Разделы сайта
Выбор редакции:
- Гадание в новый год для привлечения денег Как правильно гадать на новый год
- К чему снится клещ впившийся в ногу
- Гадание на воске: значение фигур и толкование
- Тату мотыль. Татуировка мотылек. Общее значение татуировки
- Что подарить ребёнку на Новый год
- Как празднуют день святого Патрика: традиции и атрибуты День святого патрика что
- Как научиться мыслить лучше Я не умею быстро соображать
- Эти признаки помогут распознать маньяка Существует три способа достижения абсолютной власти
- Как спастись от жары в городской квартире
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?
Реклама
Школьный старт рабочая тетрадь. Презентация педагогической диагностики "Школьный старт" (1 класс) |
«Школьный старт» - это принципиально новый подход к педагогической диагностике и организации учителем первых недель и месяцев обучения детей в школе. Он позволяет: Получить достоверную информацию о том, готов ли ребенок успешно учиться; Создать основу для развития универсальных учебных действий; Обеспечить эмоционально комфортную образовательную среду для каждого ребенка; Подобрать педагогические методы и приемы с учетом уровня готовности и спланировать индивидуальную работу с детьми. Скачать:Предварительный просмотр:«Школьный старт»: диагностика готовности к обучению и другие профессиональные шаги педагога Педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе Школьные годы – долгая дорога человека к знанию, пониманию мира и общества. К самому себе. Дорога сложная, требующая желания и старания от того, кто по ней идет. А также понимания и профессионализма от того, кто ведет и сопровождает. На этом пути значим каждый шаг. Особенно – первые шаги. Наша программа диагностики позволяет взрослому расставить правильные ориентиры на стартовой площадке образования. «Школьный старт» - это принципиально новый подход к педагогической диагностике и организации учителем первых недель и месяцев обучения детей в школе. Он позволяет: Получить достоверную информацию о том, готов ли ребенок успешно учиться; Создать основу для развития универсальных учебных действий; Обеспечить эмоционально комфортную образовательную среду для каждого ребенка; Подобрать педагогические методы и приемы с учетом уровня готовности и спланировать индивидуальную работу с детьми. Уникальность диагностики Психологическая экспертиза учебников 1 класса позволила авторам УМК выявить базовый набор умений, которые важно развить у ребенка с самых первых дней обучения. Эти умения: Обеспечивают понимание материала учебника и инструкций учителя, Позволяют включиться в учебный диалог на уроке, Помогают организовать деятельность на уроке и др. Своевременная диагностика таких умений позволяет учителю «настроить» учебный процесс на индивидуальный уровень готовности каждого ученика и класса в целом. С первых дней обучения создаются комфортные условия для достижения образовательных результатов, соответствующих ФГОС НОО. Всего выделено 17 умений. Они сгруппированы в блоки «наблюдательность», «Мыслительные способности», «Контрольные умения», «Коммуникативные умения» и «Личностная готовность»: В методическом пособии для учителя даны развернутые характеристики каждого умения по следующей схеме: Мы выделили 17 умений, входящих в структуру педагогической готовности: НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ: Умение РЕБЕНКА
МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ: Умение РЕБЕНКА
КОНТРОЛЬНЫЕ (КОРРЕКЦИОННЫЕ) УМЕНИЯ:
КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ:
ЛИЧНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ: 16)мотивационная готовность ребенка решать учебные задачи высокого уровня сложности. 17)положительное эмоционально-ценностное отношение к учебной деятельности Основная процедура, которую мы предлагаем для определения уровня педагогической готовности ребенка, - это письменное диагностическое задание. Для каждого показателя разработано свое задание, вместе они составляют индивидуальную диагностическую тетрадь, в которой работает ученик. Как устроена диагностика Каждый ребенок работает в своей личной рабочей тетради. Специальные диагностические упражнения позволяют выявить те умения, которые помогают детям справляться с учебными заданиями в начале 1 класса. Задания выстроены на основе цветных рисунков, что облегчает их восприятие ребенком. Как проводится диагностика Педагогическая диагностика стартовой готовности проводится на 3-4 неделе обучения первоклассника. Все упражнения выполняются под руководством учителя. В помощь учителю разработаны методические рекомендации. Они предоставляют всю необходимую информацию: цель задания, инструкцию, время выполнения, советы, что делать в тех или иных непредвиденных ситуациях, как реагировать на вопросы детей и т.д. Обработка результатов диагностики Мы постарались максимально упростить процедуру обработки результатов диагностики. Все данные заносятся в 2 сводные таблицы, что в дальнейшем позволяет использовать их для качественного педагогического анализа. Что дает учителю диагностика «Школьный старт» – это возможность для учителя понимать причины успеха и неудач его учеников и с первых дней осознанно и целенаправленно работать над формированием универсальных учебных действий. Полученные в результате диагностики данные могут войти в портфолио каждого ребенка Как научиться проводить диагностику Методическое пособие дает исчерпывающую информацию о проведении и обработке данных диагностики. Можно пройти обучение на однодневном семинаре, который проводят Центр психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ» и Федеральный научно-методический центр им. Л.В. Занкова. Информацию о семинарах можно получить на сайтах www.tochkapsy.ru и www.zankov.ru Успешный старт – хорошее начало обучения в школе! Результаты стартовой диагностики помогут учителю выстроить работу в первые месяцы обучения, а дальше ориентирами для работы будут данные мониторинга метапредметных образовательных результатов. Мониторинг также выстраивается на системе специальных диагностических заданий и проводится в феврале-марте каждого года обучения в начальной школе. В настоящее время готовится к изданию программа мониторинга метапредметных образовательных результатов для 1 и 2 классов Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования дает качественно новое представление о содержании начального образования. В профессиональную жизнь педагога вошло понятие «универсальные учебные действия» - ключевой термин для понимания современных требований к результативности образовательного процесса, складывающейся из комплекса показателей. Владение учащимся основами умения учиться, оперировать тем или иным способом решения задач, сотрудничать; ценностное отношение к собственному здоровью; гражданская и этническая самоидентификация – все это становится объектом целенаправленной работы педагога по формированию личности ребенка и, как следствие, объектом измерения и оценки его достижений. Учебно-методический комплект «Учимся учиться и действовать» представляет собой систему проведения мониторинга метапредметных УУД и является продолжением УМК «Школьный старт» (педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе). Диагностические мероприятия позволяют учителю выявить уровень сформированности важнейших УУД на каждом этапе обучения и определить педагогическую стратегию достижения каждым ребенком метапредметных образовательных результатов в соответствии с ФГОС НОО. Программа открывает уникальные возможности для индивидуализации процесса обучения и достижения каждым ребенком высокого образовательного результата на основании системного, комплексного изучения его продвижения по образовательной траектории. Данная программа – это только начало системы диагностической работы учителя. Без систематического отслеживания качества работы в условиях внедрения новых образовательных стандартов педагогу не обойтись. Универсальные учебные действия формируются на протяжении всех 4-х лет обучения, формируются поэтапно и на каждом этапе своего развития нуждаются во внимании со стороны педагога. В настоящее время разрабатывается программа мониторинга метапредметных универсальных учебных действий для 1 и 2 класса. Уже в середине будущего учебного года этот мониторинг будет необходим всем педагогам, обучающим первоклассников по Федеральным образовательным стандартам нового поколения. Какие пособия использовать для проведения диагностики? В УМК «Школьный старт» входят: Рабочая тетрадь для первоклассников (авторы Беглова Т.В., Битянова М.Р., Теплицкая А.Г.) Какие пособия использовать для проведения мониторинга развития УУД учащихся?
Учебно – методический комплект «ШКОЛЬНЫЙ СТАРТ»: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА СТАРТОВОЙ ГОТОВНОСТИ К УСПЕШНОМУ ОБУЧЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Назначение данной программы: получить достоверную информацию о том, готов ли ребенок успешно учиться; создать основу для развития универсальных учебных действий; обеспечить эмоционально комфортную образовательную среду для каждого ребенка; подобрать педагогические методы и приемы с учетом уровня готовности и спланировать индивидуальную работу с детьми. Назначение данной программы - получение достоверной информации о готовности ребенка успешно обучаться и выходить на качественный образовательный результат 1 класса. В дальнейшем данная информация может быть использована учителем для того, чтобы: Обеспечить эмоционально комфортную образовательную среду для каждого ребенка за счет планирования темпа прохождения и уровня сложности программы Создать психолого-педагогические предпосылки для развития универсальных учебных действий и, соответственно, выхода на качественные метапредметные и личностные образовательные результаты Осуществить коррекцию форм и методов обучения класса в целом с учетом уровня готовности по отдельным блокам умений Спланировать индивидуальную педагогическую работу с детьми В случае необходимости получить консультацию по вопросам обучения детей у профильных специалистов (психологов, дефектологов) Уникальность диагностики Базовые умения первоклассника: - обеспечивают понимание материала учебника и инструкций учителя, - позволяют включиться в учебный диалог на уроке, - помогают организовать деятельность на уроке и др. 17 умений сгруппированы в 5 блоков Как устроена диагностика? Как проводится диагностика? на 3-4 неделе обучения первоклассника все упражнения выполняются под руководством учителя ежедневно, в начале 2 и 3 уроков в течение 5 – 10 минут или выделить несколько специальных диагностических уроков со вторника по четверг Обработка результатов диагностики Учебно – методический комплект «УЧИМСЯ УЧИТЬСЯ И ДЕЙСТВОВАТЬ»: ПРОГРАММА МОНИТОРИНГА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ Какие пособия использовать для проведения диагностики? В УМК «Школьный старт» входят: - рабочая тетрадь для первоклассников (авторы Беглова Т.В., Битянова М.Р., Теплицкая А.Г.) - методические рекомендации к ней (авторы Беглова Т.В., Битянова М.Р., Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г.). Какие пособия использовать для проведения диагностики? Какие пособия использовать для проведения мониторинга развития УУД учащихся? В УМК «Учимся учиться и действовать» входят: - рабочая тетрадь для 1 класса (авторы Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая, Т.В. Беглова); - методические рекомендации к рабочей тетради для 1 класса (авторы М.Р. Битянова, Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая); - рабочая тетрадь для 2 класса, в 2 частях (авторы Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая, Т.В. Беглова); - методические рекомендации к рабочей тетради для 2 класса (авторы М.Р. Битянова, Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая, Т.В. Беглова). - рабочая тетрадь для 3 класса, в 2 частях (авторы Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая, М.Р. Битянова,Т.В. Беглова); - методические рекомендации к рабочей тетради для 3 класса (авторы М.Р. Битянова, Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая, Т.В. Беглова) Подробная аннотация к пособиям для 1 класса, для 2 класса. представляет уникальный проект для учителей 1-х классов ШКОЛЬНЫЙ СТАРТ Педагогическая диагностика стартовой готовности Т.В. Беглова, М.Р. Битянова, Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая Под ред. М.Р. Битяновой П Предлагаемый УМК включает рабочую тетрадь для первоклассников и методические рекомендации к ней. Формат: 200х285; 143х200 Объем: 24 с., 64 стр Диагностика проводится на 3–4 неделе обучения первоклассника на основе заданий рабочей тетради. Специальные диагностические упражнения направлены на выявление тех умений, которые помогают детям справляться с основными видами учебных заданий начала 1 класса. Частично они и разработаны на базе таких реальных заданий. Все упражнения выполняются под руководством учителя на основании инструкций, представленных в методических рекомендациях. Кроме того, слова учителя дублируются в рабочей тетради. Задания выполнены в виде рисунков, что облегчает их восприятие ребенком. Подробное описание процедуры проведения диагностики, оценки и анализа результатов представлены в методических рекомендациях для учителя. Подробнее о том, что такое диагностика готовности к обучению, какова методика проведения диагностики, читайте здесь: http://www.zankov.ru/news/new/article=2407 По вопросам приобретения учебно-методической литературы обращайтесь: ● розница и мелкий опт – в книжные магазины вашего региона (список торгующих организаций см. на сайте www . zankov . ru ); ● Интернет-магазин: www.zankov.ru/ catalog / Школьные годы – долгая дорога человека к знанию, пониманию мира и общества. К самому себе. Дорога сложная, требующая желания и старания от того, кто по ней идет. А также понимания и профессионализма от того, кто ведет и сопровождает. На этом пути значим каждый шаг. Особенно – первые шаги. Наша программа диагностики позволяет взрослому расставить правильные ориентиры на стартовой площадке образования. «Школьный старт» - это принципиально новый подход к педагогической диагностике и организации учителем первых недель и месяцев обучения детей в школе. Он позволяет: Получить достоверную информацию о том, готов ли ребенок успешно учиться; Создать основу для развития универсальных учебных действий; Обеспечить эмоционально комфортную образовательную среду для каждого ребенка; Подобрать педагогические методы и приемы с учетом уровня готовности и спланировать индивидуальную работу с детьми. Уникальность диагностики Психологическая экспертиза учебников 1 класса позволила авторам УМК выявить базовый набор умений, которые важно развить у ребенка с самых первых дней обучения. Эти умения: Обеспечивают понимание материала учебника и инструкций учителя, Позволяют включиться в учебный диалог на уроке, Помогают организовать деятельность на уроке и др. Своевременная диагностика таких умений позволяет учителю «настроить» учебный процесс на индивидуальный уровень готовности каждого ученика и класса в целом. С первых дней обучения создаются комфортные условия для достижения образовательных результатов, соответствующих ФГОС НОО. Всего выделено 17 умений. Они сгруппированы в блоки «наблюдательность», «Мыслительные способности», «Контрольные умения», «Коммуникативные умения» и «Личностная готовность»: Как устроена диагностика Каждый ребенок работает в своей личной рабочей тетради. Специальные диагностические упражнения позволяют выявить те умения, которые помогают детям справляться с учебными заданиями в начале 1 класса. Задания выстроены на основе цветных рисунков, что облегчает их восприятие ребенком. Как проводится диагностика Педагогическая диагностика стартовой готовности проводится на 3-4 неделе обучения первоклассника. Все упражнения выполняются под руководством учителя. В помощь учителю разработаны методические рекомендации. Они предоставляют всю необходимую информацию: цель задания, инструкцию, время выполнения, советы, что делать в тех или иных непредвиденных ситуациях, как реагировать на вопросы детей и т.д. Информацию о семинарах можно получить на сайтах В УМК «Школьный старт» входят: - - методические рекомендации к ней (авторы Беглова Т.В., Битянова М.Р., Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г.). Скачать:Предварительный просмотр:«Школьный старт»: диагностика готовности к обучению и другие профессиональные шаги педагогаПедагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе Школьные годы – долгая дорога человека к знанию, пониманию мира и общества. К самому себе. Дорога сложная, требующая желания и старания от того, кто по ней идет. А также понимания и профессионализма от того, кто ведет и сопровождает. На этом пути значим каждый шаг. Особенно – первые шаги. Наша программа диагностики позволяет взрослому расставить правильные ориентиры на стартовой площадке образования. «Школьный старт» - это принципиально новый подход к педагогической диагностике и организации учителем первых недель и месяцев обучения детей в школе. Он позволяет: Получить достоверную информацию о том, готов ли ребенок успешно учиться; Создать основу для развития универсальных учебных действий; Обеспечить эмоционально комфортную образовательную среду для каждого ребенка; Подобрать педагогические методы и приемы с учетом уровня готовности и спланировать индивидуальную работу с детьми. Уникальность диагностики Психологическая экспертиза учебников 1 класса позволила авторам УМК выявить базовый набор умений, которые важно развить у ребенка с самых первых дней обучения. Эти умения: Обеспечивают понимание материала учебника и инструкций учителя, Позволяют включиться в учебный диалог на уроке, Помогают организовать деятельность на уроке и др. Своевременная диагностика таких умений позволяет учителю «настроить» учебный процесс на индивидуальный уровень готовности каждого ученика и класса в целом. С первых дней обучения создаются комфортные условия для достижения образовательных результатов, соответствующих ФГОС НОО. Всего выделено 17 умений. Они сгруппированы в блоки «наблюдательность», «Мыслительные способности», «Контрольные умения», «Коммуникативные умения» и «Личностная готовность»: В методическом пособии для учителя даны развернутые характеристики каждого умения по следующей схеме: Как устроена диагностика Каждый ребенок работает в своей личной рабочей тетради. Специальные диагностические упражнения позволяют выявить те умения, которые помогают детям справляться с учебными заданиями в начале 1 класса. Задания выстроены на основе цветных рисунков, что облегчает их восприятие ребенком. Как проводится диагностика Педагогическая диагностика стартовой готовности проводится на 3-4 неделе обучения первоклассника. Все упражнения выполняются под руководством учителя. В помощь учителю разработаны методические рекомендации. Они предоставляют всю необходимую информацию: цель задания, инструкцию, время выполнения, советы, что делать в тех или иных непредвиденных ситуациях, как реагировать на вопросы детей и т.д. Обработка результатов диагностики Все данные заносятся в 2 сводные таблицы, что в дальнейшем позволяет использовать их для качественного педагогического анализа. Что дает учителю диагностика «Школьный старт» – это возможность для учителя понимать причины успеха и неудач его учеников и с первых дней осознанно и целенаправленно работать над формированием универсальных учебных действий. Полученные в результате диагностики данные могут войти в портфолио каждого ребенка Как научиться проводить диагностику Методическое пособие дает исчерпывающую информацию о проведении и обработке данных диагностики. Можно пройти обучение на однодневном семинаре, который проводят Центр психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ» и Федеральный научно-методический центр им. Л.В. Занкова. Успешный старт – хорошее начало обучения в школе! Результаты стартовой диагностики помогут учителю выстроить работу в первые месяцы обучения, а дальше ориентирами для работы будут данные мониторинга метапредметных образовательных результатов. Мониторинг также выстраивается на системе специальных диагностических заданий и проводится в феврале-марте каждого года обучения в начальной школе. В настоящее время готовится к изданию программа мониторинга метапредметных образовательных результатов для 1 и 2 классов Какие пособия использовать для проведения диагностики? В УМК «Школьный старт» входят: - рабочая тетрадь для первоклассников (авторы Беглова Т.В., Битянова М.Р., Теплицкая А.Г.) Т.В. Беглова, М.Р. Битянова Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая М ЕТОДИЧЕСКИЕ Р Е К О М Е Н Д А Ц И И к рабочей тетради «Школьный старт» Педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе ● Общая характеристика педагогической диагностики стартовой готовности ● Описание проведения процедуры диагностики ● Оценка и анализ результатов ● Использование данных диагностики в работе педагога по индивидуализации обучения Издательство «Учебная литература» ББК 74.202.5 Б37 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НАУЧНО МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР им. Л.В. ЗАНКОВА Научный редактор С. Г. Яковлева В методических рекомендациях, адресованных учителям начальной школы, описана программа педагогической диаг$ ностики и оценки стартовой готовности ребенка к успеш$ ному обучению в начальной школе. Диагностика проводит$ ся на третьей–четвертой неделе обучения детей в школе. Ее цель – определить уровень готовности каждого ребенка к освоению учебной программы и достижению образова$ тельных результатов в соответствии с ФГОС НОО. Результаты диагностики позволят педагогу не только оказать адресную педагогическую помощь и поддержку каждому ученику, учитывая его индивидуальные особен$ ности, но и «настроить» процесс обучения класса в целом. Данные диагностики открывают портфолио ребенка, кото$ рое по мере его обучения будет дополняться новыми мате$ риалами. описание процедуры проведения диагностики, оценка и анализ ее результатов. Пособие может быть полезно пе$ дагогам, использующим различные УМК, а также школь$ ным психологам и родителям. Беглова Т.В., Битянова М.Р., Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г. Б37 Методические рекомендации к рабочей тетради «Школьный старт». Педагогическая диагностика стартовой готовности к успеш$ ному обучению в начальной школе / Под ред. М.Р. Битяновой. $ 2$е изд., испр.$ Самара: Издательство «Учебная литература»: Из$ дательский дом «Федоров», 2012.$ 64 с. ISBN 978$5$9507$1462$7 (Издательство «Учебная литература»). ISBN 978$5$393$00683$9 (Издательский дом «Федоров»).
Структура диагностической тетради . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22 Проведение диагностики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .25 проведению и оценке . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .27 Обработка и представление данных диагностики . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49 Диагностические данные на конкретного ребенка . . . . . . . . 49 Диагностические данные на класс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .50 Качественная оценка и использование данных диагностики в работе педагога . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .52 Оценка уровня сформированности конкретных умений . . . 52 Оценка уровня инструментальной готовности Оценка уровня личностной готовности каждого ребенка и класса в целом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .55 Оценка общего уровня стартовой готовности каждого ребенка и класса в целом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .57 ВВЕДЕНИЕ Начало школьного обучения и в сознании педагогов, и в сознании родителей будущего первоклассника традиционно связано с проблемой готовности. Редкий родитель не задается вопросом, готов ли его ребенок к школе. За этим вопросом скрывается много разных чувств и переживаний родителей: беспокойство за ребенка (хорошо ли ему будет в школе? не навредит ли учеба его самочувствию, психическому здо$ ровью?), и социальные страхи (не будет ли мой ребенок хуже других?), и родительские амбиции (что про меня подумают?), и многое другое. О готовности детей к систематическому обу$ чению серьезно задумывается и педагог. Для него это – и воп$ рос собственной профессиональной успешности (смогу ли я, обучая этих детей, показать высокий профессиональный уро$ вень?), и беспокойство за качество обучения (смогут ли дети научиться всему, чему нужно?). Эти вопросы особенно актуаль$ ны сейчас, когда перед каждым учителем стоит задача настро$ ить процесс обучения на достижения не только предметных, но и метапредметных образовательных результатов (УУД). Такая «настройка» предполагает усиление внимания к каждому ре$ бенку, его индивидуальным возможностям, уровню стартовой готовности. И родители, и педагоги, беспокоясь о готовности ребенка учиться, возлагают свои надежды на психолога, его профессио$ нальные знания. В качестве инструмента изучения готовности чаще всего рассматривается психологическая диагностика. По$ чему так? И правильно ли это? На первый вопрос ответить несложно. Термин «готовность» по отношению к первоклассни$ кам традиционно дополняется прилагательным «психологичес$ кая». Психологическая готовность – это взгляд на перспективы обучения ребенка, успешность или неуспешность с точки зре$ ния различных параметров развития. В арсенале психолога имеется набор диагностических инструментов для оценки раз$ личных сторон такой готовности: мотивации, личностной зре$ лости, уровня интеллектуального и сенсомоторного развития, сформированности произвольности и т.д. По результатам диаг$ ностики индивидуальные показатели психического развития сравниваются с показателями возрастной нормы. За счет этого появляется возможность оценить уровень (степень) психологи$ ческой готовности. Если уровень готовности низкий, ребенку будет трудно учиться наравне с остальными детьми. Ему потребуется инди$ видуальная помощь учителя, а в ряде случаев – психолога или дефектолога. Как правило, нужны специальные занятия, кото$ рые позволяют развить те или иные психические процессы. Психологическая готовность стала в последние годы основ$ ным «стартовым» показателем школьной жизни первоклассни$ ка. И это очень хорошо. Это говорит о том, что нам небезраз$ личен каждый ребенок, его самочувствие, его личная успеш$ ность. Но вся ли «правда о готовности» ребенка к обучению содержится в традиционном комплексе показателей психичес$ кого развития? Не упускаем ли мы чего$то очень важного, что может помешать даже психологически готовым детям успешно адаптироваться к процессу обучения и получать качественное образование? Вопрос понятен каждому практику – и педагогу, и психологу. Периодически мы сталкиваемся с ситуацией, ког$ да по всем показателям психологической готовности ребенок находится в рамках возрастной нормы, а учиться, осваивать учебный материал, общаться с другими детьми в учебных ситу$ ациях ему очень трудно. В чем причина: некачественно прове$ ли диагностику? Или упустили что$то важное? Нам пред$ ставляется, что одной только психологической готовности недостаточно для определения перспектив обучения конкретно$ го ребенка и класса в целом, поскольку она не предлагает оценки целого ряда показателей. Назовем сумму таких показа$ телей «стартовой готовностью». Стартовая готовность – это совокупность умений (то есть владение способами действия, мышления, общения), которые позволяют ребенку успешно осваивать учебный материал, по$ даваемый определенным образом, и включаться в образователь$ ные ситуации, которые создает для него педагог. Приходя в школу, ребенок попадает в специально организо$ ванное для него образовательное пространство, состоящее из новых объектов, зрительных образов, видов деятельности и об$ щения. Все это создается педагогом для того, чтобы лучше на$ учить. Но для начала нужно, чтобы ребенок был готов учиться так, как предлагает ему учитель. Учебные ситуации необходимо выстраивать на основе тех умений и психических процессов, которые уже развиты у ученика хотя бы на первоначальном уровне. Нужны определенные стартовые умения. Речь не идет об умении читать или считать. Речь идет о различных способностях, как мы бы сказали по отношению к школьнику, метапредметного характера. Это и есть стартовая готовность. Психологическая и стартовая готовность взаимно дополня$ ют друг друга и дают общее видение перспектив обучения и развития ребенка в конкретной образовательной среде. Ниже, в таблице 1, дана их сравнительная характеристика. Таблица 1. Сравнительный анализ педагогической и психологической готовности ребенка к школьному обучению
1 Подробнее об этом см. таблицу 2 на с. 14.
При совместном применении и взаимосвязанном анализе ре$ зультатов диагностики психологической и стартовой готовнос$ ти у нас, взрослых, обучающих и сопровождающих развитие ребенка, появляется возможность максимально настроить обра$ зовательный процесс на каждого конкретного ученика, усилить положительное влияние той или иной образовательной систе$ мы. Но если диагностика психологической готовности хорошо разработана и на теоретическом, и на инструментальном уров$ нях, то педагогическая диагностика стартовой готовности ско$ рее является «фигурой речи», чем конкретным профессиональ$ ным инструментом. Нами предпринята попытка разработки и описания про$ граммы педагогической диагностики стартовой готовности. С помощью этой программы можно оценить возможности ре$ бенка к систематическому обучению в первом классе. Предла$ гаемые рекомендации для учителя могут быть важным инстру$ ментом педагогического анализа и проектирования учебного процесса. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ СТАРТОВОЙ ГОТОВНОСТИ В самом общем виде назначение данной программы (ее цель) – получение достоверной информации о готовности ре$ бенка успешно обучаться и выходить на качественный образо$ вательный результат 1 класса. В дальнейшем данная информа$ ция может быть использована учителем для того, чтобы: 1) создать психолого$педагогические предпосылки для раз$ вития универсальных учебных действий и, соответственно, вы$ хода на качественные метапредметные и личностные образова$ тельные результаты к окончанию начальной школы; 2) обеспечить эмоционально комфортную образовательную среду для каждого ребенка за счет планирования темпа про$ хождения и уровня сложности программы; 3) скорректировать формы и методы обучения класса в це$ лом с учетом уровня готовности по отдельным блокам умений; 4) спланировать индивидуальную педагогическую работу с каждым ребенком; 5) в случае необходимости получить консультацию по воп$ росам обучения детей у профильных специалистов (психоло$ гов, дефектологов). Предлагаемые нами критерии стартовой готовности ребенка вытекают из требований Федерального государственного обра$ зовательного стандарта начального общего образования и соот$ ветствуют запросу системы развивающего обучения Л.В. Зан$ кова1 . 1 Подробнее о системе развивающего обучения Л.В. Занкова и ее возможностях в достижении планируемых ФГОС результатов см. в: Ванцян А.Г., Нечаева Н.В., Петрова Е.Н., Плотникова А.Ю., Яковлева С.Г. «Реализация нового образовательного стандарта: потенциал систе$ мы Л.В. Занкова». Самара: Изд$во «Учебная литература»: ИД «Федо$ ров», 2010, 2011. Важнейшим компонентом этой системы являются дидакти$ ческие принципы, которые выступают связующим звеном меж$ ду целью, задачами и практикой обучения, создавая условия для целостного развития ребенка. Краткая характеристика наз$ ванных Л.В. Занковым дидактических принципов развивающе$ го обучения раскроет, с одной стороны, уровень ожидания, предъявляемый современной школой к ребенку, и, с другой стороны, особенности обучения, которое способствует разви$ тию ожидаемых качеств ученика. Для развивающего обучения и современных ФГОС базовым является положение Л.С. Выготского о том, что обучение должно осуществляться в зоне ближайшего развития , а не на актуальном, уже достигнутом ребенком уровне. В системе развивающего обучения Л.В. Занкова это положение реализу$ ется следующим образом. Содержание образования отбирается и структурируется на основе дидактического принципа ведущей роли теоретических знаний . Сущность принципа состоит в том, что он нацелен на глубокое осознание связей и зависимостей между теоретиче$ ским материалом как внутри одного предмета, так и между разными предметами, а также в ведущей роли теоретического знания по отношению к практическому. Реализация этого принципа в содержании учебных предметов создает условия для исследования учениками взаимозависимости явлений, их внутренней существенной связи, что формирует системность знаний и необходимые мыслительные способности, прежде все$ го, способы осуществления мыслительных операций. Работа ребенка не с отдельными фактами и явлениями, а на перекрестках знаний, в свою очередь, создает условия для реа$ лизации дидактического принципа обучения на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности . Осуществление этого принципа требует максимального для данного ребенка напряжения ума, воли, чувств для решения сложной (но посильной) познавательной задачи. Он предусматривает орга$ низацию коллективной учебной деятельности на уроке для ре$ шения той задачи, с которой ребенок не может справиться самостоятельно (высокий уровень трудности), но решает в сот$ рудничестве с учителем, одноклассниками (соблюдение меры трудности). Мера трудности устанавливается и корректируется с помощью изучения ребенка, начиная с его поступления в школу, главная цель которого – определение уровня актуаль$ ного развития каждого ученика. Это знание дает представление о зоне ближайшего развития, активизировать которую и дол$ жен предъявленный уровень трудности задания. Знание уровня достижений школьника позволяет достаточно точно определить необходимость той или иной помощи и ее меру с целью орга$ низации продуктивной самостоятельной деятельности. Таким образом, познавательная деятельность ученика строится не от простого к сложному, а от сложного к простому, от какой$то незнакомой ситуации посредством самостоятельного или кол$ лективного поиска к ее разрешению, в случае необходимости, с оказанием помощи – от общей намекающей до прямой. Именно столкновение с познавательной трудностью и вызыва$ ет эмоции, стимулирующие поисковую деятельность ученика, класса. Возникшую трудность ребенок преодолевает благодаря реа$ лизации дидактического принципа осознания процесса учения . В соответствии с этим принципом обучение строится так, что$ бы школьники осознали не только закономерность последова$ тельности материала и взаимосвязь понятий, изучаемых на учебных предметах, но и сам процесс добывания знания, чтобы они оценивали свои возможности и себя в классном коллекти$ ве, т.е. развивали важную человеческую способность – рефлек$ сию. В случае столкновения с трудностью ученик задается воп$ росами: «Почему не получилось?», «Каких знаний или умений не хватает?». Так мотивируется учебно$исследовательская дея$ тельность ребенка, в ходе которой активизируются личностные качества, воспитывается характер, воля, включается общение, обсуждение, рассуждающее мышление, дифференцируются «знание – незнание», ребенок ищет недостающую информацию, что приводит к решению проблемы. Системность, осознанность знаний и способов деятельности являются необходимыми условиями для реализации принципа быстрого темпа изучения материала . Этот принцип затрагивает не столько количественную, сколько качественную характерис$ тику обучения. Он требует постоянного движения вперед и противостоит многократным однообразным повторениям, топтанию на месте, «пережевыванию» одного и того же матери$ ала. Л.В. Занков писал: «Непрерывное обогащение ума школь$ ника разносторонним содержанием создает благоприятные ус$ ловия для более глубокого осмысления добываемых сведений, поскольку они включаются в широко разветвленную систему»1 . Быстрое продвижение вперед идет одновременно с постоянным возвращением к пройденному. Изучение (открытие) нового осуществляется на основе осмысления уже известного. Такая структура, свойственная программам в системе развивающего обучения Л.В. Занкова, помогает преодолеть изолированность ее частей и обеспечивает перманентность повторения, что и приводит к прочности усвоения знаний, умений и навыков. Дети не только быстро продвигаются вперед в изучении ново$ го, но в то же время постоянно закрепляют ранее полученные знания. Следующий дидактический принцип требует целенаправлен$ ной и систематической работы над общим развитием всех уча- щихся класса, включая и сильных, и слабых, с соблюдением требования постоянной заботы о психическом и физическом здоровье каждого ребенка. Реализация этого принципа требует создания таких условий, чтобы ребенок, исходя из своего дет$ ского личного опыта и своих способностей, склонностей мог бы оптимально продвигаться в общем развитии. Такие возмож$ ности предоставляет содержание учебных курсов, построенное на интегрированной основе. Интегрированные курсы, предо$ ставляющие разные стороны действительности, создают усло$ вия для формулирования многоаспектных заданий к одному содержанию. В таких заданиях сочетается разный уровень обобщения, теоретический и практический материал из разных разделов учебного предмета и из разных предметов. Знания представлены также в виде сочетаний разных уровней: репро$ дуктивного, логического, проблемного, креативно$творческого. На таком широком поле возможностей каждый ребенок может проявить свои сильные стороны и развить недостаточно сфор$ мированные, что создает реальные условия для индивидуализа$ ции обучения 2 . 1 Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М.: Дом педагоги$ ки, 1999. С. 230. 2 Описание дидактических принципов выполнено научным руково$ дителем ФНМЦ им. Л.В. Занкова $ Н.В. Нечаевой. Создавая условия для индивидуализации обучения, реализа$ ция данного дидактического принципа, как всех названных выше, возможна только при постоянном изучении индиви$ дуальных особенностей каждого ребенка. Использование пред$ лагаемой программы изучения стартовой готовности детей ви$ дится нам одним из эффективных путей получения знаний об индивидуальных особенностях и возможностях первоклассни$ ков на момент начала их обучения. Мы говорим не столько о зрелости тех или иных психичес$ ких процессов, необходимых для учения, сколько о том, что на их основе должны сформироваться определенные умения. Под$ черкнем, что не всегда можно поставить знак равенства между уровнем психологической зрелости ребенка и его готовностью обучаться, так как психологические предпосылки успешного обучения могут уже сформироваться, а конкретные умения – нет. Если умения не сформированы предыдущим опытом раз$ вития ребенка, педагогу необходимо будет потратить время и организовать специальные ситуации для того, чтобы развить эти базовые умения у ребенка самому или обратиться за по$ мощью к специалисту (например, психологу). Сумму этих умений составляет инструментальный компо$ нент стартовой готовности к систематическому обучению. Он отражает, в какой мере ребенок оснащен специальными инстру$ ментами переработки учебной информации (умениями или способностями). Эти умения обеспечивают эффективность учебных наблюдений и решение логических задач (сообразных возрасту, разумеется), учебное сотрудничество и диалог детей, первичный контроль своих действий. Не менее важны показа$ тели личностного компонента стартовой готовности, которые характеризуют отношение ребенка к учению: является ли зна$ ние и сам процесс познания ценностью для ребенка. Умения, составляющие инструментальный компонент стартовой готов$ ности, особенно важны в начале обучения. Вместе с тем они являются важной предпосылкой формирования универсальных личностных и метапредметных учебных действий. Развитие умений, входящих в блоки «наблюдательность» и «мыслительные способности», создает важнейшие предпосыл$ ки для формирования познавательных УУД. «Контрольные» умения составляют основу формирования регулятивных УУД. Коммуникативные умения, входящие в инструментальный ком$ понент стартовой готовности, и личностный компонент также соотносятся с образовательными результатами 1 класса и всей начальной школы. Схема 1. Диагностика стартовой готовности ребенка к успешному обучению: основные параметры Наблюдательность
В таблице 2 на с. 14 представлены показатели стартовой го$ товности, даны краткие характеристики каждого умения и при$ ведены примеры учебных заданий, задействующих данные умения. Все они взяты из УМК по системе развивающего обу$ чения Л.В. Занкова или методик преподавания по разным кур$ сам в первые две четверти обучения в 1 классе. Таблица 2. Показатели стартовой готовности ребенка к обучению
Продолжение таблицы 2
|
Популярное:
Новое
- К чему снится клещ впившийся в ногу
- Гадание на воске: значение фигур и толкование
- Тату мотыль. Татуировка мотылек. Общее значение татуировки
- Что подарить ребёнку на Новый год
- Как празднуют день святого Патрика: традиции и атрибуты День святого патрика что
- Как научиться мыслить лучше Я не умею быстро соображать
- Эти признаки помогут распознать маньяка Существует три способа достижения абсолютной власти
- Как спастись от жары в городской квартире
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?