Главная - Публичные выступления
Бесплатная классическая музыка. Михаил иванович глинка – классик русской музыки

Пьянова Яна

класс 6 специализации «Теория музыки», МАОУДО «Детская школа искусств № 46»,
РФ, г. Кемерово

Заиграева Валентина Афанасьевна

научный руководитель, преподаватель теоретических дисциплин МАОУДО «Детская школа искусств № 46»,
РФ, г. Кемерово

Введение

Михаила Ивановича Глинку часто называют «Пушкиным русской музыки». Подобно тому, как Пушкин открыл своим творчеством классическую эпоху русской литературы, Глинка стал основоположником русской классической музыки. Как и Пушкин, он подытожил лучшие достижения своих предшественников и в то же время поднялся на новую, гораздо более высокую ступень, показал русскую жизнь во всех её проявлениях. С этого времени русская музыка прочно заняла одно из ведущих мест в мировой музыкальной культуре. Близок Глинка Пушкину и светлым, гармоничным восприятием мира. Своей музыкой он говорит о том, как красив человек, сколько возвышенного в лучших порывах его души – в героизме, преданности отчизне, самоотверженности, дружбе, любви. Эта музыка воспевает жизнь, утверждает неизбежность победы разума, добра и справедливости, и эпиграфом к ней можно было бы поставить знаменитые пушкинские строки: «Да здравствует солнце, да скроется тьма!»

Глинка серьезно относился к профессиональной стороне. Цельность, стройность формы; ясность, точность музыкального языка; продуманность малейших деталей, равновесие чувства и разума. Глинка – самый классический, строгий и честный, среди всех композиторов XIX века.

В своем творчестве Глинка обращался к различным музыкальным жанрам – опере, романсу, симфоническим произведениям, камерным ансамблям, фортепианным пьесам и другим сочинениям. Его музыкальный язык, впитав в себя своеобразные черты русской народной песни и итальянского бельканто, венской классической школы и романтического искусства, стал основой национального стиля русской классической музыки.

Стиль Михаила Ивановича Глинки

1. Мелодика характеризуется ярко-выраженной распевностью. Она обладает особой плавностью, сцепленностью, берущая своё начало в русских народных песнях

3. Ярким признаком национального стиля служит у композитора техника интервального и мелодического развития, связанная с принципом вариантности

4. Своеобразный подход Глинки к музыкальной форме в крупных размерах: в методах симфонического развития он впервые мастерски осуществил, характерную для русской классической школы, синтез сонатности и вариационности, пронизывая сонатную форму вариационным развитием.

Основоположник русской классической школы

Русская музыкальная классика родилась именно в произведениях Глинки: операх, романсах, симфонических произведениях. Эпоха Глинки в русской музыке приходиться на дворянский период освободительного движения в России. Свою историческую роль зачинателя нового классического периода русской музыки Глинка выполнил, прежде всего, как художник, впитывающий передовые идеи декабристской эпохи. «Создаёт музыку народ, а мы, художники, только её аранжируем» – слова Глинки об идеи народности в его творчестве.

Широкое распространение русской музыки на мировом уровне началось именно с творчества Глинки: заграничные поездки, знакомства с музыкантами других стран.

В 1844 году в Париже с успехом прошли концерты Глинки. С патриотической гордостью Глинка писал о них: «Я первый русский композитор, который познакомил парижскую публику со своим именем и своими произведениями, написанными в России и для России».

Рисунок 1. М.И. Глинка

Творчество Глинки обозначило новый, а именно – классический этап развития русской музыкальной культуры. Композитор сумел сочетать лучшие достижения европейской музыки с национальными традициями отечественной музыкальной культуры. Однако его творчество не принадлежало ни к классицизму, не к романтизму, а лишь заимствовало некие черты. В 30-е годы музыка Глинки еще не обладала широкой популярностью, но вскоре её поняли и оценили по достоинству. Основу авторского стиля Глинки составляют:

· С одной стороны, сочетание романтических музыкально-языковых выразительных средств и классических форм;

· С другой, основой его творчества выступает мелодия как носитель обобщенного смыслообраза.

Путем настойчивых исканий Глинка пришел к созданию национального стиля и языка классической музыки, явившихся фундаментом её будущего развития.

Творческие принципы Глинки

· впервые представляет народ многогранно, не только с комической стороны, как в XVIII веке (народ в «Иван Сусанин»)

· объединение общего и частного начал в образной сфере (воплащает общую идею в конкретных образах)

· обращение к истокам народного творчества (былина «Руслан и Людмила»)

· использование цитат («Камаринская», «Иван Сусанин», «Вниз по матушке, по Волге…»)

· сочинение в народном стиле («Разгуляемся»)

· ладовая основа русских народных песен (хор гребцов из «Ивана Сусанин»)

· плагальность

· использование обрядовых сцен (свадебные сцены из опер)

· аккапельная подача музыки («Родина моя»)

· вариантный метод развития мелодики (от русской народной песни)

Основным творческим принципом Глинки было дать возможность последующим поколениям русских композиторов равняться на его творчество, обогатившее национальный музыкальный стиль новым содержанием и новыми выразительными средствами.

Словами П.И. Чайковского о «Камаринской» М.И. Глинки можно выразить значение творчества композитора в целом: «Русских симфонических сочинений написано много; можно сказать, что имеется настоящая русская симфоническая школа. И что же? Вся она в «Камаринской», подобно тому, как весь дуб в желуде»

Типы симфонизма Глинки

Симфонические произведения Глинки немногочисленны. Почти все они в жанре одночастных увертюр или фантазий. Историческая роль этих произведений очень значительна. В «Камаринской», «Вальс-фантазии» и испанских увертюрах – оригинальны новые принципы симфонического развития, которые и послужили основой для развития симфонизма. По художественному значению они могут стоять с монументальными симфониями последователей Глинки в одном ряду.

Симфоническое творчество Глинки составляет сравнительно небольшую по объему, но исключительно ценную и важную по значению часть его наследия. Наибольший интерес его симфонических произведений представляют «Камаринская», испанские увертюры и «Вальс-фантазия», а также симфонические номера из музыки к трагедии «Князь Холмский»

Музыка Глинки обозначила следущие пути русского симфонизма:

· Национально-жанровый

· Лирико-эпический

· Драматический

· Лирико-психологический

В этой связи особо стоит отметить «Вальс-фантазию». Жанр вальса оказывается у Глинки не просто танцем, а – психологической зарисовкой, выражающий внутренний мир.

Рисунок 2. «Вальс-фантазия»

Драматический симфонизм в зарубежной музыке традиционно связан с именем Л. Бетховена, а в русской музыке наиболее яркое развитие он получает в творчестве П.И. Чайковского.

Оркестровое письмо Глинки

Высокими достоинствами отличается оркестровка Глинки, основанная на тщательно разработанных и глубоко продуманных принципах.

Важное место в творчестве Глинки занимают пьесы для симфонического оркестра. Глинка с детских лет любил оркестр, предпочитая оркестровую музыку всякой другой. Оркестровое письмо Глинки, сочетающее прозрачность и внушительность звучания, обладает яркой образностью, блеском и богатсвом красок. Мастер оркестрового колорита – он сделал ценнейший вклад в мировую симфоническую музыку. Мастерское владение оркестром разносторонне выявилось в сценической музыке. Например, в увертюре к опере «Руслан и Людмила» и в его симфонических пьесах. Так, «Вальс-фантазия» для оркестра – первый классический образец русского симфонического вальса; «Испанские увертюры» – «Арагонская охота» и «Ночь в Мадриде» – положили начало разработке испанского музыкального фольклора в мировой симфонической музыки. В скерцо для оркестра «Камаринская» синтезированы богатство русской народной музыки и высочайшие достижения профессионального мастерства.

Специфика письма Глинки – глубокая оригинальность. Он расширил возможности медной группы, особые колористические нюансы создаются путем применения дополнительных инструментов (арфы, фортепиано, колокольчика) и богатейшей группы ударных.

Рисунок 3. Увертюра к опере «Руслан и Людмила»

Романсы в творчестве Глинки

На протяжении всего своего творческого пути Глинка обращался к романсам. Это был в своём роде дневник, в котором композитор описывал личные переживания, томления разлуки, ревность, грусть, разочарование и восторг.

Глинка оставил после себя свыше 70-ти романсов, в которых он описывал не только любовные переживания, но и портреты различных лиц, пейзажи, сцены жизни и картины далеких времен. В романсах присутствовали не только интимные лирические чувства, но и те, которые являются общезначимыми и понятными для всех.

Романсы Глинки разделены на ранний и зрелый период творчества, охватывающие вообщем 32 года, от первого романса до последнего.

Романсы Глинки не всегда мелодичны, иногда они содержат речетативные и изобразительные интонации. Фортепианная партия в зрелых романсах – рисует фон действия, дает характеристику основных образов. В вокальных партиях Глинка полностью открывает возможности голоса и полное овладение им.

Романс – как музыка сердца и исполняться он должен изнутри, в полной гармонии с собой и окружающим миром.

Богатства жанров глинковских романсов не может не поражать: эллегия, серенада, также в форме бытовых танцов – вальса, мазурки и польки.

По форме Романсы также различны: и простая куплетная, и трехчастная, и рондо, и сложная, так называемая сквозная форма.

Глинка писал романсф на стихи более 20-ти поэтов, сохраняя единство своего стиля. Более всего обществу запомнились романсы Глинки на стихи А. С. Пушкина. Так точно передать глубину мысли, светлое настроение и ясность – не удавалось еще никому и не удасться еще долгие годы!

Заключение

Михаил Иванович Глинка сыграл особую роль в истории русской культуры:

· в его творчестве завершился процесс формирования национальной композиторской школы;

· русская музыка была замечена и оценена не только в России, но и за её пределами

· именно Глинка придал общезначимое содержание идее русского национального самовыражения.

Глинка предстает перед нами не только великим мастером, владеющим всеми тайнами композиторского мастерства, но прежде всего великим психологом, знатоком человеческой души, умеющим проникнуть в её сокровенные уголки и поведать о них миру.

Неисчерпаемость глинкинских традиций тем сильнее, чем больше отдаляет нас время от благородной личности великого русского художника, от его творческого подвига, его исканий. Еще ждут своих новых прочтений гениальные оперы Глинки; еще ждет оперная сцена новых, прекрасных певцов глинкинской школы; еще предстоит большое будущее в развитии заложенной им камерной вокальной традиции – источника высокого и чистого артистизма. Давно ушедшее в область классики, искусство Глинки всегда современно. Оно живет для нас, как источник вечного обновления. Гармонично слились в нем, правда и красота, трезвая мудрость и смелость творческих дерзаний. И если суждено было Глинке открыть «новый период в истории музыки», то этот период и ныне далек от своего завершения.

Список литературы:

  1. Глинка М.И. К 100-летию со дня смерти / под ред. Е.М. Гордеевой. – М., 1958.
  2. Глинка М.И. Исследования и материалы / под ред. А.В. Оссовского. – Л.-М., 1950.
  3. Глинка М.И. Сборник материалов и статей / под ред. Т.Н. Ливановой. – М.-Л., 1950.
  4. Левашёва О. М.И. Глинка / О. Левашёва. – М., 1987, 1988.
  5. Ливанова Т. М.И. Глинка / Т. Ливанова, В. Протопопов. – М., 1988.
  6. Памяти Глинки. Исследования и материалы. – М., 1958.
  7. Серов А.Н. Статьи о Глинке / А.Н. Серов // Избранные статьи: в 2 т. / А.Н. Серов. – М.-Л., 1950 – 1957.
  8. Стасов В. М.И. Глинка / В. Стасов // Избр. соч.: в 3 т. / В. Стасов. – М., 1952. – Т. 1. – М., 1952.

Существует трогательное предание – появление на свет гения русской музыки было возвещено заливистым пением соловья, доносившимся из окружающего усадебный дом парка. Произошло это на утренней заре 20 мая (1 июня по новому стилю) 1804 года в имении Новоспасском, недалеко от уездного городка Ельни Смоленской губернии. Имение принадлежало отцу будущего композитора отставному капитану И.Н. Глинке.

Михаил рос любознательным и впечатлительным мальчиком. Он рано пристрастился к рисованию и чтению книг, но самым большим его увлечением стала музыка. Она окружала Михаила с детства. Это было пение птиц в саду, звоны церковных колоколов, распевы хора в Новоспасской церкви.

Главным музыкальным впечатлением юного Глинки были песни родной Смоленщины. Ему их пела няня Авдотья Ивановна, славившаяся на всю округу как лучшая песенница и талантливая сказительница сказок.

Позднее огромное влияние на формирование музыкальных интересов будущего композитора имел оркестр крепостных музыкантов, принадлежавших брату его матери А.А. Глинке, жившему неподалеку в родовом имении Шмаково. Оркестр часто приезжал в Новоспасское, и каждое его выступление оставляло в душе мальчика глубокий след. С той поры оркестр дяди, по признанию Глинки, стал для него «источником самых живых восторгов».

В репертуар шмаковского оркестра наряду с произведениями Бетховена, Моцарта, Гайдна и других западных композиторов входили переложения русских песен, которые в дальнейшем и привели композитора к разработке народной музыки.

Музыкальное обучение Глинки началось необычно. Его первым учителем музыки стал смоленский крепостной крестьянин-скрипач из шмаковского оркестра. Начальные же ступени игры на фортепьяно маленький Глинка прошел под руководством приглашенной в Новоспасское гувернантки.

Осенью 1815 года одиннадцатилетнего Мишу Глинку отвезли в Петербург. Весной 1816 года он был принят в подготовительный пансион при Царскосельском лицее, откуда в феврале 1818 года отец перевел его в открывшийся для детей дворян Благородный пансион при Главном педагогическом институте в Петербурге.

Сочинять музыку Глинка стал незадолго до окончания Благородного пансиона. Первыми его композиторскими опытами были фортепьянные вариации на тему Моцарта и вальс для фортепьяно, написанные в 1822 году.

Большое значение для развития музыкального дарования молодого Глинки имело посещение оперных спектаклей, концертов и участие в устраивавшихся петербургскими любителями музыки вечерах, принесших ему в столичных салонах славу отличного пианиста и талантливого импровизатора.

Но юношу всегда манила к себе родная Смоленщина. Обучаясь в пансионе, Глинка почти каждое лето проводил каникулы в милом его сердцу Новоспасском. Здесь, живя в общении с чудесной природой, жадно впитывая в себя животворные звуки песен родного края, участвуя в концертах шмаковского оркестра, Глинка черпал силы для ожидавшего его творческого подвига.

Окончив пансион, в марте 1823 года Глинка уехал на Кавказ. Горные пейзажи с дикой величественной природой оставили в его душе неизгладимое впечатление.

Осень и зиму 1923-24 годов композитор провел в Новоспасском. Здесь он вновь погрузился в занятия музыкой и много работал со шмаковским оркестром, ставшим для него своеобразной творческой лабораторией, позволившей изучить на практике законы инструментовки оркестровых произведений и тонкости оркестрового звучания.

Весною 1824 года Глинка по настоянию отца поступает на службу, но занятия музыкой по-прежнему остаются для него главным делом жизни. Будучи секретарем канцелярии совета путей сообщения, он продолжал совершенствоваться в игре на скрипке и фортепьяно и добился значительных успехов в пении. Этот период творчества Глинки отмечен созданием нескольких камерных и большого числа вокальных произведений, в том числе «Грузинской песни» и полного неизъяснимого обаяния романса «Не искушай» на слова поэта Е.А. Баратынского.

Зимой 1826 года композитор покидает объятый тревогой после восстания декабристов Петербург, чтобы в мирной тиши родной Смоленщины обрести утраченный покой. До самой весны Глинка оставался в Новоспасском, лишь изредка выбираясь в Смоленск. Он с головой уходит в работу. В это время им были написаны несколько вокальных произведений и кантата-пролог, которую Глинка счел своим «первым удачным опытом в вокальной музыке большого размера».

Наконец в 1828 году Михаил Иванович находит предлог, чтобы оставить службу и полностью посвятить себя музыке, а в апреле 1830 года началось его первое заграничное путешествие. Посетив ряд немецких и швейцарских городов, Глинка поселился в Италии, где провел около трех лет. Пребывание в Италии дало ему возможность досконально познакомиться с итальянской оперой в ее лучших образцах и в лучшем исполнении, постичь тайны прославленного итальянского вокального искусства и приобрести в кругах итальянских композиторов, музыкантов и вокалистов славу талантливого русского композитора, пианиста и певца.

В Италии Глинка сочиняет «Патетическое трио», серенады, романсы. Несмотря на успех его произведений у взыскательной итальянской публики, композитор испытывал чувство творческой неудовлетворенности: с каждым новым произведением, с растущим успехом он проникался мучившим его убеждением, что он идет «не своим путем».

Тоска по отчизне постепенно навела композитора на мысль «писать по-русски». Стремление творить подлинно русскую по духу и форме национальную музыку побудило его возвратиться на родину.

По возвращении в Россию Михаил Иванович посвятил себя работе над созданием «отечественной героико-трагической оперы». Темой оперы Глинка избрал бессмертный подвиг русского крестьянина Ивана Сусанина. Летом 1835 года он приехал в Новоспасское и полностью отдался сочинительству.

Композитор придал образу Сусанина черты монументальной эпичности. Глубоким трагизмом проникнута сцена гибели Сусанина, но Глинка не заканчивает оперу этой сценой. В гениальном хоровом эпилоге «Славься!» он утверждает крепость народного духа, неисчерпаемость его сил, его монолитность и самоотверженность в борьбе за свободу Родины.

Премьера оперы, переименованной в «Жизнь за царя», состоялась 27 ноября 1836 года. Этой дате суждено было стать началом мощного развития и утверждения русской национальной классической музыки.

Окрыленный успехом оперы, Глинка испытал необычайно высокий творческий подъем. В течение сравнительно небольшого времени он создает почти половину своих пленяющих искренностью и мелодичностью романсов, таких как «В крови горит огонь желанья», «Я помню чудное мгновенье», «Жаворонок», поэтический «Вальс-фантазию» и многие другие прославленные произведения.

Одновременно с романсами Глинка пишет на сюжет юношеской поэмы Пушкина «Руслан и Людмила» свою втору оперу. Работа над ней продолжалась до 1842 года. Многие фрагменты и отдельные номера «Руслана и Людмилы» были написаны композитором на Смоленщине. Здесь, в частности, была написана знаменитая ария Руслана «О, поле, поле» и родилась торжественно-величавая увертюра оперы.

В новом творении Глинка, используя свой изумительный дар многокрасочной звуковой живописи, выразил в сказочно-фантастической форме высокие идеалы и подлинные страсти реальных людей, воспел красоту и величие богатырского духа русского народа. Новая опера Глинки продолжила основную патриотическую, русскую линию «Ивана Сусанина».

Тем не менее, премьера «Руслана и Людмилы», состоявшаяся 27 ноября 1842 года, прошла с сомнительным успехом. Произошло это главным образом из-за плохой подготовки исполнителей и неудовлетворительной постановки.

В июне 1844 года Глинка вновь предпринял поездку за границу. Около года он жил в Париже, затем в мае 1845 года отправился в Испанию, где оставался до лета 1847 года. Увлечение испанской народной музыкой, песнями и танцами побудило его к созданию двух симфонических увертюр, ярко передающих национальный колорит и темперамент испанского песенно-музыкального народного творчества – знаменитой «Арагонской хоты» и попурри «Ночь в Мадриде». Вторая из этих пьес написана Глинкой уже после возвращения из Испании, во время поездки в Варшаву в 1848 году. Тогда же Глинкой был написан ряд романсов и фортепьянных пьес и создана гениальная «Камаринская» – симфоническая фантазия, в основу которой композитор положил слышанные им на Смоленщине две контрастные русские народные темы: протяжная свадебная и плясовая.

Приехав летом 1847 года из-за границы, Глинка поспешил в родные смоленские края. До осени он жил в Новоспасском, а с наступлением ненастных дней перебрался в Смоленск, где вместе с сестрой Л.И. Шестаковой поселился вблизи Никольских ворот в доме Соколова. Здесь им написаны «Молитва», «Привет отчизне», вариации на шотландскую тему и романсы «Ты скоро меня позабудешь» и «Милочка».

Жизнь композитора в Смоленске текла тихо и размеренно. С утра он сочинял, а по вечерам приходили знакомые. 23 января 1848 года произошло знаменательное событие – в зале смоленского Дворянского собрания состоялось публичное чествование Глинки. Композитор был встречен полонезом из «Ивана Сусанина», исполненным оркестром. Во время торжественного обеда в честь композитора было произнесено много восторженных слов. Памятью об этом торжестве, ставшим для Глинки прощанием со Смоленщиной, служит мемориальная доска на здании бывшего смоленского Дворянского собрания (сегодняшней Смоленской областной филармонии).

Весной 1852 года Глинка уезжает из Петербурга в Париж, где ведет жизнь домоседа. Возвращение в Петербург после двухлетнего бездеятельного пребывания в Париже несколько оживило композитора, чему немало способствовали заботы поселившейся с ним его сестры Людмилы Ивановны Шестаковой. Но он уже был не в состоянии избежать упадка творческих сил.

В тяжелом душевном состоянии Глинка предпринял свое последнее путешествие. Он едет в Берлин с намерением изучить церковные лады, необходимые для работы над духовной музыкой. Здесь, на чужбине, великий русский композитор умер 3февраля 1857 года. Прах его впоследствии был перевезен в Петербург и 24 мая 1857 года погребен на кладбище Александро-Невской лавры.

Говоря об историческом значении творческого наследия Глинки, выдающийся русский искусствовед В.В. Стасов писал: «Во многих отношениях Глинка имеет в русской музыке такое же значение, как Пушкин в русской поэзии. Оба – великие таланты, оба – родоначальники нового русского художественного творчества, оба – национальные и черпавшие свои великие силы прямо из коренных элементов своего народа, оба создали новый русский язык – один в поэзии, другой в музыке».

20 мая 1885 года на Блонье в Смоленске, напротив здания Дворянского собрания, состоялось торжественное открытие памятника М.И. Глинке. На открытии присутствовали известные композиторы П.И. Чайковский, С.Т. Танеев, М.А. Балакирев, А.К. Глазунов. Деньги на возведение монумента были собраны по всероссийской подписке. Концерты в фонд памятника организовывали деятели русской культуры В.В. Стасов и Г.А. Ларош, композитор А.Г. Рубинштейн.

На фронтальной стороне постамента в обрамлении бронзового венка высечена надпись: «Глинке Россия. 1885 год». На противоположной стороне начертано: «М.И. Глинка родился 20 мая 1804 года в селе Новоспасском Ельнинского уезда, скончался 3 февраля 1857 года в Берлине, погребен в С.-Петербург в Александро-Невской лавре». На двух других гранях постамента можно прочитать названия основных произведений композитора.

Памятник огражден изящной чугунной решеткой. Она выполнена по проекту академика И.С. Богомолова. Решетка представляет собой ноты бессмертных творений Глинки – опер «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила», «Князь Холмский» и других.

В наши дни самым известным культурным событием на Смоленской земле является Международный музыкальный фестиваль имени М.И. Глинки. История фестиваля начинается в 1957 году, когда он был организован по инициативе великого русского певца И.С. Козловского. С этого времени было решено отмечать день рождения М.И. Глинки, 1 июня, на его малой Родине большим музыкальным праздником. Главным содержанием фестиваля стало сохранение и развитие традиций музыкального наследия М.И. Глинки как национального достояния, национальной идеи отечественной музыки.

Каждый год фестиваль становится значимым событием для музыкантов и любителей классической музыки. Традиционно фестиваль открывается в последнюю пятницу мая концертом симфонического оркестра, проходящим в Смоленске, и заканчивается в первое воскресенье июня гала-концертом на родине М.И. Глинки в селе Новоспасском.

История фестиваля – это выступление целого созвездия выдающихся исполнителей и всемирно известных творческих коллективов из России и многих зарубежных стран, это радость встреч с высшими достижениями человеческого гения и открытие новых имен и явлений современного искусства.

В 1982 году в Новоспасском был открыт первый и единственный в мире музей великого русского композитора. На прежних фундаментах и с прежней планировкой были воссозданы деревянный главный дом с флигелями в формах классицизма, деревянные жилые и хозяйственные постройки. В пяти комнатах дома размещена экспозиция, рассказывающая о жизни и творческой деятельности М.И. Глинки. Восстановлены зал, столовая, бильярдная, кабинеты отца и самого композитора. А детей, и взрослых приводит в восторг комната певчих птиц на втором этаже усадебного дома.

От некогда пышного парка, окружавшего господский дом, в Новоспасском сохранилось около трехсот вековых деревьев, среди которых – девять дубов, посаженных самим композитором. Сохранился и огромный дуб, под которым Глинка сочинял партитуру «Руслана и Людмилы». Особое очарование парку придает система прудов, через которые перекинуты изящные мостики. В 2004 году напротив усадебного дома был установлен бронзовый бюст М.И. Глинки.

Смоленским областным краеведческим обществом 22 сентября 2015 года на стене дома № 6 по улице Ленина в Смоленске, в память о композиторе, который жил в этом здании зимой 1826 года и в 1847 году, была установлена мемориальная доска.

Михаил Иванович Глинка - русский композитор, родоначальник русской классической музыки.

Автор опер «Жизнь за царя» («Иван Сусанин», 1836) и «Руслан и Людмила» (1842), которые положили начало двум направлениям русской оперы - народной музыкальной драме и опере-сказке, опере-былине. Симфонические сочинения: «Камаринская» (1848), «Испанские увертюры» («Арагонская хота», 1845, и «Ночь в Мадриде», 1851), заложили основы русского симфонизма. Классик русского романса. «Патриотическая песня» Глинки стала музыкальной основой государственного гимна Российской Федерации (1991-2000). Учреждены Глинкинские премии (Митрофаном Петровичем Беляевым; 1884-1917), Государственная премия РСФСР имени Глинки (в 1965-1990); проводится конкурс вокалистов имени Глинки (с 1960).
Детство. Учеба в Благородном пансионе

Михаил Иванович Глинка родился 1 июня (20 мая по старому стилю) 1804 года, в селе Новоспасское Смоленской губернии, в семье смоленских помещиков И. Н. и Е. А. Глинок (бывших троюродными братом и сестрой). Начальное образование получил дома. Слушая пение крепостных крестьян и звоны колоколов местной церкви, рано проявил тягу к музыке. Миша увлекался игрой оркестра крепостных музыкантов в имении дяди, Афанасия Андреевича Глинки. Музыкальные занятия - игра на скрипке и фортепиано - начались довольно поздно (в 1815-1816 годах) и носили любительский характер. Однако музыка оказывала на Глинку столь сильное влияние, что однажды на замечание о рассеянности он заметил: «Что же делать?… Музыка - душа моя!».

В 1818 Михаил Иванович поступил в Петербурге в Благородный пансион при Главном Педагогическом институте (в 1819 он был переименован в Благородный пансион при Санкт-Петербургском университете), где учился вместе с младшим братом Александра Пушкина - Львом, тогда же познакомился и с самим поэтом, который «хаживал к нам в пансион к брату своему». Гувернером Глинки был русский поэт и декабрист Вильгельм Карлович Кюхельбекер, преподававший в пансионе русскую словесность. Параллельно с учебой Глинка брал уроки игры на фортепиано (сначала у английского композитора Джона Филда, а после его отъезда в Москву - у его учеников Омана, Цейнера и Ш. Майра - довольно известного музыканта). Закончил пансион в 1822 году вторым учеником. В день выпуска с успехом сыграл публично фортепианный концерт Иоганна Непомука Гуммеля (австрийский музыкант, пианист, композитор, автор концертов для фортепьяно с оркестром, камерно-инструментальные ансамбли, сонаты).
Начало самостоятельной жизни

После окончания пансиона Михаил Глинка не сразу поступил на службу. В 1823 году он поехал лечиться на Кавказские минеральные воды, затем отправился в Новоспасское, где иногда «сам управлял оркестром дяди, играя на скрипке», тогда же начал сочинять оркестровую музыку. В 1824 был зачислен на службу помощником секретаря Главного управления путей сообщения (ушел в отставку в июне 1828). Основное место в его творчестве занимали романсы. Среди сочинений той поры «Бедный певец» на стихи русского поэта Василия Андреевича Жуковского (1826), «Не пой, красавица, при мне» на стихи Александра Сергевича Пушкина (1828). Один из лучших романсов раннего периода - элегия на стихи Евгения Абрамовича Баратынского «Не искушай меня без нужды» (1825). В 1829 Глинка и Н. Павлищев издали «Лирический альбом», где среди сочинений разных авторов были и пьесы Глинки.
Первое заграничное путешествие Глинки (1830-1834)

Весной 1830 года Михаил Иванович Глинка отправился в длительное заграничное путешествие, целью которого было как лечение (на водах Германии и в теплом климате Италии), так и знакомство с западноевропейским искусством. Проведя несколько месяцев в Ахене и Франкфурте, он прибыл в Милан, где занимался композицией и вокалом, посещал театры, совершал поездки в другие итальянские города. В Италии композитор познакомился с композиторами Винченцо Беллини, Феликсом Мендельсоном и Гектором Берлиозом. Среди композиторских опытов тех лет (камерно-инструментальные сочинения, романсы) выделяется романс «Венецианская ночь» на стихи поэта Ивана Ивановича Козлова. Зиму и весну 1834 М. Глинка провел в Берлине, посвятив себя серьезным занятиям теорией музыки и композицией под руководством известного ученого Зигфрида Дена. Тогда же у него зародилась мысль о создании национальной русской оперы.
Пребывание в России (1834-1842)

Возвратившись в Россию, Михаил Глинка поселился в Петербурге. Посещая вечера у поэта Василия Андреевича Жуковского, он познакомился с Николаем Васильевичем Гоголем, Петром Андреевичем Вяземским, Владимиром Федоровичем Одоевским и др. Композитор увлекся идеей, поданной Жуковским, написать оперу на сюжет об Иване Сусанине, о ком он узнал еще в юности, прочитав «Думу» поэта и декабриста Кондратия Федоровича Рылеева. Премьера сочинения, названного по настоянию дирекции театров «Жизнь за царя», 27 января 1836 стала днем рождения русской героико-патриотической оперы. Спектакль прошел с большим успехом, на нем присутствовала царская семья, а в зале среди многих друзей Глинки был и Пушкин. Вскоре после премьеры Глинка был назначен руководителем Придворной певческой капеллы.

В 1835 году М.И. Глинка женился на своей дальней родственнице Марье Петровне Ивановой. Брак оказался крайне неудачным и омрачил жизнь композитора на многие годы. Весну и лето 1838 Глинка провел на Украине, отбирая певчих для капеллы. Среди новичков оказался и Семен Степанович Гулак-Артемовский - впоследствии не только известный певец, но и композитор, автор популярной украинской оперы «Запорожец за Дунаем».

По возвращении в Петербург Глинка часто посещал дом братьев Платона и Нестора Васильевичей Кукольников, где собирался кружок, состоявший большей частью из людей искусства. Там бывали живописец-маринист Иван Константинович Айвазовский и живописец и рисовальщик Карл Павлович Брюллов, оставивший много замечательных карикатур на членов кружка, в том числе и на Глинку. На стихи Н. Кукольника Глинкой был написан цикл романсов «Прощание с Петербургом» (1840). Впоследствии он переселился в дом братьев из-за невыносимой домашней атмосферы.

Еще в 1837 году Михаил Глинка вел беседы с Александром Пушкиным о создании оперы на сюжет «Руслана и Людмилы». В 1838 году началась работа над сочинением, премьера которого состоялась 27 ноября 1842 в Петербурге. Несмотря на то, что царская семья покинула ложу до окончания спектакля, передовые деятели культуры встретили сочинение с восторгом (хотя единства мнений на этот раз не было - из-за глубоко новаторского характера драматургии). На одном из представлений «Руслана» побывал венгерский композитор, пианист и дирижер Ференц Лист, чрезвычайно высоко оценивший не только эту оперу Глинки, но и его роль в русской музыке в целом.

В 1838 году М. Глинка познакомился с Екатериной Керн, дочерью героини известного пушкинского стихотворения, и посвятил ей свои вдохновеннейшие произведения: «Вальс-фантазию» (1839) и дивный романс на стихи Пушкина «Я помню чудное мгновенье» (1840).
Новые странствия композитора в 1844-1847 гг.

Весной 1844 М.И. Глинка отправился в новое заграничное путешествие. Пробыв несколько дней в Берлине, он остановился в Париже, где встретился с Гектором Берлиозом, который включил в свою концертную программу несколько сочинений Глинки. Выпавший на их долю успех натолкнул композитора на мысль дать в Париже благотворительный концерт из собственных произведений, что и было осуществлено 10 апреля 1845. Концерт был высоко оценен прессой.

В мае 1845 Глинка отправился в Испанию, где пробыл до середины 1847 года. Испанские впечатления легли в основу двух блестящих оркестровых пьес: «Арагонской хоты» (1845) и «Воспоминаний о летней ночи в Мадриде» (1848, 2-я редакция - 1851). В 1848 композитор провел несколько месяцев в Варшаве, где была написана «Камаринская» - сочинение, о котором русский композитор Петр Ильич Чайковский заметил, что в ней, «как дуб в желуде, заключена вся русская симфоническая музыка».
Последнее десятилетие творчества Глинки

Зиму 1851-1852 Глинка провел в Петербурге, где сблизился с группой молодых деятелей культуры, а в 1855 произошло его знакомство с Милием Алексеевичем Балакиревым, ставшим позже главой «Новой русской школы» (или «Могучей кучки»), творчески развившей традиции, заложенные Глинкой.

В 1852 году композитор вновь уехал на несколько месяцев в Париж, с 1856 жил в Берлине до своей смерти.
Глинка и Пушкин. Значение Глинки

«Во многих отношениях Глинка имеет в русской музыке такое же значение, как Пушкин в русской поэзии. Оба - великие таланты, оба - родоначальники нового русского художественного творчества, оба создали новый русский язык - один в поэзии, другой - в музыке», - так писал известный критик Владимир Васильевич Стасов.

В творчестве Глинки определились два важнейших направления русской оперы: народная музыкальная драма и опера-сказка; он заложил основы русского симфонизма, стал первым классиком русского романса. Все дальнейшие поколения русских музыкантов считали его своим учителем, а для многих толчком к выбору музыкальной карьеры стало знакомство с сочинениями великого мастера, глубоко нравственное содержание которых сочетается с совершенной формой.

Михаил Иванович Глинка скончался 3 февраля (15 февраля по старому стилю) 1857 года, в Берлине и был похоронен на лютеранском кладбище. В мае того же года его прах был перевезен в Петербург и погребен на кладбище Александро-Невской лавры. (В. М. Зарудко)

Как писал П. И. Чайковский: «Как дуб вырастает из желудя, так и вся русская симфоническая музыка повела свое начало из “Камаринской” Глинки». Михаил Иванович Глинка с детства любил оркестр и предпочитал симфоническую музыку всякой другой (оркестром из крепостных музыкантов владел дядя будущего композитора, живший неподалеку от его родового имения Новоспасское). К первой половине 1820‑х годов относятся первые пробы пера в оркестровой музыке; уже в них юный автор уходит от простых аранжировок популярных песен и танцев в духе «бальной музыки». Ориентируясь на образцы высокого классицизма (музыку Гайдна, Моцарта, Керубини), он стремится освоить форму увертюры и симфонии с использованием народно-песенного материала. Эти опыты, оставшиеся незаконченными, были для Глинки лишь учебными «эскизами», но они сыграли важную роль в формировании его композиторского стиля.

Уже в увертюрах и балетных фрагментах опер («Жизнь за царя», 1836 и «Руслан и Людмила», 1842) Глинка демонстрирует блестящее владение оркестровым письмом. Особенно характерна в этом отношении увертюра к «Руслану»: поистине моцартовская динамичность, «солнечный» жизнерадостный тонус (по словам автора, она «летит на всех парусах») сочетается в ней с интенсивным тематическим развитием. Как и «Восточные танцы» из четвертого действия, она превратилась в яркий концертный номер. Непревзойденный образец характерно-фантастической музыки дал Глинка в «Марше Черномора». Но к подлинному симфоническому творчеству Глинка обратился лишь в последнее десятилетие своей жизни.

Совершив длительное путешествие во Францию и Испанию, где он имел возможность подробно познакомиться с сочинениями Берлиоза и глубоко изучить испанский фольклор, Глинка накопил множество музыкального материала. С другой стороны, композитор нашел подтверждение своим интуитивным поискам свободы оркестрового мышления. Он вернулся в Россию с эскизами двух «испанских увертюр», но первым его законченным сочинением стала «Камаринская» (1848), названная автором «Фантазией на две русские темы, свадебную и плясовую». Идея сблизить две противоположные по характеру народные темы путем их попеременного вариационного развития вылилась в своего рода оркестровое скерцо, которое справедливо считается фундаментом русской симфонической школы. За «Камаринской» последовали «Блестящее каприччио на тему Арагонской хоты» (1845) и «Воспоминания о летней ночи в Мадриде» (1851) – симфонические пьесы, сочетающие яркую характерность танцевальных образов и классическое совершенство формы. В последние годы жизни Глинка создал окончательную оркестровую версию «Вальса-фантазии» (1856), превратив безыскусное фортепианное сочинение в лирическую поэму для оркестра.

Сочинениями М. И. Глинки дирижирует Евгений Светланов. Осуществляя грандиозный замысел «Антологии русской симфонической музыки», великий русский маэстро осознавал фундаментальное значение творчества Глинки для отечественной культуры (ярким интерпретатором глинкинской музыки был и его учитель Александр Гаук). Увертюра к опере «Руслан и Людмила», записанная с коллективом Большого театра СССР, принадлежит к наиболее ранним записям Светланова (1963); остальные произведения были записаны им уже с ГАСО СССР – симфонические пьесы, восточные танцы и марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила» во второй половине 1960‑х, танцы в замке Наины в 1977 году, Краковяк из оперы «Иван Сусанин» в 1984 году.



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Доступно в форматах: EPUB | PDF | FB2 Страниц: 352 Год издания: 2009 Дважды Герой Советского Союза В.С.Архипов прошел путь от красноармейца...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS