Главная - Память
Пророк мухаммад с а в рождение история. История пророка Мухаммеда

© ООО «Садра», 2016

Вступление

Аравия, которую ещё называли «выжженной землёй», представляла из себя жаркие пустыни, бескрайние песчаные долины и холмы. Аравия – безводный край, край, где ничего не произрастало, кроме пустынной колючки, которую там называли «растительностью». Жилища арабов, если это можно было называть жилищами, больше походили на склепы, в которых существа под названием «люди», копошась, проводили свою скудную жизнь, питаясь финиками и затхлой водой.

Войны и междоусобицы были привычным явлением в общественной жизни того времени. Мекка представляла собой храм идолов. Ее жители были торговцами и ростовщиками, скупавшими человеческие души за дирхемы и динары.

Племенной образ жизни и скотоводство, сопряжённые с жестоким гнётом обездоленных, были неотъемлемой частью общественного строя Аравии. Духовный кризис, возникший в Аравии, был только частью того мирового духовного кризиса, одним из свидетельств которого было усиление гнёта, разрушившего спокойствие и социальный порядок в обществе.

Группа богачей и ростовщиков, занимавшаяся в Мекке торговлей, приобретала незаконными путями огромные состояния, эксплуатируя низшие слои общества. Ростовщичество и жёсткая эксплуатация способствовали лишь увеличению противоречий и усиливали духовное обнищание населения.

Арабские племена по причине своего невежества поклонялись явлениям природы или идолам. Кааба же была превращена в языческий храм1
«Нахдж аль-балага», Алламе Хои, том 2, стр. 173; «Тарих джамеи адйан», пер. Али Аскар Хикмат, стр. 479.

Неблагопристойные обычаи и сам уклад жизни уничтожали величие целой нации. Развращённость арабов до Исламского периода привела к ситуации, о которой в истории говорится: «Её плодами были нравственное разложение и преступность, пищей – мертвечина, лозунгом – страх, логикой – меч…»

Согласно своим обычаям, арабы признавали более достойными и предпочтительными в общении лишь тех, кто происходил из арабов, в ком текла арабская кровь. Иначе говоря, в эпоху первоначального невежества (джахилийа)2
Если вас интересует тема невежества современного мира, то прочтите персидский перевод книги «Джахилиййат аль-Карн аль-Ишрин», написанный Мухаммадом Кутбом.

Хорошо известный XX веку национализм был культом доисламской Аравии. Каждое племя гордилось тем, что обладает теми или иными качествами, считая это для себя отличительным критерием.

Набеги, грабежи, варварство, гнёт, агрессия, вероломство характеризовали приоритеты арабов того времени.

Убийство расценивалось ими как проявление истинной доблести и мужества!..

Дочь в семье означала позор, и нередко унизительная крайняя бедность вынуждала араба отказаться от ребёнка, убивая или же закапывая живьём в могилу невинное дитя. Когда же арабу-язычнику возвещали о рождении дочери, от негодования лицо его становилось чёрным. Отец уединялся и всё размышлял, как поступить с младенцем: принять на себя позор, оставив его, или же зарыть живьём в землю и «тем самым не запятнать своё достоинство, ибо порой наличие даже одной девочки в семье считалось предосудительным»3
Взято из Священного Корана, 16:58–59; 17:31. Также был использован Тафсир «Аль-Мизан», том 12, стр. 294.

Таким образом, исходя из вышесказанного, следует, что арабский народ проживал в глубокой трясине разврата и духовного упадка. Арабы превратились в свирепых людей и разбойников. Они, как и многие другие народы мира, следовали суевериям, выдуманным легендам, служившим основой их «религии».

Совершенно очевидно, что основательное преобразование подобного общества было необходимо. Но этим движением возрождения должен был руководить божественный человек, направляемый самим Всевышним, поскольку только в таком случае можно было избежать совершения ошибок и просчётов. На пути к достижению благоустройства общества такой человек не будет руководствоваться корыстолюбием. Уничтожая своих личных противников, он не будет преследовать свои интересы, делая это под видом «фильтрации» непокорных ему элементов. Напротив, такой человек будет пытаться изменить этих людей в лучшую сторону. Он будет идти по пути Аллаха и работать во благо народа. Ибо ясно одно: вождь, лишённый моральных и нравственных качеств, не в состоянии исправить общество и привести его к спасению. Это дано сделать исключительно божественным предводителям. Именно с помощью вдохновения свыше они способны глубоко и всесторонне преобразовать индивидуальные и социальные аспекты жизни человека.

А теперь настало время посмотреть на нового мирового предводителя, на его личность и изменения, которые он принёс с собой…

Рождение и детство его светлости Мухаммада (С)4
Сокращённая форма – да благословит его Аллах и род его.

Мекка была погружена в темноту и тяжёлое оцепенение ночи. Не было ни следов жизни, ни проявления какой-либо деятельности. Лишь высоко в небе луна медленно всходила из-за гор, проливая свой неяркий свет на простенькие домишки среди песков.

После полуночи упоительный ветерок охватил горячие земли Хиджаза, подготавливая их для недолгого отдыха. В то же время звёзды присоединились к этому бесхитростному торжеству ночи, придавая ему блеск, великолепие и скромное оживление. Они смотрели вниз и улыбались спящим жителям Мекки.

Едва забрезжил рассвет, как в том райском воздухе послышалось пение пробуждающихся рано утром птиц, будто изливающих свою душу.

Наступило утро, но до сих пор в городе царило неясное молчание. Все были погружены в сон, и лишь Амина не спала. Она ощутила боль, которую ждала… Понемногу боль усиливалась… Неожиданно она заметила в своей комнате несколько незнакомых и лучезарных женщин, от которых исходило благоухание. Роженица была поражена. Кто они? Как вошли в закрытые двери?!.5
«Бихар аль-Анвар», том 15, стр. 325.

Прошло немного времени, и на свет появился дорогой сердцу Амины младенец. После долгих месяцев ожидания ранним утром семнадцатого рабби’аль-аввала её глаза осветились чудом – рождением ребёнка.

Все были рады появлению маленького Мухаммада (C). Но в то же время, как младенец озарил одинокую опочивальню Амины, рядом с ней не было её молодого супруга Абдуллы. Ибо так сложилась судьба, что, возвращаясь из поездки в Сирию, он умер в Медине и был похоронен там, покинув Амину навсегда6
«Камил ат-таварих», стр. 10; «Табакат», том 1, стр. 61; «Бихар аль-Анвар», том 15, стр. 125.

Мухаммад (С) – необыкновенный младенец

Рождение Пророка Мухаммада (C) сопровождалось рядом необычных явлений, которые наблюдались в небе и на земле. В частности, они были обнаружены на Востоке, считавшемся в то время колыбелью цивилизации.

Поскольку этот младенец родился, чтобы спасти народы от разврата, духовного упадка и разложения и заложить новый фундамент во благо прогресса и процветания человечества, уже в момент появления на свет Мухаммада (C) в мире произошли события, побуждающие человека очнуться от сна невежества и забвения.

Исполненный величия дворец Ануширвана являлся в глазах людей символом вечного могущества и власти. Но в ту ночь замок содрогнулся, и четырнадцать зубцов его стены рухнули7
«Бихар аль-Анвар», том 15, стр. 257.

Неожиданно погас огонь в зороастрийском храме Фарса, пламя которого горело вот уже тысячу лет…8
Там же, стр. 258–263.

Халима – кормилица Мухаммада (С)

В старину среди арабов был распространён обычай отдавать новорождённых детей на воспитание кормилице, проживающей в окрестностях города, поскольку ребёнок в этом случае не только растет на чистом и свежем воздухе пустыни, но также изучает лучший, подлинный арабский диалект, который можно было обнаружить только на пустынных просторах Аравии9
Сирее Халбие», том 1, стр. 99.

Итак, следуя этому старинному обычаю и ввиду того, что у Амины не было молока, Абд аль-Муталлиб, дед и поручитель Мухаммада (C), намеревается нанять для своего любимого внука (единственное напоминание о сыне Абдулле) почтенную и надёжную женщину, которая заботилась бы о нём. После предварительных поисков в качестве кормилицы он выбирает Халиму из племени Бани Са’д, которое славилось среди арабов своей доблестью и красноречием. Халима являлась одной из самых целомудренных и благородных женщин своего времени. Она вернулась с Мухаммадом (C) в родное племя и заботилась о нём, как о своём собственном ребёнке.

Надо заметить, что люди племени Бани Са’д долгое время переживали засуху. Засушливые пустынные просторы и лишённое влаги небо были причиной обострения их печального, бедственного положения. Но с того дня, как Мухаммад (C) пришёл в дом Халимы, благодать снизошла на неё: жизнь, протекавшая в нищете, теперь стала налаживаться, и бледные лица женщины и её детей приобрели свежесть, грудь Халимы, в которой было мало молока, наполнилась. Пастбища тех краёв, где обычно паслись стада овец и верблюдов, покрылись зеленью. А ведь до Мухаммада (C) это племя переживало тяжёлые времена!

В сравнении с другими детьми Мухаммад (C) рос быстрее, был проворнее всех в беге, а также хорошо говорил. Счастье и благополучие сопутствовали ему, что сразу понимали окружающие его люди. Харис, муж Халимы, даже сказал однажды ей: «Знаешь ли ты, что за благословенный ребёнок дан нам судьбой?..10
«Сира», Ибн Хишам, том 1, стр. 159.

Мухаммад (С) в водовороте событий

Когда Мухаммаду (C) исполнилось шесть лет, его мать Амина, забрав его с собой, покидает Мекку и направляется в Медину, дабы повидать родственников. Существует также версия, что она поехала посетить могилу своего супруга Абдуллы. Но ей не суждено было вернуться. Амина умерла на обратном пути и была погребена в местечке под названием Абва11
Там же, стр. 168.

Таким образом, Мухаммад (C) теряет своих родителей в возрасте, когда каждый ребёнок как никогда нуждается в отцовской любви и материнской ласке.

Образ Мухаммада (С)

Подобно тому, как рождение Пророка Ислама (С) и события, следующие за ним, были удивительными и говорили о его неординарной личности, речь и поведение его светлости в детстве отличали его от сверстников, так, что даже его дед Абд аль-Муталлиб оценил это и проявлял к нему глубочайшее уважение12
«Бихар аль-Анвар», том 15, стр. 382, 402, 366.

Дядя Пророка, Абу Талиб говорил: «Я никогда не видел, чтобы Мухаммад лгал или совершал непристойные и необдуманные поступки, не слышал ни неуместного смеха, ни бесполезных разговоров. Большинство времени он проводил в одиночестве»13
Там же.

Мухаммаду (C) было семь лет, когда произошёл этот удивительный случай. Как-то иудеи приготовили украденную курицу и послали её Абу Талибу. Все отведали этого мяса, и только Мухаммад (C) не прикоснулся к нему. Когда остальные захотели узнать причину, он ответил: «Мясо было запретным, а Бог бережёт меня от всего запретного…»

В другой раз иудейские раввины взяли у соседей курицу, пообещав заплатить после. Но Пророк (C) по-прежнему не прикасался к мясу, говоря, что сомневается в дозволенности этой пищи.

Тогда иудеи подтвердили: «Этот ребёнок обладает большим превосходством»14
Там же, стр. 336.

Несколько случаев из детства и юношества

Детство Пророка Мухаммада (C), сопровождавшееся горечью сиротства, прошло под опекой его великодушного деда Адб аль-Муталлиба и ласкового дяди Абу Талиба. Словно эти годы, когда любая печаль терзала его тонкую душу, были необходимым условием для дальнейшего формирования великой личности Пророка (C). Сирота, которому суждено было стать Посланником и благодетелем, должен был с самого детства познать все горести и страдания; ему нужно было обладать твёрдостью и стойкостью, чтобы вынести нелёгкую ношу божественного послания. Несмотря на то, что будущий Пророк (C) был лишён доброты матери и нежной любви отца, он не был покинут. Абу Талиб, согласно завещанию своего брата, а также по настоятельной просьбе отца, Абд аль-Муталлиба, взял под свою заботу и защиту Мухаммада (C). Фактически племянник заменял Абу Талибу сына и был памятью о брате Абдулле и об отце Абд аль-Муталлибе. Абу Талиб был для Мухаммада (C) ласковым отцом, преданным дядей и сострадательным и отзывчивым опекуном. Дядя и племянник были настолько привязаны друг к другу, что казалось, их жизни сплелись между собой неразрывной нитью. Из-за большой привязанности Абу Талиб никогда не расставался с Мухаммадом (C) и даже водил его с собой на такие большие базары, как «Акказ», «Маджанна», «Зил Маджаз». Когда же Абу Талиб покинул Мекку для торговли в Сирии, то, неспособный выдержать разлуку, взял его с собой в дорогу. Сидя верхом на верблюде, Мухаммад (C) преодолевал долгий путь в Сирию…15
Сира», Ибн Хишам, том 1, стр. 180.

Встреча Мухаммада (С) с монахом Бахирой

В день, когда курайшитский караван приближался к городу Бусра16
Небольшой город в Сирии.

Некий монах по имени Бахира, ведущий отшельнический образ жизни, был у себя в келье. Вдруг он заметил вдали караван и облако, которое следовало за ним и защищало путников от палящих лучей солнца.

Бахира вышел из своей кельи и велел своему слуге: «Иди и скажи тем людям, что сегодня они наши гости».

Пришли все, кроме Мухаммада (C), оставшегося стеречь вещи. Увидев, что облако осталось над верблюдами, Бахира спросил: «Все ли путники присутствуют здесь?» – “Да, кроме одного мальчика”, – последовал ответ.

Монах попросил, чтобы привели мальчика, и когда тот пришёл, облако тоже последовало за ним. Бахира очень внимательно разглядывал Мухаммада (C) и после сказал ему: «Я спрошу тебя ради Лата и Уззы»17
Самые почитаемые идолы мекканских язычников.

– Не спрашивай меня ради Лата и Уззы ни о чем. Клянусь Аллахом, я ничего другого ненавижу больше их двоих.

– Ответь тогда мне ради Аллаха.

– Спрашивай.

После недолгой беседы с Мухаммадом (C) монах припал к его ногам и рукам и, целуя их, произнёс: «Если дано будет мне жить в твоё время (время твоего пророчества), то я, одним из первых, буду сражаться с твоими врагами. Поистине, ты – великий человек…»

Затем Бахира поинтересовался, кому принадлежит этот ребёнок. Ему указали на Абу Талиба, сказав, что он его отец.

– У этого отрока не должно быть живого отца, – возразил Бахира.

– Он сын моего брата, – признался Абу Талиб.

Тогда Бахира обратился к нему:

– Этого мальчика ожидает большое будущее. Но если иудеи увидят его и узнают то, что знаю я, они попытаются его убить. Береги его от них!

– Но что предстоит ему сделать, и какое отношение иудеи имеют к этому? – спросил Абу Талиб.

– Он будет Пророком. Ангел Откровения снизойдёт к нему. Бог не оставит его одного!18
Бихар аль-Анвар», том 15, стр. 193–204.

Пастушество

Несмотря на то, что Абу Талиб был одним из знатных курайшитов, но всё же денег на тяжёлые расходы его семьи было недостаточно. Мухаммад (C), достигший зрелости, был склонен заняться делом и тем самым помочь Абу Талибу.

Но какую же профессию он должен выбрать, чтобы она соответствовала его духовному миру?

Ввиду того, что Мухаммаду (C) предстояло стать великим Пророком и благородным предводителем, а также столкнуться с упрямыми и необузданными арабами, вести борьбу с фанатичными иудеями и неправильными традициями эпохи невежества, заложить основы возвышенного дворца справедливости и принести в мир счастье и благополучие, он предпочитает пастушество.

Мухаммад (C) пас скот своих родственников и мекканцев в степях, находившихся в окрестностях города Мекки. Полученные за работу деньги он отдавал дяде. Кроме этого, пустынные просторы, отдалённые от мирской суеты, были хорошей возможностью отдалиться от погрязшего в разврате и невежестве общества.

Нравственная чистота Мухаммада (С)

В пору, когда в человеке проявляются и формируются его скрытые ранее природные инстинкты и способности, дети вступают на новую ступень – непредсказуемую и трепетную. Они видят себя в другом мире. В этот очень важный момент в жизни молодого человека необходимо удержать и привести в равновесие его сиюминутные желания и душевные стремления. Разного вида отклонения, разврат и порочность, могут поглотить молодёжь и низвергнуть её в ужасную бездну злосчастия.

Мухаммад (C) жил в обществе, атмосфера которого была загрязнена безнравственностью. Не только молодёжь, но и преклонных годов люди Хиджаза непристойным и позорным для себя образом склонялись к распутству и половым извращениям. В каждом переулке над некоторыми из домов развивался чёрный флаг – знак порочности, зазывая подобных развращённых людей.

Итак, Мухаммад (C) провёл свои детские и юношеские годы в подобном низком обществе. Однако, не создав семьи до двадцати пяти лет, он всё же не попал под отрицательное влияние окружения. В этот период жизни великого Пророка Мухаммада (C) нельзя проследить за ним даже малейшего непристойного поступка. Во всяком случае, Пророк (С), в отличие от остальных, достиг совершенства во всех моральных качествах и нравах: в великодушии, добронравии, благородстве, терпении и выдержке, честности, надёжности, добрососедстве и отдалении от пороков. В связи с этим, ещё до пророческой миссии, его величали «Мухаммадом Амином», что переводится как «верный и благонадёжный человек»19
«Сира», Ибн Хишам, том 1, стр. 183.

И друзья, и враги соглашаются с этим и выделяют его высокие духовные качества.

Панегирические произведения, написанные поэтами во время женитьбы Пророка (С) на святой Хадидже (А)20
Сокращенная форма – мир ей.

Напоминают о самых прекрасных его качествах, таких, как целомудренность. Обращаясь к Хадидже, поэт говорит: «…О, Хадиджа (А)! Среди людей всего мира, ты достигла наивысшей степени, ты одна удостоилась этой чести.» (т. е. ты, – единственная женщина, которая была удостоена чести супружества с Мухаммадом (C))21
«Бихар аль-Анвар», том 16, стр. 74.

Другой поэт в своих стихах выражается следующим образом: «Если сравнить Ахмада (C) со всеми творениями, то он превзойдёт их. Поистине, его достоинства явны для курайшитов»22
Там же, стр. 75.

Брак

По преданиям, святая Хадиджа (А) была первой женщиной, принявшей Ислам. Со стороны отца и матери она принадлежала к племени курайшитов.

Отец Хадиджи – Хувайлид ибн Асад, мать – Фатима бинт За’д ибн Асам. Таким образом, родословная святой Хадиджи (А), Матери правоверных по отцовской и материнской линии, восходит к благородному арабскому роду.

Хадиджа (А) обладала чистой душой и получила религиозное воспитание. Она и до возникновения Ислама была известна под именем «Тахира», что означает “чистая, непорочная,” и считалась лучшей женщиной племени курайшитов.

Существует версия, что до того, как стать женой Пророка (С), её светлость Хадиджа (А) была в браке и имела детей, однако биографы почти не упоминают о них. Причиной этого упущения является то, что в своих книгах они начинают описание жизненного пути Хадиджи лишь с того времени, как она удостоилась чести стать женой Пророка (С).

После смерти мужа Хадиджа (А) не вступала в брак, хотя к ней сватались представители самых знатных курайшитских племён. По милости Аллаха она удостоилась чести стать женой Посланника Бога и великого Пророка (С). Хадиджа (А) была его первой женой и спутницей его жизни в течение 25 лет.

Будучи богатой женщиной, она ежегодно снаряжала торговый караван, который по численности был равен всем курайшитским караванам, вместе взятым. Для ведения торговых дел каравана она нанимала людей. Весть о благородстве Мухаммада (C) распространилась по всему Аравийскому полуострову. Хадиджа (А) решила предложить ему вести её торговые дела.

Однажды Хадиджа (А) поделилась своей тайной с подругой Нафисе, сестрой Яли ибн Умайи. Она хотела, чтобы подруга поговорила с Мухаммадом (C) на одну деликатную тему.

Ибн Са’д повествует со слов Нафисы: «Хадиджа (А) – дочь Хувайлида ибн Абдулаза ибн Касы – была женщиной весьма умной, практичной, богатой и превосходящей по благородному происхождению всех курайшитов. И все её родичи засылали к ней сватов, так как в случае её согласия к ним могло перейти большое состояние. Когда из Сирии вернулся торговый караван, которым руководил честный и благонадёжный Мухаммад (C), Хадиджа (А) позвала меня к себе и сказала: «Я выбрала тебя для серьёзного дела». На что я ответила: «Я принадлежу тебе до кончиков пальцев и всегда к твоим услугам». Хадиджа (А) сказала: «Поговори обо мне с Мухаммадом (C)». Я отправилась к Мухаммаду ибн Абдулле (C) и спросила его: «Почему ты не выберешь себе жену?» Он извинился и сказал, что для создания семьи у него нет достаточных средств, на что я ответила: «Как ты поступишь, если я укажу тебе на женщину, обладающую красотой, богатством и равную тебе по происхождению?»

– О ком ты говоришь?

– О Хадидже (А).

После этого случая прошло немного времени, и Мухаммад (C) вместе со своим дядей Хамзой отправился свататься. Обратившись к дяде Хадиджи Амру ибн Асаду ибн Абдулази Аль-Фахри, Хамза сказал: «Мухаммад (C) превосходит всех молодых людей племени Курайш по своему благородству, чести, достоинствам и уму, и он желает жениться на Хадидже…»

Итак, состоялась свадьба, свидетелями и участниками которой была вся курайшитская знать.

Пророк (С) так говорил о Хадидже (А): «Клянусь Богом, у меня не было жены лучше Хадиджи. В те времена, когда все были неверными, она первой приняла Ислам, когда все меня отвергали, она поверила мне. Она не пожалела для меня своего имущества…»

Великий Пророк Ислама (С) даже после смерти Хадиджи (А) всегда с теплом вспоминал о ней.

Из рассказа ибн Аббаса: «Однажды Пророк начертил на земле четыре линии и промолвил: «Знаете ли вы, что обозначают эти линии?» Ему ответили: «Бог и Его Посланник знают больше нас». На что Пророк (С) сказал: «Это лучшие из женщин рая: Хадиджа (А), дочь Хувайлида, Фатима, дочь Мухаммада, Марьям, мать Иисуса, и Асия, дочь Мазахема».

В первые годы пророческой миссии курайшиты оказывали большое давление на Пророка Ислама (С), и он был вынужден переселиться и жить вместе со своими родственниками и соратниками в горном ущелье Ша’б Абу Талиб. Хадиджа (А) последовала за ним и в те тяжёлые годы находилась всегда рядом с Пророком.

Историки пишут: «Пророк и Хадиджа (А) лишились всего своего состояния. Но вера во Всевышнего придавала им силы переносить голод, гонения и все те трудности, с которыми им приходилось сталкиваться. Всё это отразилось на её здоровье. Хадиджа (А) очень ослабела и вскоре после возвращения в Мекку, так и не поправившись, покинула этот бренный мир».

В том же году умер и дядя Пророка – Абу Талиб, и, так как Пророк (С) потерял самых близких и родных людей, которые были ему надёжной опорой в жизни, в истории этот год был назван годом «скорби и печали».


Мухаммед родился около 570 г. в Мекке, городе торговцев и языческих святилищ. Мекка лежала посреди Хиджаза на торговом пути в Сирию. Как полагали арабы, Мекка возникла примерно на том месте, где некогда заблудилась Агарь с сыном. Мекканцы жили доходами от торговли, доставляя йеменские и индийские товары в Сирию и Палестину. В Мекке находилось и главное в Хиджазе языческое святилище, в котором стояло 360 истуканов.

Мухаммед очень рано остался сиротой и воспитывался у своих родственников. Когда Мухаммед был ребенком, говорит легенда, предзнаменования уже указывали на его великое будущее.

Однажды к кормилице будущего пророка прибежали испуганные и дрожащие дети, друзья Мухаммеда по играм. Они сообщили, что некто лучезарный и огромный подошел к Мухаммеду, вскрыл его грудь, вынул из груди нечто и бросил на землю. Затем этот неизвестный омыл рану водой и заживил ее. Кормилица испугалась и побежала искать Мухаммеда. Она нашла Мухаммеда лежащим в поле, он был бледен, а на груди его багровел рубец. Это глава ангелов Гавриил (по-арабски Джабраил) очистил душу Мухаммеда.

Когда Мухаммед вырос, он долгое время бедствовал, работал за гроши у богатых торговцев и у своих родственников. В 25 лет Мухаммед женился на богатой женщине по имени Хадиджа и стал вести ее торговые дела. Хадиджа превращается в ближайшего друга и единомышленника Мухаммеда. Смерть Хадиджи пророк пережил мучительно. Мекканцы уважительно относились к Мухаммеду, он прослыл человеком справедливым и добронравным.

Начало проповеди

Каждый год Мухаммед уединялся в горных пещерах поблизости от Мекки. Там он постился и предавался благочестивым размышлениям. И вот однажды, в 610 г., Мухаммед заснул в пещере, и во сне его посетил Гавриил. Он приказал ему: «Читай», и произнес затем несколько фраз, принуждая Мухаммеда повторить их. Так Мухаммед был призван пророчествовать. С тех пор Мухаммед получает свыше откровения, т. е. наставления в новой религии, и проповедует их народу.

Переселение в Ясриб

Сначала у Мухаммеда было очень мало последователей. Он открылся только близким родственникам и друзьям. Но вот он решается сообщить о новой религии всем жителям Мекки. Мекканцы очень вознегодовали, услышав призыв Мухаммеда отвернуться от языческих богов и уверовать в Единого Бога. Они посчитали его отступником, предавшим веру дедов, всячески притесняли его семью и сподвижников. Под угрозой оказалась и сама жизнь пророка. Мухаммед вполне убедился в истинности поговорки: «Нет пророка в своем отечестве». Тогда Мухаммед и горстка его последователей покинули Мекку и отправились на север в город Ясриб. Ясриб был ближайшим от Мекки торговым городом, населенным арабами и евреями.

Это событие именуется у арабов хаджра (переселение). От года переселения (622) начинается отсчет мусульманской эры.

Победоносное возвращение

В Ясрибе Мухаммеда приняли хорошо. Жившие там евреи понимали смысл проповеди пророка, а также и ясрибские арабы, которые прежде слышали от них о Едином Боге. Авторитет пророка столь вырос, что люди переименовали Ясриб в «Град Пророка» или просто «Город», по-арабски - Медина. В Медине Мухаммед возвел первую мечеть, определил порядок мусульманского богослужения. Он делается правителем Медины и начинает войну с мекканцами, среди которых довольно быстро произошел раскол. Большинство из них потребовали от правителей города сдаться пророку. Знатные люди города, увидя настроения горожан, отдали Мекку без боя. Мухаммед, вступив в город, первым делом очистил от идолов главное мекканское святилище, именуемое Кааба (в переводе с арабского «Куб»), Кааба стала священным местом для всех мусульман.

Кааба признана мусульманами главным храмом еще и потому, что, по арабскому преданию, Каабу возвел сам Авраам, навещая своего сына Измаила. Поскольку Авраам исповедоват единобожие, то Каабу он посвятил Единому Богу. Позже, по мнению мусульман, люди осквернили храм язычеством.

Кааба располагается в центре главной мечети мусульман, именуемой ал-Харам («Священная»), и представляет собою кубическое каменное здание, высотою с пятиэтажный дом. Внутри Каабы хранится «черный камень», который, по преданию, Бог даровал Адаму - первому человеку на земле.

Аравийские города и кочевые племена один за другим присоединялись к Мухаммеду, но вскоре, в 632 г. Мухаммед умирает.

Мусульманская религия (ислам)

Священная книга мусульман - Коран. В ней записаны полученные Мухаммедом от Бога откровения, которые в Коране сведены в главы (суры). Ислам в переводе с арабского означает особое действие человека по отношению к Богу, а именно - «предание себя» Богу. Предать себя Богу означает уверовать в Единого Бога и добровольно согласиться следовать Его воле, которая является самым добрым и справедливым наставлением для человека Мусульманин (слова «ислам» и «мусульманин» однокоренные) - это человек, который «предал себя» Богу. Как считают мусульмане, первым «предался Богу» первочеловек Адам. Но вера потомков Адама со временем ослабела, и они впали в язычество. Тогда Бог избрал для проповеди единобожия пророка Авраама. Авраам обратил свой народ в истинную веру. Для напоминания людям о единобожии Бог посылал еврейского пророка Моисея, а потом Иисуса Христа.

Проповедь Мухаммеда также призывала уверовать в Истинного Бога и отказаться от поклонения природным силам. Слова Мухаммеда в первую очередь были обращены к язычникам - арабам, персам и др. Мухаммед предостерегал людей о грядущем Страшном Суде, который произойдет в конце времен, и на котором каждый получит от Бога воздаяние за совершенные при жизни добро и зло. Мухаммед говорил, что проповедуемое им учение не противоречит истинному иудаизму и христианству, но подтверждает их.

Мухаммед с почтением относился к Богородице - Матери Христа. Когда мусульмане вошли в Мекку и стали рушить идолов в Каабе, один воин хотел смыть водой настенное изображение Богородицы с Христом. Мухаммед запретил ему делать это, прикрыв ладонями лики Богородицы и Младенца.

Верования христиан, иудеев и мусульман во многом похожи. И главное - в том, что последователи всех трех религий поклоняются Единому Божеству, различия же касаются прежде всего того, какими способами (обряды, догматы, уклад жизни) проявляется вера христиан, иудеев и мусульман в Единого Бога.

Пророк царствующий

Основав новую религию, Мухаммед распространил единобожие среди множества языческих племен и народов, что явилось причиной быстрого культурного подъема на огромных пространствах от Атлантического океана до китайских границ. Мухаммед был не только вероучителем, но и искусным политиком. Христианству понадобилось более трех столетий, чтобы превратиться из маленькой религиозной общины в государственную религию и стать основой жизни миллионов людей. Мухаммеду удалось совершить подобное преобразование за последние десять лет своей жизни. Начав как гонимый всеми пророк, он закончил жизнь государем мусульманской державы.

Хишам ал-Калби о поклонении идолам и камням

Когда Измаил, сын Авраама, - да благословит их Бог! - поселился в Мекке и родилось у него там многочисленное потомство, так что заполнили они Мекку... стала Мекка тесной для них, и начались между ними столкновения и вражда, и одни из них изгнали других. И те разошлись по стране в поисках пропитания.

К поклонению истуканам и камням их привело то, что никто не покидал Мекки, не взяв с собой камня из Святилища (Имеется в виду святилище Каабы. ) из-за почтения к этому Святилищу и привязанности к Мекке. И где бы они ни селились, они ставили этот камень и обходили вокруг него, как обходили вокруг Каабы, желая снискать этим ее милость и из-за привязанности и любви к Святилищу.

Из Корана

Из суры Марйам, повествующей о Деве Марии (Марйам) и об Иисусе Христе (Иса). Текст разделен на айаты (знамения), каждый из которых начинается с новой строки.

И вспомни в писании Марию. Вот она удалилась от своей семьи в место восточное.

И устроила себе пред ними завесу. Мы отправили к ней Нашего Духа, и принял он пред ней обличие совершенного человека (Имеется в виду ангел Гавриил. ).

Она сказала: «Я ищу защиты от тебя у Милосердного, если ты богобоязнен».

Он сказал: «Я только посланник Господа твоего, чтобы даровать тебе мальчика чистого».

Она сказала: «Как может быть у меня мальчик? Меня не касался человек, и не была я распутницей».

Он сказал: «Так сказал твой Господь: «Это для Меня - легко. И сделаем Мы его знамением для людей и Нашим милосердием». Дело это решено».

И понесла она его и удалилась с ним в далекое место.

И привели ее муки к стволу пальмы. Сказала она: «О если бы я умерла раньше этого и была забытою, забвенною».

И воззвал он (Младенец Иисус. ) к ней: «Не печалься: Господь твой сделал под тобой ручей».

И потряси над собой ствол пальмы, она уронит к тебе свежие, спелые (плоды).

Ешь, и пей, и прохлади глаза! А если ты увидишь кого из людей, то скажи: «Я дала Милостивому обет поста и не буду говорить сегодня с человеком».

Она пришла с ним к своему народу, неся его. Они сказали: «О Мария, ты совершила дело неслыханное!

О сестра Аарона (Сестра Аарона - выражение, указывающее на принадлежность Девы Марии к народу Израиля, то же, что «дочь израильского народа». Аарон - старший брат еврейского пророка Моисея ), не был отец твой дурным человеком, и мать твоя не была распутницей».

А она указала на него. Они сказали: «Как мы можем говорить с ребенком в колыбели?»

Он сказал: «Я - раб Бога, он дал мне Писание и сделал меня пророком.

И сделал меня благословенным, где бы я ни был, и заповедовал мне молитву и милостыню, пока я живу, и благость к моей родительнице, и не сделал меня притеснителем, несчастным.

И мир мне в тот день, как я родился, и в день, что умру, и в день, когда буду воскрешен живым!»

Это - Иисус, сын Марии, по Слову Истины,(Здесь подразумевается Бог ) в котором они сомневаются...

Хадисы пророка Мухаммеда

Хадисы - высказывания пророка, его замечания по тому или иному поводу, поучения последователям. Если коранические откровения считаются у мусульман речью самого Бога, то хадисы - это только мнение человека, хотя и чрезвычайно авторитетное и весомое.

1. Всякий, кого молитва не удерживает от дурных дел, далеко он отпал от Бога.

2. Довольство малым - неисчерпаемое богатство.

3. Рай - под стопами матерей.

4. Стыд - от веры.

5. Сухость глаз - знак черствого сердца.

6. Наилучшие из вас те, кто призывает вас к благу.

7. Великое это предательство, если ты нечто сказал брату, и тот, (поверив), подтвердил сказанное тобою, а ты солгал ему.

8. Для того чтобы оказаться лжецом, достаточно повторять все то, что услышал.

9. Для того чтобы оказаться невеждой, достаточно говорить все, что знаешь.

10. Дружелюбие к людям - половина ума.

11. Хорошо спросить - половина знания.

12. Ищи знание даже в Китае, стремление к знанию - обязанность каждого мусульманина и мусульманки.

13. Учитель и ученик - друзья во благе.

14. Всякий, кто погиб, защищая свое имущество, - святой мученик.

15. Имущество мусульманина - кровь мусульманина.

16. Бедность - порог неверия, а зависть такова, что меняет предначертание человека.



В этой статье представлена биография пророка Мухаммеда - важнейшей фигуры в мусульманском мире. Именно ему Аллах передал Коран - Священное Писание.

Биография пророка Мухаммеда начинается примерно в 570 году н. э., когда он появился на свет. Это произошло в Саудовской Аравии (Мекке), в племени Курайш (клан Хашим). Абдулла, отец Мухаммеда, умер еще до его рождения. А мать пророка Мухаммеда, Амина, отошла в мир иной, когда ему исполнилось всего 6 лет. Она являлась дочерью лидера клана Зурха из местного племени курайшитов. Однажды мать пророка Мухаммеда решила отправиться в Медину с сыном, для того чтобы навестить могилу Абдуллы и своих родственников. Пробыв здесь около месяца, они поехали обратно в Мекку. Амина по пути тяжело заболела и скончалась в селе аль-Абва. Это произошло примерно в 577 году. Таким образом, Мухаммед остался сиротой.

Детство будущего пророка

Будущий пророк сначала воспитывался Абд аль-Мутталибом, своим дедушкой, исключительной набожности человеком. Затем воспитание продолжил торговец Абу Талиб, дядя Мухаммеда. Арабы в то время были закоренелыми язычниками. Впрочем, среди них выделялись некоторые приверженцы единобожия (например, Абд аль-Мутталиб). Основная часть арабов жила на территориях, принадлежавших им исконно, кочевой жизнью. Мало было городов. Из основных можно выделить Мекку, Таиф и Йасриб.

Мухаммед становится известным

Пророк смолоду отличался исключительной набожностью и благочестием. Он, как и его дедушка, верил в единого Бога. Мухаммед сначала пас стада, а затем начал принимать участие в торговых делах Абу Талиба, своего дяди. Постепенно Мухаммед стал известным. Люди любили его и одарили прозвищем аль-Амин (что означает "заслуживающий доверия"). Вот как звали пророка Мухаммеда в знак уважения за набожность, рассудительность, справедливость и честность.

Женитьба Мухаммеда на Хадидже, дети пророка

Позднее Мухаммед вел торговые дела одной богатой вдовы по имени Хадиджа. Она ему предложила спустя некоторое время вступить с ней в брак. Супруги жили счастливой жизнью, несмотря на существенную разницу в возрасте. У них родилось шестеро детей. От Хадиджи были все дети пророка Мухаммеда, кроме Ибрагима, появившегося на свет после ее смерти. В те времена у арабов полигамия была распространена, однако Мухаммед оставался верным своей супруге. Другие жены пророка Мухаммеда появились у него лишь после смерти Хадиджи. Это тоже многое о нем говорит как о честном человеке. Дети пророка Мухаммеда имели следующие имена: сыновья его -Ибрагим, Абдуллах, Касим; дочери - Уммукульсум, Фатима, Рукийя, Зайнаб.

Молитвы в горах, первое откровение Гавриила

Мухаммед, по обыкновению своему, удалялся в окружавшие Мекку горы и надолго там уединялся. Затворничества его иной раз продолжались несколько дней. Пещера горы Хира, возвышающаяся величаво над Меккой, ему полюбилась особенно. Именно здесь получил первое откровение пророк Мухаммед. Фото пещеры представлено ниже.

В одно из посещений, состоявшееся в 610 году, когда Мухаммеду было около 40 лет, с ним случилось удивительное событие, полностью изменившее его жизнь. В видении, нахлынувшем внезапно, ангел Гавриил (Джабраил) предстал перед ним. Он указал на слова, явившиеся извне, и велел произнести их Мухаммеду. Тот воспротивился, сказав, что неграмотен, поэтому прочитать их не сможет. Однако ангел настаивал, и вдруг пророку открылся смысл слов. Ангел повелел ему выучить их и передать в точности остальным людям.

Так произошло первое откровение книги, известной сегодня как Коран (от арабского слова "чтение"). Эта ночь, полная событий, пришлась на 27 число Рамадана и стала называться Лейлят аль-Кадр. Она является важнейшим для верующих событием, которым отмечена история пророка Мухаммеда. Жизнь его отныне больше ему не принадлежала. Она была отдана на попечение Бога, в услужении которому он провел остаток своих дней, провозглашая повсеместно его послания.

Дальнейшие откровения

Пророк, получая откровения, ангела Джабраила видел не всегда, а когда это случалось, он появлялся в разных обличиях. Иногда Джабраил представал перед пророком в человеческом обличии, которое затмевало горизонт. Иногда Мухаммеду удавалось лишь уловить его пристальный взгляд на себе. Пророк слышал по временам лишь голос, говорящий ему. Мухаммед иногда получал откровения в состоянии глубокого погружения в молитву. Однако в других случаях совершенно "произвольно" появлялись слова, когда, например, пророк занимался повседневными делами, отправлялся на прогулку или внимал содержательной беседе. Мухаммед в первое время публичных проповедей избегал. Он предпочитал личную беседу с людьми.

Осуждение Мухаммеда народом

Особый путь совершения мусульманской молитвы открылся ему, и Мухаммед приступил немедленно к благочестивым упражнениям. Он делал их ежедневно. Это вызывало целую волну нареканий от тех, кто его видел. Мухаммед, получив высочайшее распоряжение о совершении публичной проповеди, был обруган и высмеян народом, поглумившимся вдоволь над его поступками и высказываниями. Многие курайшиты между тем всерьез встревожились, поняв, что настойчивость, с которой Мухаммед утверждал веру в единого Бога, способна подорвать престиж многобожия, а также привести к упадку идолопоклонничества, когда люди станут обращаться в веру Мухаммеда. Некоторые родственники пророка становились главными его противниками. Они высмеивали и унижали Мухаммеда, а также творили зло против новообращенных. Есть множество примеров надругательства и издевательства над людьми, принявшими новую веру.

Переселение первых мусульман в Абиссинию

Краткая биография пророка Мухаммеда продолжилась переездом в Абиссинию. В поисках убежища две крупные группы первых мусульман переселились сюда. Здесь им согласился покровительствовать христианский негус (царь), который был весьма впечатлен их образом жизни и учением. Курайшиты наложили запрет на все личные, военные, деловые, торговые связи с кланом Хашим. Было строго запрещено появляться в Мекке представителям этого клана. Очень трудные времена наступили, на жесточайшую нищету были обречены многие мусульмане.

Смерть Хадиджы и Абу Талиба, новая женитьба

Биография пророка Мухаммеда была отмечена в это время и другими печальными событиями. Хадиджа, жена его, умерла в 619 году. Она являлась его самым преданным помощником и сторонником. Абу Талиб, дядя Мухаммеда, скончался в этом же году. А именно он защищал его от яростных нападок соплеменников. Пророк, пораженный горем, покинул Мекку. Он решил отправиться в Таиф и обрести здесь убежище, однако был отвергнут. Друзья Мухаммеда сосватали в жены ему благочестивую вдову Сауду, которая оказалась достойной женщиной и к тому же мусульманкой. Аиша, юная дочь Абу Бакра, его друга, всю свою жизнь знала и любила пророка. И хотя она была еще очень юной для брачных уз, по тогдашним обычаям она все-таки вошла в семью Мухаммеда.

Суть мусульманского многоженства

Жены пророка Мухаммеда - это отдельная тема. Некоторых людей смущает эта часть его биографии. Следует развеять заблуждение, которое бытует у людей, не понимающих причин многоженства в мусульманском мире. В то время берущий себе в жены сразу нескольких женщин мусульманин это делал из чувства сострадания, предоставляя им кров и свою защиту. Мужчин также призывали помогать супругам своих погибших в бою друзей, предоставлять в собственность им отдельные дома. С ними следовало обращаться, как с ближайшими родственницами (конечно, в случае взаимной любви все могло быть иначе).

Ночь Вознесения

Биография пророка Мухаммеда была отмечена еще одним важнейшим событием. Пророку в 619 году пришлось пережить вторую удивительную ночь в своей жизни. Это Лейлят аль-Мирадж, Ночь Вознесения. Известно, что Мухаммед был разбужен, после чего перенесен в Иерусалим на волшебном животном. На горе Сион, над местоположением одного древнего иудейского храма, разверзлись небеса. Так открылся путь, который привел к трону Господа. Однако в запредельные области не дозволено было вступить ни ему, ни ангелу Джабраилу, сопровождавшему Мухаммеда. Так произошло вознесение пророка Мухаммеда. Ему этой ночью открылись правила молитвы, ставшие средоточием веры, а также незыблемой основой жизни всего мусульманского мира. Мухаммед также встречался с другими пророками, в том числе с Моисеем, Иисусом и Авраамом. Весьма укрепило и утешило его это чудесное событие, добавив уверенности в том, что его не покинул Аллах и не оставил одного со своими печалями.

Подготовка к переезду в Йасриб

Судьба Мухаммеда отныне изменилась решительным образом. В Мекке его все еще высмеивали и преследовали, однако послание его было услышано уже множеством людей за пределами этого города. Несколько старейшин Йасриба уговаривали пророка покинуть Мекку и переехать в их город, где он будет принят с почетом как судья и вождь. В Йасрибе проживали совместно евреи и арабы, враждовавшие постоянно друг с другом. Они надеялись на то, что им принесет мир Мухаммед. Пророк сразу же посоветовал многим своим последователям отправляться в этот город, пока сам он оставался в Мекке для того, чтобы не вызвать подозрений. Ведь после того, как умер Абу Талиб, курайшиты вполне могли напасть на пророка, даже убить его, и Мухаммед отлично понимал, что рано или поздно это должно было случиться.

Мухаммед прибывает в Йасриб

Некоторыми драматическими событиями сопровождается жизнеописание пророка Мухаммеда во время его отъезда. Мухаммеду удалось чудом избежать плена лишь благодаря отличному знанию местных пустынь. Курайшиты несколько раз чуть было его не захватили, но Мухаммеду удалось все же достичь предместий Йасриба. Его с нетерпением ждали в этом городе. Когда Мухаммед приехал, люди устремились к нему с предложениями поселиться у них. Пророк, смутившись таким гостеприимством, предоставил своему верблюду право выбора. Верблюд решил остановиться у места, на котором сушились финики. Пророку мгновенно было подарено это место для строительства дома. Новое имя получил город - Мадинат ан-Наби (в переводе - "город пророка"). Он известен сегодня в сокращении как Медина.

Правление Мухаммеда в Йасрибе

Мухаммед приступил без промедления к подготовке указа, по которому он провозглашался в этом городе верховным главой всех кланов и племен, враждовавших между собой. Отныне они должны были подчиняться распоряжениям пророка. Мухаммед установил, что свою религию вольны исповедовать все граждане. Они должны мирно сосуществовать, не опасаясь высочайшей немилости или преследований. Лишь об одном просил Мухаммед - сплотиться, для того чтобы дать отпор любому врагу, который осмелится напасть на Медину. Племенные законы евреев и арабов заменены были принципом "правосудия для всех", то есть не зависящего от вероисповедания, цвета кожи и социального положения.

Жизнь пророка Мухаммеда в Йасрибе

Пророк, став правителем Медины и овладев большим богатством и влиянием, никогда не жил, как царь. Из простых глиняных домиков, которые были выстроены для его жен, состояло его жилище. Жизнь пророка Мухаммеда была простой - у него не было никогда даже собственной комнаты. Двор с колодцем располагался неподалеку от домиков - место, которое стало отныне мечетью, в которой собираются по сей день правоверные мусульмане. В постоянной молитве, а также в наставлении верующих прошла практически вся жизнь Мухаммеда. Кроме пяти обязательных молитв, совершавшихся в мечети, он много времени уделял уединенной молитве, порой благочестивым размышлениям посвящал большую часть ночи. Его жены совершали ночную молитву вместе с ним, после чего удалялись в свои покои. А Мухаммед продолжал молиться многие часы, к концу ночи ненадолго засыпая, для того чтобы проснуться вскоре к предрассветной молитве.

Решение вернуться в Мекку

Пророк, который мечтал вернуться в Мекку, в марте 628 года решил воплотить в реальность свою мечту. Он собрал 1400 своих последователей и отправился в путь с ними, совершенно безоружными, в одеяниях, состоявших лишь из 2 белых покрывал. Последователям пророка, несмотря на это, во въезде в город было отказано. Не помогло даже то, что ислам исповедовался многими гражданами Мекки. Паломники, во избежание возможных столкновений, принесли вблизи Мекки свои жертвы, в местности под названием Худайбийа. Мухаммед в 629 году приступил к планам овладения Меккой мирным путем. Заключенное в Худайбийе перемирие оказалось недолговечным. Мекканцы вновь в ноябре 629 года напали на племя, состоявшее в союзе с мусульманами.

Въезд Мухаммеда в Мекку

Во главе 10 тысяч человек, самой большой армии из всех, когда-либо покидавших Медину, двинулся на Мекку пророк. Она расположилась возле города, после чего Мекка сдалась без боя. С триумфом вошел пророк Мухаммед, направился сразу же к Каабе и 7 раз совершил вокруг нее ритуальное обхождение. После этого пророк вошел в святыню и всех идолов разрушил.

Хаджат аль-Вида, смерть Мухаммеда

Лишь в 632 году, в марте, единственное полноценное паломничество к Каабе, известное как Последнее паломничество (Хаджат аль-Вида), совершил пророк Мухаммед (фото Каабы в сегодняшнем виде представлено ниже).

Ему были посланы во время этого паломничества откровения о правилах хаджа. И по сей день все мусульмане следуют им. Когда, для того чтобы предстать перед Аллахом, пророк достиг горы Арафат, он провозгласил последнюю свою проповедь. Мухаммед уже в то время был тяжело болен. По мере сил он продолжал руководить в мечети молитвами. Не было улучшения в болезни, и пророк окончательно слег. Ему было в то время 63 года. На этом заканчивается жизнеописание пророка Мухаммеда. Последователи его с трудом могли поверить в то, что он умер как простой человек. История пророка Мухаммеда учит нас духовности, вере, преданности. Она интересует сегодня не только мусульман, но и множество представителей других конфессий из разных уголков мира.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) родился в 570 году по христианскому календарю в Мекке (современная Саудовская Аравия). Его отец Абдулла был пра праправнуком Кусайа – основателя Мекки, и принадлежал к Хашимитскому роду племени Курайш. Мать Мухаммада – Амина – являлась потомком брата Кусайа. Однажды, возвращаясь с караваном из Сирии и Палестины, Абдулла остановился, чтобы навестить родственников на одном из оазисов севернее Мекки. Там он заболел и умер за несколько месяцев до рождения сына.

По обычаю, курайшиты отправляли своих детей в пустыню кормилице, где, среди бедуинов, они и проводили первые годы своей жизни. В этом обычае заключалась не только забота о здоровье ребенка, но и возвращение к корням, возможность ощутить свободу в бескрайних просторах пустыни. Пророка Мухаммада забрала кормилица Халима. В семье бедуинов он прожил 4-5 лет: привыкал к жизни в пустыне, присматривал за овцами, как только научился ходить.

Мухаммаду было около шести, когда они с матерью отправились в Ясриб, где погиб отец. Там Амину постигла болезнь. Она скончалась по пути домой. Теперь опекуном Мухаммада стал его дед Абдуль Муталиб – глава Хашимитского клана. Через два года, когда Мухаммаду было 8, умер и он. Главенство перешло к дяде пророка Абу Талибу, он и стал его новым опекуном. Мухаммаду исполнилось девять лет, когда дядя, собрав караван, отправился в Сирию, и взял племянника с собой, чтобы обучить его искусству торговли.

Мухаммад преуспел в торговом ремесле. Среди богатых людей Мекки была дважды овдовевшая Хадиджа. Прознав о славной репутации Мухаммада, которого часто называли Аль-Амин (надежный), она наняла его, чтобы тот сопроводил ее караван в Сирию. Впечатленная способностями Мухаммада и его очарованием, она отправляет к нему сватов. На тот момент Мухаммаду было двадцать пять лет, Хадидже – сорок. После свадьбы она подарила мужу молодого раба по имени Зейд, которому Мухаммад даровал свободу. Когда родственники Зейда пришли заплатить выкуп, он настолько полюбил Мухаммада, что предпочел остаться со своим благодетелем. Хадиджа родила Мухаммаду шестерых детей, включая сына по имени Касим, который умер, не прожив и двух лет.

Мухаммад стал состоятельным человеком, почитаемым членом общины. Его щедрость и здравомыслие вызывали восхищение людей. Казалось, его ждет безоблачное будущее: он добьется процветания своего клана, станет одним из наиболее влиятельных старейшин города, и умрет, возможно, как и его дед, в тени Каабы, размышляя о прожитых годах. Но ему суждено было совсем другое.

Ханифы

Мекканцы были потомками Авраама через его старшего сына Исмаила, их храм – Кааба – был возведен Авраамом для поклонения Единому Богу. Кааба по-прежнему называлась Домом Бога, но объектом поклонения стали многочисленные идолы, божества, которых называли дочерями Бога и считали посредниками между людьми и Богом. Лишь немногие чувствовали отвращение к распространившемуся идолопоклонству, и старались придерживаться религии Авраама. Эти искатели правды известны как ханифы , что означает «отвернувшиеся от идолопоклонства». Они не объединялись в общества: каждый по отдельности пытался найти истину. Мухаммад, сын Абдуллы, был одним из них.

Основателем является пророк Мухаммед. Он родился в 570 г. от Р.Х. В арабском летосчислении этот год называется Годом Слона. Свое название год получил потому, что в это время правитель Йемена Абраха предпринял наступление па Мекку с целью ее захвата и подчинения своему влиянию всех арабских земель. Его войско передвигалось на слонах, что вызываю ужас у местных жителей, до этого времени не видевших этих животных. Однако на полпути к Мекке войско Абраха повернуло назад, а сам Абрах умер по дороге домой. Исследователи считают, что это произошло из-за эпидемии чумы, которая уничтожила значительную часть войска.

Мухаммед происходил из обедневшего клана влиятельного рода курейш. Члены этого рода должны были следить за сохранностью духовных святилищ. Мухаммед рано осиротел. Его отец умер еще до его рождения. Мать отдача его, по обычаю того времени, кормилице-бедуинке, у которой он рос до пяти лет. Его мать умерла, когда ему было шесть лет. Мухаммеда воспитывал сначала дед Абдалмутталиб , служивший смотрителем при храме Кааба, затем после его смерти — дядя Абу Талиб. Мухаммед рано приобщился к труду, пас овец, участвовал в снаряжении торговых караванов. Когда ему исполнилось 25 лет, он нанялся на работу к Хадидже , богатой вдове. Работа заключалась в организации и сопровождении торговых караванов в Сирию. Вскоре Мухаммед и Хадиджа поженились. Хадиджа была старше Мухаммеда на 15 лет. У них родилось шестеро детей — два сына и четыре дочери. Сыновья умерли в младенчестве.

Только любимая дочь пророка Фатима пережила отца и оставила потомство. Хадиджа была не только люби мой женой пророка, но и другом, во всех сложных обстоятельствах жизни она поддерживала его материально и морально. Пока Хадиджа была жива, она оставалась единственной женой Мухаммеда. После женитьбы Мухаммед продолжал заниматься торговлей, однако без больших успехов. Сказывалось изменение исторической ситуации.

Мухаммед много времени проводил в молитвах и медитации. Когда Мухаммед медитировал в одной из пещер в окрестностях Мекки, ему было видение, во время которого он получил первое послание от Бога, переданное через архангела Джебраила (библ. — Гавриил). Первыми людьми, поверившими проповеди Мухаммеда и принявшими ислам, стали его жена Хадиджа, его племянник Али, его вольноотпущенник Зайд и его друг Абу-Бекр. Первое время призыв к новой пере осуществлялся тайно. Начало открытой проповеди относят к 610 г. Меккаицы встретили се с насмешкой. В проповеди содержались элементы иудаизма и христианства. Мухаммед, по историческим сведениям, был неграмотным. Он воспринимал устные рассказы из Священного Писания от иудеев и христиан и приспосабливал их к арабской национальной традиции. Библейские сюжеты органично вошли в состав священной книги новой религии, связав воедино истории многих народов. Популярности проповеди Мухаммеда способствовало то, что он читал их речитативом, в виде рифмованной прозы. Постепенно вокруг Мухаммеда сложилась группа сподвижников из разных слоев мекканского общества. Однако весь первоначальный этап проповеди, вплоть до переселения в Медину, мусульмане подвергались гонениям и преследованиям со стороны мекканского большинства. В результате этих притеснений большая группа мусульман эмигрировала в Эфиопию, где их встретили с пониманием.

Число сторонников Мухаммеда в Мекке постоянно росло, однако росло и сопротивление новой религии со стороны влиятельных жителей города. После смерти Хадиджи и дяди Абуталиба Мухаммед лишился внутренней опоры в Мекке и в 622 г. вынужден был уехать в город своей матери Ятриб , который после этого стал называться Мединой - городом пророка. В Медине проживала большая группа евреев, и мединцы оказались более подготовленными к принятию новой религии. Вскоре после переселения Мухаммеда большинство населения этого города вступило в число мусульман. Это был огромный успех, поэтому год переселения стал считаться первым годом мусульманской эры — хиджры (переселение).

В мединский период Мухаммед развивал и углублял свое учение в направлении обособления от родственных религий — и . Вскоре влиянию исламской общины в Медине подчинилась вся южная и западная Аравия, и в 630 г. Мухаммед торжественно вступил в Мекку. Теперь мекканцы склонились перед ним. Мекка была объявлена священной столицей ислама. Однако Мухаммед вернулся в Медину, откуда в 632 г. совершил паломничество (хадж) в Мекку. В этом же году он умер и был похоронен в Медине.



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Доступно в форматах: EPUB | PDF | FB2 Страниц: 352 Год издания: 2009 Дважды Герой Советского Союза В.С.Архипов прошел путь от красноармейца...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS