Разделы сайта
Выбор редакции:
- Гадание в новый год для привлечения денег Как правильно гадать на новый год
- К чему снится клещ впившийся в ногу
- Гадание на воске: значение фигур и толкование
- Тату мотыль. Татуировка мотылек. Общее значение татуировки
- Что подарить ребёнку на Новый год
- Как празднуют день святого Патрика: традиции и атрибуты День святого патрика что
- Как научиться мыслить лучше Я не умею быстро соображать
- Эти признаки помогут распознать маньяка Существует три способа достижения абсолютной власти
- Как спастись от жары в городской квартире
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?
Реклама
Прерафаэлиты: цель искусства, художники, задачи, картины. Прерафаэлиты Движение прерафаэлитов в европейской культуре |
Прерафаэлиты это английские художники Уильям Холман Хант (1827-1910), Джон Эврет Милле (1829-96), поэт и художник Данте Габриэль Россетти (1828-82), объединившиеся в 1848 в Прерафаэлитское братство. В него вошли также искусствоведы - брат Данте Габриэля - Уильям Майкл Россетти (1829-1919) и Фредерик Джордж Стивене (1828-1907), поэт и скульптор Томас Увулнер (1825-92), художник Джеймс Коллинсон (18257-81). Эстетические принципы прерафаэлитыИнициалы «ПБ» (Прерафаэлитское братство) впервые появились на картине Ханта на выставке Королевской Академии искусств в 1849. Эстетические принципы прерафаэлиты - романтический протест против холодного академизма, господствовавшего в английской живописи того времени. Их идеал искусства - творчество мастеров средних веков и раннего Возрождения (т.е. «дорафаэлевского» периода) - Джотто, Фра-Анжелико, С.Боттичелли, привлекавшее их как образец наивного, непосредственного отношения человека к природе. Прерафаэлиты призывали изображать природу в ее разнообразии, используя весь спектр красок, в отличие от бледно-зеленых и коричневых тонов академических художников, никогда не покидавших студии. Религиозный дух дорафаэлевской живописи прерафаэлит противопоставляли индивидуализму, безбожию художников высокого Возрождения и современному материализму. В этой связи на них оказало воздействие «Оксфордское движение». Утверждаемое прерафаэлитами нравственное начало находило выражение в религиозных темах, в символико-мистической иконографии. Вдохновлявшие прерафаэлиты авторыЛюбимые, вдохновлявшие прерафаэлиты авторы - Данте, Т.Мэлори, У.Шекспир, поэты-романтики У.Блейк, Дж.Китс, П.Б.Шелли, воспринимаемые как эстеты и мистики, А.Теннисон с его средневековыми сюжетами и темой борьбы духовного и чувственного начал и особенно Р.Браунинг с его интересом к Италии, возвеличиванием дорафаэлевского искусства, с острыми психологическими сюжетами. Прерафаэлиты восприняли в 1848-49 как опасных, наглых революционеров и подвергли резкой критике. В их защиту выступил теоретик искусства Джон Рёскин (1819-1900), ставший другом Д.Г.Россетти. В открытых письмах, опубликованных в 1851 и 1854 в газете «Тайме», он защищал их от упреков в искусственном воскрешении примитивной средневековой живописи, пристрастии к абстрактной символике и безразличии ко всему, выходящему за рамки «прекрасного». С Рёскиным прерафаэлиты объединило осуждение прозы и прагматики буржуазных отношений, идеализация ремесленного уклада средних веков. Позднее он осудил их «эстетство» и отошел от них. В январе-апреле 1850 прерафаэлиты издавали журнал (четыре номера) «The Germ» с подзаголовком «Размышления о природе поэзии, литературы и искусства»; последние два номера переименованы: «Искусство и поэзия как размышления о Природе»; его редактором был У.М.Россетти, являвшийся также секретарем прерафаэлит. К прерафаэлитам примыкали (но не были членами братства) художники Форд Мэдокс Браун (1821-93), Эдвард Коули Берн-Джонс (1833-98), Артур Хьюз (1830-1915), писатель, художник, идеолог английского социализма Уильям Моррис (1834-96), сестра Д.Г. и У.М.Россетти - поэтесса Кристина Россетти (1830-94), печатавшая свои стихи в их журнале. Центральная фигура прерафаэлитЦентральная фигура прерафаэлит - Д.Г.Россетти. В его поэзии, сфокусированной на поединке духовного и чувственного как извечно противостоящих друг другу начал в человеке, наиболее ярко воплотилось характерное для прерафаэлит колебание между мистицизмом и прославлением чувственности, попытка примирить мистику и эротику на основе обожествления плоти. У Д.Г.Россетти чувственное зачастую побеждает спиритуалистическое. Он любил обращаться к Данте, его любви к Беатриче. Увлечение Данте очевидно в изданной им книге переводов «Ранние итальянские поэты» (1861). Религиозно-мистическое начало католицизма нередко заслонялось в восприятии прерафаэлит чисто живописным. Пышность католического церковного ритуала, причудливые формы готической архитектуры увлекали их порой вне зависимости от воплощенных в ней идей. Наиболее последовательны в выражении религиозно-католических воззрений-Хант в живописи и К.Россетти в поэзии. В 1853 Прерафаэлитское братство распадается. Милле уехал в Шотландию, а вернувшись, стал коммерческим художником, писавшим заказные портреты и сентиментальные картины. Хант в 1854 уехал в Палестину в поисках более реального фона для своих религиозных картин и на протяжении всей жизни оставался наиболее последовательным. Увулнер уехал в Австралию, Коллинсон в 1852 принял католицизм и примкнул к религиозной общине. Прерафаэлиты были связаны личной дружбой и эстетической близостью с А.Суинберном, У.Пейтером, О.Бёрдсли, О.Уайлдом и оказали существенное влияние на «эстетизм» как направление в литературе и живописи 1880-х. Слово прерафаэлиты произошло от английского Pre-Raphaelite brotherhood. С 1850-х годов в Англии начало развиваться новое направление в поэзии и живописи. Оно получило название "прерафаэлиты". В этой статье представлены основные идеи художественного сообщества, тематика творческой деятельности, картины прерафаэлитов с названиями. Кто такие прерафаэлиты?Стремясь уйти от надоевших академических традиций и реалистичной эстетики викторианской эпохи, группа художников создала собственное Оно проникло практически во все сферы жизни, формировало особенности поведения и общения своих создателей. И направление искусства, и его представители-живописцы носили одно и то же название - прерафаэлиты. Картины их демонстрировали духовное родство с эпохой раннего Возрождения. Собственно, и название братства говорит само за себя. Живописцев интересовали творцы, работавшие до расцвета Рафаэля и Микеланджело. Среди них - Беллини, Перуджино, Анжелико. Направление развивалось на протяжении второй половины 19 века. ВозникновениеДо 1850-х годов все английское искусство находилось под крылом художеств. Ее президент сэр как и любой другой представитель официального учреждения, неохотно принимал нововведения и не поощрял эксперименты своих учеников. В конце концов, такие тесные рамки заставили нескольких живописцев со схожими взглядами на искусство в целом объединиться в братство. Первыми его представителями стали Холман Хант и Данте Россетти. Они познакомились на выставке в академии и в ходе беседы поняли, что их взгляды во многом схожи. Россетти писал в это время картину "Юность Девы Марии", и Хант помог ему завершить ее не делом, но словом. Уже в 1849 году полотно красовалось на выставке. Молодые люди сошлись во мнении, что современная английская живопись переживает не лучший период в своей истории. Чтобы как-то оживить этот вид искусства, необходимо было вернуться к доакадемическим истокам, к простоте и чувственности. Основные представителиПервоначально братство прерафаэлитов, картины которых вдохнули новую жизнь в британскую культуру, состояло из семи человек. 1. Холман Хант. Прожил длинную жизнь, оставаясь верным своим взглядам на искусство до самой смерти. Он стал автором нескольких изданий, повествующих о членах братства и описывающих картины прерафаэлитов. Среди известных полотен самого живописца - "Тень смерти" (религиозная картина, изображающая Иисуса), "Изабелла и горшок с базиликом" (по мотивам поэмы Джона Китса), (написана на основе библейских сказаний). 2. Джон Милле. Известен как самый молодой ученик академии искусств, ставший впоследствии ее президентом. Джон после продолжительной работы в стиле прерафаэлитов отрекся от братства. Чтобы прокормить семью, он стал писать портреты на заказ и преуспел в этом. Самые примечательные работы - "Христос в родительском доме" (религиозная картина, наполненная символами будущей жизни и смерти Христа), "Офелия" (написана на основе эпизода из "Гамлета"), "Мыльные пузыри" (полотно позднего периода творчества, прославилось как реклама мыла). 3. Данте Россетти. Картины наполнены культом красоты и эротизма женщины. Его жена Элизабет стала главной музой живописца. Ее смерть подкосила Данте. Он положил ей в гроб все свои рукописи со стихами, но через несколько лет, придя в себя, добился эксгумации и забрал их из могилы. Известные работы: "Блаженная Беатриса" (изображена жена Данте, находящаяся между жизнью и смертью), "Прозерпина" (древнеримская богиня с гранатом в руках), "Вероника Веронезе" (символичное полотно, отражающее процесс творчества). 4. Майкл Россетти. Брат Данте, который тоже учился в академии. Но в итоге выбрал для себя путь критика и писателя. Картины прерафаэлитов неоднократно подвергались его разбору. Являлся биографом своего брата. Сформулировал основные концепции направления. 5. Томас Вулнер. Был скульптором и поэтом. В своем раннем творчестве поддерживал идеи прерафаэлитов, обращался к природе и учитывал незначительные детали. Публиковал свои стихи в журнале братства, но потом отошел от их общих идей и сконцентрировался на классических формах. 6. Фредерик Стивенс. Художник и искусствовед. Довольно рано разочаровался в своем таланте живописца и сосредоточился на критике. Считал своей миссией объяснить публике цели братства и прославлять картины прерафаэлитов. Сохранилось несколько его полотен: "Маркиз и Гризельда", "Мать и дитя", "Смерть короля Артура". 7. Джеймс Коллинсон. Был верующим человеком, поэтому писал картины на религиозные тематики. Покинул сообщество после того как картину Милле в прессе раскритиковали и назвали богохульной. Среди его работ - "Святое семейство", "Отречение Елизаветы Венгерской", "Сестры". Прерафаэлиты, картины которых вызывали много споров, имели ряд единомышленников. Они не входили в братство, но придерживались основных идей. Среди них - художник Л. Альма-Тадема, дизайнер Ф. М. Браун, живописец У. Деверелл, вышивальщица М. Моррис, иллюстратор А. Хьюз и другие. Критика на начальном этапеПервоначально картины прерафаэлитов были встречены критиками довольно тепло. Они были как глоток свежего воздуха. Однако ситуация накалилась после представления в свете нескольких религиозных картин, написанных в несоответствии с канонами. В частности, картина "Христос в родительском доме" кисти Милле. На полотне изображена аскетичная обстановка, сарай, возле которого пасется отара овец. Богородица стоит на коленях перед маленьким Иисусом, который поранил ладонь гвоздем. Милле наполнил эту картину символами. Кровоточащая рука - знак будущего распятия, чаша с водой, которую несет Иоанн Креститель, - символ Крещения Господня, голубь, сидящий на лестнице, отождествляется со Святым духом, овцы - с невинной жертвой. Критики назвали эту картину богохульной. Газета "Таймс" окрестила полотно бунтом в искусстве. Другие, указывая на сравнение святого семейства с простым людом, характеризовали произведение Милле как возмутительное и омерзительное. Картина Россетти "Благовещение" также подверглась нападкам. Живописец отступил от библейских канонов, одев Богородицу в белые одежды. На полотне она изображена испуганной. Критик Ф. Стоун сравнил творчество прерафаэлитов с бесполезной археологией. Кто знает, как сложилась бы судьба братства, если бы на его стороне не выступил критик Джон Рёскин, с мнением которого считались все. Влияние авторитетной особыДжон Рёскин был историком искусств и написал не одну научную работу, прежде чем познакомился с творчеством прерафаэлитов. Каково было его удивление, когда он понял, что все мысли и идеи, отраженные в его статьях, нашли свое место на холстах братства. Рёскин ратовал за проникновение в сущность природы, внимание к деталям, отстранение от навязанных канонов и изображение сцен такими, какими они должны быть. Все это включала в себя и программа прерафаэлитов. Критик написал несколько статей для "Таймс", где высоко оценил творчество художников. Он купил некоторые их картины, поддержав творцов и морально, и финансово. Рёскину нравилась новая и необычная манера письма Прерафаэлиты впоследствии создали несколько портретов своего защитника и покровителя. Сюжеты картинИзначально художники обращались исключительно к евангельским сюжетам, ориентируясь на опыт творцов раннего Ренессанса. Они не стремились исполнить картину по церковным канонам. Главной целью было перенесение философской мысли на холст. Именно поэтому полотна прерафаэлитов так детализированы и символичны. "Юность Девы Марии" Россетти вполне соответствовала запросам викторианской эпохи. На ней была изображена скромная девушка под присмотром своей матери. Обычно ее изображали читающей, Данте же вложил в руки Девы иголку. Она вышивала на полотне лилию - символ чистоты и непорочности. Три цветка на стебле - Отец и Сын и Святой дух. Листья пальмы и терн с шипами - радости и горести Марии. В картине нет бессмысленных предметов, цветов и действий - все призвано указать на философский смысл. Чуть позже художники-прерафаэлиты, картины которых привлекали общественное внимание, стали обращаться к темам людского неравенства ("Леди Лилит"), эксплуатации женщин ("Проснувшаяся стыдливость"), эмиграции ("Прощание с Англией"). Немаловажную роль в творчестве братства играли картины по мотивам произведений английских поэтов и писателей. Живописцев вдохновляли сочинения Шекспира, Китса, а также итальянца Данте Алигьери. Женские образыТематика картин с женскими персонажами у прерафаэлитов довольно разнообразна. Едины они были лишь в одном - на их полотнах царила женская красота. Дамы изображались неизменно прекрасными, спокойными, с ноткой таинственности. Сюжеты встречаются разные: проклятье, смерть, безответная любовь, душевная чистота. Довольно часто поднимается тема супружеской неверности, где женщина выставляется в неблаговидном свете. Разумеется, она несет жестокую кару за свой поступок. Женщины зачастую поддаются соблазну и сладострастию в картинах прерафаэлитов ("Прозерпина"). Но есть и обратный сюжет, где мужчина является виновником падения женщины (как в картинах "Марианна", "Проснувшаяся стыдливость"). НатурщицыВ основном натурщицами для своих картин художники выбирали близких и родных. Россетти часто писал с мамы и сестры ("Юность Девы Марии"), но прибегал также к услугам своей любовницы Фанни ("Лукреция Боржия"). Пока была жива Элизабет, его любимая жена, женские образы приобретали ее лицо. Эффи Грей, жена Милле и экс-супруга Рёскина, запечатлена на картине "Приказ об освобождении" и портретах кисти Джона. Энни Миллер, невеста Ханта, позировала почти всем художникам братства. Она изображена на полотнах "Елена Троянская", "Проснувшаяся стыдливость", "Женщина в желтом". ПейзажиПейзажи писали только некоторые художники этого направления. Они вышли из стен кабинетов и работали на пленэре. Это помогало живописцам уловить все до последней детали, их картины становились совершенными. Часами проводили время прерафаэлиты на природе, дабы не упустить ни одну мелочь. Эта работа требовала титанического терпения и способности к созиданию. Вероятно, из-за особенностей программы направления пейзаж не приобрел такого распространения, как другие жанры. Наиболее полно отражены принципы рисования природы в картинах Ханта "Английские берега" и Милле "Осенние листья". РаспадПосле нескольких успешных выставок братство прерафаэлитов начало разваливаться. Объединяющей их любви к Средним векам было недостаточно. Каждый искал свой путь. Один лишь Хант остался верен принципам этого направления до конца. Определенность наступила в 1853 году, когда Милле получил членство Королевской академии. Братство распалось окончательно. Некоторые отошли от живописи на долгое время (например, Россетти занялся сочинительством). Несмотря на фактическое прекращение существования, прерафаэлиты как направление действовали еще какое-то время. Однако манера написания картин и общие принципы несколько исказились. Поздние прерафаэлитыК художникам, представляющим поздний этап течения, относят Симеона Соломона (работы отражали суть движения эстетизма и гомосексуальные мотивы), Эвелин де Морган (писала на мифологические темы, например, "Ариадна на Наксосе"), иллюстратора Генри Форда. Есть еще ряд художников, на которых повлияли картины прерафаэлитов. Фотографии некоторых из них нередко появлялись в британской прессе. Это Софи Андерсон, Фрэнк Дикси, Джон Годвард, Эдмунд Лейтон и прочие. ЗначениеПрерафаэлитизм называют чуть ли не первым художественным направлением Англии, которое прославилось на весь мир. У каждого критика или обывателя есть свое собственное мнение и право на оценку творчества живописцев. Несомненно только одно - это течение проникло во все сферы жизни общества. Сейчас многое переосмысливается. Пишутся новые научные труды, например, "Прерафаэлиты. Жизнь и творчество в 500 картинах". Кто-то приходит к мысли, что представители этого направления стали предшественниками символистов. Кто-то говорит о влиянии прерафаэлитов на хиппи и даже Джона Толкина. Полотна художников выставлены в ведущих музеях Британии. Вопреки сложившемуся мнению, картины прерафаэлитов в Эрмитаже не хранятся. Выставка полотен впервые была показана в России в 2008 году в Третьяковской галерее. Художники прерафаэлиты (от лат. prae — вперед, и имени «Рафаэль»), это представители направления в английской поэзии и живописи середины XIX-го века, образовавшееся для борьбы с устоявшимися академическими традициями, условностями и подражательством классическим образцам. Основные представители «Братства прерафаэлитов» — Уильям Холмен Хант (1827 -1910), Данте Габриэль Россетти (1828-1882) и Джон Эверетт Милле (1829-1896) — считали достойной восхищения живопись художников раннего Возрождения, творивших до Рафаэля. Достойными подражания прерафаэлиты считали Перуджино, Фра Анджелико и Джованни Беллини. Художники прерафаэлиты против академизмаВ середине XIX-го века академическая школа в английской живописи была ведущей. В развитом индустриальном обществе высокий уровень техники исполнения воспринимался как залог качества. Поэтому работы учеников академии были вполне успешными и востребованными английским обществом. Но, стабильность английской живописи уже переросла в закостенелость, увязая в условностях и повторениях. И летние выставки Королевской Академии художеств с каждым годом становились все более и долее предсказуемыми. Королевская академия художеств сохраняла традиции академизма и к большой осторожностью и скептицизмом относилась к нововведениям. Художники прерафаэлиты же не хотели изображать природу и людей отвлеченно красивыми, они хотели изображать их правдиво и просто, считая, что единственный способ предотвратить деградацию английской живописи, это возврат к простоте и искренности искусства раннего Возрождения. Что особенно не любили прерафаэлиты?
В картине Рафаэля «Преображение» прерафаэлиты увидели пренебрежение простотой и правдой. По мнению У. Х. Ханта, одеяния апостолов были слишком помпезными, а изображение Спасителя — лишено духовности. Д. Г. Россети, всей душой ненавидя творчество Рубенса, умудрился на страницах труда по истории искусств, напротив каждого упоминания и последнем написать «Плюнуть здесь». Рафаэль Санти. Преображение П.П. Рубенс. Пьяный Геркулес Сэр Джошуа Рейнольдс. Автопортрет Творческие и художественные приемы прерафаэлитов
Для достижения более ярких и свежих тонов художники прерафаэлиты пользовались новой техникой живописи. Они писали маслом по сырому белому грунту или по слою белил. Помимо яркости красок, выбранная техника позволила сделать работы художников еще и более долговечными — работы прерафаэлитов сохранились в первозданном виде до наших дней.
Отказавшись от «кабинетной живописи» молодые художники начали писать на природе и придавали большое значение тонкой проработке деталей. «Я хочу рисовать пейзаж, изображая каждую деталь, какую смогу увидеть» (У. Хант)
Для знаменитой картины Данте Россетти «Леди Лилит» позировала малограмотная девушка Фанни Корнфорт. На картине «Юность Девы Марии» изображены мать и сестра художника Данте Россетти. Для картины «Офелия» художник Д.Э. Милле выбрал момент в трагедии Шекспира, когда Офелия бросившись в реку, медленно погружалась в воду и пела обрывки песен. Сначала художник написал живописный речной уголок, а фигуру девушки он писал уже в зимние месяцы. Элизабет Сиддал в роскошном старинном платье проводила многие часы в ванне с теплой водой. В один момент лампы, подогреваемые воду потухли, но девушка на стала жаловаться и серьезно заболела. Впоследствие отец Элизабет Сиддал выслал художнику счет на оплату лечения дочери.
Картинам прерафаэлитов свойственно множество деталей, наделенных определенным смыслом или символом. Например на картине Д.Э. Милле «Офелия» изображено множество цветов. Маргаритки символизируют боль, целомудрие и обманутую любовь, плющ — знак бессмертия и вечного возрождения, ива — символ отвергнутой любви, маки — традиционный символ смерти. Данте Россетти. Леди Лилит Д.Г. Россетти. Юность Девы Марии Д.Э. Милле. Офелия Художники прерафаэлиты. Основные сюжеты и знаменитые картины.Если смотреть на творчество прерафаэлитов поверхностно, то первое, что представляется нам при их упоминании, это трагические фигуры рыжеволосых женщин, воплощающих образы известных литературных героинь. Но истинным источником для Братства прерафаэлитов был бунт против эстетических условностей и стремление правдиво и точно изображать действительность. Основные темы творчества прерафаэлитов:
Медиевизм, король Артур в творчестве прерафаэлитовРаботы прерафаэлитов наполнены духовной символикой, отсылающей нас к идеалам рыцарства, христианским добродетелям и подвигам. На фоне морального упадка, царившего в Англии в середине XIX-го века, эти картины выглядели идиллически. Но именно рыцарские сюжеты и образы, по мнению художников Братства, должны были преодолеть упадок и решить социальные проблемы Англии. Особенно популярны были сюжеты о короле Артуре. Материалы о короле Артуре прерафаэлиты в обилии находили в поэзии А. Теннисона. Излюбленными персонажами картин прерафаэлитов стали Галахад и Элейн, Ланселот и Гвиневра, Артур, Мерлин и Дева Озера. Д.Г. Россетти. Дева Святого Грааля. 1874 Э. Коли Берн-Джонс. Зачарованный Мерлин. 1877 Д. У. Уотерхаус. Леди из Шалот, 1888 Творчество Шекспира и Данте Алигьери на картинах художников-прерафаэлитовЧтобы понять смысл некоторых картин прерафаэлитов, необходимо обращаться к их литературной основе. Обращение к тексту позволит более полно раскрыть особенности и закономерности воплощения того или иного образа. Прерафаэлиты хотели поднять живопись до уровня литературы и поэзии и внести в изобразительное искусство интеллектуальное начало. Художники прерафаэлиты в своем творчестве очень часто обращались к литературным и историческим сюжетам. И творчество Шекспира и Данте, в литературных произведениях которых так ярко показана драма человеческих отношений — занимает в их живописи особое место. Творцы старались изобразить сцену как можно точнее с исторической точки зрения. Чтобы создать как можно более естественную композицию вокруг основной сцены, они тщательно выписывали фон, наполняя его деталями интерьера или пейзажа. Наполняя картину героями сюжета — они тщательно изучали образцы костюмов и орнаментов в исторических справочниках. Но, несмотря на такую педантичность к изображению внешних деталей, центром композиции всегда оставались человеческие отношения. Д. У. Уотерхаус. Миранда и Буря Ф.М. Браун. Ромео и Джульетта. Знаменитая сцена на балконе Д.Г. Россетти. Видения Данте Д.Г. Россетти. Любовь Данте Д.Г. Росстетти. Блаженная Беатриса. 1864-1870 Религиозные и социальные сюжеты в творчестве прерафаэлитов.«Братство прерафаэлитов» стремилось воскресить традиции религиозной живописи не обращаясь к условным образам католической алтарной картины. Однако, молодые художники не стремились подчеркнуть теологические истины на своих полотнах. Они подходили к Библии как к источнику человеческих драмм. Эти произведения, естественно, не предназначались для оформления церквей и носили скорее литературный и поэтический, чем религиозный смысл. Со временем, творчество молодых реформаторов стали упрекать за слишком вольные трактовки религиозных сюжетов. На картине Милле «Христос в родительском доме» изображена аскетичная обстановка в доме плотника. На заднем плане — пасущиеся овцы. Спаситель поранил гвоздем ладонь, а Богородица его утешает. Полотно наполнено множеством смыслов: овцы — невинная жертва, кровоточащая рука — знак будущего распятия, чаша с водой, которую несет Иоанн Креститель, — символ Крещения Господня. За то, что Святое Семейство изображено на полотне Миллеса «Христос в родительском доме» в образе обычных людей, критики называли эту картину «Плотницкой мастерской». Королева Виктория хотела лично убедиться в том, что на картине нет богохульства и попросила доставить картину к себе. Художник решил на всякий случай переименовать картину. Изображая на своих полотнах жизнь обыкновенных людей, прерафаэлиты выявляли морально-этические проблемы современного общества. Часто социальные сюжеты на картинах прерафаэлитова принимают форму религиозных притч. Д.У. Уотерхаус. Судьба. 1900 Культ женской красоты на полотнах «Братства прерафаэлитов»На полотнах прерафаэлитов женские образы получили новое развитие. Женственность рассматривалась как неделимое сочетание телесности, притягательности, символичности и духовности одновременно. Особенностью в изображении женщин было одновременное сочетание реалистичности и фантастичности образа. На полотнах молодых художников литературные образы Шекспира, Китса, Чаттертона и других обретали телесность, не теряя при этом своей загадочности. Прерафаэлиты хотели сделать доступным взору тот образ женщины, о котором рассказывает романтическая литература. Д.Г. Россетти. Прозерпина Д.У. Уотерхаус. Срывайте розы поскорей. 1909 У. Хант. Изабелла и горшок с базиликом 1868 Прерафаэлиты и Джон РескинПервооткрывателем и сподвижником для «Братства прерафаэлитов» стал видный и значимый теоретик искусства Джон Рёскин. В тот момент, когда на молодых художников обрушилась лавина критики, он поддержал художников и морально — написав статью в защиту нового направления в живописи, и материально — купив несколько картин прерафаэлитов. С мнением Джона Рёскина считались все, поэтому очень скоро полотна талантливых молодых людей становятся популярными. Что же такого особенного нашел маститый теоретик искусства в этих картинах? На полотнах прерафаэлитов Джон Рескин увидел живое и творческое воплощение тех идей, о которых он так много писал в своих трудах:
Знаменитый критик написал несколько статей для «Таймс», где высоко оценил творчество художников. Рескин издал брошюру об этих мастерах, что и послужило поворотным моментом в их судьбе. На академической выставке 1852 года «Наемный пастырь» Ханта и «Офелия» Миллеса были встречены положительно. Прерафаэлиты. Движение Искусств и ремесел. Стиль модернКаждый художник прерафаэлит искал свой творческий путь и любви к Средним векам было уже недостаточно, для того, чтобы удержать членов «Братства прерафаэлитов» вместе. Окончательный разлад произошел в 1853 году, когда Милле стал членом Королевской академии, против которой так яростно выступали прерафаэлиты. В 1856 году Россетти встречается с Уильямом Моррисом, лидером движения Искусств и ремесел, впоследствии оказавшим влияние на становление . У. Моррис вместе с Эдвардом Бёрн-Джонсом становятся учениками Россетти. С этого момента начинается новый этап «Братства прерафаэлитов», основной идеей теперь становится эстетизация форм, эротизм, культ красоты и художественного гения. Психическое и физическое здоровье Россетти постепенно ухудшается и лидером движения теперь становится Эдвард Берн-Джонс. Создавая работы в духе ранних прерафаэлитов он становится необычайно популярным. Уильям Моррис становится центральной фигурой в декоративном искусстве XIX-го века, а стиль модерн, одним из источников которого был прерафаэлитизм проникает не только в декоративное искусство, но и в мебель, убранство интерьера, архитектуру, книжный дизайн. Художники прерафаэлиты. Основные представителиДанте Габриэль РоссеттиБыл рожден в мелкобуржуазной семье интеллигентов 12 мая 1828. Знаменательным для художника был 1848 год, поскольку на выставке Королевской Академии художеств он познакомился с Уильямом Холменом Хантом. Совместное творчество привело к созданию «Братства прерафаэлитов». Черты стиляХарактерными чертами стиля Габриэля Россетти стало многоплановая перспектива и детальная проработка каждой части картины. В произведениях автора на передний план выходит духовность и величие человека. Основные картины «Юность Девы Марии»; Д.Г. Россетти. Венера Вертикордия Д.Г. Росстетти. Беатриче благослованная Д.Г. Россетти. Могила короля Артура Уильям Холман ХантУ.Х. Хант Автопортрет, 1867 Один из основоположников «Братства прерафаэлитов». От остальных художников сообщества отличался своей религиозностью. От рождения имел имя Уильям Хобман Хант, впоследствии самостоятельно заменил его на псевдоним. Известность художнику принесла картина «Свет мира». Написал автобиографический труд «Прерафаэлитизм», целью которого было оставить точные данные об основании Братства. Бракосочетался с Фанни Во, после смерти которой повторно женился на ее сестре Эдит Алисе. Этот союз принес ему неодобрение со стороны общества. Черты стиляОкружающий мир утопает в живописной природе, все детали которой направлены усилить внутреннее состояние образа. Особенностью работ Холмана Ханта стали мягкие переходы полутонов и сочные сочетания красок. Основные картины
У. Х. Хант. Козёл отпущения. 1856 У. Х. Хант. Стук У.Х. Хант. Тень смерти Джон Эверетт МиллеД.Э. Милле. Автопортрет В одиннадцатилетнем возрасте поступил в Королевскую академию художеств (1840 г). Считается самым юным студентом в истории учреждения. К пятнадцати годам проявлял особые навыки работы с кистью. Его работа в академическом стиле «Писарро берёт в плен перуанских инков» была удостоена чести выставляться на летней академической выставке 1846 г. За произведение «Нападение колена Вениаминова на дочерей Силоама» удостоился золотой медали в 1847 г. После знакомство с Данте Габриэль Россетти и Хлманом Хантом вступил в Братство прерафаэлитов. Прославившей его работой стала картина «Офелия», натурщицей для которой была муза прерафаэлитов и будущая жена Д.Г. Россетти Элизабет Сиддал. В 1855 году Джон Эверетт Милле женился на бывшей жене Джона Рескина Эффи, сразу после ее громкого бракоразводного процесса с последним. С этого времени полностью отходит от «Братства прерафаэлитов» и создает популярные картины в академическом стиле. В 1896 году он был избран президентом Королевской академии художеств, борьба с основными принципами которой была одним из объединяющих начал для художников-прерафаэлитов. Черты стиляВыраженными чертами стиля является наследование техника Рафаэля. Перспектива построена на игре света и тени. Художник использовал приглушенную гамму, яркими деталями проводя акценты и создавая атмосферу действия. Основные картины
Д.Э. Милле. Офелия Д. Э. Милле. Христос в родительском доме Д.Э. Милле. Писарро берёт в плен перуанских инков Мэдокс БраунВидный представитель прерафаэлитизма, но в братстве не состоял. Поддерживал идеи Габриэля Россетти и Уильяма Морриса. Вместе с последним занимался разработкой дизайна витражей. Обучался в Академии художеств (г. Брюгге). Перешел в последствии в Гент, после в Антверпен. Известность принесла картина «Казнь Марии Шотландской», написанная в 1840 г. Опирался на романтическое направление художников эпохи Раннего Возрождения. Большинство сюжетов посветил религиозной и духовной тематике. Черты стиляВ работах художник стремился достичь ясной характеристики сюжета, передачи жизненной правды. Воспроизведение драматичности событий достигается контрастами цветовой гаммы, выразительностью поз. Основные картины
Ф.М Браун. Ромео и Джульетта. Знаменитая сцена на балконе Ф.М. Браун. Прощание с Англией Ф.М. Браун. Труд Эдвард Бёрн-ДжонсИллюстратор и живописец, близкий по духу сюжета и подачи к прерафаэлитам. Известен благодаря работе над витражами. Первоначальное образование получил в Школе короля Эдварда. С 1848 года поступил на дополнительное обучение на вечерние курсы правительственной школы дизайна. С Уильямом Морисом познакомился в стенах Оксфордского университета (1853 г). Вдохновившись идеями Братства бросил богословское направление и занялся углубленным изучением техник рисунка. Свои работы посвящал романтическим легендам Англии. Черты стиляХудожник отдавал предпочтение акценту на обнаженное мужское тело. Подача перспективы через цветовую гамму создает ощущение плоскостности. Контрастно выраженная игра светотени полностью отсутствует. Упор делается на линии, любимая цветовая гамма золотой и оранжевый спектр. Основные картины
Э. Берн-Джонс. Любовь среди руин. Э. Коли Берн-Джонс. Король Кофетуа и нищенка. 1884 Берн-Джонс. Зачарованный Мерлин Уильям МоррисУ. Моррис. автопортрет Английский прозаик, художник, поэт и социалист. Считается крупнейшим представителем второго поколения прерафаэлитов, признанный неофициальный лидер Движения искусств и ремесел. Неудивительно, что сама мысль порвать с академизмом в живописи возникла в студенческой среде, более того – среди учащихся британской Королевской академии художеств. Первоначально обсуждение возникло между тремя студентами: Холманом Хантом, Данте Габриелем Росетти и Джоном Эверттом Милле. Юные и далеко не бесталанные художники размышляли о настоящем и будущем живописи, делились реформаторскими планами и в итоге пришли к созданию секретного «Братства прерафаэлитов». Оно было оппозиционно к официальной линии Академии и провозглашало возврат идеалам эпохи «до Рафаэля». Вскоре тайное общество включало уже семь деятелей искусства. У «Братства» был собственный журнал «Росток», а Данте Россетти, например, подписывал некоторые картины инициалами P.R.B, отмечая принадлежность к этой группе. В журнале были напечатаны и первые постулаты общества. Со временем идеи «Братства» оформились в единую систему, что помогло развить прерафаэлизм в культуре. После нескольких лет существования «Братство» распалось, а каждый его участник направился по собственному пути. Но даже после разрушения организации, тезисы и мысли прерафаэлитов будоражили общественность. Их идеи проникли во многие сферы культуры: дизайн, иллюстрацию, декоративное творчество и в литературу. Положения теорииИзначально прерафаэлиты опубликовали тезисы о реформе в искусстве в собственном журнале. Они призвали вернуть художественное искусство к реальности и естественности, а также возвестили отказ от затёртых до дыр мифологических и исторических сюжетов. Красота не должна быть отвлечённой, чуждой естественности человека. Логично, что одним из основных постулатов направления стала работа с натуры. Нередко на картинах художников можно найти их родных или друзей. Историки живописи придирчиво осматривают их полотна и находят любопытные параллели и совпадения. Обратилось «Братство» и к живописной технике. Их задачей стал отход от темных тонов, которые давал использовавшийся в то время художниками битум. Они хотели чистого живописного изображения, высокой точности в детализации и насыщенным оттенкам, характерным для эпохи Кватроченто. Для достижения этого эффекта они наносили на загрунтованный холст слой белил, очищали холст от масла и сверху уже работали полупрозрачными красками. Техника позволила добиться чистоты рисунка и необычайной в то время лёгкости. Излишняя натуралистичность и новизна подхода вызвала не только интерес, но и неприятие в обществе. Однако живописью прерафаэлитов заинтересовался авторитетный критик Джон Рёскин. Он и оформил постулаты «Братства» в логичную и стройную художественную систему, и явил прерафаэлитов миру, помог разобраться в их мотивах и искусстве. Рёскин обосновал несколько принципов этого художественного движения и поддержал их материально. Максимальная детализация была обоснована вниманием художников к самой сути вещей, нежеланием довольствоваться общепринятыми представлениями о природе и человеке. Прерафаэлиты настолько внимательно относились к детализации, что в своем стремлении писать с натуры доходили до трепета перед самыми мелочами, проводили невероятное количество времени на свежем воздухе и в работе с натурщицами. Другой выделенный Рёскином принцип – верность природе, соединённая с верностью духовным началам. В каждой ветке и листочке, в каждой капле воды художники видели создание Бога, а следовательно, относились ко всему с трепетом и почтением. В возвращении к духовности виделось новое рождение и поворот к религиозности раннего Возрождения. Поддержка критика оказала влияние на положение прерафаэлитов в обществе, они стали более популярны и даже вошли в моду. Художники и их творенияДжон Эверт Милле, «Офелия»
Данте Габриэль Россетти, «Леди Лилит»
Эвелин де Морган, «Медея»
Хант Уильям Холман, «Наёмный пастух»Отнюдь не пастораль вышла из-под кисти Холмана. В лучших традициях «Братства» картина просто светится яркими оттенками. Тонко проработаны все планы, работу интересно рассматривать. Историки считают, что в полотно Холман вложил свое недоумение в адрес современной ему религиозной дискуссии и роли священников в ней. Форд Мэрдок Браун, «Прощание с Англией»
Британия гордится своим прерафаэлитским движением, ведь это одно из самых ярких художественных направлений, зародившихся в Англии. Несмотря на то, что работы этих художников первое время подвергались критике, они нашли свое место в мировой культуре и радикально повлияли и на современное искусство, и на массовую культуру. Название «прерафаэлиты» (англ. Pre-Raphaelites) должно было обозначать духовное родство с флорентийскими художниками эпохи раннего Возрождения, то есть художниками «до Рафаэля» и Микеланджело: Перуджино, Фра Анжелико, Джованни Беллини. Самыми видными членами прерафаэлитского движения были поэт и живописец Данте Габриэль Россетти, живописцы Уильям Холман Хант, Джон Эверетт Милле, Мэдокс Браун, Эдвард Бёрн-Джонс, Уильям Моррис, Артур Хьюз, Уолтер Крейн, Джон Уильям Уотерхаус. Братство прерафаэлитов Первым этапом развития прерафаэлитизма было возникновение так называемого «Братства прерафаэлитов», состоявшего первоначально из семи «братьев»: Дж. Э. Милле, Холмана Ханта (1827—1910), Данте Габриэля Россетти, его младшего брата Майкла Россетти, Томаса Вулнера и живописцев Стивенса и Джеймса Коллинсона. Д. Г. Россетти - Юность Девы Марии, 1848—1849 История Братства начинается в 1848 году, когда на выставке Королевской Академии художеств познакомились студенты Академии — Холман Хант и Данте Габриэль Россетти, ранее видевший работы Ханта и восхищавшийся ими. Хант помогает Россетти закончить картину «Юность Девы Марии» (англ. Girlhood of Mary Virgin, 1848-49), которая была выставлена в 1849 году, и он же знакомит Россетти с Джоном Эвереттом Милле, юным гением, поступившим в Академию в возрасте 11-и лет. Они не просто стали друзьями, но обнаружили, что разделяют взгляды друг друга на современное искусство: в частности, они считали, что современная английская живопись зашла в тупик и умирает, и наилучшим способом возродить её будет возвращение к искренности и простоте раннего итальянского искусства (то есть искусства до Рафаэля, которого прерафаэлиты считали основателем академизма). Огастас Эгга - Прошлое и настоящее, 1837 Так зарождается идея создания секретного общества, названного Братством прерафаэлитов — общества, находящегося в оппозиции по отношению к официальным художественным течениям. В группу с самого начала были приглашены также Джеймс Коллинсон (студент Академии и жених Кристины Россетти), скульптор и поэт Томас Вулнер, молодой девятнадцатилетний художник и впоследствии критик Фредерик Стивенс и младший брат Россетти Уильям Россетти, который по стопам старшего брата поступил в художественную школу, но особенного призвания к искусству не проявлял и, в конце концов, стал известным художественным критиком и писателем. Мэдокс Браун был близок немецким назареям, поэтому он, разделяя идеи Братства, отказался присоединиться к группе. На картине Россетти «Юность Девы Марии» впервые появляются три условные буквы P. R. B. (англ. Pre-Raphaelite Brotherhood), этими же инициалами были отмечены «Изабелла» Милле и «Риенци» (англ. Rienzi) Ханта. Члены Братства также создали свой собственный журнал, под названием «Росток», хотя он просуществовал лишь с января по апрель 1850 года. Его редактором стал Уильям Майкл Россетти (брат Данте Габриэля Россетти). Прерафаэлиты и академизм До появления Братства прерафаэлитов развитие британского искусства определялось главным образом деятельностью Королевской Академии художеств. Как любое другое официальное учреждение, она весьма ревниво и осторожно относилась к нововведениям, сохраняя традиции академизма. Хант, Милле и Россетти заявили в журнале «Росток», что не желают изображать людей и природу отвлеченно красивыми, а события — далёкими от действительности, и, наконец, им надоела условность официальных, «образцовых» мифологических, исторических и религиозных произведений. Д. Г. Россетти - Священный Грааль, 1860 Прерафаэлиты отказались от академических принципов работы и считали, что всё необходимо писать с натуры. Они выбирали в качестве моделей друзей или родственников. Так, например, на картине «Юность Девы Марии» Россетти изобразил своих мать и сестру Кристину, а глядя на полотно «Изабелла», современники узнавали друзей и знакомых Милле по Братству. Он же, во время создания картины «Офелия», заставлял Элизабет Сиддал по нескольку часов лежать в наполненной ванне. Была зима, поэтому Сиддал серьезно простудилась и позднее выслала Милле счет от докторов на 50 фунтов. Д. Э. Милле - Офелия, 1852 Более того, прерафаэлиты изменили отношения художника и модели — они стали равноправными партнерами. Если герои картин Рейнольдса почти всегда одеты соответственно их социальному статусу, то Россетти мог рисовать королеву с продавщицы, богиню с дочери конюха. Проститутка Фанни Корнфорт позировала ему для картины «Леди Лилит». Д. Г. Россетти - Леди Лилит, 1868 Членов Братства с самого начала раздражало влияние на современное искусство таких художников, как сэр Джошуа Рейнольдс, Дэвид Уилки и Бенджамин Хейдон. Сэра Джошуа (президента Академии художеств) они даже прозвали «сэр Слошуа» (от англ. slosh — «шлёпать по грязи») за неряшливую технику живописи и стиль, как они считали, полностью заимствованный из академического маньеризма. Положение усугублялось тем, что в то время художники часто использовали битум, а он делает изображение мутноватым и тёмным. В противоположность, прерафаэлиты хотели вернуться к высокой детализации и глубоким цветам живописцев эпохи Кватроченто. Они отказались от «кабинетной» живописи и начали рисовать на природе, а также внесли изменения в традиционную технику живописи. На загрунтованном холсте прерафаэлиты намечали композицию, наносили слой белил и убирали из него масло промокательной бумагой, а затем писали поверх белил полупрозрачными красками. Выбранная техника позволила добиться ярких, свежих тонов и оказалась такой долговечной, что их работы сохранились в первозданном виде до наших дней. Борьба с критикой Поначалу работы прерафаэлитов принимали довольно тепло, однако вскоре обрушилась суровая критика и насмешки. Излишне натуралистичная картина Милле «Христос в родительском доме», выставленная в 1850 году, вызвала такую волну негодования, что королева Виктория попросила доставить её в Букингемский дворец для самостоятельного осмотра. Д. Э. Милле - Христос в родительском доме, 1850 г. Нападки общественного мнения вызвала также картина Россетти «Благовещение», выполненная с отступлениями от христианского канона. На выставке в Королевской академии в 1850 году Россетти, Хант и Милле так и не смогли продать ни одной картины. В обзоре, опубликованном в еженедельнике «Атенеум», критик Фрэнк Стоун писал: «Игнорируя все великое, что было создано старыми мастерами, эта школа, к которой принадлежит Россетти, плетется неуверенными шагами к своим ранним предшественникам. Это — археология, лишенная всякой пользы и превратившаяся в доктринерство. Люди, принадлежащие этой школе, заявляют, что они следуют правде и простоте природы. На самом деле они рабски имитируют художественную неумелость». Принципы Братства подверглись критике со стороны многих уважаемых живописцев: президента Академии художеств, Чарльза Истлейка, группы художников «Клика», которую возглавлял Ричард Дадд. В результате Джеймс Коллинсон даже отрекся от Братства, и была разорвана помолвка с Кристиной Россетти. Впоследствии его место занял живописец Уолтер Деверелл. Положение в определённой степени спас Джон Рёскин, влиятельный историк искусства и художественный критик Англии. Несмотря на то, что в 1850 году ему было только тридцать два года, он уже являлся автором широко известных работ об искусстве. В нескольких статьях, опубликованных в «Таймс», Рёскин дал произведениям прерафаэлитов лестную оценку, подчеркнув, что лично не знаком ни с кем из Братства. Он провозгласил, что их работы могут «лечь в основу художественной школы, более величественной, чем все, что знал мир предыдущие 300 лет». Кроме того, Рёскин купил многие из картин Габриэля Россетти, чем поддержал его материально, и взял под свое крыло Милле, в котором сразу увидел выдающийся талант. Джон Рёскин и его влияние Д. Э. Милле - Джон Рёскин на портрете, 1853—1854 гг. Английский критик Джон Рёскин привёл в порядок идеи прерафаэлитов относительно искусства, оформив их в логичную систему. Среди его работ наиболее известны «Художественный вымысел: прекрасное и безобразное» (англ. Fiction: Fair and Foul), «Английское искусство» (The Art of England), «Современные художники» (Modern Painters). Он же автор статьи «Прерафаэлитизм» (англ. Pre-Raphaelitism), вышедшей в 1851 году. «Нынешние художники, — писал Рёскин в „Современных художниках“, — изображают [природу] или слишком поверхностно, или слишком приукрашенно; они не стараются проникнуть в [её] сущность». В качестве идеала Рёскин выдвигал средневековое искусство, таких мастеров Раннего Возрождения, как Перуджино, Фра Анжелико, Джованни Беллини, и побуждал художников «писать картины с чистым сердцем, ни на что не ориентируясь, ничего не выбирая и ничем не пренебрегая». Аналогичным образом Мэдокс Браун, оказавший влияние на прерафаэлитов, писал о своей картине «Прощание с Англией» (англ. The Last of England, 1855 год): «Я постарался забыть все существующие художественные течения и отразить эту сцену так, как она должна была бы выглядеть». Мэдокс Браун специально писал эту картину на побережье, чтобы добиться эффекта «освещения со всех сторон», которые бывает на море в пасмурные дни. Прерафаэлитская техника писания картин предполагала проработку каждой детали. М. Браун - Прощание с Англией, 1855 Рёскин также провозглашал «принцип верности Природе»: «Не от того ли, что мы любим свои творения больше, чем Его, мы ценим цветные стекла, а не светлые облака… И, выделывая купели и воздвигая колонны в честь Того,.. мы воображаем, что нам простится постыдное пренебрежение холмам и потокам, которыми Он наделил наше обиталище — землю». Таким образом, искусство должно было способствовать возрождению духовности в человеке, нравственной чистоты и религиозности, что тоже стало целью прерафаэлитов. Рёскину принадлежит ясное определение художественных целей прерафаэлитизма: Идеи Рёскина глубоко тронули прерафаэлитов, особенно Уильяма Холмана Ханта, который заразил своим энтузиазмом Милле и Россетти. В 1847 году Хант писал о книге Рёскина «Современные художники»: «Как никакой другой читатель, я чувствовал, что книга написана специально для меня». Определяя свой подход к работе, Хант также отмечал, что для него важно исходить из предмета, «и не только из-за того, что существует шарм законченности предмета, а для того, чтобы понять принципы дизайна, существующие в Природе». Распад После того, как прерафаэлитизм получил поддержку Рёскина, прерафаэлитов признали и полюбили, им дали право «гражданства» в искусстве, они входят в моду и получают более благожелательный приём на выставках Королевской академии, пользуются успехом на Всемирной выставке 1855 году в Париже. Артур Хьюз - Апрельская любовь, 1855—1856 гг. Кроме уже упомянутого Мэдокса Брауна, прерафаэлитским стилем также заинтересовались Артур Хьюз (наиболее известный благодаря картине «Апрельская любовь», 1855—1856 гг.), Генри Уоллис, Роберт Брайтвайт Мартино (англ. Robert Braithwaite Martineau), Уильям Уиндус (англ. William Windus) и другие. Д.Э. Милле - Гугенот, 1852 Однако Братство распадается. Кроме юного революционного романтического духа и увлечения Средневековьем, мало что объединяло этих людей, и из первых прерафаэлитов только Холман Хант остался верен доктрине Братства. Когда в 1853 году Милле стал членом Королевской академии художеств, Россетти объявил это событие концом Братства. «Круглый стол отныне распущен», — заключает Россетти. Постепенно уходят и остальные члены. Холман Хант, например, уехал на Ближний Восток, сам Россетти вместо пейзажей или религиозных тем заинтересовался литературой и создал много работ по Шекспиру и Данте. Попытки возрождения Братства в качестве Хогартского клуба (англ.), существовавшего с 1858 по 1861 годы, не удались. Дальнейшее развитие прерафаэлитизма В 1856 году Россетти встречается с Уильямом Моррисом и Эдвардом Бёрн-Джонсом. Бёрн-Джонс был восхищен картиной Россетти «Первая годовщина смерти Беатриче» (англ. The First Anniversary of the Death of Beatrice), и впоследствии они с Моррисом напросились к нему в ученики. Бёрн-Джонс проводил целые дни в студии Россетти, а Моррис присоединялся в выходные. Д. Г. Россетти - Первая годовщина смерти Беатриче, 1853 Так начинается новый этап в развитии движения прерафаэлитов, основной идеей которого становится эстетизм, стилизация форм, эротизм, культ красоты и художественного гения.] Все эти черты присущи творчеству Россетти, который поначалу был лидером движения. Как писал впоследствии художник Вэл Принсеп (англ. Val Princep), Россетти «был планетой, вокруг которой мы вращались. Мы копировали даже его манеру разговора». Однако здоровье Россетти (в том числе психическое) все ухудшается, и постепенно лидерство подхватывает Эдвард Бёрн-Джонс, чьи работы выполнены в стиле ранних прерафаэлитов. Он стал необычайно популярен и оказал большое влияние на таких живописцев, как Уильям Уотерхаус, Баям Шоу, Кадоган Купер, его влияние заметно также в работах Обри Бердсли и других художников-иллюстраторов 1890-х годов. В 1889 году на Всемирной выставке в Париже он получил Орден Почетного легиона за картину «Король Кофетуа и нищенка». Эдвард Бёрн-Джонс - Король Кофетуа и нищенка, 1884 Среди поздних прерафаэлитов также можно выделить таких живописцев, как Симеон Соломон (англ. Simeon Solomon) и Эвелин де Морган (Evelyn de Morgan), а также иллюстраторов Генри Форда (Henry Justice Ford) и Эвелин Пол (Evelyn Paul). Генри Форд - Мачеха, превращающая братьев в лебедей, 1894 Эвелин Пол - Божественная комедия «Искусства и ремёсла» Прерафаэлитизм в это время проникает во все аспекты жизни: мебель, декоративное искусство, архитектуру, убранство интерьера, дизайн книг, иллюстрации. Уильям Моррис считается одной из наиболее влиятельных фигур в истории декоративного искусства XIX века. Он основал движение «Arts and Crafts Movement» (англ. «Искусства и ремёсла»), главной идеей которого было возвращение к ручному мастерству как к идеалу прикладного искусства, а также возведение в ранг полноправных искусств книгопечатания, словолитья, гравюры. Это движение, которое подхватили Уолтер Крейн, Макинтош, Нельсон Доусон, Эдвин Лаченс, Райт и другие, впоследствии проявилось в английской и американской архитектуре, дизайне интерьеров, ландшафтном дизайне. Поэзия Большинство прерафаэлитов занимались поэзией, но, по мнению многих критиков, она имеет ценность именно поздний период развития прерафаэлитизма. Данте Габриэль Россетти, его сестра Кристина Россетти, Джордж Мередит, Уильям Моррис и Алджернон Суинберн оставили значимый след в английской литературе, но наибольший вклад внес Россетти, захваченный стихоторениями итальянского Возрождения и особенно произведениями Данте. Главным лирическим достижением Россетти считается цикл сонетов «Дом Жизни» (The House of Life). Кристина Россетти также была известной поэтессой. Поэзией занималась и возлюбленная Россетти, Элизабет Сиддал, чьи произведения остались неизданными при жизни. Уильям Моррис был не только признанным мастером витражей, но и вел активную литературную деятельность, в том числе написал много стихов. Его первый сборник «Защита Гвиневры и другие стихотворения» был опубликован в 1858 году, когда автору было 24 года. Под влиянием поэзии прерафаэлитов развизвалось британское декадентство 1880-х годов: Эрнст Доусон, Лионель Джонсон, Майкл Филд, Оскар Уайльд. Романтическая тоска по Средневековью нашла отражение в раннем творчестве Йейтса. Уильям Йейтс - Тот, кто мечтал о волшебной стране (1893) Он медлил на базаре в Дромахере, Он долго брел песками в Лиссаделле Он понял, что мечтал о бесполезном. Он думал у колодца в Сканавине, Он спал под дымной кручей в Лугнаголле; Известный поэт Алджернон Суинберн (англ. Algernon Swinburne) , прославившийся смелыми экспериментами в стихосложении, к тому же был драматургом и литературным критиком. Первую драму «Королева-мать» (англ. The Queen Mother and Rosamond), написанную в 1860 году, Суинберн посвятил Россетти, с которым его связывали дружеские отношения. Однако, хотя Суинберн и декларировал свою приверженность принципам прерафаэлизма, он безусловно выходит за пределы этого направления. Издательская деятельность В 1890 году Уильям Моррис организовал издательство «Кельмскотт-пресс» (Kelmscott Press), в котором вместе с Бёрн-Джонсом напечатал несколько книг. Это период называют кульминацией жизни Уильяма Морриса. Опираясь на традиции средневековых переписчиков, Моррис, также как и английский график Уильям Блейк, попытался найти единый стиль оформления страницы книги, ее титульного листа и переплета. Лучшим изданием Морриса стали «Кентерберийские рассказы» Джефри Чосера (англ. The Works of Geoffrey Chaucer); поля украшены вьющимися растениями, текст оживляют заставки-миниатюры и орнаментированные заглавные буквы. Как писал Дункан Робинсон, Современному читателю, привыкшему к простым и функциональным шрифтам XX века, издания «Кельмскотт-пресс» кажутся роскошными порождениями Викторианской эпохи. Богатый орнамент, узоры в виде листьев, иллюстрации по дереву — всё это становится важнейшими образцами декоративного искусства XIX века; всё сделано руками человека, внесшего больший вклад в эту область, чем кто-либо другой. Данте Габриэль Россетти. Баллады и эпические поэмы (Dante Gabriel Rossetti. Ballads and narrative poems). — L.: Кельмскотт-пресс, 1893. Издание Уильяма Морриса Моррис оформил все 66 книг, выпущенных издательством, а Бёрн-Джонс исполнил большинство иллюстраций. Издательство просуществовало до 1898 года и оказало сильное влияние на многих иллюстраторов конца XIX века, в частности, на Обри Бердслея. Эстетическое движение В конце 50-х годов, когда пути Рёскина и прерафаэлитов расходятся, возникает необходимость в новых эстетических идеях и новых теоретиках, формирующих эти идеи. Таким теоретиком стал историк искусства и литературный критик Уолтер Патер (англ. Walter Horatio Pater). Уолтер Патер полагал, что главное в искусстве — непосредственность индивидуального восприятия, поэтому искусство должно культивировать каждый момент переживания жизни: «Искусство не дает нам ничего, кроме осознания высшей ценности каждого уходящего момента и сохранения всех их». В значительной мере через Патера идеи «искусства для искусства», почерпнутые от Теофиля Готье, Шарля Бодлера, трансформируются в концепцию эстетизма (англ. Aesthetic movement), которая получает распространение в кругу английских художников и поэтов: Уистлера, Суинберна, Россети, Уайльда. Оскар Уайльд также оказал сильное влияние на развитие эстетического движения (в том числе на позднее творчество Россетти), будучи лично знакомым и с Холманом Хантом, и с Бёрн-Джонсом. Он, как и многие его сверстники, зачитывался книгами Патера и Рёскина, и эстетизм Уайльда во многом вырос из прерафаэлитизма, который нес в себе заряд острой критики современного общества с позиций красоты. Оскар Уайльд писал, что «эстетика — выше критики», что считает искусство высшей реальностью, а жизнь — разновидностью вымысла: «Я пишу потому, что писать для меня — высшее артистическое удовольствие. Если мое творчество нравится немногим избранным, я этому рад. Если нет, я не огорчаюсь». Прерафаэлиты также увлекались поэзией Китса и целиком приняли его эстетическую формулу которого о том, что «красота есть единственная истина». Сюжеты У. Х. Хант - Проснувшаяся стыдливость, 1853 Поначалу прерафаэлиты предпочитали евангельские сюжеты, причём избегали в живописи церковного характера и трактовали Евангелие символически, придавая особое значение не исторической верности изображаемых евангельских эпизодов, а их внутреннему философскому смыслу. Так, например, в «Светоче мира» Ханта в виде Спасителя с ярким светильником в руках изображён таинственный божественный свет веры, стремящийся проникнуть в закрытые человеческие сердца, как Христос стучится в дверь человеческого жилища. У. Х. Хант - Светоч мира, 1854 Прерафаэлиты привлекают внимание к теме общественного неравенства в Викторианскую эпоху, эмиграции (творчество Мэдокса Брауна, Артура Хьюза), приниженного положения женщины (Россетти), Холман Хант даже затронул тему проституции в своей картине «Проснувшаяся стыдливость» (англ. The Awakening Conscience, 1853 г.). На картине мы видим падшую женщину, которая вдруг поняла, что грешит, и, забыв о своем любовнике, освобождается из его объятий, как будто услышав какой-то зов через открытое окно. Мужчина не понимает её духовных порывов и продолжает игру на фортепиано. Здесь прерафаэлиты не были первопроходцами, их предвосхитил Ричард Редгрейв со своей знаменитой картиной «Гувернантка» (1844). Р. Редгрейв - Гувернантка, 1844 И позже, в 40-ые годы, Редгрейв создал много подобных произведений, посвященных эксплуатации женщин. Д. Г. Россетти - Прозерпина, 1874 Прерафаэлиты занимались и историческими темами, добиваясь величайшей точности в изображении фактических подробностей; обращались к произведениям классической поэзии и литературы, к творчеству Данте Алигьери, Уильяма Шекспира, Джона Китса. Они идеализировали Средневековье, любили средневековую романтику и мистику. Женские образы Прерафаэлиты создали в изобразительном искусстве новый тип женской красоты — отрешенный, спокойный, таинственный, который позже разовьют художники стиля модерн. Женщина на полотнах прерафаэлитов — средневековый образ идеальной красоты и женственности, ей восхищаются и поклоняются. Особенно это заметно у Россетти, которого восхищали красота и загадочность, а также у Артура Хьюза, Милле, Бёрн-Джонса. Мистическая, губительная красота, la femme fatale позже нашла выражение у Уильяма Уотерхауса. В этом плане знаковой можно назвать картину «Леди из Шалотта» (1888), до сих пор остающаяся одним из самых популярных экспонатов галереи Тейт. Она основана на поэме Альфреда Теннисона. Многие живописцы (Холман Хант, Россетти) иллюстрировали произведения Теннисона, в частности, «Леди Шалотт». История повествует о девушке, которая должна оставаться в башне, находясь в изоляции от окружающего мира, и в тот самый момент, когда решается на побег, она подписывает себе смертный приговор. У. Уотерхаус - Леди из Шалотта, 1888 Образ трагической любви был притягателен для прерафаэлитов и их последователей: в конце XIX—начале XX века на тему «Леди Шалотт» было создано более пятидесяти картин, а название поэмы превратилось во фразеологизм. Прерафаэлитов привлекали, в частности, такие темы, как душевная чистота и трагическая любовь, безответная любовь, недостижимая девушка, женщина, погибающая ради любви, отмеченная позором или проклятьем, а также мертвая женщина необыкновенной красоты. У. Уотерхаус - Офелия, 1894 Была пересмотрена викторианская концепция женственности. Например, в «Офелии» Артура Хьюза или серии картин «Прошлое и настоящее» (англ. Past and Present, 1837—1860) Огастаса Эгга, женщина показана как человек, способный испытывать сексуальное желание и страсть, зачастую приводящую к безвременной кончине. Огастас Эгг создал серию работ, где показано, как разрушается семейный очаг после того, как открылась супружеская неверность матери. На первой картине женщина лежит на полу, уткнув лицо в ковер, в позе совершенного отчаяния, а браслеты на ее руках напоминают наручники. Данте Габриэль Россетти использует фигуру Прозерпины из древнегреческой и римской мифологии: молодая женщина, украденная Плутоном в подземное царство и отчаянно мечтающая вернуться на землю. Она ест лишь несколько гранатовых семечек, но достаточно маленького кусочка пищи, чтобы человек навеки остался в подземном мире. Прозерпина Россетти — не просто красивая женщина с задумчивым взглядом. Она очень женственна и чувственна, а гранат в её руках — символ страстей и соблазна, которому она поддалась. У. Уотерхаус - "Меня преследуют тени", - сказала Леди из Шалотта, 1911 Одна из главных тем в творчестве прерафаэлитов — соблазнённая женщина, разрушенная безответной любовью, преданная возлюбленным, жертва трагической любви. В большинстве картин явно или неявно присутствует мужчина, ответственный за падение женщины. Как пример можно привести «Проснувшуюся стыдливость» Ханта или картину Милле «Мариана». Д.Э. Милле - Мариана, 1851 Аналогичная тематика прослеживается и в поэзии: в «Защите Гиневры» (англ. The Defence of Guenevere) Уильяма Морриса, в стихотворении Кристины Росcетти «Быстрая любовь» (англ. Light Love, 1856), в поэме Россетти «Дженни» (1870), где показана падшая женщина, проститутка, которая совершенно не обеспокоена своим положением и даже наслаждается сексуальной свободой. Пейзаж У. Х. Хант - Английские берега, 1852 Холман Хант, Милле, Мэдокс Браун разрабатывали пейзаж. Определенной известностью также пользовались живописцы Уильям Дайс, Томас Сэддон, Джон Бретт. Пейзажисты этой школы известны в особенности изображением облаков, унаследованным ими от знаменитого предшественника, Уильяма Тёрнера. Пейзаж старались выписывать с максимальной достоверностью. Хант так выразил свои мысли: «Я хочу рисовать пейзаж,.. изображая каждую деталь, какую смогу увидеть». А о картине Милле «Осенние листья» Рёскин говорил: «Впервые сумерки изображены настолько совершенно». Д.Э. Милле - Осенние листья, 1856 Живописцы делали скрупулезные этюды тонов с натуры, воспроизводя их насколько возможно ярко и отчетливо. Эта микроскопическая работа требовала огромного терпения и труда, в своих письмах или дневниках прерафаэлиты жаловались на необходимость часами стоять под жарким солнцем, дождем, ветром, чтобы нарисовать, порой, очень небольшой отрезок картины. По этим причинам, прерафаэлитский пейзаж не получил широкого распространения, а затем ему на смену пришел импрессионизм. Образ жизни Прерафаэлитизм — это культурный стиль, проникший в жизнь своих создателей и в какой-то мере определявший эту жизнь. Прерафаэлиты жили в созданной ими обстановке и сделали такую обстановку чрезвычайно модной. Как отмечает Андреа Роуз в своей книге, в конце XIX века «верность природе уступает верности имиджу. Имидж становится узнаваемым и поэтому вполне готовым для рынка». Уильям Моррис - Королева Джиневра, 1858 Американский писатель Генри Джеймс в письме, датированном мартом 1969 года, рассказывал сестре Алисе о своем визите к Моррисам. «Вчерашний день, дорогая моя сестра, — пишет Джеймс, — был для меня своего рода апофеозом, поскольку я провел большую часть этого дня в доме г-на У. Морриса, поэта. Моррис живет в том же самом доме, где открыл свой магазин, в Блумсбери… Видишь ли, поэзия для Морриса является второстепенным занятием. Прежде всего, он производитель витражей, фаянсовой плитки, средневековых гобеленов и церковного шитья, — в общем, всего прерафаэлитского, старинного, необычного и, должен добавить, бесподобного. Конечно, всё это делается в скромных масштабах и может производиться в домашней обстановке. Вещи, которые он делает, необыкновенно изящны, драгоценны и дороги (они превосходят по цене предметы самой большой роскоши), а потому что его фабрика не может иметь слишком большого значения. Но все, что он сотворил, восхитительно и превосходно... ему также помогают его жена и маленькие дочери». Далее Генри Джеймс описывает жену Уильяма Морриса, Джейн Моррис (в девичестве Джейн Бёрден), которая позднее стала возлюбленной и моделью Россетти и которую постоянно можно встретить на картинах этого живописца: «О, моя дорогая, что это за женщина! Она прекрасна во всем. Представь себе высокую, худощавую женщину, в длинном платье из ткани цвета приглушенного пурпура, из натуральной материи до последнего шнурка, с копной вьющихся черных волос, ниспадающих крупными волнами по вискам, маленькое и бледное лицо, большие темные лаза, глубокие и совсем суинберновские, с густыми черными изогнутыми бровями... Высокая открытая шея в жемчугах, и в итоге — само совершенство. На стене висел ее портрет почти в натуральную величину кисти Россетти, настолько странный и нереальный, что если бы вы его видели, то приняли бы за болезненное видение, но необыкновенной похожести и верности чертам. После обеда… Моррис прочитал нам одну из своих неизданных поэм... а его жена, страдая от зубной боли, отдыхала на софе, с платком у лица. Мне казалось, что было что-то фантастичное и удаленное от нашей настоящей жизни в этой сцене: Моррис, читающий плавным античным размером легенду о чудесах и ужасах (это была история Беллерофонта), вокруг нас живописная подержанная мебель квартиры (каждый предмет — образчик чего-либо), и, в углу, эта сумрачная женщина, молчаливая и средневековая со своей средневековой зубной болью». Прерафаэлитов окружали женщины разного социального статуса, возлюбленные, модели. Одна журналистка пишет о них так: «...женщины без кринолинов, с развевающимися волосами... необычные, как горячечный сон, в котором медленно движутся великолепные и фантастические образы». Данте Габриэль Россетти жил в изысканной и богемной атмосфере, и его эксцентричный образ сам по себе стал частью прерафаэлитской легенды: у Россетти жили самые разные люди, включая поэта Алджернона Суинберна, писателя Джорджа Мередита. Модели сменяли одна другую, некоторые из них становились любовницами Россетти, особенно известна вульгарная и скупая Фанни Корнфорт. Дом Россетти был полон антиквариата, старинной мебели, китайского фарфора и других безделушек, которые тот скупал в лавках старьевщиков. В саду водились совы, вомбаты, кенгуру, попугаи, павлины, одно время там даже жил бык, чьи глаза напоминали Россетти глаза его возлюбленной Джейн Моррис. Значение прерафаэлитизма Прерафаэлитизм как художественное направление широко известен и популярен в Великобритании. Его также называют первым британским течением, достигшим мировой славы, однако, среди исследователей значение оценивается по-разному: от революции в искусстве до чистого новаторства в технике живописи. Существует мнение, что движение начиналось с попытки обновления живописи, а имело в дальнейшем большое влияние на развитие литературы и всей английской культуры в целом. Согласно Литературной энциклопедии, в виду своего утонченного аристократизма, ретроспектизма и созерцательности их творчество мало воздействовало на широкие массы. Несмотря на кажущуюся обращенность в прошлое, прерафаэлиты содействовали утверждению стиля модерн в изобразительном искусстве, более того, их считают предшественниками символистов, порой даже отождествляя тех и других. Например, что выставка «Символизм в Европе», перемещавшаяся с ноября 1975 по июль 1976 года из Роттердама через Брюссель и Баден-Баден в Париж, приняла за исходную дату 1848 год — год основания Братства. Поэзия прерафаэлитов оставила след на французских символистах Верлене и Малларме, а живопись — на таких художниках, как Обри Бердслей, Уотерхаус, и менее известных, как Эдвард Хьюз или Кальдерон. Некоторые даже отмечают влияние прерафаэлитской живописи на английских хиппи, а Бёрн-Джонса — на молодого Толкина. Что интересно, в юности Толкин, вместе с друзьями организовавший полутайное общество «Чайный клуб», сравнивал их с прерафаэлитским братством. Некоторые работы прерафаэлитистов Д.Э. Милле - Cherry Ripe, 1879 Д.Э. Милле - Лоренцо и Изабелла, 1849 Д.Э. Милле - The North-West Passage, 1874 Д.Э. Милле - Черный брауншвейгский гусар, 1860 Д. Г. Россетти - Beata Beatrix, 1864-1870 Д. Г. Россетти - Благовещение, 1850 У.Уотрехаус - Гилиас и Нимфы, 1896 У.Х. Хант - Нахождение Спасителя во Храме, 1860 У.Х. Хант - Наёмный пастух, 1851 |
Популярное:
Новое
- К чему снится клещ впившийся в ногу
- Гадание на воске: значение фигур и толкование
- Тату мотыль. Татуировка мотылек. Общее значение татуировки
- Что подарить ребёнку на Новый год
- Как празднуют день святого Патрика: традиции и атрибуты День святого патрика что
- Как научиться мыслить лучше Я не умею быстро соображать
- Эти признаки помогут распознать маньяка Существует три способа достижения абсолютной власти
- Как спастись от жары в городской квартире
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?