Главная - Мышление
Все о ночном намазе. Как читать ночной намаз

хадис по данной теме

«Ангел Джабраил (Гавриил) пришел [однажды] к Пророку и воскликнул: «Встань же и соверши молитву!» Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) совершил ее, когда солнце миновало зенит. Затем ангел пришел к нему в послеполуденное время и вновь воззвал: «Встань и соверши молитву!» Посланник Всевышнего совершил очередную молитву, когда тень предмета стала равна ему. Потом Джабраил (Гавриил) явился вечером, повторив свой призыв к молитве. Пророк совершил молитву сразу после захода солнца. Ангел пришел и поздним вечером, в очередной раз побуждая: «Встань и соверши молитву!» Пророк совершил ее, как только исчезла вечерняя заря. Затем ангел Божий пришел с тем же напоминанием на заре, и Пророк помолился с появлением рассвета.

На следующий день в полуденное время ангел опять пришел, и Пророк помолился, когда тень предмета стала равна ему. Затем он явился в послеполуденное время, и пророк Мухаммад помолился, когда тень предмета была в две его длины. Вечером ангел пришел в то же самое время, как и днем ранее. Ангел явился и по истечении половины (или первой трети) ночи и совершил ночную молитву. В заключительный раз он пришел на рассвете, когда уже значительно рассвело (незадолго до восхода солнца), побудив Пророка совершить утреннюю молитву.

После чего ангел Джабраил (Гавриил) произнес: «Между этими двумя (временными границами) – время [совершения обязательных молитв]» .

Во всех этих молитвах-намазах имамом для пророка Мухаммада был ангел Джабраил (Гавриил), приходивший для того, чтобы научить Пророка молитвам. Первая полуденная молитва и все последующие были совершены после ночи Вознесения (аль-Ми‘радж), во время которой и стало обязательным по воле Творца совершение пяти ежедневных молитв .

В богословских трудах и сводах, где приводится данный хадис, подчеркивается, что, наряду с другими достоверными повествованиями, он имеет самую высокую степень достоверности. Таковым было мнение и имама аль-Бухари .

Временные границы молитв

Мнение мусульманских ученых едино в том, что основное предпочтение во времени совершения пяти обязательных молитв отдано началу временного промежутка каждой из них . Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Наилучшим из дел является выполнение молитвы (намаза) в начале времени ее» . Однако важно знать, что молитва считается своевременно выполненной до самых последних минут ее временного промежутка .

1. Утренняя молитва (Фаджр) – от момента появления рассвета до начала восхода солнца.

Наступление времени молитвы. При определении начала времени утренней молитвы очень важно принять во внимание ценное назидание, содержащееся в пророческом Предании: «Следует различать две разновидности рассвета: рассвет истинный, запрещающий принятие пищи [во время поста] и разрешающий совершение молитвы [с которым наступает время утренней молитвы]; и рассвет ложный, во время которого разрешен прием пищи [в дни поста] и запрещена утренняя молитва [ибо время молитвы еще не настало]», – говорил пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) .

В этих словах Пророка речь идет о природных явлениях, связанных с таинством смены дня и ночи – «истинном» и «ложном» рассветах. «Ложный» рассвет, появляющийся в виде вертикальной полосы света, устремленной вверх по небу, но за которым вновь следует мрак, наступает незадолго до настоящего рассвета, когда утреннее зарево равномерно расстилается по горизонту. Правильное определение времени рассвета чрезвычайно важно для соблюдения установленных шариатом поста, утренней и ночной молитв.

Окончание времени молитвы наступает с началом восхода солнца. В достоверном хадисе сказано: «Время [выполнения] утренней молитвы (Фаджр) продолжается до того, пока не взойдет солнце» . С восходом солнца время именно своевременного (ада’) выполнения утренней молитвы завершается, и если она не была совершена в данном промежутке, тогда она становится уже долговой (када’, каза-намазэ). Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто успеет совершить один ракяат утренней молитвы до начала восхода солнца, тот настиг ее» .

Богословы утверждают: этот и другие достоверные хадисы по данной теме свидетельствуют о том, что, если человек успеет совершить один ракяат со всеми его составляющими , включая земной поклон, он завершает молитву в обычном порядке, несмотря на наступление восхода или захода солнца. Из контекста хадисов следует – в этом случае намаз засчитывается как выполненный вовремя. Такого мнения придерживаются все мусульманские ученые, так как текст хадиса ясен и достоверен .

В своей книге «Гыйбадате исламия», написанной в начале прошлого века, известный татарский ученый и богослов Ахмадхади Максуди (1868–1941), касаясь данного вопроса, пишет, что «утренняя молитва нарушается, если во время ее совершения начнет восходить солнце» . Данные слова необходимо понимать в контексте вышеприведенного хадиса и его богословского толкования: восход солнца во время утренней молитвы нарушает ее только в том случае, если молящийся не успел завершить (или начать совершать) ее первый ракяат.

В заключение заметим, что такой подробный анализ данного вопроса вовсе не свидетельствует о дозволенности оставлять молитву на столь позднее время.

Предпочтения . Крайне нежелательно оставлять утреннюю молитву на конец временного промежутка, совершая непосредственно перед восходом солнца.

2. Полуденная молитва (Зухр) – с момента, когда солнце минует зенит, и до того, как тень предмета станет длиннее его самого .

Наступление времени молитвы . Как только солнце минует зенит, точку самого высокого для данной местности своего расположения на небе.

Окончание времени молитвы наступает, как только тень предмета станет длиннее его самого. Необходимо учесть, что тень, которая была в момент нахождения солнца в зените, не принимается в расчёт.

Предпочтения . От начала ее временного промежутка и до того, «пока не наступит время послеполуденной» .

3. Послеполуденная молитва (‘Аср) – начинается с момента, когда тень предмета станет длиннее его самого. Необходимо учесть, что тень, которая была в момент нахождения солнца в зените, не принимается в расчёт. Заканчивается время данной молитвы с закатом солнца .

Наступление времени молитвы. С завершением временного промежутка полуденной (Зухр) наступает время послеполуденной молитвы (‘Аср).

Окончание времени молитвы наступает с заходом солнца. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Кто успеет совершить один ракяат послеполуденной молитвы до начала захода солнца, тот настиг послеполуденную молитву» .

Предпочтения. Желательно совершить ее до того, как солнце «начнет желтеть» и терять свою яркость .

Оставлять данную молитву напоследок, когда солнце близится к горизонту и уже краснеет, крайне нежелательно. Посланник Всевышнего (да благословит его Аллах и приветствует) о послеполуденной молитве, оставленной на самый конец ее времени, сказал: «Это – молитва лицемера [в тех случаях, когда нет весомых причин для столь значительной задержки] . Он сидит и ждет, пока солнце опустится меж рогами Сатаны. После чего он встает и начинает ускоренно совершать четыре ракяата, не упоминая Господа, кроме как незначительно» .

4. Вечерняя молитва (Магриб) – начинается сразу после захода солнца и заканчивается с исчезновением вечерней зари.

Наступление времени молитвы. Сразу после захода солнца, когда диск солнца полностью уйдет за горизонт.

Окончание времени молитвы наступает «с исчезновением вечерней зари» .

Предпочтения . Временной промежуток данной молитвы, по сравнению с другими, наиболее короткий. Поэтому следует быть особенно внимательным к своевременности ее выполнения. Хадис, повествующий подробно о приходе ангела Джабраила (Гавриила) на протяжении двух дней, дает возможность ясно понять, что предпочтение в данной молитве отдано самому началу ее временного промежутка .

Пророк Мухаммад говорил: «Не покинет моих последователей благо и благополучие до тех пор, пока не начнут они оставлять вечернюю молитву до момента появления звезд» .

5. Ночная молитва (‘Иша’). Время ее совершения приходится на период после исчезновения вечерней зари (по окончании времени вечерней молитвы) и до начала рассвета (до начала утренней молитвы).

Наступление времени молитвы – с исчезновением вечернего зарева.

Окончание времени молитвы – с появлением признаков утреннего рассвета.

Предпочтения . Желательно совершить данную молитву «до истечения первой половины ночи» , в первую треть или половину ночи .

В одном из хадисов упоминается: «Совершайте ее (молитву ‘Иша’) в промежутке между исчезновением зарева и истечением трети ночи». Было несколько случаев, когда пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) совершал пятую молитву со значительной задержкой.

Некоторые хадисы, указывающие на желательность этого:

– «пророк [порой] оставлял пятую молитву на более позднее время» ;

– «пятую молитву совершали во временном промежутке между исчезновением зари и истечением трети ночи» ;

– «пророк Мухаммад порой совершал пятую молитву в начале ее времени, а иногда – откладывал. Если он видел, что люди уже собрались на молитву, то совершал ее сразу. Когда же люди задерживались, он откладывал ее на более позднее время» .

Имам ан-Навави говорил: «Все упоминания об откладывании пятой молитвы подразумевают только первую треть или половину ночи. Никто из ученых не указывал на желательность оставления пятой обязательной молитвы на более позднее время, чем половина ночи» .

Некоторые ученые высказывали мнение о желательности (мустахаб) совершения пятой молитвы немного позднее начала ее времени . Если вы спросите: «А что лучше: совершить ее сразу по наступлении времени или позднее?», то по этому поводу имеется два основных мнения:

1. Лучше совершать немного позднее. Утверждавшие это аргументировали свое мнение несколькими хадисами, где упоминается о том, что Пророк несколько раз совершал пятую молитву значительно позднее начала ее времени. Некоторые сподвижники дожидались его и затем совершали молитву вместе с Пророком. В некоторых хадисах подчеркивается желательность этого;

2. Лучше, если есть такая возможность, совершать молитву в начале ее времени, так как основным правилом, которого придерживался посланник Всевышнего, было совершение обязательных молитв в начале их временных промежутков. Те же случаи, когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) совершал молитвы позднее, были лишь указанием на то, что это возможно .

В общем-то, хадисы о желательности более позднего совершения пятой молитвы есть, но в них говорится о первой трети ночи и половине ее, то есть беспричинное оставление совершения пятой молитвы на более позднее время становится уже нежелательным (макрух).

Общий временной промежуток пятой обязательной молитвы начинается с исчезновением вечерней зари и завершается появлением рассвета, то есть началом утренней молитвы Фаджр, о чем упоминается в хадисах . Предпочтительно совершать молитву ‘Иша’ с наступлением ее времени, а также в первую треть ночи или до завершения половины ночи.

В мечетях имамы должны все делать по расписанию, с некоторым возможным ожиданием опаздывающих. Что же касается частных ситуаций, то верующий поступает в соответствии с обстоятельствами и с учетом приведенных выше хадисов и пояснений.

Время, запретное для совершения молитвы

В Сунне пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) оговаривается несколько временных промежутков, в течение которых совершение молитв запрещено.

‘Укба ибн ‘Амир сказал: «Пророк запретил совершение молитв и погребение умерших в следующих случаях:

– во время восхода солнца и до того, пока оно не поднимется (на высоту одного копья или двух) ;

– в то время, когда солнце находится в зените;

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не совершается молитва после утренней молитвы и до восхода солнца, а также за послеполуденной молитвой до исчезновения солнца за горизонтом» .

Также в Сунне имеются повествования о нежелательности сна, когда время приближается к заходу солнца и во время восхода солнца. Однако это не должно дезориентировать человека в регулировании своих биоритмов с учетом разных факторов жизни. Каноническая нежелательность аннулируется при наличии объективной необходимости, а тем более – вынужденности.

Трудности с определением времени намаза

Что касается ритуальной практики в северных широтах, где бывает полярная ночь, то время молитв в такой местности устанавливается по расписанию молитв ближайшего города или области, где есть разделительная черта между днем и ночью, или – по мекканскому расписанию молитв .

В затруднительных случаях (нет данных о текущем времени; сложные метеоусловия, отсутствие солнца), когда нет возможности точного определения времени молитв, они совершаются примерно, ориентировочно. При этом желательным является совершение с некоторой задержкой полуденной (Зухр) и вечерней (Магриб) молитв, а вслед – безотлагательное совершение послеполуденной (‘Аср) и ночной (‘Иша’) молитв. Тем самым происходит своеобразное сближение-объединение второй с третьей и четвертой с пятой молитвами, что допускается в исключительных ситуациях .

Произошло это в день после исторически важной и примечательной ночи Вознесения (аль-Ми‘радж).

Хадис от Джабира ибн ‘Абдуллы; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи, ан-Насаи, ад-Дара Кутни, аль-Байхакы и др. См., например: Аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани [Господне открытие (помощь) для упорядочения свода хадисов Ахмада ибн Ханбаля аш-Шайбани]. В 12 т., 24 ч. Бейрут: Ихья ат-турас аль-‘араби, [б. г.]. Т. 1. Ч. 2. С. 241, хадис № 90, «хасан, сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 68, хадис № 150, «хасан, сахих»; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хаббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1997. Т. 4. С. 335, хадис № 1472, «хасан, сахих», «сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 1. С. 322, хадис № 418.

Подробнее см., например: Аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 1. Ч. 2. С. 239, хадис № 88 (от Ибн ‘Аббаса), «хасан», по мнению некоторых – «сахих»; там же хадис № 89 (от Абу Са‘ида аль-Худри); аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1992. Т. 2. С. 516–521, хадисы № 581–583.

См., например: Аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. Т. 2. С. 522, хадис № 584; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 1. С. 324.

См., например: Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 68; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 1. Ч. 2. С. 241; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 4. С. 337; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 1. С. 322; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 1. С. 663.

См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 673; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж [Обогащающий нуждающегося]. В 6 т. Египет: аль-Мактаба ат-тавфикыйя [б. г.]. Т. 1. С. 256.

Хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. ат-Тирмизи и аль-Хакима. В сводах хадисов имамов аль-Бухари и Муслима вместо «в начале времени ее» сказано «вовремя». См., например: Аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 4. С. 338, 339, хадисы № 1474, 1475, оба «сахих»; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘атун мухаккака, мухарраджа). Т. 1. С. 265, хадис № 158; аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим. Т. 1. С. 75, раздел «Вера» (китаб аль-иман), хадис № 59.

Подробнее по теме см., например: Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар. Т. 1. С. 38–40; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 1. С. 247–254; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 69–75, хадисы № 151–173.

Подробнее см., например: Аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 1. С. 257.

Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. Ибн Хузэймы и аль-Хакима, по утверждению которых хадис достоверен, «сахих». См., например: Ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘атун мухаккака, мухарраджа) [Пути мира (издание перепроверенное, с уточнением достоверности хадисов)]. В 4 т. Бейрут: аль-Фикр, 1998. Т. 1. С. 263, 264, хадис № 156/19.

См. хадис от ‘Абдуллы ибн ‘Амра; св. х. Ахмада, Муслима, ан-Насаи и Абу Дауда. См., например: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 3. Ч. 5. С. 109–113, хадисы № (612) 171–174; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 4. С. 337, хадис № 1473, «сахих».

Обычно в расписаниях молитв после графы «Фаджр» стоит графа «Шурук», то есть время восхода солнца, чтобы человек знал, когда завершается временной промежуток утренней молитвы (Фаджр).

Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари, Муслима, ат-Тирмизи и др. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 3. С. 71, хадис № 579; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 4. С. 350, хадис № 1484, «сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 51, хадис № 186, «сахих».

Также см., например: Ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям. Т. 1. С. 164, 165; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 510, хадис № 8365, «сахих»; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 1. С. 257.

Богословы ханафитского и ханбалитского мазхабов считают, что достаточным минимумом в данной ситуации является «такбир» в начале молитвы (такбиратуль-ихрам). Слова «кто совершит один ракяат» они истолковывают в значении «кто начнет совершать один ракяат». См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 674.

См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 3. С. 71, 72; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 517; Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. В 8 т. Бейрут: аль-Фикр, 1966. Т. 2. С. 62, 63.

Максуди А. Гыйбадате исламия [Исламская ритуальная практика]. Казань: Татарстан китап нашрияты, 1990. С. 58 (на татар. яз.).

См., например: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 3. Ч. 5. С. 124, пояснение к хадису № (622) 195.

Мнение относительно того, что время завершения полуденной молитвы (Зухр) и начала послеполуденной (‘Аср) наступает тогда, когда тень предмета станет в два раза длиннее его самого, является недостаточно верным. Среди богословов-ханафитов об этом высказался лишь Абу Ханифа и только в одном из двух своих суждений по данному вопросу. Согласованное же мнение ученых ханафитского мазхаба (мнение имамов Абу Юсуфа и Мухаммада аш-Шайбани, а также одно из мнений Абу Ханифы) полностью совпадает с мнением ученых остальных мазхабов, согласно которому время полуденной молитвы завершается, а послеполуденной начинается тогда, когда тень предмета станет длиннее его самого. См., например: Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар. Т. 1. С. 38, 39; аль-Маргынани Б. Аль-хидая [Руководство]. В 2 т., 4 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. Т. 1. Ч. 1. С. 41; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В 25 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2001. Т. 5. С. 42; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 3. С. 32, 33.

См., хадис от ‘Абдуллы ибн ‘Амра; св. х. Ахмада, Муслима, ан-Насаи и Абу Дауда. См.: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 3. Ч. 5. С. 109–113, хадисы № (612) 171–174.

Время молитвы (‘Аср) можно вычислить и математическим способом, разделив временной промежуток между началом полуденной молитвы и заходом солнца на семь частей. Четыре первые из них будут временем полуденной (Зухр), а три последние – временем послеполуденной (‘Аср) молитв. Данная форма расчета приблизительна.

Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 3. С. 71, хадис № 579.

Там же. С. 121, 122, хадис № (621) 192 и пояснение к нему.

См.: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 3. Ч. 5. С. 124; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 1. С. 329.

Хадис от Анаса; св. х. Муслима, ан-Насаи, ат-Тирмизи. См., например: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 3. Ч. 5. С. 123, хадис № (622) 195; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 1. С. 329, хадис № 426.

См. хадис от ‘Абдуллы ибн ‘Амра; св. х. Ахмада, Муслима, ан-Насаи и Абу Дауда. См.: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 3. Ч. 5. С. 109–113, хадисы № (612) 171–174.

Подробнее см., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 667, 668.

Хадис от Айюба, ‘Укбы ибн ‘Амира и аль-‘Аббаса; св. х. Ахмада, Абу Дауда, аль-Хакима и Ибн Маджа. См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 579, хадис № 9772, «сахих»; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 70, хадис № 418.

См. хадис от ‘Абдуллы ибн ‘Амра; св. х. Ахмада, Муслима, ан-Насаи и Абу Дауда. См.: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 3. Ч. 5. С. 109–113, хадисы № (612) 171–174.

См. хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи и Ибн Маджа. См.: Аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1992. Т. 2. С. 535, хадис № 611; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 47, хадис № 167, «хасан, сахих».

Хадис от Джабира ибн Самра; св. х. Ахмада, Муслима, ан-Насаи. См.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 2. С. 12, хадис № 454. Такой же хадис в св. х. аль-Бухари от Абу Барза. См.: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 187, гл. № 9, раздел № 20; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 20 т. Т 4. С. 211, 213, 214; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 15 т. Т. 2. С. 235, а также с. 239, хадис № 567.

Это составляет примерно 2,5 метра или, когда не видно самого солнца, приблизительно 20–40 минут после начала восхода. См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 519.

Св. х. имама Муслима. См., например: Ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям. Т. 1. С. 167, хадис № 151.

Хадис от Абу Са‘ида аль-Худри; св. х. аль-Бухари, Муслима, ан-Насаи и Ибн Маджа; и хадис от ‘Умара; св. х. Ахмада, Абу Дауда и Ибн Маджа. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 584, хадис № 9893, «сахих».

См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 664.

См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 673.

Вопрос :

Когда мы ложимся спать, не совершив ночной намаз, а потом встаем ночью и совершаем ночной намаз, можем ли мы сразу после этого совершить намаз тахаджуд или же после совершения ночного намаза мы должны немного поспать?

Ответ:

Здесь в первую очередь стоит разобраться во временном промежутке ночного намаза и том, можно ли ложиться спать, не совершив ночной намаз, потому что, прежде нужно знать, правильно совершать намаз, просыпаясь до этого около трех часов ночи, как было оговорено в заданном вопросе. После этого мы можем перейти к вопросу совершения намаза тахаджуд.

Когда один из сподвижников спросил Пророка (мир ему и благословение Всевышнего!) о том, какое деяние является самым лучшим, почтенный Пророк ответил: «Намаз, совершенный в свое время или в начале своего временного промежутка».

«В намазе, совершенном в начале его временного промежутка, есть довольство Аллаха, а в намазе, совершенном в конце его временного промежутка, есть прощение Аллаха».

В действительности, в целом, как становится понятным из вышеприведенных хадисов, желательно совершать каждый намаз в начале его временного промежутка. Наряду с этим, если обратить внимание на сунну Посланника Аллаха, то мы увидим, что в зависимости от времени года, климата и различных других ситуаций, совершение намаза позже может считаться более предпочтительным, чем его совершение сразу после наступления его временного промежутка. В некоторых преданиях, связанных со временем ночного намаза и тем нюансом, что мы упомянули выше, говорится следующее:

«Несомненно, Посланник Аллаха откладывал совершение ночного намаза до тех пор, пока не проходила первая треть ночи, а также не приветствовал сон до ночного намаза и разговоры после него (долгие беседы), считал все это нежелательным».

«В одну из ночей Посланник Аллаха отложил совершение ночного намаза до полуночи. Потом он подошел к нам и сказал: «Люди совершили намаз и легли спать. Вы же, ожидая времени совершения намаза, получали вознаграждение, которое воздается за совершение намаза».

«Если бы я не боялся, что это станет трудностью для моей общины, то я бы повелел откладывать совершение ночного намаза до тех пор, пока не пройдет первая треть ночи».

Ссылаясь на это, ханафиты посчитали, что откладывание совершения ночного намаза до тех пор, пока не пройдет первая треть ночи, является желательным действием, откладывание его совершения до полуночи они назвали нейтральным действием, а что касается совершения ночного намаза после полуночи, то это они назвали нежелательным действием. Часть ханафитских ученых считала это крайне нежелательным и порицаемым действием, тогда как другая часть высказывалась лишь об обычной нежелательности. Однако, стоит отметить, что эта желательность актуальна лишь для зимнего времени. Что же касается лета, то, так как летние ночи коротки, летом ночной намаз желательно совершать раньше.

К тому же, мы считаем, что стоит разобрать вопрос мудрости, заложенной в том, что откладывание совершения ночного намаза до тех пор, пока не пройдет первая треть ночи, считается желательным. Абдуллах ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах!) рассказывает: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) порицал наши беседы после ночного намаза, то есть, запрещал нам поступать так».

Как мы видим, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) не приветствовал праздные и бесполезные беседы после ночного намаза, из-за которых люди позже отходили ко сну, потому что человек, поступающий таким образом, с большой долей вероятности, мог проспать утренний намаз, а также терял возможность встать для совершения намаза тахаджуд. К тому же, человек начинает день с поклонения и должен завершать его таким же образом.

Наряду с этим, взгляды других мазхабов по этому поводу отличаются. К примеру, маликиты, опираясь на упомянутые выше общие высказывания о желательном времени совершения каждого намаза, считали, что каждый намаз лучше всего совершать в начале его временного промежутка. Согласно шафиитам, совершение намазов в начале их временного промежутка является желательным, кроме полуденного намаза, который в случае сильной жары стоит отложить до наступления прохлады. По словам же ханбалитов, все намазы, кроме ночного, предпочтительнее совершать в начале их временного промежутка.

В ответ на желание некоего человека лечь спать, а проснувшись, совершить ночной намаз, считая при этом, что он совершает этим самым и дополнительный намаз, Имам Раббани (да будет доволен им Аллах!) сказал следующее:

«Из всего этого становится понятным, что совершать ночной намаз после полуночи, желая тем самым заработать награду и за совершение дополнительного ночного намаза, очень неправильно, потому что согласно имамам ханафитского мазхаба, совершение ночного намаза после полуночи нежелательно. Из их слов ясно, что это крайняя нежелательность, близкая к полной запретности, потому что они сказали о том, что совершение ночного намаза до полуночи является нейтральным действием. Противоположностью же того, что нейтрально, является нежелательное и даже крайне нежелательное.

В шафиитском мазхабе считается, что совершение ночного намаза после полуночи недопустимо. Именно поэтому, чтобы совершить дополнительный ночной намаз, а до него успеть отдохнуть в покое, не следует откладывать совершение ночного намаза на промежуток ночи после полуночи, тем более, что такое поведение считается порицаемым. Людям, мыслящим таким образом, как было оговорено выше, советуется откладывать на промежуток ночи после полуночи лишь совершение намаза витр. Совершение намаза витр после полуночи является желательным. Таким образом, человек сможет совершить намаз витр в то время, которое является желательным для его совершения, совершить дополнительный ночной намаз, а также получить такое благо, как бодрствование во время сахура».

После того, как мы разобрали вопрос времени, когда предпочтительнее совершать ночной намаз, поговорим о том, можно ли ложиться спать, не совершив ночной намаз. Касательно этой темы стоит сказать, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) не приветствовал и считал нежелательным сон до ночного намаза, а также разговоры (долгие беседы) после него.

Большинство ученых, среди которых почтенный Умар, Ибн Аббас, Ибн Умар, Имам Малик и другие великие личности, считают, что ложиться спать, не совершив ночной намаз, нежелательно.

С другой стороны, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) откладывал совершение ночного намаза до тех пор, пока не проходила первая треть ночи, а почтенный Умар (да будет доволен им Аллах!) сообщал, что женщины и дети уже заснули. Некоторые факиихи, среди которых были почтенный Али, Абу Муса аль-Аш’ари (да будет доволен им Аллах!) и Имам А’зам, опираясь на предания о том, что Пророк не порицал тех женщин и детей, что ложились спать до совершения ночного намаза, считали, что если человек привил себе привычку ложиться спать, а через некоторое время просыпаться, или если у него есть кто-либо, кто разбудит его, то в таком случае для такого человека сон до совершения ночного намаза не считается порицаемым и нежелательным.

Некоторые ученые высказывались о том, что если человек очень сильно хочет спать или очень устал, из-за чего не сможет совершить намаз должным образом, то он может немного отдохнуть и уже после этого совершить намаз, потому что намаз является важным поклонением, которое нужно совершать с трепетом и в покое, и если человек хочет поспать для того, чтобы совершить намаз именно так, то, скорее всего, это не является нежелательным действием, но Аллаху ведомо лучше. Но и в этом случае нужно обращать внимание на то, что не следует оставлять совершение намаза на промежуток ночи после полуночи (При расчете длительности ночи следует брать за точки отсчета закат солнца и время появления утренней зари).

Закончив разбор вопросов, связанных с ночным намазом, перейдем к вопросу времени, наиболее предпочтительного для совершения намаза тахаджуд. Ниже мы приводим несколько преданий, связанных с этой темой:

«Каждую ночь, когда наступает последняя треть ночи, Великий и Могущественный Господь неведомым нам образом спускается на нижнее из небес и говорит: «Нет ли того, кто молит Меня о чем-либо, чтобы Я ответил на его мольбу? Нет ли того, кто просит Меня о чем-либо, чтобы Я дал ему (то, что он просит)? Нет ли того, кто просит у Меня прощения, чтобы Я простил его?» .

«После обязательных намазов самым ценным намазом является дополнительный ночной намаз. Если разделить ночь на две части, то последняя ее часть является наиболее предпочтительной для совершения этого намаза. Если же разделить ночь на три части, то лучшей частью для совершения этого намаза будет средняя часть ночи».

Как термин слово «тахаджуд» использовалось для обозначения ночи, проведенной в совершении намаза и поминании Аллаха. Намаз, который совершается после ночного намаза и небольшого промежутка сна или сразу после ночного намаза, обычно называют дополнительным ночным намазом («салату-л ляйль»). Намаз же, ради совершения которого человек прерывает свой ночной сон и встает, называют намазом тахаджуд. Великие личности эпохи табиинов Асвад и Алькама говорили: «Тахаджуд совершается после сна».

Благородные факихи утверждали, что намаз тахаджуд лучше совершать ближе к концу ночи. На самом деле об этом же говорят и наставления Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!) по этому вопросу. Некоторые из ученых говорили, что в поклонении нужно проводить вторую ночь, тогда как другие говорили, что совершать намаза нужно тогда, когда пройдут две трети ночи, а третья группа ученых утверждала, что если разделить ночь на шесть частей, то в поклонении лучше всего проводить четвертую и пятую часть ночи.

Если взглянуть на вопрос по-новому в свете вышеприведенных разъяснений, то мы увидим, что самым лучшим вариантом совершения намаза тахаджуд является совершение ночного намаза, сон после его совершения, а затем пробуждение тогда, когда уже пройдет первая половина ночи, и совершение намаза тахаджуд. Однако, если человек, имея уважительную причину, уснул, не совершив ночной намаз, то ему следует проснуться до того, как пройдет первая половина ночи, и совершить ночной намаз.

Если человек не собирается больше вставать после этого, то он может совершить намаз тахаджуд вслед за ночным намазом. Если человек проснулся для совершения ночного намаза тогда, когда уже прошла первая половина ночи, то он также может совершить ночной намаз (совершая его, конечно, уже в нежелательное для его совершения время), а затем намаз тахаджуд. Ученые даже говорили о том, что если человек, постоянно совершающий намаз тахаджуд, боится, что не сможет проснуться ночью, то он может совершить после ночного намаза намаза тахаджуд и лечь спать, а этот намаз, если на то будет воля Аллаха, будет засчитан, как настоящий намаз тахаджуд.

В заключение стоит сказать, что, как и в случае с другими поклонениями, намаз тахаджуд следует совершать наилучшей форме, в наиболее подходящее время, самым наилучшим образом. Нахождение и различение всего этого зависит от желания и воли самого человека.

Не всем известно, что исламское служение может проводиться в различных формах. Все зависит от того, в какое время оно совершается. Также молебен может видоизменяться в зависимости от обстоятельств. Ночной намаз у мусульман называется «иша».

Иша

Это молитва, которая состоит из четырех частей. Ее прочтение является обязательным, независимо от обстоятельств. Время ночного намаза иша приходит после того, как зайдет солнце.

Прочтение молитвы заканчивается с восходом солнца. Хотя многие неосведомленные считают, что прочтение этой молитвы можно завершать в полночь.

Иша - одна из обязательных ежедневных молитв.

Помимо основных, ночной молебен имеет вспомогательные молитвы.

Намаз ночной. Как он проходит

При прочтении данной молитвы важно соблюдать малейшие детали.

Важно понимать, как проходит сама процедура ночного намаза и сколько ракатов необходимо произносить.

Итак, читая ночную молитву, необходимо произносить четыре ракаата, так называемые сунны. После этого совершается фарда. На следующем этапе молящийся совершает еще два ракаата сунны, похожие на те, которые читаются утром.

Разница между этими ракаатами только в нийяте.

После совершается три ракаата витр. Прочтение их приходится на полуночное время.

Схемы прочтения ракаатов для мужчин и для женщин немного отличаются.

Итак, во сколько ночной намаз читается, мы разобрались, теперь попробуем более подробно рассмотреть вопрос о правилах, которых необходимо придерживаться при прочтении намаза.

Правила молитвы

Первое правило состоит в том, что молящийся должен приходить в мечеть не только с чистыми и светлыми мыслями, но и очищенным физически. Его одежда и тело должны быть полностью омыты.

Одеяние максимально прикрывает тело. Минимум, который должен закрываться у мужчин, - это тело от пупка до колен. Что же касается женщин, то они имеют право заходить в мечеть только при условии, что у них открыто лишь лицо, кисти рук и стопы. Все остальное тело должно быть спрятано под одеждой.

Следующим и, пожалуй, одним из важных правил является то, что в начале чтения молитвы необходимо поклониться в сторону Кыблы. Кыблой у мусульман считается первое священное здание на Земле, которое было построено специально для поклонения Аллаху.

Очень важно намаз ночной, как и все остальные, проводить своевременно. Его начало и окончание должно осуществляется строго по времени.

Каждый молящийся должен серьезно относиться к молитве. Его намерение должно формироваться в сердце и исходить от души.

Особенности прочтения намаза мусульманками

В первую очередь женщина, так же как и мужчина, должна подробно изучить все нюансы проведения намаза.

Также через эту молитву выражается поклонение Аллаху. Намаз - это своего рода общение человека и Всевышнего. Если женщина отказывается от намаза по каким-либо причинам, то она лишается благословения, благополучия в семье, душевного покоя.

Для того чтобы ночной намаз для женщины прошел благополучно, первое, что ей необходимо, - это запомнить, какое число намазов должно пройти. Также важно, чтобы мусульманка запомнила, из какого количества ракаатов состоит каждый намаз. Помимо этого, она должна запомнить, как правильно делать вуду и гусль, знать три основные суры и несколько дуа.

Для того, чтобы намаз для женщины прошел, как этого требует религия, она имеет право обратиться за помощью к любому родственнику мужского пола или к мужу. Ей разрешается обучаться по книгам и просматривать соответствующие видеоматериалы.

Очень важно, чтобы женщина следила за началом и окончанием своего менструального цикла. В определенный период мусульманка не имеет право заходить в мечеть. Во всех религиях во время менструации женщина считается "грязной". Ей даже запрещается посещать храмы и мечети. В подобных случаях мусульманка обязана прекратить намаз и завершить его после "таких дней". Это не будет считаться грехом. Женщина, как и мужчина, имеет право отложить прочтение намаза на какое-то время.

После окончания "критических дней" женщина должна совершить омовение. Для этого ей следует очень внимательно следить за тем моментом, когда закончится менструация. Если это произойдет как раз накануне ночного намаза, она тут же должна очиститься и отправится на прочтение молитв.

Что считается нарушением во время прочтения намаза

Во время ночного намаза запрещается разговаривать, пить, есть. Смех считается нарушением не только намаза, но и малого омовения. Поворот туловища в любую сторону от Каблы, приветствие или ответ на него даже малейшим кивком головы. Нельзя потягиваться, зевать или совершать любые другие мелкие движения. Также считается нарушением, если мусульманин во время процедуры намаза на некоторое время закроет глаза, посмотрит по сторонам или в небо.

Не разрешается кашель без причины, кроме болезненного. Категорически запрещается читать Коран с ошибками.

Мужчины и женщины в мечети должны находиться в разных частях, при этом разделенными оградой.

Класть руки на пояс, закатывать рукава, чесаться, вытирать пыль с лица, читать молитву сидя по-турецки или лицом друг к другу - все это и многое другое считается нарушением.

"Иша (ясту) намаз

"Иша намаз состоит из 4-х рака"атов фарза и 2-х рака"атов сунны.

Фарз "Иша намаза

Фарз "иша намаза совершается так же, как фарз зухр намаза. Отличается только намерение: «Намерился выполнить 4 рака"ата фарза сегодняшнего "иша намаза ради Аллаха».

Сунна "Иша намаза

Сунна "иша намаза совершается так же, как сунна фаджр, зухр намаза. Отличается только намерение: «Намерился выполнить 2 рака"ата сунны сегодняшнего "иша намаза ради Аллаха».

Витр намаз

Витр намаз состоит из 3-х рака"атов. Его совершают после "иша намаза. Витр намаз отличается от других намазов тем, что в 3-м рака"ате после чтения суры «Фатиха» и ещё одной суры из Корана, перед совершением руку"а (поясного поклона) со словами «Аллаху Акбар» руки поднимают (как во время вступительного такбира), а затем вновь складывают. После этого читают ду"а «аль-Кунут», и со словами «Аллаху Акбар» совершают руку".

Порядок совершения витр намаза

1-й рака"ат:

1. Встать в направлении к Кыбле так, чтобы расстояние между стопами было шириной в 4 пальца.

2. Намерение: «Намерился выполнить 3 рака"ата фарза сегодняшего витр намаза ради Аллаха».

3. Со словами «Аллаху Акбар», совершить вступительный такбир. Мужчины поднимают руки, направив их ладонями в сторону Кыблы – так, чтобы подушечками больших пальцев коснуться мочек ушей. Женщины поднимают руки, направив их ладонями к Кыбле с сомкнутыми пальцами так, чтобы кончики пальцев были на уровне плеч.

4. Кыям – стоять после такбира. Руки сомкнуты, смотреть желательно на место суджуда. Мужчинам следует положить правую руку поверх левой, при этом мизинцем и большим пальцем правой руки обхватить кисть левой. В таком положении руки следует держать на животе чуть ниже пупка. Женщины кладут правую руку на левую и держат их на уровне груди.

5. В положении кыям (стоя), последовательно читается: ду"а «Субханака», «А"узу-Бисмиллях», суру «Аль-Фатиха» и сура из Корана.

6. Руку" – поясной поклон. Со словами «Аллаху Акбар» совершить поясной поклон и в этом положении читать:

Мужчины во время руку"а руки с разведенными пальцами кладут на колени и держат прямыми ноги и спину; у женщин колени и спина согнуты не полностью, а пальцы собраны вместе.

7. Выпрямляясь с руку"а произносится:

«Сами"Аллаху лиман хамидах»

Полностью выпрямившись, произносится:

«Раббана лякяль хамд»

8. Суджуд – земной поклон. Сказав «Аллаху Акбар», коснуться пола сначала коленями, потом руками, потом лбом и носом; при этом голова находится между кистями рук, ноги не отрываются от земли, глаза смотрят на кончик носа. В этом положении повторить 3 раза:

«Субхана Рабби аль А"ля»

Во время суджуда у мужчин локти не касаются земли и разведены от боков. Стопы ног параллельны друг другу, пальцы направлены в сторону Кыблы. У женщин локти прижаты к бокам, ноги в том же положении, что и у мужчин.

9. Ку"уд - сидение между двумя суджудами: со словами «Аллаху Акбар» оторвать лоб от земли и сесть на колени. Руки положить на колени, взгляд направлен на бедра.

Мужчины садятся на левую ногу, при этом пальцы правой ноги, прогнувшись, направлены в сторону Кыблы; женщины садятся на левое бедро, подобрав под себя обе ноги и направив стопы в правую сторону, пальцами к Кыбле.

10. Со словами «Аллаху Акбар» совершается второй суджуд и в этом положении читается:

«Субхана Рабби аль А"ля» - 3 раза

11. Выход из суджуда. Сначала следует поднять голову, затем оторвав от земли руки, положить их на бедра и подняться с колен. Встать со словами «Аллаху Акбар» (для чтения второго рака"ата) и в положении кыяма (стоя) сложить руки на животе (мужчины) или на груди (женщины).

2 - й рака"ат:

2. Так же, как и в первом рака"ате, со словами «Аллаху Акбар» совершить поясной поклон и произнести:

«Субхана рабби аль "Азым» - 3 раза

3. Выпрямляясь произносится: «Сами"Аллаху лиман хамидах». Полностью выпрямившись проговаривается

«Раббана лякяль хамд».

4. Со словами «Аллаху Акбар», совершить саджда. В этом положении читается «Субхана Рабби аль А"ля» 3 раза.

5. Со словами «Аллаху Акбар», сесть между суджудами

6. Со словами «Аллаху Акбар», совершить второй суджуд и произнести «Субхана Рабби аль А"ля» 3 раза.

7. Сидение. Произнося «Аллаху Акбар», подняться из положения саджда и сесть на колени. Кисти рук находятся на коленях, глаза смотрят на бедра. Мужчины садятся на левую ногу, при этом пальцы правой ноги, прогнувшись, направлены в сторону Кыблы. Женщины садятся на левое бедро, подобрав под себя обе ноги и направив стопы в правую сторону, пальцами к Кыбле.

8. Сидя, читается «Ташаххуд» (это считается первым сидением).

После встать со словами «Аллаху Акбар» (для чтения третьего рака"ата).

3 - й рака"ат:

1. Стоя, последовательно читается «Бисмиллях», суру «Фатиха» и другую суру.

2. Со словами «Аллаху Акбар», руки поднимаются до уровня ушей (как во время вступительного такбира), затем руки вновь смыкаются.

3. Читается ду"а «Кунут»

4. Со словами «Аллаху Акбар» совершается поясной поклон и произносится:

«Субхана рабби аль "Азым» - 3 раза

5. Выпрямляясь, проговариваются слова: «Сами"Аллаху лиман хамидах», полностью выпрямившись произнести:

«Раббана лякяль хамд».

6. Со словами «Аллаху Акбар», совершить саджда. В этом положении читается «Субхана Рабби аль А"ля» 3 раза.

7. Со словами «Аллаху Акбар», сесть между суджудами.

8. Со словами «Аллаху Акбар», совершить второй суджуд и произнести «Субхана Рабби аль А"ля» 3 раза.

9. Последнее сидение. Произнося «Аллаху Акбар», подняться из положения саджда и сесть на колени. Кисти рук находятся на коленях, глаза смотрят на бедра. Мужчины садятся на левую ногу, при этом пальцы правой ноги, прогнувшись, направлены в сторону Кыблы. Женщины садятся на левое бедро, подобрав под себя обе ноги и направив стопы в правую сторону, пальцами к Кыбле.

11. Салям - Сначала повернуть голову направо (при этом смотреть на плечо) и произнести «Ассаляму алейкум ва рахматуЛлах».

12. Так же, повернув голову налево, произносится «Ассаляму алейкум ва рахматуЛлах».

13. Подняв руки до уровня плеч, ладонями к верху прочитать ду"а после саляма:«Аллахумма антассаляму ва минкассаляму табаракта йа заль джаляяли валь икрам». После этого протираем ладонями лицо.

Илдус хазрат Файзов, специально для сайт

Что Вы думаете об этом? Оставьте свой комментарий.

Ночной намаз - это логическое завершение дня верующего , в ходе которого он молит Аллаха о принятии соверш ённых в течение суток благих деяний и просит помощи в предстоящих делах.

В Священном Коране во многих местах можно найти слова Всевышнего о необходимости выполнения людьми молитв в течение дня. Приведём лишь один аят, но весьма красноречивый:

«Обязательно совершайте молитвы и не сторонитесь выплаты закята…» (22:78)

Пятым по счёту обязательным намазом в течение дня является иша (на арабский манер) или ясту (как обычно говорят представители тюркских народов). Многие русскоязычные мусульмане называют эту молитву ночной.

Когда можно приступать к чтению ночной молитвы?

Согласно мнению подавляющего большинства богословов всех направлений ислама, ясту-намаз можно читать с момента наступления темноты, то есть исчезновения вечернего света на горизонте, и до утра. Но в сборниках высказываний Заключительного посланника Всевышнего (с.г.в.), составленных прославленными хадисоведами аль-Бухари и ат-Тирмизи, можно найти информацию о предпочтительности совершения ночной молитвы либо в первой трети тёмного времени суток, либо до начала второй половины ночи.

Структура молитвы иша

Формально ночной намаз состоит из четырёх ракагатов (ракаатов) фарда и двух - суннат. Также многие мусульмане практикуют чтение молитвы витр, которая находится в ранге ваджиб (обязательной, но отрицание её обязательности не приводит к выходу из ислама, однако составляет большой грех), сразу после двух ракагатов суннат. Кроме того, в ранге сунны, но не усиленной (муаккада), находятся 4 ракагата суннат перед фардом. Мы не будем подробно останавливаться на описании этих дополнительных ракагатов суннат и сразу приступим к фарду (пример которого вы можете посмотреть на видео).

Примечание: описываемые далее положения рук и ног, туловища человека представлены для мужчин. Для женщин они имеют некоторые .

4 ракагата фарда ясту-намаза

Ракагат №1

Ният (намерение). Любое дело оценивается, помимо результативности и пользы, по намерению, которое вкладывал в него человек. Именно поэтому важно, чтобы непосредственно перед намазом верующий мысленно подготовился к поклонению своему Создателю. Скорее всего, именно с этим связано то, что нет какой-то одной формулы нията. Готовый к молитве и очистившийся при помощи омовения мусульманин должен в сердце иметь стойкое желание в данную минуту и в этом месте совершить религиозный обряд как мысленно, так и своим телом. Иначе повторение из раза в раз зазубренной формулы может поменять искреннее стремление к довольству Аллаха, по сути, бессмысленным автоматизмом.

То есть верующий становится по направлению к Каабе, мысленно готовится к поклонению, проговаривая на любом языке про себя: «О, Аллах, имею намерение прочитать 4 ракаата фарда молитвы иша».

Такбир-тахрим. Вслед за ниятом произносится такбир-тахрим «Аллаху Акбар» («Аллах Велик»), поднимая руки до уровня головы и дотрагиваясь большими пальцами до мочек уха (такое прикосновение характерно только для представителей ханафитского и маликитского мазхабов, в отличие от шафиитского и ханбалитского). Именно с этого момента дан старт ритуалу поклонения, и молящийся уже не может совершать посторонних движений.

Кыям (стояние). Во время кыяма взгляд верующего направлен в точку, которой предположительно коснётся его лоб в момент земного поклона. Правая рука поставлена на левую, обхватывая её большим пальцем и мизинцем. При этом руки расположены ниже пупка (у ханафитов), или выше пупка до груди (шафииты), или же вовсе опущены (маликиты). Ханбалиты сами решают, как именно будут держать руки в кыяме.

В стоячем положении верующий читает дуа «Сана»:

«Субханяка Аллахумма уа бихамдикя, уа табаракасмукя, уа та’аля джаддука, уа ля Иляха гайрук»

Смысловой перевод: «Хвала Всевышнему Аллаху! Твоё имя - самое великое. Никто не равен Тебе. Никто не достоин поклонения, кроме Тебя».

Такой вариант дуа «Сана» свойственен представителям ханафитского, маликитского и ханбалитского мазхабов. Шафииты используют другую версию этой мольбы-дуа:

«Уаджахту ваджхия лиллязи фатарас-самавати уаль-ард, ханифям муслима, уа ма ана миналь-мушрикин, иннас-саляти уа нусуки, уа махья, уа мамаати лилЛяхи Раббиль-‘алямин, ля шарикя лях, уа би зяликя умирту уа ана минал-муслимин»

Смысловой перевод: «Направляю своё лицо к Тому, Кто создал небеса и землю. Я поклоняюсь только Аллаху, поистине, моя вера, молитвы, жизнь и смерть - все это под властью Аллаха, Который Один и не имеет никакого сотоварища. Я совершаю то, что мне приказано, я, поистине, из числа мусульман».

Теперь молящийся проговаривает слова: «А’узу билЛяхи минашшайтанир-ражим, бисмилЛяхи-р-Рахмянир-Рахим» («Прибегаю к Всевышнему Творцу от дьявола, достойного побития камнями. Именем Аллаха, Милостивого и Милосердного [даю старт делу]») . Далее нужно прочитать , вслед за которой следует дополнительная сура. Ей может быть абсолютно любая, но обычно выбор падает на какую-то короткую суру либо на три последующих друг за другом аята. В качестве примера короткого коранического стиха можем предложить . Священные аяты читаются вслух, если человек выполняет намаз один. Если речь идёт о коллективной молитве, то имам громко произносит суры и аяты в рамках первого и второго ракаатов фардовой части.

Руку’ (или рукугъ - поясной поклон). В концовке начального кыяма произносится такбир, человек опускает руки и ладонями упирается в коленные чашечки, его тело при этом прогибается под 90 градусов (так что сбоку напоминает букву «Г»). Руки при этом опираются на коленные чашечки, взгляд направлен на стопы. В этой позе три раза следует повторить про себя слова: «Субханя Раббиал-‘Азыйм» («Пречистый [от всего плохого] наш Великий Господин»). Выход из поясного поклона производится с фразой (вслух): «Сами’аЛлаху лимян Хямидя» («Аллах слышит тех, кто Его прославляет») . После выпрямления тела руки опущены по швам. В этот момент про себя проговаривается: «Раббаня ляКаль-хамд» («О Господь! Тебе все хвалебные слова»). Далее молящийся говорит такбир и совершает земной поклон.

Суджуд (саджда или земной поклон). При переходе в положение суджуда мусульманин поначалу опускает на пол колени, а за ними уже руки и голову. Ладони должны быть поставлены на линии головы (ханафиты). Шафииты располагают их ближе к плечам. Молящемуся необходимо прикасаться к коврику для намаза или иной поверхности носом и лбом одновременно. Глаза закрывать нельзя. Ханбалиты в первую очередь опускают на пол ладони, а за ними - колени и голову.

Находясь в суджуде, трижды произносится: «Субханя Рабби аль-А’ля» («Пречистый Мой Величайший Господин»). Потом человек выходит на несколько секунд из склонённого положения, сказав такбир и расположившись сидя (эта поза по-арабски именуется как ку’уд). Молящийся садится на левую ногу, в то время как правая согнута таким образом, что пальцы ступни смотрят в сторону кыйблы. Кисти рук расположены на бёдрах. Далее вновь проговаривается такбир и наступает пора для ещё одного суджуда, в рамках которого повторяется фраза «Субханя Рабби аль-А’ля». Выход из земного поклона знаменует такбир. Так завершается первый ракаат. Мусульманин занимает стоячую позицию (кыям).

Ракагат №2

Встав в полный рост, верующий громко рецитирует суру «Фатиха» и другую суру Заключительного Божьего откровения (например, ). Далее идут поясной и земной поклоны - так же, как в предыдущем ракаате.

Далее наступает такой элемент молитвы, как ку’уд. Арабское слово буквально переводится как «сидение». Фактически мусульманин садится так, как сидел между двумя земными поклонами. Так он приступает к чтению дуа «Ташаххуд»:

«Аттахияту лилЛяхи уас-салавату уаттаиибат. Ассаляму ‘аляйка, айюханнабию, уа рахматулЛахи уабарякятух. Ассаляму ‘аляйнэ уа ‘алээ ‘ыйбадилляхи-с-салихин. Ашхаду ал-ляя-иляха илля-Ллаху, уа ашхаду ан-на Мухаммадан гябдуху уа Расулюху»

Смысловой перевод: « Приветствие, молитвы и хвала Тебе, о, Аллах! Мир тебе, наш Пророк, милость тебе от Аллаха и Его благословение. Приношу свидетельство, что нет никого божества, кроме Всевышнего Аллаха. Приношу свидетельство, что Мухаммад - Его раб и посланник».

Обычно, когда проговаривается формула шахады («Ашхаду ал-ляя-иляха илля-Ллаху»), читающий намаз жестикулирует правым указательным пальцем - т.е. приподнимает влоть до фразы «уа ашхаду ан-на Мухаммадан гябдуху уа Расулюху». По окончании «Ташаххуда» молящийся поднимается на 3-й ракагат.

Ракагат №3

Эта часть фард-намаза совершается так же, как и первая. Отличия лишь в том, что здесь нет дуа «Сана», и дополнительных аятов Корана после «Фатихи». К слову, эта сура в третьем и последующем ракагате читается уже про себя. После неё сразу же делается рукугъ и саджда, а затем следует 4-й ракагат.

Ракагат №4

В кыяме заключительного ракагата фарда ночной молитвы читается про себя первая сура Корана, после которой молящийся сразу идёт в поясной и земной поклоны. Как и во втором ракагате, в сидячей позиции (ку‘уд) мусульманин проговаривает про себя «Ташаххуд». Потом - дуа «Салавата»:

«Аллахумма салли ‘аля Мухаммадин уа ‘аля Али Мухаммад. Кяма салята ‘аля Ибрахима уа ‘аля Али Ибрахима. Иннякя хамиидун-маджиидъ. Аллахумма барик ‘ аля Мухаммадин уа ‘аля Али Мухаммадъ. Кяма баракта ‘аля Ибрахима уа ‘аля али Ибрахима, инняка хамиидун маджиидъ»

Смысловой перевод: «О Всевышний! Благослови Мухаммада и его семью, как Ты ранее благословил Ибрахима и его семью. Воистину, Ты Хвалимый. О Всевышний! Пошли благословения Мухаммаду его семье, как Ты благословил Ибрахима и его род. Поистине, Ты Хвалимый и Достойный славы».

Следующий шаг - чтение отрывка из коранической суры «Корова»:

«Раббана, атиня фиддунья хасанатау уа фил ахирати хасанатау уа кыня газабаннар» (2:201)

Смысловой перевод: «О Господин наш! Подарим нам в этом мире и вечности добро! Защити нас от Огня Ада и его тягот».

Всё вышеперечисленное в рамках ку’уда (сидения) мусульманин читает не громко, а про себя. Однако следующий шаг - приветствие в обе стороны (при котором взгляд направляется, соответственно, на правое и левое плечо) - он совершает, ясно проговаривая: «Ас-саляму ‘аляйкум ва рахматуллах» («Приветствие вам и милость Аллаха»). Мусульманские учёные отмечают, что в ходе такого приветствия человек обращается к ангелам, записывающим дела, а также другим правоверным из числа людей и джиннов.

В конце намаза молящийся три раза проговаривает «Астагъфируллахи» («Аллах, прости меня») и делает дуа с такими словами:

«Аллахумма антас-саляму уаминкя-с-салям. Табаракта я зял-джаляли вал-икраам. Амин»

Смысловой перевод: «О Всевышний Господин! Ты - вселенная, и Ты - её источник. Молим Тебя о Твоём благословении. Аминь». Приветствие обычно произносится в фардовой части молитвы вслух, но дуа проговаривается про себя. И во время последней мольбы верующий возвышает свои ладони на уровень плеч, груди или лица. После завершения этого дуа он протирает лицо ладонями.

Итак, мы разобрали пошагово порядок совершения фарда намаза ‘иша в деталях. Переходим к следующему этапу.

2 ракагата суннат

Порядок чтения этой части ежедневной молитвы ясту, в целом, похож на тот, что был описан нами в контексте фардовой части. Естественно, слова намерения видоизменяются. Кроме того, такбиры, приветствия, суры - словом, все элементы намаза произносятся про себя. За суджудом 2-го ракагата верующий садится в ку’уд, где читает «Ташаххуд», «Салават», аят «Раббаня…» из суры «Корова». Далее в обе стороны совершается приветствие и читается заключительная мольба-дуа.

3 ракагата намаза-витр

Порядок этой молитвы не сильно отличается от описанного выше. Однако в заключительном - третьем - ракагате есть несколько важных нюансов.

Так, вся молитва витр обычно читается про себя и отдельно (не с джамаатом), даже в мечети. Но во время Рамазана мусульмане, собравшиеся в мечети, совершают её коллективно. Если же в месяц поста верующий во время ясту-намаза остался дома, то в ходе витра он тоже проговаривает соответствующие элементы вслух.

Ещё одна особенность: после «Фатихи» и дополнительной суры в 3-м ракагате (желательной здесь считается ) следует произнести дуа «Кунут» :

«Аллахумма, ин-ня нястя’ыйнукя вя нястягъфируКя вя нугъмину бикя вя натавяккялю ‘аляйКя вя нузни ‘аляйкаль-хайра кулля. НашкуруКя вя ля накфуруКя вя нахнагу ляКя вя нахлягу вя натруку май йакфурук. Аллахуммя! Йакя на’буду вя лякя нуссалли вя нас-джуду вя иляйкя нас"а вя нахфид. Нарджу ряхмятякя вя нах-афву ‘азабякяль-джид. Иння ‘азябяка биль-кяфирииня мухликъ!»

Смысловой перевод: « О, Аллах! Поистине, мы умоляем о помощи и прощении с Твоей стороны, уверовали в Тебя и хвалим за всё то добро, которое мы получили от Тебя. Мы несказанно благодарны Тебе, мы не являемся неблагодарными Тебе, подчинены Твоему приказу и преданы Тебе. Мы не те, кто посмел отвергнуть веру в Тебя. О, Аллах! Только Ты достоин поклонения, что мы делаем только в отношении Тебя, к Тебе обращены наши молитвы и просьбы, перед Тобой мы находимся на коленях. Мы трудимся, прилагаем усилия, чтобы добиться Твоего благословения. Мы полагаемся только на Твою милость. Нам страшно от Твоей жестокой кары! Без сомнений, Твоё наказание настигнет всех неверующих! »

Это лишь краткое описание намаза витр. Более подробно о порядке её совершения с позиции различных мазхабов можно узнать на нашем сайте.

4 ракагата суннат

Ещё раз напомним, что эта часть ночного намаза ’иша, не считается усиленной сунной, в отличие от описанных выше 2 ракаатов, и читается в самом начале - перед фардом.

В целом, порядок выполнения четырёх ракагатов суннат идентичен вышеописанному. Однако в каждом из них после «Аль-Фатихи» читаются дополнительные короткие суры либо идущие подряд аяты (не менее трёх). Все элементы суннат-намазов произносятся про себя.



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Доступно в форматах: EPUB | PDF | FB2 Страниц: 352 Год издания: 2009 Дважды Герой Советского Союза В.С.Архипов прошел путь от красноармейца...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS