Главная - Ораторское искусство
Где находится памятник александру 3. История создания памятника императору Александру III

В памятнике Александру III, установленному у Мраморного дворца, не сразу можно распознать памятник предпоследнему российскому государю. В нем ничего героического, великодержавного и помпезного. Скорее он напоминает фольклорное изображение какого-нибудь былинного богатыря, сидящего на исполинской лошади. Неслучайно этот памятник называют самой яркой антитезой Медному всаднику. Стремительный порыв и горделивое воплощение самодержавия в работе Фальконе контрастирует с приземленностью, подчеркнутой массивностью и основательностью в работе итальянского скульптора Паоло Трубецкого.

Сначала памятник был установлен на Знаменской площади Петербурга перед зданием Николаевского вокзала (нынешняя площадь Восстания) 28 января 1909 года. Скульптор трудился восемь лет, прежде чем был достигнут окончательный вариант статуи. Трубецкой создал 14 моделей, при этом две в натуральную величину, но только третья большая модель получила одобрение специальной комиссии и царской семьи.

Место установки памятника связано с заслугами Александра III как основателя Сибирского железнодорожного пути от Петербурга до Владивостока. Первоначально скульптор предполагал изваять монарха сидящим, но во втором туре предложил два варианта конной статуи императора. Для фигуры всадника Трубецкому позировал фельдфебель дворцового ведомства П. Пустов, обладающий большим внешним сходством с императором. Для фигуры лошади был выбран скакун породы першерон - тяжеловесный и массивный, как раз под стать фигуре императора. Отливка памятника осуществлялась мастером-литейщиком Э. Сперати, которого специально пригласили из Турина. Пьедестал выполнен из валаамского розового гранита.

Сразу после открытия памятник вызвал самые противоречивые отзывы, от восторженных до резко критических. Говорили, что это насмешка над самодержавием, что изваять царя в виде толстого болвана с тупым взглядом из-под насупленных бровей, сидящим на такой же толстой упирающейся лошади, недопустимо. По городу немедленно пошли гулять стихи, которые живы и сегодня:

Стоит на площади комод,
На комоде - бегемот,
На бегемоте - обормот,
На обормоте - шапка.

Сам Николай II, по словам Александра Бенуа, выражал желание «сослать памятник в Сибирь». В городе ходила легенда, по которой памятник Александру III предполагалось установить в Уральских горах, на границе Европы и Азии, поэтому он создан таким массивным и тяжеловесным. Предполагалось, что на памятник будут смотреть из окон мчащегося поезда, с большого расстояния, так что массивность статуи будет не так бросаться в глаза.

Своеобразно отзывался о памятнике сам Паоло Трубецкой. На вопрос, какая идея заложена в этом памятнике, он отшучивался: «Не занимаюсь политикой. Я изобразил одно животное на другом».

В мировой истории монументов памятник считается образцом гротескного решения образа. Надо отметить, что при жизни Александр III отличался недюжинной физической силой и исполинским ростом: 193 см. Он голыми руками ломал монеты и гнул подковы, а с годами сделался тучным и громоздким. С. Ю. Витте писал о нём: «По наружности походил на большого русского мужика из центральных губерний, к нему больше всего подошёл бы костюм: полушубок, поддевка и лапти».

После революции 1917 года памятник подвергся массовой критике. Как его только не ругали: и пугало, и скотина, и обормот… В 1927 году на гранитном пьедестале было высечено четверостишие Демьяна Бедного:

Мой сын и мой отец при жизни казнены,
А я пожал удел посмертного бесславья:
Торчу здесь пугалом чугунным для страны,
Навеки сбросившей ярмо самодержавья.

В 1937 году под предлогом реконструкции площади Восстания и прокладки трамвайных путей по Невскому проспекту памятник был убран в запасники. В 1939 году его передали Государственному Русскому музею, и монумент был перемещен в Михайловский сад. Как тогда говорилось, он стал «узником Русского музея». Во время блокады памятнику пришлось пережить прямое попадание артиллерийского снаряда, но, к счастью, это прошло для него бесследно, так как сотрудники музея, как могли, засыпали памятник песком, обшили досками и сверху укрыли бревнами.

После Великой Отечественной войны несколько камней из постамента памятника были использованы при создании бюстов героев Советского Союза и памятника Римскому-Корсакову. В 1953 году монумент был поднят и перенесен во внутренний двор Русского музея. В 80-е годы в период ремонта корпуса Бенуа статую убрали под дощатый колпак и лишь в 1990 году освободили из этого укрытия.

В 1994 году конный монумент Александру III был установлен у Мраморного дворца. И, как оказалось, загадку про комод и бегемота в городе по-прежнему помнят.

Как добраться

Памятник Александру III находится перед восточным фасадом Мраморного дворца. Добраться до Мраморного дворца можно следующим образом. От станции «Невский проспект»/»Канал Грибоедова» или «Гостиный двор» пройти по Невскому до канала Грибоедова, повернуть направо и пройти по набережной канала Грибоедова мимо собора Спаса на Крови до моста через реку Мойку. Повернуть налево, пройти минуту по набережной Мойки и свернуть направо в Аптекарский переулок, который приведет вас на Миллионную улицу. Мраморный дворец будет располагаться справа.

Памятник основателю Сибирской железной дороги, предпоследнему российскому императору Александру III, внешне ничем не напоминает статую члена властвующей царской семьи. Несмотря на это, сотни туристов посещают его ежегодно, вспоминая стих, который появился вслед за монументом:

Стоит на площади комод,
На комоде - бегемот,
На бегемоте - обормот,
На обормоте - шапка.

История возникновения памятника

Еще до окончания работы по строительству Транссибирской магистрали в 1916 году Александр III, ее основатель, стал чуть ли не живой легендой. В честь этого торжественного события Николаем II и другими членами императорской семьи было решено возвести памятник. Автором ожидаемого величественного монумента стал миланский скульптор П.П. Трубецкой.

Работы по моделированию и созданию монумента длились с 1899 по 1909 год. Специально вблизи Александро-Невской лавры был построен павильон, где автор П. Трубецкой создавал модели-прототипы будущего памятника. После открытия весной 1909 года архитектурное сооружение обсуждалось больше других городских событий.

Еще бы, вместо царственного мужественного императора люди увидели обычного простолюдина, совсем не похожего на державного основателя Великого Сибирского пути. Несмотря на это, памятник продолжал в прямом смысле радовать горожан своим видом до 1937 года, когда его демонтировали и убрали в запасники Русского музея. Лишь в 90-е годы XX века интересная статуя Александра III возвысилась у входа в Мраморный дворец.

Интересное в истории памятника

Помимо множества насмешливых стишков, памятник Александру III окутан многочисленными историями и интересными фактами:

  • Князь Владимир Александрович, брат АлександраIII, еще в процессе строения монумента усмотрел в модели карикатуру на облик своего брата и хотел отказаться от услуг итальянского скульптора. Но вдова императора Мария Федоровна настояла на завершении работы.
  • В начале военных действий 30-40-х годов XX века, чтобы сохранить скульптуру, сотрудники Русского музея всеми силами пытались вырыть яму и опустить бронзовое сооружение в нее, но из-за тяжести монумента ничего не получилось. Тогда появилась идея просто засыпать статую песком, обшить досками и укрыть бревнами. Несмотря на все проделанные манипуляции, памятник стал единственным местом, куда прямо попал артиллерийский снаряд. Что интересно – постамент выстоял и полностью уцелел.
  • Несколько раз памятник планировали переместить, но все неудачно. В 2013 году тогдашний министр культуры В. Мединский предложил перенести архитектурное строение на Троицкую или Конюшенную площадь.

Ходят слухи, что скоро памятник все-таки переедет на свое прежнее место - Знаменскую площадь (площадь Восстания). Однако официальных заявлений на этот счет сделано не было и сам монумент сегодня можно найти возле Мраморного дворца.

Паоло Трубецкой сын князя П.И.Трубецкого, служившего в русском посольстве во Флоренции, и американки Ады Винас, родился в Италии.

Активно заниматься лепкой П.Трубецкой начал в Милане и с 1886 года он экспонировал свои работы на выставках в Венеции, Милане, Риме. В 1897 году Трубецкой был приглашен преподавать в Московское Училище живописи, ваяния и зодчества, к этому времени он уже был известным скульптором. В 1900 году на Всемирной выставке в Париже П.Трубецкой наряду с Роденом был удостоен высшей награды Гран-При.

Приехав в Россию, он стал одним из членов–учредителей общества «Мир искусства». За годы работы в Москве и Петербурге скульптором были созданы многие образы Л.Н.Толстого, А.С.Пушкина, Ф.И.Шаляпина, но памятник Александру III стал самым известным из них.
25 ноября 1899 года Министерством финансов был объявлен конкурс на создание памятника императору Александру III-основателю Сибирского железнодорожного пути от Петербурга до Владивостока. Окончание строительства дороги намечалось на 1902 год. К этому же году хотели приурочить открытие монумента на Знаменской площади (ныне пл. Восстания), перед зданием Николаевского (Московского) вокзала. В конкурсе приняли участие известные скульпторы и архитекторы той поры.

Паоло Трубецкой, живший в это время в Москве, предложил первоначально эскиз статуи сидящего Александра III (отлив в бронзе ГРМ), но во втором туре скульптором были предложены два варианта конных монументов, значительно отличались лишь пьедесталы.

Так на одном из эскизов пьедестал выглядел, как дикая скала, на которой возвышался конный памятник.

К большому огорчению Трубецкого, Император Николай II одобрил второй вариант, с пьедесталом работы Шехтеля, четырехугольный в плане, на двух сторонах которого помещались сюжетные барельефы, изображающие покорение Сибири Ермаком и встречу жителями Сибири первого железнодорожного поезда (впоследствии скульптор отказался от них).

Н ебольшой эскиз конной статуи, исполненный Трубецким в 1905 году, отлитый в бронзе хранится в Павловском дворце-музее. Он и был переведен в масштаб памятника, лишь с небольшими изменениями.

Императрица Мария Федоровна нашла фигуру всадника похожею–Трубецкому позировал фельдфебель дворцового ведомства П.Пустов. Тяжеловесный першерон, так подходящий для его могучей стати, по свидетельству современников, был любимой лошадью императора. Отливка памятника осуществлялась мастером–литейщиком Э.Сперати, которого специально пригласили из Турина. Монумент переводился в бронзу по частям: фигура императора-в мастерской К.Робекки, конь-на Обуховском сталелитейном заводе. Пьедестал выполнен из валаамского розового гранита.

Серьезные подготовительные работы были проведены на Знаменской площади, был создан сложный фундамент. Торжественное открытие монумента состоялось 23 мая 1909 года.

Появление памятника в городе стало подлинным событием, современники давали ему противоречивые оценки. Помимо восторженных отзывов, были резко отрицательные.

Сам П.Трубецкой говорил:«Отрицательное отношение ко мне со стороны публики, я склонен объяснить в значительной степени известной оригинальностью, новизною... Оно тем более понятно, что Петербург вообще не привык к новому слову в этой области искусства…Ставят мне еще в упрек толстую лошадь. Но я должен был выбрать для памятника тяжелую лошадь, считаясь с богатырской фигурой Царя…».

П.Трубецкой был первым и наиболее последовательным представителем импрессионизма в скульптуре. Эти тенденции ярко проявились в его станковой скульптуре и в жанре портрета. Но здесь скульптор намеренно отказался от своего импрессионистического пластического языка. Монумент стал своеобразной антитезой «Медному всаднику ».

В мировой истории монументов памятник считается образцом гротескного решения образа. Вместе с тем, можно согласиться и с той точкой зрения, что талантливый скульптор обратился к национальной теме. Александр III представлен в образе богатыря-мощного и спокойного. Под стать седоку и конь.

Самой главной заслугой Александра III перед Отечеством является то, что за все годы его царствования Россия не вела войн. Александра III доныне остается единственным правителем нашего государства, начиная с IX века, при котором не было ни одной войны. За что и получил свое прозвание "Миротворец".

На рубеже веков скульптура искала иные пути развития-не классицистические. Результатом подобного поиска пластического языка и стал монумент, испытавший много критики в свой адрес.


В первые послереволюционные годы судьба памятника была печальной. В 1919 году на пьедестале было выбито четверостишие Д.Бедного и над ним надпись:


ПУГАЛО

Мой сын и мой отец при жизни казнены,
А я пожал удел посмертного бесславья,
Торчу здесь пугалом чугунным для страны,
Навеки сбросившей ярмо самодержавья.

В ночь на 15 октября 1937 года монумент был разобран и передан на склад. В 1939 году памятник передали Государственному Русскому музею, монумент был перемещен в Михайловский сад .

Во время блокады памятник был защищен мешками с песком. После Великой отечественной войны в 1950 году из постамента извлекли три камня, которые были использованы при создании бюстов героев Советского Союза и памятника Римскому–Корсакову. В 1953 года монумент был поднят и перенесен во внутренний двор Русского музея.

В 80-е годы в период ремонта корпуса Бенуа, статую убрали под дощатый колпак и лишь в 1990 году освободили из этого укрытия.

В конце 1990-х конный монумент Александру III был установлен у Мраморного дворца . Сегодня не исключена возможность возвращения памятника на историческое место, в связи с реконструкцией территории площади Восстания.

Составитель статьи: Паршина Елена Александровна. Использованная литература: Лисовский В.Г.Архитектура Петербурга, Три века истории. Славия., СПб., 2004 Памятник Александру III скульптор Паоло Трубецкой. PALACE EDITION. Государственный Русский музей., СПб., 1994 . © Е. А. Паршина, 2009

Памятник Александру III – конная статуя Царя-Миротворца, имеющая весьма непростую судьбу.

Изначально скульптура находилась на Знаменской площади. Конкурс на создание проекта памятника был инициирован лично Николаем II. Из многочисленных работ авторитетная комиссия выбрала макет скульптора П. Трубецкого.

Отливка статуи началась в 1899 году, ею руководил известный итальянский литейщик Э. Сперати. Постамент высотой в 3 метра выполнил из красного гранита архитектор Ф. Шехтель.

Работа над статуей продолжалась вплоть до 1909 года. Чтобы создателям было удобнее, власти разрешили построить на Невском проспекте литейную мастерскую. Трубецкой в процессе подготовки к литью основного памятника изготовил 8 моделей, из которых четыре были выполнены в натуральную величину. Также скульптор отлил 2 копии монумента.

Уже на подготовительном этапе будущий памятник подвергся критике. Увидев макет скульптуры, брат Александра III заявил, что он видит перед собой карикатуру. Все работы могли быть остановлены, если бы статуя не приглянулась вдове императора, увидевшей в ней близкое сходство с мужем.

Монумент Александра III сильно отличается от памятников, которые в России принято было возводить государям. Трубецкой изобразил императора по-простому, без парадного лоска, лести и приукрашиваний. Человек с большим животом, в простой бараньей шапке и грубой одежде, сидит на коне-водовозе: самодержец получился похожим на городового.

Скульптура является точным отражением творческой методики Трубецкого, который считал, что в портрете должны присутствовать черты, свойственные изображаемому человеку.

Николая II памятник разочаровал. Царь даже планировал отправить скульптуру для установки в Иркутск. Тем не менее, под давлением вдовствующей императрицы, государь разрешил разместить статую в Петербурге.

Установка монумента прошла в 1909 году и была приурочена к юбилею основания Александром III Транссибирской магистрали. Трубецкого на церемонию открытия не пригласили.

Народ отнесся к статуе прохладно. Скоро шутники сочинили юмористический стишок, в котором гранитный постамент сравнивался с комодом, конь-водовоз – с бегемотом, а император – с обормотом в шапке.

Пришедшие к власти большевики не стали церемониться со скульптурой. Бронзовый щит с надписью в честь царя был демонтирован, а на его место поместили доску с издевательскими стихами поэта Демьяна Бедного, в которых Александр III был назван «пугалом».

В 1937 году монумент был демонтирован и отправлен в запасники Русского музея. Постамент был раздроблен на несколько кусков для установки на них бюстов.

В 1994-ом году было принято решение о реставрации монумента и установки его перед входом в Мраморный дворец. Здесь скульптура и стоит до сих пор.

Памятник императору Александру III был торжественно открыт у Храма Христа Спасителя 30 мая 1912 года. Автором памятника был скульптор А.М. Опекушин (широко известный по памятнику Пушкину в Москве). Четыре бронзовых орла у постамента были выполнены скульптором А.Л. Обером. Главным архитектором работ по возведению памятника был назначен А.Н. Померанцев, автор Верхних торговых рядов (ГУМа), производителем работ - инженер-архитектор К.А. Грейнерт. Были сооружены гранитная балюстрада, состоящие из фигурных столбиков, соединенных горизонтальными элементами, и ведущая к реке лестница. Работы над созданием памятника шли в течение 12 лет: с 1900 по 1912 год.


Памятник не случайно был установлен именно у Храма Христа Спасителя, являвшегося памятником павшим героям войны 1812 года. Храм был открыт именно в царствование Александра III, хотя работы над созданием Храма-мемориала велись и при "победителе" Наполеона Александре I, и при Николае I, и при Александре I I... Но только когда Александр I I I в 1881 году вступил на престол, работы были молниеносно завершены и в дни коронации нового государя в 1883 году Храм был освящен в его высочайшем присутствии.
Николай
I I, прибывший с семейством в 1912 году на торжества, связанные со столетием разгрома наполеоновских войск, именно к этой дате приурочил открытие памятника своему отцу.


Николай Александрович принимает парад у памятника Александру III


Торжественное открытие памятника

Царская палатка, в которой на торжествах находилась семья императора

Торжественное открытие памятника Александру III. Кинохроника

Увы, памятник, успевший стать московской достопримечательностью, просуществовал недолго. Вскоре после революции, в 1918 году он был снесен. На постаменте памятника предполагалось установить скульптуру "Освобожденный труд", на торжественной закладке которой присутствовал В.И. Ленин. Но и этому плану не суждено было сбыться - со временем был снесен и сам Храм-памятник, а на его место началось грандиозное строительство Дворца Советов, так же нереализованное...



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Доступно в форматах: EPUB | PDF | FB2 Страниц: 352 Год издания: 2009 Дважды Герой Советского Союза В.С.Архипов прошел путь от красноармейца...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS