Главная - Мышление
Суниты, шииты, салафиты, ваххабиты и другие течения ислама. Ислам на Кавказе: история и современность

Источники

Для вынесения правового решения (фетвы) шафиитские правоведы используют Коран, Сунну пророка Мухаммеда, единодушное мнение авторитетных правоведов, мнение сподвижников пророка Мухаммеда, суждения по аналогии , и истихсаб .

Распространение

Шафиитская литература

Напишите отзыв о статье "Шафиитский мазхаб"

Примечания

  1. Боголюбов А.С. // Ислам: энциклопедический словарь / отв. ред. С. М. Прозоров . - М . : Наука , 1991 . - С. 295-296.
  2. Али-заде, А. А. Ансар , 2007 .
  3. deprel.ru
  4. freereligion.ru
  5. , с. 252.

Литература

  • Али-заде, А. А. : [ 1 октября 2011 ] // Исламский энциклопедический словарь. - М . : Ансар , 2007 .
  • Боголюбов А.С. // Ислам: энциклопедический словарь / отв. ред. С. М. Прозоров . - М . : Наука , 1991 . - С. 295-296.
  • Гогиберидзе Г. М. Исламский толковый словарь. - Ростов н/Д : Феникс, 2009. - 266 с. - (Словари). - 3000 экз. - ISBN 978-5-222-15934-7 .

Мой близкий родственник решил вооружиться «однозначным критерием ваххабизма». Для этого он спросил о нём у одного из известных религиозных деятелей республики и получил следующий ответ: «Все те, кто уходит после пятничного намаза, не совершая обеденный, – это ваххабиты».

Как надо разногласить?

О том, что во всех вопросах обязательно нужно следовать только одному мазхабу или имаму, сегодня мало от кого услышишь. По крайней мере в прямой форме. Однако идеи, подобные озвученной выше, прочно сидят в головах многих людей, и тому доказательство – некоторые «однозначные критерии ваххабизма», которые зачастую представляют собой мнения авторитетнейших исламских учёных.

Хвала Аллаху, пик данной проблемы далеко в прошлом, когда некоторые невежды доходили до того, что выдумывали хадисы в пользу истинности своего мазхаба или порочности «чужого» (см. «Нузхату ан-назр», «Тадрибу р-рави»).

Наши праведные предшественники, начиная со сподвижников Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), часто разногласили друг с другом в фетвах, но это не приводило к разногласиям в их сердцах…

Как это было?

Халиф Харун ар-Рашид руководил молитвой после того, как совершил кровопускание. Молившийся за ним Абу Юсуф (один из самых авторитетных учёных ханафитского мазхаба) не восполнил свою молитву, хотя, по его мнению, кровопускание портит омовение. Ахмад ибн Ханбал также считал, что кровопускание и кровотечение из носа нарушают омовение, однако, когда спросили, будет ли он совершать молитву за тем, кто не сделал омовения после кровотечения, он ответил: «А как я могу не молиться за Маликом или Саидом ибн аль Мусайибом ?!»

Имам аш-Шафии совершал утреннюю молитву неподалёку от могилы Абу Ханифы . При этом он не прочитал мольбу «кунут» из уважения к покойному, после чего сказал: «Возможно, мы склонились к мнению мазхаба жителей Ирака» (то есть к мнению Абу Ханифы). Абу Юсуф, искупавшись в бане, руководил пятничной молитвой. После её завершения, когда люди уже разошлись, ему сообщили о том, что в водоёме бани была обнаружена мёртвая мышь. Абу Юсуф сказал: «В таком случае мы возьмём мнение наших братьев из Медины: если объём воды достиг двух куллят, то она не оскверняется» .

Мнение о том, что всегда и во всём необходимо следовать только одному мазхабу, – это фанатизм, который ни на чём не основан. Даже если человек избрал какой-то крайний взгляд в фикхе, следуя за известными учёными и считая, что это наиболее верно в свете шариата и этого требует религия, обвинять его в экстремизме несправедливо. Мусульманину в этих случаях достаточно основываться на положениях одного мазхаба или правильном иджтихаде (формировании мнения на основе Корана и Сунны) учёного, построенном на шариатских доказательствах. И если основатели мазхабов считали, что отращивать бороду обязательно и брить её запрещено, то как можно называть экстремистом или ваххабитом того, кто им последовал? Только потому, что это противоречит взглядам Арсена и Рината ? Неужели вопрос обеденной молитвы после пятничной настолько однозначен, чтобы судить по нему, кто ваххабит, а кто – нет?

Зачем нужны учёные, когда есть Коран и Сунна?

Проблема, описанная выше, не такая острая, как та, что появилась ей в противовес. Каждый юнец сегодня спешит отбросить учёных и «последовать» за Кораном, порой не зная даже, с какой стороны его открывать. «Зачем нужны мазхабы, если у нас есть Коран и Сунна?» – популярность этого глупого выражения прямо пропорциональна нашему невежеству. Удивительно, почему подобные невежды, когда их постигает болезнь, вместо того чтобы обратиться к первоисточникам по медицине, идут к врачу?

Думают ли такие люди, что вообще собой представляет хадис Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)? Это слова или действия, сказанные или совершённые Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) при определённых обстоятельствах, в определённое время, с определённым умыслом, в определённом контексте. Они могли носить частный и общий характер. Быть категоричными и не очень. Его действия и слова могли быть жёстко привязаны к обстоятельствам или индивидуально направленными, а могли быть и общими. Неоднозначный характер могли носить и сами обстоятельства. Другими своими словами или действиями, совершёнными позже, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) мог отменить или смягчить то, что говорил или делал раньше. И, в конце концов, Коран и Сунна – это источники права, а не сам фикх. Количество аятов Корана и хадисов Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), в отличие от количества жизненных обстоятельств, ограничено. И все они должны рассматриваться в контексте друг друга. Невежда, не знающий арабского языка, не способен вывести даже одну правовую норму. И если бы он знал, сколько нюансов необходимо учесть, чтобы вынести верное решение хотя бы по одному вопросу, по которому нет однозначных указаний в Коране и Сунне, он бы никогда не повторил этих глупых слов.

Речь, безусловно, не идёт о том, что нельзя напрямую следовать хадисам Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) или аятам Корана. Это другая крайность. Речь о том, что, если неграмотный человек решил, будто хадис, который он прочитал, противоречит мнению учёного, за которым он следует, это не обязательно так на самом деле. Невежда, который предлагает отбросить имамов и следовать Корану и Сунне, на самом деле предлагает либо следовать ему самому, либо тому, кто в своё время его в этом убедил.

Это не называется следованием Корану и Сунне. Это называется поменять мазхаб имама аш-Шафии на мазхаб «дяди Курбана ». И это в то время, когда имаму аш-Шафии, как и любому другому муджтахиду (учёному, достигшему степени извлечения норм из Корана и Сунны), следовать дозволено и похвально, а «дяде Курбану» – запрещено. Всевышний Аллах сказал: «Спрашивайте обладателей знания, если вы сами не знаете» (сура «ан-Нахль», аят 43). Учёные единогласны в том, что этот аят велит людям, не знающим норм шариата и его аргументов, следовать за знающими их. Учёные-правоведы выбрали этот аят в качестве основополагающего доказательства правильности следования несведущих за учёным-муджтахидом.

«Поистине, знаток шариата тот, за словами которого следуют и решениям которого подчиняются. За ним следуют лишь потому, что он знает шариат и выносит решения на его основе, а не по какой-либо другой причине. Учёный доводит от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) доведённое им от Аллаха. Таким образом, неграмотный получает от учёного то, что последний довёл от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), и следует за ним не потому, что учёный сам по себе имеет право на вынесение решений. Это право в своей сути не закреплено ни за кем. Это право относится к шариату, ниспосланному Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), и оно закреплено только за ним, поскольку он непогрешим» (имам Аш-Шатыби , аль-Итисам, том 3, стр. 250) – это лучший ответ, к которому нам нечего добавить, фанатикам, считающим мазхабы имамов альтернативой мазхабу Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).

В этой же книге (том 2, стр. 173) Аш-Шатыби пишет, что первой причиной ереси и раскольничества является убеждение человека в том, что он учёный, который может делать иджтихад, хотя он ещё не достиг необходимого уровня. Такой человек, считая своё «исследование» научным, выводит мнения о сложнейших вопросах, не понимая до конца их сути. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Аллах  не забирает знания, вырывая их из (голов) людей, но забирает знания, забирая учёных, – до тех пор, пока не останется ни одного учёного, и люди изберут предводителями невежд, которых будут спрашивать; и будут они давать фетвы без знания. Заблудятся они и собьют с пути (других)».

Однажды имам Малик рыдал четверть дня. Его спросили: «Постигло ли тебя несчастье?» Он ответил: «Нет… была спрошена фетва у того, кто не имеет знаний».

Когда следование мазхабу будет фанатизмом?

Мазхаб – это правовая школа, ставшая результатом многовековой работы исламских правоведов в последовательном, подробном и доступном разъяснении Корана и Сунны со всеми взаимодополнениями и взаимоисключениями на научной основе. Нет никакой проблемы в том, чтобы следовать одному мазхабу, как нет проблемы и в том, чтобы следовать разным признанным учёным (достигшим степени иджтихада, ссылаясь на своё относительное понимание в определённом вопросе). Ибо нет никакой разницы, от одного учёного к тебе приходит истина или от многих. А иджтихад муджтахида является истиной для неграмотного, пока не будет доказано обратное.

Следование мазхабу действительно будет фанатизмом в случаях:

1) когда следующий убеждён, что только его мазхаб является истиной, а все остальные находятся в заблуждении;

2) когда следующий сам достиг степени иджтихада, разобрал конкретный вопрос и пришёл к мнению, отличающемуся от того, за которым он следовал, но при этом продолжает следовать тому, на чём он был;

3) когда следующий однозначно узнал со слов других учёных об объективной причине ошибки учёного в мазхабе в конкретном вопросе – например, о том, что он основывался на вымышленном хадисе или не знал достоверного, относящегося к данной теме, – и продолжает следовать за этим ошибочным мнением.

Смысл слов имама аш-Шафии: «Если хадис достоверный, то это мой мазхаб»

Что же касается тех, кто пропагандирует беспорядочный отказ от учёных в пользу читаемых хадисов и кто приводит в качестве довода слова имама аш-Шафии и других учёных, утверждавших, что достоверный хадис и есть их мазхаб, то более чем ясно на это ответил имам ан-Навави : «Сказанное имамом аш-Шафии не означает, что каждый, кто увидит достоверный хадис, может сказать: «Это мазхаб аш-Шафии» – и следовать за явным смыслом хадиса. Эти слова относятся лишь к тому, кто достиг степени иджтихада в мазхабе согласно тому, что было выше упомянуто из его качеств, или же приблизившийся к такой степени. Условием этого является веское предположение, что имам аш-Шафии не знал этого хадиса, или же не знал, что хадис достоверный, а этого можно достичь после изучения всех книг имама аш-Шафии и книг его сподвижников, получивших знание у него и из аналогичных трудов. Это очень труднодостижимое условие, которому редко кто соответствует, и оно поставлено потому, что аш-Шафии часто не действовал в соответствии с явным смыслом многих хадисов, которые он знал и видел, однако у него был аргумент, указывающий на непринятие этого хадиса либо на то, что хадис отменён, относится к частному случаю, имеет переносный смысл и т. п.» («Аль-Маджму’», том 1, стр. 64).

Вопрос:

Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух. Хукм бороды в шафиитском мазхабе (это зависит от местности): не понимаю, почему многие шафииты говорят, что из-за уподобления сектантам можно не носить бороду. Вы могли бы уточнить этот вопрос у муджтахида шафиитского мазхаба? Насколько важна борода? Все знают, что имам Шафии (рахимахуллах) имел мнение, что борода – ваджиб. Также известно мнение имама ан-Навави (рахимахуллах), что основное мнение в мазхабе: борода – сунна. Но их отношение к бороде было не такое, как сейчас у многих шафиитов. Потому что они носили бороду и не говорили о том, что из-за уподобления сектантам можно убирать бороду и всё в таком роде. Если я ошибаюсь, поправьте, пожалуйста. Всем также известно, что место самое важное, это - сердце. Но насколько внешний вид играет роль? Разъясните, инша Аллах. Баракаллаху фикум! (Россия, Калининградская обл., Светлый)

Ответ:

Именем Всемилостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!

Каждый имам из четырех исламских правовых школ соглашается с тем, что, согласно Сунне, у мужчин должна быть борода достаточной длины. Нет оснований заявлять о необходимости ее укорачивания из-за длинных бород ваххабитов. Любой, кто заявляет об этом, просто не разбирается в исламском праве. Нужно отметить, что если человек укоротил бороду из-за риска преследования его или его семьи, то такой поступок можно понять. Но укорачивать бороду или рекомендовать это делать только ради отличия от другой группы людей – это результат полного непонимания исламского права.

Если говорить о шафиитской точке зрения, то далее мы приводим ответ шейха Таха Карана (да хранит его Аллах) из Мусульманского судебного комитета г. Кейптаун (ЮАР), известного корифея и высококвалифицированного специалиста по шафиитскому праву:

«Каждый из четырех мазхабов говорит, что наличие у мужчин бороды является хорошим и образцовым поступком. Ни один из мазхабов не говорит, будто борода нежелательна. Ни один из них не поощряет ее сбривание. Все они с неодобрением относятся к укорачиванию и сбриванию бороды. Единственное отличие между мазхабами – степень осуждения за сбривание бороды.

Именно в этом моменте и имеется некоторое послабление со стороны преобладающего («раджих») мнения шафиитского мазхаба по сравнению с другими правовыми школами. Если другие мазхабы, а также менее веское («марджух») мнение шафиитского мазхаба считают удаление бороды запретным действием и грехом, то раджих-мнение шафиитов говорит лишь о порицаемости («карахат») такого поступка. То есть, согласно данному мнению, этот поступок не одобряется и порицается, но не настолько, чтобы он был приравнен к греху.

Вы правы, говоря, что борода – это символ ислама. Но не о каждом символе мы можем сказать, что соблюдать его строго необходимо («ваджиб»), а отказываться от него категорически нельзя. В качестве примера можем привести ношение мужчинами головного убора. И еще один момент: не каждый символ ислама требует его введения через угрозу греха. Вместо этого нужно создавать любовь к Сунне пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), чтобы люди охотно и с любовью соблюдали не только сунну бороды, но и другие сунны, касающиеся как внешности, так и характера.

С огромным уважением относясь к сунне бороды, не следует совсем уж зацикливаться на этом, когда речь заходит о других людях. То есть не следует при этом забывать о тех хороших качествах, которые есть у людей, пренебрегающих ею, и тех не очень хороших качествах, которыми обладают некоторые из соблюдающих ее мусульман. Нужно помнить, что задача теологов и исламского кодекса в целом – отнюдь не только в том, чтобы у людей была борода. Если специалисты исламского права разошлись во мнениях относительно степени осуждения несоблюдения сунны бороды, то, как мне кажется, людям, следующим мнению с послаблением, нужно позволить следовать этому мнению.

Но при этом можно обратить их внимание на то, что ошибочно полагать, будто тот или иной мазхаб безразлично относится к вопросу о бороде. Нигде и ни в каких мнениях нет безразличного отношения к данному вопросу. Шафиитский мазхаб не говорит: «Сбривайте бороду» или «Борода не нужна». Наоборот, он говорит, что борода – это великая сунна, и ее соблюдение чрезвычайно полезно, а сбривание – явно не по душе пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха). Поэтому отказ от соблюдения данной сунны – это отвратительный поступок, чуть-чуть не дотягивающий до греха. Если кто-то придерживается данного мнения шафиитского мазхаба и решает удалить свою бороду, он должен понимать, что у него есть все причины, пусть и не связанные с грехом, чувствовать себя виноватым».

А Аллах знает лучше.
Уассалам.

Муфтий Сухайл Тармахомед
Центр выдачи фетв (Сиэтл, США)
Отдел фетв Совета алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)

Основоположники
Современные представители

М. аль-Хин, аш-Шурбаджи
М. аль-Буга, аз-Зухейли

Страны:

Египет, Сирия, Малайзия
Палестина, Ирак, Сомали
Ливан, Индия, Пакистан
Индонезия, Иордания
Коморские Острова и др.

Регионы

РФ: Дагестан, Чечня, Ингушетия, Кабардино-Балкария

Количество членов:

неизвестно

Вероубеждение:
Источники права:
Союзники:

суннитские мазхабы

Отрывок, характеризующий Шафиитский мазхаб

Наполеон вступает в Москву после блестящей победы de la Moskowa; сомнения в победе не может быть, так как поле сражения остается за французами. Русские отступают и отдают столицу. Москва, наполненная провиантом, оружием, снарядами и несметными богатствами, – в руках Наполеона. Русское войско, вдвое слабейшее французского, в продолжение месяца не делает ни одной попытки нападения. Положение Наполеона самое блестящее. Для того, чтобы двойными силами навалиться на остатки русской армии и истребить ее, для того, чтобы выговорить выгодный мир или, в случае отказа, сделать угрожающее движение на Петербург, для того, чтобы даже, в случае неудачи, вернуться в Смоленск или в Вильну, или остаться в Москве, – для того, одним словом, чтобы удержать то блестящее положение, в котором находилось в то время французское войско, казалось бы, не нужно особенной гениальности. Для этого нужно было сделать самое простое и легкое: не допустить войска до грабежа, заготовить зимние одежды, которых достало бы в Москве на всю армию, и правильно собрать находившийся в Москве более чем на полгода (по показанию французских историков) провиант всему войску. Наполеон, этот гениальнейший из гениев и имевший власть управлять армиею, как утверждают историки, ничего не сделал этого.
Он не только не сделал ничего этого, но, напротив, употребил свою власть на то, чтобы из всех представлявшихся ему путей деятельности выбрать то, что было глупее и пагубнее всего. Из всего, что мог сделать Наполеон: зимовать в Москве, идти на Петербург, идти на Нижний Новгород, идти назад, севернее или южнее, тем путем, которым пошел потом Кутузов, – ну что бы ни придумать, глупее и пагубнее того, что сделал Наполеон, то есть оставаться до октября в Москве, предоставляя войскам грабить город, потом, колеблясь, оставить или не оставить гарнизон, выйти из Москвы, подойти к Кутузову, не начать сражения, пойти вправо, дойти до Малого Ярославца, опять не испытав случайности пробиться, пойти не по той дороге, по которой пошел Кутузов, а пойти назад на Можайск и по разоренной Смоленской дороге, – глупее этого, пагубнее для войска ничего нельзя было придумать, как то и показали последствия. Пускай самые искусные стратегики придумают, представив себе, что цель Наполеона состояла в том, чтобы погубить свою армию, придумают другой ряд действий, который бы с такой же несомненностью и независимостью от всего того, что бы ни предприняли русские войска, погубил бы так совершенно всю французскую армию, как то, что сделал Наполеон.
Гениальный Наполеон сделал это. Но сказать, что Наполеон погубил свою армию потому, что он хотел этого, или потому, что он был очень глуп, было бы точно так же несправедливо, как сказать, что Наполеон довел свои войска до Москвы потому, что он хотел этого, и потому, что он был очень умен и гениален.
В том и другом случае личная деятельность его, не имевшая больше силы, чем личная деятельность каждого солдата, только совпадала с теми законами, по которым совершалось явление.
Совершенно ложно (только потому, что последствия не оправдали деятельности Наполеона) представляют нам историки силы Наполеона ослабевшими в Москве. Он, точно так же, как и прежде, как и после, в 13 м году, употреблял все свое уменье и силы на то, чтобы сделать наилучшее для себя и своей армии. Деятельность Наполеона за это время не менее изумительна, чем в Египте, в Италии, в Австрии и в Пруссии. Мы не знаем верно о том, в какой степени была действительна гениальность Наполеона в Египте, где сорок веков смотрели на его величие, потому что эти все великие подвиги описаны нам только французами. Мы не можем верно судить о его гениальности в Австрии и Пруссии, так как сведения о его деятельности там должны черпать из французских и немецких источников; а непостижимая сдача в плен корпусов без сражений и крепостей без осады должна склонять немцев к признанию гениальности как к единственному объяснению той войны, которая велась в Германии. Но нам признавать его гениальность, чтобы скрыть свой стыд, слава богу, нет причины. Мы заплатили за то, чтоб иметь право просто и прямо смотреть на дело, и мы не уступим этого права.
Деятельность его в Москве так же изумительна и гениальна, как и везде. Приказания за приказаниями и планы за планами исходят из него со времени его вступления в Москву и до выхода из нее. Отсутствие жителей и депутации и самый пожар Москвы не смущают его. Он не упускает из виду ни блага своей армии, ни действий неприятеля, ни блага народов России, ни управления долами Парижа, ни дипломатических соображений о предстоящих условиях мира.

О религиозной политике муфтията и властей Азербайджана в Закатальском регионе

На сегодняшний день территория компактного расселения южных аварцев (Белоканский, Закатальский и Кахский районы Азербайджана) более чем на 95% населена мусульманами. Исключение составляют грузины – православные христиане в Кахском районе, которые составляют 15% численности населения района, а также последователи западных христианских сект, живущие в основном в грузинских селениях Закатальского и Белоканского районов. Из числа последних баптисты, к примеру, живут в грузинском селении Алиабад Закатальского района, где их численность достигает 70 человек.

Из числа мусульман также не менее 90% практикующих мусульман являются суннитами-шафиитами, то есть они принадлежат к тому мазхабу (религиозно-правовой школе), который наиболее распространен в Дагестане (90% населения), а также среди этнических дагестанцев в Закавказье. Исключение составляют азербайджанцы – недавние переселенцы из других регионов Азербайджана, а также Грузии и Армении.

Согласно данным Госкомитета Азербайджана по работе с религиозными структурами, число шиитского населения страны составляет 65%, суннитского – 35%, и действия официальных структур АР фактически направлены на поддержку шиитского направления и всяческое ослабление суннитов. В частности, это касается и действий муфтия Азербайджана Аллахшукюра Паша-заде, которого обвиняют в том, что он «смотрит на религию как на средство извлечения доходов» .

В условиях практически полного конфессионального единства населения Закатальского региона изначально конфликтогенными, то есть нацеленными на противостояние с местным населением, видятся действия официального духовенства, а также властей АР по изменению этой ситуации, а также поддержке малочисленных религиозных групп, имеющих неместное происхождение. В этой плоскости конфликты заметны в нескольких направлениях, и первое из них – это незаконное вмешательство государственных структур АР в вопросы назначения религиозных деятелей региона.

Официальным представителем (кази) Паша-заде на территории Закатальского, Белоканского и Кахского районов является азербайджанец – выходец из Шекинского района, суннит ханафитского мазхаба, в то время как подавляющее большинство как аварцев и цахурцев, так и азербайджанцев и грузин-мусульман являются шафиитами. Это – Ибрагимов Ибрагим Джаруллах оглу 1957 г. р., живущий в селении Бехе Тала Закатальского района. Он также назначен ректором закатальского филиала Бакинского исламского университета и медресе в селении Алиабад.

Назначение Ибрагимова произошло вопреки воле большинства населения этих районов и почти всех имамов мечетей этой зоны. Традиционно, даже при советской власти, этот пост занимали шафииты – этнические аварцы и цахуры. Так, к примеру, последние годы советского периода имамом Цора был Насух Алиев из аваро-цахурского в прошлом села Мухах Закатальского района. До него им был Кахав-апанди из аварского села Чардах, а еще раньше – Шахбан-апанди из аварского села Эхеди Тала.

Репрессии против местных дибиров

Назначение Ибрагимова можно сравнить с назначением главой православных Южного федерального округа России католического епископа из Польши. При поддержке Ибрагимова и происходят гонения на аварских дибиров, являвшихся мюридами Саида-апанди Чиркейского или получивших образование в религиозных училищах, связанных с его авторитетом. То есть при непосредственном участии Ибрагимова, который, естественно, работал в соответствии с установками, получаемыми из Баку, в 2000–2006 годах были отстранены от занимаемых мест нескольких десятков сельских дибиров.

Так, был снят с должности мухахского дибира Алиев Сайпудин Насухович (1960 г. р., отец – цахурец, мать – аварка) – сын вышеуказанного Насуха Алиева, потомственного суфия накшбандийского тариката. Посол США в Азербайджане, Энн Дерси, в рамках визита в Закатальский район в мае 2008 г. посетила село Мухах. Здесь она встретилась с бывшим дибиром села, Сайпудином Алиевым. Как сообщил информагентству АПА вышеуказанный Ибрагимов, этот дибир является «последователем секты накшибенди, считающейся одним из радикальных ответвлений ислама, его отстранение от должности имама связано именно с этим» . В данном случае видно, что Ибрагимов пытается практически на все формы религиозных общин суннитов, не подчиняющихся своему патрону, навесить ярлыки радикалов – экстремистов. Более того, не скрывается и то, что отстранение Сайпудина Алиева от должности дибира села Мухах было связано только с тем, что он является последователем накшбандийского тариката. В таком ключе недалеко и до увязки таких «радикалов» с событиями 11 сентября 2001 г. в США.

Был снят с такими же обвинениями имам одного из самых крупных аварских сёл Закатальского района, Шахбан Маджидов, – внук вышеуказанного Шахбана-апанди. Бывший имам аварского 8-тысячного села Эхеди Тала – один из потомков шейха Хапиза-апанди, жившего в начале прошлого века. Все трое – из уважаемых и известных своими богословскими традициями тухумов. Все трое пользовались непререкаемым авторитетом в своих джамаатах.

К примеру, при снятии дибира главной для всех аварцев Джарской мечети – Пириева Султана Мухумаевича (1965 г. р.) – присутствовали глава района Рафаиль Меджидов и начальник закатальского районного отдела МНБ. Последний перед всем джамаатом заявил, что в «соответствии с политикой государства, этот человек не подходит на должность имама главной для аварцев мечети». Пириеву пришлось ходить для совершения намаза в верхнюю, квартальную мечеть Джара, а сама мечеть была на несколько дней закрыта на замок.

Дибир Кабахчолиба – самого крупного чисто аварского населенного пункта в регионе – был снят в мае 2007 г. Поводом для снятия Идриса Чиртиева стало то, что он обучался в Дагестане и читал проповеди на родном, аварском, языке. Затем, в феврале 2008 года, районные МНБ и полиция провели обыск в домах лиц, «подозреваемых в связях с радикальными религиозными группировками». По заявлению замначальника Белоканского райотдела полиции, Логмана Исмаилова, они «обнаружили в квартире жителя села Шамбул, Махама Чихинова (1953 года рождения), 313 экземпляров запрещенной религиозной литературы и 12 видеокассет, у жителя села Халатала, Идриса Чиртиева (1965 г. р.), изъято 107 экземпляров запрещенных книг и 1 видеокассета». Репрессии в отношении этих религиозных лидеров были вызваны тем, что они собирали подписи под петицией к президенту АР Ильхаму Алиеву, дабы в Белоканском и соседних районах разрешили исполнять азан (призыв к молитве) с минаретов, учить в медресе детей и читать пятничные проповеди в мечетях на аварском языке.

Наряду с вышеуказанными органами религиозные лидеры Цора обращались и в государственные органы России, расположенные в Дагестане. В таком обращении от 17 марта 2008 г., подписанном 7 дибирами, будунами и членами попечительских советов при мечетях Белоканского, Закатальского и Кахского районов, говорится и о том, что книги большей частью являются шафиитского мазхаба, есть там «МахIали», «ИхIяъ», книги Саида-апанди Чиркейского и т. д., в то время как «ваххабитская литература свободно продается в магазинах Закаталы». Сейчас владельцам книг заявили, якобы книги отправлены в Баку, в Академию наук для экспертизы. А по азербайджанскому телевидению заявляют, что всего в Белоканском районе забрали 4,5 тысяч книг, из которых 400 не подлежат возврату, а остальные якобы возвращены. На самом деле в Белоканском районе были изъяты только те 400 книг, большинству из которых больше 100 лет. Они, на взгляд дибиров, уже не будут возвращены: «Таким образом, идет искусственное лишение народа своей истории, поскольку в конце многих религиозных книг записаны и местные хроники, и другие историко-культурные материалы аварского народа». Они же отмечают, что «последние 6–7 лет в Закатальском регионе наблюдается практика изъятия или скупки старинных рукописных книг у аварского населения».

Мнение властей или спецслужб часто становится решающим при выборах дибира села, как это случилось, к примеру, в Макаве. В январе 2009 г. здесь состоялся совет сельской общины, который выбирал дибира. Одним из кандидатов был Муса Шабанов – сын бывшего дибира, Хаджиахмеда, которого, по непонятным причинам, невзлюбила власть, и кандидатура которого была отклонена именно по этим причинам. Был избран Магомеднури Абдуллаев, который через три месяца – 29 апреля 2009 г. – скоропостижно скончался. Покойный всего три месяца назад сменил на посту имама своего предшественника, Гази Газиева, который являлся ставленником Ибрагима Ибрагимова. Против Газиева встала общественность селения, и Ибрагимову пришлось отступить.

В тех случаях, когда напрямую поставить азербайджанца муллой в аварское селение не удавалось, Баку приводил в действие другой вариант. Вместо образованной и патриотично настроенной аварской молодежи назначать дибирами стали (по указке вышеупомянутого Ибрагимова и Паша-заде) полуграмотных стариков. Так, например, в селении Джар Закатальского района вместо Султана Пириева поставили тогда бывшего охранника закатальского райотдела КГБ АзССР. Последний изменил первым делом язык проповеди. В стенах древней Джарской соборной мечети, стоящей в пределах столицы аварского национального государства XVII–XIX вв., родной язык джарцев, то есть аварский, был отброшен. Он оказался в результате даже не на втором, а на третьем плане. Вместо аварского языка проповедь, в соответствии с политикой Баку, провел пенсионер уже на азербайджанском языке.

В результате такой политики почти все дибиры (около 40 человек), получившие образование в Дагестане, сняты со своих постов. Из их числа остались лишь два дибира – в селах Динчи Закатальского и Берет-росу Белоканского районов. В то же время духовные лица, получившие образование в Иране, Турции и в арабских странах, никаких нареканий со стороны властей не вызывают. Вместо снимаемых дибиров ставят других лиц, получивших образование в Закатальском филиале Бакинского исламского университета, в котором преподают турки – ханафиты (направление в исламе), тогда как 95% населения региона – шафииты. Религиозная практика ханафизма и шафиизма не совпадает, что вызывает конфликтогенность в регионе. Такая политика, конечно же, не своеволие местных властей, что в таком авторитарном государстве непозволительная для чиновника роскошь, а директива, исходящая от властей АР.

Противодействие тарикату

Одновременно в аварском регионе проводится политика противодействия тарикату – суфийскому учению в исламе, представители которого никогда не выступали с антигосударственных позиций. Несмотря на то что сам тарикатский шейх, Малламухаммад, – ученик Саида-апанди Чиркейского, который получил иджаза («разрешение» на самостоятельную проповедническую деятельность) от него, и его последователи показали себя законопослушными гражданами АР, патриотами государства, в котором они живут (сын шейха пошел по воле отца добровольцем на Карабахский фронт и погиб там в начале 1990-х годов), со стороны силовых структур АР проводится жесткая политика подавления любой его активности. Все последователи шейха вызываются на профилактические беседы в МНБ, где им заявляют, что все они находятся на учете и «саидовский тарикат» в АР запретят. Сам Саид-апанди дважды был депортирован из региона, однажды ему даже не дали совершить обеденный намаз в мечети. Среди аварцев региона практически отсутствуют приверженцы ваххабизма, что вызывает особенное недовольство властей АР, поскольку лишает их повода для репрессий (облеченных легитимностью в глазах мирового сообщества) против аварцев под видом борьбы с религиозными экстремистами.

Во-вторых, действия властей АР провоцируют напряженность в отношениях между суннитами, составляющими более 90% населения региона, и шиитами, которые по удельному весу составят не более 1–2%. В электронных СМИ приводился следующий пример, который встретил негативную реакцию среди населения Закатал: «В аварском селении Хасан-бина Закатальского района живет Назим Заманов. Осенью 2006 г., после пятничного намаза, он вышел из центральной мечети города Закатала и направился на базар. По дороге он встретил шиитского дибира, уроженца Нахичевани, Чингиза, который начал при его приближении поносить Пророка Мухаммада (с. а. с.), называя его последними словами, также назвал подлецами праведных халифов, кроме Али (а. с.).

Чингиз является своего рода священнослужителем по вызову у шиитов, живущих в Закатале. Шииты, конечно же, не имеют своей мечети в Цоре, однако всякого рода чиновники и другие колонисты, прибывшие в аварский край на похороны, вызывают его на рождение ребенка и другие процедуры. Живет этот 50-летний нахичеванец в городе Закатала, на улице Гази Асланова. В прошлом известный политикан, активист Народного фронта Азербайджана, сейчас ошивается вокруг своего земляка – нахичеванца, главы Закатальского района Асифа Аскерова, и прочих чиновников шиитского направления.

Естественно, Заманов такого богохульства и откровенного нахальства стерпеть не смог и ударил Чингиза, на что, собственно, тот и рассчитывал. Заманов спокойно пошел домой, однако вечером за ним заехали полицейские закатальского отделения и арестовали его. Судья Закатальского районного суда по указанию «сверху» присудил Заманова к 1,5 годам лишения свободы. Его односельчанину, который просто оказался попутчиком Заманова, пришлось отдать 2 тысяч долларов за то, чтобы его оставили в покое. Сам Заманов, отсидев 1 год и 3 месяца, как осужденный по легкой статье, был включен в список заключенных, которые подлежали освобождению во время очередной массовой амнистии по указу президента АР Ильхама Алиева. Выйдя на свободу в декабре 2007 г., Назим Заманов через несколько дней оказался в городе Закатала, где, как назло, ему встретился начальник районного отделения полиции, который, тут же вызвав наряд, потащил его в отделение полиции. Так, начальник районного отделения полиции, наплевав на указ Ильхама Алиева, посадил Заманова еще на три месяца… Так и становятся уголовниками аварцы Цора на своей исторической Родине».

Стоит упомянуть, что прибывать в Цор азербайджанцы-шииты стали только после 1940-х годов. Однако после развала СССР и увеличения влияния нахичеванцев в рамках независимого Азербайджана эта незначительная прослойка населения фактически заняла привилегированное положение в противовес суннитскому большинству региона, которое оказалось в значительной степени отодвинуто от властных рычагов даже на региональном уровне.

Большинство мигрировавших в Цор азербайджанцев являются суннитами, хотя и принадлежащими к ханафитскому мазхабу. Так, например, азербайджанцы из Грузии в массе своей мигрируют в Цор из районов Сагареджо (сунниты-ханафиты), Лагодехи (треть – сунниты-шафииты, остальные – шииты), Телави (село Караджала – сунниты-ханафиты). В меньшей степени представлены мигранты из региона Квемо-Картли, где шиитская обрядовая практика, в частности шахсей-вахсей, за годы советской власти стала чуть ли не единственным проявлением религиозности, хотя в прошлом численное соотношение между шиитами и суннитами в этом регионе было в пользу вторых. Азербайджанцы из Шекинского района также являются на 90% суннитами, и в этих условиях наиболее многочисленная шиитская община в Цоре – нахичеванцы. Уже появляются сообщения о попытках данного меньшинства повлиять через поставленных сверху дибиров на умы населения с целью склонить их к принятию шиитской обрядовой практики.

Запрет на азан

Незаконные акции властей по запрету азана в Закатальском регионе, особенно на фоне более мягких мер в этом отношении в других регионах, настраивали верующую часть населения против азербайджанского государства в целом. Сначала, 12 декабря 2007 г., глава администрации Закатальского района Асиф Аскеров запретил исполнение азана в центральной мечети города посредством динамиков, однако в дальнейшем это приобрело более жесткие и неадекватные формы – полный запрет на азан. В частности, в селении Эхеди Тала Закатальского района разрешили читать азан с минарета только после визита туда посла США в Азербайджане, Энн Дерси, 5 мая 2008 г., причем после отъезда посла чтение призыва к молитве снова было запрещено.

В Белоканском районе этот запрет вступил в действие еще раньше, в конце ноября, что вызвало протесты верующих и обращения в Управление мусульман Кавказа и Государственный комитет АР по работе с религиозными организациями. В обращении говорится, что больше месяца назад в районе запрещен призыв к азану посредством усилителей и все обращения правоверных в районную исполнительную власть и лично к Асифу Мамедову остаются без результата. Кроме того, обращение группы верующих с просьбой о разрешении провести митинг протеста было отклонено. В вышеуказанном обращении аварских дибиров от 17 марта 2008 г. говорится: «…Последние полгода идут разного рода инсинуации религиозных и светских властей АР с азаном. Сначала был запрет на призыв к молитве посредством звукоусилителей. Затем – запрет и живого исполнения. Сейчас обратно заявляют, что вживую все-таки можно исполнять призыв. В то же самое время в ближайшем, этнически азербайджанском, Шекинском районе никаких запретов не было и нет, как и во всех остальных азербайджанских районах».

Верующие этот шаг властей объясняли по-разному. И так как причины, побудившие запретить азан, власти публично так и не прокомментировали, в ходу были собственные выводы: «Кто-то нашел в этом тайный заговор езидов, которые, выдавая себя за мусульман, одновременно почитают Малеки-Тавус (ангел-павлин, являющийся прототипом мусульманского шайтана), кто-то увидел в этом козни шиитов по отношению к суннитам, некоторые объясняли действия властей неудобством, которое создает громкое вещание азана (посредством звукоусилительных средств) для граждан, проживающих или работающих в зданиях, расположенных рядом с мечетями» .

Через полтора месяца информагентство Alazan-INFO сообщало: «Весь истекший месяц в Закаталах не был слышен азан. Как сообщила газета «Ени мусават», азан, который пять раз в день возвещал о времени обязательной для мусульман молитвы, был запрещен в Закаталах после устного распоряжения главы исполнительной власти Закатальского района Асифа Аскерова. Можно сказать, что Аскеров только поддержал инициативу официального Баку. На встрече с представителями духовенства района Аскерову пришлось в прямом смысле слова требовать, чтобы оно успокоило население, которое недовольно запретом азана. О решении властей запретить азан население Закаталы не было предупреждено, и действие это не было публично аргументировано, что было расценено широкими слоями населения как акт недоброжелательности по отношению к религии» .

Запрет на аварский язык в мечетях

Наибольшее неприятие в среде жителей Закатальского региона вызывает негласное решение властей АР о запрете использования аварского языка на религиозных собраниях и при проповедях в мечети. Мотивируется это решение тем, что в мечети могут находиться «граждане-азербайджанцы, не владеющие языками народов Кавказа» . В вышеуказанном обращении аварских дибиров Цора говорится, что представитель муфтия Азербайджана Паша-заде в Закатальском регионе обязует делать проповеди в мечетях на азербайджанском языке даже в чисто аварских селениях: «В мечети с этой целью засылаются азербайджанцы, которые затем пишут заявления-жалобы о том, что проповеди проводятся на «непонятном» языке. Ибрагимов затем вызывает сельского муллу, показывает ему заявление и приказывает прекратить использование аварского языка в мечети. Таким образом, миллионы курдов, лазов, албанцев, болгар и других народов были превращены в турков, сейчас эти методы опробуются у нас». Сообщения о том, что вышеуказанный представитель муфтия Азербайджана, а также его ставленники являются проводниками линии по вытеснению аварского языка из духовной сферы аварцев Цора и замены его на азербайджанский язык, появлялись и в прессе.

Попытки изобразить аварцев ваххабитами

Возмущение местного населения вызывают и попытки изобразить аварцев Цора ваххабитами при малейшем проявлении недовольства проводимой Баку политикой. В частности, в январе 2002 г. в СМИ АР появилась информация о том, что наиболее сильны позиции ваххабитов на северо-западе (Закатальский, Белоканский и Кахский районы) и северо-востоке (Кусарский и Хачмасский районы) страны, а также в центре (города Баку и Гянджа, Шемахинский район). При этом в Белоканском районе якобы насчитывается примерно 450, а в Закатальском – 150, в Кусарском – 380, а в Хачмасском – до 300 ваххабитов. Продолжая тему, Р. Новрузоглу ссылается на «издающийся в Дагестане» журнал «Эс-салам» (на самом деле такой журнал в Дагестане не издавался), который опубликовал итоги опросов. Они якобы проведены в ноябре 2000-го и июне 2001 года в северных районах Азербайджана, и в их проведении принимал участие «аварский муфтий» (такого поста в Дагестане не существует) Мухаммад Дарбишев. Учитывая то, что азербайджанские власти весьма ревниво относятся даже к простому приезду в регион религиозных лидеров из Дагестана, сведения о проведении ими опросов кажутся явным вымыслом, тем более что сам Дарбишев отрицает какое-либо свое участие в опросах или исследованиях на территории Азербайджана.

В данном случае мы имеем дело с дезинформацией, призванной приписать любую религиозную активность среди аварцев проискам ваххабитов. В то же время независимые исследователи отмечают, что в «аварских общинах в Белоканы-Закаталы» осуществляется вербовка боевиков, как мы видим, пока безуспешная.

Как свидетельствует автор статьи «Взгляд джарцев на запрет азана в Закатальском округе» на сайте ИА «Кабал», по слухам, вброшенным инициаторами запрета на азан, это решение связано с «борьбой, которую проводят руководство района и силы полиции, с представителями ваххабизма». Однако он отмечает: «…Если быть до конца честными, то нельзя упускать из виду тот факт, что ваххабизм в Закатальском регионе распространялся как минимум не без ведома тех же сил, которые якобы сегодня с ними борются. Скорее, как утверждают наши источники, это направление ислама здесь целенаправленно популяризировалось, чтобы иметь в будущем предмет борьбы, под предлогом которой можно проводить репрессии и по отношению к коренному населению региона – аварцам. Однако ваххабизм, к сожалению зачинателей этого проекта, прижился не в той среде, в которой ожидалось. Джарские аварцы оказались вне сферы влияния этого течения в исламе и продолжают придерживаться традиционных в крае норм вероисповедания. В то же время азербайджанские селения и места компактного проживания цахурцев в райцентре оказались очень даже восприимчивы к нему, что и «смущает» спецслужбы АР» .

Отчасти слова автора, являющегося, судя по всему, жителем селения Эхеди Тала Закатальского района, подтверждают и аварские дибиры в вышеуказанном обращении от 17 марта 2008 г. По словам религиозных деятелей, представитель муфтия Паша-заде – Ибрагим Ибрагимов – вносит в религиозную практику мусульман Цора следующие изменения:

1. «Постоянно на ежемесячных собраниях мулл (дибиров) приказывает не читать на кладбище молитв по усопшему, хотя это практиковалось всегда нашими предками, еще со времен прихода ислама в наш регион. Такая практика, то есть запрет на чтение Корана, характерна для ваххабизма. В случаях, когда чтение Корана на кладбище все же практиковалось, в дело вмешивалась полиция, как в случае с задержанием дибира и запугиванием жителей сел Закатальского района.

2. Запрещает проводить мавлиды, то есть религиозные мероприятия с трапезой, посвященные поминовению Пророка Мухаммада, да благословит его Аллаh и приветствует. К своей инициативе Ибрагимов привлекает и районное руководство, и силовые органы. Мавлиды опять же характерны для суфистской практики и неприемлемы для ваххабизма. Под запретом и обучение детей Корану и молитве без разрешения из Баку, Закаталы, родителей и лицензии у учителя!

3. Ибрагимов также активно агитирует, а в последнее время даже приказывает не делать обеденного намаза после пятничного. Объясняет он свой приказ тем, что религия не предусматривает 6 фарзов в день. Такие призывы опять же характерны для ваххабизма».

Данные инициативы Ибрагимов старается проводить в жизнь, нарушая законы АР, – каждый четверг в Закатальском филиале БИУ собираются дибиры, и им Ибрагимов вручает тексты проповедей, которые они должны прочитать в пятницу. По словам аварских дибиров, вышеуказанные действия вызывают недовольство местного населения, которое может выразиться в открытой форме: «...Чего, на наш взгляд, и добивается официальный Баку, действуя руками Ибрагимова, дабы в случае неудачи выставить его козлом отпущения. В случае открытых форм протеста против произвола властей, как нам кажется, аварцев в СМИ представят ваххабитами, которых из нас сейчас активно пытается сделать Ибрагимов, и начнут репрессии. Поэтому аварские духовные лица как могут успокаивают общественность, однако нам все труднее становится сдерживать эмоции раздраженного населения. Вся политика властей АР, судя по реальным их действиям, а не словам (которые у них всегда расходились с делом), направлена на полупринудительное выдавливание аварцев, испокон веков живущих в трех районах в долине реки Алазани, в Дагестан с последующим заселением сюда азербайджанцев из Грузии. Оба процесса параллельно уже движутся, и если такое положение будет сохраняться, то через 30 лет аварцев в Закатальском регионе не останется».

Последние пару лет мы сталкиваемся с некоторым смягчением со стороны Баку проводимой им жесткой политики в религиозной и языковой сфере, однако до реальных подвижек еще не дошло. В первую очередь в интересах Баку проводить в этом регионе взвешенную политику, учитывающую интересы местного населения, а не отдельных националистически настроенных лиц в государственной системе. Со стороны лично Ильхама Алиева демократические инициативы заметны, но в среднем звене и в некоторых руководящих органах по-прежнему эту сферу курируют лица, желающие проводить дискриминационную политику. Именно эти люди, а не простое население регионов, являются угрозой национальной безопасности Азербайджана, в то время как аварцы в сложные периоды для азербайджанского народа всегда протягивали им руку помощи. Тому свидетельство начало ХХ века, когда закатальские вооруженные формирования под командованием Ахмеда Дибирова помогали сохранить территориальную целостность Азербайджана, а Нажмудин Гоцинский по зову бакинских мусульман пришел им на помощь. И сейчас прежде всего от политики Баку зависит степень лояльности аварского населения на северо-западе Азербайджана, которое доказало свое изначально позитивное отношение к азербайджанской государственности, которое подвергается испытанию непродуманными действиями отдельных органов власти.

Ссылки: Лятифоглу З. «Власти Азербайджана нарушают и религиозные права» // Газета «Новое время». Баку, 19.04.2003 г. Закатальский филиал БИУ был открыт в 2003 году, финансируется турецким Фондом помощи молодежи. Гейдаров Х. «Посол США в Азербайджане встретилась с бывшим имамом, последователем секты накшибенди, считающейся одним из радикальных ответвлений ислама» // ИА «АПА». 8.05.2008 г. Сайпулаев А. «Станут ли белоканские аварцы шиитами?» // Газета «Новое Дело». Махачкала, 17.04.2009 г. Гъолодинский Ш. «Протест против проклятий в адрес Пророка карается в Азербайджане 1,5 годами тюрьмы» // ИА «Кабал». 25.06.2008 г. Сайпулаев А. «Станут ли белоканские аварцы шиитами?» // Газета «Новое Дело». Махачкала, 17.04.2009 г. «В Загатальском районе введен запрет на усиление звука азана» // Ислам.аз. Баку, 13.12.2007 г. Эркенов Э. «Молитвенный призыв. Кому в Азербайджане мешает азан» // Газета «Настоящее время». Махачкала, 6.06.2008 г. Сайпулаев А. «Станут ли белоканские аварцы шиитами?» // Газета «Новое Дело». Махачкала, 17.04.2009 г. «Призывая к Аллаhу...» // ИА «Alazan-INFO». 25.12.2007 г. Эркенов Э. «Молитвенный призыв. Кому в Азербайджане мешает азан» // Газета «Настоящее время». Махачкала, 6.06.2008 г. «С молитвой в сердце» // ИА «Alazan-INFO». 4.02.2008 г. Эркенов Э. «Молитвенный призыв. Кому в Азербайджане мешает азан» // Газета «Настоящее время». Махачкала, 6.06.2008 г. Надироглу Р. «Ваххабиты обосновались в северных районах Азербайджана» // Газета «Зеркало». Баку, 4.01.2002 г. «Азербайджан: преобразования ли?» Доклад №156 Международной группы по предотвращению кризисов. Баку/ Брюссель, 13.05.2004 г. С. 31–32. Чурмутазул Г. «Взгляд джарцев на запрет азана в Закатальском округе» // ИА «Кабал». 5.02.2008 г.

Ислам как религия в последние десятилетия становится объектом пристального изучения со стороны не только мусульман, но и представителей других конфессий. Этому способствуют мировая политическая ситуация, литература и кинематограф. Кратко рассказать об исламе вряд ли получится, но для начального знакомства можно изучить мазхабы - религиозно-правовые школы. Один из популярных в мире, и в частности в России, - шафиитский мазхаб. Кто его основатель и что он собой представляет?

Общая информация об исламе

Ислам - одна из трех мировых монотеистических религий, которая была создана в VII веке. Основоположником был пророк Мухаммед. По преданию, он потомок который со своим отцом Ибрахимом построил на территории нынешней Мекки Каабу - святыню всех мусульман мира. Интересная особенность этого города заключается в том, что на его территорию допускаются только мусульмане. Ислам, несмотря на множество исторических и географических изменений, остался практически в первозданном виде, благодаря тому что основные религиозные источники - Коран и Сунна - написаны на арабском языке.

Что представляет собой шафиитский мазхаб?

В исламе под мазхабом понимают религиозно-правовую школу, основанную на понимании имамом священных текстов Корана и Сунны. В начале формирования исламской правовой школы появились сотни мазхабов, но распространение получили всего четыре - ханбалитский, маликитский, шафиитский и ханафитский.
В данный момент шафиитский мазхаб - одна из распространенных школ, но самое большое количество ее последователей живут в Сирии, Палестине, Ливане, Иордании, Египте, Малайзии, Индонезии, Индии, Пакистане, Ираке и на Кавказе. Основная масса суннитов шафиитского толка проживает в Йемене и Иране.

Имам Аш-Шафии: биография

Основателем шафиитской правовой школы был - потомок из семьи пророка Мухаммада. Этот факт часто упоминается в хадисах, и как доказательство можно указать родственную связь между родителями Али ибн Абу Талиба и матерью имама. Он родился в Газе, но после смерти отца, еще в младенческом возрасте, был перевезен матерью в Мекку, к семье отца. Город оказал значительное влияние на становление его как богослова, так как находился в среде знатоков фикха, хадисов и арабского языка.

Для углубления знаний в 20 лет переехал в Медину, где изучил тонкости арабского языка и маликитский фикх. Его учителем стал Малик ибн Анаса - создатель маликитской религиозно-правовой школы. В 796 году его учитель умер, и имам вернулся в Мекку, где его назначили на должность судьи в Наджране (Саудовская Аравия). Но позже был арестован по ложному обвинению и освобожден благодаря заступничеству багдадского верховного судьи Аш-Шайбани, бывшего ученика Абу Ханифы. Изучив ханифитский мазхаб, разработал собственный, в котором объединил основы маликитской и ханифитской школ. Его шафиитский мазхаб обрел популярность.

После переезда в Египет он вносит изменения в свои сочинения и фетвы, так как знакомится с ранним богословским наследием. По этой причине работы Аш-Шафии делят на ранние и поздние, что приводит к спорам внутри мазхаба.

Общие черты мазхабов

Все мазхабы имеют одну информационную базу - Коран и Сунну (сборник хадисов - историй из жизни пророка Мухаммада), и поэтому их объединяет несколько общих черт:

  • Шахада - формула, после произнесения которой человек становится мусульманином. Звучит она так: "Я свидетельствую, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха. И я свидетельствую, что Мухаммад — его раб и посланник".
  • Совершение намаза - пятикратной молитвы.
  • Пост в предполагает отказ от еды, воды, курения и полового акта в дневное время. Носит духовный характер, так как предназначен для воспитания и укрощения нафса (отрицательных желаний и страстей, присущих нечистой силе). Таким образом мусульмане желают добиться довольства Всевышнего.
  • Выплата закята - ежегодного налога мусульман в пользу неимущих.
  • Совершение хаджа - паломничество в Мекку к Каабе 1 раз в жизни. Одно из обязательных условий - материальная возможность для совершения путешествия.

Отличительные черты шафиитского мазхаба

Несмотря на обязательность соблюдения столпов, основатели мазхабов и их последователи до нынешнего времени расходятся во мнениях по соблюдению религиозных ритуалов. Это объясняется тем, что столпы ислама прописаны в Священной книге, а их исполнение растолковывается в Сунне, и некоторые истории из жизни пророка до одних богословов могли дойти, а другие - нет. Таким образом, между мазхабами имеются различия. Так как шафиитский мазхаб базируется на правовой школе Абу Ханифы, в частности, следует рассмотреть, чем отличается ханафитский мазхаб от шафиитского:

  • При вынесении правовых предписаний Коран и Сунна являются информационной базой с одинаковой ролью и ценностью. Но если какие-то хадисы противоречат, то главную роль занимает Коран, а хадис считается слабым. Большой ценностью обладают хадисы от сподвижников пророка и единичных передатчиков.
  • Иджма разделена на 2 категории: решения, основанные на прямом и недвусмысленном доводе из Откровения, и решения, имеющие неоднозначную и спорную основу.
  • При отличии мнений отсутствует предпочтение одного высказывания другому.
  • Кияс, или суждение по аналогии из ситуаций, описанных в Коране или Сунне. При этом методе отсутствует предпочтение при несоответствии кияса какому-либо постулату религии и учет интересов в соответствии с главными целями шариата.

Совершение намаза. Омовение

Совершение намаза по шафиитскому мазхабу - обязательное условие для мужчин и женщин, достигших 14-15 лет, имеющих рассудок и находящихся в ритуальной чистоте. Таким образом, омовение - обязательное условие для совершения намазов. Оно бывает полным (гусль) и малым (вуду). Вуду-омовение по шафиитскому мазхабу имеет следующий порядок:

  • Ният (намерение) совершить намаз ради Аллаха. Например: "Я намереваюсь совершить фарз (суннат) ради Аллаха".
  • Умывание лица следует начинать со лба и продолжать по границе, где начинается линия волос. Если на лице есть борода или усы, через которые видно кожу, их нужно полностью намочить, чтобы вода коснулась кожи.
  • Умывание рук с локтями. Если на ногтях или под ними есть лак или грязь, то от них нужно избавиться, чтобы вода попала под них.
  • Протирание головы следует делать с намоченной рукой от начала границы волос в районе лба и до затылка. Если волос нет, то нужно протереть кожу.
  • При мытье ног и щиколоток вода должна попасть между пальцами, под ногтями, а при наличии ран и трещин и на них.

Омовение считается принятым, если совершено в данном порядке.

Гусль - полное омовение, совершаемое после половой близости, семяизвержения, менструального цикла и родовых кровотечений. Порядок гусля:

  • Сделать ният о совершении полного омовения и произнести "Бисмиллях".
  • Умыть руки и промыть половые органы.
  • Сделать малое омовение, промыть рот и нос.
  • Трижды облить и промыть водой голову, правое и левое плечи. По остальным частям тела пройтись рукой, чтобы не осталось ни одного непромытого места, включая ушные проходы и пупок.

Условия для намаза, читаемого мужчинами

Основные условия намаза одинаковы для обоих полов, но есть некоторые различия в совершении ритуала, которые исходят из сущности мужчин и женщин и их роли в исламе. Итак, во время молитвы следует:

  • прикрывать аурат с пупка до колен;
  • в поясных и земных поклонах не нужно касаться бедер животом и оставлять локти широко расставленными;
  • во время сунна намазов мужчины могут вслух читать суры и дуа;
  • в джамаат-намазе должны стоять близко к имаму;
  • во время молитвы должны стоять позади имама;
  • произносят в сунна-намазе.

Условия для намаза, читаемого женщинами

Намаз по шафиитскому мазхабу для женщин имеет следующие отличительные черты:

  • Все тело должно быть покрыто свободно одеждой, кроме лица и кистей рук.
  • В поясных и земных поклонах следует максимально близко держать живот к бедрам, а локти - к телу.
  • Во время сунна-намазов нельзя читать суры и дуа вслух, если голос может услышать посторонний мужчина.
  • В джамаат-намазе женщины должны стоять от имама как можно дальше.
  • В намазе с женщиной-имамом выстраиваются в одну линию по правую и левую стороны от нее, но чуть дальше, чтобы пальцы ног не были в одном ряду с пальцами имама.
  • В обязательных намазах при отсутствии посторонних мужчин можно произносить икамат.
  • В сунна-намазе ни азан, ни икамат не произносится.

Таравих-намаз

Таравих-намаз по шафиитскому мазхабу относится к категории сунна, то есть желательный, и совершается каждую ночь во время поста в Рамадан. Включает 8 или 20 ракатов - 4 или 10 намазов по 2 раката. Завершить следует витр из 3 ракатов - 2 раката и 1 ракат. Как делать таравих намаз? Порядок совершения по шафиитскому мазхабу следующий:

  • Выполняются ночной (Иша) фард и ратиба намазы, читается следующее дуа (1) - "Ля хавля ва ля къуввата илля биллях. Аллагьумма салли "аля Мухаммадин ва "аля али Мухаммадин ва саллим. Аллаумма инна насъалукаль джанната фана"узубика минаннар".
  • Выполняется таравих намаз из 2 ракатов и читается дуа из первого шага.
  • Повторяется шаг 2, трижды читается следующее дуа (2): "Субхана ллахи вальххамду лилляхи ва ля иляха илля ллаху ва ллаху акбар. Субхана ллахи "адада халкъихи ва ризаа нафсихи ва зината "аршихи ва мидада калиматих". Читается дуа из первого шага.
  • Повторяется шаг 2, и читается дуа 1.
  • Повторятся шаг 3.
  • Совершается витр намаз из двух ракатов, и читается дуа из шага 1.
  • Совершается витр намаз из 1-го раката, и читается следующее дуа: "Субханаль маликиль къуддус (2 раза). Субханаллахиль маликиль къуддус, суббухун къуддусун раббуль маляикати варрух. Субхана ман та"аззаза биль къудрати валь бакъаъ ва къахараль "ибада биль мавти валь фанаъ. Субхана раббика раббиль "иззати "амма ясифун ва салямун "аляль мурсалина вальхамду лилляхи раббиль "алямин".

Таравих-намаз по шафиитскому мазхабу - одна из особенных молитв, так как состоит из 20 ракатов и является одним из почтенных суннат-намазов для верующих мусульман.

Важные сведения о совершении поста

Пост в месяц Рамадан обязательный для всех совершеннолетних мусульман, независимо от пола. Главное требование - отказ от еды, воды, курения и полового акта со времени намаза субх до намаза магриб. Что нарушает пост по шафиитскому мазхабу?

  • Вода или еда, проглоченная намеренно, независимо от размера.
  • Проникновение какого-либо физического тела через задний проход, половые органы, уши, рот или нос.
  • Намеренная рвота.
  • Половой акт или семяизвержение в результате мастурбации или поллюции.
  • Менструальные и послеродовые выделения.
  • Потеря рассудка.

Если какое-то из действий было совершено по забывчивости или независимо от постящегося, то пост не нарушается. В противном случае нужно возместить пропущенный день или выплатить штраф, если это возможно. Кроме этого, таравих при шафиитском мазхабе - одно из желательных действий именно в Рамадан.

Книги по шафиитскому мазхабу

Основы мазхаба можно изучить по книгам, которые написаны имамом Аш-Шафии и его последователями:

  • “Аль-Умм” Аш-Шафии.
  • “Нихаятуль матляб” Аль-Джувайни.
  • “Нихаятуль матляб” Аль Газали.
  • “Аль-Мухаррар” Ар-Рафии.
  • “Минхаджу т-талибин” Ан-Навави.
  • “Аль-Манхадж” Закарийа.
  • “Ан-Нахдж” Аль-Джаухарий.

Книги шафиитского мазхаба невозможно представить без их толкований:

  • “Аль-Ваджиз” и “Аль-Азиз” Ар-Рафии.
  • “Ар-Рауда” Ан-Навави.


 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Доступно в форматах: EPUB | PDF | FB2 Страниц: 352 Год издания: 2009 Дважды Герой Советского Союза В.С.Архипов прошел путь от красноармейца...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS