Разделы сайта
Выбор редакции:
- Гадание в новый год для привлечения денег Как правильно гадать на новый год
- К чему снится клещ впившийся в ногу
- Гадание на воске: значение фигур и толкование
- Тату мотыль. Татуировка мотылек. Общее значение татуировки
- Что подарить ребёнку на Новый год
- Как празднуют день святого Патрика: традиции и атрибуты День святого патрика что
- Как научиться мыслить лучше Я не умею быстро соображать
- Эти признаки помогут распознать маньяка Существует три способа достижения абсолютной власти
- Как спастись от жары в городской квартире
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?
Реклама
Внеклассное мероприятие " Литературная гостиная,посвященная творчеству В.А. Осеевой" план-конспект занятия (3 класс) на тему |
Познавательный час по рассказам В. Осеевой
Цели: сформировать умение анализировать художественное произведение на доступном для детей уровне; способствовать развитию речи, пополнению словарного запаса; дать детям возможность оценить себя и свои поступки.
Есть на свете волшебные слова: «спасибо», «пожалуйста». Скажешь их - и люди станут к тебе добрее и внимательнее. Но, к сожалению, не все ребята знают эти слова. Вот и происходят с ними неприятности. Совсем такие, как у мальчика Павлика из рассказа В. Осеевой «Волшебное слово». пересказ одним из учеников. В чем заключается главная мысль рассказа «Волшебное слово»? (Если ты будешь добрым с людьми, то и они с тобой тоже будут добрыми) Работа с пословицами Соберите пословицы учит, человек, добрый, и, добру добрые, дана, на, жизнь, дела добро, за, платят, и, добром (Добрый человек добру и учит. Жизнь дана на добрые дела. За добро добром и платят.) О ком первая пословица? (О старичке) Объясните значение второй пословицы Как понимаете значение третьей пословицы? Какие « волшебные слова» вы знаете? (На доску выносятся слова: здравствуйте, пожалуйста, спасибо) дети читают стихи "Волшебные слова" "Здравствуйте" "Доброго пути" "Спасибо" "Пожалуйста" "До свидания" Только ли важно знать «волшебные слова»? (Нет, еще более важно правильно их произносить) Произнесите слова правильно, обращая внимание на тон, громкость, мимику. Но не только о «волшебных словах» можно узнать из рассказов Осеевой. Семнадцать лет проработала Валентина Александровна с детьми. Любила их и понимала. И книги свои писала для того, чтобы выросли все девочки и мальчики честными и воспитанными людьми. А чтобы стать воспитанным человеком, мало знать и говорить «волшебные» и вежливые слова. Воспитанный человек - это тот, кто не будет сидеть, равнодушно поглядывая в окно, если рядом, в переполненном трамвае или автобусе, стоит пожилой человек, маленький мальчик или девочка. Тот, кто не съест всё печенье, ничего не оставив маме и бабушке, как это сделали Вова и Миша из рассказа В. Осеевой «Печенье». И уж точно, воспитанный человек никогда не будет обижать тех, кто слабее его, например собаку. А именно так и поступила девочка Таня из рассказа «Кто всех глупее». В одной из книг Валентина Александровна обратилась к своим читателям с такими словами: "Дорогие ребята! Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила: – Понравился тебе рассказ? Я ответила: – Не знаю. Я о нем не думала. Мама очень огорчилась. С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и о своих собственных. И так как в жизни мне это помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать". Читать вы все умеете. Теперь будем учиться думать о том, что вы читаете. Определите по рисункам рассказы В.Осеевой («Что легче?», «Сыновья») Почему мальчики боялись идти домой? (Зачитать ответ) Сценка «Разговор мальчиков в лесу» Что произошло с мальчиками дома? Объясните название рассказа «Что легче?» (В жизни следует быть правдивым человеком. Правду как ни прячь, она все равно выйдет наружу. Надо быть честным перед собой и другими людьми.) А как бы поступили вы на месте мальчиков? Какие пословицы подобрали к рассказу? (Правда суда не боится. Лучше горькая правда, чем сладкая ложь) Что же легче сказать? (Правду) (Слово правда выносится на доску) Пересказ рассказа «Сыновья» по картинному плану Кого из мальчиков старик считает настоящим сыном? Почему? (Третьего мальчика. Он помог маме нести тяжелые ведра с водой.) Что проявил сын по отношению к матери? (помощь, заботу - слова выносятся на доску) Расскажите, как вы помогаете своим родным. (Рассказы детей) Я хочу проверить действительно ли вы такие все хорошие и умненькие, Для этого я вам загадаю загадки, а они у меня особенные. Если сама загадка учит добру и вежливости, то в ответ на нее надо всем вместе хором сказать: «Это я. это я, это все мои друзья».Эти слова надо говорить не на каждую загадку. Если загадка вредная – надо промолчать. Будьте внимательны! Кто из вас, проснувшись бодро, С добрым утром скажет твердо? Кто из вас, скажите, братцы, Забывает умываться? У кого из вас в порядке Сумка, книжки и тетрадки? Кто из вас в трамвае тесном Уступает старшим место? Кто из вас молчит как рыба Вместо доброго спасибо? Кто быть вежливым желает, Малышей не обижает?
(О хороших поступках) О каких делах мечтал Юра? Как Юра поступал на самом деле? Что ему посоветовала мама?
(Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить) Чтение по ролям После прочтения Что хорошо в рассказе, а что – плохо? (Мысли, желания) (Поступки мальчика) На доску выносятся слова хорошо, плохо . Какое чувство проявил Юра по отношению к сестре, няне, Трезорке? (Грубость) (Слово выносится на доску) Назовите антоним к слову грубый (вежливый) Вопросы и задания 1. Почему писала В. А. Осеева маленькие рассказы? 2. Что значит быть воспитанным человеком? 4. Какие «волшебные слова» вы знаете? 5. Расскажите какой рассказ вам понравился и объясните почему. 7.Итог урока Как бы вы ответили на вопрос: О чем заставляет нас задуматься В.А.Осеева в своих произведениях? (О том, что хорошо, а что плохо, что можно, а что нельзя. Как правильно поступать с друзьями, родными, чужими незнакомыми людьми) Что хорошего можно сделать по отношению к людям? (Быть вежливым, честным, заботливым, помогать всем кто нуждается в помощи, не брать чужого, быть добрым…) Обращение к словам В.А.Осеевой: В каждом из вас, ребята, есть волшебная сила – Литературная гостиная по творчеству В. Осеевой (К 125 – летию со дня рождения Валентины Осеевой) Цель: познакомить детей с биографией В.А. Осеевой и ее произведениями, показать детям, что темы, затронутые автором, актуальны в жизни каждого человека. Задачи: расширить сведения о жизни и творчестве В. Осеевой; развивать коммуникативную культуру ребенка и коммуникативную компетентность младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности; формирование внимания к внутреннему состоянию героя и поступка, вызванного им; обогащение нравственного опыта младших школьников ; обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе; воспитывать гуманное отношение к животным. Ход мероприятия: 1.Приветственное слово. 1 ВЕДУЩИЙ: Здравствуйте, уважаемые гости нашей литературной гостиной! 2 ВЕДУЩИЙ: Здравствуйте, дорогие ребята! 1 ВЕДУЩИЙ: Гости нашей литературной гостиной - это произведения детской писательницы В. А Осеевой (Выставка книг В. Осеевой) В.А. Осеева (1902-1969) родилась в 1902 году в Киеве в семье инженера – строителя. Окончив гимназию, она поступила в театральный институт на актерский факультет, однако окончить его не удалось. Её семья переехала в Подмосковье. Здесь мама Осеевой стала работать в детском доме, а позже и сама Валентина. 17 лет отдала работе в детских домах. Воспитывая детей, она поняла, что не надо читать нотаций, а надо воспитывать силой примера и она стала сочинять маленькие рассказы и пересказывать их своим воспитанникам. Ребятам очень нравились рассказы Валентины Александровны, и именно они уговорили Осееву написать то, что она рассказывала, и отнести в редакцию. Так в 1937 году был напечатан первый рассказ Осеевой “Гришка” - о мальчике-беспризорнике. А в 1940 году вышел первый сборник рассказов “Рыжий кот”. В 1952 году получила Государственную премию за произведение “Васёк Трубачёв и его товарищи”. (Слайд с произведениями В. Осеевой) В жизни по-разному можно жить – Можно в беде, а можно – в радости, Вовремя есть, вовремя пить, Вовремя делать гадости. А можно так: на рассвете встать – И, помышляя о чуде, Рукой обожжённою, сердце достать И подарить его людям. 1 ВЕДУЩИЙ: Произведения В. Осеевой помогают увидеть, что такие болезни души как эгоизм, жадность, злоба и предательство отравляют жизнь больше, чем внешние неприятности. (Слайд с обращением) 2 ВЕДУЩИЙ : Я вам сейчас прочитаю, что сказала о своих произведениях одна замечательная писательница. «Дорогие ребята! Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила: – Понравился тебе рассказ? Я ответила: – Не знаю. Я о нём не думала. Мама очень огорчилась. С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и своих собственных. И так как в жизни мне это очень помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать». - Как вы думаете, кто мог бы сказать о своих рассказах такие слова? (В. Осеева) Как мы можем узнать о добрых делах других людей, об их поступках, о вежливых и добрых словах? Давайте знакомые книжки откроем, И снова пойдём от страницы к странице, Всегда ведь приятно с любимым героем Опять повстречаться, сильней подружиться! Неважно, что с книжкой давно мы знакомы, Пускай и с героем отлично знакомы, И чем там закончиться, тоже известно, Хорошие книжки всегда интересны. 1 ВЕДУЩИЙ: Вот уже много лет нет Валентины Александровны Осеевой, но голос ее книг звучит все так же проникновенно, волнующе, по-боевому. 2 ВЕДУЩИЙ: Именно поэтому герои книг Валентины Александровны интересны современным читателям. - А когда вы читали рассказы В. Осеевой, о чём хотелось подумать, чему эти рассказы учили? (Заботиться о людях, дружить, помогать, быть честными) На доске записаны слова. - Что это за слова? (Это хорошие черты характера) Осеева написала очень много разных рассказов, главными героями которых были дети, их дела и поступки. Но поговорим сегодня только о некоторых из них. - Многие рассказы Осеевой о дружбе, о том, как важно быть верным, добрым, отзывчивым человеком. Как должен поступать настоящий друг и о том, как иногда друзья бывают жадными, невнимательными, трусливыми. (Инсценировка рассказов «Случай», «Сторож», «Что легче?», «Обидчики», «Три товарища», «Отомстила», «Картинки», «Вырванный лист».) Ребята, поступки каких героев вы одобряете, а каких - осуждаете? (…..) С детства мы читали и сейчас читаем рассказы Валентины Осеевой. Но мало кто знает и другую сторону её творчества. По её повестям сняты художественные фильмы про детей. Их смотрели и ими восхищались ваши бабушки и дедушки, ваши мамы и папы, когда были маленькими. Валентина Александровна Осеева – автор многих интересных стихотворений для детей. Первый снегРасчесала туча бороду, Ветер вдруг ускорил бег, И пошел кружить по городу Первый снег! Пусть скорей мороз пожалует, С ним и лыжи, и коньки. То-то нас зима побалует В эти ясные деньки! ГостьяВ детский сад пришла чужая кошка, В сильный дождь откуда-то пришла, Постучалась лапкою в окошко, На карниз уселась и ждала. По стеклу сбегали быстро капли На худое кошкино лицо, Лапки серые в воде обмякли... Мы открыли двери на крыльцо. Все гурьбой мы бросились к окошку Сыпал дождь на головы с берез! Первый я схватил чужую кошку, Поднял вверх и в комнату принес. Мы налили в блюдечко какао, Накрошили сладкий пирожок... Гостья выпила, сказала: "Мяу!" По-кошачьи значит: "Хорошо!" Все произведения Осеевой учат нас доброте, отзывчивости, учат быть смелыми, справедливыми, учат дружить и сопереживать, заботиться о других, защищать маленьких и слабых. Давайте проверим, хорошо ли вы знаете эти добрые произведения. Презентация-викторина. Все участники постановки, и другие участники класса выстраиваются на сцене и исполняют песню "Бедный Ёжик" на стихи В.А. Осеевой Ведущий: «Благодарим за внимание. Литературная гостиная закрывается. До новых встреч» «Открывая книгу, открываем мир!» В. Осеева Ребята! Синие листья. Васёк Трубачёв и его товарищи. Сыновья Волшебное слово. Почему? Весёлые деньки. Динка. Динка прощается с детством Отцовская куртка. Хорошее. Отомстила. Три товарища Печенье Лекарство Просто старушка Сторож Ум и сердце в вложи, Викторина по произведениям В.А. Осеевой Главный герой произведения «Волшебное слово» А – Юрик. Б – Павлик. В – Егор. Г – Михаил. Какое волшебное слово сказал старичок в произведении «Волшебное слово» А – Пожалуйста Б – Спасибо В – Здравствуйте Г – Добрый вечер Как звали собаку в рассказе «Хорошее»? А – Бум. Б – Шарик В – Верный Г – Трезорка Почему мальчик признался в своём поступке в рассказе «Почему»? А – Боялся наказания Б – Его мучила совесть В – Было жаль Бума Г – Испугался Имя мальчика из рассказа «Три товарища» - настоящего друга Вити. А – Коля. Б – Володя. В – Миша. Г – Гриша. К какому рассказу относится пословица «Вежливости открываются все двери»? А – «Волшебное слово». Б – «Три товарища». В – «Почему». Г – «Хорошее». Краску, какого цвета попросил мальчик в рассказе «Волшебное слово»? А – Красную. Б – Зелёную . В – Белую. Г – Синюю. Что случилось с собакой в рассказе «Кто хозяин»? А – Заболела. Б – Провалилась в яму. В – На неё напали собаки овчарки. Г – Умерла. Каким был день, по мнению муравья, в рассказе «Какой день»? А – Чудесный. Б – Прекрасный В – Отвратительный Г – Замечательный Кто оказался самым глупым в рассказе «Кто всех глупее»? А – Утка Устинья. Б – Пёс Барбос В – Девочка Таня Г – Мальчик Ваня Собрались все дети в круг. Я - твой друг, и ты - мой друг. Крепко за руки возьм?мся И друг другу улыбн?мся (улыбаются друг другу). А теперь назовите «Волшебные слова» (каждый ребёнок называет слова и передаёт мяч по кругу).
Ребята вы узнаёте эту женщину? Как её зовут? Чем она занималась? Да, это Валентина Александровна Осеева. Она родилась в городе Киеве, в городе герое, в котором есть памятник «Родина мать зовёт. Юная Валя мечтала стать актрисой, но её мечта не осуществилась. Придя в трудовую колонию, к беспризорным детям она поняла, что её призвание воспитывать трудных детей. Это дети, у которых нет родителей. И не кому о них позаботиться. У них нет мамы, которая им расскажет сказку, споёт колыбельную. Много лет она воспитывала детей - беспризорников, а в свободное время писала, рассказы, сказки, стихи для них.
Стих «В гости к ягодам» На берёзовой полянке Земляничка расцвела, Закраснела, заалела, В гости Груню зазвала: «Кушай, Груня, земляничку, Для тебя созрела я. А поешь - запей водичкой Из студёного ручья!» Съела Груня земляничку, Запила её водичкой, Побежала на село. А на утро всё село В гости к ягодам пришло.
Инсценирование рассказа В. А. Осеевой «Синие листья». 6. Упр. «Хорошо - плохо». Учитель называет предложения, а дети должны оценить их и показать свое отношение, похлопав в ладоши, если они согласны, или потопав ногами, если утверждение неверно. Ребята играли все вместе и, и всем было весело. (СТОРОЖ) Он собрал около себя целую кучу игрушек и охранял их от ребят. (СТОРОЖ) Володя подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу. (3ТОВАРИЩА) А я правду скажу. Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ни чего не надо. (ЧТО ЛЕГЧЕ?) А я совру, скажу будто волк на меня напал в лесу. (ЧТО ЛЕГЧЕ?) Собака яростно лаяла. Прямо перед ней сидел маленький котёнок и жалобно мяукал. Неподалёку стояли ребята и ждали, что будет. (ПЛОХО) Дай мне кусочек пирожка ПОЖАЙЛУСТО. (ВОЛШЕБНОЕ СЛОВО) Смотри ни чини, не нажимай крепко и в рот не бери. Да не рисуй много. (СИНИЕ ЛИСТЬЯ). (После каждого предложения необходимо спросить детей чему учит каждый рассказ). 7. Слайд №7 Дети должны подобрать к каждому рассказу верное выражение. 8. Слайд №8 «Правила дружбы» (на правильное выражение дети должны говорить «правильно», на не верное выражение «не правильно». 9. Викторина. Слайд №9, №10, №11. 10. Итог классного часа. Учитель раздаёт всем детям конфеты дружбы и доброты. Просмотр содержимого документа
|
замкнутый внимательный умеют прощать ласковые не уважительный наблюдательный обидчивый искренний | Близкие люди Павлика замкнутый внимательный умеют прощать ласковые не уважительный наблюдательный обидчивый искренний |
|
внимательный наблюдательный искренний | замкнутый не уважительный обидчивый | Близкие люди Павлика умеют прощать ласковые |
Викторина «Кому из героев рассказа принадлежат слова»
«Я скоро совсем убегу из дому». (Павлику)
«Есть такое волшебное слово…» (Старику)
«Это волшебное слово». (Старику)
«Лена, дай мне одну краску, пожалуйста…» (Павлику)
.«Дай мне кусочек пирожка… пожалуйста». (Павлику)
«Возьми меня, пожалуйста». (Павлику)
Горяченького… горяченького захотел, голубчик мой! (Бабушке)
Слайд 21.
Восстановление деформированных пословиц.
Жизнь на дана дела добрые.
(Жизнь дана на добрые дела.
Добрый учит человек добру
(Добрый человек и учит добру)
Вежливости все открываются двери.
(Вежливости открываются все двери.)
Всю жизнь человек познает, что такое хорошо и что такое плохо. Люди понимают: за все, что для тебя делают хорошего, надо платить добром. Но всегда в мире добро противостоит злу, и между ними всегда идет постоянная борьба.
Подводит детей к выводу.
- Как выдумаете, от чего зависит сила волшебных слов? Обобщает ответы детей. Высказывают свое мнение. (От того как его произносят, каким тоном, искренне или нет. Нужно произносить их тихо, глядя в глаза человеку).
Подводит учащихся к выводу по уроку:
- Мы начали урок с мира природы, с описания его красоты, доброты, нашей любви к нему. И сказали, что в мире людей не все так красиво. Что же необходимо сделать нам, людям, чтобы наш мир был также красив, как мир природы, от которого зависим мы, и который так зависит от нас?
VI. Итог урока.
– Чем понравился рассказ?
– Как бы вы поступили на месте главного героя?
– Будете ли вы в своей жизни использовать “волшебные слова”?
«Параметры самооценки»
Оправдывают слова эпиграфа урока?
Популярное:
Новое
- К чему снится клещ впившийся в ногу
- Гадание на воске: значение фигур и толкование
- Тату мотыль. Татуировка мотылек. Общее значение татуировки
- Что подарить ребёнку на Новый год
- Как празднуют день святого Патрика: традиции и атрибуты День святого патрика что
- Как научиться мыслить лучше Я не умею быстро соображать
- Эти признаки помогут распознать маньяка Существует три способа достижения абсолютной власти
- Как спастись от жары в городской квартире
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?