Главная - Мышление
Выступление александра огородникова на шоу голос. Александр огородников о тихом мужестве веры

Когда всем надоело обсуждать провал рэпера Oxxxymiron на баттле с Гнойным, а всевозможные сюжеты восьмого сезона «Игры престолов» пользователи Сети уже прописали в популярных пабликах, появилась новая тема для жарких дискуссий. 2 сентября на Первом канале стартовал новый сезон вокального конкурса «Голос». Среди претендентов на победу оказался наш земляк Александр Огородников. Пока он единственный, кто сумел развернуть к себе всех четырёх наставников музыкального шоу в новом сезоне, перепев песню Курта Кобейна (Nirvana). Сибдепо пообщался с Александром и разузнал его историю.

Кто такой Александр Огородников?

Сейчас Александру 26 лет, он воспитывался в обычной кемеровской семье, далёкой от творчества. Мама работает бухгалтером, а папа является представителем структур безопасности. Когда единственный ребёнок в семье увлёкся музыкой, никто не стал этому противиться. Подростком Александра привели в музыкальную школу. Впервые микрофон в руки он взял в 13 лет, после чего решил связать свою жизнь с музыкой на веки вечные. В 17 лет собрал вещи и уехал из Кемерова в Москву, где поступил в Государственный музыкальный колледж эстрадного и джазового искусства. После окончания колледжа Александр попробовал себя в разных сферах, в том числе работал курьером и ведущим в караоке-баре. Сейчас он преподаёт вокал в одной из московских музыкальных школ. К слову, возвращаться в Кузбасс он не собирается, но периодически наносит визиты родственникам. Последний раз в Кемерове Александр был полтора года назад.

Музыкальная карьера

В 2009 году Александр Огородников почти случайно стал фронтменом альтернативной рок-группы REMARK , которая сейчас пользуется успехом в центральной части России. Один из музыкантов рок-группы посещал уроки игры на гитаре у знакомого Александра и между делом рассказал, что коллектив ищет солиста. Александр попробовал сыграть с ребятами, после чего стал их вокалистом. Группа REMARK уже принимала участие в различных московских фестивалях и даже выступала на разогреве у таких коллективов, как Slash, Tom Keifer, W.A.S.P., SuG и Dope, но гастролей за границей ещё не было, да и на корпоративах музыканты тоже не поют.

Александр категорически не хочет быть уличным музыкантом. Однажды подобный опыт стоил ему гитары. После выступления в Парке Горького, он вместе с коллегами по цеху решил добраться до дома на такси. Остановили машину, положили инструмент в багажник, а потом благополучно про него забыли. Из-за потери инструмента на некоторое время пришлось отложить репетиции и выступления. Сейчас кемеровчанин хочет выходить на сцену не только в качестве фронтмена рок-группы, но и периодически давать сольные концерты .

Проект «Главная сцена» и выступление на Первом канале

Два года назад на телеканале «Россия-1» вышел первый сезон музыкального проекта «Главная сцена». Тогда ещё не уверенный в себе Александр Огородников подал заявку на участие и . Молодой человек исполнил композицию Joe Cocker — Unchain My Heart . Далеко не все члены жюри оценили голос Огородникова, но продюсеру Игорю Матвиенко он понравился. Так кемеровчанин попал в его команду. Правда, следующее выступление на «Главной сцене» для Александра было последним. Сам певец считает, что не смог пройти дальше из-за неправильно выбранной песни. В тот момент песня Александра Скляра «Миллионы» «не зашла» членам жюри, но своим вступлением Александр остался доволен.

Спустя время Александр решил попробовать свои силы на Первом канале, но держал это в тайне от родственников. Они очень переживали, когда Александру пришлось уйти с «Главной сцены». Песня группы Nirvana — «Smells Like Teen Spirit» — стала не случайной. Она драйвовая, популярная, а главное — исполнитель может показать за пару минут практически весь свой диапазон.

«Я вышел и спел так, как смог, как чувствовал песню в тот момент, а когда первой повернулась Пелагея , эмоции зашкаливали. На самом деле, я уже потом понял, что повернулись все четыре наставника. Сразу этого я не заметил. Благодарил сцену (после выступления Александр несколько раз похлопал по сцене — прим. Сибдепо) и Вселенную за мой успех в этот момент», — рассказал Сибдепо участник проекта «Голос» Александр Огородников.

О проекте «Голос»

Александр несколько раз подавал заявку на участие в проекте в прошлом году, но ответ получил только к выходу шестого сезона. Он приехал на кастинг в числе первых, с успехом прошёл его, а потом наступило томительное ожидание. Слепые прослушивания начались после первой волны кастинга. Всех конкурсантов водили из комнаты в комнату, где снимали с их участием различные ролики для эфира, а только после этого выпускали на сцену. По словам Александра, участие в конкурсе абсолютно честное. Проходят те, кто сумел справиться с волнением, вовремя взял себя в руки и выдал максимум из того, что возможно.

После успеха на Первом канале Александр не почувствовал себя звездой. На улицах к нему не стали подбегать девушки с просьбой оставить автограф, а передвижению на общественном транспорте никто не препятствует. Но, по словам Александра, в этом тоже есть плюс. Он без опозданий добирается до музыкальной школы, где желающим преподаёт уроки вокала. Сейчас он занимается с группой из 30 человек.

В проекте «Голос» Александр Огородников хотел бы выступить на одной сцене со Стасом Михайловым . Необычный дуэт рокера и лирического исполнителя должен понравится многим, считает Александр. Если кемеровчанин сумеет занять призовое место, выигранные деньги он потратит на помощь родителям. Вне зависимости от результатов участия в проекте «Голос», Александр планирует заниматься всё теми же делами: играть в коллективе REMARK и учить петь всех, кто любит музыку.

Текст: Елена Семёнова.

Видео: https://www.youtube.com / Главная сцена, Голос / The Voice Russia.

ВКонтакте

» и « Голос 6 сезон ».

Александр Огородников. Биография

Александр Огородников родился в Кемерово. В Москву приехал, чтобы учиться в Государственном колледже эстрадно-джазового искусства. Он давно пишет и исполняет собственные песни, обладает огромным опытом выступлений.

В 2015 году на отборочном туре шоу «Х-фактор. Главная сцена » Александр Огородников исполнил песню Владимира Кузьмина «Моя любовь ». Хрипловатый голос исполнителя не понравился Виктору Дробышу : «Я не понял, что у него с голосом. То ли он действительно поет, то ли придуривается?» Но, по мнению члена жюри Юрия Антонова , у Александра Огородникова очень своеобразный тембр. Понравился исполнитель и продюсеру Игорю Матвиенко , который взял его в свою команду.

В первом выпуске шоу « Голос 6 сезон », вышедшем на Первом канале 1 сентября 2017 года, телезрители вновь увидели талантливого певца Александра Огородникова . На слепом прослушивании он исполнил песню Smells Like Teen Spirit группы Nirvana.

26-летний Александр Огородников стал первым в шестом сезоне шоу «Голос», к кому повернулись все наставники. «А давайте вы пойдёте УЧИТЬСЯ к Александру Борисовичу, а ко мне пойдёте ПОРАБОТАЕМ немножко во время проекта? У меня вот предложеньице, подкупающее новизной!» - пригласила певца Пелагея, и Александр выбрал ее команду.

В интервью после выступления Александр признался, что скрывал свое участие в «Голосе» от всех своих близких, опасаясь неудачи.

О поисках Христа в безбожном мире, исповедниках ХХ века и настоящих чудесах - известный диссидент Александр Огородников.

С приходом большевиков было уничтожено всё, на чём стояла Россия: крестьянство с его трудолюбием, интеллигенция. В таких условиях выжить могло только тихое мужество веры… Всё, о чём говорится в Евангелии, подтвердилось в 20-м веке, а именно - Церковь создаётся на крови мучеников. И Русская Православная Церковь за 30 лет двадцатого века дала больше мучеников, чем все остальные Церкви за две тысячи лет существования христианства…

О мучениках нового времени

Эти слова Александра Огородникова о христианских мучениках - не азбучная истина, не пересказ новейшей истории Церкви. Для него это - почти его собственная история, пережитая на собственной крови. То, что выпало на долю этого известного церковного диссидента, можно назвать если не мученичеством, то уж точно исповедничеством.

Слежка, вызовы в КГБ, псевдонимы, шифрованная запись телефонных номеров, обыски - все это было его жизнью, увлекало и вдохновляло. Ему приходилось уходить от «хвоста», прыгать с третьего этажа. Однажды - фантастическая дерзость - он даже нокаутировал агента КГБ, следившего за ним. Это переполнило чашу терпения сотрудников КГБ, и в ответ на отказ от предложения «эмигрировать по-хорошему» последовало почти девять лет лагерей, в течение которых срок заключения постоянно продлевался.

О том, как страдали за Христа в 20-м веке и о собственном религиозном опыте брат знаменитого героя книги «Несвятые святые» иеромонаха Рафаила (Огородникова) рассказывал 19 апреля на встрече с православными екатеринбуржцами.

Особенностью мученичества 20-го века стало то, что христиан судили как врагов советской власти. Палачи пытались лишить их возможности даже называть себя мучениками за Христа. Их обвиняли в шпионаже, в контрреволюционной деятельности, то есть в чём угодно, не давая даже открыто пострадать за свои христианские убеждения. Это было ещё страшней, чем в первые века христианства, - убеждён он. - Большевики очень точно назвали себя не просто атеистами, а безбожниками. То, что они творили, нельзя назвать просто атеизмом. Фактически это была чёрная месса.

Сам Александр Огородников большую часть срока отбывал в пермской политзоне «Пермь-36» (село Кучино Пермской области). Он вспоминает разговор с одним из надзирателей зоны, старым чекистом, ещё совсем молодым мальчишкой пришедшим служить в органы НКВД.

Он разбудил меня словами: «они приходят ночью!». Оказывается, он вместе с другими чекистами запряг священников в телегу, как лошадей, и погнали их на болото. Там, на болотах, каждого из них спрашивали: «Есть Бог». «Да, есть», - отвечали батюшки, и за каждым таким ответом следовал выстрел в голову. Палачи старались сделать так, чтобы мозги жертвы обрызгивали стоящего сзади.

Сам молоденький НКВДшник не принимал участие в расстреле, он лишь стоял в оцеплении, и видел оттуда, как один из палачей долго не мог попасть в священника, хотя стрелял в упор. Попал он в него лишь после того, как батюшка его благословил… А теперь эти видения приходят к нему ночами, - рассказывает Огородников. - Я посоветовал ему исповедоваться священнику, сказав, что не могу снять его греха, но могу лишь засвидетельствовать на Страшном Суде, что вы каялись мне в этом.

Не будучи священником, Александр невольно принимал в лагере «исповеди» - душу ему старались излить не только охранники, но и поражённые примером его живой веры матёрые убийцы. Сам же он оценивает свой опыт просто:

Мы должны научиться узнавать Любовь Божью не только в Его милости, но и в Его безжалостном обличении. После отмены обязательного Причастия в армии причащалось лишь 10% солдат. Один прапорщик устроил туалет прямо в алтаре, и никто не мешал ему в этом. Разве не заслужили мы после этого Божьего наказания?

Путь к вере

Сам Александр Огородников был родом из обычной по тем временам советской семьи. Его дед по отцу, левый эсер, был убит белочехами, что, по сути, спасло его сына: эсеры были обречены, и, если бы не героическая в советском восприятии смерть от рук «классовых врагов», его ждала бы неминуемая расправа со стороны вчерашних союзников, а семья попала бы в лагеря. Деду по матери тоже своеобразно повезло: один из сотрудников НКВД в прямом смысле слова совершил подвиг, придя к нему ночью домой и предупредив о скором аресте. Дед скрылся в леса, а 13-летняя будущая мать диссидента тайком носила ему из деревни еду.

Сам Александр был признанным комсомольским лидером.

С помощью нескольких достаточно жёстких драк мы, создав боевую комсомольскую дружину, очистили наш городок от бандитов. Для советского времени мы были героями, но сами в глубине души понимали, что лишь загнали проблему вглубь, но не решили её, - вспоминает он.

Именно тогда Александру стало казаться, что марксистские идеи, хоть и абсолютно верны сами по себе, искажаются на местах. За подобные сомнения он был исключён из университета и приехал в Свердловск, где в 70-м году поступил на философский факультет Уральского государственного университета. Здесь он создал очередной свободомыслящий кружок, за что был отчислен после двух лет учёбы и отправлен в негласную ссылку. От более серьёзных неприятностей Сашу спасла героическая комсомольская юность и не менее героическая смерть деда.

Сбежав из «ссылки» в Москву, он умудрился поступить во ВГИК и даже был замечен , который пригласил талантливого молодого человека работать с ним. И вот здесь, на пике своей карьеры, Александр Огородников окончательно разочаровался в марксизме. Потеряв привычный моральный ориентир, он, по его собственному признанию, вёл весьма беспорядочный образ жизни, хипповал, но всё равно не мог заполнить внутреннюю пустоту. А потом ему в руки попало Евангелие…

Следующим шагом был просмотр в Белых Столбах запрещённого к показу в Союзе фильма на основе Евангелия от Матфея. Правда, картина изобиловала социалистической тематикой, поскольку режиссёр отличался левыми убеждениями, но само обращение к живой личности Христа совершенно перевернуло восприятие молодого режиссёра.

По сути, в тот момент я стал стихийным протестантом. Мне важно было понять, что значит быть христианином. Желая понять это, мы организовали христианский семинар и большой съезд в Прибалтике «Люди Иисуса». Правда, часть людей тогда арестовали, но часть материалов нам удалось спасти. И всё же меня не оставляло чувство, что всё, что мы делаем, очень поверхностно, - делится Александр. - Однако в Церковь меня словно что-то не пускало. Я не мог заставить себя даже перекреститься.

В процессе религиозных исканий Огородников приехал в Псково-Печёрский монастырь. Опоздав на вечернюю службу, он улёгся ждать утра под кустом, когда вдруг увидел женскую фигуру в длинном белом платье, плывущую по воздуху прямо к нему.

Упав от ужаса на колени, я впервые в жизни начал креститься, и она сразу же остановилась. Когда я перекрестил фигуру, она исчезла. Я впервые увидел силу крестного знамения, - вспоминает Александр. - Моя первая исповедь длилась всю ночь, но для меня она прошла буквально молниеносно. Выходя из кельи, я чувствовал себя так, словно потерял земное притяжение.

Миссионерство

Свой следующий семинар православный христианин Александр Огородников организовал уже с благословения своего духовника, .

По сути, это были церковные общины. Они разрастались так быстро, что мы всерьёз мечтали и говорили о духовном возрождении СССР. Его создание и стало для нас ответом на вопрос: что значит быть христианином в Церкви, - рассказывает Огородников.

Участники семинара занимались миссионерской деятельностью, самиздатом выпускали религиозную литературу, которая потом активно транслировалась по «вражеским» «голосам». Огромную поддержку миссионеры нашли в Почаевской Лавре.

Эти монахи жили на Западной Украине, где, с одной стороны, был постоянный вызов со стороны униатов, а с другой - продолжался прессинг со стороны советской власти. Бывало, что десантники высаживались с вертолётов и избивали монахов. Словом, люди, пережившие это, очень хорошо нас понимали. Они помогали нам материально, а мы, в свою очередь, организовали Комитет защиты Лавры, - вспоминает Александр.

Огородников подчёркивает: стать верующим в советское время означало сделать экзистенциальный выбор. Таких людей выгоняли из институтов, увольняли с работы, исключали из партии, вычёркивали из очереди на квартиру и т. д. Устроиться они могли лишь дворниками и сторожами.

Тем не менее движение росло. Новообращённые христиане создали свой детский сад и подумывали о создании школы. Они не мечтали сбежать на Запад, не боролись за соблюдение советской Конституции. Они просто созидали, на деле преображая реальность вокруг себя. Конечно, такую бурную активность не могло не заметить КГБ.

Поначалу Александру везло. Господь в прямом смысле слова хранил его, когда тот проходил под пристальным взглядом нескольких наружных наблюдателей - и уходил незамеченным! Александр вспоминает, что, когда надевал куртку, которую ранее прикладывал к святым мощам, «наружка» вопреки очевидности не видела его в упор. Однако чудо не могло длиться вечно.

К моменту первого вызова в органы Александр Огородников был уже известным диссидентом, и потому с ним решили обойтись «мягко» - предложили «добровольно» уехать из Союза.

Это моя страна, почему я должен её покидать? - ответил тот. - Вы здесь оккупанты, вы и уезжайте отсюда.

В ответ чекисты пообещали, что сгноят непокорного верующего в тюрьме.

Тогда я понял, что если говорил высокие слова о возрождении России, за каждое слово нужно отвечать. Я поставил для себя высокую планку, и её нужно было подтверждать делами и хотя бы малыми жертвами.

10 января 1979 года Александр был приговорен к году исправительно-трудовых работ и отправлен в Исправительно-трудовую колонию № 7 в Комсомольске-на Амуре. В 1979 году был этапирован из ИТК-7 в Ленинград и там, в тюрьме, в день предполагаемого освобождения был вновь задержан в связи с делом о распространении журнала «Община» и приговорен опять к 7 годам лагеря и 5 годам ссылки по обвинению в антисоветской пропаганде.

Исповедничество

Когда я вошёл в камеру, заключённые, увидев мой дорогой пиджак, сразу захотели меня раздеть. Я же сказал им: «Мир вам, братья», - вспоминает Александр свой первый день в тюрьме.

К религиозности Огородникова сокамерники отнеслись с сомнением, и сразу же потребовали чуда, притом вполне определённого: сигарет, которых им так не хватало в неволе.

Не знаю, откуда во мне взялась дерзость, но я прочёл им целую проповедь о том, что их, отверженных всем миром, всё равно любит Бог, и хоть курение - грех, Он даст им покурить ради Своей любви. В камере, казалось, от самих стен источался запах цинизма, крови, мочи. В этом аду мы молились стоя, и я вдруг почувствовал, как меняется атмосфера вокруг. К концу молитвы в камере стояла благоговейная тишина. А затем открылось окно, и к нам влетело два блока сигарет: ровно 40 штук, по одной на каждого. Тогда я понял, как должен вести себя в тюрьме, - вспоминает бывший узник совести.

Это было не первое чудо, происшедшее с ним в неволе.

На каждую Пасху меня сажали в карцер. Это стены, голод, холод, нары, которые представляют собой просто кусок железа. Камера там размером с три шага, но иногда и её заливали нечистотами, и я поневоле становился столпником. Однажды я обличил начальника тюрьмы, сказав, что, сажая меня в карцер именно на Пасху, то есть за веру, он тем самым оскорбляет Христа. Уже после Пасхи я узнал, что ему стало плохо, и он скоропостижно умер. Я не хотел ничего подобного, но Бог действительно поругаем не бывает, - рассказывает Александр.

Тем временем КГБ требовало от верующего раскаяния, желая предъявить сломанного человека как результат своей зримой победы в идеологической борьбе. Ему показывали фото жены с сыном в Крыму и сулили отпустить сразу же после выполнения их требований. Александр отказался. Тогда его бросили в камеру смертников в Твери, но вновь вышла незадача - Огородников и здесь сумел буквально преобразить вчерашних убийц и рецидивистов и помогал им достойно встретить смерть.

Словно сам Господь будил меня ночью, чтобы я молился за тех, кого обратил, когда их вели на смерть. Я чувствовал свою ответственность за них и понимал, что своей молитвой должен провожать их до гробовой доски, - вспоминает он.

Конечно, в тюрьме бывало всякое. Один раз Огородникова зверски пытали, пытаясь снять крест. Палачам удалось вырвать крест изо рта жертвы, лишь когда он потерял сознание - но заключённые тут же сплели ему новый. А вот охраннику, пытавшему Александра, вновь «не повезло»: уже через два дня его за что-то арестовали, и целый день в камере его медленно убивали зэки…

Александру трижды продлевали срок заключения. Жена не выдержала и развелась с ним, и, казалось, ничего не предвещало освобождения. И вдруг по указу Президиума Верховного Совета СССР от 13 февраля 1987 года вместе с известным психиатром-диссидентом Анатолием Корягиным Александр Огородников был освобождён. Сидя в лагере, он даже не знал, какая мощная кампания за его защиту была развёрнута в мире. Не знал он и того, что американский президент Рональд Рейган лично передал Михаилу Горбачёву список из 12-ти человек, которых необходимо выпустить на свободу. Среди них был и Огородников. День освобождения новый российский исповедник запомнил как самый счастливый в своей жизни.

Об отце Рафаиле

Жизни и смерти брата Александра иеромонаха Рафаила (Огородникова) в бестселлере архимандрита Тихона Шевкунова посвящено несколько глав. Одна из них касается его смерти - отец Рафаил разбился на машине. Однако Александр до сих пор считает, что его брата убили.

В нём была особая, голубиная простота. Это и притягивало к нему людей. Одна девушка шла топиться, но, встретив отца Рафаила, разговорилась с ним и передумала. Его дом всегда был полон людьми. Конечно, это не нравилось КГБ. Вряд ли отец Рафаил мог разбиться сам - он был прекрасным водителем. Да и местные жители, когда мы пытались узнать у них обстоятельства трагедии, избегали разговоров с нами, - рассуждает Александр.

Как бы то ни было, все, кто знал отца Рафаила при жизни, свидетельствуют - они до сих пор чувствуют его помощь и силу его молитв. А обычные церковные свечи, поставленные на могилу иеромонаха, не гасли целых семь часов.

Ксения Кириллова

Александр Иоильевич Огородников родился в Татарии в г. Чистополе. В 1967 году окончил среднюю школу в Чистополе. В 1967-1970 годах работал токарем на Чистопольском часовом заводе. Был комсомольским активистом, возглавлял городскую Боевую комсомольскую дружину (БКД), помогавшую милиции в борьбе с преступностью. О работе Чистопольского БКД писала газета "Комсомольская правда".

В 1970 году поступил на философский факультет Уральского Государственного университета в г. Свердловске (ныне Екатеринбург). В этот период Огородников разочаровывается в коммунистической идее и приходит к христианству. В 1971 году за откровенные разговоры об этом его исключают из комсомола и университета с формулировкой "за образ мышления, несовместимый со званием комсомольца и студента". По мнению Огородникова, немаловажную роль в его исключении сыграл Геннадий Бурбулис, будущий государственный секретарь Российской Федерации, в ту пору один из руководителей комитета комсомола университета.

В Чистополе в доме Огородникова был проведен обыск, по материалам которого против него было возбуждено дело по обвинению в клевете на советский общественный строй, правда вскоре оно было закрыто. Огородников уезжает в Москву и, скрыв факт своего исключения из Уральского университета, поступает во Всесоюзный государственный институт кинематографии (ВГИК), получает именную стипендию. В 1973 году его исключают с третьего курса ВГИКа - формально за "академическую неуспеваемость", а фактически, по требованию КГБ - за попытку снять фильм о религиозных исканиях молодежи. В это время Огородников сближается с хиппи, ездит по стране автостопом.

После исключения из ВГИКа Огородников работает грузчиком и сторожем, в 1973 году принимает православное крещение.

В октябре 1974 года Огородников организовал Христианский семинар по проблемам духовного возрождения России, в котором принимали участие люди из многих городов. С группой единомышленников (Владимир Пореш и другие) начал выпускать самиздатский журнал "Община", выходивший до 1978 года.

В 1976-1977 годах подписывает несколько писем в защиту церкви и верующих. 13 апреля 1977 года "Литературная газета" публикует направленную против Огородникова статью "Свобода религии и клеветники". В 1978 году Огородников отказывается от предложения властей эмигрировать из СССР.

23 ноября 1978 по обвинению в тунеядстве Огородников был арестован, а 10 января 1979 года был приговорен к году исправительно-трудовых работ и отправлен в Исправительно трудовую колонию (ИТК) N 7 в Комсомольске-на Амуре.

В 1979 году был этапирован из ИТК-7 в Ленинград (свидетелем по делу активиста Христианского Комитета Пореша) и там, в тюрьме, в день предполагаемого освобождения был вновь задержан в связи с делом о распространении журнала "Община" и был приговорен опять к 7 годам лагеря и 5 годам ссылки по обвинению в антисоветской пропаганде. Всего по делу, связанному с Христианским семинаром, было арестовано 7 человек, остальные пятеро были заключены в психиатрические больницы.

В 1979-1985 годах отбывал наказание в пермской политзоне "Пермь-6". В 1985 году, незадолго до освобождения, был осужден еще на три года лагерей по новой "андроповской" статье 180 УК РСФСР по обвинению в оказании сопротивления лагерной администрации, а фактически - за голодовки - в защиту прав политзаключенных и с требованием для себя Библии. Кроме того, против него дополнительно было возбуждено дело по обвинению в религиозной пропаганде и антисоветской агитации в лагере. За время заключения голодал в общей сложности два года.

Освобожден по указу Президиума Верховного Совета СССР от 13 февраля 1987 года вместе с известным психиатром-диссидентом Анатолием Корягиным. Освобождение произошло в рамках горбачевской амнистии политзаключенных, но сыграла свою роль и широкая кампания в его защиту, в которой принимали участие Андрей Сахаров и Маргарет Тэтчер.

Летом 1987 года Огородников начинает выпускать самиздатский "Бюллетень Христианской общественности" (БХО), издававшийся на трех языках. В августе 1989 года организовал на базе БХО Христианско-Демократический союз (ХДС) России и в сентябре 1987 года на II конференции ХДС России стал его Председателем.

В сентябре 1992 года вступил вместе со своей партией в блок "Новая Россия", созданный в начале 1992 года социал-демократами, социал-либералами, Крестьянской и Народной партиями.

В 1987-1993 годах Огородников продолжал заниматься религиозными и правозащитными проблемами, среди которых: освобождение узников совести, эмиграция в США 20 тысяч пятидесятников, возвращение храмов церкви.

После прекращения в 1990 году издания "Бюллетеня Христианской общественности" стал редактором газеты "Вестник христианской демократии".

В 1989 - 1992 годах выступал в парламентах Великобритании, Австрии, Бельгии, Нидерландов, Мальты, США, Франции, Гватемалы, Италии, Каталонии и на ряде международных конгрессов с докладами о положении в СССР. Является лиценциатом парижского Православного богословского института имени преподобного Сергия Радонежского. Член Международного общества прав человека (МОПЧ).

О Человеке: Ксения Кириллова о Александре Огородникове

АЛЕКСАНДР ОГОРОДНИКОВ О ТИХОМ МУЖЕСТВЕ ВЕРЫ

Слежка, вызовы в КГБ, псевдонимы, шифрованная запись телефонных номеров, обыски - все это было его жизнью, увлекало и вдохновляло. Однажды - фантастическая дерзость - он даже нокаутировал агента КГБ, следившего за ним. Это переполнило чашу терпения сотрудников КГБ, и в ответ на отказ от предложения «эмигрировать по-хорошему» последовало почти девять лет лагерей.

О поисках Христа в безбожном мире, исповедниках ХХ века и настоящих чудесах - известный диссидент Александр Огородников.

С приходом большевиков было уничтожено всё, на чём стояла Россия: крестьянство с его трудолюбием, интеллигенция. В таких условиях выжить могло только тихое мужество веры… Всё, о чём говорится в Евангелии, подтвердилось в 20-м веке, а именно - Церковь создаётся на крови мучеников. И Русская Православная Церковь за 30 лет двадцатого века дала больше мучеников, чем все остальные Церкви за две тысячи лет существования христианства…

О мучениках нового времени

Эти слова Александра Огородникова о христианских мучениках - не азбучная истина, не пересказ новейшей истории Церкви. Для него это - почти его собственная история, пережитая на собственной крови. То, что выпало на долю этого известного церковного диссидента, можно назвать если не мученичеством, то уж точно исповедничеством.

Слежка, вызовы в КГБ, псевдонимы, шифрованная запись телефонных номеров, обыски - все это было его жизнью, увлекало и вдохновляло. Ему приходилось уходить от «хвоста», прыгать с третьего этажа. Однажды - фантастическая дерзость он даже нокаутировал агента КГБ, следившего за ним. Это переполнило чашу терпения сотрудников КГБ, и в ответ на отказ от предложения «эмигрировать по-хорошему» последовало почти девять лет лагерей, в течение которых срок заключения постоянно продлевался.

О том, как страдали за Христа в 20-м веке и о собственном религиозном опыте брат знаменитого героя книги «Несвятые святые» иеромонаха Рафаила (Огородникова) рассказывал 19 апреля на встрече с православными екатеринбуржцами.

Особенностью мученичества 20-го века стало то, что христиан судили как врагов советской власти. Палачи пытались лишить их возможности даже называть себя мучениками за Христа. Их обвиняли в шпионаже, в контрреволюционной деятельности, то есть в чём угодно, не давая даже открыто пострадать за свои христианские убеждения. Это было ещё страшней, чем в первые века христианства, - убеждён он. Большевики очень точно назвали себя не просто атеистами, а безбожниками. То, что они творили, нельзя назвать просто атеизмом. Фактически это была чёрная месса.

Сам Александр Огородников большую часть срока отбывал в пермской политзоне «Пермь-36» (село Кучино Пермской области). Он вспоминает разговор с одним из надзирателей зоны, старым чекистом, ещё совсем молодым мальчишкой пришедшим служить в органы НКВД.

Он разбудил меня словами: «они приходят ночью!». Оказывается, он вместе с другими чекистами запряг священников в телегу, как лошадей, и погнали их на болото. Там, на болотах, каждого из них спрашивали: «Есть Бог». «Да, есть», - отвечали батюшки, и за каждым таким ответом следовал выстрел в голову. Палачи старались сделать так, чтобы мозги жертвы обрызгивали стоящего сзади.

Сам молоденький НКВДшник не принимал участие в расстреле, он лишь стоял в оцеплении, и видел оттуда, как один из палачей долго не мог попасть в священника, хотя стрелял в упор. Попал он в него лишь после того, как батюшка его благословил… А теперь эти видения приходят к нему ночами, - рассказывает Огородников. - Я посоветовал ему исповедоваться священнику, сказав, что не могу снять его греха, но могу лишь засвидетельствовать на Страшном Суде, что вы каялись мне в этом.

Не будучи священником, Александр невольно принимал в лагере «исповеди» - душу ему старались излить не только охранники, но и поражённые примером его живой веры матёрые убийцы. Сам же он оценивает свой опыт просто:

Мы должны научиться узнавать Любовь Божью не только в Его милости, но и в Его безжалостном обличении. После отмены обязательного Причастия в армии причащалось лишь 10% солдат. Один прапорщик устроил туалет прямо в алтаре, и никто не мешал ему в этом. Разве не заслужили мы после этого Божьего наказания?

Путь к вере

Сам Александр Огородников был родом из обычной по тем временам советской семьи. Его дед по отцу, левый эсер, был убит белочехами, что, по сути, спасло его сына: эсеры были обречены, и, если бы не героическая в советском восприятии смерть от рук «классовых врагов», его ждала бы неминуемая расправа со стороны вчерашних союзников, а семья попала бы в лагеря. Деду по матери тоже своеобразно повезло: один из сотрудников НКВД в прямом смысле слова совершил подвиг, придя к нему ночью домой и предупредив о скором аресте. Дед скрылся в леса, а 13-летняя будущая мать диссидента тайком носила ему из деревни еду.

Сам Александр был признанным комсомольским лидером.

С помощью нескольких достаточно жёстких драк мы, создав боевую комсомольскую дружину, очистили наш городок от бандитов. Для советского времени мы были героями, но сами в глубине души понимали, что лишь загнали проблему вглубь, но не решили её, - вспоминает он.

Именно тогда Александру стало казаться, что марксистские идеи, хоть и абсолютно верны сами по себе, искажаются на местах. За подобные сомнения он был исключён из университета и приехал в Свердловск, где в 70-м году поступил на философский факультет Уральского государственного университета. Здесь он создал очередной свободомыслящий кружок, за что был отчислен после двух лет учёбы и отправлен в негласную ссылку. От более серьёзных неприятностей Сашу спасла героическая комсомольская юность и не менее героическая смерть деда.

Сбежав из «ссылки» в Москву, он умудрился поступить во ВГИК и даже был замечен Тарковским, который пригласил талантливого молодого человека работать с ним. И вот здесь, на пике своей карьеры, Александр Огородников окончательно разочаровался в марксизме. Потеряв привычный моральный ориентир, он, по его собственному признанию, вёл весьма беспорядочный образ жизни, хипповал, но всё равно не мог заполнить внутреннюю пустоту. А потом ему в руки попало Евангелие…

Следующим шагом был просмотр в Белых Столбах запрещённого к показу в Союзе фильма на основе Евангелия от Матфея. Правда, картина изобиловала социалистической тематикой, поскольку режиссёр отличался левыми убеждениями, но само обращение к живой личности Христа совершенно перевернуло восприятие молодого режиссёра.

По сути, в тот момент я стал стихийным протестантом. Мне важно было понять, что значит быть христианином. Желая понять это, мы организовали христианский семинар и большой съезд в Прибалтике «Люди Иисуса». Правда, часть людей тогда арестовали, но часть материалов нам удалось спасти. И всё же меня не оставляло чувство, что всё, что мы делаем, очень поверхностно, - делится Александр. - Однако в Церковь меня словно что-то не пускало. Я не мог заставить себя даже перекреститься.

В процессе религиозных исканий Огородников приехал в Псково-Печёрский монастырь. Опоздав на вечернюю службу, он улёгся ждать утра под кустом, когда вдруг увидел женскую фигуру в длинном белом платье, плывущую по воздуху прямо к нему.

Упав от ужаса на колени, я впервые в жизни начал креститься, и она сразу же остановилась. Когда я перекрестил фигуру, она исчезла. Я впервые увидел силу крестного знамения, - вспоминает Александр. - Моя первая исповедь длилась всю ночь, но для меня она прошла буквально молниеносно. Выходя из кельи, я чувствовал себя так, словно потерял земное притяжение.

Миссионерство

Свой следующий семинар православный христианин Александр Огородников организовал уже с благословения своего духовника, отца Иоанна (Крестьянкина).

По сути, это были церковные общины. Они разрастались так быстро, что мы всерьёз мечтали и говорили о духовном возрождении СССР. Его создание и стало для нас ответом на вопрос: что значит быть христианином в Церкви, - рассказывает Огородников.

Участники семинара занимались миссионерской деятельностью, самиздатом выпускали религиозную литературу, которая потом активно транслировалась по «вражеским» «голосам». Огромную поддержку миссионеры нашли в Почаевской Лавре.

Эти монахи жили на Западной Украине, где, с одной стороны, был постоянный вызов со стороны униатов, а с другой - продолжался прессинг со стороны советской власти. Бывало, что десантники высаживались с вертолётов и избивали монахов. Словом, люди, пережившие это, очень хорошо нас понимали. Они помогали нам материально, а мы, в свою очередь, организовали Комитет защиты Лавры, - вспоминает Александр.

Огородников подчёркивает: стать верующим в советское время означало сделать экзистенциальный выбор. Таких людей выгоняли из институтов, увольняли с работы, исключали из партии, вычёркивали из очереди на квартиру и т. д. Устроиться они могли лишь дворниками и сторожами.

Тем не менее движение росло. Новообращённые христиане создали свой детский сад и подумывали о создании школы. Они не мечтали сбежать на Запад, не боролись за соблюдение советской Конституции. Они просто созидали, на деле преображая реальность вокруг себя. Конечно, такую бурную активность не могло не заметить КГБ.

Поначалу Александру везло. Господь в прямом смысле слова хранил его, когда тот проходил под пристальным взглядом нескольких наружных наблюдателей - и уходил незамеченным! Александр вспоминает, что, когда надевал куртку, которую ранее прикладывал к святым мощам, «наружка» вопреки очевидности не видела его в упор. Однако чудо не могло длиться вечно.

К моменту первого вызова в органы Александр Огородников был уже известным диссидентом, и потому с ним решили обойтись «мягко» - предложили «добровольно» уехать из Союза.

Это моя страна, почему я должен её покидать? - ответил тот. - Вы здесь оккупанты, вы и уезжайте отсюда.

В ответ чекисты пообещали, что сгноят непокорного верующего в тюрьме.

Тогда я понял, что если говорил высокие слова о возрождении России, за каждое слово нужно отвечать. Я поставил для себя высокую планку, и её нужно было подтверждать делами и хотя бы малыми жертвами.

10 января 1979 года Александр был приговорен к году исправительно-трудовых работ и отправлен в Исправительно-трудовую колонию № 7 в Комсомольске-на Амуре. В 1979 году был этапирован из ИТК-7 в Ленинград и там, в тюрьме, в день предполагаемого освобождения был вновь задержан в связи с делом о распространении журнала «Община» и приговорен опять к 7 годам лагеря и 5 годам ссылки по обвинению в антисоветской пропаганде.

Исповедничество

Когда я вошёл в камеру, заключённые, увидев мой дорогой пиджак, сразу захотели меня раздеть. Я же сказал им: «Мир вам, братья», - вспоминает Александр свой первый день в тюрьме.

К религиозности Огородникова сокамерники отнеслись с сомнением, и сразу же потребовали чуда, притом вполне определённого: сигарет, которых им так не хватало в неволе.

Не знаю, откуда во мне взялась дерзость, но я прочёл им целую проповедь о том, что их, отверженных всем миром, всё равно любит Бог, и хоть курение - грех, Он даст им покурить ради Своей любви. В камере, казалось, от самих стен источался запах цинизма, крови, мочи. В этом аду мы молились стоя, и я вдруг почувствовал, как меняется атмосфера вокруг. К концу молитвы в камере стояла благоговейная тишина. А затем открылось окно, и к нам влетело два блока сигарет: ровно 40 штук, по одной на каждого. Тогда я понял, как должен вести себя в тюрьме, — вспоминает бывший узник совести.

Это было не первое чудо, происшедшее с ним в неволе.

На каждую Пасху меня сажали в карцер. Это стены, голод, холод, нары, которые представляют собой просто кусок железа. Камера там размером с три шага, но иногда и её заливали нечистотами, и я поневоле становился столпником. Однажды я обличил начальника тюрьмы, сказав, что, сажая меня в карцер именно на Пасху, то есть за веру, он тем самым оскорбляет Христа. Уже после Пасхи я узнал, что ему стало плохо, и он скоропостижно умер. Я не хотел ничего подобного, но Бог действительно поругаем не бывает, - рассказывает Александр.

Тем временем КГБ требовало от верующего раскаяния, желая предъявить сломанного человека как результат своей зримой победы в идеологической борьбе. Ему показывали фото жены с сыном в Крыму и сулили отпустить сразу же после выполнения их требований. Александр отказался. Тогда его бросили в камеру смертников в Твери, но вновь вышла незадача - Огородников и здесь сумел буквально преобразить вчерашних убийц и рецидивистов и помогал им достойно встретить смерть.

Словно сам Господь будил меня ночью, чтобы я молился за тех, кого обратил, когда их вели на смерть. Я чувствовал свою ответственность за них и понимал, что своей молитвой должен провожать их до гробовой доски, - вспоминает он.

Конечно, в тюрьме бывало всякое. Один раз Огородникова зверски пытали, пытаясь снять крест. Палачам удалось вырвать крест изо рта жертвы, лишь когда он потерял сознание - но заключённые тут же сплели ему новый. А вот охраннику, пытавшему Александра, вновь «не повезло»: уже через два дня его за что-то арестовали, и целый день в камере его медленно убивали зэки…

Александру трижды продлевали срок заключения. Жена не выдержала и развелась с ним, и, казалось, ничего не предвещало освобождения. И вдруг по указу Президиума Верховного Совета СССР от 13 февраля 1987 года вместе с известным психиатром-диссидентом Анатолием Корягиным Александр Огородников был освобождён. Сидя в лагере, он даже не знал, какая мощная кампания за его защиту была развёрнута в мире. Не знал он и того, что американский президент Рональд Рейган лично передал Михаилу Горбачёву список из 12-ти человек, которых необходимо выпустить на свободу. Среди них был и Огородников. День освобождения новый российский исповедник запомнил как самый счастливый в своей жизни.

Об отце Рафаиле

Жизни и смерти брата Александра иеромонаха Рафаила (Огородникова) в бестселлере архимандрита Тихона Шевкунова «Несвятые святые» посвящено несколько глав. Одна из них касается его смерти - отец Рафаил разбился на машине. Однако Александр до сих пор считает, что его брата убили.

В нём была особая, голубиная простота. Это и притягивало к нему людей. Одна девушка шла топиться, но, встретив отца Рафаила, разговорилась с ним и передумала. Его дом всегда был полон людьми. Конечно, это не нравилось КГБ. Вряд ли отец Рафаил мог разбиться сам - он был прекрасным водителем. Да и местные жители, когда мы пытались узнать у них обстоятельства трагедии, избегали разговоров с нами, - рассуждает Александр.

Как бы то ни было, все, кто знал отца Рафаила при жизни, свидетельствуют - они до сих пор чувствуют его помощь и силу его молитв. А обычные церковные свечи, поставленные на могилу иеромонаха, не гасли целых семь часов.



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Доступно в форматах: EPUB | PDF | FB2 Страниц: 352 Год издания: 2009 Дважды Герой Советского Союза В.С.Архипов прошел путь от красноармейца...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS