро. Комп. А. Спадавеккиа. СССР, 1947. В ролях: Я. Жеймо, А. Консовский, Э. Гарин, В. Меркурьев, Ф. Раневская, Е. Юнгер и др.

Каин XVIII . Сцен. Е. Шварца, Н. Эрдмана. Реж. Н. Кошеверова, М. Шапиро. Комп. А. Спадавеккиа. СССР, 1963. В ролях: Э. Гарин, Л. Сухаревская, Ю. Любимов, М. Жаров, А. Демьяненко, Р. Зеленая, Б. Фрейндлих, М. Глузский, Г. Вицин, Б. Чирков и др.

Марья-искусница . По пьесе «Царь-Водокрут». Сцен. Е. Шварца. Реж. А. Роу. Комп. А. Волконский. СССР, 1959. В ролях: М. Кузнецов, Н. Мышкова, Витя Перевалов, А. Кубацкий, Г. Милляр и др.

Первоклассница . Реж. И. Фрэз. СССР, 1948. В ролях: Наташа Защипина, Т. Макарова и др.


Обыкновенное чудо.
Авт. сцен. и реж. Э. Гарин, Х. Локшина. Комп. Б. Чайковский, Л. Рапопорт. СССР, 1964. В ролях: Э. Гарин, А. Консовский, О. Видов, Г. Георгиу, В. Караваева, Е. Весник, Г. Милляр и др.

Обыкновенное чудо . Телефильм. В 2-х сер. Авт. сцен. и реж. М. Захаров. Комп. Г. Гладков. СССР, 1978. В ролях: О. Янковский, Е. Леонов, А. Миронов, И. Купченко, Е. Симонова, А. Абдулов, В. Ларионов, Ю. Соломин, Е. Васильева и др.

Сказка о потерянном времени . Реж. А. Птушко. Комп. И. Морозов. СССР, 1964. В ролях: О. Анофриев, Л. Шагалова, Р. Зеленая, С. Крамаров, С. Мартинсон, Г. Вицин, И. Мурзаева, В. Телегина и др.

Сказка о потерянном времени . Музыкально-кукольный фильм-спектакль. Реж. Д. Генденштейн. СССР, 1990.

Снежная королева . Сцен. Е. Шварца. Реж. Г. Казанский. Комп. Н. Симонян. СССР, 1966. В ролях: В. Никитенко, Лена Проклова, Слава Цюпа, Е. Мельникова, Е. Леонов, Н. Боярский, О. Викландт и др.

Тень. Реж. Н. Кошеверова. Комп. А. Эшпай. СССР, 1971. В ролях: О. Даль, М. Неелова, А. Вертинская, Л. Гурченко, А. Миронов, В. Этуш, З. Гердт, С. Филиппов, Г. Вицин и др.

Тень, или Может быть, все обойдется . Реж. М. Козаков. Комп. В. Дашкевич. СССР, 1991. В ролях: К.Райкин, М. Неелова, М. Дюжева, А. Лазарев, В. Невинный, С. Мишулин, Ю. Волынцев, М. Козаков и др.


Убить дракона
. Сцен. М. Захарова, Г. Горина. Реж. М. Захаров. Комп. Г. Гладков. СССР-ФРГ, 1988. В ролях: А. Абдулов, О. Янковский, Е. Леонов, В. Тихонов, А. Захарова А. Збруев, С. Фарада и др.

Читать в библиотеке ЛитРес*

* Для чтения книги онлайн в библиотеке ЛитРес необходима удалённая регистрация на портале ЧОУНБ. Библиотечную книгу Вы сможете читать онлайн на сайте или в библиотечных приложениях ЛитРес для Android, iPad, iPhone.

Материал подготовлен В. Ильиной, библиографом ИБО



Евгений Львович Шварц. Родился 9 (21 октября) 1896 года в Казани - умер 15 января 1958 года в Ленинграде. Русский драматург советского периода, прозаик, сценарист.

Евгений Львович Шварц родился 9 (21 октября) 1896 года в Казани в семье Льва Борисовича (Васильевича) Шварца (1874-1940), крещённого еврея, студента-медика (позже земский врач), из местечковых мещан, и Марии Фёдоровны Шелковой (1875-1942), русской, слушательницы акушерских курсов, дочери рязанского цехового Фёдора Сергеевича(Евгеньевича) Шелкова (бывшего, согласно воспоминаниям Евгения Шварца, незаконнорожденным ребёнком рязанского помещика Телепнева).

В возрасте 7-8 лет Евгений, крещёный в православие, считал себя русским, раннее его детство прошло в переездах, связанных со службой отца: Екатеринодар, Дмитров, Ахтыри, Рязань и др. Дальнейшие детство и юность прошли в Майкопе.

В 1914 году Шварц поступил на юридический факультет Московского народного университета имени А. Л. Шанявского, позднее перешел на юридический факультет Московского университета. Но театр интересовал его больше профессии юриста.

Осенью 1916 года был призван в армию.

В апреле 1917 года служил рядовым в запасном батальоне в Царицыне, откуда в августе 1917 года, как студент, был переведён в военное училище в Москву и зачислен юнкером.

В начале 1918 года в Екатеринодаре вступил в Добровольческую армию.

Участвовал в «Ледяном походе». При штурме Екатеринодара получил тяжёлую контузию, последствия которой - тремор рук - ощущал всю жизнь.

После госпиталя был демобилизован и поступил в университет в Ростове-на-Дону, где начал работать в «Театральной мастерской».

В 1921 году вместе с ростовской труппой приехал в Петроград. Играл в небольших театрах (по мнению Николая Чуковского, не имея «никаких артистических дарований»), работал продавцом в книжном магазине, был секретарём Корнея Чуковского. Быстро стал известен как блестящий рассказчик, импровизатор.

Писать начал в 1923 году, когда уехал на лето в Донбасс, где сотрудничал с газетой «Всероссийская кочегарка», выходившей в городе Бахмуте (Артёмовске). Выпускал литературное приложение к газете - «Забой».

После возвращения с Донбасса появилось первое детское произведение Шварца - «Рассказ старой балалайки», вышедший в июльском номере детского альманаха «Воробей» за 1924 год.


С 1925 года стал постоянным сотрудником детских журналов «Ёж» и «Чиж», а первый его рассказ вышел отдельной книжкой. Позже были другие книги для детей: «Война Петрушки и Степки-растрепки», «Лагерь», «Шарики» и др.

В 1929 году Ленинградский ТЮЗ поставил первую пьесу Шварца «Ундервуд». Шварц работал много и плодотворно: сочинял повести, рассказы, стихи, пьесы для детей и для взрослых, смешные подписи к рисункам в журналах «Ёж» и «Чиж», сатирические обозрения, либретто для балетов, репризы для цирка, кукольные пьесы для театра Сергея Образцова, киносценарии. По сценариям Шварца снят фильм «Золушка», с Яниной Жеймо, Эрастом Гариным, фильм режиссёра Григория Козинцева «Дон Кихот» и др.

Во время Великой Отечественной войны Шварц продолжал работать в блокадном Ленинграде, отказывался эвакуироваться, но позже был эвакуирован в Киров, где написал пьесы: «Одна ночь» - о защитниках Ленинграда, «Далекий край» - об эвакуированных детях.

Когда в Душанбе был эвакуирован Ленинградский театр Комедии, Шварц приехал туда. После войны написал ещё несколько пьес, среди них «Обыкновенное чудо» .

Пьесы Евгения Шварца:

«Ундервуд» - пьеса в 3-х действиях - 1928
«Пустяки» - пьеса для кукольного театра - 1932
«Клад» - сказка в 4-х действиях - 1934
«Принцесса и свинопас» - 1934
«Голый король» - сказка в 2-х действиях - 1934
«Похождения Гогенштауфена» - пьеса, 1934
«Красная шапочка» - сказка в 3-х действиях - 1936
«Снежная королева» - сказка в 4-х действиях на Андерсеновские темы - 1939
«Кукольный город» - пьеса для кукольного театра - 1939
«Тень» - сказка в 3-х действиях - 1940
«Сказка о потерянном времени» - «пьеса для кукольного театра» в 3-х действиях - 1940
«Брат и сестра» - 1940
«Наше гостеприимство» - 1941
«Под липами Берлина» (совместно с ) - антифашистская пьеса-памфлет - 1941
«Далекий край» - 1942
«Одна ночь» - пьеса в 3-х действиях - 1943
«Дракон» - сказка в 3-х действиях - 1944
«Сказка о храбром солдате» - пьеса для кукольного театра - 1946
«Сто друзей» - пьеса для кукольного театра - 1948
«Два клёна» - сказка в 3-х действиях - 1953
«Обыкновенное чудо» - сказка в 3-х действиях, 1956 (редакция под названием «Медведь» написана в 1954, но не опубликована)
«Повесть о молодых супругах» / «Первый год» - пьеса в 3-х действиях - 1957

Сценарии Евгения Шварца:

1930 - Настоящие охотники. Автор надписей
1931 - Товарный 717. Немой фильм. Соавтор В. Петров. Режиссёр Н. И. Лебедев.
1934 - Разбудите Леночку (среднеметражный, в соавторстве с Николаем Олейниковым)
1936 - На отдыхе (в соавторстве с Николаем Олейниковым)
1936 - Леночка и виноград (среднеметражный, в соавторстве с Н. М. Олейниковым)
1938 - Доктор Айболит
1945 - Зимняя сказка (в соавторстве с Иваном Ивановым-Вано), - мультипликационный, на музыку П. И. Чайковского
1947 - Золушка (сценарий 1945 года)
1948 - Первоклассница
1957 - Дон-Кихот
1959 - Марья-искусница
1963 - Каин XVIII (сценарий 1947 года, по сказке «Два друга», - в соавторстве с )
1966 - Снежная королева

Другие произведения Евгения Шварца:

«Рассказ старой балалайки», 1925
«Два брата» (сказка)
«Новые приключения кота в сапогах» (сказка)
«Первоклассница» (повесть), 1949
«Приключения Шуры и Маруси» (рассказ)
«Рассеянный волшебник» (сказка)
«Сказка о потерянном времени» (сказка)
Стихи (1920-е - 1950-е гг.)
«Чужая девочка» (рассказ)
Мемуары. Париж, 1982
Дневники (опубликованы в 1989 г.)

Экранизации произведений Евгения Шварца:

1947 - Золушка - режиссёры Надежда Кошеверова и Михаил Шапиро
1959 - Марья-искусница - режиссёр А. А. Роу
1963 - Каин XVIII по сказке «Два друга».
1964 - Обыкновенное чудо - авторы сценария и режиссёры Э. П. Гарин и Х. А. Локшина
1964 - Сказка о потерянном времени - автор сценария В. А. Лифшиц, режиссёр А. Л. Птушко
1966 - Снежная королева, режиссёр Геннадий Казанский
1971 - Тень - авторы сценария Ю. Т. Дунский, В. С. Фрид, режиссёр Н. Н. Кошеверова
1978 - Обыкновенное чудо - автор сценария и режиссёр Марк Захаров
1978 - Заколдованные братья (нем. Die verzauberten Brüder) - австрийский телефильм по пьесе «Два клена»
1988 - Убить дракона - авторы сценария Г. И. Горин, М. А. Захаров, режиссёр М. А. Захаров
1991 - Тень, или Может быть, все обойдется.
1977 - Два клёна
1990 - Сказка о потерянном времени (музыкально-кукольный фильм-спектакль) - режиссёр Дмитрий Генденштейн
2001 «Два брата: История из России» (англ. «The Two Brothers: A Story from Russia»)
2004 «Новогоднее приключение двух братьев» (Анимос).


24.10.2016

21 октября в библиотеке-филиале № 6 состоялся литературный час «Старые добрые сказки Шварца» , которое было проведено с 3б классом школы №24 и посвящено юбилею писателя. В начале мероприятия библиотекарь Н.В. Левыкина познакомила ребят с выставкой книг писателя. Она обратила внимание на портрет Е. Шварца: какой это добрый, искренний человек с приветливым взглядом.


Затем библиотекарь рассказала детям, как Шварц пришел в литературу, о его знакомстве с К. Чуковским, у которого он работал секретарем, с С.Я. Маршаком, который помог ему печататься в журналах «Чиж» и «Еж». Библиотекарь перечислила самые известные сказки писателя: «Два клена», «Марья – искусница», «Тень», «Дракон», «Обыкновенное чудо», «Сказка о потерянном времени». Была отмечена необычность в сказках Е. Шварца: сказочник перепутывает время, включает новых героев в известные сказки, придумывает новые сцены. Так в «Золушке» появляется Паж с известным ныне всем высказыванием: «Я не волшебник, я только учусь». А король обращается к нам и говорит: «Никакие связи не сделают ножку маленькой, а душу большой, а сердце справедливым». Дети узнали, что многие сказки Шварца экранизированы. Потом Надежда Владимировна предложила ребятам отгадать загадки. И все они оказались о Времени! Учащимся было предложено подумать над смыслом пословицы: «Делу время – потехе час». Подходит ли она к «Сказке о потерянном времени», которую они должны были прочитать к мероприятию?

Также дети поработали над текстом:

— Как назывались часы, которые весели в доме злых волшебников (часики, ходики?)
— Ходики – что за часы?
— Подберите синонимы к слову «хмурый».
— Антонимы к словам «состариться», «трудиться».

Ребята с удовольствием послушали отрывки из сказки. А затем посмотрели мультфильм по ней. В конце мероприятия дети указали на отличие произведения Е. Шварца от мультфильма. Пришли к выводу, что книга оказалась интереснее и полнее мультфильма, а, следовательно, надо не только смотреть фильмы, но и читать, чтобы стать умнее. И главный вывод из услышанного и уведенного – нельзя терять драгоценное время на пустяки, глупости и безделье.








 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Доступно в форматах: EPUB | PDF | FB2 Страниц: 352 Год издания: 2009 Дважды Герой Советского Союза В.С.Архипов прошел путь от красноармейца...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS