Главная - Логопедия
Читая произведения бунина и куприна. Как раскрывается тема любви в творчестве Бунина и Куприна? Сочинение по творчеству и

Тема любви в творчестве Бунина и Куприна занимает особое место. Конечно, писатели по-разному описывали это чувство и открывали новые стороны его проявления. Есть и схожие черты: они рассказывают как о всепоглощающей страсти, так и о чувстве трагическом, которое не выдерживает проверку жизненными ситуациями. Тема любви в творчестве Бунина и Куприна показывает ее во всем ее многообразии, позволяя увидеть новые грани этого чувства.

Игра на контрастах

Тема любви в творчестве Бунина и Куприна часто показывается на противопоставлении характеров главных героев. Если проанализировать их произведения, то можно отметить, что в большинстве из них кто-то из влюбленных обладает более сильным характером и готов пожертвовать всем ради своего чувства. Другая же сторона оказывается более слабохарактерной, для которой важнее общественное мнение или личные амбиции, чем чувства.

Это можно увидеть на примере героев рассказа Бунина "Темные аллеи". Оба героя случайно встретились и вспомнили то время, когда они были влюблены. Героиня, Надежда, пронесла любовь через всю свою жизнь - она так и не встретила того, кто бы смог затмить образ Николая Алексеевича. Он же женился, впрочем, не испытывая сильного чувства к жене, но он не сильно и жалел об этом. Подумать о том, что хозяйка трактира могла бы стать его женой, хозяйкой дома - для него это было немыслимо. И если Надежда готова была на все, чтобы быть вместе с любимым и продолжала его любить, то Николай Алексеевич показан как человек, для которого важнее социальный статус и общественное мнение.

Такой же контраст можно увидеть и в произведении Куприна "Олеся". Полесская ведьма показана как девушка с горячим сердцем, способная на большое чувство, готовая пожертвовать не только своим благополучием, но и спокойствием близких ради своего возлюбленного. Иван Тимофеевич - человек мягкого характера, его сердце лениво, не способно испытывать любовь той силы, какая была у Олеси. Он не последовал зову сердца, его движению, поэтому об этой любви у него остались на память только бусы девушки.

Любовь в произведениях Куприна

Несмотря на то что оба писателя считали светлое чувство проявлением благости, тем не менее, оно описывается у них немного различно. Тема любви в творчестве Бунина и Куприна имеет различные проявления, если прочитать их произведения, то можно понять, что чаще всего у отношений, ими описываемых, есть различия.

Так, А. И. Куприн чаще всего рассказывает о трагической любви, жертвенной, для писателя настоящая любовь непременно должна была сопровождаться жизненными испытаниями. Потому что сильное и всепоглощающее чувство не могло принести счастья возлюбленным. Такая любовь не могла быть простой. Это прослеживается в его произведениях, таких как "Олеся", "Гранатовый браслет", "Суламифь" и др. Но для героев даже такая любовь - это счастье, и они благодарны, что у них было такое сильное чувство.

Любовь в рассказах Бунина

Для писателей светлое чувство - это самое прекрасное, что могло случиться с человеком. Поэтому тема любви в творчестве Бунина и Куприна занимала особое место, поэтому их произведения так волновали читателей. Но понимали они его каждый по-своему. В творчестве И. А. Бунина любовь - это вспышка эмоций, счастливое мгновение, которое внезапно появляется в жизни, а потом так же резко обрывается. Поэтому в его рассказах герои вызывают противоречивые чувства у читателей.

Так, в рассказе "Солнечный удар" показана любовь-вспышка, любовь-мгновение, озарившая жизнь двух людей на краткий миг. И после того, как они расстались, главный герой почувствовал себя старше на много лет. Потому что эта мимолетная любовь забрала все то лучшее, что было в нем. Или в рассказе "Темные аллеи" главная героиня продолжала любить, но так и не смогла простить слабости возлюбленного. А он, хотя и понимал, что она отдала ему лучшие годы, продолжал считать, что поступил правильно. И если в творчестве Куприна, любовь непременно была трагической, то у Бунина она показана как более сложное чувство.

Необычная сторона светлого чувства

Хоть любовь в произведениях Бунина и Куприна - это отношения между двумя людьми искренние, настоящие, но иногда любовь может быть совсем другой. Именно такая сторона показана в рассказе "Господин из Сан-Франциско". Хоть это произведение и не о любви, в одном эпизоде говорится, что по кораблю ходила одна счастливая пара и все, глядя на нее, видели двух влюбленных. И только капитан знал, что их наняли специально, чтобы они играли сильное чувство.

Казалось бы, какое это может иметь отношение к теме любви в произведениях Бунина и Куприна? Такое тоже бывает - это касается и актеров, которые играют на сцене влюбленных, и таких вот пар, которые наняли специально. Но бывает и так, что между такими артистами может возникнуть и настоящее чувство. С другой стороны, кто-то, глядя на них, обретает надежду, что и у него появится любовь в жизни.

Роль деталей в описании

Описание любовного чувства и у А. И. Куприна, и у И. А. Бунина происходит на фоне детального описания обыденной жизни героев. Это позволяет показать, как сильное чувство протекает в простой жизни. Как может измениться отношение героев к привычным вещам и явлениям. А некоторые детали быта персонажей позволяют лучше понять характер персонажей. Писателям удалось органично соединить обыденность и светлое чувство.

А все ли могут чувствовать

В сочинении "Тема любви в творчестве Бунина и Куприна" также стоит отметить, что испытывать настоящее чувство, жертвовать всем для возлюбленного и любить его всю жизнь могут только сильные люди. Ведь почему герои их произведений не могут быть вместе? Потому что сильная личность влюбляется в того, кто не может испытывать чувство, равное по силе. Но благодаря такому контрасту, любовь таких героев выглядит еще сильнее и искренней. А. И. Куприн и И. А. Бунин писали о светлом чувстве в разных его проявлениях, чтобы читатели понимали, что какая бы любовь ни была - это счастье, что она случилась в жизни, и человеку надо быть благодарным за то, что у него есть способность любить.

Засухина М., 11 А

Раздумья о необоримой силе любви, внимание к внутреннему миру человека, исследования тончайших нюансов человеческих взаимоотношений и философское умозрение закономерностей жизни

Скачать:

Предварительный просмотр:

Гимназия № 2

РЕФЕРАТ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ИДЕАЛЬНАЯ ЛЮБОВЬ В ИЗОБРАЖЕНИИ

И. А. БУНИНА И А. И. КУПРИНА

РУКОВОДИТЕЛЬ: Щапова Ю. Ю.

МУРМАНСК

2007

I. Введение. Цели и задачи исследования стр. 3

II. Основная часть стр. 5

Изображение идеальной любви в творчестве И. А. Бунина

1 . Первые произведения стр. 5

2. стр. 6

3. «Темные аллеи» - цикл рассказов о любви с тр. 8

стр. 8

б) В поисках идеала стр. 9

в) Иррациональная сторона любви стр. 10

г) Приобщение к вечности стр. 12

1 . Любовь – лейтмотив многих произведений стр. 14

2. Первые рассказы и повести о любви стр. 15

3. «Олеся» и «Суламифь» - поэзия искреннего

чувства стр. 15

4. «Гранатовый браслет». «Редчайший дар высокой любви» стр. 17

III. Заключение стр. 20

IV. Библиография стр .21

I. Введение

Тема любви – одна из «вечных» тем искусства и одна из главных в творчестве И. А. Бунина и А. И. Куприна, двух русских писателей, чьи имена часто ставят рядом. Хронология творчества (оба родились в одном 1870 году), принадлежность к одному творческому методу – реализму, сходные темы, высочайший уровень художественности сближают этих писателей в читательском восприятии. Большое место занимает в их произведениях тема любви, раскрытие ее влияния на человеческую жизнь. Самые лучшие творения – цикл рассказов «Темные аллеи», «Чистый понедельник», «Легкое дыхание» Бунина, купринские «Суламифь», «Олеся», «Гранатовый браслет» - принадлежат к мировым шедеврам прозы, и посвящены они любви, самому сильному человеческому чувству. Оба писателя по-своему, в рамках своего мировосприятия трактуют идеальную любовь, отличен и стиль изображаемого: если у Бунина «…много значит метафора, неожиданное уподобление», то Куприн «накапливает множество бытовых черточек, необходимых в той… величавой картине повседневности, какая складывается в результате».

Раздумья о необоримой силе любви, внимание к внутреннему миру человека, исследования тончайших нюансов человеческих взаимоотношений и философское умозрение закономерностей жизни – вот что дает писателям размышление о возможности (или невозможности?) воплощения этого идеала на земле.

Многие исследователи, в частности О. Михайлов в предисловии к собранию сочинений Куприна, отмечают, что в его произведениях «романтическое поклонение женщине, рыцарское служение ей противостоит циничному глумлению над чувством, живописанию разврата, …но в целомудрии купринских героев есть что-то надрывное» . Двойственное отношение к любви свойственно и Бунину: об этом свидетельствуют литературоведы И. Сухих и С. Морозов. В монографии О. Сливицкой это наблюдение основывается на утверждении о бунинском «органическом единстве упоения жизнью и ужаса перед нею, свойственному эпохе» .

Целью настоящей работы является исследование творчества И. А. Бунина и И.А. Куприна в аспекте любовной проблематики и разработка вопроса об изображении идеальной любви в произведениях обоих авторов.

Задача реферативного исследования – выяснить, как трактуют понятие «идеальная любовь» И. А. Бунин и А. И. Куприн, сравнить и сопоставить, в чем проявляются общность и различие концепции любви в творчестве этих писателей, основываясь на работах известных литературоведов.

Методологической основой реферата стали исследования И. Сухих, С. Морозова, О. Михайлова, Ю. Мальцева, О. Сливицкой, а также статьи и воспоминания И. Бунина.

II. Изображение идеальной любви в творчестве И. А. Бунина.

1. Первые произведения.

С осени 1910 по осень 1925 года Бунин создает цикл произведений, которые, будучи внешне не связаны между собой, объединяются глубокой внутренней связью, определяемой особенностями подхода автора к теме, лежащей в их основе. Тема эта – любовь, трактуемая как сильное, часто роковое потрясение в жизни человека, как «солнечный удар», оставляющий глубокий, неизгладимый след в человеческой душе. «С тех пор как я понял, что жизнь – восхождение на Альпы, я все понял. Я понял, что все пустяки. Есть несколько вещей неизменных, органических, с которыми ничего поделать нельзя: смерть, болезнь, любовь, а остальное – пустяки» - говорил Бунин Галине Кузнецовой.

Именно любовь постепенно становится магистральной темой его прозы. Он исследует «закоулки человеческой души» в повестях «Митина любовь», «Дело корнета Елагина», рассказах «Солнечный удар», «Ида», «Мордовский сарафан», «Легкое дыхание». В этих произведениях проявляется осознание любви как некоего «высшего начала», которое не может существовать в земной жизни. «Любовь не ведет к браку, она ведет к прозрению высших ценностей жизни, она дает понимание счастья. В первых рассказах и повестях любовное чувство – это не тихо текущее счастье и не пошлый роман. Это – огонь, обжигающее пламя, дающее познание Бытия. Но вместе с тем это чувство очень краткое, как момент откровения. Удержать ее невозможно, попытки продлить бессмысленны» . Примером таких размышлений может служить рассказ «Солнечный удар».

2. Анализ рассказа «Солнечный удар»

В этом небольшом рассказе с удивительной ясностью отражается бунинское понимание любви как всепобеждающей страсти, стихии, охватывающей человека внезапно и поглощающей все его мысли. Произведение, лишенное экспозиции, начинается сразу с действия: «После обеда вышли из ярко и горячо освещенной столовой на палубу и остановились у поручней». Первые впечатления читателя связаны с солнцем и жарой, это – лейтмотив всего рассказа. Образ солнца, чувство тепла, духоты преследуют героев на протяжении всего произведения: загаром будут пахнуть руки женщины, «страшно душным, горячо накаленным солнцем» окажется номер в гостинице, зноем будет пропитан и весь «незнакомый городишко».

Читатель так и не узнает имен героев: «А зачем вам нужно знать, кто я, как меня зовут?» - скажет незнакомка. Бунин стирает все индивидуальное,

тем самым словно обобщая чувство, охватившее мужчину и женщину. Все остальное кажется мелким и неважным, оттесненным на второй план описанием «слишком большой любви», «слишком большого счастья».

Сюжет рассказа прост: встреча, близость, ослепительная вспышка чувств и неотвратимое расставание. Описание встречи динамично и кратко, в основе – диалог: «Сойдем…» - «Куда?» - «На этой пристани» - «Зачем?» Отношения развиваются стремительно, необратимо. - «Сумасшествие…» Прекрасная незнакомка сравнивает свое чувство с затмением: «мы оба получили что-то вроде солнечного удара». Этот солнечный удар, которого не ожидал никто, оказывается самым значительным из всего, что с ними происходило и, может быть, еще произойдет.

Предельность чувства порождает предельную остроту восприятия: зрения, слуха и других ощущений героев. Поручик вспоминает запах одеколона незнакомки, ее загара и холстинкового платья; звон колоколов, «мягкий стук» парохода, ударяющегося о пристань, шум «закипевшей и побежавшей вперед волны». Повествование ведется необыкновенно динамично. Расставание описано несколькими предложениями: «…он довез ее до пристани, при всех поцеловал. Так же легко возвратился в гостиницу». Кажется, все произошедшее – не более чем легкое увлечение. Но в дальнейшем описываются чувства поручика после расставания, и именно этим описанием наполнена большая часть рассказа.

Оставшись один, поручик начинает понимать, что ничто в его жизни не было столь значительным, как эта мимолетная встреча: «он, не задумываясь, умер бы завтра, если бы можно было каким-нибудь чудом вернуть ее». Чтобы показать, как меняется внутренний мир человека, пережившего такое потрясение, автор использует антитезы: столовая становится «пустой и прохладной», «во всем было безмерное счастье и великая радость, а вместе с тем сердце словно разрывалось на части». Все будничное кажется теперь диким и страшным, он словно живет в другом измерении: «Да что же это такое со мной? Куда идти? Что делать?» «Он почувствовал такую боль и такую ненужность всей своей дальнейшей жизни без нее, что его охватил ужас, отчаяние».

Жизнь души в изображении Бунина неподвластна разуму. Герои будто не властны над собой. Незнакомая женщина, например, говорит: «Я совсем не то, что вы могли обо мне подумать…. На меня словно затмение нашло». Именно «затмение» дает возможность вырваться из границ привычного мира, мира обыденных вещей и пережить до сих пор неведомое чувство. Любовь – мучительна, она не имеет и не может иметь продолжения, она обречена быть конечной. Но именно в ней заключен смысл жизни, даже если от нее остается только переживание. Человек, размышляет Бунин, по сути своей одинок, и мотив одиночества в рассказе усиливается в описании города: «…дома все были одинаковые, белые, и казалось, что в них нет ни души». Герой плачет от одиночества и безысходности, оставшись один на один с этим «светоносным и совершенно теперь опустевшим, безмолвным» миром. Завершается рассказ лаконичным эпилогом, описывающим потухающую «темную летнюю зарю», которая олицетворяет быстротечность любви, невозвратимость пережитого счастья. Сам же герой чувствует себя «постаревшим на десять лет».

«Солнечный удар» содержит в себе все слагаемые, из которых потом разовьется поэтика зрелого Бунина: диалектика жизни и смерти, созидания и разрушения, наслаждения и муки. Понимание высокого чувства любви как страсти, захватывающей все помыслы, все духовные и физические возможности человека, было свойственно писателю на протяжении всего творчества. «Постепенно, через «Солнечный удар» и «Митину любовь», главной, в сущности, единственной его темой останется та, что была элегически отпета еще в «Антоновских яблоках»:

Только в мире и есть, что тенистый

Дремлющих кленов шатер.

Только в мире и есть, что лучистый

Детски задумчивый взор.

Только в мире и есть, что душистый

Милой головки убор.

Только в мире и есть этот чистый

Влево бегущий пробор.

3. «Темные аллеи» - цикл рассказов о любви.

а) «Мрачные и жестокие аллеи»

В «Темных аллеях» центром мироздания для Бунина становится некая условная картина: старый дом, аллея темных лип, озеро или река, уходящая на станцию или в провинциальный городок, размытая дорога, которая приведет то на постоялый двор, то на пароход, то в московский трактир, то на погибельный Кавказ, то в роскошный вагон идущего в Париж поезда. На фоне этой условной картины разворачиваются истории о мгновенных, стихийных вспышках чувств. «Все рассказы этой книги только о любви, о ее «темных» и чаще всего мрачных и жестоких аллеях» . Бунин пишет о любви особой. Он описывает как идеальную, то есть единственно истинную, любовь-страсть, нерасчленимое единство духовного и плотского, чувство, не знающее о морали и обязанностях, о долге, о будущем, признающее лишь право на встречу, на мучительно-сладостное взаимное истязание и наслаждение.

« - Воображаю, что вы обо мне думаете. А на самом деле вы моя первая любовь. – Любовь? – А как же иначе это называется?» («Муза») .

Большинство рассказов из цикла «Темные аллеи» строятся по определенной схеме, позволяющей подробно изучить «грамматику солнечных ударов»: он (герой) – это взгляд и слово, чувствующая и преломляющая призма. Она (героиня) – предмет чувства, живописания и исследования. Он – художник, Пигмалион, она – модель, Галатея. Бунин исследует в частных случаях проявление некого общего закона, ищет универсальную формулу жизни, в которую вторгается Любовь. Больше всего автора интересует тайна Женщины, загадка Вечной Женственности.

б) В поисках идеала

Писатель утверждал: «то дивное, несказанно-прекрасное, нечто совершенно особенное во всем земном, что есть тело женщины, никогда не написано никем . Да и не только тело. Надо, надо попытаться. Пытался – выходит гадость, пошлость. Надо найти какие-то другие слова».

Бунин находит эти слова, пытаясь экспериментировать с сюжетом, постоянно ищет новые и новые ракурсы, фиксирует мимолетное и придает этому мимолетному торжественное звучание Вечности.

«Тело – да и не только тело. В сущности, это еще античная, потом средневековая, потом романтическая коллизия любви земной и любви небесной.» Простейшим конфликтом между земным и небесным, между духом и телом оборачивается в рассказе «Камарг» продажа прекрасной женщины за сто рупий. Комментарием к «Камаргу» может служить письмо Бунина Ф. Степуну, отметившему в рецензии «некоторый избыток рассматривания женских прельстительностей»: «Какой там избыток! Я дал только тысячную долю того, что мужчины всех племен и народов «рассматривают» всюду… И есть ли это только развратность, а не нечто в тысячу раз иное, почти страшное? » Рассматривание – исходная точка того «иного, почти страшного», что открывается во многих сюжетах книги.

«Тонкое, смугло-темное лицо, озаряемое блеском зубов, было древне-дико. Глаза, долгие, золотисто-карие, глядели как-то внутрь себя – с тусклой первобытной истомой…. Красота, ум, глупость – все эти слова никак не шли к ней, как не шло все человеческое…»(«Камарг») Красота, мучительная, тяжкая телесная красота соседствует у Бунина с «худыми ключицами и ребрами» («Визитные карточки») и даже с «коленями цвета спелой свеклы» («Гость»).

Идеальная любовь не тождественна идеальной красоте. Но понятие Красоты у Бунина равнозначно Истине, она связана с сущностью бытия. В его понимании в любви органично соединяются два начала: предельная ЯВЛЕННОСТЬ и предельная СОКРОВЕННОСТЬ. Эротичными бунинские тексты делает не обилие «пряных» описаний, а изображение страсти на пределе, на грани обморока, «солнечного удара». Кажется, весь мир вокруг: все эти трактиры, усадьбы, гостиничные номера, купе поездов и каюты пароходов существуют лишь для того, чтобы с помутившейся головой пережить солнечный удар и потом всю жизнь об этом вспоминать.

в) Иррациональная сторона любви

В. Ходасевич писал: «Предмет бунинского наблюдения и изучения – не психологическая, а иррациональная сторона любви, та ее непостижимая сущность, которая настигает, как наваждение, налетает Бог весть откуда и несет героев навстречу судьбе, так что обычная их психология распадается и становится похожа на «обессмысленные щепки» или на обломки, крутящиеся в смерче. Не внешние, но внутренние события этих рассказов иррациональны, и характерно для Бунина, что такие иррациональные события всегда им показаны в самой реалистической обстановке и в самых реалистических тонах. У Бунина события подчинены пейзажу. У символистов человек собою определяет мир, у Бунина мир, данный и неизменный, властвует над человеком. Поэтому бунинские герои так мало стремятся дать себе отчет, каков смысл с ними происходящего. Всякое знание о происходящем принадлежит не им, а самому миру, в который они заброшены и который играет ими через свои непостижимые для них законы» . Как напишет об этом сам Бунин, «я силился поймать то неуловимое, что знает один только Бог, - тайну ненужности и в то же время значительности всего земного» .

Важнейший аспект поэтики Бунина – стремление воссоздать мир во всей его полноте и «божественной бесцельности» . Строение его новелл воссоздает строение мира, порождает новые типы «сцепления событий». Бунин добивается такой организации своих произведений, при которой сюжет не упрощается до причинно-следственных связей, а несет в себе иную, нелинейную целостность. Фабула играет второстепенную роль, главное – неожиданные параллели элементов текста, создающих своеобразную тематическую сетку: любовь – расставание – встреча – смерть – воспоминание.

Поэтому идеальная любовь в изображении Бунина не поддается рационалистическому объяснению, но захватывает человека целиком и становится самым важным, самым главным его жизненным переживанием: «А потом ты проводила меня до калитки и я сказал: «Если есть будущая жизнь и мы встретимся в ней, я стану там на колени и поцелую твои ноги за все, что ты дала мне на земле». «И так, с остановившимся сердцем, неся его в себе, как тяжкую чашу, я двинулся дальше. Из-за стены же дивным самоцветом глядела невысокая зеленая звезда, лучистая, как та, прежняя, но немая, неподвижная». («Поздний час»).

г) Приобщение к вечности

Прослеживая параллели между человеком и миром, в котором изображается человек, писатель словно уравнивает их. Личный, крошечный микрокосм человека включается Буниным в макрокосм Вечности, и знамение тому – приобщение к таинству жизни через таинство любви. Вселенная у него включается в жизненное пространство отдельной личности, но и сама эта личность подобна Вселенной, а человек, познавший любовь, становится, как Бог, по ту сторону добра и зла. Во зле есть добро, а в добре зло, как в любви мука, а в счастье – предвестие смерти.

«Разлука, как часовой механизм, встроена в самую счастливую встречу. Мрак сгущается в темных аллеях. Миром «Темных аллей» правят любовь и смерть.»

Замыкает цикл «Темные аллеи» лирический рассказ «Часовня». Сквозной сюжет «Темных аллей» (любовь и гибель) свернут здесь до двух коротких реплик детей, заглядывающих в окно часовни, где «в железных ящиках лежат какие-то дедушки и бабушки и еще какой-то дядя, который сам себя застрелил»: « - А зачем он себя застрелил? – Он был очень влюблен, а когда очень влюблен, всегда стреляют в себя…» Но след о пережитом чувстве остается. Бунин считал: прошлое существует, пока есть тот, кто помнит. «И бедное человеческое сердце радуется, утешается: нет в мире смерти, нет гибели тому, что было, чем жил когда-то! Нет разлук и потерь, доколе жива моя душа, моя Любовь, Память!» («Роза Иерихона»)

Трактовка Буниным темы любви связана с его представлением об Эросе как могучей стихийной силе – основной форме проявления космической жизни. Она трагедийна в своей основе, так как несет в себе дисгармонию, хаос, нарушение привычного миропорядка. Но это чувство, хотя и болезненное, и томительное, все же – венец прожитой жизни, дающий осознание неистребимой памяти, приобщение к прапамяти человечества.

« - Хотя разве бывает несчастная любовь? – сказала она, поднимая лицо и спрашивая всем черным раскрытием глаз и ресниц. – Разве самая скорбная в мире музыка не дает счастья?» («Натали»)

«Физику пола и метафизику любви Бунин в конце концов превращает в бесплотный ослепительный свет памяти. «Темные аллеи» - восстановление мгновенного времени любви в вечном времени России, ее природы, ее застывшего в своем ушедшем великолепии прошлого».

Сущность идеальной любви, таким образом, раскрывается у Бунина как великая трагедия и великое счастье. Человек – единственное на земле существо, принадлежащее двум мирам: земле и небу - соединяет в себе плотское и духовное начала. Ощущение катастрофичности и конечности бытия, обреченности человека на одиночество усиливает ощущение катастрофичности эпохи, разлада в обществе, социальных катаклизмов. Идеальная любовь – дар судьбы, возможность преодолеть страх смерти, постичь смысл бытия, хоть на краткое мгновение забыть о вселенском одиночестве и осознать себя частью Человечества. Единственная неоспоримая истина – это любовь, она не требует оправдания и сама оправдывает собою все… «В сущности, о всякой человеческой жизни можно написать только две-три строки. О, да. Только две-три строки» .

Эти бунинские строки – о любви.

Изображение идеальной любви в произведениях А. И. Куприна

1. Любовь – лейтмотив многих произведений.

«Есть у Куприна одна заветная тема. Он прикасается к ней целомудренно, благоговейно и нервно. Да иначе к ней и нельзя прикасаться. Это – тема любви».

В творчестве писателя она нашла воплощение во множестве сюжетов. В них Куприн провозглашает незыблемые гуманистические идеалы: нравственно-эстетическую ценность земного бытия, способность и устремленность человека к высоким и самоотверженным чувствам. Но, с другой стороны, во внутреннем мире личности писатель явно обнаруживает мрачную печать трагических и мучительных противоречий эпохи, «тихое оподление души человеческой» («Река жизни»). Его художественной задачей становится постижение сущности Человека с его богатыми природными возможностями и болезненными искажениями, вызванными ощущением несовершенства мира.

Куприн рисует этот мир, полный противоречий, где только любовь становится источником возвышенных переживаний, способным преобразить человеческую душу. Художник поклоняется созидательной силе подлинного чувства в противовес цинизму, равнодушию, преждевременной душевной старости. Он воспевает «всемогущую силу красоты» - счастье ярких, полнокровных эмоций.

Любовь в его произведениях – это великая и естественная всепобеждающая власть над человеком. Степень ее влияния на личность несоизмерима ни с одним чувственным переживанием, и обусловлена она самой природой. Любовь очищает и формирует душу, причем во всех своих проявлениях: и как «нежное, целомудренное благоухание», и как «трепет, опьянение» чистой страсти . Поиск идеальной любви в литературе для него – это поиск гармонизирующего начала в мире, вера в изначально благую природу человека.

2. Первые рассказы и повести о любви.

Александр Иванович Куприн говорил о любви: это чувство, «которое до сих пор не нашло себе истолкователя». Многие его рассказы – «Странный случай», «Первый встречный», «Сентиментальный роман», «Осенние цветы» - воплощают тяготение к неуловимым переживаниям, «к неуловимо-тонким, непередаваемо-сложным оттенкам настроений», «духовному слиянию двух людей, при котором мысли и чувства какими-то таинственными токами передаются другому». Мечта остается все же несвершенной, появляется подозрение: «только надежда и желание составляют настоящее счастье. Удовлетворенная любовь иссякает… » Эта любовь разрушается в «тусклой и равнодушной жизни», вытесняется чувственными наслаждениями, против которых «бессильны и честь, и воля, и рассудок». Прославлению «великого дара любви», чистого, бескорыстного чувства посвящена повесть «Колесо времени» (1930). Жгучее, казалось бы, необыкновенное по силе чувство главного героя лишено одухотворенности и целомудрия. Оно превращается в заурядную плотскую страсть, которая, быстро исчерпав себя, начинает тяготить героя. Сам «Мишика» (так называет его возлюбленная Мария) говорит о себе: «Опустела душа, и остался один телесный чехол» .

Идеал любви в этих рассказах недостижим.

3. «Олеся» и «Суламифь» - поэзия искреннего чувства.

В ранней повести «Олеся» Куприн изображает героиню, выросшую в глуши, воспитанную самой природой, не затронутую пороками цивилизации. Олеся сохраняет в себе в чистом виде тот огромный врожденный потенциал, который бессмысленно в каждодневной суете расходует современный человек. Любовь становится здесь поэтическим осмыслением «естественной», «правильной» жизни, истинной и искренней, какой ее видит Куприн. Это – гимн жизненной силе, неистовой – и конечной в своем неистовстве. Любовь для героини – это не полет, это прекрасный, отчаянный взмах крыльями перед падением в бездну. Сюжет построен на противопоставлении мира Олеси и мира Ивана Тимофеевича. Отношения с Олесей он воспринимает как «наивную, очаровательную сказку любви», ей же заранее известно, что эта любовь принесет горе. Его чувство постепенно убывает, он почти боится ее, пытается оттянуть объяснение. Он думает прежде всего о себе, его мысли эгоистичны: «Женятся же хорошие и ученые люди на швейках, на горничных… и живут прекрасно… Не буду же я несчастнее других, в самом деле?» А любовь Олеси постепенно набирает силу, раскрывается, становится самоотверженной. Язычница Олеся приходит в церковь и едва спасается от озверевшей толпы, готовой разорвать «ведьму». Олеся оказывается намного выше и сильнее героя, эта сила – в ее «природности». Она, владеющая даром предвидения, осознает неизбежность трагического конца их короткого счастья. Но в этом ее самоотречении звучит настоящий гимн искренней любви, в которой человек способен достичь духовной чистоты и благородства. Смерть любви (или смерть за любовь) трактуется Куприным как неизбежность.

Но Куприн не абсолютизирует власть смерти: в рассказе «Суламифь» сила подлинной любви трансформируется в неиссякаемую энергию созидания. «…крепка, яко смерть, любовь» - этот эпиграф концентрирует в себе жизнеутверждающее начало истинного чувства. Библейский сюжет об израильском царе и «девушке из виноградников» раскрывает купринскую идею возможности слияния душ, которое преображает самый смысл существования. Если в начале рассказа Соломон убежден, что «все в мире суета сует и томление духа», то потом любовь дает ему новое понимание Бытия. Мир раскрывается перед влюбленными во всем богатстве и праздничной красочности: «сотовый мед каплет с уст твоих», «кораллы становятся краснее на ее смуглой груди», «ожила бирюза на ее пальцах». Любовь позволяет оживить мертвые предметы, заставляет поверить в возможность бессмертия: «…все в мире повторяется, - повторяются люди, звери, камни, растения. Повторяемся и мы с тобой, моя возлюбленная». Любовь изображается Куприным без темных инстинктов и трактуется как созидание, творение, имеющее власть над жизнью и смертью: не случайно в финале царь Соломон начинает писать «Песнь песней», тем самым обессмертив имя Суламифи.

4. «Гранатовый браслет». «Редчайший дар высокой любви».

В рассказе «Гранатовый браслет» автор рисует любовь идеальную, необыкновенную и чистую. Сам Куприн позднее скажет, что «ничего более целомудренного» он не писал. Характерно, что великая любовь поражает самого обыкновенного «маленького человека» - гнущего спину за канцелярским столом чиновника контрольной палаты Желткова. Особую силу «Гранатовому браслету» придает то, что в нем любовь существует как нежданный подарок – поэтический и озаряющий жизнь – среди обыденщины, среди трезвой реальности устоявшегося быта.

«Вера Николаевна Шеина всегда ожидала от дня именин чего-то счастливо-чудесного». Она получает подарок от мужа – серьги, подарок от своей сестры – записную книжку, и от человека с инициалами Г. С. Ж. – браслет. Это подарок Желткова: «золотой, низкопробный, очень толстый… с наружной стороны весь покрытый… гранатами». Он выглядит безвкусной безделушкой по сравнению с другими подарками. Но ценность его в другом: Желтков дарит самое дорогое, что у него есть – фамильную драгоценность. Вера сравнивает камни на браслете с кровью: «Точно кровь!» - восклицает она. Героиня ощущает тревогу, видит в браслете какое-то дурное предзнаменование.

Украшение красного цвета сквозной нитью проходит через произведения Куприна: у Суламифи было «ожерелье из каких-то красных сухих ягод», Олеся оставляет на память нитку дешевых красных бус, «кораллов»… Красный – цвет любви, страсти, но для Желткова – это символ любви безнадежной, восторженной, бескорыстной.

Если в начале рассказа чувство любви пародируется, поскольку муж Веры вышучивает еще не знакомого ему Желткова, то далее тема любви раскрывается во вставных эпизодах и приобретает трагический оттенок. Генерал Аносов рассказывает свою историю любви, запомнившейся ему навсегда – короткой и простой, которая в пересказе кажется просто пошлым приключением армейского офицера. «Не вижу настоящей любви! Да и в мое время не видел!» - говорит генерал и приводит примеры обыкновенных, пошлых союзов людей, заключенных по тому или иному расчету. «А где любовь-то? Любовь самоотверженная, бескорыстная, не ждущая награды? Та, про которую сказано – сильна как смерть? Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире!» Разговор о любви вывел на историю телеграфиста, любившего княгиню, и генерал почувствовал ее истинность: «может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины».

Редчайший дар высокой любви становится единственным содержанием жизни Желткова, «ничто житейское» не тревожит его. Бытовая сфера, в которой обитают все прочие герои – Анна, Тугановский, Шеин, сама Вера Николаевна – противопоставляется торжеству духовного, нематериального, символом которого в рассказе становится музыка. Бетховенская соната озвучивает «громадную трагедию души», словно продолжая рефрен «да святится имя твое». В Вере Николаевне, случайно увиденной Желтковым в ложе в цирке, воплощается для него «вся красота земли». В понимании Куприна красота связана с некой конечной, абсолютной истиной, «глубокой и сладкой тайной», которую понимает только любящее, бескорыстное сердце. По величию пережитого чувства ничтожный чиновник со смешной фамилией приравнен Куприным к «великим страдальцам» Пушкину и Наполеону. Жизнь Желткова, незаметная и мелкая, заканчивается «все усмиряющей смертью» и молитвой о Любви.

Частный случай, случай из жизни (у Желткова и Веры Николаевны были реальные прототипы) поэтизирован Куприным. Любовь идеальная, по мысли писателя, - «всегда трагедия, всегда борьба и достижение, всегда радость и страх, воскрешение и смерть». Это редкий дар, и можно «пройти мимо нее», потому что случается она «только один раз в тысячу лет».

Идеальная любовь для Куприна – это высшее блаженство, которое человек может обрести на земле. Это возможность созидания, неразрывно связанная с творчеством. Только в любви человек может выразить себя: «Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте… выражается индивидуальность. Но в любви!» Это чувство, даже неразделенное, само по себе становится вершиной жизни, ее смыслом и оправданием. Показывая несовершенство общественных отношений, Куприн находит в идеальной возвышенной любви средоточие гармонии с миром и с собой. Любовь и способность любить - это всегда проверка героя на человечность.

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Бунин и Куприн – писатели, в творчестве которых ярко раскрывается образ идеальной любви. Для них характерно пристальное внимание ко всем сторонам этого чувства: как возвышенным, так и чувственным, «земным», за что обоих нередко упрекали в излишней натуралистичности любовных сцен. И для Бунина, и для Куприна любовная коллизия становится отправной точкой для размышлений о природе человека, о закономерностях существования человечества, о краткости жизни и неотвратимости смерти. Несмотря на разницу в мировосприятии, в их взглядах прослеживаются общие черты: любовь изображается как всепоглощающая стихия, перед которой не властен человеческий разум. Она приносит с собой возможность приобщения к тайнам Бытия, осознание уникальности каждой человеческой жизни, ценности и неповторимости каждого прожитого мгновения. Но у Бунина любовь, даже идеальная, несет на себе печать разрушения и смерти, а Куприн воспевает ее как источник созидания. Для Бунина любовь – это «солнечный удар», мучительный и блаженный, для Куприна – преображенный мир, исполненный глубочайшего смысла, лишенный суеты повседневности. Куприн, свято веруя в изначально благую природу человека, наделяет его возможностью стать в любви совершенным. Бунин же исследует «темные аллеи» человеческой души и сопоставляет трагизм любви с трагедией человеческого рода. Но и для Куприна, и для Бунина истинная, идеальная любовь – это всегда высшая, предельная точка жизни человека. Голоса обоих писателей сливаются в «страстную хвалу» любви, «которая одна дороже богатства, славы и мудрости, которая дороже самой жизни, потому что даже жизнью она не дорожит и не боится смерти».

IV. БИБЛИОГРАФИЯ

Куприн А. И. Собрание сочинений в 2т. Предисловие О. Н. Михайлова. - М., Художественная литература, 1980 г.

Бунин И. А. Собрание сочинений в 9т. - М.: Художественная литература, 1967 г.

А. И. Куприн. Избранное. - Москва, Советская Россия, 1979 г.

А. И. Куприн. Избранное. - Москва, Детская литература, 1987г.

Ю. Мальцев. И. А. Бунин. /в кн.: И. А. Бунин. Избранное. - М.: 1980

И. А. Бунин. Окаянные дни. Воспоминания. Статьи./ Сост., предисл., коммент. А. К. Бабореко. – М.: Советский писатель, 1990г.

И. А. Бунин. Письма, воспоминания. /в кн.: Несрочная весна - Москва, Школа-пресс, 1994 г.

И. А. Бунин. «Антоновские яблоки». Мурманское книжное издательство, 1987 г.

А. И. Куприн. Письмо к Батюшкову/ в кн.: А. И. Куприн. Избранное. – Москва, Советская Россия, 1979 г., с. 13

Тема любви была одной из главных в творчестве писателей 20 века. О любви писали во все века, и даже с наступлением нового времени она не остается незамеченной. Эта проблема волновала все поколения писателей, среди которых были А.Куприн и И.Бунин. В прозе А Куприна, И.Бунина и других крупных художников эпохи своеобразно выразилось общее устремление. Писателей привлекала не столько история отношений любящей пары или развитие её психологического поединка, сколько влияние пережитого на постижение героем себя и всего мира.

Беспредельные духовные возможности человека и его же неспособность их реализовать – вот, что волновало А.Куприна, и было запечатлено уже в ранних его рассказах. Пробуждение личности Куприн тесно связывал с вечным чувством любви.

В прозе Куприна 1890-х-начала 1900-х годов много рассказов о гибели любви, зыбкости любовных союзов. Очень важно для автора первоначальное тяготение к красоте и самопожертвованию. Особенно дороги Куприну были цельные, сильные натуры.

«Гранатовый браслет» - одно из самых замечательных произведений в творчестве Куприна.

Редчайший дар безответного поклонения женщине – Вере Шеиной – стал «громадным счастьем», единственным содержанием, поэзией жизни Желткова. Феноменальность его переживаний поднимает образ молодого человека над всеми другими. Не только грубый, недалекий Тугановский, брат Веры, её сестра, легкомысленная кокетка, но и умный, совестливый Шеин, муж героини, почитающий любовь «величайшей тайной» Аносов, сама прекрасная и чистая Вера Николаевна пребывают в явно сниженной бытовой среде.

С первых строк возникает ощущение увядания. Это можно проследить в осеннем пейзаже, в печальном виде нежилых дач с разбитыми стеклами. Все это связывается с однообразной жизнью Веры, спокойствие которой нарушает Желтков.

Не найдя ответной любви, Желтков решает самовольно уйти из жизни. Психологической кульминацией рассказа является прощание Веры с прахом Желткова, их единственное «свидание» - поворотный момент в её духовном состоянии. Только с его смертью Шеина узнаёт о настоящей любви, которой у неё никогда не было.

В прозе Бунина отражена скорее нелюбовь, чем любовь. Тем не менее влечение к этому чувству исполнено поэзии и страстной силы.

Им была создана прекрасная повесть «Митина любовь». Её сюжет очень прост. Страстно любимая Митей Катя закружилась в фальшивой, богемной среде и изменила ему. Страдания молодого человека составляют содержание повести, завершают же его самоубийством.

В обоих произведениях прослеживается трагическая концовка, которая была неизбежна.

Человек не может жить только сердцем и только в женщине или в мужчине находить весь смысл жизни: так он мог бы дойти до самого противоположного истинной любви – до эгоизма.

Любовь в рассуждениях имеет безграничный смысл. Многие выражают ее по- своему. Мастерство перевоплощения будоражит разум. Каковы переходы и выражения чувств Куприна и Бунина в своих произведениях. Красота слова, завораживающая разом пропитывает строки таких известных произведениях, как «Гранатовый браслет » и «Темные аллеи».

Оба поэта любовь характеризуют как чувство жертвенное, легкое, улетучивающееся, парящее и ранимое «от слова злого языка и порочности речей». Главные герои произведений переживают чувства своих творцов, они являются воплощением одинокой и безудержной любви, неистовая сила притяжения и отторжения, беспрекословные решения, безумие и в то же время легкость. Что же такое любовь по пониманию Куприна и Бунина? И какова их роль?

Многие поэты 18-19 веков Золотой Руси, что Пушкин, М.В. Лермонтов и другие поэты того времени строили похожий смысл воплощения белой птицы любви, надежды и безветренности.

Напоминание данной «касты поэтов» не случайно. Так как на протяжении многих лет величайшие поэты Российской поэзии и лирики пытались построить определенный алгоритм проявления любви в своих произведениях, как бы грубо это не прозвучало. Куприн и Бунин не боялись проявления безудержной любви и выставление её на публику, без всяких ограничений читатель принимает это чувство и переживает его вместе с поэтом и с героями произведений. Тема любви в творчестве Бунина и Куприна имеет 3 аспекта в своем стиле:

  1. Образцово-имортный
  2. Теоретически-фактурный
  3. Аллегорическо-матофорный;

Каждый из этих аспектов связывает одно схожее - все они имеют единую цель в своем роде, они связывают неповторимое чувство любви в произведении чувством жертвенности, привязанности, теплоты проникновения. Но есть и различия между стилями проявления любви и ее проходимости через читателя. Чтобы это понять, давайте вспомним произведение Куприна «Гранатовый браслет» где героиня понимает, что чувство любви она пропустила. И любовь Куприна жесткая, от которой герой страдает, отдает себя в жертву, но остается до конца верным своему чувству, никогда не сдает позиции и пытается анализировать аспект своей страсти, объект всегда возвышен к сердцу, стратегическая позиция курьерности и артропии в аллегорическом описании.

У Бунина поверхностная тема любви раскрывается особо таким же образом, как и у Куприна, но внутренний смысл раскрыт не аналогичным способом, как у героев «Купринских историй». Ветреная чувственность и неограниченность прослеживается почти в каждом произведении. Но «Темные аллеи» - это некое исключение тематики проявления любви.

Кажется, поэт пытается показать и светлую и темную сторону проявления «любовных потех». Где-то тематика любви читателя трогает за душу, а где-то и за тело. Для Бунина и Куприна было важным то, чтобы их герои и читатели чувствовали терзание жертвенной любви не только душой, но и телом. Чтобы все это чувство казалось аналогичным в нашем времени. Поэтому проявление любви в произведениях обоих авторов является и по сей день актуальной темой.

«Любовь такая же, как и раньше: жертвенная, прозаичная, трагичная, настоящая пропитана тревогой и переживаниями, душераздирающей магией тела и души. А лживая счастливым концом», - так сказал русский публицист 19 века Арсентий Гудельман Баншторден. Именно тема любви Куприна и Бунина в прозаике и лирике помогла человеку обрести понимание того времени, чувствовать героя насквозь, чувства, раздирающие и тело и душу.

«Равноправие чувств аллегорической любви и нежной их заботы, чувств ненадежности, тревоги и детской впечатлительности, потере, разлуке и вновь восстановления», - это и есть любовь выражения Куприна и Бунина. «Percurte adre as ad aspra» - прохождение любви подобно свету - истина произведений этих величайших русских писателей-лириков.



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Доступно в форматах: EPUB | PDF | FB2 Страниц: 352 Год издания: 2009 Дважды Герой Советского Союза В.С.Архипов прошел путь от красноармейца...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS