Разделы сайта
Выбор редакции:
- Гадание в новый год для привлечения денег Как правильно гадать на новый год
- К чему снится клещ впившийся в ногу
- Гадание на воске: значение фигур и толкование
- Тату мотыль. Татуировка мотылек. Общее значение татуировки
- Что подарить ребёнку на Новый год
- Как празднуют день святого Патрика: традиции и атрибуты День святого патрика что
- Как научиться мыслить лучше Я не умею быстро соображать
- Эти признаки помогут распознать маньяка Существует три способа достижения абсолютной власти
- Как спастись от жары в городской квартире
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?
Реклама
Вышний волочек музей стекла. Стекольный завод «Красный май |
(Это моя первая запись, поэтому прошу не судить строго.) Придя туда я узнал, что в музей можно попасть с 9 до 14 часов в любой день, кроме субботы и воскресенья. Так-как было уже поздно, то перенес поход на другой день. Оказывается такими могут быть керосиновые лампы: И вообще меня поразило разнообразие форм и цвета, и всё это стекло в умелых руках мастеров. Вот еще несколько интересных экспонатов: Олимпийский мишка на графине))) Букет из зеленого стекла: Необычные тыквы))) Ходатайство Тверскому губернатору о строительстве завода: К сожалению фотографии были без подписей... как и все экспонаты в музее. Вот в таком виде находятся старинные документы и фотографии (приклеенные к стенду, а стенд убран за экспонаты к стене): Макет печи для переплавки песка в стекло: Вдоволь поснимав, я решил более не задерживать Светлану. Вместе мы вышли к проходной, где она сказала, что так торопилась, что забыла взять плату за посещение. Я сначала насторожился, но когда мне озвучили сумму в 30 рублей, я расслабился, ведь сделать кучу интересных фотографий стОит определенно дороже. На этом мой поход в музей закончился. Сетую, что забыл сфотографировать саму надпись на здании "Музей завода". А вот что удалось узнать о перспективах музея: Новые Питерские хозяева завода пытались вывезти коллекцию в Санкт-Петербург. И видимо хотели "толкнуть" экспонаты с аукциона, но пока возмущенный народ и местная пресса помешала. Подробности в Сразу за Вышним Волочком в эпоху брежневского застоя прямо на обочине дороги можно было купить всевозможные рюмки, вазочки и бокалы, которых во времена всеобщего дефицита было не сыскать в обычном магазине. Всем этим добром торговали из-под полы работники стекольного завода «Красный май», расположенного в двух километрах слева от трассы на берегу реки Шлины. Крупнейший когда-то завод был основан в 1859 году титулярным советником Самариным. Правда, тогда это был обычный химзавод, выпускающий ламповое масло, купорос, нашатырный спирт и водку. Средств на развитие производства у Самарина не хватало и, тогда он продал производство вышневолоцкому купцу второй гильдии Александру Васильевичу Болотину. Он-то и построил тут первую стекольную печь и переманил к себе известного мастера Василия Векшина, знавшего секрет составления шихты для варки цветных стекол. Став таким образом обладателем, как сейчас сказали бы, инсайдерской информации, Болотин начал выпускать весьма изящные вещицы – светильники, вазочки, графины. На художественно-промышленных выставках в Москве и Нижнем Новгороде они не раз получали золотые и серебряные медали. В обеих столицах Болотин открыл свои фирменные магазины, а часть продукции экспортировал на Восток – в Персию и Османскую империю. В 1920 году завод национализировали и переименовали в «Красный май». Перед войной он, в основном, выпускал промышленное стекло: светофорные линзы, аккумуляторные сосуды, ламповое стекло. Летом 1945 года на завод пришел государственный заказ на изготовление специального трехслойного рубинового стекла для кремлевских звезд. Прежние, из донецкого стекла, установленные в 37-м году, требовали замены. Результат работы красномайских мастеров теперь может видеть каждый. На изготовление только одной кремлевской звезды им потребовалось 32 т высококачественного люберецкого песка, 3 т цинковых муфельных белил, 16 т кальцинированной соды, 1,5 т борной кислоты и 1,5 т калиевой селитры. С конца 50-х годов «Красный май» был единственным в мире заводом, где варили уникальное сульфамидное стекло. С помощью всевозможных добавок оно могло принимать до 18 цветовых оттенков – от светло-желтого до почти черного. При этом цвет стекла изменялся в зависимости от температуры и времени обработки. Продукция завода была по-настоящему уникальной. Экспортировали ее в Европу и Америку, где изделия из сульфамидного стекла называли «русским чудом». Теперь все эти стеклянные вещицы можно увидеть только в музее завода или в антикварных магазинах. Стоят они дорого, потому что завод «Красный май» закрыт, оборудование продано, корпуса стоят пустыми. Два-три мастера, говорят, еще остались. Одно из мест, которое, приехав в Вышний Волочёк, нужно обязательно посетить, это музей стекла завода «Красный май». Того самого завода, чьи изделия были известны далеко за пределами нашей страны и где изготовлены рубиновые звёзды, и по сей день украшающие пять башен Московского Кремля. О заводском музее я уже писал около двух лет назад в заметке «Красный май: от рубина до руин» . Музей тогда размещался в ветхом, неотапливаемом, с протекающей кровлей здании на территории завода, корпуса которого к тому времени уже больше десяти лет лежали в руинах . Ещё немного - и, казалось, исчезнет навсегда вслед за стекловаренными печами уникальная коллекция. К счастью, этого не случилось. В августе нынешнего года обновлённый музей открылся по адресу: улица М. Магомаева (бывшая Вагжанова), 17. У здания, где он находится, как и самого музея, тоже непростая история. Его начали строить ещё в 80-х годах прошлого века под новую АТС (автоматическую телефонную станцию), но затем бросили - в эпоху перемен было не до развития телекоммуникаций. Больше 20 лет бетонная коробка пустовала, используясь в качестве, извиняюсь, отхожего места для продавцов располагавшегося рядом мини-рынка. Так продолжалось до тех пор, пока участок, на котором стоял долгострой, не был выкуплен. Здание довели до ума, на первом этаже разместился супермаркет «Пятёрочка», а на втором - музей стекла. Музей не государственный, это частная коллекция собственника строения Владимира Колошвы. Здание, где располагается музей
Декоративный набор "Большой праздник"
«Красный май». Когда слышишь два этих слова, первое, что вспоминается, это пять рубиновых звёзд на Спасской, Никольской, Боровицкой, Троицкой и Водовзводной башнях главного кремля России. На одном из стендов музея можно увидеть фрагмент того самого четырёхслойного стекла, из которого сделаны навершия кремлёвских башен. Жаль - нельзя взять в руки, чтобы определить его массу. Звезды с размахом лучей от 3 до 3.75 метров весят около тонны каждая, поэтому и интересно, насколько тяжёлым окажется треугольный кусок площадью примерно 20-25 квадратных сантиметров. Справа - фрагменты четырёхслойного стекла для кремлёвских звёзд
Всего в зале представлено более четырёх тысяч экспонатов - гораздо больше, чем было в старом здании. Первое, что встречает посетителей, это то, без чего не было бы ни звёзд, ни даже простого гранёного стакана - стекловаренная печь. Точнее, её макет и рабочие инструменты стеклодува. Музейный экскурсовод может подробно рассказать о принципе работы печи, о том, при какой температуре происходит выплавка стеклянной массы. Ознакомившись с этим, перейдём непосредственно к просмотру экспозиции. Вазы для салфеток
В любом музее экспонаты расположены, как правило, в хронологическом порядке их появления на свет. Вот и здесь в первых трёх стеллажах представлена коллекция изделий, изготовленных на заводе ещё в XIX веке, когда он ещё был не «Красным маем», а Ключинским заводом купца и промышленника Болотина. Хрустальная посуда, церковная утварь, керосиновые лампы. «Именно эти лампы, увенчанные тонкими лёгкими абажурами, в 1882 году на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве были удостоены золотой медали», - писала в 1988 году газета «Красномайский стекольщик». Такими были первые ростки будущей славы местных мастеров-стеклоделов. Ещё один уникальный предмет того времени, который обязательно привлечёт внимание - кувшин с шестью отделениями внутри, разделённых перегородками. Причём эти отделения полностью изолированы друг от друга и между собой не сообщаются. Известна фамилия мастера, сделавшего этот графин - Арефьев. После него никто больше не смог создать что-либо подобное. Чудо-графин мастера Арефьева
«Заслуженный художник РСФСР В.Я. Шевченко сочетал незаурядную одарённость, широкую профессиональную эрудицию и стремление к эксперименту и открытию. Он умел дать сульфидному стеклу своеобразную светопластическую трактовку, обнаружил в материале способность к мощной, даже стихийной выразительности» . Это информационная справка о Викторе Шевченко (1935 - 2011 г.) - члене Союза художников СССР, с 1975 года работавшем на заводе «Красный Май» старшим художником, а до этого - на Дятьковском хрустальном заводе. Декоративные панно, светильники и другие работы Шевченко можно встретить в МХАТе и Центральном доме художников. Также его изделия были удостоены первой премии на Квадриенале (выставка, проводимая один раз в четыре года - прим. Авт.) прикладного искусства соцстран в Эрфурте (ГДР) в 1974 и 1978 годах. Действительно, разве можно равнодушно пройти мимо таких композиций гутной (ручной, штучной) работы как «Изумрудная гладь», «Перекати-поле», «Деревьям расти», или «Слово о полку Игоревом»? Отколотый кусок одного из «шлемов» «Слова» - результат неосторожного обращения, в таком виде работа находилась и в старом музее. Коллеция работ Виктора Шевченко
"Перекати-поле"
Слева - "Деревьям расти" и "Изумрудная гладь"
"Слово о полку Игореве"
«Произведения Коноплева из цветного и сульфидного стекла отличает затейливый лепной декор - вольный каскад искрящихся потоков словно бы ещё не остывшего податливого стекла. Декоративные вазы «Морской прибой», «Водопад», «Берёзки», «Горячий снег» отмечены той особой, свойственной гутному стеклу цельностью декоративного образа, когда материал, форма и цвет слиты искусной рукой художника в нерасторжимое единство» . Сергей Коноплев - потомственный стеклодел, его дед, о котором слагались легенды, трудился ещё у Болотиных. Сам Коноплёв начинал на заводе выдувальщиком, позже, окончив Московское высшее художественно-промышленное училище (ныне - Московская государственная художественно-промышленная академия имени С. Г. Строганова), стал художником. Среди других работ автора с романтическими названиями - «Золотая осень», «Побеги», «Русские узоры». Коллекция Сергея Коноплева
"Морской прибой"
"Сумерки"
"Русские узоры"
"Золотая осень"
Сульфидное (сульфидно-цинковое) стекло, получаемое при добавлении в стеклянную массу окиси железа и сульфида цинка, с которым работали Шевченко, Коноплев и другие вышневолоцкие художники, наравне с хрустальным и рубиновым являлось одной из визитных карточек завода. Не просто визитной карточкой, «Красный Май» стал едва ли не единственным в мире предприятием, где сульфидное стекло использовалось как непременный атрибут заводского ассортимента. За богатую цветовую гамму в зависимости от условий обработки его назвали русским чудом, что подтверждено многолетней практикой. Впрочем, все эти изделия являются уникальными, выставочными экземплярами. Не менее интересна и та продукция, что выпускалась массово - графины, столовая посуда, плафоны, стилизованные под болотинские «керосинки» электрические сувениры. Ещё в коллекции музея - подарочные изделия «Красного Мая». Точнее, их уменьшенные копии. Например, копия хрустальной вазы, подаренной первому космонавту планеты Юрию Гагарину. Как называется ваза, догадаться, думаю, не так сложно. Правильно, «Звёзды». Или декоративная композиция «Мир» (автор - Людмила Кучинская), изготовленная к очередному съезду КПСС. А вот - напоминающий подсвечник торшер из ажурного металла, обрамлённого хрусталём. Точно такой же, как уверяет экскурсовод, только больших размеров, был преподнесён советскому лидеру Леониду Брежневу на его 70-летний юбилей. Справа - "Звёзды" Часть 2. Пока ещё не поздно нам сделать остановку?Окончание. Начало Продолжим прогулку по местности, которая каких-то полтора десятка лет назад была знаменитым стекольным заводом «Красный Май». Знаменитым, прежде всего, тем, что в его цехах было изготовлено четырёхслойное стекло для звёзд Московского Кремля, и сегодня украшающих пять его башен. Сегодня заглянем в музей художественного стекла. Добраться от райцентра до посёлка Красномайский несложно: рейсовый автобус ходит туда каждые 20 минут. Третья остановка после поворота с трассы «М10» - и вы у проходной завода. Музей открыт ежедневно с 10 до 14 часов кроме выходных и праздничных дней. Точнее, может быть открыт. Чтобы туда попасть, нужно предварительно позвонить по телефону и заказать экскурсию. И в оговоренное время подойти к проходной, где смотритель встретит вас и проведёт в музей. Всё, что осталось от проходной
В музее
«И ещё поражали своей красотой керосиновые лампы, расписанные золотом и красками. Именно эти лампы, увенчанные тонкими лёгкими абажурами, в 1882 году на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве были удостоены золотой медали»
(«Красномайский стекольщик», 1988 г.). К 1990 году, когда отмечалось 20-летие музея завода «Красный Май», в нём хранилось более трёхсот изделий дореволюционных (болотинских) мастеров и около 4 тысяч образцов уже советского периода - как уникальных экспонатов из цветного, накладного и сульфидно-цинкового стекла, так и массовой продукции. Многие из этих экспонатов приносили жители посёлка. То есть, как и большинство музейных экспозиций, эта также создавалась буквально по крупицам. Нынешнее состояние музея немногим лучше, чем предприятия. На первом этаже здания, где когда-то была столовая, такая же разруха, как и в цехах. Только наверху, где сам музей, порядок. Если не считать, конечно, протекающей крыши и отсутствия отопления. Формально музей принадлежит хозяевам бывшего завода - понятно, что не может такая земля быть ничейной. Кто они и как их зовут, никто из тех, с кем мне удалось поговорить, не знает. Фактически же за ним более или менее следят предприниматели, располагающиеся на территории «Красного Мая». Область или Вышневолоцкий район может, и хотели бы взять музей стекла на свой баланс, но не могут: взять и забрать (а, точнее говоря, спасти) не позволяет закон. Так же как не могут оказать финансовую помощь: нецелевое расходование бюджетных средств, уголовная статья. Пусть даже на кону наша история. Жаль. Момент, когда что-либо делать уже поздно, наступает, как правило, неожиданно. А до владельцев не достучаться. Хотя, если бы власти действительно хотели, то наверняка сделали всё что нужно. Всё, что осталось от столовой
Действительно, сюрприз
«Неоценимую помощь в сборе материалов об истории завода оказали Николай Александрович Хохряков, Василий Максимович Семёнов и другие товарищи. В оформление здания музея большой вклад внесли строители под руководством Юрия Дмитриевича Попова, работники механического цеха, руководимые Леонидом Петровичем Васиным, изготовитель фресок болотинского времени Виктор Владимирович Раков и другие товарищи. Нельзя не отметить большой вклад в создание музея истории на общественных началах работника Вышневолоцкого краеведческого музея Галины Георгиевны Монаховой, которая отдала этому делу даже свой отпуск»
(«Красномайский стекольщик», 1988 г.). В музее можно не только увидеть образцы красномайской продукции, но и узнать о людях, её создававших. Людмила Кучинская, Виктор Шевченко, Анатолий Силко, Сергей Коноплев, Светлана Бескинская, супруги Елена Есикова и Константин Литвин. Последних тверским ценителям искусства представлять не нужно. Есикова и Литвин до сих пор работают как художники-стеклоделы и участвуют в различных выставках. «Красный Май» является родиной сульфидно-цинкового стекла. Около 30 лет назад на заводе начали осваивать это новое советское стекло. Интерес к неразгаданной технологической новинке помог выявить все превращения цвета. По воле художника и мастера золотистое стекло оказалось способным оборачиваться то опаловым, то студёно-дымчатым, то вдруг вспыхивать цветным орнаментом или мраморными разводами» («Красномайский стекольщик», 1988 г.). Сульфидное или сульфидно-цинковое стекло, окрашенное сернистыми соединениями железа и цинка, создали в 1958 году технолог Ленинградского завода художественного стекла (ЛЗХС) Евгения Иванова и инженер этого же предприятия Александр Кирьенен. Спустя год, оно уже было освоено на Вышневолоцком заводе и вскоре стало его визитной карточкой. За широкую гамму окраски и способность менять её в зависимости от температуры и длительности обработки, сульфидное стекло ещё называют «русским чудом». «Недавно на стекольном заводе «Красный Май» были проведены опытные варки стекла, сырьём для которых послужил песок, доставленный из Грузии. Сотрудники одного из исследовательских институтов Тбилиси поставили задачу - проверить пригодность местных залежей песка, содержащих большой процент железа, для производства строительного стекла. Они обратились за помощью к красномайцам. Работники химлаборатории завода вместе с коллективом четвёртого цеха успешно провели испытание песка - было получено строительное стекло зелёного, синего и голубого цветов. Результаты этого эксперимента послужат основой для налаживания производства цветного профильного стекла для строительных нужд Грузии»
(«Калининская правда», 1980 г.). Ассортимент продукции завода, как я уже отмечал в первой части, был широк. Впрочем, не только сульфидно-цинковую вазу, но и обычный стакан или то же самое строительное стекло от «Красного Мая» можно назвать русскими чудесами. Такова специфика завода: делать плохо и даже посредственно здесь было нельзя. Или не умели. Фото из журнала «Юность» за 1981 год
* * *
Всё, что осталось от фирменного магазина
«А принадлежит всё это хозяйство теперь двум питерским субъектам - ЗАО «Холдинговая компания «Ладога» (В.В. Грабар) и некоему гражданину Пружинину Михаилу Романовичу. <…> По случайному совпадению Михаил Романович является одним из наиболее близких и доверенных знакомых председателя Законодательного Собрания Тверской области и бывшего вышневолоцкого градоначальника Марка Жановича Хасаинова» («Тверская газета», 2004 г.). Обычно в качестве виновников разрушенных предприятий или колхозов называют время. Неразбериху. Передел. Но за каждым действием, как правило, стоят конкретные люди. «Красный Май» - один из немногих примеров, где этих людей называют по именам. По версии автора статьи, в 2002 году новое руководство завода запросило у некоей американской компании кредит в размере 2.2 млн. долларов на создание линии по производству бутылочной тары (уникальное предприятие вдруг переключается на бутылки?) под государственную гарантии. То есть, в случае невыполнения «Красным Маем» кредитных обязательств, два миллиона «зелёных» должны уйти за океан. В итоге именно так и случилось: схема давно отработанная и отлаженная. И ни денег, ни бутылок, ни хрусталя. Не припомню, чтобы кто-то из перечисленных в материале лиц привлёк «Тверскую газету» к суду. Да и то, что Марк Хасаинов за годы руководства Вышним Волочком практически подмял под себя все местные экономические ресурсы, ни для кого не секрет. Так что можно считать данную версию «рабочей», пусть и с поправкой на чей-то «заказ»: в СМИ подобная информация может появиться лишь в случае преднамеренной её утечки. Музей стекла завода ʺКрасный майʺ расположен в поселке Красномайский, недалеко от Вышнего Волочка, Тверской области. Музей был основан в 1968 году. Здесь представлены изделия конца XIX - начала XX века. Все экспонаты поражают своим богатством цвета и различными способами обработки и декорирования. Особенно примечательны разноцветные керосиновые лампы с легкими абажурами (лампа Болотина). Сам завод существует с 1859 года. Он был основан как химический Московским титулярным советником Самариным. Но Самарину не хватило средств на дальнейшее развитие производства и завод был куплен вышневолоцким купцом II гильдии Андреем Васильевичем Болотиным. В 1873 году хозяева завода – купцы Болотины – построили первую печь, на которой вырабатывалась стеклянная посуда: столовая, кондитерская, плафоны. В том же году на завод приезжает опытный стекловар – обладатель тайны составления шихты для варки цветных стекол – Василий Алексеевич Векшин. И впервые в России на Болотинском заводе начали варить цветное стекло с разнообразной цветовой гаммой. В 1920 году завод национализировали и он перешел в собственность государства. Первого мая 1923 году состоялось собрание рабочих и служащих завода, на котором было принято решение о переименовании завода в завод ʺКрасный майʺ. С этого времени завод стал расширяться, начали строить новые стекловаренные печи. В годы Отечественной войны (1942-1945) в больших количествах завод вырабатывал техническое стекло для нужд Военно-Морского флота и авиации, изготавливались семафорные и светофорные линзы, ламповое стекло, аккумуляторные сосуды. В 50-60 годы на заводе получает распространение разделка стеклоизделий золотом, эмалью, люстрой, силикатными красками. Выпускались также изделия из двух-трехслойного стекла. Но особенно прославились красномайцы сульфидным стеклом, которое не зря называют ʺрусским чудомʺ за неисчерпаемое богатство цвета. И еще его называют так за исключительное свойство изменять окраску в зависимости от температуры и длительности обработки, что придает массовому изделию уникальную неповторимость. Этот материал был освоен заводом в 1959 году, ʺКрасный майʺ являлся, по существу, единственным предприятием не только у нас в стране, но и во всем мире, где сульфидное стекло закрепилось как непременное стекло заводского ассортимента. Экспозиция музея очень богатая - около 4000 экспонатов. Помимо образцов массовых изделий, в музее представлены уникальные творческие работы, выполненные из редких и необычных видов материалов. Следует упомянуть о представленном в музее рубиновом стекле, из которого сделаны кремлевские звезды. Кроме того, заводом изготовлена звезда, установленная в Бузлудже (Болгария). Музей открыт для посетителей в рабочие дни с 9 до 14, стоимость входа составляет 30 рублей. В 2002 году на заводе остановили стекловаренные печи. Даже при плановом холодном ремонте печи слив стекла и следующий после ремонта запуск печи, это процесс долгий и дорогостоящий, а так, при остановке без надежд на будущее, шансов на следующий запуск почти нет. Но, видимо, и восстанавливать производство никто не собирался. Печи с застывшим стеклом просто сломали. Сейчас вся территория завода частично руинирована, частично медленно ветшает. |
Популярное:
Новое
- К чему снится клещ впившийся в ногу
- Гадание на воске: значение фигур и толкование
- Тату мотыль. Татуировка мотылек. Общее значение татуировки
- Что подарить ребёнку на Новый год
- Как празднуют день святого Патрика: традиции и атрибуты День святого патрика что
- Как научиться мыслить лучше Я не умею быстро соображать
- Эти признаки помогут распознать маньяка Существует три способа достижения абсолютной власти
- Как спастись от жары в городской квартире
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?