Главная - Мышление
"маковое поле" - инсталляция, вдохновленная полотнами клода моне. "маковое поле" - инсталляция, вдохновленная полотнами клода моне Импрессионисты маки

На первых полотнах серии "Кувшинки" Клод Моне изображал пруд с Японским мостиком, на фоне пышной растительности сада.

В последних работах, изображавших пруд с кувшинками, он сознательно искажал все принятые правила перспективы, отказался от линии горизонта, и рисовал только воду с кувшинками. Кувшинки, плавающие на воде, часто обрываются границами холста, создается впечатление, что реальный пруд является чем-то большим, чем изображено на картине.
Эта серия "Кувшинок" насчитывает свыше 60 полотен.


Можете себе представить, чтобы посреди канадских городских джунглей вдруг расцвело маковое поле ? Звучит неправдоподобно, но для мира искусства нет ничего невозможного. Да и прецеденты уже были: не так давно в Цвейбрюкене появилась , так что маки в Монреале – эту уже своеобразное продолжение цветочной традиции.


Создатель «цветочной» инсталляции – художник и архитектор Клод Кормье (Claude Cormier) , ярый поклонник импрессионизма. Любовь к полотнам Клода Моне уже однажды вдохновила его на создание , которая напоминала цветущую глицинию. Нынешнее творение в Монреале – дань уважения и восхищения «Маковыми полями» великого художника. Напомним, что Клод Моне неустанно рисовал зеленые просторы Живерни, усеянные алыми цветами, из его картин можно составить целый «маковый» цикл.


Для создания инсталляции потребовалось 5060 красных, зеленых и белых маркеров, которыми усеяна аллея перед Музеем изобразительных искусств. Работа Клода Кордье является частью ежегодной выставки. Полюбоваться роскошным маковым полем посреди асфальтового моря смогут все желающие.


Кстати, работы известного импрессиониста уже не в первый раз вдохновляют художников на создание произведений искусства. Мы уже знакомили наших читателей с , напоминающим «Голубой дом в Заандаме», а также с серией рекламных постеров , на одном из которых Моне изображен с еще одними любимыми цветами – кувшинками.

Великий французский художник-импрессионист Клод Моне (Oscar-Claude Monet ), (1840-1926 гг.) очень любил рисовать цветы. Он писал цветы на протяжении всей своей жизни, в разные периоды творчества. Чаще садовые и полевые цветы, реже - срезанные цветы в вазах.

Цветы были его страстью. Моне говорил, что больше всего в жизни он обожает две вещи: живопись и садоводство. Поэтому наибольшее наслаждение он испытывал, когда изображал на своих картинах именно цветы.

Даже членов своей семьи он всегда писал в окружении цветов, подчеркивая тем самым свою искреннюю любовь к ним.

"Возможно, именно благодаря цветам, я и стал художником", - говорил о себе Клод Моне.

Одна из ранних работ Клода Моне "Женщины в саду", 1866-1867 гг., Музей Орсэ, Париж.

Фигуры женщин изображены на этом полотне очень стилизованно. Весь акцент художник делает на игре света и тени, на листве деревьев и цветах. Моне еще ищет свой стиль, до официальной даты зарождения импрессионизма остается еще пять лет.
Моделью для всех трех женщин послужила 19-летняя Камилла Донсье, будущая жена Клода Моне.

Полотно очень большое, его размеры 2,05 на 2,55 м.
Художник намеревался выставить эту картину на Парижском Салоне в 1967 году, но жюри отвергло его.

В конце жизни Клода Моне, когда он был уже признанным и прославленным мастером, французское правительство выкупило в 1921 году картину "Женщины в саду" у художника за 200 тыс. франков.

Сент-Андресс

"Терраса в Сент-Андресс", ок. 1867 г., Музей Метрополитен, Нью-Йорк.

На этой картине изображена семья художника, проживавшая в небольшом портовом городке Сент-Андрессе близ Гавра на побережье Нормандии. В креслах сидят отец Моне и его тетя мадам Лекадр. У перил стоит дальняя родственница Моне Жанна-Маргарита с молодым человеком. Можно сказать, что это семейная сцена на фоне морского пейзажа. Но посмотрите, как прорисованы цветы на переднем плане картины! Как удачно Моне передал фактуру цветов и игру света и теней.

"Цветущий сад в Сент-Андресс", ок. 1866 года, Музей Орсэ, Париж.
"Адольф Моне, читающий в саду Ле-Кото в Сент-Андресс", ок. 1866 г.
"Дама в саду", 1867 год, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

На картине изображена дальняя родственница Клода Моне Жанна-Маргарита Лекадр в саду в Сент-Андресс.

Аржантей, 1872 - 1977 гг.

Клод Моне всегда хотел иметь свой собственный сад, где бы он мог спокойно работать на пленэре.

В конце 1871 Клод Моне с семьей поселился в Аржантёе. Тогда это был небольшой курортный поселок близ Парижа, в 12 км от центра города, расположенный на живописном берегу Сены. Сейчас Аржантёй входит в Большой Париж. В Аржантее у Моне был свой дом и свой первый сад. Мне кажется, что именно в Аржантее были созданы лучшие картины Клода Моне. Это был самый светлый период его творчества. У Моне живопись вообще светлая, но именно в Аржантее его полотна просто светятся радостью. По-видимому, это были самые счастливые годы его жизни. Почти на всех полотнах, написанных в Аржантее, изображена Камилла, любимая первая жена Клода Моне.

В те годы Аржантей был любимым местом отдыха парижан, там регулярно проводились парусные регаты. В Аржантёй вела железная дорога, добраться из Парижа туда можно было быстро и легко. Не только Моне, но и другие художники-импрессионисты Мане, Ренуар, Сислей, Кайботт писали свои пейзажи в Аржантее.

Друг художника Ренуар запечатлел его за работой в Аржантее, и благодаря этому мы можем видеть, что из себя представлял сад Клода Моне, и как он писал на пленэре.

Пьер Огюст Ренуар "Моне, рисующий в своем саду в Аржантёе", 1873 г.

А Эдуард Мане написал семейный портрет художника на фоне цветущего сада.

Эдуард Мане "Семья Моне в своем саду в Аржантее", 1874 г., Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

На картине изображены Клод Моне, ухаживающий за цветами, его жена Камилла и сын Жан.

Сад, цветы и куры. Через 10 лет все это будет у Клода Моне в Живерни .

Пьер Огюст Ренуар "Мадам Моне и ее сын", 1974 год. Национальная галерея, Вашингтон.

Камилла Моне и ее сын Жан.
Создается впечатление, что Эдуард Мане и Ренуар писали семью Моне в один и тот же день и в одном и том же месте.

Это полотно хранилось в собрании Клода Моне в Живерни. Младший сын художника Мишель Моне продал его в 1952 году в период полной разрухи в Живерни. После нескольких перепродаж по завещанию последней владелицы в 1970 году эта картина поступила в Национальную галерею в Вашингтоне.

"Дом художника в Аржантёе", 1873 год. Институт Искусств, Чикаго.
"Сад Моне в Аржантее", 1873 г.
"Дома в Аржантёе", 1873 год, Старая национальная галерея, Берлин.

Летом Аржантей буквально утопал в цветах.

"Цветы на берегу реки в Аржантёе", 1877 год, Музей Искусств Пола (Pola Museum of Art), Хаконе, Япония.

Сена в Аржантёе очень живописна, в этом месте она образует красивую излучину. Клод Моне был очарован рекой и природой Аржантея, он с упоением работал здесь на пленэре.

"Камилла Моне на скамейке в саду". 1873 год. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.

Как всегда сад, и как всегда - цветы.
Обратите внимание: на скамейке рядом с Камиллой лежит букет цветов.

"Жан Моне на лошадке-велосипеде". 1872 год. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.

Даже рисуя портрет сына, Клод Моне не забывал о цветах. Все значимые события жизни он предпочитал запечатлевать на своих полотнах на фоне цветов.

"На лугу", 1876 г.

На полотне изображена жена художника Камилла Моне, читающая книгу на лугу, в окружении луговых цветов.

"Яблони в цвету", 1873 год.

Изумительно!

"Семья художника в саду", 1875 г.
"В саду", 1875 г.

На этой картине, по-видимому, изображен тот же уголок сада, что и на предыдущей, только спустя несколько месяцев - осенью.
Клод Моне любил писать циклы картин - одни и те же объекты в разных условиях освещенности: в разное время года, в разное время суток. Он старался передать мимолетные состояния световоздушной среды, запечатлеть едва уловимые полутона цвета. Мы видим, как уголок сада преображается, как тускнеют краски, блекнет свет. Цветы на клумбе подзавяли, а листва на деревьях пожелтела.

"Женщина с зонтиком" ("Прогулка: Камилла Моне с сыном Жаном"), 1875 год, Национальная галерея искусства, Вашингтон.
"Камилла Моне с сыном", 1875 год, Музей изящных искусств, Бостон, США.
"Уголок сада в Монжероне", ок. 1876 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Монжерон - небольшой городок в пригороде Парижа, расположен в 18,5 км на юго-восток от центра города. Сейчас является одним из юго-восточных предместий Парижа.


"Женщина с зонтиком в саду в Аржантее", 1875 год.

"Прогулка, Аржантей", 1875 год.

"Прогулка в Аржантее", 1875 год, Музей Мармоттан-Моне, Париж.

"Сад", 1872 год.

"Камилла Моне в саду", 1873 год.

"Камилла Моне в окне. Аржантей", 1873 год.

"Берег Сены возле моста в Аржантее", 1874 год.

"Камилла и Жан Моне в саду в Аржантее", 1873 год.

"Камилла Моне в саду у дома в Аржантее", 1876 год, Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

"Гладиолусы". ок. 1876 года. Институт Искусств, Детройт, США.

"Девушки в саду", 1875 год, Национальная галерея в Праге.

"Камилла с зеленым зонтиком", 1876 год.

"Ворота сада в Ветее", 1876 год.

"Сад", 1876 год.

"Сад, Мальвы", 1877 год.

Очень интересная серия "Сирень". Сравните:

Маковые поля

Одна из самых известных картина Клода Моне "Поле маков" (1873 год, музей Орсэ, Париж) была написана в Аржантее, неподалеку от дома художника. На картине изображены жена Моне Камилла и его сын Жан. Предположительно, что для фигур дамы с ребенком на заднем плане также послужили моделями его жена и сын.
Посмотрите, как выразительно художник нарисовал алые маки и желтые лютики. Камилла с Жаном буквально утопают в маках, образуя полную гармонию с природой солнечного летнего дня.
Моне выбрал очень удачный ракурс для своей картины - алые маки располагаются в левой нижней части картины, по диагонали, вдоль которой идут Камилла с Жаном. Создается ощущение, что маки выходят за пределы полотна.

Поля маков увлекали Моне. Он неоднократно возвращался к ним в своем творчестве. Его привлекал контраст красных маков и зеленой травы.

"Лето. Маковое поле", 1875 год, частная коллекция.

"Маковое поле близ Ветея" 1879 год.

"Поле маков в лощине близ Живерни", 1885 год. Музей изящных искусств, Бостон.

"Поле маков", около 1890 года. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

"Овсяное поле с маками", 1890 год. Музей современного искусства, Страсбург.

"Поле маков в Живерни". 1890-1891 гг. Институт Искусств, Чикаго.

"Поле красных маков близ Живерни", 1895 год. Музей изящных искусств Вирджинии, Ричмонд, США.

Поля тюльпанов

Клод Моне несколько раз посещал Голландию. И, конечно, не мог остаться равнодушным к тюльпанам. Он создал серию картин, изображающих главные достопримечательности Голландии - поля тюльпанов и ветряные мельницы.

"Поля тюльпанов в Сассенхейме, близ Лейдена", 1886 год, Институт Искусств Кларка (Clark Art Institute), Вилльямстаун, Массачусетс, США.

"Поля тюльпанов и ветряные мельницы в Рейнсбурге", 1886 год, частная коллекция.

"Поля тюльпанов в Голландии", 1886 год. Музей Орсэ, Париж.

"Поле тюльпанов в Голландии". 1886 г. , Музей Мармоттан-Моне, Париж.

Ветёй, 1879 - 1881 гг.

"Сад художника в Ветёе", 1880 год. Национальная галерея, Вашингтон.

В 1879 году семья Моне переехала в Ветёй, небольшой поселок на берегу Сены в 65 км к северо-западу от Парижа. Здесь у Клода Моне родился второй сын, Мишель, но, к сожалению, вскоре умерла первая жена Камилла.
В Ветёе семья Моне прожила до 1881 года.

Клод Моне сходится с семьей Алисы Гошеде (Alice Hoschedé), с которыми уже был знаком несколько лет. Они живут вместе, впоследствии Алиса стала его второй женой. Но на картинах Клода Моне Алиса Гошеде, в отличие от Камиллы, встречается очень редко. Моделями для полотен художника служили ее дочери, падчерицы Клода Моне.


"Цветы на берегу Сены близ Ветея", 1880 год.

"Алиса Гошеде в саду", 1881 год.
Будущая вторая жена Клода Моне.

"Лестница в Ветее", 1881 год.

"Остров цветов вблизи Ветея", 1880 год, Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

"Цветы в Ветее", 1881 год.

"Цветы в Ветее", 1881 год.

Цветы в вазе

Больше всего Клод Моне любил садовые и полевые цветы, но иногда писал и натюрморты, букеты срезанных цветов.

"Весенние цветы", 1864 год. Местонахождение картины в настоящее время не известно.
Конечно, в этом полотне еще трудно узнать будущего великого художника-импрессиониста.

"Хризантемы", 1878 год. Музей Орсэ, Париж.

"Букет из мальвы", 1880 год.

"Подсолнухи", 1881 год. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.

"Хризантемы" 1882 год. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.

"Фиолетовые маки", 1883 год. Музей Бойманса-ван Бёнингена, Роттердам, Нидерланды.

"Анемоны", ок. 1885 года, частная коллекция.

"Две вазы с хризантемами". 1888 год, частная коллекция.

Живерни 1883 - 1926 гг.

В 1883 году семья Клода Моне переезжает в Живерни . Это небольшая деревушка в живописнейшем районе на берегу реки Эпт, в месте ее слияния с Сеной, примерно в 80 км от Парижа. В Живерни Клод Моне проживет до конца своей жизни.

К этому времени он уже стал известным художником и вполне обеспеченным человеком. В 1890 году он смог выкупить дом в Живерни, в котором жила его семья. В доме он оборудовал просторную мастерскую.

Клод Моне значительно расширил свой сад, устроил в нем пруд, вода в который поступала из специального водозаборного резервуара, построенного на реке Эпт.

В те годы Клод Моне увлекся японской культурой, японскими гравюрами, особенно гравюрами великого японского художника Хокусая.
Для ухода за садом Моне нанял японского садовника, который помогал ему обустраивать сад в японском стиле. Сам Моне принимал непосредственное участие в планировке сада. Художник выписывал журнал Revue horticole (Журнал садоводства), заказывал для своего сада растения и цветы из разных стран мира.

Именно этот сад стал главной любовью в последние годы жизни художника. В нем он работал, его он и писал во всех видах, с разных точек, в разное время суток. Сад стал для художника главным источником вдохновения.
В саду Моне выращивал различные цветы, в пруду росли кувшинки, через пруд был перекинут знаменитый "Японский мостик". Он мог часами любоваться своим садом, наблюдать за малейшими изменениями освещения, погоды.
Осенью 1899 года Клод Моне начал писать свою знаменитую серию "Кувшинки", над которой работал до конца своих дней.

Клод Моне в своем саду на фоне пруда с кувшинками, 1905 год.

Клод Моне в своем саду, ок. 1917 г. Фото: Etienne Clementel.
Картинки выглядят немного "цветными" и размытыми, так как это были стереоскопические снимки, их надо было рассматривать сквозь специальные цветные очки, тогда изображение получалось объемным.

Клод Моне (справа) в своем саду в Живерни. 1922 год. Фото из архива The New York Times.

"Аллея в саду", 1902 год. Галерея Бельведер, Вена.
"Цветущая арка в Живерни", 1913 год. Музей Искусств Финикс, Аризона, США.
"Розовая арка в Живерни (Цветочная арка)". 1913 год, частная коллекция.
"Желтые ирисы", между 1914-1917 гг. Национальный музей Западного искусства, Токио.
"Тропинка между ирисами". 1914-17 гг., Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
"Белые кувшинки". 1899 год. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Знаменитый пруд с кувшинками и Японский мостик.
"Пруд с кувшинками (Японский мостик)", 1899 год. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
"Пруд с лилиями. Гармония в зеленом". 1899 год, Национальная галерея, Лондон.
"Пруд с лилиям. Гармония в зеленом". 1899 год, Музей Орсэ, Париж.
"Кувшинки. Гармония в розовом". 1900 год. Музей Орсэ, Париж.
"Пруд с кувшинками". 1900 год. Институт Искусств, Чикаго.
"Кувшинки". 1906 год. Институт Искусств, Чикаго.
"Кувшинки", 1916 год. Национальный музей Западного искусства, Токио.

Это огромное, 2-х метровое полотно является одним из самых выразительных в серии "Кувшинки". Розовые и желтые островки кувшинок располагаются на темно-синей, темно-зеленой и даже фиолетовой поверхности воды пруда. Картина вся в движении, мы видим переплетающиеся корни кувшинок. Сами цветки кувшинок буквально выступают над поверхностью воды. Клод Моне очень тонко чувствовал природу и мог передать на своих полотнах все ее тонкости и переливы.

"Кувшинки". 1920-26 гг. Музей Оранжери, Париж.

В 1980 году дом и сад Клода Моне в Живерни были открыты для посещения. Сейчас это один из самых любимых у туристов музеев в пригороде Парижа.

Клод Моне. Маки. 1773 г. Музей Д’Орсе, Париж

“Маки”, одну из самых известных работ Клода Моне, я увидела в . Однако тогда не рассмотрела её как следует. У меня, как поклонника , просто разбежались глаза от всех тех шедевров, которые есть в этом музее!

Позже, конечно, я уже рассмотрела “Маки” как следует. И обнаружила, что в музее даже не заметила несколько интересных деталей. Если посмотреть на картину повнимательнее, у вас наверняка возникнет как минимум три вопроса:

  1. Почему маки таких больших размеров?
  2. Зачем Моне изобразил две почти одинаковые пары фигур?
  3. Почему художник не прорисовал небо на картине?

Отвечу на эти вопросы по порядку.

1. Почему маки такие большие?

Маки изображены очень крупными. Большая их часть – с голову изображённого ребёнка. А если взять маки с заднего плана и приблизить к фигурам на переднем плане, то они и вовсе будут крупнее головы как ребёнка, так и изображённой женщины. К чему такая нереалистичность?

На мой взгляд, размер маков Моне осознанно увеличил: так он в очередной раз предпочёл передать яркое зрительное впечатление, а не реалистичность изображаемых объектов.

Здесь, кстати, можно провести параллель с его техникой изображения кувшинок в поздних работах.

Посмотрите для наглядности на фрагменты картин с кувшинками разных годов (1899-1926 гг.). Верхняя работа – самая ранняя (1899 г.), нижняя – самая поздняя (1926 г.). Очевидно, что со временем кувшинки становились все более абстрактными и менее прорисованными в деталях.

Видимо “Маки” – это лишь предвестник преобладания абстракционизма в поздних картинах Моне.

Картины Клода Моне. 1. Вверху слева: Кувшинки. 1899 г. Частная коллекция. 2. Вверху справа: Кувшинки. 1908 г. Частная коллекция. 3. Посередине: Пруд с кувшинками. 1919 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк. 4. Внизу: Лилии. 1926 г. Музей искусства Нельсон-Аткинса, Канзас Сити.

2. Почему на картине две пары одинаковых фигур?

Оказывается, для Моне было также важно показать движение в своей картине. Он этого добился необычным способом, изобразив еле просматриваемую тропинку на холме среди цветов, как бы протоптанной между двумя парами фигур.

Внизу холма с маками изображены жена Камилла и сын Жан. Камилла традиционно изображена с зелёным зонтиком, так же как и на картине “Женщина с зонтом”.

Наверху на пригорке – другая пара женщины и ребёнка, для которых скорее всего также позировали Камилла с сыном. Поэтому две пары так и похожи.

Клод Моне. Маки. Фрагмент. 1873 г. Музей Д’Орсе, Париж.

Эта пара фигур на холме изображена возможно исключительно для визуального эффекта движения, к которому так стремился Моне.

3. Почему Моне не прорисовал небо?

Ещё один примечательный момент в : обратите внимания, как плохо прорисовано небо вплоть до оставленных голых участков холста.

Клод Моне. Маки. Фрагмент. 1873 г. .

Я могу предположить, что дело в самой технике импрессионизма: Моне писал картины за считанные часы и даже минуты, чтобы изобразить игру света и красок в определённый момент суток. Поэтому на все элементы пейзажа не всегда хватало времени. Проработка всех деталей – удел студийной работы, а не работы на открытом воздухе.

Кстати, картина “Маки” была также выставлена на первой выставке импрессионистов 1874 года, о которой я более подробно писала в статье

Импрессионизм появился во Франции в 1860-х и перевернул традиционные представления о живописи. Глядя на солнечные, дышащие жизнью и наполненные светом картины художников этого направления, сложно поверить, что их работы долгое время не пользовались признанием и считались отклонением от канонов классической живописи. «Вокруг света» предлагает отправиться в путешествие по Франции и посмотреть, как разные уголки страны запечатлены в творчестве художников-импрессионистов.

Клод Моне. «Поле маков у Аржантёя» (1873)

Картина «Поле маков...» была написана Моне в Аржантёе, который находится всего в 10 километрах от Парижа и в XIX веке был любимым местом отдыха жителей столицы. Моне со своей семьей прожил в этом предместье семь лет и создал множество ярких, полных цветов и красок полотен.

В Аржантёе художник много работал на пленэре: его всегда привлекала возможность изобразить на полотне определенный фрагмент времени, действия и пространства. На картине «Поле маков у Аржантёя» нашла отражение еще одна страсть художника - любовь к цветам. Однажды Моне даже назвал свой сад своим главным шедевром.

Эта картина четко делится на несколько частей, важнейшая из которых та, на которой изображены алые цветы, контрастирующие с более пустой правой частью полотна. Мы также видим две пары, написанные с супруги художника Камиллы и его старшего сына Жана. Их расположение помогает структурировать пространство картины и передать схваченное движение.

Во время работы над картиной Моне не смешивал краски, а наносил мазки разных цветов, которые глаз человека воспринимает как разные цветовые оттенки. При этом более значимые вещи художник прописал более тщательно. Так, акценты тут сделаны на цветах и верхней части человеческих фигур на переднем плане, в то время как поле в правой части картины и небо прописаны менее четко.

Пьер Огюст Ренуар. «Мост в Шату» (1875)

Шату - еще один живописный уголок Франции, полюбившийся художникам нового направления. Его нередко называют островом импрессионистов, поскольку в этом месте Сена разделяется на два рукава. Как и в соседнем Аржантёе, в городке Шату в XIX веке царила атмосфера веселой непринужденности и шумного оживления.

Сюда приезжали, чтобы искупаться, покататься на лодке или устроить пикник, и эти простые сюжеты находили отражение на картинах импрессионистов. Заведение папаши Фурнеза под мостом Шату, в котором можно было не только переночевать, но и снять комнаты, было любимым местом Ренуара. Именно в этом заведении художник создал свою картину «Завтрак гребцов», на которой изобразил своих знакомых и друзей. В 1990 году ресторан «Дом Фурнез» был восстановлен, в настоящее время здесь находится небольшой музей.

Картина «Мост в Шату» отличается от большей части произведений Ренуара. В отличие от Моне художник гораздо больше любил изображать людей, а также предпочитал более насыщенную цветовую палитру. И все же «Мост в Шату» - это пейзаж, на котором люди представляют собой нечеткие темные фигурки. Мост прорисован тщательнее других элементов, кроме того, тут изображено столь популярное катание на лодках. Для пейзажа характерны нечеткие линии и дымчатая световоздушная среда. Отсутствие четко прорисованных человеческих фигур вызывает чувство отдаленности, а свет и цветовая палитра помогают увидеть в обыденном радость.

Фредерик Базиль. «Пейзаж на берегу Лез» (1870)

Благодаря пейзажу Базиля мы отправляемся из центральной части Франции на юг, в родной регион художника. Имя Базиля гораздо менее широко известно, чем имена его друзей Моне и Ренуара, поскольку он умер в возрасте 28 лет. «Пейзаж на берегу Лез» является одной из последних работ художника: вскоре после завершения работы над полотном Базиль отправился добровольцем на Франко-прусскую войну, где вскоре погиб.

Художник закончил пейзаж в рекордно короткие сроки, на все ему потребовалось чуть больше двух месяцев. Во время работы родственники Базиля были в отъезде и не отвлекали его от картины. Кроме того, он хорошо знал местность. Так, в письме брату он точно указал, какое место изобразил: «Берег реки Лез близ мельницы у Навилау и дороги в Клапье».

Картина сильно отличается от пейзажей Моне и Ренуара, поскольку Базиль предпочитал писать солнце в зените, а также изображать резкий свет, отличающийся от невесомого и дымчатого света на полотнах своих друзей. Базиль также используют яркие контрастные цвета, а в работе над деталями картины более точен и тщателен. Благодаря этому мы можем распознать на полотне «Пейзаж на берегу Лез» деревья и растительность, характерные для южной части Франции.

Камиль Писсарро. «Мост Буальдьё в Руане в дождливый день» (1896)

Камиль Писсарро вошел в историю импрессионизма как мастер городского пейзажа. Он написал несколько картин, на которых запечатлел расположенный на севере Франции Руан. Писсарро отправился в этот город после того, как увидел цикл Клода Моне, посвященный Руанскому собору.

Писсарро, так же как и Моне, при создании полотен использует свет и воздух. Его привлекает возможность изображения города в качестве живого организма, который находится в постоянном движении. Он использует более темную цветовую гамму и более плотные мазки, но при этом его картины выглядят более реалистичными. Необычный ракурс часто объясняется тем, что Писсарро рисовал из окна гостиницы.

Художник стремился отразить на холсте постепенно проступающие в облике города индустриальные черты. Этим и интересен для Писсарро Руан, который, несмотря на изысканную архитектуру, в конце XIX века стал городом-портом и промышленным центром.

Поль Сезанн. «Вид на залив в Марселе со стороны Эстака» (1885)

Пейзаж Поля Сезанна снова возвращает нас на юг Франции, но при этом совсем непохож на уже рассмотренные картины. Полотно Сезанна даже неподготовленному зрителю кажется более смелым, чем работы других импрессионистов. Неслучайно художника часто называют отцом современного искусства.

Родившийся на юге страны, Сезанн часто изображал на своих картинах южные ландшафты. Окрестности рыбацкой деревушки Эстак стали одной из любимых тем его пейзажей. В 1880-х Сезанн в попытке спастись от семейных неурядиц приехал в Эстак и написал около десяти картин, на которых изобразил Марсельский залив.

«Вид на залив в Марселе со стороны Эстака» является одной из кульминационных работ этого периода и позволяет увидеть особенности живописи Сезанна, которые оказали влияние на Пабло Пикассо. Речь идет в первую очередь об особых плотных горизонтальных мазках художника, а также об использовании таких глубоких и насыщенных цветов, как оранжево-желтый. Сезанну удается добиться объемного изображения воды за счет использования разных оттенков синего цвета, а также зеленых и фиалковых вкраплений. Как и другие импрессионисты, Сезанн любил рисовать море, небо и горы, но в его изображении они кажутся более плотными и четко прописанными.



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Доступно в форматах: EPUB | PDF | FB2 Страниц: 352 Год издания: 2009 Дважды Герой Советского Союза В.С.Архипов прошел путь от красноармейца...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS