Разделы сайта
Выбор редакции:
- Гадание в новый год для привлечения денег Как правильно гадать на новый год
- К чему снится клещ впившийся в ногу
- Гадание на воске: значение фигур и толкование
- Тату мотыль. Татуировка мотылек. Общее значение татуировки
- Что подарить ребёнку на Новый год
- Как празднуют день святого Патрика: традиции и атрибуты День святого патрика что
- Как научиться мыслить лучше Я не умею быстро соображать
- Эти признаки помогут распознать маньяка Существует три способа достижения абсолютной власти
- Как спастись от жары в городской квартире
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?
Реклама
Небо синее тиличеевой. Логоритмика в разновозрастной группестподгЗимние фантазии |
Дети исполняют попевку ансамблем (как на прошлом занятии), при каждом исполнении меняются дети. Предложить организовать выступление ансамбля для кукол в группе. Музыкально-дидактическая игра: «Ну-ка, угадай-ка» Тиличеевой Дети прослушивают песню, предложить им отгадать, когда кричит гусь, когда гусята, и. т. д. затем дети делятся на 2 группы, загадывают друг другу загадки. Коробейник : Молодцы, ребята, все мои загадки отгадали, все подарки получили. М.р: Ребята, а давайте мы сейчас для нашего веселого Коробейника сделаем подарки – разноцветные фонарики. Будешь, Коробейник наши фонарики развешивать на площади, где проходит ярмарка, и всем будет светло и весело! Дети садятся за столы на свои места Художественный труд «Фонарики на ярмарку» Воспитатель: Давайте вспомним, как надо делать фонарики. Каждый круг (квадрат, треугольник) перегнём пополам, цветной стороной внутрь. Смажем клеем белую (не цветную) сторону всех кругов (квадратов, треугольников) и склеим их между собой. При склеивании в центр, между фигурами, вкладываем нитку. Пальчиковая гимнастика «Фонарик – шарик» «Взяли в руки мы фонарик, а потом воздушный шарик. Светит, светит нам фонарик, запускаем в небо шарик» Кончики пальцев обеих рук прижаты друг к другу, ладошки образуют маленькую, а затем большую окружность Дети выполняют задание, готовые фонарики дарят Коробейнику и рассказывают, из какой формы сделан фонарик. Коробейник: Спасибо, ребята, такие яркие фонарики сделали! Фонарики на ярмарке зажигаются, игра с курочкой и петушком начинается! Игра «Курочки и петушок» р. н. м. Роль петушка исполняет Коробейник, дети – курочки. Игру повторить 2-3 раза. Коробейник прощается с детьми, дети вод веселую народную музыку выходят из зала. Занятие № 54 «Весенние приключения с Лесовичком» (художественно – эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие) Программные задачи:
Материал: Картинки по временам года, картинки с изображением диких, домашних животных, картина с изображением зверей, запись голосов птиц весной, картинки с изображением перелетных и зимующих птиц, костюм Лесовичка, музыкальные инструменты Ход занятия: Дети входят в зал, музыкальное приветствие. М.р: Ребята, а какое сейчас время года? (Ответ) Правильно, весна. Посмотрите картинки с изображением времен года, найдите картинку о весне. А хотите прогуляться по весеннему лесу? (ответ) Тогда, вперед! Цель: преодоление речевых нарушений путём развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании с музыкой и словом через музыкально-логоритмическое занятие. Программное содержание: развивать подражательность, координацию и переключаемость движений, способность согласовывать движения с музыкой, ловкость, равновесие, прыгучесть, пространственные представления, мыслительные способности, зрительную и слуховую память, связную речь, чувство ритма; закреплять знания детей по теме «Зимующие птицы»; в речи названия, обозначающие части тела птицы; умения действовать по сигналу, перестраиваться в пары – пятёрки; формировать исполнительские навыки, музыкальный вкус, кругозор; воспитывать способность ощущать ритмическую выразительность в музыке, движениях; дисциплину, бережное отношение к природе; Коррекционные: развивать силу, длительность и плавность речевого выдоха, фонематический слух, грамматический строй речи, двигательный и артикуляционный праксис, способность к расслаблению (релаксация); коррекция речевых нарушений; формировать двигательные навыки, правильную осанку, лёгкую походку; двигательные кинестезии, пластичность; лексико-грамматическое умение согласовывать существительное с числительным в роде, числе и падеже; воспитывать коммуникативные навыки, доброжелательные отношения между детьми, позитивную самооценку; Методы и приёмы : координационно – подвижная игра «Мы отправимся в поход»; попевка «Небо синее» муз., Е. Тиличеевой сл. О.С.Боромыковой дыхательная гимнастика; ритмическая разминка «По тропиночке пойдём» лат. нар. мелодия, рус. нар мелодия «Полянка»; игра «Кто быстрее займёт норку?» восприятие произведения «Декабрь» П.И.Чайковского; фонопедическое упражнение «Метель»; инсценированная песни «Зайка» муз. Е.Шадрина. сл.М.Сорокина; песня – игра «Ледяная фигура»; пение «Дятел», артикуляционная гимнастика «Дятел»; подвижная игра «Совушка – сова»; релаксация; подведение итогов; Предварительная работа : наблюдения за явлениями природы, инсценирование песни «Зайка», игра «Кто быстрее займёт норку», под муз. Е.Тилечеевой, игра «Совушка – сова», музыкально-ритмическое упражнение «Дятел», попевка «Небо синее», инсценирование песни «Зайка»,
Место проведения : музыкальный зал II корпуса. Ход занятия: Дети под музыку входят в зал Музыкальный руководитель : Что за гости к нам спешат? Вижу я своих ребят! Проходите, становитесь вот сюда! (обращаясь к детям) Все на месте? Дети: Да! М.Р .: (пропевает) – Здравствуйте, дети! Дети (отвечают пением): Здравствуйте! М.Р.: Сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте мы поздороваемся песенкой и с нашими гостями. М.Р . и дети: Здравствуйте, гости! Все: Здравствуйте! М.Р .: Сегодня на занятии мы с вами будем вспоминать наши любимые песни, потанцуем и, конечно, поиграем. Вот опять пришла зима. Снег укутал все дома. Есть у нас надёжный друг. Он протянет сотни рук. Там шумят дубы и клёны. Бывает летом он зелёный. Всегда полон он чудес, Как зовётся друг наш?… Дети : Лес! М.Р. : В путь-дорогу нас зовут зимние просторы, Крепко скованные льдом реки и озёра. Собираться нам пора (Ритмичные хлопки в ладоши) В путешествие, друзья! (Ритмичные хлопки по коленям) Мы отправимся в поход (шаг на месте) Нам не нужен самолёт, (Руки в стороны, телом изображают Нам не нужен паровоз, (Круговые движения руками) Дружбу мы с собой возьмём (Берутся все за руки) Все друг другу улыбнулись (Поворачивают головы, улыбаются) За ведущим повернулись. (Поворачиваются за ведущим) Поднимай повыше ногу, (идут, поднимая ноги) Проложи себе дорогу! (идут, останавливаются) М.Р .: Дети, мы уже в лесу, Полюбуйтесь на красу! Исполняется попевка с движениями «Небо синее» муз. Е. Тиличеевой. Небо синее, (поднять руки вверх) Роща в инее, (опустить кисти рук вниз) Утро раннее (руки развести в стороны) Всё румянее. (опустить руки вниз) Выйдет солнышко – (руки скрестить, поднять вверх, через стороны опустить вниз) Колоколнышко, (сжимать разжимать кулачки) Всех согреет нас (обнять себя руками) В этот ранний час. (опустить руки вниз) Исполнение ритмических движений: хлопки, щелчки, удары средним и указательным пальцами правой руки по ладони левой руки, хлопки по коленям. М.Р .: В лес мы прибыли удачно – Воздух чистый и прозрачный! Дыхательная гимнастика Вдох – погладить нос от крыльев к переносице, Выдох – и обратно пальцы просятся. Пальчиком ноздрю закрой, Подыши ноздрёй другой. Пальчик быстро поменяй, Упражненье повторяй. Логопед: Ритмическая разминка По тропиночке пойдём Друг за дружкою гуськом. (ходьба с высоким подниманием коленей, латышская нар. мелодия) Осторожней все шагайте, Только веток не ломайте. Ветки хрупкие сейчас, Просят: «Берегите нас!» (Ходьба в полуприседе – рус. нар.мелодия «Полянка») М.Р .: Ой, ребята, посмотрите, чьи следы там на снегу? Только чёрный нос торчит, Глаз косой на нас глядит. Кто же это угадай-ка, Это наш трусишка….. Дети: Зайка. М.Р. : Ты, малыш, не бойся нас. Поиграем мы сейчас. Игра «Кто быстрее займёт норку?» под музыку Е.Тилечеевой «Зайка» Логопед: Не ленись, не зевай, сколько зайцев сосчитай. М.Р.: Как хорошо в лесу, красиво! Присаживайтесь, ребята, послушайте музыку. О чём она расскажет? Звучит произведение П.И.Чайковского Времена года «Декабрь» Ответы детей . М.Р.: А как свистит метель зимой? Фонопедическое упражнение «Метель» Свистели метели Звук [с] на продолжительном выходе, то вытягивая губы трубочкой, то раздвигая их в стороны. Летели снега, Произносят «Ш- Ш-Ш!..» Стелила постели большая пурга. «В-в-в…» (на продолжительном выдохе) И было метелям всю ночь То усиливают звук, разводя не до сна. Руки в стороны, то затихают, приближая ладони друг к другу, на одном дыхании, пропевая звук «у». М.Р .: Ребята, а в такую метель, зайке очень холодно, а для лап ему нужны рукавицы. Поможем зайке? Исполняется песни «Зайка» муз. Е.Шадрина. сл.М.Сорокина Слышится звон треугольника. М.Р. Ой, ребята, что это за звук? В зал входит Снежная Королева. С.К .: Кто затеял веселье в моих владениях? Песни распевает, заморожу всех! Воспитатель: Милая Снежная Королева, мы и не думали вас беспокоить, мы здесь, чтобы любоваться вашими просторами. (к детям): Ребята, а может быть, мы Королеву пригласим вместе с нами исполнить песню – игру «Ледяные фигуры»? Дети приглашают. Исполняется песня – игра «Ледяные фигуры» Согреться нужно по пути. Чтоб не замерзал никто из вас Сделайте друг другу вы массаж! Дети встают друг за другом паровозиком.(массаж) Идёт по спинке холодок (постукивают пальчиками по спине друг-друга) С.Н.: Молодцы! А мне пора идти, осматривать свои владения! До свиданья детвора! (уходит) М.Р.: Ребята, а я хочу загадать вам загадку, послушайте, кто это? Тук-тук-тук, тук-тук-тук – Раздаётся громкий стук. Это радостная весть, Означает – пища есть. Дети: Дятел! Пение с отбиванием ритма деревянными палочками «Дятел» . Дятел сядет на сучок Тук-тук-тук, тук-тук-тук. Дятел смотрит где, где жучок. Туки -туки-туки-тук. Снег идёт, метут метели. Так – так – так, так – так – так. Прячьтесь, птицы, Прячьтесь, звери. Туки – туки – туки – так. Артикуляционная гимнастика «Дятел» «Щелкаем клювом» – рот открыть – закрыть. «Дятел долбит дерево» – «д – д – д ». Просовываем узкий язык сквозь зубы. Закрепление в речи названий, обозначающих части тела птицы. Логопед: Вы птицы, а я человек. Я буду говорить о себе, а вы – о птице. У меня голова. – И у меня голова. У меня нос. – У меня клюв, и т.д. А сейчас отгадайте, кто это? Я ночью гулять вылетаю из дома, Мне ночью в лесу все тропинки знакомы. А днём в том лесу мне легко заблудиться, Скажите скорее, какая я птица? Дети: Сова. Подвижная игра «Совушка – сова». (В центре круга – водящий, дети идут по кругу, в конце игры водящий их догоняет). Совушка – сова, большая голова. На пеньке сидит, головой вертит. Глазками – хлоп – хлоп, лапками – топ – топ. По лесу летала, мышек, птичек искала. Логопед: Наступает вечер, птицы ложатся спать, мы тоже ложимся отдыхать, как птицы. Релаксация. Звучит фонограмма спокойной музыки, дети, лёжа на ковре, слушают. Встают. М.Р.: Сегодня на занятии мы с вами совершили путешествие по зимнему лесу. – Скажите, что было интересного в нашем путешествии? (ответы детей). – Скажу вам, что мне очень понравилось, как вы сегодня занимались. До свидания, ребята. 1ребенок играет на м-фоне, одновременно несколько детей играют на ударных инструментах, остальные подпевают попевку. Повторить с другим составом, с музыкальным сопровождением. М.р:
Посмотрю, может еще чего-нибудь найду. Здесь шапочки, отгадайте чьи? (по музыкальным фрагментам дети узнают, и называют персонажей игры) Дети слушают музыкальные отрывки, говорят кто это - курочки или петушки. Детей распределить на 2 группы. Кто услышал свою музыку – тот двигается. Музыкальное прощание, дети выходят из зала. Занятие № 53 «Фонарики» (художественно – эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие) Программные задачи:
3. Слушание: «Песенка о весне» Фрида 4. Игра на музыкальных инструментах «Небо синее» Тиличеевой 5. Музыкально-дидактическая игра: «Ну-ка, угадай-ка» Тиличеевой
Материал: костюм коробейника, готовые формы из цветной бумаги круг, квадрат, треугольник, клей, кисточки, салфетки, веревочки, шапочка петушка, курочки, картинки животных с детенышами, металлофоны, ударные музыкальные инструменты. Ход занятия: Дети входят в зал, музыкальное приветствие. Под музыку входит Коробейник - воспитатель Коробейник: Здравствуйте, ребята! Дети: Здравствуйте. Коробейник : Я веселый Коробейник. Я по ярмаркам хожу, всех ребяток веселю, и подарки раздаю. Одевайте желтые сапожки, на ярмарку поскачем по дорожке! Упражнение «Сапожки» Филиппенко Все дети скачут поскоком друг за другом. Коробейник : А сейчас, ребята, не зевайте, и подарки получайте! Творчество «Подарки» Взявшись за руки, дети образуют хоровод. В середине хоровода – Коробейник. Дети идут по кругу и говорят: «Принесли мы всем подарки, кто захочет, тот возьмёт. Вот вам кукла с лентой яркой, конь, волчок и самолёт». С окончанием слов дети останавливаются, а Коробейник называет, какой из перечисленных подарков он желает получить: Конь – Дети изображают, как скачет конь (по кругу, друг за другом) «Скачет конь наш чок-чок-чок, слышен топот быстрых ног» Кукла – Дети танцуют под музыку «Кукла, кукла, попляши, красной лентой помаши!» Коробейник : Ой, полным - полна моя коробушка, каких только музыкальных инструментов в ней нет! Слушание: «Песенка о весне» Фрида «Кто мне скажет, что я сейчас играю? (ответ) Из предложенных музыкальных инструментов дети выбирают с помощью м.р., соответствующие музыке, на повторное исполнение подыгрывают на них. (колокольчики, треугольник, металлофон) Игра на музыкальных инструментах «Небо синее» Тиличеевой Дети исполняют попевку ансамблем (как на прошлом занятии), при каждом исполнении меняются дети. Предложить организовать выступление ансамбля для кукол в группе. Музыкально-дидактическая игра: «Ну-ка, угадай-ка» Тиличеевой Дети прослушивают песню, предложить им отгадать, когда кричит гусь, когда гусята, и. т. д. затем дети делятся на 2 группы, загадывают друг другу загадки. Коробейник : Молодцы, ребята, все мои загадки отгадали, все подарки получили. М.р: Ребята, а давайте мы сейчас для нашего веселого Коробейника сделаем подарки – разноцветные фонарики. Будешь, Коробейник наши фонарики развешивать на площади, где проходит ярмарка, и всем будет светло и весело! Дети садятся за столы на свои места Художественный труд «Фонарики на ярмарку» Воспитатель: Давайте вспомним, как надо делать фонарики. Каждый круг (квадрат, треугольник) перегнём пополам, цветной стороной внутрь. Смажем клеем белую (не цветную) сторону всех кругов (квадратов, треугольников) и склеим их между собой. При склеивании в центр, между фигурами, вкладываем нитку. Пальчиковая гимнастика «Фонарик – шарик» «Взяли в руки мы фонарик, а потом воздушный шарик. Светит, светит нам фонарик, запускаем в небо шарик» Кончики пальцев обеих рук прижаты друг к другу, ладошки образуют маленькую, а затем большую окружность Дети выполняют задание, готовые фонарики дарят Коробейнику и рассказывают, из какой формы сделан фонарик. Коробейник: Спасибо, ребята, такие яркие фонарики сделали! Фонарики на ярмарке зажигаются, игра с курочкой и петушком начинается! Игра «Курочки и петушок» р. н. м. Роль петушка исполняет Коробейник, дети – курочки. Игру повторить 2-3 раза. Приемы обученияРазличные группы инструментов требуют освоения различных по степени трудности приемов игры. Поэтому участвующим в оркестре следует давать дифференцированные задания с учетом их индивидуальных возможностей. Технические приемы Приемы игры зависят от конструкции каждого инструмента. Прежде всего надо установить правильную исходную позу и расположение инструмента по отношению к ребенку. и если он продолжается долго, следует прижать треугольник рукой - звук сразу прекратится. Последовательность заданий В начале обучения методические приемы руководителя направляются, естественно, к тому, чтобы вызвать у ребенка интерес к новому для него виду занятия. Металлофон хорошо передает звуки падающих.капелек дождя: сначала они падают редко, потом звенят все чаще, чаще — дождь усиливается. Звук триолы протяжный, как будто кто-то кричит в лесу, зовет. А флейта или Мелодия-26 всем ребятам говорит — собирайтесь в поход. На барабане палочки выбивают дробь, словно гром гремит (педагог делает попеременные быстрые удары двумя палочками). Музыкальное эхо Дети распределяются на две подгруппы. 1-я линия. Удар каблуком. 2-я линия. Удар носком ноги. Полезно приобщать детей к восприятию и выразительному исполнению ритмических речитативных интонаций голоса. На первых порах можно показать их выразительность в простых ритмических приговорках, речевых интонациях, речитативе. Как известно, речитатив близок к напевной декламации. В нем есть естественные для разговорной речи интонационные повышения и понижения, ясно слышны акценты, паузы.
Дети узнают, как назвали девочку — Таней или Танечкой: После этого ребята могут самостоятельно называть друг друга. Придумывая определенный ритм, они выкладывают карточки на фланелеграфе, используя их из приложения к «Музыкальному букварю». Широкие карточки изображают четверти, узкие — восьмые: Этот же ритмический рисунок они могут исполнить на металлофоне, триоде или на ударных инструментах. Карточки выкладываются на фланелеграфе:
Небо синее
[Спокойно] На следующих музыкальных занятиях проводится индивидуальный опрос: дети исполняют эту песенку на разных звуках (пластинках). Им называют ноты (расположение их на пластинках детям знакомо): «Сыграй на ноте ми,
на ноте до»
и т. д. При этом нуж- Разучив несколько ритмических попевок, можно перейти к выполнению следующих заданий — сначала учить попевки, состоящие из близких интервалов, а затем из более широких. Методика разучивания остается той же. Следует помнить, что поэтический текст облегчает запоминание и позволяет детям использовать выученные произведения в самостоятельных занятиях. Важно также последовательно усложнять задания. Легче всего играть секунды, их звуки расположены рядом. Поэтому после упражнений на одном звуке целесообразно играть попевки, построенные на этом интервале (например, русскую народную попевку «Сорока-сорока», «Гармошка» Е. Тиличеевой и др.). Сорока-сорока
Гармошка
Усвоение более сложных исполнительских приемов постепенно дает возможность усложнить репертуар. В попевках появляются поступенные ходы в пределах небольших звукорядов, расширяется интервалика. Фортепианное сопровождение, ярко и выразительно изложенное, представляет для детей все больший интерес Важно, чтобы дети прислушивались к средствам музыкальной выразительности и чувствовали настроение музыки. Каждое художественное произведение по-своему оригинально, своеобразно и методы его освоения должны быть различными. Методика разучивания отдельных произведений Чем сложнее пьеса, чем более развито фортепианное сопровождение песни, тем более неторопливым должен быть процесс разучивания. Рассмотрим два примера: «Дождик» и «Наш оркестр». Занятие 1.
Дети слушают эту знакомую уже им песню в исполнении взрослого. Привлекается внимание к легкому, прозрачному звучанию фортепианной партии. Дети вспоминают песню и поют се. Педагог предлагает подумать какие инструменты лучше подойдут к ее звучанию. Другая песня — «Наш оркестр» Е. Тиличеевой (слова Ю. Островского) значительно сложнее для ансамблевого исполнения. Мелодия разнообразнее, ее диапазон уже в пределах септимы,
причем есть скачки, поступенные ходы идут то вверх, то вниз. Ритм также имеет трудности: есть ноты с точкой. Все это требует от детей определенных навыков. В фортепианном сопровождении да и в мелодии даны музыкальные характеристики звучания различных групп инструментов. Достаточно вспомнить такты, где звучат слова «Барабаны, барабаны, барабаньте, барабаньте», в которых дается четкий ритм, как бы подражание барабану. Далее появляется более высокий реги Таким образом, инструментовка подсказывается композитором и поэтом. Но чтобы дети могли сами участвовать в выборе инструментов, очевидно, сначала им надо исполнять песню без текста, который подсказывает решение. Занятие 1.
Педагог исполняет партию фортепиано без пения. Детям предлагают музыкальные загадки — играют отдельные фразы, которые в какой-то степени характеризуют звучание различных инструментов. Они отгадывают и называют, какие инструменты подходят для той или иной фразы. Затем педагог вторично исполняет песню, но уже поет и играет. Таким образом, дети узнают, правильно ли они назвали инструменты. Дождик
партитура, но при этом одни дети поют, другие играют. Контролируются своевременные вступления каждой группы инструментов и уточняются динамические оттенки. Часто в педагогической практике встречается такой прием: дети исполняют мелодию на своих инструментах, а взрослый играет мелодию и аккомпанемент на фортепиано. Чтобы разнообразит звучание, можно сделать иначе. Например, вся пьеса исполняется педагогом на фортепиано, а дети играют на металлофоне мелодию, а как бы аккомпанемент, т. е. звуки, соответствующие первой (I) и пятой (V) или первой (I), четвертой (IV) и пятой (V) ступеням лада. При разучивании произведения можно предложить такую последовательность занятий.
[Не спеша. Торжественно]
Белка (отрывок)
Приемы развития музыкального творчества Детское музыкальное творчество начинается с «обследования» звуковых возможностей инструментов. Это очень ценно, но дети часто бывают беспомощны в своих поисках. Направляет эти поиски педагог, предлагая детям сыграть, как поют кукушки, птички, как идет дождик, гремит гром и т. д. Но можно применить еще интересный прием коллективного творчества на металлофонах, ксилофонах. Если заклеить ноты фа
и си
(IV и VII ступени) или снять пластинки этих звуков, чтобы дети на них не играли, то они могут импровизировать все одновременно. Играют дети на пяти звуках (до, ре, ми, соль, ля).
Получаются очень интересные гармонические сочетания, постоянно и неожиданно меняющиеся, но всегда очень мелодичные. При этом дети могут играть в любом ритме, иногда же им предлагают заданный ритм, например четвертная и две восьмые. Значение этого приема состоит не только в развитии гармонического слуха. Дети начинают сами импровизировать, делать первые попытки в создании «своих сочинений». ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Каково значение музыкальных игрушек и инструментов в жизни дошкольников? 9. Раскройте приемы развития детского музыкального творчества в процессе освоения игры на инструментах. ЛИТЕРАТУРА Типовая программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. Р.А. Курбатовой, Н. Н. Поддьякова.— М., 1984. Сборники музыкального и литературного репертуара Ветлугина Н. А.
Детский орке— М., 1976. Методика музыкального воспитания в детском саду: «Дошк. воспитание»/ Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова и др.; Под ред. Н.А. Ветлугиной. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1989. - 270 с.: нот. |
Популярное:
Новое
- К чему снится клещ впившийся в ногу
- Гадание на воске: значение фигур и толкование
- Тату мотыль. Татуировка мотылек. Общее значение татуировки
- Что подарить ребёнку на Новый год
- Как празднуют день святого Патрика: традиции и атрибуты День святого патрика что
- Как научиться мыслить лучше Я не умею быстро соображать
- Эти признаки помогут распознать маньяка Существует три способа достижения абсолютной власти
- Как спастись от жары в городской квартире
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?