Художник-самоучка Константин Третьяков, живший на юге Архангельской области, там, где Устья сливается с Вагой, написал много картин и о событиях гражданской войны, хотя та война только краешком зацепила два больших села, где прошла вся жизнь Третьякова – Благовещенск и Воскресенск. Полные названия сел – Благовещенское и Воскресенское, но местные жители эти названия сокращают.
Благовещенск стоит на высоком берегу Устьи, а Воскресенск в нескольких километрах от него, между Устьей и Вагой. Сюда, в Благовещенск, в конце июля 1918 года из Шенкурска ушел отряд Максима Ракитина. В июле 1918 года Шенкурск несколько дней находился в руках крестьян, не желавших быть мобилизованными в Красную Армию в разгар летней страды, и не желавших ни с кем воевать. Постепенно крестьяне разошлись по своим деревням, и Ракитин, узнав, что к городу приближается отряд красноармейцев, ушел вверх по Ваге. Но и советская власть после этого продержалась в Шенкурске недолго. 12 августа, узнав, что по Ваге идут пароходы с союзниками и белогвардейцами, сотрудники исполкома уездного совета, военкомата и красноармейцы погрузились на пароход «Шенкурск» и отправились вверх по Ваге, в сторону Вельска. Ракитинцы остались в Благовещенске, хотя крестьяне, не желавшие оказаться между молотом и наковальней, пытались от них избавиться, или, хотя бы, забрать у них оружие. Отряд оружие не отдал, но и в сторону Вельска не пошел. Через несколько дней советским властям в Вельске удалось сформировать отряд в количестве 135 человек, который, переправившись через Вагу, стал готовить атаку Благовещенска.
Атака на Благовещенск началась на рассвете. Красноармейцы наступали со стороны Воскресенска и дошли до последнего ряда изб, стоявших на берегу Устьи. Ракитинцы сдаваться не собирались. Оружия у них было достаточно, были даже два пулемета. Архангельский историк Е.И.Овсянкин в книге «Огненная межа» (Арх., 1997 г.) писал, что у берега стоял пароход с пушкой, из которой по наступающим был открыт огонь шрапнелью, но что это был за пароход, откуда он взялся, я не знаю. Красноармейцы отступили.
прислала katias
Больших двухэтажных изб, стоявших задами к Устье, сейчас уже нет, снесли в семидесятые годы. Сейчас вместо них стоят кирпичные коробки совхозной администрации, столовой, почты и магазина. Сохранился большой светлый дом слева. Там сейчас сельская администрация. До конца шестидесятых стоял примыкавший к церковной ограде большой пятиоконный дом. В шестидесятые там был детский сад, а в августе 1918 года размещалась часть ракитинцев. Родственник рассказывал, как слышал рассказ старика благовещенца, находившегося в доме как раз в то утро, когда началась атака. -Проснулся от стрельбы. Кругом палят, а кто палит, не поймешь. Прямо по окнам стреляют. Я, мужики, от страха чуть не обоср… Даже одеватьcя не стал. Схватил штаны, да винтовку, да в окно выскочил, в то, которое на реку выходило… Во время боя в отряде красноармейцев был убит один человек, Павел Степанович Глазачев, 1878 г.р., уроженец Шенкурского уезда.
Это фотография знаменитой зимней ярмарки в Благовещенске. Конец двадцатых, т.е. до начала коллективизации осталось всего ничего. Чуть впереди стоит деревянная церковь, за ней каменная, двухэтажная, с большой колокольней. Маленьким, я слушал как-то рассказ стариков, которым в 1918 году было по 10-12 лет, как они бегали смотреть на убитого Глазачева. Лежал он под большой черемухой, стоявшей в десятке метров от деревянной церкви. Старики запомнили, что на нем была кожаная куртка, и лежал он на спине, раскинув руки.
Здесь черемуха лучше видна. Прячась за ней, Глазачев стрелял по окнам большой двухэтажной избы, стоявшей через дорогу, но тому, кто был в избе, повезло больше.
Похоронили Глазачева на том же месте, где он погиб, под черемухой. Черемуха даже до семидесятых годов не дожила, а бывшая церковь стоит. В тридцатые годы в ней устроили клуб и библиотеку. В 50-е годы на могиле Глазачева поставили памятник. Потом советская власть рухнула, ее заменил то ли капитализм, то ли непонятно что, и до памятника сейчас никому нет дела. Памятник потихоньку разрушается, а тополя стареют Табличка на памятнике «Погибшему в боях с интервентами в 1918-1920 гг.» меня еще в детстве удивляла. Во-первых, никаких интервентов в селе не было, а были такие же шенкурские мужики, которым просто не нравилась новая власть. Во-вторых, при чем тут бои «1918-1920 гг.», если он погиб в бою в августе 1918 года, и в боях 1919-1920 гг. участвовать не мог.
Какое отношение к этим событиям имел колёсный пароход «Лев Толстой», я не знаю. Художник Третьяков, видимо, знал, а я не знаю. На следующий день отряд получил приказ от Кедрова: «Атаковать Благовещенск снова или зажечь его со всех сторон». Овсянкин в книге «Огненная межа» писал, что на следующее утро красноармейцы пошли в атаку, таща с собой канистры с керосином. Вот такая она, гражданская война! Переправляясь через Вагу, красноармейцы узнали, что ракитинцы из Благовещенска ушли в Шенкурск. Я думаю, ракитинцев местные мужики уговорили, и у тех хватило порядочности не устраивать новый бой в селе. А с двумя пулеметами, да если их грамотно поставить, можно было красноармейцев хорошо встретить.
Каменная церковь, вернее то, что от нее осталось, стоит в селе до сих пор. До начала восьмидесятых на втором этаже находился промтоварный магазин, потом кафе, потом вход на второй этаж закрыли. Сельская пекарня, которую устроили прямо в алтаре, пекла хлеб до конца девяностых. Потом церковь передали верующим. У тех, кто в Бога верит, на восстановление церкви денег нет, а у кого деньги есть, те не верят ни в Бога, ни в черта.
«Отряд бойцов перед походом на Шенкурск». Картина была написана Третьяковым в Ширшинском доме престарелых в 1979 году.
«В бой за Высокую Гору». Деревни Усть-Паденьга, Нижняя Гора и Высокая Гора, занятые американцами и белогвардейцами, находились на берегу Ваги, в 25 верстах от Шенкурска. В январе 1919 года с атаки на эти деревни 6 армия начала Шенкурскую операцию. Сначала американцы отступили из Нижней Горы, потом оставили Усть-Паденьгу. На высоком берегу речки Усть-Паденьги им удалось задержаться, но потом они отступили к Шенкурску.
Берег Уст-Паденьги, где стояла батарея канадских артиллеристов, и где были позиции американцев, я сфотографировал из окна автобуса летом прошлого года.
Первая мировая война оставила след в культуре России, хотя, безусловно, события революции, Гражданской войны и последующей советской истории сделали «Великую войну» фактически полузабытой. У нас практически нет выдающихся литературных произведений наподобие «Прощай, оружие!» или «На Западном фронте без перемен», в кинематографе к тематике Первой мировой стали активно обращаться лишь в постсоветское время.
Тем интереснее посмотреть, как воспринималась война в немногих, но любопытных авторских произведениях. Говоря о живописи Первой мировой, чаще и лубок, но были и своеобразные картины оригинальных авторов, многие из которых сегодня воспринимаются как шедевры и выставляются в главных картинных галереях. Представляем небольшую тематическую подборку с некоторыми комментариями.
Марк Шагал. Раненый солдат (1914)
Один из самых известных представителей русского и мирового авангарда Марк Шагал в годы мировой войны только начинал свой творческий путь. В 1914 году он написал серию работ, связанную с начавшейся войной, и центральной фигурой в них, как и в данной картине, был солдат. Изломанные фигуры передают физические и душевные страдания и совсем не похожи на подтянутых стройных красивых воинов, идущих на фронт.
Павел Филонов. Германская война (1915)
Полотно Филонова передаёт ощущение хаоса войны, в котором смешались фрагменты человеческих тел - рук, ног, лиц. Их единая масса бессистемна и словно пребывает в какой-то бездне. Настроение у картины крайне напряжённое и совсем не торжественное - должно быть, именно такой разрушительной и безумной представлялась художнику эта война. Интересно, что уже после написания картины, в 1916 году Филонов будет мобилизован и отправится на фронт.
Кузьма Петров-Водкин. На линии огня (1916)
Об этой картине мы уже писали в нашей . Возможно, это одна из самых узнаваемых русских картин о Первой мировой войне, хотя изображённый пейзаж не имеет отношения к какой-то конкретной локации фронта. Холмы очень напоминают родные для художника хвалынские волжские просторы, и потому сюжет гибели прапорщика немного отвлечён, в нём не стоит искать конкретную битву Первой мировой.
Василий Шухаев. Полк на позициях (1917)
Эта картина, скорее всего, является официальным заказом, который художник начал выполнять на Рижском фронте в 1916 году, во время затишья боевых действий. На ней изображены офицеры 4-го гусарского Мариупольского полка. Картина не была завершена, да и в целом немного странный неоклассический стиль оставляет двоякое впечатление, будто полотно написано не в начале XX
века, а перешло к нам с эпохи Возрождения.
Пётр Карягин. Ужас войны. Дошли! (1918)
Картина также имеет подзаголовок: «Атака русской пехоты на германские окопы». В отличие от Петрова-Водкина и Шагала, имя Петра Карягина редко вспоминается искусствоведами. А между тем его картина, пожалуй, является одной из самых реалистичных работ, написанных прямо во время войны. В этот год Россия подписала Брестский мир, сосредоточившись на внутренних конфликтах.
Пётр Лихин. Жертвы империалистической войны (1922)
Практически неизвестная картина курского художника Петра Лихина нынче хранится в одном из краеведческих музеев Курской области. Художник работал над полотном несколько лет, и, пусть оно нам неизвестно, картина интересна как пример послевоенной рефлексии, когда война стала восприниматься исключительно как бессмысленная «империалистическая» бойня.
Израиль Лизак. Человек на тумбе (Инвалид империалистической войны) (1925)
Художник Израиль Лизак застал войну в детском возрасте, и лишь в начале 1920-х годов начал свою карьеру художника. Его картина передаёт не ужасы военного времени, а уже послевоенное положение ветеранов и инвалидов, которые никогда не смогут вернуться к прежней полноценной жизни.
Юрий Пименов. Инвалиды войны (1926)
К тому же поколению, что и Лизак, принадлежал молодой живописец Юрий Пименов. Его картину «Инвалиды войны» можно назвать «русским „Криком“», но влияние зарубежного экспрессионизма на Пименова, в общем, никто не отрицает. Эта картина была даже не социально-политическим высказыванием против старой войны, а криком ужаса, настоящим приговором мировому катаклизму, к которому оказалась причастна старая Россия.
В
Оригинал взят у tipolog
в Россия: реалии революции и гражданской войны глазами художника Ивана Владимирова (часть 2) Россия: реалии революции и гражданской войны глазами художника Ивана Владимирова
(часть 2)
Подборка картин
Художник-баталист Иван Алексеевич Владимиров (1869 - 1947) известен циклами своих работ посвященным русско-японской войне, революции 1905 года и первой мировой войне. Но наиболее выразительным и реалистичным явился цикл его документальных зарисовок 1917 - 1920 годов. В предыдущей части этой подборки были представлены наиболее известные картины Ивана Владимирова этого периода времени. На этот же раз пришла очередь выставить на всеобщее обозрение те из них, которые в силу разных причин не были широко представлены зрительской публике и во многом являются для нее новыми.
Для увеличения любого из понравившихся изображений сделайте по нему клик мышкой
В подвалах ЧК (1919)
Сжигание орлов и царских портретов (1917)
Петроград. Переезд выселенной семьи (1917 - 1922)
Русское духовенство на принудительных работах (1919)
Разделка павшей лошади (1919)
Поиски съедобного в помойной яме (1919)
Голод на улицах Петрограда (1918)
Бывшие царские чиновники на принудительных работах (1920)
Ночное разграбление вагона с помощью от Красного креста (1922)
Все мероприятия советской власти после революции в области искусства были направлены на развитие творческой активности советских художников. В этот период наиболее быстро развиваются различные формы агитационно-массового искусства; оно выходит на улицу, обращается к многомиллионным массам трудящихся. В дни праздников впервые улицы и площади стали украшаться большими красочными панно на революционные темы, транспарантами, яркими плакатами. Действенным средством художественной агитации стали также агитационные поезда и пароходы. В них развозилась агитационная литература, размещались кинопередвижки, выставки, ехали лекторы, докладчики. Новые задачи встали и перед советской живописью. Надо было отразить величайшие сдвиги, происшедшие в нашей стране, грандиозность революционных событий и героизм их участников, запечатлеть образ вождя революционных масс Ленина. В 1922 году была создана Ассоциация художников революционной России (АХРР), объединившая передовых художников-реалистов. Художники АХРРа поставили вопрос о широкой пропаганде искусства. «Искусство в массы» - таков был их лозунг. За десятилетний период своего существования АХРР организовал 11 художественных выставок на самые разнообразные темы: «Жизнь и быт рабочих», «Уголок Ленина», «Революция, быт и труд» и мн.другие. Как видно из названий этих выставок, художников интерес совало все: революционная деятельность Ленина и героическая борьба Красной Армии в гражданской войне, новая жизнь советских людей и быт народов Советского Союза. На заводы и фабрики, в красноармейские казармы и лагеря, в деревни и в отдаленные районы нашей родины отправились молодые художники. Они хотели почувствовать биение пульса новой жизни, ее могучую поступь и размах... Эта глубокая и неразрывная связь художников АХРРа с жизнью народа вызывала живой интерес к их картинам. Очень скоро в Ассоциацию вошли мастера старшего поколения, такие, как Н. Касаткин, А. Моравов, П. Радимов, молодые художники Н. Терпсихоров, Б. Иогансон и многие другие. С огромным вдохновением и творческим подъемом они приступили к созданию новых картин. Ведущие темы в живописи этих лет - темы Октябрьской революции и гражданской войны. В становлении советской жанровой картины эти темы сыграли почти такую же огромную роль, как и в развитии советской художественной литературы. Художники АХРРа правильно понимали большое воспитательное значение картин на темы героической борьбы советского народа. Прославлению героизма и мужества воинов Красной Армии посвятил свое творчество М. Греков, крупнейший советский баталист, летописец гражданской войны. Его картины: «В отряд к Буденному», «Тачанка» и другие - это яркие страницы славной истории советского народа. В 1913 Греков написал картины на темы из истории гренадерского, кирасирского и павловского полков. Участвуя в первой мировой войне (в качестве рядового), на фронте делал много зарисовок. Великая Октябрьская социалистическая революция дала художнику возможность раскрыть всю силу своего дарования. Вступив добровольцем в Красную Армию, Греков стал свидетелем героической борьбы рабочих и крестьян с контрреволюцией и в своих ярких эскизах и картинах запечатлел легендарные боевые походы прославленной 1-й Конной армии. Картины Грекова подкупают простотой и искренностью повествования, отличаются меткостью социальных характеристик и глубоким реализмом изображения. В батальных картинах Грекова всегда звучит пафос героической, справедливой народной войны. Обобщает материал своих непосредственных наблюдений, но остается документально правдивым. Греков насыщает свои произведения чувством патриотизма. Его творчество являет собой пример большевистского идейного искусства. Глубокая идейность и высокое мастерство обусловили широкую популярность его произведений. Динамическая композиция, точный рисунок и гармоническая тональность его картин придают им замечательную завершенность и выразительность. Творчество Грекова знаменует собой одно из крупнейших достижений искусства социалистического реализма. Греков развивает лучшие традиции русского батального жанра.
События гражданской войны нашли отражение в творчестве художников М. Авилова, А. Дейнеки и многих других. Известный деятель Коммунистической партии писал: «На выставке АХРРа к X годовщине Красной Армии десятки тысяч рабочих и красноармейцев приходили в неподдельный восторг, доходящий до энтузиазма при виде сцен из гражданской войны, переданных подчас с реализмом необыкновенной силы». Выдающаяся роль в развитии советской историко-революционной картины принадлежит художнику И. И. Бродскому, сумевшему запечатлеть величие и грандиозность исторических событий этих лет. Его картины «Торжественное открытие II конгресса Коминтерна во дворце Урицкого в Петрограде», «Расстрел 26 бакинских комиссаров» и «Выступление В. И. Ленина на Путиловском заводе» были значительной вехой на пути создания новой советской исторической картины.
Октябрьская революция открыла в Бродском мастера масштабных многофигурных полотен. Задумывает цикл "Революция в России" - столь велик энтузиазм художника, ставшего очевидцем великих событий. В этом цикле он хотел "посильно отразить величие нашей эпохи, спокойно и просто, языком реалистического искусства поведать о великих делах и днях революции, о ее вождях, героях и рядовых бойцах". Первой картиной этого цикла стало громадное (150 персонажей) полотно "Торжественное открытие II Конгресса Коминтерна", второй - "Расстрел 26-ти бакинских комиссаров". В арсенале художника находятся и трагические краски, его метод обогащается историзмом, художественная образность - документальностью. В процессе работы Бродский изучает весь необходимый историко-иконографический материал, свидетельства очевидцев, выезжает на места событий. Так, работая над картиной "Торжественное открытие …", он выполнил сотни портретных зарисовок с ведущих деятелей международного рабочего и коммунистического движения. Теперь эти мастерские графические портреты представляют собой бесценный историко-художественный материал.
Петров-Водкин
Петров-Водкин неизменно предпочитал оставаться вне каст, заклинал близких не впутываться в политику, в которой "сам черт ногу сломит". Однако октябрьский переворот 1917 года он принимает восторженно. Он сразу согласился сотрудничать с новой властью и стал профессором Высшего художественного училища, он начинает преподавать в Петроградской Академии художеств, неоднократно оформляет театральные постановки, создает много живописных полотен, графических листов. Революция представлялась ему грандиозным и страшно интересным делом. Художник искренне верит, что после Октября "русский человек, несмотря на все муки, устроит вольную, честную жизнь. И всем эта жизнь будет открыта".
Петров-Водкин с первых лет революции был активным участником художественной жизни Советской страны, с 1924 года входил в одно из самых значительных художественных обществ - "Четыре искусства". Немало сил он отдал преподавательской деятельности, разработке теории живописи. Он был одним из реорганизаторов системы художественного образования, много работал как график и театральный художник. Стал Заслуженным деятелем искусств РСФСР, называл себя "искренним попутчиком революции", но все же он не был художником, который бы вполне устраивал советскую власть. Символист с парижской школой, иконописец в прошлом, который свой интерес к иконе и к религиозному искусству не скрывал и в эпоху воинствующего материализма, никак не подходил под формат советских святцев. И может быть, разделил бы участь многих талантливых людей, сгнивших в ГУЛАГе.
Неоднократно обращаясь к теме Гражданской войны, Петров-Водкин стремился к тому, чтобы запечатлеть события в их историческом значении. В 1934 году он создал одну из своих последних сильных картин "1919 год. Тревога". Художник счел нужным в своих интервью и беседах подробно объяснить свой замысел: на картине показана квартира рабочего, расположенная в городе, которому угрожают белогвардейцы. Семья рабочего охвачена тревогой, причем это не просто человеческая тревога, а тревога классовая, зовущая к борьбе. Надо полагать, он не зря старался с пояснениями, потому что без них все происходящее могло быть истолковано совершенно иначе. По крайней мере, главное здесь вовсе не 1919 год, главное - это Тревога, тревога с большой буквы, которая и является главным героем и предметом изображения. Тревога за отечество, за человеческие судьбы, за будущее детей в 1934 году приобрела иной смысл, нежели в 1919-м. Картина с питерским рабочим, которого посреди ночи вызывают в ополчение, воспринимается как предчувствие сталинского террора с его ночными арестами. В поздних работах Петров-Водкин отходит от лаконизма своих прежних картин. Он пишет многофигурные композиции, дополняет сюжет множеством деталей. Порой это начинает мешать восприятию главной идеи (такова его последняя картина "Новоселье" на тему "уплотнения бывших буржуев", написанная в 1938 году).
Кустодиев
Кустодиев был в числе тех художников-реалистов старшего поколения, которые радостно приняли революцию. В его творчестве появляются новые темы, навеянные бурными событиями тех лет. Первая работа Кустодиева, посвященная революции, изображает день свержения царизма и называется «27 февраля 1917 года». События, увиденные художником из окна комнаты на Петроградской стороне, сохраняют в картине яркость и убедительность непосредственного жизненного впечатления. Звонкое зимнее солнце зажигает кумачовым цветом кирпичную стену дома, пронизывает чистый, свежий воздух. Движется густая толпа людей, щетинится остриями ружей. Бегут, размахивая руками, поднимают в воздух шапки. Праздничное возбуждение чувствуется во всем: в стремительном движении, в синих тенях, мечущихся на розовом снегу, в плотных, светлых клубах дыма. Здесь еще видна первая непосредственная реакция художника на революционные события.
Через два года, в 1919-1920 годах, в картине «Большевик» он попытался обобщить свои впечатления о революции. Кустодиев применяет типичный прием обобщения и аллегории. По узким московским улочкам густым, вязким потоком льется толпа. Солнце расцвечивает снег на крышах, делает голубыми и нарядными тени. А над всем этим, выше толпы и домов, большевик со знаменем в руках. Звонкие краски, открытый и звучный красный цвет - все придает полотну мажорное звучание». В 1920-1921 годах по заказу Петроградского Совета Кустодиев написал два больших красочных полотна, посвященных народным торжествам: «Праздник в честь Второго конгресса Коминтерна на площади Урицкого» и «Ночной праздник на Неве».
|