Главная - Голос
Год рождения мухаммеда. История пророка Мухаммеда

Пророк Мухаммед родился в Мекке (Саудовская Аравия) приблизительно в 570 году н. э., в клане Хашим племени Курайш. Отец Мухамеда - Абдаллах, умер до рождения Сына, а мать Мухамеда - Амина умерла, когда Ему исполнилось всего лишь шесть лет, оставив Сына сиротой. Мухаммед воспитывался сначала Своим дедушкой Абд аль-Мутталибом, человеком исключительной набожности, а затем - Своим дядей, торговцем Абу Талибом.

В то время арабы были закоренелыми язычниками, среди которых, впрочем, выделялись немногие приверженцы Единобожия, такие, например, как Абд аль-Мутталиб. Большинство арабов жили кочевой жизнью на исконно принадлежащих им территориях. Городов было мало. Главными среди них можно назвать Мекку, Йасриб и Таиф.

Смолоду Пророк отличался исключительным благочестием и набожностью, веруя, как и Его дедушка, в Единого Бога. Сначала Он пас стада, а затем стал участвовать в торговых делах Своего дяди Абу Талиба. Он становился известным, люди Его любили и в знак уважения за набожность, честность, справедливость и рассудительность одарили почетным прозвищем аль-Амин (Заслуживающий доверия).

Позднее Он вел торговые дела состоятельной вдовы по имени Хадиджа, предложившей, некоторое время спустя, Мухамеду вступить с ней в брак. Несмотря на разницу в возрасте, они жили счастливой супружеской жизнью, имея шестерых детей. И хотя в те времена полигамия среди арабов была обычным явлением. Пророк не брал Себе других жен, пока жива была Хадиджа.

Новообретенное положение высвободило гораздо больше времени для молитв и размышлений. По обыкновению своему Мухамед удалялся в горы, окружавшие Мекку, и надолго уединялся там. Иной раз затворничества Его длились несколько дней. Особенно Ему полюбилась пещера горы Хира (Джабал Hyp - Горы Света), величаво возвышающаяся над Меккой. В одно из таких посещений, пришедшееся на 610 год, с Мухамедом, которому было в то время около сорока лет, случилось нечто такое, что полностью изменило всю Его жизнь.

В нахлынувшем внезапно видении перед Ним предстал ангел ангел Джабраил (Гавриил) и, указав на явившиеся извне слова, велел Ему произнести их. Мухамед воспротивился, заявив, что неграмотен, а посему не сможет их прочитать, но ангел продолжал настаивать, и Пророку вдруг открылся смысл этих слов. Ему велено было выучить их и в точности передать остальным людям. Таким вот образом и ознаменовалось первое откровение о речениях Книги, ныне известной как Коран (от араб. "чтение").

Эта полная событий ночь пришлась на 27 число месяца Рамадан, и получила название Лейлят аль-Кадр. Отныне жизнь Пророка уже не принадлежала ему, но была отдана на попечение Того, Кто призвал его к пророческой миссии, и остаток дней Своих он провел в услужении Богу, повсеместно провозглашая Его послания.

Получая откровения, Пророк не всегда видел ангела Джабраила, а когда видел, то ангел не всегда появлялся в том же обличье. Иногда ангел представал перед Ним в человеческом обличии, затмевающим горизонт, а иногда Пророку удавалось всего лишь уловить на Себе его пристальный взгляд. По временам Он слышал только голос, говорящий Ему. Иногда Он получал откровения, глубоко погрузившись в молитву, но в других случаях они появлялись совершенно "произвольно", когда Мухамед, например, пребывал в заботах о делах повседневной жизни, либо отправлялся на прогулку или же просто увлеченно внимал содержательной беседе.

В первое время Пророк избегал публичных проповедей, предпочитая личную беседу с заинтересованными людьми и с теми, кто заприметил в Нем необычайные перемены. Ему открылся особый путь мусульманской молитвы, и Он немедленно приступил к ежедневным благочестивым упражнениям, что неизменно вызывало волну нареканий со стороны тех, кто видел его. Получив высочайшее распоряжение начать публичную проповедь, Мухамед был высмеян и обруган народом, вдоволь поглумившимся над Его высказываниями и поступками. Между тем многие курайшиты серьезно встревожились, осознав, что настойчивость Мухамеда в утверждении веры в Единого Истинного Бога может не только подорвать престиж многобожия, но и привести к полному упадку идолопоклонничества, если люди вдруг начнут обращаться в веру Пророка. Некоторые родственники Мухамеда превратились в главных Его противников: унижая и высмеивая самого Пророка, не забывали они творить зло и против новообращенных. Существует множество примеров издевательства и надругательства над принявшими новую веру. Две большие группы первых мусульман в поисках убежища переселились в Абиссинию, где христианский негус (царь), весьма впечатленный их учением и образом жизни, согласился оказать им покровительство. Курайшиты решили наложить запрет на все торговые, деловые, военные и личные связи с кланом Хашим. Представителям этого клана строжайше воспрещалось появляться в Мекке. Настали очень трудные времена, и многие мусульмане были обречены на жесточайшую нищету.

В 619 году умерла жена Пророка Хадиджа. Она была Его самым преданным сторонником и помощником. В этом же году скончался и дядя Мухамеда, Абу Талиб, защищавший Его от самых яростных нападок со стороны соплеменников. Пораженный горем Пророк покинул Мекку и отправился в Таиф, где попытался обрести убежище, но и там был отвергнут.

Друзья Пророка сосватали Ему в жены благочестивую вдову по имени Сауда, оказавшуюся весьма достойной женщиной, да к тому же еще и мусульманкой. Аиша, малолетняя дочь его друга Абу Бакра, знала и любила Пророка всю свою жизнь. И хотя была она слишком юной для брачных уз, однако, согласно тогдашним обычаям, все же вошла в семью Мухамеда на правах свойственницы. Следует, однако, развеять заблуждение, бытующее среди людей, которые, совершенно не понимают причин мусульманского многобрачия. В те времена мусульманин, берущий себе в жены несколько женщин, делал это из чувства сострадания, милостиво предоставляя им свою защиту и кров. Мужчин-мусульман призывали оказывать помощь женам своих друзей, погибших в бою, предоставлять им в собственность отдельные дома и обращаться с ними, словно с ближайшими родственницами (разумеется, все может быть иначе в случае взаимной любви).

В 619 году Мухаммеду довелось пережить вторую наиважнейшую ночь в своей жизни - Ночь Вознесения (Лейлят аль-Мирадж). Известно, что Пророк был разбужен и перенесен на волшебном животном в Иерусалим. Над местоположением древнего иудейского Храма на горе Сион разверзлись небеса и открылся путь, приведший Мухаммеда к трону Господа, однако ни ему, ни сопровождавшему его ангелу Джабраилу не было дозволено вступить в запредельные области. Этой ночью Пророку открылись правила мусульманской молитвы. Они стали средоточием веры и незыблемой основой жизни мусульман. Также Мухаммед встречался и беседовал с другими пророками, включая Иисуса (Ису), Моисея (Мусу) и Авраама (Ибрахима). Это чудесное событие весьма утешило и укрепило Пророка, добавив уверенности в том, что Аллах не покинул Его и не оставил наедине с печалями.

Отныне судьба Пророка изменилась самым решительным образом. Его все еще преследовали и высмеивали в Мекке, однако послание Пророка уже было услышано людьми далеко за пределами этого города. Некоторые из старейшин Йасриба уговаривали Его покинуть Мекку и переселиться в их город, где Он с почетом будет принят как вождь и судья. В этом городе совместно проживали арабы и евреи, постоянно враждовавшие друг с другом. Они надеялись, что Мухаммед принесет им мир. Пророк незамедлительно посоветовал многим из Своих мусульман-последователей переселиться в Йасриб, пока Он оставался в Мекке, чтобы не вызвать излишних подозрений. После смерти Абу Талиба осмелевшие курайшиты могли спокойно напасть на Мухаммеда, даже убить его, и он отлично понимал, что это рано или поздно должно произойти.

Отъезд Пророка сопровождался некоторыми драматическими событиями. Сам Мухаммед чудом избежал плена благодаря своему исключительному знанию местных пустынь. Несколько раз курайшиты чуть было не пленили Его, однако Пророку все же удалось достичь предместий Йасриба. В городе его с нетерпением ждали, и когда Мухаммед прибыл в Йасриб люди устремились ему навстречу с предложениями о пристанище. Смутившись их гостеприимством, Мухаммед предоставил право выбора своему верблюду. Верблюд остановился у места, где сушились финики, и оно мгновенно было подарено Пророку для построения дома. Город получил новое имя - Мадинат ан-Наби (Город Пророка) ныне в сокращении известный как Медина.

Пророк без промедления приступил к подготовке указа, согласно которому Он провозглашался верховным главой всех враждовавших между собой племен и кланов Медины, вынужденных отныне подчиняться Его распоряжениям. Он установил, что все граждане вольны исповедовать свою религию в мирном сосуществовании, не опасаясь преследований или высочайшей немилости. Он просил их только об одном - сплотиться и дать отпор любому врагу, осмелившемуся напасть на город. Прежние племенные законы арабов и евреев были заменены основным принципом "правосудия для всех", независимо от социального положения, цвета кожи и вероисповедания.

Став правителем города-государства и овладев несметным богатством и влиянием. Пророк тем не менее никогда не жил, как царь. Его жилище состояло из простых глиняных домиков, выстроенных для Его жен; у Него никогда не было даже собственной комнаты. Неподалеку от домиков располагался двор с колодцем - место, которое отныне стало мечетью, где собираются правоверные мусульмане.

Почти вся жизнь пророка Мухамеда прошла в постоянной молитве и в наставлении верующих. Кроме пяти обязательных молитв, которые Он проводил в мечети, Пророк много времени уделял уединенной молитве, а иной раз и большую часть ночи посвящал благочестивым размышлениям. Его жены совершали вместе с Ним ночную молитву, после которой они удалялись в свои покои, а Он многие часы продолжал молиться, ненадолго засыпая к концу ночи, чтобы вскоре проснуться к предрассветной молитве.

В марте 628 года Пророк, мечтавший о возвращении в Мекку, решил воплотить Свою мечту в реальность. Он отправился в путь с 1400 последователями, совершенно безоружными, в паломнических одеяниях, состоявших из двух простых белых покрывал. Однако последователям Пророка было отказано во въезде в город, несмотря на то, что многими гражданами Мекки исповедовался ислам. Во избежание столкновений паломники принесли свои жертвы вблизи Мекки, в местности, называемой Худайбийа.

В 629 году пророк Мухамед приступил к планам мирного овладения Меккой. Перемирие, заключенное в местечке Худайбийа, оказалось недолговечным, и в ноябре 629 года мекканцы напали на одно из племен, состоявшее в дружественном союзе с мусульманами. Пророк двинулся на Мекку во главе 10 000 человек, самой огромной армии, которая когда-либо покидала Медину. Они расположились вблизи Мекки, после чего город сдался без боя. Пророк Мухамед с триумфом вошел в город, сразу же направился к Каабе и семижды совершил ритуальное обхождение вокруг нее. Затем Он вошел в святыню и разрушил всех идолов.

Лишь в марте марте 632 года пророк Мухамед совершил Свое единственное полноценное паломничество к святыне Каабы, известное как Хаджат аль-Вида (Последнее паломничество). Во время этого паломничества Ему были посланы откровения о правилах хаджа, которым и по сей день следуют все мусульмане. Когда Пророк достиг горы Арафат для "предстояния перед Аллахом", Он провозгласил Свою последнюю проповедь. Уже тогда Мухамед был тяжело болен. Он продолжал по мере сил руководить молитвами в мечети. Улучшения в болезни не было, и Он слег окончательно. Ему было 63 года. Известно, что последними Его словами были: "Мне уготовано в Раю пребывание среди самых достойнейших". Его последователи с трудом верили, что Пророк мог умереть, как простой человек, но Абу Бакр напомнил им слова откровения, произнесенные после битвы при горе Ухуд:
"Мухамед только посланник. Нет уже теперь посланников, которые были некогда прежде него;
если и он умрет или будет убит, то ужели вы обратитесь вспять?" (Коран, 3:138).

Пророк Мухаммед родился в 570 году, на пять веков позже Христа. Это последний «общепризнанный» мессия, принесший в мир новую религию. Мормон на подобный статус претендовать все же не может.

Мухаммед и рождение ислама

В Саудовской Аравии, где родился пророк Мухаммед, это имя знает каждый. И не только там. Сейчас учение пророка известно во всем мире.

Каждый мусульманин и многие представители других религий знают, в каком городе родился пророк Мухаммед. Мекка ежегодно служит местом паломничества для миллионов правоверных магометан.

Не все разделяют эту веру, но человека, который никогда не слышал бы о Мухаммеде и исламе, найти трудно.

Великий учитель, принесший в мир новую весть, занимает в сердцах мусульман то же место, что и Иисус - в сердцах христиан. Здесь же кроются истоки вечного конфликта мусульманской и христианской религии. Уверовавшие в Христа порицали иудаистов, не признавших Иисуса мессией и оставшихся верным предков. Мусульмане, в свою очередь, приняли учение мессии Мухаммеда и не одобряют взглядов ортодоксальных, по их мнению, христиан, не прислушавшихся к благой вести.

Варианты написания имени пророка

Каждый мусульманин знает, в каком городе (Магомет, Мухамад).

Такое большое количество вариантов прочтения одного и того же имени объясняется тем, что произношение арабов несколько отличается от привычного славянскому уху, и передать звучание слова можно только приближенно, с погрешностям. Версия «Магомет» - вообще классический галлицизм, заимствованный из европейской литературы, то есть имело место двойное искажение.

Впрочем, так или иначе, это имя узнаваемо в любой версии написания. Но классическим общепринятым вариантом остается все же «Мухаммед».

Мусульманство, христианство и иудаизм

Нужно отметить, что мусульмане не оспаривают учение Христа. Они почитают его как одного из пророков, но считают, что приход Мухаммеда так же изменил мир, как 500 лет назад его изменил сам Христос. Более того, мусульмане считают священными книгами не только Коран, но и Библию, и Тору. Просто Коран в этом вероучении занимает центральное место.

Мусульмане утверждают, что даже говорящие о приходе мессии, имели в виду не Иисуса, а именно Магомета. Они ссылаются на книгу Второзакония, глава 18, стихи 18-22. Там говорится о том, что посланный богом мессия будет таким же, как Моисей. Мусульмане указывают на очевидные несоответствия между Иисусом и Моиссем, при том что биографии Моисея и Мухаммеда определенным образом схожи. Моисей был не просто религиозным деятелем. Он был патриархом, видным политиком и властителем в буквальном смысле. Моисей был богат и успешен, у него была большая семья, жены и дети. Действительно, в этом отношении Мохаммед похож на него намного больше, чем Иисус. К тому же Иисус был зачат непорочно, чего нельзя сказать о Мухаммед родился в городе Мекке, и там все знали, что его появление на свет было абсолютно традиционным - таким же, как и у Моисея.

Впрочем, противники этой теории отмечают, что там же говорится, что мессия будет происходить «из братьев», а так древние евреи могли говорить только о соплеменниках. В Аравии же, где родился пророк Мухаммед, никаких евреев не было и не могло быть. Мухаммед происходил из достойной уважаемой арабской семьи, но братом древним евреям он быть не мог, о чем прямо сказано в том же

Рождение пророка

В VI веке в Саудовской Аравии, где родился пророк Мухаммед, большинство населения было язычниками. Они поклонялись многочисленным древним богам, и только отдельные кланы были убежденными монотеистами. Именно в таком, исповедующем монотеизм, клане Хошим, принадлежащем к племени Курайш, и появился на свет пророк Мухаммед. Его отец скончался до рождения ребенка, мать умерла, когда мальчику было всего шесть. Воспитанием маленького Мухаммеда занимался дед, Абд аль-Муталлиб, уважаемый патриарх, прославившийся своими мудростью и благочестием. В детстве Мухаммед был пастухом, затем его забрал к себе дядя, состоятельный торговец. Мухаммед помогал ему вести дела, и однажды, совершая сделку, он познакомился с богатой вдовой по имени Хадиджа.

Благовещение

Молодой торговец оказался не только привлекательным внешне. Он был умен, честен, правдив, набожен и доброжелателен. Мухаммед понравился женщине, и она предложила ему вступить в брак. Молодой человек согласился. Они прожили много лет в счастье и согласии. Хадиджа родила Мухаммеду шестерых детей, а он, несмотря на традиционную в тех местах полигамию, не брал себе других жен.

Этот брак принес Мухаммеду благосостояние. Он смог больше времени уделять благочестивым мыслям и часто уединялся, размышляя о боге. Для этого он часто уходил из города. Однажды он направился к горе, где особенно любил размышлять, и там пораженному мужчине явился ангел, принесший откровение божие. Так мир впервые узнал о Коране.

После этого Мухаммед посвятил свою жизнь служению богу. Поначалу он не решался проповедовать публично, просто беседовал с теми людьми, которые проявляли интерес к этой теме. Но позже высказывания Мухаммеда становились все смелее, он выступал перед людьми, рассказывая им о новой благой вести. Там, где родился пророк Мухаммед, его знали как человека, несомненно, религиозного и честного, но подобные высказывания не нашли поддержки. Слова нового пророка и непривычные обряды казались арабам странными и смешными.

Медина

Пророк Мухаммед родился в городе Мекка, но его родина не приняла его. В 619 году Хадижда, любимая жена Мухаммеда и его верный сторонник, умерла. Больше ничто не держало его в Мекке. Он оставил город и направился в Йасриб, где уже обитали убежденные мусульмане. По пути на пророка было совершено покушение, но он, будучи опытным путешественником и бойцом, спасся.

Когда Мухаммед прибыл в Йасриб, его встретили восхищенные граждане и передали ему верховную власть. Мухаммед стал правителем города, который вскоре переименовал в Медину - Город Пророка.

Возвращение в Мекку

Несмотря на свой титул, Мухаммед никогда не жил в роскоши. Он и его новые жены поселились в скромных хижинах, где пророк говорил с людьми, просто сидя в тени у колодца.

Почти десять лет Мухаммед пытался восстановить мирные отношения с родным городом, Меккой. Но все переговоры заканчивались неудачей, несмотря на то, что в Мекке уже было довольно много мусульман. Город не принимал нового пророка.

В 629 году войска Мекки разрушили поселение племени состоявшего с мусульманами Медины в дружественных отношениях. Тогда Мухаммед во главе огромной по тем временам десятитысячной армии подошел в воротам Мекки. И город, впечатленный могуществом войска, сдался без боя.

Так Мухаммед смог вернуться в родные места.

По сей день каждый мусульманин знает, где родился пророк Мухаммед и где похоронен этот великий человек. Паломничество из Мекки в Медину считается высшим долгом каждого последователя Магомета.

День рождения пророка Мухаммеда

Мухаммед родился в Мекке 12-го числа месяца рабиуль-авваль, в год Слона (по лунному календарю). Он происходил из храброго и знаменитого племени Курайш. Дед его, Абд ал-Муттатиб, был старейшиной племени, хранителем Каабы, то есть очень почитаемым человеком. Отец его Абдулла бин Абдул Мутталиб, умер, так и не увидев своего сына. В течение 4 лет Мухаммед жил обычной жизнью мальчика из кочевого темени в аравийской степи, куда увезла его из Мекки кормилица Халима из племени Бану Саад. С матерью Аминой мальчику было суждено прожить всего два года. В 6 лет он остался полным сиротой. Вначале воспитанием будущего пророка занимался его дед Абд ал-Мутталиб, а после его смерти - дядя Абу Талиб.

В семье дяди Мухаммед вёл относительно самостоятельную жизнь, присутствуя при обсуждении важнейших общественных дел, при спорах на религиозные и моральные темы, при рассказах о торговых путешествиях, о приключениях в далёких странах, о преданиях старины и обычаях разных племён и народов. Всё это способствовало его духовному развитию.

О своём детстве и юности Мухаммед говорил впоследствии просто и лаконично: «Я был сиротой». Сирота достигает зрелости раньше других детей. Он чувствует страдания сирот и сопереживает им в жизни. В возрасте 12 лет Мухаммед совершил своё первое длительное путешествие с караваном своего дяди Абу Талиба в Сирию, выполняя посильную для своих лет работу. Продолжительное (полгода) и увлекательное путешествие позволило подростку познакомиться с разнообразными ландшафтами его родины - Аравии, ближе познать жизнь простого народа.

Примерно к 20 годам Мухаммед начал совершенно самостоятельную жизнь, без формальной опеки Абу Талиба. К этому времени полностью определился род его занятий - он был человеком, сведущим в торговле, умел водить караваны, нанимаясь к зажиточным торговцам в качестве приказчика, проводника караванов или торгового агента. По словам арабских историков, Мухаммед слыл человеком безукоризненной репутации, отличался прекрасным характером, честностью и добросовестностью, умом и сообразительностью, верностью данному слову.

В 25 лет Мухаммед женился на богатой вдове Хадидже, дочери Хувайлида. Брак их оказался на редкость счастливым. Хадиджа стала для своего мужа не только любимой женой, но и лучшим другом, советчиком и помощником на его трудном поприще пророка. Она родила ему детей: Касема, Абдуллу, Зейнаб, Рукаю, Ум-Кульсум и, наконец, Фатиму-захра («прекрасную», «блестящую»). К огромному горю родителей, сыновья их умерли в детстве, а дочери ещё при его жизни, после замужества. Только Фатима пережила отца на 6 месяцев.

Ещё во время торговых путешествий, наблюдая религиозные верования разных народов, особенно иудеев и насара (христиан), сравнивая их с идолопоклонством своих единоплеменников, Мухаммед отмечал положительные и отрицательные качества этих религий. Он много размышлял о вере, о Боге и окончательно пришёл к выводу, что Бог (Аллах) - один, и никакой идол не может его заменить. Сделанный руками людей, идол не может исполнять функции Аллаха. Поэтому язычество (поклонение идолам) - преступление перед единым Богом.

Мухаммед молился Всевышнему в полном одиночестве. В молитве он находил, по собственным словам, «истинное наслаждение». Озарения, которые периодически осеняли его, позволяли всем своим существом чувствовать живое присутствие Бога в мире и в себе самом. Это наполняло Мухаммеда чувством счастья и приводило к стремлению всеми способами углубить и упрочить веру в Бога. А для этого требовалось постоянное очищение движений души, мыслей, слов и поступков: пост, молитва и созерцание.

«Соединение верующего с Богом возвышением духа» возможно, как считал Мухаммед, лишь в молитве. И он проводил в молитве треть или даже половину ночи, не считая дневных молитв. Излюбленным местом молитв и размышлений Мухаммеда являлась расположенная в нескольких часах ходьбы от Мекки гора Хира (пустынный каменистый холм), где он чаще всего проводил весь месяц рамадан. В конце третьего года непрерывных молитв и религиозных исканий его труды увенчались успехом: к нему снизошло первое откровение Бога. В одну из ночей месяца рамадан 610 года сорокалетнему Мухаммеду на горе Хира впервые явился некто могучий и приказал ему - неграмотному! - читать, а когда Мухаммед отказался, сам прочёл ему пять строк и приказал повторить их, и строки эти врезались в сердце Мухаммеда: «Читай! Во имя Господа твоего, который сотворил человека из сгустка. Читай!» Пять коротких строк, продиктованных Мухаммеду в одну из ночей рамадана (эта ночь в дальнейшем получила название Ночи Свершения, или Ночи Могущества), содержали важнейшие сведения о сущности Бога и Его отношении к человеку. Бог в них определён как всемогущий Творец, ни на секунду не покидающий мир в своей творческой заботе - творить сложное, совершенное и прекрасное. Пример его особого всемогущества - создание самого сложного и совершенного существа на земле - человека. Щедрейший Бог является основным источником знания для человека, и это знание нисходит к человеку в виде «писания».

Откровение, полученное на горе Хира, окончательно убедило Мухаммеда в правильности сложившихся у него религиозных представлений, он уверовал в их истинность так же, как в свою пророческую миссию. Первой приняла новую веру жена Мухаммеда Хадиджа, а затем его двоюродный брат и воспитанник Али и приёмный сын Зайд. Самые близкие люди без малейших колебаний последовали за Мухаммедом, уверовав глубоко и на всю жизнь.

На первых порах проповедь новой веры проводилась втайне. Распространение учения шло очень медленно: за три года Мухаммед приобрёл всего около 40–50 сторонников. Из них он создал религиозную общину (умму), прочно сцементированную взаимным побратимством и всецело преданную ему, Мухаммеду, - духовному главе, пророку и посланнику Атлаха. За эти три года никаких новых откровений Бог не посылал. И только в конце 613 года, когда Мухаммед, закутавшись в плащ, лежал в беседке, снова прозвучал голос Всевышнего:

О завернувшийся!

Встань и увещевай!

И Господа твоего возвеличивай!

И одежды свои очисть!

И скверны беги!

И не оказывай милость, стремясь к большему!

И ради Господа твоего, терпи!

Полученное откровение содержало прямое приказание начать публичную проповедь веры. Первую публичную проповедь Мухаммед провёл с холма ас-Сада в центре Мекки перед многочисленной толпой горожан, но она не имела успеха, а когда Мухаммед объявил себя посланником Аллаха, на него посыпался град насмешек. И так повторялось каждый раз, когда появлялся Мухаммед со своей проповедью. Курайшиты не хотели признавать всемогущего Аллаха. Всю систему доказательств, выдвинутую Мухаммедом - сотворение Богом земли, человека, животных и т. д., - они считали несерьёзной. Идолопоклонники требовали от него чудес, которые подтвердили бы его превосходство и степень достоинства перед Богом. Мухаммед же считал главным чудом новой веры Коран.

Несмотря на ожесточённую полемику Мухаммеда и его немногочисленных сторонников с курайшитами-идолопоклонниками, обстановка в Мекке в течение первого года после начала публичной проповеди новой веры оставалась мирной. Но когда Мухаммед от прославления единого истинного Аллаха перешёл к прямым нападкам на языческих богов, которых почитали в храме Кааба, это вызвало переполох в Мекке. Курайшиты поняли, что против мусульман нужны решительные действия. Мухаммеду и его сторонникам запретили молиться вблизи Каабы; мекканскими верхами была организована травля Мухаммеда и его сторонников. Были случаи, когда Мухаммеда и других мусульман забрасывали камнями и грязью, а соседи украдкой выливали помои и нечистоты у порога его дома. Мухаммед жил в атмосфере неслыханных унижений, от которых его не в состоянии были защитить сторонники его учения, но пророк нашёл выход из создавшегося трудного положения - поселился там, где можно было добыть себе пропитание и укрыться от злобы курайшитов.

Так 83 мусульманина поселились в Эфиопии. Это была первая хиджра - первое переселение мусульман. Произошло это событие в 615 году, через 5 лет после начала проповеднической деятельности Мухаммеда. Но сам Мухаммед всё ещё оставался в Мекке. И только в 622 году он сам со своими близкими совершил хиджру в Медину, не выдержав всех притеснений, насмешек, преследований, которые его сопровождали в Мекке и её окрестностях.

Год переселения (хиджры) стал началом летоисчисления для всех мусульман, а группа переселившихся в Медину сторонников Мухаммеда получила наименование мухаджиров, совершивших Хиджру. С Хиджрой пришёл конец слабости и унижению, и началась эпоха величия и мощи ислама. Укрепившись в Медине, посланник Аллаха приступил к созданию своего могучего государства. Главной его целью было объединение всех арабских племён, погрязших в язычестве и бесконечной междоусобной борьбе, в единый народ, преданный исламу. В начале 624 года был составлен и принят документ, получивший название «Конституция Медины». В этом документе, который дошёл до нас в подлиннике, впервые было определено положение Мухаммеда в Медине и принципы, на основе которых осуществилось превращение разноплемённого населения оазиса в единый народ. Мухаммед не назван правителем, он признан пророком - человеком, получающим откровения от Аллаха. Медина стала сильным мусульманским центром (через несколько лет она станет столицей и главным торговым центром всех покорённых земель). Здесь была построена первая мечеть, где мусульмане молились все вместе. Слава о Мухаммеде и его вере распространилась далеко за пределы Медины. Но Мекка, которой правил мстительный Абу Суфиан, по-прежнему была враждебна мусульманам. Мухаммеду во главе мусульманского войска пришлось участвовать в разных военных конфликтах (сражения при Бадре и Ухуде), чтобы образумить курайшитов военной силой и доказать им могущество Ислама. В 630 году Мухаммед торжественно въехал в покорённую им Мекку. Племенная знать курайшитов сочла за благо не продолжать спор. Храм Кааба в Мекке стал главной святыней ислама.

Пророк умер в 632 году в Медине, где и похоронен.

Праздник рождения пророка Мухаммеда - маулид (или маулуд) ан-наби отмечается 12-го рабиуль-авваля. Маулид отмечается во всём мусульманском мире. В его ходе обязательным элементом является декламация стихов, прославляющих пророка, и рассказы о его жизни.

Жизнеописание пророка стало в ранней мусульманской литературе и историографии особым жанром. Этот жанр получил название «сира», что означает «дорога», «путь», «образ жизни». Основу его составили хадисы (собрания текстов, содержащих высказывания Мухаммеда).

Особый праздник в Малайзии

В 12-й день 3-го месяца мусульманского календаря - месяца рабиул-аввал - малайцы отмечают День рождения Мухаммеда - праздник Маулуд Наби, в котором нашёл отражение культ основателя ислама (маулуд - рассказ о рождении Мухаммеда). В честь Дня рождения Мухаммеда месяц рабиул-аввал получил название булан маулуд - «месяц маулуд».

Как и в других религиозных праздниках мусульман, значительную часть Маулуд Наби составляет религиозное шествие.

Удары гонга возвещают о времени сбора. К мечети стекаются колонны верующих: празднично одетые мужчины в тёмных шапочках (сонгкок), в светлых, отутюженных рубашках со стоячим воротничком, поверх брюк надета короткая юбка (сонгкет) из ткани, вытканной вручную и расшитой золотыми и серебряными нитями. Женщины - в национальных длинных блузах до колен и ярких саронгах (баджу куронг).

Перед входом в мечеть все разуваются, омывают, шепча молитвы, руки, лицо и ноги, и проходят внутрь. Мужчины рассаживаются рядами в первом зале, расстелив принесённые с собой из дому молитвенные коврики из бархата с вытканными изречениями из Корана.

Дальняя от михраба отдельная комната отведена для женщин и детей, которые приходят вместе с ними. Перед тем как войти в молельню, после омовения женщины меняют праздничную одежду на белый балахон, который оставляет открытыми только кисти рук.

Молебен открывает мусульманский священник в длинном и лёгком хитоне и небольшой белой чалме. Служба начинается с чтения Корана. Громкоговоритель разносит голос имама по всей мечети. Служитель сидит к михрабу и, произнося молитвенные тексты, то вздымает вверх руки, то бьёт поклоны, нагибаясь вперёд до прикосновения лба с полом. Сидящие сзади повторяют за ним вполголоса слова молитвы и все его движения.

В крупных населённых пунктах для выступлений с проповедями приглашают известных мусульманских деятелей.

В небольших деревнях около молебен (сурао) устраиваются в честь рождения пророка театрализованные представления под аккомпанемент больших барабанов цилиндрической формы. Рассказчики повествуют о жизни Мухаммеда. История жизни пророка переплетается с мифическими сюжетами и мотивами; хотя сам Мухаммед, как известно, не приписывал себе способности творить чудеса, поздние традиции ислама не лишены сюжетов, в которых повествуется о личных чудодейственных деяниях пророка. В представлениях участвует хор. Запевалы произносят какую-то арабскую фразу, её подхватывает хор голосов. Повторы фраз и куплетов чередуются в определённом ритме, что зачастую приводит к созданию обстановки экзальтации; иногда юноши разыгрывают мимические сценки из жизни пророка.

В одном из описаний праздника Маулуд Наби, принадлежащем непосредственному его участнику, отмечалось, что в Джелебу, административном районе Негри Сембилан, для того чтобы отметить праздник, объединились две соседние деревни. Был организован совместный праздничный стол; жителей деревень приветствовали известные религиозные проповедники, приехавшие из города по приглашению односельчан; вечером состоялся праздничный концерт с участием профессиональных актёров и школьников, программа которых была подготовлена к празднику под руководством учителей и представителей местной администрации.

В последние годы всё чаще к подобного рода праздникам, особенно ко дню рождения пророка, жители малайских деревень приурочивают свадьбы, которые играют, как правило, на следующий после праздничного торжества день. В этом случае семейное событие превращается в общественно значимое. Кроме того, в сознании деревенских жителей праздник Маулуд Наби тесно связан с адатом как часть традиционного уклада малайцев.

Пять обязанностей мусульманина

На мусульманина Аллах возложил пять обязанностей: вера - шахада, молитва - салат, пост - саум, милосердие - садак и хадж.

Хадж - паломничество в Мекку, поклонение священному Чёрному Камню - Каабе - самая почётная из них. И самая трудная: не каждый вынесет тяготы путешествия, да и для многих это слишком дорого. Кому удаётся совершить хадж, имеют право на титул «хаджи» и ношение зелёной чалмы.

Об истории Каабы рассказывают древние мусульманские предания.

…Первое святилище на земле - Каабу - воздвиг Адам. На седьмом небе, под самым престолом Аллаха, находится величественный храм, который называется в Коране Домом посещаемым. Там ангелы совершают богослужения. Посещаемым он называется потому, что каждый день его посещают более семидесяти тысяч ангелов. Проведя в Доме сутки, они покидают его и больше не возвращаются.

Изгнанный из рая Адам не смог больше слушать молитвы ангелов. Он попросил у Бога разрешение создать земное подобие небесного храма. Аллах внял молитве Адама и послал к нему ангелов, которые указали место возведения святилища. Оно оказалось в Мекке. Знаменитый Чёрный камень, вмурованный в угол внешней стены Каабы, был дарован Адаму Аллахом. Это был белый райский яхонт. В нём можно было увидеть рай. Чёрным он стал из-за порочности и грехов людей. Во время паломничества люди, желая приобщиться к святости Чёрного камня, целуют его или прикасаются к нему.

По другим преданиям, во время всемирного потока Кааба была поднята на воздух и затем разрушалась. Но верные слуги Аллаха - архангелы помогли найти преданных людей, которые восстановили святыню.

Хадж - странствие, совершаемое для поклонения Истинному, единому Богу в Каабе, - обязателен для всех мусульман. Паломничество очищает душу от грехов и приносит блаженство в будущей жизни.

Обычно паломники прибывают в саудовский город Джидда, откуда начинается сам хадж. Добираются туда всеми возможными видами транспорта, чаще всего - самолётом. Некоторую часть билетов оплачивает король Саудовской Аравии, тем самым приумножая добрые дела. Он ведь «шериф» - хранитель священных городов Мекка и Медина, и потому обязанности по поддержанию порядка, по питанию и оказанию медицинской помощи паломникам ложатся на саудовцев.

В Джидде паломник снимает с себя обычную одежду и надевает одеяние из двух кусков несшитой ткани: полотно для бёдер и накидку на плечи. Возможно, обычай этот происходит оттого, что святые города - место мира, а пользоваться саблями и кинжалами, когда приходится поддерживать одежду, невозможно.

От Джидды до Мекки - 90 км. Идя по Мекке, паломники произносят предписанные молитвы. Подойдя к Чёрному камню, укреплённому в одной из граней Каабы, паломник целует его и обходит вокруг гигантского храмового кубка семь раз: первые три - быстро, а последние четыре - медленно. Потом нужно пробежать меж двух холмов. Тот, кто по старости или увечью не в силах бежать, может нанять тележку, которую катят специальные люди.

В последний день хаджа в долине (15 км от Мекки) паломники собираются на холме и ждут темноты. На следующий день бьют камнями в Мине два каменных столба - символы шайтана и идолопоклонничества. Поскольку происходит это на праздник Ид-аль-Аддха, известный мусульманам нашей страны как Курбан-Байрам, что означает Праздник жертвоприношения, приносят жертвы Аллаху - верблюда, барана, козла. Их покупают тут же, и они должны быть лишены недостатков. Убивают их по строгим правилам, направив голову в сторону Каабы (в других странах - в сторону Мекки), стремясь, чтобы животному было причинено как можно меньше страданий. Большую часть мяса раздают бедным.

Территория Мекки и Медины и по сей день считается священной - запретной для немусульман. В прошлом некоторые европейцы пытались проникнуть туда под видом паломника. Такие попытки, сопряжённые с большим риском, часто заканчивались трагически для этих людей. Несмотря на прекрасное знание арабского языка и правил хаджа, ошибки при соблюдении обрядовых тонкостей были неизбежны. Нарушителей ждала смертная казнь.

Из книги Большая книга афоризмов автора

День рождения. Именины См. также «Гости. Гостеприимство», «Подарки» Что сделать с человеком, который первым стал праздновать день рождения? Убить - мало. Марк Твен Только дурак может праздновать годы приближения смерти. Джордж Бернард Шоу Средний возраст: когда все, что

Из книги 100 великих некрополей автора Ионина Надежда

СМЕРТЬ ПРОРОКА МУХАММЕДА В 630 году пророк Мухаммед торжественно въехал в родную Мекку - священный город, откуда он, гонимый и беспомощный, бежал в Медину 8 лет назад. А теперь купеческая Мекка лежала у его ног. Шествие пророка на поклонение святыням было величественным и

Из книги 100 магнитоальбомов советского рока автора Кушнир Александр

Машина времени День рождения (1978) сторона A ИзбавлениеДень рожденияПосвящение хорошему знакомомуТы или яДевятый валсторона BПолный штильМарионеткиМаскиФлаг над замкомГимн заборуСамая тихая песняСторона CБелый деньДень гневаПесня о капитанеПесня о скрипаче, который

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

С каким событием связан день рождения Санкт-Петербурга? День рождения Санкт-Петербурга – 27 мая. В этот день 1703 года под гром пушек и огни фейерверков на Заячьем острове была заложена Петропавловская крепость (первоначальное название Санкт-Питер-Бурх). Назначением

Из книги Красно-синий – самый сильный! автора Целых Денис

Из книги Справочник православного человека. Часть 2. Таинства Православной Церкви автора Пономарев Вячеслав

Из книги Рок-энциклопедия. Популярная музыка в Ленинграде-Петербурге, 1965–2005. Том 1 автора Бурлака Андрей Петрович

Из книги Всеобщая история религий мира автора Карамазов Вольдемар Данилович

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ Группа ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ родилась на свет осенью 1977 года в стенах Ленинградского электротехнического института, с самого начала играла собственные песни, в которых соединяла элементы рок-н-ролла, бита, блюза и кантри, и – наряду с ПАТРИАРХАЛЬНОЙ ВЫСТАВКОЙ

Из книги Большая книга мудрости автора Душенко Константин Васильевич

Из книги 500 возражений с Евгением Францевым автора Францев Евгений

Гости. Гостеприимство См. также «День рождения. Именины» Нет в жизни звука более захватывающего, чем стук в дверь. Чарлз Лэм До близких далеко, до далеких близко, – вот и ходишь к далеким. Эмиль Кроткий Всегда приятно не прийти туда, где тебя ждут. Приписывается Оскару

Из книги 100 возражений. окружение автора Францев Евгений

День рождения. Именины См. также «Гости. Гостеприимство», «Подарки» Что сделать с человеком, который первым стал праздновать день рождения? Убить – мало. Марк Твен Только дурак может праздновать годы приближения смерти. Джордж Бернард Шоу Средний возраст: когда все,

Из книги автора

Подарки См. также «День рождения. Именины», «Цветы» Подарки ко дню рождения делятся на две категории: те, которые нам не нравятся, и те, которых мы не получили. NN* Почему так трудно купить подарок, которой выглядел бы на столько, сколько он стоил на самом деле? Янина

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

49. Я не приду на твой День рождения, т. к. там будет неприятный человек Намерение: ты хочешь, чтобы тебе было там комфортно? Так и будет.Переопределение: там будут разные люди, и все придут меня поздравить.Разделение: но один бокал за меня ты можешь поднять?

Из книги автора

56. Я не пойду к ней на День рождения, т. к. не знаю, что подарить Намерение: ты хочешь произвести хорошее впечатление? Поищи еще.Переопределение: может, пока и не самые хорошие идеи, но можешь еще подумать.Разделение: по магазинам пройдись. Может, найдется

В 570 г. Происходит из рода хашим племени курайш, которое имело большое политическое и экономическое влияние в городе. О Его ранних годах известно мало, в основном то, что содержится в Коране и в жизнеописаниях (сира). Отец Мухаммада - небогатый торговец Абдаллах ибн ал-Мутталиб - умер в 570 г. в результате несчастного случая во время торговой поездки еще до сына. Мать Мухаммада, Амина, умерла, когда Ему исполнилось шесть лет. Мухаммада взял на воспитание Его дед, Абд ал-Мутталиб, а через два года, когда умер и дед, опеку над Мухаммедом взял Его дядя, Абу Талиб. Находясь в Абу Талиба, Мухаммад сначала пастушествовал, затем изучал торговое дело.
С юных лет Он отличался благочестием, набожностью, честностью. Со временем Мухаммад стал участвовать в торговых делах Абу Талиба. Окружающие полюбили юношу за справедливость и рассудительность и почтительно называли Амин (Заслуживающий Доверия). Первые впечатления об окружающем мире Мухаммад получил в поездках с Абу Талибом по торговым делам. Репутация надежного человека, опыт в торговле и караванном деле позволили ему получить работу у богатой вдовы , на которой потом женился.

Новое социальное положение позволило Мухаммаду проводить больше времени в и размышлениях. Он удалялся в горы, окружавшие Мекку, и надолго уединялся там. Особенно Ему полюбилась пещера горы Хира, возвышающейся над Меккой. В 610 г., когда Мухаммаду исполнилось 40 лет, во время одного из таких уединений он получил первое Откровение о речениях книги, известной ныне как Коран. В нахлынувшем внезапно видении перед ним предстал Джибрил и, указав на появившиеся извне слова, повелел произнести их вслух, выучить и передать людям. Это событие произошло в конце и получило название Лайлат ал-Кадр (Ночь могущества, Ночь славы). Точная дата события неизвестна, но отмечают его 27 Рамадана. Первыми Мухаммаду явились пять стихов 96-й , со слов: «Читай! Во имя Господа твоего». Затем послания, от первого Откровения до последнего, приходили Мухаммаду всю Его жизнь (в течение 23 лет). Посредником в передаче Откровений всегда был Джибрил. Через него пришло и повеление нести Слово Божие людям. Мухаммад уверился в том, что он избран в качестве посланника и пророка, чтобы нести людям истинное слово , бороться с многобожниками, провозглашать единственность и величие Аллаха, предупреждать о грядущем воскрешении мертвых, и наказании в аду всех, кто не уверовал в Аллаха.

Вокруг Мухаммада собралась небольшая группа последователей, но большинство мекканцев встретило его , где Он рассказывал о едином Боге, Аллахе, о Судном дне, рае и аде, насмешками. Мекканская олигархия оказывала сопротивление Его реформам, поскольку произносимые Им проповеди подрывали их политическое и социальное влияние в Хиджазе, отрицательно сказывались на благосостоянии мекканцев, и в частности , поскольку утверждение веры в единого Бога наносило удар по многобожию и по доверию к идолам святилища , что привело бы к уменьшению числа паломников и, соответственно, доходов, получаемых от . Преследования со стороны мекканской верхушки вынудили сторонников учения бежать в Эфиопию. Мухаммад же был под защитой своего рода и продолжал проповедовать о всемогуществе Аллаха, доказывал справедливость своих претензий на пророчество.

В Медине

После смерти дяди Мухаммада Абу Талиба, его главного покровителя, новый глава рода отказал ему в поддержке.
Мухаммад был вынужден искать помощь вне Мекки. Около 620 г. он вступил в тайное соглашение с группой жителей Ясриба, крупного земледельческого оазиса к северу от Мекки. Жившие там языческие племена и племена, принявшие иудаизм, устали от затянувшихся междоусобиц и были готовы признать пророческую миссию Мухаммада и сделать его третейским судьей, чтобы наладить мирную жизнь. Сначала в Ясриб из Мекки переселилось большинство сподвижников, а затем в июле (по другой версии - в сентябре) 622 г. и сам пророк. Город стал позднее называться (Мадинат ан-Наби - Город пророка), а от первого дня года переселения пророка () мусульмане ведут свое летосчисление.
Мухаммад получил значительную политическую власть в городе. Его опорой стали мусульмане, пришедшие из Мекки (), и мединские новообращенные в ислам (). Мухаммад рассчитывал также на поддержку местных иудеев, но они отказались признать в нем пророка. Скрытыми и открытыми союзниками иудеев стали и некоторые ясрибцы, принявшие ислам, но недовольные правлением (в Коране они названы , т.е. лицемерами).
В Медине пророк осуждал иудеев и христиан за забвение ими истинных заветов Бога и их пророков. Первостепенное значение приобрела мекканская святыня Кааба, к которой верующие стали обращаться во время молитвы (кибла). В Медине была построена первая , установлены правила молитвы и поведения в быту, ритуалы бракосочетания и погребения, порядок сбора средств на нужды общины, порядок наследования, дележа имущества и предоставления кредита. Были сформулированы основные принципы религиозного учения и организации общины. Они были выражены в откровениях, вошедших в Коран.

Укрепившись в Медине, Мухаммад начал вести борьбу с мекканцами, не признавшими его пророчеств. В первые годы, предшествовавшие распространению ислама по территории всей Аравии, Мухаммад последовательно принял участие в трех важнейших сражениях, которые выдвинули его на первое место как политического лидера. Это битва при (624) - первая, одержанная мусульманами победа; битва при (625), завершившаяся полным разгромом войска Мухаммада; и осада Медины тремя мекканскими армиями (под командованием Абу Суфьяна из рода ), которая завершилась провалом для осаждающих и позволила Мухаммаду укрепить свое положение как политического и военного лидера в городе и в Аравии в целом.
Связь Мекки с внутренней мединской оппозицией вызвала решительные меры. Многие из противников пророка были уничтожены, иудейские племена изгнаны из Медины. В 628 г. большое мусульманское войско во главе с самим пророком двинулось в сторону Мекки, но до военных действий дело не дошло. В местечке Худайбийа состоялись переговоры с мекканцами, завершившиеся перемирием. Через год пророку и его сподвижникам было разрешено совершить малое паломничество в Мекку.
Власть пророка крепла, многие мекканцы открыто или тайно переходили на его сторону. В 630 г. Мекка без боя сдалась мусульманам. Вступив в родной город, пророк разрушил находившиеся в Каабе идолы и символы за исключением «черного камня». Однако после этого пророк Мухаммад продолжал жить в Медине, лишь однажды, в 10/623 г. совершив «прощальный» (Хиджжат ал-Вада) в Мекку, во время которого Ему были посланы откровения о правилах хаджжа. Победа над мекканцами укрепила его авторитет во всей Аравии. Многие аравийские племена заключили с пророком договор о союзе и приняли ислам. Значительная часть Аравии оказалась в составе религиозно-политического союза, возглавляемого Мухаммадом, который готовился распространить власть этого союза на север, в и Сирию, однако в 632 г. он, не оставив мужского потомства, умер в возрасте 63 лет в Медине, 12 раби’ ал-аввала, 10 года хиджры на руках у любимой жены Аиши. Похоронен пророк Мухаммад в Мединской мечети Пророка (ал-Масджид ан-Наби). После смерти Мухаммада общиной управляли - заместители Пророка. Дочь Фатима вышла замуж за его ученика и двоюродного брата Али ибн Абу Талиба. От их сыновей Хасана и Хусейна происходят все потомки пророка, которых в мусульманском мире называют и .

В Медине Мухаммад создал теократическое государство, в котором каждый должен был жить по законам ислама. Он выступал одновременно в роли основателя религии, дипломата, законодателя, военачальника и главы государства.

Семья

В возрасте 25 лет Мухаммад женился на Хадидже бинт Хувайлид ибн Асад, которой в то время было уже за сорок. Но, несмотря на разницу в возрасте, их супружеская жизнь была счастливой. Хадиджа родила Мухаммаду двух мальчиков, которые умерли в младенчестве, и четырех дочерей. По имени одного из сыновей, Касима, Пророка называли Абу-л-Касим (отец Касима); имена дочерей: Зайнаб, Рукайа, Умм Кулсум и Фатима. Пока была жива Хадиджа, Мухаммад не брал себе других жен, хотя полигамия была среди арабов обычным явлением.

Значение

Ислам признает Мухаммада обычным человеком, который превосходил других своей религиозностью, но не обладал никакими сверхъестественными способностями и, что особенно важно, божественной природой. В Коране неоднократно подчеркивается, что он такой же человек, как и все. Для ислама Мухаммад - эталон «совершенного человека», его жизнь считается образцом поведения для всех мусульман. Он считается «печатью» пророков, т. е. замыкающим звеном в ряду пророков, представленных Моисеем, Давидом, Соломоном и . Его миссия заключалась в том, чтобы завершить начатое Авраамом дело.

Мухаммад был исключительной личностью, вдохновенным и преданным своему делу проповедником, умным и гибким политиком. Личные качества пророка стали важным фактором того, что ислам превратился в одну из самых влиятельных мировых религий.
Всю свою жизнь Мухаммад посвятил служению , в частности, он упрекал христиан в том, что они почитают Троицу и, следовательно, не являются монотеистами в строгом смысле, не хранят верность учению самого Иисуса, который никогда не притязал на божественность.

Мнения

Сведения о Мухаммеде, которые можно найти в Коране, сире или , дают лишь намек на глубину и величие Его личности. Поздние исламские биографии носят агиографический характер и, как правило, основаны на арабских первоисточниках. В некоторых общинах Южной Азии на празднике в честь дня рождения Пророка (см. Маулид ан-Наби) читаются поэтические биографии Мухаммада, в которых ощущается определенное влияние индусов.
До недавнего времени биографии Мухаммада, публикуемые на Западе, показывали Его как личность неоднозначную, не внушающую ни симпатии, ни уважения. Редко, но можно встретить книги, представляющие Мухаммада в ином свете. В настоящее время в академических работах западных ученых-исламистов наблюдается тенденция представить образ Пророка более объективно и позитивно.

Допророческий период

Рождение

Пророк Мухаммед родился, по мнению ряда учёных, 20 (22) апреля 571 года в год слона, перед наступлением зари, в понедельник. Также многие источники указывают 570 год. Согласно некоторым преданиям, это произошло в 9 день месяца Раби аль-авваль в год Слона, в год неудачного похода Абрахи на Мекку, или в 40 г. правления персидского шаха Ануширвана.

Детство

Мухаммед был передан согласно обычаю кормилице Халиме бинт Аби Зу’айб, несколько лет жил в её семье в кочевом племени бедуинов Бану С’ад. В 4 года он был возвращён обратно в семью. В 6 лет Мухаммед потерял мать. Он выехал с ней в Медину на могилу отца, её сопровождали опекун Абд аль-Мутталиб и служанка Умм Айман. На обратном пути Амина заболела и умерла. Мухаммеда взял к себе дед Абд аль-Мутталиб , но через два года он тоже умер. После смерти Абд аль-Мутталиба Мухаммеда взял дядя по отцу Абу Талиб , который был очень беден. В 12 лет Мухаммед пас овец Абу Талиба , потом стал участвовать в торговых делах своего дяди.

Некоторые предания, связанные с рождением, детством и юностью Мухаммеда носят религиозный характер и для светского учёного идеологически не имеют исторической ценности. Однако, эти предания для мусульманских биографов Мухаммеда, в частности первых веков ислама, многие из который сами собирали материал и проверяли его на достоверность, колоссальные труды которых и составляют главный исторический источник для сегодняшних ориенталистов , являются не менее важными и достоверными (если эта достоверность доказана), как и другие, в целом признаваемые учёными-немусульманами.

В детстве с Мухаммедом произошёл случай, когда несторианский монах по имени Бахира предсказал ему великую судьбу . Абу Талиб поехал с караваном в Сирию, а Мухаммед, который был тогда ещё мальчиком, привязался к нему. Караван остановился в Бусре, где в келье жил монах Бахира, который был христианским учёным. Раньше, когда они проезжали мимо него, он не разговаривал с ними и вообще не появлялся. Утверждают, что сначала монах увидел Мухаммеда, над которым было облако, покрывающее его своей тенью и выделявшее его среди остальных. Потом он увидел, что тень облака упала на дерево, а ветки этого дерева склонились над Мухаммедом. После этого Бахира оказал гостеприимство курайшитам, удивив их этим. Когда он смотрел на Мухаммеда, то пытался увидеть особенности и признаки, которые сказали бы ему о том, что перед ним действительно будущий пророк. Он расспрашивал Мухаммеда о его снах, внешности, делах и всё это совпадало с тем, что знал Бахира из описания пророка. Также он увидел печать пророчества между плечами именно на том месте, где она, по его сведениям, должна была быть. Потом монах сказал Абу Талибу , что тот должен беречь Мухаммеда от иудеев, так как если они узнают о том, о чём узнал он сам, то будут оказывать враждебные действия.

Женитьба на Хадидже

До Мухаммеда она была замужем два раза. Мухаммед испытывал к ней сильную любовь как при жизни, там и после её смерти, о чём говорят многие хадисы, когда резал овцу, посылал часть мяса её подругам. Кроме того, он говорил, что наилучшая женщина миссии Исы была Марьям (Мария дочь Имрана, мать Иисуса), а наилучшей женщиной его миссии была Хадиджа. Аиша же говорила, что ревновала Мухаммеда только к Хадидже, хотя той и не было в живых, а однажды, когда она воскликнула «Опять Хадиджа?», Мухаммед был недоволен и сказал, что Всевышний наделил его сильной любовью к ней. .

Основные события из жизни

В этом периоде, согласно арабским источникам, можно выделить следующее:

Мекканский период пророческой миссии

Тайная проповедь

Основная статья: Начало пророческой миссии Мухаммеда

Пещера на горе Хира

Когда Мухаммеду исполнилось сорок лет, началась его религиозная деятельность (в исламе пророческая миссия, посланническая миссия).

Сначала у Мухаммеда появилась потребность в аскетизме, он стал уединяться в пещере на горе Хира, где поклонялся Аллаху . Также он начал видеть вещие сны. В одной из таких ночей уединения к нему явился ангел Джабраил , посланный Аллахом , с первыми аятами Корана . В течение первых трёх лет, он вёл свою проповедь тайно. Люди начали постепенно вступать в ислам, сначала это были жена Мухаммеда Хадиджа и ещё восемь человек, среди которых будущие халифы Али и Усман .

Открытая проповедь

С 613 года жители Мекки стали принимать ислам группами, как мужчины, так и женщины и пророк Мухаммед стал открыто призывать к исламу. В Коране так сказано об этом: «Провозгласи то, что тебе велено, и отвернись от многобожников.»

Курайшиты начали оказывать враждебные действия Мухаммеду, открыто критиковавшему их религиозные взгляды, и новообращённым мусульманам. Мусульман могли оскорблять, забрасывать камнями и грязью, избивать, подвергать голоду, жажде, зною, угрожать смертью. Всё это сподвигло Мухаммеда на принятие решения о первом переселении мусульман.

Местоположение Абиссинии (Эфиопия)

Хиджра в Эфиопию - первая хиджра (переселение) в истории ислама, датирующаяся 615 г. Сам Мухаммед не участвовал в ней, оставшись в Мекке и призывая к исламу. Негус гарантировал безопасность религии мусульман.

Смерть Абу Талиба и Хадиджи

Эти два события случились в один год (619 г.). Смерть Абу Талиба произошла за три года до переселения (хиджры) в Медину. Так как Абу Талиб защищал Мухаммеда, давление курайшитов с его смертью усилилось. В месяце Рамадане того же года, через два или три месяца после смерти Абу Талиба (указывается также, что прошло 35 дней , умерла и первая жена Мухаммеда (все жёны Мухаммеда носили статус «мать правоверных») Хадиджа. Этот год Мухаммед назвал «годом печали».

Переселение в ат-Таиф

Основная статья: Переселение Мухаммеда в Ат-Таиф

На переднем плане дорога в ат-Таиф, на заднем - горы ат-Таифа (Саудовская Аравия).

Из-за того, что после смерти Абу Талиба притеснение и давление в сторону Мухаммеда и остальных мусульман со стороны курайшитов заметно возросло, Мухаммед принял решение искать поддержки в ат-Таифе, расположенном в 50 милях к юго-востоку от Мекки у племени Сакиф. Это произошло в 619 году. Он хотел, чтобы они приняли ислам . Однако в Ат-Таифе его грубо отвергли.

Ночное путешествие в Иерусалим

Мечеть аль-Акса

Ночное путешествие Мухаммеда - это перенесение из мечети Аль-Харам в мечеть аль-Акса - священный дом (Иерусалим) от Илии. Считается одним из самых значимых и глубоко символичных событий в жизни Мухаммеда. К тому моменту ислам был уже распространён среди курайшитов и других племён. Согласно хадисам, Мухаммед был перенесён на верховном животном в мечеть аль-Акса, где находилась группа пророков, в числе которых были Иса , Муса , Ибрагим . Он помолился вместе с ними. Потом Мухаммед был вознесён на небо, где видел знамения Аллаха . В исламской традиции принято относить это событие к 27 раджаба 621 г. В Коране по поводу ночного путешествия Мухаммеда сказано в суре «Перенес Ночью».

Мединский период пророческой миссии

Переселение в Медину

Из-за опасности нахождения Мухаммеда и остальных мусульман в Мекке, они вынуждены были переселиться в Ясриб, который после этого стал называться Мединой. К этому моменту в Ясрибе уже приняли ислам и в подчинении Мухаммеда оказались целый город и армия. Это событие считается началом мусульманского государства, мусульмане получили необходимую им независимоcть, год хиджры стал первым годом



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Доступно в форматах: EPUB | PDF | FB2 Страниц: 352 Год издания: 2009 Дважды Герой Советского Союза В.С.Архипов прошел путь от красноармейца...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS