Главная - Невербальное общение
Произведение в котором есть яркий пример человечности. Человечность (Аргументы ЕГЭ)

1. "Слово о полку Игореве".

Князь Игорь, его брат Всеволод, Ярославна, киевский князь Святослав и его "золотое слово" о необходимости объединения русских княжеств для защиты перед внешними врагами.

Проблематика: доблесть и мужество русских воинов, защита своей земли, трагические последствия междоусобиц русских князей, верность, нежность русских женщин, предопределённость событий (затмение солнца), помощь природы русским людям.

2. Михаил Васильевич Ломоносов

Ода "На день восшествия на престол Елисаветы Петровны", 1747

Проблематика: наука, постижение разумом тайн природы, способность человека к творческому преобразованию мира.

3. Гавриил Романович Державин

"Властителям и судиям"

Проблематика: сатирическое обличение порочных вельмож, создание образа достойного гражданина, утверждение идеала мудрого, просвещённого правителя.

4. Денис Иванович Фонвизин

"Недоросль"

Госпожа Простакова, её муж, сын Митрофан, брат Скотинин, учителя, кормилица, портной Тришка, Софья, Милон, Стародум, Правдин.

Проблематика: крепостничество, противостояние прогрессивно мыслящих дворян и реакционных дворян-крепостников, воспитание и образование детей, служение своему Отечеству, невежество, бесчеловечность, способность совершить подлый, бесчестный поступок, мудрость и справедливость правителя.

5. Александр Сергееевич Грибоедов

Комедия "Горе от ума"

Фамусов, Чацкий, Софья, Молчалин, Скалозуб, Лиза, Горичи, Тугоуховские, Хрюмины, Хлёстова, Загорецкий, Репетилов.

Проблематика: борьба нового со старым, противостояние вольнолюбивых, прогрессивно мыслящих дворян реакционному лагерю крепостников, отношение к крепостничеству, карьеризму, преклонению перед общественным мнением, оценка личности в зависимости от богатства, чина, положения в обществе, соблюдение внешних форм жизни, несмотря на их содержание, карьеризм, мелочность интересов, духовная пустота, идеал праздной жизни, отношение к воспитанию, образованию молодёжи, смысл жизни, нравственный выбор человека.

6. Александр Сергеевич Пушкин

Роман "Евгений Онегин"

Онегин, Татьяна Ларина, Ленский, Ольга

Проблематика: воспитание, образование человека, социальная среда как основа формирования характера, пути просвещённой передовой дворянской интеллигенции, противопоставление романтического и реалистического восприятия жизни, внешняя и внутренняя красота человека, глубина, сила и искренность чувств, праздная жизнь и духовная пустота представителей поместного дворянства, а также московского барства, отношение к светским предрассудкам, жизнь и смерть человека, выбор между любовью и долгом, русский национальный характер..

"Повести Белкина"

"Барышня-крестьянка" - Лиза Муромская, Алексей Берестов, их отцы.

Проблематика: взаимоотношения отцов и детей, любовь героев вопреки мнимым социальным преградам, обман, заканчивающийся счастьем.

"Станционный смотритель" - Самсон Вырин, дочь Дуня, гусар.

Проблематика: взаимоотношения отцов и детей, социальное неравенство, судьба "маленького человека", раскаяние, прощение.

"Дубровский"

Андрей Гаврилович Дубровский, сын Владимир, Кирилла Петрович Троекуров, дочь Маша, князь Верейский.

Проблематика: крестьянское восстание, внутрисословный конфликт, самоуправство помещиков, бюрократические злоупотребления местных властей, любовь "благородного" разбойника-мстителя.

"Пиковая дама"

Офицер Германн, старая графиня, воспитанница Лизавета Ивановна.

Проблематика: неутолимая жажда денег, наживы, обогащения как стремление к личной независимости и власти, проникновение денежных отношений во все сферы жизни общества, обличение жестокого, хищного эгоизма и необычайного честолюбия.

"Медный всадник"

Бедный чиновник Евгений, Петербургское наводнение, памятник Петру I.

Проблематика: трагичность отношений государственной власти и "маленького человека", безжалостность стихии, Петербург как "рукотворный" памятник Петру I , "Кумир на бронзовом коне" как воплощение бесчеловечной власти, карающей даже за робкий протест.

"Капитанская дочка"

Пётр Гринёв, Пугачёв, капитан Миронов, Маша, Швабрин.

Проблематика: семьи Мироновых и Гринёвых как воплощение честности, прямоты, простоты в быту, чувства собственного достоинства

"Береги платье снову, а честь смолоду", противопоставление старинного "коренного "дворянства (Гринёвы) "новой знати" (Швабрин), черты национального характера в образе Савельича, верность, преданность, любовь, милосердие, прощение, причины, последствия народной войны под предводительством Пугачёва.

7. Михаил Юрьевич Лермонтов

"Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"

Царь Иван Грозный, опричник Кирибеевич, Калашников, Алёна Дмитриевна.

Проблематика: конфликт между справедливостью, правдой-матушкой (Калашников) и эгоизмом, необузданными страстями (Кирибеевич), защита чести, права, достоинства человека в условиях самодержавной власти.

Поэма "Мцыри"

Проблематика: протест против порабощающей человека душной неволи, поэтизация борьбы, призыв к свободе, утверждение любви к родине и героического ей служения, страстная жажда жизни.

Роман "Герой нашего времени"

Печорин, Максим Максимыч, Бэла, Казбич, ундина, Янко, слепой мальчик, старуха, Грушницкий, княжна Мери, драгунский капитан, Вернер, Вулич.

Проблематика: герой и общество, "лишний человек", "портрет, но не одного человека, а портрет, составленный из пороков всего поколения", трагическое мироощущение и философские искания личности, осознание своего места в мире, активная или пассивная жизненная позиция, удачные или неудачные попытки реализовать свои желания и таланты, проблемы бытия - смерти, добра - зла, выбор цели жизни, отношение человека к окружающим людям, любовь и дружба, подлость и предательство, ответственность человека за его поступки..

8. Николай Васильевич Гоголь

Сборник "Вечера на хуторе близ Диканьки"

Проблематика: красота духовной сущности народа, характеры, духовные свойства, моральные правила, нравы, обычаи, быт, поверья украинского крестьянства, победа добра над злом, великодушия над корыстолюбием, гуманизма над эгоизмом, отваги над трусостью, энергии над ленью и праздностью, благородства над низменностью и подлостью, одухотворённой любовью над грубой чувственностью; власть денег губительна, счастье достигается не преступлением, а добром, человеческие, земные силы побеждают дьявольские, нарушение естественных, народно-нравственных законов, предательство родины заслуживает самой тягчайшей кары.

Повесть "Тарас Бульба"

Тарас, Остап, Андрий, Запорожская Сечь

Проблематика: героическая борьба украинского народа за своё национальное освобождение, вольнолюбивый характер казачества, утверждение демократических основ Запорожской Сечи, прославление её, чувства товарищества и коллективизма, стремление запорожцев к воле и свободе, их преданность отечеству, нравственный выбор человека между долгом и любовью.

Повесть "Шинель"

Акакий Акакиевич Башмачкин, Значительное лицо

Проблематика: жизнь "маленького человека", духовное и физическое подавление, измельчание человеческой личности в условиях антагонистического общества.

Комедия "Ревизор"

Городничий, его жена, дочь, судья Ляпкин-Тяпкин, попечитель богоугодных заведений Земляника, смотритель училищ Хлопов, почмейстер, Добчинский и Бобчинский, Иван Александрович Хлестаков.

Проблематика: социальная сущность, нравы и быт дворянства, показанного в условиях уездного города: злоупотребления чиновников (взяточничество, казнокрадство, грубый произвол), праздная жизнь помещиков, притеснения купцов со стороны власти и их собственный обман покупателей, тяжёлая жизнь мещан, обличение бездельников, сплетников, лгунов, комический характер любовной интриги.

Поэма "Мёртвые души"

Павел Иванович Чичиков, помещики Манилов, Коробочка, Ноздрёв, Собакевич, Плюшкин, чиновники губернатор, прокурор. Председатель палаты, полицмейстер, служащий канцелярии Иван Антонович Кувшинное Рыло, "приятная дама" и "дама приятная во всех отношениях".

9. Александр Николаевич Островский

Драма "Гроза"

Кабанова (Кабаниха), Тихон, Катерина, Варвара, Борис, Дикой, Кулигин, Кудряш.

Проблематика: противоречия между старыми социально-бытовыми принципами и прогрессивными стремлениями к равноправию, к свободе человеческой личности, мир самодурства, основанный на семейной и имущественной тирании, диком произволе и деспотизме, обличение мертвящих условий "тёмного царства", пробуждение самобытной, цельной личности, нравственная чистота, душевная красота русской женщины.

Драма "Бесприданница"

Лариса Огудалова, Паратов, Кнуров, Вожеватов

Проблематика: утверждение власти бессердечного чистогана, превращающего неимущего, зависимого от него человека в предмет купли и продажи, в вещь, а имущего - в одержимого ненасытной жаждой наживы, обогащения, трагедия возвышенной, одухотворённой души в мире стяжательства и холодного эгоизма.

10. Иван Сергеевич Тургенев

Роман "Отцы и дети"

Евгений Базаров, Павел Петрович, Николай Петрович и Аркадий Кирсановы, Одинцова и Катя, Ситников и Кукшина, родители Базарова

Проблематика: взаимоотношения "отцов" и "детей", споры об отношении к культурному наследию, об искусстве и науке, о системе поведения человека, о нравственных принципах, о воспитании, общественном долге, вопрос о судьбах России, русского народа, о путях его дальнейшего развития, опасность нигилистического отношения к жизни, прогрессивность научного мышления, стремления к практической деятельности и т.д.

11. Иван Александрович Гончаров

Роман "Обломов"

Илья Ильич Обломов, Андрей Штольц, Ольга Ильинская

Проблематика: социальная косность и инертность, апатия и безволие как результат влияния помещичьего быта, угасание в человеке лучших качеств характера: живого ума, доброты, правдивости, кротости, склонности к самоанализу, истинная дружба и любовь, настоящее счастье, равноправие женщин, узость практицизма, стремление к деятельному счастью.

12. Николай Алексеевич Некрасов. Лирика

Проблематика: родина и русский народ, духовный мир крестьянина, его нужды, стремления, доля русской женщины, высота её нравственных принципов, душевная простота, талантливость, назначение поэта и поэзии, гражданственность, народность творчества, обличение власть имущих, позор крепостничества,

идеал общественного деятеля, вера в могучие силы народа..

13. Николай Семёнович Лесков

"Очарованный странник"

Иван Северьяныч Флягин, князь, Груша.

Проблематика: мятежный дух, неутомимость в поисках истины, неповторимые черты русского национального характера, странничество как элемент русского самосознания, вера в могучие силы народа.

14. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

"История одного города", "Сказки"

Проблематика: обобщение порочной сущности представителей государственной власти, несовершенство системы монархического правления, язвы общественной жизни, галерея нравственных уродов (Перехват-Залихватский ":въехал в город на белом коне, сжёг гимназию, упразднил науки", майор Прыщ - обладатель фаршированной головы, служака Брудастый с "органчиком" вместо головы, проигрывающим всего две фразы: "Разорю!" и "Не потерплю!").

15. Фёдор Михайлович Достоевский

Роман "Преступление и наказание"

Родион Романович Раскольников, его мать, сестра Дуня, старуха-процентщица Алёна Ивановна, её сестра Лизавета, Разумихин, Лужин, Мармеладов, Соня, Катерина Ивановна, Поленька, Порфирий Петрович, Свидригайлов, Миколка.

Проблематика: индивидуалистический бунт против порядков окружающей жизни, жизнь "униженных и оскорблённых", социальная несправедливость, безысходность, стремление стать "высшим", "сильным мира сего", кому "всё дозволено", муки совести как наказание за преступление, несостоятельность "наполеоновской теории", страдание, милосердие, вера в Бога как главные ценности, стремление к добру и человечности..

16. Лев Николаевич Толстой

Роман-эпопея "Война и мир"

Ростовы: Наташа, Николай, Петя, князь Андрей Болконский, княжна Марья, Пьер Безухов, Элен, Анатоль, Василий Курагин, Кутузов, Наполеон, Александр I, Борис Друбецкой, Анна Павловна Шерер, Лиза Болконская, Берг, Долохов, Василий Денисов, капитан Тушин, капитан Тимохин, Тихон Щербатый, купец Ферапонтов, Платон Каратаев и др.

Проблематика: изображение войны в тяжёлых трудах, крови, страданиях, смерти, справедливость Отечественной войны 1812 года, русский народ как единое, неделимое целое, готовность русских людей встать на защиту Родины, любовь народа к своему Отечеству, вклад в победу "дубины народной войны" - партизанского движения, героизм участников Бородинского сражения, единство русской армии, чувство "солдатского братства", нравственная победа русских воинов, дух войска как главный двигатель войны, роль народного полководца Кутузова в невероятно тяжёлой победе русской армии над вероломным и сильным врагом, единство разных слоёв населения перед лицом общей опасности, нравственные критерии событий частной и исторической жизни общества (добро, бескорыстие, душевная ясность, простота, духовная связь с народом), Кутузов и Наполеон как психологические и нравственно-философские полюса романа, любовь, труд, красота как основы семьи, истинная красота человека, умение "любить жизнь в бесчисленных, никогда не истощимых её проявлениях", нравственные категории: бескорыстие, верность долгу, гордость, человечность, достоинство, ответственность, патриотизм, скромность, совесть, товарищество, честь, мужество, любовь, милосердие, а также позёрство, соперничество, индивидуализм, ненависть, трусость, тщеславие, ханжество, честолюбие, эгоизм, высокомерие, карьеризм, лжепатриотизм, лицемерие.

17. Антон Павлович Чехов. Ранние рассказы

Проблематика: особенности изображения "маленького человека" ("Тонкий и толстый", "Смерть чиновника" - Иван Дмитриевич Червяков), смешное и серьёзное в новеллах Чехова ("Хамелеон", "Унтер Пришибеев") - в основе чеховского юмора комизм ситуаций, но и обличение тупости, бескультурья людей, пошлости окружающей жизни.

Рассказ "Ионыч"

Дмитрий Ионыч Старцев, Туркины Иван Петрович, Вера Иосифовна, Екатерина Ивановна (Котик)

Проблематика: духовная деградация личности, монотонность жизни семьи Туркиных, среда как фактор, вынуждающий героя жить по законам уездного городка, страшное зло омертвления человеческих душ, погружённых в тину обывательщины.

Рассказ "Человек в футляре"

Учитель греческого языка Беликов, рассказчик Иван Иванович Буркин, Варенька

Проблематика: "футлярность" личности, страх "Как бы чего не вышло", социальные последствия "беликовщины".

Рассказ "Дама с собачкой"

Дмитрий Гуров, Анна Сергеевна

Проблематика: настоящая любовь ("То, что мы испытываем, когда бываем влюблены, быть может, есть нормальное состояние человека. Влюблённость показывает человеку, каким он должен быть"), столкновение застенчивой любви с миром нестерпимой пошлости (" Осетрина-то с душком")

Рассказ "Попрыгунья"

Ольга, её муж врач Дымов, артистическое окружение героини

Проблематика: истинные и ложные ценности жизни, трудолюбие, самоотверженность человека дела и праздность и духовная деградация скучающей барыни, запоздалое раскаяние.

Рассказ "Невеста"

Надя Шумина, её жених, Саша

Проблематика: духовная пустота, ничтожность интересов людей, стремление героини вырваться из душного мира обывательщины.

Пьеса "Вишнёвый сад"

Любовь Андреевна Раевская, дочери Аня, Варя, её брат Гаев, купец Лопахин, Петя Трофимов, Епиходов, Яша, Фирс.

Проблематика: атмосфера всеобщего неблагополучия, ощущение одиночества героев, драматизма жизни, расстановка социальных сил в русском обществе: уходящее дворянство, поднимающаяся буржуазия и новые революционные силы, распад старых основ жизни, ожидание надвигающегося рокового конца, смутное предчувствие лучшего грядущего молодыми героями.

18. Иван Алексеевич Бунин

"Господин из Сан-Франциско"

Пароход "Атлантида", господин

Проблематика: Жизнь и смерть, их неотступное, великое противостояние, катастрофичность человеческого бытия, модель цивилизованного капиталистического мира, паутина лицемерия и лжи, истинные и ложные ценности, критическое отношение к бездуховности капиталистического общества, к возвышению технического прогресса в ущерб внутреннему совершенствованию.

19. Александр Иванович Куприн

Повесть "Олеся"

Иван Тимофеевич, Олеся, бабушка

Проблематика: любовь и разлука, счастье в единении с природой, неизбежность трагического конца короткого счастья героев, созвучие природы чувствам человека.

20. Максим Горький

Рассказ "Макар Чудра"

Лойко Зобар, Рада

Проблематика: максималистское стремление к свободе, высшее, исключительное проявление гордости, конфликт между любовью и гордостью.

Рассказ "Старуха Изергиль"

Проблематика: герои легенд воплощают собой единственную черту: Ларра - крайний индивидуализм, Данко - крайнюю степень самопожертвования ради любви к людям. Сама Изергиль - жизнь для себя. Самоотверженное служение людям противопоставлено индивидуализму Ларры и выражает идеал самого писателя.

Пьеса "На дне"

Сатин, Лука, Актер, дворянин, Барон, Клещ, Анна, Бубнов, Настя, Васька Пепел, Костылев, Василиса, Наташа.

Проблематика: социальный конфликт содержателей ночлежки и ночлежников. Античеловеческие условия калечат человека и даже любовь не спасает его, а ведет к трагедии: к смерти, увечью, убийству, каторге. Соотношение правды и лжи. Правда-истина и правда-мечта.

21. Евгений Иванович Замятин

Роман "Мы"

Благодетель, Бюро Хранителей, Зеленая стена,

Д - 503,О - 90

Проблематика: ответственность науки и ученых перед обществом, вмешательство человека в строение личности, в ход ее творческой деятельности, подчинение социальной сферы. Что будет с человеком и человечеством, если его насильно загонять в счастливое будущее?

22. Михаил Афанасьевич Булгаков

Повесть "Собачье сердце"

Профессор Преображенский, Борменталь, Клим Чугункин, Швондер.

Проблематика: идея создания нового человека, ответственность науки перед обществом, мотив превращения и мотив оборотничества. Интеллигенция и революция.

Роман "Мастер и Маргарита"

Воланд, Берлиоз, Бездомный, Азазелло, Коровьев, Кот Бегемот, Понтий Пилат, Иешуа Га - Ноцри, Мастер, Маргарита, Никанор Иванович Босой, Алоизий Могарыч, барон Майгель, Стёпа Лиходеев.

Проблематика: смысл жизни, что есть истина, проблема совести, проблема власти, любви и преданности, проблема творчества, добра и зла, прощения, понимания, ответственности, истинной гармонии, творчества.

23. Анна Андреевна Ахматова

Поэма "Реквием"

Проблематика: память, горечь забвения, немыслимость жизни и невозможность смерти, мотив распятия, евангельской жертвы, креста. Идея великого заступничества за людей.

24. Михаил Александрович Шолохов

Роман-эпопея "Тихий Дон"

Григорий Мелехов, Аксинья, Наталья, Петр, Дуняша, Дарья, Ильинична и Пантелей, Михаил Кошевой, Митька Коршунов, Листницкий, Подтелков.

Проблематика: роман-эпопея, эпическое воплощение жизни народа, его культуры, казачество как особое сословие, отличающееся стремлением к независимостью, замкнутостью, дисциплиной, трудолюбием, почитанием к старшим, изображение Гражданской войны как трагедии всего народа, правдиво, без прикрас, во всей ее бесчеловечности, трагические поиски правды, общечеловеческие ценности.

В повести «Капитанская дочка» Пушкин приводит пример человечности. Молодой Гринев, пытаясь отблагодарить провожатого, спасшего их во время бурана, отдает ему заячий тулуп. Тулупчик трещит на вожатом по швам, но это для Гринева не важно. Он отвечает добром за добро. Вожатый оказывается впоследствии предводителем восстания Пугачевым. Во время их последней встречи, когда Пугачев отпускает Гринева с Машей, Гринев говорит Пугачеву, что будет молиться о его грешной душе. И это также пример человечности. Гринев знает, что Пугачев обречен, и по-человечески переживает за него.

Тарас Бульба в одноименной повести Н.В.Гоголя отказывает своему сыну Андрию в человечности. Андрий предал собратьев, Родину и перешел на сторону врага. Отец поступает с ним, как того требует справедливость. И даже Остапу Тарас не разрешает предать земле тело брата, так как уверен, что предатель и после смерти не достоин человечного отношения.

Бесчеловечны поступки Печорина в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Печорин крадет Бэлу лишь из самолюбия, чтобы позлить Казбича. Он играет чувствами княжны Мэри и Веры, им движет тщеславие и эгоизм. Он бесцеремонно вмешивается в жизнь честных контрабандистов, после чего им приходится покинуть родные места. Лермонтов создает эгоистичного и циничного персонажа, которому не ведомы человечность и уважение к личности. В конце произведения мы узнаем о смерти Печорина, который погибает в бою. Но его некому даже оплакивать, ведь его никто не ждет.

Закончилась Вторая Мировая война. На всей ее территории остались захоронения солдат, воевавших с обеих сторон. За могилами погибших принято ухаживать, отдавая дань мужеству и героизму защитников. В Голландии кладбище, где похоронены немецкие солдаты. Именно они пришли завоевывать мир. Каждый год из Германии приезжают школьники, чтобы ухаживать за могилами. Зачем? Ведь это современные дети, они выросли в послевоенное время, они понимают, что захоронены в Голландии не победители. Не освободители, а захватчики. Ухаживая за могилами, эти дети учатся понимать, что война страшна, прежде всего, бессмысленностью жертв; это преступление против человечества. Дети, ежегодно приезжающие в Голландию, являют собой пример человечности, уважительного отношения к памяти о прошлом, пусть и таком страшном.

В наше время не так трудно встретить пример человечности, доброго отношения к людям. На юго-востоке Украины идет настоящая война. С бомбежками, жертвами, голодом и беженцами. Россия помогает жителям Донбасса. Постоянно отправляются гуманитарные конвои с медицинскими препаратами, продуктами и всем необходимым. Казалось бы, все необходимое за нас делает государство. Но в средствах массовой информации постоянно рассказывают о людях, добровольно оказывающих помощь. Все помогают по-разному. Кто-то дает приют целым семьям беженцев, кто-то принимает в семью осиротевшего ребенка, а кто-то отправляет целый грузовик с обогревательными приборами.

Человечность всегда была одним из важнейших явлений литературы - сочинение по рассказам В. Шукшина.

Около тридцати лет назад не стало человека, который воспел жизнь со всеми ее звуками, красками, запахами.
Это - Василий Макарович Шукшин.
Шукшин снял 5 фильмов, выпустил 7 книг, сыграл два десятка ролей - в общем, достаточно, чтобы войти в историю русской культуры.
Но он не знал этого. Он знал одно - труд. О нем говорили как о "деревенском" писателе, критики искали истоки силы его таланта и забывали о Шукшине-человеке, о его сердце - нервном, наполненном кровью и действительно страдающем, которое не выдержало своей ноши... Ни на минуту Шукшин не прекращал борьбу со злом - ни в литературе, ни в кино. "Нам бы про душу не забыть", - говорил он. Герои его книг часто говорят о душе. Что такое душа в понимании Шукшина? Доброта, человечность, милосердие, понимание ближнего, совесть, раздумья о смысле жизни. Анализируя традиционные конфликты - бедность и богатство, добро и зло, Шукшин решает их, опираясь на законы нравственности: он отвергает зло независимо от того, кто является его носителем. Писатель видит, что главное испытание сегодня не бедность, а богатство и сытость. В одном из лучших рассказов Шукшина - "Охота жить" - добро и зло показаны в прямой схватке. Старый охотник Никитич, человек необыкновенной доброты, открытая душа, приютил уголовника, фактически спас ему жизнь и получил от него пулю в спину. В исполненном страшной драматической силы рассказе старик-охотник говорит беглому преступнику: "Голод тебя великий воровать толкнул? С жиру беситесь, окаянные". В этих простых словах показаны и источник зла, и бескомпромиссное его отрицание. Свое негодование, свое отрицание зла, свою ненависть к страшным порокам людей - эгоизму, шкурничеству, потребительскому отношению к жизни, демагогии - с необыкновенной художественной силой Шукшин выразил в рассказе "Волки". Читая Шукшина, нужно сразу понять, что в его произведениях нет "высокого слога" и напыщенных фраз, берущих за душу своей цветистостью.
Шукшин не любил повторять прописные истины, но в каждом рассказе есть своя изюминка, свой философский урок. Какой же философский урок содержит рассказ "Сапожки?" На первый взгляд, перед нами обыкновенная бытовая история, история взаимоотношений в семье. Но написана она таким добрым и таким теплым языком, что вспоминаются народные сказки с их напевностью и мелодичностью. Кажется, что в этом произведении нет больших событий и нравственных потрясений, но небольшой эпизод из жизни шофера Сергея Духанина (покупка жене новых, необыкновенных сапожек) изменил внутреннее состояние не только Сергея, но и его жены. Грубый поначалу человек, Сергей становится добрым и чутким. Он понял, что дело не в подарке, а в отношении к самому близкому человеку - жене.
Сергею Духанину не случайно 45 лет. На этом жизненном рубеже у многих людей происходит переоценка ценностей, переосмысление окружающего мира и своего места в нем. Сергей почувствовал, что малое добро, сделанное им, отозвалось большим счастьем и теплом в доме. Он пришел к мысли, что попытка понять человека и сделать для него что-то светлое - это величайшее счастье. Смысл этого рассказа заключен в таких строках: "Вот так живешь, думаешь, что когда-то будешь жить лучше..." А ведь это и есть проявление нравственной силы личности! Василий Макарович призывает нас любить Человека, любить "чудинку" в людях, не мерить всех одной меркой. Правда, считал Шукшин, есть проявление души человека, она не может быть показной. Шукшин пишет очень самобытно, интересно, у него есть свой, шукшинский, слог, своя композиция. Любовь к Родине, отцу, матери... Писатель не говорит о ней громких слов, боясь потревожить что-то очень трепетное в наших сердцах. Любовь к старикам - высшее проявление нравственной силы. Так главный герой рассказа "Как помирал старик" - старик Степан, проживший долгую трудную жизнь. Писатель рассказывает нам о последнем дне и смерти Степана и затрагивает многие обще человеческие вопросы. Например, мы видим, как жена Степана, с первого взгляда показавшаяся нам неласковой и даже сварливой, становится чуткой и доброй, раскрывается ее подлинная душа, сердце старухи "оттаивает". Она просит прощение у мужа: "Ну, тогда прости меня, старик, если я в чем виноватая". Страх остаться одной, потерять самого дорогого человека, с которым прожила всю жизнь, не оставляет ее. Старуха понимает, что любит старика и что жизнь ее без мужа потеряет всякий смысл. Старик тоже становится мягче, добрее. Он говорит: "Агнюша... прости меня... я маленько заполошный был... А хлеб-то рясный-рясный!.." Две мысли преследуют Степана перед смертью: мысль о жене и мысль о хлебе. Что еще можно сказать об этом? Человек, выросший на земле, любивший и работавший на ней, в итоге уходит в ту же землю. Старик думает в последние минуты не о себе, он завещает нам хлеб, то есть родной край, любимое дело. Простыми, неловкими словами он старается сказать о смысле жизни, о том, как она прекрасна... Но есть в этом коротком рассказе и другие, менее глобальные, но не менее актуальные проблемы. В частности, проблема взаимоотношений детей и родителей. Старик умирает один, только его жена остается с ним до конца. Где же дети? Мишка отказался от них, Манька далеко, Петька "едва концы с концами сводит". Всех любят и понимают отец и мать, всех прощают и жалеют старики. Но жалеют ли дети своих родителей? Нравственность - это и отношение к старым людям, особенно к тем, кто тебя вырастил, отдал тебе душу и сердце. Родители всегда оправдывают своих детей, видят в них только хорошие черты. Но должны ли дети злоупотреблять этим? Черная неблагодарность вырастает из малейшего невнимания, малейшей нечуткости. Надо иметь много сил и терпения, чтобы выполнить свой сыновний долг. Но ведь на то мы и люди, чтобы не только брать, но и отдавать долги. В 1967 году Шукшин пишет удивительную статью "Нравственность есть Правда". В ней есть такие строчки: "Есть культурная тетя у меня в деревне, та все возмущается: "Одна ругань! Писатель... " Есть тети в штанах: "грубый мужик". А невдомек им: если бы мои мужики не были грубыми, они не были бы нежными..."
Герои рассказов Шукшина, правда, иногда шокируют нас внешней грубостью и неотесанностью.
Но талант читателя заключается в том, чтобы увидеть в самом непривлекательном человеке искорку доброты, света.
Шукшин говорил: "Как художник я не могу обманывать свой народ - показывать жизнь только счастливой, например.
Правда бывает и горькой... Я верю в силы моего народа, очень люблю свою Родину - и не отчаиваюсь. Напротив".
Писатель ни на миг не отделяет себя от России, русской деревни, ее природы. Его герои ищут основы жизни в родной земле. В частности, в рассказе "Алеша Бесконвойный " главный герой нашел себя в любви ко всему, что его окружает. Он обрел "покой в душе", но ни в коем случае не самоуспокоенность. Величайших русских писателей волновала таинственная зависимость между землей и человеческой совестью. Недаром в "Преступлении и наказании" Раскольников целует землю, герой "Войны и мира" Андрей Болконский приходит к философскому пониманию жизни, глядя в бездонное небо Аустерлица. Егор Прокудин (герой "Калины красной" В. Шукшина) в сцене после свидания с матерью падает на землю, хочет удержаться на ней, ищет в ней поддержку и опору, высший нравственный суд. Искусство должно учить добру.
В. Шукшин в способности чистого человеческого сердца к добру видит самое дорогое богатство.
"Если мы чем-нибудь сильны и по-настоящему умны, так это в добром поступке", - говорил он.
С этим жил, в это верил Василий Макарович Шукшин.

Человечность – это качество личности, которое характеризуется морально-нравственными принципами, выражающими гуманизм относительно повседневных взаимоотношений людей. Человечность является приобретенным и осознанным проявлением, формирующимся в процессе социализации и воспитания человека на примере значимых авторитетов. Человечность относят к наивысшей добродетели, достоинству человека.

Человечность характеризуется рядом признаков, являющимися специфическими качествами характера и отношения к миру. К этим качествам относят доброту, самопожертвование в пользу других, доброжелательность, искренность, сочувствие, великодушие, уважение, скромность, честность.

Что такое человечность

Человечность проявляется, как черта характера личности в действиях человека по отношению к внешнему миру. Уважение к людям, способствование и поддержка их благополучия, искреннее желание помочь или поддержать. Более полно эта черта раскрывается в коллективных и межличностных отношениях при совместной работе и непосредственного общения людей. В социальных группах это качество является самым референтным.

Такое свойство личности формируется на примере родителей или других авторитетных взрослых. Проявление или отсутствие такого способа проявления человека обусловлено внутрисемейным укладом и переданным, старшим поколением младшему, сценарием.

Основную роль в формировании этого качества играет воспитание матери, которая создает нормы уклада в семье, чем способствует развитию нравственности ребенка. Встречаются ситуации, где от детей требуют проявления высоких моральных качеств без предварительного научения и примера, что становится причиной внутренних и внешних растущей личности.

В процессе развития и социализации в группе от индивида требуются проявления дружелюбия и участия, умения коммуницировать с другими участниками процесса, формировать и озвучивать свою позицию, отстаивать ее. При низкой развитости требуемых навыков происходит отторжение коллективом или коллектива, что способствует появлению аутсайдеров. Причина этого разделение вопроса успеха и морали, как разных категорий.

Человек начинает осваивать правила взаимоотношений в младшем дошкольном возрасте, усваивая культурно-гигиенические навыки. Малыши, подчиняясь требованиям взрослых, стремятся соблюдать правила сами и контролируют соблюдение этих правил остальными детьми в группе. Часто маленькие дети обращаются к взрослым с жалобами на поведение своих сверстников с просьбой подтвердить правило, и тут возникает проблема проявления человечности, потому что воспитателям порой очень тяжело спокойно реагировать на подобные просьбы. И ребёнку, обратившемуся с жалобой, советуют в другой раз лично остановить сверстника и напомнить действующее в группе правило.

Процесс формирования человечности особенно активен в период «я сам», когда ребенок приобретает самостоятельность и к его поведению требования увеличиваются, потому что маленький человек начинает идентифицировать себя, как отдельного члена общества. В это время ребенок узнает о правилах и способах общения, о взаимодействии на примере ближайших авторитетных объектов (родители, друзья, герои книг, фильмов).

Человечность есть парадоксальным явлением, она проявляется через действия человека без отражения его реальной личности и отношения. В рыночных отношениях, которые сформировались и успешно развиваются в межличностных отношениях, моральные ценности и личность перестали быть связаны из-за погони за материальными благами, атрибутами успеха и благополучием. Человечность, гуманность стали своеобразным синонимом слабости, хотя литература и кинематограф часто гиперболизирует эти проявления в своих героях.

Необходимость в любви, принятии, уважении реализуется через проявление заинтересованности, как причастность к жизни окружающих. Сложность такого проявления человечности в том, что многие люди росли в менее благоприятных условиях, чем нужны для привития таких качеств. Особенно это отражается на детях, чьи родители росли в конце двадцатого века в странах СНГ. В тот период нужно было выживать, и манера воспитания изменилась, дети росли в хлынувшем потоке информации с отсутствующими положительными примерами, корректировками и авторитетами родителей.

Для формирования моральных эталонов и привития навыков проявления их важной составляющей является семья и ее традиции. В авторитарных семьях, где родители требуют подчинения и их авторитет абсолютный, дети растут приспособленцами, у которых имеются явные сложности в общении. Дети, подвергшиеся излишне строгим методам воспитания, имею искаженное представление об отношениях с людьми и в семье, что может найти выход в разных поведенческих особенностях, например, .

Проявление человечности у людей, росших в демократических семьях, происходит более естественно. Эти семьи формируют ощущение ценности себя и учат детей открытости к другим людям. Эмоциональная среда в семьях, которая основана на интересе к детям, их , заботе и уважении является основным условием формирования моральных ценностей ребенка.

На формирование человечности влияет и количество членов семьи. Дети, которые растут в многочисленных семьях, где есть многочисленные родственники, имеют больше примеров поведения и вариантов решения ситуаций, авторитетов и мнений. Большое количество родственников способствует формированию доброты, общности, дружелюбия, уважения, доверия и в таких семьях приобретаются навыки сопереживания, что есть составляющими частями человечности.

Проблема человечности существует в ее отсутствии. Ее проявление кроется в нашем себя, способностей своих и чужих, наших обязанностей, восприятия окружающей среды, себя в мире, как имеющих право на место под солнцем. Для большинства это проблема, потому что отсутствует ощущение безопасности достаточной для проявления человечности, как нормы в общении. Доброта, участие и другие моральные качества человека создают ощущение слабости и опасности. В этом и заключается проблема.

В процессе взросления и знакомства с окружением и миром, детей настраивают на борьбу за выживание в «джунглях» взрослой жизни. Становясь взрослыми, дети воспринимают окружающих больше соперниками, чем партнерами, отсюда и враждебный настрой.

С проблемой человечности сталкиваются все и каждый в своей жизни. Людям становится необходима в какой-то момент поддержка от людей. Особенно это ощущается в тяжелые периоды, во время принятия решений или ответственности. И тут возникают сложности относительно принятия человечных поступков других людей. Ведь для ощущения своей значимости через подтверждение из вне нужно быть открытым к этому внешнему. Открытость к окружающим требует доверия им, себе и уверенности в собственных правах. Так же проблема проявления человечности и других моральных качеств личности зависит от принятия своего права на жизнь и права на жизнь других людей. Можно добавить, что принятию права на жизнь учат родители, а именно мать в первые годы жизни, так называемое базовое доверие к миру. Когда его нет, человек чувствует угрозу со стороны окружения, следовательно, он будет защищаться и действовать исключительно в личных интересах. Личность, способная проявлять человечность имеет устойчивое базовое доверие. Оно сформировано самим человеком через осознанный выбор или матерью.

Родительский пример отношения к окружающим служит априорным сценарием поведения для ребенка. Защита от мира, настрой на борьбу, поощрение сомнений личности в своих силах, способностях и правах, приводит к сложностям понимания отношений и их нужности, к проблеме понимания или отсутствие таковой, выгодности проявления человечности.

Примеры человечности из жизни

Человечность в обществе стала своеобразным трендом в отношениях, что создает условия для понимания ценности личности. Это помогает узнать окружающих людей лучше, отыскать единомышленников и наладить общение. Люди начинают тянуться к тем, кто искренне ими интересуется. Человек, помогая нуждающимся людям, проявляет свои способности ценить жизнь.

В профессиональной деятельности человечность тоже проявляется. Самые человечные профессии – это врачи, педагоги, спасатели.

К слову о спасателях. В 2015 году четверо парней из штата Флорида проявили человечность по отношению к паре пожилых людей. Они подстригли газон, подмели дорожки и заменили шины на автомобиле пожилой пары, а так же вовремя доставили пожилого мужчину в больницу и ему сделали операцию, что продлило его жизнь. По словам начальника пожарной части, где работали «тимуровцы», они не сказали о том, что сделали, он узнал об этом из новостной ленты в соцсетях.

Проявление человечности спасает жизни любимых. Это естественное проявление потребности в любви и принятии. Проявлять человечность очень легко, достаточно начать говорить, как это сделал подросток. В Дублине, США, молодой человек Джейми 16 лет спас мужчину задав только один вопрос «с тобой все в порядке?». Такой простой вопрос и столько пользы. Мужчина собирался попрощаться с жизнью, мальчик спросил его, потом они поговорили. В конечном счете, в дальнейшем этот мужчина стал счастливым отцом.

Проявление человечности обогащает жизнь. То ли это помощь человеку, животному в спасении их жизни, то ли это обычное внимание к состоянию и потребностям знакомых и чужих. Это участие в жизни, это возможность показать и себе самому, что глупые и противные мысли о своей ущербности были ошибкой. Человечность – это черта характера личности, ее проявление – это сила личности, это ценность, которая осознанно появляется.

Это были примеры проявления человечности по желанию людей, это был осознанный выбор. К такому выбору может прийти каждый, осознав собственную ценность и значимость как человека, личности, идеального существа, которое может сделать больше, чем просто жить.

  1. (49 слов) В повести Тургенева «Ася» человечность проявил Гагин, когда взял на попечение незаконнорожденную сестру. Он же вызвал друга на откровенную беседу по поводу чувства Аси. Он понимал, что герой не женится на ней, и не настаивал. Заботливый брат лишь попытался выйти из положения так, чтобы девушке не было больно.
  2. (47 слов) В рассказе Куприна «Чудесный доктор» герой спасает от голодной смерти целую семью. Врач Пирогов случайно встречает Мерцалова и узнает о том, что его жена и дети медленно гибнут в сыром подвале. Тогда доктор дал им лекарства и деньги. В этом поступке видно высшее проявление человечности – милосердие.
  3. (50 слов) В поэме Твардовского «Василий Теркин» (глава «Два солдата») герой утешает двух стариков и помогает им по хозяйству. Хоть ему живется тяжелее, ведь Василий воюет на фронте, он не жалуется и не хватается, а помогает пожилым людям словом и делом. На войне он все равно остается почтительным и воспитанным человеком.
  4. (48 слов) В повести Шолохова «Судьба человека» герой не уподобляется жестокому врагу, а остается тем же добрым и отзывчивым Андреем Соколовым. После испытаний плена и потери семьи он усыновляет сироту и начинает новую жизнь. В этой готовности возродить мирное небо над головой и в душе я вижу проявление человечности.
  5. (44 слова) В романе Пушкина «Капитанская дочка» Пугачев сохраняет жизнь своему противнику из соображений человечности. Он видит, что Петр достоин этой милости, ведь он добр, смел и предан отечеству. Атаман судит по справедливости, отдавая должное даже врагу. В этом умении и заключается особенность порядочного человека.
  6. (42 слова) В рассказе Горького «Челкаш» вор оказывает более человечным, чем крестьянин. Гаврила готов был убить подельника ради денег, а вот Челкаш до этой низости не опустился, хоть и промышлял воровством. Он бросает добычу и уходит, так как главное в человеке – это достоинство.
  7. (42 слова) В пьесе Грибоедова «Горе от ума» Чацкий выражает свою человечность, когда вступается за права крепостных крестьян. Он понимает, что владеть людьми – это безнравственно и жестоко. В своем монологе он обличает крепостничество. Именно из-за таких совестливых дворян положение простонародья впоследствии значительно улучшится.
  8. (43 слова) В повести Булгакова «Собачье сердце» профессор принимает судьбоносное решение для человечества: он прекращает свой эксперимент, признавая, что мы не вправе так радикально вмешиваться в дела природы. Он раскаялся в своей ошибке и исправил ее. Его человечность – это усмирение гордыни ради общего блага.
  9. (53 слова) В произведении Платонова «Юшка» главный герой откладывал все деньги, чтобы помочь сироте получить образование. Его окружение не знало этого, но исправно издевалось над бессловесной жертвой. После его смерти люди узнали, почему Юшка так плохо выглядел, куда девал заработанные гроши. Но уже поздно. Зато память о его человечности жива в сердце облагодетельствованной девушки.
  10. (57 слов) В повести Пушкина «Станционный смотритель» Самсон Вырин относился ко всем проезжающим по-человечески, хоть они и вымещали на нем всю свою злобу. Однажды он приютил больного офицера и лечил его, как мог. Но тот ответил черной неблагодарностью и увез его дочь, обманув старика. Тем самым он лишил своих сыновей деда. Так что человечность нужно ценить, а не предавать.
  11. Примеры из жизни, кино, СМИ

    1. (48 слов) Недавно я прочитал в газете целую статью о том, как молодые люди спасают девушек, попавших в беду. Они бросаются на помощь к незнакомому человеку, не ожидая награды. Это и есть человечность в действии. Преступников сажают за решетку, а женщины остаются в живых, и все благодаря бескорыстным заступникам.
    2. (57 слов) Я могу вспомнить примеры человечности из личной жизни. Моему приятелю учительница помогла встать на ноги. Его мать пила, а отца не было вовсе. Мальчик и сам мог пойти по кривой дорожке, но его классная руководительница нашла его бабушку и добилась того, чтобы ученик жил у нее. Прошли годы, а он все еще помнит и навещает ее.
    3. (39 слов) В моей семье человечность взята за правило. Мои родители подкармливают птиц зимой, жертвуют деньги на операции больным детям, помогают старенькой соседке с тяжелыми сумками и оплатой коммунальных услуг. Когда я вырасту, я тоже буду продолжать эти славные традиции.
    4. (52 слова) Моя бабушка учила меня человечности с детства. Когда к ней обращались за помощью, она всегда делала все, что в ее силах. Например, она устроила на работу человека без определенного места жительства, тем самым вернув его к жизни. Ему дали служебное жилье, и вскоре он уже навещал бабушку с подарками и гостинцами.
    5. (57 слов) В журнале я прочитал, как девушка с популярным аккаунтом в социальной сети разместила там объявление незнакомки, где та искала работу. Женщине было за 50, она уже отчаялась найти место, как вдруг поступило прекрасное предложение. Благодаря этому примеру, многие люди воодушевились и стали делать добрые дела. Это и есть истинная человечность, когда личность меняет общество к лучшему.
    6. (56 слов) Мой старший товарищ учится в институте, там он записался в кружок волонтеров. Он ездил в детский дом и организовывал там утренник в честь нового года. В результате покинутые дети получили подарки и представление, а мой друг – непередаваемые эмоции. Я считаю, что в любом вузе именно так нужно учить людей человечности, давая им шанс проявить себя.
    7. (44 слова) В фильме Стивена Спилберга «Список Шиндлера» герой, несмотря на политику нацисткой Германии, принимает на работу евреев, тем самым спасая их от мученической смерти. Его действиями руководит человечность, ведь он считает, что все люди равны, все достойны жизни, и никто не может это оспаривать.
    8. (47 слов) В фильме «Отверженные» Тома Хупера преступник и злодей на деле оказывается человечным и милосердным мужчиной, который берет на себя опеку над незнакомой девочкой-сироткой. Он умудряется растить ребенка и бегать от полиции одновременно. Ради нее он идет на смертельный риск. Такая бескорыстная любовь под силу только человеку.
    9. (43 слова) В фильме Генри Хэтэуэея «Звонить Нортсайд 777» невиновный герой садится в тюрьму. Его мать тщетно пытается найти настоящих преступников. И ей совершенно бескорыстно решил помочь журналист, ввязавшись в расследование. Он в этом случае продемонстрировал свою человечность, ведь не прошел мимо чужой беды.
    10. (44 слова) Мой любимый актер Константин Хабенский тратит на благотворительность большую часть своих гонораров. Этими поступками он вдохновляет зрителей поступать по совести и помогать друг другу в беде не только словом, но и делом. Я безмерно уважаю его за это и считаю, что им движет человечность.
    11. Интересно? Сохрани у себя на стенке!


 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Доступно в форматах: EPUB | PDF | FB2 Страниц: 352 Год издания: 2009 Дважды Герой Советского Союза В.С.Архипов прошел путь от красноармейца...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS