Разделы сайта
Выбор редакции:
- Гадание в новый год для привлечения денег Как правильно гадать на новый год
- К чему снится клещ впившийся в ногу
- Гадание на воске: значение фигур и толкование
- Тату мотыль. Татуировка мотылек. Общее значение татуировки
- Что подарить ребёнку на Новый год
- Как празднуют день святого Патрика: традиции и атрибуты День святого патрика что
- Как научиться мыслить лучше Я не умею быстро соображать
- Эти признаки помогут распознать маньяка Существует три способа достижения абсолютной власти
- Как спастись от жары в городской квартире
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?
Реклама
«Главные герои романа И. Гончарова «Обыкновенная история» |
Действие романа Гончарова “Обыкновенная история” происходит в конце первой половины XIX века, во время правления Николая I, когда были сильны реакционные настроения в обществе, когда достиг неимоверных размеров разросшийся бюрократический аппарат. И когда, несмотря на недавно отгремевшую Отечественную войну 1812 года, человеком столетия, даже в России, признавали Наполеона. Он был идеалом для дворянской молодежи. В России было много людей, считавших себя русскими наполеонами, людьми, рожденными на свет, чтобы изменить судьбу России. И не зря Петр Иванович ссылается на век, говоря, что, мол, век виноват во всем, что происходит с его племянником. Именно век так располагал к тем романтическим настроениям, которые преобладали в неискушенной, неопытной душе Александра Адуева, начиная с тех пор, когда он впервые увидел Петербург, и заканчивая тем днем, когда уже немолодой Адуев впервые трезво взглянул на прожитую им жизнь. Общая же протяженность романа, от начала до конца, со дня отъезда двадцатилетнего Александра Адуева в Петербург до дня его свадьбы, составляет полтора десятилетия, то есть для того, чтобы испробовать все “прелести” жизни в столице и осмыслить пройденный им путь, герою произведения потребовалось ровно пятнадцать лет. Роман «Обыкновенная история» Гончарова была написана в 1847 году, став первым серьезным произведением писателя. Книга раскрывает изменения в характере и мировоззрении героя под влиянием жизненных обстоятельств и социальных перемен. Главные героиАлександр Адуев – молодой человек, мечтательный, наивный, который меняется под влиянием дяди. Петр Иванович Адуев – богатый дядя Александра, сухой, прагматичный человек. Другие персонажиАнна Павловна Адуева – небогатая помещица, мать Александра, добрая и любящая женщина. Сонюшка – влюбленная в Александра девушка, его соседка в деревне. Александр Поспелов – близкий друг Александра. Наденька Любецкая – питерская невеста Александра, умная своенравная девушка. Лизавета Александровна – молодая жена Петра Ивановича Адуева, добрая, открытая женщина. Сурков – компаньон Петра Ивановича, ветреный мужчина, большой любитель женщин. Юлия Павловна Тафаева – молодая вдова, романтическая, возвышенная женщина, невеста Александра. Костяков – опустившийся старик, с которым Александр ловил рыбу. Лиза – юная девушка, дачница, влюбленная в Александра. Евсей – камердинер Александра Адуева, который жил с ним в Петербурге. Часть перваяГлава 1« Однажды летом, в деревне Грачах, у небогатой помещицы Анны Павловны Адуевой » в доме с раннего утра начались хлопоты. Все готовились к отъезду в Петербург единственного сына помещицы – молодого человека Александра. Анна Павловна согласилась отпустить сына « в Петербург на службу, или, как она говорила, людей посмотреть и себя показать », но предстоящая разлука давалась ей очень тяжело. Она принялась уговаривать Александра остаться в родных Грачах, жениться на Сонюшке – дочери Марьи Карповны, и спокойно жить, наслаждаясь красотами природы. Однако Александру наскучил тесный домашний мирок – он мечтал о славе и блестящих подвигах во славу Отечества. Будущее представлялось ему в самых радужных красках – « о горе, слезах, бедствиях он знал только по слуху ». На прощальный обед приехали сосед Антон Иванович, священник, Марья Карповна с дочерью Соней, а также близкий друг Александр Поспелов. Юноша простился с Соней, пообещав ей вернуться и устроить их счастье. В подарок от нее он получил « волосы и колечко ». Вместе с барином в Петербург отправился и его камердинер Евсей, возлюбленный ключницы Аграфены. Глава 2Приехав в Петербург, Александр первым делом навестил своего дядю Петра Ивановича Адуева – важного чиновника, который « слыл за человека с деньгами». Поначалу старший Адуев велел передать, что его нет дома, и он вернется только через три месяца, но, вспомнив доброту Анны Павловны, решил принять племянника. Петр Иванович взялся обучать юношу правилам поведения в светском обществе, рассказывал об особенностях петербургской жизни. Александр сравнивал Петербург с провинцией, и эти сравнения были не в пользу города на Неве: люди здесь были равнодушны, дома – однообразны, не было простора и красот природы. Дядюшка поделился с Александром, что здесь такие понятия как «любовь» и «дружба» имеют совсем иную ценность, и посоветовал выбросить волосы и колечко Сони, чтобы сосредоточиться на важных вещах. Петр Иванович устроил Александра в отделение департамента. Узнав, что племянник пишет стихи, он велел ему бросить это глупое занятие, а вместо рифмоплетства заняться переводами немецких статей о сельском хозяйстве, которые принесут ему дополнительный доход. Глава 3За два года жизни в Петербурге Александр « очень изменился, возмужал ». Он научился « владеть собою, не так часто обнаруживал порывы и волнения ». Продолжая служить в департаменте, юноша писал очерки, повести, стихи. Он не оставил мечты о любви, и спустя некоторое время признался дядюшке, что влюблен в очаровательную Наденьку Любецкую. Петр Иванович посоветовал ему жениться не по любви, а с расчетом, « ведь любовь пройдет – это уж пошлая истина ». Он также признался, что сам планирует вскоре связать себя узами брака. Глава 4« Жизнь Александра разделялась на две половины »: по утрам он работал в департаменте, а по вечерам бывал на даче у Любецких. Его избранница « была не красавица и не приковывала к себе мгновенно внимания », однако Александр полюбил ее за « ум пылкий, сердце своенравное и непостоянное ». Мать воспитывала Наденьку сама, без гувернантки, и всячески баловала ее. Она была одной из тех бесхитростных и добрых женщин, « которые находят прекрасным все, что ни делают детки ». В результате Наденька « распоряжалась и собою, и маменькою, и своим временем, и занятиями, как хотела ». В сумерках влюбленные уединялись в густом саду, чтобы помечтать о будущем. Наденька боялась, что эти счастливые минуты больше никогда не повторятся, но Александр неизменно уверял ее в вечности их чувства. Счастливый, он уплывал к себе на рассвете, чтобы утром вновь пойти на службу. Глава 5Достигнув « апогея своего счастия », Александр забросил службу и свои литературные труды. Дядюшка « советовал бросить пустяки », но юноша в ответ только улыбался и молчал. Петр Иванович предупредил, что не будет давать ему денег. Однако это не испугало влюбленного юношу, который искренне считал, « что он один на свете так любит и любим ». Александр вновь стал писать стихи, которые публиковал в журнале под другим именем. Однажды он послал и повесть, но ее вернули обратно с пожеланием больше трудиться. Незаметно прошел год, назначенный Наденькой в качестве испытательного срока. Александр был готов переговорить с ее матерью о предстоящей женитьбе, но все изменилось с появлением молодого, красивого и обходительного графа Новинского, который быстро вскружил голову девушке. Узнав, что Любецкие вернулись с дачи в город, Александр решил объясниться с Наденькой. Так он узнал, что она полюбила другого и не собирается выходить за него замуж. Оставшись наедине, несчастный влюбленный « начал рыдать громко, но без слез ». Глава 6Петр Иванович объяснил племяннику, что Наденька не виновата, что полюбила другого. Он посоветовал Александру отвлечься от грустных мыслей, занявшись полезным делом. Часть втораяГлава 1Прошел год, и Александр постепенно « перешел от мрачного отчаянья к холодному унынию ». Он сменил свою ненависть к Наденьке и графу на глубокое презрение. Ему даже « нравилось играть роль страдальца » – молодая жена Петра Ивановича, Лизавета Александровна, сочувственно слушала его жалобы и утешала, как могла. Женщина оказалась между двумя полюсами – холодным и расчетливым супругом, обеспечивающим ей достойную жизнь, и страстным племянником, готовым пойти на любые безумства ради любви. Лизавета Александровна и сама готова была пройти любые испытания, лишь жить полной жизнью. В своих страданиях Александр дошел до того, что стал презирать всех людей. Дядюшка привел его в чувство, обвинив в неблагодарности по отношению к другу Поспелову, дяде, тете и даже матери, которой тот не писал уже несколько месяцев. Лизавета Александровна взяла с него обещание творить, а Петр Иванович посоветовал не заниматься глупостями, а направить свою энергию на достижение финансового благополучия, после чего выгодно жениться. Глава 2После разговора с дядей Александр решил избрать свой собственный путь, чтобы пройти по нему « не робкими, а твердыми и ровными шагами ». Он с азартом принялся работать над повестью, но Петру Ивановичу она не понравилась. Он решил отправить повесть в журнал под своим именем, но ему сказали, что произведение написано молодым человеком, озлобленным на весь мир и с фальшивыми ценностями. Разуверившись в собственном таланте, Александр в сердцах сжег все свои литературные труды. Петр Иванович попросил племянника об одолжении. Его компаньон Сурков, большой любитель женщин, стал тратить крупные суммы на свое новое увлечение – прекрасную вдову Юлию Павловну Тафаеву. Александр должен влюбить в себя вдовушку, и тогда « капитал останется цел, заводские дела пойдут своим чередом ». Юноша нехотя согласился. Глава 3Юлии Павловне было около двадцати трех лет. Она была слабонервной молодой женщиной, но при этом очень хорошенькой, умной, мечтательной. Будучи воспитана на французских романах, Юлия была вынуждена в раннем возрасте выйти замуж за скучного, но обеспеченного и всеми уважаемого человека. Ее брак продлился пять лет. Александр и Юлия понравились друг другу, поскольку обладали схожими характерами. Вскоре Сурков, увидев, что вдова увлечена не им, охладел к ней. Петр Иванович поблагодарил племянника « за дружеское усердие », но тому было совестно признаться, что он по-настоящему влюблен в Юлию. Молодые люди решили пожениться, но спустя два года Александр устал от этих отношений. Юлия не могла смириться с мыслью, что жених разлюбил ее. В дело пришлось вмешать Петру Ивановичу, который объяснился с вдовой. Он предложил Александру выбросить любовь из головы и « заняться чем-нибудь поважнее ». Глава 4Александр уже три месяца не появлялся у дяди. Узнав, что племянник все время « играет с какими-то чудаками в шашки или удит рыбу », Петр Иванович забеспокоился. Он попробовал встряхнуть Александра, вернуть его к жизни, но все напрасно. После разрыва с Юлией молодой человек разочаровался в любви и дружбе, утратил смысл жизни. Все чаще он стал склоняться к мысли, что нужно было оставаться в своем уезде и жениться на Софье. Александр « искал беседы людей с желчным, озлобленным умом, с ожесточенным сердцем », или людей гораздо ниже его по развитию или социальному статусу. Так он познакомился с опустившимся стариком Костяковым, с которым частенько ловил рыбу. Однажды, во время рыбной ловли, Адуев увидел пожилого мужчину с дочерью – прекрасной юной девушкой по имени Лиза. Александр старался избегать общества Лизы, но тем самым невольно влюбил ее в себя. Несмотря на равнодушие по отношению к девушке, Александр все же согласился на свидание с ней. На следующий день вместо Лизы в беседке оказался ее отец, не веривший в порядочность молодого человека. После неприятного разговора у Александра брызнули « слезы из глаз, слезы стыда, бешенства на самого себя, отчаяния ». Сознание собственного ничтожества привело Адуева к мосту, но он так и не решился покончить жизнь самоубийством. Лиза ждала Александра до поздней осени, в то время как он спокойно рыбачил со стариком Костяковым в другом месте. Глава 5Со временем Адуев забыл и Лизу, и ее отца, он « опять стал покоен, даже весел ». Однажды Лизавета Александровна пригласила его на концерт, и, слушая прекрасную музыку Паганини, молодой человек с грустью вспомнил свои ушедшие годы. После концерта тетка вызвала Александра на откровенный разговор, и тот признался, что давно ищет душевного покоя, но никак не находит его. Он считал, что к его тоске причастен дядюшка, и по его вине он в двадцать пять лет состарился душой, потеряв веру в дружбу, любовь и собственный талант. Однако Александр не держал зла на дядю, который с самого начала предупреждал его обо всех сложностях жизни в Петербурге. Спустя две недели Александр принял решение уйти в отставку и « ехать в деревню ». Он простился с городом, в котором утратил все свои мечты, надежды и жизненные силы. Глава 6Анна Павловна едва узнала своего сына, когда тот вернулся в родной дом. Жалкий, изможденный вид Александра настолько поразил женщину, что она « горько заплакала ». Увидев Аграфену, Евсей « остановился как окаменелый, и смотрел на нее молча, с глупым восторгом » – даже спустя столько лет разлуки их чувства не остыли. Мать мягко расспрашивала Александра о его жизни в Петербурге, но « но никак не могла добиться причины, отчего он стал худ, бледен и куда девались волосы ». Евсей уверял хозяйку, что молодой барин похудел и подурнел из-за дороговизны в городе. Устав от мудреной жизни в Петербурге, Александр смог отдохнуть в провинции и обрести душевный покой. Так прошло полтора года, и он начал чувствовать скуку и желание вернуться в шумную столицу. Он написал тетке письмо, в котором признался, что позабыл все свои мечты и готов к реалиям жизни. Эпилог« Спустя года четыре после вторичного приезда Александра в Петербург » некогда подтянутый и молодцеватый Петр Иванович « как будто опустился ». Он в полной мере осознал, что его сухость по отношению к жене подорвала ее хрупкое здоровье, сделала жизнь пустой и бесцветной. Петр Иванович решил продать завод, отойти от дел и все время уделять Лизавете Александровна. В гости к дядюшке зашел Александр – за это время он « пополнел, оплешивел» , налился румянцем. Он дослужился до коллежского советника, получил крест. Александр объявил о своем намерении жениться. Его невеста очень богата, хороша собой, а больше ему ничего и не нужно. Александр признался, что все его увлечения были ошибками молодости. Петр Иванович был очень горд племянником, и даже разрешил в первый и последний раз обнять себя. ЗаключениеВ произведении показана неизбежность перемен в человеке под воздействием социума. Чистый и наивный юноша утрачивает все свои мечты и полностью меняет мировоззрение, чтобы соответствовать требованиям столичной жизни. Пересказ «Обыкновенная история» пригодится как для читательского дневника, так и для подготовки к уроку литературы. Тест по романуПроверьте запоминание краткого содержания тестом: Рейтинг пересказаСредняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 176. Произведения Ивана Александровича Гончарова отличают ясность и неторопливость повествования, мягкая, едва уловимая ирония автора и его интерес к повседневной бытовой жизни помещиков, которая показана вне социально-политических конфликтов, – писатель исследует нравственно-бытовые противоречия. При этом мы не чувствуем авторской оценки изображаемого. Медленно текущая повседневная жизнь героев как бы говорит сама за себя. В характерах людей писатель особенно ценил трезвость мысли и стремление к практической деятельности, основанной На опыте и реальных знаниях, отвергая всякую мечтательность, в том числе романтику. В романе “Обыкновенная история” писатель развенчивает восторженного романтика Александра Адуева, молодого человека, приехавшего в Петербург “людей посмотреть и себя показать”. Адуев-младший очень недоволен своей работой – разве об этом он мечтал? Дядя же в восторге: “Не прошло месяца, а уж со всех сторон так на тебя и льется. Там тысяча рублей, да редактор обещал сто рублей в месяц за четыре печатные листа: это ведь две тысячи двести рублей! Нет! Я не так начал!.. Напиши же к матери, что ты пристроен”. Убитый горем племянник ищет утешения у Петра Иваныча, которому трудно понять печали Адуева-младшего. Адуев-старший дает хороший урок Александру: “Не надо было грубиянить, избегать его (соперника) и делать ему гримасы, а напротив, отвечать на его любезность вдвое, втрое, вдесятеро… Наденьку… не раздражать упреками, снисходить к ее капризам, показывать вид, что не замечаешь ничего… Не надо было допускать их сближения до короткости… а между тем тихомолком вызывать в глазах ее соперника на бой… открывать и поражать слабые стороны соперника так; как будто нечаянно, без умысла, с добродушием… даже с сожалением… показать, что новый герой… так себе… – вот настоящая дуэль в нашем веке! Да где тебе!” Но Александру противны все эти “презренные хитрости”. Его право было талантливо показать жизнь, он это сделал, а как быть, каждый решает самостоятельно. (No Ratings Yet) Related posts:
Классические произведения всегда считаются лучшими публикациями для чтения. Они не только проверены годами, но и поднимают сложные, жизненно важные вопросы, которые актуальны в любые времена. В классической литературе мы находим самих себя, она заставляет нас задуматься о своем характере, образе мыслей, поведении и мышлении. Именно таким образчиком классической литературы и является “Обыкновенная история” Гончарова, краткому содержанию которой и будет посвящена наша статья. Что это за произведение? В чем его суть и смысл? Какова психологическая проблема “Обыкновенной истории” Гончарова? Давайте узнаем. Но перед тем, как лучше узнать произведение, давайте познакомимся с его автором. И. А. ГончаровСоздатель “Обыкновенной истории” - Иван Александрович Гончаров - родился в 1812 году, в семье именитых и богатых купцов. С раннего детства мальчик вел беззаботную пресыщенную жизнь - погреба и амбары были переполнены всевозможной провизией и сластями, в сундуках складывались золотые, хозяевам прислуживала дворня. В семь лет Ваня потерял отца. Его опекуном и воспитателем стал крестный Трегубов, добрый и просвещенный человек, моряк по профессии. Вначале он обучал ребенка сам, затем отдал его в училище в Москве. Восемь лет обучения помогли Ивану стать более зрелым и осведомленным, он пристрастился к чтению, сам захотел писать. Его идеалами становятся Пушкин и Карамзин, именно на них будущий писатель хочет равняться, именно им стремится подражать. В девятнадцать лет молодой Иван Гончаров поступает в столичный университет на факультет словесности. Здесь он знакомится с Белинским, Аксаковым, Лермонтовым, Тургеневым. Такие талантливые, глубокомыслящие друзья и товарищи оставляют неизгладимый след в открытой душе юноши. Он много размышляет о смысле жизни и вечных ценностях, литературе и искусстве, жизни народа и нравах дворянства. Окончив университет, молодой Иван Гончаров получает хорошую государственную должность, однако продолжает вращаться в литературных кругах Петербурга. Здесь он близко сходится с живописцем Николаем Майковым и его писательницей-супругой. У них знакомится с представителями культурной жизни столицы - поэтами, художниками, музыкантами… Продолжая трудиться на государственном поприще, занимая ответственные должности и важные посты, Иван Александрович начинает писать. Его первым произведением становится “Обыкновенная история”, последующими - знаменитые до сих пор “Обломов” и “Обрыв”. Чем примечательна первая книга Гончарова “Обыкновенная история”? Как писалось произведениеИстория создания “Обыкновенной истории” Гончарова охватывает довольно продолжительный период времени. Вообще он творил очень медленно и не спеша, детально обдумывая каждый росчерк и каждую мысль, стараясь постигнуть не только глубину характеров своих героев, но и историческое время, в которое жил и которое описывал. “Обыкновенная история” Гончарова (краткое содержание ее будет подано чуть ниже) была задумана автором еще в 1944 году. Последующие два года он трудился над своим творением, как всегда сосредоточенно отрабатывая каждое предложение, анализируя каждую ситуацию и каждую реплику героя. Несколько раз писатель дорабатывал свое произведение. В 1945 году, после прочтения набросков в семье Майковых, он внес некоторые изменения в рукопись, прислушавшись к дельным советам хозяина дома. Затем он корректировал сочинение непосредственно перед его изданием. История изданияКак был напечатан роман Гончарова “Обыкновенная история”? Вначале рукопись была доверена автором литературному меценату Языкову, однако тот счел произведение малозначительным и тривиальным и не захотел его показывать знаменитому критику Виссариону Белинскому. Если бы не Николай Некрасов, который забрал рукопись у Языкова и показал Виссариону Григорьевичу, мир, возможно, не увидел бы произведение напечатанным. Роман пришелся критику по вкусу. Он увидел в нем современное и актуальное веяние, а также тонкий психологизм и художественный реализм. В 1947 году произведение было куплено у Гончарова (за двести рублей за каждый лист) и напечатано в журнале “Современник”. Каков же сюжет “Обыкновенной истории” Гончарова, так заинтересовавшей знаменитых литераторов того времени? Начало повествованияКраткое содержание “Обыкновенной истории” Гончарова следует начать с описания отъезда молодого небогатого помещика Александра Федоровича, единственного сына добросердечной барыни Анны Павловны. Саша - симпатичный двадцатилетний романтик, только что окончивший университет. Он горит желанием послужить Отечеству, найти свою дорогу в жизни и пройти по ней рука об руку с нежной и доброй девушкой. Александр Федорович имеет много талантов, пишет стихи, он ожидает, что в Петербурге его ждет счастье и любовь. В родной деревне молодой человек оставляет влюбленную в него соседскую барышню Соню, девушку искреннюю и чистую. Та дарит ему на память локон и обещает ждать. Чтобы проститься с Сашей, приезжает его друг Александр Поспелов, специально проскакавший ради этого более ста пятидесяти километров. Молодые люди с теплотой вспоминают свои задушевные беседы о любви, верности и служении отечеству. Встреча с дядейВ столице Адуев приезжает к своему родному дяде по отцу, Петру Ивановичу, влиятельному чиновнику и зажиточному фабриканту. Однако тот поначалу даже не хочет принять племянника. Однако вспомнив, как добра была к нему Анна Павловна, Адуев-старший встречается с молодым человеком, но ведет себя сдержанно и холодно. Саше непонятна бесчувственность дяди, ему не по себе от городской церемонности и безразличия. Гуляя по Петербургу, юноша разочаровывается в столице. Ему не хватает девственной природы, бескрайних просторов, добродушия и приветливости знакомых. Между тем Петр Иванович собирается учить племянника уму-разуму. Он запрещает ему проявлять свои искренние чувства и эмоции, велит забыть Сонюшку и даже выкидывает ее подарки. Дядя находит Александру хорошо оплачиваемую, но нудную работу, и побуждает молодого человека забросить поэзию и литературу, как занятие малоприбыльное и глупое. Спустя два годаЧто происходит с главными героями “Обыкновенной истории” Гончарова через этот небольшой промежуток времени? Александр стал более городским и важным. Он продолжает работать в одном из государственных департаментов, дополнительно переводит статьи и время от времени пишет стихи или рассказы. Оказывается, молодой человек влюблен в юную девушку Надю, которая отвечает ему нежностью и взаимностью. Однако дядя осуждает их романтические отношения, утверждая, что для брака любовь не нужна. Любовь и предательствоЦелые вечера проводит влюбленный на даче у своей возлюбленной. Наденька воспитывается одной матерью, растет изнеженной и ветреной барышней. Она просит у Александра год, чтобы проверить свои чувства и воссоединиться вместе в счастливом браке. И вот тогда, когда назначенное время приближается, на горизонте юной барышни появляется другой человек - утонченный, богатый, именитый граф Новинский. Надя увлекается им и мало уделяет внимания Адуеву. Тот, терзаемый ревностью, ведет себя вызывающе и по отношению к возлюбленной, и по отношению к счастливому сопернику. Со временем девушка отказывает Александру. Для него это стало тяжелым ударом. Он бесшумно рыдает и тоскует по своему утраченному счастью. Дядя не понимает чувств юноши и, видя, что тот хочет вызвать графа на поединок, советует ему отомстить другим, более изощренным образом. Лишь тетя - молодая жена Адуева-старшего жалеет Сашу в его неразделенной любви. Прошло двенадцать месяцевАлександр по-прежнему страдает от Надиного отказа. Он теряет смысл в жизни, теряет веру в людей, ему кажется, что его окружают беспринципные злые невежды. Находя радость в сочинительстве, молодой человек целыми днями пишет повесть, но Петр Иванович критикует ее и доказывает племяннику, что ее никто не будет публиковать. Так и есть. Журнал отказывает печатать произведение, и молодой Адуев разочаровывается в своем таланте и своих способностях. Лизавета Александровна, жена Адуева-старшего, страдает от его холодности и отчужденности. Ей тягостно, что муж заботится о ее комфорте, забывая при этом о ее сердце и чувствах. Красавица-вдовушкаЮлия Тафаева - молодая женщина, рано овдовевшая, становится причиной беспокойства Петра Ивановича о своем компаньоне. Тот влюбился в девушку и тратит на нее все деньги. Поэтому дядя просит Александра поиграть с вдовой в любовь, чтобы отвлечь ее от своего партнера. Адуев-младший сомневается в своем успехе, но приударяет за красивой вдовой. Сам того не замечая, он влюбляется в опытную женщину и, как оказывается, взаимно. Молодые люди очень схожи. Они оба хотят нежности, бурных проявлений любви, всепоглощающей страсти. В своих чувствах они ищут уединения и желают принадлежать друг другу безраздельно. Но такое зависимое состояние, омраченное постоянной ревностью и неудержимостью возлюбленной, надоедают Александру. Он теряет к Юлии интерес, а та настаивает на женитьбе. Дядя помогает молодым людям объясниться и освобождает племянника от докучающих ему отношений. Депрессия главного герояРазрыв с Тафаевой не делает молодого мужчину счастливым. Он испытывает огромные сомнения - что-то не так пошло в его жизни. Он раскаивается, что приехал в Петербург, что бросил живописную деревенскую природу и милую Сонюшку. Однако такое переосмысливание жизни не побуждает главного героя к действиям. Он опускается все ниже и ниже, вяло работает, общается с неприглядной компанией, не посещает дядю. Петр Иванович старается расшевелить племянника, он взывает к его честолюбию и напоминает о карьере. Затем пытается пробудить в нем прежние романтические порывы, но тот оледенел душой и разочаровался во всем. В скором времени молодой человек увольняется со службы и уезжает из Петербурга к себе домой, полностью опустошенным и уставшим душой и телом. Но это еще не конецМать очень рада видеть сына, однако она обеспокоена его внешним видом и физическим состоянием. Со временем Александр свежеет и хорошеет. Природа и нежные воспоминания восстанавливают его силы. Он живет спокойной жизнью, но продолжает мечтать о Петербурге. Через полтора года мужчина пишет тете, что хочет вернуться в столицу и начать новую жизнь. Он понимает, что вел себя глупо, и хочет исправиться. Конец произведенияПрошло четыре года после вторичного возвращения Адуева в Петербург. Многое изменилось в семействе его дяди. Достигнув небывалых высот и богатства, Петр Иванович, наконец, понимает, что все это - была мишура, сейчас для него главное - здоровье любимой жены, которая медленно угасает от его холодности и замкнутости. Однако Лизавета Александровна уже потеряла радость в жизни и ей безразличны запоздалые чувства мужа. Совсем по-иному сложилась жизнь Александра. Мать его умерла, а он наконец нашел себя - стал уверенным и довольным, получил хорошую должность и завидный чин. Он собирается жениться на малознакомой девушке с хорошим приданном, которую не любит и даже не уважает. Адуев старший рад за племянника и впервые в жизни обнимает его. На этом заканчивается краткое содержание “Обыкновенной истории” Гончарова. Проблематика романаКак видим, писатель поднял в своем произведении серьезные психологические вопросы, относящиеся к потаенным душевным порывам и изменчивости человеческого сердца. Анализ “Обыкновенной истории” Гончарова показывает нам, как влияние общества и собственное мировоззрение может кардинально изменить человека, заставить его переступить через себя и свои убеждения, забыть собственные порывы и чаяния. Приспособившись к окружающей его системе, Адуев превратился из доброго мечтательного человека в жадного карьериста и беспринципного эгоиста. Под конец произведения он даже меняется с дядюшкой местами, так как тот становится более семейным и добродетельным, беспокоясь о здоровье любимой супруги. Об этом свидетельствует и характеристика героев “Обыкновенной истории” Гончарова. Образы произведенияЕсли раньше юный Саша предстает перед читателями привлекательным внешне и внутренне, которому невольно симпатизируешь и сочувствуешь, то со временем, переживая разочарования и находясь под влиянием богатого дяди, он превращается в обычного себялюбца, карьериста и притворщика. Серьезный анализ “Обыкновенной истории” Гончарова приводит читателя к мысли, что в бедах молодого человека, его трагедии и унынии, виноваты не другие, а он сам. Он, который бросил невинную, влюбленную в него Соню и свободную жизнь в деревне, и отправился покорять столицу. Он, который шел на поводу своей слабости, зациклившись на неразделенной любви и собственных чувствах. Разве плохо быть богатым? Разве плохо иметь высокооплачиваемую должность? Конечно, нет! Это все очень хорошо, если человек остается самим собой, если его сердце чисто, а совесть спокойна. Если он творит добро и думает о чувствах других. ИВАНКИН В. И. О КНИГЕ ГОНЧАРОВА «ОБЫКНОВЕННАЯ ИСТОРИЯ» Я прочитал этот роман в следующем издании: Гончаров И. А. Обыкновенная история. – М.: Правда, 1981. – 352 с. Здесь представлена моя попытка разобраться в указанных проблемах. Диалог 1 Суждения племянника и дядюшки о любви во время наставлений дядюшки: Дядюшка: Дядюшка: Племянник: Племянник: Дядюшка: Племянник: Дядюшка: Племянник: Здесь следует вставить сетование Лизаветы Александровны на своего мужа: «О любви он ей никогда не говорил и у ней не спрашивал; на ее вопросы об этом отделывался шуткой, остротой или дремотой. Вскоре после знакомства с ней он заговорил о свадьбе, как будто давая знать, что любовь тут сама собой разумеется и что толковать о ней много нечего … Весь кодекс сердечных дел был у него в голове, но не в сердце …Но боже мой! – ужели он женился только для того, чтобы иметь хозяйку, чтоб придать своей холостой квартире полноту и достоинство семейного дома, чтоб иметь больше веса в обществе?... Да разве он не постигает со всем своим умом, что и в положительных целях женщины присутствует непременно любовь? …Она взглянула на роскошную мебель и на все игрушки и дорогие безделки своего будуара – и весь этот комфорт …показался ей холодною насмешкой над истинным счастьем». Племянник: Дядюшка: Меня интересовал вопрос: «намотал ли на ус» Александр то, чему учил его Петр Иваныч? Обратимся к Диалогам 2-3. Диалог 2 Суждения племянника и дядюшки о любви после наставлений дядюшки Дядюшка: Диалог 3 Суждения племянника и тети о любви и женитьбе после наставлений дядюшки Племянник: Лизавета Александровна: Племянник: Лизавета Александровна: Племянник отвечает, глядя на дядюшку: Когда дядюшка сказал племяннику, что бросает службу, то Александр в изумлении воскликнул: «Что вы, дядюшка! …ведь вам нынешний год следует в тайные советники …» Дядюшка: Теперь отвечаю на вопрос заданный ранее: «намотал ли на ус» Александр то, чему учил его Петр Иваныч? 1. Как помнится, автор вступительной статьи предлагала читателю самостоятельно выбрать пример для подражания – дядюшку или племянника. 2. Роман «Обыкновенная история» опровергает известную поговорку «горбатого могила исправит» - характеры и племянника и дядюшки меняются. Распространенность данной поговорки я объясняю тем, что изменить характер человека очень сложно, для этого требуется колоссальная духовная работа. Понимание этого требования обычно отсутствует. Вот и кажется, что человека не изменишь. Дядюшке же удалось «исправить» племянника. «Положительный» результат получен через четыре года. 3. С точки зрения содержания роман «Обыкновенная история» относится к художественной литературе, а с точки зрения проблемы отношения между людьми и воспитания - это добротные рекомендации, которые можно отнести к жанру увлекательной, популярной психологии. 4. И, наконец, предложенный дядюшкой вид дуэли я бы назвал миротворческим, в отличие от обычного – боевого. Оружием в такой дуэли является не шпага и не пистолет, а речь, похожая на дипломатическую: тонкая, искусная, без резкостей, угроз и т. п. Если исключить скрытые цели, направленные на ловкое устранение соперника, то я бы сказал, что миротворческая дуэль похожа на то, что сегодня психологи называют бесконфликтным общением. *P. S. Мой эмоциональный всплеск вызван в ракурсе удручающего вывода: современные «психологи не участвуют в решении жизненно важных проблем» (см.: Анцупов А. Я., Кандыбович С. Л., Крук В. М., Тимченко Г. Н., Харитонов А. Н. Проблемы психологического исследования 1050 докторских диссертаций. 1035-2007 гг/Под ред профессора Анцупова А. Я. – М.: Студия «Этника», 2007. – С. 92).
© Иванкин В. И., 2017 Рецензии Здравствуйте, Владимир! Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей. |
Популярное:
Новое
- К чему снится клещ впившийся в ногу
- Гадание на воске: значение фигур и толкование
- Тату мотыль. Татуировка мотылек. Общее значение татуировки
- Что подарить ребёнку на Новый год
- Как празднуют день святого Патрика: традиции и атрибуты День святого патрика что
- Как научиться мыслить лучше Я не умею быстро соображать
- Эти признаки помогут распознать маньяка Существует три способа достижения абсолютной власти
- Как спастись от жары в городской квартире
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?