Главная - Невербальное общение
Золотое кольцо России: что скрывают историки. Падение нравственного уровня в современном обществе

Кого называют добрым? Каким бывает зло? В чём смысл золотого правила морали? В чём смысл экологической морали?

Ответы:

Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Доброта – это то, что свершается добровольно, бескорыстно, для всеобщей пользы и для своей пользы, а не во вред себе. Зло - понятие нравственности, противоположное понятию добра, означает намеренное, умышленное, сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба, страданий. «Золотое правило нравственности» - общее этическое правило, которое можно сформулировать как «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе». Известна и отрицательная формулировка этого правила: «не делайте другим того, чего не хотите себе». Человеку следует помнить о великом экологическом правиле: нельзя требовать у природы больше, чем она способна дать. Оно нас учит бережному отношению к природе. Не загрязнять, не мусорить. Места своего пребывания на природе убирать за собой. Не загрязнять атмосферу различными отходами: производственные отходы не сливать в водоемы, где может погибнуть все живое, также выхлопные газы от машин загрязняют воздух. Нужно бережно и заботливо относится к природе.

. Золотой слиток. || Содержащий золото. Золотой песок. Золотые россыпи. || Сделанный из золота, покрытый золотом. Золотой перстень. Золотая цепочка. Золотые часы. || Вытканный, шитый золотом. [Женщины] на голове кокошники золотые носили. Л. Толстой, Казаки . Шапка на Опанасе с золотым верхом. Короленко, «Лес шумит» . Простым глазом можно было различить темные массы казачьей кавалерии и пехоты и кое-где среди них - блеск золотых хоругвей. А. Н. Толстой, Хмурое утро. || Исчисляемый на золото, по курсу золота. Золотой рубль. Золотой размен. Золотая валюта.

2. в знач. сущ. золото́й , -о́го , м. Золотая монета; червонец. Ростов взял деньги и, машинально, откладывая и равняя кучками старые и новые золотые, стал считать их. Л. Толстой, Война и мир . Капитан побил его карту. В банке горою лежали бумажки и золотые. Вересаев, На отдыхе.

3. Блестяще-желтый, цвета золота. Золотые кудри. Тихо плескалось в берега озеро, облитое --- золотыми лучами утреннего солнца. И. Гончаров, Обыкновенная история . Солнце садилось, широкими багровыми полосами разбегались его последние лучи; золотые тучки расстилались по небу все мельче и мельче. Тургенев, Льгов . На золотые нивы Спускается туман прозрачною волной. И. Никитин, Вечер.

4. перен. Замечательный по своим достоинствам, прекрасный, очень хороший. Золотые слова. - Это - премилый и удивительно добрый человек. Сердце у него золотое. Л. Толстой, Анна Каренина . А характер у самой - Не сказать, чтоб золотой. Твардовский, Про теленка. Для Черноиваненко это был золотой, незаменимый человек. У него был громадный революционный подпольный опыт. Катаев, Катакомбы.

5. перен. Счастливый, благоприятный; блестящий, великолепный. Края Москвы, края родные, Где на заре цветущих лет Часы беспечности я тратил золотые. Пушкин, Воспоминания в Царском селе. Быстро мелькают золотые дни беспечного, веселого детства! Григорович, Рыбаки. В колыбели русского государства - непрерывная линия развития вплоть до золотых времен Киева. А. Н. Толстой, Откуда пошла русская земля.

6. перен. (в обращении). Дорогой, любимый. - Что же он говорил, моя золотая Катерина? Гоголь, Страшная месть . - Дядя Антон, голубчик, золотой ты мой! дай распрячь лошадку, --- - кричал мальчишка. Григорович, Антон-Горемыка. [Устинья Наумовна (входя):] Здравствуйте, золотые! Что вы невеселы - носы повесили? А. Островский, Свои люди - сочтемся!

7. Как составная часть некоторых ботанических, зоологических и минералогических названий. Золотое дерево. Золотой жук. Золотая рыбка. Золотая обманка.

Золотой век - об эпохе расцвета наук и искусств в истории какого-л. народа.

Золотое дно см. дно .

Золотой дождь см. дождь .

Золотой мешок см. мешок .

Золотая молодежь - праздная, прожигающая жизнь молодежь из буржуазно-дворянских слоев общества.

Золотая осень - сухая и солнечная осень, когда особенно ярки и разнообразны оттенки желтеющей листвы.

Золотая рота (прост. устар. ) - бродяги, босяки, оборванцы.

Золотые руки у кого - о том, кто умело, искусно все делает, справляется с любой работой.

Золотое руно см. руно 1 .

Золотая свадьба - день пятидесятилетия супружеской жизни.

Золотая середина - об образе действий, поведении, чуждом риска, крайности (перевод изречения римского поэта Горация: aurea mediocritas).

Золотое сечение - гармоническая пропорция, в которой одна часть относится к другой, как все целое к первой части.

Золотой стандарт - существовавшая в ряде капиталистических стран Западной Европы и в России до начала 1-й мировой войны 1914-1918 гг. форма организации денежного обращения, при которой в обращении находились золотые монеты, а банкноты и другие денежные знаки обменивались на золото по номиналу.

Золотой телец см. телец .

Золотой фонд - 1) фонд драгоценных металлов (гл. образом золота) в слитках или монетах, принадлежащий государству; 2) о ком-, чем-л. особенно ценном. Золотой фонд советской литературы.

Золотое время терять (или упускать) - терять время, ценное для каких-л. дел, занятий.

Сулить (или обещать) золотые горы - обещать слишком много.

Золотых дел мастер (устар. ) - ювелир.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. - 4-е изд., стер. - М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия):

Искусство мотивировать коллег, сотрудников или соратников — фундамент всего, что вы делаете как предприниматель, не так ли? Вы хотите, чтобы люди действовали и были эффективны. Но понимаете ли вы, почему пользователи предпочитают тот или иной бренд или компанию всем остальным? И почему вы сами выбираете ту или иную торговую марку?

Ответ в том, как вы позиционируете свой бренд, или почему делаете то, что делаете. Индивидуальность бизнеса — кто вы, чем занимаетесь, какова ваша миссия, — определяет успех, потому вам необходимо ознакомиться с принципами, изложенными в книге Симона Синека (Simon Sinek) «Начните с “Почему”».

«Начните с “Почему”»— это возможность заглянуть в душу целевой аудитории и самому себе, описание причин, по которым люди покупают что-то и предпочитают один бренд другому.

Мышление «изнутри»

Производя товары и предлагая услуги, маркетологи и владельцы бизнеса ориентируются на желания и нужды своих клиентов. Покупателям нужна мышеловка, вы изобретаете новую и улучшенную ее версию, и потому они должны вас любить, правильно?

Синек так не считает. В его книге говорится, что клиентов интересует, кто вы, что вы олицетворяете и почему делаете то, что делаете. Ваши товары и услуги — то, чем вы, собственно, занимаетесь, — только следствия причин, заставляющих подниматься с постели каждое утро и начинать работу.

Симон предлагает мыслить «изнутри», то есть четко понимать и формулировать причины своей работы, вместо того, чтобы мыслить «извне», пытаясь соединить результаты труда с желаниями и нуждами покупателей. Люди покупают компьютеры Apple не потому, что никто больше не производит хорошую технику, а потому, что Apple громко говорят о целях своей работы.

Что сказали бы Apple, будь они обычным брендом:

Мы делаем отличные компьютеры. Они красивы и просты в использовании. Хотите купить?

Что Apple говорят в действительности:

Что бы мы ни делали, мы оспариваем статус-кво. Мы мыслим иначе. Мы бросаем вызов, создавая простой в использовании продукт с отличным дизайном — и так получилось, что мы делаем отличные компьютеры. Хотите купить?

Apple просто излагает информацию по порядку: это сообщение начинается с «почему»— то есть, с миссии, смысла или убеждения, не имеющего отношения к тому, что именно они делают. То, что они делают (от компьютеров до мелкой электроники), больше не является причиной для покупки, а служит лишь материальным проявлением их «миссии».

Компании используют материальные объекты и выгоды, чтобы доказать, что их бренд, продукт или идея — лучше, чем у других. Подход «изнутри»делает «почему»причиной покупки, а «что»служит только видимым доказательством убеждения. Конкуренты Apple — компании, у которых есть только товары, но нет миссии, поэтому они и проигрывают.

Что такое золотой круг?

Каждая компания на планете знает, что она делает, иначе это нельзя назвать бизнесом. Поймите, как вы выделяетесь на общем фоне и чем лучше конкурентов — например, ваш оффер или УТП могут быть действительно уникальными.

Очень немногие люди могут внятно ответить на вопрос, зачем они делают то, что делают, — например, «Какова ваша миссия? В чем смысл вашей работы? Во что вы верите искренне и горячо?». Сможете ответить, не задумываясь?

Большинство бизнесменов мыслит, действует и общается «извне», и говоря о своем деле, они отвечают на вопрос «что».

Но маркетологи и бизнесмены, начинающие с «почему», вдохновенно продают и руководят подчиненными, внушая клиентам и сотрудникам ощущение принадлежности к большому делу, осмысленной и важной работы. Это чувство не связано с внешним стимулом или материальной выгодой, но может быть гораздо эффективнее.

Вместо заключения

Из всех ста восемнадцати элементов периодической таблицы золото — единственный, который человечество всегда использовало в качестве валюты. Читайте дальше, чтобы узнать больше интересных фактов об этом потрясающем металле…

Когда мы хотим описать доброту и щедрость человека, мы говорим, что у него «золотое сердце». В этом выражении золото сопоставляется с чем-то хорошим, и это один из многих примеров, где этот драгоценный металл используется в качестве синонима величия.

Как вы знаете, победители Олимпийских игр получают золотые медали (хотя они в основном состоят из серебра и покрыты всего одним процентом золота), статуэтки Оскара также имеют золотое покрытие — как и Грэмми, Золотой Глобус и медали Нобелевской премии.

Но почему же мы любим и оцениваем золото выше, чем сотни других металлов на земле? За всю историю, которую мы можем проследить, золото считалось чем-то, чем очень почётно обладать. Эта «страсть по золоту» — особенность всего мира, а не какой-либо отдельной культуры, что доказывает, что золото высоко ценилось задолго до развития цивилизаций.

Этимология

Благородный металл получил современное название благодаря своему цвету. Английское слово «gold» произошло от староанглийского «geolu», обозначающего жёлтый цвет (родственность с ним можно проследить в слове «yellow».

Сияющий рассвет

У слова aurum, обозначающего золото в периодической таблице, довольно поэтичное происхождение. В периодической таблице золото обозначается как Au. Этот символ появился из старого латинского названия золота — аурум (aurum), что переводится как «сияющий рассвет» или «свет восхода солнца».

5000 год до н.э.

Археологические исследования показывают, что примерно в 5000 году до нашей эры золото и медь стали первыми металлами, которые открыл человек.

Первая волна золотой лихорадки

Первые зафиксированные результаты поисков золота принадлежат Соединённым Штатам — это был семнадцатифутовый самородок, обнаруженный в округе Кабеарус, Северная Каролина. Первая американская золотая лихорадка началась после того, как в Литл Мидоу Крик в том же штате было найдено ещё больше золота в 1803 году.

Интересные свойства золота

Золото удивительно устойчиво к высоким температурам. оно плавится при температуре 1,064.43° по Цельсию и способно проводить тепло и электричество. Также золото никогда не ржавеет.

Семена в каратах

В наши дни караты используются для измерения чистоты золота. Изначально слово карат (carat) означало единицу массы семян рожкового дерева, которыми расплачивались древние торговцы.

Чистота золота

Чистейшим золотом считается 24-каратное. 18-каратное золото является чистым на семьдесят пять процентов, 14-каратное — на пятьдесят восемь с половиной, а 10-каратное — на сорок один процент. Остальную часть металла, как правило, составляет серебро, но это может быть также платина, медь, палладий, цинк, никель, железо, кадмий или сплав нескольких из этих металлов.

Из истории — в большой спорт

Среди спортсменов тоже есть любители истории и драгоценных металлов. Название футбольной команды The San Francisco 49ers отсылает к калифорнийским искателям золота, которые прибыли в Сан-Франциско в 1849 году, во время золотой лихорадки.

Самый большой запас золота

Самые обширные запасы золота находятся на минус пятом этаже склада Федерального резервного банка в Нью-Йорке. Там хранится двадцать пять процентов всего мирового золотого запаса (540 000 золотых слитков). Большинство из них принадлежит иностранным правительствам.

Золото с собой

В одном из отелей Абу-Даби можно купить золото в золотом автомате. Первый в мире автомат с золотом появился в мае 2010 года. Он располагается в роскошном отеле Абу-Даби и сам покрыт чистейшим 24-каратным золотом.

Самый тяжёлый слиток

Самый тяжёлый слиток золота в мире весит 250 килограмм.

Золото из прошлого

Учитывая чрезвычайную редкость золота и его крайне высокую ценность, большинство золота, когда-либо обнаруженного за всю историю, до сих пор находится в обороте. Это означает, что около семидесяти процентов актуального сейчас золота было найдено за последние сто лет. Быть может, ваши серьги сделаны из золота, добытого во время золотой лихорадки начала двадцатого века

Золото и алхимия

Одной из главных целей алхимиков было превращение неблагородных металлов в золото. Греки и евреи начали практиковать алхимию в 300 году до н.э. Опыты по превращению обычных металлов в золото достигли своего пика в поздние Средние века и эпоху Возрождения.

Плоть богов

В Древнем Египте золото воспринималось как кожа или плоть богов — в частности, египетского бога солнца Ра. Поэтому золото было недоступно никому, кроме фараонов, и только позже к нему получило доступ духовенство и другие члены королевского двора. Комнаты, в которых хранились царские саркофаги, были известны как «дома золота».

Добывайте золото

В 1511 году король Испании Фердинанд произнёс бессмертную фразу: «Добывайте золото, по возможности, гуманным путём, но во что бы то ни стало — добывайте золото». Указаниям короля Фердинанда последовали многие — как при его жизни, так и после

Съедобный металл

Золото съедобно в маленьких порциях. В нескольких азиатских странах золотом приправляют фрукты, закуски из желе, кофе и чай. Начиная с шестнадцатого века, европейцы клали золотые листья в бутылки с ликёром (самые известные «золотые» напитки — Danziger Goldwasser и Goldschläger). Частицы золота содержатся также в самом дорогом бургере в мире.

Бреттон-Вудская система

Золото использовалось в качестве стандарта для многих валют. После Второй мировой войны в Соединённых Штатах была введена Бреттон-Вудская система, по которой стоимость золота составляла 35 долларов за тройскую унцию (888,671 мг). Эта система была отменена в 1971 году — когда для покрытия всех бумажных купюр больше не хватало золота.

Самый редкий драгоценный металл

Вы когда-нибудь задумывались, почему золото такое дорогое? Золото так сложно найти, что в мире появляется больше стали за час, чем появилось золота за всю историю.

Недоступное золото

Несмотря на редкость золота, считается, что более девяноста девяти процентов всего золота на Земле до сих пор хранится в центре планеты.

Золотой пластилин

Настоящее чистейшее золото настолько мягкое, что из него можно что-то слепить голыми руками, как из пластилина.

Драгоценная кровь

В человеческом теле содержится около 0,2 миллиграммов золота — преимущественно в крови.

Клад на дне океана

В общей сложности в мировом океане было найдено десять миллиардов тонн золота. Это означает, что на одну кубическую милю морской воды приходится двадцать пять тонн драгоценного металла.

Пятьдесят миль золота

Из золота можно шить самые дорогие ткани. Золото настолько податливый металл, что из него можно создавать швейные нити. Одну унцию золота можно было бы растянуть на более чем пятьдесят миль.

Инопланетные запасы

Золото вполне может существовать не только на нашей планете. Золото было обнаружено на всех континентах нашей планеты. Многие учёные полагают, что оно вполне может быть найдено также на Марсе, Меркурии и Венере.

Золото из метеоритов

Возможно, без древнего метеоритного дождя мы никогда не узнали бы о золоте. И эта версия действительно имеет смысл, если учитывать, что почти всё золото, что мы имеем на Земле, по словам астрофизиков, появилось на нашей планете благодаря метеоритам, которые атаковали Землю более двухсот миллионов лет после её возникновения.

На протяжении многих тысячелетий золото сводило с ума людей: за него убивали, за него умирали, за него боролись. В наши дни нет повсеместной золотой лихорадки, так как большинство месторождений уже обнаружено, но в некоторых странах до сих пор можно найти золотоискателей, которые зарабатывают на жизнь исключительно поиском драгоценного металла. Конечно, не иссякает любовь к золоту и у обычных людей: золото всегда было и будет синонимом роскошной жизни, богатства и власти.

Оно было разработано известными мыслителями и учителями еще в древности, однако является и в настоящее время весьма актуальным. «Золотое правило поведения» фиксирует всеобъемлющий нравственный принцип в отношении другого человека в рамках любой практической ситуации. Оно распространяется на все, что касается человеческих отношений.

Что такое «золотое правило нравственности»?

Оно присутствует, без преувеличения, в каждой существующей религии в той либо иной форме. «Золотое правило нравственности» – это фундаментальный канон, отражающий призыв морали. Оно чаще всего воспринимается в качестве основополагающей, важнейшей ее истины. Рассматриваемое правило нравственности гласит: «Не делай другому то, что не хочешь, чтобы делали тебе» (Quod tibi fieri non vis alteri ne feceris).

Концентрация практической мудрости в нем выступает одним из аспектов нескончаемых этических размышлений.

Исторические факты касаемо рассматриваемого правила

Период его возникновения относят к середине 1 тыс. до н. э., когда протекал гуманистический переворот. Статус «золотого» оно приобрело в XVIII в.

Известно, что раньше в родоплеменных общинах существовал обычай касаемо кровной мести – талион (возмездие, эквивалентное совершенному преступлению). Он выступал своего рода ограничителем вражды родов, так как данный жестокий закон требовал равнозначного наказания.

Когда родоплеменные отношения стали исчезать, появилась трудность в четком разделении, так сказать, на чужих и своих. Экономические связи вне общины зачастую оказывались более существенными, чем родственные.

Так, уже община не стремилась отвечать за проступки отдельно взятых своих членов. В связи с этим талион теряет результативность, и возникает необходимость формирования совершенно нового принципа, позволяющего регулировать межличностные отношения, не зависящие от родовой принадлежности. Именно таким принципом явилось правило: «Относись к людям так, как хотел бы, чтобы относились к тебе».

Расшифровка данного этического правила

В его различных формулировках присутствует одно общее звено – «другой». Под ним подразумевается любой человек (ближайший либо дальний родственник, знакомый либо незнакомый).

Значение «золотого правила нравственности» – эквивалентность всех людей касаемо их свободы и возможности совершенствоваться. Это своего рода равенство в отношении наилучших человеческих качеств и оптимальных норм поведения.

Если задаться вопросом «»Золотое правило нравственности» — что это такое?», ответ должен раскрывать не дословную его трактовку, а внутренний философский смысл, который вывел его в статус «золотого».

Таким образом, данное этическое правило предполагает заблаговременное осознание отдельно взятым человеком последствий совершаемых им поступков в будущем относительно другого человека посредством проекции себя на его место. Оно учит относиться к другому так, как к самому себе.

В каких культурах оно нашло свое отражение?

В одно и то же время (но независимо друг от друга) «золотое правило поведения» появилось и в индуизме, и в буддизме, и в иудаизме, и в христианстве, и в исламе, а также в этико-философском учении (конфуцианстве). Одну из формулировок его можно увидеть в «Махабхарате» (изречениях Будды).

Известно, что Конфуций, отвечая на вопрос своего ученика по поводу того, существует ли такое слово, которым можно было бы руководствоваться всю жизнь, сказал: «Это слово – «взаимность». Не делай другим того, чего не желаешь себе».

В древнегреческих творениях оно встречается в классической поэме Гомера «Одиссея», в прозаическом произведении Геродота «История», а также в учениях Сократа, Аристотеля, Гесиода, Платона, Фалеса Милетского и Сенеки.

В Библии данное правило упоминается дважды: в Нагорной проповеди (Мф. 7:12; Лк. 3:31, Евангелие) и в беседах апостолов Иисуса Христа.

В «Сунне» (изречениях Мухаммеда) «золотое правило нравственности» гласит: «Делайте всем людям то, что вы желали бы, чтобы вам делали люди, и не делайте другим того, чего вы не желали бы себе».

Формулировки «золотого правила морали»

В прошлом были предприняты попытки классифицирования его формы согласно эстетическим либо социальным критериям.

Так, немецкий философ Христиан Томазий выделил три основные формы рассматриваемого правила, разграничивая при этом сферы права, морали и политики, которые назвал принципами права, приличия и уважения.

Они имеют следующий вид.

  1. Принцип права философски раскрывается как своего рода требование, согласно которому человек не должен совершать в отношении другого того, что он не хотел бы, чтобы совершили по отношению к нему самому.
  2. Принцип приличия представлен в виде этического призыва о том, чтобы индивидуум делал другому субъекту то, что он сам желал бы, чтобы сделали ему.
  3. Принцип уважения раскрывается в том, чтобы человек всегда поступал касаемо других людей так, как бы он хотел, чтобы они поступали в отношении его самого.

Немецкий исследователь Г. Райнер также предложил три формулировки «золотого правила», которые перекликаются с вышерассмотренными его интерпретациями (Х. Томазий).

  • Первая формулировка — это правило чувствования, которое гласит: «(Не) делай другому то, что (не) желаешь себе».
  • Вторая — правило автономности звучит: «(Не) делай сам того, что ты находишь (не) похвальным в другом».
  • Третья — правило взаимности имеет вид: «Как вы (не) хотите, чтобы по отношению к вам поступали люди, (не) поступайте так и вы по отношению к ним».

«Золотое правило нравственности» в пословицах и поговорках

Данный моральный канон прочно укрепился в массовом сознании людей преимущественно в виде народного фольклора.

Так, к примеру, смысл «золотого правила нравственности» отражен в ряде русских пословиц.

  1. «Чего в другом не любишь, того и сам не делай».
  2. «Не рой яму другому – сам в нее попадешь».
  3. «Как аукнется, так и откликнется».
  4. «Как крикнешь в лес, так и из леса отзовётся».
  5. «Что людям желаешь, то сам получаешь».
  6. «Не плюй в колодец – самому придется водицы напиться».
  7. «Делая людям зло, не жди от них добра» и др.

Итак, «золотое правило нравственности» в пословицах и поговорках позволяло довольно часто применять его в повседневной жизни и передавать из поколения в поколение в виде легко запоминающегося народного фольклора.

«Алмазное правило морали»

Оно является дополнением к рассмотренному ранее «золотому». Именно алмазным правило назвали из-за многогранности, символизирующей человеческую индивидуальность, которая уникальна в своем роде.

Итак, как уже указывалось ранее, «золотое правило нравственности» гласит: «Не делай другому то, что не хочешь, чтобы делали тебе». «Алмазное» же дополняет: «Сделай то, чего никто не может, кроме тебя». Здесь упор делается на приносимую пользу (сугубо индивидуальную для конкретной личности) максимально возможному количеству людей.

Другими словами, «алмазно-золотое правило нравственности» гласит: «Поступай так, чтобы твои наибольшие способности служили наибольшим потребностям других». Именно уникальность данного индивидуума (субъекта этического действия) выступает универсальным критерием.

Так, если «золотое правило нравственности» – это трансформация субъекта в объект (мысленная проекция себя на место другого человека и осознанный отказ от тех действий, которые не понравились бы себе самому), «алмазный» канон, напротив, выделяет именно несводимость рассматриваемого субъекта нравственного действия к целевому объекту, а также его исключительность и индивидуальность.

«Золотое правило нравственности» как объект пристального внимания философов

Английский философ-материалист Томас Гоббс преподносил его в качестве основы естественных законов, которые играют определяющую роль в жизни людей. Оно достаточно простое для понимания каждым человеком. Данное правило позволяет ограничить сугубо личные эгоистические притязания и тем самым создать базу для единения всех людей в рамках государства.

Английский философ Джон Локк не воспринимал «золотое правило морали» как что-то от рождения данное человеку, а, напротив, указывал на то, что в его основе заложено естественное равенство всех людей, и если они осознают это посредством данного канона, то придут к общественной добродетели.

Немецкий философ Иммануил Кант довольно критически оценивал традиционные формулировки рассматриваемого канона. По его мнению, «золотое правило нравственности» в своем явном виде не дает возможности оценить степень этической развитости индивида: человек может занизить моральные требования по отношению к самому себе либо занять эгоистическую позицию (я не буду мешать вам жить, не мешайте и вы мне). Оно включает желание человека в его нравственное поведение. Однако именно данные желания, страсти и мечты зачастую делают личность заложником своей природы и полностью отсекают его моральность – человеческую свободу.

Но все же категорический императив Иммануила Канта (центральное понятие этического учения) выступает исключительно философским уточнением существующего канона. Согласно Канту, «золотое правило нравственности» гласит: «Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла стать основой всеобщего законодательства». В данном определении немецкий философ пытается, так сказать, закрыть лазейку даже самому мелкому человеческому эгоизму. Он считал, что людские желания и страсти не должны заменять истинные этические мотивы поступка. Индивидуум ответственен за всевозможные последствия своих действий.

Две тенденции этического самоопределения человека с точки зрения новоевропейских философов

Первая преподносит человека в качестве общественного индивида, который подчиняется общепринятой морали.

Вторая тенденция ориентирована на понимание представителя людской расы как личности, устремленной к соответствующему идеалу (зрелость, целостность, саморазвитие, самоактуализация, индивидуализация, реализация внутренней сущности и т. д.), а морали в качестве пути, позволяющего достичь внутреннего самосовершенствования.

Если в современном обществе сказать философам: «Сформулируйте «золотое правило нравственности»», ответом будет не стандартная его формулировка, а более глубокий акцент на рассмотренную в нем личность, выступающую в роли субъекта этического действия.

Падение нравственного уровня в современном обществе

Духовная сфера в жизни общества во всем мире с начала XX века существенно обнищала. Это связано с доминирующим положением на сегодняшний день экономических проблем и связанных с ними идеологических и политических вопросов (практически все действия людей нацелены на накопление преимущественно материальных благ).

В постоянной гонке за богатством человек пренебрёг духовностью, перестал задумываться о внутреннем самосовершенствовании, стал игнорировать этическую сторону своих поступков. Такая тенденция наметилась еще с конца XIX века. Даже Ф. М. Достоевский писал о безудержной жажде денег, которая обуяла людьми той эпохи (более века назад) до одурения («Идиот»).

Большинство людей забыли, а многие и вовсе не знали о том, что «золотое правило нравственности» гласит.

Итогом процессов, протекающих в настоящее время, может стать застой в развитии цивилизации или даже эволюция зайдет в тупик.

Существенную роль в угасающей моральности общества касаемо России и Германии сыграли соответствующие идеологии, возникшие во всех его слоях, во времена пришествия к власти большевиков и нацистов соответственно.

Низкий этический уровень человечества, как правило, отчетливо фиксируется в критических моментах истории (революции, гражданские и межгосударственные войны, нестабильность государственного порядка и т. д.). Примером могут служить вопиющие нарушения нравственных норм в России: в годы гражданской войны (1918-1921 гг.), в период Второй мировой войны (1939-1945 гг.), в эпоху Сталинской индустриализации (20–30-е гг.) и в наши дни в виде «эпидемии» террористических актов. Все эти события привели к одному плачевному итогу — гибели большого числа ни в чем не повинных людей.

Нравственные аспекты чаще всего не берутся во внимание в процессе решения государственных вопросов: во время проведения экономических, социальных, сельскохозяйственных и промышленных реформ (как правило, результат – негативные экологические последствия).

Неблагоприятное текущее положение в нашей стране практически во всех областях жизни людей – это прямое следствие государственных просчетов в отношении существующего этического уровня общества на момент принятия очередного государственного решения.

Последние годы ознаменовались ухудшением криминальной обстановки в нашей стране: выросло число убийств, заказных и особо жестоких, издевательств, воровства, изнасилований, взяточничества, вандализма и т. п. Все это чаще всего остается безнаказанным, так как снизился процент раскрываемости преступлений.

Курьезным примером беспорядка и хаоса, которые царят в настоящее время в нашей стране, выступает нашумевшая история, произошедшая в 1996 году: два человека были задержаны за совершение акта воровства из Дома правительства России картонной коробки, в которой находилось полмиллиона долларов США. Вскоре поступило официальное заявление о том, что хозяин денег не объявился, в связи с чем данное уголовное дело было закрыто, а расследование прекращено. Преступники мгновенно стали «благодетелями государства», так как получается, они нашли «клад», а изъятые деньги были направлены в государственную казну.

Всем понятно, что хозяин денег приобрел их нечестным путем, в противном случае он бы незамедлительно предъявил свои права на них. В таком случае прокуратура должна была провести расследование по выяснению источника появления данной коробки с весьма значительной суммой денег. Почему этого не произошло – официальные уполномоченные лица тактично умалчивают. Остается предполагать, что МВД, суды и прокуратура не могут справиться со сложившейся криминальной обстановкой в стране. И причиной этому служит, по-видимому, коррумпированность большого числа государственных чиновников.

План-конспект урока на тему:
Золотое правило нравственности (модуль «Основы светской этики», 4 класс)

Данный урок в рамках курса ОРКСЭ предназначен для обучающихся 4 класса, изучающих модуль «Основы светской этики».

Тема: Золотое правило нравственности

Цель урока : создание условий для усвоения понятия «золотое правило нравственности» как важного принципа в выстраивании межличностных отношений, для активизации познавательной деятельности обучающихся через включение их в обсуждение нравственных ситуаций, связанных с представлением о морали.

Предварительный просмотр:

Модуль: Основы светской этики

Тема: Золотое правило нравственности

Цель урока: создание условий для усвоения понятия «золотое правило нравственности» как важного принципа в выстраивании межличностных отношений, для активизации познавательной деятельности обучающихся через включение их в обсуждение нравственных ситуаций, связанных с представлением о морали.

  • развивать этические чувства как результата морального поведения;
  • познакомить с моральными нормами с ориентацией на их выполнение;
  • способствовать формированию личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
  • учить оценивать собственные поступки и поступки других людей в соответствии с нравственно-этическими нормами.
  • формировать умение высказывать суждения;
  • учить осуществлять поиск и обработку информации.
  • познакомить с «золотым правилом нравственности, понимание его значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
  • формирование ценностного отношения к своим поступкам;
  • учить оценивать поступок, а не человека совершившего его.
  • учащиеся узнают историю появления золотого правила нравственности, его формулировки;
  • познакомятся с ключевыми понятиями урока, начнут использовать их в собственной устной и письменной речи;
  • научатся применять золотое правило нравственности в межличностных отношениях.

Оборудование урока: мультимедиапроектор, презентация по теме урока, опорный лист с заданиями, карточки для работы в парах, группах.

Ключевые слова: «золотое правило нравственности», «добро и зло», «нравственный выбор», «нравственный поступок».

Формы и виды деятельности: беседа, устное высказывание на тему, работа с иллюстративным и видеоматериалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге, работа в парах.

I. Организационный момент.

— Ребята, сегодня мы начнём урок с волшебного упражнения: повернитесь к соседу парте, улыбнитесь ему и пожелайте успеха, хорошего настроения и приятного общения на уроке.

А сейчас вместе произнесём «магические слова:

Доброе утро, солнышку и птицам!

Доброе утро приветливым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым,

Пусть доброе утро длится до вечера!

II. Подготовка к основному этапу урока.

— знакомство со сказкой «Мешок яблок» (В.Г. Сутеев) (презентация на основе диафильма)

— беседа по содержанию:

— Как вы оцениваете поступок Зайца?

— Как поступили по отношению к Зайцу лесные обитатели?

(Заяц угостил лесных жителей, раздал им все яблоки, а они потом принесли гостинцы его жене и детишкам). Это волшебный закон: ты помогаешь другим, а они помогают тебе.

2. Постановка цели и учебных задач.

— Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?

(дети высказывают предположения)

— Доброта, взаимопомощь людей;

— Доброта всегда возвращается к человеку;

— Волшебный закон добра…

— Перед вами несколько словосочетаний. Какое из них «лишнее»?

Золотая монета, золотая брошь, золотое правило

(Золотое правило, потому что прилагательное золотой употребляется в переносном значении)

— Как вы считаете, какое отношение имеет выражение «золотое правило» к нашему уроку?

— Попробуйте сформулировать тему урока.

— Какие задачи мы должны решить на уроке?

— Запишите тему урока в тетрадь: Золотое правило нравственности.

III. Усвоение новых знаний и способов действий.

— Еще в давние времена пытались найти самое главное правило нравственности. Давайте познакомимся с результатами таких поисков.

(дети знакомятся с формулировками золотого правила нравственности)

  1. Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе.
  2. Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе.

— Как вы думаете, это правило придумал один человек или это народная мудрость какой-то одной страны?

— О золотом правиле нравственности стали говорить ещё в XVIII веке. Но в действительности это правило как способ управления поведением людей сложилось гораздо раньше. Мудрецы, жившие в разные времена, в разных землях, искали его на протяжении веков.

(знакомство обучающихся с высказываниями древних мудрецов)

— Примерно две с половиной тысячи лет назад в Гималаях жил человек, которого звали Будда – «просветлённый». Узнавая мир, он познал, как много горя и зла среди людей, Будда захотел научить людей быть счастливым, показать им путь к счастью. Будда учит нас: «Не делай другим того, что сам считаешь злом».

Примерно в тоже время в царстве Лу в Китае жил великий философ Конфуций (или учитель Кун). Он тоже хотел научить людей жить, не совершать ошибок, не делать зла. Он говорил: «Только добро ведёт к счастью».

В Индии существует вера в то, что когда-то давным-давно там родился первый человек Ману – прародитель людей. Он прожил долгую жизнь. Был очень мудр и, чтобы научить людей жить по правде, написал книгу «Законы Ману». Смысл его законов заключается в следующем: « Не делай другим того, что причинило бы боль тебе».

— Что общего в словах великих мудрецов? (все эти высказывания повторяют смысл золотого правила нравственности)

— Вот так в разных местах разные люди в разное время говорили об одних и тех же важных для человека правилах, которые мы можем объединить в одно — золотое правило нравственности. Повторим его ещё раз. (дети формулируют золотое правило нравственности)

IV. Первичная проверка понимания

1. Работа в парах.

— Познакомьтесь с историями из жизни древних мудрецов, ответьте на поставленный вопрос.

1. К древнему китайскому мудрецу Конфуцию пришел ученик и спросил: «Есть ли правило, которым можно было бы руководствоваться всю жизнь?»

Мудрец ответил: «Это взаимность. Чего сам не желаешь, того не делай другим».

2.Еврейский юноша просил умных людей изложить ему содержание священных книг так кратко, чтобы мудрость их можно было усвоить, стоя на одной ноге и не утомившись.

И тогда ответил ему мудрей: «Не делай никому того, чего не хочешь, чтобы было сделано тебе».

3. «В начале нашей эры из уст проповедовавшего Иисуса Христа прозвучало: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

Чему учат советы мудрецов? Что лежит в их основе?

2. Игра «Собери пословицу». (опорный лист + слайд)

1. На добрый привет…

… сам в неё попадёшь.

…на добро не надейся.

4. Как постелешь…

5.Какую другу чашу налил…

… добро и пожинать.

6. Не рой другому яму —

… такую и самому пить.

3. Притча «Ведро яблок». (просмотр мультфильма // или текст на парте)

— К сожалению, не все люди следуют этому правилу. Вы должны помнить, что нельзя отвечать злом на зло. Посмотрите притчу «Ведро яблок» и ответьте на вопросы.

1. Как вы оцениваете поступок второго соседа?

2. Почему добрый сосед не ответил злом на зло?

3.Подходит ли к этой притче абхазская пословица «Кто зло делает — для себя, кто добро делает — тоже для себя»? Как понимаете её смысл?

Притча «Ведро яблок»

Жили два соседа. Первый был добрым, отзывчивым. И все у него в жизни ладилось – и в семье, и на работе, дом был красивый и большой, и в саду всегда росло много цветов, фруктов и овощей.

Второй сосед был злобным и завистливым, и от этого у него самого все шло наперекосяк: и домик весь накренился, и в огороде, кроме бурьяна, ничего не произрастало. Злился сосед, завидовал удачливому товарищу и постоянно пытался ему какую-нибудь гадость сделать: то мусора набросает, то еще что-нибудь нехорошее придумает.

А добрый сосед на это внимания никакого не обращал, что соседа злого еще больше из себя выводило. Долго он думал, как же соседа так достать, чтобы тот сдержаться не смог, и придумал: как-то с утра поставил к его порогу ведро с помоями, постучал в дверь и быстренько побежал к себе домой. Сидит, ждет, руки потирает – наконец-то достал.

Через некоторое время видит – идет к нему сосед. Ну, думает, и этот не выдержал. Радуется, на скандал настраивается.

И вот открывает он соседу дверь, а тот протягивает ему ведро самых красивых, крупных, отборных яблок: «Возьми, сосед!»

(Мораль: Кто чем богат, тот тем и делится!)

4. Моделирование ситуации «Оцени поступок героя»

— Вспомните героев известных сказок или мультфильмов и истории, которые с ними произошли. Оцените поступок героя с точки зрения соблюдения или не соблюдения золотого правила нравственности.

Папа Карло купил Буратино Азбуку, продав свою единственную куртку. Буратино пошёл в школу, но по дороге…

— Был ли у него выбор, как поступить? Попробуйте дать совет Буратино, как ему нужно поступить.

Малыш, желая поднять настроение Карлсону, который претворился больным, купил на все деньги (копил, чтобы купить собаку!) леденцов, сахарных орешков и других сладостей. Карлсон съел всё сам, а последние две конфеты предложил поделить на двоих…

— Как вы оцениваете поведение героя? Руководствовался ли он золотым правилом нравственности, совершая этот поступок?

V. Подведение итогов урока.

— Какое правило (нравственный закон) является основой человеческих отношений? Сформулируйте наш волшебный закон добра.

— Почему в жизни важно соблюдать золотое правило нравственности?

— Давайте вместе попробуем сформулировать важные правила, которые должен соблюдать по отношению к другим людям каждый человек.

1. делай добрые дела!

2. накапливай опыт добрых дел!

3. говори добрые слова и улыбайся! — закон доброго отношения к людям.

— Посмотрим, как работает волшебный закон добра. Поставьте себя на место другого человека, подумайте, чего бы вы не хотели получить по отношению к себе.

Я не буду…, так как не хочу… (например, я не буду обзывать товарища, так как не хочу, чтобы он меня обзывал…)

Я буду …, потому что … (я буду стараться уважать одноклассников, потому что хочу, чтобы и они уважали меня)

— Выполните задание в опорном листке.

В поступках, привычках, отношениях с людьми проявляются наши черты характера. Одни можно назвать хорошими, другие – плохими. Они иногда борются в нашей душе, а какое победит – решаешь сам ты.

  1. Какие качества ты считаешь хорошими, а какие плохими? Напиши.

    __________________________________________________________________
  2. Какие черты характера тебе мешают, а какие ты бы хотел приобрести?
  • Посеешь поступок – пожнёшь привычку.
  • Посеешь привычку – пожнёшь характер.
  • Посеешь характер – пожнёшь судьбу.

VI. Информация о домашнем задании.

— Домашнее задание вы найдёте здесь же, в опорном листке.

Выберите для себя одно или несколько заданий:

1. Напишите мини-сочинение на тему: «Как я понимаю золотое правило нравственности?»

2. Распределите словосочетания в 2 группы:

Делиться с другими; поддерживать товарища; играть на пианино; бегать по дорогам; быть внимательным к другим; ходить на рыбалку; быть в хорошем настроении, быть добрым и справедливым.

Связаны с золотым правилом нравственности

Не связаны с золотым правилом нравственности

  1. Нарисуйте иллюстрацию к сказке «Мешок яблок», перескажите её содержание маме или младшим братьям, сёстрам.
  2. Подберите 4- 5 пословиц, отражающие суть золотого правила нравственности.
  3. Составьте кроссворд по теме (не более 7 понятий). Можно использовать для кроссворда добродетели человека или понятия, связанные с золотым правилом нравственности.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Золотое правило нравственности Дунаевская Н.М., МБОУ «Самусьский лицей», учитель русского языка и литературы, ОРКСЭ.

— создание условий для усвоения понятия «золотое правило нравственности» как важного принципа в выстраивании межличностных отношений, для активизации познавательной деятельности обучающихся через включение их в обсуждение нравственно-этических ситуаций. Цель урока

Организационный блок Доброе утро!

Владимир Григорьевич Сутеев

Как ведёт себя заяц по отношению к другим лесным обитателям? Как ведут себя те, кого он угощает яблоками? «Мешок с яблоками» Волшебный закон добра?

— Как вы думаете, о чём будем говорить на уроке? — Доброта, взаимопомощь людей; — Доброта всегда возвращается к человеку; — Волшебный закон добра Актуализация

Золотая монета золотое правило золотая брошь Какое из них является лишним? Почему? Актуализация

З олотой Прямое значение Переносное значение Золотое сердце Золотые руки Золотые слова Золотое правило Золотое кольцо Золотая медаль Золотые серёжки

— Как вы считаете, какое отношение имеет выражение «золотое правило» к нашему уроку? — Попробуйте сформулировать тему урока. — Какие задачи мы должны решить на уроке? — Запишите тему урока. Определение темы Золотое правило нравственности

Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе Золотое правило нравственности

Гималайский Будда – «просветлённый» учит нас: «Не делай другим того, что сам считаешь злом». Древнекитайский философ Конфуций говорил: «Только добро ведёт к счастью». Смысл законов первопророка Индии Ману: «Не делай другим того, что причинило бы боль тебе». Слово мудрецам

1. « К древнему китайскому мудрецу Конфуцию пришел ученик и спросил: «Есть ли правило, которым можно было бы руководствоваться всю жизнь?» Мудрец ответил: «Это взаимность. Чего сам не желаешь, того не делай другим ». 2. «Однажды еврейский юноша просил умных людей изложить ему содержание священных книг так кратко, чтобы мудрость их можно было усвоить, стоя на одной ноге и не утомившись. И тогда ответил ему мудрей: « Не делай никому того, чего не хочешь, чтобы было сделано тебе ». Работа в парах

3. «В начале нашей эры из уст проповедовавшего Иисуса Христа прозвучало: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Работа в парах Ч ему же учат эти правила, что их объединяет? Относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.

Золотое правило нравственности помогает человеку совершить нравственный выбор. Воспользоваться правилом — значит поставить себя на место другого человека, прежде чем совершить действие, способное принести вред или благо. Зачем нужно соблюдать «золотое правило»? Нравственный (моральный) выбор – выбор между различными способами поведения в пользу добра, нравственных ценностей, морального поведения.

Относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе. Золотое правило нравственности

Игра «Собери пословицу!» 1. На добрый привет… … сам в неё попадёшь. 2. Делая зло… … так и поспишь. 3. Добро сеять — … на добро не надейся. 4. Как постелешь… … добрый и ответ. 5.Какую другу чашу налил… … добро и пожинать. 6. Не рой другому яму — … такую и самому пить. 2. Игра « Собери пословицу » . (опорный лист + слайд)

Но не все люди следуют этому правилу. Подходит ли к этой притче абхазская пословица «Кто зло делает — для себя, кто добро делает — тоже для себя»? Как понимаете её смысл? Притча «Ведро яблок»

Папа Карло купил Буратино Азбуку, продав свою единственную куртку. Буратино пошёл в школу, но по дороге… Оцени поступок героя А. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино»

Малыш, желая поднять настроение Карлсону, который притворился больным, купил на все деньги (копил, чтобы купить собаку!) леденцов, сахарных орешков и других сладостей. Карлсон съел всё сам, а последние две конфеты предложил поделить на двоих… Оцени поступок героя А. Линдгрен « Мылыш и Карлсон, который живёт на крыше»

— Какое правило (нравственный закон) является основой человеческих отношений? Сформулируйте наш волшебный закон добра. — Почему в жизни важно соблюдать золотое правило нравственности? Подведём итоги…

Следуйте трем основным правилам: Первое: делай добрые дела! Второе: накапливай опыт добрых дел! Третье: говори добрые слова и улыбайся! Закон доброго отношения к людям: Думай о товарищах, а потом о себе. Уважая себя, уважай других. Будь общителен, активно помогай другим.

Я не буду…, так как не хочу… (например, я не буду обзывать товарища, так как не хочу, чтобы он меня обзывал…) Я буду …, потому что … Рефлексия Продолжите фразу…

Нарисуйте иллюстрацию к сказке « Мешок яблок» , перескажите её содержание маме или младшим братьям, сёстрам. Подберите 4 — 5 пословиц, отражающих суть золотого правила нравственности. Составьте кроссворд по теме урока (не более 7 понятий). Можно использовать для кроссворда нравственные качества, добродетели человека или понятия, связанные с золотым правилом нравственности. Задание в опорном листе (на выбор) Домашнее задание

Предварительный просмотр:

ФИ ученика__________________________________________________ Дата: __________

Задание 1. «Собери пословицу!»

Соедините стрелочками начало и концовку пословицы.

В чём суть золотого правила морали? Золотое правило нравственности?

Золотое правило морали или нравственности сформировалось очень и очень давно. Оно легло в основу практически всех религий и учений, как западной, так и восточной философии. Его не уставал повторять Иисус:

Тоже самое утверждал и Конфуций:

И эти высказывания учителей и мудрецов справедливы. Ведь только не делая другим зла, можно рассчитывать на доброе отношение к себе со стороны других людей. В более широком смысле, золотое правило предполагает доброе отношение к людям, творение добра, любовь к ближним. То есть следование принципам справедливости и добрососедства. Это основной принцип выживания человечества, который не следует забывать прежде всего политикам.

Нужно понимать что на любое злое действие можно получить такое же противодействие в ответ. Если ты обидишь кого-то незаслуженно, это может вернуться к тебе в многократном размере обратно. Под золотым правилом морали подразумевают такое же отношение к другим, как желание такого отношения к себе самому. Если не хочешь жить среди злобных и мстительных людей, нужно и самому придерживаться этого правила. Нужно чувствовать боль ближнего, чаще ставить себя на его место и тогда мы все будем хоть немного добрее и терпимее друг к другу.

Золотое правило морали: не поступай с людьми так, как не хочешь, чтобы они поступили с тобой. Можно назвать его и «золотым правилом нравственности», но у слова «нравственность» слегка другое определение. В чем суть золотого правила морали? Оно учит нас понимать других, развивает эматию (сочувствие или понимание). Прежде чем что-то сделать нехорошее, подумайте какого будет вам, если с вами поступят подобным образом. Это весьма очевидное высказывание, но впервые оно было зафиксировано в библии. Как говориться, все гениальное просто и «правило» быстро стало набирать обороты. Теперь его знает практически каждый.



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Доступно в форматах: EPUB | PDF | FB2 Страниц: 352 Год издания: 2009 Дважды Герой Советского Союза В.С.Архипов прошел путь от красноармейца...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS