Главная - Логопедия
Как празднуется День Ашура.

Хвала Всевышнему Аллаху наступил у нас новый год по хиджре и первый месяц это Мухаррам. Это один из четырех месяцев, в которые запрещены кровная месть, войны и т.д. О высокочтимоcти месяца Мухаррам много говорится в Коране и Сунне. Поэтому каждый мусульманин должен стараться провести этот месяц в служении Всевышнему Аллаhу.
По поводу причины названия месяца аль-Мухаррам (что в переводе с арабского означает «запретный») существует ряд мнений:

1. Месяц назван «аль-Мухаррам» по той причине, что считалось запретным вести вооруженные военные действия в его дни, за исключением обороны от нападения врагов. Это наиболее предпочтительное и правильное мнение.
2. По причине того, что в этот месяц рай стал запретным для Иблиса (сатаны).
3. По причине того, что запрет на совершение грехов в этот месяц становится строже, подобно другим запретным месяцам.

Таким образом, кроме того, что аль-Мухаррам - это первый месяц в году, он также является одним из запретных месяцев, имеющих ряд достоинств, на которые указывают аяты Священного Корана и Пречистая Сунна.

Всевышний Аллах сказал:
«Воистину, число месяцев у Аллаха двенадцать. Так было записано в Писании в тот день, когда Аллах сотворил небеса и землю. Четыре месяца из них запретные. Такова правая религия, и посему не поступайте в них несправедливо по отношению к себе»

В этом священном месяце есть особый день называют его “Ашура" ("ашура, от слова “"ашара”, что означает десять)

В этот день произошло много событий, некоторые из них были радостными а некоторые печальными.

В этот день Пророк Адам, мир Ему, покаялся в своем малом грехе и Аллаh простил Его. Грех Адама, мир Ему, заключался в том, что Он ел запретный плод с особого райского дерева. Это не было большим грехом, и эта ошибка не была малым грехом, указывающим на подлость совершившего его, и тем более это не является неверием.

В этот же день Аллаh спас от всемирного потопа Пророка Нуха (Ноя), мир Ему, и верующих, которые были с Ним на корабле. Их корабль-ковчег по Воле Всевышнего почти после 150 дневного плавания остановился на горе Аль-Джудий, которая находится на территории современного Ирака.

В этот же день произошла битва «Зат ар-рика‘».
10 числа месяца Мухаррам 4 года hиджры должно было произойти сражение «Зат ар-рика‘», но его не было, потому что сердца неверных дрогнули, преисполнились страхом и они убежали с поля боя, бросая имущество и близких. Аллаh Всевышний оградил Своего Пророка и Его последователей от зла и вреда неверующих.

Также в этот день угнетателями был убит имам Хусейн сын ‘Али внук Пророка Мухаммада, мир Ему.
10 числа месяца Мухаррам 61 года hиджры произошло печальное событие. Убили внука Пророка Мухаммада, мир Ему, сына Его дочери Фатимы Аз-Заһра - Абу ‘Абдуллаhа Хусейна, да благословит их Аллаh. Он был убит угнетателями.
Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал о Хусейне и его брате Хасане следующее:

”الْحَسَنُ وَالْحُسَيْنُ سَيِّدَا شَبَابِ أَهْلِ الْجَنَّةِ“

Это означает: «Хасан и Хусейн - господа юношей Рая».
Также Он сказал:

”هَذَانِ ابْنَايَ فَمَنْ أَحَبَّهُمَا فَقَدْ أَحَبَّنِي“

Это означает: «Это Мои дети (внуки), кто их любит, тот и Меня любит» .

От Ибн ‘Аббаса по достоверной цепочке передается следующее: «Когда Посланник Аллаhа, мир Ему, вошел в город Медину и узнал, что некоторые не мусульмане постятся в день ‘Ашура. Их спросили, почему они это делают. На что они ответили, что в этот день Бог дал Пророку Мусе, мир Ему, и Его последователям победу над фараоном, то именно поэтому они в этот день постятся, возвеличивая Пророка Мусу, мир Ему. Тогда Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал:

”نَحْنُ أَوْلىَ بِمُوسَى مِنْكُمْ“ رواه مسلم

«Мы ближе к Пророку Мусе, мир Ему, чем вы». И призвал мусульман соблюдать Пост этого дня».

История спасения Мусы мир Ему и его народа.

Аллаh Всевышний послал Мусу и Его брата hаруна, мир Им, чтобы Они призывали фараона и его подданных веровать в Единого Создателя - Аллаhа и поклонятся только Ему.
Фараон был тираном, который считал себя богом и заставлял жителей Египта поклоняться себе. Когда Пророк Муса и Его брат hарун, мир Им, пришли к фараону и стали призывать его веровать в Единого Бога - Аллаhа и поклоняться только Ему, он отказался, проявляя упорство в своем неверии и начал преследовать последователей Пророка Мусы, мир Ему. Это продолжалось до тех пор пока Пророк Муса, мир Ему, не получил откровение от Аллаhа Всевышнего о том, что Пророку с Его последователями нужно покинуть Египет. Фараон, узнав об этом, снарядил конную армию в количестве 1 миллион 600 тысяч человек, чтобы уничтожить Мусу, мир Ему, и Его последователей численность, которых составляла всего 600 тысяч человек. Когда наступило утро и взошло солнце Пророк Муса, мир Ему, и Его последователи увидели приближающуюся армию фараона. Когда мусульмане увидели мощное и многочисленное войско, то сказали, что эта армия уже догоняет их и вот-вот уничтожит людей. Но Пророк Муса, мир Ему, выступил, обращаясь к своим последователям, подбадривая их, чтобы они не боялись и не беспокоились.
Подойдя к морю, они увидели, что оно штормит и в этот момент Аллаh повелел Пророку Мусе, мир Ему, ударить посохом по воде. После этого удара в этом месте море, по Воле Всевышнего, разделилось на 12 проходов. Это было подобно большим горам, между которыми были сухие дороги. Пророк Муса, мир Ему, со своими последователями пересекли море оказавшись на противоположном берегу. Фараон подошел к морю и увидел в нем проходы. С высокомерием и заносчивостью он крикнул своей армии: «Будем следовать за ними и догоним их!». Когда войска фараона вошли в проходы, образовавшиеся в море, и прошли полпути до другого берега, Аллаh Всемогущий повелел морю принять прежний вид. Тогда море сомкнулось над головами фараона и его войска, полностью накрыв их. Это было наказание им за то, что они были неверующими и угнетателями. Некоторые из сторонников фараона не верили, что он умер, но Аллаh показал им мертвое, распухшее от воды тело фараона, выброшенное на берег.

Преимущества соблюдения поста в день ‘Ашура

Пророк Мухаммад, мир Ему, призывал Своих последователей соблюдать Пост в день ‘Ашура - это сунна нашего Пророка Мухаммада, мир Ему, который, ответил на вопрос об этом дне:

”يُكَفِّرُ السَّنَةَ الْمَاضِيَةَ“ رواه مسلم.

Это означает: «Кто соблюдает в этот день Пост искренне ради Аллаhа Всевышнего, то прощаются его грехи прошлого года» . Этот Хадис передал имам Муслим.

Так же сообщается, что Абу Катада (да будет доволен им Аллах) сказал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто постится три дня в каждом месяце и в течение Рамадана, тот словно постоянно бывает в посте. За пост в день Арафата я надеюсь, что Аллах сотрёт грехи предыдущего года и будущего, а за пост в день Ашура я надеюсь, что Аллах сотрёт грехи предыдущего года» .

Соблюдать Пост в день ‘Ашура не является фардом (обязанностью). Об этом сказали исламские ученые, обосновывая это заключение изречением Пророка Мухаммада, мир Ему: «Аллаh Всевышний не обязывал вас соблюдать Пост в день ‘Ашура, кто хочет - пусть соблюдает, а кто не хочет - пусть не соблюдает» .
Этот Хадис передали имамы Аль-Бухарий и Муслим.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Лучший пост после Рамадана - это пост в месяце Аллаха аль-Мухаррам» В этом хадисе аль-Мухаррам назван «месяцем Аллаха» , и это указывает на его достоинство.

Также является Сунной соблюдать Пост 9 числа месяца Мухаррам. Это следует со слов Пророка Мухаммада, мир Ему:

”لَئِنْ بَقِيتُ إِلَىَ قَابِلٍ لأَصُومَنَّ التَّاسِعَ“ رواه مسلم

Это означает: «Если Аллаh даст мне дожить до следующего года, то я буду соблюдать Пост 9 числа месяца Мухаррам» . Это изречение передал имам Муслим.
Но Посланник Аллаhа, мир Ему, умер до наступления следующего года. Некоторые исламские ученые говорили, что мудрость соблюдения Поста девятого и десятого числа месяца Мухаррам заключается в том, чтобы отличаться от иудеев, которые постятся только десятого числа месяца Мухаррам.

1. Кто выполнит 4 ракаата намаза, читая в каждом из ракаатов Суру Аль-Фатиха 1 раз и Суру Аль-Ихлас 50 раз (т.е. всего в намазе надо прочесть 4 раза Аль-Фатиху и 200 (двести) раз Аль-Ихлас), то, инша-Аллах, Аллах простит такому человеку грехи за 50 лет и создаст для него в Раю дворцы из Нура.
В соответствии с другим источником, рекомендуется след. намаз
2. Прочесть намаз, состоящий из 4 ракаатов. При этом читать по 2 ракаата отдельно, в каждом из ракаатов рекомендуется читать следующие Суры: Аль-Фатиха - 1 раз, Зульзиля - 1 раз, Аль-Кафирун - 1 раз, Аль-Ихлас - 1 раз.
А по окончанию всех 4 ракаатов (после намаза) прочитать салават* - 70 раз.

Кто проведет ночь, предшествующую Дню Ашура в ибадате, а утро Дня Ашуры встретит в состоянии поста (уразы), тот будет сохранен от ужаса предсмертных агоний, инша-Аллах.

Кто будет щедр с людьми, находящимися от него в материальной зависимости (семья и т.д.), то, инша-Аллах, Аллах будет проявлять свою щедрость к такому человеку в течение целого года.

Мухаррам - месяц покаяния и богослужения, так что не упускайте шанс получить прощение грехов и многократное воздаяние за добродеяния. Аминь!

В этой статье мы разберём пост в день Ашуры сначала согласно шиитским, а потом согласно суннитским источникам. Таким образом, статья будет состоять из двух частей.

1. Пост в день Ашуры согласно шиитским источникам

Пост в день Ашуры — омейядская традиция, введённая для празднования торжества врагов Аллаха в день убийства пророческого рода. Хадисы Ахль уль-Бейт (А), строго запрещающие пост в день Ашура, очень многочисленны и достигают степени «мутаватир».

Приведём некоторые из них.

Имама Резу (А) спросили о посте в день Ашура. Он сказал: «О посте Ибн Марджаны спрашиваешь меня? В этот день постились враги из рода Зияда в честь убийства ими Хусейна (А)».

(«Кафи», глава «Пост в день Арафат и Ашуры», хадис 5).

В другом хадисе Имам Реза (А) говорит: «Нет, клянусь Господом Запретного Дома, это не день поста! Но это — день печали и горя для всех обитателей небес и земли и всех верующих, и день радости и веселья Ибн Марджаны, рода Зияда и людей Шама».

(«Кафи», глава «Пост в день Арафат и Ашуры», хадис 7).

У Имама Садыка (А) спросили о посте в день Ашура. Он сказал: «Это — день, в который был убит Хусейн (А). Если ты в этот день радуешься его горю, то постись». А потом он сказал: «Род Омейядов — да проклянёт их Аллах! — поклялись, что если Хусейн (А) будет убит, а те, кто вышли против него, вернутся целыми и невредимыми, и халифат останется в руках рода Абу Суфьяна, они сделают этот день праздником и будут поститься в этот день, и станут радовать своих детей (подарками). И эта сунна рода Абу Суфьяна распространилась среди людей, и все они последовали ей, а потому они постятся и веселятся вместе со своими семьями в этот день». А потом сказал: «Пост не бывает по случаю беды и не бывает кроме как в виде благодарности за благополучие. И вот, Хусейн (А) пережил беду, и если ты переживаешь беду вместе с ним, то не постись в этот день. Если же ты в этот день радуешься и поздравляешь Омейядов, то постись».

(«Амали» Туси, том 2, С. 279).

Имам Садык (А) сказал: «Тот, кто постится в этот день — его удел будет таким же, как удел Ибн Марджаны и рода Зияда». У него спросили: «А каков этот удел?» Он сказал: «Огонь, прибегаем к Аллаху от него!»

(«Кафи», глава «Пост в день Арафат и Ашуры», хадис 6).

Известно, что Омейяды после захвата власти принялись фабриковать хадисы, приписывая их Посланнику Аллаха (С). Очевидный пример этого — «хадисы» о посте в день Ашуры и вообще праздновании этого дня. В источниках «ахлу сунна» таких лже-хадисов множество. Что же касается шиитских источников, то, к сожалению, они пробрались даже в них.

Например, ваххабиты приводят такие риваяты:

От Имама Садыка (А) от Имама Али (А): «Соблюдайте пост «ашура» — в девятое и десятое число, ибо пост «ашура» искупляет грехи одного года».

(«Тахзиб» Туси, том 4, С. 299).

Также от Имама Али (А): «Посланник Аллаха (С) постился в день Ашура».

(«Истибсар» Туси, том 2, С. 113).

На это надо ответить, что все подобные риваяты являются «хадисами такыйи», то есть были приписаны Имамам (А) в состоянии такыйи, из-за страха перед угнетателями. Важно отметить, что такыйю при этом не обязательно соблюдал Имам (А), которому приписан данный риваят, — её мог соблюдать передатчик, который был вынужден приписать Имаму (А) те или иные слова, которые впоследствии были переданы другими людьми и так попали в шиитские источники. А потому, в соответствии с правилами, оставленными нам самими Имамами (А), мы должны объявить такие риваяты недействительными и не являющимися доводом. Ибо:

1. Эти редкие риваяты противоречат хадисам «мутаватир» о запретности поста в день Ашуры.

2. Явно наличие такыйи, поскольку угнетатели и их последователи постились в этот день, и несогласие с данной «сунной» служило признаком принадлежности к шиизму, что в те времена могло означать быстрое расставание с жизнью.

3. Данные риваяты соответствуют мнению «ахлу сунна», а всё, что соответствует мнению «ахлу сунна», отбрасывается, согласно многочисленным хадисам, таким как:

У Имама Садыка (А) спросили: «Что делать, если два противоречащих друг другу хадиса, переданных от вас, являются одинаково известными (среди шиитов) и оба из них переданы достоверными передатчиками?» Он сказал: «Нужно выбрать тот, который соответствует Корану, Сунне и противоречит толпе (то есть суннизму). Тот же из них, который противоречит Корану, Сунне и соответствует толпе (суннизму), надо отбросить». Тогда у него спросили: «А если оба из них соответствуют Корану и Сунне, но один из них соответствует тому, что говорят сунниты, а второй - нет?» Имам (А) сказал: «Истина в том, что противоречит суннизму».

(«Васаилу шиа», хадис 33334).

Имам Садык (А) спросил у своего сподвижника: «Если я сначала скажу тебе что-то, что соответствует мнению толпы (суннитов), а потом ты придёшь ко мне, и я скажу тебе что-то противоположное этому, то за какое из двух моих высказываний ты будешь держаться?» Он сказал: «За второе». Имам (А) сказал: «Да помилует тебя Аллах».

(«Васаилу шиа», хадис 33340).

Он же сказал: «Отбросьте всё, что соответствует суннизму, потому что истина в том, что противоречит ему».

(«Васаилу шиа», хадис 33352).

От Абу Исхака, что Имам Садык (А) спросил его: «Знаете ли вы, почему вам надо держаться за то, что противоречит толпе (суннизму)?» Он сказал: «Нет». Имам (А) сказал: «Что бы ни делал Али (А) в религии - умма делала противоположное тому, что он делал, чтобы представить ложью его дело. Они спрашивали его о вещи, которую не знали, а когда он говорил им, поступали наоборот».

(«Васаилу шиа», хадис 33357).

2. Пост в день Ашуры согласно суннитским источникам

В суннитских источниках присутствуют сильнейшие противоречия по поводу поста в день Ашуры.

В «Сахихе» Бухари читаем хадис от Айши:

عَنْ عَائِشَةَ رضى الله عنها قَالَتْ: كَانَ يَوْمُ عَاشُورَاءَ تَصُومُهُ قُرَيْشٌ فِي الْجَاهِلِيَّةِ، وَكَانَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم يَصُومُهُ، فَلَمَّا قَدِمَ الْمَدِينَةَ صَامَهُ، وَأَمَرَ بِصِيَامِهِ، فَلَمَّا فُرِضَ رَمَضَانُ تَرَكَ يَوْمَ عَاشُورَاءَ، فَمَنْ شَاءَ صَامَهُ، وَمَنْ شَاءَ تَرَكَهُ

От Айши, что она сказала: «В день Ашуры постились курайшиты во время джахилии. И Посланник Аллаха (С) постился в этот день. И он постился в этот день, когда пришёл в Медину и велел поститься в него. Но когда Аллах предписал пост в месяц рамадан, он оставил пост в день Ашура, и кто хочет — постится в него, а кто хочет — оставляет».

(«Сахих» Бухари, том 2, С. 250, хадис 2002).

Во многом основываясь на этом хадисе, факихи «ахлу сунна» дают фетвы о желательности поста в день Ашуры. Однако в том же самом «Сахихе» Бухари читаем хадис, который говорит о том, что арабы при джахилии не были знакомы с постом в день Ашуры:

حَدَّثَنَا أَبُو مَعْمَرٍ حَدَّثَنَا عَبْدُ الْوَارِثِ حَدَّثَنَا أَيُّوبُ حَدَّثَنَا عَبْدُ اللَّهِ بْنُ سَعِيدِ بْنِ جُبَيْرٍ عَنْ أَبِيهِ عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ — رضى الله عنهما — قَالَ قَدِمَ النَّبِىُّ — صلى الله عليه وسلم — الْمَدِينَةَ. فَرَأَى الْيَهُودَ تَصُومُ يَوْمَ عَاشُورَاءَ. فَقَالَ «مَا هَذَا». قَالُوا هَذَا يَوْمٌ صَالِحٌ. هَذَا يَوْمٌ نَجَّى اللَّهُ بَنِى إِسْرَائِيلَ مِنْ عَدُوِّهِمْ. فَصَامَهُ مُوسَى. قَالَ «فَأَنَا أَحَقُّ بِمُوسَى مِنْكُمْ». فَصَامَهُ وَأَمَرَ بِصِيَامِهِ.

Пророк (С) пришёл в Медину и увидел, как иудеи постятся в день Ашуры. Он спросил: «Что это?» Они сказали: «Это — праведный день. Это — день, когда Аллах спас народ Исраиля от его врагов. Муса (А) постился в этот день». Он сказал: «Я имею больше прав на Мусу, чем вы». И он стал поститься в этот день и велел поститься в него.

(«Сахих» Бухари, том 2, С. 251, хадис 2004).

Как видим, этот хадис полностью противоречит предыдущему. Первый говорит о том, что арабы во время джахилии и Посланник Аллаха (С) постились в этот день, и Пророк (С) продолжал поститься в него до ниспослания аятов о месяце рамадан. Однако второй хадис утверждает, что Посланник Аллаха (С) не только не постился в этот день, но даже не знал о самом его существовании. Увидев, как иудеи постятся в этот день, он с удивлением спросил, что они делают, и (якобы) перенял этот пост у них.

И вот ещё третий хадис из того же «Сахиха» Бухари, который противоречит первым двум:

عَنِ ابْنِ عُمَرَ رضى الله عنهما قَالَ: صَامَ النَّبِيُّ صلى الله عليه وسلم عَاشُورَاءَ، وَأَمَرَ بِصِيَامِهِ، فَلَمَّا فُرِضَ رَمَضَانُ تُرِكَ. وَكَانَ عَبْدُ اللَّهِ لاَ يَصُومُهُ، إِلاَّ أَنْ يُوَافِقَ صَوْمَهُ

От Ибн Умара: «Пророк (С) постился в день Ашуры и велел поститься в этот день. Но когда Аллах велел поститься в месяц рамадан, пост в день Ашуры был оставлен. И Абдуллах не постился в этот день, разве что когда он совпадал с его постом».

(«Сахих» Бухари, том 2, С. 226, хадис 1892).

Тут уже говорится, что Посланник Аллаха (С) велел оставить пост в день Ашуры.

Таким образом, мы видим три хадиса в «Сахихе» Бухари, и все они противоречат друг другу. Зададимся вопросом: почему? Ответ ясен: потому что все эти хадисы были приписаны Посланнику Аллаха (С) задним числом. Но поскольку у фабрикаторов не было ясного плана, каждый из них говорил то, что захочет, а потому тут столько противоречий.

Другая проблема состоит в том, что, согласно суннитским хадисам, получается, что Посланник Аллаха (С) сам не выполнял ту сунну, которую велел исполнять другим. Например, Хейсами приводит:

ان رسول الله صلى الله عليه وسلم أمر بصوم عاشوراء وكان لا يصومه

«Посланник Аллаха (С) велел поститься в день Ашуры, но сам не постился в этот день «.

(«Маджму заваид» Хейсами, том 3, С. 186).

Каким образом Посланник Аллаха (С) мог не соблюдать свою собственную сунну? Очевидно, что этот риваят был придуман для того, чтобы опровергнуть возражения тех, кто ещё успел застать Пророка (С) и знал, что он не постился в день Ашуры: якобы он велел поститься в этот день, хотя сам и не постился. Таким образом, перед нами еще одна омейядская хитрость.

Таким образом, полное противоречие всех этих хадисов друг другу не оставляет сомнений, что все они — омейядская подделка. Нет никаких свидетельств того, что арабы в период джахилии якобы постились в день Ашуры, как это утверждает Айша (или те омейядские прислужники, которые сочинили этот хадис от имени Айши). И тем более в иудейской традиции нет и намёка на пост в день Ашуры. Иудеи никогда не пользовались лунным календарём и арабскими месяцами, чтобы отмечать этот день. Они держат пост в «йом киппур» — «праздник искупления», отмечаемый в месяц тишрей по солнечному иудейскому календарю, и постятся они 24 часа в сутки — от заката до заката солнца, а не в светлый период дня, как мусульмане.

И ещё один немаловажный момент: во всех приведённых хадисах используется слово «Ашура» и не указывается на месяц. Но что такое, собственно, «Ашура»? В арабском языке «ашура» происходит от слова «ашр» и означает просто нечто «десятое», «десятый день». О каком же «десятом дне» тут идёт речь? О десятом дне месяца мухаррам или, может быть, месяца шавваль, зиль-каада, шаабан, раджаб и т.д.? С точки зрения арабского языка, это может быть десятое число любого месяца. До событий Кербелы слово «Ашура» совсем не подразумевало именно десятое мухаррама. А потому само словесное звучание этих хадисов с головой выдаёт то, что они были придуманы после трагедии Кербелы, когда слово «Ашура» стало прочно ассоциироваться в сознании мусульман именно с десятым днём месяца мухаррам, а не какого-то другого месяца. Иначе говоря, если бы эти хадисы действительно были переданы от Посланника Аллаха (С), то они должны были бы говорить о «десятом мухарраме», а не об «Ашуре». Слово «Ашура» — это что-то непонятное для араба времён Посланника Аллаха (С), поскольку он не мог взять в толк, о «десятом» числе какого именно месяца тут идёт речь. Это всё равно что по-русски сказать: «Поститесь десятого». До того, как слово «десятое» в связи с трагедией Кербелы не вошло в прочное употребление именно как обозначение десятого мухаррама, такое выражение было совершенно непонятно. Однако хадисы упоминают его как что-то понятное и самоочевидное. Из этого следует, что они были выдуманы уже после трагедии Кербелы.

Таким образом, мы видим, как абсурдные омейядские выдумки разоблачают сами себя.

«…За пост в день Ашура, я надеюсь, что Аллах сотрёт грехи предыдущего года».
Пророк Мухаммад «мир ему и благословение Аллаха»

Пост в День Ашура

Абу Ясин Руслан Маликов

День , – это десятый день месяца мухаррам . Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) велел нам соблюдать пост в этот день, а также день до Ашуры или день после Ашуры, девятое или одиннадцатое, чтобы не уподобляться иудеям и христианам, так как противоречие другим религиям есть один из принципов Ислама, а уподобление представителям других религий это один из больших грехов.

Передаётся от ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Если я доживу до следующего года, то непременно буду поститься девятого». (Муслим)

Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) также сказал: «Когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) постился в день Ашура, и велел другим поститься, люди сказали: «О, посланник Аллаха, этот день возвеличивают иудеи и христиане». Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Когда настанет будущий год, если пожелает Аллах, то будем поститься и девятый день»,

но не успел настать следующий год, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) умер.» (Муслим)

Так же от ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Поститесь в день Ашура, и противоречьте иудеям и христианам: поститесь день до него или день после него» (Ахмад)

Аль-Хакям ибн аль-Аарадж сказал: «Я пришёл к ибн Аббасу (да будет доволен им Аллах) в то время как он лежал около Замзама, подложив верхнюю накидку себе под голову. Я сказал ему: «Поведай мне о посте в день Ашура». Он сказал: «Если увидишь молодой месяц мухаррама, то отсчитывай дни, и в девятый день постись». Я спросил: «Так ли постился посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)?», он сказал: «Да». (Муслим)

Из данных хадисов следует, что вместе с Ашурой лучше держать еще один день. Как же лучше всего соблюсти пост Ашура?

1) Самым лучшим будет соблюдение поста девятого и десятого

2) Ниже по степени идёт пост десятого и одиннадцатого.

3) Затем пост только в день Ашура (десятого мухаррама) без смежных дней.

Некоторые учёные сказали, что лучше всего держать пост все три дня, но более правильным является мнение о двух днях. Потому что это больше соответствует сунне пророка (мир ему и благословение Аллаха), который сказал: «поститесь до него за день или день после него».

4) Если этот пост провести, как положено, с надеждой на Аллаха, праведно и правильно, то Аллах прощает за него грехи всего прошедшего года. Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросили о посте в день Ашура, и он сказал:

«Он искупает грехи прошедшего года» (Муслим)

Сообщается, что Абу Катада (да будет доволен им Аллах) сказал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Кто постится три дня в каждом месяце и рамадан, тот словно постоянно в посте, за пост в день Арафата, я надеюсь, что Аллах сотрёт грехи предыдущего года и будущего, а за пост в день Ашура, я надеюсь, что Аллах сотрёт грехи предыдущего года». (Муслим)

Вопреки тому, что для всех мусульман день Ашуры является днём поста, днём памяти о победе Пророка Мусы и верующих над их неверными врагами, шииты сделали этот день днём горя и траура. В этот день они поминают гибель праведного Хусейна, внука пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха).

Об этом шейх уль-Ислам Ибн Теймия (да помилует его Аллах!) сказал: «По причине убийства Хусейна, шайтан навёл людей на введение двух новшеств. Первое – это скорбь и стенания в День Ашура, которые сопровождаются самобичеванием, криками, плачем и распеванием элегий… Второе – это радость и веселье… Первые внесли скорбь, а вторые радость, сочли желательным в День Ашура подкрашивание глаз сурьмой, совершение полного омовения, расходование средств на семью, приготовление особых блюд… Однако всякое нововведение есть заблуждение. Ни один из четырёх имамов, ни кто-либо другой, не считал желательным ни то, ни другое»

‘Ашура’ – десятый день месяца аль-Мухаррам . В этот день Ноев ковчег подплыл к суше, и посланник Господа Ной всю оставшуюся жизнь постился в этот день в благодарность Господу . Также именно на этот день пришлось спасение Моисея и его народа от зла фараона, который был потоплен вместе со своим войском . Моисей тоже постился в этот день всю оставшуюся жизнь в благодарность Аллаху за спасение. Пророк Мухаммад (да благословит Господь и приветствует) постился в этот день до своего переселения в Медину . После прибытия посланника Божьего в Медину, на десятый день месяца аль-Мухаррам, он увидел, что иудеи также постятся. Узнав причину, он подтвердил своим сподвижникам желательность поста, оговорив, что это вознаграждаемо и является причиной искупления прегрешений одного года. Более того, арабы-бедуины постились в этот день еще до начала пророческой миссии Мухаммада и меняли покрывало Каабы именно в этот день .

Хадисы про день ‘Ашура’

Пророк Мухаммад сказал: «Лучший пост после [поста в месяц] Рамадан – в месяц Божий аль-Мухаррам. Лучшая молитва[-намаз] после обязательных [пяти] – молитва[-намаз] ночью [до начала зари]» .

‘Аиша передала: «День ‘Ашура’ был днем поста для арабов еще до начала пророческой миссии [Мухаммада] . Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) соблюдал этот пост. Когда же он [заключительный Божий посланник] прибыл в Медину, то как сам постился в этот день, так и приказал другим поститься. После установления месяца Рамадана месяцем обязательного поста он (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто желает, тот может поститься [в ‘Ашура’], а кто не желает, тот может не поститься» .

«Аль-Аш‘ас ибн Кайс зашел однажды к ‘Абдулле Ибн Мас‘уду в день ‘Ашура’. Увидев, что тот трапезничает, он воскликнул: «Сегодня же ‘Ашура’?!» ‘Абдулла ответил: «В этот день [строго] постились до утверждения обязательного поста в месяц Рамадан. После [обязательность] отпала. Если ты не постишься, то присоединяйся к трапезе» .

От ‘Абдуллы ибн ‘Умара передается: «До пророческой миссии Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) арабы постились в день ‘Ашура’. Пророк постился в этот день вместе со сподвижниками до становления месяца Рамадан месяцем обязательного поста. Когда это произошло, посланник Божий сказал: «Воистину, ‘Ашура’ является одним из дней Аллаха (Бога, Господа). Кто пожелает, тот может поститься в этот день, а кто не желает, может не поститься» . Ибн ‘Умар постился в этот день только тогда, когда это совпадало с днями его дополнительных постов .

Абу Муса аль-Аш‘ари сказал: «Иудеи возвеличивали и считали священным день ‘Ашура’. Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Поститесь в этот день [и] вы [о мусульмане]» .

Ибн ‘Аббас рассказал: «По прибытии в Медину [через некоторое время, когда наступил месяц аль-Мухаррам] Пророк застал иудеев постящимися в день ‘Ашура’. Он спросил у них: «Что это за день, в который вы соблюдаете пост? [В чем причина вашего поста именно в этот день?]». Ему ответили: «Это – великий день! Аллах (Бог, Господь) спас Мусу (Моисея) и народ его [от зла их врага] именно в этот день, утопив фараона вместе с войском. Поэтому Муса (Моисей) постился в этот день в благодарность [Творцу]. И мы соблюдаем пост в этот день». Посланник Господа воскликнул: «Мы [мусульмане] более первостепененны относительно [оставленного] Мусой (Моисеем) [являясь представителями заключительного этапа религиозного развития человечества]». Пророк Мухаммад постился сам и приказал другим» .

Му‘авия ибн Абу Суфьян передал: «Я слышал, как пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Этот день – ‘Ашура’, поститься не обязательно (не фард). Я соблюдаю пост. Вы же поступайте по желанию (как хотите)» , .

Есть хадис, в котором оговаривается, что пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) незадолго до смерти сказал: «Если наступит следующий год, тогда, с Божественного на то благословения (ин ша’ал-ла), будем соблюдать пост на девятый день [месяца аль-Мухаррам]». Но до ‘Ашура’ следующего года он (да благословит его Всевышний и приветствует) не дожил .

В своде хадисов имама Ахмада приведен хадис, где пророк Мухаммад говорит: «Поститесь в день ‘Ашура’ и не будьте [излишне] похожи на иудеев. Поститесь [также] день до него и день после» .

Итак, можно заключить, что наиболее предусмотрительным является поститься на девятый, десятый и одиннадцатый дни месяца аль-Мухаррам. Также можно поститься на девятый и десятый дни или только на десятый . В то же время нужно не забывать, что во всех трех случаях пост является дополнительным , но воздаяние за него велико: «Пост в день ‘Арафа является причиной искупления грехов прошедшего года и будущего, а пост в день ‘Ашура’ – искупления грехов прошедшего» , . Имам ан-Навави, комментируя хадисы о прощении грехов, сказал: «В первую очередь компенсируются незначительные прегрешения человека (сагаир). Если таковых нет, то снижается бремя больших грехов (кабаир). Если последние также отсутствуют, то повышается степень праведности человека пред Богом» .

Пост в день ‘Ашура’ в очередной раз подтверждает единство корней монотеистических религий, в том числе и в религиозной практике.

Ответ на вопрос про день ‘Ашура’

Известно, что день ‘Ашура’ у мусульман-шиитов сопровождается глубоким трауром. Имеет ли это обоснование в Сунне пророка Мухаммада (да благословит его Господь и приветствует)?

В соответствии с Сунной Пророка день ‘Ашура’ является исторически примечательным днем, как было сказано ранее, и днем, в который дополнительный пост значительно вознаграждаем. Ничего другого в достоверной Сунне относительно этого дня не оговаривается .

Что касается траура у мусульман-шиитов, то это результат исторического совпадения гибели Хусейна, внука пророка Мухаммада, и дня ‘Ашура’. Убит он был именно в десятый день месяца аль-Мухаррам. Сторонники Хусейна сделали этот день траурным, выдумав в оправдание своего новшества некоторое количество хадисов. Те же, кто способствовал гибели внука Пророка, сделали этот день праздником, также внедрив в практику выдуманные хадисы, якобы оправдывающие каноническую обоснованность этого. Такого рода фанатизм и нововведения строго отвергаемы Исламом и неприемлемы. Ученые-мухаддисы исключили все эти недостоверные хадисы из религиозного обихода, однако на уровне народных обычаев это встречается и сегодня.

Слепой и глухой фанатизм делит людей на противоборствующие стороны, делает их врагами, когда они должны бы быть пред Богом родными душами. В Коране сказано: «И воистину, это - мой путь, являющийся прямым, следуйте же ему. Не следуйте путям, которые удаляют вас от стези Господа [удаляют вас от веры]. Завещает Он [Господь миров] вам это, возможно, вы будете богобоязненны [оживете душою, прозреете и начнете отличать добро от зла, стремясь делать первое и не искать оправданий последнему]» (Св. Коран, 6:153).

См., например: Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. В 45 т. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2012. Т. 29. С. 219; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 5. С. 307.

Св. х. Ахмада. См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 5. С. 309, 310 и 311.

См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 438, хадис № 128–(1130).

См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 592, хадис № 2002; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 5. С. 311.

Св. х. ат-Табарани. См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 5. С. 310.

См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 452, хадис № 202–(1163) и похожий по смыслу хадис № 203–(1163); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 4. Ч. 8. С. 54 и 55, хадис № 202–(1163) и пояснение к нему; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 276, хадис № 2429, «сахих».

Также см., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 243, хадисы № 739 и 740.

У ‘Икримы однажды спросили об этом. Он ответил: «Однажды племя курайшитов совершило нечто греховное. Это отяготило их сердца. Им сказали: «Поститесь в день ‘Ашура’. Это поспособствует искуплению греха». См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 5. С. 309; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 259; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. Т. 1. С. 399.

См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 592, хадис № 2002; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 436, хадис № 113–(1125); Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 277, хадис № 2442, «сахих».

Также см.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 592, хадис № 2001; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 436, хадис № 115–(1125).

См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 437, хадис № 124–(1127).

Также см.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1362, хадис № 4503.

См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 436, хадис № 117–(1126); Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 277, хадис № 2443, «сахих».

См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 563, хадис № 1892; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 436, хадис № 119–(1126).

См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 438, хадис № 129–(1131); аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 593, хадис № 2005.

См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 5. С. 310.

См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 438, хадис № 128–(1130); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 4. Ч. 8. С. 9, хадис № 128–(1130).

Также см.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 593, хадис № 2004; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 277, хадис № 2444, «сахих».

См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 592, хадис № 2003; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 438, хадис № 126–(1129).

Также хадисы по теме см., например: См.: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 4, с. 256, 257, хадисы № 1706, 1707, 1709-1713; Имам Малик. Аль-муватто [Общедоступный]. Бейрут: Ихья аль-‘улюм, 1990. С. 232, 233, хадисы № 665, 666, 667; аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим. Т. 1. С. 439–440; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. В 2 т., 4 ч. Каир: аль-Хадис, [б. г.]. Т. 1. Ч. 2. С. 339, хадисы № 2442–2444; Ибн Абу Шейба А. Аль-мусаннаф фи аль-ахадис ва аль-асар [Свод хадисов и повествований]. В 8 т. Бейрут: аль-Фикр, 1989. Т. 2. С. 470–473; ас-Сан‘ани А. Аль-мусаннаф [Свод хадисов]. В 11 т. Бейрут: аль-Мактаб аль-ислами, 1983. Т. 4. С. 285–291, хадисы № 7831–7852.

См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 439, хадис № 133–(1134); аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 260, хадис № 1714; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 277, хадис № 2445, «сахих»; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 5. С. 308.

См., например: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 260, хадис № 1714 (последний риваят); аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 5. С. 308.

См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 5. С. 308.

См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 5. С. 309.

Человек верующий понимает, что такого рода хадисы не допускают совершения грехов на протяжении лет, будто грехи могут быть быстро искуплены одним-двумя днями поста. Такого рода хадисы раскрывают суть, благодать (баракят) и великую ценность пред Богом некоторых дней, совершение благих дел в которые наиболее примечательно, и, если хотите, – выгодно в плане благостности в этой жизни и в вечности.

Хадис от Абу Катады; св. х. Ахмада, Муслима и Абу Дауда. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 451, хадис № 197–(1162); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 312, хадис № 5055, 5057, «сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 254, хадис № 1701.

См.: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 4. Ч. 8. С. 51, хадис № 197–(1162); аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари [Опора гостя]. В 20 т. Египет: Мустафа аль-Баби, 1972. Т. 1. С. 267, 268; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 255; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. Т. 1. С. 398.

См., например: Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. В 45 т. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2012. Т. 29. С. 221.

Существуют такие недостоверные хадисы: «Кто будет щедр в этот день к своей семье, к тому будет щедр Аллах (Бог, Господь) на протяжении последующего года» и «Кто помажет сурьмой глаза в день ‘Ашура’, у того они никогда не будут болеть». Имеется несколько хадисов такого рода, но все они, по мнению ученых-хадисоведов, являются недостоверными или выдуманными (мавду‘). См., например: аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас. В 2-х ч. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмия, 2001. Ч. 2. С. 253, хадис № 2641 и пояснение к нему; аль-Албани М. Сильсиля аль-ахадис ад-да‘ифа и аль-мавду‘а [Серия недостоверных и выдуманных хадисов]. В 4 т. Ар-Рияд: аль-Ма‘ариф, 1992. Т. 2. С. 89.

Мухаррам является одним из высокочтимых священных месяцев для мусульман. Самым ценным днём месяца Мухаррам является день ‘Ашура. Ашура – от слова «ашара», что означает «десять». На 10 мухаррама приходится сотворение Всевышним Аллахом Небес, Земли, Арша, Аль-Курси (Престола), ангелов, Адама, мир ему, переселение Адама в Рай и принятие от него покаяния после грехопадения; множество счастливых случаев, связанных с пророками. Так, в этот день Аллах даровал Нуху, мир ему, и его последователям, находившимся вместе с пророком на ковчеге, спасение от гибели; также в день Ашура Аллах даровал пророку Мусе, мир ему, и сынам Исраиля спасение от Фараона, после чего Муса, мир ему, стал соблюдать пост 10 числа месяца Мухаррама.

Поклонение

В День Ашура читают молитвы и Священный Коран, раздают садака , радуют детей и близких, совершают другие богоугодные дела. Желательно соблюдать трехдневный пост в день Ашура, а также в предыдущий и последующий дни – 9, 10 и 11-го мухаррама . От Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передается, что Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Лучший пост после Рамадана, пост в месяц Аллаха Мухаррам, а лучшая молитва после предписанных, молитва, совершаемая ночью!» (Муслим)

Достоверные хадисы о дне Ашура

Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Тот, кто щедр (материально) к своей семье в день Ашура, тому Аллах сделает обильным (в пропитании) и другие годы» (аль-Хайсами, ат-Табарани, хадис слабый). Суфьян ас-Саври (да будет доволен им Аллах) сказал: «Мы проверили этот хадис и нашли его действующим» т.е., то, что говорится в этом хадисе об обещании обильности пропитания, исполнилось.

Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, говорил: «Я не видел Посланника Аллаха более усердствующим в соблюдении поста, как в день Ашура и месяц Рамадан» (Муслим)

Айша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «В джахилии (доисламская эпоха) курайшиты соблюдали пост в день Ашура, и Посланник Аллаха, мир ему и благословение, тоже соблюдал пост в этот день в Мекке. Когда Пророк, мир ему и благословение, совершил хиджру (переселение) в Медину, он повелевал всем поститься в этот день и сам постился до тех пор, пока не было предписано поститься в месяце Рамадан, тогда Мухаммад, мир ему и благословение, сказал: “Кто хочет, поститесь в Ашура, а кто не хочет, может и не поститься”» (Аль-Бухари). Из этого хадиса следует, что в этот день очень желательно соблюдать пост, однако не является предписанием для общины. Что касается поста курайшитов в доисламский период, то ученые пишут в толковании, что, возможно, иудеи подсказали это действие курайшитам, так как иудеи являются ахль аль-Китаб (людьми Писания), а курайшиты были многобожниками.

Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, передал: «Поистине, когда Посланник Аллах, мир ему и благословение, прибыл в Медину, он нашел иудеев постящимися, и они сказали (когда их спросили): “Это великий день, в котором спасся Муса, мир ему, и Его народ от Фараона, поэтому Муса, мир ему, соблюдал пост и мы постимся в знак благодарности Господу”. Тогда Пророк, мир ему и благословение, изрек: «Мы (мусульмане) более достойны поститься из почтения к пророку Мусе, мир ему, в знак благодарности Аллаху”,– и повелел соблюдать пост в этот день» (Муслим)

Посланник Аллаха, мир ему и благословение, избегал сходства с людьми Писания (христианами и иудеями), поэтому он сказал: «Если я доживу до следующего года, то непременно повелю, чтобы соблюдали пост до (девятый день) или после (одиннадцатый) дня Ашура (то есть, совместно с днем Ашура соблюдать один из дней до или после)».

Если человек будет соблюдать только пост в день Ашура без других дней (до или после), то этого тоже будет достаточно.

Намерение (ният) на пост в день Ашура: «Я намереваюсь завтра соблюдать суннат (желательный) пост в день Ашура ради Аллаха». Если у человека есть пропущенные обязательные посты, то он может совместить в намерении и пропущенный пост, сказав: «Я намереваюсь завтра возместить пропущенный обязательный пост ради (во имя) Аллаха», и тогда он, иншаАллах, с соблюдением этого поста не только отдаст свой долг, но и получит воздаяние за желательный пост в этот день.



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Доступно в форматах: EPUB | PDF | FB2 Страниц: 352 Год издания: 2009 Дважды Герой Советского Союза В.С.Архипов прошел путь от красноармейца...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS