Главная - Мышление
Кто такой имам Азам? Краткая биография из жизни Абу Ханифы.

Имам Абу Ханифа был учителем старших мухаддисов, в том числе и Абдуллах ибн Мубарак, который был учителем всемирно известного имама-мухаддиса аль-Бухари.

Простота имама Абу Ханифы

Один человек вошёл на рынок Куффы и стал расспрашивать человека, которого он встретил, о том, где находится лавка имама Абу Ханифы, где торгует имам фикха. А этот человек сам оказался имамом Абу Ханифой. Имам ответил ему: «Он не учёный фикха, он сам себя поставил муфтием».

Как имам Абу Ханифа решил проблему Амаша

Имам Амаш из числа табиинов и известный мухаддис. Родился в 61-м году по хиджре и покинул этот мир в 147-м году по хиджре. Он знал наизусть 4000 хадисов и не носил с собой книги. Внешне он не был красивым, но ему Аллах даровал красивую жену, которая каждый раз ругалась с имамом Амашом, прося у него развода. Однажды после ночного намаза по какой-то причине между мужем и женой произошла очередная ссора. В конце концов, жена перестала разговаривать с имамом. Как бы имам Амаш ни старался, но его жена не хотела разговаривать с ним. Тогда он очень рассердился и поклялся: «Если ты не будешь разговаривать со мной этой ночью, я даю тебе развод».

После того как Амаш произнёс эти слова, он увидел вокруг себя своих маленьких детей, задумался и сильно пожалел о сказанном. Он пошёл к одному человеку, к другому, чтобы они помогли ему решить его проблему. Но никто не смог помочь ему в этом. В конце концов, он пошёл к имаму Абу Ханифе и рассказал о случившемся. Имам сказал ему: «Не нужно беспокоиться, успокойся. Сегодня ночью азан в вашем селе прокричат до наступления истинного рассвета. Я скажу, чтобы в вашем селе этой ночью азан прокричали раньше положенного времени».

Имам сам пошёл в село Амаша и попросил муэдзина, чтобы тот до истинного рассвета прокричал азан. Муэдзин так и сделал. Жена Амаша, которая только и ждала утренний азан и уже собрала все свои вещи, чтобы уйти к родителям, как только услышала азан, на радостях воскликнула: «Хвала Аллаху за то, что избавил меня от такого человека!» А имам Амаш сказал на это: «Хвала Аллаху за то, что из-за уважения к имаму Абу Ханифе муэдзин прокричал азан раньше времени и этим сохранил нас от развода!»

Знания Абу Ханифы взяты у Хизри, мир ему

Азхар сын Кияса рассказал: «Я увидел во сне Пророка (мир ему и благословение), а позади него были двое, а в эту ночь я долго читал книги имама Абу Ханифы. Во сне мне сказали, что впереди – Пророк (мир ему и благословение), а те двое, что позади него, это Абу Бакр и Умар. И я сказал, что хочу задать несколько вопросов Пророку (мир ему и благословение). И мне сказали: «Спрашивай негромким голосом». Я спросил у Пророка (мир ему и благословение) об имаме Абу Ханифе, и мне был дан ответ, что знания Абу Ханифы взяты у Хизри (мир ему)».

Я стесняюсь имама Абу Ханифы

Имам аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, пришёл к могиле имама Абу Ханифы, и в это время наступило время утренней молитвы. Имам аш-Шафии не прочитал дуа-кунут в намазе и не прочитал вслух бисмиллах.

И у имама кто-то спросил: «Почему вы не прочитали дуа-кунут в намазе и не прочитали вслух бисмиллах?» Имам ответил: «Я стесняюсь хозяина этой могилы». То есть имама Абу Ханифы. Проявляя уважение и адаб, имам аш-Шафии оставил свой мазхаб и последовал мазхабу имама Абу Ханифы.

Сон Абу Ханифы и его толкование Ибну Сирином

Ибн Хилликан от Абдуллы, сына Мубарака, передал этот случай. Как-то раз имам Абу Ханифа увидел во сне, что он открыл могилу Посланника Аллаха (мир ему и благословение) и собирал его кости. Проснувшись утром, он очень удивился и забеспокоился. Имам сразу же пошёл к толкователю снов Ибну Сирину. Не представляясь, имам начал рассказывать свой сон. Имам Ибну Сирин растолковал этот сон так: «Увидевший этот сон распространит и поможет этой религии так, как никто другой. И возвысится так, что никто его степени не достигнет ». («Тарих аль-Багдад», 14 том, стр. 445).

После этого толкования Ибну Сирин сказал: «Возможно, этот сон увидел Абу Ханифа». Имам Абу Ханифа сказал: «Уважаемый, я сам Абу Ханифа». Ибну Сирин сказал: «Покажи правое плечо». Когда Ибну Сирин увидел маленькие чёрные родинки, он сказал: «Да, на самом деле, ты Абу Ханифа».

Не получился развод, когда поймали вора

Имам Мухаммад рассказывает: «В один дом забрался вор. Когда он уже собрал все вещи, что были в доме, и собирался уходить, как вдруг в дом вошёл хозяин. Вор схватил хозяина и силой принудил, чтобы тот сказал: «Если я скажу, что приходил вор или же кому-то скажу о том, кто был вором, то моя жена в талаке (разводе)». Вор взял все вещи и унёс их. На следующий день хозяин дома пошёл на рынок и увидел, как вор продаёт его вещи, но из-за данной клятвы он ничего не смог сказать тому наглецу, равно как и рассказать другим о случившемся. Он просто стоял на рынке, смотря на свои вещи и не зная, что делать. Но принял для себя решение, что посоветуется с Абу Ханифой. Он пошёл к Абу Ханифе и рассказал о том, что произошло. Имам сказал: «Иди и приведи ко мне муэдзина и старейшин села». Тот пошёл и сделал так, как сказал имам. Когда они пришли, имам спросил: «Вы хотите, чтобы этому человеку вернули украденные у него вещи?» Они ответили: «Да». Тогда имам сказал: «Всех воров соберите в одном доме или в одной мечети и по одному выпускайте, а этот человек пусть стоит за дверью. И всякий раз, когда будете выпускать очередного вора, то у этого человека спрашивайте: «Этот твой вор?» Если он не будет его вором, то пусть скажет, что это не он, а если это будет его вор, то пусть молчит и ничего не говорит, и вы задержите этого вора, и так у нас талак (развод) не получится».

Люди сделали, как сказал имам, и поймали вора, талак не получился. Аллах вернул имущество хозяину, сделав причиной имама Абу Ханифу.

Знания Абу Ханифы и нужда людей

Кардари передаёт от Фазла сына Халида, что он увидел во сне Пророка (мир ему и благословение) и спросил его о знаниях имама Абу Ханифы. Пророк (мир ему и благословение) ответил: «У него есть знания, в которых будут нуждаться люди».

Материал: Мухаммад-Фарук Азимов,

преподаватель медресе имени имама Абу Ханифы

Имам имамов, светоч уммы, предводитель факихов и муджтахидов, хафиз-хадис, хазрат, имам Абу Ханифа, рахимахуллах, был уважаемым муджтахидом, мухаддисом и авторитетной личностью. Он действительно был аскетичным, мудрым и набожным.

Огромное количество мухаддисов, а также ученых ханафитского, шафиитского, маликитского и ханбалитского мазхабов единодушны в признании достоинств и сильных сторон имама. Тысячи трудов были написаны имамом Абу Ханифой, рахимахуллах. Имам Абу Ханифа, рахимахуллах, - единственный из всех имамов, удостоившийся титула «Имам-Азам» (Величайший из имамов). Его назвали так не потому, что он был первым из четырех имамов в фикхе, и не потому, что у него больше всего последователей в мире, а именно потому, что он первым из числа ученых Ахлю-с-Сунна стал вести диспуты с заблудшими – шиитами, атеистами, хавариджами и мутазилитами(отрицающие сифаты Аллаһа).

Значительное количество ученых и мухаддисов остались приверженцами имама Абу Ханифы, рахимахуллах, и более половины уммы Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, и по сей день продолжает придерживаться его учения.

Он родился в эпоху сахабов(сподвижнки Пророка, мир ему и благословение Аллаха). Воздержанность, богобоязненность, щедрость, ученость, добродетельность - все эти качества были присущи имаму Абу Ханифе, рахимахуллах.

Он был родом из Куфы, которая в то время была мощнейшим центром хадисов. В этом городе проживали тысячи сподвижников Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. В Куфе родилось более тысячи факихов, из которых сто пятьдесят были сподвижниками Святого Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Куфа была тем городом, в котором когда-то проживали почтенный хазрат Абдулла ибн Масуд, радыаллаху анхум и почтенный хазрат Абу Хурайра, радыаллаху анхум.

Именно в этом известном образовательном центре и получил воспитание и образование имам. Также много знаний и пользы он извлек и у ученых Аль-Харамейн (Мекки и Медины).

Год и место рождения

80-й год по хиджре, г. Куфа (Ирак).

Известные обращения к нему

Имам Азам / Абу Ханифа, рахимахуллах

Особенный факт

Единогласно признается, что имам Абу Ханифа, рахимахуллах, был табиином (те, кто видел сахабов). В разных источниках приводятся различные данные по количеству сподвижников, которых видел имам. Сахиб-Икмаль передает, что их было двадцать шесть, в то время как хафиз Ибн Хаджар говорит о восьми. С принципиально иным мнением выступает хафиз Аль-Миззи, который говорит о семидесяти двух сподвижниках.

Получение знаний

Начальные исламские знания имам Абу Ханифа, рахимахуллах, приобрел еще в детстве, но период обучения продолжался недолго в связи со скорой кончиной его отца. Впоследствии, он продолжил семейное дело.

Источник заработка

Торговля шелком

Продолжение обучения

К 22-м годам большая часть его свободного времени проходила в дебатах. В этот период имам Ша’би, рахимахуллах, посоветовал имаму Абу Ханифе, рахимахуллах, приобщиться к какому-нибудь ученому.

Он защищал убеждения Ахлю-с-Сунна, акыду сподвижников и таби’инов, он опровергал разных сектантов, которые ее искажали. Именно в этом он в первую очередь стал имамом, достиг степени имама. Потом, как ему сказал его учитель Хаммад, он оставил эти темы, и углубился в фикх, и стал в нем муджтахидом, потому что в решении вопросов фикха стали больше нуждаться. Сначала он опроверг заблудших, а потом занялся вопросами фикха, вопросами каждодневной практики, которые требовали больше внимания.

Наиболее значимый учитель фикха

Имам Хаммад, рахимахуллах

Наиболее значимый учитель хадисов

Имам Амир Ша’би, рахимахуллах,

Количество переданных хадисов

4 000 хадисов, из которых 2 000 хадисов были получены у одного только имама Хаммада, рахимахуллах.

Значимые принципы определения приемлемости хадисов, на которые опирался имам Абу Ханифа, рахимахуллах

Хадис должен запоминаться в правильной форме с самого первого дня, когда он был услышан, до самого момента его передачи.

Хадис должен исходить от Святого Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и передаваться только по цепочке абсолютно надежных людей.

Любые хадисы, которые противоречат Корану или другим известным хадисам, не принимаются.

Краткий список учителей имама Абу Ханифы, рахимахуллах

Амир ибн Шурахбиль, Ша’аби Куфи, Алькама ибн Мартад, Зияд ибн Илака, Ади ибн Сабит, Катада Басри, Мухаммад ибн Мункадир Мадни, Симак ибн Харб, Кайс ибн Муслим Куфи, Мансур ибн Умар и многие другие.

Краткий список учеников имама Абу Ханифы, рахимахуллах

Кади Абу Юсуф, Мухаммад ибн Хасан, Зуфар ибн Хузайль, Хаммад ибн Абу Ханифа, Абу Исмат Мугира ибн Миксам, Юнус ибн Исхак, Абу Бакр ибн Айяш, Абдулла ибн Мубарак, Али ибн Асим, Джафар ибн Аун, Убайдулла ибн Муса и многие другие.

Труды имама Абу Ханифы, рахимахуллах

- «Китаб-уль-Асар» - труд, созданный на основе 70 тысяч хадисов,
- «Алим-уаль-мута‘аллим»,
- «Аль-Уасия»,
- «Рисаля»,
- «Аль-Фикх аль-Акбар»,
- «Джами’уль Масанид»,
- «Китабуль Рад аляль Кадирия» и многие другие.

Качества имама Абу Ханифы, рахимахуллах:

Беспристрастность

Имам Абу Ханифа, рахимахуллах, никогда ни от кого не принимал покровительственных даров и поэтому не был никому обязан.

Гуманность и щедрость

Однажды, увидев проходившего мимо имама Абу Ханифу, рахимахуллах, прохожий свернул на другую дорогу. Когда имам Абу Ханифа, рахимахуллах, спросил его о причине такого поступка, тот ответил, что он устыдился, поскольку был должен имаму Абу Ханифе, рахимахуллах, 10 тысяч дирхамов. Скромность человека поразила имама Абу Ханифу, рахимахуллах, и он простил должнику его долг.

Отзывчивость

Однажды, находясь в мечети, имам услышал весть о том, что с крыши упал человек. Имам немедленно покинул собрание и, не надевая туфли, босиком устремился к месту происшествия. До тех пор, пока здоровье упавшего не пришло в норму, имам ежедневно навещал его, ухаживая за ним.

Манеры

Имам никогда не начинал говорить, если только в этом не было необходимости. Один человек как-то сказал Суфьяну ас-Саури, рахимахуллах, что он никогда не слышал, как имам злословил о ком-то. Суфьян, рахимахуллах, ответил: «Абу Ханифа, рахимахуллах, не настолько глуп, чтобы разрушать свои собственные хорошие поступки».

Воздержанность и богобоязненность

Передают: «Я ни разу не видел, чтобы имам Абу Ханифа, рахимахуллах, отдыхал в ночные часы».

Передает Абу Нуайм: «Даже перед исполнением намаза имам Абу Ханифа, рахимахуллах, плакал и взывал к Аллаху».

«В Коране нет такой суры, которую бы я не читал во время нафль-намазов» (Абу Ханифа).

Хариджа ибн Мусаб передает, что есть четыре религиозных лидера, которые полностью прочитали весь Коран за один ракаат. Это Усман ибн Аффан, радыаллаху анхум, Тамин Дари, радыаллаху анхум, Саид ибн Джубайр, рахимахуллах, и имам Абу Ханифа, рахимахуллах.

Однажды прошла весть об украденной овце. Имам Абу Ханифа начал узнавать, как долго живут овцы. Разузнав, он не ел мясо овцы в течение семи лет, боясь, что это мясо может принадлежать украденному животному.

Сорок лет подряд имам Абу Ханифа, рахимахуллах, совершал намаз фаджр с омовением, которое он брал для намаза иша.

Количество хатмов Корана каждый Рамадан

Шестьдесят

Количество совершенных им хаджей

Пятьдесят пять

Испытания и невзгоды

Испытание первое

Во время правления Ибн Хубайры имам Абу Ханифа, рахимахуллах, отказался от его предложения занять пост верховного судьи (так как имам не хотел помогать в порочных делах).

Последствия отказа

Его проводили через весь город на лошади, при этом хлестая его 10 раз, ежедневно в течение 11 дней подряд.

Испытание второе

Во время правления Абу Джафара Мансура это предложение было сделано повторно, и снова последовал отказ.

Последствия отказа

Заключение в темницу и жестокое избиение.

Продолжение испытания

Халиф Абу Джафар Мансур снова настоятельно потребовал от имама пересмотреть свое решение. В конце концов, имам поклялся Аллахом, что не примет его.

Последствия

С имама сняли рубашку и нанесли 30 ударов плетью. Кровь текла до самых пяток. Его в очередной раз заточили в темницу и 15 дней ограничивали питание, после чего его заставили выпить яд, из-за которого он и пал смертью шахида.

Положение при наступлении смерти

Возраст и дата смерти

В возрасте 70 лет: в 150-м г. по хиджре в месяц Раджаб (есть также мнения, что это произошло в месяц Шаабан или в Шавваль).

Похороны

Было проведено 6 джаназа-намазов, для того чтобы смогли принять участие более пятидесяти тысяч человек, собравшихся на его похороны. Хаммад, его сын и единственный ребенок, возглавил последний джаназа-намаз.

Нуман ибн Сабит, больше известный как Абу-Ханифа (699-767 гг.), является самым известным и влиятельным факихом в истории Ислама. Его имя часто сопровождается почетным титулом «аль-Имам аль-Азам» («Величайший предстоятель»). По каким причинам так прозвали Абу-Ханифу? - рассуждения на этот счет и составили основу для настоящей статьи.

● Формальным поводом для этого могло послужить то обстоятельство, что Абу-Ханифа был самым старшим среди всех имамов - основателей суннитских мазхабов. Так, Малик ибн Анас родился в 713 г., а умер в 795 г. Имам Мухаммад аш-Шафии родился в год смерти Абу-Ханифы, а Ахмад ибн Ханбал - только в 780 г.

● Из всех этих имамов только Абу-Ханифа мог встречаться со сподвижниками Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего), хотя этот факт является предметом для дискуссий. Подобный вопрос для почитателей религиозного авторитета тех времен имел принципиальное значение. Дело в том, что с течением времени среди мусульман утвердилась идея богоизбранности двух поколений: сахабов и табиинов. В результате формализации данных понятий к сподвижникам стали относить всех людей, которые, будучи мусульманами, хотя бы раз в своей жизни видели Пророка Мухаммада, а к табиинам - тех, кто также, будучи мусульманами, видели и слышали хотя бы одного сподвижника. При этом было особенно важно не просто увидеть сахаба, но и получить от него хранимое им знание религиозного предания (хадис).

Признание ученого представителем поколения табиинов значительно повышало его религиозный авторитет. Вопросу о «преемничестве» Абу-Ханифы уделялось особое внимание еще и потому, что никто из виднейших факихов того времени (аль-Аузаи1, Суфьян ас-Саури2, Ляйс ибн Сад3, Малик ибн Анас и др.) не мог претендовать на подобный ранг.

Однако сложность заключается в том, что Абу-Ханифа родился хоть и раньше многих известных факихов, но все же довольно поздно для того, чтобы стать полноценным «преемником» сподвижников Пророка. К моменту, когда Абу-Ханифа начал более или менее осознанно воспринимать окружающую действительность, дожили лишь немногие из числа сахабов, - кто видел Пророка в таком же юном возрасте.

Биографы ученого склоняются к тому, что в детстве он видел Анаса ибн Малика4. Но они спорят о том, слышал ли Абу-Ханифа из уст Анаса изречения Пророка. Не исключено также, что из числа сахабов будущий имам встретил Абу-Туфайля Амира ибн Василя.

Однако Абу-Ханифа, формально подпадая под статус «преемника», в этом качестве для религиозной науки Ислама не представлял никакого интереса, так как в рамках мусульманской традиции ценность поколения табиинов заключалась, прежде всего, в том, что они сохранили для будущих потомков хадисы от Пророка Мухаммада. Стало быть, данные встречи возвышали религиозный авторитет Абу-Ханифы не как ученого, а лишь как человека, ибо благодаря ним он подпадал под благовествующий о табиинах аят Корана и соответствующие хадисы Пророка. Вместе с тем, сам Абу-Ханифа не без оснований считал, что уровень его познаний вполне соответствует знаниям табиинов. «Если имеется хадис от Божьего Посланника, - говорил он о своем научном методе, - то мы безоговорочно принимаем его. Если имеется несколько мнений сахабов, то мы выбираем между ними. Если же решение дано табиинами, то мы соперничаем с ними», ибо «они и мы - [обычные] люди» - добавлял ученый.

● Кроме того, Абу-Ханифа является первым богословом, разработавшим систему мусульманского права, которое, основываясь на законах Корана и Сунны, отвечало бы требованиям повседневной жизни. Для этого применялось глубокое логическое обоснование правовых источников, к которым приравнивались согласованное мнение религиозных авторитетов по какому-либо вопросу, и суждение по аналогии с Кораном и Сунной. При оглашении своего решения по какому-нибудь спорному или неясному вопросу, Абу-Ханифа не просто буквалистски подходил к источнику (аяту, или чаще - хадису), но выстраивал доводы истихсана5 (естественно, не входя в противоречие с принципами Ислама), таким образом доведя до совершенства технику рай6, впервые широко примененную одним из сподвижников Пророка Ибн Масудом.7

Собственно, именно по этой причине имам аш-Шафии сказал, что «мусульмане обязаны Абу-Ханифе достижениями в разработке фикха». Ведь до Абу-Ханифы такой науки, как фикх, не было вовсе.

● И все же формальные причины возвеличивания Абу-Ханифы лишь поверхностно объясняют этот его статус «Величайшего предстоятеля», который так полюбился всем многочисленным приверженцам ханафитской правовой школы. Более глубинными причинами следует считать масштабность фигуры имама, его выдающуюся неординарность и величайшие интеллектуальные способности.

Начнем с последнего. Сила логики у Абу-Ханифы была просто легендарной. Когда аш-Шафии спросил Малика ибн Анаса о кыясе Величайшего имама, тот ответил: «Если бы он заговорил с тобой об этой стене, доказывая, что она из золота, то он нашел бы аргументы». Следует отметить, что под кыясом тогда понимался не только технический юридический термин, обозначающий определенный правовой метод, но и рационализм в широком смысле этого слова, элементарная человеческая логика.

Хотя рационализм воспринимался традиционалистами как вторжение человеческого начала в богоданную религию и потому сурово осуждался, по Абу-Ханифе, кыяс имел ограниченную сферу применения в вопросах богослужебного и уголовного права. В целом методы Абу-Ханифы делали его мазхаб максимально приближенным к реалиям жизни. Из всех имамов - основателей мазхабов, только Абу-Ханифа жил и действовал в эпоху, когда еще не существовало как таковой ильм аль-хадис - науки о хадисах: собирание хадисов впервые началось по приказу халифа Умара II8. У Величайшего Имама просто-напросто не существовало под рукой базы для развития фикха на основе дальнейших достижений хадисоведения, и тем не менее он сделал невозможное: разработал методику истихсана и кыяса. Имам призывал юристов исходить из общих принципов благоразумия и справедливости - «предпочитать лучшее» (истихсан), хотя это не всегда было просто.

● На высочайшую набожность. Абу-Ханифы наложились особые человеческие качества. Так, хотя Абу-Ханифа давно обогнал своего учителя муфтия Куфы Хаммада ибн Абу-Сулеймана (через десять лет упорного обучения Абу-Ханифа осознал себя самостоятельным муджтахидом9 и захотел отделиться от своего учителя), в итоге он отказался от своего намерения. «Однажды вечером я решил, что так и поступлю, но, войдя в мечеть и увидев его [Хаммада], понял, что негоже оставлять его, подошел и сел вместе с ним», - говорил он. На занятиях Абу-Ханифа давно уже вступал в споры с Хаммадом, аргументированно отстаивал свою точку зрения так, что учителю нечем было ответить - и все же он до самой смерти Хаммада не покинул его, и еще восемь (!) лет провел в тени того, о ком вспоминают лишь в связи с самим Величайшим предстоятелем. Однако сам Абу-Ханифа отпустил своего ученика Абу-Юсуфа (731-798 гг.), когда почувствовал, что тот достиг по своим знаниям уровня, сопоставимого с уровнем своего учителя.

● Другой пример его отношения к жизни - это отказ Абу-Ханифы от престижного поста кадия новой столицы Халифата Багдада. Будучи самым авторитетным факихом Ирака, Абу-Ханифа решительно отверг предложение халифа аль-Мансура занять официальный пост в государственной системе. Личная независимость, самостоятельность, возможность высказывать нелицеприятные, но объективные оценки были ему дороже и престижного места, и даже, как оказалось, самой жизни. В отместку халиф приказал заточить его в тюрьму и высечь, несмотря на его возраст и высочайший авторитет (вскоре после экзекуций аль-Имам аль-Азам скончался). Но ни «пряником», ни кнутом халифу не удалось сломить волю Абу-Ханифы. Эту решительную позицию никогда не противопоставляют жизненному пути его ученика Абу-Юсуфа, который не только не отказался от поста кадия, но и стал впервые в истории Ислама главным судьей Халифата, с правом назначать судей на местах и принимать аппеляции. Это обстоятельство сделало на практике ханафитский толк государственной доктриной. Таков парадокс истории: Абу-Ханифа бежал и погиб от государства, которое позднее будет его именем освящать свои решения. Однако такое противопоставление было бы неестественным и неправильным по всем пунктам: сменился правитель, значительно смягчилась политика в отношении оппозиционных движений, в целом изменились отношения государства с обществом. Абу-Юсуфу удалось не только завершить правовые разработки своего учителя, но и сделать ханафитскую школу наиболее распространенной по всему Халифату. И все же эти различия жизненного пути Абу-Ханифы и Абу-Юсуфа всегда перед глазами: ученик, обласканный милостями от правителей и обладающий одним из высочайших официальных титулов в государственной системе, сам по себе выдающийся богослов, так и не смог затмить Учителя ни в Исламском богословии, ни в плане культуры почитания улемов10, ни в народной памяти. «Ты устремишься к мирскому, - предсказывал Абу-Ханифа судьбу своего ученика, - а оно устремится к тебе».

● Кстати, веской причиной того, почему именно Абу-Ханифа и лишь он один достоин титула «аль-Имам аль-Азам», можно считать наличие у него учеников, достигших степени муджтахид-мутлак11 (то есть имели право самостоятельно выносить фетвы по любым вопросам шариата и шли по своему уровню вровень с имамами-основателями мазхабов). Ни Малик ибн Анас, ни Мухаммад аш-Шафии, ни Ахмад ибн Ханбал не оставили после себя таких великих последователей, как ученики Абу-Ханифы - Абу-Юсуф, Мухаммад аш-Шайбани (749 - ок. 804 гг.) и Зуфар ибн аль-Хузайль (732 - 774 гг.). «Наших учеников, - говорил Абу-Ханифа, - тридцать шесть. Из них двадцать восемь способны к судейству, шесть способны к вынесению фетв и двое будут воспитывать судей и муфтиев», указав при этом на Абу-Юсуфа и Зуфара. На занятиях «Зуфар сидел напротив Абу-Ханифы, а Абу-Юсуф рядом с ним»: первый был лучшим учеником имама, в то время как последний - его правой рукой.

Все они по праву могут считаться основными разработчиками ханафитской школы. Когда имама аш-Шафии спросили о факихах Ирака, он ответил: «Абу-Ханифа - их имам. Абу-Юсуф - наиболее следующий за хадисами. Мухаммад ибн Аль-Хасан [аш-Шайбани] - наиболее разбирающийся в правовых казусах. Зуфар - наиболее проницателен в кыясе».

Зуфар, последовав примеру Абу-Ханифы, несколько раз отказался занять пост кадия, и предпочел преподавание, чем и занимался до самой своей смерти в молодом возрасте в Басре.

Учениками Абу-Юсуфа были тот же аш-Шайбани и Ахмад ибн Ханбал; его взгляды оказали большое влияние на Мухаммада аш-Шафии. Перу Абу-Юсуфа принадлежит целый ряд работ по фикху, в том числе знаменитый труд «Китаб аль-харадж». Кстати, в этой работе содержится около 550 хадисов, приводя которые автор ссылается на довольно широкий круг лиц-информаторов, и первым в этом списке стоит Абу-Ханифа - хотя с его слов передано всего лишь 6% хадисов.

Аш-Шайбани, учившийся также и у Малика ибн Анаса, последние 8 лет жизни был кадием новой столицы Халифата Ракки при халифе Харуне ар-Рашиде. Он считается первым систематизатором мусульманского права, ему принадлежит несколько крупных трудов по фикху. Он является составителем и комментатором одной из редакций труда Малика ибн Анаса «Муватта». Среди самых известных его учеников - Мухаммад аш-Шафии.

● Абу-Ханифа - единственный неараб из числа имамов-основателей мазхабов. Он принадлежал к мавали - персам, принявшим Ислам. В эпоху Омейядов ограниченность правового статуса мавали усугублялась унижениями и оскорблениями со стороны более полноценных членов общества. Чистокровные арабы относились к мусульманам-инородцам свысока, издевались над нечистым выговором, иными привычками в быту, порой, под страхом смертной казни запрещали родниться с ними. Арабы не упускали возможности подчеркнуть свое «превосходство», забывая порой, что сами они были потомками неграмотных и неотесанных бедуинов. Поэтому, когда спустя время один из патронов Абу-Ханифы напомнит ему, что тот всего лишь его мавла, тот, вспылив, ответит: «Клянусь Богом! Я более благородных кровей, чем ты!».

Унижения выходцев из Ирана встречались повсеместно. И, тем не менее, именно происхождение из числа мавали будет способствовать в дальнейшем становлению Абу-Ханифы в качестве мусульманского ученого. В ту эпоху многие персы были отмечены печатью мусульманской науки и знания. Причина тому кроется в том, что их униженное положение, препятствия продвижению по социальной лестнице оставляли порой единственный путь для самореализации - религиозную науку, где единственным критерием, вне зависимости от происхождения, была степень и глубина образованности. Несмотря на трудности усвоения тонкостей арабского языка и невзирая на насмешки арабов, мавали уверенно входили в первые ряды знатоков Корана и Сунны. Выходцы из Ирана составили авангард религиозной науки в целом, и мусульманского фикха в частности. Именно из их большинства сложился основной корпус знатоков шариата в разных концах Халифата.

● Абу-Ханифе, в отличие от других имамов - основателей мазхабов, довелось выносить свои правовые решения в «эпоху перемен» - в период смены династий, сопровождавшегося разрушительной гражданской войной, многочисленными оппозиционными движениями, глобальной смутой (в начале 740-х гг. произошло вооруженное выступление против власти Омейядов шиитов-зайдитов, затем в 740-750-х гг. движение Аббасидов начало свое триумфальное шествие по восточным районам Халифата, завершившись переворотом и гонениями на сторонников прежней власти). Все это повлияло и на идеологию, и на методы правовых решений Абу-Ханифы, превратив в итоге его мазхаб в самый толерантный среди всех правовых школ в Исламе.

● Утверждение о наибольшей толерантности ханафитской школы основано на совокупности целого ряда фактов, прежде всего, на рациональности подходов Абу-Ханифы и его учеников к вопросам фикха. Обычно склонность факихов Ирака к рационализму объясняют разными объективными причинами: иной социокультурной средой, не имеющей прецедентов в Коране и Сунне, и потому вынуждавшей обращаться к разуму, как единственно возможному в новых условиях источнику знания; отдаленностью региона от родины Ислама - Мекки и Медины, где проживала основная часть носителей религиозного предания и т.д. Действительно, если имам Малик ибн Анас ежедневно, ежечасно имел возможность общаться с «ахль аль-Мадина» - традиционно набожными жителями Медины, хранителями традиций города Пророка, то у Абу-Ханифы такой возможности не было и в помине. Более того, как уже было сказано выше, Имам аль-Азам был лишен инструментария, которым пользовались все дальнейшие имамы-муджтахиды - науки о достоверности хадисов, и даже самих сборников хадисов.

И все же, во многом соглашаясь с традиционными аргументами, следует отметить, что характер куфийской школы был также предопределен и субъективным фактором: личностью ее основателя Ибн Масуда и тем влиянием, которое оказал на него халиф Умар ибн аль-Хаттаб, поручивший ему вести в этом городе религиозное просвещение. Дело в том, что, согласно источникам, «Умар очень сильно порицал тех, кто много рассказывал хадисов». Поэтому, напутствуя своих посланцев в Куфу, и в первую очередь Ибн Масуда, он говорил: «Вы отправляетесь к жителям селения, для которых звучание Корана - как жужжание пчел, так не отталкивайте же их хадисами и не отвлекайте их [ими]! Обнажайте Коран и поменьше рассказывайте повествований от Божьего Посланника, да благословит его Бог и да приветствует!». Разумеется, Умар запрещал не хадисы, а несанкционированное хадисотворчество. Он, как великий государственный деятель Ислама, многие годы выстраивавший «вертикаль власти», отчетливо понимал, что без единой, слаженной законодательной системы - которая невозможна в ситуации, когда почти каждый самочинно предается общеобязательному правотворчеству (чем и является по сути изложение хадисов), - устои государства будут подтачиваться и оно в итоге рухнет. История показала, что Умар был абсолютно прав. Поняв, какою силою обладает авторитет Пророка в мусульманском сообществе, различные политические группировки не чурались в дальнейшем сочинять подложные хадисы, отражающие их интересы, и ввергли Халифат в пучину разногласий и смут, от которых мусульманская умма не может оправиться до сих пор. Если факт проводимой Умаром политики действительно имел место, то становится понятным, почему Ибн Масуд, знавший и в течение жизни передавший достаточно много хадисов, заложил во время своей командировки в Куфе совершенно иную, рационалистическую, школу, противоположную хадисоведческому ригоризму. «Знание - не во множестве хадисов, - пояснял он, - но в богобоязненности». Это и следует учитывать, когда речь заходит о научной парадигме Величайшего предстоятеля, ведь Абу-Ханифа испытал на себе влияние метода Ибн Масуда и куфийской школы в целом, характеризующихся малым использованием хадисов, анализом правовых казусов и комментированием нормативных положений.

● Помимо общей рациональности, на толерантность ханафитского мазхаба повлияло и еще одно, более конкретное обстоятельство - это известное положение учения ханафитов о признании вторичности действий (амаль) по отношению к словесному признанию (аль-икрар би-ль-лисан) и подтверждению сердцем (ат-тасдик би-ль-кальб). Абу-Ханифа и его ученики рассматривают словесное признание и подтверждение сердцем веры в Аллаха и в остальные столпы веры достаточными основаниями для того, чтобы считать человека верующим мусульманином. Это важнейшее положение ханафитской акиды является ключевым с точки зрения обоснования толерантности и рациональности этой школы. Исторически данное положение появилось как раз в силу тех обстоятельств, которые мы рассматривали выше - наличие многочисленных враждебных правительству группировок, использовавших сектантские воззрения для обоснования своей богоизбранности, способствовало расколам в мусульманской умме. Абу-Ханифа лично сталкивался с сектантами - например, в 745 г., когда в Куфу вторглась группа хариджитов, главных его богословских оппонентов. Пуританство в сочетании с религиозной риторикой позволило им найти широкий отклик в нижних социальных слоях тогдашнего общества. Беспощадные к своим оппонентам-врагам, хариджиты провозгласили идею религиозного убийства - истирад. По их учению, каждый мусульманин-«великогрешник» признавался неверным (такфир12), ставился вне закона и подлежал убиению. На практике же «великогрешниками» в глазах хариджитов становились их политические оппоненты, каждый, кто не примкнул к их течению.

● Противостояние идеологии хариджизма, как орудию раздора, стало для Абу-Ханифы делом всей жизни. Желая лишить хариджитов богословских аргументов, Абу-Ханифа взял на вооружение идею ирджа13 - оставления наших разногласий на суд Всевышнего - что исключает возможность взаимных обвинений в неверии.

В наши дни эти главные принципы ханафитской школы позволяет рассматривать миллионы людей - абхазов, адыгейцев, азербайджанцев, башкир, дагестанцев, ингушей, кабардинцев, казахов, каракалпаков, карачаевцев, киргизов, ногайцев, осетин, таджиков, татар, туркмен, узбеков, чеченцев, черкесов и др. - которые лишены знаний об Исламе и далеко не всегда соблюдают все положенные религиозно-обрядовые предписания, в качестве именно верующих (муминун) мусульман. Поскольку милость Аллаха распространяется на всех мусульман, тем самым, по представлениям ханафитов, каждый заявивший о своем Исламе и принявший эту религию в своем сердце, даже будучи грешником или не выполняющим обязательные предписания Ислама, имеет право на довольство Всевышнего, на принадлежность к умме, на приобщение к Корану - в отличие от мнений других мазхабов. Нигде более, ни в одной другой правовой Исламской школе не найти более раскрытых врат для миллионов людей, лишь формально приобщенных к Исламу. С философской точки зрения именно Абу-Ханифа, в отличие от Малика, аш-Шафии или Ахмада ибн Ханбала, раскрывает эти врата спасения для маловеров, малограмотных или оторванных от уммы людей и даже - как оказалось на постсоветском пространстве - целых народов.

Более того, данный принцип позволял местным жителям сохранять свои старые, доисламские традиции (которые, кстати, признаются в ханафитском мазхабе одним из вспомогательных источников права). Здесь-то и кроется основная причина того, почему ханафитский мазхаб именуется специалистами самым толерантным в Исламе, и почему сами его последователи считают эту школу максимально понятной для рядовых верующих. Здесь же заложена и причина того, почему многочисленные общества, племена и нации в многонациональных и поликонфессиональных регионах, таких как Средняя Азия, Золотая Орда, Османское государство и империя Великих Моголов, принимали Ислам именно в ханафитском прочтении, и почему их потомки продолжают придерживаться постулатов этой школы по сей день. Более чем вероятно, что здесь же находится и самая главная причина того, почему Абу-Ханифа именуется Величайшим предстоятелем Исламского фикха.

Однажды группа женщин спросила у великого имама: « Почему женщина не может иметь более одного мужа, тогда как мужчине позволено иметь четырёх жён? ». Имам не смог ответить сразу и пообещал вернуться с ответом позже.

Он вошёл в дом в глубокой задумчивости. Видя отца озадаченным, его дочь Ханифа спросила: «В чём дело? ». И имам рассказал, что не может ответить на вопрос, заданный женщинами. «Я знаю ответ! воскликнула Ханифа. Но я скажу его только при условии, что ты будешь называть свое имя вместе с моим ». Имам согласился.

Ханифа позвала всех тех женщин к себе домой и дала каждой из них по чаше. Она попросила сцедить немного грудного молока в эти чаши. Затем взяла миску и попросила вылить молоко из чаш в нее.

Когда просьба была исполнена, Ханифа сказала, чтобы каждая из них взяла из миски свое молоко обратно. «Но это невозможно! »воскликнули они. «Таковы же последствия брака более чем с одним мужчиной , объяснила Ханифа. Как вы сможете отличить ребенка от одного мужа или от другого? »

Ошеломленные безупречным ответом Ханифы, женщины ушли… С тех пор Ан-Ну’ман ибн Сабит стал называть себя Абу Ханифой.

Справочно

Абу Хани́фа ан-Нума́н ибн Са́бит аль-Куфи (8 сентября 699, Эль-Куфа ‒ 18 июня 767, Багдад) ‒ выдающийся исламский богослов, факих и мухаддис , основатель и эпоним одной из четырёх суннитских правоведческих школ ‒ ханафитского мазхаба .

Имам Абу Ханифа Нуман ибн Сабит (да будет доволен им Аллах) родился в 80 году по хиджре в городе Куфа. Его отец Сабит, встретившись в Куфе с ‘Али ибн Абу Талибом (мир ему и благословение), получил для себя и своего ребёнка благословение.

Уже в одиннадцать лет к нему приходили люди узнать его мнение по тем или иным мусульманским вопросам.

В течение сорока лет он совершал утренний намаз, не возобновляя омовение, совершённое перед вечерним намазом, тем самым проводя ночи без сна в поклонении Аллаху.

Нуман ибн Сабит (Абу Ханифа) за свою жизнь пятьдесят пять раз совершил паломничество в Мекку. Во время совершения им последнего хаджа он вошёл в Каабу и совершил двухракаатную молитву, в первом ракаате которой он прочитал пол-Корана, а во втором (ракаате) ‒ вторую половину. В месяце Рамадан Абу Ханифа полностью прочитывал Коран два раза. Всего же за свою жизнь он прочитал Коран семьдесят тысяч раз.

Великий имам учился у четырёх тысяч учёных. Больше всего у шейха Хаммада. Восемнадцать лет Абу Ханифа находился рядом с шейхом. Абу Ханифа настолько уважал и любил своего учителя, что, будучи даже дома, не протягивал ноги в сторону дома шейха Хаммада, хотя расстояние между их домами было семь улиц.

Когда он давал уроки в мечети Куфы, на каждом уроке присутствовало не менее тысячи человек. Из них сорок были муджтахидами (людьми, дошедшими до такого уровня, что могут извлекать те или иные решения из Корана и Сунны).

Великий имам Абу Ханифа, совершив утреннюю молитву, отвечал на вопросы учеников до обеда. После обеденного намаза до ночного обучал их исламским наукам (ильму), а потом шёл в мечеть и до утреннего намаза совершал ибадат (поклонение) Всевышнему.

Однажды на Куфу напали разбойники и украли овец. Думая, что овец зарезали в городе и продали народу, он не ел с того самого дня овечье мясо в течение семи лет, узнав, что овцы живут самое большее семь лет.

Абу Ханифа активно занимался торговой деятельностью. Однажды Абу Ханифа послал несколько рулонов шёлка, которые имели брак в некоторых местах, Хафсу ибн Абдуррахману на продажу и строго-настрого наказал ему осведомлять покупателей о браке. Несмотря на это, Хафс ибн Абдуррахман забыл о наказе Абу Ханифы и продал ткань людям, не сказав о браке. Узнав об этом, Абу Ханифа раздал всю вырученную сумму от проданного шёлка бедным и неимущим. Весь доход от торговли он расходовал на содержание своих учеников, на оказание материальной помощи своим близким, учителям и т.д.

Как-то раз Абу Ханифа проходил по дороге и некий человек, указав на него, сказал другому: «Этот человек оживляет (проводит в поклонении) всю ночь», в то время как Абу Ханифа оживлял лишь пол-ночи, и с того момента Абу Ханифа начал оживлять всю ночь поклонением и сказал: «Я стыжусь Аллаха, так как мне приписывали то, чего я не совершаю».

В 150 году по хиджре (767г.) из-за невыполнения приказа халифа Абу Джафара Мансура возглавить суд Абу Ханифа попал в тюрьму и был наказан ударами плети. Каждый день количество ударов увеличивалось на десять. В день, когда количество ударов достигло ста, он умер. На его присутствовало около пятидесяти тысяч мусульман.

Абу Ханифа

Имам Абу Ханифа ‒ единственный из всех имамов, удостоившийся титула «Имам-Азам» (Величайший из имамов).

Статья подготовлена по материалам открытых источников.

1. Абу Ханифа как учёный, его труды и вероубеждение (акыда)

А. Биография

Имам Азам Абу Ханифа (рахимахуЛлах) родился в 80 х./699 г. в Куфе. Его собственное имя Нуман ибн Сабит. Существуют утверждения, что он был тюрком, персом или афганцем. Наибольшее доверие вызывают предания, согласно которым его дед Зута был правителем пограничной области провинции Кабула . Когда во времена омейядов эта провинция была завоевана, семье Зуты были предоставлены гарантии безопасности, и их взяли под свое покровительство рода Таймуллы ибн Саляба из племени бану Бакира ибн Ваиля. Как сообщает его внук Исмаил, отец Абу Ханифы Сабит виделся с Али ибн Абу Талибом и удостоился его молитвы (дуа) . Сабит был богатым купцом. До того, как заняться изучением наук, Абу Ханифа какое-то время, как и его отец, занимался торговлей – он продавал ткани.

Абу Ханифа (рахимахуЛлах) еще в детстве выучил наизусть Коран, усвоив манеру чтения (кыраат) от одного из имамов в этой области – Асыма ибн Бахдаля. После этого сначала он изучал грамматику, синтаксис арабского языка, стихосложение и литературу. Потом занимался вероубеждением и диспутами. Абу Ханифа обладал безупречной логикой и не терялся на словах, поэтому за короткий срок получил признание в этих науках, стал человеком, с которым желали вступить в диспут сектанты и нововведенцы. С этой целью он много раз совершал поездки в Басру .

Как сообщается в его жизнеописаниях, Абу Ханифа сначала занимался вероубеждением и калямом, но когда одна женщина задала ему вопрос о разводе, не смог ответить, и отправил ее к Хаммаду ибн Абу Сулейману. После этого Абу Ханифа сам задумался о необходимости изучения фикха и принял решение посещать занятия Хаммада ибн Абу Сулеймана . До самой смерти Хаммада он продолжал учиться у него. В 120 х./738 г. когда Хаммад умер, Абу Ханифа занял его место и сам начал вести занятия. На этом месте он и оставался с некоторыми перерывами до самой смерти.

Вопрос был ли Абу Ханифа (рахимахуЛлах) табиином или таби-табиином , спорен. Те, кто утверждает, что он виделся с такимим сахабами, как Анас ибн Малик и Абдаллах ибн Абу Ауфа, считают его табиином. Те же, кто считает, что риваяты о встрече Абу Ханифы с сахабами, слабы, относят его к таби-табиинам. 52 года из всей жизни Абу Ханифы прошли при правлении омейядов. Он жил во времена халифов Абдальмалика ибн Марвана и Марвана II.

Абу Ханифа всегда никогда не скрывал своей привязанности к потомкам Пророка (ахль аль-байт). Поэтому и его коснулись те притеснения и репрессии, которым омейяды подвергали членов семьи Пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам). Абу Ханифа был заключен в тюрьму и подвергнут бичеванию, когда отказался при Марване II принять должность судьи (кады) или главы канцелярии. Так как в результате этого его здоровье было подорвано, Абу Ханифу (рахимахуЛлах) выпустили из тюрьмы. После этого он отправился в Мекку, где оставался до конца правления омейядов. Когда в 750 году аббасиды пришли к власти, Абу Ханифа вернулся в Куфу и снова начал давать уроки. Сначала он с симпатией относился к правлению аббасидов, но когда в Медине был убит Мухаммад ан-Нафсуззакиййа и Ибрахим в Ираке, Абу Ханифа стал выступать против их власти. В связи с этим халиф Мансур подверг его заключению в Багдаде, здесь ученого опять бичевали, подвергли издевательствам. По одним преданиям в заключении, по другим, вскоре после выхода из тюрьмы, в 150 х./767 г. Абу Ханифа (рахимахуЛлах) скончался.

Абу Ханифа (рахимахуЛлах) был человеком нетребовательным, щедрым и надежным. Всю жизнь он проводил в поклонении и отрешении от мирского (зухд), носил чистые одежды. Он был таким и в частной жизни, и свои отношения с другими людьми и свои торговые операции строил на этих основах. Абу Ханифа уделял самое тщательное внимание тому, чтобы не обидеть других людей и не нарушить их прав, а также тому, чтобы к его заработку не примешивалось запретное (харам). Он говорил правду в лицо, выступал против ошибок и несправедливости, чинимой халифом и наместниками, критиковал ошибочные решения, вынесенные судьями (кады). В качестве примера можно привести его критику кады Куфы Ибн Абу Ляйлы . По этой причине он вытерпел множество трудностей и притеснений.

Примечание

Mустафа Узунпосталджы, “Абу Ханифа”, Стамбул 1994, X, 131.

Хатыб аль-Багдади, Тарих Багдад, XIII, 324-325

Муваффак ибн Ахмад аль-Макки, Манакыб Аби Ханифа, с. 54; Баззази, Манакыб аль-Имам аль-А‘зам, с. 137; Баязызаде, Ишарат аль-марам, с. 19.

Муваффак ибн Ахмад аль-Макки, Манакыб Аби Ханифа, с. 51, 57; Баззази, Манакыб аль-Имам аль-А‘зам, с. 136.

От араб. таби‘у – последователи, так в мусульманской традиции называется второе поколение праведных предшественников (ас-саляф ас-салих), которые видели сподвижников Пророков (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) (сахаба).

От араб. таби‘ун ат-таби‘ин – последователи или преемники последователей, так в мусульманской традиции называется третье поколение саляф салих, которые видели последователей (табиин) сподвижников Пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам). – Примечание редактора.

Абу Юсуф составил книгу, посвященную разногласиям между Абу Ханифой и Ибн Абу Ляйлей. Эта книга называется «Ихтиляфу Аби Ханифа и Ибн Аби Ляйля (издана Ebü’l-Vefa el-Efgani, Kahire 1938).



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Доступно в форматах: EPUB | PDF | FB2 Страниц: 352 Год издания: 2009 Дважды Герой Советского Союза В.С.Архипов прошел путь от красноармейца...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS